Формы правления и государственного устройства. Федеративная форма государственно-территориально устройства Краткие описания форм государственно территориального устройства

Форма территориального устройства – это административно - территориальное строение государства, которое раскрывает характер взаимоотношений между его составными частями, между центральными и местными органами государственной власти.

Форма территориального устройства показывает:

Из каких частей состоит внутренняя структура государства;

В какой государственной форме выражаются интересы каждой нации, проживающей на территории данного государства;

Как строятся отношения между центральными и местными государственными органами;

Каково правовое положение этих частей и каковы взаимоотношения их органов.

По форме территориального (государственного) устройства государства бывают: унитарные, федеративные и конфедеративные.

Унитарное государство – это простое государство, части которого являются административно-территориальными единицами и не обладают признаками государственного суверенитета, а подчиняются центральным органам власти(Польша, Венгрия, Болгария, Италия, Швеция, Дания, Франция и т. д.).

Характерные черты унитарного государства:

Единые, общие для всей страны, высшие представительные, исполнительные и судебные органы, которые осуществляют руководство соответствующими местными органами;

Действует единая конституция, единая система законодательства, единая денежная система, одно гражданство, проводится общая для всех налоговая и кредитная политика;

Основные части унитарного государства не обладают самостоятельной государственностью;

Унитарное государство, на территории которого проживают небольшие по численности национальности, широко допускает национальную автономию;

Имеет единые вооруженные силы.

Федеративное государство – это устойчивый союз государств, самостоятельных в пределах распределения между ними и центром компетенций, имеющих собственные законодательные, исполнительные и судебные органы(Германия, Индия, Канада, США, Россия).

Характерные признаки федеративного государства:

Территория федерации состоит из территорий ее субъектов: штатов, кантонов, земель, республик и т. п.;

В союзном государстве верховная законодательная и судебная власть принадлежат федеральным государственным органам. Компетенция между федерацией и ее субъектами разграничивается союзной конституцией;

Субъекты федерации обладают правом принятия собственной конституции, имеют свои высшие законодательные, исполнительные и судебные органы;

В большинстве федераций существует единое союзное гражданство и гражданство федеративных единиц;

Основную общегосударственную внешнеполитическую деятельность осуществляют союзные государственные органы.

Конфедерация – это временный юридический союз суверенных государств, созданный для обеспечения их общих интересов.

Характерные черты конфедерации:

Не имеет своих общих законодательных, исполнительных и судебных органов, решает проблемы экономического, оборонного и иного сотрудничества;

Не имеет единой армии, единой системы налогов и единого государственного бюджета, эти вопросы могут координироваться по согласию членов конфедерации;

Сохраняет гражданство тех государств, которые находятся во временном союзе, хотя режим перемещения граждан одного государства на территорию другого значительно упрощен;

Конфедеративные органы могут договориться о единой денежной системе, единых таможенных правилах, единой межгосударственной кредитной политике.

16. Формы государственного устройства.

С точки зрения формы правления различают две основные разновидности государства: монархию и республику.

Монархия - форма правления, при которой верховная власть в государстве полностью или частично сосредоточена в руках одного человека, занимающего свою должность по наследству (в порядке престолонаследия). Различают монархии - абсолютные (неограниченные) и конституционные.

В условиях абсолютной монархии никем и ничем не ограниченная власть сосредоточена в руках монарха. Какие-либо представительные органы, а также политические партии и организации отсутствуют. В наши дни этот тип монархи сохраняется в ограниченном числе стран Саудовской Аравии, Катаре, Омане и др.

В странах, где удалось достичь компромисса между дворянством и буржуазией, установились конституционные монархии, подразделяемые на два вида: парламентские и дуалистические.

В условиях дуалистической (двойственной) монархии государь независим от парламента в сфере исполнительной власти (сам формирует и контролирует правительство), обладает правом вето на законодательные инициативы парламента, который может распустить в любое время. Часть депутатов назначается монархом, часть избирается народом. Такая форма правления существует в Иордании, Марокко, Кувейте и др.

В парламентских монархиях Западной Европы, возникших после длительной борьбы отдельных сословий и городских общин с всевластием правителей, монарх является как бы национальным символом и скорее царствует, чем правит. Чаще всего он лишен возможности действовать по своему усмотрению. Монарх назначает премьер- министра, но делает это только в соответствии с рекомендацией руководителя партии, победившей на парламентских выборах, т. е. завоевавшей большинство мест в нижней палате парламента. Формально правительство считается правительством Его Величества, но никакой ответственности перед ним не несет. Правительство не только осуществляет исполнительную власть, но и контролирует и направляет всю деятельность парламента.

Республика - форма правления, при которой высшая государственная власть принадлежит выбранным на определенный срок органам власти. Республики существовали и в Древнем мире (Афины, Рим) и в Средневековье (Новгородская и Псковская средневековые республики, правление дожей в Венеции и др.), однако наибольшее развитие и распространение они получили в новое и новейшее время.

Современная государственная организация знает следующие виды республик:

а) Президентские (классический пример - США, в которых президентская республика введена на основе конституции 1787 г.). В этих республиках президент, избираемый чаще всего непосредственно народом, одновременно выступает и главой государства, и главой правительства (должность премьер-министра не предусмотрена). Он руководит внутренней и внешней политикой, является верховным главнокомандующим вооруженных сил. Президент назначает членов кабинета министров, которые ответственны перед ним, а не перед парламентом.

При президентской республике законодательная и исполнительная ветви власти жестко разделены и обладают значительной самостоятельностью. Парламент не может вынести вотум недоверия правительству, президент же не вправе распустить парламент. Лишь в случае серьезных антиконституционных действий или преступления со стороны президента ему может быть выражен импичмент, и он досрочно отстраняется от власти.

Отношения между парламентом и президентом основываются на системе сдерживания, противовесов и взаимозависимости. Парламент может ограничивать действия президента с помощью законов и через утверждение бюджета. Президент же обычно обладает правом отлагательного вето на решение парламента.

б) Парламентские республики. Правительство формируется на парламентской основе (обычно парламентским большинством) и лишь формально ответственно перед парламентом. В случае необходимости последний может выразить правительству вотум недоверия, что влечет за собой либо его отставку, либо роспуск парламента и проведение досрочных выборов. Правительство обладает исполнительной властью, а нередко и законодательной инициативой, а также правом ходатайства перед президентом о роспуске парламента.

В отличие от президентской, в парламентской республике членство в правительстве совместимо с парламентским мандатом. Хотя руководитель правительства (премьер-министр, канцлер) официально и не является главой государства, реально он первое лицо в политической иерархии. Президент же как глава государства выполняет чаще всего только представительские функции (Италия, Германия и др.).

в) Смешанные (или полупрезидентские) республики. Существует сильная президентская власть, которая сочетается с эффективным контролем парламента за деятельностью правительства. Последнее (правительство) ответственно и перед парламентом, и перед президентом (Австрия, Португалия, Франция и др.). К смешанному типу, сочетающему в себе черты и парламентской, и президентской республики, относится и Россия.

17. Исторические этапы эволюции государства.

На различных этапах исторического развития государство существенно изменялась, удовлетворяла потребности различных слоев населения, классов, социальных сословий и групп. Поэтому исследователи выделяют определенные исторические типы государства.

При этом принято называть большинство из них в соответствии с классом, потребности которого прежде удовлетворяет государство. Историческим типом государства называют совокупность наиболее существенных признаков, свойственных государствам, которые существовали на определенных этапах истории человечества.

Так, в истории определяют рабовладельческую, феодальную, буржуазную (капиталистическую) и социалистическую государства. Ввиду невозможности мгновенного перехода от одного типа государства к другому, выделяют также государства переходного периода

Время во многих рабовладельческих государствах сохранялись остатки первичного общества.

Феодальное государство, обеспечивала власть феодалов, основанной на закреплении нормами права феодальной собственности на землю. Именно это приводило зависимость крестьян от феодалов. Самая распространенная форма правления того времени - монархия, но одновременно возникают представительные органы.

Характерной особенностью государства и права времен феодализма очень большое влияние религиозных норм.

С развитием капитализма во многих странах произошли буржуазные революции, привели к образованию нового типа государства - капиталистической. В то время сформировалось немало правовых принципов, которые сохраняют значение и сегодня. Именно в период буржуазных революций было провозглашено и закреплено в законодательстве равенство всех граждан, незыблемость прав человека, неприкосновенность и защиту частной собственности. Тогда же возникает система разделения государственной власти. На первом этапе своего формирования буржуазное общество сохраняло немало особенностей предыдущей государства. Так, оставались ограничения на участие в политической жизни в зависимости от имущественного положения, а иногда и образовательного уровня, во многих странах существовала монархическая форма общественного устройства. В XX в. возникает еще один тип государства - социалистическое. Именно с ее существованием связано формирование мощной системы социальных гарантий со стороны государства - системы образования, здравоохранения, социального обеспечения. Однако немало идей, взятых за основу социалистического государства (равенство, широкий демократизм и т.д.), не было реализовано в ее деятельности.

На современном этапе формируются новые типы государств, основанные, с одной стороны, на высоком уровне развития техники, что обеспечивает потребности людей, с другой - создают развитую систему социальных гарантий. Именно такое государство социальной демократии (или постбуржуазне) стремится построить многие страны мира, в других она уже существует.

18. Типы современных государств.

С точки зрения философии, типология представляет собой метод научного познания, в основе которого лежит их группировка с помощью обобщенной и идеализированной модели или типа.

Строится типология в основном с позиции двух подходов:

  • Формационного;
  • Цивилизационного;

Формационный подход

При формационном подходе основным критерием классификации выступают социально-экономические признаки. Тип производственных отношений при этом формирует тип государства. Классифицирующей категорией здесь выступает исторический тип государства.

Исторический тип государства - это государство определенной общественно-экономической формации. Характеризуется рядом общих признаков: единством экономической и классовой основы, сущности, социального назначения, общими принципами организации и деятельности государства. Выделяются следующие типы общественно-экономических формаций и соответствующих им типов государства:

  • Первобытно-общинная - государства нет;
  • Рабовладельческая - рабовладельческое государство;
  • Феодальная - феодальное государство;
  • Капиталистическая - капиталистическое, буржуазное государство;
  • Коммунистическая - государства нет. Но переходный этап к коммунизму - социалистическое государство.

Классификация государств по Марксу строится на основе специфики экономики. При формационном подходе раскрывается исторический характер развития государств, но недооцениваются духовные факторы. Это очень жесткая классификация, она не позволяет охватить все многообразие существовавших и существующих государств. Эта типология неприменима к современным государствам. Поэтому делаются попытки обратиться к другим вариантам типологии.

Цивилизационный подход

При цивилизационном подходе основным критерием выступают духовные признаки (культурные, религиозные, национальные и т. п.).

Выделяются следующие типы цивилизаций:

  • Древние государства;
  • Средневековые государства;
  • Современные государства.

При цивилизационном подходе учитывается ряд важнейших духовных факторов, поэтому более полно раскрывается характер государства, но в этом случае недооцениваются социально-экономические факторы.

Наиболее известным исследователем теории цивилизаций является А. Дж. Тойнби. Он дал следующее определение цивилизации.

Цивилизация - это относительно замкнутое и локальное состояние общества, отличающееся общностью религиозных, психологических, культурных, географических и иных признаков. Классификация современных государств

Помимо выделения типов государства, возможны различные варианты их классификации.

В зависимости от уровня экономического развития

  • развивающиеся или страны третьего мира (иногда их называют аграрными, основу экономики составляет сельское хозяйство, продажа полезных ископаемых т.е. развита сырьевая промышленность и т. д.);
  • индустриальные (основу экономики этих государств составляет промышленность);
  • постиндустриальные (это современные развитые государства, в которых произошла научно-техническая революция; основные богатства этих государств создаются в сфере услуг, в индустриальной сфере).

В зависимости от политического режима

  • демократические государства;
  • авторитарные государства;
  • тоталитарные государства.

В зависимости от формы правления государства

  • монархии;
  • республики.

19. Правовое государство.

Правовое государство - форма организации политической власти в стране, основанная на верховенстве законности, прав и свобод человека и гражданина.

Идея правового государства возникла давно, однако целостная концепция сложилась только в период становления буржуазного общества, когда усилилась всесторонняя критика феодального произвола и беззакония, решительно осуждалась безответственность органов власти перед обществом. Идеи Дж. Локка, Ш. Монтескье и других мыслителей нашли воплощение в конституционном законодательстве США и Франции в конце XVIII в. Сам термин «правовое государство» утвердился в немецкой литературе в первой трети XIX в.

Признаки правового государства:

  • главенство права и закона во всех сферах жизни общества;
  • равенство всех перед законом;
  • разделение властей на три ветви;
  • реальность прав и свобод человека, их правовая и социальная защищенность.
  • признание прав и свобод человека высшей ценностью;
  • взаимная ответственность личности и государства;
  • политический и идеологический плюрализм;
  • стабильность законности и правопорядка в обществе.

Базовыми принципами функционирования правового государства являются:

  • господство закона во всех сферах общественной жизни, в том числе над органами власти;
  • признание и гарантирование прав и свобод человека (см. Всеобщую декларацию прав человека от 10 декабря 1948 г.). Эти права лаются человеку благодаря факту его рождения, а не дарятся правителями;
  • взаимная ответственность государства и гражданина. Они в равной степени несут ответственность за свои действия перед законом. Их действия охватываются формулой: «Все, что не запрещено индивиду, ему разрешено; все, что не разрешено органам власти, им запрещено»;
  • разделение ветвей государственной власти. Этот принцип исключает возможность монополизации политической власти в стране;
  • разграничение полномочий между органами власти различных уровней;
  • контроль над осуществлением законов со стороны прокуратуры, суда, арбитража, налоговых служб, правозащитных организаций, средств массовой информации и других субъектов политики.

20. Социальное государство.

Социальное государство - форма государства, важнейшей функцией которого является активное влияние на социальные отношения в интересах широких слоев населения.

Термин «социальное государство» введен в научный оборот в XIX в. Впервые социальный характер государства был провозглашен в Конституции ФРГ 1949 г. Концепция социального государства окончательно сформировалась во второй половине XX в.

Социальное государство конструирует тип общества, который позволяет обеспечить более равномерное распределение материальных и духовных благ, выровнять посредством социальных стандартов стартовые возможности граждан, создать для них благоприятную социально-культурную среду обитания. Оно выступает в роли гаранта обеспечения уровня жизни, достойного человека, особенно в таких сферах, как уровень доходов, обеспечение жильем, здравоохранение, доступное образование и культура.

Возможность практического воплощения идеи социальною государства зависит от ряда факторов:

  • высокою уровня экономического развития страны;
  • наличия правового государства;
  • соответствующего уровня политической культуры граждан.

Статус социального государства официально закреплен в конституциях Германии, Испании, Франции, России и др.

Российское государство ставит своей целью стать социально-правовым.

Конституция РФ 1993 г. провозглашает, что «Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека». Из этою общего положения вытекают следующие конституционные обязанности Российского государства:

  • обеспечение социальной справедливости, равных стартовых возможностей для всех граждан;
  • установление минимальною размера оплаты труда;
  • поддержка семьи, материнства, отцовства, детства, инвалидов, пожилых граждан и др.;
  • развитие системы социальных служб;
  • установление государственных пенсий, пособий, иных гарантий социальной защиты;
  • недопущение резкою имущественною расслоения;
  • осуществление перспективной демографической политики.

Такие действия государства возможны в демократической политической системе и при наличии гражданского общества.


21. Тенденции и проблемы развития государств в современном мире.

В развитии современного государства можно выделить несколько тенденций.

1. Ведущей тенденцией в развитии многих государств, особенно европейских, является стремление к созданию подлинно демократического, правового государства. Данный тезис отражается в конституциях многих европейских стран.

Конституция Российской Федерации, принятая всенародным голосованием 12 декабря 1993 г., провозглашает нашу страну демократическим, правовым и федеративным государством с республиканской формой правления.

2. Важной тенденцией в развитии современного государства выступает демократическая ограниченность суверенитета государства, которая идет на смену его абсолютному суверенитету. Раньше любая попытка дать рекомендации со стороны мирового сообщества тому или иному государству расценивалась как вмешательство в его внутренние дела. Сейчас, в условиях современного взаимозависимого мира, решение отдельных проблем требует определенного разумного самоограничения суверенитета.

3. Тенденция децентрализации государственной власти. Власть перераспределяется между высшими государственными структурами в пользу местных структур в целях придания им больших демократических начал и самостоятельности в решениях, т.е. наблюдается развитие самоуправления.

4. Важными тенденциями в развитии современного государства также выступают: тенденция к интеграции экономической и политической жизни, тенденция к оживлению национальных движений и дроблению уже существующих государств.

Тенденция к интеграции проявляется в увеличении количества государств, входящих в Европейское Сообщество, которое в 1994 г. пополнилось еще тремя государствами – Австрией, Швецией и Финляндией и насчитывает 15 стран.

Одновременно с процессами интеграции идут процессы дезинтеграции, т.е. дробления государств, создания самостоятельных государств на основе распавшихся федераций, выделения автономий из унитарных государств, предоставления им более широких полномочий, вплоть до создания самостоятельного государства.

Стремление к самостоятельности и обособлению можно оценить положительно, если бы процессы дезинтеграции не сопровождались этническими конфликтами. Европа в последнее время переживает более 150 этнических конфликтов, которые подрывают стабильность любой политической системы. Поэтому политологи говорят о необходимости определения пределов для государств, образующихся на базе национально-политических движений.

5. Важная тенденция в развитии современного государства – стремление иметь собственную идеологию, объединяющую общество. Государство теряет свою интеграционную функцию, когда не существует объединяющей идеи. В условиях многонационального государства нужна идея, которая объединила бы народы, населяющие Россию, укрепила основы патриотизма и общности исторической судьбы различных социально-политических и национальных сил. Наличие идеи могло бы способствовать укреплению стабильности государства.

6. Еще одна важная тенденция связана с сокращением бюрократического управленческого аппарата и уменьшением расходов на его содержание. Государственные служащие-бюрократы имеют свои эгоистические интересы, не совпадающие с интересами государства.

В современной стране, которая хочет успешно развиваться, ценность «человек (личность, гражданин)» должна стоять выше ценности «государство». То есть, государство должно быть подчинено интересам своих граждан, личностей, которые, получая возможности для собственного развития, поднимают и уровень развития государства (по этому пути идут страны Скандинавии - страны с самым высоким уровнем жизни в мире). Отсюда вытекает проблемы создания правового и социального государства.

Практика показывает, что многие государства не избежали превращения государства в своеобразную «дойную корову», порождающую социальное иждивенчество отдельных групп и слоев и невольно подрывающую ряд основополагающих стимулов рыночного хозяйства, принижающую заинтересованность людей в инициативном и продуктивном труде. Наиболее квалифицированные и предприимчивые слои населения стали в наибольшей степени испытывать негативные последствия такой политики.
Подобные проблемы показывают, что перед государством как стоят задачи более органичного сочетания правовых и социальных основ своей деятельности, дальнейшего разрешения противоречий между провозглашаемыми гуманистическими целями своего развития и реальным гуманистическим содержанием своих политических акций.

Одновременно с этим кругом проблем современный мир столкнулся и с рядом новых непростых задач, которые встали перед государством. Возникшие новые глобальные проблемы в области отношений с природой (экологический кризис), необходимость ограничения производства и испытания оружия массового поражения, предотвращения демографической катастрофы и другие проблемы современности предопределяют повышение роли государства в регулировании социальных процессов, выдвигают его на передовые рубежи защиты человеческого сообщества в целом.

Именно по этой причине государство вынуждено вмешиваться в управление многими областями жизни, которые ранее находились вне его непосредственного контроля. Еще более возрастает его роль в осуществлении переходных общественных процессов. В то же время многие межгосударственные отношения создают конфликтные проблемы в связи с соотношением внешнего и внутреннего суверенитета (национального) государства, способствуя сокращению его регулирующей роли по сравнению с прерогативами межгосударственных объединений.
Современная (постмодернистская) стадия общественной эволюции в наиболее экономически развитых странах мира демонстрирует резкое усиление нестандартных и отличающихся в культурном отношении от общепринятых стандартов жизненных стратегий, что ставит под вопрос традиционные формы связи государства и общества. В любом случае такая ситуация не просто предполагает определенное время на выработку нового социального контракта власти и граждан, но и в принципе сокращает возможности государства как центра власти в культурно дифференцирующемся обществе. Таким образом, государство становится одним из центров политического влияния, который не обладает не только какими-либо преимуществами перед другими институтами власти (авторитета), но и теми должными регулятивными способностями, которые могут нейтрализовать негативные последствия поведения на политическом рынке отдельных корпоративных структур и обеспечить поддержание общесоциального порядка.

Такого рода проблемы ставят вопросы о поиске государством новых форм своей внутренней организации, о повышении адаптивности к новым вызовам времени. Однако решать эти проблемы оно должно, не утрачивая того позитивного капитала, который оно накопило за столетия своей эволюции. В частности, государство должно сочетать свои действия с общественной инициативой граждан, избегать силовых методов решений, всемерно оберегать приоритетность статуса личности, обеспечивать гарантии ее неотъемлемых прав на свободное самовыражение.

22. Исторические условия возникновения древнерусского государства.

Накануне образования Киевской Руси северные племена славян и их соседи (ильменские словене, чудь, весь) платили дань варягам, а южные племена (поляне и их соседи) находились в зависимости от хазар. В 859 г. новгородцы «изгнавши варягов за море», что привело к междоусобице. В этих условиях собравшиеся на совет новгородцы послали за варяжскими князьями: «Земля наша велика и обильна, а наряда (порядка) в ней нет. Да пойдите княжить и володеть нами». Власть над Новгородом и окрестными славянскими землями перешла в руки варяжских князей, старший из которых Рюрик положил, как считал летописец, начало княжеской династии. После смерти Рюрика другой варяжский князь, Олег (есть сведения, что он был родственником Рюрика), правивший в Новгороде, объединил Новгород и Киев в 882 г. Так сложилось, по мысли летописца, государство Русь (называемое историками также Киевская Русь).

Историки обладают убедительными доказательствами, что есть все основания утверждать: у восточных славян устойчивые традиции государственности сложились задолго до призвания варягов. Государственные институты возникают в результате развития общества. Действия отдельных крупных личностей, завоевания или другие внешние обстоятельства определяют конкретные проявления этого процесса. Следовательно, факт призвания варягов, если он действительно имел место, говорит не столько о возникновении русской государственности, сколько о происхождении княжеской династии. Если Рюрик и был реальной исторической личностью, то его призвание на Русь следует рассматривать как ответ на реальную потребность в княжеской власти русского общества того времени. В исторической литературе вопрос о месте Рюрика в нашей истории остается спорным. Одни историки разделяют мнение, что русская династия скандинавского происхождения, как и само название «Русь». Их оппоненты придерживаются мнения, что легенда о призвании варягов является плодом тенденциозного сочинительства, позднейшей вставкой, вызванной политическими причинами. Существует также точка зрения, что варяги-русь и Рюрик были славянами, происходившими либо с. южного побережья Балтики (остров Рюген), либо из района реки Неман. Следует отметить, что термин «Русь» неоднократно встречается применительно к различным объединениям, как на севере, так и на юге восточнославянского мира.

Образование государства Русь (Древнерусского государства или, как его называют по столице, Киевской Руси) - закономерное завершение длительного процесса разложения первобытнообщинного строя у полутора десятков славянских племенных союзов, живших на пути «из варяг в греки». Сложившееся государство находилось в самом начале своего пути: первобытнообщинные традиции еще долго сохраняли место во всех сферах жизни восточнославянского общества.

23.Формирование единого Российского государства в 14-16вв.
Причины:
1.Усиление экономических связей между русскими землями.
Этот процесс был вызван общим экономическим развитием страны. В первую
очередь сильно развивалось сельское хозяйство.
Появляются излишки, что способствует развитию животноводства, а так же
торговле, которая начинает прогрессировать в этот период. Развивается
ремесло, так как сельскому хозяйству необходимо всё больше и больше орудий
труда. Повсеместно происходит не только
усовершенствование старых технологий, но и появление новых.
2.Обострение классовой борьбы. В этот период усиливается эксплуатация
крестьянства феодалами. Начинается процесс закрепощения крестьян. Феодалы
стремятся закрепить крестьян за своими вотчинами и поместьями не только
экономически, но и юридически. Всё это способствует сопротивлению крестьян.Перед феодалами встала задача укротить крестьянство и довести до конца
его закрепощение.
3.Угроза внешнего нападения, заставившая
русские земли собраться в один мощный кулак.

Государственный строй Русского централизованного государства.

Великий князь.
Он был главой Российского государства и обладал широким кругом прав:
издавал законы, осуществлял государственное руководство, имел судебные
полномочия. С течением времени княжеская власть усиливалась и терпела
изменения, которые шли в двух направлениях – внутреннем и внешнем.
Первоначально, свои законодательные, административные и судебные правомочия
великий князь мог осуществлять лишь в пределах своих владений.

Боярская дума.
В XIV – XV веках совет при князе постепенно становится постоянно
действующим. На его основе образовалась боярская дума, в которую входили
высшие светские и церковные иерархи. Строгого регламент в деятельности
Думы не было, но её решения и законодательные установления («приговоры»)
делали её важнейшим распорядительным и законодательным органом. Она имела
сравнительно стабильный состав. В боярскую думу входили так называемые
думные чины, – введённые бояре и окольничьи. Компетенция думы совпадала с
полномочиями великого князя, хотя формально этого нигде не было
зафиксировано. Великий князь юридически не обязан был считаться с мнением
Думы, но фактически не мог поступить самовольно, иначе любое его решение не
проводилось в жизнь, если не было одобрено боярством. Через Думу боярство
осуществляло политику, выгодную ему. Однако с течением времени великие
князья всё больше подчиняют себе боярскую думу, что связано с общим
процессом централизации власти.

Центральное управление. Приказы.
К концу XV – началу XVI вв. вместе с ограничением власти наместников и
волостелей новые функции единого государства привели к созданию
централизованной системы управления. Возникает приказная система
управления.
Приказ возглавлял боярин, в распоряжении которого находился штат
дьяков и иных должностных лиц. Приказная изба имела своих уполномоченных на
местах. Приказная бюрократия назначалась из дворян. Контроль за
деятельностью приказов осуществляла боярская дума, но её влияние постепенно
уменьшалось.
Каждый приказ ведал определённым направлением государственной
деятельности. Посольский приказ ведал дипломатической службой. Разбойный
приказ – наказывал за разбойные и лихие дела. Поместный – ведал выделением
земли за службу. Ямской – ведал ямской (почтовой) службой. Казённый –
государственными финансами и т.д.
В приказах велось упорядоченное делопроизводство. Они вели и судебные
дела по связанным с их профилем категориям дел.
До приказной системы управления на Руси существовала дворцово-
вотчинная система, состоявшая из двух частей. Одну часть составляло
управление дворца, во главе которого стоял дворецкий (дворский), имеющий в
своём распоряжении многочисленных слуг. Другую часть образовывали так
называемые пути (из которых впоследствии и произошли приказы),
обеспечивающие специальные нужды князя и его окружение.

Местное управление.
Русское государство подразделялось на уезды – наиболее крупные
административно-территориальные единицы. Уезды делились на станы, станы на
волости. Но всё-таки полного единообразия и чёткости в административно-
территориальном делении ещё не выработалось. Существовали также разряды –
военные округа, губы – судебные округа.
Во главе отдельных административных единиц стояли должностные лица –
представители центра. Уезды возглавлялись наместниками, волости –
волостелями. Эти должностные лица содержались за счёт местного населения –
получали от него «корм», то есть проводили натуральные и денежные поборы,
собирали в свою пользу судебные и иные пошлины. Кормленщики были обязаны
управлять соответствующими уездами и волостями собственными силами, то есть
содержать свой аппарат управления и иметь свои военные отряды для
обеспечения внутренней и внешней функции феодального государства.
Поднимающееся дворянство было не довольно системой кормления по двум
причинам. Во первых они не могли самостоятельно подавить сопротивление
восстающего крестьянства, а система кормлений была не способна в условиях
обостряющейся классовой борьбы обеспечить в должной мере их защиту. Во
вторых дворянство не устраивало, что доходы от местного управления шли в
карман бояр и кормление обеспечивало боярству большой политический вес.
К XVI веку система кормлений стала тяготить центральную власть –
слишком много самоуправства могли позволить себе наместник и волостель.
Государство стало регламентировать численность их штата и нормы податей.
Окончательно наместники теряют свою роль после серии земско-губных реформ
30–50-х годов XVI века. Они связаны с ростом значения дворянства,
купечества и части разбогатевшего крестьянства, которые требовали
ограничения феодального произвола, упорядочения суда и многое другое.

1. Понятие формы государственного устройства.

Форма государственного устройства - это способ политико-территориального устройства государства. Способ взаимосвязи государства со своими частями.

2. Виды форм государственного устройства.

Классификация форм государственного устройства:

Унитарная форма государственного устройства.

Федеративная форма государственного устройства.

Конфедерация.

3. Федеративная форма государственного устройства.

Федеративная форма государственного устройства, характеризуется наличием сложного по своему устройству государства, с низким уровнем централизации, при наличии признаков определенного суверенитета у составных частей данного государства.

4. Признаки федеративной формы государственного устройства.

Можно выделить следующие характерные признаки федеративной формы государственного устройства:

Территория федерации состоит из территорий её субъектов.

В федеративном государстве верховная, законодательная, исполнительная и судебная власть принадлежит федеральным государственным органам. -

Компетенция между федерацией и её субъектами разграничивается конституцией.

Субъекты федерации обладают правом принятия собственной конституции, имеют свои высшие законодательные, исполнительные и судебные органы.

В большинстве федераций присутствует единое гражданство и гражданство федеральных единиц.

Внешнеполитическую деятельность в федерациях осуществляют государственные органы федеральной власти. Они официально представляют федерацию в отношениях между государствами.

Наличие двухпалатного парламента.

5. Разновидности федеративной формы государственного устройства (Виды федераций).

Выделяются следующие виды федераций:

Симметричные федерации характеризуются тем, что субъекты этих федераций наделены равным конституционно-правовым статусом.

Ассиметричные федерации характеризуются тем, что субъекты этих федераций наделены различным конституционно-правовым статус.

Также можно отметить, что федерации могут строиться на территориальных, национальных или на территориально-национальных началах и принципах.

6. Унитарная форма государственного устройства.

Унитарная форма государственного устройства, характеризуется наличием единого государства, без признаков суверенитета у его составных частей.

7. Признаки унитарной формы государственного устройства (Признаки унитарного государства).

Можно выделить следующие признаки государства с унитарной формой государственного устройства:

Наличие единого для всего государства учредительного нормативного правового акта, нормы которого имею верховенство на всей территории страны.

Наличие единых для всего государства высших органов власти.

Наличие единой системы законодательства в государстве.

Наличие единого гражданства в государстве.

Наличие единой денежной единицы в государстве.

Составные части унитарного государства не обладают признаками наличия суверенитета.

8. Разновидности государств с унитарной формой государственного устройства (виды унитарных государств).

Различают унитарные государства централизованные и децентрализованные. С одной автономией, с многими автономиями, а также, с разноуровневыми автономиями.

9. Конфедерация.

Конфедерация - это союз государств, создаваемый для достижения политических, экономических или военных целей.

Неразрывно связаны. Изучение государства и права следует начинать с происхождения государства. Возникновению государства предшествовал первобытно-общинный строй, при котором основой производственных отношений была общественная собственность на средства производства. Переход от самоуправления первобытного общества к государственному управлению длился столетиями; в различных исторических регионах распад первобытно-общинного строя и появление государства происходили по-разному в зависимости от исторических условий.

Первые государства были рабовладельческими. Вместе с государством возникло и право как выражение воли господствующего класса.

Известно несколько исторических типов государства и права — рабовладельческий, феодальный, буржуазный. Государство одного и того же типа может иметь разные формы устройства, правления, политического режима.

Форма государства указывает, как организованы государство и право, как они функционируют, и включает следующие элементы:

  • форма правления — определяет кому принадлежит власть;
  • форма государственного устройства — определяет соотношения государства в целом и его отдельных частей;
  • политический режим — совокупность методов и способов осуществления в стране государственной власти и управления.

Форма государственного правления

Под формой правления понимается организация высших органов государственной власти (порядок их образования, взаимоотношений, степень участия народных масс в их формировании и деятельности). При одном и том же типе государства могут быть разнообразные формы правления.

Основными формами правления являются монархия и республика.

Монархия — форма правления, при которой верховная государственная власть принадлежит одному лицу (монарху) и передаётся по наследству;

Республика — при которой источник власти — народное большинство; высшие органы власти избираются гражданами на определенный срок.

Монархия может быть:

  • абсолютная (всевластие главы государства);
  • конституционная (полномочия монарха ограничены конституцией).

Республика может быть:

  • парламентская (президент — глава государства; правительство ответственно только перед парламентом);
  • президентская (президент — глава государства; правительство ответственно перед президентом);

Президентская республика характеризуется соединением в руках президента полномочий главы государства и главы правительства. Формальным отличительным признаком президентской республики является отсутствие должности премьер- министра, а также жесткое разделение властей.

Особенностями президентской республики являются: внепарламентский метод избрания президента и формирования правительства; отсутствие парламентской ответственности, т. е. возможности роспуска парламента президентом.

В парламентарной республике провозглашается принцип верховенства парламента, перед которым правительство несет политическую ответственность за свою деятельность. Формальным отличительным признаком парламентарной республики является наличие должности премьер-министра.

Во второй половине XX в. появились смешанные формы правления, сочетающие в себе черты президентской и парламентарной республик.

Формы государственного устройства

Государственное устройство — это внутренняя национально-территориальная организация государственной власти, деление территории государства на те или иные составные части, их правовое положение, взаимоотношения между государством в целом и его составными частями.

Форма государственного устройства — это элемент формы государства, который характеризует территориальную организацию государственной власти.

По форме государственного устройства государства делят на:

  • Унитарные
  • Федеративные
  • Конфедерации

Ранее существовали и иные формы государственного устройства (империи, протектораты).

Унитарное государство

Унитарные государства — это единые государства, состоящие лишь из административно-территориальных единиц (областей, провинций, губерний и т. д.). К унитарным государствам относятся: Франция, Финляндия, Норвегия, Румыния, Швеция.

Признаки унитарного государства:

  • существование одноуровневой системы законодательства;
  • подразделение на административно-территориальные единицы (АТЕ);
  • существование только одного гражданства;

С точки зрения территориальной организации государственной власти, а также характера взаимодействия центральных и местных органов все унитарные государства можно разделить на два вида:

Централизованные унитарные государства — отличаются отсутствием автономных образований, то есть АТЕ имеют одинаковый правовой статус.

Децентрализованные унитарные государства — имеют в своём составе автономные образования, правовой статус которых отличается от правового статуса других АТЕ.

В настоящее время четко обозначилась тенденция к росту числа автономных образований и к увеличению многообразия форм автономии. Это отражает процесс демократизации в организации и осуществлении государственной власти.

Федеративное государство

Федеративные государства — это союзные государства, складывающиеся из ряда государственных образований (штатов, кантонов, земель, республик).

Федерация облагает такими признаками:

  • союзное государство, состоящее из ранее суверенных государств;
  • наличие двухуровневой системы государственных органов;
  • двухканальная система налогообложения.

Федерации можно классифицировать:

  • по принципу формирования субъектов:
    • административно-территориальные;
    • национально-государственные;
    • смешанные.
  • по юридической основе:
    • договорные;
    • конституционные;
  • по равенству статусов:
    • симметричные;
    • ассиметричные.

Конфедерация

Конфедерация — временный союз государств, созданный для совместного решения политических или экономических задач.

Конфедерация не обладает суверенитетом, так как отсутствует общий центральный государственный аппарат и единая система законодательства.

Различают следующие виды конфедераций:

  • межгосударственные союзы;
  • содружества;
  • сообщества государств.

Политический режим

Политический режим — система методов, приемов и средств, с помощью которых осуществляется политическая власть и характеризуется политическая система данного общества.

Политический режим может быть: демократическим и антидемократическим ; государство — правовым, авторитарным, тоталитарным .

Характеристика Российского государства

Российское государство — это демократическое федеративное государство с республиканской формой правления.

В состав России входят 89 субъектов Российской Федерации: республики, края, автономная область, области, города федерального значения, автономные округа. Все эти субъекты равны. Республики имеют свою конституцию и законодательство, остальные субъекты Российской Федерации — свои уставы и законодательства.

В ст. 1 сказано: “Российская Федерация — Россия есть суверенное федеративное государство, созданное исторически объединившимися в нем народами”.

Незыблемыми основами конституционного строя России являются народовластие, федерализм, республиканская форма правления, разделение властей.

Понятие и основные положения конституционного (государственного) права

Конституционное (государственное) право является основополагающей Российской Федерации.

Конституционное право закрепляет принципы, основные отправные начала, которыми должны руководствоваться все другие отрасли права. Именно конституционное право определяет экономическую систему Российской Федерации, положение личности, фиксирует государственное устройство России, систему судебных органов.

Основной нормативный источник этой отрасли права — Конституция Российской Федерации, принятая всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. Конституция закрепила факт существования России в качестве самостоятельного независимого государства, что, как известно, произошло 25 декабря 1991 г.

Основы конституционного строя закреплены в первой главе Конституции. Российская Федерация является демократическим федеративным правовым государством с республиканской формой правления.

Демократизм Российской Федерации проявляется прежде всего в том, что человек, его права и свободы объявлены Конституцией высшей ценностью, а государство берет на себя обязанность признавать, соблюдать и защищать права и свободы человека. Демократизм Российской Федерации состоит также в том, что власть народа проявляется во время референдумов и свободных выборов.

В состав России входит некоторое число равноправных субъектов Российской Федерации, каждый из которых имеет свое законодательство. Это и есть федеративное устройство России.

Вместе с тем федеративное устройство России основывается на государственной целостности страны и на единстве системы государственной власти.

Конституция подчеркивает, что федеральные законы имеют верховенство на всей территории России, а самой территории нашей страны обеспечивается целостность и неприкосновенность.

Правовой характер государства и права России проявляется в том, что все основные общественные отношения, все права и обязанности граждан должны определяться правом и фиксироваться прежде всего на уровне закона. Кроме того, соблюдение закона должно быть обязательным не только для отдельных граждан и организаций, но и для всех органов государственной власти, в том числе для высших органов власти и управления.

Республиканская форма правления в России определяется наличием трех ветвей власти: законодательной, исполнительной и судебной. Все они находятся во взаимном единстве и вместе с тем контролируют друг друга, обеспечивают равноправие различных ветвей власти.

В конституционном праве закреплены и важнейшие принципы экономической жизни страны. Это прежде всего единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции, обеспечение свободы экономической деятельности.

Основой экономических отношений являются нормы, касающиеся собственности. В России признаются и получают равную защиту частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности. Этот принцип, относящийся к собственности, применяется и к одному из важнейших богатств страны — к земле. Земля и другие природные ресурсы могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности.

В России провозглашено и проводится в жизнь идеологическое и политическое многообразие. При этом никакая идеология не может быть установлена в качестве государственной или обязательной.

Россия — светское государство . А это значит, что никакая религия не может быть введена в качестве государственной или обязательной, а церковь отделена от государства.

В Конституции России установлены основные принципы построения правовой системы и законодательства.

Конституция России имеет высшую юридическую силу. Она является законом прямого действия, т. е. может сама по себе применяться на практике и в судах.

Все законы подлежат обязательному официальному опубликованию, без чего они не применяются.

Любые нормативные акты (а не только законы), затрагивающие , не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения.

Наконец, поскольку Россия входит в сообщество государств мира, она применяет общепризнанные мировые принципы и нормы права. Правила международного договора, в котором участвует Российская Федерация, считаются обязательными для применения на территории России.


Прикрепленные файлы
Название / Скачать Описание Размер Скачано раз:
ред. от 30.12.2008 43 Кбайт 2734

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМ. А.И. ГЕРЦЕНА»

Юридический факультет

ЭССЕ-ПРОЕКТ

На тему: «Понятие и формы государственного территориального устройства»

Выполнила:

студентка 1 курса

очной формы обучения

Травникова Анна Алексеевна

группа № 5

Научный руководитель:

Михновская Елена Дмитриевна

Санкт-Петербург 2013

Введение

Заключение

Литература

Введение

Главными целями моей работы являются рассмотрение понятий «государственное территориальное устройство», «формы государственного территориального устройства», а также анализ форм государственного территориального устройства государств и РФ.

Для достижения указанных целей ставятся следующие задачи:

1. Рассмотреть понятия «государственное территориальное устройство» и «формы государственного территориального устройства».

2. Проанализировать формы государственного территориального устройства.

3. Проанализировать форму государственного устройства Российской Федерации.

Предметом исследования является государственное территориальное устройство. Объектами исследования - государства в целом и Российская Федерация в частности.

Актуальность данной тематики обусловлена тем, что понятие «государственное территориальное устройство» является одной из основных характеристик государства, а оно занимало, занимает и будет занимать большое место в развитии человечества.

Структура работы условно состоит из введения, основной части, включающей три главы, заключения и списка источников информации.

1. Понятие «государственное территориальное устройство»

Понятие «государственное территориальное устройство» наряду с формой правления и политическим режимом является одним из основных характеристик государства. Под ним понимается территориально-политическая организация государства и взаимоотношение государства в целом и его частей.

2. Формы государственного территориального устройства

Под формой территориального государственного устройства понимают административно-территориальную организацию государственной власти, характер взаимоотношений между государством и составляющими его частями, между отдельными частями государства, в частности между центральными и местными органами. 1

Форма государственного устройства характеризует взаимоотношения центральных органов власти и управления с органами составных частей государства и местными органами власти, управления и самоуправления.
Форма государственного устройства тесно связана не только с публичной властью, но и с еще одним существенным свойством государства - территориальной организацией населения.

Вовремя и правильно решенные вопросы государственного устройства в значительной мере обеспечивают стабильность государства, его плодотворное функционирование; напротив, неверно найденные формы устройства государства, не отвечающие его характеру и задачам, могут стать одной из причин его распада. С точки зрения собственного устройства государства можно подразделить на унитарные (единые государственные образования); федерации (союзы относительно самостоятельных в правовом отношении государственных образований: союзных республик, автономных республик, штатов, земель); конфедерации (государственно-правовые объединения, союзы суверенных государств) и содружества.

Унитарная форма государственного территориального устройства отличается:

Единой структурой государственного аппарата. Глава государства распространяет свою власть на территорию всей страны;

Все территориальные единицы имеют одинаковый статус и равное положение по отношению к центральным органам. Административно-территориальные единицы не обладают политической самостоятельностью;

1.Ярошевский М.Г. Теория государства и права. М., 2000.

Единое гражданство;

Единая система права;

Единая судебная система;

Одноканальная система налогов: они поступают в центр, а оттуда уже распределяются в разные регионы.

Достоинство унитарного государства состоит в том, что оно простое, располагает всей полнотой верховной власти. В унитарных государствах (Италия, Польша, Румыния) всей полнотой государственного суверенитета обладают центральные органы. Внутренние территориальные подразделения государства и их органы наделяются властными полномочиями, подчас достаточно большими, но производными от полномочий органов центральной власти. В таких государствах решение местного уровня может быть отменено или изменено центральными органами.

Федерация - соединенное, союзное государство. Это сложное государство, представляющее собой союз ряда государств - членов федерации.

При этой форме государственного устройства:

Существует два уровня государственного аппарата: федеральный (союзный) и республиканский. Члены федерации могут иметь собственное законодательство, судебную, налоговую системы.

Двойное гражданство;

Двухканальная система налогов: федеральные и налоги субъекта федерации.

Немало стран являются федерациями, сложившимися в силу различных исторических условий и социально-политических причин.

В федеративных государствах (Швейцария, США, Россия) государственный суверенитет распределен между федеральными органами и органами власти субъектов федерации. Субъекты федерации - это самостоятельные государственные образования, из которых состоит территория федерации в целом. Их органы наделены независимыми от центральной власти полномочиями, необходимыми для организации внутренней жизни.

В свою очередь федеральные органы имеют в исключительной компетенции предметы ведения, необходимые для решения общих для государства вопросов.

Существование унитарной или федеративной формы государственного устройства зависит, главным образом, от размеров территории страны и ее национального состава. Большие государства или государства с многонациональным составом населения имеют, как правило, федеративную форму государственного устройства. Она позволяет повысить эффективность управления на значительной территории страны или решить внутренние национальные проблемы. От унитарной и федеративной формы государственного устройства следует отличать конфедерацию, которая является не формой отдельного государства, а формой межгосударственного союза. государственный административный федерализм конфедерация

Конфедерации представляют собой государственно-правовые объединения:

Сохраняющие независимое существование, союз суверенных государств. В отличие от федерации, конфедерации создаются для достижения определенных, ограниченных целей в пределах известного исторического периода.

Суверенные государства, образовавшие конфедерацию, остаются субъектами международно-правового общения, имеющими собственное гражданство, системы органов власти, управления, правосудия. Они осуществляют власть самостоятельно, устанавливают собственную конституцию.

Акты, принимаемые на уровне конфедерации, требуют своего одобрения высшими органами государственной власти государств, входящих в конфедерацию.

Члены конфедерации имеют самостоятельные источники дохода, часть которого может выделяться в бюджет конфедерации. Армия конфедерации состоит из воинских контингентов государств-членов конфедерации, направленных по их решению в распоряжение общего командования.

Содружество - объединение государств, в основе которого могут быть общий язык, права.

Российская Федерация характеризуется рядом особенностей, существенно отличающих ее от других федераций. Федерация обычно образуется путем объединения двух или несколько государств в единое союзное государство. Однако образование Российской Федерации (сначала РСФСР) шло совсем другим путем. Россия не является федерацией, созданной как объединения несколько государств. Она была образована в результате создания в ее составе ряда автономных государств и автономных национально-государственных образований народов, населяющих территорию России. Эти государства, а так же национально-государственные образования и были признаны ее субъектами. Именно поэтому Российская Федерация с самого начала своего создания являлась одновременно и национальным государством русского народа, составляющего подавляющее большинство ее населения и давшего имя республики, и основанной на автономии, объединившей в своем составе русский и многие другие народы.

3. Федерализм Российской Федерации

Порядок образования Российской Федерации свидетельствует о том, что с момента своего возникновения эта федерация носила не договорно-конституционный или договорный характер, поскольку она была создана не в результате заключения договора между ее субъектами, а на основе того, что ее провозгласила конституция.

Не обладая классическими признаками федеративного государства, Россия как федерация вызывала немало споров. Однако главным аргументом в защиту ее федерального характера служили не те или иные формальные признаки федерации, а воля ее народов, выразивших желание рассматривать свое государство в качестве федеративного.

Ныне Российская Федерация в большей мере походит на классическое федеративное государство, чем ее предшественник - РСФСР. В настоящее время субъектами Российской Федерации являются не только бывшие или настоящие автономии, но и области, края, города федерального значения.

Таким образом, в настоящее время не часть, как это было прежде, а вся территория Российской Федерации складывается из территорий ее субъектов. Однако, несмотря на изменение многих ее черт, Российская Федерация была и осталась конституционно-правовой федерацией.

Российской Федерации, как и любая другая федерация, является единым государством. Поэтому находящиеся в ее составе государства - республики не могут заключать с ней межгосударственные договоры на тех же основаниях, что и с зарубежными государствами. Другое дело - многосторонние и двусторонние соглашения Российской Федерации и её субъектов о распределении полномочий между ними. Именно таким соглашением является Договор от 31 марта 1992 г. о разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти Российской Федерации и органами власти суверенных республик в составе Российской Федерации. Сегодня этот договор в части, не противоречащей Конституции Российской Федерации, наряду с ней лежит в основе отношений Российской Федерации с республиками, подписавшими этот договор. Однако их цель состоит не в том, чтобы установить конституционно-правовой статус этих государств, уже определенный Конституцией Российской Федерации, а в том, чтобы более точно определить механизм реализации государственных полномочий как Федерацией, так и ее субъектами. Они позволяют повысить уровень взаимопонимания Российской Федерации с ее субъектами, стабилизировать в них политическую обстановку.

В настоящее время Российская Федерация имеет в своем составе следующие виды субъектов: республики; края, области и города федерального значения; автономную область и автономные округа.

Заключение

Целями моей работы было рассмотрение понятий «государственное территориальное устройство», «формы государственного территориального устройства», а также анализ форм государственного территориального устройства государств и РФ.

В ходе работы были реализованы следующее задачи:

1. Рассмотрены понятия «государственное территориальное устройство» и «формы государственного территориального устройства».

2. Проанализированы формы государственного территориального устройства.

3. Проанализирована форма государственного устройства Российской Федерации.

По моему мнению, принцип федерализма важен для интеграции в мировое пространство Российского государства, отличающегося не только своими масштабами, но и многообразием регионов: экономическим, национальным, историческим, социально-политическим, идеологическим. Федерализм призван стать твердой гарантией исторически сложившегося государственного единства России на основе общероссийского согласия. В многонациональной России федерализм способствует, с одной стороны, реализации общепризнанных принципов равноправия и самоопределения народов, росту национального самосознания, а с другой стороны, сочетанию их интересов с интересами всего общества. Особо следует подчеркнуть роль принципа федерализма в решении проблем, связанных с закреплением и осуществлением прав человека и гражданина.

Федерализм в его современном прогрессивном прочтении не противостоит ни идеям самоопределения народов и развития национальной государственности, ни интересам регионов, их стремлениям к повышению своей самостоятельности. Если федерализм основан на демократических принципах, на устоях правового государства, если он действительно гуманистичен, то тогда наиболее полно проявляются его достоинства: общий крупный рынок, свободное движение капиталов, товаров и услуг, свобода передвижения людей; более благоприятные условия для взаимообмена достижениями науки, образования, культуры. В то же время в развитии федеративных отношений существует ряд накопившихся противоречий, которые нужно осмыслить и разрешить принятием отдельных поправок, а, может быть, и подготовкой серьёзных конституционных изменений, касающихся федеративного устройства нашего государства.

Литература

1. Аверина Т.Н. История развития права.- М., 1999.

2.Боголюбов Л.Н.Обществознание. Учебник для 10-11классов.- М.,2003.

3.Кравченко А.И.Обществознание. Ч.1-М., 2003.

4.Смирнов И.П.Введение в современное обществознание. - М.,1997.

5. Ярошевский М.Г. Теория государства и права.- М., 2000.

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Исследование административно-территориального устройства РБ. Анализ принципов построения государственной власти, создания высших органов государства. Характеристика особенностей унитарной, федеративной и конфедеративной форм государственного устройства.

    курсовая работа , добавлен 13.02.2012

    Формы государственного устройства. Понятие и особенности унитарного государства. Понятие федерации. Особенности федерации как формы государственного устройства. Проблема становления административно-территориального устройства, проблемы федерализма в РФ.

    дипломная работа , добавлен 19.03.2011

    Субъекты Российской Федерации. Принципы административно-территориального устройства. Республика, край, область, город федерального значения как субъекты административно-территориального устройства. Единицы административно-территориального устройства.

    курсовая работа , добавлен 07.11.2008

    Унитарное и сложное государственное устройство. Модели федерализма, понятие федерации и конфедерации. Истоки федеративной государственности России. Конституционная модель российского федерализма. Четыре этапа в становлении российского федерализма.

    курсовая работа , добавлен 26.04.2010

    Понятие формы государственного устройства, ее структура и факторы, влияющие на развитие. Структура государственности, формы территориального устройства. Особенности унитарной, федеративной, конфедеративной и иных форм государственного устройства.

    курсовая работа , добавлен 12.05.2014

    Понятие и принципы административно-территориального устройства Российской Федерации, его историко-географические особенности и элементы. Отличительные черты унитарной и федеративной форм государственного устройства. Основные виды населенных пунктов.

    презентация , добавлен 08.04.2014

    Понятие и принципы административно-территориального устройства. Современное состояние административно-территориального устройства Брянской области. Проблемы и перспективы совершенствования административно-территориального устройства Брянской области.

    курсовая работа , добавлен 26.08.2017

    Основные формы государственного устройства: унитарные, федерации и конфедерации. Франция как пример унитарного государства. Принципы устройства федерации: государственная целостность, единство системы государственной власти, равноправие субъектов.

    реферат , добавлен 12.05.2014

    Сущность формы государственного устройства как национального и административно-территориального строения государства. История формирования и основные признаки унитарного и федеративного государств. Характеристика форм межгосударственного объединения.

    курсовая работа , добавлен 02.04.2014

    Система административно-территориального устройства РФ. Понятие административно-территориального устройства РФ. Конституционно-правовое регулирование административно-территориального устройства РФ. Правовые и организационные основы преобразований.

Форма государственного устройства отражает территориальную организацию государственной власти. (Вспомним, что одним из признаков государства является территориальная организация государственной власти). То есть это элемент формы государства показывает, из каких частей состоит внутренняя структура государства, как соотносятся между собой составляющие ее элементы.

Различают следующие виды форм государственного устройства: унитарное государство, федеративное государство, конфедерация.

Унитарное (от лат. unitas – единство) государство – это простое, единое государство, составные части которого являются административно-территориальными образованиями, не обладающими политической властью, признаками суверенитета.

К признакам унитарного государства относятся:

· единство и однородность территории;

· деление страны по административно-территориальные единицы (районы, края, округа и т.д.);

· отсутствие на территории государства частей, обладающих статусом государственного образования;

· единая конституция;

· единый законодательный, исполнительный и судебный органы;

· единое гражданство;

· единая правовая система.

В рамках унитарного государства могут быть автономные образования, пользующиеся определенной самостоятельностью, но политической властью они не обладают.

К унитарным государствам относятся большинство современных государств.

Федеративным (от лат. foederatio – союз, объединеие) является государство, представляющее собой форму политико-территориального или национально-государственного устройства - сложное (союзное) государство, состоящее из государственных образований, обладающих юридически определенной политической самостоятельностью. Если в унитарном государстве составляющие его части являются административно-территориальными образованиями, то здесь - образованиями политическими, то есть осуществляющими политическую власть. Следовательно, в отличие от унитарного государства здесь имеются и общие (федеральные) органы власти, и ораны власти отдельных субъектов федерации.

Признаки федерации:

· территория федерации состоит из территорий ее субъектов, которые в то же время не обладают полным суверенитетом;

· субъекты федерации не обладают правом сецессии (правом выхода из союза);

· верховная законодательная, исполнительная и судебная власть принадлежит федеральным органам;

· субъекты федерации имеют собственные высшие законодательные, исполнительные и судебные органы, осуществляющие власть в пределах своей компетенции;

· высший законодательный орган имеет двухпалатную структуру. При этом одна из палат представляет интересы субъектов федерации;

· организация государственной власти и система органов федерации определяется Конституцией страны и федеральным законодательством.

Государственные образования, входящие в состав федерации, (субъекты федерации) могут называться по-разному: штаты, провинции, земли, кантоны, республики и т.д. Иногда в одном и том же государстве, например, в России, субъекты имеют различное наименования (республики, края, области).

Федерации организуются по различным основаниям. Они могут быть как территориальными, так и национальными.

В основу территориальной федерации положен принцип разделения субъектов по территориальному принципу. В этом случае компетенция субъекта федерации определяется лишь территорией, на которую распространяется ее власть. По территориальному принципу построены большинство федераций (США, Мексика, Бразилия, ФРГ и т.д.).

В национальных федерациях субъекты объединяются на основе проживания в них национальностей. По этому принципу были образованы СССР, Югославия, Чехословакия. С учетом национальных моментов построены федерации Бельгии, Канады, Индии, Нигерии.

Трудно отдать приоритет той или иной форме федерации, однако, как показывает исторический опыт, создание и управление национальной федерацией сложнее, ибо национальный вопрос порождает массу проблем в государственной организации. Неслучайно распались социалистические федерации, основанные по национальному принципу (СССР, Югославия, Чехословакия).

Отдельные федерации образованы по смешанному принципу (территориальному и национальному). Таким образом организована, например, Российская федерация.

По своему статусу, положению субъектов федерации бывают симметричными , в которых все субъекты имеют одинаковый статус (таковы, например, Австрия, Австралия, ФРГ), и асимметричные , для которых характерно неравенство положения субъектов (Российская Федерация, Швейцария).

Различны и способы образования федераций. По этому основанию различают договорные и конституционные . В первом случае образование Федерации происходит путем объединения политических образований в единый союз (единое суверенное государство) путем договора. Во втором случае факт образования федерации закрепляется законодательно, конституционным путем. Примером договорной федерации является, например, СССР (Договор 1922 г.), в конституционном порядке образовалась федерация США (Конституция 1787 г.).

Особой формой государственного устройства является конфедерация. Конфедерация (от лат. Cofoederatio – сообщество) представляет собой союз государств, каждое из которых обладает суверенитетом. Однако их союз имеет характер не международно-правовой, а именно как государственно-правовой , так как государства – члены конфедерации объединяются для совместного осуществления ряда направлений государственной деятельности и функций. Для осуществления этих функций они имеют единые (совместные) органы, решения которых обязательны для их граждан. Члены конфедерации в полной мере сохраняют свою самостоятельность, ограничение их суверенитета касается лишь тех сторон деятельности, которые стали предметом добровольного объединения.

Конфедерации имеют следующие признаки, позволяющие отличить их от федерации:

· непрочность связей, объединяющих членов конфедерации:

· временный характер объединения. Как правило, с достижением целей союз прекращает свое существование;

· отсутствие единой территории;

· отсутствие единого гражданства;

· конфедерация не имеет общей конституции, у нее нет единых законодательных органов, единой судебной системы;

· акты, принимаемые на уровне конфедерации, требуют своего одобрения органами государств, входящих в конфедерацию;

· право свободного выхода из союза;

· незначительный круг вопросов совместного ведения;

· армия состоит из воинских контингентов – участниц союза, бюджет конфедерации складывается из добровольных взносов участников.

Конфедерация – относительно редкое государственное образование. В разное время конфедерациями были: Австро-Венгрия до 1918 г., Швеция и Норвегия до 1905 г., США с 1781 по 1787 г., Швейцария с 1815 по 1848 г., с 1958 по 1961 г. существовала конфедерация Сирии и Египта - Объединенная Арабская Республика. В настоящее время конфедераций в мире нет. Последняя конфедерация Сенегамбия (объединение Сенегала и Гамбии) , созданная в Африке в 1981 г. , распалась в 1988 г.

Конфедерацию как форму государственного устройства следует отличать от межгосударственных образований - содружеств и сообществ.

Содружество – союз самостоятельных, суверенных государств созданных в целях сохранения и развития существующих связей . Таково, например, Британское Содружество. После распада британской колониальной системы члены последней объединились для сохранения существующих экономических, политических, юридических связей. При образовании они объединялись общим главой британской империи – монархом Великобритании. Члены Содружества являются самостоятельными государствами, одни имеют собственных президентов (Индия, Пакистан), в других – главой государства считается британский монарх, представленный в данной стране генерал-губернатором (Австралия, Канада, Ямайка и др.). Определенные особенности имеет Содружество Независимых Государств (СНГ). В его состав входят 12 государств, бывших республик СССР. Оно имеет свою парламентскую ассамблею, Совет глав государств, Совет глав правительств. Однако достаточно эффективным образованием его признать пока нельзя.

Другой сходной формой межгосударственного объединения является сообщество. Это, как и Содружество - союз самостоятельных, суверенных государств, объединившихся для решения общих (экономических, социальных, политических) вопросов. Таковым, является, например Европейский союз, объединяющий 27 стран Европы. Бывшие ранее самостоятельными, они объединились для решения прежде всего экономических вопросов (Европейское экономическое сообщество – ЕЭС). Затем объединению подлежали вопросы политические, военные, социальные. Сегодня после ряда дополнительных соглашений интеграция в Евросоюзе значительно возросла. Союз имеет Европарламент, члены которого избираются прямым голосованием избирателей. Среди органов Союза есть Совет министров, Европейский Суд, другие органы, введена единая денежная единица (евро), между членами Союза ликвидированы таможенные посты и т.д. Иногда в дискуссиях речь идет о создании Соединенных штатов Европы и избрании единого президента, но пока до этого еще далеко.

Указанные объединения следует отличать от международных организаций, в которые входят суверенные государства, действующие от своего имени при решении каких-либо общих вопросов. Примерами могут служить Североатлантический альянс (блок НАТО), Организация государств-экспортеров нефти (ОПЕК), Организация африканского единства, наконец, самая глобальная - Организация Объединенных Наций (ООН).

Особым видом государственного устройства выступает империя - объединение под началом жесткой централизованной власти национальных и территориальных образований на основе отношений «центр-провинция», «метрополия-колония». Хотя в беллетристике выражения «империя» используется достаточно широко («имперское мышление», «империя зла» и т.д.), особенности этой формы исследованы недостаточно. Можно выделить следующие особенности:

· объединение большой по площади территории;

· наличие сильной централизованной власти;

· асимметричные отношения господства и подчинения между центром и провинциями;

· этнически и культурно разнородный состав населения;

· наличие правящей элиты, стремящейся к дальнейшей территориальной, экономической и политической экспансии;

· наличие общей политической идеи, обладающей приоритетом над интересами различных социальных групп.

В разное время имперский характер был присущ Древнему Риму, Византии, России и др.

Третьим элементом формы государства является форма политического режима.