Международные отношения ссср 50 60 гг. Значение Карибского кризиса

Во внешней политике страны с середины 1950-х гг. наметились позитивные сдвиги. Улучшились отношения СССР с Турцией, Ираном, Японией (с ней в 1956 г. была подписана декларация о прекращении состояния войны и восстановлении дипломатических отношений). В 1958 г. было заключено соглашение с США о сотрудничестве в области культуры, экономики, обмена делегациями ученых, деятелей культуры. В 1959 г. состоялся первый в истории визит главы СССР Н. С. Хрущева в США для переговоров с президентом Д. Эйзенхауэром. Произошла нормализация отношений с Югославией. Снизился уровень конфронтации с Западом. Мирное сосуществование виделось в качестве единственно возможной альтернативы ядерной войны. Советский. Союз выступил инициатором в области разоружения, приостановки испытаний ядерного оружия, ликвидаций военных баз на чужих территориях. В отношениях с социалистическими странами Восточной Европы политика СССР не претерпела существенных изменений, хотя они в период “оттепели” и получили несколько большую политическую самостоятельность. Когда осенью 1956 г. правительство Венгрии, опираясь на поддержку широких слоев народа и армии, попыталось выйти из жестокой зависимости от СССР, это было расценено как контрреволюционный мятеж. Восстание было подавлено советскими войсками. В 1961 г. серьезный кризис вызвали события, связанные со статусом Западного Берлина. На встрече Хрущева с президентом США Дж. Кеннеди не удалось достигнуть понимания по этому вопросу. “Витрина” же Запада в центре ГДР создавала множество проблем для ее руководства. Тогда с согласия СССР за одну ночь вокруг Западного Берлина была воздвигнута стена из колючей проволоки и бетонных плит. Строительство Берлинской стены, как и события в Венгрии, отрицательно сказалось на развитии международных отношений в Европе и мире. Во второй половине 1950-х - начале 1960-х гг. ухудшились отношения СССР с Китаем и Албанией. Эти страны проявили недовольство осуждением в Советском Союзе культа личности. Высшей точкой обострения отношений между СССР и США стал Карибский кризис 1962 г. Поводом к нему послужил ввоз Советским Союзом на Кубу ядерных ракет средней дальности. Могла разразиться ядерная война. И лишь благодаря тому, что обе стороны не поддались эмоциям, этого не произошло. СССР вывез ракеты с Кубы, а США взамен обязались не вторгаться на Кубу и вывести из Турции ракеты, нацеленные на СССР. Карибский кризис заставил СССР и США пойти на диалог. В 1963 г. в Москве был подписан Договор о запрещении испытаний ядерного оружия в атмосфере, космическом пространстве и под водой. К середине 1960-х произошла определенная стабилизация международной обстановки.

Состоявшийся в конце февраля 1956 г. XX съезд КПСС явился поворотным пунктом в истории страны. К этому времени стала очевидной необходимость решительно порвать с прошлым, сказать правду о массовых репрессиях, вскрыть причины глубоких деформаций в советском обществе. Съезд, и особенно секретный доклад на нем Н. С. Хрущева “О культе личности и его последствиях”, оказал огромное влияние на сознание людей, на развитие общественной мысли. Он дал толчок процессу обновления общества, развенчания социальных мифов сталинизма, положил начало освобождению общественного сознания от догм и идеологических стереотипов. В докладе Хрущева был дан психологический портрет Сталина как политического деятеля, который отличался властолюбием, жестокостью, недоверием, подозрительностью, мстительностью. Приводились факты необоснованных репрессий, расправ с видными партийными и государственными деятелями, преследования членов их семей. Осуждая.преступления Сталина, докладчик, однако, не вскрыл природу авторитарной власти. Разоблачение культа личности Сталина осуществлялось людьми, которые сами были соучастниками многих злодеяний. Несвободен был в своих оценках и поступках и сам Хрущев, решившийся на такой смелый шаг. Поэтому разоблачение культа личности во второй половине 1950-х гг. сводилось лишь к ликвидации -да и то неполной - наиболее негативных сторон тоталитарного режима. Весной и летом 1956 г. в стране происходило очень важное событие - массовое освобождение почти всех политических заключенных из лагерей и мест “вечной ссылки”. Одновременно началась реабилитация большинства погибших в 1937-1955 гг. узников лагерей и тюрем. Была восстановлена национальная автономия балкарского, чеченского, ингушского, калмыцкого и карачаевского народов, упраздненная в годы войны. Часть законодательных функций властных структур была передана из центра на места. В целом же процесс начальной десталинизации отличался противоречивостью. Очень часто попытки выйти за пределы прежних взглядов решительно пресекались. В частности, когда в Москве, Ленинграде, Киеве возникли кружки студенческой молодежи, ставившие своей целью глубокое осмысление политического механизма советского общества, их участники были арестованы и осуждены.

Разделение мира на 2 лагеря после второй мировой

В середине 50-х годов на мировой арене четко обозначилось два противоположных общественных лагеря, представляющих капиталистическую и социалистическую системы социально-экономического развития. Если до второй мировой войны на долю социализма приходилось 17% территории земного шара, 9% населения и 7% мировой продукции, то в 1958 г. страны социализма занимали 26% территории, где проживало 35% населения мира и производилось 1/3 продукции всего мирового хозяйства. Лидерами различных общественно-политических систем были США и СССР, обладающие не только огромными экономическими базами, но и ядерным оружием. Идеологическое противостояние все более обострялось, порождая упрощенное видение международных отношений, которое определялось делением народов на «своих» и «чужих», «друзей» и «врагов». В соответствии с этой логикой каждая страна должна была четко определить свое место в этом глобальном противоборстве.

Внешнеполитические цели капитализма и социализма были также противоположны и взрывоопасны, так как США стремились остановить распространение коммунистических идей, СССР вел наступление социализма по всему международному фронту. XX съезд КПСС в 1956 г. наметил широкую программу внешнеполитической деятельности, подчеркнув, что она носит мирный характер, хотя Советский Союз готов отстаивать марксистко-ленинские идеи и с помощью силы. «Коренная проблема предстоящего семилетия (1959-1965 гг.), - отмечал Хрущев на XXI съезде КПСС, - это проблема максимального выигрыша времени в мировом экономическом соревновании социализма с капитализмом». Однако столь уверенное заявление советского лидера превращалось в очередной миф, так как большая часть государственного бюджета расходовалась на вооружение и материальную помощь идеологическим союзникам.

Не проводя глубокого анализа «холодной войны», необходимо подчеркнуть, что логика конфронтации не способствовала компромиссам, учитывающим интересы партнеров на международной арене. Идеология и практика марксизма-ленинизма, базировавшаяся на представлениях неминуемости краха буржуазного строя, непримиримости социализма и капитализма, обострения идеологической борьбы по мере строительства социализма, продолжали служить основой внешнеполитического курса СССР. Все это не просто культивировало образ врага, но и укрепляло командно-административную систему всего социалистического блока во главе с КПСС. К тому же «отпадение от капитализма всех новых стран; ослабление позиций империализма в экономическом соревновании с социализмом; распад колониальной системы империализма; обострение противоречий империализма с развитием государственно-монополистического капитализма и ростом милитаризма; усиление внутренней неустойчивости и загнивания капиталистической экономики, проявляющейся в растущей неспособности капитализма полностью использовать производительные силы (низкие темпы роста производства, периодические кризисы, постоянная недогрузка производственных мощностей, хроническая безработица); нарастание борьбы между трудом и капиталом; резкое обострение противоречий мирового капиталистического хозяйства; небывалое усиление политической реакции по врем линиям, отказ от буржуазных свобод и установление в раде стран фашистских, тиранических режимов; глубокий кризис буржуазной политики и идеологии - во всем этом находит свое выражение общий кризис капитализма», - было сказано в Программе КПСС. Таким образом, в основе проводимой СССР внешней политики в середине 50-х-середине 60-х годов лежало утверждение руководителей Советского Союза о неизбежной гибели капитализма и наступательности социализма.

Укрепление социалистического содружества

Основой международных отношений Советского Союза являлось укрепление социалистического содружества. Экономический союз европейских социалистических стран (СЭВ), образованный в 1949 г., был подкреплен политическим и оборонительным блоком - Организацией Варшавского Договора в мае 1955 г. СЭВ и ОВД были открыты для присоединения других государств независимо от их общественного и государственного строя. В случае создания системы коллективной безопасности в Европе, ОВД утрачивал силу 1 . С середины 50-х годов стали постоянны встречи партийно-правительственных делегаций соцстран, консультативные совещания министров иностранных дел, обороны, секретарей ЦК компартий. Сплочению социалистических стран способствовала декларация Советского правительства от 30 октября 1956 г. об основах развития и дальнейшего укрепления дружбы и сотрудничества СССР с другими социалистическими странами. Западные державы во главе с США создали в 1949 г. НАТО, в 1954 г. - СЕАТО, в 1955 г. - СЕНТО и Багдадский пакт. Вместе с тем, заключая различные соглашения с коммунистическими режимами соцстран, советское руководство решительно пресекало демократические требования их народов. В октябре-ноябре 1956 г. советские войска подавили народно-демократическую революцию в Венгрии.

Пытаясь удержать соцстраны на путях централизованного, планового развития, Советский Союз только в 50-х годах пре-доставил им 21 млрд руб. кредита. С помощью СССР воздвигалось около 400 промышленных предприятий, формировались целые отрасли промышленности: в Польше - автомобилестроение, в Румынии - станкостроение, в Болгарии и ГДР - химическая промышленность. Около 70% всего внешнеторгового оборота СССР приходилось на соцстраны. В июне 1962 г. совещание СЭВ одобрило «Основные принципы международного социалистического разделения труда» и наметило программу долгосрочного расширения и укрепления экономического и научно-технического сотрудничества. К ранее объединенным энергосистемам Румынии, Венгрии, ГДР, Польши и Чехословакии в 1962 г. была подключена Западноукраинская энергосистема, и начались поставки электроэнергии из СССР в Венгрию. В 1964 г. вступил в строй международный нефтепровод «Дружба», по которому из СССР нефть поступала в Польшу, Венгрию, Чехословакию и ГДР.

Наряду с тесными экономическими отношениями СССР с соцстранами в середине 50-х годов обострились взаимоотношения с Югославией, Китаем и Албанией. Основной причиной расхождений являлось различие взглядов на формы и методы социалистического строительства.

Рассматриваемый период в развитии мировой социалистической системы характеризуется ее распространением на одну из стран Западного полушария - Кубу, где 1 января 1959 г. победила народная революция. 10 января 1959 г. Советское правительство установило с правительством Фиделя Кастро Рус дипломатические отношения. Оценивая советскую помощь и поддержку Кубе, Фидель Кастро в 1971 г. заявил: «В решающие моменты нашей революции, в моменты, когда речь шла о жизни и смерти нашей страны, когда нас лишили всей сахарной квоты, когда нас лишили всей нефти и обрекли наш народ на голодное вымирание или на уничтожение, когда против нас готовили вторжение, мы получили советский рынок, горючее из Советского Союза... И неизменно, постоянно на протяжении всех этих лет он оказывал нам величайшую помощь, проникнутую, бесспорно, духом интернационализма».

Отношения СССР с капиталистическими странами

Большое значение для разрядки международной напряженности имело развитие и укрепление экономических и культурных контактов СССР с капиталистическими странами. В 1958 г. товарооборот СССР вырос почти в три раза по сравнению с 1950 г. В конце 50-х годов СССР вел торговлю с 70 странами мира, а в середине 60-х годов - со 100, причем с 73 странами она велась на основе межправительственных торговых соглашений. До второй мировой войны Советский Союз занимал по размерам внешнеторгового оборота 16-е место в мире, а в 1965 г. - 5-е.

Большое значение для нормализации отношений в мире имела проблема ликвидации остатков второй мировой войны. В 1955 г. Советское правительство приняло решение о возвращении на родину находящихся в СССР немецких военнопленных. В сентябре 1955 г. в Москву прибыл канцлер ФРГ К.Аденауэр. В результате были установлены дипломатические отношения между СССР и ФРГ, однако мирного договора подписать не удалось, вследствие чего в дальнейшем отношения между странами обострились. 13 августа 1961 г. в одну ночь была воздвигнута бетонная стена вокруг Западного Берлина и установлены контрольно-пропускные пункты на границе.

Важным событием стало подписание 19 октября 1956 г. советско-японской декларации о восстановлении дипломатических отношений между странами, но мирный договор не был подписан из-за претензий Японии на «северные территории» - острова Итуруп, Кунашир, Хабоман и Шикотан.

Осенью 1959 г. состоялся первый в истории визит главы Советского правительства Хрущева в США. С президентом США Д.Эйзенхауэром была достигнута договоренность о встрече глав правительств СССР, США, Великобритании и Франции в мае 1960 г. в Париже. Однако встреча была сорвана пиратским полетом над территорией Советского Союза американского самолета-шпиона У-2.

Обостряли взаимоотношения СССР с капиталистическими странами различные акты территориальных и идеологических претензий. Так, в ответ на сближение с СССР национально-демократического правительства Г.А.Насера осенью 1956 г. Англия, Франция и Израиль попытались силой вернуть Суэцкий канал и военные базы в Египте. Однако Советское правительство ультимативно потребовало прекратить тройственную агрессию против Египта.

Осенью 1957 г. на границе миролюбивой Сирии были сконцентрированы крупные вооруженные силы Турции, угрожая ее самостоятельности. Советское правительство предупредило, что не оставит в беде народ Сирии, если он подвергнется нападению.

Во второй половине 1958 г. в районе Тайваньского пролива создалась опасная обстановка. Возникла реальная угроза войны. Советское правительство категорически заявило, что нападение на Китайскую Народную Республику оно будет расценивать. как нападение на СССР и придет на помощь КНР всеми своими вооруженными силами.

Таким образом, конфронтация между социалистическими и капиталистическими странами неоднократно ставила мир на грань войны, вела к усилению международной напряженности гонке вооружений, ослабляла складывающиеся нормальные, равноправные, взаимовыгодные отношения.

Поддержка национально-освободительного движения в других странах

Одной из мощнейших сил в борьбе с империализмом советское руководство считало национально-освободительное движение колониальных и зависимых стран, которое в середине 50-х-начале 60-х годов достигло больших масштабов. Советский Союз всеми силами оказывал моральную поддержку и практическую помощь народам, борющимся за свое национальное становление. В 1955 г. Индию, Бирму и Афганистан посетила советская правительственная делегация на высшем уровне во главе с Хрущевым и Булганиным. В итоге переговоров была значительно расширена советская помощь: Индии - в строительстве ряда заводов тяжелой промышленности; Афганистану - в развитии сельского хозяйства, строительстве ирригационных сооружений, гидроэлектростанций и др. В 1955- 1956 гг. СССР заключил соглашения об экономическом и культурном сотрудничестве, займах и кредитах с Камбоджей, Цейлоном, Индонезией, Сирией, Ливаном, Ганой, Гвинеей, Эфиопией, Аргентиной, Уругваем, Йеменом и другими странами.

Дружба и сотрудничество с Советским Союзом молодых независимых государств, создавали условия для развития и укрепления их экономики, поднимали их международное значение и влияние, способствовали самостоятельному развитию народов.

Большое значение для окончательной ликвидации колониального гнета во всех его формах и проявлениях имел проект Декларации о предоставлении независимости колониальным странам и народам, внесенный Советским Союзом на рассмотрение XV сессии Генеральной Ассамблеи ООН в 1960 г. Все страны мира, кроме колониальных держав - США, Великобритании, Франции, Португалии, Бельгии, Южно-Африканского Союза, Испании, Австралии и Доминиканской Республики - 14 декабря приняли Декларацию.

5 февраля 1960 г. по инициативе общественных и правительственных кругов многих стран Азии, Африки и Латинской Америки ВЦСПС, Советский комитет солидарности стран Азии и Африки, Союз советских обществ дружбы и культурных связей с зарубежными странами учредили Университет дружбы народов в Москве. 22 февраля 1961 г. ему было присвоено имя Пат-риса Лумумбы, отдавшего жизнь в борьбе за свободу и независимость Конго. В 1965 г. в УДН обучалось 3 тыс. студентов и свыше 100 аспирантов из 82 стран. Кроме того более 12 тыс. студентов из развивающихся стран обучались в вузах других городов Советского Союза. Необходимо отметить, что наряду с общеобразовательными и специальными дисциплинами иностранные студенты изучали обязательную для всех историю КПСС.

Большое внимание проблемам национально-освободительного движения, борьбе против колониальной системы империализма, перспективам развития стран, добившихся политической независимости, уделило Совещание представителей коммунистических и рабочих партий, состоявшееся в Москве в 1960 г.

Наряду с мирными формами поддержки национально-освободительного движения народов Советский Союз использовал и свое военное давление на агрессоров и оказывал помощь вооружением, обучением кадров для национальных армий. Непреклонная позиция СССР помогла отстоять независимость арабских стран: в 1956 г. - Египта, в 1957 г. - Сирии, в 1958 г. - Ливана, Ирака, Иордании, в 1962 г. - Йемена, Алжира; способствовала освобождению Западного Ириана (Индонезия) 6т господства Голландии. Были поддержаны в антиимпериалистической борьбе народы Панамы и Кипра. Советский Союз выступил против вмешательства бывших колонизаторов во внутренние дела Конго, Занзибара, Гвинеи-Бисау, Анголы, Мозамбика и др. Таким образом, советское руководство в сшей политике поддержки национально-освободительного движения отдавало предпочтение странам, ориентированным на дальнейшее социалистическое развитие.

Борьба за ослабление международной напряженности

Пытаясь выйти из обостряющейся конфронтации, советское руководство искало различные пути и методы разрешения конфликтных ситуаций, не забывая и об усилении своей военной мощи. В 1956 г. XX съезд КПСС констатировал, что в СССР нет классов или групп, заинтересованных в войне; экономика Советского государства носит мирный характер и для своего развития не нуждается в войнах. Советский Союз отвергает войну как средство развязывания революции в других странах, он исходит из того, что установление нового общественного строя в той или иной стране - это внутреннее дело народа каждой страны.

Вместе с тем Советский Союз к концу 50-х годов уже имел огромный потенциал термоядерного оружия, способного поразить любую точку на земле. Большинство промышленности СССР было занято в сфере военного производства, советское руководство было настроено решительно в целях достижения всемирного социализма. КПСС считала оппортунизмом любое соглашение с капиталистами по поводу управления обществом. 18 сентября 1959 г. Советский Союз внес на рассмотрение XIV сессии Генеральной Ассамблеи ООН проект Декларации о всеобщем и полном разоружении, в основе которого лежали идеи Конвенции о всеобщем и полном разоружении, предложенные СССР еще в 1928 г.

Конечно, уничтожение всех видов вооружений до минимального уровня, необходимого для поддержания порядка внутри каждой страны, было нереально в период идеологического противоборства двух противоположных социально-экономических систем государственного развития. Однако сокращение вооружения и армий было реальным и необходимым. В январе 1960 г. СССР в одностороннем порядке сократил свои Вооруженные Силы на 1 200 000 человек, затем внес в ООН предложения о немедленном прекращении испытаний атомного и водородного оружия, о создании в Центральной Европе и на Балканах безатомной зоны, о выводе всех иностранных войск с территорий европейских государств и ликвидации военных баз на чужих территориях. Советский Союз настойчиво добивался заключения пакта о ненападении между государствами НАТО и ОВД, а также заключения соглашения о предотвращении внезапного нападения одного государства на другое и т.д.

Исходя из того, что не удавалось договориться о запрещении всех видов испытаний ядерного оружия, Советское правительство предложило правительствам США и Великобритании подписать соглашение о прекращении испытаний ядерного оружия в атмосфере, космосе и под водой. 5 августа 1963 г. соглашение было подписано в Москве.

Осенью 1963 г. на XVIII сессии Генеральной Ассамблеи ООН было принято советское предложение «не размещать в космическом пространстве любые объекты с ядерным оружием или другими видами оружия массового уничтожения».

В конце 1963 г. Советское правительство обратилось с посланием к главам государств стран мира, в котором предложило заключить договор или соглашение об отказе государств от применения силы для решения территориальных споров и вопросов о границах, что несомненно способствовало бы ослаблению международной напряженности, предотвращению войны.

29 января 1964 г. был опубликован меморандум Советского правительства «О мерах, направленных на ослабление гонки вооружений и смягчение международной напряженности». В нем были предложены различные меры, направленные на быстрейшее достижение соглашения о всеобщем и полном разоружении, среди которых: сокращение общей численности вооруженных сил государств; сокращение военных бюджетов на 10-15%; уничтожение бомбардировочной авиации; запрещение испытаний ядерного оружия под землей и др.

Таким образом, в середине 50-х-середине 60-х годов СССР выдвигал различные конкретные предложения, направленные на укрепление мира, создание доверия между капитализмом и социализмом, снижение военного потенциала противоборствующих сторон. Однако слова не всегда подкреплялись делами, предложения часто не соответствовали взаимной удовлетворенности сторон.

Дипломатия СССР при Хрущеве

Активизация внешней политики середины 50-х-середины 60-х годов во многом связана с эмоциональной личностью и кипучей деятельностью руководителя Советского государства Никиты Сергеевича Хрущева. В отчетном докладе ЦК XX съезду партии он выдвинул ряд важнейших теоретических положений по внешнеполитической деятельности КПСС. Исходя из понимания гибели всего человечества в термоядерной войне, Хрущев настойчиво искал мирный путь социалистического наступления, что встречало яростное сопротивление со стороны «ястребов» военного курса. Все это не только обостряло идеологическое противоборство, но и усиливало военное противостояние. Вследствие противоречия теории и практики КПСС принцип мирного сосуществования двух противоположных общественных систем был очень непрочным. Да и сам Хрущев понимал это, заявив полушутя, полусерьезно американскому президенту: «У нас с вами соревнование - кто кого быстрее закопает».

Н.С.Хрущев - первый советский руководитель высшего ранга, начавший систематические поездки за рубеж, встречи и переговоры на высшем уровне. Проводя твердую, непримиримую внешнюю политику, он сумел вывести Советский Союз без военных конфликтов из Суэцкого, Берлинского, Карибского кризисов.

Вместе с тем именно позиция советского лидера во многом обострила международные отношения. По мнению Хрущева, Албания вела себя «не по своим масштабам». Результат - разрыв отношений Албании с СССР и соцсодружеством. Непримиримость к Мао Цзэдуну обернулась прекращением поставок в Союз концентрата вольфрама и риса, другого сырья, промышленных товаров и продовольствия. Не способствовали поднятию авторитета Советского Союза грубые изречения Хрущева: «Мы вас побьем! Мы вас закопаем!», воспринимаемые американцами в буквальном смысле, хотя выражали они программное положение о неизбежности экономической победы коммунизма во всем мире. «У нас производство ракет поставлено на конвейер, - грозно предупреждал Хрущев своих потенциальных противников, - ракеты выходят как колбаса из автомата». Остается сожалеть, что было не наоборот.

Неуемная задиристость советского лидера исходила из идеологической запрограммированности образа врага. Казалось, история работает на нас: рушилась колониальная система империализма; в СССР был «полностью и окончательно построен социализм», по сводкам ЦСУ СССР, ежегодный прирост советской продукции составлял 10-15%, «Советы вырвались в космос»; осудив культ личности Сталина, «советский народ обрел свободу» и был полон энергии и активности, хотя и не верил своему лидеру - Хрущеву, что в 80-е годы СССР обгонит США и советские люди будут жить уже при коммунизме. Многие иллюзии и воинственность руководителя передавались широким слоям общества. Конфронтационность, упрощенное видение мира сводили на нет результаты всеобщего мира, вели к обострению международной обстановки, росту военных расходов, снижению жизненного уровня народа.

Пытаясь показать «преимущества, приоритеты первой страны социализма», расширение и укрепление социалистической системы, единство политических взглядов, Хрущев по-барски раздавал советские награды, присваивал звание Героя Советского Союза. Были отмечены золотыми звездами лица, ничего общего не имеющие с героизмом советских людей - Фидель Кастро, Янош Кадар, Гамаль Абдель Насер, Мухаммед Амар, Бел Белла и даже убийца Троцкого - Рамон Меркадер. Не обошел «хозяин» и себя, закончив карьеру с четырьмя звездами Героя Социалистического Труда.

Источники и литература

Борисов О.В., Колосков Б. Т. Советско-китайские отношения, 1945-1970. М., 1972.

Кирпиченко В.А. Из архива разведчика. М., 1993.

Советский Союз в борьбе за ликвидацию колониальной системы. (1960-1982 гг.); Документы и материалы. М, 1984.

Советский Союз и Организация Объединенных Наций. Т. 1-2. М., 1965.

Хрущев СЛ, Никита Хрущев: кризисы и ракеты: В 2 т. М, 1994.

Шектор Дж., Дерябин П. Шпион, который спас мир: Как советский полковник изменил курс «холодной войны». В 2 кн. М., 1993.

Внешняя политика СССР в начальный период “оттепели” велась в условиях “холодной войны”. Стоит сказать, для ее ослабления требовались новые, более дипломатические, гибкие подходы к решению мировых проблем.

ХХ съездом КПСС (1956 г.) был определен принцип мирового сосуществования государств с различным социально-политическим строем, что позволило СССР направить усилия на разрядку международной напряженности .

Стоит сказать - политика мирного сосуществования, чередуя давление с компромиссами и не доводя дело до войны, объясняет сложное на первый взгляд переплетение противоречивых инициатив советской дипломатии, в период 1956 — 1964 гг. сочетавшей угрозы с предложениями разрядки мировой напряженности.

Принятая в отношении Запада политика предполагала в первую очередь полное признание им итогов второй мировой войны и завоевания “социалистического лагеря”.

После ХХ съезда КПСС началось преодоление наиболее острых проявлений “холодной войны”, стали налаживаться экономические, политические и культурные связи СССР с капиталистическими странами .

Н.С.Хрущев и Д.Эйзенхауэр в Белом доме

В январе 1954 г. в Берлине состоялось совещание министров иностранных дел США, Великобритании, Франции и СССР, обсуждавших вопросы, связанные с Индокитаем, Кореей, германскую проблему, коллективную безопасность в Европе.

В июле 1955 г. , десять лет спустя после Постдама, в Женеве вновь встретились главы великих держав — СССР, Великобритании и Франции . В центре внимания совещания находились связанные между собой германский вопрос и вопрос о европейской безопасности. В 1955 г. советское правительство приняло решение о возвращении на родину всех находившихся в СССР немецких военнопленных. Были установлены дипломатические отношения между СССР и ФРГ. Крупным достижением в международной сфере стало подписание в мае 1955 г. представителями СССР, США, Англии, Франции и Австрии Договора о восстановлении независимости Австрии.

В июне 1961 г . в Вене состоялась первая встреча Н.С. Хрущева с новым Президентом США Д. Кеннеди . Не ней было решено установить прямую телефонную связь между Кремлем и Белым Домом. При этом обстановка в Берлине вновь обострилась. В результате 12 августа 1961 г. в одну ночь была воздвигнута бетонная стена вокруг Западного Берлина и установлены контрольно-пропускные пункты на границе. Это вызвало еще большую напряженность как в самом Берлине, так и в международной обстановке в целом.

Не менее напряженной оставалась обстановка и на Ближнем Востоке, особенно после того, как в Египте пришло к власти в 1952 г. национально-демократическое правительство Г.А. Насера.

Первостепенной задачей во внешнеполитической сфере являлась борьба за разоружение . Стремясь переломить опасный ход событий, СССР за период 1956 — 1960 гг. в одностороннем порядке сократил ϲʙᴏи Вооруженные Силы на 4 млн. человек. В марте 1958 г. СССР в одностороннем порядке прекратил испытания всех видов ядерного оружия, выразив тем самым надежду, что его примеру последуют и другие страны. При этом эта акция не нашла тогда отклика у США и их союзников по НАТО. Концепция всеобщего и полного разоружения была вынесена СССР в 1959 и 1960 гг. на обсуждение XIV и XV сессий Генеральной Ассамблеи ООН.

Выступление Н.С.Хрущева на XIV сессии Генеральной Ассамблеи ООН 18 сентября

Но США и их союзники заблокировали и данные советские предложения.

Стоит сказать - политический союз стран Не стоит забывать, что варшавского договора — СССР, Стоит сказать - польша, Румыния, Болгария, Албания, Венгрия, ГДР и Чехословакия — ставил ϲʙᴏей задачей поддержание мира в Европе и обеспечение безопасности государств ОВД .
Стоит отметить, что основными направлениями взаимного сотрудничества стран ОВД были: внешняя торговля, координация народно-хозяйственных планов, научно-техническая политика, культурные связи. Росла помощь СССР социалистическим странам в строительстве промышленных объектов.

При этом политика по отношению к социалистическим странам носила не только характер сотрудничества, но и открытого вмешательства , когда дело касалось угрозы “социалистическому лагерю” со стороны антисоветских сил. Так, в 1956 г . произошли антисталинские и антисоветские выступление в Стоит сказать - польше . Хрущев вначале приказал вести танки в Не стоит забывать, что варшаве, но в итоге решил договориться с представителями польского сопротивления. Но в Венгрии в 1956 г . разразился более тяжелый кризис, и вспыхнувшее в Будапеште восстание было подавлено объединенными вооруженными силами стран-участников ОВД.

В 1962 г . назрел кризис на Кубе , когда советским руководством было принято решение установить там ядерные ракеты средней дальности. Материал опубликован на http://сайт
Правительство США потребовало демонтировать установленные ракеты, угрожая в ответ нанести по ним ракетно-бомбовые удары. Предотвратить международный конфликт помогли исключительно прямые переговоры Президента США Д. Кеннеди и Н.С. Хрущева.

Кубинский кризис во многом повлиял на падение политического авторитета советского лидера на международной арене. Отметим, что тем более, у ϶ᴛᴏму времени упали его политические акции и внутри страны, что было связано с ошибками, просчетами и перегибами его волюнтаристического курса в экономике. Отставка Н.С. Хрущева в 1964 г. была итогом внутри- и внешнеполитических неудач человека, занимавшего первый пост в партии и правительстве.

- 20.50 Кб

Внешняя политика СССР в середине 50-х начале 60-х годов

1. Либерализация и противоречия внешнеполитического курса

1.1. Изменение приоритетов во внешней политике. Учитывая изменение международной обстановки после второй мировой войны и реальную угрозу ядерного оружия, Председатель Совета Министров Г.М. Маленков (а позже Н.С. Хрущев) считал, что в ядерный век мирное сосуществование государств является единственно возможной основой межгосударственных отношений. Это определило направленность внешней политики СССР в постсталинский период. ХХ съезд КПСС обосновал и закрепил тезисы о мирном сосуществовании и соревновании двух систем, о возможности предотвращения войны в современную эпоху, о многообразии форм перехода различных стран к социализму. В качестве трех главных направлений обеспечения мира Хрущев назвал тогда создание системы коллективной безопасности в Европе, а затем в Азии, а также достижение разоружения. Несмотря на сохранявшуюся обстановку холодной войны, происходят изменения в международных отношениях.

1.2. Борьба за разоружение . Проблема борьбы за мир и ослабление международной напряженности становится одной из центральных во внешнеполитической концепции Советского государства после смерти Сталина. Н.С. Хрущев внес целый ряд масштабных миролюбивых инициатив. В 1955 г. на совещании глав правительств СССР, США, Англии и Франции советская делегация внесла проект договора о коллективной безопасности в Европе. В августе 1955 г. СССР объявил об одностороннем сокращении своих вооруженных сил на 640 тыс. человек, а в мае 1956 г. - еще на 1,2 млн. Советский Союз ликвидировал свои военные базы на территории Финляндии и Китая. В 1957 г. он внес предложение в ООН о приостановке ядерных испытаний, взаимных обязательствах об отказе применения атомного оружия, о скоординированном сокращении вооруженных сил ведущих держав. В 1958 г. в СССР был объявлен односторонний мораторий на ядерные испытания. В 1959 г. во время визита советской правительственной делегации в США Н.С. Хрущев выступил на сессии Генеральной Ассамблеи ООН с речью по проблемам разоружения. В августе 1963 г. в Москве между СССР, США и Англией был подписан Договор о запрещении испытаний ядерного оружия в трех средах: в атмосфере, космосе и под водой (к которому присоединились около 100 государств).

1.3. Принцип мирного сосуществования во внешней политике Н.С. Хрущева. Наметился процесс улучшения отношений между Востоком и Западом. В 1953 г. был достигнут компромисс с США, результатом которого стало подписание перемирия в Корее. Были выдвинуты инициативы по нормализации отношений с Турцией и Югославией. В 1954 г. было достигнуто важное соглашение о прекращении войны в Индокитае. В 1955 г. страны-победительницы во второй мировой войне подписали Государственный договор с Австрией, по которому СССР вывел с ее территории свои войска. В том же году были установлены дипломатические отношения с ФРГ. В 1956 г. была подписана декларация с Японией (которая однако не была реализована), в которой объявлялось о прекращении состояния войны между двумя странами и восстановлении дипломатических отношений в обмен на передачу Японии двух южнокурильских островов.

1.4. Ракетно-ядерное противостояние ведущих держав мира. Отношения между ведущими странами мира характеризовалось взаимным недоверием, осложнялось отсутствием национальных средств контроля за ядерным оружием. Кроме того, некоторые советские инициативы были рассчитаны на пропагандистский эффект. Уже в 1956 г. советской стороной было заявлено о переходе от массового применения войск к ракетно-ядерному противостоянию. В этой сфере к началу 60-х годов СССР сумел добиться временного приоритета над США. В 1957 г. СССР провел успешные испытания первой в мире межконтинентальной баллистической ракеты (в результате впервые территория США оказалась уязвима для возможного противника). Началось оснащение ракетным вооружением сухопутных сил, ПВО, ВВС, создание ракетно-ядерного подводного флота. В 1961 г. СССР в одностороннем порядке отказался от соглашения с США о моратории на ядерные взрывы в атмосфере и провел серию ядерных испытаний.

1.5. Карибский кризис или, как его еще называют "ракетный кризис", 1962 г. поставил мир на грань термоядерной войны. В 1959 г. по решению советского руководства, в целях обезопасить Кубу и изменить в свою пользу военно-политический баланс, тайно на острове были размещены ядерные ракеты средней дальности. Обнаружив их, США объявили морскую и воздушную блокаду Кубе и привели в полную готовность свои войска. Аналогичные меры принял и СССР. Через несколько суток ожидания Д. Кеннеди и Н.С. Хрущеву удалось прийти к заключению временного компромисса: СССР согласился демонтировать и вывезти с Кубы все ракеты, США гарантировали безопасность Кубы, а также согласились вывезти ракеты с военных баз в Турции. После Карибского кризиса наметилась некоторая полоса разрядки в отношениях Восток-Запад.

Кризис начался 14 октября 1962 года, когда самолёт-разведчик U-2 ВВС США в ходе одного из регулярных облётов Кубы обнаружил в окрестностях деревни Сан-Кристобаль советские ракеты средней дальности Р-12. По решению президента США Джона Кеннеди был создан специальный Исполнительный комитет, в котором обсуждались возможные пути решения проблемы. Некоторое время заседания исполкома носили секретный характер, однако 22 октября Кеннеди выступил с обращением к народу, объявив о наличии на Кубе советского «наступательного оружия», из-за чего в США немедленно началась паника. Был введён «карантин» (блокада) Кубы.

Вначале советская сторона отрицала наличие на острове советского ядерного оружия, затем - уверяла американцев в сдерживающем характере размещения ракет на Кубе. 25 октября фотографии ракет были продемонстрированы на заседании Совета Безопасности ООН. В исполкоме всерьёз обсуждался силовой вариант решения проблемы и его сторонники убедили Кеннеди как можно скорее начать массированную бомбардировку Кубы. Однако очередной облёт U-2 показал, что несколько ракет уже установлены и готовы к пуску, и что подобные действия неминуемо привели бы к войне.

Президент США Джон Кеннеди предложил Советскому Союзу демонтировать установленные ракеты и развернуть всё ещё направлявшиеся к Кубе корабли в обмен на гарантии США не нападать на Кубу и не свергать режим Фиделя Кастро (иногда указывается, что Кеннеди также предложил вывести американские ракеты из Турции, но данное требование исходило от советского руководства). Председатель Совета Министров СССР и первый секретарь ЦК КПСС Никита Хрущёв согласился, и 28 октября начался демонтаж ракет. Последняя советская ракета покинула Кубу через несколько недель, и 20 ноября блокада Кубы была снята.

Карибский кризис продолжался 13 дней. Он имел чрезвычайно важное психологическое и историческое значение. Человечество впервые в своей истории оказалось на грани самоуничтожения. Разрешение кризиса стало переломным моментом в Холодной войне и началом разрядки международной напряжённости.

2. СССР и страны социалистического лагеря

2.1. Курс на укрепление социалистического содружества . Отказавшись от курса на мировую революцию, СССР продолжал занимать руководящие позиции в лагере социалистических стран. В отношениях с ними была признана многовариантность путей построения социализма с одновременным подтверждением принципа пролетарского интернационализма (т.е. помощи, часто безвозмездной, социалистическим странам, а также международному коммунистическому и национально - освободительному движению). В 1955 г. по инициативе советского руководства были нормализованы отношения КПСС с Югославией. В 1955 г. экономическое сотрудничество социалистических стран в рамках СЭВ было дополнено военно-политическим. В мае этого года СССР, ГДР, ПНР, ВНР, РНР, НРБ и НРА заключили в Варшаве Договор о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи, предусматривавший создание объединенных вооруженных сил и выработку единой оборонной доктрины. После образования Организации Варшавского Договора (ОВД) надолго было легализовано присутствие советских войск в Восточной Европе. Данное обстоятельство использовалось советской стороной для вмешательства во внутренние дела стран-участниц.

2.2. Политический кризис в странах Восточной Европы и реакция СССР. Процесс десталинизации в СССР получил широкий отклик в ряде социалистических стран (Польше, Венгрии, Германии), которым в свое время была навязана советская модель. Здесь возник серьезный политический кризис. В октябре 1956 г. в Венгрии вспыхнуло восстание, которое было подавлено совместными действиями венгерских коммунистов и частей советской армии (в ходе столкновений погибло 20 тыс. венгров). Ранее руководство СССР было готово применить вооруженную силу и в Польше, но там удалось добиться стабилизации мирными средствами. В серьезный кризис вылились события 1961 г. в ГДР, где значительная часть населения выступала за изменение политического строя страны. В августе 1961 г., в ответ на массовое бегство восточных немцев в Западный Берлин, была воздвигнута берлинская стена, ставшая символом противостояния Восток-Запад.

2.3. Меры по укреплению международного коммунистического движения . Создание берлинской стены, как и события в Венгрии, отрицательно сказались на развитии международных отношений в Европе, привели к падению авторитета СССР на международной арене и популярности коммунистических идей в мире. В 1957 г. и 1960 г. в Москве были проведены совещания представителей коммунистических и рабочих партий, на которых резко отрицательно оценивались события в Польше и Венгрии. В документах совещаний вновь подчеркивалась особая роль СССР и его опыта социалистического строительства.

2.4. Взаимоотношения СССР с Китаем и Албанией. Во взаимоотношениях с этими странами возникли сложные проблемы. Руководители двух стран обвинили советское руководство в отходе от принципов марксизма, резко выступили против осуждения культа личности в Советском Союзе. Критика сталинизма не получила одобрения также в КНДР, отчасти в Румынии. Реальное обострение отношений между СССР и Албанией началось в 1960 г., а уже в 1961 г. они были практически прерваны. Албания отказалась предоставить СССР военно-морские базы и арестовала советские подводные лодки, находившиеся в ее портах. В своей политике албанское правительство опиралось на помощь и поддержку китайского руководства. Обострение советско-китайских отношений вело к фактическому развалу единой социалистической системы, созданной Сталиным после второй мировой войны. Китай претендовал на роль второго центра в социалистическом содружестве и мировом коммунистическом движении, с чем не могло согласиться советское руководство во главе с Н.С. Хрущевым. Кроме того, в китайских кругах высказывались претензии на некоторые советские территории. Обозначилось открытое противостояние в рамках двух центров - КПК и КПСС.

3. Взаимоотношения с развивающимися странами

3.1. Распад колониальной системы и образование независимых государств заставили советское руководство обратить внимание на страны "третьего мира". На ХХ съезде КПСС национально-освободительное движение было названо одной из трех ведущих сил мирового революционного процесса, наряду с мировой системой социализма и международным коммунистическим движением. В 1957 г. в Москве прошел Всемирный фестиваль молодежи и студентов. Впервые глава Советского государства Н.С. Хрущев нанес визиты в эти страны (Индию, Бирму, Индонезию, Афганистан, Египет). Всего за 1957-1964 гг. Москва обменялась визитами более чем с 20 развивающимися странами. Было подписано 20 различных соглашений о сотрудничестве.

3.2. Военно-политическая и экономическая помощь . СССР, заботясь об укреплении своих позиций в освободившихся странах, оказывал им активную материальную и военную помощь. При этом особой поддержкой пользовались страны, избравшие путь социалистической ориентации. За счет советской помощи до 50% ассигнований на экономическое развитие покрывала ОАР (Египет) и до 15% - Индия. В целях оказания помощи развивающимся странам Азии, Африки, Латинской Америки в Москве 5 февраля 1960 г. открылся Университет дружбы народов (с 1961 г. имени Патриса Лумумбы).

Вывод: В целом в середине 50-х - первой половине 60-х годов международная обстановка характеризовалась определенной стабилизацией и снижением международной напряженности. В этот период предпринимались попытки ограничения вооруженных сил, устанавливались контакты между лидерами ведущих держав мира. Советская внешняя политика претерпела изменения в сторону либерализации курса. Был подтвержден принцип мирного сосуществования государств с различным политическим строем как основа внешнеполитической концепция СССР; признавалось разнообразие путей перехода к социализму. При этом неизменным оставался курс на непримиримое противоборство с мировым капитализмом, сохранялся примат идеологии над политикой, что приводило к острейшим политическим кризисам. В связи с окончательным оформлением двублокового противостояния усилилась борьба между СССР и западными странами за влияние в "третьем мире". Одновременно наметилась тесная координация действий западных держав в борьбе против "советской экспансии" в освободившихся странах.

Описание работы

Учитывая изменение международной обстановки после второй мировой войны и реальную угрозу ядерного оружия, Председатель Совета Министров Г.М. Маленков (а позже Н.С. Хрущев) считал, что в ядерный век мирное сосуществование государств является единственно возможной основой межгосударственных отношений. Это определило направленность внешней политики СССР в постсталинский период. ХХ съезд КПСС обосновал и закрепил тезисы о мирном сосуществовании и соревновании двух систем, о возможности предотвращения войны в современную эпоху, о многообразии форм перехода различных стран к социализму. В качестве трех главных направлений обеспечения мира Хрущев назвал тогда создание системы коллективной безопасности в Европе, а затем в Азии, а также достижение разоружения. Несмотря на сохранявшуюся обстановку холодной войны, происходят изменения в международных отношениях.

Одним из ведущих направлений внешней политики СССР являлось установление дружественных взаимоотношений с государствами Восточной Европы. В соответствии с торговыми соглашениями Советский Союз поставлял на льготных условиях зерно, сырье для промышленности и др. В 1949 г. в целях расширения экономического сотрудничества и торговли между странами была создана экономическая организация Совет Экономической Взаимопомощи (СЭВ). В его состав вошли Албания (до 1961 г.), Болгария, Венгрия, Польша, Румыния, Чехословакия, ГДР.

Уже на начальном этапе сотрудничества СССР с государствами Восточной Европы в их взаимоотношениях проявлялись противоречия и конфликты. Они были связаны в основном с поисками и выбором пути построения социализма в этих государствах. По мнению руководителей некоторых стран, в частности, В. Гомулки (Польша) и К. Готвальда (Чехословакия), советский путь развития не являлся единственным для построения социализма. Итоги внешнеполитической деятельности СССР во второй половине 40-х начале 50-х годов были противоречивы. Окрепли его позиции на международной арене. В то же время политика конфронтации Востока и Запада в значительной мере способствовала росту напряженности в мире.

Наибольшей остроты конфронтация достигла на рубеже 40-50-х годов в связи с корейской войной. В 1950 г. руководство КНДР сделало попытку объединить под своим началом два корейских государства. Война была прекращена лишь в 1953 г. после длительных дипломатических переговоров.

Внешняя политика СССР в начальный период хрущевской "оттепели" велась в условиях напряженной международной обстановки и жесткой конфронтации со странами Запада. В 1955 г. в Варшаве был подписан договор о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи между СССР и европейскими социалистическими странами. Участники Организации Варшавского Договора (ОВД) обязывались разрешать возникающие между ними конфликты мирными средствами, сотрудничать в действиях по обеспечению мира и безопасности народов. Одним из последствий возникновения новых военно-политических блоков стало дальнейшее обострение международной обстановки. Руководство страны во главе с Н.С. Хрущевым видело одно из средств ослабления международной напряженности в расширении взаимоотношений СССР и стран мира. Результатами переговоров стало восстановление дипломатических связей с Австрией и Федеративной Республикой Германии, соглашение о прекращении состояния войны между СССР и Японией (1956 г.). Уделялось большое внимание развитию взаимоотношений с государствами "третьего мира" Индией, Индонезией, Бирмой, Афганистаном и др. За время пребывания Н.С. Хрущева на посту главы государства при финансовой и технической помощи СССР было построено в разных странах мира около 6000 предприятий.



Вторая половина 50-х годов была временем дальнейшей активизации СССР на международной арене. Стабильный характер приобрели отношения с социалистическими государствами, к числу которых присоединилась Куба. Вместе с тем во взаимоотношениях государств все чаще появлялись конфликтные ситуации. Одна из причин этого заключалась в отступлении СССР от провозглашенных им принципов взаимного сотрудничества. Так в октябре 1956 г. советские войска приняли участие в подавлении антисоциалистического выступления в Венгрии. В конце 50-х годов осложнились отношения с Китайской Народной Республикой.

Своей кульминации «холодная война» достигла осенью 1962 г., когда разразился «карибский кризис». В 1962 г. СССР принял решение разместить на Кубе ракеты среднего радиуса действия с ядерными боеголовками, таким образом возникла угроза безопасности США, которые потребовали убрать ракеты с Кубы, угрожая нанести по ним ядерный удар. В последний момент благодаря прямым телефонным переговорам между президентом США Дж. Кеннеди и Н.С. Хрущевым удалось предотвратить ядерную войну. В результате СССР вывел ядерные ракеты с Кубы, а США обещали не организовывать вторжение на остров и вывели из Турции ракеты, нацеленные на СССР.

После этой кульминации напряженности были достигнуты и некоторые позитивные сдвиги в международных отношениях. Был заключен московский договор 1963 г. (СССР, США и Англией) о запрещении испытаний ядерного оружия в трех средах: в космосе, под водой и в атмосфере. В короткие сроки к Московскому договору присоединилось свыше ста государств. Расширение политических и экономических связей с другими странами, развитие личных контактов глав государств привели к кратковременному смягчению международной обстановки.

В 1966 г. в ходе визита в СССР президента Франции де Голля состоялось подписание советско-французской декларации. Нормализовались отношения между Советским Союзом и ФРГ. Важной формой экономических связей со странами Запада являлась внешняя торговля. Долгосрочные контракты о сотрудничестве в строительстве промышленных объектов на территории СССР были подписаны с Великобританией. Советско-японское соглашение предусматривало участие Японии в разработке Южно-Якутского угольного бассейна. По многим направлениям осуществлялись контакты с США.

На рубеже 60-70-х годов советское правительство активизировало деятельность на международной арене. В 1969 г. Генеральная Ассамблея ООН одобрила предложенный Советским Союзом проект договора о нераспространении ядерного оружия. Договор запрещал передачу ядерного оружия государствам, не владеющим им, или военным блокам. Происходили позитивные сдвиги в отношениях СССР с развитыми капиталистическими государствами.

Руководство страны во главе с Л.И. Брежневым уделяло первостепенное внимание взаимоотношениям с социалистическими странами. Увеличился объем взаимного товарооборота с государствами СЭВ. На их долю приходилось свыше 50% общего торгового оборота. Расширялись масштабы работ по совместному освоению природных ресурсов и сооружению промышленных предприятий на территории стран членов СЭВ. В целях концентрации средств для совместного строительства был организован Международный инвестиционный банк (МИБ). Политика "ограниченного суверенитета", проводимая советским руководством по отношению к социалистическим государствам, была названа на Западе "доктриной Брежнева". Одним из проявлений этой "доктрины" было вмешательство СССР во внутренние дела Чехословакии. В августе 1968 г. в Чехословакию были введены войска СССР, Болгарии, Венгрии, ГДР и Польши. Оставались напряженными отношения СССР с Китайской Народной Республикой. Весной 1969 г. произошло вооруженное столкновение между советскими и китайскими воинскими частями в районе пограничной реки Уссури. Конфликт разгорелся из-за острова Даманский.