Особенности правовой защиты несовершеннолетних в российской федерации. Гарантии защиты конституционных прав несовершеннолетних в рф Гарантии конституционных прав несовершеннолетних в российской федерации

Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение

«Лаишевский технико-экономический техникум»

Допустить к защите:

Зам. директора по учебной работе

______ ___________________

(дата) (подпись)

ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА

Тема Гарантии защиты конституционных прав несовершеннолетних в РФ

Работу выполнил

Студент 3 курса 60 группы

специальности 40.02.01. Право и организация социального обеспечения

Хайрутдинов Раиль Идрисович

(Ф.И.О. студента)

Научный руководитель:

Преподаватель

Шафигулина Резеда Салаватовна

(Ф.И.О. преподавателя)

Рецензент ___________________

(Ф.И.О. студента)

Лаишево 2017

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………..……3

ГЛАВА 1. ОСОБЕННОСТИ ПРАВОВОЙ ЗАЩИТЫ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ………………...7

1.1 Понятие конституционно-правового статуса ребенка в Российской Федерации…………………………………………………………………………....7

1.2 Правовое регулирование защиты прав ребенка …………………………..…13

1.3. Институт Уполномоченного при Президенте по правам ребенка в Российской Федерации………………………………………………………..….25

ГЛАВА II. ГОСУДАРСТВЕННАЯ ЗАЩИТА ПРАВ И ИНТЕРЕСОВ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ ДЕТЕЙ …………………………………………….35

2.1 Формы и способы защиты прав и законных интересов несовершеннолетних детей…………………………………………………………………………………35

2.2 Процессуальные правила разбирательства семейных дел…………………..47

2.3. Лишение родительских прав и восстановление в родительских правах......55

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………..…65

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫХ АКТОВ, МАТЕРИАЛОВ СУДЕБНОЙ ПРАКТИКИ И СПЕЦИАЛЬНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………………………...69

ВВЕДЕНИЕ

Дети являются высшей ценностью каждого государства. Сегодня ни у кого не вызывает сомнения, что критерием дееспособности и прозорливости власти является ее отношение к детям, уважение и защита их прав, свобод и законных интересов. В раннем возрасте дети особенно уязвимы и особенно подвержены разным влияниям, и поэтому ребенок должен пользоваться приоритетом в том, что касается наших забот и ресурсов. Постоянно прогрессирующий рост преступности несовершеннолетних, количество детей, лишившихся родительского попечения и находящихся в конфликте с законом, требуют поиска и применения срочных и далеко не ординарных мер.

Преодоление глубочайшего кризиса российского общества заключается в его коренном социально-экономическом и духовно-нравственном оздоровлении, в формировании и проведении эффективной социальной политики, способной существенно улучшить условия жизни граждан страны, стать важнейшей гарантией удовлетворения жизненных потребностей молодого человека, защиты его прав и интересов. Вместе с тем социальная защита несовершеннолетних граждан не может сводиться к решению проблем лишь чисто материального характера. Перед страной стоит задача разработки и реализации концептуальных основ новой правовой базы реального обеспечения прав, свобод и законных интересов детей. Особо значимы здесь постоянный поиск и апробация нетрадиционных для сегодняшней России, но доказавших свою эффективность в мировой практике путей решения наиболее острых проблем. Российская Федерация, как правопреемник СССР, на законодательном уровне в последние годы предпринимает значительные усилия по реализации международных стандартов по защите прав и свобод ребенка, наилучшему обеспечению его интересов.

Введение

Глава 1. Международные документы, закрепляющие правовой статус несовершеннолетних

Глава 2. Правовое положение несовершеннолетних в современном российском законодательстве

Заключение

Литература

Приложение 1. Конституция РФ. Глава 2. Статья 38

Приложение 2. Гражданский кодекс РФ. Часть 1. Статья 27

Приложение 3. Семейный кодекс РФ. Статья 56

ВВЕДЕНИЕ

В законодательстве России уделяется немало внимания вопросам конституционных гарантий прав несовершеннолетних. Россия является участником международных конвенций, касающихся данных вопросов, в связи с чем закономерно обновление российского законодательства в целях вхождения нашей страны в международное правовое пространство и приведения внутреннего законодательства в соответствие с международно-правовыми стандартами.

Однако дестабилизационные процессы в политической и социально-экономической сферах нашего общества в начале 90-х годов, вызвали формирование крайне негативных тенденций в молодежной среде. Дети оказались наиболее беззащитными, поскольку в силу своей незрелости не могут защитить себя сами. Вырос уровень насилия в семьях, всплеск физических и психических заболеваний несовершеннолетних.

Изменения в экономической и социальной жизни России породили обстоятельства, которых не было ранее или которые не проявлялись так отчетливо, как сейчас. Они непривычны для российских граждан, непривычны и для государства. Усиливается их отрицательное воздействие также на детей и молодежь, то есть на будущее России. Речь идет о следующих факторах:

Радикальные изменения в экономической и социальной политике, диктуемые новой для России рыночной экономикой;

Отказ общества и его социальных групп от одних нравственных ценностей, переход к другим, ранее не признаваемым, создание новых нравственных ориентиров;

Возникновение противоречий между новым и старым законодательством, между разными новыми законами, между законами и юридической практикой;

Противоречия между законами, практикой, с одной стороны, и ролевыми ожиданиями (запросами) молодого поколения страны, даже в младших возрастных подгруппах, - с другой .

Законодательство об охране детства нуждается в совершенствовании, уточнении, конкретизации. Для определения путей его развития необходим детальный анализ существующей правовой базы, практики применения законов, выполнения целевых программ.

Значение рассматриваемых в данной работе вопросов состоит в том, что Россия становясь на путь стабильности и формирования условий для поступательного экономического и социального развития, прочно входит в международное правовое пространство. И какими бы не были внутренние трудности, ограниченные ресурсы, настала острая необходимость присоединения к международно-правовым документам, имеющих своей задачей обеспечение защиты подрастающего поколения от влияния негативных факторов и создания всех предпосылок для развития молодого поколения.

Актуальность рассматриваемой в работе проблемы определяется необходимостью преодоления негативных тенденций в обществе, ориентацией на приоритет общечеловеческих ценностей, построению правового государства на демократических принципах, как это установлено Конституцией РФ.
Цель исследования – выявление гарантий защиты прав несовершеннолетних в современной России, обозначенных Основным Законом страны.

Объект исследования – международные и российские законодательные акты, закрепляющие правовой статус несовершеннолетних.

Материал исследования – Конституция РФ, Гражданский кодекс РФ и иные нормативно-правовые акты, а также – научная и учебная литература по обозначенному вопросу.

Предмет исследования – изучение содержательных особенностей законодательных актов, закрепляющих правовой статус несовершеннолетних.

Цель определила задачи :

  1. Познакомиться с основными международными документами, закрепляющими правовой статус несовершеннолетних.
  2. Узнать о правовом положении несовершеннолетних в современной России.

Для решения поставленных задач были использованы следующие методы исследования: сравнительный, логический, исторический, методы анализа и синтеза, изучения и обобщения материала, а также – ряд других.

Работа состоит из 2 глав. В 1 главе в хронологическом порядке рассмотрены основные международные документы, закрепляющие правовой статус несовершеннолетних, дана их краткая характеристика. Во 2 главе рассматривается правовое положение несовершеннолетних в современном российском законодательстве.

Результаты исследования можно использовать на научных семинарах, конференциях, при организации кружковой деятельности, а также – в качестве пособия при изучении соответствующих тем курса обществознание.

1 МЕЖДУНАРОДНЫЕ ДОКУМЕНТЫ, ЗАКРЕПЛЯЮЩИЕ ПРАВОВОЙ СТАТУС НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ

Считается, что в XX веке возникло принципиально иное отношение к несовершеннолетним, кото­рые достойны лучших условий существования, заботы и всесторонней защиты со стороны любого государ­ства. Однако действительность не оправдала этих на­дежд, особенно в России. Первая мировая война, война гражданская, социальные потрясения, голод, разруха - таковы главные вехи на пути становления социалистического государства, повлекшие за собой сиротство детей в огромных масштабах, массовую беспризорность и безнадзорность, когда ни о каких правах ребенка не могло быть и речи. И все это про­исходило на фоне принципиально новых идеологи­ческих установок на бесполезность семьи, ее скорую гибель. Между тем в 1924 году Лига наций приняла так называемую Женевскую декларацию, призываю­щую мужчин и женщин всего мира создавать для ре­бенка условия для его нормального духовного, физи­ческого развития.

Сразу после окончания второй мировой войны, в 1945 году Генеральная Ассамблея ООН создает Дет­ский фонд Организации Объединенных Наций (ЮНИСЕФ).

В 1948 году Генеральная Ассамблея ООН принимает Всеобщую декларацию прав человека, провозгласившую право на защиту семьи, естествен­ной и основной ячейки общества, со стороны обще­ства и государства. Кроме того, пункт 5 статьи 25 этой Декла­рации посвящался праву на особое попечение и по­мощь материнству и младенчеству. Здесь же было сказано: «Все дети, родившиеся в браке или вне брака, должны пользоваться одинаковой социальной защитой» . В 1966 году был принят Международный пакт о гражданских и политических правах, где по­вторялось положение о праве семьи на защиту со стороны общества и государства.

В 1959 году ООН приняла Декларацию прав ребенка, которая посвящалась только несовер­шеннолетним детям. При всей своей краткости эта Декларация предусматривала наиболее важные, имеющие принципиальный характер правила. Одно из них - равенство прав всех без исключения детей без различия или дискриминации по признаку расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических и иных убеждений, национального или социального происхождения, имущественного положения, рожде­ния или иного обстоятельства, касающегося самого ребенка или его семьи. В тексте принципа шестого Декларации говорилось: «Ребёнок для полного и гармоничного развития его личности нуждается в любви и понимании. Он должен, когда это возможно, расти на попечении и под ответственностью своих родителей и во всяком случае в атмосфере любви и моральной и материальной обеспеченности» .

После многолетней подготовки в 1989 году на свет появилась Конвенция ООН «О правах ребенка». Свое продол­жение она нашла во Всемирной Декларации об обес­печении выживания, защиты и развития детей и в Плане действий по осуществлению Всемирной Декла­рации об обеспечении выживания, защиты и разви­тия детей в 90-е годы.

Если оценивать Конвенцию «О правах ребенка» с точки зрения ее значения для пра­вового положения ребенка, следует отметить, что она содержит значительное число положений об­щего, принципиального порядка, имеющих прямое отношение к семейному воспитанию, и, кроме того, посвящает правам ребенка в семье ряд специальных статей, предопределяющих правовой статус несовершеннолетнего и дающие правовые гарантии прав.

Конвенция дает перечень всех прав ребенка, не выделяя в качестве главенствующего ни одно из них, идет ли речь об общегражданских правах и свободах или правах в семье. При этом не существует никакой зависимости между правовым статусом ребенка и уровнем его материального, семейного благополучия.

Не отдавая предпочтения какому-либо одному праву ребенка, документ делает акцент на необходи­мости уделять внимание наилучшему обеспечению его интересов, что имеет особое значение при защите прав, связанных с семейным воспитанием, определяет общий характер защиты прав ребенка, ее направлен­ность, обозначает круг лиц, обязанных защищать права ребенка (причем на первом месте в их перечне родители, опекуны, а также те, кто несет по закону ответственность за несовершеннолетнего).

При этом имеются в виду предусмотренные Конвенцией права на: выживание и здоровое развитие; пользова­ние наиболее совершенными услугами здравоохране­ния и средствами лечения болезней и восстановления здоровья; пользование благами социального обеспече­ния, включая социальное страхование; уровень жизни, необходимый для физического, умственного, духовного, нравственного и социального развития; образование, в том числе на бесплатное и обязатель­ное начальное образование; защиту от экономической эксплуатации и от выполнения любой работы, которая может представлять опасность для здоровья или слу­жить препятствием в получении образования либо наносить ущерб здоровью и физическому, умствен­ному, духовному, моральному и социальному разви­тию несовершеннолетнего; защиту от всех форм сек­суальной эксплуатации и сексуального совращения и от всех других форм эксплуатации, наносящих ущерб любому аспекту благосостояния ребенка.

Правила Организации Объединенных Наций, касающиеся защиты несовершеннолетних, лишенных свободы были приняты резолюцией 45/113 Генеральной Ассамблеи от 14 декабря 1990 года.

Система правосудия в отношении несовершеннолетних должна защищать их права и безопасность и содействовать их хорошему физическому и умственному состоянию. Тюремное заключение должно применяться лишь как крайняя мера.

Цель Правил состоит в том, чтобы установить минимальные стандарты, принятые Организацией Объединенных Наций для защиты несовершеннолетних, лишенных свободы в какой бы то ни было форме, в соответствии с правами человека и основными свободами и с целью противодействовать неблагоприятным последствиям всех видов заключения и способствовать вовлечению в жизнь общества .

Кроме того, идеи этой Конвенции непосредственно касаются общечелове­ческих проблем. Не случайно ее называют «Великой хартией вольности для детей», «Мировой Конститу­цией прав ребенка». Не менее важно ее значение для охраны прав ребенка в семье, что имеет особое зна­чение для современной России, которой предстоит, во-первых, полностью возродить понимание семьи как непреходящей ценности, во-вторых, в корне изменить сложившееся веками патриархальное пред­ставление о подчиненном положении несовершенно­летнего в семье.

2 ПРАВОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ В СОВРЕМЕННОМ РОССИЙСКОМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ

Правовое положение несовершеннолетних в Российском законодательстве регулируется: международными правовыми актами, краткая характеристика которых дана выше, а также Конституцией РФ (Приложение 1), Гражданским Кодексом (Приложение 2), Семейным Кодексом и рядом Федеральных Законов РФ, носящих комплексный характер, в которых в той или иной степени определяется положение несовершеннолетних.

Основы правового статуса личности в целом и ребенка в частности в Российской Федерации закреп­лены в главе 2 Конституции России; Законе РФ «О гражданстве Россий­ской Федерации» других законодательных актах Российской Федера­ции и ее субъектов.

В статье 64 Конституции России зафиксирован правовой статус лич­ности, основанный на правах и свободах, утвержденных в главе 2 Конституции. Личный статус выражает индивидуальное существование человека и гражданина в конкретных правоотношениях, в которых он состоит (семейные, трудовые, имущественные и т.д.). Личный статус изменяется в течение человеческой жизни (статус ребенка, трудоспособ­ной личности, инвалида, пенсионера).

Гражданский кодекс Российской Федерации, принятый 21 октября 1994 года, определяет такие положения в отношении несовершеннолетних, как правоспособность и дееспособность, регламентирует проблемы эмансипации. В отличие от ранее действовавшего ГК, новый ГК выделяет особую группу – несовершеннолетние от 14 до 18 лет. Это связано с тем, что в условиях рыночной экономики несовершеннолетние вовлечены в имущественные и иные отношения (имеют право заниматься предпринимательством, участвовать в производстве и так далее), поэтому новый ГК значительно расширил рамки их дееспособности. ГК ввел новеллу – эмансипация . Введение этого института диктовалось реалиями рыночной экономики.

Семейный Кодекс Российской Федерации, вступивший в силу с 1 марта 1996 года в статье 1 устанавливает, что семья, материнство и детство находятся по защитой государства. Отличительной особенностью Кодекса является то, что, например, по сравнению с предыдущим Кодексом о браке и семье 1969 года, он не содержит норм, носящих чисто декларативный характер, предписания нравственного содержания сведены к минимуму, устранена чрезмерная лаконичность ряда статей, особенно тех, которые посвящены детям.

Федеральный Закон от 24 июля 1998 года «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» устанавливает основные га­рантии прав и законных интересов ребенка, предусмотренных Консти­туцией Российской Федерации, в целях создания правовых, социально - экономических условий для реализации прав и законных интересов ре­бенка .

Нормы права, непосредственно посвященные гарантиям прав несовершен­нолетних детей, впервые появились в российском законодательстве лишь с принятием Семейного кодекса. До этого времени гарантии прав детей рассматривались сквозь призму правоотношений родителей и детей. При этом часто несовершеннолетние в силу недееспособности оказывались не в положении самостоятельных носителей прав, а в положении пассивных объектов родительской заботы. Включение в Семейный кодекс отдельной главы, посвященной правам несовершеннолетних детей, явилось шагом на пути преодоления такого подхода.

Принятый в 1998 году Федеральный Закон «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» устанавливает основные га­рантии прав и законных интересов ребенка, предусмотренных Консти­туцией Российской Федерации, в целях создания правовых, социально - экономических условий для реализации прав и законных интересов ре­бенка .

Несмотря на конституционные гарантии прав и свобод для всех граж­дан, независимо от возраста, факты ущемления прав молодежи встре­чаются гораздо чаще, чем по населению в целом. В этой связи представ­ляется не всегда обоснованным курс на децентрализацию правового регулирования обеспечения прав и законных интересов несовершенно­летних путем передачи этих функций полностью в ведение субъектов РФ и органов местного самоуправления, так как сегодняшнее финансовое положение многих из них ставит под угрозу выполнение этой важной социальной задачи.

Органы местного самоуправления ответственны за:

Реализацию права граждан на получение основного общего образования;

Ежегодную публикацию среднестатистических показателей в соответствии федеральным и местным требованиям условий осуществления образовательного процесса в образовательных учреждениях, расположенных на подведомственных им территориях.

К исключительной компетенции органов местного самоуправления относятся:

  1. планирование, организация, регулирование и контроль деятельности местных органов управления образованием, образовательных учреждений в целях осуществления государственной политики в области образования;
  2. формирование местных бюджетов в части расходов на образование и соответствующих фондов развития образования, разработка и принятия местных нормативов финансирования системы образования;
  3. обеспечение граждан, проживающим на соответствующих территориях, возможности выбора общеобразовательного учреждения;
  4. создание, реорганизация и ликвидация муниципальных образовательных учреждений;
  5. строительство зданий и сооружений муниципальных образовательных учреждений, обустройство прилегающих к ним территорий .

На современном этапе развития нашего общества защита прав детей должна быть предметом особой заботы государства в лице законода­тельной, исполнительной и судебной власти, а также органов местного самоуправления. В органах внутренних дел на учете состоят родители, уклоняющиеся от надзора за детьми, их воспитанием или причиняющие им вред. В результате увеличилось число детей, ухо­дящих из дома, занимающихся бродяжничеством, попрошайничеством, совершающих правонарушения и преступления .

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

На основании изучения и анализа юридической литературы, можно сделать следующие выводы:

  1. Современное Российское законодательство, регулирующее гражданско-правовое положение несовершеннолетних, соответствует общепринятым международно-правовым нормам и позволяет обеспечить гарантии прав и свобод этой категории граждан.
  2. Взаимодействие различных отраслей права при определение правового статуса несовершеннолетних в нормах различной правовой принадлежности создают предпосылки к созданию комплексных нормативных актов, посвященных правам несовершеннолетних.
  3. Необходима конкретизация правовых предписаний, повышение качества действующих норм права, что должно снять имеющиеся в законодательстве противоречия в отношении гражданско-правового положения несовершеннолетних и таким образом способствовать совершенствованию практики их применения.

Так же, в ходе комплексного изучения действующего законодательства и практики его применения можно вывести следующее понятийное определение:

В широком плане понятием «гарантии» охватывается вся совокупность объективных и субъективных факторов, которые направлены на полную реализацию и всестороннюю охрану прав и свобод граждан, на устранение возможных причин и препятствий их неполного или не подлежащего осуществления и защиту прав от далеко не редких в наши дни нарушений.

Любое право и обязанность гражданина становится реальной соци­альной ценностью лишь при наличии достаточных правовых гарантий. А они возможны, прежде всего, при законодательном закреплении са­мого права. В существовании прав, обязанностей, ответственности ре­бенка никто не сомневается, но в едином законодательном акте право­вой статус несовершеннолетних граждан России не зафиксирован.

И в заключение хотелось бы выразить надежду, что государство в дальнейшем будет уделять достаточно внимания комплексу проблем, связанному с охраной прав несовершеннолетних, тем самым оно обеспечит свое существование в будущем и заложит основу возрождения России как великой мировой державы.

Для современной России проблема гарантий прав человека является весьма актуальной, поскольку она претендует на статус социального правового государства. Государственная политика в РФ должна быть направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, и особенно это положение касается несовершеннолетних, поскольку их возможности в реализации своих прав ограничены. И в данном случае, конечно же, несовершеннолетние требуют повышенного внимания к себе со стороны государства, создание гарантий тех прав, которые закреплены в Международных актах и в Российских федеральных законах.

Конвенция о правах ребенка в первую очередь предусматривает необходимость зашиты ребенка от произвольного или незаконного вмешательства в осуществление его права на личную жизнь или посягательства на честь и достоинство, от всех форм эксплуатации, наносящих ущерб любому аспекту благосостояния ребенка.

Российская Федерация в ряде нормативных актов законодательно закрепляет основные условия и средства обеспечения и реализации прав и свобод несовершеннолетних. Конституция РФ, ст. 2, в первую очередь прямо возлагает на государство обязанность по соблюдению и защите прав и свобод человека и гражданина.

Но, несмотря на то, что Конституция РФ имеет высшую юридическую силу и прямое действие, необходима конкретизация и детальная разработка юридических процедур, в рамках которых должны осуществляться права и свободы человека, и в особенности несовершеннолетнего человека. Представленное направление требует огромной работы, поскольку процедурные механизмы защиты прав несовершеннолетних достаточно несовершенны.

К сожалению, нельзя признать совершенными и процедуры зашиты прав несовершеннолетних от нарушений со стороны органов государственной власти и местного самоуправления. В настоящее время судебному контролю подлежат действия и решения органов исполнительной власти и должностных лиц, связанные с регулированием широкого круга вопросов, в том числе и в области семейных правоотношений. В частности, ст. 56 Семейного кодекса РФ налагает на должностные лица организаций и иных граждан, которым станет известно об угрозе жизни или здоровью ребенка, о нарушении его прав и законных интересов, обязанность сообщить об этом в орган опеки и попечительства по месту фактического нахождения ребенка. При получении таких сведений орган опеки и попечительства обязан принять необходимые меры по защите прав и законных интересов ребенка.

Совершенствование процедур защиты прав и свобод несовершеннолетних является важной задачей Российского государства. Защита прав и свобод граждан должна обеспечиваться как на федеральном уровне, так и на уровне субъектов, поскольку в России действует единый правовой статус человека и гражданина. С этой целью издаются специальные нормативные акты.

В 1998 г. Президентом РФ был подписан Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», который систематизирует основные гарантии уже существующих в законодательстве прав и свобод несовершеннолетних.

В данном законе определены основные принципы государственной политики в интересах детей, включающие: законодательное обеспечение прав ребенка, государственную поддержку семьи в целях обеспечения полноценного воспитания детей, защиты их прав, подготовки их к полноценной жизни в обществе; ответственность должностных лиц и граждан за нарушение прав и законных интересов ребенка, причинение ему вреда; государственную поддержку органов местного самоуправления, общественных объединений и иных организаций, осуществляющих деятельность по защите прав и законных интересов ребенка.

Государство в интересах несовершеннолетних в соответствии с законом должно проводить определенную политику, направленную на осуществление прав детей, предусмотренных Конституцией РФ, недопущение дискриминации и восстановление нарушенных прав ребенка; формирование правовых основ гарантий прав детей; содействие всестороннему развитию детей и воспитание в них патриотизма и гражданственности. Государственная политика в этой области является приоритетной и основывается на законодательном обеспечении прав ребенка, государственной поддержке семьи, установлении и соблюдении государственных минимальных социальных стандартов основных показателей качества жизни детей; ответственности должностных лиц, граждан за нарушения прав ребенка и причинение ему вреда; государственной поддержке органов местного самоуправления и организаций, осуществляющих деятельность по защите прав детей.

Органы государственной власти Российской Федерации совместно с органами государственной власти субъектов Российской Федерации должны осуществлять: выработку совместных направлений деятельности по обеспечению прав и законных интересов ребенка в Российской Федерации; мероприятия по реализации государственной политики в интересах детей в области воспитания, образования, здравоохранения, науки, культуры, физической культуры и спорта, социального обслуживания и социальной зашиты семьи; формирование внебюджетных фондов поддержки детства.

Данный закон закрепляет основные направления обеспечения прав ребенка в РФ. Государственные минимальные социальные стандарты основных показателей качества жизни детей включают социальные услуги по общедоступному бесплатному образованию и воспитанию в образовательных учреждениях; бесплатному медицинскому обслуживанию детей, обеспечению их питанием; обеспечению детям по достижении 15 лет права на профессиональную ориентацию, трудоустройство; социальной защите, в том числе материальной поддержке; обеспечению права на жилище; оздоровлению и отдыху; оказанию квалифицированной юридической помощи. Несовершеннолетние, находящиеся в учреждении, в котором осуществляются уход за ними, образовательный и воспитательные процессы, их защита или лечение, имеют право на периодическую оценку соответствия предоставляемых им услуг государственным минимальным стандартам основных показателей качества жизни детей. Соответствующая оценка проводится уполномоченным органом исполнительной власти, органом местного самоуправления на основании обращения детей и (или) их законных представителей. Должностные лица указанных учреждений обязаны устранить выявленные нарушения и информировать об этом соответствующий орган. Неисполнение должностными лицами предписаний об устранении нарушений влечет административную ответственность.

Защита прав человека и гражданина, в том числе и несовершеннолетнего, неотделима от всего комплекса их взаимоотношений с властными структурами и возможна лишь в контексте принципов правового и социального государства. Такое государство должно создать механизмы, которые обеспечат переход от декларации к реальному воплощению и позволят осуществлять контроль за соблюдением прав и свобод человека. «Эти механизмы в равной мере значимы и для индивида, стремящегося к защите своих прав, и для властных структур, для которых соблюдение и защита прав человека — конституционная обязанность. Такие механизмы выступают как юридические гарантии, обеспечивающие охрану и защиту прав граждан».

В юридической литературе гарантии рассматриваются как самостоятельная категория, обозначающая важный элемент правовой системы. Термин «гарантия», который в переводе с французского (qarantie) означает «обеспечение», широко используется многими как общественными, так и естественными науками. Теория права рассматривает гарантии как юридическое и социально-политическое понятие одновременно. Например, Черданцев А.Ф. подразумевает под гарантиями определенные «условия и средства», «способы обеспечения», относя при этом к условиям социально-экономические, политические, идеологические гарантии, а к средствам и способам — юридические и специальные.

В качестве аксиомы в теории права рассматривается положение о том, что гарантии обеспечивают «необходимый в основах правового статуса личности переход от общего к частному, от прокламируемой в законе возможности к действительности», и «гарантированность предстает важнейшим признаком, имманентным свойством прав свобод и законных интересов личности, и необходимым качеством среды их окружения».

Процесс создания гарантий прав и свобод человека и гражданина, как отмечал Н.В. Витрук, должен быть нацелен на установление определенного баланса правовых средств обеспечения прав, свобод и законных интересов личности и средств их охраны и зашиты.

Гарантии — это один из важнейших вопросов проблемы правильного применения правовых норм (Недбайло П.Е.), законности (Строгович М.С.) и многих других процессов правовой деятельности (Воеводин Л.Д.). Гарантированность прав и свобод — это своеобразный внешний механизм ограничения власти, которая всегда стремится к саморасширению и усилению своего присутствия во всех сферах человеческой жизни.

И здесь нужно совершенствовать уже существующие механизмы правового характера против злоупотребления властью и необходимо создавать новые. Зашита прав человека и гражданина неотделима от всего комплекса их взаимоотношений с властными структурами и возможна лишь в контексте принципов правового государства, развивающих и дополняющих друг друга. Эти принципы распространяются на защиту всей системы прав и свобод человека и гражданина: личных (гражданских), политических, социально-экономических, культурных.

Гарантии, по мнению Воеводина Л.Д., могут быть рассмотрены как один из элементов основ правового статуса человека и гражданина. Представленная точка зрения является достаточно интересной, но не бесспорной. Здесь стоит принять точку зрения Лукашевой Е.А., утверждающей, что система гарантий выходит за пределы правового статуса.

Гарантии - это самый подвижный и динамичный элемент основ правового статуса личности. Гарантированность прав, свобод и обязанностей гражданина обеспечивает гарантированность правового статуса гражданина в целом.

Назначение гарантий прав и обязанностей несовершеннолетних будет, в первую очередь, заключаться в создании условий для реализации несовершеннолетними, их законными представителями и должностными лицами прав и осуществления ими обязанностей, а также в установлении ответственности и применении вытекающих из нее мер к лицам, не выполняющим своих обязанностей и нарушающих права и законные интересы других граждан (Боброва Н.А.).

Защита прав человека на государственном уровне не исключает и самостоятельных активных действий каждого по их защите всеми способами, не запрещенными законом. Однако в силу возрастной психофизиологической незрелости несовершеннолетние имеют в этом плане ограниченные возможности. Семейный Кодекс Российской Федерации в то же время закрепляет право несовершеннолетнего самостоятельно обращаться за зашитой нарушенных прав и законных интересов в орган опеки и попечительства, а по достижении возраста четырнадцати лет в суд.

При осуществлении деятельности в области его образования и воспитания мерой по защите прав несовершеннолетних является лишение администрации образовательных учреждений права препятствовать созданию по инициативе обучающихся, воспитанников в возрасте старше 8 лет общественных объединений (организаций) обучающихся, воспитанников, за исключением детских общественных объединений, создаваемых политическими партиями, и детских религиозных организаций. Также закон запрещает администрации образовательного учреждения препятствовать проведению во внеучебное время обучающимися, воспитанниками собраний и митингов по вопросам защиты своих прав. Закон в качестве гарантии прав несовершеннолетних на охрану здоровья вменяет государственным и муниципальным учреждениям здравоохранения в обязанность оказывать детям бесплатную медицинскую помощь, предусматривающую профилактику заболеваний, медицинскую диагностику, лечебно-оздоровительную работу.

При формировании социальной инфраструктуры для несовершеннолетних защита их прав состоит в ряде ограничений, установленных данным законом при строительстве, ликвидации, изменении назначения и распоряжении имуществом объектов социального назначения. Так, в случае принятия решений по вопросам социально-экономического развития органы исполнительной власти обязательно должны учитывать нормативы строительства объектов социальной инфраструктуры для детей. Соответствующие нормативы устанавливаются Правительством РФ. Принятие решения о реконструкции, изменении назначения или ликвидации объекта социальной инфраструктуры для детей, являющегося государственной или муниципальной собственностью, не допускается без предварительной экспертной оценки уполномоченным органом исполнительной власти последствий такого решения для жизнедеятельности детей. Государственное имущество, предназначенное для социального обслуживания детства, может использоваться только для этих целей. При заключении государственным или муниципальным учреждением, осуществляющим функции социальной защиты детей, арендного договора заключению договора должна предшествовать экспертная оценка его последствий в интересах несовершеннолетних. Договор аренды не может быть заключен, если в результате экспертной оценки установлена возможность ухудшения условий жизнеобеспечения детей. Также запрещается изменение назначения объектов социальной инфраструктуры для детей, которые являются государственной собственностью, и предоставляют детям услуги в объеме, предусмотренном государственными минимальными социальными стандартами основных показателей качества жизни детей. Дети, находящиеся в трудной жизненной ситуации, имеют право на особую заботу и защиту со стороны государства. Такая защита должна обеспечивать выживание и развитие детей, их участие в общественной жизни. Государство гарантирует судебную защиту прав детей, находящихся в трудной жизненной ситуации. Также закон предусматривает создание социальных служб для этих детей. Они должны разрабатывать индивидуальную программу социальной реабилитации каждого ребенка, включающую оценку состояния его здоровья, психологические и иные антикризисные меры, а также долгосрочные меры социальной реабилитации. В случае установления судом вины родителей (лиц, их заменяющих) в нарушении прав детей, компенсация вреда, нанесенного детям, должна определяться судом с учетом проведения необходимых мер по социальной реабилитации и адаптации ребенка. Данный закон наделяет общественные и иные некоммерческие организации, в том числе международные, правом в судебном порядке оспаривать неправомерные действия кого бы то ни было, включая родителей, в отношении детей, находящихся в тяжелой жизненной ситуации. При регулировании внесудебных процедур, связанных с данной категорией детей, обязательным является приоритет личного и социального благополучия ребенка и обеспечение специализации правоприменительных процедур в его интересах.

Таким образом, представленный закон не закрепляет нормативно наличие каких-либо принципиально новых прав ребенка, а упорядочивает основные гарантии действенности уже существующих и зафиксированных в законодательстве и иных правовых актах прав и свобод детей.

Реалии сегодняшнего дня таковы, что отмеченные в законе «трудные жизненные ситуации» сегодня повсеместно ведут к распространению детской беспризорности, занятием попрошайничеством, проституцией, воровством. Безусловно, весьма актуально стоит задача создания специальных правовых и социально-экономических гарантий прав таких детей, которых исследователи относят к так называемой «группе риска».

Определенные правовые гарантии для данной группы несовершеннолетних заложены в Федеральном законе «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних». Одним из слабых мест данного закона является ведомственная разобщенность государственных органов, осуществляющих обеспечение прав детей.

К ВОПРОСУ О ЗАЩИТЕ КОНСТИТУЦИОННЫХ ПРАВ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ В РОССИИ

Л.С. КАЗАКОВА,

доцент кафедры конституционного и международного права Санкт-Петербургского университета МВД России, капитан полиции

Аннотация. В статье рассматривается вопрос о правовых проблемах защиты конституционных прав несовершеннолетних в деятельности органов государственной власти и местного самоуправления в России.

Ключевые слова: права несовершеннолетних, защита прав, защита прав несовершеннолетних, права человека.

ON THE PROTECTION OF THE CONSTITUTIONAL RIGHTS OF MINORS IN RUSSIA

associate professor of the constitutional and international law of the Ministry of Internal Affairs St. Petersburg university of Russia, police captain

Annotation. The article deals with the legal problems of protection of the constitutional rights of minors in the activities of state and local authorities in Russia.

Keywords: the rights of minors, protection of rights, the protection of minors, human rights.

В России правовой статус несовершеннолетнего стемы органов по работе с несовершеннолетними3. В.И.

отличает нестабильность, недостаточно эффективная Абрамов полагает, что механизм защиты прав детей

социально-правовая защищенность, отсутствие надеж- должен решаться государством и обществом на пяти

ных гарантирующих государственных механизмов. В уровнях: законодательном, программном, управленчес-

различных отраслях права (конституционном, граж- ком, исполнительном и просвещенческом. Под механиз-данском, семейном, административном, уголовном и др.) существует огромный массив нормативных актов

мом правового обеспечения прав и свобод человека и

так или иначе связанных с регулированием прав ребенка, накоплен большой объем знаний, содержащих рекомендации относительно реализации прав несовер-

гражданина Е.А. Курноскин понимает «систему правовых средств и способов, направленную на реализацию, охрану и защиту субъективных прав и свобод»4.

Как неотъемлемая функция государства защита

шеннолетних в различных сферах жизни общества, со- прав детей получила действительную реализацию в вершенствования институтов, связанных с детством. нашей стране лишь в начале 1990-х гг. До этого ее существование определялось в контексте общей функции защиты прав человека, которая, получив признание в Конституциях СССР 1936 г. и 1977 г.5, все же носила скорее декларативный характер.

Не отрицая «функциональную» сущность защиты прав несовершеннолетних, А.В. Ермаков считает, что не только связанность с государственной деятель-

Однако в современном российском праве слабо представлена межотраслевая и межпредметная связь, что в свою очередь мешает совершенствованию правового регулирования, восполнению пробелов и преодолению коллизий, реализации на практике декларированных в законодательстве в интересах детей подходов1.

Несовершеннолетние, по справедливому мнению А.Д. Магденко, наряду с престарелыми и инвалидами относятся к числу физических лиц, в наибольшей степени подверженных негативному воздействию со стороны общества, а потому нуждающихся в особой защите своих прав2.

Под правовой защитой несовершеннолетних следует понимать совокупность нормативных правовых актов, устанавливающих правовой статус несовершеннолетних как участников общественных отношений и закрепляющих основы организации деятельности си-

1 Немытина М.В. Защита прав несовершеннолетних в России: системный подход // Правовая политика и правовая жизнь. 2004. N° 2. С. 59.

2 Магденко А.Д., Танаева З.Р. Обеспечение прав несовершеннолетних в деятельности милиции: учеб. пособие. Челябинск, 2008. С. 34, 35.

3 Основы ювенального права: учеб. пособие. В 3 т. / под науч. ред. В.Ф. Воробьева, Е.Д. Волоховой, А.В. Заряева. Т. 1. Воронеж, 2001. С. 12.

4 Курноскин Е.А. Государственно-правовое обеспечение прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации: дисс. ... канд. юрид. наук. СПб., 2000. С. 7.

5 Кукушкин Ю.С., Чистяков О.И. Очерк истории Советской Конституции. М., 1987.

ностью определяет истинный ее смысл. Защита - естественный атрибут права. Особенности правозащитного инструментария определяют содержание механизмов охраны прав ребенка6. Правозащитные механизмы заключают в себе способы защиты прав и свобод на внутригосударственном и на международном уровнях7. В каждом обществе действуют национальные механизмы, обеспечивающие права несовершеннолетних. Набор таких механизмов не одинаков и в разных государствах может отличаться по форме и содержанию8. В нашей стране к механизмам защиты прав ребенка, по мнению специалистов, относятся институты конституционного, парламентского и административного правового контроля и судебной защиты9.

Источники материального неблагополучия малообеспеченной семьи, основу которой составляет супружеская пара в трудоспособном возрасте с одним-двумя детьми, на протяжении последних десятилетий остаются все те же: отсутствие заработка у взрослых или мизерные ее размеры, не обеспечивающие удовлетворение элементарных потребностей ее членов, особенно детей. Постоянный страх потерять работу или, наоборот, чрезвычайная за-

❖ необходимость закрепления в международных документах в области прав человека, принципа приоритетной защиты прав и интересов ребенка компетентным органом государства - судом;

❖ невозможность ребенка самостоятельно защищать свои права (за отдельными исключениями);

❖ целесообразность укрепления независимости судебной власти;

❖ отсутствие иной более эффективной и справедливой формы защиты прав, в частности ребенка12.

Не со всеми приведенными автором доводами можно согласиться. Так, у Н.В. Кравчука вызывает настороженность столь категорическое утверждение относительно отсутствия более справедливой формы защиты прав. Этот фактор особенно важен при рассмотрении судами дел, связанных с правами детей, где не исключается предвзятая оценка судом доказательств по делу, когда речь идет о сложной ситуации, затрудняющей определение подлинных интересов ребенка13.

В ряде исследований предлагается реконструкция отечественной системы специального образования и создание нового структурного элемента - Службы ранней

груженность родителей на работе, наличие в семье боль- помощи детям с различными отклонениями в развитии ных детей, детей-инвалидов - все это лишает даже самых и семье, воспитывающей проблемного ребенка14. В этом

добросовестных родителей возможности защитить своего ребенка, обеспечить ему достойное существование10.

Учитывая международный опыт, а также опыт ряда законодательных инициатив субъектов Российской Федерации, К.Ю. Паршуковой предлагается возложить функции по координации работы органов опеки и попечительства на вновь учрежденного Уполномоченного по правам ребенка11. Однако данное предложение, на

направлении уже предпринят ряд практических мер.

Подрастающее поколение, как показывают исследования, с наибольшими потерями адаптируется к происходящим в настоящее время в стране сложным и противоречивым социально-экономическим изменениям, находясь на острие этих противоречий со своими потребностями в получении образования, специальности, с нуждой в жилье и обустройстве своей дальнейшей жизни15.

наш взгляд, является не вполне обоснованным.

Право на судебную защиту принадлежит каждому физическому лицу, а, следовательно, и несовершеннолетнему, который может защищать свои права в суде с помощью родителей или иных законных представителей. Семейный кодекс РФ в ст. 56 также закрепляет право ребенка самостоятельно обратиться в суд для защиты собственных прав по достижении им 14 лет. Это право не может быть реализовано до принятия соответствующего федерального закона, предусматривающего механизм обращения ребенка в суд.

Ю.Ф. Беспалов говорит о расширении рамок судебной защиты семейных прав ребенка и утверждении судебной защиты как основной ее юрисдикционной формы. В обоснование своих позиций автор, помимо прочих, приводит следующие соображения:

❖ неспособность административной защиты обеспечить восстановление в полном объеме прав и законных интересов детей;

6 Ермаков А.В. Прокурорский надзор в сфере защиты прав несо вершеннолетних: моногр. М., 2008. С. 13.

7 Права человека / под ред. Р.Г. Вагизова. Казань, 2004; Старовой-тов О. Механизмы защиты прав ребенка // Белорусский журнал международного права и международных отношений. 2001. № 3. С. 3-13.

8 ГарлицкийЛ., Новицкий М, Жеплиньский А. Справочник для правозащитных организаций. Варшава, 1997.

9 Такие механизмы защиты прав предлагает Е.А. Лукашева в своей книге «Права человека». Среди специалистов не всегда поддерживается это мнение в части механизмов судебной защиты прав человека. Например, Н.Г. Салищева и Н.Ю. Хаманева считают, что конституционный контроль является частью судебного контроля, осуществляется органом судебной системы. Исполнительная и судебная ветви власти: соотношение и взаимодействие // Государство и право. 2000. № 1. С. 5.

10 Нечаева А.М. Россия и ее дети (ребенок, закон, государство). М., 2000. С. 168.

11 Паршукова К.Ю. Проблемы реализации прав детей, лишенных родительского попечения в России // Юрист. 2007. № 10. C. 19-23.

12 Беспалов Ю.Ф. Семейно-правовое положение ребенка в РФ. Владимир, 2000. С. 107.

13 Кравчук Н.В. Защита прав ребенка в судебном порядке // Государство и право. 2004. № 6. С. 66-73.

14 Архипова Е. Ф. К проблеме обеспечения прав ребенка в аспекте реализации национального проекта «Здоровье» // Вести МГУ, Право. 2004. С. 178.

15 Бакаев А.А., Остапенко Н.И. Система профилактики правонарушений несовершеннолетних: моногр. М., 2003. С. 12.

Также можно отметить, что разобщенность российского законодательства, регулирующего правовой статус несовершеннолетних, оказывает негативное влияние на уровень и степень их правовой защищенности, ответственности. Назрела настоятельная необходимость в установлении «общих для всех отраслей права базовых основ законодательного регулирования статуса несовершеннолетних и преодоления отраслевой разобщенности в праве в тех ситуациях, когда предметом правового регулирования становятся правоотношения с участием детей и подростков»16.

Если органы опеки и попечительства занимаются вопросами защиты прав детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, вопросами соблюдения прав детей в семье или в учреждениях для детей, оставшихся без попечения родителей, т.е. преимущественно вопросами внутрисемейных отношений и их неблагоприятными для ребенка последствиями, то в поле деятельности Уполномоченного по правам ребенка находится защита прав и законных интересов ребенка во взаимоотношениях со всеми социальными институтами и организациями.

рушение прав детей происходит непосредственно по месту их жительства (пребывания), возможности Уполномоченного по правам человека для оперативного реагирования на нарушения прав детей крайне малы.

В цивилизованном правовом государстве проблемы заботы о детях рассматриваются и решаются государством и обществом, по крайней мере, на пяти уровнях: законодательном, программном, управленческом, исполнительском и просвещенческом, которые предполагают определенные конкретные правовые механизмы.

Неслучайно поэтому в последнее время в научной правовой литературе высказываются мнения относительно необходимости закрепления специального правового статуса ребенка на конституционном уровне17. Однако считаем, что изменения Конституции здесь нецелесообразно. Возможно, ограничиться изменениями ряда законов.

Меры защиты прав детей в трудной жизненной ситуации осуществляются на основе изменений и дополнений в существующие законодательные акты. Стратегическое значение для формирования идеологии и практики защиты прав детей имеет принятый в 1998 г. Феде-

Что касается компетенции комиссий по делам не- ральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в

совершеннолетних, то она не охватывает всего спектра Российской Федерации», в котором сказано, что «дети,

прав детей, а ограничивается профилактикой безнад- находящиеся в трудной жизненной ситуации, имеют

зорности, беспризорности и другими производными от право на особую защиту и заботу со стороны федераль-

этого вопросами, т.е. по сути комиссии занимаются не- ных органов государственной власти, органов законо-благополучными детьми. Комиссии по делам несовер шеннолетних формируются из представителей органов

дательной и исполнительной власти субъектов Федера-

исполнительной власти, работающих в комиссии на общественных началах. Спектр проблем положения детей, которыми занимается уполномоченный, шире, чем

ции, а также органов местного самоуправления»1

По заключению специалистов, наиболее благоприятной формой воспитания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, является приемная

у комиссии, и кроме того, он занимается ими лично и семья. Приемная семья - это форма устройства детей-

сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на основании договора о передаче несовершеннолетнего на воспитание в семью, заключаемого между органами опеки и попечительства и приемными родителями (супругами или отдельными гражданами, желающими взять детей на воспитание в семью).

Нельзя согласиться с А.П. Солдатовым и Л.М. Середой в том, что для более эффективного оказания социальной поддержки приемным семьям следовало бы вывести органы опеки и попечительства из структуры местного самоуправления, так как местные бюджеты не справляются с задачей их финансирования в полном объеме. На наш взгляд, органы местного самоуправле-

на постоянной основе, для обеспечения работы уполномоченного создается аппарат.

Уполномоченный по правам человека не может столь же эффективно, как это делает Уполномоченный по правам ребенка, осуществлять функции защиты прав ребенка по ряду причин. Компетенция Уполномоченного по правам человека в основном определена как рассмотрение жалоб, а процедура их подачи исключает возможность подачи жалобы ребенком (необходимо обращаться письменно, жалоба должна содержать изложение существа решений или действий (бездействия), нарушивших или нарушающих, по мнению заявителя, его права и свободы, и сопровождаться копиями решений, принятых по его жалобе, рассмотренной в судебном или административном порядке). Учитывая, что ребенок в силу возраста не способен самостоятельно использовать правовые средства защиты, а также масштабы территории России и то, что на-

16 Рябов Е.Н. Правовой статус несовершеннолетних в российском законодательстве // Юридический мир. 2009. № 2. С. 60.

17 Там же. С. 79-84.

18 ФЗ от 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» // СЗ РФ. 1998. № 31.

ния ближе к населению и имеют необходимый опыт. При помещении несовершеннолетнего под опеку в приемную семью органы опеки и попечительства должны действовать строго в интересах несовершеннолетнего, обследовать жилищно-бытовые условия. Нередки случаи, когда приемные родители не справляются со своими обязанностями по воспитанию несовершеннолетних, и детей приходится возвращать в детский дом. В целях обеспечения права ребенка жить и воспитываться в семье, необходимо принять соответствующий Федеральный закон «О праве несовершеннолетнего, оставшегося без попечения родителей, на приемную семью», который бы сократил количество детдомовцев, направив высвободившиеся ресурсы на поддержку института приемной семьи19.

Для обеспечения и реализации прав несовершеннолетних в субъектах Российской Федерации необходимо создать департаменты (управления) по делам семьи, которые явились бы связующим звеном между органами местного самоуправления и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в обеспечении прав несовершеннолетних. Основные функции Департамента: обеспечение реализации прав несовершеннолетнего в различных сферах жизни общества, проведение пропагандистской работы среди населения по объяснению необходимости воспитания детей в семье, а также обеспечение прав семьи, материнства и детства20.

Специализация правосудия в отношении несовершеннолетних будет служить решению комплексной задачи достижения социальной справедливости, защиты несовершеннолетних и поддержания порядка в обществе. Ювенальные суды нельзя отнести непосредственно к муниципальной власти, однако их работа вполне способна кардинально изменить ситуацию по реализации конституционных прав несовершеннолетних в целом, что актуализирует обращение к ювенальной юстиции в контексте настоящего исследования. Нельзя забывать и о перспективах взаимодействия ювенальных судов с органами местного самоуправления, в рамках ювенальной юстиции в целом.

Ювенальная юстиция в первом значении - это система органов, применяющих в своей деятельности спе-

циальные правила обращения с несовершеннолетними, вовлеченными в уголовное судопроизводство.

Изучение проблемы обеспечения и реализации прав несовершеннолетних совершенно очевидно показало необходимость создания органа, который бы непосредственно контролировал исполнение законодательства в области охраны материнства и детства, создавал общественные региональные организации в области поддержки семьи. В этом смысле стоит согласиться с мнением Ж.А. Бикситовой21, которая в своей диссертационной работе внесла предложение о создании при Президенте РФ Общественного совета по проблемам детства.

Учитывая, что вопросы опеки и попечительства по ранее действовавшему законодательству являлись полномочиями органов местного самоуправления и на основе анализа их роли в реализации прав несовершеннолетних до реформ опеки 2009 г. и в последующем диссертант считает необходимым расширение полномочий органов местного самоуправления в сфере опеки и попечительства, существующая формулировка, введенная от 18 июля 2009 г. ФЗ № 178, представляется неудачной. Предлагается возвращение органам местного самоуправления принадлежащих им до изменения полномочий по опеке и попечительству, или передача их от органов государственной власти субъектов в установленном законом порядке повсеместно. Это вызвано тем, что за время нахождения этих полномочий в сфере ведения местного самоуправления была создана соответствую щая структура органов, наработан необходимый опыт.

К сожалению, объем статьи не позволяет детально рассмотреть все аспекты проблемы защиты прав несовершеннолетних в России. Вместе с тем автор надеется, что ряд высказанных предложений будет полезен в совершенствовании механизма защиты прав несовершеннолетних в России.

19 Солдатов А.П., СередаЛ.М. Обеспечение прав несовершеннолетних органами местного самоуправления: моногр. / под ред. А.П. Солдатова. Славянск-на-Кубани, 2007. С. 72.

20 Середа Л.М. Полномочие органов опеки и попечительства в защите прав несовершеннолетних // Безопасность больших городов: мат. работы «круглого стола». Волгоград, 2002. С. 103.

21 БикситоваЖ.А. Конституционный статус детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в Российской Федерации: дисс. ... канд. юрид. наук. Волгоград, 2006.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Защита прав и законных интересов ребенка -- первейшая обязанность государства. Гарантированность провозглашенных прав несовершеннолетних обеспечивается государством путем проведения им соответствующей социальной политики. Согласно Конституции, Российская Федерация -- социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, в частности ребенка.

Судить о том, в какой мере государство исполняет свою конституционную обязанность соблюдать и защищать права и законные интересы несовершеннолетних, создавать надлежащие материальные, правовые и иные условия для их осуществления, а также воплощения в реальной жизни, можно только по его успехам в социальной политике.Оценивая роль российского государства в реализации прав несовершеннолетних на современном этапе, к сожалению, приходится констатировать ставшее очевидным для всего общества реальное положение дел, свидетельствующее о несостоятельности социальной политики государства. Прежде всего об этом свидетельствуют такие факты, как крайне низкий уровень жизни семей с детьми, не позволяющий гарантировать достойную жизнь и свободное развитие ребенка, как это предусмотрено в Конституции страны; низкая рождаемость, высокая смертность детей, рост детской преступности, недостатки в системе образования и здравоохранения являются самыми убедительными аргументами, доказывающими неблагополучие в государстве. Реальное положение с гарантированностью тех прав, которые законодательно закреплены, таково, что они носят зачастую декларативный характер и нарушаются в массовом порядке, а состояние семьи и детей в России близко к социальной катастрофе. В настоящее время произошло изменение проблем защиты несовершеннолетних, в частности:

во-первых, требование законодателя о заботе и всесторонней защите прав и законных интересов детей со стороны государства и семьи и, вместе с тем, массовые нарушения прав несовершеннолетних заслуживают, на наш взгляд, самого детального рассмотрения;

во-вторых, в связи с появлением и вступлением в силу федеральных законов, гарантирующих защиту прав ребенка, стали складываться новые правоотношения между детьми и родителями, а также лицами, их заменяющими, что требует переосмысления;

в-третьих, ежегодное увеличение количества детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, заставляет задуматься над причинами и последствиями этого явления.

В этих непростых условиях особую значимость приобретают специализированные государственные органы, чья деятельность должна быть направлена на защиту прав детей, предупреждение преступности несовершеннолетних, профилактику безнадзорности и правонарушений. В систему органов ювенальной юстиции, по мнению ряда авторитетных ученых, необходимо включить комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав; уполномоченных по правам ребенка; органы по молодежной политике Министерства образования и науки РФ; органы опеки и попечительства; ювенальные органы следствия и дознания МВД, прокуратуры, Федеральной службы по контролю за оборотом наркотиков (ФСКН России); воспитательные колонии, следственные изоляторы УИН; специальные подразделения МВД (по делам несовершеннолетних, уголовного розыска) и некоторые другие.

Ведущая роль в числе таких органов должна принадлежать ювенальному суду. Известно, что именно Россия была одним из первых государств, внедривших еще в 1910 г. ювенальные суды. В свое время эта судебная система считалась одной из наиболее передовых в Европе Ермаков В.Т. Юстиция обязана защищать права и законные интересы несовершеннолетних. // Российская юстиция. - №2. - 2008. - С.21 .

Необходимость реформирования российской судебной системы в отношении несовершеннолетних следует из международных правовых норм, прежде всего Конвенции о правах ребенка (ч. 3 ст. 40) и Пекинских правил (п. 2.3).

Успешность деятельности субъектов ювенальной юстиции во многом зависит от качественной системы правовой защиты несовершеннолетних в России, соответствующей международным стандартам правовой базы и уровня подготовки специалистов, работающих в сфере ювенальной юстиции. Все это, бесспорно, выдвигает ювенальное право на одно из первых мест в решении этих задач.

Список использованных источников

Нормативные правовые акты

1. Всеобщая декларация прав человека: Принята на третьей сессии Генеральной Ассамблеи ООН 10 декабря 1948г. [Текст] // Права человека: Сборник международных документов. М.: Юридическая литература. 1998г.

2. Конвенция ООН «О правах ребенка» от 20 ноября 1989г. [Текст] // Права человека: Сборник международных документов. М.: Юридическая литература. 1998г.

3. Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993г. [Текст] // Российская газета, 1993г. №237.

4. Гражданский кодекс РФ часть 1 от 30 ноября 1994 г. № - 51-ФЗ [Текст] // СЗ РФ 1994. №32. ст. 3302.

5. Семейный кодекс Российской Федерации от 29 декабря 1995г. № 223-ФЗ. [Текст] // СЗ РФ 1996.№ 1 .ст. 16.

6. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30 декабря 2001г. № 197-ФЗ // [Текст] СЗ РФ. №1. 2002. Ст. 3.

7. Федеральный закон РФ от 24 июля 1998г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации». [Текст] // СЗ РФ. № 31. 2002. Ст. 2041.

8. Федеральный закон от 16 апреля 2001г. № 44-ФЗ «О государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей» [Текст] // Новые законы и нормативные акты. Приложение к «Российской газете». 2001. № 18. Ст. 1005.

9. Федеральный закон 04.12.1996г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» [Текст]// СЗ РФ. 1998. №10. Ст. 1078.

10. Федеральный закон РФ от 17 января 1992 г. N 2202-I "О прокуратуре Российской Федерации" [Текст] // СЗ РФ. №2. 1992. Ст. 143

11. Постановление Правительства Российской Федерации от 1 мая 1996г. № 542 «Об утверждении Перечня заболеваний, при наличии которых лицо не может усыновить ребенка, принять его под опеку (попечительство), взять в приемную семью». [Текст] // СЗ РФ.1996г. № 19. Ст. 768.

12. Постановление Правительства РФ от 4 апреля 2002 г. N 217 «О государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей, и осуществлении контроля, за его формированием и использованием» [Текст] // СЗ РФ. №12. 2002г. Ст. 134

13. Приказ Генерального прокурора РФ от 22 июня 2001 г. № 38 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов о несовершеннолетних и молодежи» [Текст] // СЗ РФ. № 31. 2001

14. Письмо Генеральной прокуратуры РФ от 12 февраля 2007г. №21-20-98 «О состоянии исполнения законодательства о защите прав детей, оставшихся без попечения родителей» [Текст] // "Еженедельный бюллетень законодательных и ведомственных актов". 2007. №15

15. Решение Городской думы г. Ижевска от 17 июня 2004 г. N 229 "О комиссиях по делам несовершеннолетних и защите их прав" // СПС «Гарант»

16. Решение Городской думы г.Ижевска от 17 июня 2004 г. «О комиссиях по делам несовершеннолетних и защите их прав» // СПС «Гарант»

Юридическая литература

17. Антокольская М.В. Семейное право. [Текст] - М.: Юрист, 1999. - 310с.

18. Баринов Л.В. Российские сироты. [Текст] // Независимая газета. - № 6. - 2004. - С.27

19. Басков В.И. Коробейников Б.В. Курс прокурорского надзора: Учебник. [Текст] - М., 2000 - С.346

20. Беспалов Ю. Обеспечение права ребенка на жилище [Текст] // Российская юстиция. - №7. - 2007. -С.19

21. Борисова Н.Е. , Дмитриев Ю.А. , Захаров С.В. и др. Конституционно-правовой статус ребенка в Российской Федерации. [Текст] - М., 1998. С. 10.

22. Ведерникова О. Ювенальная юстиция: исторический опыт и перспективы [Текст] //Российская Юстиция. - №7.-2005.-С.51

23. Венгеров А.Б. Теория государства и права. Часть II. Теория права. Том II. [Текст] - М.: Юристъ, 1997. С. 19.

24. Григорьев В.Н., Победкин А.В. Прокурорский надзор: Учебное пособие. [Текст] - М.: ООО «Издательство «Элит», 2007. - С. 412-415

25. Грудцына Л.Ю. Правовое регулирование охраны и защиты прав несовершеннолетних [Текст] // Адвокат. - 2005. - №8. - С.18

26. Дикарев И.С. Принцип повышенной защиты прав и законных интересов несовершеннолетних [Текст] // Российская юстиция. - №5.-2007. - С. 41

27. Ермаков В.Т. Юстиция обязана защищать права и законные интересы несовершеннолетних [Текст] // Российская юстиция. - 2008. - №2. - С.21

28. Иванова А.А. Вниманию законодателя! О детях, находящихся в тяжелой жизненной ситуации [Текст] // Законы России: опыт, анализ, практика. - 2007. - №1. С.21

29. Кравчук Н.П. Порядок защиты прав ребенка. Сборник статей и тезисов аспирантов и молодых ученых. [Текст] - М: ИГПАН, 2002г. - С.12

30. Общая теория права и государства. Учебник / Под ред. В.В. Лазарева. - 3-е изд. перер. и доп. [Текст] - М.: Юристъ. - 2000г.

31. Пчелинцева Л.М. Семейное право России. Учебник для вузов. [Текст] - М.: Издательство «Норма» (Издательская группа НОРМА - ИНФРА*М). - 2001 32. Пчелинцева Л.М. Обеспечение безопасности несовершеннолетних граждан семейно-правовыми средствами [Текст] //Журнал российского права. 2001.№6. С.13

33. Россия в цифрах. 2007: Крат. Стат. сб. [Текст] // Росстат-М., 2007.34. Трушков Д.А., Соломатин Р.А. Социальное обеспечение семьи: отечественный и зарубежный опыт [Текст] //Безопасность семьи - безопасность общества: Сборник материалов. - М., 2007г.

35. Чефранова Е. Применение к семейным отношениям норм гражданского законодательства. [Текст] // Российская юстиция. 2002. №10. С.21

36. Шафорст Г.М. Семейное право: учебное пособие. [Текст] - М.: Мир образования. - 2001г.

37. Шептулина Н.Н. Новое законодательство об охране труда. [Текст] - М.: Юстицинформ, 2007. - С.7

Материалы судебной практики

38. Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 14 февраля 2000г. № 7. // Приложение к «Российской газете». 2000. № 13.

39. Постановление Пленума Верховного суда РФ от 27 мая 1998г. №10 « О применении судами законодательства при разрешении споров, связанных с воспитанием детей» // Приложение к «Российской газете». 1998. №29.

40. Архив Прокуратуры Ленинского района г. Ижевска. Дело №321. 2006

41. Архив Ленинского районного суда г. Ижевска. Дело №1471. 2008

Подобные документы

    Особенности правового положения несовершеннолетнего как собственника жилого помещения. Обеспечение жилыми помещениями несовершеннолетних, оставшихся без попечения родителей. Защита жилищных прав детей-сирот, направления совершенствования законодательства.

    дипломная работа , добавлен 29.01.2014

    Правовой статус несовершеннолетних детей, подлежащих гражданско-правовой защите при осуществлении жилищных прав, совершенствование гражданского законодательства. Полномочия государственных и муниципальных органов власти по защите жилищных прав детей.

    дипломная работа , добавлен 05.02.2014

    Правовой статус несовершеннолетних детей как лиц, которые подлежат гражданско-правовой защите при осуществлении жилищных прав в Российской Федерации. Система, меры гражданско-правовой защиты жилищных прав несовершеннолетних. Основания применения мер.

    дипломная работа , добавлен 03.02.2014

    Особенности правовой защиты детей, оставшихся без попечения родителей, формы их выявления и устройства. Государственный орган, на который возлагается защита прав и охраняемых законом интересов несовершеннолетних детей. Усыновление, опека и попечительство.

    реферат , добавлен 04.04.2012

    Нормативно-правовое обеспечение защиты жилищных прав детей в России. Правоспособность и дееспособность несовершеннолетних. Защита жилищных прав несовершеннолетних детей органами опеки и попечительства, проблемы данного процесса и пути их решения.

    дипломная работа , добавлен 18.02.2012

    Правовой статус несовершеннолетних детей, подлежащих гражданско-правовой защите при осуществлении жилищных прав. Структура и полномочия органов власти по защите жилищных прав детей. Пути совершенствованию гражданского законодательства в данной сфере.

    дипломная работа , добавлен 10.02.2014

    Законодательство о социальной защите прав и интересов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, основные направления его реформирования. Органы по защите прав и интересов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения, их обязанности.

    дипломная работа , добавлен 08.06.2010

    Характеристика правового статуса в гражданской правосубъектности несовершеннолетних. Содержание и реализация их имущественных прав: право на содержание, собственности, владения и пользования имуществом своих родителей. Защита прав и интересов ребенка.

    дипломная работа , добавлен 21.06.2010

    Юридическая природа и комплексная характеристика прав несовершеннолетних в Российской Федерации. Анализ функционирования правового института охраны прав и защиты интересов несовершеннолетних. Нормы и положения международной конвенции о правах ребенка.

    реферат , добавлен 20.04.2011

    Анализ особого правового статуса несовершеннолетних. Дополнительные гарантии по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Основные права несовершеннолетних личного и имущественного характера согласно Семейному кодексу.