Правовой режим земель сельскохозяйственного назначения кратко. Особенности правового режима земель сельскохозяйственного назначения
Действующее земельное законодательство в своих нормах не дает понятия правового режима земель сельскохозяйственного назначения, а содержит лишь общую регламентацию деятельности различных субъектов, владеющих или пользующихся этими землями.
В науке земельного права указывается, что определить правовой режим любой категории земель, в том числе и земель сельскохозяйственного назначения, это значит, во-первых, дать понятие этих земель как объекта данного земельного отношения, во-вторых, определить круг землепользователей этих земель, установитьих права и обязанности, в-третьих, выявить порядок управления этими землями и, наконец, в-четвертых, указать те формы и меры ответственности, которые определены законом для пользователей земель сельскохозяйственного назначения в случаях нарушения или неисполненияимивозложенных наних обязанностей.
Необходимо разграничить право землепользования сельскохозяйственного предприятия я право общего сельскохозяйственного землепользования.
Право сельскохозяйственного землепользования в науке земельного права рассматривается как система правовых норм, регулирующих порядок использования земли в качестве основного средства производства в сельском хозяйстве путем установления прав и обязанностей землепользователей.
В более широком аспекте следует различать сельскохозяйственное и все иные виды пользования землей (несельскохозяйственное, лесохозяйственное, водохозяйственное и т.п.).
Использование земли в качестве средства производства возможно и в лесном хозяйстве - все, что связано с лесовосстановительными работами, производится на земле, с использованием и обработкой земельных, участков. Но обработка земли (циклы ее и др.) в сельском и лесном хозяйстве различна.
Разграничение понятий «право сельскохозяйственного землепользования» и «право землепользования сельскохозяйственного предприятия» имеет важное теоретическое и практическое значение. Понятие сельского хозяйства как отрасли производства шире понятия сельскохозяйственного землепользования, так как сельское хозяйство не ограничивается земледелием.
Право сельскохозяйственного землепользования включает право владения и внутрихозяйственного управления землей в пределах прав, предоставленных законом; содержит совокупность норм, предусматривающих порядок изменения и прекращения землепользования, охрану прав землепользователей и ответственность за нарушение требований рационального использования земли в сельском хозяйстве.
Действующее законодательство разграничивает правовой режим земельных участков сельскохозяйственных предприятий, используемых в качестве средства сельскохозяйственного производства, и только в качестве территориального базиса.Оно регламентирует порядок размещения объектов внутрихозяйственного строительства юридических и физических лиц на землях сельскохозяйственного назначения. Порядок размещения объектов внутрихозяйственного строительства на землях сельскохозяйственного назначения устанавливается СоветомМинистров Республики Беларусь (ст. 98 Кодекса о земле).
Гарантии целевого, рационального использования земель сельскохозяйственного назначения предполагают решение ряда задач:
Обеспечение надлежащего использования земель сельскохозяйственного назначения;
Охрану и восстановление, повышение плодородия почвы, а также других свойств земли;
Предотвращение уменьшения площадей сельскохозяйственных угодий, в первую очередь пахотных земель.
Решение этих проблем осуществляется с помощью системы экономических, организационных, технических и правовых средств.
Среди правовых средств, обеспечивающих сохранение и рациональное использование земель сельскохозяйственного назначения, важное место занимает закрепленный в нормах земельного и иного законодательства, (приоритет права сельскохозяйственного землепользования). Принцип приоритета означает установление в нормах земельного права преимуществ для субъектов права сельскохозяйственного землепользования и сельского хозяйства как отрасли хозяйства.
Приоритет предполагает соблюдение ряда правил субъектами права землепользования и другими участниками земельных отношений, а также органами государства. Он состоит в следующем:
1. Земли, пригодные для сельскохозяйственных целей, должны предоставляться прежде всего для нужд сельского хозяйства. Признание земель пригодными для сельскохозяйственных целей производится на основании данных государственного земельного кадастра (ст. 28 Кодекса о земле).
2. Предоставление и изъятие земель сельскохозяйственного назначения производится на основании решения компетентных органов (ст. 25 Кодекса о земле).
3. Изъятие сельскохозяйственных земель, расположенных на дерновых и дерново-карбонатных почвах, для несельскохозяйственных нужд, не допускается (ст. 40 Кодекса о земле).
4. Изъятие других сельскохозяйственных земель, кроме вышеназванных, опытных полей научно-исследовательских учреждений и учебных заведений допускается лишь вслучаях особой необходимости (ч. 1 ст. 41 Кодекса о земле).
5. Изъятие сельскохозяйственных земель с кадастровой оценкой свыше 40 баллов, земель опытных полей научно-исследовательских учреждений и учебных заведений для несельскохозяйственных нужд производится по решению Президента Республики Беларусь или по его поручению - Советом Министров Республики Беларусь (ч.2 ст. 41 Кодекса о земле). .
6. Длястроительства промышленных предприятий объектов жилищно-коммунального хозяйства, железных и автомобильных дорог, линий электропередачи, связи, магистральных трубопроводов а также для иных несельскохозяйственных нужд предоставляются земли несельскохозяйственного назначения или не пригодные для сельского хозяйства, либо сельскохозяйственные земли худшего качества (ст. 29 Кодекса о земле).
7. Изъятие земельных участков у землепользователей, землевладельцев и арендаторов для государственных и общественных нужд производится на основании решений Президента Республики Беларусь. Совета Министров Республики Беларусь, соответствующих исполнительных и распорядительных органов в порядке, определяемом Президентом Республики Беларусь. Принудительное изъятие земельных участков для государственных и общественных нужд у собственников земельных участков осуществляется по решению суда (ст.39Кодекса о земле).
8. Юридические и физические лица, заинтересованные в изъятии земельных участков, обязаны до начала проектирования предварительно согласовать с землепользователями, землевладельцами и собственниками земельных участков, местными исполнительными и распорядительнымиорганами, а также с другими специально уполномоченными органами, осуществляющими государственный контроль за использованием и охраной земель, место размещения объекта, примерный размер участка и условия его отвода с учетом обеспечения комплексного развития территории (ч. 3 ст. 41 Кодекса о земле).
9. Предоставление земельных участков для разработки месторождений полезных ископаемых и добычи торфа юридическим лицам Республики Беларусь производится после осуществленияимирекультивации ранее отведенных земельных участков, в которых миновала надобность, и приведенияих в надлежащее состояние для целей, определенных решением предоставившего эти участки органа (ст. 29 Кодекса о земле).
10. Землепользователи, землевладельцы, собственники земельных участков, в том числе арендаторы при проведении работ, связанных с нарушением земель, осуществляют снятие, использование и сохранение плодородного слоя почвы (п. 8 ст. 136 Кодекса о земле).
11. Землепользователи, землевладельцы и собственники земельных участков, разрабатывающие месторождения полезных ископаемых и торфа, а также проводящие другие работы, оказывающие отрицательное воздействие на земли, расположенные за пределами предоставленныхим в пользование, пожизненное наследуемое владение, в частную собственность земельных участков, обязаны предусматривать и осуществлять мероприятия по предотвращению указанного отрицательного воздействия (ст. 67 Кодекса о земле).
12. Убытки, причиненные изъятием или временным занятием земельных участков, а также ограничением прав землепользователей, землевладельцев, собственников земельных участков, в том числе арендаторов, или ухудшением качества земель в результате влияния, вызванного деятельностью
юридических и физических лиц, подлежат возмещению в полном объеме (включая затраты на улучшение качества земли за время пользования, пожизненного наследуемого владения земельными участками, нахождения земельных участков в частной собственности, исчисленные исходя из кадастровой оценки, а также упущенную выгоду землепользователям, землевладельцам, собственникам земельных участков, в том числе арендаторам, понесшим эти убытки (ч. 1 ст. 133 Кодекса о земле).
13. При изъятии сельскохозяйственных земель для использованияих в целях, не связанных с ведением сельского хозяйства, а также ограничения) прав землепользователей, землевладельцев, собственников земельных участков, в том числи арендаторов, или ухудшении качества земель результате влияния, вызванного деятельность юридических и физических лиц, возмещаются потери сельскохозяйственного производства. Эти потери компенсируются помимо возмещена убытков, предусмотренных ст. 133 Кодекса о земле (ч. 1 ст. 134 Кодекса о земле).
3. ПРЕДОСТАВЛЕНИЕ И ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЗЕМЕЛЬ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОГО НАЗНАЧЕНИЯ
Земельная реформа, проводимая в Республике Беларусь, предполагает изменение сложившихся организационных, экономических и правовых отношений.
Задачи земельной реформы:
¨ перераспределение земель в целях создания условий равноправного развития различных форм хозяйствования на земле, формирование многоукладной экономики в аграрном секторе, достижение стабильного производства сельскохозяйственной продукции;
¨ передача вопросов регулирования земельных отношений Советам депутатов,их исполнительным и распорядительным, а также специально созданным органам;
¨ инвентаризация земель и создание земельного запаса для наделения земельными участками юридических и физических лиц;
¨ всемерное развитие фермерства, расширение личных подсобных хозяйств, коллективного садоводства и огородничества, индивидуального строительства;
¨ преобразование неэффективно работающих колхозов и совхозов в ассоциации крестьянских хозяйств и ряд других.
В соответствии со ст. 96 Кодекса о земле земли сельскохозяйственного назначения предоставляются:
1)колхозам, совхозам, межхозяйственным сельскохозяйственным предприятиям и организациям независимо от форм собственности, сельскохозяйственным кооперативам, другим субъектам, осуществляющим сельскохозяйственную деятельность, - для ведения товарного сельского хозяйства;
2) гражданам Республики Беларусь - для ведена крестьянского (фермерского) хозяйства, огородничества и под служебные наделы;
3) научно-исследовательским институтам, учебным заведениям - для исследовательских, учебных целей и для ведения сельского хозяйства;
4) несельскохозяйственным предприятиям и организациям, религиозным организациям - для ведения подсобного сельского хозяйства.
В случаях, предусмотренных законодательством Республики Беларусь, земли сельскохозяйственного назначения могут предоставляться для ведения сельского хозяйства и иным юридическим и физическим лицам.
До принятия Кодекса о земле 1990 г. структура сельскохозяйственного производства в Республике Беларусь как и в бывшем СССР в целом, представляла собой в основном крупные сельскохозяйственные предприятия (колхозы). Часть земель сельскохозяйственного назначения граждане использовали для ведения подсобно хозяйства, развивалось коллективное садоводство и огородничество, подсобные сельские хозяйства были созданы у значительного числа промышленных предприятий. Предпочтение отдавалось общественным, коллектива формам землепользования, что соответствовало экономическим и социальным основам государственного и общественного строя. Субъекты общественной формы землепользования (колхозы) являлись основными производителями сельскохозяйственной продукции.
В состав земель сельскохозяйственного назначения входил и приусадебный фонд в населенных пунктах, за счет которого колхозники, рабочие и служащие колхозов, другие граждане, проживающие в сельской местности, наделялись земельными участками для ведения личного подсобного хозяйства, садоводства и огородничества, для индивидуального жилищного строительства.
Действующее земельное законодательство по-новому регламентирует крут субъектов права сельскохозяйственного землепользования. Наряду с традиционными производителями сельскохозяйственной продукции названы и иные кооперативные предприятия, агропромышленные объединения, комбинаты, агрофирмы и другие формирования.
Производителями товарной сельскохозяйственной продукции являются и крестьянские (фермерские) хозяйства, создаваемые как членами колхозов и других сельскохозяйственных кооперативов, работниками сельскохозяйственных предприятий, пожелавшими выйти из их состава, так и горожанами.
Развиваются различные формы аграрного предпринимательства, в том числе и связанные с использованием земель для разнообразных сельскохозяйственных целей. Субъектами прав на эти земли являются акционерные общества, общества с ограниченной и дополнительной ответственностью.
В последние годы на базе колхозов и совхозов создаются новые организационно-хозяйственные формы сельскохозяйственного производства, т.е. закрепленные в законодательстве и наделенные правосубъектностью самостоятельные формы хозяйствования в виде предприятия - юридического лица либо иной предпринимательской структуры, без прав юридического лица, но с четко очерченной гражданской правосубъектностью.
Процесс реорганизации колхозов и совхозов в новые формы хозяйствования проведен в Российской Федерации. Постановлением Правительства Российской Федерации от 4 сентября 1992 г. утверждено специально положение о реорганизации колхозов и приватизации государственных сельскохозяйственных предприятий. Российской Федерации проведена приватизация земель сельскохозяйственного назначения, и они переданы собственность юридических и физических лиц. Земли сельскохозяйственных предприятий были переданы членам коллектива предприятий на правах общей (совместной или долевой) собственности. Таким образом, появилось право собственности граждан и юридических лиц не на отдельные земельные участки, а на так называемые земельные доли. Между сельскохозяйственным предприятием как юридическим лицом и коллективом предприятии в земельно-правовых отношениях образовало разрыв, в нормах права появилась коллизия прав сельскохозяйственного предприятия на используемые земли и права граждан. На основании Указа Президента Российской Федерации от 7 марта 1996 г. «О реализации конституционных прав граждан на землю» были предусмотрены важные меры по закреплению прав граждан на земельные участки и доли и на свободное распоряжениеими в различных формах; не ограничиваются размеры приусадебных участков; предусмотрено право местных органов власти выкупать у крестьян земельные доли для перепродажиих другим лицам, желающим вести сельскохозяйственное производство.
В сфере частной собственности на землю и средства производства на селе в Российской Федерации существует множество организационно-правовых форм сельскохозяйственного производства:
а) коммерческие организации (акционерные общества, общества с ограниченной ответственностью, товарищества (полные и товарищества на вере), сельскохозяйственные производственные кооперативы, государственные муниципальные и унитарные предприятия;
б) некоммерческие предприятия: потребительские сельскохозяйственные кооперативы (обслуживающие сельских товаропроизводителей), общественные и религиозные организации, объединения, финансируемые собственником, благотворительные и иные фонды;
в) подсобные сельские хозяйства промышленных предприятий;
г) крестьянские (фермерские) хозяйства;
д) личные подсобные хозяйства граждан.
В ходе реформирования сельского хозяйства Республики Беларусь часть этих форм используется и законодателем, и на практике. Идет процесс реорганизации совхозов, создаются сельскохозяйственные кооперативы, ассоциации, хозяйственные общества, ассоциации крестьянских хозяйств и сельскохозяйственных кооперативов. Часть государственных сельскохозяйственных предприятий продолжает сохранять свой статус (научно-исследовательские и другие сельскохозяйственные учреждения, опытные хозяйства, экспериментальные базы и иные хозяйства, на землях которых проводятся долголетние опыты, ведутся научные исследования).
Несельскохозяйственные предприятия и организации, религиозные организации также могут вести подсобив хозяйство на выделенных им земельных участках.
Значительное место в числе субъектов права собственности, землевладения и землепользования на зев лях сельскохозяйственного назначения занимали кооперативы граждан. В настоящее время земельные участки членов садоводческих товариществ, земельные участки общего пользования садоводческих товариществ, предоставленные для ведения коллективного садоводства и дачного строительства, а также земельные участки, предоставленные для дачного строительства, в относятся к землям сельскохозяйственного назначение
Согласно ст. 7 Кодекса о земле1990 г., земля закреплялась за колхозами, совхозами, другими государственными, кооперативными, общественными предприятиями и организациями, религиозными организациям на праве владения. Указанные предприятия и организации могли дополнительно арендовать земельные участки, использование которых осуществлялось на прах пользования. Кроме того, сельскохозяйственные предприятия и организации могли временно использовав участки для сенокошения и выпаса скота, других нужд из земель государственного лесного фонда, запаса, других земель государственного фонда. Временное пользование землей (в том числе на условиях аренды) оформлялось договором, с последующей выдачей удостоверения на право временного пользования землей.
Действующий Кодекс о земле в ст. 99 закрепил положение о предоставлении сельскохозяйственным предприятиям и организациям земельных участков в постоянное пользование для ведения товарного сельского хозяйства. Указанные предприятия и организации могут дополнительно арендовать земельные участки.
На сельскохозяйственных землепользователей возложены обязанности по организации эффективного земледелия, сельскохозяйственного производства в целом, повышению плодородия почв и рациональному использованию земель; внедрению наиболее эффективных систем земледелия, экономически выгодному сочетанию отраслей хозяйства, освоению земель; развитию орошения, улучшению лугов и пастбищ, производству известкования и гипсования почв. Они обязаны принимать меры против эрозии почв, заболачивания и засорения земель, осуществлять посадку полезащитных лесонасаждений, облесение и закрепление песков, оврагов и крутых склонов, не допускать загрязнения почв; очищать сельскохозяйственные угодья от камней, мелколесья и кустарников, вести борьбу с сорняками, вредителями и болезнями сельскохозяйственных растений.
Право землепользования сельскохозяйственных предприятий в различныхих организационно-правовых формах неразрывно связано с институтами общей части земельного права, в первую очередь с институтом права землепользования. Нормы этого института образуют базис правового регулирования земельных отношений с участием этих субъектов. Право землепользования сельскохозяйственных предприятий имеет общие черты с любым видом землепользования. Правосубъектность сельскохозяйственных предприятий как участников земельных отношений - самая широкая, так как они могут заниматься как сельскохозяйственным производством, так и переработкой продукции, ее хранением, транспортировкой, создавать производства по выпуску строительных материалов, удобрений и использовать земли для другой, не запрещенной законодательством деятельности.
Понятие и состав земель сельскохозяйственного назначения.
1. Земли сельскохозяйственного назначения - это земли за чертой населенных пунктов, предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей. Земли сельскохозяйственного назначения делятся на два основных вида: сельскохозяйственные угодья (земли, используемые как средство производства) и земли, которые используются как территориальный базис для размещения других объектов (внутрихозяйственных дорог, коммуникаций, древесно-кустарниковой растительностью, водными объектами, а также зданиями, строениями, сооружениями, используемыми для производства, хранения и первичной переработки сельскохозяйственной продукции).
Сельскохозяйственные угодья - пашни, сенокосы, пастбища, залежи, земли, занятые многолетними насаждениями (садами, виноградниками и другими).
Сельскохозяйственные угодья имеют приоритет в использовании и подлежат особой
Субъекты РФ имеют право формировать перечень земель, использование которых для других целей не допускается. В соответствии со статьей 79 ЗК РФ в перечень могут быть включены
Особо ценные продуктивные земли, в том числе земли опытно-производственных подразделений научно-исследовательских организаций и учебно-производственных подразделений образовательных учреждений высшего профессионального образования,
Сельскохозяйственные угодья, кадастровая стоимость которых существенно превышает средний уровень кадастровой стоимость по муниципальному району (городскому округу).
Охрана этих земель, имея ввиду неуменьшение их размеров и неухудшение качества, является главнейшей задачей земельного законодательства. Эта задача реализуется посредством установления особого правового режима земель сельскохозяйственного назначения.
Земли сельскохозяйственного назначения могут находиться как в государственной, так и в муниципальной и частной собственности. Однако, как размеры предоставляемых (или приобретаемых) земельных участков, так и условия перехода права на них весьма разнообразны и регулируются нормами ЗК РФ и других законодательных актов.
Законодательством установлен достаточно подробный порядок приватизации и оборота земель сельскохозяйственного назначения, а также правовой режим сельскохозяйственных земель различных видов.
2. Особенности правового режима земель с/х назначения установлены ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», законом Республики Бурятия «О земле». При этом нормы этих законов не распространяются на земельные участки, предоставленные из земель сельскохозяйственного назначения гражданам для индивидуального жилищного, гаражного строительства, ведения личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества, животноводства и огородничества, а также на земельные участки, занятые зданиями, строениями, сооружениями.
Законом установлены следующие особенности правового режима земель с/х назначения :
1. сохранение целевого назначения;
2. установление максимального размера сельскохозяйственных угодий которые расположены на территории одного муниципального района и могут находится в собственности одного гражданина и(или) одного юридического лица;
3. иностранные граждане, лица без гражданства, иностранные юридические лица, а также юридические лица, где доля в уставном капитале таких лиц более чем 50 % не вправе иметь земли сельскохозяйственного назначения на праве собственности;
4. земельные участки, находящиеся в государственной и муниципальной собственности предоставляются в собственность на торгах (конкурсах, аукционах), в аренду в порядке ст.34 ЗК РФ, если имеется только одно заявление о передаче земельных участков в аренду;
5. сельскохозяйственные угодья предоставленные сельскохозяйственным организациями, могут быть предоставлены бесплатно гражданам на праве общей долевой собственности в случаях, предусмотренных законами субъектов РФ;
6. из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, формируется фонд перераспределения;
7. особенности купли-продажи;
8. срок договора аренды.
Статьей 9 ФЗ «Об обороте земель сельсхозназначения» предусмотрен предельный срок договора аренды- 49 лет.
Основными нормативными правовыми актами, регулирующими правовой режим земель сельскохозяйственного назначения, являются.
Деление земель сельскохозяйственного назначения по степени плодородия почв имеет, помимо хозяйственного, правовое значение, предопределяя различия в характере возникающих по их поводу земельных правоотношений. Такие различия принято называть правовым режимом. Элементами содержания понятия правовой режим земельявляются: право собственности на землю, права на землю лиц – несобственников земельных участков, государственное управление в сфере использования и охраны земель, правовая охрана земель и меры ответственности за нарушение земельного законодательства.
Объектом общего правового режима является вся площадь земель, пригодных для нужд сельского хозяйства. Их целевое назначение – быть средством производства продуктов питания и кормов для животных, а также сырья для промышленности. Правовой режим этой категории земель заключается в том, что они предоставляются, прежде всего, для сельскохозяйственных целей. Пригодность земель для этих целей устанавливают по данным земельного кадастра. Для строительства промышленных предприятий и иных несельскохозяйственных нужд должны предоставляться земельные участки несельскохозяйственного назначения или не пригодные для сельского хозяйства либо сельскохозяйственные угодья худшего качества по кадастровой стоимости (ч. 2 ст. 79 ЗК).
Особый правовой режим установлен законодательством для сельскохозяйственных угодий с кадастровой оценкой выше среднерайонного уровня. К сельскохозяйственным угодьям в таком правовом значении относятся участки и земельные площади, обладающие общностью естественных признаков, целевого хозяйственного назначения и более строгими требованиями их охраны. Это – пашня, окультуренные (мелиорированные) луга, сенокосы, пастбища, виноградники, сады и др.
Изъятие таких угодий для несельскохозяйственных нужд допускается лишь в исключительных случаях, связанных с выполнением международных обязательств, разработкой месторождений ценных полезных ископаемых строительством объектов культуры и истории, здравоохранения, образования, дорог, магистральных трубопроводов, линий связи, электропередач и других линейных сооружений при отсутствии других вариантов возможного размещения этих объектов (ч. 3 ст. 79 ЗК РФ).
Правительство РФ утвердило Федеральную целевую программу повышения плодородия почв в России. Программа разработана на основании распоряжения Правительства РФ от 15 февраля 2001 г. № 223-р в соответствии с основными направлениями социально-экономической политики Правительства Российской Федерации на долгосрочную перспективу, федеральными законами «О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения», «О мелиорации земель», «Об охране окружающей природной среды», ВК РФ с учетом Основных направлений агропродовольственной политики Правительства Российской Федерации на 2001-2010 гг., а также ряда других нормативных правовых документов. Для выполнения программы, помимо больших финансовых и материальных затрат, потребуется повышение культуры работы с землей, освоение нормальных севооборотов, что возможно в условиях крупномасштабного хозяйства.
Специальный правовой режим установлен для особо ценных в данном регионе продуктивных земель, в том числе опытных полей (участков) научно-исследовательских учреждений и учебных заведений (ч. 4 ст. 79 ЗК РФ). Перечень участков таких земель устанавливается законодательством субъектов Российской Федерации. Федеральный закон, не связывая инициативу и полномочия субъектов Федерации при определении, какие из имеющихся у них земель сельскохозяйственного назначения могут быть отнесены к особо ценным, в качестве критерия для решения вопроса называет продуктивность земель.
Специальный правовой режим земель указанных государственных учебных и научно-исследовательских учреждений, племенных и опытно-селекционных центров состоит в том, что эти земли исключены из перераспределения в процессе реорганизации колхозов, совхозов и приватизации сельскохозяйственных предприятий согласно постановлению Правительства РФ от 4 сентября 1992 г. № 708.
Основным признаком специального правового режима особо ценных земель (участков и полей) является то, что использование их для других целей не допускается (ч. 4 ст. 79 ЗК РФ).
Специальный режим установлен земельным законодательством – Федеральным и субъектов Федерации – для территорий в местах проживания малочисленных народов районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностях. В частности, при необходимости изъятия земельных участков для целей, не связанных с хозяйственной деятельностью этих малочисленных народов и этнических групп, предусматривается возможность проведения референдума, когда представление земельных участков на этих территориях под строительные объекты затрагивает интересы указанных народов и групп.
Земли сельскохозяйственного назначения пользуются особой правовой защитой со стороны государства, т. к. являются основным источником продуктовой продукции для населения страны. Именно поэтому органы власти особенно внимательно следят за ними и устанавливают особые правила их использования. Посмотрим же, в чем именно состоит режим, действующий в отношении этих земель.
Понятие и состав земель сельскохозяйственного назначения по российскому праву
Земельное законодательство подразделяет все участки, находящиеся на территории нашей страны, на 7 отдельных категорий. Различие между ними состоит в том, что для каждой из них установлено самостоятельное назначение. Как следствие, различаются и действия, допускаемых владельцами, арендаторами либо иными землепользователями в отношении участков.
- не находятся в пределах черты городских или сельских поселений;
- предоставляются для использования их в сельхоздеятельности, то есть для производства продуктов питания либо растительного сырья (льна, конопли, хлопка и т. д.).
В свою очередь, среди земель сельскохозяйственного назначения выделяются различные типы участков:
- собственно угодья, то есть поля, пастбища или сады, используемые для производства;
- дороги и коммуникации, используемые в сельхоздеятельности;
- защитные лесополосы вдоль полей и по границам оврагов и балок;
- водные объекты, используемые для аквакультуры (разведения пресноводных рыб).
Кроме того, в состав земель сельскохозяйственного назначения включаются и участки, занятые под строения, в которых производится хранение либо первичная обработка продукции (токи, элеваторы и т. п.), а также обслуживание сельхозтехники и другая деятельность, напрямую связанная с ведением хозяйства.
Таким образом, понятие и состав земель сельскохозяйственного назначения достаточно широки.
Что представляет собой правовой режим земель сельскохозяйственного назначения
Термин «правовой режим земель сельскохозяйственного назначения» представляет собой совокупность правовых норм, с помощью которых государство осуществляет регулирование в определенных сферах или обстоятельствах. Режим может быть как общим — например, применяемым ко всем землям на территории нашей страны, так и особенным — в данном случае используемым по отношению к землям сельскохозяйственного назначения.
По отношению к последним правовой режим включает в себя:
Не знаете свои права?
- Объект, в отношении которого режим действует. Таким объектом являются земельные участки, используемые непосредственно для сельхозпроизводства или его обеспечения.
- Государственные органы, осуществляющие регулирование. Их состав весьма обширен: сюда входят Росреестр и его территориальные органы, Росимущество и ряд других федеральных исполнительных органов. Кроме того, в определенных случаях земли сельскохозяйственного назначения регулируются также органами субъектов РФ.
- Лица, использующие земли сельскохозяйственного назначения. О них будет сказано особо.
- Совокупность прав и обязанностей, которыми обладают субъекты, использующие земли сельскохозяйственного назначения.
- Механизм, с помощью которого поддерживается правовой режим. Он включает в себя наличие нормативных актов, регулирующих отношения, санкции за их нарушение и порядок, с помощью которого устраняются допущенные нарушения. Некоторые теоретики включают в механизм поддержания режима также порядок законотворчества, с помощью которого принимаются новые акты, касающиеся земель сельскохозяйственного назначения.
Пользователи сельхозземель
Закон устанавливает, что земли сельскохозяйственного назначения подлежат использованию следующими лицами:
- Гражданами, которые имеют статус фермеров (глав КФХ) или просто занимаются ведением подсобного хозяйства.
- Коммерческими организациями в любой организационной форме (от ООО до МУП).
- Некоммерческими юридическими лицами (потребкооперативами, религиозными объединениями граждан и т. д.).
- Организациями казаков. Их отдельное выделение связано с тем, что государство считает необходимым сохранять традиции и культуру казачества, а также привлекать членов казачьих организаций к государственной службе.
- Подразделениями учебных и научных организаций, готовящих специалистов для сельского хозяйства. Кроме того, эти организации могут заниматься и научной деятельностью, связанной с повышением эффективности сельхоздеятельности.
- Общинами коренных народов, то есть аборигенов российского Севера, Дальнего Востока и других регионов. Они специально выделяются, поскольку такие общины пользуются со стороны государства рядом определенных льгот. Связано это с тем, что без государственной поддержки традиционный образ жизни, а также промыслы и прочие особенности таких народов очень быстро исчезнут — а вместе с ними и сами народы. Это приведет к обеднению общего культурного поля России, поэтому для малочисленных народов предусмотрена государственная поддержка — в том числе в области предоставления им земель сельскохозяйственного назначения (напомним, что к таким землям относятся не только поля, но и, к примеру, оленеводческие пастбища).
Земли сельскохозяйственного назначения — что можно строить на них?
Хотя земли сельскохозяйственного назначения в основном предназначены для сельхозпроизводства, на них все же допускается строительство. Однако нужно отметить, что земли сельскохозяйственного назначения включают в себя и особо ценные участки, установленная стоимость по кадастру которых намного превышает среднюю. При этом любая деятельность, кроме сельскохозяйственной (в том числе и строительство), на них запрещена.
Так всё же, если у вас есть земли сельскохозяйственного назначения - что можно строить на них? Закон допускает возведение следующих объектов:
- Зданий и сооружений, необходимых для сельхозпроизводства. Организации или граждане-фермеры могут возводить склады продукции, элеваторы, стационарные зерносушилки и другие объекты, необходимые для хранения или первоначальной обработки продукции.
- Объекты коммуникаций внутри хозяйства. Это означает, что владелец или долгосрочный землепользователь вправе сооружать на своем участке дороги, ведущие к полям, прокладывать в установленном порядке ЛЭП, необходимые для обеспечения работы производственных агрегатов, водопроводы и т. п.
- Наконец, в определенных пределах допускается и жилищное строительство — и об этом стоит поговорить подробнее.
Правила строительства на землях сельскохозяйственного назначения 2019-2020, касающиеся жилья
Итак, в вашем распоряжении участок из числа земель сельскохозяйственного назначения. В каких случаях на нем допустимо строительство жилья?
Прежде всего, жилищное строительство допускается, если земли сельскохозяйственного назначения используются для фермерства. Поскольку фермер практически постоянно должен находиться на обрабатываемой земле (во время вспашки или уборки — практически круглосуточно), в большинстве субъектов РФ органы власти идут фермерам навстречу и разрешают им строить дома или коттеджи на своих участках. По крайней мере, такой порядок действовал до марта 2015 года, хотя местами действует и до сих пор.
Сейчас же, скорее всего, потребуется перевод той части участка, на которой непосредственно расположен дом с прилегающими постройками, в другую категорию земель. И в любом случае лучше заранее проконсультироваться в местных органах власти или у юриста, занимающегося земельными делами, по поводу статуса конкретного участка.
Некоторые фермеры решают вопрос, возводя на своих участках здания, формально считающиеся «помещениями для отдыха работников со столовой и душевой». С точки зрения закона такое здание не будет считаться жилым, поэтому его возведение практически всегда разрешается. Однако надо помнить: так как это не является жилищным строительством, к примеру, зарегистрироваться в таком доме будет нельзя.
В том случае, если земли сельскохозяйственного назначения выделены для подсобного или дачного хозяйства, строительство в определенных пределах допускается. Однако чаще всего такие участки включаются в черту населенных пунктов и, следовательно, перестают быть сельхозземлями. Опять-таки, для того чтобы решить вопрос с жилой застройкой в таком случае, необходимо уточнить статус участка.
Правила землепользования и застройки сельского поселения в 2019-2020 годах
Использование земли сельскохозяйственного назначения часто связано с развитием сельских населенных пунктов, в отношении которых, согласно градостроительному законодательству, применяются правила, касающиеся застройки и пользования землей. Эти правила разрабатываются на муниципальном уровне с учетом норм федерального и регионального законодательства и включают:
- карту зонирования земли в градостроительных целях;
- регламентацию;
- порядок применения этих правил.
Связь этих правил с землями сельскохозяйственного назначения состоит в том, что обычно расширение поселений осуществляется именно за счет таких земель, находящихся в пределах территории муниципалитета. Благодаря переводу участков в другую категорию и изменению границ становится возможным жилая и иная застройка, что позволяет поселениям развиваться.
Деление земель сельскохозяйственного назначения по степени плодородия почв имеет, помимо хозяйственного, правовое значение, предопределяя различия в характере возникающих по их поводу земельных правоотношений. Такие различия принято называть правовым режимом. Элементами содержания понятия правовой режим земельявляются: право собственности на землю, права на землю лиц – несобственников земельных участков, государственное управление в сфере использования и охраны земель, правовая охрана земель и меры ответственности за нарушение земельного законодательства.
Объектом общего правового режима является вся площадь земель, пригодных для нужд сельского хозяйства. Их целевое назначение – быть средством производства продуктов питания и кормов для животных, а также сырья для промышленности. Правовой режим этой категории земель заключается в том, что они предоставляются, прежде всего, для сельскохозяйственных целей. Пригодность земель для этих целей устанавливают по данным земельного кадастра. Для строительства промышленных предприятий и иных несельскохозяйственных нужд должны предоставляться земельные участки несельскохозяйственного назначения или не пригодные для сельского хозяйства либо сельскохозяйственные угодья худшего качества по кадастровой стоимости (ч. 2 ст. 79 ЗК).
Особый правовой режим установлен законодательством для сельскохозяйственных угодий с кадастровой оценкой выше среднерайонного уровня. К сельскохозяйственным угодьям в таком правовом значении относятся участки и земельные площади, обладающие общностью естественных признаков, целевого хозяйственного назначения и более строгими требованиями их охраны. Это – пашня, окультуренные (мелиорированные) луга, сенокосы, пастбища, виноградники, сады и др.
Изъятие таких угодий для несельскохозяйственных нужд допускается лишь в исключительных случаях, связанных с выполнением международных обязательств, разработкой месторождений ценных полезных ископаемых строительством объектов культуры и истории, здравоохранения, образования, дорог, магистральных трубопроводов, линий связи, электропередач и других линейных сооружений при отсутствии других вариантов возможного размещения этих объектов (ч. 3 ст. 79 ЗК РФ).
Правительство РФ утвердило Федеральную целевую программу повышения плодородия почв в России. Программа разработана на основании распоряжения Правительства РФ от 15 февраля 2001 г. № 223-р в соответствии с основными направлениями социально-экономической политики Правительства Российской Федерации на долгосрочную перспективу, федеральными законами «О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения», «О мелиорации земель», «Об охране окружающей природной среды», ВК РФ с учетом Основных направлений агропродовольственной политики Правительства Российской Федерации на 2001-2010 гг., а также ряда других нормативных правовых документов. Для выполнения программы, помимо больших финансовых и материальных затрат, потребуется повышение культуры работы с землей, освоение нормальных севооборотов, что возможно в условиях крупномасштабного хозяйства.
Специальный правовой режим установлен для особо ценных в данном регионе продуктивных земель, в том числе опытных полей (участков) научно-исследовательских учреждений и учебных заведений (ч. 4 ст. 79 ЗК РФ). Перечень участков таких земель устанавливается законодательством субъектов Российской Федерации. Федеральный закон, не связывая инициативу и полномочия субъектов Федерации при определении, какие из имеющихся у них земель сельскохозяйственного назначения могут быть отнесены к особо ценным, в качестве критерия для решения вопроса называет продуктивность земель.
Специальный правовой режим земель указанных государственных учебных и научно-исследовательских учреждений, племенных и опытно-селекционных центров состоит в том, что эти земли исключены из перераспределения в процессе реорганизации колхозов, совхозов и приватизации сельскохозяйственных предприятий согласно постановлению Правительства РФ от 4 сентября 1992 г. № 708.
Основным признаком специального правового режима особо ценных земель (участков и полей) является то, что использование их для других целей не допускается (ч. 4 ст. 79 ЗК РФ).
Специальный режим установлен земельным законодательством – Федеральным и субъектов Федерации – для территорий в местах проживания малочисленных народов районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностях. В частности, при необходимости изъятия земельных участков для целей, не связанных с хозяйственной деятельностью этих малочисленных народов и этнических групп, предусматривается возможность проведения референдума, когда представление земельных участков на этих территориях под строительные объекты затрагивает интересы указанных народов и групп.
Субъекты прав на земли сельскохозяйственного назначения
Статья 78 ЗК РФ перечисляет следующие категории в качестве субъектов прав на сельскохозяйственные земли:
· граждане, в том числе ведущие крестьянские (фермерские) хозяйства, личные подсобные хозяйства, садоводство, животноводство, огородничество;
· хозяйственные товарищества и общества, производственные кооперативы, государственные и муниципальные унитарные предприятия, иные коммерческие организации;
· некоммерческие организации, в том числе потребительские кооперативы, религиозные организации;
· казачьи общества;
· опытно-производственные, учебные, учебно-опытные и учебно-производственные подразделения научно-исследовательских организаций, образовательных учреждений сельскохозяйственного профиля и общеобразовательных учреждений;
· общины коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации для сохранения и развития их традиционного образа жизни, хозяйствования и промыслов.
Перечисленные выше субъекты прав на земли сельскохозяйственного назначения не исчерпывают перечня субъектов, являющихся собственниками, владельцами или пользователями земельных участков данной категории земель. Большие площади таких земель могут находиться в ведении государственных и муниципальных органов. Это – земли запаса, земли, приобретенные ими в собственность или переданные после прекращения прав прежних владельцев, пользователей и собственников, в том числе в порядке конфискации.
Все субъекты прав на земли сельскохозяйственного назначения должны обладать общей, а некоторые специальной право- и дееспособностью. Так, все юридические лица, исключая, разумеется, органы государственной и муниципальной власти, должны быть предприятиями, учреждениями, организациями сельскохозяйственного профиля, что фиксируется в их уставе.