Капитальный ремонт по замене лифта. Замена лифтов по региональной программе

ФЗ постановил, что лифт относится к общему имуществу , которым пользуются все, кто проживает в МКД – и владельцы квартир, и арендаторы, и те, кто пользуется площадью не для проживания.

Немаловажно понимать, что платить за капремонт лифтового оборудования должны даже те, кто занимает квартиры на 1-м этаже.

При нерабочем лифтовом оборудовании как узнать, какой из видов ремонта потребуется? Без знания законов трудно определить черту, отделяющую объем капитального ремонта от текущего.

Входит ли замена лифта в капитальный ремонт? Федеральный закон от 21.07.2007 г. №185-ФЗ разъясняет, что в отношении лифтового оборудования должен быть документ о признании этого оборудования непригодным к эксплуатации. Такая бумага должна содержать перечень неисправностей и вывод о состоянии всего комплекса лифтовой оснастки, включая собственно оборудование и шахту лифта. Только в таком случае ремонт лифта относится к капитальному ремонту.

Появлению такой бумаги должно предшествовать тщательное обследование всех систем и механизмов лифта, причем квалифицированными лицами, в присутствии представителей УК или ТСЖ, а также активной группы инициативных представителей жильцов, небезразличных к судьбе общего имущества дома и своих собственных денежек. Лучше всего заказать техническую экспертизу состояния вертикального подъемника и шахты, тогда результат экспертизы будет обоснованием для определения категорийности ремонта и объема предстоящих работ и затрат. Только так вы сможете увидеть в своем доме капитальный ремонт — замена лифта.

Лифтовое оборудование, трудящееся почти беспрерывно, подвергается постоянным нагрузкам, при этом различные узлы и детали претерпевают неравнозначное изнашивание в силу разной интенсивности работы.

Важно! Лифт в целом может потребовать капремонта в период от 4-х до 15-ти лет эксплуатации, но отдельные элементы нужно будет менять чаще, в процессе текущих ремонтов.

Чтобы все прошло гладко, лучше заключить договор на капитальный ремонт лифта.

Срок проведения и время выполнения работ

Общее собрание жильцов – собственников под протокол должно большинством голосов принять решение о необходимости проведения капитального ремонта лифтов (ч.1 ст. ЖК РФ).

Статья 189 ЖК РФ Решение о проведении капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме

1. Проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме осуществляется на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, за исключением случаев, предусмотренных частью 6 настоящей статьи.

Не позже, чем за 6 мес . до начала года, в котором запланировано проведение капремонта региональной программой, собственникам квартир должно быть представлено предложение о проведении ремонта с предоставлением сметы, объемов, сроков одним из представителей:

  • УК или ТСЖ;
  • регионального оператора, если средства накапливаются на его счете.

На рассмотрение этого предложения владельцы квартир имеют срок в 3 месяца , в течение которых выражают письменное согласие, принятое, опять же, общим собранием. Подписывает все документы от имени собственников квартир их уполномоченный представитель. Если собственники не пришли к единому мнению или собрание не состоялось, тогда срок назначается в соответствии с разработанной региональной программой.

Продолжительность работ зависит от сложности, трудоемкости и объема работ, исполнитель составляет график их производства, увязывая технологическую последовательность операций.

Справка: если в подъезде лифтов два, то недопустимо одновременное прекращение работы сразу двух подъемников, а только последовательное.

Какие работы предусмотрены

Объем работ определяется результатом экспертизы , и может быть вынесено решение о необходимости замены или ремонта ряда узлов, механизмов, элементов, а если эти операции выполнять нерационально, то логично сразу произвести замену отработавших свой срок лифтов на новые.

Предложение об этом может сделать только аккредитованная компания на основании своих расчетов и смет, а окончательное решение – за УК и собственниками.

Обычно капитальный ремонт лифтов — перечень работ включает:

  • обследование шахты и механизмов, узлов лифта;
  • составление проекта;
  • строительные работы;
  • демонтаж и установку новых узлов или всего лифта;
  • электроработы;
  • автоматизацию, диспетчеризацию;
  • подготовку документации и проведение необходимых согласований;
  • пусконаладочные работы;
  • передачу в эксплуатацию.

Каждый случай уникален, так что единого рецепта не существует, как реанимировать подъемник быстро и недорого.

Капитальный ремонт лифтового оборудования: за чей счет производится?

Жилищный кодекс ст. дает полный и однозначный ответ, кто оплачивает капитальный ремонт лифта, а кто организовывает и контролирует ход ремонтных работ. Если жилые помещения принадлежат собственникам, то в п. 2 ч. 2. ст. 154 указано, что оплату производят именно владельцы квартир, деньги аккумулируются за счет платы за капремонт.

2. Плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя:

1. Плату за содержание и ремонт жилого помещения, в том числе плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию, текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме;

2. Взнос на капитальный ремонт;

3. Плату за коммунальные услуги.

Когда жилье занимает арендатор, то средства выделяет наймодатель (п. 1 ч. 2. ст. 154).

Статья 154. Структура платы за жилое помещение и коммунальные услуги

п.1. Плата за жилое помещение и коммунальные услуги для нанимателя жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или договору найма жилого помещения государственного или муниципального жилищного фонда, включает в себя: ч.2. плату за содержание жилого помещения, включающую в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме, а также за отведение сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме. Капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме проводится за счет собственника жилищного фонда;

Выходит, что если граждане проживают в квартирах по договорам соц. найма, то деньги на капремонт лифтов вносятся муниципалитетом . Средства, вносящиеся жильцами, могут накапливаться на специальном счете, открытом ТСЖ, или на счете регионального оператора.

Если накопленных денег к моменту начала ремонта лифтов недостаточно, то можно воспользоваться кредитом . Региональный оператор имеет возможность перераспределить средства, позаимствовав собранные жильцами других домов, с последующим возвратом взятых сумм.

Как затребовать принудительно?

Капремонт общего имущества, к которому относятся и лифты, можно затребовать провести раньше тех сроков, которые утверждены региональной программой.

Это возможно, если средства накапливаются на собственном специальном счете ТСЖ. Должно быть проведено собрание владельцев квартир, большинство голосов которых отдано в пользу как можно более быстрого проведения работ.

Протокол собрания с письмом должен быть направлен региональным властям. Если средств собрано мало, то придется в срочном порядке решать, на сколько повысить ежемесячный платеж, или срочно брать кредит, чтобы работы были обеспечены материально.

Без лифта в МКД жизнь для большинства жильцов осложняется, поэтому нужно следить, чтобы оборудование поддерживалось в рабочем состоянии. Если же пришло время, то придется тряхнуть кошельком, ведь капитальный ремонт лифта — это возможность вернуть полную комфортность пользования общим имуществом дома.

Полезное видео

Если вы планируете капитальный ремонт лифта, вам будет интересен опыт других жильцов, о чем вы можете посмотреть на видео ниже:

Национальный Лифтовый Союз

Министру строительства и жилищно-коммунального хозяйства

Российской Федерации М.А. Меню

Уважаемый Михаил Александрович!

Национальный Лифтовый Союз (НЛС) просит рассмотреть подготовленные лифтовым сообществом предложения но ремонту и замене лифтового оборудования, признанного непригодным для эксплуатации, и направить в субъекты Российской Федерации Рекомендации для возможного применения и использования в работе региональными операторами - Фондами капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов.

Вопрос «О включении в региональные программы капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов финансирования работ по замене лифтов и ремонту лифтового оборудования, признанного непригодным для эксплуатации» был положительно рассмотрен на заседании комиссии по вопросам лифтового хозяйства Общественного совета при Министерстве строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации.

Членами комиссии, экспертами и представителями лифтового комплекса было принято решение разработать и согласовать с Минстроем России методические рекомендации по составу работ по замене лифтов, капитальному плановому и непредвиденному (внеплановому) ремонту лифтового оборудования, а также обратиться в Минстрой России выйти с предложением к субъектам Российской Федерации о принятии в рамках региональных программ капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов подпрограмм по замене лифтов и капитальному ремонту лифтового оборудования с включением финансирования этих работ за счет средств фондов капитального ремонта многоквартирных жилых домов.

В этой связи, просим рассмотреть обращение НЛС и о принятых мерах дать поручение проинформировать нас.

Президент В.А. Тишин

Приложение к исх. № 148 от 22.08.2014 г.

Национальный Лифтовый Союз

1. Общие положения

1.1 Согласно статьи 158 «Расходы собственников помещений в многоквартирном доме» Жилищного кодекса Российской Федерации:

1. Собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения, взносов на капитальный ремонт.

2. Расходы на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме финансируются за счет средств фонда капитального ремонта и иных не запрещенных законом источников.

1.2. Основные понятия, термины и определения. В настоящих Рекомендациях использованы термины и определения, установленные жилищным законодательством, законодательством о градостроительной деятельности и законодательством о техническом регулировании, а также следующие определения:

Владелец лифта - юридическое или физическое лицо, имеющее законное право на распоряжение собственностью здания (сооружения), его части, в котором расположен лифт, либо право на распоряжение непосредственно лифтом и осуществляющее эксплуатацию лифта или занимающееся организацией его эксплуатации.

Замена лифта - комплекс работ по демонтажу выведенного из эксплуатации лифта и монтажу нового лифта.

Капитальный ремонт лифта - ремонт или замена одного или нескольких основных узлов и механизмов лифтового оборудования.

Лифт - устройство, предназначенное для перемещения людей и (или) грузов с одного уровня на другой в кабине, движущейся по жестким направляющим, у которых угол наклона к вертикали не более 15 градусов.

Лифтовое оборудование - отдельные элементы, узлы, механизмы и устройства, входящие в состав лифта.

Специализированная по лифтам организация - субъект предпринимательской деятельности, зарегистрированный в установленном порядке на территории Российской Федерации, располагающий материально-технической базой и квалифицированным персоналом для осуществления одного или нескольких видов деятельности по монтажу (замене), техническому обслуживанию, ремонту и модернизации (реконструкции) лифтов и систем диспетчерского контроля за их работой.

Строительная часть лифта - часть здания, в состав которой входит шахта, машинное/блочное помещения, дверные проемы для входа в лифт с этажных площадок.

Эксплуатация лифта - стадия жизненного цикла лифта, на которой реализуется, поддерживается и восстанавливается его качество, включает в себя использование по назначению, хранение в период эксплуатации, обслуживание и ремонт.

2. При эксплуатации жилищного фонда учитывается

2.1. В соответствии с ч.1 ст. 166 «Капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме» Жилищного кодекса Российской Федерации:

Перечень услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, оказание и (или) выполнение которых финансируются за счет средств фонда капитального ремонта, который сформирован исходя из минимального размера взноса на капитальный ремонт, установленного нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, включает в себя:

ремонт или замену лифтового оборудования, признанного непригодным для эксплуатации, ремонт лифтовых шахт.

2.2. В соответствии со ст.4 «Требования к безопасности» Технического регламента Таможенного союза «Безопасность лифтов» (далее - TP ТС 011/2011). утвержденного Решением Комиссии Таможенного союза от 18.10.2011 г. № 824:

Для обеспечения безопасности в период назначенного срока службы лифта должны выполняться следующие требования:

Использование лифта по назначению, проведение технического обслуживания, ремонта, осмотра лифта в соответствии с руководством но эксплуатации изготовителя;

Выполнение работ по техническому обслуживанию и ремонту лифта квалифицированным персоналом;

Проведение оценки соответствия в форме технического освидетельствования лифта не реже одного раза в 12 месяцев аккредитованной (уполномоченной) организацией.

По истечении назначенного срока службы не допускается использование лифта по назначению без проведения оценки соответствия с целью определения возможности и условий продления срока использования лифта по назначению, выполнения модернизации или замене с учетом оценки соответствия.

При отсутствии в паспорте лифта, введенного в эксплуатацию до вступления в силу настоящего TP ТС 011/2011, сведений о назначенном сроке службы, назначенный срок службы лифта устанавливается равным 25 годам со дня ввода его в эксплуатацию.

3.1. Решение о замене лифта принимает владелец лифта на основании рекомендаций по результатам оценки соответствия лифта.

Оценка соответствия проводится в форме обследования (технического диагностирования) лифта, аккредитованной (уполномоченной) организацией. Техническое диагностирование является неотъемлемой составной частью капитального ремонта зданий.

3.2. Замена лифтов включает в себя комплекс работ (услуг) по демонтажу выведенного из эксплуатации лифта и монтажу нового лифта, а также (при необходимости) капитальный ремонт строительной части лифта.

В состав работ (услуг) по замене лифта входят:

Обследование (техническое диагностирование) лифта;

Проектные работы;

Строительные работы;

Работы по демонтажу и монтажу (установке) лифта;

Работы по установке оборудования и линий связи систем диспетчерского контроля за работой лифтов;

Пусконаладочные работы;

Работы (услуги) по оценке соответствия смонтированного лифта;

Декларирование соответствия смонтированного лифта, экспертиза (регистрация) деклараций соответствия лифта;

Работы (услуги) по утилизации демонтированною лифтового оборудования.

3.3. Непригодным для эксплуатации лифт признается как не отвечающий требованиям TP ТС 011/2011 и не подлежащий капитальному ремонту в связи с нецелесообразностью и нерентабельностью проведения такого ремонта. Основанием для признания лифта непригодным для эксплуатации служит заключение аккредитованной (уполномоченной) организации.

3.4. В состав работ по замене лифта, при необходимости, входят работы капитального характера на строительной части лифта.

3.5. Работы по замене лифта выполняются в соответствии с требованиями действующих межгосударственных и национальных стандартов,

3.6. После завершения работ по замене лифта, ввод лифта в эксплуатацию осуществляется в соответствии с требованиями национального стандарта ГОСТ Р 55969-2014 «Лифты. Ввод в эксплуатацию. Общие требования».

3 .7. В соответствии со ст,6 «Подтверждение соответствия лифта, устройств безопасности лифта» TP ТС 011/2011: лифты, введенные в эксплуатацию до вступления в силу TP ТС 011/2011 и отработавшие назначенный срок службы, должны быть приведены в соответствие требованиям TP ТС 011/2011 в срок, не превышающий 7 лет с даты вступления в силу TP ТС 011/2011 (до 15.02.2020 г.).

4.1. Под ремонтом (капитальным ремонтом) лифтового оборудования следует понимать комплекс работ (услуг), направленных на восстановление эксплуатационных характеристик лифта, повышения уровня безопасности и класса энергетической эффективности, а именно:

Работы (услуги) по оценке соответствия (периодическое техническое освидетельствование) лифта;

Строительные работы;

Работы по ремонту (или замене) одного или нескольких узлов и агрегатов, в том числе: лебедки главного привода или ее составных частей (редуктора, червячной пары, тормоза, отводного блока, моторной или редукторной полумуфт, электродвигателя, канатоведущего шкива, барабана трения), оборудования гидропривода (гидроагрегата, гидроцилиндра, трубопроводов), привода дверей кабины и его составных частей (редуктора, электродвигателя, балки привода дверей), постов управления, кабины и ее составных частей (рамы кабины, рамы пола, щитов купе кабины, вертикального щита под порогом кабины, подвески в сборе, отводных блоков (при наличии) грузовзвешивающего устройства), дверей шахты, кабины и их составных частей (створок, порогов, замков, верхних балок дверей), шкафа управления и его составных частей (электронных плат, трансформаторов), преобразователя частоты и его составных частей (силового модуля, сетевого фильтра, тормозного резистора, электронных плат), натяжного устройства уравновешивающих канатов, ограничителя скорости в сборе, шкива ограничителя скорости, натяжного устройства ограничителя скорости, ловителей, противовеса и его составных частей (рамы противовеса, подвески в сборе, отводных блоков), разводки проводов по машинному помещению, шахте и кабине, подвесного кабеля, тяговых элементов, уравновешивающих канатов, цепей, каната ограничителя скорости, буфера, электрических устройств безопасности (УБ), а также оборудования и линий связи систем диспетчерского контроля за работой лифтов;

Работы (услуги) по установке лифтового оборудования, необходимого для повышения уровня безопасности лифта (при необходимости);

Пусконаладочные работы (при необходимости);

Электроизмерительные работы (при необходимости):

Работы (услуги) по оценке соответствия (частичное техническое освидетельствование) лифта;

Работы (услуги) по утилизации замененного лифтового оборудования.

4.2 . Перечень работ по ремонту (замене) лифтового оборудования формируется на основании результатов обследования лифта, технического освидетельствования лифта или проведения технического обслуживания, которые осуществляется в соответствии с требованиями TP ТС 011/2011 и действующих межгосударственных и национальных стандартов.

4 .3 . Проведение ремонта лифтового оборудования проводится исходя из срока службы составных частей, узлов и оборудования лифта, приведенного в документации изготовителя. Срок проведения ремонта лифтового оборудования планируется владельцем лифта совместно со специализированной по лифтам организацией, осуществляющей техническое обслуживание и ремонт лифта.

В случае отсутствия в документации изготовителя срока службы составных частей этот срок принимается в соответствии с ГОСТ Р 55964-2014 Приложение А (Средний срок службы основного лифтового оборудования):

Средний срок службы основного лифтового оборудования

Наименование оборудования

Средний срок службы, год

Лебедка

Составные части лебедки:

Редуктор (червячная пара)

12,5

Электродвигатель

Канатоведущий шкив

Отводной блок

Тормозное устройство

12,5

Полумуфта тормозная

12,5

Шкаф управления

Составные части шкафа управления:

Электронные платы, трансформаторы, пускатели, реле, автоматические включатели

12,5

Вводное устройство

Ограничитель скорости

12,5

Натяжное устройство

12,5

Канат ограничителя скорости

Кабина

Составные части кабины:

Купе кабины

12,5

Привод дверей

Дверь кабины (балка двери кабины, порог, створка)

12,5

Противовес

Составные часта противовеса:

Верхняя балка противовеса

12,5

Элементы подвески противовеса

Дверь шахты

Составные части двери шахты: - верхняя балка двери шахты

12,5

Створка

12,5

Порог

12,5

Портал (обрамление дверного проема)

Разводка проводов (по шахте, машинному помещению и кабине лифта)

Подвесной кабель

Кнопочные посты (приказные, вызывные)

12,5

Путевые датчики

12.5

Преобразователь частоты и его составные части

12.5

Тяговые канаты

Буферное устройство

Электронные устройства, входящие в состав системы управления лифтом

12,5

4.4. В соответствие с Решением комиссии Таможенного союза от 18.10.2011 г. № 824 «О принятии Технического регламента Таможенного союза «Безопасность лифтов» лифты, введенные в эксплуатацию до вступления в силу Технического регламента Таможенного союза «Безопасность лифтов» (TP ТС 011/2011) и не отработавшие назначенный срок службы, должны быть приведены в соответствие требованиям TP ТС 011/2011 до окончания назначенного срока службы.

4.5. Работы по приведению лифтов к требованиям TP ТС 011/2011 финансируются из средств Фонда капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов.

4.6. Непредвиденный ремонт (работы капитального характера) выполняется в целях восстановления работоспособности лифта и обеспечения безопасной эксплуатации лифта, вышедшего из строя в результате затопления, пожара, вандальных действий или иных чрезвычайных ситуаций.

5. Состав затрат по капитальному ремонту многоквартирных домов

5.1. Стоимость работ по ремонту и замене лифтового оборудования, определяется исходя из сметных нормативов, установленных Государственными элементными сметными нормами (далее - ГЭСН) в составе Государственного реестра сметных нормативов, утвержденными Приказом Минстроя России от 30.01.2014 №31/пр:

ГЭСНм-2001 Часть №3 «Подъемно-транспортное оборудование»;

ГЭСНп-2001 Часть №1 «Электротехнические установки»;

ГЭСНмр-2001 Часть № 1 «Капитальный ремонт и модернизация оборудования лифтов»;

Соответствующие общестроительные сборники ГЭСН для работ по ремонту лифтовых шахт и машинных помещений.

5.2. Для определения стоимости работ применяются утвержденные Государственные элементные сметные нормы. Федеральные единичные расценки по каждому виду операций, формирующие состав работ по ремонту и замене лифтового оборудования, а в случае если на территории субъекта Российской Федерации установлены Территориальные единичные расценки на данные виды работ, применяются последние.

5.3 . Стоимость оборудования, необходимого для проведения работ по ремонту или замене лифтового оборудования, а также ремонту лифтовых шахт, принимается на уровне цен отечественных изготовителей соответствующей продукции на момент принятия решения о необходимости проведения таких работ и не может превышать размера предельной стоимости капитального ремонта в расчете на 1 кв. м. общей площади помещений в многоквартирных домах, утвержденного органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.

5.4 . Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации вправе установить максимальный предельный размер стоимости всех работ по ремонту и замене лифтового оборудования в зависимости от конструктивных и эксплуатационных особенностей многоквартирных домов, в которых установлено лифтовое оборудование.

5.5 . В случае если товариществом собственников жилья, жилищным, жилищно-строительным, или иным специализированным потребительским кооперативом или собственниками помещений в многоквартирном доме принято решение о проведении ремонта или замены лифтового оборудования, а также ремонта лифтовой шахты, сметная стоимость которых превышает установленный субъектом Российской Федерации предельный размер, то средства предоставляются при условии софинансирования собственниками помещений в многоквартирном доме или их объединениями разницы между установленной (или определяемой) предельной стоимостью и утвержденной сметой.

Исп. : Харламов П.Г. , Дьяченко Д.А.

тел .: +7-495-987-3334, e-mail: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Лифтовое оборудование в многоквартирных домах является жизненно необходимым средством, позволяющим осуществлять доставку жильцов на требуемую высоту, где расположены их квартиры, и вниз. Оборудование такого типа дорогостоящее и должно содержаться в надлежащем состоянии. Как проводится замена лифта в многоквартирном доме? Кто должен вкладывать средства для поддержания лифтов в работоспособности?

Какие нормы?

Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь к консультанту:

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ .

Это быстро и БЕСПЛАТНО !

Чтобы обеспечить нормальное и безопасное использование лифтов, необходимо регулярное соблюдение норм, к числу которых можно отнести требования и нормативы технического плана, разработанные таможенным союзом. Речь идет о «Безопасности лифтов» и норм «О безопасности машин и оборудования».

Важно следить за те, чтобы лифтовое оборудование соответствовало техническим требованиям и характеристикам объекта. Для этого проводятся регулярные осмотры объекта.

Нормы приписывают организацию аварийно-технического обслуживания и технического освидетельствования лифтов.

Срок службы

По действующим нормативам, срок эксплуатации пассажирского лифта, расположенного в многоквартирном доме, не должен превышать 25 лет. Как только указанный срок подходит к концу, дальнейшая эксплуатация объекта запрещена. Со стороны УК или ТСЖ должна организоваться проверка работоспособности лифтовых узлов.

Техническое обслуживание

Обязательной процедурой, касающейся каждого подъемного механизма, независимо от целей его предназначения, является техническое обслуживание. Это правило касается и лифтов. Учитывая, что лифтовое оборудование служит для перевозки граждан, к нему предъявляются повышенные требования.

Обслуживание лифта должно осуществляться со стороны владельцев лифта и специализированных лифтовых компаний, экспертных организаций.

Владельцы лифта должны обеспечивать:

  • бережное отношение к подъемному механизму и всем его частям;
  • техническое обслуживание и обследование объекта согласно графику;
  • своевременное регулирование на вызовы от застрявших в лифте пассажиров;
  • запуск остановившегося лифта;
  • выполнение всех аварийно-восстановительных работ;
  • уборка машинного помещения, крыши кабины объекта, восстановление покрытия пола.

Экспертные лифтовые организации должны производить техническую диагностику лифтов. Экспертами проводятся обследования, например, касающиеся безопасности лифта, проверка проектных бумаг и пр.

Техническое обслуживание выступает в роли периодических осмотров, восстановления в случае возникновения поломок, проведения текущих ремонтных работ и пр.

Правовое регулирование

В 2019 году действуют следующие правовые акты, регламентирующие эксплуатацию и замену лифтового оборудования:

  • разработанное на правительственном уровне постановление N 743;
  • технический регламент, разработанный таможенным союзом «Безопасность лифтов».

Замена лифта в многоквартирном доме

Одним из значимых элементов инфраструктуры многоэтажного дома, испытывающим существенные рабочие нагрузки, является лифт. Решения о замене оборудования следует принимать после получения консультации специалистов, способных оценить техническое состояние лифта и подготовить предварительную сметную документацию для замены оборудования.

Как поменять лифтовое оборудование:

  • самостоятельно – расходы несут собственники жилья в многоквартирном доме;
  • использование федеральной – происходит разделение расходов между владельцами жилья и государством;
  • с помощью региональной программы по замене лифтов (ориентирована на Московскую область и город Москва).

Кто должен и кто отвечает?

Жилищное законодательство гласит о том, что лифтовое оборудование относится к лиц, проживающих в многоквартирном доме. Услуги сторонних компаний, обслуживающих и проводящих ремонт лифтового оборудования, должны оплачивать жильцы. Обязанность несения расходов ложится и на лиц, проживающих на первых и вторых этажах домов.

Ответственность за состояние механизмов лифта ложится на всех жильцов жилых помещений, независимо от формы собственности.

Ответственность по содержанию лифтового оборудования касается управляющих компаний, которые заключали договор с фирмой по обслуживанию лифтов. Сведения о такой фирме должна указываться в кабинках лифтов и на квитанциях по оплате жилищных услуг.

Входит в ли в капитальный ремонт?

Заменить лифтовое оборудование можно в рамках проведения ремонта капитального типа:

  • для проведения такого типа ремонтных работ УК должна провести оповещение жильцов за 6 месяцев, до планируемой даты начала проведения мероприятий;
  • собственники многоквартирного дома рассматривают предложенный вариант начала работ, соглашаются или отказываются с выбранной датой;
  • если согласие на проведение ремонтных работ было получено, то УК в согласованные сроки приступает к проведению работ.

Для начала работ проводится:

  • технологическая экспертиза, благодаря которой определяется работоспособность лифта;
  • по результатам экспертизы подготавливается график предстоящих работ;
  • в согласованные сроки проводится замена лифтового оборудования.

По окончании работ готовится техническая документация, проводятся пусконаладочные процедуры, после чего, новый лифт вводится в эксплуатацию.

В рамках текущего ремонта

В рамках ремонта текущего плана, устраняются мелкие неисправности, неполадки, в результате чего пауза в работе подъемного оборудования для жильцов не критична.

Текущий ремонт предполагает быстрое восстановление механизмов его функционирования, если произошел неожиданный выход из строя.

Сроки проведения работ

Сроки замены лифта в многоквартирном доме будут зависеть от сложности и объемов планируемых работ. Исполнителем составляется график работ с указанием последовательности действий. Как правило, сроки назначаются в соответствии с региональной программой.

Кто оплачивает?

Вкладывать средства в содержание и ремонт оборудования обязаны все собственники квартир в доме. Ремонтные работы могут проводиться по результатам проведения общего собрания жильцов.

Жильцы дома могут пойти другим путем и собрать документы для вступления в программу капитального ремонта. Программа подразумевает, что большая часть денежных средств будет выделяться из местного и федерального бюджетов.

Как затребовать принудительно?

Затребовать проведения ремонтных работ можно ранее установленных сроков.

Для этого потребуется:

  • провести ;
  • собрать большее число голосов в пользу ранних сроков проведения работа;
  • оформить результат голосования в протоколе;
  • готовый протокол передается региональным властям;
  • если накопленных средств недостаточно, то жильцам следует задуматься, каким способом можно увеличить бюджет.

Без лифта жизнь для большинства владельцев квартир будет достаточно сложна. В их интересах, чтобы оборудование всегда находилось в исправном состоянии. Если пришло время проводить его ремонт, жильцам не стоит экономить средства или оттягивать проведение работ.

В интернете очень бурно ведется обсуждение положения дел с новыми лифтами, которые массово, в рамках программы по замене аварийных лифтов и капремонту, устанавливаются взамен старых. Но дело в том, что после череды случаев падения лифтов со смертельными случаями (в Алых Парусах упала дочь высокопоставленного чиновника), в регламент приемки лифтов включили Ростехнадзор, который, в свою очередь, все годы до этого лишался своих кадров за неимением средств и «реструктуризации». В итоге имеем то, что имеем: на Москву ВСЕГО ПЯТЬ ИНСПЕКТОРОВ и огромное количество новых лифтов во всех районах.

Но жителям Акулово от этого не легче, т.к. осознаем свою беспомощность в этой ситуации, живя на отшибе в «медвежьем углу». Когда к нам доедут инспекторы Ростехнадзора не знают и в управе, и в управляющей компании. Депутаты сделали все, что смогли. Кулагин С.В. утвердил установку по всем подъездам и подписал акты, а Алейников Г.И. ездил лично на прием в Ростехнадзор и в префектуру. Но везде разводят руками!

  1. После письма в Роспотребнадзор получена «отписка» и
  2. После сообщения на портале «Наш Город» номер №20543005 получена очередная «отписка», что планируемая!!! Т.е. можно трактовать как и 15 июля.

А вот, что по этому поводу есть в интернете:

Лифт застрял в проверках

В ряде регионов не успевают принимать и вводить в эксплуатацию новые лифты, установленные в многоквартирных домах по программе ускоренной замены. Новые подъемники в регионах не могут запустить из-за усиленного контроля.

Жителям, в подъездах которых работы уже завершены, все равно приходится подниматься на свои этажи пешком.

«Мы столкнулись с очень странной проблемой, - сообщила исполнительный директор Национального центра общественного контроля в сфере ЖКХ «ЖКХ контроль» Светлана Разворотнева на слушаниях в Общественной палате. - По стране пошли региональные программы капремонта, реализуется приоритетный ведомственный проект по ускоренной замене лифтов. И вот в части регионов он буксует в связи с тем, что органы Ростехнадзора просто не успевают принимать в эксплуатацию лифты, которые начали меняться в том темпе, в котором они должны меняться. Есть жалобы от граждан, которые говорят, что лифты установили, и они не работают».

Всего в жилом фонде страны сегодня около 440 тысяч лифтов. Программа предполагает ускоренную замену 75 тысяч лифтов к 2022 году и снижение износа лифтового оборудования на 16 процентов без дополнительной финансовой нагрузки на собственников жилья. За 2017 год к программе присоединились 20 регионов.

Проблемы с вводом лифтов в эксплуатацию возникли в Москве, в Московской, Мурманской, Липецкой, Белгородской и Архангельской областях, а также в Хабаровском крае. Причем проблема не техническая. Мастера установили новые лифты и уже покинули объект, работы не ведутся. Но бюрократические проволочки вынуждают жильцов домов заниматься фитнесом поневоле.

«В середине 2017 года было принято постановление правительства и, по сути, возвращен надзор Ростехнадзору за безопасной эксплуатацией лифтов», - рассказывает руководитель комиссии по вопросам лифтового хозяйства Общественного совета при минстрое Сергей Чернышов. Теперь лифт после замены и модернизации вводится в эксплуатацию лишь пройдя контрольный осмотр инспектором Ростехнадзора. Если мы в 2016 году заменили 16 тысяч лифтов, то на 2018 год у нас 20 тысяч лифтов стоит в плане. То есть 20 тысяч проверок инспекторов будет назначено».

Последние пять лет Ростехнадзор не занимался этой деятельностью. В результате был потерян состав инспекторов. И сейчас надзор сталкивается с острой нехваткой кадров. «В Московской области планируется заменить более двух тысяч лифтов, а работают на этой территории только четыре инспектора», - отмечает Сергей Чернышов.

Пока функция надзора за безопасностью лифтов Ростехнадзора была ликвидирована, служба лишилась основной части кадрового состава инспекторов, подтверждают в Ростехнадзоре. «Функции были переданы без увеличения штатной численности, ни единого инспектора нам не дали», - отметила Светлана Радионова, заместитель руководителя Ростехнадзора.

Медленно меняется нормативная база. Из пяти документов, разработанных Ростехнадзором, ни один не был до сих пор принят. Фактически инспекторы выходят на прием и проверку лифтов на свой страх и риск, не имея на это законных полномочий.

Но не только нехваткой кадров объясняется проблема с вводом в эксплуатацию лифтов. У Ростехнадзора есть претензии и к качеству подъемников после замены. Так как многие подрядчики меняют только кабины лифтов, но оставляют старые направляющие и подъемные механизмы. «Если вам заменили кабину, это не значит, что вам заменили лифт, - говорит Светлана Радионова. - Это обман потребителя». В службу нередко поступают жалобы на уже обновленные лифты. «Поменяли лифт, а он начинает дымить, шуметь, не так останавливаться, ездит хуже. Потому что не поменяли лифт - поменяли лифтовую кабину», - говорит она.

Ритуальные услуги РосТехНадзора

Только что - в Орле лифт с пассажиром упал с 14 этажа… Очевидно, что лифты-убийцы есть в каждом большом городе. Они служат оправданием для «ускоренной замены старых лифтов». В этой афере участвуют банки и региональные фонды капремонта, но в основе всей схемы лежит обыденный ритуал – получение разрешения на эксплуатацию лифта

В первый рабочий день нового 2018 года на заседании Правительства РФ под председательством вице-премьера Дмитрия КОЗАКА наконец-то обсудили вопиющую несуразицу: модернизация старых лифтов в рамках капремонта успешно проводится в Москве и Екатеринбурге, однако Ростехнадзор все чаще отказывается визировать акты приемки, ссылаясь на то, что …нет такого понятия ни в одном регламенте – «модернизация». Дескать пишите – «ремонт» или «замена», а модернизация – это слишком расплывчато и зыбко…

Десятки и сотни остановившихся лифтов в стране – это не просто техническая проблема. Все гораздо хуже: руководство Роскомнадзора пытается хоть чем-то прикрыть свою …репутацию на фоне резонансных аварий. В июне 2016 года в элитной высотке на Северо-востоке Москвы погибла женщина: у лифтовой кабины на высоте 7 этажа отвалилось днище. Отвечая на вопросы СМИ вице-президент Лифтового Союза Алексей ЗАХАРОВ высказался вполне однозначно: «Чтобы противовес оборвался и разрушил кабину – должны произойти некоторые события. Например – усадка здания и деформация направляющих…»

Тут следует уточнить, что «направляющие» — это главный элемент безопасности лифта, поскольку от возможного падения лифтовой кабины или противовеса во всех лифтах установлены т.н. «ловители» — автоматическая система торможения.

Лови́тель - устройство безопасности, предназначенное для остановки и удержания подвижных элементов основного устройства при возникновении нештатной ситуации. При работе в обычном режиме колодки располагаются по две стороны от направляющих, свободно скользя вдоль них во время движения кабины. При возникновении увеличения скорости спуска кабины и срабатывании ограничителей одна из станин замыкается, плотно прижимая колодки к направляющим.

Однако именно вокруг этих самых «направляющих» и разгорелся спор между ФКР Москвы и Ростехнадзором. Дело в том, что при массовой замене лифта по столичной программе КР именно стальные направляющие (по вине которых погибла женщина) – не подлежат замене, а, после очистки и выверки оставляются служить …еще на 25 лет! Когда об этом «фокусе» узнали чиновники Минстроя (там с технарями очень негусто) – они обратились с официальным запросом к Ростехнадзору: «…можно ли продолжать использовать действующие направляющие?».

В ноябре 2017 г. был получен «осторожный» ответ зам.руководителя Росстандарта Алексея КУЛЕШОВА: «…замена отработавшего назначенный срок службы лифта с заменой или сохранением старых направляющих не противоречит требованием технического регламента. Установка в здании нового лифта без замены направляющих соответствует международной практике и европейским правовым нормам».

Однако уже в феврале 2018 г. на заседании комиссии ОПОРЫ РОССИИ начальник Управления лифтового хозяйства ФКР Москвы Виктор ДЖАНЖИЕВ привел данные Национального лифтового союза, согласно которым инцидентов и аварий, связанных с использованием старых направляющих в рамках замены лифтового оборудования в жилых зданиях, не зафиксировано.

Джанджиев мог не знать или позабыть смертельный случай в «Алых Парусах», ведь он не москвич. Зато все другие «заседатели» круглого стола в ОПОРЕ – должны были бы хотя бы возразить ему. Однако они этого не сделали, более того, — в резолюции этого собрания т.н. «экспертов» было написано следующее:

«Решили: … прекратить практику применения неправового понятия «модернизация лифта» при замене лифтов; … ограничить функции инспекции Ростехнадзора документарным контролем при вводе лифтов в эксплуатацию после их монтажа в связи с заменой и модернизацией; … принять меры по сокращению сроков принятия решений о вводе лифтов в эксплуатацию после их монтажа в связи с заменой или модернизацией.» Подписи: БЛУДЯН (ООО НПО «ФЕНИКС»), ВАКСМАН (ОАО «ЩЛЗ»), ВОЛЬФ-ТРОП, ВОРОНИН («Русьэкспертлифт»), ДЖАНЖИЕВ (ФКР города Москвы), ЦИМБАРЕВИЧ (ПАО «КМЗ»), ХАРЛАМОВ, ЧЕРНЫШОВ, ШЕЛЕХОВА (Ассоциация «РЛО»), ШКРЯБКО (ОАО «ЩЛЗ»), ШЛЕМЕНКОВ («ОПОРА РОССИИ»), САМОХИН, ЯСТРЕБОВА (ОАО «Мослифт»)

Авторы резолюции в спешке даже не обратили внимание на забавную тавтологию: запретить использование термина «модернизация» — но, при этом – запретить Роскомнадзору препятствовать вводу «модернизированных» лифтов. Поразительное единодушие по поводу преступного «полуремонта» объясняется довольно просто: один амбициозный российский банк почти договорился с правительством об участии в … «ускоренной замене лифтов» по всей стране. А поскольку процент износа лифтов в Замкадье зашкаливает за 60%, — это может стать неплохим приработком для подписантов.

А в марте, в городе Симферополе в шахте лифта погибла молодая женщина и ее шестимесячный сын. Причину будут искать и, разумеется найдут. Роскомнадзор в который уже раз ритуально осудит управляющую организацию за нерадивость. А вчера в Орле мужчина упал в лифте с 14 этажа. И здесь, думается, инспекторы укажут на безграмотного наладчика.

Лифты будут падать и впредь, поскольку Роскомнадзор не решился и струсил исполнить в полном объеме Технический регламент «Безопасность лифтов» (ТР ТС 011/2011), который принимался для того, чтобы на многие годы обеспечить самый высокий уровень безопасности вертикального транспорта на территории Таможенного союза. И подразумевалось этим ТР – именно полное восстановление лифтового парка. Этот же смысл закладывался и в региональные программы капремонта. Каждый узел лифта, отработавшего назначенный срок в 25 лет, планировалось заменить на более современный, надежный и «продвинутый» аналог.