Деепричастный оборот примеры предложений. Обособление причастного и деепричастного оборотов Теория Причастный оборот - это причастие с зависимым словом или словами, т

ПРИЧАСТНЫЙ И ДЕЕПРИЧАСТНЫЙ ОБОРОТЫ

Подготовила учитель русского языка и литературы

МБОУ СОШ №28

Кущяк О. Г.


  • Внезапно раздавшиеся громкие крики разбудили меня и весь наш табор приютившийся у огонька. Крики отдавались в мирно спавших заводях реки. В сумерках на берегу виднелись странные группы каких-то людей. Невдалеке стояла телега запряженная лошадью спокойно ждавшей перевоза. Через полчаса нагруженный паром отвалил от берега а еще через четверть часа из-за мыса выплыл пароход ведущий большую баржу. Я устроился на палубе и любовался уголками открывавшимися с каждым поворотом реки еще окутанной синеватой мглой. (По В. Короленко )

Проверьте себя.

  • Внезапно раздавшиеся громкие крики разбудили меня и весь наш табор, приютившийся у огонька . Крики отдавались в мирно спавших заводях реки. В сумерках на берегу виднелись странные группы каких-то людей. Невдалеке стояла телега, запряженная лошадью, спокойно ждавшей перевоза. Через полчаса нагруженный паром отвалил от берега, а еще через четверть часа из-за мыса выплыл пароход, ведущий большую баржу . Я устроился на палубе и любовался уголками, открывавшимися с каждым поворотом реки, еще окутанной синеватой мглой . (По В. Короленко )

Расставьте знаки препинания, объясните их постановку.

Красиво смотреть со стороны на судно окрыленное белыми парусами грациозно плывущее по бесконечной глади морских волн. Но взгляните на число рук приводящих его в движение! Парусное судно обмотавшееся веревками и завесившееся парусами дремлющее в штиль и лавирующее при противном ветре не может в одно мгновение двинуться назад или быстро поворотиться.

(По И. Гончарову )


Проверьте себя.

Красиво смотреть со стороны на судно, окрыленное белыми парусами , грациозно плывущее по бесконечной глади морских волн . Но взгляните на число рук, приводящих его в движение ! Парусное судно , обмотавшееся веревками и завесившееся парусами, дремлющее в штиль и лавирующее при противном ветре, не может в одно мгновение двинуться назад или быстро поворотиться. (По И. Гончарову )


Пропитанная полынным запахом длинная степная дорога, тянувшаяся к морю от далекого города, осталась позади, а впереди во всю даль и ширь расстилалось открытое море, не имеющее границ. И ребятам казалось, что они добрались до самого края света, что дальше уже нет ничего. Есть одно тихо плещущееся море, а над ним такое же бескрайнее небо, лишь кое-где покрытое бледно-розовыми облачками. Мальчики, утомленные долгим путем, шли молча. Их головы прятались за ворохами сухого бурьяна, собранного ими для будущего костра.


Расставьте знаки препинания, объясните их постановку.

Волки медленно поднялись и поджав хвосты пошли в поле. Молодая волчица села в снег подняв голову и первый раз в жизни завыла жалобно не спуская глаз с месяца. Вой ее слушали волки, и в сердцах их холодя на спинах шерсть просыпалось чувство злой тоски.

Волчица пела свою песню высоко задрав голову и глядя на месяц. Заслышав ее зайцы вышедшие в поле откапывать зеленую озимь испуганно поднимались на лапках. Волкам было тоскливо, они стояли глядя мерцающими глазами на снег.

(По И. Соколову-Микитову)


Проверьте себя.

Волки медленно поднялись и, поджав хвосты, пошли в поле. Молодая волчица села в снег, подняв голову, и первый раз в жизни завыла жалобно, не спуская глаз с месяца. Вой ее слушали волки, и в сердцах их, холодя на спинах шерсть, просыпалось чувство злой тоски.

Волчица пела свою песню, высоко задрав голову и глядя на месяц. Заслышав ее, зайцы, вышедшие в поле откапывать зеленую озимь, испуганно поднимались на лапках. Волкам было тоскливо, они стояли, глядя мерцающими глазами на снег.

(По И. Соколову-Микитову)


Расставьте знаки препинания, объясните их постановку.

Сочные щепки летели на росистую траву и легкий треск послышался из-за ударов. Дерево дрогнуло всем телом, погнулось и быстро выпрямившись заколебалось на своем корне. На мгновение все затихло, но снова прогнулось дерево наклонилось рухнув макушкой на землю. Звуки топора затихли. Малиновка свистнула и вспорхнула выше зацепив ветку крыльями. Ветка покачавшись замерла.

(По Л. Толстому )


Проверь себя.

Сочные щепки летели на росистую траву, и легкий треск послышался из-за ударов. Дерево дрогнуло всем телом, погнулось и, быстро выпрямившись , заколебалось на своем корне. На мгновение все затихло, но снова прогнулось дерево, наклонилось, рухнув макушкой на землю . Звуки топора затихли. Малиновка свистнула и вспорхнула выше, зацепив ветку крыльями . Ветка , покачавшись, замерла.

(По Л. Толстому )


Объясните постановку знаков препинания.

На крыльцо вышел мальчик лет шести. Не сводя зачарованных глаз с Дика [собака], он резво сбежал с крыльца и очутился возле отпрянувшего назад огромного пса. Худая ручонка мальчика зарылась в густую бурую шерсть, стала ее ворошить, и лесник предостерегающе окликнул пса, приказывая ему сесть. Но Дик и сам от изумления и обиды потерялся. Лишь верхняя губа его приподнялась, сморщившись и обнажая крепкие клыки.


Объясните постановку знаков препинания.

Радостно и звонко засмеявшись, мальчик двумя руками крепко обхватил шею собаки. Ошалело мотнув головой, освобождаясь от непрошеной ласки, Дик с задавленным ворчанием отбежал в сторону. Сел, высунув язык, и, конфузясь, потряс головой, освобождаясь от незнакомого запаха, вызывающего желание чихнуть. Спасаясь от непрошеного гостя, вновь бросившегося к нему, Дик в два прыжка достиг изгороди, перемахнул через нее и пропал в кустах.

(По П. Проскурину)

И деепричастия. О загадочности этих частей речи говорить не приходится: до сих пор не решен вопрос об их месте в морфологии русского языка. Основные их признаки, особенности и отличия рассмотрим в нашей статье.

Отглагольные образования

Неизвестной остается судьба этих частей речи. В современной школьной программе, в зависимости от автора учебно-методического комплекса, понятие о том, что такое причастия и деепричастия, трактуют по-разному. Некоторые авторы, как, например, Разумовская, справедливо считают их своеобразными формами глагола. Несомненно, доля истины в этом есть, поскольку образовались причастия и деепричастия именно от глагола.

Обе эти версии имеют право на существование, они логичны и каждая из них может быть по-своему аргументирована.

Вот такой он загадочный, русский язык. Причастие и деепричастие - особые формы, которые делают нашу речь более динамичной и красочной.

Оборот с причастием

Любая часть речи по-своему примечательна. И что такое причастия и деепричастия, что они делают в предложении особенного, чего не могут другие части речи? Их главная отличительная особенность - образование оборотов. Это происходит, когда у одного из них есть зависимые слова.

Например: Девочка, гуляющая по летнему саду, любовалась природой . Если внимательно рассмотреть это предложение, то мы увидим, что от причастия «гуляющая» можно задать вопрос «где?». Ответом будет словосочетание «по летнему саду». Это означает, что перед нами причастный оборот. Гораздо грамотнее и красивее использовать обороты, чем бесконечно повторять слово «который».

Не забываем ставить запятые, если стоит после своего определяемого слова (здесь им является «девочка»). При синтаксическом разборе возникает вопрос: как его подчеркнуть? Здесь все просто: задаем вопрос от определяемого слова: (девочка) какая? На него отвечает второстепенный член предложения, всем нам известный - определение. Поэтому стоит целиком весь оборот подчеркнуть волнистой чертой.

В случае, когда оборот идет перед своим определяемым словом, все по-другому. Там не нужно ставить запятые. Синтаксическая функция у такого оборота иная - каждая часть речи в нем подчеркивается независимо друг от друга.

Деепричастный оборот

С ним дело обстоит немного иначе. Во-первых, само по себе деепричастие может не содержать никаких зависимых слов, но, тем не менее, будет выделяться запятыми. Лингвисты называют его одиночным.

Например: Не раздумывая, он бросился в горящий дом спасать людей.

Как видим, деепричастие очень сходно по значению с наречием (здесь отвечает на вопрос «как?»). Можно даже заменить его этой частью речи: Быстро он бросился в горящий дом спасать людей.

Как и в случает с братом-причастием, деепричастие может подчинять себе слова и образовывать тем самым оборот. Поскольку в предложении оно всегда выполняет только одну роль, его принято называть Со знаками препинания здесь не перемудришь: запятые ставятся абсолютно всегда. И не нужно смотреть, как расположено относительно этого оборота определяемое слово.

Например: Не выполнив домашнее задание, Миша отправился на прогулку.

От деепричастия «не выполнив» зададим вопрос «что?» и получим ответ - «домашнее задание». Перед нами - деепричастный оборот.

и деепричастий

Словообразование каждой части речи изучается школьниками, начиная с пятого класса. Некоторые из них (например, существительное и прилагательное) имеют несколько способов появления новых слов: не только приставочный и суффиксальный, но и сложение и аббревиацию. С причастиями и деепричастиями все проще: их основной способ словообразования - это суффиксальный. Именно по этой морфеме мы отличаем их от других частей речи.

Зная, что такое причастия и деепричастия, запомнить суффиксы будет нетрудно. Нужно знать несколько простых правил. Не забывайте, что причастия делятся на две большие группы: действительные и страдательные.

У действмиельных причастий, находящихся в настоящем времени, суффиксы такие: ущ/ющ (танцующий, поющий), ащ/ящ (кричащий, летящий) .

У страдательных - ем- (колеблемый), -ом- (влекомый), им (зависимый).

Когда причастия стоят в прошедшем времени, отличать их будем также по залогу.

Действ.прич. : -вш- (купивший), ш (выросший).

Страд.прич. : -т- (расколотый), -енн- (прокрученный), -нн- (вымерянный).

Главное, что нужно сделать - верно определить часть речи. Тогда суффиксы причастий, деепричастий запомнить намного проще. Тем более, они схожи между собой.

У деепричастий категории залога нет, они отличаются лишь по времени. Наст.вр.: -а (не спеша), -я (угадывая), -учи (будучи), -ючи (припеваючи) . Прошедшее время: -в (сделав), -вши(не знавши).

Заключение

Суффиксы причастий и деепричастий легко запоминаются на практике. Достаточно выполнить несколько упражнений на эту тему, чтобы закрепить их правописание. Несмотря на кажущуюся сложность этих глагольных форм, они не представят особого труда для тех, кто внимательно читает правило.

Дополнительное действие, выполняемое местоимением или существительным, в русском языке называется деепричастным оборотом. В статье приведены правила его написания в предложении, исключения из правил, а также различные варианты использования деепричастного оборота.

Что такое деепричастный оборот в русском языке?

Деепричастный оборот - это речевая конструкция, состоящая из деепричастия и зависимых от него слов. Деепричастный оборот указывает на дополнительное действие, которое выполняется существительным или местоимением (представленным в предложении подлежащим), и обычно относится к глаголу (сказуемому). Отвечает на вопросы - Что делая? Что сделав?

Пример предложения: Не открывая глаз , я наслаждался утренним пением птиц.

Зелёной линией подчеркнут деепричастный оборот, а красной - глагол-сказуемое к которому он относится.

Деепричастие как часть речи, а также правила употребления деепричастных оборотов изучаются в 7 классе.

Чем является деепричастный оборот в предложении?

Как правило, в предложении деепричастный оборот выполняет синтаксическую роль обстоятельства и выделяется запятыми.

Примеры:
Дым, окутывая дома , поднимался вверх (поднимался вверх - каким образом? - окутывая дома) .
Я делаю пометки, читая книгу (делаю пометки - когда? - читая книгу) .
Я задумался, решая задачу (задумался - когда? - решая задачу) .

Простые предложения с деепричастными оборотами принято называть предложениями с осложненным обособленным обстоятельством.

ТОП-5 статей которые читают вместе с этой

Правописание деепричастного оборота

В предложениях деепричастный оборот выделяется запятыми с двух сторон (обособляется) независимо от того, в какой позиции относительно глагола-сказуемого он находится. Кроме того, деепричастные обороты в предложении всегда отделяются от союзов запятыми.

Примеры:
Я взял книгу, подойдя к шкафу .
Выпив воды , я утолил жажду.
Мы долго трудились и, закончив с делами , решили отдохнуть.

Исключение. Если деепричастный оборот представляет собой фразеологизм, то в предложении он не выделяется запятыми. Примеры: Я бежал сломя голову . Они работают спустя рукава .

Обратите внимание! Деепричастный оборот употребляется только в случаях, когда обозначает добавочное действие того же лица (предмета, явления), что и основной глагол. В других случаях деепричастный оборот не используется. Пример нарушения при употреблении деепричастного оборота: Выбирая фрукты, мне понравились красные яблоки (подлежащее - яблоки , сказуемое -понравились , деепричастный оборот выбирая фрукты по смыслу относится к второстепенному члену предложения мне ).

Примеры предложений

  • Он выбежал, захлопнув за собой дверь .
  • Водитель, заметив запрещающий сигнал светофора , нажал на педаль тормоза.
  • Обязательно выполняйте практические задания, готовясь к экзамену .
  • Отдыхая в лесу , помни о пожарной безопасности.
  • Покупая продукты , следует смотреть на срок годности.

Пример неправильного использования деепричастного оборота:

Подойдя к квартире, за дверью послышались шорохи.

Главное действие совершают шорохи (шорохи послышались). Но действие деепричастного оборота(Подойдя к квартире) направлено на другой объект (например, он или я).

Урок русского языка в 7классе

Деепричастный и причастный обороты

Скробина Галина Николаевна

Цель урока: закрепление сведений о причастном и деепричастном оборотах; формирование практического умения находить причастные и деепричастные обороты и ставить знаки препинания при них, различать причастные и деепричастные обороты.

Оборудование : учебник М.Т.Баранова, Т.А. Ладыженской и др.

Ход урока:

1. Оргмомент.

2.Проверка д/з.(упр.194) Учитель по тетради ученика проверяет д /з. Ученики исправляют ошибки.

3. Закрепление сведений о причастном и деепричастном оборотах.

- Сегодня мы с вами закрепим практические умения находить причастные и деепричастные обороты в речи и ставить знаки препинания при них.

Вспомните, что такое причастный оборот? Деепричастный оборот?(Ответы детей)

Посмотрите на доску. Какие словосочетания являются причастным оборотом, какие деепричастным?(ответы детей)

На доске:

пунктограммы прич. об. и дееприч. об.

Суффиксы причастий: -ущ-ющ-ащ-ящ-ем-им -ом-вш-ш-енн-ённ-нн-т- какой? какие?

Суффиксы деепричастий: -а-я-в-вши-ши-учи-ючи- что делая? что сделав?

Открыв (что сделав?) читал, открыв книгу,…

Открывший (какой?) ученик, открывший книгу,…

Как вы отличаете причастие от деепричастия? Какую часть речи поясняет причастие? деепричастие? (Ответы детей)

Разделите страничку на 2 колонки: одна - с п.о., другая - с д.о. Я буду читать словосочетания, а вы распределяйте их по колонкам. У причастий и деепричастий выделите суффиксы, у причастий ещё окончание.

Словарно-распределительный диктант

Поющие на заре, вернувшись домой, растущие у реки, опавшие с тополя, не накормив лошадь, будучи студентом, не замеченная мною ошибка, блестя на солнце, несделанная работа

Прочитайте словосочетания, являющиеся п.о. На какой вопрос отвечает п.о.?(Ответы ребят)

Учащиеся объясняют орфограммы в словах: за ря, ра стущие, не замеченная мною

Прочитайте словосочетания, являющиеся д.о.

Учащиеся объясняют орфограммы в словах: бле стя, не накормив.

Расскажите о постановке знаков препинания при п.о.

Чем является п.о. в предложении?

Расскажите о знаках препинания при д.о. Чем является д.о. в предложении?

Объяснительный диктант.

1.Подчеркнуть грамматические основы. 2.Найти п.о. и д.о., выделив суффиксы и окончания, объяснить постановку знаков препинания и графически обозначить эти пунктограммы. В каком стиле речи используются п.о. и д.о.?

Щенок выскочил на улицу, приветливо помахивая хвостиком, но, испугавшись нас, спрятался под крыльцо. Скоро забрезжило заросшее камышом озеро, окружённое глухим лесом. Дорога шла через огромное поле, засеянное яровыми, и, поворачивая вправо, углублялась в лес. Устроившись на сене, мы долго смотрели в бездонный зенит, наполненный шевелящимися звёздами, долго слушали ночь с криком коростеля, бегающего поблизости у самого изголовья. Послышался гудок, и, замедляя ход, к станции подошёл поезд.

Творческое задание

1.Замените часть предложения со словом «который» причастным оборотом, стоящим после определяемого слова.

Яблоня, которая не была укрыта соломой, погибла от холода.

2. Замените один из глаголов деепричастием.

Всадник поравнялся с толпой и спрыгнул с лошади.

3. Замените причастный оборот деепричастным оборотом .

Учитель, объяснивший знаки препинания при причастном обороте, велел выполнить упражнение.

Тест

1. На месте каких цифр в этом предложении должны стоять запятые?

В горячем воздухе стремительно носились(1) предчувствующие грозу(2) ласточки(3)и (4)схватив на лету стрекозу(5) или мошку(6)резко взлетали ввысь

1) 1, 2, 3, 4, 5, 6

4) 4, 6

2. Укажите грамматически правильное продолжение предложения.

Приблизившись к памятнику,

1) дети решили сфотографироваться.

2) его охватило чувство гордости.

3) он произвёл на нас большое впечатление.

4) у нас возникло желание немного передохнуть.

3. В каком предложении НЕТ причастного оборота?

1) Стрелка Васильевского острова - это мыс острова, рассекающего Неву на два широких рукава (Большую и Малую Неву).

2) Перед зданием Биржи на другой стороне площади стоят две колонны, украшенные изображениями ростр - носовых частей корабля.

3) При Петре Первом на Ростральных колоннах всегда горели маячные огни, в наши дни зажигаемые только по праздникам.

4) Посмотрев направо, вы можете увидеть прекрасную панораму Дворцовой набережной и Зимнего дворца.

4. Укажите правильное объяснение постановки запятой или её отсутствие в предложении:

Наклонив голову и прищурив глаз () он старательно и очень медленно выводил в письме каждую букву.

1) Нужна запятая, потому что деепричастный оборот стоит перед определяемым словом.

2) Не нужна запятая, потому что деепричастный оборот стоит перед определяемым словом.

3) Нужна запятая, потому что деепричастный оборот всегда выделяется запятыми.

4) Не нужна запятая, потому что это простое предложение

5. В каком предложении должны стоять две запятые, выделяющие причастный оборот? (Знаки препинания не расставлены)

1) Прочитайте текст и перепишите его расставляя необходимые запятые.

2) Она собирала листы разложенные в строгом порядке на рабочем столе и рассказывала о великолепно проведённых каникулах

3) Закрыв глаза он стал вспоминать необходимый адрес.

4) Кот проснулся и сладко потянувшись ловко спрыгнул с дивана

6. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

Перелистывая старые пыльные фотоальбомы(1) и просматривая фотографии(2) и открытки(3) я увидел(4) пожелтевшее от времени (5)письмо с фронта (6)написанное дедушкой(7) за несколько дней до гибели.

1)1, 2, 3, 4, 5, 6, 7,

2)2, 3, 4, 5,

3)3, 4, 5, 6

4)3, 6

После выполнения теста ученики сдают тетради

4. Итог урока.

- Что общего у причастного и деепричастного оборотов и чем они отличаются? (Ответы ребят)

Домашнее задание: упр.194

Синтаксис русского языка – это совершенная и стройная система. Основными ее единицами принято считать словосочетания и предложения. Среди последних наиболее часто употребляющимися являются предложения с причастными и деепричастными оборотами.

Что такое причастный оборот, школьники обычно усваивают легко, а о деепричастном обороте стоит поговорить подробно. Что это за конструкция, в чем ее особенности, как правильно составить с ней предложение?

Деепричастный оборот (ДО) – это синтаксическая единица, которая включает в себя такую часть речи, как и зависимые от него слова. Указанная часть речи, как составляющая оборота, указывает, что подлежащее выполняет не только основное, но и добавочное действие.

Этот главный член чаще всего выражается самостоятельными частями речи, например, именем существительным либо местоимением.

Деепричастие включает в себя признаки глагола и , поэтому логично, что к нему необходимо задавать вопросы обстоятельства: Как? Каким образом? Где? и т. п.

Можно для удобства задавать специальные вопросы: Что делая? Что сделав? На эти же вопросы отвечает и оборот.

Как член предложения деепричастный оборот является обстоятельством. При синтаксическом разборе подчеркивается штрих-пунктирной линией. Характеризуя конструкцию, необходимо указать, что предложение осложнено обособленным обстоятельством.

Примеры конструкций, включающих в свой состав ДО:

  1. Покинув север наконец, пиры надолго забывая, я посетил Бахчисарая в забвенье дремлющий дворец. (А. Пушкин)
  2. Вскочив на коня, князь поскакал в поле, пересек мост через Каю, а за ним, гремя оружием, полетели его холопы. (А. Толстой)
  3. Она проговаривала слова собственной роли, когда выходила из комнаты, то кланялась в пояс, смеялась, закрываясь рукавом, и заслужила одобрение Марфуши. (А. Пушкин).

Деепричастный оборот изучается в классическом курсе русского языка по школьной программе в 7 классе. Ниже приведем варианты упражнений.

Задание: Перепишите в тетрадь, расставляя запятые в нужных местах, подчеркните ДО.

Задание: Внимательно прочтите инструкцию к упражнению. Перепишите предложения, исправляя допущенные грамматические ошибки.

Задание: Вставьте пропущенные знаки препинания. Выберите из скобок подходящие по смыслу деепричастия.

    1. Я прозябал хулиганом (гоняя, гонявши) голубей и (играя, игравши) в городки с моими сверстниками, которых в околотке проживало великое множество.
    2. Однажды осенью матушка варила в гостиной медовое варенье а я (облизываясь, облизнувшись) смотрел на кипучие пенки.
    3. (Проснувшись, просыпаясь) поутру довольно поздно я посмотрел в окно и обратил внимание что от вчерашней непогоды не осталось и следа.
    4. (Приезжая, приехав) во Владивосток я прямо прибыл с вокзала к своим тетушке и дядюшке.

Запятые в предложениях с ДО

В предложении деепричастный оборот всегда обособляется, то есть выделяется на письме запятыми.

Правило просто запомнить, поскольку существует только три вида постановки запятых:

  • Во-первых, ДО может стоять в начале предложения, и в этом случае знак препинания ставится после него.
  • Во-вторых, ДО может стоять в середине, тогда запятые ставятся с двух сторон.
  • В-третьих, ДО может заканчиваться предложение. Если так, то знак необходимо поставить перед ним.

Важно знать! Иногда деепричастный оборот может быть представлен фразеологизмом. В этом случае оборот не обособляется. Например: Он несся через лужи сломя голову.

Употребление деепричастного оборота в предложении

Построение предложения с деепричастным оборотом нередко вызывает у школьников проблемы. Для того чтобы не допускать речевых ошибок, необходимо помнить, что деепричастие в предложении обозначает добавочное действие, которое выполняет подлежащее. Другими словами, подлежащее – это лицо, которое должно выполнять и главное, и добавочное действие.

Например: Поднявшись из забоя, шахтер еще долго щурился, глядя на закат.

Учитывая грамматическое значение деепричастия, не рекомендуется употреблять его в составе оборота в описанных ниже случаях:

  • Односоставное безличное предложение. Например: Смотря передачу, мне не спалось.
  • Сказуемое в предложении выражено страдательным причастием краткой формы.
  • Основное действие, выражаемое глаголом, и добавочное действие относятся к разным лицам. Например: Бегая без перерыва по школьному стадиону, у мальчика стали подкашиваться ноги.

Как найти деепричастный оборот в предложении правильно? Для этого необходимо выполнить ряд условий:

  1. Во-первых, найти деепричастие. Его формальным показателем являются морфемы -а/-я, -в/-ши/-вши.
  2. Во-вторых, определить сказуемое и от него задать вопрос, так как ДО всегда относятся к глаголу-сказуемому.
  3. В-третьих, деепричастный оборот на письме выделяется запятыми, а в устной речи выделяется интонационно.

Как правильно составить деепричастный оборот и предложение с ним

Грамматически верное построение предложения с ДО – дело нелегкое. Чтобы избежать ошибок, необходимо соблюдать правила:

  • К подлежащему и ни к какому другому члену предложения не может относиться действие, выражаемое деепричастием.
  • В предложениях со страдательным оттенком нельзя употреблять деепричастные обороты.
  • В предложениях, где глагол-сказуемое выражен формой будущего времени, нежелательно употреблять деепричастный оборот.

  • Высунувшись в окно, с меня слетела шляпа.
  • Выходя из квартиры, гражданин был напуган неожиданным лаем собаки.
  • Принявшись за приготовление ужина, я обязательно посмотрю вечерний выпуск новостей.

Важно! Редко употребление деепричастного оборота уместно в односоставной конструкции, но в случае, когда главный его член – инфинитив. Например: Планируя урок, необходимо учитывать возрастные особенности учащихся.

Место деепричастного оборота в предложении строго не регламентировано. Но в ряде случаев нужно соблюдать строгий порядок:

Если ДО ставится перед сказуемым, то он должен обозначать то, что было раньше по отношению к значению сказуемого. – Собрав тетради, девочка положила их на стол учителя.

После сказуемого должен находиться ДО, значение которого последующее действие. – Кипяток брызнул, ошпарив мне ногу.

Важен вид деепричастия. Несовершенный вид этой части речи сочетается с глаголом, который обозначает действие, происходящее одновременно с добавочным. – Смеясь, девочка ловила радужные брызги.

Деепричастия совершенного вида хорошо сочетаются со сказуемыми, значения действия которых предшествует добавочному действию. – Засмеявшись, малышка всплеснула руками.

Полезное видео

Вывод

Теперь вопрос, как найти деепричастный оборот, не застанет ученика врасплох. Грамотное употребление таких конструкций в письменной речи свидетельствует о высоком уровне образованности и позволяет точнее выражать свои мысли.