Формирование церковной организации в древней руси. Презентация "общественный строй и церковная организация на руси"

Урок. Общественный строй и церковная организация на Руси

ХОД УРОКА

  1. Организационный момент

До сих пор мы говорили о политической истории Древнерусского государства, об укреплении княжеской власти, об отношениях нашей страны с соседями. Именно этим вопросам уделяют первоочередное внимание летописи. Однако история - это не только войны и походы. Нельзя объективно судить о развитии общества, не зная о действующих в нем обычаях и традициях. Тема нашего урока «Общественный строй и церковная организация на Руси».

Как вы думаете, о чем мы будем говорить?

На какие вопросы нам предстоит ответить?

Проблемные вопросы:

- В чем состояли особенности устройства общества в Древней Руси?

Какую роль в жизни страны играла Православная церковь?

Сегодня мы поговорим об общественном строе и церковной организации Древней Руси. Какие изменения произошли в общественной жизни в изучаемый период? Из каких слоев состояло русское общество? Какую роль в жизни людей играла Церковь? Каковы были духовные ценности русских людей? Эти и другие вопросы мы обсудим с вами на нашем уроке.

  1. Изучение нового учебного материала

Задание № 1. Работая в группах, изучите первый пункт § 9 учебника «Формирование древнерусской народности» и предположите, какие факторы способствовали процессу формирования древнерусской народности.

Подчинение власти киевского князя;

Участие племен в общегосударственных делах;

Совместные военные походы;

Сглаживание языковых различий, формирование единого древнерусского языка;

Принятие христианства, вера в единого Бога;

Отождествление себя с русским народом.

Великие князья собирали дань со всех государственных земель, хотя население не было лично зависимо от них. Некоторые ученые определяют такой строй как «государственный феодализм». Младшие отпрыски княжеского рода (удельные князья ) получали в княжение малые города и превращались в феодалов. Княжеские дружинники за верную службу получали земли в управление. Они собирали в них дань от имени князя, часть собранных средств оставляя себе. Родоплеменная знать - это разбогатевшие общинники. Часть из них, давая в долг в голодные годы, могла обращать в зависимость своих сограждан.

Закупы - это люди, взявшие купу (взявшие в долг) и отрабатывающие сам долг и проценты на него. Рядовичи - это лица, служившие землевладельцам по ряду (договору) и, как правило, попавшие в зависимость от него за денежный долг, помощь семенами или орудиями труда. Челядью называли рабов-пленников, которые со временем стали объектом купли-продажи. Смерды - это зависимое население в княжеской или боярской вотчине.

Обратите внимание на составленную нами схему. Основная часть населения состояла из свободных земледельцев, которые платили дань и несли повинности в пользу государства.

Большинство историков считает, что к середине XI в. земля принадлежала свободным крестьянам-общинникам. Ученые полагают что древнерусские общины самостоятельно владели землей, а их зависимость от князей ограничивалась выплатой дани. Князья и дружинники получали доходы от сбора дани и почти не нуждались в частной собственности на землю.

Историки полагают, что в Х в. и в первой половине ХI в. среди множества крестьянских общинных земель лишь изредка встречались отдельные княжеские села. Так, в главном законодательном документе того времени - «Русской Правде» - нет ни слова о княжеской пашне. Некоторые ученые высказывают предположение, что княжеское хозяйство было первоначально скотоводческим или коневодческим. Кони требовались князьям для военных целей.

В те времена господствовало натуральное хозяйство, Торговля внутри страны развивалась слабо, сельскохозяйственные продукты на продажу не производились. Как же шел процесс формирования землевладельцев? Попробуем проследить это на конкретных примерах.

Князья присваивали пустующие земли или забирали земли соседских общин. Посреди своих владений князь строил хорошо укрепленную усадьбу, где он мог укрыться от врагов со своей дружиной. Личным хозяйством князя управлял доверенный слуга - тиун.

Задание № 2. Рассмотрите иллюстрацию на стр. 71 § 9 учебника. Предположите, что происходит на княжеском дворе.

Земли в дар от князя получали дружинники и Церковь, За это они поддерживала князя во всех его делах.

Время возникновения феодальной вотчины в Древней Руси является предметом многолетней дискуссии историков. Большинство ученых считают, что это произошло в начале XI в.

Задание № 3. Работая с третьим пунктом § 9 учебника «Земельные отношения», дайте определение понятия «вотчина». (Вотчина (отчина) – наследственное земельное держание, переходившее от отца к детям).

Теперь перейдем к изучению вопроса «Церковная организация. Храмы и богослужение». Вопросы к классу:

Почему Церковь играла большую роль в жизни людей в Средние века?

После принятия христианства на Руси сложилась четкая церковная организация.

Задание № 4. Работая с четвертым пунктом § 9 учебника «Церковная организация. Храмы и богослужение», составьте схему организации Русской православной церкви.

К середине ХIП в. на Руси было уже 16 епархий - по числу крупных русских княжеств. У Церкви был собственный суд, на котором священнослужителей судили за ереси (различные отклонения от православного вероучения), проступки нравственного характера.

Задание № 5. Теперь поговорим о духовных ценностях. Работая с шестым пунктом § 9 учебника «Духовные ценности. Древнерусские подвижники и святые», заполните сравнительную таблицу:

  1. Закрепление учебного материала

Какая система управления государством существовала на Руси в XI в.?

Как на Руси сформировалась княжеская и боярская собственность на землю?

Каковы основные духовные ценности Древней Руси? Какие из них вам представляются справедливыми? С чем вы не согласны?

  1. Домашнее задание

Параграф 9 пересказ

Используя текст учебника и Интернет, составьте тезисы к сообщению «Жизнь в монастыре»


Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

Общественный строй и церковная организация на Руси В чем состояли особенности устройства общества в Древней Руси? Какую роль в жизни страны играла Православная церковь? До сих пор мы изучали главным образом политическую историю нашего Отечества – объединение восточнославянских племён под властью князя киевского. При этом выяснили, что единство Древнерусского государства было бы невозможно без объединения людей, живших на его территории в сплочённое общество, которое называют народом. Народ (народность) - большая группа людей, сложившаяся на одной территории, говорящая говорит на одном языке, связанная одной верой, общими духовными ценностями, общей хозяйственной деятельностью Вспомните, по каким признакам судят что люди принадлежат к одному народу?

2 слайд

Описание слайда:

«В год 6420 . Послал Олег заключить мир и установить договор между греками и русскими.[Послы князя Олега Вещего заявили в Царьграде]: «Мы от рода русского, от Олега, великого князя русского, и от всех, кто под рукою его». Повесть временных лет 1. Формирование Древнерусской народности Какие факторы, по вашему мнению, способствовали объединению восточнославянских племён в единый русский народ?

3 слайд

Описание слайда:

Изучите первый пункт § 9 учебника (с.69 – 70) «Формирование древнерусской народности», выясните, какие факторы способствовали процессу формирования древнерусской народности. Заполните схему: Единая древнерусская народность Духовный фактор Военный фактор Военный фактор (оборона) Общие цели походов воспитывали чувство родства, единства Родины Экономический фактор Экономический фактор (общие дела, торговля) Формировался единый древнерусский язык Духовный фактор (христианство) Единая вера, единые нормы поведения, праздники, традиции

4 слайд

Описание слайда:

2. Основные слои населения Древней Руси Итак, все люди в Древнерусском государстве сплотились в единый народ, который, однако, как и в других странах, состоял из различных слоёв, которые мы называем сословиями Вспомните, по каким признакам люди объединяются в одно сословие? Назовите основные сословия Западной Европы? Сословия – большие группы людей, имеющие общие признаки (занятия, права и обязанности) Население древней Руси делят на свободное и зависимое. Назовите известные вам слои населения Древней Руси

5 слайд

Описание слайда:

На вершине Древнерусского общества стояли князья из рода Рюриковичей. Власть князя опиралась на дружину, которая делилась на старшую и младшую. Старшая дружина(бояре) была наиболее приближена к князю. С ними князь советовался, их назначал на высшие государственные должности (наместники, тысяцкие – главы народного ополчения, ставил во главе посольств). Младшая дружина – воины и исполнители княжеских поручений. С распространением христианства всё большее влияние приобретает православное духовенство Свободное население (Высшие сословия)

6 слайд

Описание слайда:

Назовите главное занятие восточных славян? Как вы считаете, какое сословие - самое многочисленное в Древнерусском государстве? Основная масса населения – люди (свободные крестьяне – общинники). Они жили в деревнях – небольших поселениях. Жители нескольких близлежащих деревень составляли соседскую (территориальную общину) - (вервь или мир) Каковы основные признаки соседской общины? Крестьяне – общинники сообща платили дань государству за право пользоваться землёй и защиту Земля считалось совместной собственностью общины, земли, пригодные для пашни делились на наделы для каждой семьи

7 слайд

Описание слайда:

С IX в. появляются укреплённые поселения, огороженные крепостными стенами – города. В Скандинавии Русь называли «Гардарикой» – страной городов. Назовите известные вам Древнерусские города. Каковы основные занятия жителей городов? Города: Укрепления, где могли укрыться в случае опасности люди из близлежащих селений; 2. Административные центры - центры управления, здесь озвучивалась воля князя, вершился суд; 3. Центры ремесла и торговли Основным населением городов были купцы и ремесленники. Князья собирали с торговых людей мыто – торговую пошлину, что приносило большой доход. В города крестьяне везли выращенные продукты, а покупали ремесленные изделия

8 слайд

Описание слайда:

На городском торгу сходились люди из разных земель, в общении между ними складывались единые традиции, формировался единый древнерусский язык Свободное население (Низшие сословия)

9 слайд

Описание слайда:

Вотчины, в отличие от общинных земель, были в личной собственности феодалов (землевладельцев). Вотчина состояла из княжеской усадьбы, примыкавших к ней пахотных земель и деревень, в которых жили и трудились на князя зависимые крестьяне. Князья стали жаловать земельные владения своим дружинникам за службу, а также Церкви. Так появляются боярские и церковные вотчины Особое место среди древнерусских поселений занимали расположенные рядом с крупными городами вотчины (от слова «отче» – отец; вотчина – земля отца) - наследственное земельное владение князя (преходящее от отца к сыну). А. Васнецов. Двор князя Вспомните, какие повинности в пользу феодала несли зависимые крестьяне в Западной Европе? 3. Земельные отношения Какие сословия Древней Руси являлись феодалами (землевладельцами)?

10 слайд

Описание слайда:

Работая с п.3 § 3 (с.71), заполните таблицу: Зависимое население Древней Руси Зависимое население Характеристика Рабы (Холопы челядь) Смерды Закупы Рядовичи Военнопленные (челядь) или продавшие себя в рабство за долги (холопы) Зависимые крестьяне, которые несли повинности в пользу князя Разорившиеся крестьяне – общинники, получившие от князя«купу»- ссуду скотом, орудиями труда и отрабатывающие долг Люди, заключившие с князем (или другим землевладельцем)«ряд»- договор, согласившись жить и работать на господина

11 слайд

Описание слайда:

4. Церковная организация. Храмы и богослужения Почему Церковь играла огромную роль в жизни людей в Средние века? После принятия христианства на Руси сложилась четкая церковная организация. До середины 15 в. Русская Церковь находилась в подчинении Константинопольского Патриарха, который назначал на Русь митрополита – главу Русской православной церкви, резиденция которого находилась в Киеве. Первым русским митрополитом стал Иларион, современник Ярослава Мудрого. Ярослав Мудрый поставил его на митрополичий престол без согласования с Константинопольским патриархом, т.к. Русь находилась в тот момент в состоянии войны с Византией. В крупные города митрополит назначал епископов. В подчинении епископов находилось местное духовенство, которое делилось на белое и чёрное Вспомните, кого относят к чёрному и белому духовенству? Святой Иларион, митрополит Киевский. Икона XI в. Составьте схему: Организация Русской православной церкви

12 слайд

Описание слайда:

13 слайд

Описание слайда:

Храмы (церкви и соборы – центральные городские храмы) Приходские (строились на деньги городских или сельских жителей – прихожан данного храма) Домовые (строились в домах и усадьбах обеспеченных людей для их семей) Собор Святой Софии - главный православный храм Великого Новгорода, созданный в 1045-1050 годах. При каком князе возведён собор?

14 слайд

Описание слайда:

5. Монастыри Вспомните, каковы причины возникновения монастырей в Западной Европе? Приведите факты, подтверждающие, что монастыри в Западной Европе были не только духовными центрами, но и культурными Монахи основывали свои религиозные общины- монастыри, во главе которых стояли игумены. Один из первых монастырей на Руси основал монах Антоний из Любеча. Он поселился близ Киева в пещере, жил уединённо, однако вести о его святости распространились и к нему стали приходить другие люди. Так возник Киево – Печерский монастырь («Печерский» – от слова – «пещера»). Монахи сообща вели хозяйство, переводили с греческого церковные книги, писали иконы, летописи. Вспомните имя самого известного летописца - монаха Киево – Печёрского монастыря? Киево – Печерский монастырь

16 слайд

Описание слайда:

Единая Православная вера объединила разрозненные племена - предков русских, украинцев, белорусов в единый народ. Православная вера скрепляет дружбу наших братских народов уже более тысячи лет едиными христианскими ценностями, которые принципиально отличаются от языческих. Вспомните, жестокую месть древлянам Ольги (тогда ещё язычницы) - по языческой традиции кровной мести. Вспомните, что Владимир - христианин говорил о себе – язычнике: «Я был зверь, а не человек» Изучите п. 6 § 9 (с.75) «Духовные ценности. Древнерусские подвижники и святые», объясните, какие ценности процветали в язычестве, какие ценности принесло православное христианство? Язычество – культ силы и жестокости Православие - культ смирения и добрых дел

17 слайд

Описание слайда:

Домашнее задание: Учебник параграф 9. Вопросы и задания с. 76. Сообщение (презентация) Первые русские святые

Вопрос к I пункту. Какие изменения в жизни восточных славян способствовали формированию древнерусской народности?

Изменения:

Все племена вошли в единое государство;

Совершало походы ополчение всех племён;

В дружину князя попадали воины из всех племён;

В едином государстве были единые законы (Русская правда);

Племена сплотила также единая православная вера;

Племена связывала торговля и друг с другом, и с иностранными купцами.

Вопрос ко II пункту. Из каких слоёв состояло население Западной Европы в Средние века?

В Западной Европе выделялись монархи, высшая знать (герцоги, маркизы, графы, бароны и т. д.), рыцарство и простой народ. Простой народ делился на горожан и крестьян. Кроме того, существовало духовенство, которое также делилось по рангам.

Вопрос к IV пункту. Почему Церковь играла большую роль в жизни людей в Средние века? Какова была организация католической церкви?

В то время у людей было религиозное мировоззрение, они видели мир и свою жизнь через призму религии, а церковь объясняла нормы религии.

Католическую церковь возглавлял папа римский. Большие церковные области находились под управлением архиепископов, эти области делились на территории епископов. В церковных приходах проповедовали верующим священники. В монастырях монахи жили под управлением аббатов.

Вопрос к V пункту. Какую роль играли монастыри в жизни стран Западной Европы в Средние века?

На монастыри люди возлагали основные надежды в спасении своих душ. Монахи были нужны затем, чтобы молить Господа за всех людей.

Кроме того, монастыри играли большую роль в экономике: им принадлежали большие земли. Эти владения постоянно увеличивались. Например, многие богатые и знатные люди завещали часть своих имений монахам, чтобы те молились за их души. Благодаря знакомству с книгами часто именно монастыри внедряли передовые технологии: строили водяные мельницы, осушали болота и т. д.

Монастыри также были культурными центрами, одно время главными, хотя потом стали уступать эту роль университетам. Здесь переписывались книги, часто писались новые. По заказу именно монастырей работали многие архитекторы, скульпторы, ювелиры и другие мастера, которые создавали истинные шедевры Средневековья.

Крупные монастыри порой влияли на политику. Вернее, на неё влияли аббаты при поддержке своих монастырей. Причём имеется в виду политика как светская, так и церковная. Например, монастыри клюнийского движения несколько раз добивались того, чтобы папой римским стал их человек. Нельзя забывать, что монастыри часто объединялись в ордена и в таком случае действовали сообща.

Наконец, нужно помнить, что инквизиция также находилась в руках монахов (доминиканцев), а инквизиция вершила судьбы людей, многих отправляя на костёр.

Вопрос к параграфу №1. Какая система управления государством существовала на Руси в XI в.?

В Древнерусском государстве была монархия: им управлял великий князь. Однако при этом князь вынужден был советоваться со своей дружиной, особенно старшей (боярами) и не мог сделать чего-то против её воли. Таким образом, власть великого князя была ограничена.

Вопрос к параграфу №2. Используя компьютер, составьте и заполните таблицу в тетради «Категории населения Руси и их характеристика».

Вопрос к параграфу №3. Как на Руси сформировалась княжеская и боярская собственность на землю? При ответе используйте термины «переход земли в частные руки», «княжеские владения», «вотчина».

Изначально вся земля принадлежала общинам. Но верховным её собственником был князь. Изначально князь строил свои дворы и сажал холопов лишь на пустовавшие земли, которые становились княжескими владениями. Но постепенно он стал награждать своих бояр землёй, которую те передавали своим потомкам. Так появились вотчины (то есть владения отцов) – земля стала переходить в частные руки. Порой князь как верховный хозяин всей земли передавал боярам и владения общин. Однако возмущения это не вызывало. В то время в Древнерусском государстве было много свободной земли, крестьяне всегда могли перейти на новый участок. Главным богатством были работники.

Вопрос к параграфу №4. Объясните, почему в Западной Европе Русь иногда называли «страной городов».

На торговом пути «из варяг в греки», а также на пути в Волгу (откуда купцы направлялись в Каспийское море) возникло много городов. Кроме того, страной городов (Гардарики) русские земли называли в скандинавских сагах, а Скандинавия была совсем не самым развитым регионом Европы, там городов было действительно мало.

Вопрос к параграфу №5. Нарисуйте в тетради схему «Церковная организация на Руси».

Вопрос к параграфу №6. Какую роль в жизни Руси играли монастыри?

Монастыри были культурными центрами. Именно здесь переписывались книги, здесь они переводились с других языков, а также создавались новые. Например, именно там писались и летописи, и жития святых – это главная часть литературы того времени. Церкви монастырей и их украшения также играли важную роль в развитии культуры.

Большой вклад монастыри внесли в хозяйственную жизнь. Им принадлежали обширные земли, а князья и бояре постоянно жертвовали новые.

Монастыри также помогали при обороне государства: стены вокруг них строились для защиты не только от мирской суеты, но и на случай войны. Из захороненных в пещерах Киево-Печорской лавры монахов видно, что некоторые были убиты именно в битвах.

Наконец, большие монастыри в крупных городах влияли и на политику. Их игумены давали настоятельные советы князьям, и те вынуждены были прислушиваться к этому или из страха наказания от Господа, или из страха перед восстанием, потому что народ в то время также верил духовенству.

Думаем, сравниваем, размышляем: вопрос №1. Используя текст учебника и Интернет, составьте тезисы к сообщению «Жизнь в монастыре» (выберите один из монастырей, упомянутых в параграфе).

Жизнь в Киево-Печорской лавре:

Общий план монастыря;

Жилища монахов – их кельи;

Пища монахов, ограничения в этой области;

Молитвы монахов, истории о святых из их среды;

Работа монахов;

Книжная работа монахов, создание «Повести временных лет и т.д.»;

Проповеди, влияние монастыря в народе.

Думаем, сравниваем, размышляем: вопрос №2. Предложите название статьи для научного журнала по одной из тем данного параграфа. Обязательно используйте в названии слово «проблема».

Проблема влияния монастырей на княжескую политику

Думаем, сравниваем, размышляем: вопрос №3. Докажите, что у землевладельцев (князей, бояр) и у простых земледельцев имелись как общие, так и различные интересы.

Все жители Древнерусского государства сталкивались с бедами, которые их объединяли. Нападавшие враги убивали и грабили как богатых, так и бедных. Неурожаи сулили беды всем. Правда, для бедняков это часто была голодная смерть, знатные люди умирали по такой причине реже.

Но при этом у земледельцев и землевладельцев были разные интересы. Князья и бояре хотели получить людей для работы на своих полях, желательно зависимых, то есть таких, которые не могли уйти по собственному желанию и начать обрабатывать новый участок. Простые земледельцы наоборот стремились сохранить свою свободу и работать только на себя.

Место и роль Руси в Европе

(Материал для самостоятельной работы и проектной деятельности)

Вопрос к I пункту. Какие государства существовали в Западной Европе в IX-XI вв.? Как называли правителей этих государств?

В те века в Европе уже существовали такие государства как Норвегия, Дания, Франция, Англия Шотландия, Великая Моравия, Польша, Чехия, Папское государство, Священная Римская империя и другие. Большинство правителей этих государств звались королями, некоторые – герцогами. Существовали также государства архиепископов. На весь католический мир существовал один император (Священной Римской империи) и один папа римский (который также возглавлял собственное государство).

Вопрос к параграфу №1. Какие виды транспорта использовались в IX-XII вв. для перевозки товаров?

Прежде всего, торговали по рекам и озёрам на ладьях. Сухопутные дороги в то время оставались слишком плохими.

Вопрос к параграфу №2. С какими из европейских стран торговала Русь?

Торговали по Балтийском морю со Швецией, Норвегией, Данией, Польшей, славянами и немцами на балтийском побережье современной Германии.

Вопрос к параграфу №3. Какие степные народы являлись противниками Руси?

Вначале русские дружины боролись с печенегами, позже место печенегов заняли половцы. Также одно время Киеву угрожали хазары и волжские булгары; хотя эти народы нельзя считать полностью степными: их государства включали крупные торговые города на судоходных реках.

Вопрос к параграфу №4. Выберите из текста параграфа цитаты, говорящие о равноправном характере отношений Руси с другими государствами.

«Особые отношения Руси и Византии находили выражение в династических браках … Многие дочери русских князей выходили замуж за представителей византийского императорского дома». При этом в учебнике перечисляются жёны русских князей из Византии.

«Постоянные отношения существовали у Руси с Германией, Норвегией, Швецией, с далёкими Англией и Францией».

Думаем, сравниваем, размышляем: вопрос №1. Докажите, что в IX-XII вв. Русь была частью единого европейского политического и экономического пространства.

Доказательства:

Династические браки русского княжеского дома;

Участие европейцев (поляков) в войнах между русскими князьями;

Торговые связи с европейскими странами;

Принятие единой с Европой христианской веры (тогда ещё не было разделения на католичество и православие).

Думаем, сравниваем, размышляем: вопрос №2. Выясните, какое влияние оказывала Византия на развитие Руси.

Именно из Восточной Римской империи (Византии) в Древнерусское государство после крещения пришла культура, заменившая собою прежнюю языческую. Потому Константинополь стал для Киева и других русских городов образцом архитектуры, живописи, книжности и других достижений цивилизации. Вся православная культура Киевской державы берёт своё начало в греческой земле, чаще всего греками были и мастера, приносившие её на русские земли и только здесь обучавших местных учеников. Потому влияние Византии можно назвать определяющим.

Думаем, сравниваем, размышляем: вопрос №3. Напишите в тетради короткое эссе на тему «Роль Руси в международной торговле IX-XII вв.».

Предлагаемый план эссе:

Уровень развития мировой торговли в IX-XII веках, Великий шёлковый и другие торговые пути;

Торговый путь «из варяг в греки», его значение;

Торговля древнерусских купцов в Балтийском море;

Торговля купцов других стран с Новгородом;

Торговый путь по Волге и Каспийскому морю, другие государства на этом пути, такие как Волжская Булгария;

Активнейшая торговля с арабами (больше всего в слоях того времени археологи находят именно арабских монет);

Отношение славян того времени к торговым операциям и деньгам (в частности, нужно вспомнить про резаны: арабские монеты резали и расплачивались ими просто как кусочками серебра, по весу, таким образом показывая полное не понимание сути монеты как изделия).