Гнев. Что такое Гнев

Если человек не кричит на вас, не бросается на вас с кулаками и не швыряет на пол тарелки, это не значит, что он не испытывает гнев. Вполне возможно, что он сдерживает свои эмоции, но накопленный гнев еще страшнее выраженного! Так что совсем не лишним будет узнать, каковы примеры гнева, что может свидетельствовать о том, что человек в душе очень зол на вас

Примеры гнева: узнайте, как проявляется гнев

Рассмотрим, каковы примеры гнева человека. Если ваш собеседник скрестил руки очень высоко, практически на груди, значит, он находится в состоянии резкого отрицания обсуждаемой проблемы и настроен враждебно.

Такая поза может напомнить вам ребенка или подростка, отстаивающего свою независимость в споре с родителями. В такой момент обычно резко меняется качество голоса. Человек начинает говорить более агрессивно, а содержание его речи явно говорит о нарастании гнева.

В состоянии гнева или враждебности проявляется еще один сигнал языка телодвижений - человек сжимает один или оба кулака скрещенных рук. Если вы видите, что собеседник буквально обнимает себя, не думайте, что ему стало холодно, это яркий пример гнева человека.

И, наконец, о нарастании гнева и о том, что собеседник пытается установить контроль над ситуацией, говорят некоторые жесты рук. Легче всего распознать гнев по постукиванию пальцев.

Вы наверняка замечали, что человек, нетерпеливо ожидающий возвращения к его столику официанта, который должен принять заказ, начинает барабанить пальцами по столу. Рассерженная начальница сжимает кулак и символически (а то и по-настоящему) ударяет им по столу. Это явный пример гнева человека и признак агрессии.

Кто-то ударяет кулаком по ладони другой руки или по подлокотнику кресла. Иногда люди постукивают по какой-то поверхности не кулаком, а раскрытой ладонью. Подобные жесты появляются не только в те моменты, когда люди испытывают гнев на эмоциональном уровне, но еще и когда им кажется, что события развиваются нежелательным для них образом, что они теряют контроль над происходящим.

Еще один пример гнева человека - «перст указующий». Я не хочу сказать, что обычное указание пальцем на кого-то или что-то - это сигнал гнева. В гневе этот жест становится резким и даже угрожающим. Заметив подобное поведение со стороны, вам может показаться, что один из собеседников поражает другого кинжалом или мечом.

Жест может быть направлен на кого-то или что-то или на самого себя. Чем более резок этот жест, тем более сильный гнев испытывает человек. Если ваш друг делает подобный жест и направляет палец вниз, значит, его гнев дошел до предела. В некоторых случаях такой жест является предвестником реальной физической агрессии.

Примеры гнева: вербальные сигналы гнева

Как мы уже говорили, гнев мешает человеку внимательно слушать собеседника. Поскольку я заинтересован в том, чтобы разрешить конфликт с собеседником, мне нужно понять, какие барьеры отделяют нас от решения проблемы. Мне нужно выявить речевые доказательства того, что собеседник испытывает гнев.

Чаще всего мы считаем, что примеры гнева - это повышение голоса, суровое выражение лица и агрессивное невербальное поведение. Однако это лишь очевидные симптомы. Человек, испытывающий гнев, может реагировать на ситуацию очень холодно и спокойно.

Ментальное состояние гнева становится заметным, когда человек начинает использовать рассеянные, замаскированные замечания. Например, вместо того чтобы заговорить о конкретной затронутой вами проблеме, он может пожаловаться на то, что вы коснулись этой темы, или сказать, что ему не хочется сейчас об этом говорить. Это вербальный пример гнева.

Конечно, если вы заговорили на сложную, тонкую тему в присутствии посторонних или имея ограниченное время, то, возможно, вы действительно совершили ошибку. Обсуждать подобную тему в такой обстановке не следует. Но если собеседник интересуется, почему вы затронули эту тему, вместо того, чтобы ответить на ваш вопрос, вполне возможно, что он утаивает от вас важную информацию.

Я часто сотрудничаю с полицией. Мне всегда была интересна ситуация, в которой человек не отрицает своего неблаговидного поступка, а вместо этого нападает на факты, содержащиеся в его деле. Допрашиваемые не опровергали совершенных ими преступлений, а отвечали: «Вы не сможете этого доказать».

Вспомните, когда вам самому говорили: «Это не доказательство», «У них нет доказательств», «Вы не докажете, что я это сделал». Предположим, на рынке появился товар, который, как установило общество защиты прав потребителей, представляет опасность для людей.

Вы можете услышать, как компания-производитель защищает товар, утверждая, что данные испытаний недостоверны, что результаты были неверно истолкованы, а испытательное агентство подкуплено. Обратите внимание, что компания не приводит альтернативных доказательств и даже заявляет: «Что ж, подобная шумиха пойдет нам только на пользу» или «У нас мало материала».

Вербальные примеры гнева. Человек в состоянии гнева старается вернуть контроль над ситуацией. В то же время он пытается уклониться от решения по-настоящему важной проблемы.

Другую отвлекающую тактику применяет человек, начинающий спорить о мелочах или тривиальных вопросах. Это тоже яркий пример гнева. Он может заявлять, что его собеседник неправильно называет время или даже дату конкретного события. Или неверно описывает его поведение.

Или неправильно называет количество повторов определенного действия. Или ошибается относительно стоимости, объема или ценности чего-либо. В любом разговоре можно найти массу не связанных с основной темой проблем, по которым можно начать ожесточенный спор и развязать конфликт.

Разумеется, агрессивная реакция может быть очень личной. Это весьма деструктивный пример гнева, котоый не позволяет найти общий язык и прийти к компромиссу.

Примеры гнева: невербальные сигналы гнева

Рассмотрим, что собой представляют невербальные сигналы гнева. Есть два положения головы, показывающие, что в эмоциональной реакции собеседника присутствует определенная враждебность.

Если в разговоре затрагивается противоречивая проблема, вы можете заметить, что собеседник слегка наклоняет голову. При этом он явно выпячивает подбородок. Это пример гнева. Перед вами человек, демонстрирующий агрессию или испытывающий чувство враждебности по отношению к вам или к обсуждаемой теме.

Такое положение головы и подбородка можно увидеть перед реальной дракой или ожесточенной ссорой. Понаблюдайте за игроками команд-соперниц во время напряженного футбольного или хоккейного матча.

Когда они общаются друг с другом на игровом поле, вы наверняка увидите такое агрессивное положение головы у одного или обоих участников перепалки. Ну а дальше все понятно - они срывают перчатки, отбрасывают в сторону шлемы и начинают тузить друг друга!

Невербальные сигналы гнева. Два примера гнева и враждебности:

1) собеседник слегка наклоняет голову, выпячивая при этом подбородок;

2) сжатые челюсти и желваки на щеках.

Есть еще один пример и признак гнева - положение головы и подбородка, говорящее о том, что человек испытывает чувства гнева или враждебности. Но в этом случае он изо всех сил старается держать агрессию под контролем. Чтобы распознать такую реакцию, обратите внимание на заднюю часть челюстей собеседника - на тот их участок, который располагается возле ушей.

По мере нарастания агрессии человек изо всех сил старается держать себя в руках, а вы заметите игру челюстных мышц на этом участке. Это происходит потому, что человек сжимает челюсти и порой даже скрипит зубами. Желваки на щеках - явный пример гнева и признак с трудом сдерживаемой враждебности и попыток держать себя в руках.

Если вы заметили, что собеседник слегка прикрывает глаза, смотрит искоса, а его брови образовали букву «V», значит, в человеке нарастает гнев или враждебность. Вы заметите также, что у вашего собеседника напрягаются мышцы вокруг глаз, в уголках глаз и верхней части щек.

В качестве примера гнева вспомните, как вы ребенком ходили с родителями в церковь и не могли справиться с природной непоседливостью. Вам хотелось вертеться, шептаться, ерзать, громко вздыхать, тыкать брата или сестру в бок - словом, усидеть на месте было очень трудно.

Вспомните, каким взглядом награждали вас в такой ситуации отец или мать. Вам он отлично известен. Этот взгляд говорил, что дома вас ожидают серьезные неприятности. Практически такое же выражение появляется на лице собеседника, находящегося в состоянии стресса или собирающегося вас обмануть.

Это пример гнева и знак нарастания или присутствия агрессии в эмоциональной реакции человека. Если вы видите, что человек вам улыбается, но в то же время смотрит на вас, как отец в церкви, значит, собеседник неискренен в выражении своих чувств.

  • свт.
  • прп.
  • прп.
  • православная аскетика (по Зарину)
  • прот. Сергий Филимонов
  • свящ. Павел Гумеров
  • мит. Иоанн (Снычёв)
  • А.Г. Долженко
  • Гнев – 1) гнев Божий - Божественное действие; образно выражаемая реакция на ; 2) сильная степень возбуждения раздражительной силы души, обусловленная недовольством по отношению к кому-либо, чему-либо; 3) греховная , связанная с сильной подверженностью человека гневливому чувству (согласно распространенному в аскетической литературе утверждению, гнев входит в состав восьми наиболее пагубных страстей).

    Как таковой, гнев не является заведомо богопротивным: он может служить к совершению добрых дел, но также может вести и к худым целям. Господь запрещал не всякий гнев, но – «напрасный» гнев (). И апостол говорит: «гневаясь не согрешайте» (), – указывая таким образом на то, что гнев может и не быть обусловлен грехом.

    Гнев как грех – извращенное проявление «раздражительной части» . Разумный гнев дан человеку Богом как оружие, как сила души для противостояния . В результате эта сила души извратилась и стала, у большинства людей, наихудшим пороком.

    По согласному мнению Святых отцов, выражения Священного Писания о гневе Божием имеют переносный, смысл.

    …Вы слышали, что сказано: люби ближнего твоего и ненавидь врага твоего. А Я говорю вам: любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас, да будете сынами Отца вашего Небесного, ибо Он повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных ().

    От глупых и невежественных состязаний уклоняйся, зная, что они рождают ссоры; рабу же Господа не должно ссориться, но быть приветливым ко всем, учительным, незлобивым, с наставлять противников, не даст ли им Бог покаяния к познанию истины, чтобы они освободились от сети диавола, который уловил их в свою волю ().

    Ни с кем нельзя говорить повышенным тоном. Если вдруг закипел в сердце гнев, надо знать, что это от дьявола, ибо от Бога на душе всегда мир, тишина, покой.
    схиигумен

    блаженный : иногда гнев приносит величайшую пользу… когда мы невозмутимо пользуемся им против нечестивых или каким бы то ни было образом нагло поступающих, дабы они или были спасены или пристыжены.

    св. : Существует три вида гнева: раздражение, злоба и мстительность. Раздражением называется гнев, начинающийся и возбуждающийся. Злобою – гнев длительный, или злопамятство; мстительность есть гнев, выжидающий случай для мщения.

    прп. : Невозможно кому-либо разгневаться на ближнего, если сердце его сперва не вознесётся над ним, если он не уничижит его, и не сочтёт себя высшим его.

    священник :
    Когда тебя охватит чувство злобы к кому-либо, то представь себе, что и ты и он должны умереть, – и как перед этим станет ничтожна его вина и как не права твоя злоба, как бы она ни была права формально.

    святитель :
    Гнев и обидчивость от самолюбия, по которому мы признаем себя стоящими немало; потому, когда кто дерзнет не воздать нам должного, кипятимся и замышляем отмщение… Постарайтесь делать так, чтобы, и минуты не пропуская, взяться за себя и разорить свой самоцен. Положите законом:
    1) всякую минуту ждать неприятность и, когда придет, встречать ее, как жданную гостью;
    2) когда деется что, готовое огорчить и раздражить вас, скорее бегите вниманием к сердцу и, сколько можете, напрягайтесь не допускать возродиться тем чувствам. Напрягайтесь и молитесь. Если не допустите породиться тем чувствам, всему конец; ибо всё от чувств;
    3) не смотрите на обидчика и обиду; тут вы найдете только большую опору обидчивости и мести; но выбросьте это из головы. Это очень важно. Если не будет этого, чувство злости не может улечься;
    4) ко всем молоткам сим приложите: держать любовный взор, любовный тон речи, любовное обращение и, главное, всевозможно избегайте чем-либо напомнить обидевшим вас о их несправедливости.

    Архимандрит :
    Гневливый похож на бомбу, которая может взорваться в каждое мгновение. Если даже гневливый прав, то его слова, напоенные злобой как ядом, не воспримет другой человек – он постарается защититься от них как черепаха, которая втягивает голову в панцирь: ведь человек, которого бьют во время драки, не думает, кто прав и кто виноват, а старается защититься от ударов. Не только внутреннее состояние разгневанного человека, но его внешний вид становится похожим на зверя. Если бы он в это время взглянул в зеркало, то не узнал бы самого себя в существе, у которого оскалены зубы как клыки, глаза мечут искры, лицо покраснело, будто залито багровой краской. Нередко человек корчится и делает странные движения, как трясется больной во время лихорадки.

    Некоторые считают, что гнев, в отличие от других страстей, не дает даже иллюзорного наслаждения. Но нам кажется, что это не так. В состоянии ярости человек переживает темное звериное наслаждение, будто он поедает свою добычу и отдается этому чувству как сладострастию.

    Гнев имеет много разновидностей. Это змей, который порождает детенышей, более ядовитых и опасных, чем он. Эти змееныши: ярость, ненависть, зависть, ревность, злопамятство, которые делают несчастным как самого человека, так и его близких.

    Гнев легко сочетается с другими страстями и тогда появляется целый спектр цветов и оттенков, как при преломлении луча через кристалл.

    Гнев, соединенный с печалью, порождает раздражительность, досаду, ропот и хроническое недовольство всем и всеми.

    Гнев, соединенный с унынием , порождает ненависть и презрение к самой жизни, протест против промысла Божьего, хулу на Бога, и нередко агрессивный атеизм. Такое состояние является предвестником отчаяния и бывает одной из причин самоубийства.

    Гнев, соединенный с тщеславием, порождает зависть, злопамятство и мстительность. Для такого человека враг уже тот, кто в чем-то превзошел или опередил его. Он готов употребить против своего «соперника» самые низкие средства: язвительные насмешки, сплетни, клевету и донос.

    Гнев, соединенный с гордыней порождает ненависть к человечеству, фанатизм и беспощадность. Эти две страсти звучат в пафосе трибунов революций. Когда такие люди захватывают власть, то они становятся перманентными убийцами и маниакальными некроманами, особенно, если к этому еще прибавляется параноический страх за содеянные преступления. По преданию, таким страхом был обуреваем Каин после убийства Авеля. Он дрожал как лист и постоянно переходил с места на место, словно преследуемый невидимыми мстителями, как призраком убитого брата: то он прятался за стенами построенного им города, то блуждал в горах и скрывался в чащах лесов, пока не был убит случайной стрелой Ламеха, принявшего его за зверя.

    Римский император Калигула – садист и параноик на троне римских цезарей – говорил, что жалеет о том, что у человечества нет единой шеи, чтобы отрубить ему голову одним ударом меча.

    Ярость представляет собой высший накал гнева. Ярый означает «огненный». В состояние ярости у человека проявляется демонический импульс разрушения, более страшный, чем инстинкт зверя, почувствовавшего кровь. В этом состоянии он не жалеет ни своей, ни чужой жизни. Александр Македонский, названный Великим, за свою жизнь не проиграл ни одной битвы, но часто терпел поражения от собственного гнева. Однажды, в состоянии внезапной ярости, он убил своего лучшего друга, с которым был неразлучен как Ахилл с Патроклом, а затем сам ужаснулся своему поступку и горько оплакивал убитого.

    Из других порождений гнева упомянем следующие страсти:

    Злопамятство – окаменевший гнев; он таится в глубинах сердца и в любое время может вспыхнуть, как тлеющие под пеплом угли, если на них бросить хворост.

    Мстительность – постоянное желание причинить зло своему обидчику. Подверженный этой страсти похож на ночного убийцу, который, спрятав нож в складках одежды, выслеживает жертву. Если в состоянии ярости человек бросается на врага, не таясь и не прячась, а лицом к лицу, то мститель обычно наносит удар в спину.

    Зависть – это скорбь о чужой радости и радость о чужой скорби.

    Ревность – следствие безумной привязанности к человеку и страх потерять предмет своей страстной любви. Это змея, живущая в сердце и постоянно кусающая его. Для ревнивого смерть лучше потери своего кумира.

    Есть еще один вид гнева – холодное равнодушие , это огонь, превратившийся в лед. Христианам заповедано забывать обиды, а в этом случае человек старается забыть не обиду, а обидчика, изгнать его из своего сердца, вычеркнуть имя его из памяти. Это безразличие похоже на холод клинка, а не на христианское прощение, когда враг становится другом; оно скорее напоминает буддийское равнодушие и презрение стоиков, для которых мстить это унизить себя: мудрецу сравняться с невеждой, аристократу духа – с вонючим плебеем.

    К греху гнева принадлежит также жестокое отношение к животным : желание мучить и причинять боль беззащитным существам. Например, ребенок отрывает голову у куклы, затем мучает кошку, бросает камнями в собаку, отрывает крылья у бабочек. Он начинает испытывать наслаждения, причиняя боль другим. Из таких людей часто вырастают маньяки и садисты, которые не только убивают, но подвергают пыткам свои жертвы.

    Как бороться со страстью гнева? Прежде всего, молчанием. Если гнев подступил к твоему горлу, то останови его, запри как пойманного скорпиона в банке, не вступай в это время в разговор, хотя бы это было так трудно, как не вскрикнуть при ожоге. В страстном состоянии нельзя ни сказать, ни сделать ничего доброго, кроме одного: успокоить самого себя. Правда, сказанная с раздражением и злобой, звучит как ложь. Если человек сумел промолчать во время гнева, то это – первая победа. Тогда ему станет радостно на душе, что на этот раз демону не удалось обмануть его. Успокоившись, он найдет другие слова, чтобы сказать человеку то, что хотел. […]

    Для борьбы с гневом необходима перемена нравственных ориентиров человека. Одной из причин гнева является разрыв между желанием и возможностью. Поэтому в борьбе с гневом надо рассмотреть наши желания и стремления – правильны ли они. Ложное желание, основанное на страсти, вызывает ложные представления. Человек попадает в область иллюзий, образами которой питаются ум и сердце. Неисполненное желание порождает протест, как волна, ударившаяся о камень – обратную волну. Поэтому, чтобы бороться с гневом, необходимо определить главную цель жизни и подчинить ей свои душевные силы. Для этого надо очищать ум от фантазий и воображений, которые порождают иллюзию мысли, а сердце – от гордости и притязаний на особое место в мире.

    Итак, борьбу с гневом надо начать с исправлением мысленной силы – ума, затем – желательной силы (область эмоций), а потом – раздражительной силы (реактивной силы души).

    Для борьбы с гневом, также как с другими страстями, необходима внутренняя молитва. Если невозможно отложить спор на время, когда полностью успокоится сердце, то надо положить себе правило: 33 раза сказать Иисусову молитву, прежде чем ответить человеку. Можно также читать стих псалма: «Положи, Господи, хранение устом моим, и дверь ограждения о устах моих».

    Существуют два вида гнева: естественный и греховный. Естественный гнев является необходимым свойством человеческой души, защищающим ее от вторжения невидимых духовных змей – как иммунная система защищает организм человека от болезнетворных начал. Это гнев против демона и греха. Он является стражем души; без него невозможна чистота сердца, стяжание благодати и любовь к Богу. О таком гневе написано в Библии: «Гневайтесь и не согрешайте».

    Без гнева невозможно очищать душу от страстей и изгонять нечистые помысли во время молитвы. Без святого гнева сама любовь деградирует в равнодушие и попущение греху. Многие объясняют свое безразличие снисходительностью и милосердием, но на самом деле в их душе погас святой гнев к греху, и исчезла любовь к Богу. В борьбе существует прием: обращать силу противника против него самого. В духовной борьбе надо научиться обращать святой гнев против страстного, извращенного гнева. Великое искусство гневаться на гнев. Вначале это покажется парадоксальным: как можно огнем тушить огонь, ветром останавливать ветер и рекой преграждать поток другой реки? Но упражнения в этом искусстве и опыт – научат, что надо делать. Нужно гневаться на гнев, как на позорное состояние богоподобной души.

    При этом обнажается причина греха, которая ранее было скрыта от человека. Если можно употребить такое сравнение, то гнев, подчиненный разуму, подобен прирученному льву, который защищает своего хозяина от хищных зверей.

    В настоящее время стали распространяться восточные учения, где борьба со страстями, в том числе с гневом, основана на порочных антропологических предпосылок, а именно, что само тело человека будто является злом и поэтому эмоциональную сферу следует не очищать от страстей, а уничтожать. При уничтожении естественного гнева наступает состояние эмоционального безразличия, притупляется отвращение к греху и постепенно стирается граница между добром и злом.

    Борьба с гневом является в тоже время пробуждением, освобождением и восстановлением естественного гнева в его в прежних законных границах. Это необходимо для исцеления и возрождения всей тримерии человека. Человек, овладевший искусством гневаться на гнев, сможет подавлять вспышки этой страсти вначале, как тушат водой загорающийся огонь.

    Преподобный пишет, что есть люди от природы незлобивые и гневливые, но он больше ублажает вторых, если они через труды и подвиги победили свою страсть.

    Опыт гнева

    Гнев, или злость, - это, возможно, самая опасная эмоция. Когда вы испытываете гнев, вы, вероятнее всего, умышленно причиняете вред другим людям. Если при вас кто–то испытывает гнев и вам известны его причины, то агрессивное поведение этого человека станет вам понятно, даже если вы будете осуждать его за неспособность контролировать свои эмоции. Напротив, человек, осуществляющий неспровоцированные нападения на других людей и не испытывающий при этом гнева, покажется вам странным или даже ненормальным. Частью опыта переживания гнева является риск потери контроля. Когда человек говорит, что он испытывал гнев, это, по–видимому, может объяснять его сожаления о содеянном: «Я знаю, что не должен был говорить это ему (уязвлять его), но я был вне себя - просто потерял голову!» Детям специально объясняют, что, когда они испытывают гнев, они никому не должны наносить физический вред. Детей могут также учить контролировать любые видимые проявления гнева. Мальчикам и девочкам обычно говорят о гневе разные вещи: девочек учат сдерживать свой гнев, а мальчиков поощряют проявлять его в отношении тех сверстников, которые их на это провоцируют. Взрослых людей нередко характеризуют по тому, как они справляются со своим гневом: «сдержанный», «горячий», «взрывной», «вспыльчивый», «хладнокровный» и т. п.
    Гнев может возникать по разным причинам. Первой причиной является фрустрация (нервное истощение), вызванная многочисленными препятствиями и помехами и мешающая продвижению к цели. Фрустрация может нести на себе специфической отпечаток задачи, которую вы решаете, или носить более общий характер, определяемый вашим образом жизни. Ваш гнев возникнет с большей вероятностью и будет более сильным, если вы считаете, что человек, создавший вам помехи, действовал деспотически, несправедливо или просто вам назло. Если человек намеренно хочет вызвать у вас фрустрацию или доводит вас до полного нервного истощения просто потому, что не может понять, как его поступки способны влиять на вашу деятельность, то вы с большей вероятностью испытаете гнев, чем в том случае, когда полагаете, что у него просто нет другого выбора. Но препятствием, вызывающим фрустрацию, не обязательно оказывается какой–то человек. Вы можете разгневаться на предмет или явление природы, вызвавшие вашу фрустрацию, хотя, возможно, при этом почувствуете, что ваш гнев менее обоснован.
    Скорее всего, ваши действия в состоянии гнева, вызванного фрустрацией, будут направлены на удаление препятствия посредством физической или вербальной атаки. Разумеется, фрустрация может оказаться сильнее вас, и тогда ваши протестные усилия будут бессмысленными. Однако гнев по–прежнему может сохраняться, и при этом вы будете направлять его на человека - вы можете его проклинать, бить и т. п. Или же вы можете проявлять свой гнев, проклиная и ругая этого человека, когда он находится слишком далеко от вас, чтобы наказать вас за подобное поведение. Вы можете выражать свой гнев символически, атакуя то, с чем человек у вас ассоциируется, или направляя гнев на более безопасную или удобную мишень - так называемого козла отпущения.
    Второй причиной гнева является физическая угроза. Если человек, угрожающий вам физически, слаб и не способен нанести вам вред, то вы с большей вероятностью испытаете презрение, чем гнев. Если же человек, угрожающий вам физически, явно сильнее вас, то вы, вероятно, скорее испытаете страх, чем гнев. Даже если ваши силы примерно равны, вы можете испытать одновременно гнев и страх. Вашими действиями в условиях, когда ваш гнев вызван угрозой нанесения вам физического вреда, могут быть нападение на противника, словесное предупреждение либо запугивание или просто бегство. Даже в случае бегства, когда вы, по–видимому, испытываете страх, вы можете продолжать испытывать и гнев.
    Третьей причиной гнева могут являться чьи–то действия или заявления, заставляющие вас почувствовать, что вам наносится моральный, а не физический ущерб. Оскорбление, отказ или любое действие, демонстрирующее неуважение к вашим чувствам, способны вызвать у вас гнев. При этом чем сильнее вы душевно привязаны к человеку, который наносит вам моральный ущерб, тем сильнее переживаете боль и гнев от его действий. Оскорбление со стороны кого–то, кто вызывает у вас мало уважения, или отказ, полученный от человека, которого вы никогда не считали своим другом или возлюбленным, может в крайнем случае вызвать презрение или удивление. Напротив, если обиду наносит вам человек, о котором вы много заботились, то вы можете почувствовать печаль или печаль одновременно с гневом. В каких–то ситуациях вы можете настолько сильно любить человека, причиняющего вам страдание, или быть неспособным разгневаться на него (или вообще на любого человека), что начнете искать рациональные причины его болезненных для вас действий своих собственных поступках, а затем вместо гнева испытывать чувство вины. Другими словами, вы испытываете гнев к себе, а не к тому, кто причинил вам душевную боль. И вновь, как и в случае фрустрации, если человек, заставляющий вас страдать, делает это намеренно, вы с большей вероятностью испытаете гнев, чем если бы он действовал непреднамеренно или в состоянии потери самоконтроля.
    Четвертой причиной гнева может быть наблюдение за человеком, делающим что–то такое, что идет вразрез с вашими главными моральными ценностями. Если вы считаете обращение одного человека с другим аморальным, вы можете испытать гнев, даже если вы и не вовлечены непосредственно в эту ситуацию. Наглядным примером является гнев, который вы можете испытывать, видя, как взрослый наказывает ребенка с недопустимой с вашей точки зрения строгостью. Если вы придерживаетесь других моральных ценностей, то отношение взрослого к действиям ребенка, кажущееся вам чересчур снисходительным, также может вызывать у вас гнев. Жертве не требуется быть столь же беспомощной, как ребенку, чтобы вы пришли в разгневанное состояние. Муж, бросающий жену, или жена, бросающая мужа, могут вызвать у вас гнев, если вы считаете, что супруги должны оставаться вместе, «пока смерть не разлучит их». Даже если вы состоятельный человек, то вы можете гневно осуждать существующую в вашем обществе экономическую эксплуатацию каких–то групп населения или систему предоставления многочисленных льгот государственным чиновникам. Моральный гнев часто основывается на уверенности в своей правоте, хотя мы стараемся применять этот термин только в том случае, если не согласны с моральными ценностями человека, вызвавшего наш гнев. Гнев по поводу страданий других, спровоцированный попранием наших моральных ценностей, является очень важным мотивом для социальных или политических действий. Такой гнев в сочетании с другими факторами может порождать попытки переустройства общества с помощью социальных реформ, политических убийств или терроризма.
    Два следующих события, вызывающие гнев, являются родственными, но, вероятно, менее важными, чем рассмотренные нами выше. Неспособность человека соответствовать вашим ожиданиям может вызвать у вас гнев. Это не наносит вам вреда напрямую; фактически эта неспособность может не иметь к вам непосредственного отношения. Наглядной иллюстрацией такой ситуации является реакция родителей на успехи ребенка. Нетерпение и раздражение, связанные с неспособностью какого–то человека следовать полученным от вас инструкциям или иным образом соответствовать вашим ожиданиям, не обязательно связаны с причиняемой этим неумением болью - гнев вызывает именно неспособность человека соответствовать ожиданиям.
    Еще одной причиной вашего гнева может быть гнев другого человека, направленный на вас. Некоторым людям свойственно отвечать гневом на гнев. Такая взаимность может проявляться особенно в тех случаях, когда нет очевидной причины для гнева другого человека на вас или если его гнев, по вашей оценке, оказывается неоправданным. Направленный на вас гнев, который, с вашей точки зрения, не является столь же справедливым, каким он является с точки зрения другого человека, способен вызвать у вас сильный ответный гнев.
    Мы перечислили лишь немногие причины возникновения гнева. В зависимости от жизненного опыта человека его гнев может иметь самое разное происхождение.
    Опыт переживания гнева очень часто включает определенные ощущения. В своей работе о физиологии гнева Дарвин цитировал Шекспира : Артериальное давление повышается, лицо может покраснеть, а вены на лбу и шее становятся более заметными. Частота дыхания меняется, тело выпрямляется, мышцы напрягаются, может наблюдаться легкое движение вперед в направлении обидчика.
    В случае сильного приступа гнева или ярости человеку трудно оставаться неподвижным - побуждение к нанесению удара может быть очень сильным. Хотя нападение или драка могут быть типичными элементами проявления реакции гнева, они вовсе не являются обязательными. Разъяренный человек может использовать только слова; он может громко кричать или же вести себя более сдержанно и только говорить какие–нибудь гадости или даже демонстрировать еще большее самообладание и не выдавать свой гнев ни словами, ни голосом. Некоторые люди привычно направляют гнев вовнутрь себя и ограничиваются шуткой в адрес человека, спровоцировавшего гнев, или в свой собственный. Теории о причинах таких психосоматических расстройств утверждают, что некоторые болезни тела возникают у людей, которые не могут выражать свой гнев, которые делают жертвами гнева самих себя вместо того, чтобы направлять гнев на того, кто его спровоцировал. В настоящее время психологи уделяют много внимания людям, которые, как предполагается, не могут выражать гнев, а различные терапевтические и квазитерапевтические медицинские фирмы специально занимаются обучением людей тому, как выражать свой гнев и как реагировать на гнев других.
    Гнев различается по силе - от слабого раздражения или досады до ярости или бешенства. Гнев может нарастать постепенно, начинаясь с раздражения, и затем медленно усиливаться или же может возникать внезапно и проявляться с максимальной силой. Люди различаются не только по тому, что вызывает у них гнев или что они делают в состоянии гнева, но и по тому, как быстро он у них возникает. Одни люди имеют «короткие запалы» и моментально разражаются приступами гнева, нередко минуя стадию раздражения независимо от того, каким было провоцирующее событие. Другие могут испытывать только раздражение: какой бы ни была провокация, они никогда не впадают в настоящий гнев, по крайней мере, по их собственной оценке. Люди также различаются по тому, как долго они испытывают гнев после исчезновения провоцирующего раздражителя. Одни перестают испытывать гнев быстро, а у других, в силу их характера, чувство гнева сохраняется еще довольно долго. Таким людям может потребоваться несколько часов, чтобы прийти в спокойное состояние, особенно если то, что вызвало их гнев, исчезло прежде, чем они получили возможность продемонстрировать свой гнев в полную силу.
    Гнев может проявляться в сочетании с другими эмоциями. Мы уже обсуждали ситуации, в которых человек может испытывать гнев и страх, гнев и печаль или гнев и отвращение.
    Некоторые люди получают большое удовольствие в те моменты, когда они испытывают гнев. Они наслаждаются атмосферой конфликта. Обмен недружественными жестами и словами не только возбуждает их, но и является источником получения удовлетворения. Люди могут даже получать удовольствие от обмена ударами в возникающей драке. Близкие отношения могут устанавливаться или восстанавливаться между двумя людьми благодаря интенсивному обмену гневными выпадами друг против друга. Некоторые семейные пары после бурных ссор или даже драк немедленно вступают в интимные отношения. Некоторые формы сексуального возбуждения могут возникать одновременно с гневом; однако неизвестно, нормально это или характерно только для людей с садистскими наклонностями. Несомненно, многие люди испытывают позитивное ощущение облегчения после гнева, если только гнев прекращается после устранения препятствия или угрозы. Но это совсем не то же самое, что получение удовольствия от переживаемого чувства гнева как такового.
    Наслаждение гневом является далеко не единственной аффективной моделью для этой эмоции. Многие люди испытывают недовольство собой, если впадают в гнев. Никогда не впадать в гнев - таким может быть важное правило их жизненной философии или стиля работы. Люди могут бояться испытывать гнев, но если они все же его испытывают или проявляют, то становятся печальными, пристыженными или недовольными собой. Такие люди обычно обеспокоены возможностью потери контроля над импульсами, заставляющими их нападать на других людей. Их обеспокоенность может быть обоснованной, или же они могут преувеличивать вред, который могут или смогли причинить.

    Хотя при проявлении гнева происходят характерные изменения в каждой из трех областей лица, но если эти изменения не происходят сразу во всех трех областях, то остается неясным, действительно ли человек испытывает именно гнев. Брови опущены и сведены, веки напряжены, глаза смотрят пристально. Губы либо плотно сжимаются либо разжимаются, придавая прорези рта прямоугольную форму.

    Брови

    Рисунок 1


    Брови опущены и сведены. На рис. 1 показаны разгневанные брови слева и испуганные брови справа. И у разгневанных и у испуганных бровей внутренние уголки сдвинуты навстречу друг другу. Но когда человек испытывает гнев, его брови опускаются, а когда он испытывает страх, брови поднимаются. В случае гнева линия бровей может приобретать излом углом вверх или просто опускаться вниз безо всякого излома. Сведение внутренних уголков бровей обычно приводит к появлению вертикальных морщин между бровями (1). При гневе не возникает никаких горизонтальных морщин на лбу, а если там все же становятся заметны какие–то бороздки, то они образованы постоянными морщинами (2).
    У человека, испытывающего гнев, опущенные и сведенные брови обычно дополняются разгневанными глазами и разгневанным ртом, но иногда разгневанные брови могут появляться на нейтральном лице. Когда это происходит, то лицо может выражать, а может и не выражать гнев. На рис. 2 и Джон и Патрисия имеют разгневанные брови на нейтральном лице (слева), нейтральное лицо (в центре) и для сравнения испуганные брови на нейтральном лице (справа). Хотя лицо на фотографии справа выражает обеспокоенность или опасение (о чем говорилось на странице удивления), лицо на левой фотографии - со сведенными и опущенными бровями - может иметь любое из следующих выражений:
    • Человек разгневан, но пытается контролировать или устранить любые проявления гнева.
    • Человек слегка раздражен или его гнев находится в начальной стадии.
    • Человек находится в серьезном настроении.
    • Человек сосредоточенно концентрируется на чем-либо.
    • Если это кратковременное изменение, при котором разгневанные брови появляются всего на мгновение, а затем возвращаются в нейтральное положение, то это может быть еще одним разговорным «знаком препинания», акцентирующим внимание на каком–то слове или фразе.

    Глаза - веки

    Рисунок 3


    В гневе веки напряжены, а глаза смотрят пристально и жестко. На рис. 3 Патрисия и Джон демонстрируют два типа разгневанных глаз: менее широко открытые на левых фотографиях и более широко - на правых. На всех четырех снимках нижние веки напряжены, но они выше подняты на одном из снимков разгневанных глаз (А), чем у другого (Б). На другом снимке разгневанных глаз верхние веки выглядят опущенными. Разгневанные глаза - веки, показанные на рис. 3, не могут появиться без помощи бровей, потому что опущенные брови уменьшают степень открытия верхней части глаз, заставляя опускаться верхние веки. Нижние веки могут быть напряжены и приподняты, жесткий, пристальный взгляд может возникнуть сам по себе, но его значение будет неясным. Может быть, человек испытывает легкий гнев? Или он контролирует проявление гнева? У него пристальный обеспокоенный взгляд? Он сконцентрирован, целеустремлен, серьезен? Даже при вовлечении бровей - лба и глаз - век (двух областей лица, как это показано на рис. 3) по–прежнему остается неопределенность в отношении значений выражений лица. Они могут быть любыми из перечисленных нами выше.

    Рот

    Рисунок 4


    Существуют две основные разновидности разгневанного рта. На рис. 4 Патрисия демонстрирует закрытый рот с сомкнутыми губами (наверху) и приоткрытый рот прямоугольной формы (внизу). Рот с плотно сомкнутыми друг к другу губами появляется при двух совершенно разных типах гнева. Во–первых, когда человек в той или иной форме осуществляет физическое насилие, атакуя другого человека. Во–вторых, когда человек пытается контролировать вербальные и звуковые проявления своего гнева и сжимает губы, пытаясь удержать себя от выкрикивания или высказывания оскорбительных для обидчика слов. У разгневанного человека рот остается открытым в том случае, когда он пытается выразить свой гнев словами или криком.
    Обычно такие разгневанные рты появляются на лице вместе с разгневанными глазами и бровями, но они могут появляться и на нейтральном лице. Однако смысл такого сообщения будет неоднозначным, как и в том случае, когда гнев выражается только бровями или только веками. Если гнев выражается только ртом, то сжатые губы могут означать легкий гнев, контролируемый гнев, физическое напряжение (как при поднятии тяжелого предмета) или концентрацию внимания. Приоткрытый прямоугольный рот также имеет неоднозначный смысл, если остальные элементы лица остаются нейтральными, поскольку он может появляться при не выражающих гнев восклицаниях (например, одобрительных выкриках во время футбольного матча) или некоторых речевых звуках.

    Две области лица

    Рисунок 5


    На рис. 3 мы показали, что если гнев проявляется только в двух областях лица, бровях и веках, то смысл послания оказывается неоднозначным. То же самое справедливо и для случая, когда гнев выражается только ртом и веками. На рис. 5 показаны составные фотографии Патрисии, на которых гнев выражается только нижней частью лица и нижними веками, а брови и лоб взяты с нейтрального лица. Смысл этих выражений лица может быть любым из рассмотренных нами выше. Сигналы лица, выражающего гнев, остаются неоднозначными, если гнев не проявляется во всех трех областях лица. Выражение гнева на лице отличается в этом смысле от выражений эмоций, с которыми мы уже познакомились. Удивление или страх могут однозначно выражаться бровями - глазами или глазами - ртом. Отвращение может быть однозначно выражено ртом - глазами. На страницах, посвященных печали и радости, вы увидите, что эти эмоции также могут быть однозначно выражены с помощью всего двух областей лица. И только в случае гнева, если сигналы подаются всего двумя областями лица, возникает неоднозначность выражения. Неоднозначность при выражении гнева с помощью двух областей лица может быть снижена с помощью тона голоса, положения тела, движений рук или произнесенных слов, а также за счет понимания контекста, в котором возникает конкретное выражение. Если бы вы увидели выражение лица как на рис. 5 или рис. 3 и Патрисия отрицала бы, что она раздосадована, сжимая при этом кулаки, или если бы вам было показано это выражение сразу после того, как вы сообщили ей новость, которая, по вашим предположениям, ей не могла понравиться, то вы, вероятно, правильно бы оценили ее гнев. Некоторые люди могут иметь склонность к проявлению гнева преимущественно в одной или другой части лица, когда они в состоянии контролировать эту эмоцию. Когда это так, то люди, хорошо знающие такого человека - члены его семьи или близкие друзья, - могут правильно распознавать выражение лица, подобное показанным на рис. 3 или рис. 5. И хотя это выражение останется неоднозначным для большинства людей, оно будет понятным его близким. Рисунок 6


    Неоднозначность гнева, проявляющегося только в двух областях лица, может быть проиллюстрирована с помощью другого набора фотографий, где слегка отличные выражения гнева показаны в веках глаз. На рис. 6А глаза кажутся выкаченными наружу, а нижние веки глаз напряжены, но не так сильно, как на рис. 3. Если это происходит при опущенных бровях и нейтральном рте, как показано на рис. 6А, то сообщение будет неоднозначным. Патрисия может выражать контролируемый гнев, слабый гнев, твердое намерение или решимость. Если к нижней части лица добавляется легкая напряженность, то выражение теряет свою неоднозначность. На рис. 6B показаны такие же брови и глаза, как на рис. 6А, но на нем слегка напряжена верхняя губа и уголки рта, нижняя губа слегка выпячена вперед, а ноздри немного расширены. Рисунок 6B хорошо иллюстрирует, что предельно ясных симптомов гнева во всех трех областях лица может не наблюдаться. Брови - лоб на рис. 6B показывают только частный симптом гнева. Брови опущены, но не сведены, а мы только что описали, насколько слабо напряжены элементы нижней области лица. Всех этих частных симптомов, проявляющихся на бровях - лбу и в нижней части лица, дополненных напряженными нижними веками и выкаченными глазами, достаточно для того, чтобы идентифицировать гнев.

    Выражения гнева на всем лице

    Рисунок 7


    На рис. 7 Патрисия демонстрирует два типа выражающих гнев глаз - век с двумя типами разгневанного рта. Сравнивая верхние снимки с нижними, мы видим идентичные глаза - веки и разные рты. Сравнивая левые и правые фотографии, мы видим одинаковый рот, но разные глаза.
    Как мы уже объясняли, тот или иной тип разгневанного рта наблюдается у человека в зависимости от того, что он делает. Проявление гнева с сомкнутым ртом, как показано на верхних снимках, может возникнуть, когда человек осуществляет физическое насилие или если он пытается подавить желание закричать. На нижних снимках показан гнев, сопровождающийся криками и потоком слов. Более широко раскрытые разгневанные глаза на правых снимках делают передаваемые ими сообщения чуть более выразительными.

    Интенсивность гнева

    Интенсивность гнева может отражаться в степени напряженности век или в том, насколько сильно выкачены у человека глаза. Она может также проявляться в том, насколько плотно сомкнуты губы. На рис. 7 губы сжаты достаточно сильно, мы видим вздутие под нижней губой и морщины на подбородке. При более слабом гневе губы сжимаются не так сильно, а выпуклость под нижней губой и морщины на подбородке становятся менее заметны или не видны вовсе. Такое выражение гнева показано на рис. 6B. Открытый рот также является индикатором интенсивности гнева. Менее сильный гнев может также отражаться только в одной части лица или только в двух частях, как это показано на рис. 3 или рис. 5. Но, как мы говорили, здесь по–прежнему будет неясно, испытывает ли человек легкий гнев, разгневан ли он достаточно сильно, но контролирует проявление гнева на лице, или же не разгневан вовсе, а просто сосредоточен, полон решимости или сбит с толку.

    Проявление гнева с другими эмоциями

    Смешанные выражения, показанные в предыдущих главах, создавались слиянием двух эмоций, отражавшихся в разных областях лица. Даже ограниченная в своем проявлении только одной частью лица, каждая такая эмоция передавалась и в комплексном сообщении, направляемом наблюдателю. Но если речь идет о гневе и выражение гнева не проявляется во всех трех областях лица, тогда передаваемое сообщение становится неоднозначным. Как следствие, при смешанных формах выражения гнева, когда одна или две области лица отражают другую эмоцию, в сообщении о гневе обычно наблюдается доминирование именно другой эмоции (другое следствие этого проявляется в том, что гнев легко маскируется: чтобы снизить однозначность выражения, достаточно контролировать или скрывать только одну область лица)- Мы приведем несколько примеров смешанных эмоций, в которых сообщение об испытываемом гневе практически не заметны. Но существуют два исключения, когда сообщения о гневе остаются хорошо заметными. Во–первых, в случае сочетания отвращений и гнева та часть сообщения, которая передает гнев, сохраняется. Это может произойти потому, что комбинация отвращения и гнева возникает довольно часто, или потому, что существует сходство проявлений на лице и сходство ситуационных контекстов этих двух эмоций. Во–вторых, смесь гнева и отвращения может создаваться другим способом. Создание такой комбинации не обязательно требует, чтобы разные области лица отображали разные эмоции. Это может происходить при смешивании проявлений двух эмоций в каждой из областей лица. Поскольку при создании такой комбинации сообщение о гневе проявляется во всех трех областях лица, то оно никоим образом не затеняется и не подавляется другой эмоцией. Такое сочетание эмоций показано на рис. 8. Рисунок 8


    Чаще всего гнев дополняется отвращением. На рис. 8C Патрисия демонстрирует гнев с отвращением, при этом обе эмоции смешиваются в каждой из областей лица. Кажется, что она хочет воскликнуть: «Как вы посмели показывать мне такую отвратительную вещь!» На этом рисунке для сравнения показаны также выражения гнева (8А) и отвращения (8B). Внимательно посмотрите на рот на рис. 8C. Мы видим сомкнутые губы - как и при проявлении гнева, и поднятую верхнюю губу - как при проявлении отвращения. Нос у Патрисии сморщен, что указывает на испытываемое отвращение. Нижние веки слегка напряжены, как при выражении гнева, но мешки и складки под веками, характерные для выражения отвращения, создаются за счет сморщивания носа и подъема щек. Верхние веки опущены и напряжены - это изменение происходит либо при гневе, либо при отвращении. Но опущенные брови занимают промежуточное положение между выражением гнева и выражением страха - они сведены только частично. Рисунок 9


    На рис. 9 Джон показывает два других смешанных выражения гнева и отвращения. Они проявляются в чистом виде в разных областях лица, а не за счет проявления в каждой из областей. На рис. 9А гнев выражают брови и глаза, а рот - отвращение. На рис. 9В Джон показывает комбинацию презрения и отвращения: отвращение выражает рот, а гнев - глаза и брови.
    Рисунок 10
    В один и тот же момент можно быть и удивленным, и разгневанным. Предположим, что Джон уже был чем–то удивлен, а затем произошло какое–то другое неожиданное событие, провоцирующее гнев. На рис. 10 Джон демонстрирует гнев и удивление, при этом удивление выражает рот, а гнев - брови и глаза. Отметьте, однако, что элемент удивления занимает в сообщении доминирующее положение. У нас нет уверенности в том, что Джон разгневан. Это выражение лица могло бы возникнуть и случае недоуменного удивления (вспомните, что опущенные и сведенные брови могут выражать в том числе и недоумение). Рисунок 11


    Страх и гнев могут вызываться разными провоцирующими событиями и угрозами, и эти эмоции иногда смешиваются на какое–то время, пока человек пытается справиться с ситуацией. На рис. 11 мы видим два таких выражения гнева и страха. На рис. 11B и рис. 11C страх выражает рот, а гнев - брови и глаза. И снова обратите внимание на то, что в общем выражении лица гнев не играет доминирующей роли и проявляется намного слабее, чем страх. Фактически эти два выражения лица (11B и 11C) могли бы возникнуть при полном отсутствии гнева и быть вызваны страхом и недоумением или же только страхом, на котором человек концентрирует все свое внимание. Лицо Патрисии на рис. 11А показано потому, что оно демонстрирует сочетание элементов страха и гнева (испуганные брови и глаза, разгневанный рот), но это одно из тех лиц, которые вызывают у нас сомнение в том, действительно ли они выражают смесь этих двух эмоций. Более вероятно, что такая комбинация возникла бы в том случае, если бы Патрисия была испугана и пыталась сдержать крик, сжимая крепко губы, чтобы постараться контролировать свой страх.
    Гнев может также смешиваться с радостью и печалью.

    Резюме

    Гнев проявляется в каждой из трех областей лица (рис. 12).

    Рисунок 12
    • Брови опущены и сведены.
    • Между бровями появляются вертикальные морщины.
    • Нижние веки напряжены, они могут быть или не быть приподняты.
    • Верхние веки напряжены, они могут быть или не быть опущены в результате опускания бровей.
    • Глаза глядят пристально и могут быть слегка выкачены наружу.
    • Губы могут находиться в двух основных состояниях: плотно сжаты, уголки губ прямые или опущены вниз; либо губы могут быть раздвинуты (образуя прямоугольный рот) и напряжены - как при крике.
    • Ноздри могут быть «вразлет», но этот признак не является характерным только для гнева и может проявляться при выражении печали.
    • Наблюдается неоднозначность выражения, если гнев не проявляется во всех трех областях лица.

    «Конструирование» выражений лица

    С помощью этих упражнений вы научитесь придавать разгневанным лицам неоднозначные выражения.
    1. Наложите часть А на каждое из лиц рис. 12. Вы получите то же лицо, что и на рис. 5, которое может выражать гнев или иметь любое другое обсуждавшееся нами значение.
    2. Наложите часть B на каждое из лиц рис. 12. Вы получите выражение, которого вы не видели прежде - гнев на таком лице выражает только рот. Это может быть слабый или контролируемый гнев; так лицо может выглядеть при напряжении мышц, концентрации внимания, крике или произнесения каких–то слов.
    3. Наложите часть C на лица рис. 12. Вы получите то же лицо, что и на рис. 2. И вновь направляемое им сообщение будет неоднозначным: контролируемый или легкий гнев, концентрация внимания, решимость и т. п.
    4. Наложите часть D на лица рис. 12. Вы получите то же лицо, что и на рис. 3; оно также будет иметь неоднозначное выражение с теми же вариантами выбора, которые перечислены в предыдущем пункте.

    Показ фотографий

    Прочитайте еще раз инструкцию для выполнения подобного задания на странице страха. Теперь вы можете добавить лица, выражающие отвращение и гнев и сочетания гнева, отвращения, страха и удивления. Сначала попрактикуйтесь с перечисленными ниже выражениями гнева, отвращения и сочетаниями этих двух эмоций. Когда вы научитесь различать их без ошибок, добавьте к ним выражения страха и удивления. Практикуйтесь до тех пор, пока не станете давать стопроцентно верные ответы.

    Гнев - это фундаментальная человеческая эмоция, которая дана была с той целью, чтобы индивидуум мог выжить в дикой и опасной среде. Еще в древние времена гнев очень помогал людям, было пройдено немало препятствий. Однако общество развивалось, потребность выражать свои негативные эмоции постепенно снижалась. Избавиться от гнева полностью не удалось, люди и в современном мире продолжают искусственно создавать себе неприятности, которые пробуждают злость.

    Значение слова «гнев»

    Это отрицательная эмоция. Можно даже сказать, что она имеет агрессивный характер и направляется в сторону другого человека или предмета. Если это предмет, то индивидуум может легко его уничтожить, если человек - обидеть, подчинить.

    Гнев - это когда внутри все начинает кипеть и бурлить, лицо краснеет. Складывается такое впечатление, что сейчас взорвется настоящая бомба. Скапливается вся ненависть, все обиды - они и вызывают негативные последствия. Самое опасное, что в гневе человек не всегда может контролировать свои эмоции. Иногда все доходит до агрессии, индивидуум находится в и не понимает, что он творит. В такое время лучше, чтобы рядом никого не было. С затуманенным разумом можно сделать что угодно, навредить и даже покалечить.

    Обычно агрессия долго не продолжается. Это моментальный порыв. Человек быстро загорается и быстро угасает. Однако гнев - это не шутка. Если индивидуум часто попадает под воздействие данной эмоции, лучше ему проконсультироваться с врачом.

    Гнев: каковы причины?

    Агрессия накапливается в человеке по различным причинам. Возможно, что-то пошло не по плану на работе, дома с любимым человеком трудно найти общий язык. Определение (что значит гнев) с трудом передает все чувства, которые испытывает человек во время срыва. Даже элементарная мелочь может иногда привести к «внутреннему взрыву». Каковы же причины гнева?

    1. Противоположные убеждения

    Характер человека начинает формироваться с детства. Всех нас воспитывают по-разному, каждого чему-то учат, что-то объясняют. Это формирует в человеке понятие морали, правил, принципов. Однако не всегда убеждения одного индивидуума соответствуют правилам поведения другого. Мозг программируется как компьютер, а когда система сталкивается с неизвестным понятием, начинает тормозить. Так и человек. Если он встречает убеждение, которое не похоже на то, к чему он привык, - воспринимает это как угрозу, опасность. В итоге просыпается гнев - эмоция, которая точно не украшается нас.

    2. Страх

    Еще одна причина агрессии - это подсознательный страх. Стоит отметить, что в современном мире человек очень часто сам создает себе проблемы. Приведем простой пример. Мужчина устроился на хорошую работу, все идет отлично. Однако по какой-то причине он начинает бояться, что его уволят. Все эти чувства собираются внутри и превращаются в маниакальный страх. Что происходит дальше? Начальник зовет к себе работника, чтобы указать на ошибку или похвалить. В этом время в мыслях человека начинает происходить нечто - все чувства резко усиливаются, он накручивает, что начальник зовет к себе, чтобы уволить. В итоге провоцируется гнев. Это неудивительно, человек страх воспринимает как опасность.

    3. Стресс

    Со стрессом чаще всего сталкиваются люди с хорошими манерами. Удивительно, но это действительно так. Такие индивидуумы не высказывают свои негативные эмоции, все накапливается внутри - обида, боль, страх. Человек старается быть правильным, не грубит окружающим, не повышает голос, не показывает свое недовольство. Так нельзя. Нельзя все прятать внутри, потому что в один день «бомба взорвется». Этого не избежать. Что такое гнев? Это огромное количество негативных эмоций, которые с течением времени накапливаются в душе. Если время от времени не высказываться, то придет тот день, когда человек просто сорвется и из приличного индивидуума превратится в настоящего зверя.

    4. Самочувствие

    Как бы странно это ни звучало, причиной гнева может стать человека. Болезнь, ноющая боль, которую приходится терпеть, - все это негативно сказывается на самоконтроле и создает предпосылки для резкой смены настроения. В итоге - гнев, ярость. Человека просто начинают раздражать все вокруг, кажется, что все хотят ему навредить. Тут сплетается все в один узел - стресс, страх, убеждения.

    Как победить гнев?

    Гнев является такой же человеческой эмоцией, как радость или грусть. Избавиться от него полностью невозможно. Даже если это у кого-то получается, то индивидуум чувствует себя неполноценным. Особенность человеческой сущности заключается в том, что он должен показывать все свои эмоции, чтобы научиться самоконтролю. Гнев - не самая лучшая эмоция, есть несколько способов, как можно обезопасить себя от внезапных вспышек ярости, чтобы не навредить окружающим.

    1. Учимся слушать себя

    У гнева всегда есть предвестник. Это может быть плохое настроение, самочувствие или раздражительность. Нужно научиться слушать себя и видеть эти моменты, чтобы избежать внезапной вспышки ярости. Например, вы разговариваете с человеком и чувствуете, как внутри все начинает бурлить. Это означает, что вы начинаете злиться. Как поступить в таком случае? Есть несколько вариантов развития событий:

    • смените тему, возможно, именно она пробуждает негативные эмоции;
    • закончите разговор.

    Если вы замечаете за собой, что в последнее время все чаще и чаще испытывается ярость - это тревожный сигнал. Что такое гнев? Это нарушение Заведите небольшой блокнот и записывайте все ситуации, которые вызывают в вас раздражительность. В конце недели нужно проанализировать записи. Если сами видите, что гнев иногда просыпается на пустом месте, то нельзя пускать все на самотек. Может, вам просто нужен отдых? Возьмите себе выходной, проведите его наедине со своим внутренним миром. Почитайте книгу, примите ванну, расслабьтесь.

    2. Контроль и полноценный отдых

    Порой в порыве гнева человек может совершить страшный поступок, о котором потом будет несказанно жалеть. Чтобы этого избежать, очень важно научиться контролировать свои эмоции. Это не означает, что эмоции теперь нужно подавлять. Если внезапно начинаете внутри ощущать раздражение, попробуйте несколько раз глубоко вздохнуть и выдохнуть - дыхательные упражнения успокаивают нервную систему.

    Еще один интересный вариант по контролю гнева рекомендуют психологи. Итак, вам удалось сдержаться и не сорваться на собеседника. Теперь срочно идем домой или в другое уединенное место. Берем листок бумаги и пишем письмо тому человеку, который вызвал в вас бурную негативную реакцию. Пишете все, что чувствуете. Чем больше ярости на бумаге, тем спокойнее станет в душе. Потом это письмо нужно сжечь.

    Конечно, важно помнить про отдых. Современный ритм жизни редко оставляет время на то, чтобы выспаться. Однако все же находите для этого лишний час-два в неделю. Усталость тоже может стать причиной вспышки ярости.

    3. Физические упражнения

    Было неоднократно доказано, что физические упражнения отлично сказываются на нервной системе. Запишитесь на йогу, фитнес или любой другой спорт - несколько раз в неделю будет достаточно для того, чтобы человек выплескивал накопившиеся негативные эмоции.

    Иногда на занятия спортом времени не остается. Однако это не означает, что теперь от ярости вам не избавиться. Отлично поможет уборка по дому - это даже лучше фитнеса. Человек концентрируется на грязи, пыли, на том, как от нее избавиться. Происходит бешеная физическая и умственная нагрузка. Психологи подтверждают, что уборка успокаивает. Человек остается доволен проделанной работой, и ярость испаряется.

    Простой способ успокоиться - дыхательные упражнения с воздушным шариком. Вдыхайте и выдыхайте воздух 10-15 раз. Такое упражнение можно практиковать на работе.

    Подводим итоги

    Психология гнева - это наука, которая изучается уже очень давно. Каждый день открывается что-то новое и неизведанное в человеке.

    Полезные советы:

    1. Уделяйте время себе. Не нужно думать только об окружающих. Походите по магазинам, сходите в кино или кафе. Другими словами - иногда себя тоже следует побаловать.
    2. Не создавайте себе проблемы. Старайтесь относиться проще к происходящему и помните: что ни делается - все к лучшему.
    3. Отдыхайте - хотя бы на выходных старайтесь хорошо выспаться и запастись энергией на следующую неделю, тогда и причин для стресса будет меньше.

    Что касается ярости, выпускать ее нужно, просто делать это стоит правильно, чтобы не навредить никому. Этому нужно учиться.

    Т емой нашей статьи станет эмоция гнева. Мы рассмотрим стадии её проявления, а также методы работы с ней с целью уменьшения её влияния на вашу жизнь. Вы сами должны стать хозяином своей жизни и эмоциональных реакций, не позволяя эмоциям вами управлять.

    Как справиться с гневом и как сдерживать гнев

    Гнев - это отрицательная эмоция, которая возникает как ответная реакция на то, что человек считает несправедливым. Согласно православной традиции, гнев не всегда осуждается. Многое зависит от того, против чего направлен гнев, в то время как в католицизме гнев однозначно входит в список смертных грехов. В традиции буддизма гнев понимают как один из пяти «ядов», поэтому ему нет оправдания, и только наблюдение за собой поможет с ним справиться.

    Однако мы вернёмся к современной традиции, не религиозной, и посмотрим, что же нам сообщает о гневе психологическая наука. Некоторые психологи считают, что с этой эмоцией нужно бороться, иногда даже учат тому, каким образом её правильно подавлять, но от этого пациенту не становится лучше. Подавление каких бы то ни было эмоций не приводит к их окончательному устранению - скорее, к вытеснению (и совсем не обязательно в подсознание), но всего лишь временному. Затем состояние лишь ухудшается. Непроработанная и неосмысленная эмоция, а также то, что её вызывает, заново проявляет себя с прежней силой, что может привести к серьёзным отклонениям в эмоциональной сфере и, как следствие, стать угрозой стабильности психического состояния человека.

    Поэтому в этой статье вы не найдёте советов о том, каким образом сдерживать гнев; мы более подробно остановимся на природе самих эмоций, а также того, как мы их воспринимаем и переживаем. Человек - это субъект, переживающий эмоцию, поэтому ему очень важно понять механизм своих реакций, стать осознающим свою эмоцию, тогда у него появится шанс её заметить в самый момент зарождения и тем самым приостановить её развитие в самом начале.

    Такой способ наблюдения за чувством, а следовательно, и за собой является необычайно полезным, и его можно использовать тем людям, которых интересует вопрос осознанности, т. к. подобное наблюдение также становится отличной практикой осознанности. Вы смотрите на себя со стороны - это ключ ко всему. Если бы нас попросили вкратце изложить смысл метода работы над эмоцией гнева, как впрочем над с любой другой нежелательной эмоцией, сказанное выше является квинтэссенцией этого способа.

    За ним скрывается глубокая философская концепция о наблюдателе и наблюдаемом, но мы в большей мере сосредоточимся на практическом психологическом аспекте изложенной идеи и постараемся объяснить, каким образом работает этот метод и как его применять.

    Чувство гнева. Стадии гнева

    Чувство гнева очень сильно. Однако в соответствии с картой сознания, составленной Дэвидом Хокинсом, за основу которой он избрал осознанность человека, по силе осознанности гнев превосходит желание (вожделение), но уступает гордыне. Согласно этой шкале, где высшая ступень - просветление - равна 700, гнев набирает 150 баллов, в то время как гордыня - 175, а желание - 125.

    Гнев рождается тогда, когда человек чувствует себя способным что-то сделать. У апатичного человека не хватает энергии даже на такое чувство. Поэтому если вы периодически его испытываете, то не стоит сильно расстраиваться по этому поводу, потому что это также означает, что ваш уровень энергии находится на достаточно высоком уровне, чтобы достигать этого чувства.

    Для того чтобы уйти с уровня гнева, перебраться на более высокую ступень - гордыни или даже гордости, - а затем и к смелости, которая является водоразделом между кластером негативных эмоций и позитивных, нужно полностью осознать свои чувства, а также то, что их вызывает.

    Перед тем как говорить о причинах гнева, мы должны проанализировать его стадии, - таким образом мы поймём, как этот аффект себя проявляет:

    • недовольство;
    • чувство несправедливости;
    • злость;
    • гнев;
    • ярость.

    Крайней формой гнева является ярость. Гнев, перерастающий в ярость, - это разрушающая эмоция, которая отрицательно влияет и на окружающих. Гнев зарождается незаметно. Часто это накопившееся недовольство, которое уже невозможно сдержать, и оно перерастает в злость, а затем и в гнев. Недовольство от того, что что-то идёт не так, как вам бы этого хотелось. Для того чтобы гнев принял свою классическую форму, чувство несправедливости также должно принять участие в этом процессе. То, что вызывает недовольство, должно расцениваться самим субъектом ещё и как некая несправедливость. Только тогда гнев может быть классифицирован в качестве настоящей эмоции гнева. Когда он переходит в свою высшую форму, то гнев становится яростью.

    Гнев и агрессия: причины гнева и методы работы с ним

    Такие понятия, как гнев и агрессия, нужно уметь различать. Агрессия - это действие, которое подкреплено эмоциями, в том числе гневом, а гнев - это чистый аффект, т. е. состояние, но не действие. У агрессии есть цель, человек сознательно чего-то добивается, в то время как гнев может проявляться почти бесконтрольно: человек его не осознаёт. Такое случается довольно часто.

    Теперь, когда мы знаем, в чём состоит отличие между гневом и агрессией, нужно разобраться в причинах гнева.

    Гневная реакция на ситуацию или поведение человека может быть как мгновенной, неподготовленной (взрыв гнева), так и накопившимся выбросом негативной энергии. Если человек долго терпел, мирился с неприятным, то когда-то напряжение должно найти выход, и часто оно выражается в виде эмоции гнева.

    За этим видом гнева гораздо легче следить и предупредить его, чем за тем его видом, который возникает спонтанно. Спонтанный гнев трудно проконтролировать или предотвратить. В этом случае от человека требуется очень высокая степень внутренней осознанности, когда он почти при любых обстоятельствах способен посмотреть на происходящее отстранённо, т. е. не реагировать, а осознанно наблюдать как за собой, так и за ситуацией.

    Это очень действенная рекомендация. Того, кто смог достичь настолько высокого уровня контроля над своими эмоциями, уже вряд ли будут интересовать какие-то другие методики по работе над своим психологическим состоянием. Человек действительно научился властвовать собой. Для людей, которые ещё находятся на стадии обучения наблюдению над своими эмоциями, нужно посоветовать сделать следующее:

    • До момента возникновения негативной эмоции старайтесь как можно чаще в течение дня обращать внимание на собственные мысли и чувства, потому что таким образом вы их фиксируете и становитесь более осознанным.
    • Когда вы чувствуете, что у вас копится неприятие чего-либо, то запишите на бумаге всё, что вы чувствуете, - это помогает опять же посмотреть на эмоции со стороны.
    • Если момент зарождения эмоции пропущен, то нужно постараться «словить» себя уже во время её проявления. Разумеется, это сделать значительно сложнее, но если однажды вам это удастся, можете поздравить себя, потому что вы сумели осознать свои чувства непосредственно во время их проявления, а это большая победа.

    Еще несколько слов про гнев: связь с Муладхара-чакрой

    Если выше мы разобрали психологические причины появления эмоции гнева, то в этой части статьи хотелось бы посмотреть на гнев с точки зрения йогической традиции, где определённым психофизическим состояниям соответствует та или иная чакра.

    Чакра - это энергетический центр, через который идёт обмен энергиями между человеком и окружающим миром. У каждой чакры - свой спектр действия. Муладхара-чакра - это корневой энергетический центр, поэтому он отвечает за базовые эмоции, в том числе и негативные - фобии, тревогу, печаль и депрессию и, конечно, гнев. Обычно такие эмоции проявляются, когда чакра несбалансирована. Если Муладхара работает гармонично, то это выражается в общем спокойствии человека, состоянии стабильности и сконцентрированности.

    Выходит, вместо того, чтобы контролировать гнев путём развития осознанности, можно сделать и нечто практически противоположное - уделить внимание гармонизации чакр через занятия древними практиками и специальными упражнениями. Это не замедлит проявиться и на повышении уровня самоосознания - тогда вы сможете уже на ментальном уровне себя контролировать и предотвращать саму генерацию негативных эмоций.

    Также большую поддержку в плане работы над эмоциональным состоянием приносит практика медитации и пранаямы. Обе практики идут рука об руку, поэтому нельзя заниматься одной и упускать из виду другую. Для тех, кто ещё ни разу не медитировал, можно рекомендовать пройти курс випасаны, потому что обычно моменты тишины позволяют установить связь с внутренним Я и становятся первым шагом на пути к осознанию.

    Вы можете также начать заниматься хатха-йогой. Система йоги построена таким образом, что, выполняя ту или иную асану, вы работаете не только с физическим телом, но и занимаетесь той самой балансировкой системы чакр, а это, в свою очередь, означает и работу по нормализации психологического состояния. Обычно практикующие йогу замечают прилив физической энергии и вместе с тем состояние спокойствия на эмоциональном уровне. Это говорит не только о том, что йога практикуется в правильном ключе, но и о том, что её воздействие крайне благоприятно сказывается на состоянии эфирного (эмоционального) тела.

    Вместо заключения

    «Победи себя - и тебе не надо будет побеждать других». Эту китайскую пословицу можно было бы перефразировать и сказать: «Осознай себя - и тебе не за чем будет побеждать других». Человек, который победил в себе гнев и многие другие отрицательные эмоции, становится намного более продвинутым духовно и гораздо сильней психологически. Поэтому он даже не захочет побеждать других, т. к. познание себя принесёт с собой и осознание того, что бороться по сути не с кем, а следовательно, и побеждать некого, потому что самый великий противник, который у тебя есть, - это ты сам.