Отечественный и зарубежный опыт реализации миграционной политики. Миграционные процессы и потоки в европе: возможные пути развития Распределение населения но полу и возрасту

  • Антипова Валентина Геннадьевна , бакалавр, студент
  • Стерлитамакский Филиал Башкирского Государственного Университета
  • Зубайдуллина Динара Винеровна , старший преподаватель
  • Стерлитамакский филиал Башкирского государственного университета
  • БЕЖЕНЦЫ
  • МИГРАЦИЯ

В данной статье рассматриваются миграционные процессы в мире.

  • Анализ инвестиций и исполнения проектов в региональных адресных программах и основные экономические показатели предприятий в составе объединения «Узбекчармпойабзали» (УзбекКожаОбувь)
  • Применение технологических и бизнес-инноваций в сфере HR
  • Организация бизнес-процессов туристско-рекреационной деятельности на основе технологий цифровой экономики

Понятие « миграция» следует охарактеризовать как « территориальные перемещения индивидов из государства в государство, из региона в регион» . Основными участниками современных миграционных потоков являются учащиеся, трудовые мигранты, беженцы, переселенцы, репатрианты и нелегальные мигранты.

Международные потоки трудовой и иных видов миграции обуславливают более сложные политическими и экономическими изменениями. Международные миграции обусловлены такими факторами, как экономические, политические и социокультурные.

Миграция стала одним из ведущих общественно-политических процессов современности. В истории формирования и развития общества она неоднократно предопределяла политику и правовую систему государства, а часто и непосредственно влияла на процессы их создания, трансформации или разрушения. Массовые перемещения людей сопутствовали и продолжают сопутствовать процессам расширения, или сокращения, переустройства политических пространств, сфер национальных интересов, областей национальной безопасности.

В 2015 году согласно данным Евростата в Европу прибыло 1,25 млн. беженцев, что более чем в два раза превысило уровень 2014 года (562,68 тыс). И это данные официальной статистики - то есть цифры по тем, кто получил статус беженцев.

Основной состав беженцев - это сирийцы (29%), причем половина из них попросила впервые убежище именно в Германии, 14% всех беженцев в Европе - это жители Афганистана, 10% - иракцы.

Из Турции преимущественно сирийские и афганские мигранты направляются в Грецию, откуда затем в Венгрию. На этот маршрут в 2015 году пришлось 57% беженцев. Именно поэтому Европа стремится прийти к решению проблемы с помощью Турции. Этот маршрут чаще всего используют мигранты с детьми. Второе направление - через Италию (39,5%) в Европу прибывают беженцы из Эритреи, Нигерии и других африканских республик. Еще небольшой поток беженцев достигает испанских берегов - это сирийцы и жители африканских республик. Это направление теряет популярность из-за ужесточения контроля со стороны марокканских властей. Италия, Греция и Венгрия становятся перевалочными базами, в то время как основной поток устремлен в центр Европы. За статусом беженца к Венгрии обращаются те, кто получил отказ в других европейских странах.

Хотя МВФ дает положительный прогноз роста экономики ЕС в результате интеграции мигрантов, то есть за счет дешевой рабочей силы, на практике это маловероятно с учетом квалификационных навыков мигрантов, их знания европейских языков и других факторов, включая то, что получать пособия, не прилагая труда, многих устраивает больше. Миграционный кризис Европе пока выражен убытками, покрыть которые страны пытаются разными способами.

Европа стала центром притяжения беженцев, поскольку внутри ЕС не существовало пограничного контроля на внутренних границах согласно Шенгенскому соглашению. Иными словами, достаточно было попасть в любую страну ЕС, чтобы затем перемещаться свободно по Евросоюзу. Стимулирующим фактором стала и политика предоставления социальных пособий, возможности устроиться на работу. Ситуацию осложнило и то, что согласно Дублинскому соглашению наибольшая ответственность за беженцев возлагается на страны, в которые въехал мигрант, то есть пограничные государства Европы - Италию, Грецию и Венгрию.

Миграционный кризис привел к ряду негативных эффектов:

  1. риски раскола Европы с перспективой выхода из состава Союза Великобритании. В Великобритании 43% жителей готовы проголосовать за выход страны из ЕС, решение продиктовано наплывом беженцев. Учитывая, что 17% воздержалось от голосования, стоит ожидать, что если референдум до конца 2017 года все же состоится, то победу на нем одержат сторонники выхода из Европейского союза;
  2. рост террористической угрозы. В Европе распространено убеждение, что вместе с мигрантами проникают террористы и вербовщики. Учитывая, что более 50% - это молодые мужчины из зон конфликтов, эти опасения не лишены оснований. В 2014 году власти Нидерландов выявили среди просителей убежища 50 подозреваемых в военных преступлениях. В 2015 году они идентифицировали 30 человек, подозреваемых в военных преступлениях. По данным Европола в Европе сейчас могут находиться порядка 5 тыс. человек, прошедших обучение в тренировочных лагерях террористов. Некоторые участники парижских терактов вернулись в Европу под видом беженцев. Эти сообщения формируют в европейском обществе атмосферу страха и неприятия к беженцам.
  3. дестабилизация общественной безопасности. Беспорядки в канун нового года в немецких городах Кёльн, Гамбург, Штутгарт, Берлин, Франкфурте-на-Майне, Нюрнбург. В странах - Швеции, Финляндии, Австрии, Швейцарии и др. Беженцы виновны в преступлениях против женщин, воровстве, нанесении телесных повреждений. В сети появляются многочисленные ролики нападения беженцев на пожилых людей, женщин.
  4. усиление оппозиционных общественных сил, выступающих за интересы европейцев, ущемляемые миграционной политикой. Эти силы зачастую радикальны и маргинальны, но приобретают популярность на фоне картины беззащитности европейцев перед агрессивными мигрантами.
  5. изменение европейской идентичности, размытие христианства мусульманством.

Миграционный кризис в Европе стал примером сбоя системы, созданной мировым бенефициариатом. В рамках мирового проекта золотого миллиарда предполагалось сдерживать потоки беженцев у границ зон конфликта. Специальный орган ООН УВКБ по правам беженцев должен был спонсировать и поддерживать лагеря в развивающихся странах. Государства мира жертвовали взносы на содержание лагерей, которые по факту выступали заградотрядами для массового наплыва беженцев в страны, притягательные своим уровнем экономического развития. Однако система дала сбой - условия в лагерях стали недопустимыми, контрабандисты наладили маршруты отправки мигрантов, а сама Европа в первые месяцы проявила мягкость, спровоцировав ситуацию массового наплыва беженцев.+

Европейцы руководствовались буквой закона, полагая, что Шенгенская зона способна всех принять, решили увеличить квоты на прием беженцев. В итоге Европа столкнулась с тем, что на ее территории пересеклись два антагонистичных мира - с одной стороны, население процветающей Европы с ее ценностями, высокими стандартами жизни, а с другой - мир бедности, природной стихийности, с задачей выжить любой ценой. Оба мира стали порождением системы бенефициариата - мировое расслоение разделило мир как когда-то на капиталистов и пролетариев, теперь на мир людей с привилегиями и мир отрезанных от благ цивилизации. Естественно, что в границах Европы эти миры друг друга ненавидят, не может идти и речи о толерантном отношении, о соблюдении правил, норм, привитии ценностей.

Список литературы

  1. Ю.И. Дук Международное сотрудничество в борьбе с незаконной миграцией в рамках региональных программ.//М.: Инновации и инвестиции.-2015. №4.
  2. М.Г. Ахмедов Международное законодательство в области противодействия нелегальной миграции.//М.: К-Пресс.-2016. №6-1.
  3. Э.Д. Рубинская Международное миграционное сотрудничество в противодействии нелегальной миграции: анализ практики и система мер.//М.: Государственное и муниципальное управление.-2016. №1.

УДК 34 DOI 10.24411/2073-0454-2019-10168

ББК 67 © Т.А. Прудникова, 2019

Научная специальность 12.00.14 - административное право, административный процесс

ОПЫТ ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН ПО РЕГУЛИРОВАНИЮ МИГРАЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ

Татьяна Анатольевна Прудникова, доцент кафедры административного права, доктор юридических наук Московский университет МВД России имени В.Я. Кикотя (117437, Москва, ул. Академика Волгина, д. 12) E-mail: [email protected]

Аннотация. Раскрыты особенности законодательства зарубежных стран в области миграции на примерах США, Канады, ФРГ и Швеции.

Ключевые слова: миграция, миграционные процессы, законодательство, воссоединение семей, мигранты, беженцы, правовой статус.

EXPERIENCE OF FOREIGN COUNTRIES IN REGULATING MIGRATION PROCESSES

Tatiana Anatolyevna Prudnikova, Associate Professor of the Department administrative law, doctor of legal sciences Moscow University of the Ministry of Internal affairs of Russia named after V.Ya. Kikot" (117437, Moscow, ul. Akademika Volgina, d. 12) E-mail: [email protected]

Annotation. This article reveals the features of the legislation of foreign countries in the field of migration on the examples of the USA, Canada, Germany and Sweden.

Keywords: migration, migration processes, legislation, family reunification, migrants, refugees, legal status.

Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН

Для цитирования: Прудникова Т.А. Опыт зарубежных стран по регулированию миграционных процессов. Вестник Московского университета МВД России. 2019;(3):215-7.

В миграционном законодательстве зарубежных стран, таких как США, Канада, Швеция, ФРГ и др., закреплены основные каналы иммиграции. В целом из них можно выделить три основных канала: воссоединение семей; гуманитарная миграция (беженцы и лица, ищущие убежище); трудовая (экономическая) миграция1.

В США закон об иммиграции и натурализации2 четко определил ее приоритеты иммиграции: поддержка программы воссоединения семей и поощрение иммиграции лиц, имеющих высокую профессиональную квалификацию, что вполне отвечает экономическим потребностям страны.

Для воссоединения семей ежегодно в США въезжает свыше 600 тыс. родственников. Для ближайших родственников американских граждан не существует каких-либо количественных ограничений для получения визы. Ограничительной мерой служит порог бедности, что препятствует воссоединению бедных семей.

Для трудовых мигрантов установлена ежегодная квота в 140 тыс. разрешений. На беженцев квота не распространяется, но их численность устанавливается в ходе консультаций Госдепартамента США с Конгрессом. Для беженцев существуют и специальные программы расселения внутри страны: лица, получившие такой статус имеют право на постоянное жительство.

Льготный режим для получения статуса постоянного жителя США предоставляется прямым родственникам американцев - супругам, детям (в том числе усыновленным за границей), родителям совершеннолетнего гражданина США, вдовам (вдовцам) граждан США при условии нахождения в браке более двух лет3.

В Канаде программа воссоединения семей распространяется на супруга (супругу), детей-иждивенцев и родителей. Оформлением необходимых для иммиграции документов занимаются сами граждане Канады, которые должны предоставить гарантии по материальному и жилищному обеспечению прибывающего

родственника в течение нескольких лет (как правило, не менее трех). В иммиграционном законе 2002 г. была расширена группа близких родственников путем включения фактических супругов иммигрантов.

Согласно законодательству ФРГ, вид на жительство может быть предоставлен: иностранцам, состоящим в браке с гражданами ФРГ; несовершеннолетним иностранцам, детям немецких граждан; родителям несовершеннолетних детей, являющихся гражданами ФРГ, прибывающим в страну для их воспитания.

Супруг немецкого гражданина получает право на бессрочный вид на жительство после трех лет проживания на территории Германии. Законодательство допускает так же возможность воссоединения членов семьи иностранцев, проживающих в ФРГ, если проживающий он получил политическое убежище; имеет бессрочный вид на жительство; законно проживает в ФРГ более восьми лет (приехал сюда еще несовершеннолетним); имеет обыкновенный вид на жительство, состоит в браке с лицом, воссоединение с которым планировалось еще до приезда в ФРГ, и указал сведения об этом при подаче заявления на получение собственного вида на жительство. Разрешение на проживание в ФРГ в форме вида на жительство могут также получить оба супруга после расторжения их брака, если к этому моменту они прожили совместно на территории ФРГ не менее двух лет4.

Детям моложе 18 лет вид на жительство предоставляется при условии, что оба родителя (или единственный родитель) уже имеют такое разрешение. Для получения вида на жительство другими членами семьи (родителями, братьями, сестрами) необходимо, чтобы лицо, с которым происходит воссоединение, законно проживал в ФРГ и располагал достаточной жилой площадью, а также чтобы существование приезжающего могло быть обеспечено за счет дохода от трудовой деятельности, материального состояния либо других личных средств.

В Швеции мигранты, относящиеся к категории родственников, доминируют в структуре иммиграционного потока. Близкими членами семьи резидентов страны признаются муж, жена (или сожительствующее лицо); неженатые (незамужние) дети в возрасте до 18 лет; одинокие родители, зависимость которых как иждивенцев делает невозможным их отдельное проживание; иные родственники, нуждающиеся в защите, если они являлись частью одной семьи в стране происхождения.

В рассматриваемых странах статус беженца регулируется нормами Конвенции ООН 1951 г. о статусе беженцев и Протокола к ней 1967 г., Конвенции о праве убежища и обращении с беженцами (Дублинская конвенция) 1990 г., нормами национального права, а также национального миграционного законодательства.

В США процедура предоставления убежища и статуса беженца была полностью обновлена в настоящее время: введены ограничения, запрещающие лицам, которых можно возвратить в «безопасную третью страну» подавать заявления о предоставлении американского убежища. К категории «беженцев» отнесены

также лица, которые были вынуждены прервать беременность или подвергнуться стерилизации вопреки своему желанию или преследовавшиеся на родине за отказ от этой процедуры.

Иностранный гражданин не вправе рассчитывать на предоставление убежища, если:

Может быть выслан в соответствии с двусторонними или многосторонними соглашениями в «безопасную третью страну»;

Не может предоставить убедительное доказательство, подтверждающее, что ходатайство было подано им в пределах одного года с момента прибытия в США;

Ранее ходатайствовал о предоставлении статуса беженца, но в настоящий момент не представил доказательство об изменившихся обстоятельствах.

Если иностранный гражданин, заявивший о предоставлении убежища, подлежит депортации или не имеет права на въезд, его ходатайство передается миграционному судье для принятия соответствующего решения. Запрещено депортировать иностранца в страну, где его жизни или свободе угрожает опасность преследования по признаку расы, вероисповедания, гражданства, принадлежности к определенной социальной группе или политических убеждений5.

В Канаде беженцем признается лицо, которое из-за обоснованного страха перед гонениями на расовой или религиозной почве, либо в силу принадлежности к какой-либо социальной группе или общественной организации находится за пределами своей страны и опасается туда вернуться.

Беженцы разделяются на три группы в зависимости от методов отбора. Так называемые государственные беженцы отбираются чиновниками за границей из лагерей. Правительство оказывает им всестороннюю помощь после допуска в Канаду. Во вторую группу входят беженцы, спонсорами которых являются частные лица, обещающие заботиться о них. Третью группу составляют беженцы, самостоятельно прибывающие в Канаду. Все лица, получившие статус беженцев, становятся законными постоянными жителями Канады, беженцы с плохим здоровьем могут быть приняты в рамках специальных программ6.

В ФРГ статус беженцев регулируется нормами Конституции, законами «Об изгнанных и беженцах» 1953 г., «О процедуре предоставления убежища» 1992 г. и «Об иностранцах» 1990 г. Правом на получение убежища обладают лица, которые в своей стране подвергаются преследованиям по признаку расы, вероисповедания, гражданства, принадлежности к определенной социальной группе или политическим мотивам.

Значительный приток иностранных граждан, претендующих на получение политического убежища в ФРГ, потребовал внесения в Конституцию поправок, существенно ограничивающих круг лиц, имеющих право ходатайствовать о своей защите. Согласно этим изменениям на право убежища не могут претендовать:

Граждане Евросоюза, а также граждане стран, в которых не допускается нарушений прав человека;

Лица, выехавшие из страны, где, по определению правительства Германии, нет политического преследования (так называемые спокойные страны),

Лица, прибывшие в Германию через «третью страну», в которой также нет преследований по политическим мотивам7.

Выделяются следующие категории беженцев:

Официально признанные таковыми в соответствии с Конституцией и законом федерального ведомства по признанию беженцев или получившие этот статус за границей;

Члены семей официальных беженцев (жены и дети), в отношении которых не был подан запрос на предоставление статуса;

Конвенциональные беженцы - лица, выдворение которых запрещено по причине угрозы их жизни или свободе на родине в связи с расовой, конфессиональной, социальной принадлежностью или политическими убеждениями;

Контингентные беженцы - иностранцы, принимаемые в ФРГ на основании гуманитарных акций помощи (например, Программы по переселению евреев в ФРГ);

Иностранцы без гражданства, имеющие особо защищенный правовой статус в соответствии с законом об иностранцах без гражданства;

Лица, ходатайствующие о предоставлении статуса беженца - иностранцы, и чьи запросы в компетентные органы находятся в стадии рассмотрения и принятия решения;

Беженцы из районов боевых действий в Боснии и Герцеговине - лица, принимаемые в рамках закона об иностранцах либо в рамках совместных акций федерального правительства и правительства земель, а также лица, чья высылка отсрочена;

Беженцы де-факто - лица, заявлявшие запрос о предоставлении политического убежища (или чьи запросы были отклонены), но для которых возвращение на родину невозможно по политическим или гуманитарным соображениям8.

Анализ источников и содержания законодательств зарубежных стран в области миграции (на примерах США, Канады, ФРГ и Швеции) позволяет сделать следующий вывод - на законодательном уровне четко закреплены цели миграционной политики, главным из которых являются извлечение экономических, культурных, социальных и демографических выгод, а также признание необходимости интеграции мигрантов в жизнь общества.

1 Совершенствование законодательства в сфере миграции: конституционно-правовой анализ и практика реализации. (монография). Под общей редакцией А.С. Прудникова. А.С. Прудников, Т.А. Прудникова, В.Ю. Федорович, Л.Л. Тузов и др. М.: ЮНИТИ-ДАНА: Закон и право, 2018.

2 Закон об иммиграции и натурализации США //www. polpred.com

3 Совершенствование законодательства в сфере миграции:

конституционно-правовой анализ и практика реализации. (монография). Под общей редакцией А.С. Прудникова. А.С. Прудников, Т.А. Прудникова, В.Ю. Федорович, Л.Л. Тузов и др. М.: ЮНИТИ-ДАНА: Закон и право, 2018.

4 См.: Денисенко М.Б., Хараева О.А., Чудиновских О.С. Иммиграционная политика в Рос-сийской Федерации и странах Запада, - М, 2003. - С. 137

5 Никифорова Е.А. Миграционное право. Издательство Проспект. 2018 г. С.44.

6 См.: Анализ законодательства зарубежных стран по проблемам миграции и опыт правоох-ранительных органов по предупреждению и пресечению незаконной миграции. / Академия управления МВД России. - М, 2014. - С. 19.

7 См: Конституции зарубежных государств. Уч. пос. 2-е изд. - М., БЕК, 1997. - С. 159-160.

Литература

1. Прудникова Т.А. Теоретико-методологические и правовые основы регулирования миграционных процессов (на примере России и государств-членов Европейского Союза). Монография. М.: ЮНИТИ- ДАНА: Закон и право, 2015. С. 184.

2. Деятельность подразделений органов внутренних дел по вопросам миграции. Правовые и организационные аспекты: учебное пособие для студентов /А.С. Прудников, С.О. Харламов, Т.А. Прудникова, П.О. Дутов. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2018 г.

3. Совершенствование законодательства в сфере миграции: конституционно-правовой анализ и практика реализации. (монография). Под общей редакцией А.С. Прудникова. А.С. Прудников, Т.А. Прудникова, В.Ю. Федорович, Л.Л. Тузов и др. М.: ЮНИТИ-ДАНА: Закон и право, 2018. -195 с.

4. Никифорова Е.А. Миграционное право. Издательство Проспект. 2018 г. - 464 с.

1. Prudnikova T. A. Theoretical, methodological and legal bases of regulation of migration processes (on the example of Russia and the member States of the European Union). Monograph. M.: UNITY-DANA: Law and law, 2015. P. 184.

2. Activities of units of the internal Affairs bodies on migration. Legal and organizational aspects: textbook for students /A. Prudnikov, S. Kharlamov, p. O. Dutov. - M.: YUNITI-DANA, 2018

3. Improvement of legislation in the field of migration: constitutional and legal analysis and implementation practice. (monograph.) Under the General editorship of S. Prudnikov. Prudnikov A. S., T. A. Prudnikova, V. Y. F., L. L. Aces, etc., Moscow: YUNITI-DANA: Law and right in 2018. -195 p.

4. Nikiforova E. Migration law. Publisher Prospect. 2018 - 464 p.

Иммиграционная политика стран Европейского Союза, несмотря на некоторые различия и национальные особенности, характеризуется в настоящее время следующими принципами: проведение политики по ограничению въезда в страну низкоквалифицированной рабочей силы; борьба с нелегальной иммиграцией; проведение политики реэмиграции.

В современной Европе осознают политику миграции как политику будущего и дальнейшее ужесточение законов касается только нелегальной миграции.

Германия, принявшая в конце 90-х годов более половины всех миграционных потоков ЕС, подписала ряд соглашений со странами Центральной и Восточной Европы о привлечении сезонной и временной иностранной рабочей силы. С 1 января 2003 года в силу вступил новый закон об иммиграции, ужесточающий меры к нелегальным мигрантам и к просителям политического убежища, но значительно упрощающий иммиграционное право и стимулирующий приток квалифицированной рабочей силы и «умов», в том числе и из числа иностранных студентов, получающих образование в Германии. С вступлением в силу права получения гражданства Германии (2000 год) и закона о миграции (2005 год) миграционная политика Германии предопределила то, что Германия фактически стала страной мигрантов. Политика интеграции стала лейтмотивом германской миграционной политики.

Принятие закона о миграции стало кульминационным пунктом в изменении федеральной политики в Германии по отношению к мигрантам, начиная с рынка труда, использования гуманитарных технологий в процессе их интеграции в германское общество, обеспечения права на безопасное проживание в стране.

В Англии в 2002 г. принимается официальный документ о гражданстве, иммиграции и убежище. Упрощается прием высококвалифицированных специалистов и иностранных выпускников вузов, облегчается найм иностранцев на временные и сезонные работы. При этом ужесточаются наказания за нарушение иммиграционных порядков, за принуждение к нелегальному труду и ввоз нелегальной рабочей силы.

С сентября 2002 года начал функционировать Европейский фонд по приему беженцев, созданный по настоянию государств, которые вынуждены были принимать гораздо большее число беженцев, чем другие. Гармонизация основ правового статуса беженцев и принципов их приема странами Евросоюза произведена была на основе Женевской конвенции ООН 1951 года; директивы Совета от 27 января 2003 года «О минимальных нормах для приема в государствах-членах лиц, ходатайствующих о предоставлении убежища»; Дублинской конвенции, преобразованной в регламент Совета 15 февраля 2003 года. В соответствии с новым регламентом, ответственность за предоставление политического убежища была возложена на государство, где легально проживал родственник претендента на статус. Для того чтобы облегчить государствам-членам процесс предоставления убежища и исключить повторные претензии претендентов, в 2003 году на основе Регламента от 11 декабря 2000 г. была введена в действие система Евродак (Eurodac), дактилоскопическая база данных, содержащая отпечатки пальцев претендентов на политическое убежище.

В новой «Гаагской программе», принятой в 2004 году, были поставлены следующие задачи в сфере иммиграционной политики:

развивать общеевропейскую систему политического убежища, включая общую процедуру предоставления убежища;

определить возможности иностранцев работать в Евросоюзе в соответствии с потребностями рынков труда;

установить общеевропейские стандарты интеграции мигрантов в принимающих странах;

усилить партнерство с третьими странами для регулирования нелегальной иммиграции;

разработать политику возвращения нелегальных иммигрантов на родину;

эффективнее использовать биометрические и информационные системы.

В рамках Гаагской программы в декабре 2005 г. в развитие Дублинской конвенции Совет принял Директиву о статусе беженцев, что явилось важным шагом на пути к созданию общеевропейского режима политического убежища. В документе содержатся положения о минимально возможной гармонизации соответствующих режимов государств-членов. В феврале 2006 года Комиссия выступила с Сообщением об укреплении практического взаимодействия по приему претендентов на политическое убежище. В документе Комиссия обнародовала свои взгляды на принципы сотрудничества государств-членов с целью установления полностью гармонизированной системы предоставления убежища. Комиссия представила также рабочую программу оперативного взаимодействия между государствами для достижения большей эффективности сотрудничествах.

В феврале 2002 года Совет ЕС принял План глобальных действий против нелегальной иммиграции и торговли людьми. Основные пункты плана - усовершенствование визовой политики, обмен информацией и ее анализ, меры, регулирующие порядок пересечения границ и репатриацию - были учтены при разработке стратегии Евросоюза по борьбе с нелегальной иммиграцией.

В декабре 2005 года Комиссия ЕС представила “Стратегический план действий по регулированию легальной миграции на 2006-2009 годы”. Задачей плана является установление гармоничного, предсказуемого и эффективного управления процессами легальной иммиграции в ЕС. Предложения содержат проект общей директивы, прописывающей основополагающие права всех легально работающих в ЕС иммигрантов, а также четырех директив по критериям принятия иностранных рабочих и получения ими права на проживание и работу в ЕС. Стратегический план действий включает ряд положений, позволяющих иностранным рабочим (в первую очередь, высококвалифицированным специалистам) избежать обычных бюрократических проволочек при получении разрешения на въезд, работу и проживание на территории Евросоюза.

Важным шагом в сфере защиты прав нелегальных иммигрантов на территории ЕС и противодействия нелегальной иммиграции стало принятое 16 мая 2007 году рамочное решение о введении единых на территории всего Евросоюза уголовных санкций в отношении работодателей, использующих труд нелегальных иммигрантов.

России следует более внимательно присмотреться как к положительному, так и отрицательному в том опыте, который накопили раньше нее столкнувшиеся с бурным ростом миграционного потока европейские страны. В глобализирующемся мире многие важные для поддержания нормального существования общества проблемы переходят если не полностью, то в существенной своей части, из области национальной компетенции в сферу межнациональную, международную. Это осознали в Европейском Союзе, становящимся особенно благодаря принятой с 1 января 2002 г. 12-ю его странами единой валюте, все более сплоченным наднациональным образованием, в которое с мая 2004 г. вошли 25 государств Европы. Там ищут пути решения проблемы растущей миграции с помощью совместных действий из единого центра, пытаясь управлять процессом под руководством евросоюзовского правительства - Комиссии ЕС в Брюсселе. Идет подгонка национальных законодательств, унификация законов, регулирующих правила легальной миграции в ЕС, уточняются выдвинутые еще основателями ЕЭС общие положения по поводу свободы передвижения людей в рамках Евросоюза. Этот опыт полезен и для России, которой следовало бы настаивать на скорейшей разработке и главное соблюдении общих правил миграции на постсоветском пространстве.

Но и в странах ЕС выполнение положений, зафиксированных в документах, принятых на общеевропейских саммитах, достигается не так гладко. Учитывая разницу в уровне развития "старых" членов и новичков, вступающих в ЕС в 2004 г., и то, что эти разные уровни могут сравняться лишь через много десятилетий, многие страны уже сейчас ставят барьеры, требуя отсрочить применение правила свободного перемещения рабочей силы. И центральные органы ЕС вынуждены с этим соглашаться. Лишь 6 стран ЕС не имеют возражений против перемещения рабочей силы после вступления в 2004 г. новых членов. А такие страны, как ФРГ и Австрия, не собираются в течение семи ближайших лет открывать границы для свободного перемещения людей из вновь приходящих в ЕС стран на свои внутренние рынки труда. России будет интересен и этот опыт.

Таким образом, иммиграционная политика стран Европейского Союза, несмотря на некоторые различия и национальные особенности, характеризуется в настоящее время следующими принципами: проведение политики по ограничению въезда в страну низкоквалифицированной рабочей силы; борьба с нелегальной иммиграцией; проведение политики реэмиграции.

России необходимо обратить внимание на жесткое регулирование нелегальной миграции, которое осуществляется странами ЕС.

Однако объединяться с другими государствами для совместного решения проблем миграции, как это сделали государства ЕС, России не следует. Так как существует значительная разница в уровне развития стран и будут возникать проблемы в согласованности регулирования вопросов миграции.

Но, тем не менее, сотрудничать с другими странами более усиленно откуда прибывают и выезжают мигранты, России не помешало бы для лучшего понимания причин миграции и эффективного регулирования миграционных процессов.

Опыт зарубежных стран поможет воспользоваться уже наработанными и проверенными механизмами управления миграцией. На данный момент в России очень сложная демографическая ситуация. Численность населения сокращается. Одним из возможных решений является активное привлечение в Россию иммигрантов. К этому же выводу в свое время пришли многие «стареющие» страны Европы. У России в этом смысле есть очевидное преимущество: наш основной иммиграционный ресурс - те, кто был нашим соотечественником, - люди, которым не надо специально учить русский язык и привыкать к нашим обычаям. В России нет осознанной и целенаправленной миграционной политики. Эмиграция полезна любой стране, но только в том случае, если эмигрируют те, кто нужен этой стране. И регулировать это не так сложно - например, Великобритания, постоянно ужесточающая законодательство в области иммиграции, выдает визы и гражданство тем, кто нужен английскому бизнесу. Так, помимо технических специалистов, учителей и медицинских работников, Соединенное Королевство активно привлекает бизнес-инвесторов.

Серьезной проблемой для современной России является вынужденная миграция. Однако мировой опыт показывает: какой бы сложной ни была экономическая ситуация, всегда есть возможность решить гуманитарные проблемы. Например, в Европе после второй мировой войны в условиях разрухи и экономического кризиса были репатриированы или обустроены на новом месте миллионы беженцев и перемещенных лиц. Механизмы помощи и предоставления убежища за более чем 50 лет уже достаточно четко отработаны и эффективно функционируют. России следует более внимательно присмотреться как к положительному, так и отрицательному в том опыте, который накопили раньше нее столкнувшиеся с бурным ростом миграционного потока европейские страны.

Введение 2

Современные подходы к миграции в странах Западной Европы 4

Трудовая миграция 4

Незаконная миграция 7

Политика в отношении предоставления убежища в Европе 9

Миграционная политика и демографическая ситуация 12

Миграционная политика стран Западной Европы 12

Германия 12

Франция 18

Опыт миграционной политики западных стран: альтернативы для России 24

Список использованной литературы и ресурсов Интернета 28

История человечества неразрывно связана с миграцией населения, происходившей по разным причинам, но всегда с одной целью – переменой места жительства.

В первые тысячелетия развития человеческого общества миграции были связаны с освоением новых территорий. В период распада первобытнообщинного строя к причинам миграций добавились вооруженные столкновения племен. Происходило возникновение и крушение государств, формирование новых народов. В начале Средневековья в итоге Великого переселения народов произошло смешение племен, что привело к формированию современного этнического состава современной Европы. На всем протяжении Средних веков массовые миграции были связаны с бегством крестьян от феодальной зависимости в свободные земли. Великие географические открытия XVI-XVIII веков привели к колонизации и массовому переселению населения на открываемые земли. Но по-настоящему миграция возросла в XIX веке в результате бурного развития промышленного производства, так как происходило перенаселение одних стран при острой нехватке рабочей силы в других. Потоки населения направлялись в основном в США, Канаду, Австралию, Новую Зеландию, Аргентину, Бразилию, Южную Африку.

XX век внес много изменений в направления и характер миграций, беспрецедентно возросли и их масштабы. В первую очередь это было связано с возросшей доступностью транспорта и средств связи. Также на протяжении всего столетия мир потрясали многочисленные войны, которые порождали мощные волны вынужденной миграции: создавали колоссальные потоки беженцев и перемещенных лиц. Впервые возникло понятие незаконной миграции, когда люди въезжали в страну в обход ее законодательной базы. В 70-е годы появилась своеобразная миграция населения, выразившаяся в переманивании странами друг у друга высококвалифицированных специалистов: так называемая «утечка мозгов». Существенную роль на отдельных этапах играли также национальные, политические и религиозные факторы.

Международная миграция населения в условиях расширения мирохозяйственных связей занимает все более значительное место в развитии общества. Все большее число государств вовлекается в миграционные процессы, но, несмотря на масштабы этого явления, современная наука не имеет единой концепции. С одной стороны, это можно объяснить тем, что миграция одновременно оказывает влияние на различные стороны жизни общества, такие как экономика, демография, социология, политика и право. С другой стороны, анализ размеров и тенденций международной миграции осложнен несовершенством сбора информации, отсутствием унифицированных национальных и международных показателей. Публикуемая статистическая информация, как правило, фрагментарна и зависит от контекста. Тем не менее, можно утверждать, что общая тенденция заключается в увеличении миграционной мобильности населения, усилении интенсивности потоков международной миграции, в первую очередь, экономической.

Различные страны Европы по-разному относятся к массовому притоку иммигрантов. Но всех их объединяет наличие активной миграционной политики, направленной на достижение конкретных экономических и демографических целей той или иной страны.

Цель этой работы - исследование политики в области миграции развитых стран Западной Европы, анализ опыта различных государств в решении их внутренних, а также международных проблем с помощью государственного регулирования миграционных процессов, попытка найти элементы миграционной политики этих государств, которые могли бы быть использованы в разработке государственной миграционной политики Российской Федерации.

В последние десятилетия миграционная политика западных стран все больше характеризуется ориентацией на использование комплексного подхода, на тесную координацию различных ее направлений. В частности, иммиграционный контроль и прием мигрантов увязываются с обеспечением их обустройства, адаптации или интеграции и поддержанием нормальных межэтнических отношений в обществе, а также с принятием внешних мер по ограничению и предупреждению потоков нежелательных мигрантов (внешняя помощь, зарубежные инвестиции и т.д.). При этом в свете угрозы международного терроризма в начале нынешнего тысячелетия приоритетное значение стало придаваться иммиграционному контролю, усилению фильтрации принимаемых мигрантов с учетом требований национальной безопасности и резкому ужесточению борьбы с нелегальной иммиграцией.

Миграционная политика активно выполняет и свои экономические функции, связанные с ресурсным обеспечением производства. Миграционное законодательство благоприятствует въезду высокообразованных специалистов, а также некоторых групп квалифицированных рабочих, пользующихся повышенным спросом, отдавая все большее предпочтение их временной работе перед постоянным жительством. При этом оно оставляет ниши и для временных, в том числе сезонных, неквалифицированных работников. Приток коммерческих иммигрантов, обладающих капиталом и ориентированных на предпринимательство и инвестирование, даже поощряется.

Западноевропейские страны активно используют Европейскую службу занятости для найма иностранных работников из других стран региона. Однако с сокращением трудовой миграции из Португалии, Испании и Италии возобновилась практика заключения соглашений о найме иностранных работников-неграждан ЕС на принципах ротации, в первую очередь выходцев из бывшей Югославии и других восточноевропейских государств, а также Турции и стран Магриба.

Так, в соответствии с двусторонними программами приграничной работы чехам, словакам и полякам, живущим на расстоянии не более 50 км от границы с ФРГ, разрешается работать в этой стране при условии, что они ежедневно возвращаются домой. Кроме того, в целях привлечения специалистов в области информационных технологий, главным образом из Индии, ФРГ ежегодно выделяет 20 тысяч виз.

На данный момент тенденция к повышению доли высококвалифицированных работников в общей структуре иммиграции приняла четкие очертания. Во Франции и Великобритании для высококвалифицированных специалистов введена ускоренная процедура выдачи разрешений на работу. При этом западноевропейские страны проявляют большую избирательность с точки зрения географии рекрутирования иностранных работников. Так, швейцарские власти в соответствии с законодательством 1992 года благоприятствуют притоку экономических мигрантов из ЕС, сохраняя «нейтралитет» в отношении выходцев из США, Канады и Восточной Европы и создавая барьеры на пути мигрантов из стран «третьего мира».

Межгосударственная миграция рабочих и специалистов, осуществляемая в рамках мирового рынка труда, стала неотъемлемым элементом функционирования развитых экономик. Современная политика западных стран обеспечивает селективное расширение приема востребованных рынком категорий экономически активного населения, содействуя смягчению диспропорций в сложившейся структуре иммиграции, а также иностранного населения и заполнению ниш в составе национальной рабочей силы.

Особо перспективным представляется расширение приема иностранных работников на принципах ротации. Это объясняется растущим недовольством коренных жителей, связанным с увеличивающимися объемами незаконной миграции и притоком иноэтнических поселенцев, прибывающих на законных основаниях на постоянное местожительство.

Доля нетто-иммиграции в приросте населения развитых стран достигает почти половины, причем в странах Западной Европы она превышает 80%. В основных странах иммиграции на иностранцев приходится 5-20% их населения и 10-25% рабочей силы (см. таблицу 1).

Таблица 1. Удельный вес иммигрантов в населении и рабочей силе развитых стран в 1996 году