Можно ли женщине в брюках в церковь заходить? Что делать в церкви (храме), когда туда пришел.

Можно ли ходить в церковь во время месячных? Вопрос, интересующий многих девушек, которые планируют или приглашены на крещение младенца, венчание, а дни менструации припадают на запланированную дату. Глубоко верующие женщины знают ответ на этот вопрос, а для тех, кто еще не просвещен, написана эта статья.

Вглубь веков или откуда взялось такое правило?

Церковью совершается Бескровная Жертва в стенах храма (молитва), а всякое кровопролитие недопустимо. Это основной аргумент, который не позволяет нахождение женщины с месячными в Церкви.

Если копнуть поглубже, то правило не впускать «нечистую» женщину в храм уходит корнями в Ветхий Завет. Именно в те времена, когда в мире царствовали всевозможные проказы, особое внимание уделяли физической чистоте. Даже в церковь не допускались прокаженные, луди с гнойными и кровоточащими ранами, женщины с менструальными выделениями.

Почему в эту категорию больных попали женщины с месячными? Объясняется это очень просто. В те далекие времена о личной гигиене и средствах, используемых сегодня при месячных и знать не знали. А женщины во время этих дней не мылись, так как лекари утверждали, что при мытье можно занести инфекцию. Поэтому женщину, источающую смрад не пускали в Церковь и считали «нечистой».

Еще одна теория «нечистой» женщины

Основано правило запрета посещения церкви при менструации на молитве над роженицей, которую читают на 40 день. По тексту молитвы имеются слова, в которых указано, что до срока дней послеродового очищения женщина в Божий храм входить не должна . Хотя в молитве идет речь о выделении послеродовых лохий, священнослужители, руководствуясь этим Божьим сказанием, еще со времен крещения Руси запрещали «нечистым» девицам приходить в Церковь.

Также следует отметить, что в деревнях на Руси, женщин по правилам Старого Завета, после рождения мальчика не пускали в Церковь 40 дней, а если была рождена девочка 80 дней.

Что говорит современная Церковь?

Разные Церкви дают разные ответы. К примеру:

  • Католическая церковь не видит в этом ничего предосудительного, так как в Новом Завете внимания уделяется духовности, а не физической чистоте. Даже в библии имеется запись, что все созданное Господом Богом прекрасно, а происходящие процессы в теле являются природными . Также в Святом писании имеется запись, как Христос разрешил прикоснуться к себе кровоточившей женщине, исцелив ее.
  • Православная Церковь имеет свои предубеждения и пропагандирует воздержание от походов в Церковь во время месячных. Хотя современные взгляды допускают присутствие «нечистой» женщины в храме, но с условием того, что она не будет прикасаться к святыням.

Так все же можно или нельзя?

Исходя из вышеизложенного, вопрос становится риторическим и каждая женщина должна решить для себя как ей поступить:

  • прийти в Церковь, и постояв в сторонке, просто помолиться;
  • полноценно отстоять службу, пропустив только причастие и прилаживание к иконам.

Так или иначе, но следует помнить, что не стоит во время месячных:

  • участвовать в крещении;
  • венчаться;
  • причащаться.

У каждого поколения есть собственное мнение насчет разных вещей и событий. Например, в древности менструация и церковь считались несовместимыми понятиями.

С приходом критических дней женщины ограждались от окружающего мира, поскольку являлись нечистыми по мнению священнослужителей. Сегодня ситуация изменилась, и современные занимаются разнообразными делами.

Но вот спорным остается вопрос, можно или нет посещать храм, когда идут месячные. Рассмотрим эту тему с разных сторон.

Информация из Ветхого Завета

Ветхий Завет – это первая часть Библии, составленная до зарождения христианства. С течением времени она стала истоком для противоборствующих религий, которые знакомы современным людям. Это иудаизм и христианство. Святое Писание закрывало доступ в храм нечистым гражданам.

  • Прокаженные.
  • Женщины с месячными и патологическими кровотечениями.
  • Мужчины с больной простатой.
  • Люди, которые прикасались к трупам или имели признаки гнойно-воспалительных заболеваний.

Также в церковь не было принято ходить после грешных дел, а под это определение попадали многие состояния. Роженицы, подарившие миру мальчиков, могли посещать храм не раньше сорокового дня. Для матерей новорожденных девочек этот срок увеличивался до 80 дней.

На вопрос, почему женщине нельзя в церковь с месячными, встречается ответ, связанный с гигиеной. Древние женщины не имели прокладок и тампонов и не носили трусов. Получается, что в любой момент кровь могла пролиться на пол. В церкви кровотечение недопустимо. Уборщики священных помещений тоже не хотели вымывать чужую кровь, поскольку контакт с этой жидкостью приравнивался к грешному делу. Одноразовых перчаток тогда не было.

Благодаря прогрессу у женщин появилось удобное нижнее белье, прокладки, тампоны и менструальные чаши. Теперь уборщикам не приходится дезинфицировать полы после таких посетительниц и никто, кроме самих дам, не соприкасается с нечистотами. Таким образом, церковь и месячные у женщин совместимы в современном мире.

В период Ветхого Завета многие явления рассматривались с физической точки зрения. Испачканное тело человека считалось нечистым. Женщинам возбранялось ходить с месячными в церковь и общественные места. Несколько дней она должна была находиться в одиночестве.

Менструация и церковь: какие существуют запреты сегодня

С появлением Иисуса Христа и Нового Завета в церковных канонах произошли перемены. Сын Девы Марии акцентировал внимание народа на духовном, а физическое отодвигал на второй план. Если человек был чистым внешне, но его душа оставалась черной, Иисус делал все для того, чтобы тот избавился от греха.


Храмы продолжали существовать, но святость уже переносилась с земли в человеческие души. Христос уравнял мужчин и женщин и повелел их душам стать храмами божьими.

Рассматривая тему, можно ли с месячными ходить в церковь, приведем один интересный факт, который изменил мнение староверов. Однажды больная женщина с сильным кровотечением пробралась сквозь толпу и коснулась рукой одежд Иисуса. Он почувствовал отток энергии, однако не рассердился и произнес: «Вера твоя спасла тебя, женщина!» И с того дня сознание населения стало меняться.

Приверженцы Ветхого Завета продолжали настаивать, что женщины при месячных не должны ходить в церковь. Последователи Иисуса отказались от этого правила и начали жить по Новому Завету. Таким образом, пролившаяся прилюдно женская кровь дала начало новой жизни.

В католической церкви менструация давно не воспринимается как скверное явление. Естественный процесс сегодня можно скрыть от посторонних глаз благодаря качественным средствам гигиены. Если возникает потребность посетить храм, женщина может сделать это в любой день.

Однако священники запрещают находиться в церкви с месячными при совершении трех обрядов:

  1. Исповедь.
  2. Крещение.
  3. Венчание.

Табу имеет физическое объяснение. При крещении девушка не может погружаться в воду из гигиенических соображений, т. к. жидкость испачкается, а в половые пути проникнут болезнетворные микробы. Процесс венчания длится долго, прерывать его нельзя. Если кровотечение сильное, у невесты не будет возможности сменить прокладку или тампон. Ритуал могут испортить обмороки новобрачной, поскольку критические дни у некоторых девушек сопровождаются слабостью, тошнотой и головокружениями.

Таинство исповеди затрагивает психоэмоциональную часть женского естества. В дни менструации девушка ранима и уязвима. В процессе беседы она может наговорить лишнего священнику и сожалеть об этом впоследствии. Как сказал один батюшка, «женщина невменяема при месячных».

Почему женщины с месячными считались в старину «нечистыми», объясняет преподобный Никодим Святогорец. Такое определение представительницам прекрасного пола Бог дал для того, чтобы в критические дни мужчины избегали совокупления.

Что говорят священники

Спросите у разных священников, можно ли заходить в церковь при месячных, и вы услышите противоречивые ответы. В одни храмы женщины приходят на богослужения в критические дни, в другие – нет. Перечитывая Священное Писание, находим, что Богу важна духовность человека, тело и его процессы второстепенны. Если девушка соблюдает заповеди Всевышнего, она не согрешит своим приходом в церковь с месячными.

При беременности и после родов храм посещать тоже можно.


Некоторые мамы желают окрестить деток сразу после выписки из роддома или приглашают священников непосредственно в роддом. Если младенец очень слабенький, крещение поможет ему окрепнуть. Батюшка без страха прикасается к родильнице и не считает себя оскверненным по причине контакта с «нечистой».

Набожным женщинам перед тем, как посетить церковь в дни месячных желательно выяснить заранее, каких взглядов придерживается местный священник, и соответствовать установленным правилам. Истинно верующие в критические дни и первые месяцы после родов могут участвовать в религиозных ритуалах, если допущены батюшкой. Но прикасаться к святыням они не должны.

Если женщина посещает храм только по той причине, что так принято в определенные праздники, задумываться о месячных ей не стоит. Культовое заведение открыто для всех, но задача прихожан – стремиться к единению с Богом, а не просто стоять в толпе со свечами.

Григорий Двоеслов говорил о месячных так: если в церкви пришли месячные, это не повод чувствовать себя грешной. Естественный процесс предназначен для очистки организма. Женщину создал Бог, и повлиять на Его волю она не может. Если менструация началась в определенный день, став помехой выполнить запланированные дела, значит, такова воля Божья.

Священник Константин Пархоменко допускает участие женщины с месячными в обряде Причастия. Но если она уважает Святое Писание и отказывается от обряда, своим поступком заслуживает награды Всевышнего.

P.S. Стоит ли идти в церковь с месячными, решайте сами. Если душа тянется к Богу или хочется поставить свечку за здравие близких людей или усопших, почему бы это не сделать в критические дни. Человек с чистыми помыслами приятен Богу. Телесные выделения не должны препятствовать единению простого смертного с Высшими Силами.

В большинстве случаев время для того, когда можно посетить церковь, - добровольный выбор каждого православного верующего, вне зависимости от его самочувствия и состояния здоровья. Люди посещают церковь, не задумываясь о том, что для этого могут быть какие-либо запреты. Посещение храма зачастую является духовной потребностью.

Тем не менее, бытует расхожее мнение, что для похода в святое место есть ряд ограничений. Особенно это касается женщин. Распространено мнение, что женщинам нельзя посещать православную церковь, когда у них наступают месячные. Почему нельзя ходить в церковь во время месячных, с чем связано данное обстоятельство, почему стоит учитывать это ограничение, можно ли заходить в церковь или нельзя – вопросы, которые волнуют многих верующих женщин. Попробуем разобраться вместе!

Запрет на посещение женщинами церкви во время месячных появился впервые в Ветхом завете, когда ограничений для посещения святого места было несколько:

  • проказа;
  • семяистечение;
  • прикосновение к трупу;
  • гнойные выделения;
  • женское кровотечение (месячные, маточное кровотечение);
  • время после родов (40 дней для женщин, родивших мальчика; 80 дней – родившим девочку).

Почему на посещение храма накладывались такие запреты? В основном, эти ограничения были обусловлены физической «нечистотой». Такие физиологические процессы косвенно считались грехом. По сути же они безгрешны, так как свидетельствуют только о физическом состоянии верующего.

Однако время, когда подобные запреты имели место быть, прошло с установлением канонов Нового завета, в котором, тем не менее, всё же осталось 2 ограничения для посещения церкви:

  • женщинам в срок 40 дней после родов (независимо от пола рождённого ребёнка);
  • женщинам во время месячных.

Таким образом, запрет на поход в церковь во время месячных является не совсем надуманным и необоснованным. Это связано не только со своеобразной физической «нечистотой», но и с тем, что в церквизапрещено любое пролитие крови. Если такая ситуация произойдёт, церковь необходимо будет освящать.

Существует ли запрет на посещение святого места в наши дни?

Вопрос, почему нельзя ходить в храм в критические дни, беспокоит тех верующих, которые считают, что гораздо важнее духовная чистота, нежели физическая. Тем более, в современное время существуют разнообразные гигиенические средства для женщин.

В наши дни ограничение на посещение храма в период месячных практически не действует. Женщины могутходить в церковь даже в то время, когда у них месячные. Однако в критические дни нельзя делать следующие таинства:

  • крещение;
  • исповедь.

Почему нельзя участвовать именно в этих процедурах? Первое связано исключительно с гигиеническими требованиями. Второе – с моральными представлениями о чистоте. Это относится как к физической чистоте, так и к духовной. Во время исповеди человек очищается. Поэтому чистым должно быть и его тело.

Стоит заметить, что многие священнослужители не разделяют взглядов о каких-либо запретах для посещения храма. Они недоумевают, почему православному христианину нельзя ходить в Божий дом по каким-либо причинам (тем более – по физиологическим обстоятельствам). Более того, противники ограничений считают, что такие запреты ходить в церковь берут своё начало со времён язычеств, когда женщины с месячными не допускались к определённым обрядам. В связи с тем, что язычество никак не причастно к православной религии и не может диктовать ей какие-либо ограничения и запреты, многие священники убеждены, что женщинам в критические дни можно посещать храм, молиться, ставить свечи.

Исходя из этого, можно сделать однозначный вывод, что строгих запретов, касающихся физиологических особенностей и физического состояния человека, для посещения храма не существует. Ходить в святое местоможно в любое время как мужчинам, так и женщинам. Главное требование – иметь добрые помыслы и духовную чистоту.

Тем не менее, большинство современных женщин выдерживает некоторый период после родов, когда они не посещают церковь. Почему? Причина этого, вероятно, кроется не в каких-либо запретах, а скорее, в ослабленном физическом состоянии женщины в послеродовой период и необходимости её присутствия рядом с новорождённым младенцем. А вот по прошествии 40 дней с момента родов женщине можно ходить в церковь даже с малышом. Кроме того, на 40-ой день после рождения принято крестить ребёнка.

Можно или нельзя ходить в храм в критические дни: подведём итоги

Исходя из того, что православные служащие не накладывают строгие запреты для посещения храма, женщинам во время месячных можно ходить в церковь. Посещение церкви не должно зависеть от протекания физиологических процессов у женщины. Даже беременным разрешено посещать святые места и участвовать в некоторых богослужениях.

Те верующие, которые придерживаются мнения, что ходить в церковь с месячными нельзя, не должны менять свои представления. Если это их убеждение – оно имеет право на существование, и не будет осуждаться церковью или другими верующими.

Таким образом, вопрос, почему нельзя совершать поход в храм во время месячных, отпадает сам собой. Посещение церкви должно быть основано только на доброй воле и здравомыслии верующих.

    Январь 12, 2019 1:34

    Все еще проще. Это пережитки прошлого. С тех пор как белья женщины не носили. Я б тож не пустила толпу жещин с месячными без трусов в храм. Кровь не отмоешь на раз -два. А причастие в обычные месячные – это гордыня. А когда кровотечение -это болезнь, а не месячные. Но батюшке надо обязательно говорить.

    Ноябрь 19, 2018 6:11

    Не торопитесь защищать Церковь(Земная и Небесная), она сама кого угодно защитит, если надо. Защищайте слабых, приютите бездомных.
    Вы имеете право на свободу мысли. Если бы не моя любовь к Создателю Земли враждебность прихожан и суетливость,(когда всегда не до тебя) священников выгнали бы меня из Храма. Повеление Церкви без понимания принятия не вызовет, нужно популярно объяснить почему такое повеление.
    Разве Мать не учит свое дитя принимать правильные решения самостоятельно?
    Самостоятельное дитя, добрые дела совершающее-главная задача любой матери.
    Уважение к свободе заложено самим Всевышним. Откуда столько враждебности среди прихожан? Как верить в Церковь, если свобода мыслить и ошибаться вызывает желание задавить любое инакомыслие. На ошибках учатся.
    Если интересно, прочитайте почему у меня не получается держать полный пост во время месячных. Полный пост дает понять полноту Таинств, попробуйте сами и пусть ваш мысленный взор направленный на Небеса ничего не отвлекает.

    Ноябрь 19, 2018 5:26

    Светлые, любимые, матери, дочери Вас любят и берегут, не пытаются обидеть.
    Создатель дал нам указания поститься при таинствах и не один день.
    Очевидно, при создании нашего организма, предусмотрено, что пост помогает молитве достичь адресата и результата- Благодати.
    Полный пост без воды и еды очень трудно держать в эти дни цикла, а без поста таинство возможно уже не совсем такое для Вас, как при полном посте.
    Мужчины идут вперед, так как вполне могут разглядывать женщин-такова их природа и никто не знает может им трудно не думать о Вашей красоте.
    Мужчины более агрессивные, вспыльчивые и властолюбивые, поэтому именно женщина дается мужчине в помощь, а не наоборот.
    Вспомните о премудрой обезьяне которая не видит, не слышит и не говорит ничего плохого.
    Светлая женщина способна осветить не только себя, но всех на кого обратит свои благословения. Всевышний скорее услышит ваши молитвы, чем мужские, ибо Ваша природа-Любовь, а мужская-сила и им нужно доказывать, что они достойны в отличии от женщин, которым достаточно только любить.

    Ноябрь 19, 2018 4:57

    Возможно Вам пригодится мой опыт.
    Данный запрет из любви и понимания к женщинам, а не наоборот.
    Поклонение и чистота, сосредоточенность на Небесном, приводит к отказу от земного, от воды от еды, когда ты и Душой и телом посвящаешь себя поклонению.
    Легко воздерживаюсь от употребления мяса вообще, кроме одного двух дней месяца, что связано с репродуктивной функцией организма. Причем я не просто хочу мяса, организм начинает показывать мне значение слова Алкать(настойчиво требовать). Я стараюсь, но воображение играет, пусть секунду другую, но факт есть факт. Возможно отсутствие у меня возможности с чистым сердцем и разумом обращаться и быть услышанной с Поклонением решает данный вопрос сам собой.

    Октябрь 14, 2018 13:00

    Наш священник (довольно известный автор книг и уважаемый) говорит, что прикладываться к иконам можно, в храм ходить можно. Даже не ругает за брюки и отсутствие платка и наоборот, удерживает слишком ретивых бабушек. Так как человек пришел в храм. Возможно, он недавно только пришел к Богу и, если его сразу ругать начнут- могу отвратить от истинной веры, что также является грехом. А девушка, увидев, как все вокруг ходят- тоже наденет юбку и платок. Конечно, при условии, что зашедший в храм ведет себя уважительно.

    Сентябрь 15, 2018 20:26

    В древности темным и невежественным людям месячные у женщин казались сверхъестественными, ужасными, и доказывающими, что женщины низкие и мерзкие существа. И даже слово-то какое выдумали – “нечистая”, прямо как Сатана.
    Печально, что и в наше время церковь официально признала женщин кем-то вроде исчадий дьявола, нечистыми, недостойными входить в храм, по крайней мере, изрядную часть своей жизни.
    Что ж, хорошо. Тогда зачем вообще ходить в церковь?

    Сентябрь 10, 2018 11:20

    Подозреваю, что все, кто считают женщину нечистой в эти дни не могут смотреть на неё без похоти. Поэтому и отношение такое.
    Никогда не нарушала Церковных постановлений, не бодалась за равноправие женщин, но часто бывает обидно за Православие. То есть вся история спасения человечества, проповедь, распятие и воскресение Христово – все свелось к женской начистоте и мужчины первыми к причастию.

    Август 11, 2018 20:20

    Спасибо всем. Даже понятен ответ,но спрошу все-таки: а детям, девочкам 11-14 лет, тоже не следует идти к причастию в эти дни?

    Май 29, 2018 12:44

    Если” морж” зимой столкнёт вас в прорубь а потом вытащит и скажет,а я поступаю так как хотел бы чтобы и вы со мной поступили.про боксёров и других говорить страшно….А если хоть одна молитва “отче наш …” (если она искренняя)- и сбудется..Вы правда хотите чтобы бог прощал вам грехи Как и вы прощаете?….жуёте уже сами не знаете что.каноны перелистываете..У вас дом горит.. а вы бумаги перелистываете и выесняете в каком году он построен…

    Май 10, 2018 1:56

    Традиция связана с ветхим законом, который адекватно, да собственно, вообще никак, не пытается даже объяснить, как кровь при месячных может попасть в чашу и осквернить ее, наличие физиологических выделений как крови, насморка и т.д, не может быть нечистым – как говорил Христос, “нет в вас ничего нечистого”, если вам конечно он авторитет, ну или если нужны “старцы” которые для некоторых важнее – например Афанасий Вел. Оскверняет только грех, месячные никак не связаны с наличием или отсутствием греха. Заходя в храм снимайте шляпу, а не голову

    Май 8, 2018 19:42

    Пока увидела только один адекватный комментарий: “Если я готовлюсь к причастию, но чувствую, что должно начаться “это”, то я отложу на недельку”.
    Несогласные постницы и “смиренницы”! Что вам мешает сделать тоже самое? Вы тоже задыхаетесь без причастия, как написавшая здесь болящая, кровоточащая? Вы тоже приступаете к чаше каждую неделю? но не стало ли для вас это пустым ритуалом, если вы даже не можете выполнить простое послушание? В чем здесь проблема?
    Я тоже регент с многолетним стажем, и тоже приходится петь в эти дни, не то что просто в храме находиться. А это очень трудно. Но приступать к чаше в “больные дни” даже в голову не приходило. А тем более отстаивать такое право.

    Апрель 2, 2018 0:20

    Всё сводится либо к послушанию, либо к мнению.Если мы православные христиане, то путь послушания очевиден.Если выберем путь мнения – себе навредим.Полагаю, что и мужчине, имевшему ночное истечение накануне причастия подходить к Чаше нельзя.

    Январь 13, 2018 1:05

    Я регент с многолетним стажем. И много раз самые большие, тяжёлые, праздничные службы пела в этом состоянии. Ни один батюшка никогда не отправил меня домой отдыхать во время таких служб, хотя надо бы было. В таком состоянии женщине опасно петь, это не здорово для связок, может произойти кровоизлияние в мозг, плюс очень большая психологическая и физическая нагрузка в эти дни, и в голосе “петухи”. Остаёшься без Причастия в праздник и в попраздненство, при активном участии в Богослужениях. Я отдаю Господу все, служу по совести. Неужели, Господь Христос хочет лишить меня Своей трапезы в эти дни. Он как лицемер говорит мне: Я тобой гнушаюсь, служи мне, но будь голодной!? Нет, Он не такой. Абсурдно думать, что Он припомнит мне съеденный кусок колбасы в пост или Причастие в женской нечистоте. А вот если сердце мое не готово покаянно принять Господа, то за это я и буду отвечать. Я ещё не причащалась в этом состоянии, но теперь с возрастом появились проблемы со здоровьем и в женской сфере. И когда дни очищения продолжаются 3 недели и могут возобновиться через три дня или по возвращении из магазина с сумками; то мне, кажется, лучше сделать выбор в сторону Причастия в проблемные дни. К иконам, к помазанию, под благословение я подхожу в эти дни, пью святую воду, ем просфоры, прикасаюсь к Крещенской воде, от этого она ещё ни разу не испортилась, как утверждают некоторые батюшки. А если испортилась, то знайте – это моя вина. Мой голос тоже звучит в храме в эти дни, “оскверняя” всех уже много лет. И все это я делаю, изучив спорную литературу по этому вопросу, опираясь на высказывания хороших священников, тех, которые моляться, радеют за церковь. Я не самовольно так решила. Уже более 20 лет при храме. Без Причастия погибаю, а Причастие даёт силы духовные, и физические восстанавливает.

    Декабрь 9, 2017 8:32

    В интернете разные источники дают противоречивую информацию об этом, а также и священники. Но я думаю что если священник сказал что можно причащаться во время месячных, то значит можно. Я не выбираю дни, я причащаюсь регулярно вне зависимости от дня цикла. За исключением только если плохое самочувствие. К причастию всегда готовлюсь. Может и нельзя тем, кто не любит мыться, а если подмоешься и прокладочку чистую подложишь, то почему нельзя? И я еще согласна с отзывом выше, что кровопролитие в храме не допустимо, но если не капать кровью на пол, то можно. А если месячные у свечнецы, или у певчей, то они не должны в эти дни не ходить на работу в церковь?

    Август 18, 2017 21:09

    Я живу в Латинской Америке и езжу причащаться в другой город и раз в два -три месяца, только когда туда приезжает православный священник и служит там в нашей общине Литургию. В течение полугода в этом году я не могла причаститься по причине совпадения моих месячных с днём богослужения. В результате я впала в уныние. Должна ли я следовать установлениям архиерейского совещания, если это подвергает опасности моё душевное состояние?

    Август 13, 2017 9:39

    Это абсолютно правильное и объяснимое требование. Молиться в церкви и приступать к святыням, когда из тебя льет как из ведра, болит живот и просто сил нет – это кощунство. Однажды в таком состоянии я попыталась зажечь и поставить свечу: она загорелась с третьего раза. Я поняла, что наше я и личные амбиции Богу не нужны. Сказано “нет”, значит “нет”.

    Июнь 21, 2017 2:54

    Читаю комментарии и диву даюсь, до какого идиотизма может довести гордыня. Помилуйте, люди, если вам Архиерейское собрание не указ, святитель И. Брянчанинов не авторитет церкви, то, что вы тут делаете, в православном СМИ? Был задан конкретный вопрос священнику, он на него, достаточно, полно ответил, чего же вам ещё? Да, что батюшка, кто он такой, если вы начинаете спорить со святым человеком, в добродетели и богословских знаниях, которого, до вас, никто не сомневался. Почитайте, любезные, работу Брянчанинова о прелести, точнее, об умственной прелести, которую он называет «мнением», может быть тогда у вас что-то «прояснится». Одно радует, что, для большинства, вопрос о месячных и яйца выеденного не стоит и, слава Богу! Однако приходится констатировать, что, по выражению А. Битова, «либералитет с ложными лозунгами» пытается навязать «свою свободу» и членам РПЦ, хотя, впрочем, я явно сгущаю краски…

  • Июнь 3, 2017 11:51

    Обыкновенные биологические процессы в обычном организме. В смысле-нельзя?! Какие кровопролития?! Дикарство. Я этого не понимаю

    Апрель 12, 2017 9:50

    Всех приветствую, удивительно, насколько изощренно наши женщины умеют спорить! Ну если вы уверены, что во время месячных можно причащаться – идите, причащайтесь. И не говорите священнику. Если вашей душе так будет легче. Но неужели это настолько принципиально для вас, что вы не можете смириться ни с мнением отцов церкви, ни с естественным законом? Женщина спасается рождением, а месячные – как раз подготовка к рождению. Многие девушки себя неважно чувствуют в эти дни и им нужно больше отдыхать. Никаких противоречий. Желаю всем внутреннего мира и счастья!

    Апрель 8, 2017 17:37

    на всех сайтах спорят,но каждый останется при своём мнении

    Март 29, 2017 13:23

    – “… Архиерейское Совещание 2-3 февраля 2015 года закрепило общепринятую практику, когда женщина должна воздержаться от причащения в дни очищения …”, – вот эта “общепринятая практика” и называется суеверием! Ибо давно известно: – “Что естественно – то не безобразно”!

    И потом, не лицемерие ли это, называть “бескровной жертвой” распятие Христа? Не лицемерие ли это – отрекаться от Слова Христа: – “… Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою КРОВЬ имеет жизнь вечную, и Я воскрешу его в последний день…”, – представляя Его жертву БЕСкровной!?

    Вот исторический прецедент: – “… что Бог сочетал, того человек да не разлучает. Они говорят Ему: как же Моисей заповедал давать разводное письмо и разводиться с нею? Он говорит им: Моисей по жестокосердию вашему позволил вам разводиться с женами вашими, а сначала не было так …”, – то есть – человеческие учение отличаются от Божиих установлений!

    Есть только одно место в Священном Писании, где человеку дается ограничение накануне общения с Богом: – “… И сошел Моисей с горы к народу и освятил народ, и они вымыли одежду свою. И сказал народу: БУДЬТЕ ГОТОВЫ К ТРЕТЬЕМУ ДНЮ; НЕ ПРИКАСАЙТЕСЬ К ЖЕНАМ. На третий день, при наступлении утра, были громы и молнии, и густое облако над горою [Синайскою], и трубный звук весьма сильный; и вострепетал весь народ, бывший в стане. И вывел Моисей народ из стана в сретение Богу, и стали у подошвы горы…”, – которое можно соотнести с Причастием!

    Нигде более Бог не запретил “кровоточивой” приближаться к Нему и принимать Святые Дары! Это люди … сами … захотели быть святее Святого! Тенью папы римского! СВЯТЕЙШИМИ! Вот и умничают! Ведь в этот момент из женщины не скверна выходит, но плод жизни обновляется!

    О крови же никогда нигде не говорилось, как о скверне, наоборот: – ” … душа тела в крови, и Я назначил ее вам для жертвенника, чтобы очищать души ваши, ибо кровь сия душу очищает…”, – сие опять же Божие установление! И кто от Слова Его “нос воротит”, тот Божий ли!?

    Март 28, 2017 14:59

    на Тайной Вечери вообще никаких женщин не присутствовало, насколько мне известно из Евангельского повествования канонического, а из мужчин – только 12 избранных учеников, на то она и Тайная. Насчет женщин в т.н. “нечистоте”, то в Евангелии есть прекрасный пример с кровоточивой, когда женщина в таком состоянии дерзнула коснуться Господа, чтобы исцелиться. В то время за такое побивали камнями. А господь сказал: “Дерзай дщерь, вера твоя спасла тебя”. Но: Он потребовал объявиться и объяснить причину, по которой женщина такое сотворила – многолетняя болезнь, поставившая человека на грань отчаяния, когда уже ничто не помогало. Ибо милосердие превыше всего всегда у Господа. Однако, если бы женщина не страдала нестерпимо, а была бы в “естественном” для созревшего женского организма состоянии очищения, не думаю, что она бы решилась на такое действие. На самом деле то, что мы считаем “естественным” вовсе не естественно – это следствие грехопадения, когда природа человека изменилась в сторону животную. Так же как не естественно для человека состояние детства и старости (об этом я читала у св. Даниила Сысоева в книге про Иова многострадального, и эта мысль, что состояние детства не естественно меня поразила). Думаю, есть еще мистический смысл в крови. Но такие глубины, может нам и не полезно пока знать, раз они не раскрыты, а сохранились только вот в таком запрете. Тут надо понимать и сохранять грань, чтобыблагоговение с одной стороны не перешло в костную традицию, смысл которой никто не понимает, а с другой стороны не перешло во вседозволенность. Не все пока мы можем понять нашим разумом, он ограничен, это только гуманисты считали, что человеческим разумом можно все объяснить без Бога.

    Март 28, 2017 13:50

    Екатерина и еще некоторые участницы этой дискуссии. Вы в своем пафосе показываете, насколько утратили (или вовсе никогда не имели) чувство смирения. Женщина и мужчина – оба творения Божии и оба могут быть в нечистоте, так что нельзя причащаться. Зачем же искушать Бога, приходя к Причастию именно в дни очищения месячного? Могли бы вы представить, чтобы за Тайной Вечерей со Христом возлежали женщины, да еще и в дни менструаций? Как-то это выглядит неопрятно… Поэтому не бравируйте своей природой, дщери Евины, имейте смиренномудрие и благоговение. И раз уж вас допускают до Тайной Вечери Господней, то старайтесь приступать к Трапезе Господней в душевной и телесной чистоте, да получите венцы праведных!

    Март 20, 2017 8:39

    Лично из своего опыта.,мне совесть не позволяет (особенно в первые дни).бывало что исповедь а на причащение пришли,куда деваться. Все женщины разному чувствуют себя в эти дни.для меня лучше переждать,на душе как то не чисто.

    Март 16, 2017 10:38

    Когда-то родители заехали в святое место. Были молодые, оба в спортивных костюмах, мама – без платка. Отец пошёл в храм, а мать осталась ждать: решила, так не пустят. Ее увидел старый батюшка и сказал, чтобы заходила в храм, если хочет, а объяснил так: человек приходит к Богу, а для него значения не имеет, в брюках вы, в юбках и т.д. Думаю, эти слова к вопросу, поднятому выше, отнести можно.

    Март 4, 2017 9:00

    Бог нас создал такими. Бог любит нас такими, какими создал.
    Не может быть такого, чтобы из-за естественного процесса (созданного самим Богом), нам отказывали в посещении церкви.
    Простите меня, если кого обидела, но считаю подобные заявления пережитком прошлого. Когда женщин красивых сжигали на костре, когда умных людей казнили за их ум.

    Февраль 9, 2017 8:01

    Вот в церковь ходить в эти дни нельзя, надо сделать так, что и на работу в эти дни не выходить, дома не убирать, не готовить, ни до чего не прикасаться в эти дни! И всё это законно пусть будет так!

    Декабрь 19, 2016 23:57

    Вообще, все церковные правила и установления Церкви даны для того, чтобы их выполнять, и грех им противостоять. Однако, современный человек по своей гордыне, которая является повсеместной, как у язычников, так и у новоначальных христиан, хочет везде применить свою мирскую логику. Но в Церкви данный подход недопустим. Здесь необходима вера и смирение. Если Бог попускает вышеперечисленные случаи для женщин (в комментариях), то для их проверки и смирения.Бог милостив и подаст свою благодать, но всему свое время. Для редко причащающихся женщин действительно реально подстраиваться под свою природу. Для тех же, кто привык и имеет насущную необходимость частого участия в Таинствах, это действительно время для проверки своего смирения и верности Богу. Но так как смирения мало, то часто это ведет, к сожалению, к нарушению постоянного Богообщения и времени богооставленности. Но, если Бог попустил сохранить именно эту ветхозаветную традицию в современной Русской Православной Церкви, значит в этом есть и Божественный Промысел. Поэтому не стоит роптать, а стоит учиться терпению и смирению. Пишу это не как поучение, а как мои размышления на эту тему.

Проживающие в Эстонии различные национальности придерживаются своей традиционной религии. Среди эстонцев наиболее популярным является лютеранство, которое признают 14% людей в возрасте 15 лет и старше. Лютеранами считают себя 27% проживающих в Эстонии финнов, 15% немцев и 14% латышей. 47% проживающих в Эстонии поляков и 33% литовцев считают себя католиками. Ислам наиболее распространен среди татар. Православие считают своей религией 51% белорусов, 50% украинцев, 47% русских и 41% армян. Таким образом самой распространенной религией в Эстонии является именно православие. Кстати, среди эстонцев в возрасте 15 лет и старше приверженцами какой бы то не было религии считают себя 19%, среди неэстонцев – 50%.

В городских поселениях Эстонии проживает в три раза больше верующих людей, чем в сельской местности. Это объясняется, в первую очередь, национальным составом населения. Больше всего приверженцев конкретной религии живет в Ида Вирумаа - 49%, меньше всего - в Вильяндимаа и Ярвамаа (по 15%).

А знаете ли вы, как нужно себя вести в православном храме?

1. Мужчинам нельзя заходить в церковь в головном уборе.

«Всякий муж, молящийся или пророчествующий с покрытою головою, постыжает свою голову».

2. Женщина, напротив, не должна заходить в храм с непокрытой головой, причем платок должен целиком и полностью покрывать волосы и закрывать уши.

Апостола Павла 1-е послание к коринфянам, 11:4-5:

«И всякая жена, молящаяся или пророчествующая с открытою головою, постыжает свою голову, ибо это то же, как если бы она была обритая».

3. Женщина не должна приходить в храм с ярким макияжем. Лучше перед посещением храма совсем не пользоваться косметикой. В церкви должно сохранять внимание к службе и молитве.

Святитель Игнатий Брянчанинов писал: «Как тело без души мертво, так и молитва без внимания – мертва. Без внимания произносимая молитва обращается в пустословие, и молящийся так сопричисляется к приемлющим имя Божие всуе» .

4. Не стоит входить в храм в шортах и коротких юбках. Для женщины достаточно закрыть колени и надеть любую одежду, которая будет закрывать руки, плечи и грудь. Мужчина должен быть в длинных брюках. Женщинам не подобает приходить в мужской одежде и наоборот.

Второзаконие, 22:5: «На женщине не должно быть мужской одежды, и мужчина не должен одеваться в женское платье, ибо мерзок пред Господом Богом всяк делающий это».

5. Большинство священников пускают женщину в храм во время критических дней, но она не имеет права участвовать в таинствах. В редких случаях, до таинства женщину допустить могут, не не разрешат прикладываться к святым реликвиям.

6. В православных храмах нельзя креститься слева направо.

В книге «Псальтирь"сказано в «кратком изъявлении»: «...полагаем я: первое на челе (на лбу) нашем, его же касается вышний рог креста, второе на чреве (на животе) нашем, его же достизает нижний рог креста, третие на правом раме (плече) нашем, четвертое же на левом, ими же знаменуются поперечне простертии концы креста, на нем же распятый за нас Господь наш Иисус Христос руце прострый, вся языки расточенные в концах во едино собра «.

В католичестве крестятся слева-направо. Норма католического крестного благословения была утверждена в 1570 году папой Пием V «Благословляющий себя самого... делает крест ото лба к груди и от левого плеча к правому».

7. В церкви следует отключать мобильные телефоны или звук звонка. Храм – место для уединения, и общению с Богом ничего не должно мешать. Если телефон зазвонит во время службы – вам будет стыдно, а окружающим – неприятно.

8. В церкви нельзя шуметь, смеяться и громко разговаривать. В храмах сильная акустика и это может серьезно мешать богослужению.

9. Дети часто еще не умеют правильно себя вести в храме. Если дети гиперактивные, то лучше воздержаться от того, чтобы брать их с собой на службу. Кричащие или плачущие дети в церкви отвлекают от молитвы. Если ваш ребенок заплакал, спокойно выйдите с ним из храма.

10. Женщины в храме не могут исполнять функции священнослужителя. Это глубоко закреплено в православной традиции.

Диакон Андрей Кураев: «Священник на литургии – это литургическая икона Христа, и алтарь – это комната Тайной вечери. На этой вечери именно Христос взял чашу и сказал: пейте, это Кровь Моя. …Мы причащаемся Крови Христа, которую дал Он Сам, именно поэтому священник должен быть литургической иконой Христа. …Поэтому священнический архетип (первообраз) – мужской, а не женский» .

Исаак Сирин писал: «Всякая молитва, при которой не утрудится тело, а сердце не придет в сокрушение, признается недозревшим плодом, потому что такая молитва – без души».

12. Если вам необходимо перейти в другую часть храма – не идите мимо священника, а обойдите алтарную часть.

13. Во время богослужения не рекомендуется праздно ходить по храму и здороваться со знакомыми, это мешает прихожанам сосредоточиться на молитвах. Приветствовать знакомых людей стоит молча легким кивком головы. Держаться за руку в храме тоже не принято.

Преподобный Лаврентий: «Если нужно тебе уйти с Литургии, то уходи после «Отче наш... А если уже вышли с Причастием Тела и Крови, то стой со страхом и молись на месте, потому что здесь присутствует сам Господь со Архангелами и Ангелами. И если можешь, пролей хоть малую слезу о своём недостоинстве».

14. Нельзя демонстративно поворачиваться спиной к алтарю во время службы и молитвы.

15. Не заходите в алтарную часть, даже если вам очень интересно. Там могут находиться только служители храма. Изредка туда допускаются представители власти.

Шестой Вселенский Собор постановил: «Никому из всех, принадлежащих к разряду мирян, да не будет позволено входити внутрь священнаго олтаря, но, по некоему древнейшему преданию, отнюдь не возбраняется сие власти и достоинству царскому, когда восхощет принести дары Творцу».

16. Если кто-то рядом с вами ведет себя несоответственно ситуации – лучше промолчать или сказать об этом негромко и деликатно. Однако лучший выбор - сосредоточиться на молитве и не делать никаких замечаний в храме.

Иоанн Златоуст: «Кто строго расследует чужие проступки, тот не получит никакого снисхождения к своим собственным».

17. В храме нельзя ничего есть, пить и тем более входить в храм в нетрезвом состоянии. По уставу не принято приходить на утреннюю службу на полный желудок. Оступления возможны по немощи, с укорением себя.

18. Если вы куда-то торопитесь – лучше не идите в церковь. Поход в храм не терпит суеты, поэтому постоянно поглядывать на часы или спрашивать время у кого-то еще считается неуважительным.

Исаак Сирин: «Воспрещай себе рассеянность мыслей при молитве, возненавидь мечтательность, отвергни попечения силою веры, ударяй в сердце страхом Божиим – и удобно приучишься ко вниманию. Молящийся ум должен находиться в состоянии вполне истинном. Мечтание, как бы ни было приманчивым и благовидным, будучи собственным, произвольным сочинением ума, выводит ум из состояния божественной истины, вводит в состояние самообольщения и обмана, а потому оно и отвергается в молитве».

19. В церкви не стоит скрещивать руки за спиной. Откуда появился этот запрет, уже никто не помнит, но лучше не провоцировать окружающих. Скрещивание рук, как и «фига за спиной» - древнейшие символы защиты и неприятия чего-либо. В общении с Богом следует быть полностью открытым и искренним.

20. В записках о здравии и за упокой не нужно писать фамилии и отчества, а также нецерковные имена. Вносить в список некрещеных, иноверцев и самоубийц тоже не принято.

21. Не стоит вынимать отгоревшие свечи и вставлять свою на их место. Это могут делать лишь служащие храма после завершения обрядов.

22. В храм нельзя ходить с животными, особенно – с собаками. В Библии собака считается нечистым животным, у иудеев ее считали воплощением всего презренного.

23. Мнение служителей церкви сильно различается относительно неношения нательного крестика в церкви. Некоторые считают, что это большой грех, другие призывают быть терпимее к человеку. Без крестика вас могут пустить в церковь, но к таинствам не допустят.

24. Прикладываясь к иконе, не целуйте лики Христа, Божьей матери и святых. Нельзя целовать рамку иконы, так как этот обычай – отголосок еретической традиции. Целующий раму невольно поддерживают ересь иконоборчества.

25. В церкви и во дворе церкви запрещается курить.