Методические рекомендации «Методические рекомендации по созданию в районах размещения потенциально опасных объектов локальных систем оповещения. В каких ситуациях применяются локальные системы оповещения и какие сигналы гражданской обороны по ним передают

На объектах, где существует опасность химического и радиационного заражения, для оповещения и информирования персонала указанных объектов и населения, проживающего вблизи потенциально опасных объектов, создаются локальные системы оповещения. Локальная система оповещения – это совокупность технических средств объектовой и части территориальной (городской, областной) систем оповещения.

Оповещение населения

Чтобы оперативно оповещать население об авариях на АЭС, химически опасных предприятиях, гидроузлах и других объектах, где особенно велика опасность катастроф, в настоящее время создаются так называемые локальные системы оповещения. С их помощью можно своевременно оповещать не только рабочих и служащих этих объектов, но и руководителей предприятий, учреждений, организаций, учебных заведений, находящихся вблизи них, а также все население, попадающее в зоны возможного заражения, разрушения, катастрофического затопления. Границы таких зон, естественно, определяются заранее. Все предприятия, учреждения и населенные пункты объединяются в самостоятельную систему оповещения. Вместе с тем локальные системы, хотя и самостоятельны, но в то же время являются частью территориальной (республиканской, краевой, областной) системы централизованного оповещения.

Главное преимущество локальных систем — их оперативность, которая в условиях аварий и катастроф так необходима. В критической ситуации дежурный диспетчер сам принимает решение и немедленно подает сигнал. Первоначально он включает сирены объекта и близлежащего жилого массива, звук которых означает сигнал «Внимание всем!». Затем следует речевая информация, поясняющая порядок действий в создавшейся обстановке.

Локальная система должна включаться очень быстро, чтобы информация об угрозе заражения или затопления дошла до граждан раньше зараженного воздуха или волны прорыва и чтобы осталось время для выполнения мер защиты.

Кроме технической стороны дела здесь есть и другая — человеческая. Очень многое зависит от компетентности и ответственности дежурного персонала потенциально опасных объектов. Быстро, почти мгновенно оценить обстановку и немедленно включить систему оповещения — вот главное требование к тем, кто несет дежурство на диспетчерском пункте.

Ответственность за организацию связи и оповещения несут начальники отделов по делам ГО и ЧС всех рангов, а непосредственное обеспечение и поддержание связи в исправном состоянии осуществляют начальники служб связи и оповещения областей, городов, районов и объектов экономики, то есть начальники областных, городских и районных узлов связи. Они отвечают за техническое состояние аппаратуры связи, кабельных и воздушных линий, организуют аварийно-восстановительные и ремонтные работы на сооружениях и коммуникациях. Для выполнения этих задач в их распоряжении находятся специализированные формирования.

Локальные системы оповещения - это комплекс, который объединяет человеческий ресурс, состоящий из дежурных по технических средств, предназначенных для оповещения о ЧС, линий связи и сетей вещания.

Их задачей является:

  • Доведение информации до персонала, находящегося во время аварии на территории.
  • Срочное извещение руководства предприятия.
  • Доведение информации до служб ГО, спасателей.

Обустраивая на производстве локальные следует строго следить, чтобы они сопрягались с системой автоматизированного центрального оповещения города, поселка и т.п., в котором расположены.

При возникновении ЧС, ЛСО решает задачи обеспечивает передачу эвакуационных сообщений, командует эвакуацией, не допускает возникновения паники.

В другое время ЛСО может использоваться для передачи объявлений или фоновой музыки. В любом пространстве, которое предусматривает большое скопление людей (цех, стадион, торговый центр, в театр, учебные заведения, гостиницы, на вокзалы и т.д.), должна в обязательном порядке присутствовать система локального оповещения.

Если рассматривать локальные как технические устройства, то становится понятно: это несколько блоков, связанных воедино.

  • Блок управления. Включает в себя компьютер или, если речь идет об аналоговой системе, матричный
  • Блок коммутации сигналов.
  • Источники и усилители звука. Это могут быть микрофоны на пульте оповещения, ревуны, тонарные сигналы, сирены, т.п.
  • Консоли, стационарные и выносные, позволяющие обеспечить место работы для дежурного диспетчера.
  • Громкоговорители.

Следует заметить, что полноценные локальные системы оповещения должны включать в свой состав сирены для подачи тревожного сигнала, оборудование для речевого или голосового сообщения, световые индикаторы, маячки или т.п. световые устройства.

Система звукового сообщения, издавая сигнал тревоги при помощи сирены или ревуна, привлекает внимание людей, сообщая о ЧС. Услышав этот звук, работники должны быстро эвакуироваться с территории по заранее установленному пути.

Система голосового оповещения (или речевого) может передавать заранее записанную короткую информацию либо речь дежурного диспетчера. Такая информация передается обычно в виде коротких сообщений. Речевое оповещение считается самым информативным.

Система светового оповещения призвана, во-первых, привлечь внимание к происходящему миганием сигнальных огней, стробоскопов либо т.п. Во-вторых, в световую систему оповещения входят работающие автономно таблички, указывающие на расположение выходов или других путей эвакуации.

Локальная система оповещения рассчитывается с учетом особенностей предприятия, его площади, количества помещений. Кроме этого, она должна учитывать архитектурные особенности здания, его план, акустические свойства материала, из которого построено здание.

Именно поэтому локальная система оповещения и все оборудование, которое входит в ее состав, должна соответствовать определенным стандартам.

Одним из способов защиты населения в случае ЧС является его своевременное информирование. Из статьи вы узнаете, что такое локальная система оповещения на предприятии и какие организации обязаны ее создавать.

Из статьи вы узнаете

Что такое локальная система оповещения

Локальная система оповещения (ЛСО) предназначается для того, чтобы довести речевой сигнал и информацию о бедствии до служб гражданской обороны, оперативных служб и населения. Это комплекс технических средств оповещения, состоящий из аппаратуры передачи сигнала, абонентских радиоточек для транслирования его в помещениях, а также уличных громкоговорителей и сирен на крышах зданий и сооружений.

Система центрального оповещения предприятия может быть организована на базе ГТС или ведомственной телефонной станции и сети проводного вещания (радиосети). ЛСО бывают объектовыми и локальными. При задействовании ЛСО используется следующий порядок:

  • Включаются электросирены дистанционно, с пульта управления хозяйствующего субъекта, включается сигнал «Внимание всем!».
  • Дистанционно включается электропитание усилителей проводного вещания (уличный громкоговоритель, радиоточки).
  • Через системы оповещения передается многократно (два-три раза) речевая информация, заранее записанная на какой-либо носитель. Такая передача не должна длиться долее 5 минут.

Какие организации обязаны создавать локальные системы оповещения

Системы оповещения должны быть формироваться и эксплуатироваться на ОПО I и II классов опасности , а также на радиационно и ядерно опасных объектах, различных гидротехнических сооружениях высокой и чрезвычайно высокой опасности. Это требование установлено в Постановлении Правительства РФ от 1 марта 1993 года № 178 .

Мероприятия по устройству, монтажу и техническому обслуживанию ЛСО организует руководитель опасных производственных объектов, который исполняет обязанности по гражданской обороне на предприятии . При этом необходимо участие отдела ГО и МЧС района или города.

Чем отличаются объектовые и локальные системы оповещения

Объектовые отличаются от локальных радиусом своего действия. К объектовым ЛСО относятся сирены. К локальным – радиоточки и громкоговорители. Если радиоточки в квартирах и общежитиях служат для распространения локального сигнала тревоги, уличный громкоговоритель (тарелка) предназначен для оповещения в радиусе слышимости устройства.

Сирены тревоги, устанавливаемые на крышах зданий и сооружений, служат для оповещения на значительные территории. Их устанавливают, например, при угрозах затопления населенных пунктов, находящихся под гидроэлектростанцией, в нижнем бьефе. При этом процесс оповещения не должен превышать 5 минут. Это время дается на то, чтобы население смогло принять меры к эвакуации до волны затопления или до подхода зараженного воздуха.

Где создаются локальные системы оповещения, и в чем их преимущество

ЛСО создаются в каждом населенном пункте, расположенном вблизи потенциально опасных производственных объектов. Главным преимуществом ЛСО является их надежность и неуязвимость. Сигнал передается в пространство по каналам связи, прерывание в системе электроснабжения не влияет на качество сигнала и его передачу. Если электроснабжение прервется, что возможно при чрезвычайных ситуациях, аппаратура ЛСО останется в работе за счет автономных источников электропитания.

Сигнал передается в эфир с заданной мощностью, превышающей радиус воздействия. Речевая информация составлена таким образом, чтобы ее поняли и следовали указаниям все объекты защиты – дети, взрослые, старики.

Объектовые и локальные системы оповещения в школе

Над зданием школы должны располагаться сирены оповещения. Дистанционное управление сиренами осуществляется в районном или городском узле связи. Школьники и персонал школы должны быть заблаговременно обучены правилам поведения при получении сигнала тревоги. Ответственность за подготовку в области гражданской обороны в школе несет руководитель учреждения образования.

Зоны действия СО

При проектировании систем оповещения расчетным путем определяются зоны потенциального действия. Сигнал должен покрывать всю зону действия с уверенным приемом. При этом должна учитываться специфика построения систем телекоммуникаций в районе размещения опасного объекта.

Скачайте

Если речь идет о районах размещения радиационно опасных объектов, сигнал должен быть доступен для пользователей в радиусе 5 км вокруг каждого ОПО, включая населенные пункты за пределами санитарно-защитной зоны предприятий. На химически опасных производственных объектах сигнал должен распространяться в радиусе до 2,5 км. Этого должно хватить для того, чтобы работники объекта успели надеть СИЗОД. Также для гидростанций расчетным путем определяется радиус действия – на расстоянии до 6 км от каждого объекта в зоне возможного затопления.

Техническое обслуживание локальной системы оповещения

Системы оповещения должны эксплуатировать хозяйствующие субъекты, у которых они состоят на балансе. Техническое обслуживание и ремонт осуществляет оперативно-ремонтный персонал категорированных предприятий . ЛСО монтируют на коммутационном оборудовании, с возможностью установки носителя с записанными звуковыми файлами и сигналами тревоги.

Технические средства ЛСО закрепляются за оперативно-ремонтным персоналом предприятия приказом. Назначаются ответственные за их эксплуатацию и техническое обслуживание.

Ответственный обязан вести учет технического состояния и паспорт, своевременно заменять неисправные блоки, пополнять комплект запасных частей и приспособлений (ЗИП). Такой работник должен иметь высшее техническое образование, пройти курсы повышения квалификации по технической эксплуатации ЛСО, а также обучение на заводе-изготовителе оборудования или в авторизованном центре. Технический руководитель должен утвердить график планово-предупредительного ремонта, установить периодичность всех видов технического обслуживания – ежедневного, ТО1, ТО2 в соответствии с пунктом 5.9 Методических указаний МЧС России МЧС РФ от 24 декабря 2002 года.

Паспорт безопасности

После издания приказа о вводе в эксплуатацию ЛСО оформляется паспорт на сооружение. Сооружению присваивается шифр. Паспорт утверждается руководителем организации. Копия приказа передается в отдел МЧС администрации города или района, по месту которого размещен опасный производственный объект.

Форма паспорта приведена в приложении 3 к методическим указаниям МЧС России. В этом документе нужно назвать шифр ЛСО, место его размещения. Также дается краткая характеристика объекта защиты, охват населения и территории ОПО, технические сведения о ЛСО, тип оборудования, вид управления. Паспорт относится к конфиденциальным данным, представляющим угрозу национальной безопасности, поэтому составляется и ведется лицами, имеющими соответствующий допуск.

Всем привет! Рад приветствовать вас на своем блоге, ведь если вы читаете эту статью, то у нас с вами есть общие интересы, правда? Сегодня я постараюсь рассказать вам в каких ситуациях применяются локальные системы оповещения. Кстати, а вы знали ответ на этот вопрос до прочтения этой статьи?

Давно прошли времена Карибского кризиса, когда американцы массово копали противоатомные бункеры-убежища под своими домами. В то время как граждане страны Советов точно знали, где находится защитное подземное сооружение гражданской обороны (ГО) на территории родного предприятия или микрорайона, жилого квартала города, поселка.

Но, учитывая, что американцев по-прежнему всерьез пугают советской российской военной угрозой, которая уже вошла в стадию активного, полномасштабного вторжения, начиная с передовых разведывательно-диверсионных отрядов русских хакеров, умело вскрывающих секреты ЦРУ, Пентагона, вносящие зловещие коррективы в выборы президента США, то готовиться на всякий случай надо ко всякому.

К сожалению, на фоне этой истерии нашей стране необходимо тратить немалые средства, усилия для приведения системы ГО в надлежащее состояние на случай различных чрезвычайных ситуаций (ЧС). Но, нет худа без добра, потому что технические системы ГО, в том числе ЛСО для населения, персонала, работников организаций, предприятий, являются многофункциональными, могут использоваться в различных ситуациях, в том числе в мирное время.

Прежде всего, необходимо знать в каких ситуациях применяются ЛСО – это:

  • Военная угроза. Может быть связана как с ракетным ударом, воздушным налетом, применением химического, бактериологического оружия, так и с непосредственным нападением, внезапным вторжением противника.
  • Катастрофы техногенного характера. Аварии на потенциально опасных объектах (ПОО) – производствах промышленных предприятий, в том числе АЭС, в результате взрыва, пожара, разгерметизации оборудования. Нарушения технологического процесса, а также аварии на любом виде транспорта в черте населенных пунктов, сопровождающиеся выбросами, розливами сильнодействующих ядовитых, химически активных веществ, представляющих угрозу жизни, здоровья людей.
  • Стихийные бедствия. Наводнения, землетрясения, селевые потоки, сходы снежных лавин, лесные пожары, представляющие угрозу для жителей населенного пункта, территории района, области, края.

Главная задача применения локальных систем – своевременное оповещение населения, работников предприятий, организаций о возникновении ЧС, необходимых действиях.

Специалисты ГО, МЧС считают, что оповещение, в том числе с помощью ЛСО, позволит многократно снизить риск угроз населению, в связи с тем, что централизованные сообщения заблаговременно поступят в региональные штабы ГО, управления МЧС, диспетчерские службы особо важных промышленных объектов.

Это даст возможность эвакуироваться из зоны поражения, а в случае военной угрозы укрыться в защитных сооружениях ГО промышленных объектов, населенных пунктов, подвальных этажах зданий капитального строительства.

Заблаговременное оповещение о возможности угрозы в случаях катастроф, аварий техногенного или природного характера позволит провести экстренную, массовую эвакуацию людей, материальных ценностей.

Организация оповещения, эвакуации, других неотложных действий возложена на региональные, городские штабы ГО, а также руководство ПОО. Сигналы о ЧС, передаваемые центральными органами, дублируются подчиненными штабами ГО.

Оповещение о ЧС

Для оповещения используются:


Стоит уточнить, как и для чего создается системы оповещения о ЧС на ПОО, которые можно разделить на 2 группы:

  • ЧС, в результате которой заражается радиоактивными материалами, подвергается отравлению, поражению ядовитыми химически активными веществами, значительная территория вокруг промышленного предприятия, объекта транспортной инфраструктуры или затапливается территория в результате аварии на гидротехническом сооружении.
  • ЧС в результате серьезной аварии, выхода из строя оборудования, нарушения технологического процесса, когда нет опасности для населения на прилегающей территории, но необходимы экстренные меры по эвакуации работников, дежурного персонала, незадействованного для устранения последствий ЧС.

В таких случаях ЛСО решают следующие задачи:

  • Оповещение персонала объекта, населения, проживающего на прилегающей территории, которая может попасть в зону поражения опасными факторами случившей аварии.
  • Оповещение регионального штаба ГО, руководства объекта, предприятий, организаций, находящихся в зоне возможного заражения, угрозы отравления, наводнения.

Следует сказать, что, по оценке специалистов МЧС и ГО, работа по созданию ЛСО на большинстве ПОО в настоящее время не отвечает требованиям многочисленных нормативных актов, изданных государственными органами, различными ведомствами, касающихся этой проблемы. По некоторым сведениям, полностью соответствуют нормативам не более 10% ЛСО объектов.

В первую очередь, это связано с нежеланием руководства предприятий нести дополнительные материальные затраты, связанные с проектированием, монтажом, обслуживанием систем оповещения, тем более предназначенных на случай гипотетической «атомной войны», а также мало чем подкрепленной твердой уверенности в том, что на их объектах никаких аварий быть не может.

В то же время правильно спроектированная, грамотно смонтированная, регулярно обслуживаемая ЛСО объекта может также использоваться как для передачи сообщений, объявлений, трансляции радиопрограмм по различным зонам оповещения, так и для управления производственными, технологическим процессами, что делает ее создание не только вынужденным хоть и необходимым мероприятием, но и выгодной предприятию технической системой оперативного управления.

Сигналы ГО

Официально установлено 5 сигналов ГО:


Информация о последних сигналах заложена в самом названии, более конкретные данные, указания о необходимых действиях при этих ЧС, будут переданы в сообщениях по радио, телевидению, а также локальными системами оповещения в районах, зонах, территориях размещения ПОО.

Кроме того, региональными подразделениями ГО, управлениями МЧС, руководством, штабами ГО опасных объектов, разрабатываются сценарии действий на случай различных ЧС, дополнительные сигналы на случай техногенных, природных катастроф, речевые сообщения на случай стихийных бедствий: «Наводнение», «Ураган», «Лесной пожар».

Подводя итог, следует сказать, что только адекватное понимание угрозы, знание несложных сигналов ГО, быстрые действия без ненужных в таких чрезвычайных ситуациях раздумий, паники могут спасти жизнь, здоровье себе, близким людям.

На сегодня у меня все, надеюсь, что информация, которую вы получили, была достаточно интересной и полезной для вас. Если это действительно так — сделайте репосты статьи на свою страницу в социальных сетях. Не забудьте подписаться на обновления блога, чтобы узнавать о новых статьях моего блога в числе первых. до новых встреч, пока-пока.

Создание локальных систем оповещения определено требованиями постановления Правительства Российской Федерации от 1 марта 1993 года № 178 «О создании локальных систем оповещения в районах размещения потенциально опасных объектов».

К таким объектам отнесены, в первую очередь, атомные станции, химически опасные предприятия, гидроузлы с напорной плотиной, при возможном разрушении которой может образоваться зона катастрофического затопления.

Ответственность за организацию оповещения в районах размещения потенциально опасных объектов возлагается на министерства, ведомства и организации, в ведении которых находятся потенциально опасные объекты.

На МЧС России возложена функция контроля за созданием и состоянием локальных систем оповещения.

При возникновении чрезвычайной ситуации на потенциально опасном объекте оперативность задействования соответствующей территориальной системы централизованного оповещения населения может оказаться недостаточной. К тому же в территориальной системе оповещения очень сложно, а подчас и невозможно, выделить требуемый для оповещения участок вокруг потенциально опасного объекта, поэтому оповещать придется целый район или город, но со значительной задержкой во времени.

Поэтому гораздо более эффективной является организация оповещения населения, проживающего вблизи опасного объекта, непосредственно дежурным диспетчером предприятия.

Установлены следующие зоны действия локальных систем оповещения:

в районах размещения ядерно- и радиационноопасных объектов - в радиусе 5 км вокруг объектов (включая поселок объекта);

в районах размещения химически опасных объектов -- в радиусе до 2,5 км вокруг объектов;

в районах размещения гидротехнических объектов (в нижнем бьефе, в зонах затопления) - на расстоянии до 6 км от объектов.

Локальная система оповещения представляет собой организационно-техническое объединение дежурно-диспетчерских служб потенциально опасного объекта, специальной аппаратуры управления и средств оповещения, а также линий связи, обеспечивающих передачу сигнала «Внимание всем!» и речевой информации до персонала объекта и населения в зоне ответственности локальной системы оповещения данного объекта.

Для сокращения времени доведения информации об аварии практически везде между дежурными службами потенциально опасных объектов и оперативными дежурными местных органов управления ГОЧС организованы прямые телефонные линии связи, которые, в ряде случаев, продублированы и каналами радиосвязи, что позволяет повысить надежность оповещения и сократить время на передачу информации в случае возникновения аварии.

Для групп потенциально опасных объектов, размещенных компактно в пределах крупных промышленных центров (зон), предусматривается создание объединенных локальных систем оповещения с централизованным управлением от местных органов управления ГОЧС. Создание таких объединенных локальных систем оповещения позволяет объединить финансовые возможности объектов, которые в одиночку часто просто не могут профинансировать создание отдельной локальной системы.

Решение вопросов финансирования в настоящее время является основным при создании локальных систем оповещения. В постановлении правительства по созданию локальных систем оповещения отдельно раскрывается вопрос финансирования их строительства. При строительстве новых потенциально опасных объектов это финансирование осуществляется за счет средств, выделяемых на строительство данных объектов. На действующих потенциально опасных объектах, осуществляющих хозяйственную деятельность, финансирование осуществляется за счет собственных средств этих объектов, а находящихся на бюджетном финансировании -- за счет средств соответствующих бюджетов.

В локальных системах оповещения находят применение в основном те же средства, что и в системах оповещения территориального и местного уровней - электрические сирены, уличные громкоговорители и сети проводного вещания.