Финансовое право как отрасль права, наука и учебная. Финансовое право как наука и учебная дисциплина Финансовое право как наука

Финансовое право , являясь отраслью российского права, регулирует общественные отношения, возникающие в процессе осуществления финансовой деятельности, т.е. деятельности, направленной на создание, распределение и использование определенных фондов денежных средств.

Финансовое право как правовая наука изучает нормы, регулирующие общественные отношения, возникающие при осуществлении финансовой деятельности; изучает практику их применения, закономерности развития финансового права как отрасли российского права.

Наука финансового права - это совокупность знаний, положений, категорий, выработанных учеными, изучающими систему норм финансового права, анализирующими практику применения финансово-правовых норм. На основании полученных результатов ученые вырабатывают предложения по совершенствованию финансово-правового регулирования общественных отношений в области финансов.

В систему российского права входит ряд отраслей - наиболее крупных ее подразделений. Каждая из них распространяется на особый вид общественных отношений, требующих соответствую­щих методов правового регулирования 1 (подчинение одних субъ­ектов другим или закрепление равенства сторон и др.).

В литературе высказывались сомнения по поводу самостоя­тельности финансового права как отрасли в системе права. Ут­верждалось, к примеру, что это часть государственного и ад­министративного права, или даже только административного. В дискуссии по этому вопросу были высказаны убедительные доводы, опровергнувшие упомянутые сомнения, и главный аргу­мент - наличие у финансового права специфики в предмете и ме­тоде правового регулирования, что требуется для выделения сово­купности юридических норм в отрасль права 1 .

Прошло более трех десятилетий с тех пор, как положительный ответ на этот вопрос обоснованно утвердился, а дискуссия безбо­лезненно и незаметно прекратилась. Ее бесперспективность и бес­плодность особенно очевидны в современных условиях. Экономи­ческие преобразования, усиливая роль финансового" механизма, вызывают необходимость более глубокой правовой регламента­ции его функционирования, обусловливают развитие финансово­го права в качестве особой отрасли права.

Заметим, что финансовое право в самостоятельном виде суще­ствовало в дореволюционной (до 1917 г.) России и преподавалось в университетах 2 . Такое же положение существует и в современ­ных зарубежных странах 3 .

Итак, являясь в системе права России одной из его отраслей, финансовое право имеет свой предмет регулирования, не свойст­венный другим отраслям права, а именно финансовые обществен­ные отношения, возникающие в процессе финансовой деятельнос­ти государства и муниципальных образований. Они отличаются спецификой содержания и целенаправленности, форм проявле­ния. Для отношений, которые входят в предмет этой отрасли права, характерна обязательная связь с функциями по образова­нию, распределению или использованию государственных (и му­ниципальных) денежных фондов (доходов), а также с контролем за этими процессами. Такое содержание предмета финансового права обусловливает и особенности его методов регулирования, то есть приемов, способов, средств юридического воздействия на по­ведение участников финансовых отношений, на характер взаимо­связей между ними.



Основной метод финансово-правового регулирования - импе­ративный, проявляющийся во властных предписаниях одним участникам финансовых отношений со стороны других, выступа­ющих от имени государства или муниципальных образований и наделенных в связи с этим соответствующими полномочиями. Такой метод свойствен и ряду других отраслей права, например административному. Но в финансовом праве он имеет специфику в своем конкретном содержании, а также в круге органов, упол­номоченных государством на властные действия.

По своему содержанию эти предписания касаются порядка и размеров платежей в государственную или муниципальную казну, целей использования государственных и муниципальных денежных средств и т.п. Такой метод способствует своевременно­му и в полном объеме поступлению средств в распоряжение госу­дарства (или муниципальных образований), их использованию по целевому назначению в соответствии с государственными (муни­ципальными) планами и программами, соблюдению режима эко­номии.

При использовании государством для формирования своих ре­сурсов платежей добровольного характера (государственные займы, казначейские обязательства, лотереи и т.п.) в определен­ной части также действует метод властных предписаний. На­пример, таким методом государство устанавливает условия про­ведения государственных внутренних займов, выпуска государст­венных казначейских обязательств, что не может быть изменено по соглашению сторон и является обязательным для соблюдения лицами, вступившими в данные отношения.

Особенности основного метода финансового права заметно про­являются и в круге государственных органов, уполномоченных да­вать властные предписания участникам финансовых отношений.

Финансово-правовому регулированию свойственны и иные ме­тоды: рекомендации, согласования и т.п. В настоящее время такие методы получают все более широкое применение (это обу­словлено повышением уровня самостоятельности субъектов Феде­рации, органов местного самоуправления, предприятий, органи­заций и учреждений). Так, федеральное законодательство содер­жит рекомендации субъектам РФ о преобразовании их внебюд­жетных целевых фондов в бюджетные, устанавливает отдельные налоги, о введении которых принимают решения представитель­ные органы государственной власти субъектов РФ.

В экономической и правовой литературе понятие «финансы» рассматривается в двух аспектах как совокупность:

Экономических отношений, возникающих в процессе создания, распределения и использования определенных фондов денежных средств, необходимых государству для выполнения своих задач и функций;

Фондов денежных средств, мобилизованных государством для осуществления своих задач.

Финансы – это совокупность всех денежных средств, находящихся в распоряжении государства и или организации предприятия, а также система их формирования, распределения контролирования и использования

Распределительная

Контрольная

Регулирующая

В процессе производства и торговли возникают различные доходы. Однако для целей удовлетворения потребностей общества в развитии требуется перераспределить часть этих и иных доходов. Это осуществляется путем изъятия части указанных доходов, создания за счет этих средств фондов и расходования фондов на общественно полезные цели: образование, медицину, строительство, оборону и т.д.

Контроль за правильностью аккумулирования и распределения фондов и ресурсов. Поэтому финансы позволяют также определить наиболее оптимальные пути расходования аккумулированных средств, с тем, чтобы потребности общества были удовлетворены максимально.

Предоставлении дотаций государственным бюджетом.

    Финансовая система государства.

Под финансовой системой государства понимают совокупность как всех финансовых институтов, так и тех государственных органов и учреждений, которые занимаются финансовой деятельностью в пределах своей компетенции.

Совокупность звеньев в их взаимосвязи, входящих в состав финансов Российской Федерации, образует финансовую систему России, которую составляют следующие институты:

Бюджетная система с входящими в нее государственными и местными бюджетами;

Внебюджетные целевые фонды;

Финансы предприятий, объединений, организаций, учреждений, отраслей народного хозяйства;

Имущественное и личное страхование;

Кредит (государственный и банковский).

В финансовую систему включаются и негосударственные фонды (федеральные и региональные, например негосударственные пенсионные фонды); фонды банковской системы; фонды страховых организаций; фонды общественных и региональных организаций; фонды иных юридических лиц.

Финансовый институт - это группа однородных экономических отношений, взаимосвязанных по формам и методам аккумуляции или распределения денежных средств.

Единство финансовой системы РФ. Самостоятельность субъектов Федерации не должна выходить за рамки основ федеральной финансовой политики, а также установленных совместно общих принципов налогообложения и сборов. Система налогов, взимаемых в федеральный бюджет, и общие принципы налогообложения и сборов устанавливаются федеральным законом.

Единство финансовой политики - необходимое условие гарантированного Конституцией РФ единства экономического пространства в РФ, свободного перемещения финансовых средств (ст. 75).

    Понятие финансовой деятельности государства и муниципальных образований, ее задачи, принципы и методы осуществления.

Финансовая деятельность государства - это осуществление им функций по планомерному образованию, распределению и использованию денежных фондов (финансовых ресурсов) в целях реализации задач социально-экономического развития, обеспечения обороноспособности и безопасности страны.

Характеризуя финансовую деятельность государства, необходимо подчеркнуть, что это особый вид государственной деятельности, поскольку ею занимаются органы государства всех трех ветвей государственной власти: законодательной, исполнительной и судебной в пределах своей компетенции.

Содержание финансовой деятельности государства выражается в многочисленных и разнообразных функциях в сфере образования, распределения и использования государственных денежных фондов (бюджетных и кредитных ресурсов; страховых денежных фондов; финансовых средств отраслей народного хозяйства и государственных предприятий). Функции финансовой деятельности выполняют также органы государственного управления РФ и субъектов Федерации (министерства, федеральные службы, федеральные агентства и т.д.) в рамках, отнесенных к их компетенции отраслей или сфер управления.

Финансовая деятельность государства осуществляется различными методами.

Разнообразие методов финансовой деятельности зависит от многих факторов: от субъекта взаимоотношений, условий аккумуляции и использования денежных средств.

Методы осуществления финансовой деятельности в юридической литературе принято делить на две группы: методы собирания денежных средств и методы их распределения и использования.

Методы финансовой деятельности:

Метод финансовой деятельности - способ осуществления финансовой деятельности.

Выделяют 2 группы методов осуществления финансовой деятельности:

1. Общие методы.

а) императивный метод (властно-волевой)

в) метод согласования

2. Специальные методы:

Методы опосредующие функции образования фондов

а) метод налогов и сборов

б) метод добровольных платежей

в) метод штрафов

Методы опосредующие функции использования финансовых ресурсов:

г) метод финансирования

д) метод публичного кредитования.

В отличие от налогового метода, которому свойствен принудительный (обязательный) характер изъятия денежных средств, применяется также метод добровольных взносов - покупка государственных и муниципальных ценных бумаг, пожертвования, вклады в банки и т.д.

При распределении и использовании государственных денежных средств применяются два важнейших метода: финансирования и кредитования.

Метод финансирования выражается в безвозмездном и безвозвратном представлении денежных средств.

Кредитование означает выделение (предоставление) денежных средств на условиях возмездности (платности) и возвратности.

Финансирование применяется в отношении государственных организаций, метод кредитования - как в отношении государственных организаций, так и иных негосударственных организаций.

Особенности:

Обязательное участие государства / муниципального органа (в лице компетентных органов)

Направленность на принятие юридически значимых решений посредством реализации государством его правотворческой функции.

Оформление принятого юридически значимого решения в соответствующий НПА, имеющий официальный и общезначимый характер.

Юридическое значение результатов деятельности для всех субъектов финансовых правоотношений.

Осуществление этой деятельности в строго регламентированном порядке.

Формы

    Правовые

    издание правовых актов, носящих финансово-правовой характер;

    издание индивидуальных правовых актов;

    заключение договоров, связанных с соблюдением и расходованием государственных и муниципальных средств;

    реализация государством в лице управляющего органа своих прав и обязанностей субъекта правоотношения, возникающих в процессе правоотношения;

    привлечение к ответственности лиц, совершающих правонарушения в сфере финансовых правоотношений.

Неправовые

  • проведение совещаний;

    финансово-экономический анализ;

    прогнозирование;

    разъяснение финансового законодательства.

    Органы и организации, осуществляющие финансовую деятельность.

К органам осуществляющим финансовую деятельность от имени государства относятся:

1. представительные органы государственной власти, частью общей компетенции которых является осуществление финансовой деятельности.

Представительные органы государственно власти рассматривают и утверждают бюджет, а также отчеты об его исполнении. Устанавливают и взимают налоги и сборы.

2. органы исполнительной власти, частью общей компетенции которых являтся осуществление финансовой деятельности.

К таковым относятся Правительство РФ, Федеральная Таможенная Служба, органы исполнительной власти субъектов РФ, министерства, обладающие собственными централизованными денежными фондами, министерства, управляющие казенными предприятиями.

Правительство РФ разрабатывает федеральный бюджет, органы исполнительной власти субъектов РФ разрабатывают региональные бюджеты, федеральная таможенная служба взимает налоги и пошлины при пересечении государственной границы, министерства, обладающие собственными централизованными денежными фондами выделяют из них средства для решения общеотраслевых задач, министерства, управляющие казенными предприятиями, устанавливают нормативы по распределению прибыли предприятий.

3. органы исполнительной власти, специальной компетенцией которых является осуществление финансовой деятельности.

К таким органам относятся Министерство Финансов РФ, а также подведомственные ему органы: Федеральная Налоговая Служба, РосФинМониториг, РосФинНадзор, РосСтрахНадзор, финансовые органы субъектов РФ, Пенсионный Фонд РФ, Федеральный и территориальный фонды обязательного медицинского страхования, фонд социального страхования, казначейство РФ.

Министерство финансов и финансовые органы субъектов составляют проекты бюджетов и отчеты об их исполнении. Казначейство контролирует исполнение федерального бюджета, а также, исполняет казначейских бюджет. Внебюджетные фонды выделяют финансовые средства для осуществления социально-экономических задач страны, осуществляют государственный финансовый контроль.

4. органы судебной власти, частью общей компетенции которых является осуществление финансовой деятельности.

Органы судебной власти устанавливают отсрочки по уплате госпошлины за подачу в суд исковых заявлений и жалоб.

5. Центральный Банк РФ, частью общей компетенции которых является осуществление финансовой деятельности.

ЦБ РФ способствует движению финансовых средств государства и муниципальных образований, в форме исполнения обязательств по сбору, распределению, использованию финансовых ресурсов через бюджетные и внебюджетные фонды, а также по сопровождению операций по обеспечению государственных долговых обязательств. ЦБ РФ в рамках своей финансовой деятельности осуществляет эмиссию денежных знаков.

6. Муниципальные образования, частью общей компетенции которых является осуществление финансовой деятельности.

Представительные и исполнительные органы местного самоуправления разрабатывают и утверждают местный бюджет. Представительные органы устанавливают размер налогов и сборов. Органы местного самоуправления принимают междубюджетные транзакции в виде финансовых ресурсов из бюджетов субъектов РФ.

    Конституционные основы финансовой деятельности государства и муниципальных образований

Финансовая деятельность государства и органов местного самоуправления основана на определенных принципах, т.е. основополагающих правилах и требованиях, выражающих ее наиболее существенные особенности и целенаправленность. Основное содержание этих принципов определяется Конституцией РФ.

Основными из них являются: федерализм, законность, гласность, плановость.

Принцип федерализма в финансовой деятельности проявляется в установлении Конституцией РФ разграничения компетенции Российской Федерации и субъектов Российской Федерации в области финансов. Так, в ст. 71 Конституции РФ зафиксировано, что в ведении Российской Федерации находятся: финансовое, валютное, кредитное регулирование, денежная эмиссия, федеральные банки, федеральный бюджет, федеральные налоги и сборы; к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации отнесено установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации (ст. 72 Конституции РФ).

Принцип законности в финансовой деятельности выражается в том, что весь процесс создания, распределения и использования фондов денежных средств детально регламентируется нормами финансового права, соблюдение которых обеспечивается возможностью применения к правонарушителям мер государственного принуждения.

Принцип гласности при осуществлении финансовой деятельности проявляется в процедуре доведения до сведения граждан, в том числе и с помощью средств массовой информации, содержания проектов различных финансово-правовых актов, принятых отчетов об их выполнении, результатов проверок и ревизий финансовой деятельности и т.д.

Принцип плановости означает, что вся финансовая деятельность государства базируется на основе целой системы финансово-плановых актов, структура которых, порядок составления, утверждения, исполнения закрепляются в соответствующих нормативных актах.

Занятие 2. Финансовое право как отрасль российского права.

ВОПРОСЫ

    Понятие финансового права. Предмет правового регулирования финансового права.

Финансовое право - это совокупность юридических норм, регулирующих общественные отношения, которые возникают в процессе образования, распределения и использования денежных фондов (финансовых ресурсов) государства и органов местного самоуправления, необходимых для реализации их задач.

Предметом финансового права являются общественные отношения, возникающие в процессе осуществления государством и местным самоуправлением финансовой деятельности, т.е. деятельности по образованию, распределению и использованию фондов денежных средств.

Итак, предмет финансового права - это общественные отношения, возникающие в процессе деятельности государства по планомерному образованию, распределению и использованию централизованных и децентрализованных денежных фондов в целях реализации его задач.

    Особенности метода финансового права.

Метод правового регулирования – это совокупность приёмов средств и способов воздействия на регулируемые общественные отношения.

В системе права закреплены два способа воздействия с целью выполнения требований норм права: императивный (властный) и диспозитивный (основанный на воле участников).

Основной метод финансово-правового регулирования - государственно-властные предписания одним участникам финансовых отношений со стороны других, выступающих от имени государства и наделенных в связи с этим соответствующими полномочиями (императивный). Такой метод свойствен и другим отраслям права, например административному. Но в финансовом праве он имеет специфику в своем конкретном содержании, а также в круге органов, уполномоченных государством на властные действия.

    Финансовое право в системе российского права. Общее и отличия от других правовых отраслей.

В связи с тем, что финансовое право распространяется на одну из областей деятельности государства, оно тесно соприкасается с государственным (конституционным) и административным правом, которое охватывает своим воздействием организацию и деятельность государства в целом. Существует взаимосвязь между ними и по видам государственной деятельности, на которые распространяется регулирование со стороны этих отраслей права.

Государственное (конституционное) право закрепляет основы организации и деятельности представительных и исполнительных органов власти.

Так, государственное (конституционное) право - ведущая отрасль в системе права. Она закрепляет основы общественного строя и политики Российской Федерации, правового положения личности, федеративное государственное устройство, принципы организации и деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления, базируется и развивается на этих основах.

Административное право регулирует общественные отношения в области государственного управления, осуществляемого органами исполнительной власти.

Финансовое право распространяется на оба этих вида государственной деятельности, поскольку финансовая деятельность может осуществляться и теми и другими органами.

    Система финансового права. Общая характеристика основных финансово- правовых институтов.

Правовые нормы, регулирующие финансовую деятельность государства, группируются внутри отрасли финансового права в определенные правовые институты - взаимосвязанные и взаимообусловленные группы правовых норм, регулирующих однородные общественные отношения определенной узкой области внутри отрасли права.

Финансовое право состоит из двух частей - Общей и Особенной.

К Обшей части финансового права относятся нормы, регулирующие общие принципы, правовые формы и методы финансовой деятельности государства, систему органов государства, осуществляющих финансовую деятельность, их правовое положение, а также правовое положение всех субъектов - участников финансовых правоотношений. Сюда же относятся вопросы регулирования финансового контроля в государстве.

Особенная часть финансового права включает в себя расположенные в определенном порядке и логической последовательности институты финансового права, связь между которыми объективно обусловлена.

Таким образом, в системе финансового права нашла отраже­ние объективно существующая финансовая система государства. Единство финансовой системы выражается в общем построении системы финансового права, где в общей части закрепляются основные понятия финансовой деятельности государства, поня­тия и особенности финансово-правовых норм, финансово-правовых отношений и финансово-правовых институтов. Здесь же рассматривается финансовый контроль и дается сравнитель­ная характеристика основных финансово-правовых институтов других государств. В особенной части финансового права логи­чески последовательно располагаются и характеризуются финансово-правовые институты. И это является базой для изуче­ния финансового права и финансовой деятельности государства как деятельности публичной власти в государстве.

Основными институтами финансового права являются следующие: бюджетное право, налоговое право, право внебюджетных фондов и др.

5. Финансовое право как наука.

Финансовое право как правовая наука изучает нормы, регулирующие общественные отношения, возникающие при осуществлении финансовой деятельности; изучает практику их применения, закономерности развития финансового права как отрасли российского права.

Наука финансового права - это совокупность знаний, положений, категорий, выработанных учеными, изучающими систему норм финансового права, анализирующими практику применения финансово-правовых норм. На основании полученных результатов ученые вырабатывают предложения по совершенствованию финансово-правового регулирования общественных отношений в области финансов. Наука финансового права использует знания, выработанные представителями других отраслей правоведения, и в первую очередь теории права и государства.

Финансовое право как учебная дисциплина предусматривает обучение студентов финансовому праву, тем правовым нормам, которые в совокупности образуют финансовое право как отрасль права.

Тема 3. Источники финансового права. Финансовые правоотношения.

ВОПРОСЫ

    Понятие и виды источников финансового права. Система источников финансового права.

Источниками финансового права являются нормативно-правовые акты, в которых содержатся правовые нормы, регулирующие финансовые отношения.

В зависимости от юридической силы актов, содержащих правовые нормы, источники финансового права можно разделить на следующие группы.

Акты федеральных органов подразделяются на Законы Российской Федерации и подзаконные федеральные акты.

Законы Российской Федерации:

а) Конституция Российской Федерации. Конституция РФ имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории РФ. Законы и иные правовые акты, принимаемые в РФ, не должны противоречить Конституции РФ.

б) Акты Федерального Собрания Российской Федерации:

Федеральные конституционные законы. Конституционный закон считается принятым, если он одобрен большинством не менее трех четвертей голосов от общего числа членов Совета Федерации и не менее двух третей голосов от общего числа депутатов Государственной Думы. Принятый федеральный конституционный закон в течение четырнадцати дней подлежит подписанию Президентом РФ и обнародованию;

Федеральные законы. Федеральные законы принимаются Государственной Думой большинством голосов от общего числа депутатов Госдумы. Затем принятые законы передаются на рассмотрение Совета Федерации. Принятый федеральный закон в течение четырнадцати дней подлежит подписанию Президентом РФ и обнародованию;

Акты Федерального Собрания (декларации, положения, постановления и др.). Подзаконные федеральные акты:

Указы, распоряжения Президента Российской Федерации;

Постановления, распоряжения Правительства Российской Федерации;

Нормативные акты министерств и других центральных органов;

Приказы, постановления, инструкции иных федеральных органов исполнительной власти.

Акты субъектов Российской Федерации подразделяются на Законы и подзаконные акты субъектов Российской Федерации.

Законы субъектов Российской Федерации:

Конституции, уставы субъектов Федерации;

Законы субъектов Федерации.

Подзаконные акты субъектов Российской Федерации:

Указы, распоряжения Президентов (губернаторов);

Постановления, распоряжения правительств субъектов Российской Федерации;

Нормативные акты министерств субъектов Российской Федерации;

Приказы, постановления иных органов субъектов Российской Федерации.

Акты органов местного самоуправления - нормативные акты местной администрации, которые действуют только на территории края, области, города, района, сельской местности.

Виды актов местного самоуправления:

Распоряжения;

Решения.

Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры РФ, ратифицированные Россией, являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором РФ установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора (ч. 4 ст. 15 Конституции РФ).

Совокупность нормативных актов, содержащих нормы финансового права, принято определять как финансовое законодательство.

    Финансово- правовые нормы: особенности структуры и виды.

Отношения, возникающие в процессе финансовой деятельности государства, регулируются нормами финансового, права.

Главная особенность финансово-правовых норм состоит в том, что они носят государственно-властный, императивный характер. Государство предписывает правила поведения юридическим лицам, гражданам в области финансовой деятельности. Требования к участникам финансово-правовых отношений выражаются в категорической форме. Участники финансовых отношений, урегулированных нормой финансового права, не вправе изменить предписания нормы и условий ее применения.

Финансово-правовая норма состоит из гипотезы, диспозиции и санкции.

Гипотеза определяет обстоятельства, при которых могут возникнуть финансовые правоотношения, и указывает на субъектов - участников этих правоотношений.

Основа финансово-правовой нормы - диспозиция - содержит предписание о том, как должны поступать участники финансовых отношений, то есть определяет их права и обязанности.

Способом защиты правил, установленных финансово-правовыми нормами, являются их санкции. Санкции финансово-правовых норм, как правило, указывают на меры финансового воздействия за нарушение предписаний государства в области финансов. Это пени и штрафы, закрытие бюджетных кредитов, принудительное взыскание невнесенных в срок платежей, применение кредитных санкций банка.

Финансово-правовые нормы в зависимости от содержания могут быть Материальными и процессуальными.

Материальные финансово-правовые нормы действуют в бюджетной, налоговой, кредитной, страховой сфере, они закрепляют материальное содержание юридических прав и обязанностей субъектов финансовых правоотношений.

Процессуальные финансово-правовые нормы определяют порядок применения материальных норм.

В зависимости от характера воздействия на участников финансового отношения нормы финансового права подразделяются на три вида: обязывающие, запрещающие и уполномочивающие.

Обязывающие нормы финансового права регулируют активное поведение субъектов и предписывают в категорической форме совершать определенные действия.

Запрещающие финансово-правовые нормы регулируют пассивное поведение субъектов финансовых отношений и предписывают не совершать действий, нарушающих финансовую дисциплину и законность.

Уполномочивающие нормы устанавливают определенные права участников финансовых отношений, но реализация этих прав находится в зависимости от действий самого участника.

    Финансовые правоотношения. Понятие, особенности, классификация.

Финансовые правоотношения - это урегулированные нормами финансового права общественные отношения, участники которых выступают как носители юридических прав и обязанностей, реализующие содержащиеся в этих нормах предписания по образованию, распределению и использованию государственных денежных фондов и доходов.

Финансовые правоотношения отличаются тем, что они: а) возникают в процессе финансовой деятельности государства; б) одним из субъектов в этих правоотношениях всегда является управомоченный орган государства (финансовый орган, кредитное учреждение) либо высший или местный орган государственной власти; в) всегда возникают по поводу денег, денежного платежа в доход государства, государственного расхода и т.д.

В финансовых правоотношениях, как правило, отчетливо выступают два правовых элемента: государственно-властный и имущественный.

Общественные отношения, возникающие в процессе осуществления финансовой деятельности государства, многообразны и неоднородны. Поэтому и финансовые правоотношения характеризуются большим разнообразием. Финансовые правовые отношения принято классифицировать в зависимости от подотрасли, раздела, института финансового права на следующие виды:

Бюджетные правоотношения;

Налоговые правоотношения;

Неналоговые правоотношения;

Финансовые правоотношения в области государственного кредита;

Финансовые правоотношения в области страхования;

Правоотношения, возникающие при осуществлении государственных расходов, в том числе и при сметно-бюджетном финансировании;

Финансовые правоотношения в области банковской деятельности;

Финансовые правоотношения, возникающие в области денежного обращения и расчетов;

Валютные правоотношения.

5. Субъекты финансового права и финансовых правоотношений

Субъекты финансового правоотношения. Следует различать понятие «субъект финансового права» и «субъект (или участник) финансового правоотношения».

Понятие «субъект финансового права » тесно связано с поня­тием «субъект финансового правоотношения », однако это раз­ные понятия. Субъект финансового правоотношения – это тот, кто участвует в конкретном финансовом правоотношении и таким образом реализует принадлежащие ему субъективные обязанности и права. Субъект финансового права – это не участник конкретного финансового правоотношения, он не обладает конкретными субъективными финансовыми правами и обязанностями. Субъект финансового права обладает качеством финансовой правосубъектности, которое дает ему возможность быть субъектом финансового правоотношения. Понятие «финансовая правосубъектность» включает в себя такие понятия, как «финансовая правоспособность » и «финансовая дееспособность.

Финансовая правоспособность – это способность иметь финансовые права и обязанности, предусмотренные в законе. Финансовая дееспособность (и деликтоспособность) – способность лица самостоятельно либо через законных представителей приобретать осуществлять, изменять и прекращать финансовые права и обязанности, а также отвечать за их неисполнение и неправомерную реализацию. В большинстве случаев лицо, являющееся финансово дееспособным, одновременно является и финансово деликтоспособным, т.е. способным отвечать за неисполнение финансовых обязанностей и неправомерную реализацию финансовых прав. Поэтому, в сущности, финансовая деликтоспособность представляет собой одну из сторон финансовой дееспособ­ности. Однако есть ситуации, когда структурные элементы пра­восубъектности распределяются между двумя лицами. Примером является ст. 50 НК РФ, устанавливающая режим исполнения обязанностей по уплате налогов и сборов при реорганизации юридического лица. Из анализа этой статьи следует; что при ре­организации юридического лица его деликтоспособность перехо­дит к правопреемнику. Примером является и физическое лицо. Например, малолетний обладает финансовой правоспособностью с момента рождения. Однако в ситуациях возникновения фи­нансового правоотношения недостающая у малолетнего финан­совая дееспособность (до достижения 16 лет) реализуется через его законного представителя.

Различие между правоспособностью и дееспособностью важно для характеристики финансовой правосубъектности физических лиц как субъектов финансового права, так как способность приоб­ретать финансовые права и исполнять финансовые обязанности возникает у физических лиц лишь по достижении определенного возраста. В связи с этим, будучи финансово правоспособными, они до достижения определенного возраста не являются финансо­во дееспособными.

У таких субъектов финансового права, как государственные органы, организации (предприятия, бюджетные учреждения) правосубъектность представляет собой правоспособность и дее­способность одновременно, т.е. «праводееспособность». Её пре­делы у организаций определены их финансовыми правами и обязанностями, а у государственных органов – компетенцией в области финансовой деятельности, установленной в законода­тельстве.

Субъекты финансового права весьма многообразны. Они под­разделяются на три группы:

1) общественно-территориальные об­разования;

2) коллективные субъекты;

3) индивидуальные субъ­екты.

К общественно-территориальным образованиям относятся Российская Федерация в целом и ее субъекты (государство), а также муниципальные образования.

К коллективным субъек­там – органы государственной власти, организации.

Ин­дивидуальными субъектами финансового права являются физи­ческие лица и иногда должностные лица.

8. Финансовое право как наука.

Наука финансового права представляет собой учение о финансовом праве, т.е. систему знаний, имеющую достаточную степень единства и обобщенности. Она существует и развивается за счет главным образом научных исследований ученых юристов-финансоведов. Определенный вклад в эту науку вносят и представители конституционного, административного и других отраслей права.

Наука финансового права является общественной наукой. Это значит, что она изучает реальные общественные процессы, связанные с формированием, распределением и использованием государством и муниципальными образованиями денежных средств. Этим наука финансового права отличается от естественных наук, а также от других юридических наук.

В последние годы наука финансового права стала очень активно развиваться. Это обусловлено тем, что только в условиях движения страны по пути рыночной экономики может быть в полной мере раскрыт потенциал финансово-правового регулирования. В результате возникает потребность в познании механизмов финансово-правового регулирования, а именно: в разработке юридической техники применительно к налогообложению, в разработке принципиально новых финансово-правовых категорий и т.д. В связи с этим производительные силы науки финансового права в современных условиях быстро возрастают, о чем свидетельствует факт создания в ряде вузов страны кафедр финансового права.

Будучи социально обусловленной, наука финансового права стремится отвечать как на текущие запросы юридической практики, так и разрабатывать фундаментальные проблемы финансового права, имеющие долгосрочное значение для решения многих практических задач.

Наука финансового права имеет свой предмет, т.е. круг исследуемых ею явлений, процессов и т.д. Предметом науки финансового права является финансовое право как отрасль российского права, знания об этом праве.

Сам предмет науки финансового права составляет совокупность следующих основных компонентов:

а) норм и институтов финансового права Российской Федерации;

б) финансово-правовых отношений;

в) финансового законодательства;

г) тенденции развития финансово-правового регулирования и финансового права как отрасли права.

Наука финансового права является публично-правовой. Ее публично-правовой характер проявляется в том, что она исследует явления и процессы, затрагивающие не индивидуальные, а общественные, коллективные интересы, т.е. интересы высокой социальной значимости.

Из всего сказанного следует, что наука финансового права - это отраслевая, общественная, публично-правовая наука, имеющая своим предметом изучение финансового права как отрасли права и представляющая собой систему знаний в виде финансово-правовых концепций, категорий, принципов; правил юридической техники в сфере государственных финансов; научных прогнозов и предложений по совершенствованию правотворческой и правоприменительной деятельности.



Наука финансового права возникла из практических потребностей и проходила перед своим окончательным признанием «стажировку» в составе других наук: государственного и полицейского права, а также в составе политэкономии и финансовой науки.

9. Финансово-правовые нормы: особенности, классификация.

Финансово-правовая норма - это простейший элемент, «клеточка» финансового права, которая обладает всеми общими чертами правовой нормы, но имеет и характерные особенности. Каждой финансово-правовой норме присущи следующие общие признаки нормы права: она содержится в нормативных правовых актах и иных источниках, принимаемых компетентными органами государства, органами местного самоуправления или должностными лицами; имеет общеобязательный характер; обеспечена принудительной силой государства.

Одновременно финансово-правовая норма выступает относительно самостоятельным, целостным явлением, которое имеет собственное, только ей присущее содержание, свои специфические признаки, совокупность образующих ее элементов.

Характерные черты финансово-правовой нормы проявляются в сущности регулируемых ею отношений, т. е. отношений, возникающих в процессе финансовой деятельности государства и муниципальных образований. Предназначение нормы финансового права для функционирования в процессе аккумулирования, распределения и использования государственных и муниципальных денежных фондов обусловливает ее особенности, проявляющиеся: а) в ее содержании; б) характере установленных в ней предписаний; в) мерах ответственности за нарушение предусмотренных в ней правил; г) способах защиты прав участников финансовых отношений.



В качестве конкретного правила поведения норма финансового права должна не только содержать, но и детализировать указанные параметры.

Характерная особенность содержания финансово-правовой нормы состоит в том, что она отражает наиболее важные, существенные признаки, которые неизбежно присутствуют, повторяются во всех конкретных финансовых правоотношениях, возникающих на ее основе. Благодаря этому финансово-правовая норма и приобретает способность быть регулятором публичных финансовых отношений.Финансово-правовые нормы можно классифицировать по различным основаниям. В зависимости от способа воздействия на участников финансовых отношений выделяют следующие их основные виды: обязывающие финансово-правовые нормы - нормы, требующие от участников финансовых отношений совершения активных действий: встать на учет в налоговые органы; использовать по целевому назначению бюджетные субвенции; осуществлять ведение кассовых операций и т. д. За неисполнение либо несвоевременное исполнение субъектами финансового права возложенных на них обязанностей со стороны государства применяются различные меры принуждения. Обязывающий характер присущ большинству финансово-правовых норм, что является прямым отражением основного метода финансового права - метода властных предписаний; запрещающие финансово-правовые нормы - нормы, содержащие категорические требования к участникам финансовых правоотношений не совершать определенные деяния под угрозой применения санкций со стороны государства. Данный вид финансово- правовых норм нацеливает субъектов финансового права на пассивное поведение в виде отказа от совершения запрещенных государством деяний. Так, Центральному банку РФ запрещается осуществлять денежную эмиссию для покрытия бюджетного дефицита. Запрещающие финансово-правовые нормы могут также устанавливать пределы дозволенного поведения субъектов финансового права. Например, юридическим лицам запрещено осуществлять между собой денежные расчеты в наличной форме на сумму более чем 100 тыс. руб. в день; данные действия образуют состав финансового правонарушения и влекут применение финансовых санкций; уполномочивающие финансово-правовые нормы - нормы, устанавливающие права субъектов финансового права использовать свои субъективные права. Например, субъекты РФ имеют право осуществлять внутренние заимствования. Уполномочивающие нормы не обременены признаком обязательности, они представляют субъектам финансового права возможность самостоятельно определять, в какой ситуации и в каком объеме реализовывать права, предоставленные им финансово-правовой нормой. Отказ субъектов финансового права от использования принадлежащих им прав не влечет применения мер государственного принуждения.

Материальные финансово-правовые нормы закрепляют содержание финансово-правовых отношений, т. е. состав финансовой системы, юридические факты, правовой статус субъектов финансового права, принципы финансового права, виды и объем денежных обязательств юридических и физических лиц перед государством (муниципальным образованием), источники формирования кредитных ресурсов банков, объекты налогообложения, ставки налогов и т. д. Материальные нормы имеют денежное содержание.

В качестве примера можно привести ежегодно принимаемые законы (решения) о бюджетах, большинство норм которых являются материальными. Любая материальная норма будет являться регулятором общественных отношений только в случае подключения к такому регулированию соответствующих процедурно-процессуальных предписаний. В противном случае материальная норма выступает только средством информации.

Процессуальные финансово-правовые нормы закрепляют правовые формы финансовой деятельности государства и муниципальных образований - финансовые процедуры, порядок применения и действия финансово-правовых норм, сроки, финансовую юрисдикцию, функции финансово-кредитных органов и т. д. Таковы, например, нормы, содержащиеся в части третьей БК РФ, регулирующие бюджетный процесс. В финансовом праве процессуальные нормы имеют важное значение, поскольку обеспечивают формализованность финансовой деятельности государства и муниципальных образований.

Финансовое право в современных условиях - одна из основных отраслей права, представляющая собой упорядоченную совокупность правовых норм , регулирующих отношения, возникающие в процессе финансовой деятельности государства и муниципальных образований , для обеспечения реализации соответствующих задач государства. В общественной жизни финансовое право рассматривается также как вид отраслевой юридической науки и учебная дисциплина.

Финансовое право происходит от категории «финансы ». Как отмечает И.И. Янжул в своей работе «Основные начала финансовой науки » Слово « финансы» ведет свое происхождение от средневекового латинского термина finatio, financia, financia pecuniaria , употреблявшегося в смысле обязательной уплаты денег, а затем вообще в смысле денежной суммы . Н.И. Химичева в учебнике «Финансовое право » (изд. 3-е, перераб и доп., 2004 г. Отв. ред. - Н.И. Химичева) определяет « финансы» как одну из сторон экономических отношений общества , развитие которой обусловлено существованием товарно-денежных отношений и государства, использующего механизм финансов для выполнения своих задач .

Финансовое право как отрасль права. Предмет и метод финансового права

Основными критериями для разграничения отраслей права являются предмет и метод правового регулирования. Предметом финансового права является круг общественных отношений , регулируемых нормами финансового права. Предмет финансового права составляют общественные отношения, возникающие в процессе деятельности по планомерному образованию, распределению и использованию государственных, муниципальных и иных публичных денежных фондов в целях реализации задач публичного характера. Большое внимание исследованию предмету финансового права уделял А.И. Худяков . В частности, одной из последних работ автора, посвященных исследованию предмета финансового права, является работа «Дискуссионные вопросы предмета финансового права » (2009 год). Основным методом финансового права является императивный метод, метод властных предписаний. Императивный метод правового регулирования в финансовом праве предполагает детальную правовую регламентацию поведения и минимизацию свободы субъектов самостоятельно определять свое поведение. Исследованию метода финансового права в научной литературе уделяется большое значение. Большое внимание исследованию метода финансового права уделяется, в частности, в работе И.В. Рукавишниковой «Метод финансового права » (2004 год).

Система финансового права

Система финансового права - внутренняя структура финансового права как отрасли права, представляющая собой упорядоченную совокупность финансово-правовых норм , регулирующих однородные общественные отношения, возникающие в процессе финансовой деятельности государства и , для обеспечения реализации соответствующих задач государства, сгруппированных внутри отрасли финансового права в институты и разделы финансового права.

Наука финансового права

Существование и развитие финансового права как отрасли права обусловило возникновение и развитие одноименной правовой науки. Наука финансового права изучает и объясняет нормы, которыми определяется публичная финансовая деятельность, а также правоотношения, возникающие между государством, организациями и гражданами.

Одним из предметов исследования науки финансового права являются финансово-правовые нормы. Развитие финансового законодательства должно опираться на науку финансового права. При этом наука финансового права, как теория, должна представлять собой нечто постоянное, твердо установившееся, хотя и не лишенное тех элементов развития, которые необходимы каждой науке.

Наука финансового права оказывает свое влияние не только на развитие финансового законодательства, но и на финансово-правовые отношения. Т.С. Ермакова указывала, что наука финансового права не только призвана исследовать различные группы экономических отношений в области финансовой деятельности государства, но и активно способствовать их постоянному совершенствованию . К.Т. Эеберг в этом отношении подчеркивал, что « наука и практическая жизнь должны дополнять друг друга; было бы заблуждением думать, что одна может обходиться без другой… Задача практики состоит в применении общих принципов, признанных за верные, к конкретным случаям и в указании теории пределов возможного и достижимого» .

Финансово-правовая наука за долгий период своего развития выработала понятия, выражающие наиболее существенные свойства юридической деятельности в области публичных финансов . Эти понятия - категории вошли неотъемлемой частью в систему знаний, составляющих финансово - правовую науку. Они образуют ее основное теоретическое ядро, основу науки финансового права.

К важнейшим категориям финансового права можно отнести также понятия бюджет (составление проекта федерального бюджета осуществляется Министерством Финансов РФ), бюджетный процесс , финансовый контроль и другие.

Исследованию важнейших категорий финансового права, в частности, категорий « финансы» и «финансовая деятельность государства» уделяет внимание и М.Ф. Ивлиева в работе «Категория «финансы» и «финансовая деятельность государства » в науке финансового права».

Без правильного и основательного знания науки финансового права и финансового права невозможно рациональное ведение финансового хозяйства. Для финансового управления недостаточно одних практических знаний, а необходимо обратиться к общим научно-финансовым положениям. Этим и определяется значение науки финансового права в системе других наук.

Финансовое право как учебная дисциплина

Финансовое право как учебная дисциплина - это обязательный предмет в юридических учебных заведениях, имеющий своей целью ознакомление обучающихся с системой финансового права. Финансовое право как учебная дисциплина представляет собой систематизированное изложение важнейших категорий науки финансового права. В процессе ее изучения студенты знакомятся с основными категориями данной науки

Рекомендуемая литература

1. Бельский К.С., Финансовое право: наука, история, библиография, М., 1995;

2. Ермакова Т.С., Финансовое правоотношение, Л., 1985;

4. Рукавишникова И.В. Метод финансового права. М., Олма-Пресс, 2004.

5. Финансовое право Российской Федерации. Под редакцией М.В.Карасевой. Москва, Юрист, 2002;

6. Финансовое право. Учебник. 2-е изд., перераб. и доп/Отв. ред. Е.Ю. Грачева, Г.П. Толстопятенко. М., 2007;

7. Финансовое право. Учебник/ К.С. Бельский и другие. Под редакцией С.В. Запольского. М., 2006;

8. Финансовое право. Учебник. 3е изд., перераб. и доп. Под редакцией Н.И. Химичевой. М., 2004;

9. Дискуссионные вопросы предмета финансового права//Финансовое право. 2009. №3.

10. Худяков А.И. Финансовое право Республики Казахстан. Общая часть. Алматы, 2001;

11. Эеберг К.Т., Курс финансовой науки, СПб., 1913;

12. Янжул И.И. Основные начала финансовой науки. Москва, Статут, 2002.

При анализе финансово-правовых отношений необходимо разграничивать финансовое право как отрасль права, как учебную дисциплину и как науку. Финансовое право как отрасль охватывает совокупность правовых норм, регулирующих финансовую деятельность государства и органов местного самоуправления. Финансовое право как учебная дисциплина, учебный курс включает изучение правовых норм, предусматривает обучение финансовому праву. Финансовое право как наука содержит совокупность знаний, категорий, положений, отражающих содержание финансово-правовых норм, особенности их применения на практике.

Наука финансового права состоит из научных исследований юристов-финансистов. Будучи общественной наукой, финансовое право корректируется взглядами, исследованиями из сферы конституционного, административного и других отраслей права. Это связано прежде всего с тем, что предметом изучения финансово-правовой науки являются общественные процессы, которые определяются движением публичных денежных фондов.

Разработка проблем государственных финансов сформировало определенные знания в области финансов, специфических норм регулирования. В зародышевых формах они встречаются в законах Хаммурапи, Русской Правде, Великой Хартии вольностей. Более устойчивой формы взгляды на финансы приобретают на рубеже ХVI-ХVIІ вв. в работах Же. Бодена, Т. Гоббса, Ш. Монтескье. До середины XVIII века. появляются специальные исследования в этой области: Зонненфельса ("Основные начала полиции, коммерции и финансов", 1776 г.), Юсти ("Подробное рассуждение о налогах и подати", 1755 г.; "Система финансов", 1766 г.). К этому же периоду относятся работы В. Петти, А. Смита. Д. Рикардо. В XIX ст. финансово-правовая наука фактически сформировалась в целом и происходила ее детализация на уровне отдельных институтов. Такими исследованиями стали работы Г. Єллінека ("Бюджетное право"), А. Вагнера, Л. Штейна. В XX ст. науку финансового права в Западной Европе развивали преимущественно представители французской школы П. Годме и Г. Жез.

Основы финансовой науки в России начали закладываться и относительно четко оформляться на рубеже XVI I-XVI11 вв. Наиболее заметными в тот период были работы И. Т. Посошкова (например, "Про нищету и богатство"). Активного толчка развития финансовых и финансово-правовых взглядов оказали исследования ученых XIX века. (М. Ф. Орлова "государственный кредит". Г. Осокина "Несколько спорных вопросов по истории финансового права"; M. М. Сперанского "План финансов"; M.. Тургенева "Опыт теории налогов" и др.). Невозможно сейчас представить всестороннее и динамическое исследования практически никакой проблемы финансового права без фундаментальных работ Есть. М. Берендтса, И. Я. Горлова, С. И. Иловайского, В. А. Лебедева, Д. M. Львова, Ф. Бы. Мільгаузена, И. X. Озерова, И. Т. Тарасова, И.И. Янжула.

Определенные трудности, которые были отражением экономических, политических, социальных проблем, переживала финансово-правовая наука в начале XX века. Эти противоречивые процессы отразились в работах представителей финансово-правовой науки (П. С. Гензеля, Н. Д. Загряцкова, С. А. Котляревского, С. Д. Крылова, Е. Е. Понтовича). Новый качественный этап в развитии финансово-правовой науки связан с 50-60-ми годами, когда появляются фундаментальные учебники и монографии А. М. Гур-вича, Н. И. Пискотин, Ю. А. Ровинского, С. Д. Ципкина, В. В. Бесчеревних. Именно в это время увидели свет работы, которые не потеряли своего значения и до сих пор (например, монография Ю. А. Ровинского "Основные вопросы теории советского финансового права").

Определенные успехи науки финансового права в 70-90-х годах XX века. связывается с именами В. В. Бесчеревних ("Компетенция Союза ССР в области бюджета", 1976 г.), Л. К. Вороновой ("Правовые основы расходов государственного бюджета в СССР", 1981 г.), С. Д. Ципкина ("Доходы государственного бюджета СССР. Правовые вопросы", 1973 p.; "Финансово-правовые институты и их роль в совершенствовании финансовой деятельности государства", 1984 p.), H. И. Хімічевої ("Субъекты советского бюджетного права", 1979 p.). Активно работают в этот период ведущие специалисты в области финансового права В. М. Горбунова, Т. С. Ермакова, Л. H. Коган, В. Е. Кузниченкова, Н. А. Куфакова, Л. С. Малокотін.

Начало 90-х годов XX века. ознаменовался некоторым изменением условий и ориентиров в развитии финансово-правовой науки, которые были вызваны особенностями законодательного регулирования финансовой деятельности в Украине. Основателем финансово-правовой науки в Украине в этот период является Л. К. Воронова. Фактически все более-менее заметные исследования в этой области выходили под ее руководством и с ее участием, да и школы, возникшие в Украине в начале XXI века, создавались при ее непосредственном участии. В последнее десятилетие в Украине наряду с фундаментальной финансово-правовой школой, возглавляемой Л. К. Вороновой они в Киеве, возникают центры, активно занимающихся этой же проблематикой (кафедра финансового права в Национальном университете "Юридическая академия Украины имени Ярослава Мудрого", кафедра финансового права в Национальном университете государственной налоговой службы Украины и др.).