Могут ли уволить со службы по контракту. Основания и порядок увольнения военнослужащего с контракта по собственному желанию

Увольнение военнослужащего по причине собственного желания возможно лишь в некоторых случаях. Какие обстоятельства позволяют разорвать контракт без «плохой» статьи, и как происходит процесс увольнения?

Особенности досрочного увольнения

Увольняются из армии досрочно или по истечению договора (контракта) с армией. Уйти после того, как закончился срок воинской службы, можно беспрепятственно. Кардинально противоположная ситуация бывает, когда уволиться с военной службы по контракту хотят досрочно.

Досрочное увольнение из армии происходит таким образом.

Начало увольнения в армии

Процедура увольнения из армии законодательно определена на каждом этапе. Несоблюдение правил влечет серьезные последствия для тех, кто проводит увольнение.

Начинается процесс с написания рапорта от увольняющегося на имя командира части.

Рапорт военнослужащего на увольнение.

В рапорте военнослужащий просит уволить его или ходатайствовать (то есть просить) вышестоящих по званию произвести увольнение.

В рапорте должны быть соблюдены следующие пункты:

  1. Сделана запись о намерении уволиться по собственной инициативе.
  2. Написана причина решения.
  3. При наличии пункта указываются обеспечен ли контрактник личным жильем.
  4. Подчеркивается или записывается отказ от прохождения медкомиссии. Или вписывается просьба о проведении Военно-врачебной комиссии.
  5. Перечисление, при наличии, справок и иных документов, подтверждающих уважительную причину.

Обязательно необходимо проставить даты и подписи.

Копии справок, использованные для увольнения, прикладываются к рапорту.

Командир, на имя которого произведен рапорт, должен направить всю документацию на рассмотрение аттестационной комиссии . Аттестационная комиссия состоит из нескольких начальников воинской части и секретаря.

Рассматривают такие дела в воинской части сразу или по мере возможности, но не более 7 дней. Если рапорт пришел из управлений групп войск, то рапорт могут рассматривать до 15 дней.

Важно! В случае проверки указанных в рапорте ситуаций может быть проведена дополнительная проверка, при этом решение комиссии может затянуться еще на 15 дней.

Протокол решения комиссии отсылается военнослужащему, однако окончательное решение об увольнении принимает командир его части.

Остальное – как у гражданских

После того, как было принято положительное решение об увольнении на основании личной инициативы командиром или начальником кадровой службы создается приказ об увольнении, где прописываются данные из рапорта – причину и дату.

В день увольнения военнослужащего исключают из личного состава военной части и предоставят расчет с необходимыми копиями документов.

В трудовой книжке будет сделана запись о расторжении контракта по собственному желанию военнослужащего.

Приятные выплаты

Расчет осуществляется в день, когда контрактник решил увольняться. Согласно федеральному закону контрактникам, кроме основного расчета (оклада за конкретное число отслуженных дней), полагаются следующие выплаты.

Материальная помощь может быть выплачена согласно графику, установленному в области. Если она уже выплачивалась в год увольнения, она не удерживается из расчета контрактника.

Следует заметить, что при увольнении по несоблюдению контракта , в отличие от основания по собственному желанию, военнослужащий лишается всех дополнительных выплат. Поэтому в случае не согласия командира, увольнять военнослужащего по собственной инициативе, следует обращаться в вышестоящие инстанции и требовать пересмотра дела.

Устав РФ указывает на особые правила приёма на службу и увольнения. Поэтому при желании уволится необходимо объяснить свой поступок уважительными причинами. Разрешение на это даёт аттестационная комиссия после рассмотрения вопроса. Существует несколько способов решения проблем.

Можно ли уволиться военнослужащему по контракту по собственному желанию

В 51 статье закона о воинской обязанности и военной службе прописано множество поводов для увольнения. В первом пункте указываются причины, которые касаются всех военнослужащих. Кроме того, конкретно для контрактников имеются пункты 2, 3 и 6. Увольнение по собственному желанию регулируется лишь шестым пунктом.

В нём указывается, что служащий может уволиться по собственному желанию при одобрении аттестационной комиссии и при наличии уважительного повода. Проблема заключается в том, что «уважительные причины» никак не расшифровываются. Это даёт командиру свободу для решения, поэтому всё зависит от его отношения.

К сведению

Для увольнения по своему желанию нужно сначала составить рапорт, где указать уважительные причины для такого решения. После этого командир направляет военного на аттестационную комиссию, которая анализирует переданные ей материалы. Вывод комиссии не является обязательным для исполнения, окончательное решение принимает командир.

Многие ошибочно полагают, что к категории уважительных причин относятся лишь семейные обстоятельства, которые описаны в пункте 3. Вот краткий их перечень:

  1. Невозможность проживания члена семьи вместе со служащим. Обычно такое бывает при службе на территории с суровым климатом или при смене места, когда супруг или супруга не может переехать с военным.
  2. Из-за необходимости ухаживать за недееспособным родственником. Проблемы со здоровьем должны быть подтверждены медицинской экспертизой. При этом обязаны отсутствовать другие родственники, способные ухаживать за членом семьи.
  3. При необходимости ухаживать за ребёнком до 18 лет, когда другого родителя (матери/отца) нет.
  4. Из-за потребности заботиться (быть опекуном) о несовершеннолетнем родном брате или сестре, когда нет других родственников, которые могли бы делать это.

Однако это не так. Данные причины не зря вынесены отдельно. Да, из-за них добиться увольнения проще всего, но в шестом подразумеваются именно другие обстоятельства, которые не вошли ни в один из пунктов статьи 51. Именно для оценки «степени уважительности» и создаётся аттестационная комиссия.

Среди аргументов военнослужащих нередко приводятся следующие доводы:

  • невозможность содержать семью на то довольствие, которое получает военный;
  • уклонение супруги от воспитания детей, когда контрактник не разводится, но при этом жена не лишена родительских прав, то есть повод для увольнения по семейным обстоятельствам недостаточный;
  • беременность супруги.

В практике есть случай, когда комиссия одобрила увольнение по той причине, что служба на должности не позволяла эффективно применять уровень образования (перевод на другую должность был невозможен).

При этом «уважительность» поводов оценивается исходя из личности контрактника, а также его семейного и финансового положения. Поэтому одинаковые причины для одних военных могут признаваться уважительными, а для других - нет. Разумеется, комиссия должна оценивать поводы с соотнесением их с личностью военнослужащего, а не с собой или обществом.

Особенности и порядок увольнения военнослужащего по собственному желанию

Все действия военнослужащего при увольнении по собственному желанию регламентированы законами и Уставом. Чтобы добиться увольнения, нужно выполнить такой порядок действий:

1. Рапорт пишется в двух экземплярах. Жёстких требований к нему нет, дозволительна свободная форма.

В рапорте обязательно указывается повод увольнения по своему желанию. Причину (или причины) нужно подробно описать, дать весомое обоснование, почему служить больше нет возможности. К рапорту необходимо прикрепить копии всех бумаг, которые докажут наличие поводов для увольнения. Ими могут стать:

  • результаты медицинского обследования;
  • новая прописка супруги, если она сменила место проживания;
  • результат медицинского обследования недееспособного родственника;
  • бумаги, доказывающие наличие ребёнка, о котором нужно заботиться, и отсутствие других родственников, способных взять эту обязанность на себя.

Рапорт может выглядеть таким образом:

Командиру ___________

________________ (ФИО)

воинской части №______

Прошу меня _________________________________________________________________________ (написать звание, ФИО и должность) уволить или направить вышестоящему начальству ходатайство о моём увольнении из Вооружённых сил Российской Федерации. Основанием для оставления мною службы является ___________________ (расписать подробно повод увольнения, желательно даже несколько причин).

При этом я отказываюсь от врачебного обследования военно-медицинской комиссией (можно наоборот, написать, что прошу направить меня на обследование).

Должность, звание Подпись Расшифровка

Приложение с копиями всех документов, которые подтверждают наличие веской причины, должны прикрепляться к рапорту отдельно.

2. На обоих экземплярах указывается номер входящего документа и время его приёма в оборот. Всё это пишется в строевой части, а не самим служащим. Один экземпляр остаётся в архиве, второй выдаётся на руки военному.

Согласно статье 106 Дисциплинарного Устава, а также пунктов 12, 13 статьи 31 Положения о воинской службе строевая часть не может отказаться рассматривать заявление военного, не давать официального хода документу или не регистрировать его при поступлении.

Второй экземпляр рапорта пригодится для обоснования обвинения в суде. Он является доказательством факта противоправных действий со стороны руководства и будет использоваться в судебном процессе.

3. Согласно статье 116 Дисциплинарного Устава рапорт должны рассмотреть в течение 30 дней, после чего вынести решение в письменном виде и отправить его служащему.

К сведению

Срока давности у рапорта нет. Поэтому если в течение месяца ответ от командира в письменной форме не был получен, то необходимо обращаться в суд с жалобой на бездействие начальства. Решить вопрос можно также через прокурора гарнизона.

4. Командир должен предъявить рапорт аттестационной комиссии. В неё входят военные юристы и врачи, командир части и другие офицеры (в зависимости от ситуации). Вместе с рапортом нужно предоставлять прочие бумаги, которые доказывают наличие у военного веской причины.

5. В задачи комиссии входит исследование всех документов служащего, проведение расследования. Обязательно выслушиваются аргументы военного. Главная цель комиссии - установить действительно ли причины для увольнения достаточно веские. Весь процесс занимает не более 7 дней, но иногда проверка затягивается на 2 недели.

6. Аттестационная комиссия выносит решение в письменном виде. Все документы, которые участвовали в деле, должны быть подписаны командиром военного согласно Приказу МО под номером 100 от 06.04.2002.

7. Вывод аттестационной комиссии не является поводом для увольнения. Окончательное решение принимает командир служащего. Протокол комиссии - лишь перечень аргументов, которые должны учитываться начальником.

8. Окончательное решение принимает командир или вышестоящее начальство. При этом сроки никак не регламентированы, подразумевается, что решение должно выноситься в разумное время. Если военному кажется, что командир затягивает намеренно, то можно обратиться в суд или прокуратуру.

Информация

До решения об увольнении контрактник обязан выполнять приказы начальства и нести службу как обычно. Весь процесс со дня написания рапорта до получения результата может занять не один месяц, к тому же нередко начальство намеренно затягивает процесс, так что нужно набраться терпения и писать жалобы на бездействие. После увольнения полагаются выплаты, о которых рассказывается ниже.

Выплаты военнослужащему при увольнении по собственному желанию

Пенсия назначается лишь при увольнении по выслуге лет. Поэтому бывшие военные, которые покинули службу по собственному желанию, могут рассчитывать на единовременное пособие, премию и материальную помощь.

Единовременное пособие

Его величина зависит от выслуги лет и других заслуг:

  • 2 месячных оклада выдаётся людям, отслужившим меньше 20 лет;
  • 7 окладов - тем, кто прослужил 20 лет;
  • ещё один оклад могут прибавить, если военный имеет награды;

Премия

Она может выплачиваться за особые заслуги или просто в качестве похвалы за добросовестное исполнение своих служебных обязанностей. Размер зависит от воли командира. Обычно выплачивается 1, 2 или 3 месячных оклада. Премия не влияет на величину единовременного пособия.

Материальная помощь

В соответствии с приказом МО под номером 2700 бывшему военному может оказываться материальная помощь в виде ежегодной выплаты. Её размер должен быть не менее одного месячного оклада служащего. Величина материальной помощи зависит от звания и должности.

Сделаем вывод

Любой военнослужащий может попробовать уволиться по собственному желанию, для чего нужно написать рапорт. Процесс долгий, занимает несколько месяцев, к тому же не всегда командир даёт добро. Пенсию при уходе со службы по своему желанию человек получать не будет, но можно надеяться на различные пособия и премии.

Порядок увольнения военнослужащих с военной службы и исключения их из списков личного состава воинской части

1. Увольнение военнослужащих с военной службы в соответствии с Федеральным законом производится:

а) в запас (за исключением военнослужащих, указанных в абзацах третьем - шестом подпункта "б" настоящего пункта, и военнослужащих мужского пола, отчисленных из военно-учебных заведений, не достигших возраста 18 лет), а военнослужащих, достигших к моменту увольнения с военной службы предельного возраста пребывания в запасе или признанных не годными к военной службе по состоянию здоровья, - в отставку;

б) с постановкой на воинский учет, за исключением военнослужащих:

  • уволенных с военной службы в отставку;
  • женского пола, отчисленных из военно-учебных заведений и не имеющих военно-учетной специальности;
  • избравших при увольнении с военной службы постоянное место жительства за пределами Российской Федерации;
  • в отношении которых вступил в законную силу приговор суда о назначении наказания в виде лишения свободы;
  • являющихся иностранными гражданами.

2. Увольнение военнослужащих с военной службы производится по одному из оснований, предусмотренных статьей 51 Федерального закона, в соответствии с настоящей статьей, как правило, с занимаемых военнослужащими воинских должностей без зачисления в распоряжение соответствующих командиров (начальников).

При этом военнослужащие увольняются по истечении срока военной службы или досрочно.

3. Военнослужащий подлежит увольнению с военной службы:

а) по возрасту - по достижении предельного возраста пребывания на военной службе, в том числе при истечении срока, на который ему продлена военная служба в порядке, предусмотренном пунктом 3 статьи 49 Федерального закона, либо в течение указанного срока при нежелании продолжать военную службу (подпункт "а" пункта 1 статьи 51 Федерального закона);

б) по истечении срока военной службы по призыву или срока контракта - при отсутствии других оснований для увольнения (подпункт "б" пункта 1 статьи 51 Федерального закона);

в) по состоянию здоровья - в связи с признанием его военно-врачебной комиссией не годным к военной службе (подпункт "в" пункта 1 статьи 51 Федерального закона);

г) по состоянию здоровья - в связи с признанием военно-врачебной комиссией ограниченно годным к военной службе военнослужащего, проходящего военную службу по контракту на воинской должности, для которой штатом предусмотрено воинское звание до старшины или главного корабельного старшины включительно, или проходящего военную службу по призыву (подпункт "г" пункта 1 статьи 51 Федерального закона);

д) в связи с лишением его воинского звания (подпункт "д" пункта 1 статьи 51 Федерального закона);

д.1) в связи с утратой доверия к военнослужащему со стороны должностного лица, имеющего право принимать решение о его увольнении, в случае:

  • непринятия военнослужащим мер по предотвращению и (или) урегулированию конфликта интересов, стороной которого он является;
  • непредставления военнослужащим сведений о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей либо представления заведомо недостоверных или неполных сведений;
  • участия военнослужащего на платной основе в деятельности органа управления коммерческой организации, за исключением случаев, установленных федеральным законом;
  • осуществления военнослужащим предпринимательской деятельности;
  • вхождения военнослужащего в состав органов управления, попечительских или наблюдательных советов, иных органов иностранных некоммерческих неправительственных организаций и действующих на территории Российской Федерации их структурных подразделений, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации или законодательством Российской Федерации (подпункт "д.1" пункта 1 статьи 51 Федерального закона);
  • нарушения военнослужащим, его супругой (супругом) и несовершеннолетними детьми в случаях, предусмотренных Федеральным законом от 7 мая 2013 г. N 79-ФЗ "О запрете отдельным категориям лиц открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами", запрета открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами;

д.2) в связи с утратой доверия к военнослужащему, являющемуся командиром (начальником), со стороны должностного лица, имеющего право принимать решение о его увольнении, также в случае непринятия военнослужащим, являющимся командиром (начальником), которому стало известно о возникновении у подчиненного ему военнослужащего личной заинтересованности, которая приводит или может привести к конфликту интересов, мер по предотвращению и (или) урегулированию конфликта интересов (подпункт "д.2" пункта 1 статьи 51 Федерального закона);

е) в связи с вступлением в законную силу приговора суда о назначении военнослужащему наказания в виде лишения свободы (подпункт "е" пункта 1 статьи 51 Федерального закона);

е.1) в связи с вступлением в законную силу приговора суда о назначении военнослужащему, проходящему военную службу по контракту, наказания в виде лишения свободы условно за преступление, совершенное умышленно (подпункт "е.1" пункта 1 статьи 51 Федерального закона);

ж) в связи с отчислением из военно-учебного заведения (подпункт "ж" пункта 1 статьи 51 Федерального закона) - при отчислении из военно-учебного заведения (адъюнктуры, военной докторантуры) и при отсутствии других оснований для увольнения:

  • военнослужащего мужского пола, не достигшего возраста 18 лет;
  • военнослужащего женского пола, не имеющего воинского звания офицера или прапорщика (мичмана);
  • военнослужащего мужского пола, проходящего военную службу по контракту (за исключением военнослужащих, подлежащих направлению для прохождения военной службы по призыву), военнослужащего женского пола, имеющего воинское звание офицера или прапорщика (мичмана), не желающих заключать новый контракт;

з) в связи с вступлением в законную силу приговора суда о лишении военнослужащего права занимать воинские должности в течение определенного срока (подпункт "з" пункта 1 статьи 51 Федерального закона);

и) в связи с избранием военнослужащего, проходящего военную службу по призыву, депутатом Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, депутатом законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации, депутатом представительного органа муниципального образования или главой муниципального образования и осуществлением указанных полномочий на постоянной основе (подпункт "и" пункта 1 статьи 51 Федерального закона);

к) в связи с прекращением военной службы в период ее приостановления (подпункт "к" пункта 1 статьи 51 Федерального закона);

л) в связи с прекращением гражданства Российской Федерации военнослужащего, проходящего военную службу по контракту в органах, или военнослужащего, проходящего военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях на воинской должности, для которой штатом предусмотрено воинское звание прапорщика, мичмана или офицера, либо проходящего военную службу по призыву (подпункт "л" пункта 1 статьи 51 Федерального закона);

м) в связи с приобретением военнослужащим, являющимся гражданином, проходящим военную службу по контракту в органах, гражданства (подданства) иностранного государства (подпункт "м" пункта 1 статьи 51 Федерального закона).

4. Военнослужащий, проходящий военную службу по контракту, может быть досрочно уволен с военной службы:

а) в связи с организационно-штатными мероприятиями (подпункт "а" пункта 2 статьи 51 Федерального закона) и при отсутствии других оснований для увольнения:

  • при сокращении занимаемой им воинской должности (должности), невозможности назначения на равную воинскую должность (должность) и отсутствии его согласия с назначением на высшую или низшую воинскую должность (должность);
  • по истечении сроков нахождения в распоряжении командира (начальника), установленных пунктом 4 статьи 42 Федерального закона и настоящим Положением, при невозможности назначения на равную воинскую должность (должность) и отсутствии его согласия с назначением на высшую или низшую воинскую должность (должность);
  • при снижении воинского звания, предусмотренного по занимаемой им воинской должности (должности), и (или) месячного оклада в соответствии с занимаемой им воинской должностью (должностью) и нежелании продолжать военную службу на занимаемой им воинской должности (должности), а также при невозможности назначения на равную воинскую должность (должность) и отсутствии его согласия с назначением на высшую или низшую воинскую должность (должность);
  • при признании его военно-врачебной комиссией не годным к военной службе по имеющейся военно-учетной специальности (не отвечающим специальным требованиям), но годным к военной службе или годным к военной службе с незначительными ограничениями при отсутствии его согласия с назначением на другую воинскую должность (должность);
  • при сокращении воинских должностей (должностей) одной военно-учетной специальности либо воинских должностей (должностей), подлежащих замещению одним составом военнослужащих, в пределах их общей численности в воинской части, подразделении органа или организации, в том числе если занимаемая им воинская должность (должность) не подлежит сокращению, при его согласии (для военнослужащих, имеющих выслугу лет, дающую право на пенсию);
  • при невозможности назначения на воинскую должность (должность), занимаемую им до возбуждения уголовного дела, которое прекращено по реабилитирующим основаниям или по которому в отношении его судом вынесен оправдательный приговор, на равную воинскую должность (должность), а также при отсутствии его согласия с назначением на высшую или низшую воинскую должность (должность);

б) в связи с переходом на службу в органы внутренних дел Российской Федерации, федеральную противопожарную службу, учреждения и органы уголовно-исполнительной системы или таможенные органы Российской Федерации и назначением на должность рядового (младшего) или начальствующего состава указанных органов и учреждений (подпункт "б" пункта 2 статьи 51 Федерального закона);

в) в связи с невыполнением им условий контракта (подпункт "в" пункта 2 статьи 51 Федерального закона);

г) в связи с отказом в допуске к государственной тайне или лишением указанного допуска (подпункт "г" пункта 2 статьи 51 Федерального закона) - при отказе в допуске к государственной тайне или при лишении указанного допуска военнослужащего, занимающего воинскую должность (должность), связанную с допуском к государственной тайне, при невозможности назначения на другую воинскую должность (должность) и отсутствии других оснований для увольнения;

д) в связи с вступлением в законную силу приговора суда о назначении военнослужащему наказания в виде лишения свободы условно за преступление, совершенное по неосторожности (подпункт "д" пункта 2 статьи 51 Федерального закона);

е) как не выдержавший испытание (подпункт "е" пункта 2 статьи 51 Федерального закона);

е.1) в связи с нарушением запретов, ограничений и обязанностей, связанных с прохождением военной службы, предусмотренных пунктом 7 статьи 10 и статьей 27.1 Федерального закона "О статусе военнослужащих" (подпункт "е.1" пункта 2 статьи 51 Федерального закона), если эти нарушения установлены в порядке, предусмотренном Федеральным законом и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, и отсутствуют основания для увольнения с военной службы, предусмотренные подпунктами "д.1" и "д.2" пункта 1 и подпунктом "е.2" пункта 2 статьи 51 Федерального закона;

е.2) в связи с несоответствием требованиям, неисполнением обязанностей, нарушением запретов, несоблюдением ограничений, которые установлены законодательством Российской Федерации и связаны с прохождением военной службы в органах федеральной службы безопасности, органах государственной охраны (подпункт "е.2 " пункта 2 статьи 51 Федерального закона);

ж) в связи с переводом на федеральную государственную гражданскую службу (подпункт "ж" пункта 2 статьи 51 Федерального закона);

з) по собственному желанию (пункт 6 статьи 51 Федерального закона) - по заключению аттестационной комиссии при наличии у военнослужащего уважительных причин;

и) в связи с прекращением гражданства Российской Федерации военнослужащего, проходящего военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях на воинской должности, для которой штатом предусмотрено воинское звание до старшины или главного корабельного старшины включительно (подпункт "з" пункта 2 статьи 51 Федерального закона);

к) в связи с приобретением военнослужащим, являющимся гражданином, проходящим военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях, органах военной прокуратуры и военных следственных органах Следственного комитета Российской Федерации, гражданства (подданства) иностранного государства (подпункт "и" пункта 2 статьи 51 Федерального закона).

4.1. Военнослужащие, заключившие контракт о прохождении военной службы в соответствии с подпунктами "а", "в" и "г" пункта 3 и пунктом 4 статьи 38 Федерального закона, или иные граждане, не пребывавшие в запасе на день заключения контракта о прохождении военной службы в соответствии с подпунктами "а", "в" и "г" пункта 3 и пунктом 4 статьи 38 Федерального закона, подлежащие увольнению с военной службы по основаниям, предусмотренным подпунктом "е.1" пункта 3, подпунктами "в", "д" и "е" пункта 4 настоящей статьи, и на момент увольнения не выслужившие срок военной службы по призыву с учетом продолжительности военной службы по контракту, направляются для прохождения военной службы по призыву. При этом продолжительность военной службы по контракту засчитывается им в срок военной службы по призыву из расчета два дня военной службы по контракту за один день военной службы по призыву. При наличии обстоятельств, предусмотренных пунктом 4 статьи 51 Федерального закона, указанные лица имеют право отказаться от направления для прохождения военной службы по призыву и досрочно увольняются с военной службы.

5. Военнослужащий, проходящий военную службу по контракту, имеет право на досрочное увольнение с военной службы:

а) в связи с существенным и (или) систематическим нарушением в отношении его условий контракта (подпункт "а" пункта 3 статьи 51 Федерального закона);

б) по состоянию здоровья - в связи с признанием военно-врачебной комиссией ограниченно годным к военной службе (за исключением лиц, указанных в подпункте "г" пункта 3 настоящей статьи) (подпункт "б" пункта 3 статьи 51 Федерального закона);

в) по семейным обстоятельствам (подпункт "в" пункта 3 статьи 51 Федерального закона):

  • в связи с невозможностью проживания члена семьи военнослужащего по медицинским показаниям в местности, в которой военнослужащий проходит военную службу, и при отсутствии возможности перевода военнослужащего к новому месту военной службы, благоприятному для проживания указанного члена семьи;
  • в связи с изменением места военной службы мужа-военнослужащего (жены-военнослужащей), связанным с необходимостью переезда семьи в другую местность;
  • в связи с необходимостью постоянного ухода за отцом, матерью, женой, мужем, родным братом, родной сестрой, дедушкой, бабушкой или усыновителем, нуждающимися по состоянию здоровья в соответствии с заключением федерального учреждения медико-социальной экспертизы по их месту жительства в постоянном постороннем уходе (помощи, надзоре), при отсутствии других лиц, обязанных по закону содержать указанных граждан;
  • в связи с необходимостью ухода за ребенком, не достигшим возраста 18 лет, которого военнослужащий воспитывает без матери (отца);
  • в связи с необходимостью осуществления обязанностей опекуна или попечителя несовершеннолетнего родного брата или несовершеннолетней родной сестры при отсутствии других лиц, обязанных по закону содержать указанных граждан;

г) в связи с наделением его полномочиями высшего должностного лица (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти) субъекта Российской Федерации либо назначением его временно исполняющим обязанности высшего должностного лица (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти) субъекта Российской Федерации или избранием (назначением) его членом Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации (подпункт "г" пункта 3 статьи 51 Федерального закона);

д) в связи с избранием его депутатом Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, депутатом законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации, депутатом представительного органа муниципального образования либо главой муниципального образования и осуществлением указанных полномочий на постоянной основе (подпункт "д" пункта 3 статьи 51 Федерального закона).

5.1. На военнослужащих при увольнении с военной службы по основаниям, предусмотренным подпунктами "а", "г" и "д" пункта 5 настоящей статьи, и граждан, уволенных с военной службы по данным основаниям, распространяются права и социальные гарантии, предусмотренные законодательством Российской Федерации о статусе военнослужащих для военнослужащих при увольнении с военной службы в связи с организационно-штатными мероприятиями и для граждан, уволенных с военной службы по данному основанию.

6. Военнослужащий, не имеющий воинского звания офицера и проходящий военную службу по призыву, имеет право на досрочное увольнение с военной службы при наличии у него обстоятельств, предусмотренных подпунктом "б" пункта 2 статьи 23 и подпунктами "б", "б.1" - "д" пункта 1 статьи 24 Федерального закона.

8. Увольнение с военной службы производится:

а) высших офицеров - указами Президента Российской Федерации;

б) полковников, капитанов 1 ранга, а также военнослужащих, увольняемых с военной службы в связи с переходом на службу в органы внутренних дел Российской Федерации (таможенные органы Российской Федерации, учреждения и органы уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службы) (подпункт "б" пункта 2 статьи 51 Федерального закона), - руководителями федеральных органов исполнительной власти и федеральных государственных органов, в которых предусмотрена военная служба;

в) других военнослужащих - должностными лицами в соответствии с правами, предоставляемыми им по назначению военнослужащих на воинские должности.

Досрочное увольнение младших офицеров производится главнокомандующим видом Вооруженных Сил Российской Федерации, командующим войсками военного округа, должностными лицами им равными и выше.

9. Должностные лица, имеющие право увольнения военнослужащих с военной службы, могут пользоваться этим правом лишь в отношении военнослужащих, находящихся в их прямом подчинении.

10. Полномочия должностных лиц органов федеральной службы безопасности, органов военной прокуратуры и военных следственных органов Следственного комитета Российской Федерации по увольнению военнослужащих с военной службы (за исключением высших офицеров) устанавливаются соответственно директором Федеральной службы безопасности Российской Федерации, Генеральным прокурором Российской Федерации и Председателем Следственного комитета Российской Федерации.

11. При наличии у военнослужащего, проходящего военную службу по контракту, нескольких оснований для увольнения с военной службы он увольняется по избранному им основанию (за исключением случаев, когда увольнение производится по основаниям, предусмотренным подпунктами "д", "д.1", "д.2", "е", "е.1" и "з" пункта 1 и подпунктами "в", "д", "е.1" и "е.2" пункта 2 статьи 51 Федерального закона).

12. Увольнение военнослужащего с военной службы по основаниям, когда его согласие на увольнение или назначение на новую воинскую должность не предусматривается, производится командованием без рапорта военнослужащего.

Увольнение с военной службы по другим основаниям производится на основании рапорта военнослужащего и, если это необходимо, других документов.

13. Увольнение с военной службы по основанию, предусмотренному пунктом 6 статьи 51 Федерального закона, производится в соответствии с заключением аттестационной комиссии.

Для увольнения с военной службы по основаниям, предусмотренным подпунктом "в" пункта 2 и подпунктом "а" пункта 3 статьи 51 Федерального закона, может быть дано заключение аттестационной комиссии.

Порядок представления военнослужащего к увольнению с военной службы и оформления соответствующих документов определяется руководителем федерального органа исполнительной власти или федерального государственного органа, в котором предусмотрена военная служба.

14. Перед представлением военнослужащего, проходящего военную службу по контракту, к увольнению с военной службы:

а) уточняются данные о прохождении им военной службы, при необходимости документально подтверждаются периоды его службы, подлежащие зачету в выслугу лет в календарном исчислении и отдельно на льготных условиях, и в соответствии с законодательством Российской Федерации исчисляется выслуга лет. Об исчисленной выслуге лет объявляется военнослужащему. Возражения военнослужащего по исчислению выслуги лет рассматриваются командиром (начальником), и до представления военнослужащего к увольнению с военной службы по ним принимаются решения;

б) с ним проводится индивидуальная беседа, как правило, командиром воинской части. Содержание проведенной беседы отражается в листе беседы. Лист беседы подписывается военнослужащим, увольняемым с военной службы, а также должностным лицом, проводившим беседу, и приобщается к личному делу военнослужащего.

15. Исключение из списков личного состава воинской части военнослужащего, признанного военно-врачебной комиссией негодным к военной службе и нуждающимся в освобождении от исполнения служебных обязанностей и уволенного с военной службы, производится не позднее чем через месяц со дня получения воинской частью заключения военно-врачебной комиссии, не считая времени нахождения военнослужащего в отпуске (отпусках).

16. Военнослужащий, уволенный с военной службы, на день исключения из списков личного состава воинской части должен быть полностью обеспечен установленным денежным довольствием, продовольственным и вещевым обеспечением. До проведения с военнослужащим всех необходимых расчетов он из списков личного состава воинской части без его согласия не исключается.

17. Военнослужащий, общая продолжительность военной службы которого составляет 10 лет и более, нуждающийся в жилом помещении, без его согласия не может быть уволен с военной службы по достижении предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями без предоставления ему жилого помещения либо субсидии для приобретения или строительства жилого помещения по нормам, установленным жилищным законодательством, за исключением случаев, предусмотренных абзацем третьим пункта 1 статьи 23 Федерального закона "О статусе военнослужащих". Военнослужащий, изъявивший желание получить жилое помещение не по месту увольнения с военной службы, увольняется с военной службы и обеспечивается жилым помещением в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Военнослужащие, являющиеся участниками накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих, при увольнении с военной службы реализуют право на жилище в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

18. Военнослужащий, проходящий военную службу по контракту и не достигший предельного возраста пребывания на военной службе, не может быть уволен с военной службы без его согласия до приобретения им права на пенсию за выслугу лет, за исключением случаев досрочного увольнения по основаниям, установленным Федеральным законом.

19. Военнослужащий, проходящий военную службу по призыву, а также заключивший контракт о прохождении военной службы в период прохождения военной службы по призыву (в том числе обучающийся в военно-учебном заведении), не может быть досрочно уволен с военной службы до истечения установленного для него срока военной службы по призыву, за исключением оснований, предусмотренных подпунктами "в" - "ж" пункта 1 и пунктом 4 статьи 51 Федерального закона.

При исчислении срока военной службы данного военнослужащего суммарно учитываются срок военной службы по призыву и срок военной службы по контракту в порядке, определяемом Федеральным законом и настоящим Положением.

20. Увольнение отчисленного из военно-учебного заведения военнослужащего по основанию, предусмотренному подпунктом "ж" пункта 1 статьи 51 Федерального закона, производится начальником военно-учебного заведения, откуда отчислен военнослужащий, или иным должностным лицом, которому предоставлено право увольнения данного военнослужащего.

21. Офицерам и прапорщикам (мичманам), безупречно прослужившим на военной службе 20 лет и более в календарном исчислении, а имеющим особые заслуги перед Российской Федерацией - независимо от общей продолжительности военной службы, при увольнении с военной службы приказами должностных лиц, осуществляющих увольнение, может быть предоставлено право ношения военной формы одежды и знаков различия, кроме лиц, уволенных по основаниям, предусмотренным подпунктами "д" и "е" пункта 1 и подпунктами "в" - "д" пункта 2 статьи 51 Федерального закона.

Офицерам, уволенным с военной службы Президентом Российской Федерации, право ношения военной формы одежды и знаков различия предоставляется руководителем федерального органа исполнительной власти или федерального государственного органа, в котором предусмотрена военная служба.

22. Восстановление на военной службе гражданина в соответствии с решением суда производится путем отмены приказа об увольнении военнослужащего с военной службы. Отмена приказа об увольнении военнослужащего с военной службы производится должностным лицом, издавшим приказ, или его прямым начальником.

23. Военная служба оканчивается в день исключения военнослужащего из списков личного состава воинской части в связи с увольнением с военной службы, гибелью (смертью), признанием безвестно отсутствующим или объявлением умершим.

24. Военнослужащий, уволенный с военной службы, должен быть исключен из списков личного состава воинской части в день истечения срока его военной службы (уволенный досрочно - не позднее дня истечения срока его военной службы) и не позднее чем через месяц со дня поступления в воинскую часть выписки из приказа об увольнении военнослужащего с военной службы, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 11 статьи 38 Федерального закона и настоящим Положением.

25. Увольнение с военной службы беременных военнослужащих женского пола, военнослужащих женского пола, имеющих детей в возрасте до трех лет, а также имеющих детей-инвалидов или инвалидов с детства до достижения ими возраста 18 лет (одиноких матерей, имеющих детей в возрасте до 14 лет), не допускается, кроме случаев, когда военнослужащие подлежат увольнению с военной службы по основаниям, предусмотренным подпунктами "а", "в" - "ж" пункта 1 статьи 51 Федерального закона, или когда увольнение осуществляется по их желанию.

Военнослужащие женского пола, находящиеся в отпуске по беременности и родам или в отпуске по уходу за ребенком, не могут быть исключены из списков личного состава воинской части.

26. Умерший (погибший) военнослужащий исключается из списков личного состава воинской части со следующего дня после дня смерти или гибели, а военнослужащий, признанный в установленном порядке безвестно отсутствующим или объявленный умершим, - со следующего дня после дня вступления в законную силу соответствующего решения суда.

27. Военнослужащий, осужденный за совершенное преступление к лишению свободы или лишению воинского звания, увольняется с военной службы по соответствующему основанию со дня начала отбывания наказания, указанного в приговоре суда, а осужденный к лишению свободы с отбыванием наказания в колонии-поселении - со дня вручения ему территориальным органом уголовно-исполнительной системы предписания о направлении к месту отбывания наказания.

28. Военнослужащий, осужденный за совершенное преступление к лишению свободы условно, по решению соответствующего должностного лица, которому предоставлено право его увольнения, может быть оставлен на военной службе, за исключением военнослужащих, совершивших преступление умышленно.

29. Во время отбывания ареста осужденный военнослужащий не может быть уволен с военной службы, за исключением случаев признания его негодным к военной службе по состоянию здоровья.

  • II. Порядок заключения контракта и прекращения его действия
  • III. Порядок назначения на воинские должности, возложения временного исполнения обязанностей по воинской должности, зачисления в распоряжение командира (начальника), освобождения от воинских должностей

В отличие от ухода с гражданской работы, увольнение с военной службы регулируют Устав военнослужащих и Федеральное законодательство.

Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь к консультанту:

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ .

Это быстро и БЕСПЛАТНО !

Однако, порядок данного процесса в разных местах может проходить по-разному ввиду того, что внутренние указы и постановления армейских подразделений могут вносить коррективы в некоторые аспекты процедуры.

Общие сведения

Любой военнослужащий несет службу в Вооруженных силах РФ в течение определенного периода. Этот временной промежуток именуется сроком службы.

На законодательном уровне установлены причины, позволяющие уволиться военному. Кроме того, существуют основания, на которых производится безусловное увольнение. К таким основаниям может относиться, к примеру, пожилой возраст военного.

Для солдат-срочников и солдат-контрактников порядок увольнения с военной службы различается:

  • увольнение военных, служащих по контракту, производится в индивидуальном порядке;
  • срочники же увольняются два раза в год в соответствии с приказами, издаваемыми Министерством обороны РФ.

Законодательная база

Основным законом, предоставляющим информацию о военной службе, как для российских, так и для иностранных граждан является , принятый в 1998 году: «О воинской обязанности и военной службе».

О порядках увольнения можно узнать в 34 статье Указа Президента РФ № 1237, изданного 16.09.1999 и измененного в прошлом, 2020 году.

Основания

В 2020 году военнослужащий может прекратить свою деятельность ввиду трех оснований:

  • выход в отставку;
  • уход в запас;
  • из-за осуждения по причине наличия уголовного дела.

Есть и ряд иных причин, позволяющих оформить безусловное увольнение.

Увольнение с военной службы

В зависимости от причины увольнения, военнослужащий может рассчитывать на одно из четырех оснований для прекращения военной службы.

  • отставка;
  • выход в запас;
  • уголовное дело;
  • безусловное увольнение.

По состоянию здоровья (по болезни)

В случае, если гражданин имеет какие-либо заболевания, препятствующие прохождению службы - то ему необходимо получить заключение от ВВК о состоянии своего здоровья.

При наличии данного документа, подтверждающего болезнь, может быть осуществлена процедура увольнения военнослужащего по состоянию здоровья. В таком случае основанием для процесса станет увольнение в запас.

Если же врачебная комиссия признала гражданина полностью негодным к военной службе, то процесс переходит в статус безусловного увольнения.

Это же основание используется при увольнении контрактных военнослужащих, имеющих ограничения к службе по состоянию здоровья и имеющим звания ниже старшин включительно.

По окончании контракта

В случае, когда контракт подходит к концу, военнослужащего необходимо предупредить за полгода до окончания действия документа.

Если он не намерен продлевать документ - то процесс увольнения производится безусловно.

В день ухода гражданин должен получить , размеры которого зависят от срока службы, звания и других, второстепенных фактов.

При несоблюдении условий

Военнослужащего также могут отстранить от деятельности ввиду нарушения условий, прописанных в конкретном военном контракте.

В таком случае, при увольнении, военный, вне зависимости от должности и заслуг, будет лишен выходного пособия.

По собственному желанию

При наличии конкретных условий, военнослужащие имеют право на .

К таковым относятся условия:

  1. Ограниченная или полная негодность к прохождению службы в связи с наличием заболеваний или травм.
  2. Переход солдата в статус депутата законодательного собрания.
  3. Смерть родственников, произошедшая во время прохождения солдатом службы.
  4. Признание гражданина высшим должностным лицом субъекта РФ или его избрание в качестве военного судьи.
  5. Другие причины, признанные комиссией уважительными.

Также отдельно выделяют причины, связанные с личными и семейными обязательствами.

Пенсионера

Военный пенсионер получает право на уход в отставку после того, как он выслужит срок в 20 лет.

В случае, как и с другими контрактниками, военных пенсионеров извещают об увольнении за полгода до окончания срока. Если военный не согласен и намерен продолжать службу - то он вправе подать рапорт на продление.

Рапорт перенаправляется к командиру, после чего тот принимает решение и проводит официальную беседу. Принятое в ходе нее решение объявляется пенсионеру. Свое мнение он может изложить в протоколе беседы, а также написать новый рапорт.

При увольнении в связи с преклонным возрастом, пенсионные рассчитываются Министерством обороны.

Утверждение может проводиться до двух месяцев. Процедура увольнения на пенсию заканчивается после того, как будет издан приказ.

После получения всех документов, военный пенсионер должен самостоятельно передать их в ПФР для оформления регулярных и единовременной выплат.

Незаконное

В случае, когда увольняемый военнослужащий , по которым было произведено увольнение, может быть проведено обжалование процесса. Документы должны направляться в военный суд.

Срок исковой давности в такой ситуации составляет три месяца.
Чаще всего обращения в суды поступают по причине увольнения служащих до завершения контракта и без их согласия. Также встречаются случаи увольнения по получению права на пенсионное обеспечение.

Помимо этого, военнослужащего нельзя уволить в одностороннем порядке в случаях, если он не выслужил 10 лет, а также не был обеспечен жильем.

Порядок действий

При увольнении военного с контракта, его необходимо предупредить об окончании срока действия документа.

До этого командир части, в которой служит гражданин, обязан:

  1. Выявить возможность продления контракта. При решении данного вопроса необходимо учитывать такие факторы, как состояние физического и психического здоровья служащего, наличие у него жилплощади и так далее.
  2. После принятия решения, перенаправить документы в виде личного дела служащего в спец. орган, в котором будет проведен подсчет лет выслуги.
  3. При необходимости, направить человека на медицинское освидетельствование или обследование.
  4. Предоставить военнослужащему очередной или дополнительный отпуск.

За 4 месяца до увольнения должна быть проведена итоговая аттестация военного, а еще через месяц с ним проводят собеседование, где сообщают возможные варианты развития событий.

Документы

При увольнении или отставке военного должен присутствовать письменный документ, имеющий установленные формы. На нем должны быть подписи нескольких лиц, а также командира части.

К бумаге дополнительно прилагают:

  • ксерокопию листа, оформленного в процессе беседы с военным;
  • ксерокопию листа с результатами аттестации;
  • рапорт об увольнении.

При необходимости, пакет документов может включать в себя копию документа от военно-медицинской комиссии. Перечисленные бумаги должны быть направлены в отдел военных кадров за два месяца до процедуры увольнения.

Образец рапорта

При наличии оснований, позволяющих уволиться, военный может подать рапорт начальству (командованию).

При этом, в соответствии с правами солдатов увольняться по собственному желанию, командование должно удовлетворить рапорт. Фактически рапорт представляет собой письменное донесение начальству о выполнении взятых на себя обязательств и просьбу об увольнении.

Командование производит процедуру увольнения без рапорта, если согласие военного не требуется, а его назначение на новую должность не предусматривается.

Во всех прочих случаях оформить процедуру увольнения возможно лишь при наличии рапорта и других документов, при их необходимости.

Выходное пособие

Увольнение военнослужащего с контракта по собственному желанию регламентировано законодательством, согласно которому договор, заключенный с лицом может быть расторгнут досрочно при наличии уважительных причин. Процедура прекращения обязательств по данному основанию отличается сложностью и длительностью. Лицу, проходящему военную службу, необходимо определиться с причиной, по которой необходимо расторжение контракта.

Законодательство устанавливает более сложный и длительный порядок увольнения по собственной инициативе военнослужащих лиц, в сравнении с прекращением обязательств по данному основанию рядовых граждан. Это обусловлено спецификой деятельности и особым статусом лиц, служащих в ВС РФ по контракту. При желании реализовать расторжение договора необходимо соблюдать регламентированную законодательством процедуру.

Уважаемые читатели! В статьях содержатся варианты решения типовых проблем.
Бесплатно помочь найти ответ на Ваш персональный вопрос помогут наши юристы. Для решения Вашей проблемы, звоните: Вы можете также получить бесплатную консультацию онлайн .

Законодательная основа и порядок увольнения военнослужащих

Гражданин, устраиваясь на военную службу, заключает контракт, сторонами в котором выступает он сам и командование. Данное соглашение имеет схожесть с договором, оформляемым при трудоустройстве. Однако, отношения между военнослужащим и командованием регулируются не ТК РФ, а Дисциплинарным Уставом, ФЗ-53 «О воинской обязанности» и актами, содержащими нормы, которые имеют отношение к служащим в ВС. Лишь в случаях, когда есть прямое указание в данных законах, к отношениям между сторонами могут применяться нормы Трудового Кодекса. ФЗ-53 в ч. 6 ст. 51 содержит возможность увольнения из армии до окончания срока действия контракта по собственному желанию. Но для его разрыва одной лишь инициативы недостаточно, лицу, проходящему службу, необходимо наличие уважительных причин.

Законодательство, регламентируя обязательное наличие серьезного повода, для прекращения контракта по инициативе увольняющегося, не дает определения «уважительной причины». Установление весомости основания разорвать контракт отдано на усмотрение аттестационной комиссии и командования. Военнослужащему потребуется доказать, что у него действительно имеются серьезные причины, препятствующие выполнению взятых на себя обязанностей и дальнейшему несению службы.

Нормативная база, регулирующая сферу отношений между военнослужащими и командованием, достаточно подробно регламентирует порядок увольнения лиц, находящихся на службе в ВС РФ. Чтобы расторгнуть контракт лицу необходимо придерживаться следующего алгоритма:

  • Определиться с причиной разрыва заключенного контракта по собственному желанию.
  • Подготовить документацию, подтверждающую наличие серьезного повода для разрыва контракта.
  • Составить рапорт, приложить к нему документальные доказательства.
  • Подать рапорт командиру, ответственному за решение кадровых вопросов.
  • Дождаться ответа на рапорт и заседания аттестационной комиссии.
  • Принять участие в процессе рассмотрения просьбы и аргументировать свою позицию.
  • Получить заключение комиссии о принятом решении.
  • В случае положительного решения комиссии получить окончательный ответ от командира и уволиться.

Если комиссия сочтет повод расторжения контракта недостаточно уважительной, гражданин вправе подать жалобу на рассмотрение в судебном процессе.

Основания для увольнения военнослужащих

При определении уважительности причины сложения полномочий контрактником следует опираться на разъяснения Пленума Верховного Суда РФ. Его позиция заключается в том, что весомыми признаются поводы, которые объективно препятствуют прохождению службы военным и выполнению обязательств договора. Увольняющемуся необходимо ответственно подойти к аргументации причины, не только на заседании комиссии, но и в рапорте. Не стоит рассчитывать, что положительный ответ будет получен на кратко сформулированную просьбу. Необходимо максимально подробно описать сложившуюся ситуацию и подкрепить ее документальными доказательствами.

Практика показывает, что уважительными могут быть признаны следующие причины:

  • Если семья контрактника проживает не в РФ.
  • Если лицо придерживается определенной религии или взглядов, которые препятствуют совершению действий, необходимых для выполнения условий контракта.
  • Если доход гражданина, получаемый им при прохождении службы, не позволяет содержать семью. При этом иной заработка у него нет. Члены семьи военнослужащего также не получают дохода или этих денежных средств не хватает для проживания. При определении достаточности содержания за основу берется прожиточный минимум на каждого члена семьи в регионе.
  • Если контрактнику приходится самому осуществлять воспитание и содержание несовершеннолетнего ребенка. При этом второй родитель не оказывает какой-либо поддержки, но и не лишен прав на детей. Данная причина будет существенной, если нет оснований для разрыва договора по семейным обстоятельствам.
  • Если женщина, проходящая службы по контракту, беременна, и ее состояние значительно ухудшилось, что препятствует исполнению обязательств в полном объеме.
  • Если у контрактника умер один из членов семьи, и это препятствует дальнейшему прохождению службы в рядах ВС РФ.
  • Если гражданин не имеет возможности реализовать свой потенциал на должности, занимаемой им, при этом повышение не представляется возможным.

Поскольку законодательство не дает исчерпывающего перечня причин для прекращения действия контракта по собственной инициативе, возможно использовать и другие поводы для ухода. Но их необходимо аргументировать и подкрепить доказательствами.

Требования к оформлению рапорта

Дисциплинарный Устав регламентирует оформлять любое обращение в виде письменного рапорта. Этот документ заменяет заявление, которое составляет работник при увольнении. Законодательство не содержит каких-либо императивных требований к текстовой составляющей обращения, поэтому образец рапорта не требуется, его можно составить в свободной форме. При изложении своей позиции в письменном виде необходимо указать ряд важных моментов, которые позволят идентифицировать документ именно как обращение к командованию:

  • ФИО и должность командира, номер воинской части.
  • ФИО и должность контрактника.
  • Просьба о досрочном расторжении контракта по собственному желанию со ссылкой на соответствующую статью законодательного акта.
  • Уважительную причину, побуждающую к увольнению с военной службы. На данный пункт необходимо обратить особое внимание, поскольку тщательность аргументации позиции в совокупности с документальным подтверждением будет играть решающую роль при рассмотрении вопроса. Следует максимально конкретизировать обстоятельства, которые препятствуют дальнейшему исполнению взятых на себя обязательств.
  • Просьбу о вынесении рапорта на разбирательство аттестационной комиссии.
  • Перечень документальных доказательств, которые приложены к рапорту.
  • Дата и подпись контрактника.

Важно! Составить документ следует в двух экземплярах. Обе бумаги регистрируются в канцелярии. Один экземпляр подается командованию, второй контрактник оставляет у себя. Он послужит доказательством в суде, если гражданин столкнется с бездействием и затягиванием процесса рассмотрения просьбы.

Военнослужащему не вправе отказать в подаче письменного обращения. Рапорт не могут не зарегистрировать и не передать на рассмотрение комиссии. Подача подобных письменных обращений к командованию – неотъемлемое право контрактника. Срок рассмотрения рапорта составляет один месяц. Он может быть продлен по решению командира еще на 30 дней, но контрактник должен быть уведомлен об этом. По истечении периода военнослужащий должен получить ответ в письменном виде. В случае несогласия с решением комиссии можно подать жалобу в суд.

Рассмотрение рапорта комиссией и принятие окончательного решения

Командир обязан передать просьбу военнослужащего на рассмотрение аттестационной комиссии. Если он этого не сделает, гражданин вправе обжаловать его бездействие в суде и посредством обращения в военную прокуратуру.

Комиссия в составе заместителей командира части, представителей командования подразделений, юриста и сотрудника отдела кадров рассматривает обращение контрактника в течение периода, не превышающего 7 дней. В ходе разбора ситуации заслушивается позиция самого лица, которое желает уволиться. Представленное обращение и документальные доказательства должны быть объективно рассмотрены, на основании чего комиссия обязана принять мотивированное решение. Позиция этого совещательного органа носит рекомендательный характер. Окончательное решение принимается командиром. Возможна ситуация, когда комиссия вынесла вердикт об удовлетворении просьбы контрактника, но приказ об увольнении не был издан.

Окончательное решение, в результате которого расторгается договор, должно быть принято в разумный срок. Но законодательство не содержит сформулированного положения о периоде, в течение которого командир, имеющий полномочия прекращать действие договора приказом, должен удовлетворить или отказать в просьбе контрактника. Поэтому, зачастую, процесс прекращения обязательств затягивается намеренно.

Выплаты, положенные увольняющемуся

Если военнослужащий при расторжении контракта не допустил каких-либо нарушений, ему положены следующие денежные компенсации:

  • Пособие, выплачивающееся единовременно. Размер суммы будет исчисляться, исходя из срока, проведенного в рядах ВС РФ. Если гражданин прослужил менее 20 лет, он получит не более двух окладов. В случаях, когда этот период превышает 20 лет, лицу положено 7 окладов. К итоговой сумме может быть добавлен еще один оклад, если контрактник получал государственные награды.
  • Премия выдается за добросовестное выполнение обязанностей по договору. Ее размер может составлять до четверти оклада.
  • Выплата, перечисляющаяся ежегодно, размером не меньше одного оклада.

Окончательная сумма, которую получит лицо при прекращении обязательств, зависит от звания и должности.