Как узнать, кому принадлежит земельный участок? Чья земля? Росреестр и кадастровые номера. Кому принадлежит земля в россии? Кто владел землей

Чтобы уточнить информацию о том, кто же является непосредственным собственником конкретного участка земли, необходимо придерживаться следующего плана действий:

  1. Для начала необходимо обратиться в местную администрацию района , в которой содержится исчерпывающая информация обо всех владельцах земли в конкретном районе.
  2. Помимо этого, каждый участок обязательно должен быть зарегистрирован в уполномоченном учреждении. Следовательно, чтобы получить исчерпывающую информацию о текущем владельце, необходимо обратиться в Управление Росреестра. Не стоит забывать об оплате требующейся государственной пошлины, иначе архивные сведения обо всех владельцах земельного участка предоставлены не будут.
  3. В едином центре кадастра и картографии также имеется вся исчерпывающая информация о текущем собственнике земли, так что за требующимися сведениями можно обратиться и туда.
  4. Все сведения о регистрации сделок, так или иначе, связанных с недвижимым имуществом, через десять дней обязательно должны поступить в налоговую службу. То есть, здесь также будет содержаться вся информация о собственнике конкретной земли, в частности:
    • об его имени;
    • о месте прописки;
    • о месте фактического проживания;
    • о месте работы;
    • о телефоне для связи.

Для получения информации в любой службе, требуется написать заявление с указанием своих данных.

Где можно найти информацию о земельном участке

Для получения любых сведений о текущем собственнике, необходимо обратиться:

  1. В местную администрацию. Здесь содержатся все сведения о текущих собственниках. Кроме этого, можно получить архивную выписку начиная с 1997 года, обо всех владельцах данного объекта недвижимости.
  2. Все сделки, связанные с объектами недвижимости, должны быть обязательно зарегистрированы в Росреестре, поэтому именно здесь любой желающий может получить выписку о текущем собственнике.
  3. Перед регистрацией сделки, необходимо получить кадастровый паспорт на свою землю, следовательно, сведения о владельце можно получить и в службе кадастра и картографии.
  4. Заключительное учреждение, в котором есть возможность получить какие-либо сведения о текущем владельце недвижимости – Налоговая служба, куда предоставляются все сведения о регистрации по истечении десяти дней с момента окончания всех регистрационных процедур.

Зачем стоит уточнять данные о собственнике земли

Самая частая ситуация, из-за которой люди обращаются для получения сведений о земле – если они видят бесхозную, на первый взгляд землю, на которой располагаются непонятные старые постройки. Однако эта ситуация возникает только, если обращающийся хочет приобрести эту землю для своих личных нужд.

Еще одна ситуация заключается в необходимости уточнить точного владельца земли при ее покупке. Это необходимо, чтобы оградить себя от мошенников.

Сведения, присваиваемые после регистрации

  1. Первое, что присваеватся объекту недвижимости после окончания процедуры регистрации – присвоение ему адреса. Если внимательно посмотреть на полученное в уполномоченном учреждении свидетельство, можно заметить, что в нем нет точного указания адреса, если только примерный ориентир, располагающийся в данной местности. Соответственно, проживающий по данному адресу человек, не сможет получать почтовую корреспонденцию или зарегистрироваться в построенном на данном земельном участке доме.
  2. Также в процессе регистрации объекта недвижимости, ему присваивается определенный кадастровый номер. Подобный номер обязательно должен быть присвоен каждой земле, в момент регистрации какой-либо связанной с ней сделки. Если у собственника есть несколько отдельных участков, которые используются вместе , по личному заявлению владельца, они могут быть зарегистрированы в качестве одного объекта. Следовательно, кадастровый номер будет один на весь полученный большой земельный участок. Кадастровый номер обязательно должен быть присвоен только после предоставления в регистрирующий орган межевого плана данного объекта недвижимости.
  3. Соответственно в процессе регистрации земли, производится межевание данного участка. Специализированная компания должна четко определить точные границы данного объекта недвижимого имущества. На основании всех полученных данных, геодезическая фирма составляет специальный межевой план, который обязательно утверждается в Комитете, занятым земельными отношениями. После предоставления такого плана, происходит постановка земельного участка на кадастровый учет, а следовательно, необходимо получение нового свидетельства о праве на собственность.
  4. На основании полученных при регистрации данных, собственнику земли также предоставляется специальный кадастровый паспорт , который содержит всю необходимую информацию о данном объекте недвижимого имущества.

Пакет документов для сбора информации

Чтобы узнать хоть какую-то информацию о текущем владельце, необходимо предоставить в уполномоченный орган информацию.

  1. Во-первых, каждому, кто обращается для получения сведений, необходимо знать хотя бы почтовый адрес, присвоенный данной земле.
  2. После того как заявитель уточнит информацию о почтовом адресе данного объекта недвижимого имущества, по специальной бесплатной базе можно будет уточнить точный кадастровый номер данного объекта недвижимого имущества.
  3. На основании полученного кадастрового номера, можно будет обратиться в Росреестр для получения .

Соответственно, придется предоставить уполномоченному специалисту:

  • свой паспорт, необходимый для составления заявления;
  • кадастровый номер земельного участка.

Помимо этого, специалист предоставит заявителю специальные реквизиты, на основании которых необходимо будет произвести платеж. Только после получения на руки платежки об уплате государственной пошлины, специалист сможет принять заявление о предоставлении сведений из единой базы данных.

По истечении пять дней с момента подачи заявления, обратившийся сможет узнать все данные не только о том, кто на данный момент является собственником данной недвижимости, но и кто владел им на протяжении последних нескольких лет.

Случаи отказа в выдаче данных

Ситуации, когда обратившемуся по каким-либо причинам отказываются в предоставлении информации о текущем собственнике объекта недвижимого имущества, встречаются достаточно часто. Происходит это чаще всего по нескольким причинам:

  1. Если обратившийся не оплатил полагающуюся государственную пошлину или не предоставил квитанцию об ее оплате.
  2. Если в запросе по каким-либо причинам отсутствует информация о данном объекте недвижимого имущества, Росреестр также не сможет предоставить никакие сведения о текущем владельце.
  3. Если все документы, которые были предоставленные обращающимся для получения информации, были заполнены неправильно.
  4. Если возможность предоставления всей необходимой информации прямо противоречит существующему Федеральному законодательству.
  5. Если общие данные, предоставленные в заявлении, не дает возможности идентифицировать , про какой именно объект недвижимости требуется дать информацию.

Самая популярная причина отказа – не оплаченная в установленные сроки государственная пошлина. Кроме этого, большинство заявителей неправильно указывают информацию в поданном заявлении, к примеру, встречаются ошибки в предоставленном кадастровом номере.

Если остановиться подробнее на причине отказа в предоставлении данных, в связи с их конфиденциальностью, можно отметить, что такая ситуация возникает только в случае, если на данном земельном участке располагаются какие-либо объекты, имеющие важное значение для государства.

Если земельный участок был изъят из оборота, в полученной выписке из Единого реестра данных может не содержаться о нем совершенно никакой информации.

Во всех остальных случаях, согласно законодательству, службы должны предоставлять всю имеющуюся у них информацию.

Порядок уточнения информации по кадастровому номеру участка

Зачастую получить данные об объекте недвижимости можно только при помощи кадастрового номера. Сделать это можно несколькими способами:

  1. Через интернет. Такой способ самый популярный, ведь для этого не требуется отстаивать длительные очереди в учреждениях. На сайте Росрееста можно указать в специальной графе кадастровый номер, после чего на сайте появится вся общедоступная информация о данном объекте недвижимости.
  2. Обратиться в Росреестр лично. После составления заявления, должно пройти пять дней для подготовки информации к выдаче.

Основные формы владения

На законодательном уровне предусматривается несколько видом форм собственности:

  1. Государственная.
  2. Муниципальная.
  3. Частная.

Данный перечень считается открытым, то есть на государственном уровне вполне допускается создание новых форм собственности.


Чтобы подробнее разобраться в том, чем различаются между собой данные формы собственности, необходимо рассмотреть их в отдельности.

Частная форма владения

Право частной собственности на землю (ЧСЗ) граждан и их объединений прямо закреплено в Конституции РФ, в ст. 36 которой установлено, что граждане и их объединения вправе иметь в частной собственности землю.

Владение, пользование и распоряжения землей и др. природными ресурсами, говорится в ч. 2 данной ст., осуществляется их собственниками свободно , если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает права и законные интересы иных лиц. Земельные участки, предоставленные гражданам на праве частной собственности, могут находиться у них на праве как индивидуальной, так и общей собственности.

Стоит отметить земельные участки, которые никаким образом не могут быть переданы в частную собственность:

  • участки, занятые разнообразными объектами культурного и исторического наследия;
  • земли, на которых располагаются разнообразные заповедники, парки и ботанические сады, а также другие особо охраняемые территории;
  • земли, располагающиеся в пределах границ курортов и санаториев;
  • земли поселений, предназначенные для общего пользования всеми местными жителями.

Все остальные типы земельных участков могут принадлежать отдельным собственникам.

Государственная форма владения

Согласно п. 1 ст. 16 ЗК РФ: “государственной собственностью являются земли, которые не находятся в собственности граждан и юридических лиц, а также в собственности муниципальных образований”.

Разграничение государственной собственности на собствен­ность РФ (федеральную собственность), собственность субъектов РФ и собственность муниципальных образований (муниципальную собственность) осуществляется в соответствии с Федеральным за­коном «О разграничении государственной собственности на землю».

Согласно действующему законодательству, к государственной форме собственности относятся все данные объекты недвижимости, которые не входят:

  • в собственность частных лиц;
  • во владения юридических организаций;
  • в муниципальную собственность.

В частности, к землям, которые принадлежат государству, относятся следующие:

  • используемые для нужд обороны;
  • на которых устанавливаются разнообразные космические системы;
  • с установленными объектами ядерной энергетики;
  • с расположенными зонами, предназначенными для курортов;
  • используемые для движения железнодорожного транспорта;
  • с располагающимися на них заповедниками.

Муниципальная форма владения

Муниципальная собственность - земельные участки, занятые объектами муниципальной собственности , а также признанные муниципальной собственностью в период разделения земель по уровням собственности.

Муниципальной собственностью признается любая земля, находящаяся в непосредственном ведении какого-либо отдельного муниципального образования.

Муниципальная земля может быть получена следующими способами:

  • приобретена с аукциона;
  • получена от государства в целях развития.

Как правило, на подобных объектах недвижимости располагаются всевозможные:

  • школы;
  • больницы;
  • муниципальное жилье;
  • детские сады;
  • площади.

Данные земли могут передаваться частным лицам и юридическим организациям на правах аренды.

КОМУ ПРИНАДЛЕЖИТ ЗЕМЛЯ А РОССИИ?

В стране Россия, в соответствии с п.4 ст.3 Конституции Российской Федерации, власти нет: "4. Никто не может присваивать власть в Российской Федерации. Захват власти или присвоение властных полномочий преследуется по федеральному закону." Особенно прелестно вот это "Никто". Правда, согласно той же статье (3)"Носителем суверенитета и единственным источником власти Российской Федерации является ее многонациональный народ."Какой народ? Ну, как какой? Тот, что в России. А Россия что? Государство. Какое? Российская Федерация. И хитренько так: в одном месте ГОСУДАРСТВО - ЭТО НАСЕЛЕНИЕ, а в другом - ГОСУДАРСТВО. Короче, палец, который вставляется в головку шатуна и палец руки - это просто пальцы. На таких простых схемах построено интеллектуальное мошенничество.
Кому принадлежит земля в России? В стране России или в государстве РОССИЯ? Пока в соответствии с Конституцией Российской Федерации земля и ее ресурсы, а также недра, воды и их ресурсы ничейные, так как в России-стране нет легитимного органа, с точек зрения международных практиков-юристов, с которым бы можно было осуществлять отношения собственности на основное имущество, к которому относится земля. Государство таким органом быть не может. Отношения собственности между собою (других субъектов нет) устанавливают люди. Представлять же их всех может только национальный орган. Ни президент, ни правительство не могут представлять нацию. Они представляют государство нации, не страну даже, а государство страны. Вся эта прихватизация без создания НАЦИОНАЛЬНОГО Представительного органа В СТРАНЕ-РОССИИ является незаконной. У нас олигархи не могут грабить народ. Нельзя отнять того, чего нет. Отношения собственности в стране не могут быть отрегулированы без создания единой нации. Таковой может быть Русско-Российская нация.

Дополнение: Союз Наций и Народов страны России - это возможное наименование политической нации страны России. Если возродить Советы (также Верховный Совет Союза Наций и Народов страны России, то термин Советский Народ вполне может оказаться приемлемым.

Рецензии

Земельный вопрос в любой стране - это один из важных вопросом.

Я довольно хорошо знаю положение по этому вопросу в США.
Есть земля федеральная (пренадлежащая государству, не частному лицу, не штату или городу).
Есть земля штата. Есть земля города. И есть частные земли.

ВСЕ земля в Америке кому-то принадлежит.

Не может возникнуть ситуация в США,когда какое-то частное лицо хочет купить пустующий кусок земли, принадлежащий штату или городу, и это решает американский чиновник, требуя взятку)))))

Я сама лично покупала кусок земли для строительства моего дома у штата Коннектикут. Хорошо знаю процедуру этой сделки. Даже если я была инициатором этой сделки, и получив разрешение у штата, эту землю выставили на продажу, я всеравно должна была учавствовать в процедуре купли-продажи официально. То есть эту землю выставили на продажу и продали тому покупателю, кто предложил максимальную сумму. Деньги от продажи пошли в бюджет штата. Никакие частные лица не учавствуют в этой процедуре.

Так как же обстоят дела с землей в России?

Уважаемая Ольга, возможно я ошибаюсь, но для меня государство США и страна, где есть государство США, - это разное. Государство США имеет статус юридического лица, его представляет президент США. Страну представляет конгресс, т.е. конгресс США представляет гражданское общество США. Гос.чиновники потому и не могут представлять собственника земель, вод и их ресурсов, так как государство не является собственником основного имущества нации. Государство США и налоги не собирает, налогами ведают комитеты конгресса (во Франции - парламент). В России же все высшие органы власти являются государственными. Гражданское общество не имеет статуса юридического лица (Дума является государственной), таким образом, если в развитых странах гражданское общество над государством (в лице представительных органов), то в России государство над гражданским обществом. Это феодализм (крепостничество). Такие дела.

Ежедневная аудитория портала Проза.ру - порядка 100 тысяч посетителей, которые в общей сумме просматривают более полумиллиона страниц по данным счетчика посещаемости, который расположен справа от этого текста. В каждой графе указано по две цифры: количество просмотров и количество посетителей.

ЗЕМЕЛЬНЫЕ ВЛАДЕНИЯ В ДРЕВНЕЙ РУСИ. Первоначальная и более распространенная форма поземельного владения в древнерусском государстве была чисто общинная. Эта форма никогда не исчезала в нашей стране и существовала еще в н. XX в. по всем селам и деревням, потому что и тогда в сельских общинах земля принадлежала не отдельным лицам как собственность, а общине, и крестьяне владели участками земли только с правом пользования. В древности этот порядок землевладения соблюдался и в городах. Член городской общины не мог ни продать, ни заложить участок городской земли, состоявший в его ведении, точно так же как не мог этого сделать крестьянин относительно своего участка в сельской земле. Но несмотря на то что общинное владение землей постоянно оставалось главным и более распространенным, тем не менее оно не было единственным на Руси, и, вероятно, еще в глубокой древности рядом с общинным поземельным владением было владение частное, что также служит прямым доказательством общинного, а не родового быта, при котором частное владение было бы невозможно. Последнее приобреталось в Древней Руси необыкновенно легко. Из-за малочисленности первоначального славянского населения на Руси сравнительно с огромным пространством земель за общинными поземельными владениями оставалось много земель, никем не занятых, известных впоследствии под именем диких полей, диких лесов и пущей. Поэтому каждый, кто расчищал дикий лес или возделывал дикое поле собственными средствами, вместе с тем делался и полным владельцем, собственником занятой им земли. За первым занимателем никому не принадлежавшей земли законодательством русским признавалось право собственности и в последующее время (в XV и XVI вв.). Следовательно, тем менее мы имеем право отвергать его при первом занятии земли славянскими племенами. Наоборот, тогда считалось заслугой, если кто обрабатывал дикую землю, потому что главной заботой славянских общин было как можно более возделывать земли. Вообще, во всех древних славянских общинах мы находим и частную поземельную собственность; при этом частные собственники всегда пользовались у них большим уважением. Они назывались отчинниками, владетелями, держателями земли, общинниками, составляли высший класс общества и имели большое влияние на дела общественные; земля сообщала им особый вес и уважение от сограждан.

Позднее к первым двум формам поземельного владения присоединились две новые формы, а именно, владение княжеское и владение поместное.

Княжескими землями назывались те волости, города, села и угодья, которыми владели князья. Что князья имели в этот период свои поземельные владения, мы убеждаемся положительными свидетельствами летописи. Так, напр., Вышгород, по свидетельству летописи, принадлежал кн. Ольге, Берестово и Предславино - кн. Владимиру. Княжеские земли разделялись на два разряда. К первому принадлежали земли, уступленные князю земщиной. Эти земли не были полной собственностью князя, потому что они давались не лично тому или другому князю, а составляли принадлежность княжеской власти вообще. Поэтому князь владел ими только до тех пор, пока был князем в той области, которая дала ему земли. Второй род княжеских земель составляли земли, приобретенные покупкой от частных собственников или расчищенные за княжеский счет из диких полей и лесов. Эти земли были полной собственностью князя и оставались за ним и тогда, когда он переходил на княжение из одной области в другую.

Поместными землями назывались такие земли, которые князь давал своим дружинникам на время службы или на жизнь, но без права продавать, закладывать или передавать по наследству. Следовательно, в поместных землях в то время еще не было права собственности, а только право пользования ими. Первое упоминание о поместной раздаче земель относится ко времени Владимира. По свидетельству саги Олава Тригвессона, Владимир дал в поместье Сигурду, дяде Олава по матери, большие поземельные владения. Поместные владения раздавались, вероятно, из княжеских, а не из общинных земель, по крайней мере, так делалось в те времена, от которых дошли до нас официальные свидетельства о такой раздаче.

После принятия христианства поземельное владение на Руси по-прежнему было общинное, вотчинное, княжеское, поместное и, сверх того, появилось церковное, или монастырское.

Общинные земли стали называться черными землями и по-прежнему не составляли ничьей частной собственности, а считались землями государственными. На них были построены земские города и селения, и каждая община - городская или сельская, владела принадлежавшей ей землей как собственностью, нераздельно. Члены общины имели только право пользования участками общинной земли и не могли ни продавать их, ни закладывать иначе как тем лицам, которые пожелали бы вступить в члены общины и приняли бы на себя тягло, лежавшее на земле, поэтому защита или охрана общинной земли лежала на целой общине, а не на отдельных ее членах, и в случае споров за владение суд имел дело с самими общинами или с их выборными представителями, а не с отдельными членами. Владение общинной, или черной, землей всегда влекло за собой исполнение разных повинностей и платеж податей, лежавших на общине: член общины, получая участок земли, вместе с тем принимал на себя и ту долю общинных повинностей, которые лежали на земле, - без этого условия община не давала земель. Общинные земли делились в городах на дворы, а в селах - на оковы, бочки, четверти и т. д. по количеству хлеба, засеваемого на них. Соразмерно с пространством засеваемой земли взимались подати. Кроме того, сельские земли делились на выти, у новгородцев - на обжи, т. е. такие доли, которые представляли полный надел того или другого члена общины. По качеству черные земли делились так же, как и другие разряды земель: на пахотные, сенокосные, лесные и др. К ним же причислялись разные угодья и промыслы: рыбная ловля и охота, бортные урожаи и в некоторых местах соляные промыслы.

Вотчинные земли по-прежнему были частной собственностью; они, как и раньше, приобретались расчисткой диких полей и лесов, покупкой и дарением, по наследству и по другим гражданским сделкам между собственниками, а также, хотя и редко, пожалованием от князя. Владение вотчинными землями как полной собственностью вообще оставалось на прежних основаниях, но вследствие разделения Руси на уделы появилось некоторое ограничение прав собственника на вотчинную землю, состоящее в том, что вотчинник, переходя на службу к другому князю, а не тому, во владениях которого находилась его вотчина, хотя и не терял своего права на вотчину, не мог перечислять ее из одного владения в другое: вотчина со своим владельцем не переходила во владения другого князя - она принадлежала прежней земщине, платила дань прежнему князю и тянула к своему городу.

Т. о., с появлением уделов ясно обозначилось, что частная поземельная собственность имела тесную связь с общинным, или земским, поземельным владением, вотчина не могла отделиться от земщины, к которой она тянула судом и данью. Поземельная собственность, не стесняя личности самого владельца, тем не менее налагала на него некоторые обязательства по отношению к той земщине, к которой принадлежали его владения, так что дружинник, принимая на себя разные повинности и платежи, лежавшие на его земле, делался в некоторой степени земцем. Вотчинные земли могли быть и городскими; последние обычно назывались белыми или обеленными в противоположность сельским, которые назывались черными.

Княжеские земли по происхождению своему, как мы уже знаем, или были уступлены князю земщиной, или приобретены им покупкой у частных собственников и расчисткой диких полей и лесов. Те и другие земли были собственностью князя, но появление уделов на Руси ясно показало, что его права на эту собственность были неодинаковы, а именно: князь, переходя из одного удела в другой, уже терял всякое право на земли, уступленные ему земщиной, потому что они целиком переходили к новому князю; земли же, приобретенные покупкой или расчисткой и заселением диких полей и лесов, оставались за ним как частная собственность, и в тех случаях, когда он переходил в другое владение, новый князь не имел на них прав собственника. Отсюда понятно, что земли, уступавшиеся князю земщиной, составляли принадлежность собственно княжеской власти, а не личности того или иного князя. Земщина уступала их только на период властвования князя; следовательно, они не были частной собственностью князя, а принадлежали к землям государственным. Из этих земель князь раздавал участки своим дружинникам за их службу; но он не имел права отдавать их в вотчинное владение. На землях покупных, составлявших частную собственность, князья отстраивали разные хозяйственные заведения, доходы с которых шли в их казну. К частной собственности князей принадлежали не только сельские земли и угодья, но и городские дворы, которые они покупали у частных собственников; так, в Путивле был дом Святослава Ольговича, о котором летопись упоминает под 1146, при взятии Путивля Изяславом: «И ту двор Святославль раздели на 4 части, и скотнице, брестьянице и товар, иже бе не мочно двинути и в погребех было 500 берковсков меду, а вина 80 корчаг, и церковь св. Вознесения всю оплупиша и не оставиша ничтоже княжа, но вся разделиша и челяди семь сот». Также под 1158 летопись упоминает о дворах Юрия Долгорукого, рассказывая о мятеже, бывшем в Киеве по смерти этого князя: «Много зла сотворися в тот день: разграбиша двор его красный и другий двор его за Днепром разграбиша, его же звашет сам раем, и Васильков двор, сына его разграбиша в городе». Частные княжеские земли, хотя принадлежали к земщине и входили в состав государственных земель, в то же время управлялись волостелями и посельскими или тиунами, присылаемыми князем; следовательно, они ничем не отличались от земель частных владельцев. Управу приставников в княжеских землях Даниил Заточник характеризует следующими словами: «Не имей двора близ княжа двора, не держи села близ княжа села, тиун бо его, яко огнь трепещицею накладен».

Поместные земли в этот период, как и в предыдущий, не были собственностью своих владельцев; они раздавались князьями дружинникам на праве пользования в течение службы их князю, и т. к. они раздавались из тех земель, которые были уступлены собственно княжеской власти, а не лично князю, то в настоящий период с развитием удельного разновластия значение поместных земель ясно определилось, потому что дружинники, переходя вместе со своими князьями из одного владения в другое, лишились всех прав на поместья в прежнем владении, которые переходили к новому князю и раздавались им его дружинникам. Т. о., ясно обозначалось, что поместья никогда не были частной собственностью и не могли быть ею; они всегда составляли собственность государственную и, в сущности, имели одинаковый характер с черными землями. Как община раздавала черные земли по участкам своим членам с обязательством нести известные повинности и подати, лежавшие на том или ином участке, так же точно и союз общин - государство отдавало князю земли с тем, чтобы он раздавал их своим дружинникам также с обязательством нести службу со своего участка. Впоследствии с поместных земель была определена служба с такой же точностью, с какой определялись повинности и подати с черных земель, а именно, от помещика требовалось, чтобы он выходил на войну в известном вооружении и с определенным числом слуг, сообразно количеству земли, данной ему в поместное владение. Впрочем, это было только впоследствии, а в XI, XII и XIII вв. едва ли была такая точность и определенность в распределении повинностей с поместных земель, по крайней мере, до нас не дошло ни одного памятника, в котором бы указывалось, какие повинности лежали в этот период на поместных землях. Но, во всяком случае, нужно предположить, что поместные земли в этот период несли определенные повинности, потому что, как мы уже сказали, они не имели характера исключительности и, как черные земли, составляли собственность государственную. Разница между черными и поместными землями состояла только в том, что общины раздавали своим членам участки, меньшие по сравнению с теми, которые князья давали своим дружинникам. Характер поместных земель, обусловленный тем, что они были собственностью государства, имел большое влияние на само устройство русских владений. Такой характер поместий в связи с удельной системой не давал русским помещикам возможности усилиться настолько, чтобы быть в тягость князьям и народу, как феодалам в Западной Европе, потому что, хотя поместье и лен по форме своей были почти одинаковы, т. е. означали неполное, временное владение за службу, в сущности, между ними была огромная разница: лен принадлежал государю, а не государству, следовательно, феодал, получив от государя лен на время службы, мог незаметно обратить его в полную собственность и увеличить свои владения получением новых земель от государя и постепенным превращением их в полную собственность. Так в действительности и было сделано феодалами Западной Европы, владения которых из ленных стали родовыми. Но русские помещики этого сделать не могли, потому что ни постоянная служба одному князю, ни переход от одного князя на службу к другому не упрочивали за ними поместий и не позволяли обращать их в полную собственность. Продолжая службу у одного князя, помещик должен был переходить из одного удела в другой, следовательно, терять свои права на поместья, и если бы для сохранения за собой поместья он вздумал перейти на службу того князя, которому доставался удел, где было его поместье, то и это не всегда упрочивало за ним права на поместье, потому что князь приводил с собой своих дружинников, которых должен был наделять поместьями и, следовательно, волей-неволей должен был или выгонять прежних помещиков, или же убавлять их поместья. Конечно, князь мог удовлетворять своих дружинников и не касаясь поместий, принадлежавших дружинникам, перешедшим к ним на службу от прежнего князя, - он мог назначить им жалованье и кормление, но это не всегда было возможно и притом только сохраняло помещикам право владения на более продолжительное время, но нисколько не увеличивало и не давало средств обращать поместье в полную собственность и тем резко отличало помещиков от феодалов.

Монастырские и церковные земли появились на Руси вместе с введением христианства, потому что уже в Уставе Владимира Святого упоминаются монастыри, лечебницы, странноприимные дома, гостиницы и пр., принадлежавшие Церквям, епископам и митрополиту. Точно так же и при Ярославе, как это видно из его устава, все эти учреждения принадлежали Церкви. Мы не знаем, давались ли в это время монастырям и церквям вотчины, - по всей вероятности, они не давались. Это можно заключить из того, что летописец, перечисляя все то, что сделал для Церкви Ярослав, говорит только о том, что он давал церквям урок, но о землях и угодьях не говорит ничего. В первый раз о пожертвовании Церкви земли летописец упоминает под 1061 при Изяславе Ярославиче. Изяслав, по словам летописца, дал Антонию, основателю Печерского монастыря, Печерскую гору. Впоследствии монастыри и церкви приобрели значительные недвижимые имения через покупку у вотчинников или через расчистку диких полей и лесов, или через дарение на помин души князьями и частными лицами, или, наконец, через пожалование от князей на содержание и устройство церквей. Так, в грамоте Ростислава Мстиславича Смоленского, данной им в 1150 смоленской епископии, сказано: «И се даю на посвет св. Богородицы из двора своего осмь капий воску и на горе огород с капустником и с женою и с детьми, за рекой тетеревник с женою и с детьми». Особенно были богаты недвижимыми имениями наиболее уважаемые монастыри и епископские кафедры; епископ Владимирский Симон так говорит о богатстве своей кафедры: «Кто не весть мене грешнаго епископа Симона и сия соборныя церкви Владимирския и другия суздальские церкви, колико же иместа градов и сел». А что монастыри и церкви получали большие вклады от частных лиц, видно из монастырских и церковных вкладных описей XII в. Они, напр., свидетельствуют, что один богатый новгородец Олекса, впоследствии прп. Варлаам Хутынский, пожертвовал большой участок земли Хутынскому монастырю. Известия же о том, что монастыри приобретали земли расчисткой диких полей и лесов, рассыпаны преимущественно по новгородским памятникам; у нас нет необходимости перечислять эти известия. Земли монастырские и церковные носили характер вотчинных земель, т. е. частной поземельной собственности с правом отчуждения. Но вместе с тем они имели свой особый характер, состоявший в том, что они принадлежали не физическому лицу, а юридическому; они составляли принадлежность не того или иного епископа или монаха, а епископского сана и монастыря. При таком характере этих земель во владении ими были некоторые особые условия. Так, епископ мог свои земли продавать, закладывать, обменивать или отдавать в поместное владение своим боярам и слугам, но он не мог дарить их или отдавать по завещанию, и они целиком переходили к последующему епископу. Иное дело, если епископ имел вотчины родовые или приобретенные покупкой на собственные деньги; такие вотчины он мог дарить и завещать. Точно так же и монастырские земли принадлежали собственно монастырю, а не монахам и потому не могли быть ни продаваемы, ни закладываемы, ни отдаваемы по завещанию монахами их родичам и т. д., а всегда составляли принадлежность монастыря. Церковные земли точно так же были принадлежностью церкви, а не причта, который только имел право пользоваться доходами с них.

Следовательно, владение этими землями предоставлялось только в известных пределах и они не могли быть отчуждены каким-либо образом. Кроме того, по тесному соединению церкви с приходом в охране и управлении церковным имуществом принимали участие все прихожане в лице избираемых ими церковных старост. Доказательство этому мы находим в уставной грамоте кн. Всеволода Мстиславича, данной им церкви Иоанна Предтечи на Опоках (в Новгороде), в которой именно сказано, что для управления имением этой церкви избирались церковные старосты. Но власть причта и прихода относительно церковных земель была еще ограничена властью епископа, так что ни причт, ни приход не могли без согласия епископа распоряжаться церковными землями.

Общенациональные земли Ялтинского заповедника раздают под дачи правительственным чиновникам и генпрокурорам. Узаконить передел может президентский указ

Мыс Чехова. По данным СМИ, в районе Фороса землёй владеет семья премьер-министра. Эксперт по крымской земле Галина Минаева утверждает, что эта территория является заповедной

Сколько стоит президентский указ? С канцелярской точки зрения - копейки, а с коммерческой - полмиллиарда долларов. Примерно столько, по подсчётам Фокуса, можно выручить за продажу 712 га прибрежной земли Южного берега Крыма, которую планируют исключить из состава Ялтинского горно-лесного природного заповедника. Уже подготовлен соответствующий проект указа президента, копией которого владеет Фокус, документ проходит последние согласования в профильных министерствах и ведомствах.

Лишить статуса заповедника предполагается самые ликвидные участки в районе Большой Ялты, расположенные ниже автомобильной трассы, то есть рядом с морем. Стоимость сотки здесь колеблется от $3 тыс. до $20 тыс. в зависимости от инфраструктуры и близости воды.

За последнее десятилетие, по данным экологической группы «Печенеги», в ялтинском заповедном лесу захвачено свыше 100 га земель. По словам председателя Гражданского комитета Большой Ялты Григория Тараненко, практически все хозяева бесценных участков узаконили статус собственников, получив на руки госакт на землю. В судах свыше сотни исков, счёт уголовных дел, открытых по фактам захвата и самовольного строительства, давно пошёл на десятки. Но земли не возвращаются - то суды затягиваются, то дела теряются. Это не удивляет бывшего директора ГП «Крымгеоинформатика» Главного управления картографии, геодезии и кадастра Галину Минаеву, которая консультирует СБУ по земельным вопросам. Причина пассивности соответствующих органов кроется в новых формальных собственниках земель. По словам эксперта, свыше пятисот участков на территории заповедника площадью от 3 до 10 соток уже зарегистрированы в кадастровом центре, а в реестре собственников значится армия чиновников, народных депутатов, силовиков и работников Генпрокуратуры. На прибрежных склонах Большой Ялты по соседству спокойно уживаются представители власти и оппозиции, члены действующего правительства и их предшественники. Золотая путаница

Земли Ялтинского заповедника давно волнуют политическую элиту. Ещё в октябре 2004 года, за две недели до сложения президентских полномочий, Леонид Кучма подписал указ об установлении границ этого заповедника, в итоге его территория уменьшилась на 350 га. По словам Галины Минаевой, 300 га из них отдали юрлицам для инвестиционной деятельности, остальное досталось поселковым советам. Спустя полгода новый президент Виктор Ющенко отменил указ, были возбуждены уголовные дела, но виноватых так и не нашли. Если верить Минаевой, которую тогда привлекали к земельной экспертизе в рамках уголовного производства, справедливость была восстановлена только на бумаге. По факту изъятые Кучмой территории заповедника активно застраивались, а затем выдавались госакты, подтверждающие права собственности.

Леонид Грач. По словам экс-спикера Верховного Совета Крыма, все поссоветы Большой Ялты занимались не¬закон¬ным вы¬де¬лением запо¬ведных земель под частные нужды

Впрочем, у Михаила Эдельберга, директора ялтинского Института экологии, землеустройства и проектирования, своя версия застройки охраняемых земель. Он утверждает, что отрезанные Кучмой земли остались нетронутыми. В 2003–2004 годах он разрабатывал документацию по установлению границ заповедной территории. «Мы инвентаризировали фактически охраняемые границы заповедника и выяснили, что в этих границах площадь больше, чем числится по документам, на 600–700 га», - рассказывает он. Тогда материалы согласовали со всеми службами, но они так и не были окончательно утверждены, соответственно, заповедник остался без госакта. Впоследствии многие службы, включая поселковые советы, пользовались этими материалами при установке границ. Спустя какое-то время концепция изменилась, в ход пошли лесоустроительные карты, которые превратились в аналог госакта. Путаница с документами привела к тому, что заповедная территория, примыкающая к населённым пунктам, выделялась местными советами под застройку.

Земельный заработок

Директор Ялтинского горно-лесного заповедника Владимир Капитонов не раз получал непристойные предложения. Они были связаны с выведением природоохранных земель из-под юрисдикции заповедника с дальнейшей перепродажей частникам. «Предложения поступали, но до обсуждения сумм не доходило. Я землёй не торгую, особенно заповедной», - уверяет Капитонов. Тем не менее особняки, отели и закрытые коттеджные посёлки на заповедных землях растут как на дрожжах. Секрет прост: территория заповедника не имеет чётко установленных границ. У лесников свои карты с контурами охраняемой площади, у земельщиков - свои. На разнице между лесоустроительными картами и схемами землепользования играют поселковые и городские советы ЮБК. Они, манипулируя картографическими документами, своими решениями расширяют границы за счёт заповедных земель, хотя изъятие территорий заповедников входит в компетенцию президента. Затем оформляется землеотвод частным лицам, и вскоре появляются усадьбы и базы отдыха. «Все поссоветы Большой Ялты замараны в этом. Нет ни одного совета, незаконно не выделившего земли в заповеднике под частные нужды», - говорит бывший председатель Верховного Совета Крыма Леонид Грач. По одной из версий следствия, убийство мэра Симеиза Кирилла Костенко могло быть связано с дерибаном земель общенационального заповедника, граничащего с землями поселкового совета.

В мае 2013-го 122 эколога направили открытое обращение к президенту, премьеру и крымскому прокурору с требованием остановить масштабное разворовывание земель. По их данным, горсовет Алупки уже утвердил более 50 проектов землеотводов частным лицам на территории заповедника, 100 га земли переданы в частную собственность (рыночная стоимость, по подсчётам Фокуса, превышает $50 млн). А Ялтинский горсовет в конце прошлого года решил включить в свою территорию 400 га заповедника (около $200 млн. - Фокус), где обещают построить горнолыжный курорт. Благодаря таким схемам, говорит председатель группы «Печенеги» Сергей Шапаренко, в районе горы Ай-Петри уже вырос коттеджный городок. «Фактически незаконное утверждение городскими советами Ялты и Алупки «новых» границ заповедника закладывает основу для окончательного изъятия из него более 1000 га», - говорится в публичном обращении экологов.

Пока экологи ошиблись на 300 гектаров. Согласно проекту президентского указа, забрать планируют 712 га земель заповедника якобы для прокладки газопровода. Взамен обещают добавить 3,5 тыс. га вглубь полуострова за счёт Куйбышевского лесхоза. Другими словами, предполагается расширить границы заповедника с 14,5 тыс. га до 17,3 тыс. га за счёт дешёвых земель, отрезав высоколиквидный кусок южной территории. Григорий Тараненко утверждает, что проект прокладки газопровода Ялта - Форос - Севастополь «съедает» лишь 50 га заповедника, а оставшаяся территория выводится из природоохранной зоны для легализации ранее незаконно отведённых земель. И не только их: председатель Совмина Крыма Анатолий Могилёв признался, что эта территория может быть застроена отелями и пансионатами, так как «много предложений от туроператоров и сетей гостиниц», а земли не хватает.

Непростые люди

Кому раньше были отведены участки на территории общенационального фонда, знает Михаила Эдельберг. Он в рамках предстоящего изменения границ (на что из госбюджета выделили 1,7 млн грн.) работал над созданием сводной кадастровой карты собственников земли на территории заповедника. В беседе с Фокусом Эдельберг подтвердил, что институт владеет данными по застройщикам на территории заповедника. Но называть фамилии не решился, ссылаясь на очередное уголовное производство, открытое на этот раз в августе СБУ. В Службе безопасности подтвердили, что по фактам нарушений, связанных с заповедной землёй, проводится досудебное следствие. Но разглашать сведения не считают целесообразным.

По словам Галины Минаевой, в процессе земельной инвентаризации, проводимой Институтом экологии, землеустройства и проектирования, выявлено 670 объектов, построенных на общегосударственных землях заповедника.

«В этом списке нет простых людей. Назовите любую известную фамилию политика, и с большой долей вероятности она окажется в сводном реестре. Больше половины членов действующего Кабмина владеют там домами», - утверждает Минаева. Крымскими наделами запаслись глава Кабмина и его семья (три участка по 10 соток), народные депутаты, ранее работавшие в Крыму, а сейчас представляющие в парламенте оппозицию. К списку VIP-собственников Леонид Грач добавляет работников прокуратуры. «Поедьте в горно-лесной заповедник, там увидите дачи всех генпрокуроров Украины. Всех, до единого. Даже сбежавший за границу Пискун владел дачей и успел её продать», - говорит он Фокусу.

«Дача Пискуна».Местные жители приписывают особняк, соседствующий с недвижимостью премьер-министра, бывшему генпрокурору. Говорят, это не единственная его собственность в Крыму.Фото: Евгений Гаркуша Генпрокурор Виктор Пшонка, кстати, не скрывает, что любит отдыхать на полуострове, а его бывший коллега Святослав Пискун полгода назад в интервью Фокусу признался, что владеет домом в Крыму. К тому же фамилия Пискуна, по словам члена правления ассоциации «Экология и мир» Андрея Артова, значится в материалах крымского филиала госпредприятия «Центр заповедного дела Минприроды». В 2006 году это предприятие проводило работу по обоснованию границ заповедника.

Детальная документация, связанная с застройкой заповедника и предстоящим изменением границ, засекречена. В ответе Администрации президента на запрос Фокуса лишь сказано, что в профильных подразделениях сейчас проводится анализ проекта президентского указа. В экологической группе «Печенеги» такую секретность объясняют тем, что обосновать необходимость проведения любых работ за счёт земель заповедника практически невозможно. Не имея законных оснований на собственность, владельцы участков всё же пытаются узаконить свои владения. Один из способов укрепить позицию собственника - лишить землю статуса природно-заповедного фонда. Поэтому и нужен именно президентский указ.

Укромное место

Кто ещё из чиновников и депутатов владеет собственностью на спорных территориях в Крыму

Из-за отсутствия документов на землю Никитский ботанический сад лишился до 8,5 га территории, прилегающей к морю. В 2001 году Массандровский поссовет передал в аренду пляжные земли ботсада якобы для реконструкции пляжных сооружений. Спустя два года участок продали частной компании «Консоль», которую связывают с нынешним председателем Верховного Совета Крыма Владимиром Константиновым. В итоге, по данным программы «Гроші», особняки там построили бывший премьер Крыма Сергей Куницын, экс-премьер Валерий Пустовойтенко, бывший прокурор Крыма Виктор Шемчук, а также опальный политик-миллионер Валерий Хорошковский, уже продавший свой дом. Частые гости в тех местах экс-министр обороны Александр Кузьмук и депутат-оппозиционер Геннадий Москаль. Крымский политик Леонид Грач добавляет к этому списку народного депутата Виталину Дзоз, а бывший директор ГП «Крымгеоинформатика» Главного управления картографии, геодезии и кадастра Галина Минаева говорит, что дом там построила и дочь второго президента Украины Леонида Кучмы.

Дмитрий Орлов, Фокус