Окончание и прекращение исполнительного производства. Заявление об окончании исполнительного производства Исполнительное производство оканчивается в случае

Исполнительное производство – заключительная стадия гражданского процесса, в которой уполномоченные органы и должностные лица производят исполнение актов судов общей юрисдикции.

Различают:

  • добровольное исполнение решения суда, инициируемое соответствующим предложением, вручаемым должнику;
  • принудительное исполнение решения суда, которое производится по истечении срока для добровольного исполнения решения.

Судебные решения приводятся в исполнение по вступлении их в законную силу, кроме случаев немедленного исполнения. Исполнительное производство возбуждается по заявлению взыскателя и прокурора. Контроль за правильным и своевременным исполнением решения суда осуществляется судьей. Министерство юстиции РФ, министерства юстиции республик в составе РФ осуществляют руководство и контроль за работой по исполнению судебных решений. К нормативно-правовым актам, определяющим условия и порядок принудительного исполнения судебных актов и актов других органов, относятся, прежде всего, Федеральный закон «Об исполнительном производстве» № 119-ФЗ, Федеральный закон "О судебных приставах"№ 118-ФЗ, принятые 21 июля 1997 года и иные федеральные законы, регулирующие условия и порядок принудительного исполнения судебных актов и актов других органов.

Исполнительное производство является установленным законом порядком принудительной реализацией постановлений судов (либо других юрисдикционных органов). Исполнительное производство может быть возбуждено как в отношении физических, так и в отношении юридических лиц, оно может быть возбуждено судебным приставом-исполнителем на стадии принудительного исполнения исполнительных документов.


Заказать услугу

Стадии исполнительного производства:

Исполнительное производство как процессуально-процедурная деятельность включает три стадии: первая стадия – возбуждение исполнительного производства и подготовка к осуществлению принудительного исполнения, вторая – осуществление принудительного исполнения и третья – завершение исполнительного производства. На каждой из стадий исполнительного производства решаются свои специфические задачи.

1) Первая стадия: стадия возбуждения исполнительного производства и подготовки к осуществлению принудительного исполнения. Здесь решаются вопросы возможности принятия исполнительного документа к исполнению, возможности добровольного исполнения, принимаются меры к розыску должника и его имущества, к его аресту для последующего обращения взыскания.

2) Вторая стадия: стадия осуществления принудительного исполнения. Здесь совершаются исполнительные действия, связанные с практическим обращением взыскания на имущество и средства должника, обеспечивается совершение действий, к которым обязан по судебному акту должник.

3)Третья стадия: стадия завершения исполнительного производства. Здесь разрешаются вопросы о прекращении или об окончании исполнительного производства либо возвращении исполнительного документа взыскателю.

Раccмотрим все стадии более подробно:

Возбуждение исполнительного производства.

Возбуждение исполнительного производства - первый этап процесса исполнения исполнительного документа. На этом этапе судебный пристав-исполнитель, получив исполнительный документ, должен установить наличие или отсутствие оснований для возбуждения исполнительного производства, после чего принять решение о возбуждении исполнительного производства или об отказе в возбуждении исполнительного производства. До возбуждения исполнительного производства никакие исполнительные действия совершены быть не могут. Данное правило вытекает из того, что совершение исполнительных действий сопряжено с возможностью применения к должнику мер государственно-властного принуждения в виде мер принудительного исполнения, существенно ущемляющих и ограничивающих его имущественные права. Возбуждению исполнительного производства предшествует фактическое предъявление исполнительного документа к взысканию. На данном этапе судебный пристав-исполнитель принимает заявление и исполнительный документ от взыскателя, или от суда, или иного органа, выдавшего исполнительный документ. В заявлении может содержаться ходатайство о наложении ареста на имущество должника в целях обеспечения исполнения содержащихся в исполнительном документе требований об имущественных взысканиях, а также об установлении для должника ограничений.

Однако само по себе фактическое принятие судебным приставом-исполнителем исполнительного документа еще не означает последующего возбуждения исполнительного производства. В соответствии со ст. 31 Федерального закона "Об исполнительном производстве" судебный пристав-исполнитель в трехдневный срок со дня поступления к нему исполнительного документа выносит постановление об отказе в возбуждении исполнительного производства, если:

  • исполнительный документ предъявлен без заявления взыскателя либо заявление не подписано взыскателем или его представителем, за исключением случаев, когда исполнительное производство подлежит возбуждению без заявления взыскателя;
  • исполнительный документ предъявлен не по месту совершения исполнительных действий, за исключением случая, предусмотренного ч. 4 ст. 30 Федерального закона "Об исполнительном производстве";
  • истек и не восстановлен судом срок предъявления исполнительного документа к исполнению;
  • документ не является исполнительным либо не соответствует требованиям, предъявляемым к исполнительным документам, установленным ст. 13 Федерального закона "Об исполнительном производстве";
  • исполнительный документ был ранее предъявлен к исполнению и исполнительное производство по нему было прекращено по основаниям, установленным ст. 43 и ч. 14 ст. 103 Федерального закона "Об исполнительном производстве";
  • исполнительный документ был ранее предъявлен к исполнению, и исполнительное производство по нему было окончено по основаниям, установленным п. 1 и 2 ч. 1 ст. 47 и п. 1, 2 и 4 ч. 15 ст. 103 Федерального закона "Об исполнительном производстве";
  • не вступил в законную силу судебный акт, акт другого органа или должностного лица, который является исполнительным документом или на основании которого выдан исполнительный документ, за исключением исполнительных документов, подлежащих немедленному исполнению;
  • исполнительный документ в соответствии с законодательством Российской Федерации не подлежит исполнению Федеральной службой судебных приставов.

Копия постановления судебного пристава-исполнителя об отказе в возбуждении исполнительного производства с приложением всех поступивших документов не позднее дня, следующего за днем вынесения указанного постановления, направляется взыскателю, а также в суд, другой орган или должностному лицу, выдавшим исполнительный документ. После устранения обстоятельств, предусмотренных п. 1 - 4 и 7 ч. 1 ст. 31 Федерального закона "Об исполнительном производстве", возможно повторное направление (предъявление) исполнительного документа судебному приставу-исполнителю. Если должником является организация, то исполнительные действия совершаются и меры принудительного исполнения применяются по ее юридическому адресу, местонахождению ее имущества или по юридическому адресу ее представительства или филиала. Требования, содержащиеся в исполнительных документах, обязывающих должника совершить определенные действия (воздержаться от совершения определенных действий), исполняются по месту совершения этих действий. В случае отсутствия сведений о местонахождении должника, его имущества, местонахождении ребенка исполнительные действия совершаются, и меры принудительного исполнения применяются судебным приставом-исполнителем по последнему известному месту жительства или месту пребывания должника или по месту жительства взыскателя до установления местонахождения должника, его имущества.

Статья 428 ГПК РФ устанавливает, что исполнительный лист выдается судом взыскателю после вступления решения в законную силу, кроме случаев немедленного исполнения, когда исполнительный лист выдается немедленно по вынесении решения. Исполнительный лист выдается взыскателю либо по его просьбе направляется для исполнения непосредственно судом. Таким образом, в силу диспозитивного характера гражданских правоотношений, для предъявления исполнительного листа к взысканию и возбуждения исполнительного производства необходимо волеизъявление взыскателя в форме подачи им соответствующего заявления, без которого возбуждение исполнительного производства невозможно. Предъявление исполнительного листа к взысканию - право, а не обязанность взыскателя, следовательно, никто не может за взыскателя решать вопрос о необходимости предъявления исполнительного листа к взысканию и возбуждении исполнительного производства. Предполагается, что заявление о возбуждении исполнительного производства может быть подано и подписано лично взыскателем либо его представителем, имеющим соответствующую доверенность на право предъявления исполнительного документа к взысканию. Доверенность должна быть приложена к заявлению. От имени взыскателя - юридического лица заявление может быть подписано руководителем данного юридического лица или представителем юридического лица, имеющим соответствующую доверенность, которая также прикладывается к заявлению.


Заказать услугу

Оформите заявку на сайте, мы свяжемся с вами в ближайшее время и ответим на все интересующие вопросы.

Приостановления исполнительного производства.

Приостановление исполнительного производства также представляет собой форму перерыва в совершении исполнительных действий наряду с отложением исполнительных действий и их отсрочкой. Однако, в отличие от иных юридических действий, приостановление осуществляется не на конкретный период времени, а на неопределенный период до отпадения обстоятельств, послуживших основанием для приостановления производства по делу.

В зависимости от оснований приостановление исполнительного производства совершается либо судом (ст. 39 Федерального закона "Об исполнительном производстве"), либо судебным приставом-исполнителем (ст. 40 Федерального закона "Об исполнительном производстве"). Приостановление исполнительного производства возможно в обязательном порядке или по усмотрению органа, разрешающего вопрос. В любом случае приостановление исполнительного производства возможно только по основаниям, указанным в ст. 39 и 40 Федерального закона "Об исполнительном производстве". Данные перечни носят исчерпывающий характер и расширительному толкованию не подлежат. Например, в судебной практике одним из распространенных оснований для ходатайств со стороны бюджетных организаций о приостановлении исполнительного производства является ссылка на отсутствие денежных средств. Однако данное основание хотя и уважительное, но не указано в ст. 39, 40 Федерального закона "Об исполнительном производстве", в связи, с чем суды отказывают в подобных случаях в приостановлении исполнительного производства.

Суд приостанавливает исполнительное производство полностью или частично в обязательном порядке в следующих случаях:

  • предъявления иска об освобождении от наложенного ареста (исключение из описи) имущества, на которое обращено взыскание по исполнительному документу;
  • оспаривания результатов оценки арестованного имущества;
  • оспаривания постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора;
  • в иных случаях, предусмотренных федеральным законом.

Исполнительное производство может быть приостановлено судом в порядке, установленном процессуальным законодательством Российской Федерации, полностью или частично в случаях:

  • оспаривания исполнительного документа или судебного акта, на основании которого выдан исполнительный документ;
  • оспаривания в суде акта органа или должностного лица, уполномоченного рассматривать дела об административных правонарушениях;
  • нахождения должника в длительной служебной командировке;
  • принятия к производству заявления об оспаривании постановления, действий (бездействия) судебного пристава-исполнителя или отказа в совершении действий;
  • обращения взыскателя, должника или судебного пристава-исполнителя в суд, другой орган или к должностному лицу, выдавшим исполнительный документ, с заявлением о разъяснении положений исполнительного документа, способа и порядка его исполнения;
  • в иных случаях, предусмотренных ст. 40 Федерального закона "Об исполнительном производстве".

Исполнительное производство подлежит приостановлению судебным приставом-исполнителем полностью или частично в случаях:

  • смерти должника, объявления его умершим или признания безвестно отсутствующим, если установленные судебным актом, актом другого органа или должностного лица требования или обязанности допускают правопреемство;
  • утраты должником дееспособности;
  • участия должника в боевых действиях в составе Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, созданных в соответствии с законодательством Российской Федерации, выполнения должником задач в условиях чрезвычайного или военного положения, вооруженного конфликта либо просьбы взыскателя, находящегося в таких же условиях;
  • отзыва у должника - кредитной организации лицензии на осуществление банковских операций, за исключением исполнительного производства, которое в соответствии с Федеральным законом "О банках и банковской деятельности" не приостанавливается;
  • применения арбитражным судом в отношении должника-организации процедуры банкротства в порядке, установленном статьей 96 настоящего Федерального закона;
  • принятия судом к рассмотрению иска должника об отсрочке или рассрочке взыскания исполнительского сбора, уменьшении его размера или об освобождении от взыскания исполнительского сбора;
  • направления судебным приставом-исполнителем в Федеральную налоговую службу или Банк России уведомления о наложении ареста на имущество должника-организации.

Исполнительное производство может быть приостановлено судебным приставом-исполнителем полностью или частично в случаях:

  • нахождения должника на лечении в стационарном лечебном учреждении;
  • розыска должника-гражданина или розыска ребенка;
  • просьбы должника, проходящего военную службу по призыву в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках, воинских формированиях и органах, созданных в соответствии с законодательством Российской Федерации;
  • направления постановления о поручении совершить отдельные исполнительные действия и (или) применить отдельные меры принудительного исполнения в соответствии с ч. 6 ст. 33 Федерального закона "Об исполнительном производстве".

Главный судебный пристав Российской Федерации, Главный судебный пристав субъекта Российской Федерации и их заместители также обладают правом приостановления исполнительного производства, но только в одном случае - поступления жалобы на постановление, действия (бездействие) подчиненных им должностных лиц Службы судебных приставов.

Прекращение исполнительного производства.

Заказать услугу

Оформите заявку на сайте, мы свяжемся с вами в ближайшее время и ответим на все интересующие вопросы.

Прекращение исполнительного производства как юридическое действие имеет ряд существенных признаков:

  • оно производится только по основаниям, указанным в ст. 43 Федерального закона "Об исполнительном производстве", указанный перечень расширительному толкованию не подлежит;
  • после прекращения исполнительного производства его возобновление невозможно, за исключением случаев, когда определение о прекращении исполнительного производства было отменено в судебном порядке. В этом плане прекращение исполнительного производства близко по правовым характеристикам к прекращению производства по делу в гражданском (ст. 221 ГПК РФ) и арбитражном (ст. 151 АПК РФ) судопроизводствах.

В соответствии со ст. 43 Федерального закона "Об исполнительном производстве" исполнительное производство прекращается судом в случаях:

  • смерти взыскателя-гражданина (должника-гражданина), объявления его умершим или признания безвестно отсутствующим, если установленные судебным актом, актом другого органа или должностного лица требования или обязанности не могут перейти к правопреемнику и не могут быть реализованы доверительным управляющим, назначенным органом опеки и попечительства;
  • утраты возможности исполнения исполнительного документа, обязывающего должника совершить определенные действия (воздержаться от совершения определенных действий);
  • отказа взыскателя от получения вещи, изъятой у должника при исполнении исполнительного документа, содержащего требование о передаче ее взыскателю;
  • в иных случаях, когда федеральным законом предусмотрено прекращение исполнительного производства.

При отказе взыскателя в указанных случаях от дальнейшего взыскания алиментов исполнительное производство подлежит прекращению на основании п. 1 ч. 1 ст. 439 ГПК РФ". Действующее законодательство об исполнительном производстве, в отличие от первой редакции Федерального закона "Об исполнительном производстве" N 119-ФЗ, предоставило право самому судебному приставу-исполнителю решать вопросы прекращения исполнительного производства, но по большей мере это фактическое дублирование определений соответствующих судов о прекращении исполнительного производства.

Исполнительное производство прекращается судебным приставом-исполнителем в случаях:

  • принятия судом акта о прекращении исполнения выданного им исполнительного документа;
  • принятия судом отказа взыскателя от взыскания;
  • утверждения судом мирового соглашения между взыскателем и должником;
  • отмены судебного акта, на основании которого выдан исполнительный документ;
  • отмены или признания недействительным исполнительного документа, на основании которого возбуждено исполнительное производство;
  • прекращения по основаниям и в порядке, которые установлены федеральным законом, исполнения судебного акта, акта другого органа или должностного лица по делу об административном правонарушении судом, другим органом или должностным лицом, выдавшими исполнительный документ.

Судебный пристав-исполнитель рассматривает заявление о приостановлении или прекращении исполнительного производства в десятидневный срок со дня поступления к нему заявления, с вынесением постановления о приостановлении или прекращении исполнительного производства либо об отказе в приостановлении или прекращении исполнительного производства. В соответствии со ст. 44 Федерального закона "Об исполнительном производстве" правовые последствия прекращения исполнительного производства в основном сводятся к следующему:

  • прекращенное исполнительное производство в соответствии с вступившим в законную силу судебным определением или постановлением судебного пристава-исполнителя не может быть возобновлено вновь;
  • после разрешения вопросов о прекращении исполнительного производства судебный пристав-исполнитель отменяет все назначенные им меры по исполнению;
  • в случае наличия неисполненных постановлений о взыскании с должника расходов по совершению исполнительных действий, исполнительского сбора и штрафов, наложенных судебным приставом-исполнителем в процессе исполнения исполнительного документа, по ним возбуждается отдельное исполнительное производство. В этом случае ограничения, установленные для должника в ходе основного исполнительного производства, сохраняются судебным приставом-исполнителем в размерах, необходимых для исполнения вновь возбужденного исполнительного производства;
  • исполнительный документ, по которому исполнительное производство прекращено, остается в материалах прекращенного исполнительного производства и не может быть повторно предъявлен к исполнению.

Возвращение исполнительного документа.

В соответствии с п. 1 ст. 26 Федерального закона "Об исполнительном производстве" исполнительный документ, по которому взыскание не производилось или произведено частично, возвращается взыскателю. Возвращение исполнительного документа взыскателю представляет собой аналог оставления заявления без рассмотрения в гражданском или арбитражном судопроизводстве.

В отличие от прекращения исполнительного производства, возвращение исполнительного документа взыскателю не влечет за собой невозможности возобновления исполнительного производства и не препятствует для нового предъявления указанного документа к исполнению в пределах сроков, исчисляемых в соответствии со ст. 14 Федерального закона "Об исполнительном производстве". Здесь имеются в виду случаи наличия требования о возврате исполнительного документа со стороны самого инициатора исполнительного производства - взыскателя, что в полной мере соответствует принципу диспозитивности. Такой возврат возможен в случае, когда взыскатель по каким-либо причинам не желает в данный момент заниматься взысканием с должника. Если же взыскатель отказывается от самого права на взыскание, то в таком случае исполнительное производство прекращается на основании п. 2 ч. 2 ст. 43 Федерального закона "Об исполнительном производстве".

Если невозможно исполнить обязывающий должника совершить определенные действия (воздержаться от совершения определенных действий) исполнительный документ, возможность исполнения которого не утрачена (п. 2 ч. 1 ст. 46 Федерального закона "Об исполнительном производстве").

Если невозможно установить местонахождение должника, его имущества либо получить сведения о наличии принадлежащих ему денежных средств и иных ценностей, находящихся на счетах, во вкладах или на хранении в банках или иных кредитных организациях, за исключением случаев, когда Законом об исполнительном производстве предусмотрен розыск должника или его имущества (п. 3 ч. 1 ст. 46 Федерального закона "Об исполнительном производстве"). Здесь имеются в виду случаи, когда изменились место жительства гражданина, юридический адрес организации, указанные в судебных актах и исполнительных документах, а установить новые не представляется возможным. В том случае, если объявлен розыск в порядке ст. 65 Федерального закона "Об исполнительном производстве", то на период розыска должника-гражданина или розыска ребенка возможно приостановление исполнительного производства в соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 40 Федерального закона "Об исполнительном производстве".

Если у должника отсутствуют имущество или доходы, на которые может быть обращено взыскание, и принятые судебным приставом-исполнителем все допустимые законом меры по отысканию его имущества или доходов оказались безрезультатными (п. 4 ч. 1 ст. 46 Федерального закона "Об исполнительном производстве"). Здесь имеются в виду случаи невозможности фактического исполнения исполнительного документа, в основном о взыскании денежных средств, когда у должника отсутствуют как денежные средства, так и имущество, которое можно реализовать с целью передачи вырученных средств взыскателю.

Если взыскатель отказался оставить за собой имущество должника, не реализованное при исполнении исполнительного документа (п. 5 ч. 1 ст. 46 Федерального закона "Об исполнительном производстве"). В соответствии со ст. 87 Федерального закона "Об исполнительном производстве" и ст. 350 ГК РФ взыскатель при определенных в указанных нормативных положениях юридических условиях вправе оставить за собой в собственности не проданное с публичных торгов имущество должника в погашение задолженности по исполнительному документу. Однако решение вопроса об оставлении за собой непроданного имущества должника является правом, а не обязанностью взыскателя. Поэтому взыскателю в случае отказа в оставлении за собой имущества должника возвращается исполнительный документ.

Если взыскатель своими действиями (бездействием) препятствует исполнению исполнительного документа (п. 6 ч. 1 ст. 46 Федерального закона "Об исполнительном производстве"). Здесь имеются в виду случаи, когда исполнение невозможно без участия самого взыскателя, а он препятствует реализации исполнительного документа. Например, при исполнении исполнительного документа об участии отдельно проживающего родителя в воспитании ребенка взыскатель не является для совершения данного исполнительного действия, в случае если он ранее заявил ходатайство о принудительном исполнении данного судебного решения.


Заказать услугу

Оформите заявку на сайте, мы свяжемся с вами в ближайшее время и ответим на все интересующие вопросы.

Окончание исполнительного производства.

Под окончанием исполнительного производства понимаются различные исполнительные действия, которые влекут за собой завершение исполнительных действий по конкретному исполнительному документу с самыми различными правовыми последствиями, среди которых может быть как сохранение права на возбуждение исполнительного производства, так и утрата такого права либо продолжение исполнительного производства в другом подразделении Службы судебных приставов. В этом смысле окончание исполнительного производства - не самостоятельное основание завершения исполнительного производства, а институт, объединяющий различные основания для завершения исполнительного производства, содержащиеся в гл. 1 Федерального закона "Об исполнительном производстве".

Согласно ст. 47 Федерального закона "Об исполнительном производстве" исполнительное производство оканчивается по следующим основаниям:

1. Фактическое исполнение исполнительного документа (п. 1 ч. 1 ст. 47 Федерального закона "Об исполнительном производстве"). Здесь имеется в виду самый оптимальный вариант окончания исполнительного производства - реальное исполнение должником или судебным приставом-исполнителем требований исполнительного документа, т.е. передача имущества, денежных средств, совершение соответствующих периодических действий должником и т.д., следовательно, исполнение судебного акта либо акта иного органа.

2. Фактическое исполнение за счет одного или нескольких должников требования о солидарном взыскании, содержащегося в исполнительных документах, объединенных в сводное исполнительное производство.

3. Возвращение взыскателю исполнительного документа по основаниям, предусмотренным ст. 46 Федерального закона "Об исполнительном производстве".

4. Возвращение исполнительного документа по требованию суда, другого органа или должностного лица, выдавших исполнительный документ. Здесь имеются в виду случаи наличия требования о возврате исполнительного документа со стороны органа, выдавшего исполнительный документ.

5. Направление исполнительного документа из одного подразделения судебных приставов в другое. В данном случае имеется в виду направление исполнительного документа в другую Службу судебных приставов по правилам ст. 33 Федерального закона "Об исполнительном производстве".

6. Ликвидация должника-организации и направления исполнительного документа в ликвидационную комиссию (ликвидатору), за исключением исполнительных документов, указанных в ч. 4 ст. 96 Федерального закона "Об исполнительном производстве".

7. Признание должника-организации банкротом и направление исполнительного документа конкурсному управляющему, за исключением исполнительных документов, указанных в ч. 4 ст. 96 Федерального закона "Об исполнительном производстве". В соответствии со ст. 126 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве).

8. Направление копии исполнительного документа в организацию для удержания периодических платежей, установленных исполнительным документом (п. 8 ч. 1 ст. 47 Федерального закона "Об исполнительном производстве").

9. Истечение срока давности исполнения судебного акта, акта другого органа или должностного лица по делу об административном правонарушении (с учетом положений, предусмотренных ч. 9 ст. 36 Федерального закона "Об исполнительном производстве") независимо от фактического исполнения этого акта. Подлинник исполнительного документа в случаях, предусмотренных п. 1, 2, 8 и 9 ч. 1 ст. 47 Федерального закона "Об исполнительном производстве", остается в оконченном исполнительном производстве. В остальных случаях в оконченном исполнительном производстве остается копия исполнительного документа. Об окончании исполнительного производства выносится постановление с указанием основания окончания. В постановлении об окончании исполнительного производства отменяются розыск должника, его имущества, розыск ребенка, а также установленные для должника ограничения, в том числе ограничения на выезд из Российской Федерации и ограничения прав должника на его имущество.

Копии постановления судебного пристава-исполнителя об окончании исполнительного производства не позднее дня, следующего за днем его вынесения, направляются:

1) взыскателю и должнику;

2) в суд, другой орган или должностному лицу, выдавшим исполнительный документ;

3) в банк или иную кредитную организацию, другую организацию или орган, исполнявшие требования по установлению ограничений в отношении должника и (или) его имущества;

4) в организацию или орган, осуществлявшие розыск должника, его имущества, розыск ребенка.

Розыск должника, его имущества, розыск ребенка.

Субъекты розыскных мероприятий На любой стадии исполнительного производства может возникнуть ситуация, когда в результате умышленных или неумышленных действий изменяется адрес должника-организации или место жительство должника-гражданина, должник скрывает место нахождения своего имущества или место нахождения отбираемого ребенка, а принимаемые судебным приставом-исполнителем все допустимые законом меры по отысканию должника или его имущества остаются безрезультатными. В данной ситуации судебный пристав-исполнитель вправе объявить розыск должника, его имущества или розыск ребенка. Основания и порядок объявления розыска содержатся в ст. 65 Федерального закона "Об исполнительном производстве".

Согласно данной норме объявление розыска может носить обязательный или факультативный характер. Только после проведения предварительной розыскной работы, в случае ее безрезультатности, судебный пристав-исполнитель вправе объявить розыск.

Какие основания для завершения производства установлены в законе?

Когда истец получает положительное решение об удовлетворении заявленных им требований, это вполне логично воспринимается как полная победа.

Однако, чтобы решение суда было выполнено, необходимо дождаться окончания исполнительного производства, которое не всегда быстро и гладко протекает.

Основания, последствия и порядок этой процедуры регламентированы Федеральным законом от 02.10.2007 № 229-ФЗ. Дополнительные разъяснения по этой теме, в том числе по вопросу окончания производства, содержатся в п. п. 34-38 Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 17.11.2015 № 50.

  • судебным приставом-исполнителем;
  • судом.

В результате решение суда может быть фактически исполнено, а производство окончено, или же действия перестают осуществлять по тем или иным причинам, и производство прекращается.

Существуют различные формы окончания исполнительного производства, условно их можно разделить на две группы. В первую относят завершение процедуры в связи со следующими действиями:

  • были выполнены требования кредитора;
  • за счет одного или ряда ответчиков были выполнены требования о солидарном взыскании долга, которые ранее объединили в общее производство;
  • документы направили из одного подразделения судебных приставов в другое;
  • бумаги направили на место работы ответчика, где из его дохода будут удерживать некоторые суммы для погашения долга (алиментов, долговых вычетов).
  • документ возвращается взыскателю по основаниям, предусмотренным ст. 46 Закона № 229-ФЗ ;
  • ликвидация юридического лица организации-должника и направление исполнительного документа ликвидатору;
  • возвращение листа по требованию суда, иного органа или должностного лица, выдавших данный документ;
  • признание банкротом организации-должника и направление листа конкурсному управляющему;
  • истечение срока давности исполнения судебного акта, акта иного органа или должностного лица по делу об административном правонарушении, независимо от фактического исполнения этого акта.

Общим для указанных форм является итоговое вынесение судебным приставом-исполнителем соответствующего постановления. Именно таким образом юридически оформляется окончание производства.

Перечисленные в первой группе основания объединяет тот факт, что обычно в этих случаях процедура завершается с положительным исходом для истца. В этом случае:

  • происходит реальное исполнение решения суда, результатом является защита и восстановление прав и интересов взыскателя. Соответственно, цель достигнута;
  • производство заканчивается в конкретном подразделении службы приставов и, хотя это не столь очевидно, но цель тоже можно считать достигнутой по причине:
    • направления документа на предприятие для периодического или единовременного удержания взысканий из дохода должника;
    • направления листа из одного подразделения в другое, чтобы другие сотрудники ФССП предъявили документ для исполнения в организации подведомственной им территории.

Обратите внимание!

Производство также считается оконченным, если лист отзывают по требованию суда, иного выдавшего данный документ органа либо самого взыскателя. В этом случае судебный пристав-исполнитель оформляет постановление.

Еще одним основанием, по которому окончание производства происходит без выполнения исполнительных действий, является возвращение листа по следующим причинам:

  • взыскатель пишет заявление об отзыве;
  • невозможно выполнить условия, содержащиеся в этом документе и обязывающие ответчика по делу совершить определенные действия или, наоборот, воздержаться от совершения каких-либо действий;
  • невозможно установить местонахождение ответчика, его имущества либо получить сведения о наличии у него денежных средств и иных ценностей на счетах, вкладах или на хранении в банках, кредитных организациях. Исключением здесь является случай, когда указанным законом предусмотрен розыск должника и/или принадлежащего ему имущества. Также в числе исключений ситуация, при которой у должника отсутствует имущество, ценные вещи, на которые могло быть обращено взыскание, а все предпринятые судебным исполнителем допустимые законом меры по розыску собственности не принесли никаких результатов;
  • взыскатель отказался принимать вещи должника, которые не были реализованы;
  • взыскатель своими действиями сам препятствует работе приставов;
  • смерти взыскателя или должника, объявление их умершими или безвестно отсутствующими, если установленные судебным актом требования или обязанности не могут перейти к правопреемникам и не могут быть реализованы доверительным управляющим, назначенным органом опеки и попечительства.
В предусмотренных законом случаях судебный пристав составляет акт о наличии тех или иных обстоятельств, в соответствии с которыми исполнительный лист возвращается взыскателю

Данный акт утверждают у старшего судебного пристава. Он получает юридическую силу завершенного производства.

Чем отличается окончание от прекращения исполнительного производства?

Процедура прекращается в следующих случаях:

  • суд выпустил акт о прекращении исполнения выданного листа;
  • суд утвердил мировое соглашение между должником и взыскателем;
  • кредитор отказался от своих требований;
  • судебный акт, на основании которого был выдан исполнительный лист, отменили;
  • документ, на основании которого было начато производство, отменили или признали недействительным;
  • по иным основаниям, установленным законом.

Постановление об окончании исполнительного производства

Последствия решения о прекращении производства указаны в ст. 44 Закона № 229-ФЗ. Ими могут быть следующие обстоятельства:

  • процедура завершается без выполнения исполнительных действий;
  • после вступления в законную силу определения суда судебный пристав отменяет все назначенные ранее меры по выполнению требований взыскателя;
  • лист остается в материалах прекращенного производства и не может быть повторно предъявлен к выполнению.

Обратите внимание!

Судебный пристав выносит постановление об окончании процедуры и о возвращении исполнительного документа взыскателю или в суд.

Процедура состоит из следующих шагов. Пристав выносит постановление с указанием на исполнение полностью или частично требований, содержащихся в листе, либо на их неисполнение.

При оформлении окончания процедуры по исполнительным листам, содержащим требование о солидарном взыскании, в постановлении пристав подробно указывает, с какого должника и в каком размере было выполнено солидарное взыскание.

В том же постановлении он отменяет ранее инициированный розыск должника, его возможного имущества, розыск ребенка, также другие установленные для должника ограничения, например:

  • ограничения на выезд из страны;
  • наложенные аресты на собственность;
  • ограничения прав должника на его имущество.

При окончании исполнительного производства в связи с его передачей в другое подразделение все полномочия по отмене розыска и по изменению ограничений переходят к другому судебному приставу.

Если после завершения основной процедуры было возбуждено исполнительное производство, предусмотренное ч. 7 ст. 47 Закона № 229-ФЗ, то установленные для должника ранее ограничения сохраняются судебным приставом в тех размерах, которые необходимы для выполнения вновь открытого дела.

Не позднее дня, следующего за днем вынесения постановления об окончании, его копии направляются:

  • должнику и взыскателю;
  • в суд, иной орган или должностному лицу, выдавшим лист;
  • в орган, проводивший розыск ребенка, должника, его имущества;
  • в банк, другую кредитную компанию или орган, которые исполняли требования по установлению ограничений в отношении операций, вкладов должника, его денежных средств, другого имущества.

Параллельно с вынесением постановления судебный пристав должен возбудить исполнительное производство по неисполненным частично или полностью постановлениям о взыскании с гражданина расходов, предусмотренных на совершение различных действий, исполнительского сбора и штрафа.

Обратите внимание!

По окончании производства о взыскании с ответчика периодических платежей судебный пристав вправе самостоятельно инициировать необходимые действия.

В течение срока, когда возможно предъявление документа к исполнению, постановление пристава об окончании процедуры может быть отменено старшим судебным приставом по заявлению взыскателя или по его личной инициативе, для повторного выполнения необходимых действий и назначения мер принудительного исполнения.


Возобновление исполнительного производства после его окончания

В процессе проведения мероприятий по принудительному выполнению решения суда у должностных лиц ФССП, приставов, могут возникать различные основания для прекращения производства и возврата исполнительного листа взыскателю. Если решение суда при этом осталось полностью или частично неисполненным, впоследствии кредитор, возможно, захочет снова предъявить требования к должнику. В этом случае приставу придется рассматривать вопрос о возобновлении дела.

Окончание производства оформляется в виде специального постановления, в котором обязательно указывается основание для такого процессуального решения. Среди причин для прекращения можно выделить следующие:

  • смерть должника или ликвидация юридического лица;
  • исполнение ответчиком судебного решения в полном объеме;
  • невозможность исполнения ввиду отсутствия у ответчика имущества, достаточного для полного погашения задолженности.

При этом любое из приведенных в постановлении оснований должно быть надлежащим образом подтверждено материалами дела. Например, невозможность исполнения ввиду отсутствия имущества подтверждается актами о невозможности взыскания, материалами безуспешного розыска имущества и т.д.

Даже доказанный факт невозможности взыскания по листу не означает, что взыскатель должен смириться с потерянными средствами и забыть о существовании долга

После получения постановления об окончании процедуры кредитор может выбрать один из двух вариантов действий:

  • подать жалобу на незаконные действия пристава, иного должностного лица ФССП;
  • повторно направить свои требования в службу приставов для принудительного исполнения.

Обратите внимание!

Предпринятые взыскателем действия при благоприятном стечении обстоятельств позволят возобновить работу приставов и добиться принудительного исполнения назначенных судом решений в пользу истца.

Как добиться возобновления исполнительного производства после его прекращения?

При получении жалобы от взыскателя на прекращение процедуры старшее должностное лицо ФССП инициирует проверку обоснованности и законности вынесения постановления об окончании дела. Рассматриваться оно будет исходя из материалов процессуальных действий, которые судебный исполнитель выполнял в рамках своих полномочий. При рассмотрении жалобы исследованию подлежат следующие обстоятельства:

  • выполнил ли пристав все положенные процессуальные полномочия, предоставленные ему законодательством в данном деле;
  • проводился ли розыск должника, его места работы и возможных имущественных активов;
  • был ли наложен арест на имущество и счета должника, направлялся ли исполнительный лист по месту работы ответчика;
  • надлежащим ли образом были оформлены акты о невозможности провести взыскание.

Если при рассмотрении жалобы старший пристав выявит нарушения в действиях и решениях сотрудника, постановление об окончании исполнительного производства будет отменено. В этом случае дело возобновят, должностному лицу будут даны соответствующие указания, и дальнейшие процессуальные действия будут проводиться на общих основаниях.

Обратите внимание!

Возможность повторно направить лист в службу приставов непосредственно связана с процессуальным сроком действия данного документа. Законодательство регламентирует, что общий срок предъявления документов к взысканию не может превышать трех лет.

Если на день возвращения исполнительного листа взыскателю указанный срок не прошел, заявитель имеет право повторно направить его в ФССП. В этом случае должностные лица службы обязаны принять заявление истца на общих основаниях и вынести постановление о возбуждении производства. В рамках возобновленного дела сотрудники ведомства должны использовать весь комплекс своих полномочий для принудительного исполнения решения суда.

Должностные лица ФССП могут отказать в повторном принятии документов и возобновлении процедуры только в случае истечения срока для взыскания

Отказ по другим основаниям может быть обжалован взыскателем в судебном порядке.

Окончание исполнительного производства по алиментам

Алиментные обязательства завершаются в случае смерти отца или несовершеннолетнего ребенка. Закон устанавливает два основания для прекращения процесса исполнения взыскания алиментов:

  • достижение совершеннолетия ребенком;
  • усыновление или удочерение другим лицом.

Наши компетентные специалисты окажут помощь при наложении ареста на активы, банковские счета и вклады, оспорят незаконные действия или бездействие должностных лиц ФССП, представят ваши интересы при продаже имущества, оформят все необходимые документы для обжалования.

Самостоятельное прохождение процедуры чревато большими имущественными потерями.

Если вы кредитор, адвокат обжалует постановление о прекращении производства по вашему делу и добьется взыскания максимальной суммы задолженности с заемщика. Также юристы защищают права должников.

Мы гарантируем соблюдение процессуальных сроков на проведение исполнительных действий. Взыскание будет произведено в максимально короткий период, а бездействие приставов - обжаловано в судебном порядке.

С нами вы экономите время и деньги, так как всю работу юрист выполнит на основании доверенности

В итоге вы получите готовые исполнительные документы, при необходимости - грамотные жалобы на судебных приставов, а также процессуальные бумаги, которые требуются для исполнительных действий.

При поддержке опытного юриста производство пройдет с соблюдением ваших прав и в строгом соответствии с законом.

  • Энциклопедия судебной практики. Окончание исполнительного производства (Ст. 47 Закона "Об исполнительном производстве")
  • 1. Перечень оснований окончания исполнительного производства является исчерпывающим
  • 3. Окончание и прекращение исполнительного производства являются самостоятельными способами завершения исполнительных действий и применяются в зависимости от юридически значимого события, которое наступило раньше
  • 4. Окончание исполнительного производства вследствие отзыва исполнительного документа судом, который его выдал, по своим правовым последствиям равносильно прекращению исполнительного производства вследствие отмены или признания недействительным исполнительного документа, на основании которого возбуждено исполнительное производство
  • 5. Периодическим платежом является один из платежей, входящих в ряд регулярно выплачиваемых сумм
  • 6. Под фактическим исполнением понимается реальное и полное исполнение требований исполнительного документа в точном соответствии с указанными в нем требованиями
  • 7. Обязанность установить фактическое исполнение требований исполнительного документа возлагается на судебного пристава-исполнителя
  • 8. Установив, что состоялся зачет требований, и требования исполнительного листа исполнены в полном объеме, судебный пристав-исполнитель обязан окончить исполнительное производство в связи с фактическим исполнением требований
  • 10. В случае признания банкротом должника - индивидуального предпринимателя может быть окончено только исполнительное производство, возбужденное на основании исполнительного документа, выданного в связи с предпринимательской деятельностью указанного гражданина
  • 11. Исполнительский сбор может быть взыскан только при взыскании денежных средств с должника в ходе исполнительских действий
  • 12. Сохранение должнику ограничений, установленных в ходе основного исполнительного производства, для исполнения постановлений о взыскании расходов по совершению исполнительных действий и исполнительского сбора должно соответствовать принципу соотносимости объема требований и мер принудительного исполнения
  • 13. Закон не содержит запрета на окончание сводного исполнительного производства отдельными постановлениями по каждому ранее возбужденному исполнительном производству

Энциклопедия судебной практики
Окончание исполнительного производства
(Ст. 47 Закона "Об исполнительном производстве")


1. Перечень оснований окончания исполнительного производства является исчерпывающим


Основания для окончания исполнительного производства установлены статьей 47 Федерального закона [от 2 октября 2007 г. N 229-ФЗ] "Об исполнительном производстве", к ним относятся: фактическое исполнение требований, содержащихся в исполнительном документе; фактическое исполнение за счет одного или нескольких должников требования о солидарном взыскании, содержащегося в исполнительных документах, объединенных в сводное исполнительное производство; возвращение взыскателю исполнительного документа по основаниям, предусмотренным статьей 46 настоящего Федерального закона; возвращение исполнительного документа по требованию суда, другого органа или должностного лица, выдавших исполнительный документ; ликвидации должника-организации и направления исполнительного документа в ликвидационную комиссию (ликвидатору), за исключением исполнительных документов, указанных в части 4 статьи 96 настоящего Федерального закона; признание должника-организации банкротом и направления исполнительного документа конкурсному управляющему, за исключением исполнительных документов, указанных в части 4 статьи 96 настоящего Федерального закона; направление копии исполнительного документа в организацию для удержания периодических платежей, установленных исполнительным документом; истечение срока давности исполнения судебного акта, акта другого органа или должностного лица по делу об административном правонарушении (с учетом положений, предусмотренных частью 9 статьи 36 настоящего Федерального закона) независимо от фактического исполнения этого акта.


Окончание исполнительного производства как юридическое действие имеет ряд существенных признаков, в частности, оно производится только по основаниям, указанным в ст. 47 Федерального закона [от 2 октября 2007 г. N 229-ФЗ] "Об исполнительном производстве".


2. Правовым последствием окончания исполнительного производства является прекращение исполнительных действий, отмена розыска должника, его имущества, а также установленных для должника ограничений


Правовым последствием окончания исполнительного производства является прекращение исполнительных действий по исполнительному производству, отмена розыска должника, его имущества, а также установленных для должника ограничений.


3. Окончание и прекращение исполнительного производства являются самостоятельными способами завершения исполнительных действий и применяются в зависимости от юридически значимого события, которое наступило раньше


Прекращение исполнительного производства и окончание исполнительного производства являются самостоятельными способами завершения исполнительных действий и применяются судебным приставом-исполнителем в зависимости от юридически значимого события, которое наступило раньше.


4. Окончание исполнительного производства вследствие отзыва исполнительного документа судом, который его выдал, по своим правовым последствиям равносильно прекращению исполнительного производства вследствие отмены или признания недействительным исполнительного документа, на основании которого возбуждено исполнительное производство


Под фактическим исполнением подразумевается самый оптимальный вариант окончания исполнительного производства, то есть реальное исполнение должником или судебным приставом-исполнителем требований исполнительного документа, а именно, передача имущества, денежных средств, совершение соответствующих действий должником, и как следствие - исполнение судебного акта либо акта иного органа.

Вместе с тем в материалах дела отсутствуют достоверные данные о фактическом исполнении решения Центрального районного суда г. Оренбурга от (дата) в совокупности с определением Центрального районного суда г. Оренбурга от (дата) о его разъяснении.

Зачет является односторонней сделкой, для совершения которой достаточно заявления одной стороны ( ГК РФ), и считается состоявшимся с момента получения заявления о зачете другой стороной. Именно сторона обязательства является лицом, по инициативе которого производится зачет. Судебный пристав - исполнитель может лишь на основании документов, подтверждающих состоявшийся зачет и соответственно - прекращение обязательств зачетом, совершить действия, которые предписаны Законом. Только установив, что состоялся зачет требований и требования исполнительного листа исполнены в полном объеме, судебный пристав-исполнитель обязан, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 47 [Федерального] Закона [от 2 октября 2007 г. N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве"], окончить исполнительное производство в связи с фактическим исполнением требований, содержащихся в исполнительном документе.


9. Положения об окончании исполнительного производства в случае признания должника-организации банкротом применяются также в случае ликвидации должника-гражданина, являющегося индивидуальным предпринимателем


Отменяя решение суда первой инстанции об отказе в удовлетворении заявления об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя об окончании исполнительного производства в отношении должника Г., судебная коллегия не согласилась с выводом суда о пропуске заявителем срока обращения в суд, поскольку доводы заявителя о том, когда ему стало известно оспариваемое постановление, материалами дела не опровергнуты. Судебная коллегия посчитала постановление судебного пристава-исполнителя незаконным, указав также следующее. Сославшись на решение Арбитражного суда о признании индивидуального предпринимателя Г. несостоятельным (банкротом), судебный пристав-исполнитель вынес постановление об окончании исполнительного производства, исполнительный лист направил конкурсному управляющему.

Проанализировав нормы статей 47 (пункта 7 части 1) и Федерального закона от 02 октября 2007 года N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" в их системном толковании, судебная коллегия пришла к выводу о том, что исполнительное производство оканчивается судебным приставом-исполнителем в случае признания должника-гражданина, зарегистрированного в установленном порядке в качестве индивидуального предпринимателя, банкротом и направления исполнительного документа конкурсному управляющему, лишь в случае исполнения исполнительного документа, выданного судом, другим органом или должностным лицом в связи с предпринимательской деятельностью указанного гражданина.

Поскольку судебным приставом-исполнителем по данному основанию было окончено исполнительное производство, возбужденное на основании выданного городским судом исполнительного листа о взыскании с Г. в пользу П. денежной суммы по договорам займа, в исполнительном документе отсутствуют сведения о взыскании денежной суммы с Г. в связи с его предпринимательской деятельностью, Федерального закона от 02 октября 2007 года N 229-ФЗ ["Об исполнительном производстве"] на возникшие правоотношения не распространяется.


11. Исполнительский сбор может быть взыскан только при взыскании денежных средств с должника в ходе исполнительских действий


Законным и обоснованным судебная коллегия находит и вывод суда, что Постановление о взыскании исполнительского сбора нарушает права и законные интересы заявителя и вынесено в нарушение пп.З п. 1 ст. 47 [Федерального закона от 2 октября 2007 г. N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве"] Закона [от 2 октября 2007 г. N 229-ФЗ] "Об исполнительном производстве", так как 30.12.2013 г. заинтересованное лицо уже знало о заявлениях взыскателя об окончании исполнительных производств и возврате исполнительных документов без исполнения, а постановление о взыскании исполнительского сбора было вынесено после подачи указанных заявлений взыскателя.

В связи с чем суд пришел к правильному выводу о признании незаконными и отмене и постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства в отношении должника.

Суд при этом правильно указал, что только при взыскании денежных средств с должника в ходе исполнительских действий может быть взыскан исполнительский сбор, а так как в ходе исполнения исполнительных производств судебным приставом-исполнителем не были взысканы денежные средства с заявителя, то взыскание исполнительского сбора без удовлетворения требований взыскателя (в первоочередном порядке) будет противоречить требованиям закона.


12. Сохранение должнику ограничений, установленных в ходе основного исполнительного производства, для исполнения постановлений о взыскании расходов по совершению исполнительных действий и исполнительского сбора должно соответствовать принципу соотносимости объема требований и мер принудительного исполнения


С учетом размера взыскиваемого исполнительского сбора и стоимости имущества, в отношении которого установлены ограничительные меры (арест), которая многократно превышает размер исполнительского сбора, ограничительные меры данного имущества явно превышают размер, необходимый для исполнения вновь возбужденного исполнительного производства.

Сохранение в отношении квартиры _ ограничительных мер с целью дальнейшего взыскания исполнительского сбора не соответствует требованиям ч. 5 ст. 47 ФЗ РФ [Федерального закона от 2 октября 2007 г. N 229-ФЗ] "Об исполнительном производстве", в связи с чем суд первой инстанции обоснованно признал действия судебного пристава-исполнителя в части сохранения ограничений на распоряжение должником недвижимым имуществом не соответствующими закону.


13. Закон не содержит запрета на окончание сводного исполнительного производства отдельными постановлениями по каждому ранее возбужденному исполнительном производству


Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

4) возвращения исполнительного документа по требованию суда, другого органа или должностного лица, выдавших исполнительный документ;

4.1. При получении копии решения арбитражного суда о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства судебный пристав-исполнитель оканчивает исполнительные производства, в том числе по исполнительным документам об обращении взыскания на заложенное имущество и исполнительным документам, исполнявшимся в ходе ранее введенных процедур, применяемых в деле о банкротстве, по п. 7 ч. 1 ст. 47 Закона об исполнительном производстве, за исключением исполнительных производств:


Согласно пункту 7 части 1 статьи 47 Федерального закона N 229-ФЗ исполнительное производство оканчивается судебным приставом-исполнителем в случае признания должника-организации банкротом и направления исполнительного документа конкурсному управляющему, за исключением исполнительных документов, указанных в части 4 статьи 96 Федерального закона N 229-ФЗ.


В юридической практике окончание процесса инициируется объективными причинами, которые должны изменить состояние дела по причине исполнения решения и выполнения всех обязательств сторон, указанных в исполнительном листе, а прекращение инициируется при отмене определения по делу, апелляции, вновь возникшими непреодолимыми причинами, связанными и не связанными с решением, которые делают невозможным его выполнение.

Окончание и прекращение мер принудительного характера отличаются по причинам и процедуре использования. В идеальном случае окончание исполнительного производства (далее ИП) связано с урегулированием всех претензий, восстановлением прав истца и достижением службой приставов цели судебного вердикта. Порядок окончания процесса регулируется статьей и Федерального Закона №229.

Так как целью службы ФССП является выполнение заключения суда или органа власти, в ее компетенцию входит наложение взыскания, а результатом ее работы является закрытый исполнительный лист (далее ИЛ), выплаченный штраф, подтвержденный платежными документами, осуществленный судебный приказ либо предписание на исполнение действий.

Эти действия сопровождаются документами, подтверждающими завершение процесса. В ИЛ приставом, осуществляющим производство, вносится отметка о полном или частичном выполнении с объяснением сумм взыскания и лиц, с которых оно было получено.

По окончании исполнения выносится постановление с направлением его копий всем возможным участникам процесса:

  • взыскателю и ответчику;
  • в судебные или исполнительные органы, которые явились инициаторами производства;
  • органам, осуществлявшим ограничения в отношении лиц, нарушавшим процедуру взыскания, осуществлявшим розыск или исполнявшим решение суда, связанного с такими ограничениями и утратившими силу в результате окончания действий;
  • кредитным организациям, выполнявшим требования ССП или работодателю ответчика, который удерживал с его зарплаты денежные средства.

Основания

Остановить дело может суд, выдавший документы, арбитражный суд высшей инстанции либо судебный пристав, руководствуясь статьями 46 и 47 ФЗ №229. Основаниями для окончания исполнительного производства, по которым выносится постановление о его завершении являются:

  1. Полное и всеобъемлющее выполнение требований, на основе которых производство было возбуждено. В этом случае были урегулированы все долги и претензии сторон разрешены.
  2. Ходатайство об окончании от истца по причине примирения и заключения мирового соглашения или исчерпания претензий, наступившего до начала производства по судебным документам.
  3. Отказ от исполнения приставами и возвращение заявителю бумаг по причинам указанным в ст. 46 ФЗ №229.
  4. Инициатива органов, выдавших исполнительные акты, для возвращения их на пересмотр или отмену заключения или возврат документов по желанию заявителя по другим причинам.
  5. Невозможность выполнить требования по причине смерти ответчика или ликвидации организации задолжника.
  6. Осуществления процедуры банкротства в отношении лица или организации, являющихся должниками. В этом случае с них снимается долговое обременение, но решение о банкротстве принимается судом непросто и крайне редко.
  7. В случае назначения периодических платежей, которые инициируются отправкой копии исполнительных документов организации плательщику. Поскольку функции СП фактически при этом выполнены, то дело может быть закрыто.
  8. Наступления срока давности по исполнительным документам судов или других органов, уполномоченных к их выдаче, независимо от того, окончены они или нет.

Основания окончания процесса подразделяются на приведшие к исполнению предписанных действий и на завершившие его без проведения этих действий. Они должны быть подтверждены документально и предоставлены ведущему производство приставу к рассмотрению.

В случае их обоснованности ФССП выносит требования об окончании ИП с вручением копий постановления в срок не позже следующего за его вынесением дня.

Примером частичного завершения и возврата по требованию суда дела на пересмотр может служить разбирательство, произошедшее в Ставропольском крае.

Директором одной из поселковых школ Курского района Ставропольского края Ивановой К.К. по причине систематического нарушения трудовой дисциплины и несоответствия занимаемой должности был в одностороннем порядке уволен учитель русского языка и литературы Петрова Д.Д. с назначением взыскания в размере месячной премии. Нарушения трудовой дисциплины были зафиксированы документально.

Петрова Д.Д. не согласилась с формулировкой причины увольнения и оспорила ее в судебном порядке. Судом правомерность увольнения была подтверждена и выдан исполнительный лист на взыскание денежной суммы в размере месячной премии, так как бухгалтер уже ошибочно начислила ее Петровой Д.Д., а та ее получила. Петрова Д.Д. подала апелляцию с формулировкой о нарушении порядка взысканий по КЗоТ и отсутствию комиссионной фиксации нарушения трудовой дисциплины.

Суд подтвердил правоту Петровой Д.Д. и отозвал исполнительные документы с требованием восстановить ее в должности. Однако Иванова К.К. собрав обращения работников школы с подтверждением нарушений Петровой Д.Д. Обратилась к суду с требованием оставить в силе штраф в размере месячной премии. Судом было принято решение о сохранении штрафа в силе, но так как участниками процесса было заключено мировое соглашение и об окончании производства.

Постановление

Порядок вынесения и последовательность действий при этом описывается согласно со статьей 47 ФЗ № 229. Форма, в которой постановление об окончании исполнительного производства предоставляется суду и сторонам участницам, а также примерный образец постановления содержится в приложении №110 приказа № 318 по ФССП России.

Определение обязательно должно содержать следующие пункты:

  1. Наименование подразделения, проводившего действия взыскания.
  2. Личные данные пристава.
  3. Реквизиты суда, выдавшего исполнительный лист.
  4. Данные о лице, инициировавшем производство.
  5. Данные о полноте выполнении решения суда, суммы выплат, описание реализованного имущества, описание сопроводительных документов.
  6. Сведения о подзаконных актах, на основе которых проходило взыскание.

Согласно ст. 47 ФЗ № 229 в определении на ИЛ пристав обязан указать полноту выполнение обязательств и период проведения исполнительных действий. В случае частичного исполнения и возврата дела ответчику по причинам, описанным в ст. 46 на документе, указывается причина и обстоятельства ее вызвавшие.

Когда постановление об окончании производства уже вынесено судом на его основании снимаются все ограничения, которые могли быть установлены в отношении ответчика по делу, такие как ограничение на выезд за границу, ограничение на регистрационные действия для транспорта, арест движимого и недвижимого имущества.

Часто результаты работы представителей ФССП не удовлетворяют одну из сторон и она изъявляет желание изменить положение дел, признав работу приставов несоответствующей судебному решению.

В большинстве случаев причиной обжалования постановлений становятся нерадивые работники ФССП нарушающие права граждан на справедливые вердикты властей и судебные ошибки. Так как заключение по делу уже вынесено, то отмена постановления об окончании исполнительного должна сопровождаться серьезной, обоснованной причиной.

Ею может стать:

В случае когда обжалуется постановление об окончании производства важно соблюсти сроки. Жалобу необходимо подать не позже десятидневного срока с момента вынесения определения. Законом не устанавливаются правовые аспекты процесса обжалования, поэтому в таких случаях необходимо обращаться к судебной практике.

Срок

Срок окончания исполнительного производства регулирует статья . Все требования приставы обязаны выполнить в двухмесячный срок. Если же требования по срокам подпадают под другие законодательные акты, то срок должен определяться ими.

Поступившее в региональное отделение ФССП постановление, должно быть отработано не позже пятнадцати дней если иной порядок исполнения не определяется законодательством РФ.

Однако процесс может происходить в другие сроки если им препятствуют объективные причины, делающие выполнение обязанностей пристава невозможными. Например, исполнению могут помещать погодные условия, создающие непреодолимые обстоятельства.

В случае их возникновения служба судебных приставов приостанавливает деятельность по взысканию прилагая к документам акт метеослужб, фиксирующий данные обстоятельства.

Ко времени, на которое исполнение было приостановлено в рамках закона и не входящее в установленный ФЗ № 229 промежуток относятся:

  1. Период приостановки производства по независящим от ФССП причинам.
  2. Период приостановки или отсрочки исполнения.
  3. Время, необходимое на реализацию имущества, которое явилось обеспечением по делу.
  4. Время, на которое было отложено взыскание или оно затянулось по причинам, источником которых явились работники ФССП.

Если решение суда касается нематериального гражданского состояния, то оно должно быть выполнено немедленно или не позднее первого рабочего дня, следующего за поступлением документов в ФССП.

Действия приставов нередко вызывают несогласие граждан и часто носят противоправный характер. Пользуясь, низкой правовой грамотностью населения некоторые нечистые на руку работники ФССП пытаются получить личные выгоды от своей деятельности.

Они предлагают разного рода способы обхода определений суда либо запугивают граждан несуществующими санкциями. Обжаловать решение, вынесение постановления либо доказанное бездействие приставов необходимо в десятидневный срок с момента его происшествия.

Порядок составления жалобы должен учитывать иерархию подчиненности работников, на чьи действия она подается. Поскольку непосредственно с гражданами работают приставы исполнители, то их действия должны обжаловаться у старшего пристава и так далее по ступеням подчиненности.

Если жалоба на постановление об окончании исполнительного производства по объективным причинам не может быть рассмотрена в отделении ФССП куда она была подана, то работник, ответственный за этот документ обязан направить его в трехдневный срок в тот орган, у которого есть полномочия на это рассмотрение.

Если бездействие ФССП наносит ущерб стороне истца и угрожает срывом исполнения решения суда, то оно также может быть обжаловано в вышестоящем органе.

Возобновление исполнительного производства после его окончания

Встречаются случаи, когда исполнительное производство требует возобновления после его формального окончания. Примером могут служить случаи смены места работы ответчиком, в отношении которых проводятся принудительные меры периодического характера.

Так как производство после направления исполнительного листа работодателю плательщика алиментов или компенсации за вред здоровью формально считается оконченным, а дело закрывается, то при смене работы плательщиком может потребоваться его возобновление.

Кроме того, должник часто сам препятствует исполнению судебного решения скрывая собственность, подлежащую обращению взыскания, изменения места жительства и трудоустройства.

Скрывая новое место работы и доход, ответчик по делу совершает противоправные действия, которые мешают исполнению судебного обязательства. В этом случае повторного обращения в суд не требуется, так как фактически его решение выполнено не было.

В этом случае решением проблемы является письмо судебному приставу с просьбой о возвращении исполнительного производства по делу с описанием нарушений плательщика. Если требования обоснованы, а должник не известил ФССП о смене своего гражданского состояния и новом месте работы, то исполнительный лист открывается вновь, а приставы проводят действия по поиску нарушителя всеми доступными им способами, вплоть до объявления его в розыск.

Кроме того, приставы обяжут задолжника погасить всю накопившуюся сумму и потребуют с него штраф в размере затрат ФССП на его поиск и дополнительные исполнительные действия.

Заключение

С появлением в процессуальном производстве Российской Федерации службы, отвечающей за исполнение судебных вердиктов был сделан большой шаг на пути к правовому обществу. До этого момента добиться выполнения решения было непросто, а путаница с полномочиями органов власти, осуществлявших взыскание, давало возможность для злоупотреблений.

При современной организации службы судебных приставов юридические процедуры стали прозрачны, а их контроль теперь доступен и рядовым гражданам. Благодаря развитию концепции электронного правительства процесс судопроизводства начал автоматизироваться.

Рутинные задачи, делавшие исполнительное производство неудобным и громоздким исключены либо упрощены. Это дает надежду на еще большее сокращение времени рассмотрения в будущем и реализации арбитража без которого невозможно стабильное и максимально легитимное экономическое развитие государства.

Благодаря интернет уменьшается время получения государственной услуги, что не дает возможности недобросовестным чиновникам в злоупотреблении.

Развитие сайта fssprus.ru дало возможность подать жалобу, ознакомиться с постановлением и законодательной базой, оценить работу ФССП.

Если возникают вопросы по теме статьи, задайте их в комментариях либо дежурному юристу сайта. Также звоните по указанным телефонам. Мы обязательно ответим и поможем.