Петражицкий был представителем какой теории. Петражицкий, Лев Иосифович: биография

Возникновение психологических концепций права связано с процессом становления психологии как самостоятельной отрасли знаний. Интерес обществоведов к проблемам психологической науки заметно возрос на рубеже ХІХ-ХХ вв., когда в ней возобладали экспериментальные методы исследований и начали складываться крупные научные школы, которые имели разногласия в трактовке психики человека (рефлексология, бихевиоризм, фрейдизм). Воспринятые социологами и юристами, идеи этих школ положили начало формированию новых направлений в политико-правовой мысли.

Большим научным событием не только в русской, но и европейской литературе стало опубликование "Теории права и государства в связи с теорией нравственности" (1907 г.) В этой работе оригинальную психологическую теорию права выдвинул Лев Иосифович Петражицкий (1867-1931). Родился в Витебской губернии, в родовом мажущуюся Колонтаєво. Окончил юридический факультет Киевского университета. Петражицкого оставили на кафедре римского права, затем он продолжил обучение в Берлинском университете. Написал много трудов по гражданскому праву. В 1896 г. возвращается в Российскую империю, работает в Петербурге, в университете, защищает докторскую диссертацию по гражданскому праву. С 1897 г. занимает должность заведующего кафедрой энциклопедии и философии права, где работает до начала Октябрьской революции 1917 г., которую он не принял. Выезжает в эмиграцию в Варшаву, где работает в университете, возглавляет кафедру социологии в 1931 г. В результате депрессии заканчивает жизнь самоубийством.

Петражицкий исходил из того, что право коренится в психике индивида. Интерпретация права с позиции психологии индивида дает возможность поставить юридическую науку на основу достоверных знаний, полученных путем самонаблюдения или наблюдений за поступками других лиц.

Источником права, считал Петражицкий, выступают эмоции человека. Свою концепцию он назвал "эмоциональная теория" и противопоставлял ее иным психологическим трактовкам права, исходя из таких понятий как свобода или коллективные переживания в сознании индивидов. Эмоции служат главным побудительным "моторным" элементом психики. Петражицкий различал два вида эмоций, определяющих отношения между людьми: моральные и правовые.

Моральные эмоции е односторонними и связанными с осознанием человеком своего долга. Нормы морали - это внутренние императивы. Если мы подаем из чувства долга милостыню, то у нас не возникает представлений, что нищий вправе требовать какие-то деньги.

Совсем другое дело - правовые эмоции. Чувство долга сопровождается в них представлениями о правомочности других лиц и наоборот. Наше право есть не что иное, как закрепленный за нами, принадлежащий нам - как наше добро, - обязанность другого лица. Правовые эмоции являются двусторонними, а возникающие из них правовые нормы носят атрибутивно-императивный (представительно - обязывающий) характер.

Теория Петражицкого неограниченно расширяла понятие права. Он считал правовыми любые эмоциональные переживания, связанные с представлениями о взаимных правах и обязанностях. Петражицкий относил к правовым нормам правила различных игр, в том числе детских, правила вежливости, этикета. В его произведениях специально отмечалось, что правовые нормы создаются не путем согласования эмоций участников общественных отношений, а каждым индивидом в отдельности. Переживания, которые имеются в психике лишь одного индивида и не находят признания со стороны других, не перестают быть правом. На этом основании Петражицкий допускал существование правовых отношений с неодушевленными предметами, животными и нереальными субъектами, такими, как Бог или дьявол.

Петражицкий стремился найти универсальную формулу права, которая охватывала бы различные типы правопонимания, известные истории, включая договоры с Богом и дьяволом в правовых системах прошлого. Его политико-правовая концепция была одной из первых попыток, теоретически во многом незрелой, проследить формирование юридических норм в правосознании.

Многочисленные правовые нормы, создаваемые индивидами, неизбежно вступают в противоречие друг с другом. На ранних этапах истории способом их обеспечения выступало самоуправство, т.е. защита нарушенного права самим индивидом или группой близких ему лиц. С развитием культуры правовая защита и репрессия упорядочиваются. Возникает система фиксированных юридических норм в форме обычаев, законов, появляются учреждения общественной власти, суд, органы исполнения наказаний. Монополизируя функции принуждения, государственная власть способствует "определенности права".

Развитие обычаев и законодательства не вытесняет полностью индивидуальные правовые переживания. В современных государствах наряду с официально признанным правом существует множество систем интуитивного права, считал Петражицкий.

Например, право зажиточных слоев, мещанское право, крестьянское, пролетарское, право преступных организаций. Психологическая теория по этому приближалась к идеям правового плюрализма. Однако право социальных классов и групп в ней было истолковано індивідуалістично. Интуитивных прав столько, сколько индивидов, Петражицкий подчеркивал.

Соотношение интуитивного и официального права, по теории Петражицкого, в каждой стране зависит от уровня развития культуры, состояния народной психики. Он подчеркивал недопустимость подъема интуитивного права даже наиболее образованных социальных классов до масштаба оценки действующих законов. Реформы законодательства необходимо проводить только на основе научных знаний. Для этого Петражицкий разработал проект создания особой научной дисциплины - политики права. Философия права распадается на две самостоятельные науки: 1. Теория права. 2. Политика права.

Теория права должна быть позитивной наукой, без каких-либо элементов идеализма и метафизики. Политика права как прикладная дисциплина призвана объединить знания о праве с общественным идеалом, то есть представить научное решение проблемы, что составляло содержание прежних естественно-правовых учений.

Петражицкий не оставил подробных рекомендаций относительно практического осуществления политики права. Он наметил отправные принципы новой юридической науки, обосновал ее необходимость. Главенствующее положение в правовой политике государства должны занимать не принудительные меры, а механизмы воспитательного и мотивационного воздействия на поведение людей. Лишь с помощью таких механизмов официальное право способно направить развитие народной психики к общему благу.

В будущем, утверждал Петражицкий, право переживет себя и уступит место нормам морального поведения. Вообще право существует из-за невоспитанности, дефекты человеческой психики. Его задача состоит в том, чтобы сделать себя лишним и быть упраздненным, заявлял Петражицкий.

Политико-правовую теорию Петражицкого использовали кадеты, немарксистські теоретики социализма. Сближению психологической концепции права с марксизмом способствовал М. А. Рейснер, один из первых советских правоведов. Идеи Петражицкого были задействованы в Конституции РСФСР 1918 г. В эпоху правления Сталина, эпоху тоталитаризма, теория Петражицкого была подвергнута идеологическому шельмуванню за пропаганду надкласової этики.

В целом политико-правовая доктрина Л. И. Петражицкого, особенно психологическая теория права, привлекла внимание социологов к проблемам нормативной природы и структуры правосознания, стимулировала исследования в области юридической психологии.

Известен как:

основатель психологической школы права в России

Петражицкий, Лев Иосифович (польск. Leon Petrażycki ) (13 апреля , Колонтаево, Витебская губерния - 15 мая , Варшава) - российский и польский учёный, правовед, социолог, философ, депутат первой Государственной думы .

Биография

Покончил жизнь самоубийством 15 мая 1931 г. Рукописи последних лет жизни пропали во время военных действий 1944 г. в Варшаве .

Научная деятельность

Психология

Наука, по его мнению, должна изучать именно человеческое участие в различных процессах общественной жизни, то есть психическую деятельность индивидуального характера. Петражицкий отрицал объективный, естественно-исторический характер общественных отношений. Содержание любого социального явления состоит не в объективном отношении, «оно существует реально в психике того, кто изучает его, переживает в данную минуту». Данный взгляд он применял при анализе самых разнообразных явлений - права, власти, идеала, наказания и т. п. Л. И. Петражицкий создал «эмоциональную» психологию и на этой основе отразил своё понимание социального мира. Показал ущербность натуралистического редукционизма. Особое значение он придавал роли эмоций как автономному, нормативному, доминирующему фактору социального поведения. «Эмоции, - считал Л. И. Петражицкий, - являются генетической основой нашей психики. Воля, чувства, интеллект - это продукты эволюции эмоций. Благодаря взаимодействию индивидов образуется новый эффект - групповая, „народная психика“ с её „нормами - законами“, которые и определяют мотивацию».

Правоведение

Первые работы Л. И. Петражицкого были посвящены гражданскому праву. Но постепенно его исследования переходят в область общей теории права. Автор психологической теории права . Л. И. Петражицкий дает следующее определение права:

мы под правом в смысле особого класса реальных феноменов будем разуметь те этические переживания, эмоции которых имеют аттрибутивный характер

По мнению Петражицкого, человек под воздействием эмоций склонен приписывать какому-либо внешнему авторитету, себе и другим людям различные права и обязанности, проецируя на них свои внутренние убеждения по поводу того, как следует поступить в той или иной ситуации . Долгое время, объяснял Л. И. Петражицкий, взаимодействие «норм - законов», институтов и поведения людей осуществлялось бессознательно, но с возникновением социологии появилась возможность вести человечество сознательно, путём особой «политики права». Петражицкому принадлежит идея разделения права на «официальное» и «интуитивное». Первое - санкционировано государством, оно отстаёт в своём изменении от изменений духовной, экономической и социальной жизни, тогда как второе - свободно изменяется в соответствии с социокультурными сдвигами. «Интуитивное право» более «доброкачественно» в сравнении с «официальным».

Научная школа

Основные труды

  • Die Fruchtvertheilung beim Wechsel der Nutzungsberechtigten vom Standpunkt des positiven Rechts und der Gesetzgebung : drei civilrechtliclie Abhandlungen / von Leo v. Petražycki. - Berlin: Müller, 1892. - XI, 268 с.
  • Die Lehre vom Einkommen. - Berlin, 1893-1895. - Bd 1-2.
  • Права добросовестного владельца на доходы с точек зрения догмы и политики гражданского права]. - С.-Петербург: Типография М. М. Стасюлевича, 1897. - 435 с., .
    • совр. изд. - Права добросовестного владельца на доходы с точек зрения догмы и политики гражданского права / Л. И. Петражицкий; [Моск. гос. ун-т им. М. В. Ломоносова. Каф. гражд. права юрид. фак.]. - М.: Статут, 2002. - 424, с. - (Классика российской цивилистики) (BONA FIDES в гражданском праве). ISBN 5-8354-0102-7
  • Петражицкий Л. Акционерная компания. Акционерные злоупотребления и роль акционерных компаний в народном хозяйстве. По поводу предстоящей реформы акционерного права . - СПб. : Тип. Мин-ва финансов, 1898. - 220 с.
  • Очерки философии права. Вып. 1. Основы психологической теории права. Обзор и критика современных воззрений на существо права. - С.-Петербург: Типография Ю. Н. Эрлих, 1900. - 138 с.
  • Введение в изучение права и нравственности: Эмоциональная психология. - С.-Петербург: Типография Ю. Н. Эрлих, 1905. - 311 с., .
    • совр. изд. - Введение в изучение права и нравственности: эмоциональная психология / Л. И. Петражицкий. - Изд. 2-е. - М.: URSS, cop. 2010. - 311 с. - (Из наследия мировой философской мысли. Социальная философия). ISBN 978-5-397-01733-6
  • Речь профессора Л. И. Петражицкаго, депутата 1-й Государственной думы : по стенографическому отчету / Партия народной свободы. - Санкт-Петербург: Тип. Б. М. Вольфа, 1907. - 16 с.
  • Теория права и государства в связи с теорией нравственности. [Том 1 - 2] /Л. И. Петражицкий. - С.-Петербург: Типография СПб акц. общ. «Слово», 1907. - 656 с. (2-е изд., испр. и доп. - С.-Петербург: Типография М. Меркушева, 1910. Том 1. - 318 с.; Том 2. - С.: 317-758.).
    • совр. изд. - Теория права и государства в связи с теорией нравственности / Л. И. Петражицкий; С.-Петерб. гос. ун-т. Юрид. и специал. фак., Журн. «Правоведение». - СПб.: Лань, 2000. - 606, с. - (Классики истории и философии права). ISBN 5-8114-0224-4 ; М.: Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН), 2010. - 798 с. ISBN 978-5-8243-1202-7
  • Университет и наука. Опыт теории и техники университетского дела и научного самообразования. С приложениями: о высших и специальных учебных заведениях и о среднем образовании. - СПб., 1907. - Т. 1-2.
  • Критика моего «Введения в изучение права и нравственности», написанная проф. В. И. Сергеевичем [Текст] / Л. И. Петражицкий. //Журнал Министерства юстиции. - 1909. - № 9. Ноябрь. - С. 152-198.
    • Объяснения проф. Сергеевича по поводу его критики. - С.-Петербург: Тип. т-ва «Общественная польза», 1910. - 90 с.
  • Акции: Биржевая игра и теория экономических кризисов. Том первый, Об акционерном деле и типических ошибках при оценке шансов неизвестной прибыли. - С.-Петербург: Типография М. Меркушева, 1911. - 307 с., [X].
  • К вопросу о социальном идеале и возрождении естественного права: Отдельный оттиск из журнала «Юридический Вестник» 1913 г., кн. II. - Москва, 1913. - 57 с.
  • О ритуальных убийствах и деле Бейлиса. - С.-Петербург: Типография т-ва «Общественная Польза», 1913. - 32 с.
  • О женском равноправии. - Петроград: Типография М. Меркушева, 1915. - 16 с.
  • Новые основания логики и классификация наук [Текст] /Л. И. Петражицкий; Пер. с польск. А. В. Бабанов; Науч. ред. пер. Е. В. Тимошина. // Российский ежегодник теории права, 2008. № 1. - СПб.: ООО " Университетский издательский консорциум «Юридическая книга», 2009. - С. 825-846.
  • Петражицкий Л. И. Теория и политика права. Избранные труды / науч. ред. Е. В. Тимошина. СПб.: «Университетский издательский консорциум «”Юридическая книга”», 2011. 1031 с.

Литература

  • Берман Я. А. К вопросу о природе правовых явлений: (Теория Л. И. Петражицкого с точки зрения эмпир. психологии) / [Я. А. Берман]. - Москва: тип. Г. Лисснера и Д. Собко, . - 29 с.
  • Гинс Г. К. Л. И. Петражицкий. Характеристика научного творчества. - Харбин, 1931.
  • Гуревич П. В. Лев Иосифович Петражицкий . // Правоведение. - 1971. - № 5. - С. 130-132.
  • Иванов Г. А. Психологическая теория права в критической литературе. - С.-Петербург: Типография М. Меркушева, 1913. - 157 с.
  • Зорькин В. Д. Позитивистская теория права в России. - М. :Изд-во МГУ, 1978. - 270 с. - С. 192-234.
  • Литвинов, А. Н. Полемика П. И. Новгородцева и Л. И. Петражицкого о возрождении естественного права, или как теория права направляясь в Индию, может попасть в Америку. // Философия права. − 2004. - № 2. - с. 13-19.
  • Новгородцев П. И. Психологическая теория права и философия естественного права. // Юридический вестник. - 1913. - Книга III. - С. 5-34.
  • Попов С. Н. Правовая эмоциональность. Введение в юриспруденцию. - Барнаул: Изд-во АГАУ, 2004. - С. 32-48.
  • Ралько В. В. М. Штирнер и Л. И. Петражицкий - подходы к пониманию сущности права [Текст]. // Ученые труды Российской Академии адвокатуры и нотариата. - 2010. - № 3. - С. 60-66.
  • Рейснер М. А. Теория Л. И. Петражицкого, марксизм и социальная идеология. - С.-Петербург: Типография т-ва «Общественная Польза», 1908. - 239 с.
  • Сорокин П. Законы развития наказаний с точки зрения психологической теории права Л. И. Петражицкого. // Новые идеи в правоведении. Сборник третий, Эволюция преступлений и наказаний. - С.-Петербург: Изд-во «Образование», 1914. - С. 113-151.
  • править] Рецензии на работы Л. Петражицкого
    • Шершеневич Г. Л. Петражицкий. Bona fides в гражданском праве. Права добросовестного владельцы на доходы с точек зрения догмы и политики гражданского права. 1897:[Рецензия] /Г. Шершеневич. // Журнал Министерства юстиции: [№ 5. Май - № 6. Июнь]. - С.-Петербург: Типография Правительствующего Сената, 1898. - № 6. - С. 278-296.
    • Каминка А. Л. Петражицкий. - Акционерная Компания. Акционерные злоупотребления и роль компаний в народном хозяйстве. По поводу предстоящей реформы акционерного права. С.-Петербург, 1898: [Рецензия] / А. Каминка. // Журнал Министерства юстиции: [№ 9. Ноябрь - № 10. Декабрь]. - С. П. Б., Типография Правительствующего Сената, 1898. - № 10. - С. 384-399.
    • Дембский Д. I. «Философия права и нравственности», проф. Л. И. Петражицкого; II. Право и нравственность с точки зрения исторического материализма: (Этюд по философии права и нравственности) / Д. Дембский. - Харьков: тип. Б. Бенгис, 1909. - 77 с.
    • Сергеевич В. И. Мой ответ г. Петражицкому / В. И. Сергеевич. - Санкт-Петербург: Сенат. тип., 1910. - 30 с.
    • Михайлов П. Е. «Психологическая теория права» перед судом русской юриспруденции.
      • … Выпуск 1, Анализ критики проф. Н. И. Палиенко (Теория «Внешних императивов»). - С.-Петербург:Тип. т-ва «Общественная польза», 1910. - 30 с.
      • … Выпуск 2, Критика проф. Р. М. Орженцкого. - С.-Петербург: Типография Б. М. Вольфа, 1910. - 40 с.
    • Поппе В. Критика методологических основ теорий права и нравственности профессора Л. И. Петражицкого: Л. И. Петражицкий «Введение в изучение права и нравственности. Ч.1.». - С.-Петербург: Изд-во И. Фредериксен и Ко, 1912. - 80 с.

    Примечания

    Ссылки

    • Лев Иосифович Петражицкий - на сайте RELP (Юридическая Россия. Федеральный правовой портал).

Категории:

  • Персоналии по алфавиту
  • Учёные по алфавиту
  • Родившиеся 13 апреля
  • Родившиеся в 1867 году
  • Родившиеся в Витебской губернии
  • Родившиеся в Витебской области
  • Умершие 15 мая
  • Умершие в 1931 году
  • Умершие в Варшаве
  • Писатели в общественном достоянии
  • Выпускники юридического факультета Киевского университета
  • Правоведы Российской империи
  • Преподаватели СПбГУ
  • Кадеты
  • Депутаты Государственной думы Российской империи I созыва
  • Русские эмигранты первой волны в Польше

Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Петражицкий, Лев Иосифович" в других словарях:

    - (1867 1931) российский юрист. В 1918 эмигрировал в Польшу. Один из основателей психологической школы права. Профессор Санкт Петербургского, с 1918 Варшавского университетов … Большой Энциклопедический словарь

    Петражицкий (Лев Иосифович) современный русский юрист, воспитанник Киевского университета и семинарии, учрежденной в Берлине с целью приготовления профессоров римского права для России; приват доцент Петербургского университета по кафедре… … Биографический словарь

    - (13.4.1867, Коллонтаево Витебской губернии,‒ 15.5.1931, Варшава), теоретик права. По национальности поляк. Закончил юридический факультет Киевского университета, затем учился в Берлине. В 1898‒1918 возглавлял кафедру энциклопедии и философии… … Большая советская энциклопедия

    ПЕТРАЖИЦКИЙ ЛЕВ ИОСИФОВИЧ - ПЕТРАЖИЦКИЙ, ЛЕВ ИОСИФОВИЧ (1867 1931) русский правовед, социолог, философ. Родился 13 (25) апреля 1867 в Коллонтаево Витебской губернии. Окончил юридический факультет Киевского университета, учился в Берлинском университете. После защиты… … Юридическая энциклопедия

    Современный русский юрист, воспитанник Киевского университета и семинарии, учрежденной в Берлине с целью подготовки профессоров римского права для России; приват доцент Петербургского университета по кафедре энциклопедии и философии права. Первая … Большая биографическая энциклопедия

    - (1867 1931), юрист. В 1918 эмигрировал в Польшу. Один из основателей психологической школы права. Профессор Петербургского, с 1918 Варшавского университетов. * * * ПЕТРАЖИЦКИЙ Лев Иосифович ПЕТРАЖИЦКИЙ Лев Иосифович (1867 1931), российский юрист … Энциклопедический словарь

    Петражицкий, Лев Иосифович - (1867 1931) Русский юрист, психолог и философ. Зав. кафедрой энциклопедии и философии права в Петербургском университете (1898), депутат 1 Государственной думы. В 1918 году эмигрировал в Польшу, став профессором и зав. Кафедрой философии… … Кто есть кто в российской психологии

Выходец из польской дворянской семьи. Родился 13 апреля 1867 г. в родовом поместье КолонтаевоВитебской губернии. Закончил юридический факультет Киевского Императорского университета Св. Владимира, впоследствии стажировался в Германии, где и вышли его первые труды на немецком языке.

После возвращения в Россию преподавал сначала в императорском Училище правоведения. В 1898 г. ему была присвоена ученая степень доктора римского права. В 1898-1918 гг. возглавлял кафедру энциклопедии права в Петербургском университете. По воспоминаниям, слушать его лекции было трудно из-за сильного польского акцента и слабости его как оратора, в то же время в силу оригинальности своего содержания они были очень популярны.

В 1905 г. на учредительном съезде партии кадетов избран в её ЦК. От этой же партии был избран в Государственную Думу. После разгона Думы Петражицкий подписал «Выборгское воззвание», в результате чего был осужден на три месяца тюремного заключения и лишен политических прав.

В 1921 году он эмигрировал в Польшу, где возглавил кафедру социологии Варшавского Университета.

Покончил жизнь самоубийством 15 мая 1931 г. Рукописи последних лет жизни пропали во время военных действий 1944 г. в Варшаве.

По своим политическим взглядам он был сторонником конституционной монархии, стоял у истоков конституционно-демократической партии и до 1915 года входил в состав её Центрального комитета. В апреле 1906 года был при поддержке этой партии избран депутатом I Государственной думы от Санкт-Петербурга. В Думе он являлся одним из ведущих экспертов фракции по земельным вопросам, был докладчиком по аграрной реформе (выступая за естественную эволюцию крестьянской общины в имущественную кооперацию на началах права), подписал законопроекты "О гражданском равенстве", "О собраниях", неоднократно выступал в прениях по Наказу Государственной думы, по аграрному вопросу, по вопросам. связанным с неприкосновенностью личности, а также смертной казни, права на собрания, женского и национального равноправия и т.д.

19. Федор Никифорович Плевако (1842–1908 гг.),

Был крупнейшим дореволюционным русским адвокатом.

Вступил в адвокатуру и состоял присяжным поверенным при Московской судебной палате.

Никогда не рассчитывал только на свой талант. В основе его успеха лежало большое трудолюбие, на-

стойчивая работа над словом и мыслью.

Сравнения и образы Плевако очень сильны, убедительны, глу-

боко запоминающиеся. Образные сравнения еще более увеличива-

ют впечатление его эффектных речей.

Речь Плевако в защиту Бартенева по делу об убийстве артистки

Висновской – блестящий образец русского судебного красноречия.

Указанная речь безупречная по своему стилю, отличается высокой

художественностью. Анализ психологического состояния молодой,

преуспевающей артистки и подсудимого дан исключительно глубо-

ко и талантливо.

Плевако умер в 1908 году, оставив после себя только застеног-

рафированными более 50 судебных речей.

Ковалевский М.М . (1851-1916) - русский учёный, историк, юрист, социолог и общественный деятель. Родился в 1851 году в Харьковской губернии, в семье отставного полковника, ветерана Отечественной войны 1812 года. После окончания гимназии с золотой медалью в августе 1868 года он поступил на юридический факультет Харьковского университета, где его учителем стал выдающийся ученый - юрист, профессор Д. И. Каченовский, лекции которого определили научные интересы КовалевскогоС 1877 года он начинает преподавательскую деятельность в Московском университете. В университете Ковалевский читал курсы сравнительной истории, права, истории политических учреждений, истории американских учреждений и тд. Министерство просвещения предложило Ковалевскому оставить университет ввиду его «отрицательного отношения к русскому государственному строю».
В 1887 году Ковалевский уехал за границу, где провёл почти восемнадцать лет. Он не был изгнанником или эмигрантом, он мог свободно приезжать и уезжать в Россию, но фактически был лишен возможности читать лекции в каком-либо из высших учебных заведений страны.
Только в 1905 году, после 17-летнего отсутствия, Ковалевский возвращается на Родину уже ученым с мировым признанием. Он читает лекции в Петербургском университете, на Высших женских курсах, в Психоневрологическом институте, поддерживает связи с многочисленными зарубежными научными учреждениями и учёными, издаёт журнал «Вестник Европы»
Законодательная деятельность17 октября 1905 года Ковалевский был избран в Первую Государственную Думу. Ковалевский выступал по самым важным вопросам, обсуждавшимся в Думе. Он подробно разъяснял, в чем заключается отличие политической ответственности от ответственности уголовной и как вторая никогда не может заменить отсутствие первой, выступал за то, что Дума должна заниматься не только делами внутренней политики, но и внешней. Ковалевский выступал и по другим важным вопросам- о смертной казни, об амнистии, по вопросу о неприкосновенности личности.

  • 6. Кантовское определение права и его значение для современного правопонимания.
  • 7. Г. Гегель: предмет и задачи философии права.
  • 8. Г. Гегель: идея права как идея свободы. Саморазвитие идеи права.
  • 9. Г. Гегель: смысл формулы «Освобождение через подчинение обязанности».
  • 10. Значение гегелевской философии права для современной теории и практики правового государства.
  • 11. Г. Фихте: право и самосознание.
  • 12. Г. Фихте: учение о правах человека.
  • 13. Г. Фихте: право на культуру и его значение для самосовершенствования человека и общества.
  • Нравственное учение
  • 14. К. Маркс: критика гегелевской философии права.
  • 15. Особенности марксистского подхода к предмету философии права.
  • 16. Значение марксистской методологии для отечественного правоведения (история и современность).
  • 17. Марксистская философия о происхождении и исторической роли государства и права.
  • 18. Значение философии права в формировании профессионального правосознания.
  • 19. Общая характеристика и основные направления философии права в России.
  • 20. B. C. Соловьёв о праве, государстве и историческом процессе.
  • 21. Этическая проблематика в русской философии права.
  • 22. Б. Н. Чичерин: право, гражданское общество и государство.
  • 23. П. И. Новгородцев: общественный идеал и кризис правосознания. Роль личности в праве.
  • 24. И. А. Ильин: правосознание, право и государство. Проблема борьбы со злом.
  • 25. Л. И. Петражицкий: психологическая теория права.
  • 26. Социально-психологическая проблематика в русской философии права.
  • 27. Психоаналитическая традиция в исследовании природы преступности.
  • 28. Постструктурализм. Проблема соотношения свободы и права.
  • 29. М. Фуко: пенитенциарные модели порядка в обществе.
  • 30. Понятие и структура правосознания.
  • 31. Правосознание как феномен духовной жизни общества. Правовая культура.
  • 32. Специфика философского осмысления проблемы совершенствования правосознания.
  • 33. Предмет юридической антропологии. Методологические и мировоззренческие основания юридической антропологии.
  • 34. Теории естественного права: типология и философские основания.
  • Представители данной теории
  • 35. Современные дискуссии об «иерархии» естественных прав человека.
  • 36. Мировоззренческие и методологические аспекты правотворчества и правоприменения в области гуманитарного права.
  • 37. Правовая культура и правосознание – эпистемологические аспекты.
  • 38. Роль правосознания в различных видах правовой деятельности. Влияние национальных традиций и особенностей правового менталитета на правовую систему.
  • Структура правосознания
  • Виды правосознания
  • Структура правосознания
  • Уровни правосознания по глубине отражения правовой деятельности
  • Функции правосознания
  • 39. Ценностные аспекты права.
  • 40. Социально-творческая функция законодательной деятельности. Смысл законотворчества.
  • 41. Правовая картина мира и место человека в ней.
  • 42. Индивид в сфере права. Правовые гарантии самореализации личности.
  • 25. Л. И. Петражицкий: психологическая теория права.

    Возникновение психологических концепций права было связано с процессом становления психологии как самостоятельной отрасли знаний. Интерес обществоведов к проблемам психологической науки заметно возрос на рубеже XIX-XX вв., когда в ней возобладали экспериментальные методы исследований и начали складываться крупные научные школы, разошедшиеся в трактовке психики человека (рефлексология, бихевиоризм, фрейдизм и др.). Воспринятые социологами и юристами, идеи этих школ положили начало формированию новых направлений в общественно-политической мысли.

    Оригинальную психологическую теорию права выдвинул Лев Иосифович Петражицкий (1867-1931) - профессор юридического факультета Петербургского университета, депутат I Государственной думы от партии кадетов. Его взгляды наиболее полно изложены в книге "Теория права и государства в связи с теорией нравственности" (1907 г.). После Октябрьской революции он переехал в Польшу и возглавил кафедру социологии Варшавского университета.

    Петражицкий исходил из того, что право коренится в психике индивида. Юрист поступит ошибочно, утверждал он, если станет отыскивать правовой феномен "где-то в пространстве над или между людьми, в "социальной среде" и т.п., между тем как этот феномен происходит у него самого, в голове, в его же психике, и только там". Интерпретация права с позиции психологии индивида, считал Петражицкий, позволяет поставить юридическую науку на почву достоверных знаний, полученных путем самонаблюдения (методом интроспекции) либо наблюдений за поступками других лиц.

    Источником права, по убеждению теоретика, выступают эмоции человека. Свою концепцию Петражицкий называл "эмоциональная теория" и противопоставлял ее иным психологическим трактовкам права, исходившим из таких понятий, как воля или коллективные переживания в сознании индивидов.

    Эмоции служат главным побудительным ("моторным") элементом психики. Именно они заставляют людей совершать поступки. Петражицкий различал два вида эмоций, определяющих отношения между людьми: моральные и правовые. Моральные эмоции являются односторонними и связанными с осознанием человеком своей обязанности, или долга. Нормы морали - это внутренние императивы. Если мы подаем из чувства долга милостыню, приводил пример Петражицкий, то у нас не возникает представлений, что нищий вправе требовать какие-то деньги . Совершенно иное дело - правовые эмоции. Чувство долга (обязанности) сопровождается в них представлением о правомочиях других лиц, и наоборот. "Наше право есть не что иное, как закрепленный за нами, принадлежащий нам - как наше добро - долг другого лица". Правовые эмоции являются двусторонними, а возникающие из них правовые нормы носят атрибутивно-императивный (предоставительно-обязывающий) характер.

    Теория Петражицкого безгранично расширяла понятие права. Он считал правовыми любые эмоциональные переживания, связанные с представлениями о взаимных правах и обязанностях. Петра-жицкий относил к правовым нормам правила различных игр, в том числе детских, правила вежливости, этикета и т.п. В его сочинениях специально оговаривалось, что правовые нормы создаются не путем согласования эмоций участников общественных отношений, а каждым индивидом в отдельности: "Переживания, которые имеются в психике лишь одного индивида и не встречают признания со стороны других, не перестают быть правом". На этом основании Петражицкий допускал существование правовых отношений с неодушевленными предметами, животными и нереальными субъектами, такими, как бог или дьявол.

    Приведенные высказывания вызвали резкую критику в отечественной литературе. Юристы нередко обращали внимание на абсурдность отдельных выражений Петражицкого, не замечая, что за ними стоит теоретическая проблема. Петражицкий стремился найти универсальную формулу права, которая охватывала бы различные типы правопонимания, известные истории (включая договоры с богом и дьяволом в правовых системах прошлого). Его концепция явилась одной из первых попыток, теоретически во многом незрелой, проследить формирование юридических норм в правосознании.

    Многочисленные правовые нормы, создаваемые индивидами, неизбежно вступают в противоречия друг с другом, указывал Петражицкий. На ранних этапах истории способом их обеспечения выступало самоуправство, т.е. защита нарушенного права самим индивидом или группой близких ему лиц. С развитием культуры правовая защита и репрессия упорядочиваются: возникает система фиксированных юридических норм в форме обычаев и законов, появляются учреждения общественной власти (суд, органы исполнения наказаний и т.п.). Монополизируя функции принуждения, государственная власть способствует "определенности права".

    Развитие обычаев и законодательства вместе с тем не вытесняет полностью индивидуальные правовые переживания, утверждал Петражицкий. В современных государствах наряду с официально признанным правом существует, по его мнению, множество систем интуитивного права, как, например, право зажиточных слоев, мещанское право, крестьянское, пролетарское, право преступных организаций . Психологическая теория в этом отношении приближалась к идеям правового плюрализма, однако право социальных классов и групп в ней было истолковано индивидуалистически. "Интуитивных прав столько, сколько индивидов", - подчеркивал Петражицкий.

    Соотношение интуитивного и официального права, по теории Петражицкого, в каждой стране зависит от уровня развития культуры, состояния народной психики. Россия является "царством интуитивного права по преимуществу". В ее состав входят народы, стоящие на разных ступенях развития, с множеством национальных правовых систем и религий. К тому же, полагал ученый, российское законодательство находится в неудовлетворительном состоянии, а его применение сплошь и рядом подменяется официальным действием интуитивно-правовых убеждений. Петражицкий ратовал за проведение в стране унификации позитивного права, создание полного свода российских законов. Передовое законодательство, по его словам, ускоряет развитие менее культурных слоев общества.

    Одновременно Петражицкий подчеркивал недопустимость возведения интуитивного права даже наиболее образованных социальных классов в масштаб для оценки действующих законов. Реформы законодательства, как он полагал, необходимо проводить на основе научных знаний. В связи с этим им выдвигался проект создания особой научной дисциплины - политики права. С точки зрения Петражицкого философия права распадается на две самостоятельные науки: теорию права и политику права. Теория права должна быть позитивной наукой, без каких-либо элементов идеализма и метафизики. Политика права как прикладная дисциплина призвана соединить знания о праве с общественным идеалом, т.е. представить научное решение проблемы, составлявшей содержание прежних естественно-правовых учений.

    Петражицкий не оставил подробных рекомендаций относительно практического осуществления политики права. Свою задачу он видел в том, чтобы наметить отправные принципы новой юридической науки, обосновать ее необходимость. Вполне ясно ему было одно: главенствующее положение в правовой политике государства должны занимать не принудительные меры, а механизмы воспитательного и мотивационного воздействия на поведение людей. Лишь с помощью таких механизмов официальное право способно направить развитие народной психики к общему благу.

    Общественно-политические идеалы Петражицкого были близки к этическому социализму, получившему распространение в России на рубеже XIX-XX вв. Для современной эпохи, отмечал он, характерны процессы "социализации производства", замены "деспотического режима системой государственного и общинного самоуправления". В будущем право изживет себя и уступит место нормам нравственного поведения. "Вообще право существует из-за невоспитанности, дефектности человеческой психики, и его задача состоит в том, чтобы сделать себя лишним и быть упраздненным".

    Учение Петражицкого пользовалось большой популярностью среди сторонников партии кадетов. Под влиянием его идей происходило формирование взглядов многих представителей немарксистского социализма в России того времени (Г. Д. Гурвич, П. А. Сорокин и др.). Сближению психологической концепции права с марксизмом способствовал М. А. Рейснер, один из первых советских правоведов. Восприятие марксистами учения Петражицкого о воспитательной роли права облегчалось тем, что в документах российской социал-демократии и в Конституции РСФСР 1918 г. социализм определялся как безгосударственный строй (с утверждением сталинизма и теории советского социалистического государства последователи Рейснера были подвергнуты идеологическому шельмованию за пропаганду надклассовой этики).

    Правовая доктрина Петражицкого привлекла внимание социологов к проблемам нормативной природы и структуры правосознания, стимулировала исследования в области юридической психологии.

    Лев Иосифович Петражицкий (1867-1931), российский юрист. Один из основателей и наиболее ярких представителей психологической школы права, оказавшей большое влияние на развитие правовой науки 1-й половины 20 в. Профессор Санкт-Петербургского, с 1918 Варшавского университетов.

    С точки зрения представителей психологической школы права, причины, обусловливающие существование и действие права, коренятся не в социально-экономических и классово-политических условиях государственно-организованного общества, а в психологии личности или социальной группы.

    Л.И. Петражицкий попытался разработать «психологическую теорию права», интерпретировав право с позиции психологии. Это была своего рода попытка слияния психической материи с правовой.

    Согласно его концепции, определяющая роль в жизни общества принадлежит психическим факторам, прежде всего эмоциям, эмоциональным переживаниям людей. В основе порождения правовой нормы лежат психологические механизмы, эмоции, всевозможного рода подсознательные эмоциональные импульсы, которые в последующем на рациональном уровне перерабатываются сознанием. Вследствие этого сущность правовой реальности отражается в тех психических переживаниях (эмоциях), которые она содержит в себе, благодаря чему психическое становится субстанцией частью правового, обеспечивая динамику юридического. Он полагал, что государственно-правовые и другие науки должны опираться на анализ психологических явлений. Социальный прогресс, развитие права, морали, эстетики и даже переход от правовой системы рабства к праву „свободного" труда и конкуренции - все это следствие и продукты „прогресса народной психики".

    Как писал Л. И. Петражицкий, «право есть психический фактор общественной жизни, и оно действует психически. Его действие состоит, во-первых, в возбуждении или подавлении мотивов к разным действиям и воздержаниям (мотивационное или импульсивное действие права), во-вторых, в укреплении и развитии одних склонностей и черт человеческого характера, в ослаблении и искоренении других, вообще в воспитании народной психики в соответствующем характеру и содержанию правовых норм направлении (педагогическое действие права)». В этой связи право рассматривалось им как продукт «бессознательно-удачного социально-психического давления в направлении социально-необходимого поведения». Хотя приведенные выше взгляды Л. И. Петражицкого и вызывали справедливую критику, тем не менее нельзя не отметить того, что его «психологическая теория права» в свое время сыграла положительную роль в развитии правовой науки, привлекла внимание ученых и практиков юристов к психологическим аспектам противоправного поведения, в целом - судопроизводства, и в конечном итоге ускорила формирование судебной психологии в качестве самостоятельной прикладной отрасли психологической науки.

    Психологическая теория права Л.И.Петражицкого традиционно трактовалась советскими специалистами в области теории государства и права как буржуазная, а значит - реакционная. Попытки ее серьезного, непредвзятого анализа предприняты юристами лишь в последнее время.

    Основные труды в области юридической психологии:

    О мотивах человеческих поступков, 1904 г.

    Введение в изучение права и нравственности. Эмоциональная психология, 1908 г.