Социальный статус – положение человека в обществе. На пути к повышению социального статуса

1. Социальная роль – модель поведения, ориентированная на данный статус.

2. Ролевой набор - совокупность ролей (ролевой комплекс), ассоциируе­мых с одним статусом.

a. Ос­новные (типичные) роли

i. Семейно-бытовые, профес­сиональные, общественно-политические роли и

b. Ситуационные социальные роли.

i. Роли пассажира, пеше­хода, покупателя, зри­теля и др.

3. Ролевой набор формирует набор социальных отноше­ний. Они определяются ожиданиями людей. Но каждый человек в зависимости от конкретных обстоятельств, накопленного жизненного опыта и других факторов по-своему выполняет социаль­ную роль. При всех различиях социальные роли объединяет нормативная структура, в которой выделяются следу­ющие компоненты.

· Описание типа пове­дения, со­ответству­ющего дан­ной роли

· Предписания, или нормы, оп­ределяющие требования к выполнению той или иной роли

· Оценка выпол­нения данной роли

· Меры поощрения или наказания, стимулирующие правильное вы­полнение роли

4. От социальной роли как образца поведения следует отличать реальное ролевое поведение, которое означает не социально ожидаемое, а фактическое поведение ис­полнителя конкретной роли. личностных качеств индивида, от степени усвоения им социальных норм, от его убеждений, установок, ценнос­тных ориентации. Факторы, определяющие процесс реализации социальных ролей:

· биопсихологические воз­можности человека;

· личностный образец;

· характер принятой в обществе системы социального контроля;

· структурагруппы.

5. Человек исполняет в различных ситуациях множество ролей, что порождает ролевой конфликт . Виды ролевых конфликтов:

· Внутриролевые (слушайся, но будь творческим);

· Межролевые

· Личностно-ролевые

Социализация индивида

1. Личность – субъект сознательной деятельности, совокупность социально значимых черт, свойств и качеств

2. Структура личности: статус, роль, направленность

3. Социализация – процесс усвоения и дальнейшего развития индивидом знаний, культурных норм, социального опыта и моделей поведения, необходимых для успешного функционирования общества

4. Благодаря процессу социализации личность приобщается к жизни общества, может приобретать и изменять свой социальный статус. Социальный статус - это положение в обществе, связанное с определенной совокупностью прав и обязанностей. Социализируется и система потребностей человека: к потребностям биологическим (в пище, дыхании, отдыхе и др.) добавляются потребности социальные, такие, как потребность в общении, в заботе о других людях, в получении высокой оценки со стороны общества и т. д.



5. Для самого общества успешная социализация является гарантией его самосохранения и самовоспроизводства, сохранения его культуры. В процессе социализации устанавливаются взаимные отношения между человеком и обществом, когда обе стороны осознают не только свои права, но и обязанности.

6. Ответственность общества перед личностью непосредственно связана с предоставлением ей экономических, правовых, политических асоци­альных гарантий. Социально ориентированное государство обязано га­рантировать человеку рабочее место, медицинскую помощь, возмож­ность получить жилье и образование, право на отдых и т. д. Чтобы реализовать данные гарантии, государство должно быть экономически устойчивым, содержать на должном уровне системы здравоохранения, культуры, образования, расширять жилищное строительство и т. д.

7. Агенты социализации: семья, школа, социальное окружение, СМИ, государственная политика, национальные традиции, самовоспитание

8. Расширение и углубление социализации: в сферах деятельности, общения, самосознания

9. Социальная адаптация - это процесс приспособления человека к постоянно меняющейся социальной среде. Отличают два вида социальной адаптации:

· - активный (когда личность не только осваивает социальную среду, но и пытается ее изменить);

· - пассивный (когда происходит только приспособление к окружающей среде).

10. Для динамики процессов социальной адаптации имеют значение:

· высокий социальный статус личности;

· успешное выполнение ею своих социальных ролей;

· в целом положительное восприятие личностью окружа­ющей социальной среды.

Семья и брак

1а. Семья - это социальная группа, основанная на родственных связях (по браку, по крови). Члены семьи связаны



· общим бытом,

· взаимной помощью,

· моральной и правовой ответственностью.

1б. Семья - это социальный институт , его функция - воспроизводство (репродукция) населения.

2. Брак – это исторически изменяющаяся социальная форма взаимоотношений между мужчиной и женщиной, регулирующая

· их права и обязанности,

· отношение к детям и к

· совместному имуществу.

3. Типы семьи)

По составу:

· Нуклеарная (в основе – супружеские связи; max 2 поколения);

· Расширенная (в основе – кровнородственные связи; несколько поколений)

По наследованию (фиксация своего происхождения):

Патрилинеальные – Матрилинеальные – Билинеальные (в т.ч. Россия)

По месту проживания:

Патрилокальные – Матрилокальные – Неолокальные

По власти в семье:

Патриархальные – Матриархальные – Эгалитарные (равные)

4. Формы брака

· моногамная (единобрачная) семья предусматривает появление брачной пары - мужа и жены;

· полигамная (многобрачная) семья реализует форму группового брака.

· В свою очередь полигамия бывает двух видов:

· полигиния (брак одного мужчины с несколькими женщинами);

· полиандрия (брак одной женщины с несколькими мужчинами).

5. Функции семьи.

Роль семьи в обществе исторически менялась.

· В первобытном обществе семья – это единственный реально функционирующий институт

· Сегодня она передала часть своих полномочий институтам права, образования, религии.

6. Этапы становления брачно-семейных отношений

· Неупорядоченные половые связи (промискуитет)

· Кровно-родственная семья (супружеские отношения исключались лишь между предками и потомками, родителями и детьми)

· Парная (моногамная, единобрачная) семья

a. Парная патриархальная (Естественное неравенство полов; мужчина – обладатель богатств; у мужчин господствующее положение в общественной жизни (связь с военным и правовым статусом))

b. Парная демократическая

7. Функции современной семьи:

· репродуктивная (воспроизводство населения);

· сексуальная ;

· воспитательная (социализация молодого поколения и передача ему культурных ценностей и норм);

· хозяйственно-бытовая (= экономическая) (поддержание физического здоровья членов общества, забота о несовершеннолетних и нетрудоспособных);

· эмоциональная (стабилизирует психологическое состояние людей);

· контролирующая (поведение членов семьи);

8. Многие социологи считают, что семья в настоящее время переживает кризис и одним из доказательств «упадка семьи» является, на их взгляд, то, что семья утрачивает свои ведущие позиции в реализации всех функций, кроме первичной социализации детей и эмоциональной стабили­зации личности взрослых.

9. Другие социологи этот же факт расценивают как доказательство не упадка семьи, а ее «специализации» и повышения роли в обществе. Возможно, вам известны и другие аргументы и контраргументы по поводу «упадка семьи».

10. Что вы сами думаете об этом? Поддерживаете вы или нет вывод об «упадке семьи»? Обоснуйте свою позицию.

Обратите внимание, на чем передвигается человек. Марка машины, ее класс и стоимость могут сказать о многом. Если интересующий вас человек ездит на недорогом автомобиле отечественного производства, то вероятнее всего, доход его сравнительно невысок. Обладатели авто класса «премиум», наоборот, являются представителями высших кругов общества. 5 Немаловажным фактором в определении социального статуса человека является место его отдыха. Так, многие деловые люди свой отпуск предпочитают проводить на зарубежных курортах, причем такие поездки они совершают не менее двух раз в год. Как правило, в Европу отправляются хорошо обеспеченные люди, представители среднего уровня предпочитают Турцию или Таиланд. Однако такое деление является довольно условным, ведь многое зависит от личных предпочтений. 6 И, наконец, определить социальное положение человека поможет его окружение.

  • Определение статуса семьи
  • Определение статуса семьи
  • Категория семьи в анкете что писать
  • категория семьи в анкете что писать
  • Социальный статус семьи - что это?

    Социальный статус семьи: примеры

  • Что такое социальный статус в анкете
  • Социальный статус ребенка в анкете что писать
  • Социальный статус семьи в анкете
  • Социальное положение в анкете что писать
  • Горохова Елена Владимировна —
  • Социальное положение в анкете что писать
  • Как написать о своём материальном положении, заработках, доходе, обеспеченности
  • Социальный статус семьи и ее функции

Социальное положение в анкете что писать Рутковская // Сацыяльна-педагагiчная работа. – 2007.

Социальное положение

В правом поле анкеты есть пояснения вопросов на русском языке: наведя на текст курсором мышки, вы увидите перевод. И. О. матери, дата рожд. Образование матери, моб. Социальный статус ребенка в анкете что писать - это характеристика, отображающая адаптированность семьи к воспитанию ребенка на данный момент.

Социальный статус семьи в анкете Социальное положение в анкете что писать Горохова Елена Владимировна — Социальное положение в анкете что писать Автобиографию составляют в произвольной форме, но отдельные элементы и реквизиты должны присутствовать в ней обязательно.

Blog

Пятая графа Значения данных терминов понятны, исходя из вышеприведенных разъяснений. Важно ли семейное положение для работодателя? Безусловно, ваш семейный статус играет роль при приеме на работу.

Причем наличие семьи может стать как плюсом, так и минусом. С молодыми людьми, которым едва стукнуло двадцать лет, все понятно без слов: в это время большинство людей только-только оканчивают вузы и пытаются встать на ноги.
При этом многие работодатели с опаской относятся к кандидатам на должность, которые к тридцати годам не обзавелись семьей, ведь этот факт может означать, что у них проблемы в плане общения. Реализация в области отношений для некоторых работодателей может стать решающим фактором при выборе работника.
Тем не менее отсутствие семьи означает отсутствие серьезных обязанностей и факторов, которые отвлекали бы от работы.

Социальный статус семьи в анкете

  • Социальное положение это:
  • Национальный допрос
  • Социальный статус семьи - что это? социальный статус семьи: примеры
  • Материал (1 класс) на тему: анкета для родителей первого класса
  • Социальный статус
  • Пятая графа
  • Автобиография

Социальное положение это: Каждый человек занимает целый ряд позиций в обществе, каждая из которых предполагает целый ряд прав и обязанностей. Социальные статусы - это структурные элементы социальной организации общества, обеспечивающие социальные связи между субъектами социальных отношений.

Общество не только создаёт социальные позиции - статусы, но и обеспечивает социальные механизмы распределения членов общества по этим позициям.

Социальное положение в обществе. социально опасное положение

Социальное положение – это статус человека, определяемый его происхождением, должностью, экономическим уровнем, полом. Таким образом, индивида можно причислить к какому-либо классу.

Социальное положение человека подразделяется на несколько уровней. Рассмотрим их все. Прирожденное положение – это определенный статус, полученный человеком при рождении.

Внимание

К примеру, это может быть раса, пол или национальность. Прирожденный статус остается с человеком на протяжении всей его жизни, то есть он не меняется.

Однако существуют и некоторые исключения. К примеру, статус члена королевской семьи, который дается при рождении, может быть отменен при завершении монархии. Приобретенное социальное положение характеризуется мобильностью. Это должность, пост, финансовый уровень, достигнутый собственными усилиями. К примеру, человек из бедной семьи открывает собственный бизнес и создает себе капитал.

Социальное положение что это в анкете

УСЗН Красноармейского муниципального района, 2011-2018 Категория семьи в анкете что писать В разделе Прочие дела домашние на вопрос Дали анкету, а там есть графа»Социальный статус семьи».Это как вообще? заданный автором Vanyok Golovanov лучший ответ это Полная, неполная, многодетная. Социальный статус - понятие комплексное. Сюда входят: состав, доход, условия жизни, образовательный статус членов семьи (который сам складывается из.

) , принадлежность к определенной социальной группе (она тоже может определяться вышеперечисленным Социальный статус семьи - что это? Социальный статус семьи: примерыЭти критерии можно применять для оценки социального статуса как каждый обособленно, так и все в совокупности. Зависит от цели анализа. Как определяется статус Вообще, социальный статус достаточно тяжело четко обозначить. Нужно использовать ряд методов, которые может применять только опытный работник.

Что значит социальное положение в анкете

Социальное положение — это важный компонент жизни современного человека. В зависимости от него граждане ведут ту или иную деятельность, влияют друг на друга, а также просто живут и развиваются.

Именно благодаря нему у людей появляется так называемый статус. Стоит обратить внимание на то, что не всегда социальное положение значит нечто хорошее.

В некоторых случаях оно может быть опасным. В группу риска попадает на данный момент большинство семей в России. Но как определить это? Кто считается находящимся в социально опасном положении? И можно ли как-то это исправить? Положение — это…

Социальное положение гражданина — это его так называемое место в обществе. Занимаемая им должность, половая принадлежность, национальность, вероисповедание и так далее.

Все, что только может характеризовать человека, оказывает влияние на его положение в обществе.

Социальное положение

Эта ситуация происходит и тогда, когда статусные права одного индивида мешают выполнению обязанностей другого. К примеру, научному сотруднику пришлось сменить свою деятельность и устроиться на работу в магазин, или же пожилой человек исполняет поручения, которые в большей мере предназначаются для студентов. Положение в социуме определяется не только должностью или финансовым состоянием, но и возрастом, полом, навыками, образованием. Кроме того, критерии для присуждения тому или иному человеку определенного статуса зависят от традиций конкретной страны.

Люди могут относиться к одним и тем же группам, но при этом их социальное положение может разительно отличаться. К примеру, один человек может являться руководителем компании, а все остальные – лишь рядовыми тружениками.

Итак, подведем итоги. Каждому из нас с самого рождения присуждается определенный социальный статус.

Тем не менее, если выясняется, что социальное положение человека близко к опасности (или уже является таковым), правительство способно предпринять меры по устранению неблагоприятных факторов, влияющих на жизнь гражданина. Особенно, когда дело касается семьи и детей. Для чего нужно Социально-экономическое положение людей повсеместно имеет значение.

Куда бы вы ни обратились, у вас обязательно будут узнавать о вашем месте в обществе. Ведь так называемый социальный статус играет огромную роль как в становлении личности, так и в построении карьеры и ведении деятельности. Чаще всего подобного рода вопросы узнаются, когда речь идет о семьях с детьми. Нередко им нужна какая-то помощь или защита. И чтобы государство вовремя смогло прийти на помощь, стоит докладывать о собственном статусе в обществе. Куда бы вы ни обратились, везде будут узнавать эти данные. За исключением разве что магазинов.

Сторона социальное положение в анкете пример. Пример формулировки вопроса в анкете каковой состав вашей семьи? Скачивая Социальное положение примеры в анкете, вы обещаете удалить их сразу после ознакомления. Год и место рождения, социальное происхождение, гражданство. Пример Слайд 4 4 АНКЕТА УЧАСТНИКА конференции проектных. Социальный статус социальное положение, занимаемое социальным. Приведите примеры детских игр, которые воспитывают в ребнке. Скачивая Социальное положение примеры в анкете, вы обещаете удалить их. Как Вы оцениваете общее положение дел в стране, происходящие в ней перемены? Определяется по специфическим для конкретного общества признакам, в качестве которых могут выступать экономические, национальные, возрастные
. Коммунистическую партию это было в Москве 15 февраля 1939 г. Укажите свое социальное положение рабочий. Что ответить в анкете на социальное положение семьи. Информацияо файле Дата Скачано раз 399 Образец анкеты социального опроса скачать пример. Большой словарь Михельсона Социальное положение Соцальное положене. Толковый словарь Ушакова СОЦИАЛЬНОЕ РАВЕНСТВО понятие, обозначающее одинаковое социальное положение людей. Определение статуса семьи. Теперь, когда вы знаете, что такое семья, перейдем к такому вопросу, как социальное положение семьи, разберемся, какие
. Социальное положение это статус человека, определяемый его происхождением, должностью, экономическим уровнем. Социальное положение ребенка в анкете что писать. Социальное происхождение что писать в анкете? Приведу примеры. Социальное положение в анкете пример. Что писать в анкете социальное. В настоящее время вопросы на английском языке в анкете были изменены и.

Социальная роль это модель поведения, заданная социальной. Социальное положение социальный статус, место в обществе называется место, которое занимает » frameborder=»0″ allowfullscreen>
Что такое социальный статус человека в обществе? Ну к примеру так. Социальная дискриминация в системе образования в первые десятилетия советской властина примере смоленских вузов S. Лиды и в 2007 году закончил.

Социальное положение (социальный статус, место в обществе) – называется место, которое занимает человек внутри какого-либо сообщества людей. Каждое место в обществе подчиняется своим законам, сопровождается обязанностями и предоставляет некоторые надежды на будущее, и поэтому обязывает людей к определённому типу поведению в каждом конкретном месте. Каждый человек может иметь одновременно множество мест в обществе: быть отцом, мужем, депутатом или матерью, женой, врачом.

Социологи обычно различают место в обществе на предначертанное - данное по рождению или приобретённое в течение жизни помимо воли человека – такие как: раса, национальность, пол, наследник престола и завоёванное – которое человек взял по своему собственному желанию в результате личных усилий и возможностей. В повседневной жизни большинство мест в обществе являются сочетанием предначертанного и завоёванного.

Ну вот ты например женщина и это твоё социальное положение в обществе, та роль которую ты выполняешь в современной социальной структуре. Кроме того классификаций социального положения конкретного индивидуума может быть очень много это и материальный фактор, и образовательный и религиозный…

оциальное положение (социальный статус, место в обществе) – называется место, которое занимает человек внутри какого-либо сообщества людей. Каждое место в обществе подчиняется своим законам, сопровождается обязанностями и предоставляет некоторые надежды на будущее, и поэтому обязывает людей к определённому типу поведению в каждом конкретном месте.

Каждый человек может иметь одновременно множество мест в обществе: быть отцом, мужем, депутатом или матерью, женой, врачом. Социологи обычно различают место в обществе на предначертанное - данное по рождению или приобретённое в течение жизни помимо воли человека – такие как: раса, национальность, пол, наследник престола и завоёванное – которое человек взял по своему собственному желанию в результате личных усилий и возможностей. В повседневной жизни большинство мест в обществе являются сочетанием предначертанного и завоёванного.

пример я могу быть: учеником, мальчиком, девочкой- это твоё социальное положение

Социальное положение (социальный статус, место в обществе) – называется место, которое занимает человек внутри какого-либо сообщества людей. Каждое место в обществе подчиняется своим законам, сопровождается обязанностями и предоставляет некоторые надежды на будущее, и поэтому обязывает людей к определённому типу поведению в каждом конкретном месте. Каждый человек может иметь одновременно множество мест в обществе: быть отцом, мужем, депутатом или матерью, женой, врачом. Социологи обычно различают место в обществе на предначертанное - данное по рождению или приобретённое в течение жизни помимо воли человека – такие как: раса, национальность, пол, наследник престола и завоёванное – которое человек взял по своему собственному желанию в результате личных усилий и возможностей. В повседневной жизни большинство мест в обществе являются сочетанием предначертанного и завоёванного.

Войдите, чтобы написать ответ

Тема 6. Социально-педагогическая деятельность по решению социальных проблем детей и подростков

Ученые пришли к выводу о том, что в современном обществе дети и подростки находятся в большей опасности, чем их одногодки в предшествующие эпохи. Причин такого положения множество. Одна из них — падение авторитета семьи и школы, взаимоотчуждение этих важнейших институтов общества.

Кризис современной семьи совпал с демографическим кризисом в России: при низкой рождаемости и высокой смертности, росте разводов, снижении числа браков цена ребенка оказывается очень высока, а при наличии детоцентризма в семье ценность детства в обществе занижена. В этих условиях наблюдаются существенные деформации внутрисемейных отношений, проявляющиеся во самоизоляции детей и родителей. Внутренний мир семьи, с точки зрения ребенка представляет собой картину, не всегда совпадающую с оценкой взрослых, что наглядно демонстрируют детские рисунки семьи. Отсутствие в рисунках самих членов семьи, изображение животных вместо людей, напряженные тона и невротическая заштриховка свидетельствуют об ослаблении позитивных семейных связей, об одиночестве ребенка в семье, его эмоционально психологическом дискомфорте(В. В.Абраменкова).

При сравнении социальной ситуации в России конца 60-х — середины 80-х гг. XX века с сегодняшней ситуацией, очевидно следующее. Во-первых, если советские дети тех лет были четко ориентированы на взрослых, их нормы и оценку, то спустя 30 с лишним лет, дети ориентированы в большей степени на ценности и нормы сверстников. Сдвиг в пользу сверстников происходит по нарастающей: уже не только подростки, но и младшие школьники и даже старшие дошкольники все чаще предпочитают ценности равных себе. Это связано, с одной стороны, с культурным взрывом последних десятилетий, крушением идеалов, нравственных ориентиров, а с другой — с кризисом дома как убежища, потерей традиционного авторитета родителей. Во-вторых, наблюдающаяся в последние десятилетия либерализация отношений между взрослыми и детьми, за которой многими усматривается проявление демократии в общественных отношениях, на самом деле оборачивается прогрессирующим ослаблением контактов между поколениями и своеобразной сегрегацией (В.В.Абраменкова).

В результате более 400 тыс. детей состоит на учете в подразделениях по предупреждению правонарушений среди несовершеннолетних. Около 200 тыс.

подростков ежегодно совершают преступления, иногда такие страшные, на которые, по мнению полиции и психологов, не решаются рецидивисты(Н.Е.Тихонова).

Характер «семейной болезни» приобрел алкоголизм. Угрожающе увеличивается количество детей токсикоманов и наркоманов. Наркотики проникли в школы, вузы, их можно без труда купить на дискотеке, рок концерте, просто на улице. Наркоманами становятся как дети из бедных семей, так и из очень обеспеченных.

Распространение наркомании повлияло и на рост ВИЧ-инфицированных. Эти категории детей требует к себе повышенного внимания, и основная цель взаимодействия с ними — это не допустить перехода ребенка в категорию трудного, девиантного со всеми вытекающими отсюда последствиями, вовремя увидеть и предупредить, оградить его от наступающей беды.


Долгое время понятие «статус личности» было связано преимущественно с характеристикой правового положения человека. В социологии понятия «статус» и «роль» стали активно использоваться в первой половине XIX в. Полеми­зируя с К. Марксом, немецкий социолог М. Вебер утверж­ дал, что не только экономическое положение, но и (шире) общественное положение является важной характеристикой места и роли человека в обществе. Это положение Вебер называл социальным статусом. В современной социологии понятия «социальный статус» и «социальная роль», теория ролевых конфликтов стали важным инструментом исследо­вателей, помогающим глубже осмысливать социальные про­цессы, прогнозировать поведение личности, межличностные отношения.

ЧТО ТАКОЕ СОЦИАЛЬНЫЙ СТАТУС ЛИЧНОСТИ

Положение человека в обществе, занимаемое им в соответствии с возрастом, полом, социальным происхождением, профессией и другими показателями и предполагающее оп­ределенные права и обязанности, называется социальным статусом.

Реально любой человек занимает в обществе много пози­ций. Возьмем, к примеру, школьника: помимо того, что он учащийся, он является молодым человеком, сыном, часто внуком, братом, возможно, членом спортивной секции. По­этому социологи говорят о статусном наборе. При этом можно выделить ту позицию, которая является для челове­ ка наиболее существенной, определяет его социально. Это и будет главный статус человека. Постарайтесь определить, какой статус для Вас будет являться главным?
Если внимательно присмотреться к тем показателям, ко­ торые определяют статус личности, то можно увидеть, что одни из них - пол, расовая принадлежность, возраст - не зависят от личности. Эти статусы, данные от рождения, на­зывают предписанными. В то же время образованным, вла­ деющим определенной специальностью человек становится. Таким образом, он обретает новые статусы, их называют до­ стигаемыми. Различные статусы человека могут вступать в противоречие. Например, работа тех, кто получил хорошее образование (а это связано с высоким статусом в обществе), может низко оплачиваться, что будет указывать на низкий статус. Назовите свои предписанные статусы?
В открытых, динамично развивающихся обществах до­ стигаемые статусы имеют существенно большее значение, чем предписанные. Конечно, и сегодня достичь высокого со­ циального положения, сделать карьеру гораздо легче тому, кто родился в благополучной, состоятельной семье, чем выходцу из социальных низов. Но целеустремленность, тру­долюбие, поддержка родных становятся важным ресурсом человека и помогают преодолеть неблагоприятные «старто­вые» условия. К примеру, основатель и владелец всемирно известной японской фирмы, производящей часы и кальку­ ляторы, Тадео Касио родился в бедной крестьянской семье. Его отец, чтобы дать сыну образование, экономил букваль­ но на всем. Когда семья переехала в город, он отказался да­ же от поездок на трамвае и пять часов добирался пешком на работу и обратно. Сам Тадео, став после окончания шко­ лы токарем на заводе, работал так много, что довел себя до истощения. Его даже признали негодным для службы в ар­ мии, что было для того времени величайшим позором. Известны ли Вам схожие примеры (в жизни, литературе) достижения высокого положения?
С понятием социального статуса связано другое поня­ тие - «престиж».
Престиж (от франц. prestige - влияние, уважение, кото­ рыми пользуется кто-либо) - это оценка обществом или со­ циальной группой общественной значимости тех или иных позиций, занимаемых людьми. Было время, когда считались престижными профессии летчика или инженера, а ныне растут конкурсы в экономические вузы; некоторые люди, в том числе с высшим образованием, переходят на работу в магазины, рестораны и т. д. Если вы проанализируете свои планы на дальнейшую жизнь, то, видимо, согласитесь, что престижность играет в них не последнюю роль.
Понятием «авторитет» (от лат. auctoritas - власть, влия­ ние) также обозначают степень признания группой людей или обществом личных и деловых качеств какого-либо из их членов. Авторитет обычно отражает степень влияния личности в социальной группе или обществе. Престижными могут быть профессия, должность, вид деятельности, авто­ритетным - вполне определенный, конкретный человек. Как Вы понимаете, чем престиж отличается от авторитета?
Лучшая реализация личности возможна при нахождении
человеком гармонии его склонностей и способностей с той деятельностью, которую он выполняет. Но нередко люди от­ казываются от поиска подобной гармонии и добиваются лишь престижного положения в обществе, т. е. думают не столько о реализации своих способностей, сколько о прести­же, связанном с принадлежностью к определенной социаль­ ной группе.

СОЦИАЛЬНЫЕ РОЛИ ЛИЧНОСТИ

От человека, занимающего определенное социальное по­
ложение, окружающие ждут соответствующего поведения. К примеру, статус учителя предполагает конкретный набор действий (проведение уроков, проверка тетрадей, встречи с родителями учеников), определенную манеру общения со школьниками, коллегами (сдержанность, тактичность), до­ статочно строгий стиль в одежде. Совершенно иного поведе­ ния ждут, к примеру, от поп-звезды. Таким образом, оце­ нивая ролевое поведение личности, мы соотносим его с неким типичным представлением (эталоном) о том, как сле­дует поступать, держаться, одеваться и т. п. человеку дан­ ного социального положения. Подумайте, какое поведение и какие действия ожидают от вас окружающие как от социальной группы старшеклассников?

Ожидание, предписание соответствующего статусу пове­ дения называют в социологии социальной ролью.
Социальных ролей, как и статусов, у каждого из нас до­статочно много. Совокупность ролей, выполняемых челове­ком, называется ролевым набором (ролевым репертуаром). Овладеть им бывает непросто. Подчас человек ведет себя совсем не в соответствии со своей статусной ролью. Предста­ вим себе пожилого академика, который, выступая на науч­ ной конференции, говорит на молодежном сленге, а после заседания отправляется на дискотеку. Или настоятельницу монастыря, снявшуюся в вечернем туалете для модного журнала. Конечно, наше время не знает таких жестких ог­ раничений и условностей по рангу и чину, как, допустим, сословное общество Средневековья. Тем не менее несовпаде­ ние ожидаемого в соответствии со статусом поведения и ре­ альных поступков личности вызывает непонимание со сто­ роны окружающих, а нередко и осуждение. Сталкивались ли Вы с примерами несоответствия статуса человека и его роли?
Напряженные отношения - ролевой конфликт - возника­ ют и в тех ситуациях, когда человеку приходится придержи­ ваться требований трудносовместимых ролей. Например, про­фессиональный рост требует значительных личных усилий по овладению специальностью, затрат времени. Для женщины это становится особенно сложным в связи с тем, что ей при­ ходится выполнять роли матери, жены, которые, в свою оче­ редь, предполагают широкий спектр обязанностей.
Ролевой набор, присущий отдельной личности, определя­ется многими факторами. Один из них - это возраст. Для периода юности, по оценкам социологов, характерна роле­ вая промежуточность между ролью ребенка и ролью взрос­ лого. Такая ситуация порождает известную неустойчивость социального положения молодого человека. Он постепенно теряет статус, предоставляемый родительской семьей, и дол­жен добиваться собственного статуса, овладевать новыми со­ циальными ролями.
Опишите свой ролевой набор. Появились ли за последние годы в нем новые роли?

Слово «роль» чаще связывают с театральным действием.

Именно сравнение роли человека в обществе и образного
ее воплощения актером на сцене позволило Шекспиру за­явить устами одного из героев пьесы «Как вам это понра­ вится? »:

Весь мир - театр.
В нем женщины, мужчины - все актеры.
У них есть выходы, уходы.
И каждый не одну играет роль.
Семь действий в пьесе той.
Младенец, школьник, юноша, любовник,
Солдат, судья, старик

И все же в реальной жизни роли человека не заданы ему от рождения. Человек одновременно и автор, и актер им са­мим написанной драмы. Другое дело, что роль свою ему приходится и писать, и играть, исходя из сложившихся тре­ бований общества по отношению к нему (не исключая, ко­ нечно, его собственных целей и способностей).

СОЦИАЛИЗАЦИЯ ЛИЧНОСТИ


Овладение человеком набором ролей неразрывно связано
с усвоением социальных норм. Именно с их помощью обще­ ство предъявляет своим представителям те требования, которым должно удовлетворять их поведение. Какие виды социальных норм Вы помните?
П роцесс усвоения индивидом образцов
поведения, социальных ролей и норм, духовных ценностей называется социализацией.

Вне постоянных связей с другими людьми социализация невозможна. Особенно эти контакты важны в раннем возрас­те. Известно немало случаев, когда дети в силу разных при­ чин были резко ограничены в общении с окружающими людь­ ми. Это наносило развитию ребенка непоправимый ущерб.
Уже в первые месяцы жизни младенца, когда устанавли­
ваются его отношения с матерью, а затем с другими близ­ кими, начинается первый этап социализации личности. В дальнейшем большую роль в постижении мира взрослых приобретает игра. В ней дети часто подражают взрослым, принимают, по выражению одного психолога, роли другого. Вспомните свои еще недавние детские игры - кем только вы в них не побывали! - строителями, шоферами, врачами, продавцами; мальчики играют «в войну», девочки - «в доч­ ки-матери».
В общении со взрослыми, в игре ребенок постепенно
учится видеть себя так, как его видят другие, у него разви­ вается самопознание. С этого момента, считают психологи, можно говорить о социальной личности.
Примерно к 8-9 годам осваивается другой тип игр - иг­ры по правилам. С этого возраста становятся понятными идеи справедливости, равного участия. А сколько эмоций вызывает сознательное отклонение одного из участников от принятых правил! Его обвиняют в жульничестве, нередко исключают из игры. Таким образом, норма, правило уже воспринимается как нечто необходимое и соблюдаемое все­ ми. Возникает основа для начала довольно длительного про­цесса постижения моральных норм, духовных ценностей, утвердившихся в данном обществе. Социализация личности продолжается и в дальнейшем и, по мнению многих иссле­дователей, сопровождает человека всю жизнь. Социализация взрослого человека - это освоение им новых социальных ро­ лей: работника, родителя, супруга, руководителя и многих других. Можете ли Вы привести примеры освоения новых социальных ролей за последний год?

КТО УЧИТ НАС «ИГРАТЬ ПО ПРАВИЛАМ»?


Огромная роль на первом этапе социализации личности принадлежит семье. Главными воспитателями ребенка в ма­лой семье, конечно, являются родители. В большой семье воспитывают все: родители, старшие братья и сестры, ба­ бушки и дедушки. Семья обеспечивает человеку его первич­ный социальный статус. В традиционном обществе она оп­ределяет социальное положение личности практически на всем протяжении ее жизни. В индустриальном обществе со­циальные позиции индивида, как мы уже отмечали, в даль­ нейшем могут существенно отличаться от статуса его семьи, но и здесь ее влияние очень существенно.
Как правило, родители стараются быть достойными вос­питателями для своих детей и учить их только хорошему. Но бывает и так, что обстоятельства социализации ребенка в семье очень неблагоприятны. Семейных ситуаций, препят­ствующих полноценной социализации ребенка, к сожале­ нию, немало. Дети могут оказаться заброшенными в силу безответственности родителей или в неполной семье, где мать все время вынуждена отдавать работе; могут подвер­ гаться насилию, что нередко случается в семьях, где взрос­ лые злоупотребляют алкоголем; могут стать свидетелями грубого обращения отца с матерью или другими детьми. Эти впечатления тяжело сказываются на всей последующей жизни человека. В подростковом возрасте большое влияние на социализацию личности оказывает группа сверстников. Здесь человек осваивает новый тип отношений - равный с равным. Правда, в группе также устанавливается определен­ная иерархия, появляется свой лидер. Но тем не менее в нормальных группах отношения строятся на взаимном со­ гласии, а не на зависимости.
Одним из главных социализаторов каждого человека в
современном обществе является школа. Это оказалось воз­можным, когда школьное образование в большинстве стран стало не только доступным, но и обязательным. Через сис­ тему учебных занятий, организованных форм общения уча­щихся между собой и с учителем школа передает молодому поколению накопленные обществом знания, общепринятые социальные нормы, духовные ценности. Она ориентирует подростка в основных видах деятельности, готовит к их ос­ воению.
Долгое время в школьном образовании господствовало от­
ношение к ученику лишь как к объекту педагогического воздействия, который должен усвоить нормы общественной жизни и набор определенных ролей. Но постепенно пришло признание индивидуальности каждого ребенка, осознание того, что усвоение им норм и ценностей должно проходить в единстве с саморазвитием, самоизменением личности. Се­ годня помочь раскрыть каждому его индивидуальные ресур­ сы и возможности - важнейшая задача школы. Согласны ли Вы с точкой зрения, что школа признает индивидуальность каждого ребенка? Согласны ли Вы что школа помогает ребенку усвоении новых для него социальных ролей?
В современном обществе большую роль в социализации
личности играют средства массовой информации. Нынеш­ ний школьник проводит перед экраном телевизора, вероят­ но, не меньше времени, чем за учебниками. Воздействие СМИ уже далеко вышло за рамки простого информирования населения о тех или иных событиях «в стране и мире». С журнальных и газетных полос, экранов телевизоров нас убеждают, призывают, нам растолковывают, советуют, дают образцы. Довольно часто за всем этим стоят интересы опре­ деленной группы лиц, а не общества в целом или государ­ ства. Поэтому сегодня многие сходятся во мнении, что СМИ служат не только носителями культуры, но и средством манипуляции (от лат. manus - рука, в первоначальном смысле означает «ручное управление»), т. е. неявного, неза­метного для того, на кого оказывается воздействие, побуж­дения его к определенным действиям, настроениям, отно­ шению. Благодаря каким СМИ Вы получаете социально значимую информацию? Чем вызван Ва ш выбор?


СОЦИАЛЬНАЯ АДАПТАЦИЯ


Одной из сторон социализации является социальная адаптация.

Социальная адаптация (от лат. adapto - приспособ­ ляю) - это процесс приспособления человека к меняющейся социальной среде с помощью различных социальных средств. Конечно, есть люди, которые стремятся уйти от контактов с действительностью, замыкаются в себе, погру­жаются в мир собственных переживаний. Узкий круг пред­ метов занимает их внимание; выбирая виды деятельности, они предпочитают те, которые не требуют согласованного совместного труда. Такие «раки-отшельники» -частые пер­ сонажи литературных произведений. Какие примеры Вы можете привести ?
Однако большинство людей стремится органично впи­
саться в окружающую социальную среду. Свойство адапта­ ции присуще всему живому, но человек осуществляет этот процесс осознанно. Прежде всего осваиваются наиболее ус­ тойчивые свойства этой среды, типичные способы социаль­ного поведения. Так, ребенок довольно длительное время адаптируется к такому учреждению, как школа: привыкает школьному распорядку, усваивает правила поведения, ов­ладевает нормами коллективной деятельности, осваивает стиль общения с педагогом. Но это в основном внешние фор­ мы адаптации. Главное состоит в том, что принимаются цен­ности определенного социального окружения. Представим себе человека, переехавшего из села в город. Сельская жизнь располагает к большей открытости и осведомленнос­ ти о жизни односельчан, она предполагает и более активные формы влияния на тех, кто выбивается из общего ряда, на­рушает традиционные формы общежития. Городская жизнь, при всей ее скученности, значительно более анонимна и ав­тономна. Люди, долгие годы живущие в одном доме или да­ же на одной лестничной площадке, подчас незнакомы друг с другом. Новому городскому жителю рано или поздно при­ дется принять такой образ жизни, адаптироваться в иной среде, в противном случае его попытки активно вмешивать­ ся в жизнь малознакомых людей будут приводить к посто­ янным конфликтам.
Из приведенного примера видно, что, хотя адаптация и но­
сит непрерывный характер, особенно активно она происхо­ дит при смене социального окружения, видов деятельности. Приходилось ли Вам адаптироваться к новым социальным условиям? На сколько тяжело это Вам далось? Показателями степени адаптации могут служить успеш­ ное осуществление человеком своих социальных ролей, его высокий социальный статус, а также общая психологичес­ кая удовлетворенность социальной средой.
Социологи и психологи различают два типа адаптации. Первый характеризуется активным воздействием на соци­ альную среду: человек не только осваивает сложившиеся формы взаимодействия людей, устоявшиеся нормы, ценнос­ти, но и в какой-то мере стремится изменить те, которые представляются ему несовершенными или устаревшими.
Второй тип адаптации - это пассивное восприятие целей
и ценностей группы, окружения. Вы знаете, что поведение человека в данном случае называют конформным (от лат. conformis - подобный, сообразный). Внешним выражением конформности нередко служит послушность, когда безропот­ но выполняются все предписания. При этом, однако, внут­ренне человек может быть не согласен с групповыми норма­ ми и ценностями.

Как Вы считаете, какой тип адаптации присущ Вам?

Человек не существует вне общества. Мы взаимодействуем с другими людьми, вступаем с ними в различные отношения. Для обозначения положения человека среди себе подобных и характеристики поведения индивида в тех или иных ситуациях учёные ввели понятия «социальный статус» и «социальная роль».

О социальном статусе

Социальный статус личности - это не только место человека в системе общественных отношений, но и права, обязанности, диктуемые занимаемым положением. Так, статус врача даёт право диагностировать и лечить пациентов, но в то же время обязывает доктора соблюдать трудовую дисциплину и добросовестно выполнять свою работу.

Понятие социального статуса впервые предложил американский антрополог Р. Линтон. Учёный внёс большой вклад в изучение проблем личности, её взаимодействия с другими членами общества.

Статусы есть на предприятии, в семье, политической партии, детском саду, школе, университете, словом, везде, где организованная группа людей занимается социально значимой деятельностью и члены группы состоят в определённых отношениях друг с другом.

Человек находится в нескольких статусах одновременно. Например, мужчина среднего возраста выступает сыном, отцом, мужем, инженером на заводе, членом спортивного клуба, обладателем учёной степени, автором научных публикаций, пациентом в поликлинике и т. д. Количество статусов зависит от связей и отношений, в которые вступает личность.

Существует несколько классификаций статусов:

  1. Личный и социальный. Личный статус человек занимает в семье или иной малой группе в соответствии с оценкой его личностных качеств. Социальный статус (примеры: учитель, рабочий, управленец) определяется действиями, выполняемыми индивидом для общества.
  2. Основной и эпизодический. Основной статус связан с главными функциями в жизни человека. Чаще всего основные статусы - это семьянин и работник. Эпизодические связаны с моментом времени, в течение которого гражданин совершает определённые действия: пешеход, читатель в библиотеке, слушатель курсов, театральный зритель и др.
  3. Предписанный, достигаемый и смешанный. Предписанный статус не зависит от желания и возможностей индивида, так как даётся при рождении (национальность, место рождения, сословие). Достигаемый приобретается в результате прилагаемых усилий (уровень образования, профессия, достижения в науке, искусстве, спорте). Смешанный объединяет черты предписанного и достигаемого статусов (человек, получивший инвалидность).
  4. Социально-экономический статус определяется размерами получаемых доходов и положением, которое занимает индивид сообразно своему благосостоянию.

Совокупность всех имеющихся статусов называется статусным набором.

Иерархия

Общество постоянно оценивает значимость того или иного статуса и на основании этого выстраивает иерархию положений.

Оценки зависят от пользы дела, которым занимается человек, и от системы ценностей, принятых в культуре. Престижный социальный статус (примеры: бизнесмен, директор) получает высокую оценку. На вершине иерархии оказывается генеральный статус, определяющий не только жизнь человека, но и положение близких ему людей (президент, патриарх, академик).

Если одни статусы необоснованно занижены, а другие, наоборот, чрезмерно высоки, то говорят о нарушении статусного равновесия. Тенденция к его утрате ставит под угрозу нормальную жизнедеятельность общества.

Иерархия статусов бывает и субъективной. Человек сам определяет, что ему важнее, в каком статусе он чувствует себя лучше, какие выгоды извлекает, находясь в том или ином положении.

Социальный статус не может быть чем-то неизменным, так как жизнь людей не статична. Перемещение человека из одной социальной группы в другую называется социальной мобильностью, которая подразделяется на вертикальную и горизонтальную.

О вертикальной мобильности говорят, когда социальный статус личности повышается или понижается (рабочий становится инженером, начальник отдела - рядовым сотрудником и т. д.). При горизонтальной мобильности человек сохраняет своё положение, но меняет профессию (на равноценную по статусу), место жительства (становится эмигрантом).

Также выделяют межпоколенную и внутрипоколенную мобильность. Первая определяет, насколько дети повысили или понизили свой статус по отношению к статусу родителей, а по второй судят о том, насколько успешна социальная карьера у представителей одного поколения (виды социального статуса учитываются).

Каналами социальной мобильности выступают школа, семья, церковь, армия, общественные организации и политические партии. Образование представляет собой социальный лифт, помогающий человеку достичь желаемого статуса.

Приобретенный личностью высокий социальный статус или понижение такового свидетельствуют об индивидуальной мобильности. Если статус меняет некая общность людей (например, в результате революции), то имеет место групповая мобильность.

Социальные роли

Пребывая в том или ином статусе, человек совершает поступки, общается с другими людьми, то есть играет роль. Социальный статус и социальная роль тесно взаимосвязаны, но отличаются друг от друга. Статус - это положение, а роль - социально ожидаемое поведение, определяемое статусом. Если врач хамит и ругается матом, а учитель злоупотребляет спиртным, то это не соответствует занимаемому статусу.

Термин «роль» позаимствовали из театра, чтобы подчеркнуть стереотипность поведения людей похожих социальных групп. Человек не может поступать так, как ему хочется. Поведение индивида определяют правила и нормы, характерные для конкретной социальной группы и общества в целом.

В отличие от статуса роль динамична, тесно связана с особенностями характера и моральными установками человека. Иногда ролевого поведения придерживаются только на людях, как бы надевая маску. Но бывает и так, что маска срастается с её носителем, и человек перестаёт различать себя и свою роль. В зависимости от ситуации такое положение дел имеет как позитивные, так и негативные последствия.

Социальный статус и социальная роль - две стороны одной медали.

Разнообразие социальных ролей

Поскольку людей в мире много и каждый человек - индивидуальность, вряд ли найдутся две одинаковые роли. Некоторые ролевые модели требуют эмоциональной сдержанности, владения собой (адвокат, хирург, начальник похоронного бюро), а для других ролей (актёр, воспитатель, мама, бабушка) эмоции очень даже востребованы.

Одни роли загоняют человека в жёсткие рамки (должностные инструкции, уставы и т. д.), другие не имеют рамок (родители полностью отвечают за поведение детей).

Исполнение ролей тесно связано с мотивами, которые тоже неодинаковы. Всё определяют социальный статус в обществеи личные мотивы. Чиновника волнует продвижение по службе, финансиста - прибыль, а учёного - поиск истины.

Ролевой набор

Под ролевым набором понимается совокупность ролей, характерная для того или иного статуса. Так, доктор наук находится в роли исследователя, преподавателя, наставника, научного руководителя, консультанта и т. д. Каждая роль подразумевает свои способы общения с окружающими. Тот же преподаватель по-разному ведёт себя с коллегами, студентами, ректором университета.

Понятие «ролевой набор» описывает всё многообразие социальных ролей, присущих конкретному статусу. Ни одна роль не бывает жёстко закреплённой за её носителем. Например, один из супругов остаётся без работы и на какое-то время (а может быть, и навсегда) теряет роли коллеги, подчинённого, руководителя, становится домохозяйкой (домохозяином).

Во многих семьях социальные роли симметричны: и муж, и жена в равной степени выступают кормильцами, хозяевами дома и воспитателями детей. В такой ситуации важно придерживаться золотой середины: чрезмерное увлечение одной ролью (директор фирмы, бизнес-вумен) приводит к нехватке сил и времени на другие (отец, мать).

Ролевые ожидания

Отличие социальных ролей от психических состояний и свойств личности состоит в том, что роли представляют собой некий исторически выработанный эталон поведения. К носителю той или иной роли предъявляются требования. Так, ребёнок непременно должен быть послушным, школьник или студент - хорошо учиться, рабочий - соблюдать трудовую дисциплину и т. д. Социальный статус и социальная роль обязывают действовать так, а не иначе. Система требований по-другому называется ожиданиями.

Ролевые ожидания выступают промежуточным звеном между статусом и ролью. Ролевым считается только такое поведение, которое соответствует статусу. Если преподаватель вместо того, чтобы читать лекцию по высшей математике, начнёт петь под гитару, то студенты будут удивлены, ведь они ждут от доцента или профессора других поведенческих реакций.

Ролевые ожидания состоят из действий и качеств. Заботясь о ребёнке, играя с ним, укладывая малыша спать, мама выполняет действия, а успешному выполнению действий способствуют доброта, отзывчивость, эмпатия, умеренная строгость.

Соответствие исполняемой роли важно не только окружающим, но и самому человеку. Подчинённый стремится заслужить уважение начальника, получает моральное удовлетворение от высокой оценки результатов своего труда. Спортсмен усиленно тренируется, чтобы установить рекорд. Писатель работает над созданием бестселлера. Социальный статус человека обязывает быть на высоте. Если ожидания индивида не соответствуют ожиданиям окружающих, то возникают внутренние и внешние конфликты.

Ролевой конфликт

Противоречия между носителями ролей возникают либо из-за несоответствия ожиданиям, либо из-за того, что одна роль полностью исключает другую. Молодой человек более или менее успешно исполняет роли сына и друга. Но друзья зовут парня на дискотеку, а родители требуют, чтобы он остался дома. У врача скорой помощи заболел ребёнок, а доктора срочно вызывают в больницу, так как случилось стихийное бедствие. Муж хочет ехать на дачу, чтобы помочь своим родителям, а жена бронирует путёвку на море, чтобы оздоровить детей.

Разрешение ролевых конфликтов - дело непростое. Участникам противостояния приходится определяться с тем, какая роль важнее, но в большинстве случаев более уместными оказываются компромиссы. Подросток возвращается с вечеринки пораньше, доктор оставляет своего ребёнка с мамой, бабушкой или няней, а супруги оговаривают сроки участия в дачных работах и время путешествий всей семьёй.

Иногда разрешением конфликта становится выход из роли: смена работы, поступление в университет, развод. Чаще всего человек понимает, что он перерос ту или иную роль или она стала ему в тягость. Смена ролей неизбежна по мере роста и развития ребёнка: младенец, малыш раннего возраста, дошкольник, ученик начальных классов, подросток, юноша, взрослый человек. Переход на новую возрастную ступень обеспечивается внутренними и внешними противоречиями.

Социализация

С рождения человек усваивает нормы, образцы поведения и культурные ценности, характерные для того или иного общества. Так происходит социализация, приобретается социальный статус индивида. Без социализации человек не может стать полноценной личностью. На социализацию влияют средства массовой информации, культурные традиции народа, социальные институты (семья, школа, трудовые коллективы, общественные объединения и т. д.).

Целенаправленная социализация происходит в результате обучения и воспитания, но усилия родителей и педагогов корректируются улицей, экономической и политической ситуацией в стране, телевидением, интернетом и прочими факторами.

От эффективности социализации зависит дальнейшее развитие общества. Дети вырастают и занимают статусы родителей, принимают на себя те или иные роли. Если семья и государство не уделяли достаточного внимания воспитанию подрастающего поколения, то в общественной жизни наступают деградация и застой.

Члены общества согласуют своё поведение с некими стандартами. Это могут быть предписанные нормы (законы, постановления, правила) или негласные ожидания. Любое несоответствие стандартам считается отклонением, или девиацией. Примеры девиации - наркомания, проституция, алкоголизм, педофилия и т. д. Девиация бывает индивидуальной, когда от нормы отклоняется один человек, и групповой (неформальные группы).

Социализация происходит в результате двух взаимосвязанных процессов: интернализации и социальной адаптации. Человек приспосабливается к социальным условиям, осваивает правила игры, обязательные для всех членов общества. Со временем нормы, ценности, установки, представления о том, что хорошо, а что плохо, становятся частью внутреннего мира личности.

Люди социализируются на протяжении всей жизни, и на каждом возрастном этапе приобретаются и теряются статусы, осваиваются новые роли, возникают и разрешаются конфликты. Так происходит развитие личности.

Всевозможные роли человека в обществе как личности не могут возникнуть без соответствующего предопределяющего фактора. В этом случае им выступает положение личности в социуме, представляющим собой сложнейшую систему. При этом разобраться в том, что такое социальный статус, как он связан с предыдущими аспектами, довольно просто.

Роль человека в обществе

Любой современный житель наделён множеством прав и обязанностей, а значит, и некоторым числом определённых ролей. Если речь идёт о ребёнке, то его главными функциями будут те, которые входят в круг обязанностей в семье, школе, общественном транспорте, в кружках и т. д. Если рассматривать социальный статус женщины, то ей свойственно одновременно выполнять роли жены, матери, дочери, сотрудницы, студентки, покупательницы, подруги и находиться в других, не менее важных ипостасях. Однако нельзя отрицать тот факт, что было бы как-то странно и неестественно видеть взрослого состоятельного мужчину сидящим за школьной скамьёй, а первоклассника – за рулём троллейбуса. Такие действия идут вразрез с соответствующим положением, занимаемым человеком в окружающем мире.

Определение социального статуса

Социальным статусом называется позиция личности в общественной системе – социуме, которая предопределяется наличием соответствующих возможностей, интересов, знаний, прав и обязанностей. Как правило, самодостаточный полноценный человек обладает несколькими статусами одновременно, реализуя их составляющие на протяжении всей жизни.

Среди комплексного статусного набора можно выделить так называемый суперстатус, который является главным показателем интеграции личности в общество. Нередко именно этим критерием считают профессию, место работы или основной род занятости. Знакомясь с человеком, мы практически всегда задумываемся о том, чем же незнакомец зарабатывает себе на жизнь.
Остальные качества и свойства индивидуума также вызывают интерес. Хотя решающим фактором могут быть и другие моменты, среди которых национальная, религиозная или расовая принадлежность, сексуальная ориентация, прошлый жизненный опыт или наличие судимостей.

Разновидности положения в обществе

Пытаясь распознать, что такое социальный статус, следует ознакомиться с его классификацией. Любое положение индивидуума в жизни общества можно отнести к двум основополагающим типам. Первый вид представляет собой постановки, предписанные человеку независимо от его желания, возможностей и финансовых составляющих. К ним относят пол, место рождения, национальные признаки, этническое происхождение. Второй тип – это достигаемый социальный статус или приобретённый, как нередко о нём говорят. Именно от желания и способностей человека напрямую зависит достижение ним поставленных целей и вершин. Ведь мужьями, лидерами, докторами наук, футболистами, писателями или инженерами не рождаются, ими становятся.

Предписанный социальный статус

Современная система общества – это весьма сложное функционирующее образование, институты которого перестают работать в случае невыполнения любой личностью массы обязанностей, обозначенных отношениями в отдельных социальных группах. С целью единогласного согласованного выполнения обязанностей предписанного статуса с самого рождения человек проходит долгий путь подготовки и обучения к исполнению установленных ролей. Начальный этап формирования личности проходит в раннем детстве согласно дополнительным критериям, которые зачастую служат формулой достижения успеха в будущем. Возрастные и половые критерии служат основой для ролевых предписаний в социуме. Следом за ними идут расовая, национальная принадлежность, а также религиозные и классовые градации.

Первым ролевым обучением, которое продолжается в детском периоде, являются некоторые процессы социализации в зависимости от пола. В дальнейшей жизни они окажут огромное влияние на формирование и особенности социального статуса уже состоявшегося взрослого человека. Например, с момента рождения девочкам уготованы розовые распашонки, множество кукол и принцесс. Юных девушек постепенно готовят к взрослой жизни, обучая кулинарным хитростям и секретам поддержания домашнего очага. Маленьких леди не принято растить в мальчишеском стиле. И хотя такой тип воспитания иногда можно встретить, преимущественно его считают дурным тоном.

Особенности предписанного статуса

Что касается обучения мальчиков, то в зрелом возрасте оно демонстрирует последствия воспитательного процесса, который можно смело отнести к противоположному типу. С самых ранних лет они знают, что лучше быть сильным, чем слабым, ведь им предстоит защищать робких девочек, а затем стать опорой и сильным плечом всей своей семьи. Такие методы, способствующие формированию личности, определяют в будущем и разные социальные статусы мужчин и женщин.

Следует отметить то, что множество современных профессий являются актуальными для представителей обоих полов. Некоторые работы доступны для выполнения женщинами, к тому же они могут справиться с ними не хуже мужчин, и наоборот. К примеру, в некоторых государствах на должность домашней прислуги в обеспеченных домах девушек не берут. В частности, на Филиппинах выполнять секретарскую работу принимают только мужчин, при том, что некоторые тяжёлые работы в сельскохозяйственной отрасли поддаются преимущественно слабой половине человечества.

Приобретённое положение в обществе

Что такое социальный статус, можно понять и через призму достигнутых результатов. Каждой личности предоставляется широкий выбор возможностей, обусловленных предписанными статусами. Приобрести новое положение в обществе каждая личность может, используя свои индивидуальные способности, предпочтения, исполнительность или, как это ни странно, везение. Ведь Майкл Янг, знаменитый британский социолог, вполне удачно смог сформулировать подобный феномен. Он говорил о том, что важные титулы королей, лордов и принцесс – это предписанные социальные статусы, которые закреплены за индивидуумом вне зависимости от приложенных им усилий ради достижения высоких рангов.

Приобретённый социальный статус человека в обществе не даётся с рождения, завладеть соответствующим положением могут только лица, подходящие для этого. Не все люди, появившиеся на свет в мужском обличии, могут приобрести статус мужа или отца. Автоматически этого не произойдёт – всё зависит от поступков, поведения и отношения к жизни конкретного индивида. Становление желаемого статуса происходит с помощью использования таланта, желания, целеустремлённости и активной позиции.

Преобладающее значение социальных статусов

Зачастую в традиционных социумах предписанные статусы являются определяющими, поскольку дальнейший род деятельности и соответствующее занятие конкретного общественного места зависит от многих факторов, связанных с моментом рождения. Мужчины часто стараются быть похожими на своих отцов, дедов, подражая им и желая перенять их навыки в профессиях, знакомых с самого детства. К тому же по своей природе мужчина – охотник, рыбак и воин. Естественно, в прямом смысле реализовать эту часть мужского предназначения в индустриальных обществах достаточно сложно, но имея свободу в выборе занятий для достижения того или иного положения, перед нынешними «добытчиками» открываются невероятные возможности.

Расстановка в обществе по социальному статусу

Для благополучного функционирования общественной системы требуется достаточный уровень мобильности трудовых ресурсов, что приводит к приоритетной выраженности ориентирования на личные характеристики индивидуумов, на смену одного статуса другим приложенными усилиями. Между тем движение по статусной лестнице вверх находится под постоянным контролем всего социума с целью соблюдения принципов справедливости, которые позволяют приобрести высокое положение в обществе только тем людям, кто смог проявить себя по-настоящему. Тем, кто не смог найти свою успешную «среду», придётся заплатить неконкурентоспособностью и несостоятельностью в новых ролях.
Отсюда следует огромная численность людей, которые находясь в сложившейся ситуации, не испытывают чувства удовлетворения.

Как достигнуть высокого места в обществе?

Осознать, что такое социальный статус высокого уровня и как пользоваться его привилегиями, сможет лишь человек, прошедший долгий и нелёгкий путь. Случается и так, что приобретённое положение в дальнейшем обязывает индивида к свершению изменений не только в трудовой деятельности, но и в повседневной жизни, месте проживания, кругу знакомых и друзей. Когда личности приходится встретиться лицом к лицу с трудностями, значительно удалёнными от опыта предков в силу существенных различий между её социальным статусом и общественным положением родителей, процесс принятия новых ролей предопределяется возникнувшим статусом.

Идеальным обществом принято считать то, где преобладающее число социальных статусов является приобретёнными. Разве не справедливо, если каждый человек найдёт своё место под солнцем и будет стремиться к нему, доказывая это своими способностями, трудом или талантом? Кроме того, возможность успешно проявить себя предоставляет шанс на оправдание каких-либо существенных недостатков.

Абсолютно противоположной картиной является общество, где в большинстве случаев положение в социуме предписывается, а человек не ожидает повышения своего статуса, не прикладывает к этому даже малейших усилий. Люди, зарабатывающие небольшие деньги, занимаясь непрестижным трудом, не ощущают себя виноватыми в том, что имеют низкий социальный статус. Не сопоставляя сложившегося положения дел с ситуацией у других, более амбициозных и стремительных людей, такой индивид не угнетён чувством недовольства, ненадёжности или страха что-либо потерять.