Скачать презентацию на тему фобии. Коррекционная работа психолога в школе

Страх!!! Выполнила: Коровина Люба, ученица 10 класса.

Цель в моей работе заключается в выяснении основных причин возникновения страхов у подростков и ее динамика с течением времени.

Задачи
  • Изучить информацию
  • Найти и изучить как побороть страх
  • Создать памятки как бороться со страхом
Проблема
  • Как побороть страх.
Страх- это … 2) Отрицательно окрашенная эмоция, которая возникает в ответ на опасность или угрозу. 3) Эмоция, которая призвана защитить нас от опасности. 4) Не признак слабости, а естественная реакция организма на внешние раздражители, на какую-либо угрозу или опасность

1)Эффективное отражение в сознании человека конкретной угрозы для его жизни и благополучия.

Как побороть страх

  • 1)Можно попробовать преодолеть страх чисто логическим путем. Когда возникает страх, подумайте о самом худшем варианте развития событий в случае, если вы все-таки решитесь действовать, несмотря на свой страх. 2) Теперь можно бороться против страха не логикой, а эмоциями.
  • 3)Затем нужно научиться преодолевать страх, чтоб он не стоял у нас на дороге.
  • 4)Создайте у себя привычку действовать, несмотря на страх.
Виды страха 1)Тревога за своего ребенка 2)Страх заболеть 3) Страх постареть 4)Страх осуждения 5)Страх перед начальником 6)Страх публичного выступления 7) Страх перед сдачей экзаменов (9-11кл.) 8)Страх перед новым На заметку: Если Вы испытываете чувство страха, обозначьте четкие причины страха, т.е. что или кто его вызывает. Важно точно установить причину данного чувства. Оцените вероятность того, что пугающее свершится. Возможно, Вы боитесь того, что в действительности не произойдет. Представьте, что то, чего Вы боялись, свершилось. Подумайте, как изменилась бы Ваша жизнь, что новое появилось бы, как бы Вы могли этого избежать. Из истории… Страхи, как и все, что присуще человеку идут из детства, перерастая в фобии. Специалисты предсказывают, что к 2020 году психические расстройства войдут в мировую пятерку болезней-лидеров

Страхи у подростков – не столь редкое явление, но они обычно тщательно скрываются. Наличие устойчивых страхов в подростковом возрасте всегда свидетельствуют о неспособности защитить себя.

Много времени посвятил проблеме страхов Рэчмен.

Согласно его «концепции» события или ситуации, которые вызывают боль, могут вызвать страх независимо от наличного ощущения боли.

Так же над проблемой страхов работал Черясворт.

Он говорил: «Что страх может сопровождаться или за ним может следовать осторожное исследование или даже улыбка.»

Вывод Любой страх, стоящий на пути к Вашему успеху – это придуманный Вашим сознанием воздушный шар, закрывающий собой Вашу цель и мешающий ее достижению. Но стоит применить конкретную технику для конкретного вида страха – и он лопнет как воздушный шар от прокола иглы, очистив в Вашем сознании преграды, мешающие достижению целей. Спасибо за внимание

Слайд 2

2 Классификация наших страхов

Слайд 3

Страх, от латинского - «angustia» - сдавление, сжатие, теснота, сужение – беспредметная, неопределённая и немотивированная эмоция или чувство, связанное, прежде всего с эмоциональным или астральным телом. 3

Слайд 4

С Т Р А Х И

Слайд 5

«Титулы» страхов Клаустрофобия– страх закрытого пространства Гипсофобия– страх высоты Оксифобия– страх острых предметов Нозофобия– страх заболеть тяжелой болезнью Гематофобия– страх крови Танатофобия– страх смерти

Слайд 6

Гидрофобия– страх воды Гипсофобия– страх высоты Ахлуафобия– страх темноты Монофобия– страх одиночества Кенофобия– страх пустых помещений Арахнофобия– страх пауков Фармакофобия– страх лекарственных препаратов

Слайд 7

Тахофобия– страх скорости Аэрофобия– страх полетов на самолете Социофобия– страх новых знакомств Трискайдекафобия– страх 13 числа Гипнофобия– страх сна Гелофобия– страх насмешек Эротофобия– страх перед сексуальными отношениями

Слайд 8

Три самых мощных антагониста страха – вера, любовь и знание.

Вера в саму способность избавления от страха – уже предвесник его рассеивания, а вера в собственное могущество и способность управлять любыми эмоциональными и ментальными поползновениями ведёт к избавлению от его доминирования. Любовь в своей сути бесстрашна и целебна. Её прививки избавляют не только от разрушающих вирусов сомнения, тревоги, опасений, а и губительно действуют на самую главную причину страха – сам страх с его неопределённостью и безобъектностью, неуверенностью и неверием. Узнав природу страха и корни его происхождения, возможно, найти механизмы его контроля, управления, изживания. 8

Слайд 9

Специалисты предлагают следующие способы борьбы с тревогой:

1. Спросите себя: "О чем я тревожусь?" Составьте список того, что вас тревожит. Затем по каждому пункту отдельно вновь задавайте себе вопрос: "Есть ли у меня основания для беспокойства?" Если ответ "нет", скажите себе: "Мне больше нет необходимости тревожиться, я успокаиваюсь". Если ответ "да", начинайте изменять ситуацию, порождающую тревогу. 2. Если вы волнуетесь не за себя, а за близких людей, спросите себя: "Нужна ли ему (ей, им) моя тревога, помогает ли она близкому человеку?" Скорее всего, вы ответите на этот вопрос отрицательно. В таком случае: "Что я могу сделать для него вместо того, чтобы тревожиться?« 3. Если нет возможности изменить ситуацию, то тогда остается возможность изменить свое отношение к ней. Положитесь на судьбу и скажите себе: "Будь что будет. Все к лучшему". 4. Раздуйте свою тревогу, как воздушный шарик, до невообразимо больших размеров, преувеличьте ее, как только сможете, постарайтесь хорошенько себя запугать. Неплохо при этом также трястись всем телом. В определенный момент вам станет смешно, шарик лопнет - и тревога улетучится. 9

Слайд 10

5. Попробуйте воспринять свою тревогу как приятное возбуждение, физиологически эти состояния во многом сходны. 6. Можно также переделать тревогу в энтузиазм, сказав себе: "Я собран, голова ясная, готов к действию". После чего начинайте действовать. Может быть, это будет решение профессиональных задач, или выработка новых идей, или просто уборка квартиры. 7. Разряжайте тревогу физическими упражнениями. Особенно уместны бег трусцой, длительные пешие прогулки, восточные практики и плавание. Серьезного переутомления следует избегать. 8. Если тревога носит хронический характер, ведите дневник, подробно описывая свое состояние и те способы, которые помогли вам почувствовать себя лучше. Перечитывайте дневник, убеждаясь, что тревога подобна волне: за приливом всегда следует отлив. 9. Обсуждайте тревогу с близкими людьми. Они окажут вам моральную поддержку и помогут понять, насколько обоснованны ваши опасения. Попробуйте один или несколько способов. В большинстве случаев состояние человека после их применения улучшается. 10

Тревога - дитя эволюции

Тревога ощущение, знакомое абсолютно каждому человеку. В основе тревоги лежит инстинкт самосохранения, который достался нам от далёких предков и который проявляется в виде защитной реакции «Беги или сражайся». Говоря иначе, тревога не возникает на пустом месте, а имеет под собой эволюционные основания. Если во времена, когда человеку постоянно угрожала опасность в виде нападения саблезубого тигра или нашествия враждебного племени, тревога действительно помогала выживать, то сегодня мы живём в самое безопасное в истории человечества время. Но наши инстинкты продолжают работать на доисторическом уровне, создавая многие проблемы. Поэтому важно понимать, что тревога - это не ваш личностный недостаток, а выработанный эволюцией механизм, который более не актуален в современных условиях. Некогда необходимые для выживания тревожные импульсы в настоящий момент утратили целесообразность, превратившись в невротические проявления, существенно ограничивающие жизнь тревожных людей.

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Фобии и страхи Педагог-психолог МАОУ СОШ №10 Светлышева Т.В.

Страх - - внутреннее состояние, обусловленное грозящим реальным или предполагаемым бедствием

Различают тревогу и страх Страх – аффективное отражение в сознании конкретной угрозы для жизни и благополучия человека Тревога – эмоционально заостренное ощущение предстоящей угрозы, страх неизвестно чего

Фобия - устойчивые проявления различных страхов. Фобиями называют также отношения неприязни и ненависти к чему-либо - страх как эмоция в этом случае присутствует в завуалированной форме.

Страхи условно можно разделить на: природные социальные экзистенциальные

Природные: 1. Потерять родных 2. Пострадать от катастрофы 3. Нападения 4. Животных 5. Боязнь крови 6. Боязнь боли 7. Боязнь уколов 8. Боязнь больницы 9. Привидений 10. Огня 11. Глубокой воды 12. Высоты

Социальные страхи: 1. Страх опоздания 2. Позора 3. Осуждения 4. Быть высмеянным и отверженным 5. Страх одиночества 6. Отношений с противоположным полом 7. Наказания 8. Опоздать 9. Не справиться 10. Не совладать с чувствами

Виды страха: конструктивный - созидательный, задает тонус деятельности. деструктивный - разрушительный

Страх имеет генетические корни. Внешняя среда может его либо развить, либо подавить. К 10-12 годам страх (или его отсутствие) становится чертой характера.

Физиологические проявления страха: Дрожь Усиленное потоотделение Учащение пульса Сухость во рту Головокружение Тошнота

Чем больше агрессии, самоуверенности, тем меньше страхов Чем неувереннее, беззащитнее подросток, тем страхов больше

Общие причины детского страха Отзвуки страхов первобытного человека Неблагоприятная семейная ситуация Неосмотрительные разговоры взрослых Длительное пребывание за пределами семьи Появление второго ребенка Воспитание в культуре стыда, излишняя строгость Природные и социальные катаклизмы Меланхолический темперамент

Общие причины детского страха Невротические состояния, вызванные частыми неудачами Следствие перенесенных заболеваний Плод чрезмерного детского воображения Естественная боязнь темноты, грома опасных животных Проявление инстинкта самосохранения Угроза исключения из группы сверстников

Гендерные различия Страхи юношей: общественного порицания физических травм несчастных случаев наказаний родителей Страхи девушек: как выглядят справятся ли с делом добьются ли успеха

Какие страхи вы испытываете?

такого страха у меня никогда не было -0; такой страх у меня был однажды - 1; такой страх у меня был несколько раз - 2; периодически такой страх у меня возникает - 3; этот страх меня преследует постоянно - 4. Оцени, насколько данный фактор провоцирует у тебя чувство страха, пользуясь шкалой от 0 до 4 баллов:

никогда не было -0; однажды - 1; несколько раз - 2; периодически - 3; постоянно - 4. Оцени, насколько данный фактор провоцирует у тебя чувство страха, пользуясь шкалой от 0 до 4 баллов: 1 Страх темноты 2 Страх перед вызовом отвечать на уроке 3 Страх утраты любви со стороны близких 4 Страх физического насилия 5 Страх оказаться заложником в руках бандитов 6 Страх высоты 7 Страх быть осмеянным классом 8 Страх предательства со стороны друзей 9 Страх не оправдать доверия со стороны близких людей 10 Страх перед потусторонними силами 11 Страх животных 12 Страх получить плохую оценку

никогда не было -0; однажды - 1; несколько раз - 2; периодически - 3; постоянно - 4. Оцени, насколько данный фактор провоцирует у тебя чувство страха, пользуясь шкалой от 0 до 4 баллов: 13 Страх быть высмеянным друзьями или родней 14 Страх оказаться в толпе в момент паники 15 Страх сглаза или порчи 16 Страх закрытых помещений 17 Страх попасть в транспортную аварию 18 Страх перед вызовом к директору 19 Страх выглядеть смешным или жалким 20 Страх перед Богом 21 Страх полёта на самолётах 22 Страх быть не таким, как остальные ученики 23 Страх быть уличённым во лжи 24 Страх аттракционов

никогда не было -0; однажды - 1; несколько раз - 2; периодически - 3; постоянно - 4. Оцени, насколько данный фактор провоцирует у тебя чувство страха, пользуясь шкалой от 0 до 4 баллов: 25 Страх быть ограбленным на улице 26 Страх болезни 27 Страх быть выгнанным из класса 28 Страх медицинских процедур 29 Страх критики со стороны близких 30 Страх смерти близких людей 31 Страх одиночества 32 Страх собственной смерти 33 Страх перед вызовом родителей в школу 34 Страх наказания родителями за неуспеваемость 35 Страх сексуального насилия 36 Страх террористического взрыва

Вид страха Фобии 1 6 11 16 17 21 24 26 28 30 __ 10 Учебные страхи 2 7 12 18 22 27 33 34 __ 8 Социальные страхи 3 8 9 13 19 23 29 31 __ 8 Криминальные страхи 4 5 14 25 35 36 __ 6 Мистические страхи 10 15 20 32 __ 4 Оцени, насколько данный фактор провоцирует у тебя чувство страха, пользуясь шкалой от 0 до 4 баллов.

Место выполнения работы : с. Троицкое,

Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение

«Троицкая средняя общеобразовательная школа им. Г.К. Жукова»

с. Троицкое, 2015г.

Оглавление:

Введение……………………………………………………………………………………..

Цели и задачи………………………………………………………………………….……

1. Анализ психологической литературы………………………………………………..…

1.1. Понятие и виды страхов………………………………………………………..….......

1.2. Физиология страха……………………………………………………………..……...

1.3. Сила и слабость страхов…………………………………………………………...…..

II . Основная часть…………………………………………………………………..………

2.1. Исследование подростковых страхов………………………………………….……..

2.1.1. Исследование видов подростковых страхов………………………………….……

2.1.1.2. Выявления возрастной динамики страхов………………………………………..

2.2. Результаты исследования…………………………………………………….………...

Заключение……………………………………………………………………………………

Список использованной литературы……………………………………………….………

Приложения

ВВЕДЕНИЕ.

Кто из нас не испытывал чувство страха, каждым человеком он овладевал в той или иной ситуации. Страх предупреждает нас о различных проблемах, которые могут произойти, а могут и не произойти, если мы прислушаемся к страху. Но, помимо здорового, естественного страха, есть страх болезненный, преобладающий и управляющий жизнью человека. На самом деле страхи – это наши ресурсы. Благодаря им, мы можем осознавать свои границы и слабости, понимать, в каком направлении нам необходимо развиваться.

Дети и подростки в силу их эмоциональной восприимчивости с особой силой переживают все эти страхи, которые могут приводить к серьезным нарушениям их эмоциональной сферы вплоть до невротических расстройств. В связи с этим изучение детских и подростковых страхов, а также личностных факторов, которые предрасполагают к ним, представляется актуальной и практически значимой психологической проблемой.

Цель работы: выявление и преодоление преобладающих страхов у подростков.

Задачи исследования :

Проанализировать научно-методическую литературу по теме исследования;

Изучить различные виды и причины страхов у подростков;

Выявить половые различия в степени страхи учащихся,

Ознакомить учащихся с техникой снижения страхов и тревожностей.

В результате были выдвинуты следующие гипотезы исследования: девушки более подвержены страхам, нежели юноши; психотехники помогают в преодолении страхов.

Объект исследования : подростки 14-15 лет.

Предмет исследования : страхи.

    Анализ психологической литературы.

    1. Понятие и виды страхов. /1,8,9,10/

Есть одна такая древняя восточная притча о страхе.
«Один мудрец повстречал на своем пути Чуму и спросил: «Куда ты идешь?» Она отвечает: «В большой город. Мне нужно уморить там пять тысяч человек». Через несколько дней тот же мудрец снова встретил Чуму. «Ты сказала, что уморишь пять тысяч человек, а уморила все пятьдесят», – упрекнул он ее. «Нет, – возразила она, – я погубила только пять тысяч, остальные умерли от страха»...

Страх, порождённый воображением, видит опасность даже там, где её вовсе нет...

Существует множество различных понятий страха. Вот как объясняют это понятие отечественные ученые, работавшие в этом направлении:

Страх, в словаре Ожегова – очень сильный испуг, сильная боязнь. В словаре Даля, страх – страсть, боязнь, робость, сильное опасенье, тревожное состояние, от грозящего или воображаемого бедствия. Известный физиолог И.П. Павлов считал, что страх основан на инстинкте самосохранения, имеет защитный характер и сопровождается определёнными изменениями высшей нервной деятельности, отражается на частоте пульса и дыхания, показателях артериального давления, выделении желудочного сока. «Страх – эмоция, возникающая в ситуациях угрозы биологическому или социальному существованию индивида и направленная на источник действительной или воображаемой опасности » – считает Л.А. Петровский. По мнению А.С. Спиваковской: «страх – это специфическое острое эмоциональное состояние, особая чувственная реакция, проявляющаяся в опасной ситуации. Страх вызывается всегда конкретной и близкой уже наступившей опасностью.

Один из самых сильных человеческих страхов - это страх смерти. Не смотря на то, что страх - это негативная эмоция, одна из тех эмоций, при которых ты чувствуешь себя плохо, у страха есть как слабые, так и сильные стороны.

Исследователи выделяют две стороны страха – положительную и отрицательную. Отрицательное действие страха в том, что человек испытывает негативные эмоции, вызывающие головную боль, пассивность. Субъективные переживания страха могут выражаться в расстройстве психических познавательных процессов: снижается уровень и острота восприятия, нарушается мышление.

Страх смерти, как и другие витальные страхи, основанные на инстинкте самосохранения (страх высоты, грозы, болезней и т.п.), относительно редко беспокоит людей. Зато им досаждают другие опасения, казалось бы, не угрожающие непосредственно жизни и здоровью индивидуума. Это так называемые социальные страхи - ответственности, публичных выступлений и т.п. С одной стороны, подобные чувства в той или иной степени имеются почти у каждого человека, составляя некий негативный эмоциональный фон социума, а с другой, при достижении определенной интенсивности, могут перерасти в тяжелые клинические формы - фобии (от греч. фобос - страх). Особая роль среди социальных страхов отводится двум достаточно близким формам, имеющим свою специфику, - страху ответственности и страху экзаменов. Первый из них опасен своим продолжительным действием, второй, хотя и является кратким, порой достигает значительной силы.

Положительные стороны страха: могут предупреждать об опасности, помогают продлить жизнь, вырабатывается адреналин и норадреналин, что способствует приливу сил, увеличению кровяного давления, учащению дыхания, улучшается работа головного мозга. Так же, к примеру, к положительной стороне страха можно отнести страх перед экзаменом, который дает стимул учащимся ответственно подойти к подготовке к экзамену.

    1. Физиология страха. /5,7/

Поскольку страх - это древнейшая эмоция, повышающая шансы организма на выживание, то и мозговые структуры, ответственные за нее, находятся в более старых, центральных областях головного мозга - так называемой лимбической системе, к которой относятся гиппокамп, миндалины, грушевидная доля и еще несколько мозговых структур.

Отечественный нейрофизиолог В.М.Смирнов подтвердил значение миндалин в возникновении эмоций у человека. Он обнаружил, что воздействие слабым электрическим током на один отдел мозга вызывает у пациентов растерянность и недоумение, раздражение другого участка - необъяснимый страх, а раздражение третьего - немотивированную радость. Исследование американских нейрофизиологов дает основание предполагать, что чувство страха формируется в основном в правом полушарии мозга [рис. 1].

При поверхностном взгляде страх несет малоприятное ощущение - он вызывает огорчения, сковывает активность и даже может приводить к психосоматическим заболеваниям. Однако первоначально эта эмоция возникла в процессе эволюции как защита организма от всевозможных опасностей первобытной жизни. Позже, когда человек построил вокруг себя новую среду обитания (как техногенную, так и социальную), реакция страха во многих случаях перестала быть адекватной обстоятельствам. Согласно мнению антропологов, формирование Homo sapiens закончилось примерно 40-50 тыс. лет назад. Описывая предков человека, И.П.Павлов писал: “Их нервная деятельность выражалась в совершенно определенных деловых отношениях с внешней природой, с другими животными и всегда выражалась в работе мускульной системы. Им приходилось либо бежать от врага, либо бороться с ним” . Поэтому неудивительно, что в результате естественного отбора страх стал запускать в организме человека вполне определенные реакции, способствующие в первую очередь улучшению кровоснабжения мышц и мобилизации энергетических ресурсов организма.

Что же происходит в организме человека, когда его охватывает страх? Прежде всего активируется симпатическая нервная система, мобилизующая энергетические ресурсы и перестраивающая деятельность всех систем органов, подготавливая их к физической деятельности. Активизация симпатической нервной системы приводит к учащенному сердцебиению (“сердце уходит в пятки” ), расширяет зрачки (“у страха глаза велики” ), тормозит активность пищеварительных желез (“от страха во рту пересохло” ) и т.д. Параллельно включается и эндокринная система, которая в опасных ситуациях выбрасывает в кровь адреналин, или “гормон кролика” (в отличие от похожего на него норадреналина, называемого “гормоном льва”, который выделяется при гневе и ярости). Адреналин сужает сосуды кожи (“лицо посерело от страха” ) и в целом действует так же, как и симпатическая нервная система, во многом дублируя ее работу [рис. 2].

Изучение физиологии и нейрохимии страха позволило лучше понять биологические механизмы поведения человека. Но на его жизнедеятельность накладывается множество социальных и культурных установок, в свете которых генетически запрограммированные инстинкты теряют свое приспособительное значение или даже мешают жить. В этом плане страх, запускающий реакции “борьбы или бегства”, которые хорошо проявили себя в период биологической эволюции, оказывается совершенно неадекватным в современной жизни. Поэтому отрицательное значение страха проявляется значительно шире, чем положительное. Он может держать человека в постоянном напряжении, порождать неуверенность в себе и не позволять личности реализоваться в полную силу. Страх сковывает активность человека, в отдельных случаях буквально парализует его, а хроническое состояние тревоги и страха приводит к различным психосоматическим болезням.

1.3. Сила и слабость страхов. /1,2,8/

Эволюционно закрепленная в наших реакциях положительная роль страха для организма. Во-первых, страх мобилизует силы человека для активной деятельности, что зачастую бывает необходимо в критической ситуации. Это происходит за счет выброса адреналина в кровь, что улучшает снабжение мышц кислородом и питательными веществами. Побледнение кожных покровов и холодок «под ложечкой» при испуге относятся к эффектам адреналина: кровь, необходимая в минуту опасности мышцам, отливает от кожи и желудка. Все остальные реакции, сопровождающие страх у человека и животных, также были изначально полезны: волосы, встававшие дыбом от ужаса на голове, должны были напугать потенциального врага.

Во-вторых, страх помогает лучше запоминать опасные или неприятные события. Изучение воспоминаний раннего детства позволило психологу П. Блонскому утверждать, что особенно хорошо запоминается то, что вызывает страдание и страх, а боль и страдание чаще всего воспроизводятся именно как страх. Анализируя этот феномен, В.К. Вилюнас писал: “Нетрудно видеть целесообразность воспроизведения боли и страдания в виде страха. Страх в отношении предметов, доставивших боль, полезен тем, что побуждает в будущем к избеганию этих предметов; переживание же при этом на основе памяти еще и самой боли просто лишало бы активность избегания всякого смысла” . Таким образом, страх - это своеобразное средство познания окружающей действительности, которое помогает индивиду избегать потенциально опасных ситуаций.

И наконец, третья функция страха. Когда информации недостаточно, чтобы принять всесторонне продуманное решение, страх диктует стратегию поведения. Как считает П.В.Симонов, эта эмоция развивается при недостатке сведений, необходимых для защиты индивида от угрозы со стороны биологической или социальной среды. Именно в этом случае целесообразно реагировать на расширенный круг сигналов, чья полезность еще не известна. На первый взгляд, такая реакция избыточна и неэкономна, но зато она предотвращает пропуск действительно важного сигнала, игнорирование которого может стоить жизни.

Согласно классической рефлекторной теории, условный стимул постепенно теряет способность вызывать реакцию, если не подкрепляется повторением безусловного стимула. Фобический синдром может длиться годами без явного внешнего подкрепления, что, однако, не противоречит условнорефлекторной теории.

Сильный страх может пробудить в тебе неведомую ранее физическую силу и выносливость. Однако, несмотря на то, что страх может разбудить сверхчеловеческие способности, никто не хотел бы пережить такие критические моменты вновь, так как слабость страха в том, что это всё же негативная эмоция.

Как говорилось выше, страх показывает области, в которых можно развиваться. Но в то же время это закрытая дверь - и пока ты её сознательно не откроешь, все, что за ней тебе недоступно. Всё это приводит к мысли о необходимости вызова противоположного страху чувства, ключа, который откроет перед тобой все двери.

II . Основная часть.

    1. Методы работы.

2.1.1. Исследование видов подростковых страхов./6/

Для изучения страхов у учащихся 15 – 16 лет, был использован опросник «Виды страха», И.П. Шкуратовой, содержащий тридцать шесть факторов, вызывающих переживание страха. Все эти факторы разделены на пять групп: а) фобии, б) учебные страхи, в) социальные страхи, г) криминальные страхи, д) мистические страхи. Респонденты должны были оценить, насколько данный фактор провоцирует у них чувство страха, пользуясь шкалой от 0 до 4 баллов:

2.1.1.2. Выявления возрастной динамики страхов./6/

Для выявления возрастной динамики страхов использовалась методика «Свободное описание страхов» (СОС), разработанная И.П. Шкуратовой и В.В.Ермаком. В ней испытуемым предлагалось в свободной форме описать свои страхи в трёх временных измерениях: в прошлом, настоящем и будущем. Испытуемый отвечал на следующие вопросы. Чего я боялся, когда был маленьким? Чего я боюсь сейчас? Чего я боюсь в будущем?

В качестве объекта исследования выступило 28 обучающихся 8-х классов (14 юношей и 14 девушек).

2.2. Результаты исследования.

2.2.1. Исследование видов подростковых страхов.

Первой задачей данной работы было исследовать степень выраженности разных страхов у старшеклассников. Суммарные значения по группам юношей и девушек по методике «Виды страха» представлены в [табл. №1].

Как видно из таблицы № 1, наиболее выраженным у подростков оказался страх смерти близких людей (48 баллов у юношей и 46 баллов у девушек). Удивительным является тот факт, что возможность собственной смерти страшит их значительно меньше (9 балла у юношей и 18 у девушек). Очевидно, это можно объяснить тем, что подростки считают это маловероятным для себя событием, а также действием защитных механизмов.

Следующим по выраженности у юношей идёт группа учебных страхов: страх перед вызовом отвечать у доски (22 у девушек и 11 у юношей), страх наказания родителями за неуспеваемость (12 баллов у юношей и 21 баллов у девушек); страх получить плохую оценку (14 баллов у юношей и 12 баллов у девушек).

У девушек в первую пятерку входят страх смерти близких людей (46 баллов), страх отвечать на уроке (17 баллов), страх наказания родителями за плохие оценки (12 баллов), страх отвечать у доски (12 баллов) и страх получить плохую оценку (12 баллов). Поскольку величина страха определяется величиной негативных последствий устрашающего события для личности и его вероятностью, то можно предположить, что эти страхи являются у подростков хроническими и ярко выраженными. Особенно удручает тот факт, что такое повседневное действие, как ответ у доски, сопряжено с таким сильным страхом у школьников обоего пола, что он опережает даже страх физического насилия. В то же время это говорит об очень большой степени инфантильности старшеклассников, которым школьные проблемы кажутся страшнее реальных угроз вне школы.

Судя по данным, школьников не очень пугает возможность быть ограбленным на улице, подвергнуться физическому насилию, оказаться заложником в руках бандитов.

Для обобщенного анализа страхов, все они были сведены в группы:

фобии; учебные; социальные страхи; криминальные; мистические страхи.

Поскольку группы страхов включали разное количество пунктов, для их сопоставления были высчитаны средние значения по группам [табл. №2].

Наибольшую выраженность у старшеклассников имеют фобии, особенно у девушек. Второе место делят учебные и социальные страхи, на третьем месте находятся криминальные, и замыкают ряд мистические страхи.

Данные свидетельствуют о том, что девушки более предрасположены к переживанию всех видов страха. Эти различия являются результатом различий в воспитании девочек и мальчиков. Традиционно юношей с детства приучают к тому, что они не должны бояться всевозможных объектов и явлений, или, по крайней мере, не признаваться в собственных страхах. В то же время девушкам позволительно проявлять слабость и искать защиты у представителей мужского пола.

2.2.2. Выявления возрастной динамики страхов.

Для выявления возрастной динамики страхов испытуемые опрашивались о страхах, которые они переживали в прошлом, наиболее выражены в настоящее время, и чего они опасаются в будущем. Обработка методики «СОС» осуществлялась с помощью контент-анализа по тем же шкалам, что и в предыдущей методике.

Данные [табл. №3], показывают, что детство оказывается представленным в основном фобиями, которые с возрастом убывают. Школьники считают, что в будущем они вообще будут свободными от фобий (страха темноты, высоты, болезни и т.п.). Напротив, социальные страхи, связанные с отношениями с окружающими людьми, нарастают, причем подростки считают, что в будущем эти страхи выйдут на первый план. Учебные страхи находятся на пике в настоящее время, что вполне объяснимо. Подростки явно недооценивают криминальную обстановку в стране, не выражая никаких волнений по поводу возможности стать жертвой криминального поведения других людей. Гораздо более часто (особенно девушки) они отмечают наличие у себя мистических страхов, связанных с потусторонними силами.

Следующей задачей нашего исследования было изучение выраженности различных страхов у подростков, посещавших тренинги по преодолению страхов. На тренингах ребятам предлагалось, как бы «познакомиться со своим страхом и подружиться с ним»: в ыписать всё, чего боишься - и это будет указание тех областей, в которых необходимо больше всего развиваться. После занятий ребята снова отвечали на вопросы анкеты «Виды страха». Данные результаты приведены в [табл. № 4] в сравнении с результатами первого опроса.

Заключение.

Человек начинает бояться, как только появляется на свет, страх усиливается в несколько раз, когда человек учится мыслить, понимает противоречивость своего бытия, которое состоит в том, что природа наделила человека сознанием, оставив его при этом частью себя. Всю жизнь страхи только усиливаются; когда человек думает, что наконец-то поборол свой страх, тут же возникает новый, и он начинает искать другие средства и мероприятия против него, и, кажется, что в этом только и состоит смысл жизни.

Подводя итоги результатов проведенного исследования можно сделать выводы:

Все виды страха более выражены у девушек по сравнению с юношами. Эти различия являются результатом различий в воспитании девочек и мальчиков. Традиционно молодых людей с детства приучают к тому, что они не должны бояться всевозможных объектов и явлений, или, по крайней мере, не признаваться в собственных страхах. В то же время девушкам позволительно проявлять слабость и искать защиты у представителей мужского пола.

Таким образом, гипотеза, что девушки более подвержены страхам, нежели молодые люди и с возрастом количество страхов уменьшается подтверждена.

Несмотря на свою отрицательную характеристику, страх позволяет человеку избежать угрозы, тем самым выполняя защитную функцию.

Учащиеся могут научиться побеждать свои страхи, для этого нужно учиться контролировать свои страхи посредством специальных занятий по преодолению страхов, так как п ри благоприятных обстоятельствах жизни у ребёнка страхи исчезают. Но бывают случаи, когда страхи накапливаются, нарастая как снежный ком, создавая проблемы.

Список использованной литературы:

    Абакумова Т.В. Классификация основных видов страха современного общества // Социальная психология: диалог Санкт-Петербург – Якутск.- СПб, 2002, с.133-140.

    Захаров А.И. Как помочь нашим детям избавится от страха. – СПб., 1995.

    Захаров А.И. Неврозы у детей и психотерапия. – СПб., 2000.

    Изард К. Эмоции человека. – М.,1980.

    Прихожан А.М Тревожность у детей и подростков: психологическая природа и возрастная динамика. – М., 2000.

    Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога. – М.,1999.

    Щербатых Ю.В. Ивлева Е.И. «Психофизиологические и клинические аспекты страха, тревоги и фобий». Воронеж. Истоки. 1998.

    Щербатых Ю.В. «Психология страха». М. «Эксмо». 2002.

Интернет-ресурсы:

    https :// m . slovari . yandex . ru Страх – толковый словарь Даля – Яндекс. Словари

    ozegov . info / slovar /? ex = y & q =СТРАХ – Толковый словарь русского языка – С.И. Ожегов

Приложения:

Рисунок 1.

Схема строения лимбической системы человека.

Рисунок 2.

Регуляция потоотделения при страхе.

Словарь страхов

Аблютофобия: страх мытья и водных процедур.

Авиафобия: 1. Навязчивый страх перед птицами.2. Невротический страх перед путешествием в самолете.

Агорафобия: 1. Боязнь пространства, открытых мест, площадей, 2. Боязнь скопления людей.

Аутомизофобия: страх загрязнения, заставляющий больного беспрестанно мыться, мыть руки,

Аутофобия: навязчивый страх одиночества,

Батеофобия: боязнь высоты,

Бронтофобия: боязнь грома, молнии,

Венерофобия: страх заразиться венерической болезнью,

Герпетофобия: Боязнь змей,

Гомилофобия: боязнь общения с окружающими из-за опасения проявить свою несостоятельность, показаться им смешным или подозрительным, привлечь к себе внимание,

Демофобия: боязнь скопления людей, толпы,

Дерматопатофобия: навязчивый страх, боязнь заболеть кожной болезнью,

Динофобия: боязнь головокружения,

Зоофобия: боязнь животных, чаще определенного вида (кошек, куриц и других),

Изолофобия: боязнь одиночества в жизни,

Кардиофобия: приступообразно возникающее чувство страха, относящееся к деятельности сердца,

Кенофобия: боязнь больших незаполненных пространств, например пустого здания или безлюдной площади,

Кераунофобия: боязнь грома и молнии,

Клаустрофобия: боязнь закрытых помещений,

Лалофобия: боязнь говорить из-за возникновения заикания,

Логофобия: боязнь нарушения способности к экспрессивной речи, произнесения слов,

Мизофобия: боязнь загрязнения, стремление избежать прикосновения к окружающим предметам,

Монофобия: 1. Боязнь остаться в одиночестве. 2. Единственный вид страха, не сочетающийся с другими,

Некрофобия: боязнь трупов и похоронных принадлежностей,

Неофобия: навязчивый страх всего нового (смены работы, окружающей обстановки),

Никтофобия: боязнь наступления ночи – из-за темноты, предчувствия

мучительной бессонницы, кошмарных сновидений,

Пейрафобия: боязнь публичных выступлений (произнесения речи, сдачи экзамена),

Пирофобия: боязнь огня, пожара,

Селафобия: боязнь вспышек света,

Социофобия: страх контактов, социальных ситуаций, оценки окружающими,

Танатофобия: страх смерти,

Тафефобия: 1. Боязнь быть погребенным заживо, 2. Боязнь похорон и связанного с ним ритуала,

Топофобия: боязнь остаться одному в помещении. Страх, что не удастся спастись, если наступит пожар или землятресение, или что некому будет оказать помощь,

Эремофобия: боязнь находиться в безлюдном месте, быть в одиночестве.

Опросник: «Виды страха» (И.П. Шкуратова).

Опросник содержит тридцать шесть факторов, вызывающих переживание страха.

Все эти факторы сгруппированы в пять групп:

а) фобии;

б) учебные страхи;

в) социальные страхи;

г) криминальные страхи;

д) мистические страхи.

Испытуемый должен оценить, насколько данный фактор провоцирует у него чувство страха,

пользуясь шкалой от 0 до 4 баллов:

такого страха у меня никогда не было;

такой страх у меня был однажды;

такой страх у меня был несколько раз;

периодически такой страх у меня возникает;

этот страх меня преследует постоянно.

        1. Страх утраты любви со стороны близких. 0 1 2 3 4

  1. Страх оказаться заложником в руках бандитов. 0 1 2 3 4

    Страх предательства со стороны друзей. 0 1 2 3 4

    Страх перед потусторонними силами. 0 1 2 3 4

    Страх оказаться в толпе в момент паники. 0 1 2 3 4

    Страх быть выгнанным из класса. 0 1 2 3 4

    Страх одиночества. 0 1 2 3 4

    Страх сексуального насилия. 0 1 2 3 4

    Страх террористического взрыва. 0 1 2 3 4

    Страх сглаза или порчи. 0 1 2 3 4

    Страх попасть в транспортную аварию. 0 1 2 3 4

    Страх выглядеть смешным или жалким. 0 1 2 3 4

    Страх перед Богом. 0 1 2 3 4

    Страх полета на самолетах. 0 1 2 3 4

    Страх быть уличенным во лжи. 0 1 2 3 4

    Страх быть ограбленным на улице. 0 1 2 3 4

    Страх темноты. 0 1 2 3 4

    Страх физического насилия. 0 1 2 3 4

    Страх быть осмеянным классом. 0 1 2 3 4

    Страх не оправдать доверия со стороны близких людей. 0 1 2 3 4

    Страх животных. 0 1 2 3 4

    Страх быть высмеянным друзьями или родней. 0 1 2 3 4

    Страх закрытых помещений. 0 1 2 3 4

    Страх быть не таким, как остальные ученики. 0 1 2 3 4

    Страх болезни. 0 1 2 3 4

    Страх критики со стороны близких. 0 1 2 3 4

    Страх смерти близких людей. 0 1 2 3 4

    Страх перед вызовом родителей в школу. 0 1 2 3 4

    Страх наказания родителями за неуспеваемость. 0 1 2 3 4

    Страх перед вызовом отвечать на уроке. 0 1 2 3 4

    Страх высоты. 0 1 2 3 4

    Страх перед вызовом к директору. 0 1 2 3 4

    Страх аттракционов. 0 1 2 3 4

    Страх медицинских процедур. 0 1 2 3 4

    Страх собственной смерти. 0 1 2 3 4

    Страх получить плохую оценку. 0 1 2 3 4

Таблица №1.

Таблица степени выраженности страхов у юношей и девушек (в баллах).

Виды страхов

дев.

юн.

1

Страх утраты любви со стороны близких

0

0

2

13

5

3

15

7

4

17

4

5

21

8

6

8

2

7

Страх одиночества

14

0

8

Страх сексуального насилия

14

0

9

4

1

10

Страх сглаза или порчи

6

0

11

10

6

12

10

10

13

Страх перед Богом

8

4

14

Страх полёта на самолётах

0

0

15

Страх быть уличённым во лжи

6

5

16

4

1

17

Страх темноты

11

3

18

Страх физического насилия

7

4

19

Страх быть осмеянным классом

16

8

20

Страх не оправдать доверия со стороны близких людей

7

5

21

Страх животных

7

3

22

10

5

23

Страх закрытых помещений

12

0

24

5

0

25

Страх болезни

10

0

26

11

3

27

Страх смерти близких людей

46

48

28

10

12

29

21

12

30

22

17

31

Страх высоты

19

4

32

0

0

33

Страх аттракционов

15

0

34

Страх медицинских процедур

17

7

35

Страх собственной смерти

18

9

36

Страх получить плохую оценку

14

12

Таблица № 2.

Таблица средних значений степени выраженности страхов

Шкала

Юноши

Девушки

Всего

Фобии

6,6

13,3

19.9

Учебные

10

11

21

Социальные

5,2

12,5

17,7

Криминальные

3,9

8,7

12,6

Мистические

0

6,8

6,8

Таблица №3.

Частотный анализ видов страха в прошлом, настоящем и будущем

Виды страхов

Прошлое

Настоящее

Будущее

Юноши

Девушки

Юноши

Девушки

Юноши

Девушки

Фобии

4

9

4

8

2

4

Учебные

7

11

11

22

9

16

Социальные

3

6

6

13

4

11

Криминальные

3

5

1

15

0

12

Мистические

0

11

0

5

0

9

Таблица №4.

Таблица степени выраженности страхов у юношей и девушек до и после занятий по преодолению страхов.

Виды страхов

дев

юн.

дев.

юн.

1

Страх утраты любви со стороны близких.

0

3

0

0

2

Страх оказаться заложником в руках бандитов

13

5

11

2

3

Страх предательства со стороны друзей

15

7

13

7

4

Страх перед потусторонними силами

17

4

6

0

5

Страх оказаться в толпе в момент паники

21

8

18

5

6

Страх быть выгнанным из класса

8

2

6

1

7

Страх одиночества

14

0

10

0

8

Страх сексуального насилия

14

0

11

0

9

Страх террористического взрыва

4

1

4

1

10

Страх сглаза или порчи

6

0

6

0

11

Страх попасть в транспортную аварию

10

6

9

5

12

Страх выглядеть смешным или жалким

10

10

4

9

13

Страх перед Богом

8

4

5

1

14

Страх полёта на самолётах

0

0

0

0

15

Страх быть уличённым во лжи

6

5

5

5

16

Страх быть ограбленным на улице

4

1

4

1

17

Страх темноты

11

3

9

1

18

Страх физического насилия

7

4

7

3

19

Страх быть осмеянным классом

16

8

9

4

20

Страх не оправдать доверия со стороны близких

7

5

7

5

21

Страх животных

7

3

7

3

22

Страх быть высмеянным друзьями или родней

10

5

10

5

23

Страх закрытых помещений

12

0

12

0

24

Страх быть не таким, как остальные ученики

5

0

5

0

25

Страх болезни

10

0

10

0

26

Страх критики со стороны близких

11

3

11

3

27

Страх смерти близких людей

46

48

46

48

28

Страх перед вызовом родителей в школу

10

12

10

12

29

Страх наказания родителями за неуспеваемость

21

12

18

9

30

Страх перед вызовом отвечать на уроке

22

17

17

7

31

Страх высоты

19

4

8

0

32

Страх перед вызовом к директору

0

0

0

0

33

Страх аттракционов

15

0

13

0

34

Страх медицинских процедур

17

7

15

5

35

Страх собственной смерти

18

9

18

7

36

Страх получить плохую оценку

14

12

11

8

Практические методы борьбы со страхом. /3/

Если мы попробуем анализировать наши переживания, то мы перестаем их испытывать. Н. Бор.

Для устранения страха, снятия напряжения и приобретения уверенности можно предложить комплекс игровых упражнений и заданий.

Чтобы справиться со страхом высоты в можно выполнить простое упражнение на доверие, например, залезть на стол, а двое желающих должны поймать.

2. Дыхательная гимнастика от страха.

Лежа на жесткой поверхности, начинайте дышать полной грудью. Вспомните, как вы дышите, когда засыпаете или когда только проснулись. Обычно это дыхание едва заметное, очень тихое и чрезвычайно замедленное. Дышите таким сонным дыханием.

Замедляйте свое дыхание, постепенно и медленно делайте его все тише, все медленнее, пусть оно становится совсем незаметным. Замедляйте дыхание настолько, насколько сможете, пусть оно становится все реже и реже.

Уже несколько минут такого дыхания снимет ощущение беспочвенного страха и тревожности.

Почему это упражнение так полезно ? Человеку, умеющему замедлять свое дыхание почти до полной его неощутимости, уже ничего не должно быть страшно, потому что истинная, глубинная, скрытая причина почти любого страха - прекращение жизни, то есть прекращение дыхания. Заметьте, как страх буквально парализует ваше дыхание.

С точки зрения анатомии в организме замедляется дыхание, притормаживаются обменные процессы, адреналин менее активно поступает в кровь, а значит, и тревога, и волнение снижаются.

3. Упражнение “Нарисуй свой страх”

Возьмите цветные карандаши или фломастеры и лист бумаги А4.

Нарисуйте свой страх и дайте ему имя. Что изображено на рисунке? Какие ощущения у вас возникали во время рисования? Напишите или мысленно придумайте рассказ о своем страхе по имени...

Теперь вам предстоит по своему выбору:

    сжечь или порвать и выкинуть рисунок страха;

    превратить страшное в смешное, дорисовав рисунок;

    украсить его, чтобы он стал симпатичным или добрым;

    либо придумать свой вариант.

А теперь ответьте для себя на следующие вопросы:

    Какой способ избавления от страха вы выбрали?

    Какой этот страх сейчас?

    Какие ощущения у вас возникали во время «избавления»?

    Изменилось ли ваше отношение к данному страху теперь?

4. Упражнение “Кинотеатр”

    Для начала выберите неприятный случай, страх или травмирующее воспоминание, которое вам бы хотелось нейтрализовать.

    Представьте, что вы находитесь в кинотеатре. Увидьте себя в черно-белом изображении на экране, выполняющим что-то нейтральное.

    Отделитесь от себя и увидьте себя, смотрящим на экран.

    Оставаясь в том же положении, посмотрите на экран, где идет черно-белый фильм, в котором вы испытываете то переживание, которое вы хотите "нейтрализовать".

    Закончив наблюдение за собой как участником фильма, когда все снова уладится, остановите фильм, войдите назад в свое изображение на экране, сделайте его цветным и прокрутите очень быстро фильм назад. Итак, y вас будет впечатление, что вы смотрите фильм с собственным изображением, в котором время идет в обратном направлении.

    А теперь проверьте результат. Вспомните о случившимся. Обратите внимание на то, можете ли вы теперь думать об этом более спокойно.