Урок по обж "опасные ситуации в жилище". Опасные и чрезвычайные ситуации Какую ситуацию называют опасной

Изучение дополнительной литературы по темам:

А) Правила безопасного поведения в быту

Б) Правила пожарной безопасности и поведения на пожаре

В) Правила обеспечения безопасности дорожного движения

Г) правила безопасного поведения в криминогенных ситуациях.

Проверочные работы для определения знаний материала:

1. Люди давно селятся вместе, образуя поседения, поселки и города. Для многих людей города стали домом, работой,

местом отдыха. Вместе с этим в городе существуют свои проблемы, многие из которых влияют на безопасность личности. Подумайте и ответьте:

а) Какие существуют отличия в условиях жизни горожанина и сельского жителя?

б) Какие опасные ситуации чаще всего случаются в городских условиях?

в) Какие опасные зоны существуют в городе?

2. Для помощи людям, попавшим в опасные ситуации в горо­дах, созданы различные службы. Подумайте и ответьте:

а) Какие городские и районные службы обеспечивают без­опасность горожан?

б) Как правильно сообщить о необходимой Вам помощи по телефону?

в) Для чего в крупных городах создается «телефон доверия»?

3. Школа, в которой вы учитесь, находится примерно в двухстах метрах от вашего дома, но на другой стороне автомобильной дороги. Ближайшие пешеходные переходы расположены с одной стороны в семистах метрах, с другой стороны - в девятистах. Дорога в обе стороны не имеет поворотов, подъе­мов и спусков, Подумайте и ответьте:

а) Как правильно перейти дорогу по пути в школу и обратно?

б) Чего нельзя делать при переходе улицы (дороги)?

в) Какие правила безопасности следует выполнять при ката­нии на велосипеде и роликах?

4. Вместе с классом вы собираетесь на большой концерт, который проводится на открытой площадке спортивного комплекса. Поскольку погода прохладная и пасмурная, вы хотите надеть длинную куртку на "липучках", теплый длинный шарф, обувь с длинными шнурками, взять с собой зонтик и спор­тивную сумку. Подумайте и ответьте:

а) Правильно ли подобрана экипировка на указанное мероприятие? Если неправильно, то объясните почему?

б) Какие опасности могут возникнуть в местах большого ско­пления людей?

в) Как правильно вести себя в толпе, охваченной паникой?

г) Что необходимо предпринять, если вы упали в движущейся толпе?

5. Зайдя в свой подъезд, вы увидели, Что в нем находится до­вольно крупная собака. Язык ее высунут, а из пасти капает слюна. Животное настроено агрессивно, хрипло лает и пытается на вас броситься. Подумайте и ответьте:

а) Что необходимо предпринять в этом случае?

б) Как правильно действовать при нападении собаки?

в) Что следует сделать, если вас укусила собака?

6. Ваш знакомый решил погладить брюки. Он взял утюг, но не придал значения тому, что провода, прилегающие к электро­вилке, оголились. Сполоснул водой руки и, не вытирая их, пытается подсоединить электровилку к электророзетке. Подумайте и ответьте:

а) Какие правила обращения с электронагревательными при­борами нарушил ваш знакомый?

б) К каким последствиям эти нарушения могут привести?

в) Какие еще правила обращения с электробытовыми прибо­рами вы можете назвать?

7. Ваш младший брат трех лет очень любознательный непоседа - то найдет кусок проволоки и попытается воткнуть его в розетку, то просит показать ему, как проводится электросвар­ка на соседней стройке. Подумайте и ответьте:

а) К чему могут привести такие шалости?

б) Каким образом можно защитить розетки от маленьких детей?

в) К каким последствиям может привести даже непродолжи­тельное наблюдение за процессом электросварки?

8. Вы пришли с прогулки домой и обнаружили, что прихожая залита водой. Пройдя в ванную комнату, вы увидели, что вода поступает из стыка трубы, подводящей холодную воду к умывальнику. Родители еще не пришли с работы. В кварти­ре больше никого нет. Подумайте и ответьте:

а) Какие действия и в какой последовательности вы предпримете?

б) В связи с какими причинами в квартире (доме) может случиться затопление?

в) Какие правила необходимо соблюдать, чтобы избежать затопления?

9. Войдя в одну из комнат квартиры, вы увидели, что в ней много пара, а пол залит водой. Из одной батареи отопления бьет струя горячей воды. Дома больше никого нет. Родители придут с работы примерно через три часа. Подумайте и

ответьте:

а) Какие меры вам необходимо предпринять?

б) К каким последствиям может привести затопление кварти­ры (дома) водой?

в) Почему наиболее опасным является заполнение жилища паром и затопление горячей водой?

10. Вы пришли из школы домой. Войдя в квартиру, почувствова­ли запах газа. Подумайте и ответьте:

а) Какие действия и в какой последовательности следует предпринять в этом случае?

б) Какие правила надо соблюдать, чтобы избежать вредных последствий от воздействия бытового газа?

в) На какие группы по степени опасности можно условно разделить средства бытовой химии?

11. Ваша старшая сестра зажгла конфорку газовой плиты, поста­вила на нее чайник, наполненный водой, и ушла в другую комнату слушать музыку. Подумайте и ответьте:

а) Какие правила безопасности нарушила ваша сестра?

б) К каким последствиям может привести такое поведение?

в) Почему, почувствовав запах газа, нельзя пользоваться от­крытым огнем и включать электрическое освещение?

12. Вы пришли к товарищу, чтобы покрасить модель планера. В ходе работы вам потребовался растворитель. Кроме вас в квартире никого нет. Друг сказал, что бутылка с растворите­лем находится, скорее всего, в кладовой, но там нет освеще­ния. Поэтому надо взять с собой спички. Подумайте и ответьте:

а) Прав ли ваш друг в отношении использования спичек, и к каким последствиям это может привести?

б) Какие правила безопасности надо соблюдать при обра­щении со средствами бытовой химии?

в) Где лучше всего в домашних условиях хранить опасные химические вещества?

13. Вы с друзьями пошли в лес за грибами. Взяли с собой огурцы, бутерброды с вареной колбасой, яблоки, квас. Примерно че­рез три часа стало жарко, вы решили немного подкрепиться. Когда вы вернулись домой, то почувствовали слабость и боли в животе. Подумайте и ответьте:

а) Что с вами случилось и по какой причине?

б) Какими продуктами питания и когда можно отравиться?

в) Какие правила необходимо выполнить, чтобы не допустить пищевого отравления?

14. Находясь в квартире, вы ощутили мощный толчок, сопровож­даемый сильным раскатистым звуком. Выглянув* на лест­ничную площадку, вы увидели, что она заполнена дымом и пылью, часть лестницы разрушена. Похоже, что произо­шел взрыв. В квартире, кроме вас, младшая сестра ученица первого класса. Подумайте и ответьте:

б) По каким причинам происходят взрывы в зданиях?

в) В каком случае следует покидать здание, пострадавшее от взрыва?

15. В результате взрыва скопившегося газа сильно пострадал жилой дом. Один из его жильцов оказался завален упавшей мебелью и получил открытую травму ноги. Он находится в сознании. Подумайте и ответьте:

а) Что должен предпринять пострадавший жилец?

б) Почему после взрыва в здании надо стараться не пользо­ваться лестницей и лифтом?

в) Что вы понимаете под выражением "час тишины"?

16. Вы пришли из школы домой, зажгли газовую плиту, постави­ли на нее чайник с водой и на минуту выпели к соседям по площадке, не взяв ключ. Когда вы возвратились к своей квартире, то обнаружили, что дверь захлопнулась на замок. Подумайте и ответьте:

а) Какие действия необходимо предпринять в этом случае?

б) Какие правила следует соблюдать, чтобы не попасть в подобное положение?

в) От каких действий необходимо воздержаться, если вы по­теряли ключ от квартиры (дома).

17. Собираясь утром в школу, вы услышали по радио, что ночью прошел дождь, а потом температура понизилась и на улице - гололед. Подумайте и ответьте:

а) Какие меры безопасности вы предпримете в этом случае?

б) Чем опасен гололед?

в) Как можно смягчить падение во время гололеда?

Правила пожарной безопасности и поведения при пожаре

1. Ваш младший брат прибежал из соседней комнаты и сказал, что уронил спичку, пытаясь зажечь бенгальский огонь. От ее пламени загорелась оконная занавеска. Когда вы за­глянули в комнату, она была заполнена дымом. Ничего разглядеть не удалось. Выход на лестничную площадку пока свободен. Подумайте и ответьте:

а) Какие действия и в какой последовательности необходимо предпринять?

б) Чего ни в коем случае нельзя делать при возгорании в квартире?

в) По каким причинам чаще всего случаются пожары в ново­годние праздники?

2. Вы пришли из школы домой. Кроме вас в квартире находится престарелая бабушка, приехавшая в гости. Через некоторое время вы ощутили запах гари и дыма. Подойдя к входной двери и открыв ее, вы увидели, что из квартиры напротив идет дым, который устремляется вверх. Внизу, примерно на высоте человеческого роста, видимость хорошая и дыма почти нет. Подумайте и ответьте:

а) Какие действия и в какой последовательности следует предпринять?

б) По каким причинам случаются пожары в жилых зданиях?

в) Какую опасность при пожаре представляют собой синтети­ческие материалы?

3. Во время летних каникул вы с родителями поехали отдохнуть в санаторий. Родители утром ушли на лечебные процедуры, а вы остались в номере дочитывать книжку. Ваше внимание от чтения отвлекли шум, возня и крики в коридоре. Вы открыли дверь и вышли на несколько шагов в коридор. Вне­запно из-за поворота послышался сильный гул и появилась стена огня, стремительно двигающаяся в вашу сторону. Поду­майте и ответьте:

а) Какие действия и в какой последовательности необходимо предпринять?

б) Какие средства пожаротушения предусмотрены в многоэта­жных зданиях и учебных учреждениях?

в) Какие огнетушители вы знаете, для чего они предназначе­ны, чем отличаются друг от друга?

4. Вы находитесь в квартире один и смотрите телевизор. Откуда-то появился запах жженой пластмассы и паленой резины. Но вы не придали этому значения. Внезапно из телевизора послышался сильный треск и из задней панели пошел силь­ный и едкий дым. Подумайте и ответьте:

а) Какие действия и в какой последовательности необходимо предпринять?

б) Какие правила пожарной безопасности следует соблюдать при обращении с электробытовыми приборами?

в) Какое максимальное количество электробытовых приборов можно подключить к одной электророзетке?

5. Со старшим братом, недавно получившим водительское удостоверение, вы пришли в гараж, чтобы подготовить авто­мобиль к поездке. Неожиданно ваше внимание привлек ти­хий треск из угла, где размещен электрощиток. Когда вы подошли к нему, то увидели, что оттуда летят искры и идет дым. В салоне автомобиля есть огнетушитель, а на полке гаража- кусок брезента. Подумайте и ответьте:

а) Какие действия и в какой последовательности вы предпри­мете?

б) Какие средства пожаротушения следует иметь в автомобиле?

в) Для каких целей предназначены углекислотные огнетуши­тели?

6. Вы живете на пятом этаже. Сделав уроки, вы решили погу­лять. Выйдя на лестничную площадку, вы увидели, что она сильно задымлена, видимости почти никакой, снизу продолжает поступать густой дым. Подумайте и ответьте:

а) Как вы будете действовать в этом случае?

б) Что представляет собой внутренний пожарный кран и как им пользоваться?

в) Назовите последовательность и порядок вызова пожарной охраны.

Правила обеспечения безопасности дорожного движения

1. Ваш знакомый на автобусе отправился за город. Идет дождь. Покрытие дороги мокрое. На одном из поворотов автобус за­несло, он ударился об ограждение и остановился. Из мотор­ного отсека пошел дым и показались языки пламени. Знако­мый не пострадал и находится примерно в средней части автобуса. Подумайте и ответьте:

а) Какие действия необходимо предпринять знакомому?

б) Какие правила безопасного поведения необходимо соблю­дать при следовании в транспортном средстве?

в) Какую основную опасность для пассажиров представляют троллейбус и трамвай?

2. Ваша родственница отправилась к месту проведения отпуска железнодорожным транспортом. На одном из перегонов про­водник вагона объявил, что в связи с разрушением пути поезд осуществляет экстренное торможение и пассажирам необхо­димо быстро подготовиться покинуть вагон на ходу поезда. Подумайте и ответьте:

а) Что следует предпринять вашей родственнице?

б) Как следует прыгать из движущегося поезда и как призем­ляться?

в) Какие правила безопасности следует выполнять при пользо­вании железнодорожным транспортом?

г) Как следует правильно размещать багаж в вагоне поезда?

3. Во время полета пассажирского авиалайнера возникла необхо­димость в совершении аварийной посадки. После приземле­ния в самолете возник пожар. Подумайте и ответьте:

а) Какие действия следует предпринять пассажирам в ука­занной ситуации?

б) Какие правила необходимо соблюдать пассажирам во время полета на самолете?

в) Как надо себя вести при разгерметизации самолета?

4. Во время путешествия на теплоходе один из пассажиров, сильно перегнувшись через борт, не удержался и упал в воду. Подумайте и ответьте:

а) Какие действия необходимо предпринять упавшему за борт пассажиру?

б) Что должен сделать первый, заметивший падение человека за борт?

в) Какие средства спасения предусмотрены на морских и реч­ных судах?

Правила безопасного поведения в криминогенных ситуациях

1. Возникающие в жизни криминогенные ситуации представ­ляют иногда серьезную угрозу жизни и здоровью людей. Разные люди перед лицом опасности ведут себя по разному. Подумайте и ответьте:

а) Какие психологические приемы можно отнести к важному оружию самозащиты?

2. В квартиру одинокой женщины пытаются, взломав дверь, проникнуть злоумышленники. Подумайте и ответьте:

а) Что вы посоветуете предпринять женщине в этом случае?

в) Как правильно вести себя, если в вашу квартиру звонит незнакомый человек?

3. Многих преступлений можно было бы избежать, если бы мы были предусмотрительны и не забывали правил безопас­ности. Подумайте и ответьте:

а) Что делать, если вы дома один (одна), а квартиру пытаются открыть злоумышленники?

б) Что делать, если вы вернулись из школы, а дверь квартиры открыта?

в) В каких случаях и кому нельзя открывать дверь квартиры, чтобы обеспечить личную безопасность?

4. В газетах, по радио и телевидению часто сообщают о преступ­лениях, совершенных в подъездах жилых домов. Подумайте и ответьте:

а) Какие правила безопасности необходимо соблюдать при входе в дом (подъезд)?

б) Какие источники опасности существуют в лифте?

в) Что вы предпримете, если в подъезде или лифте на вас на­пали?

5. Возвращаясь из школы домой, вы решили изменить маршрут и пройти через парк. Попутчики-одноклассники с вами идти отказались. Подумайте и ответьте:

а) Правильное ли решение вы приняли? Если неправильное, то почему?

б) Какие правила следует соблюдать, чтобы не стать жертвой преступления?

в) В каких местах городов (населенных пунктов) чаще всего

совершаются преступления?

Нарушение экологического равновесия в местах проживания

1. Вода на Земле играет ту же роль, что и кровь в организме человека. Подумайте и ответьте:

а) Какую роль в жизни человека играет вода?

б) К чему приводит загрязнение воды?

в) Какими способами можно очистить воду в домашних усло­виях?

2. Жизнь людей, животных и растений на суше развивается на дне охватывающего нашу планету воздушного океана, кото­рый называется атмосферой. Подумайте и ответьте:

а) Какие вредные воздействия оказывают промышленные предприятия на атмосферный воздух?

б) Как бороться с загрязнением воздуха?

в) Что нужно делать в квартире (доме), чтобы дышать чистым воздухом?

3. Почву называют кожей Земли. Это хранительница плодоро­дия и жизни. Подумайте и ответьте:

а) К чему приводит снос почвы в океан?

б) Какими тяжелыми последствиями сопровождается опусты­нивание земель?

в) Какие вредные вещества накапливаются в почве в резуль­тате промышленных выбросов?

Под опасными понимаются факторы, приводящие к нарушению здоровья, различным травмам и даже к инвалидности. Данного рода свойством обладают системы, которые имеют химически, биологически и технически активные компоненты и условия, которые не соответствуют жизнедеятельности людей.

Если говорить о взрослом человеке, то его опасности могут подстерегать и на работе, и во время отдыха или путешествия, и на улице, и в транспорте, и даже дома. Для детей опасными факторами могут быть обстоятельства, возникшие по пути в школу либо во время урока, при игре дома (особенно ребенок он один).

Все вредные и опасные факторы создают вокруг человека разного рода ситуации, которые могут стать «катализаторами» несчастных случаев.

Интерпретация рассматриваемого понятия

Опасная ситуация – это такая неблагоприятная обстановка, внутри которой возникают опасные и вредные факторы различного происхождения, выступающие угрозой для жизни, здоровья человека, а также среды его обитания и имущества.

По ходу своей жизнедеятельности представитель человеческой расы может оказаться в эпицентре любой вредоносной обстановки (получить травму, заблудиться, стать жертвой нападения и прочее), когда требуется мобилизовать все имеющиеся силы, навыки и умения. Именно данного рода ситуация называется экстремальной (исключена либо ограничена помощь извне).

Согласно М.П. Фролову, С.В. Петрову, А.Т. Смирнову, Е.Н. Литвинову, экстремальноопасная ситуация – это совокупность данного рода обстоятельств, требующих для защиты здоровья, жизни человека максимально возможного напряжения всех имеющихся духовных и физических сил. Она появляется, к примеру, когда человек оказывается в ледяной воде, либо в эпицентре снежной бури, либо при пожаре.

В настоящее время стал популярен экстремальный спорт, где требуется проявить все имеющиеся навыки, умения, возможности, для того чтобы выжить в автономных, сверхтяжелых условиях существования.

Также к возможным экстремально опасным ситуациям себя готовят летчики-испытатели, спасатели, космонавты, моряки и др., чья профессия признана опасной.

Опасные и чрезвычайные ситуации: отличительные черты

Довольно часто на отдельной территории по причине природных явлений, экологических бедствий, социально опасных ситуаций, техногенных катастроф и аварий нарушаются требуемые для нормальной жизнедеятельности людей условия, появляется реальная угроза их здоровью, жизни, имуществу. Все это (ЧС). Они требуют определенных усилий от госструктур и населения в отношении предотвращения и ликвидации их последствий.

Чрезвычайно опасная ситуация бывает техногенного, биологического, природного, социально-криминального, военного, экологического характера.

ЧС природного характера – стихийные бедствия атмо-, гидро-, литосферного происхождения. Под техногенной их природой понимаются катастрофы, аварии, которые происходят в рамках техносферы и которые связаны с бытовой, производственной деятельностью человека, а также транспортом. Чрезвычайно опасные ситуации социального характера – обстоятельства, противоречащие российскому законодательству.

Биологические ЧС – заболевания населения, животных массового характера инфекционного происхождения (эпизотии, эпифитии, эпидемии). Военная чрезвычайно опасная ситуация – обстановка, которая приводит к применению оружия всевозможного типа против другого государства, населения. Сюда же можно отнести и подавление народной воли своего собственного государства.

Опасные ситуации природного характера: источники, причины

Очаг – опасный природный процесс либо явление. Возникновение опасных ситуаций данного рода происходит по следующим причинам:

  • землетрясение;
  • оползень;
  • сель;
  • эрозия;
  • лавина;
  • сильный ветер;
  • осадки;
  • морозы (заморозки);
  • гроза;
  • вулканическое извержение;
  • обвал;
  • карст;
  • цунами;
  • наводнение;
  • смерч;
  • засуха;
  • природный пожар;
  • туман.

Поражающие факторы вышеперечисленных явлений – угроза здоровью, жизни людей, а также сельскохозяйственных растений, животных, природной среды и экономически важных объектов. Однако не все опасные природные ситуации приводят к появлению ЧС (их учет не производится в местах, где человек не занят никакой деятельностью и не проживает). Они складываются исключительно при возникновении угрозы жизни, здоровью человека либо окружающей среды по причине появления рассматриваемых ситуаций.

Чрезвычайно опасные ситуации природного характера – стихийные бедствия (вредоносные обстоятельства геофизического, гидрологического, геологического, атмосферного и иного происхождения в масштабах, приводящих к катастрофе, которая характеризуется внезапным нарушением нормальной жизнедеятельности населения, уничтожением и разрушением материальных ценностей, гибелью и поражением людей, животных).

Классификация стихийных бедствий исходя из условий их возникновения

Их можно подразделить на следующие группы:

1. Метеорологические:

  • бури (сильные, протяженные воздушные потоки, движущиеся со скоростью свыше 20 м/с);
  • смерчи (атмосферные вихри, которые появляются в грозовом облаке и распространяются вниз, как правило, до самой земной поверхности, представляют собой темный облачный рукав либо хобот, имеющий диаметр, равный десяткам, сотням метров);
  • ураганы (атмосферные вихри больших размеров, движущиеся со скоростью ветра вплоть до 120 км/ч либо до 200 км/ч, если речь идет о приземном слое).

2. Геологические:

  • землетрясения (подземные колебания, толчки земной поверхности, которые появляются по причине внезапных разрывов и смещений в коре земли либо верхней мантии и протягиваются на значительные расстояния в качестве упругих колебаний);
  • снежные лавины (снежная масса, которая соскальзывает либо падает со склонов гор (круглых) и двигается со скоростью приблизительно 20 – 30 м/с).

3. Гидрологические (гидрометеорологические):

  • наводнение (затопление местности водой, образовавшейся по причине продолжительных ливней, снегопадов, ветрового нагона на побережье, сильного таяния снегов, которое причиняет материальный ущерб и наносит урон людскому здоровью или даже приводит к их гибели);
  • цунами (морские волны, которые возникают по причине сдвига вниз или вверх протяженных зон морского дна во время прибрежных и подводных землетрясений).

4. Массовые заболевания - инфекции (болезни, которые возникают по причине внедрения в макроорганизмы (животное, растение, человек) живого специфического инфекционного возбудителя: вируса, бактерии, грибка и пр.).

5. Природные пожары (бесконтрольное горение растительности, которое распространяется по лесу).

Техногенные ЧС: определение, критерии оценки их последствий

Чрезвычайно опасные ситуации техногенного характера – промышленные аварии, сопровождающиеся выбросом ОХВ; взрывы и пожары; транспортные аварии (автомобильные, морские, речные, железнодорожные).

Чрезвычайные происшествия делятся на следующие виды аварий:

  • с разрушением технических систем, транспортных средств, сооружений и без человеческих жертв;
  • катастрофы (разрушение всех вышеперечисленных средств и систем, а также гибель людей).

Критерии оценки последствий любого рода катастроф:

  • количество жертв;
  • количество раненых (ставших инвалидами, погибших от тяжелых ран);
  • отдаленные психические и физические последствия;
  • материальный ущерб;
  • общественное и индивидуальное потрясение;
  • экономические последствия.

Что может привести к возникновению данного рода ситуаций?

Причины опасных ситуаций (аварий) следующие:

  • просчеты в ходе проектирования современных зданий, недостаточный уровень их надежности;
  • строительные работы ненадлежащего качества либо отступление от проектного плана;
  • отсутствие четкого плана касаемо размещения производства;
  • серьезное нарушение техпроцесса ввиду недостаточности подготовки либо недисциплинированности, халатности персонала.

Отдельные аварии, катастрофы на транспорте и промышленных объектах могут сопровождаться выбросом ОХВ, радиоактивных веществ, взрывами, пожарами и пр.

Какие опасности подстерегают водителей на дорогах?

Каждый раз, когда водитель садится за руль своей машины, он должен помнить о том, что любое транспортное средство – источник повышенной опасности, в его руках жизнь и близких ему людей, находящихся с ним в машине, и других участников данного дорожного движения.

Можно выделить следующие опасные ситуации на дорогах (угрозы):

  • Лобового столкновения . В ситуации, когда движение встречного автомобиля происходит не по своей полосе, в первую очередь другому водителю необходимо плавно снизить скорость и подать сигнал нарушителю фарами либо звуковым сигналом. Далее если дорожная опасная ситуация усугубилась (появилась реальная опасность столкновения), рекомендуется сразу снизить скорость и увести автомобиль вправо.
  • Бокового столкновения . В данной обстановке следует применить экстремальное торможение и попытаться избежать аварии (дать «автомобилю-нарушителю» возможность проехать первым, несмотря на наличие преимущественного права на проезд). В случае когда экстремальное торможение не дает результата, необходимо резко ускориться, миновав тем самым место конфликта. При осуществлении данного маневра следует подать предупреждающий сигнал (звуковой или фарами). В ситуации, когда столкновения избежать невозможно, следует постараться перевести его из бокового в касательное (повернуть руль по направлению хода атакующего автомобиля).
  • Попутного столкновения. Оно чаще всего - результат неправильно установленной дистанции. Следует внимательно следить за передвижением находящегося впереди автомобиля, осуществлять опережающее наблюдение (заблаговременно определять изменения дорожной обстановки, которые могут заставить едущее впереди транспортное средство резко затормозить). Если наблюдается увеличение скорости, рекомендуется увеличить дистанцию. Торможение должно производиться плавно во избежание заноса, наезда идущего следом автомобиля, при этом не стоит забывать о своевременной подаче предупреждающего сигнала.

Это лишь некоторые опасные ситуации на дорогах.

Социальные ЧС

Процессы и явления данной направленности наполнены острыми, неразрешимыми противоречиями, катаклизмами, приобретающими в современное время глобальный характер. Социально опасная ситуация – вредоносная обстановка на конкретной территории, которая сложилась по причине опасного социального процесса либо явления, повлекшего за собой человеческие жертвы либо ущерб их здоровью или окружающей среде, существенные материальные потери, нарушение условий нормальной жизнедеятельности людей.

Защита от них – профмероприятия, которые направлены на ликвидацию данного рода опасностей. Помимо этого, необходима соответствующая подготовка, позволяющая человеку адекватно реагировать в опасных ситуациях.

Можно выделить следующие социально опасные ситуации:

  • войны и связанные с ними конфликты;
  • ускоренный рост народонаселения;
  • недостаточное обеспечение всех людей требуемыми ресурсами, которые необходимы для нормальной жизнедеятельности (пресная вода, источники энергии, продовольствием и пр.);
  • распространение наркотиков, опасных заболеваний;
  • неравномерность социального, экономического развития разных стран;
  • загрязнение природной среды;
  • негативные последствия научного развития, а также техники, информатизации;
  • рост преступности и экстремизма.

Разновидность рассматриваемых опасных ситуаций

Они бывают:

  • без прямого физического воздействия (шантаж, мошенничество и пр.);
  • с непосредственным физическим воздействием (убийство, террор, изнасилование и др.);
  • в виде общественных выступлений (беспорядки, революции, демонстрации и пр.).

Что делать при угрозе жизни?

Правила поведения в опасных ситуациях следующие:

  1. Давка . В первую очередь требуется по возможности оставаться на ногах. В случае когда нет возможности встать, следует принять защитную позу (подогнуть ноги, прикрыть руками голову, повернув ее в направлении движения толпы). Если возник пожар, требуется оставаться внизу, дышать через смоченную ткань.
  2. Снежная лавина . Требуется прикрыть рот руками, создавая при этом воздушный карман. Не следует кричать, так как в данной ситуации необходимо сохранять кислород. Рекомендовано оставаться в таком положении до прибытия поисковой группы.
  3. Смерч. В первую очередь необходимо найти укрытие. В ситуации когда это сделать невозможно, требуется по мере возможности установить его направление движения. Если в данного рода опасной ситуации есть транспортное средство, необходимо немедленно его покинуть и начать движение в обратном направлении от «воронки». При самом плохом раскладе требуется лечь на землю, прикрыть голову и как можно сильнее держаться за найденную опору.
  4. Падение со склона горы . Не следует пытаться дотянуться до опоры во избежание оползня. Требуется прижать подбородок к грудной клетке и стараться тормозить ногами.
  5. Уход под лед . Выбираться следует в том же направлении, где заходили. Если никого нет рядом, необходимо попытаться вытолкнуть себя, используя предплечья (расставить руки как можно шире и опереться на край льда, постепенно пытаться подтягиваться, выталкивая сначала туловище, а затем ноги, не вставая на них).
  6. Автомобиль оказался в реке . В среднем у человека есть полторы минуты до того момента, когда кабина полностью заполнится водой. Дверь открыть невозможно, поэтому следует как можно быстрее открыть окно (если потребуется, его выбить ногами) и высвободиться из ремня безопасности.
  7. Судорожный приступ в воде . Требуется сразу же перевернуться на спину и плыть к берегу. Далее необходимо потянуть место, которое свело судорогой, к примеру, потянуть на себя стопу.
  8. Если человек подавился . В ситуации, когда это произошло в общественном месте, требуется там и оставаться, так как увеличиваются шансы на помощь других. Если никого нет рядом, придется самостоятельно осуществить прием Геймлиха (осуществить резкий удар в живот, где-то между пупком и ребрами, используя при этом либо собственный кулак, либо любую твердую опору, к примеру, стул).
  9. Ядерный взрыв . Выжить можно, если человек находится за пределами радиуса ударной волны. Во-первых, следует найти укрытие, по возможности находящееся под землей. В ситуации, когда человек пребывает в пораженной местности, необходимо лечь на землю, закрыть голову не менее чем на полминуты. Запрещено смотреть на вспышку, так как она моментально ослепит.
  10. Захват в заложники . Попытаться сбежать следует в первые минуты. Если такой возможности нет, лучше всего соблюдать все озвученные правила. Необходимо постоянно наблюдать за происходящим и попытаться определить причину похищения. Предпринимать попытки к бегству следует только после тщательного взвешивания рисков и шансов.
  11. Нападение собак . Всегда требуется сохранять спокойствие (не кричать, не показывать страх, не смотреть в глаза животному). Не допускать того, чтобы собака оказалась за спиной (в ситуации, когда животное начинает двигаться по кругу, необходимо всегда находиться к ней лицом). Если в руках есть сторонний предмет, поместить его спереди от себя. Главное - защитить лицо, горло, грудь. Пальцы обязательно нужно сжать в кулак.
  12. Пребывание на улице в период грозы . Требуется отыскать низменное место, присесть на корточки (расположиться необходимо как можно ниже, но стараться не касаться земли). Обязательно следует прикрыть уши.
  13. Большая волна . Для начала требуется попытаться ее переплыть. В случае когда это невозможно, требуется вытянуть ноги и руки (распределить удар, удержать свое тело от погружения на глубину). Далее следует сделать глубокий вдох и задержать дыхание, пока не утихнет волнение. Следует как можно быстрее всплыть и продышаться.

| Материалы к урокам ОБЖ для 5 класса | План проведения занятий на учебный год | Опасные и аварийные ситуации в доме

Основы безопасности жизнедеятельности
5 класс

Урок 3
Опасные и аварийные ситуации в доме (квартире)




Человек всегда стремился построить себе такое жилище, в котором он мог бы чувствовать себя в безопасности. Недаром сложившаяся в Англии поговорка «Мой дом - моя крепость» разошлась по всему миру. Но известно, что и дома человек тоже не защищён от опасных ситуаций.

Ещё в древности люди использовали для создания жилищ то, что давала им сама природа. Для жилья приспосабливали пещеры, рыли землянки. Жилища строили соответственно местным условиям. Так, в северных районах и теперь можно встретить дома, в которых всё хозяйство объединено под одной крышей, чтобы защитить его от холодов и непогоды. Многие племена, живущие в Африке, строят деревни на сваях, чтобы защитить дома от наводнений во время сезона дождей.

Современная же городская квартира не только защищает человека, но и предоставляет ему разные удобства. Чтобы в квартире было удобно жить, необходимо подать в неё воду, газ, электричество, подключить телефон, провести телевизионную антенну. Человек уже не представляет свою жизнь без света и воды, телевизора и телефона. Однако наличие в квартире большого количества домашней техники и бытовых приборов создаёт условия для возникновения опасных ситуаций.

Причины возникновения опасных ситуаций в доме (квартире):

небрежность (незакрытый кран, забытый включённый утюг, чайник, оставленный без присмотра на включённой газовой плите);


неправильное обращение с бытовой техникой;


неосторожное обращение с огнём и химическими препаратами;


криминальные ситуации (взлом, ограбление, террористический акт).

В некоторых случаях причиной опасных ситуаций в доме может стать и стихийное бедствие. Самое страшное, что может произойти с жилищем, - его полное или частичное разрушение. Оно может быть вызвано затоплением при паводке, землетрясением, сходом снежной лавины в горной местности и даже военными событиями или другими причинами.

Какие опасные ситуации возможны в доме (квартире)?

■ Пожар (в результате неисправности электропроводки или электротехники, неосторожного обращения с огнём);
■ взрыв газа (в результате утечки газа из-за оставленной невыключенной плиты);
■ затопление (в результате неисправности водопровода или из-за незакрытого крана, неисправной стиральной машины);
■ отравление (газом или химическими препаратами);
■ поражение электрическим током (из-за нарушения правил безопасности при пользовании электроприборами и электрооборудованием);
■ разрушение строительных конструкций (в результате землетрясения или взрыва).

Опасные ситуации можно и нужно предупреждать!

Исправный электроприбор не загорится. Отремонтированный и закрытый водопроводный кран не потечёт. Ядовитые вещества при правильном хранении и использовании не отравят.

Надо стремиться жить без опасности, научиться быть предусмотрительным в повседневной жизни. Шалости и игры с опасными предметами отправляют многих детей в больницу, доставляя душевные страдания родителям, а физические - самому виновнику.

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ

1. Расскажите о жилищах, которые люди строили раньше и которые строят теперь.
2. Какие опасные ситуации могут возникнуть в доме (квартире)?
3. Назовите наиболее распространённые причины возникновения опасных ситуаций в доме (квартире).
4. Какие правила надо выполнять, чтобы не допустить возникновения чрезвычайной ситуации в квартире?

Структура ситуации включает: обстановочные составляющие (экстремальные условия); личностные составляющие (образ-Я); деятельностные составляющие (намерения и поведение). Одни и те же обстановочные факторы, будут действовать по-разному на людей, отличающихся своими индивидуальными особенностями.

Ситуация в психологическом плане всегда продукт взаимодействия человека и объективных особенностей ситуации.

Опасная ситуация - это система объективных и субъективных элементов представляющих угрозу для физического выживания и психического здоровья человека. При правильном поведении может благополучно разрешиться без тяжких последствий и не перерасти в ЧС.

Авария – локальное происшествие техногенного характера, не повлекшее человеческих жертв и непоправимых разрушений объектов.

Катастрофа – крупное происшествие техногенного, социального или природного характера, повлекшее человеческие жертвы и непоправимые разрушения объектов.

ЧС (чрезвычайная ситуация) – официальный термин, используемый в документах, – неблагоприятная обстановка, сложившаяся в результате действия особо опасных факторов на людей, их среду обитания, предполагающая наступление тяжких последствий, введение специальных сил, мер и планов. К ЧС относятся сильные эпидемии, наводнения, землетрясения, всевозможные катастрофы, вооруженные конфликты, захваты заложников, террористические акты.

В результате чрезвычайной ситуации или по другим причинам может возникнуть экстремальная ситуация - это система объективных и субъективных элементов, возникающая в природе или в процессе деятельности человека, при которой психофизиологические параметры могут превысить пределы компенсации организма, что создает угрозу выживанию человека. Например, высокие или низкие температуры, физическая нагрузка, высокие дозы облучения и др.

Первый тип - объективно экстремальные ситуации. Трудности и опасности в них исходят из внешней среды, возникают перед человеком объективно в результате действия непреодолимых сил, без его участия. Они насыщены угрозами, опасностями, трудностями. Бывает, что человек не в состоянии избежать их, иногда он может уменьшить опасность для себя и других, иногда отдалиться и уйти в безопасную зону, а бывает, что человек идет навстречу опасности, увеличивая ее для себя. Таковы, например, ситуации стихийных бедствий, вооруженной борьбы, крупных аварий и катастроф.

Второй тип - потенциально экстремальные ситуации. Объективные трудности, опасности выражены в них неявно, существуют как скрытая угроза. Переход потенциальной угрозы в реальность зависит как от объективного развития событий, так и от действий самого человека. Оголение электропроводки в доме, хранение пожаро- и взрывоопасных веществ в квартире, газовые плиты, появление признаков ухудшения работы тормозной системы автомобиля, сбор группы подозрительных лиц вблизи охраняемого объекта и пр.

Потенциальную угрозу увеличивает пренебрежение техникой безопасности

В жизни человека подавляющее большинство ситуаций, из череды которых состоит жизнь, содержат в себе потенциальные угрозы и опасности разного рода. Нужна постоянная разумная осторожность, осмотрительность и понимание потенциальной опасности, ее степени, вероятности, условий проявления, возрастания ее в отдельных ситуациях. Возникновение экстремальности происходит обычно скачком в основном по вине или воле человека и зависит от его подготовленности.

Третий тип - лично спровоцированные экстремальные ситуации. Риск, трудности и опасности порождаются самим человеком, его намеренным или ошибочным выбором, поступками, действиями. Они могут возникать даже по пустякам, из-за ошибок, по неосторожности, непредусмотрительности человека. Примеры: острый конфликт между матерью и ребенком, возникший из-за того, что последний не имеет привычки мыть руки перед едой; конфликт между подругами из-за претензий одной, что другая ей не позвонила, когда та болела; передвижение женщины ночью в одиночестве по темной улице. Часть лично спровоцированных экстремальных ситуаций возникает не сразу за действиями, а отсрочено, в виде непредвиденных негативных последствий. (возникающие и нарастающие с годами материальные и психологические трудности, неустроенность в жизни и -др.) Коренная причина лично спровоцированных экстремальных ситуаций - в человеке, в его недостаточной социальной и психологической сформированности, слабости образованности, воспитанности, а также результат упущений в работе с ним в предшествующее и текущее время жизни.

Четвертый тип - воображаемые (фантазийные) экстремальные ситуации. Эти ситуации тоже создаются человеком, но его разгулявшимся воображением, а не поступками. Они либо вообще объективно не содержат проблем, угроз и опасностей, но их наличие мерещится ему, либо содержат какую-то толику потенциальной угрозы, но видятся и переживаются им как сверхсложные и опасные. Они присущи людям тревожным, эмоциональным, мнительным, слабо подготовленным, неуверенным в себе. В обстановке слухов, социальных и природных катаклизмов, частых неудач, отсутствии достаточной информации такие ситуации могут получать распространение. Объективные особенности обстановки, таким образом, не механически и однозначно придают ситуациям экстремальность. Они представляют собой потенциально психогенные факторы, т.е. факторы, могущие вызывать психологические реакции, но «последнее слово» всегда остается за человеком-личностью с его индивидуальными особенностями.

Экстремальной для человека может оказаться и критическая ситуация – это такая ситуация, в которой он сталкивается с невозможностью реализации внутренних необходимостей своей жизни (мотивов, стремлений, ценностей, личностных притязаний).

Цели:

  • познакомить учащихся с понятиями «безопасность», «опасная ситуация», «чрезвычайная ситуация» с классификацией опасных ситуаций;
  • учить видеть опасности и защищать себя в любых жизненных ситуациях;
  • закрепить знания основных принципов самоспасения;
  • развивать кругозор детей, мышления, память, внимание;
  • воспитывать морально-волевые качества личности, коллективизм, взаимопомощь.

Задачи урока:

  • обсудить с детьми опасные и безопасные ситуация дома, в школе, на улице и т.д.;
  • обучит детей навыкам ориентировки в опасных ситуациях и принятия рациональных решений;
  • показать связь поступков и решений.

Оборудования: плакат «Шаги принятия решений»;
пословицы, стихи, рисунки учащихся; предметные картинки.
Учебники, компьютер, экран и т.д.

Ход урока

I.Организационный момент
- Сегодня я хочу начать урок с известного вам четверостишия.

На Земле жизнь светла и прекрасна,
Все мы дети природы родной.
Но немало явлений опасных
Угрожают нам с вами порой.

Как вы думаете, ребята, о чём сегодня на уроке мы будем говорить? (об опасностях, с которыми встречается человек каждый день);
- Правильно. Сегодня я хочу рассказать вам о том, что такое опасность, где, когда и какие опасности бывают.

II. Изучение новой темы:
Скажем откровенно, опасностей вокруг нас хватает, и вся хитрость состоит в том. Чтобы их знать и уметь избежать в трудную минуту. Ведь во всём мире и в нашей стране ежедневно гибнут люди, оказавшиеся в разнообразных опасных ситуациях. Число жертв в нашей стране перевалило гигантскую цифру – 250 тысяч человек в год, 10% среди погибших – дети. Основной причиной несчастных случаев является незнание или несоблюдение правил безопасности.
Но прежде чем мы начнём говорить об опасных ситуациях, мы должны выяснить, а что же такое безопасность?
Безопасность
Следовательно, возникает вопрос.
- А, что такое опасная ситуация?
Опасной называется ситуация, в которой возникает прямая угроза жизни и здоровью человека.
Сейчас я предлагаю вам представить пространство, в котором мы живём, и назвать все места, в которых нас подстерегают опасности. Чтобы облегчить вам задачу, я приготовила кроссворд. Разгадав его, мы не только узнаем опасные места, но и определим главное слово нашего урока.

III. Разгадывание кроссворда.

1.Спортивное сооружение. (Стадион)
2.Зелёная зона отдыха в городе. (Парк)
3.Место покупки и приобретения товаров. (Магазин)
4.Он бывает наземным, воздушным и морским. (Транспорт)
5.Помещение, предназначенное для приготовление пищи. (Кухня)
6.Место прибытия и отправления поездов. (Вокзал)
7.Помещение для занятия спортом. (Спортзал)
8.Подземная железная дорога. (Метро)
9.Помещение для просмотра кинофильмов. (Кинотеатр)
- Какое слово у вас получилось по вертикали? (Опасности)
Но ведь это наши хорошо знакомые места и там гораздо больше полезного и интересного, чем опасного, скажете вы. И совершенно правильно. Однако и в самых обыденных и привлекательных местах могут возникать опасные ситуации, вызванные различными неблагоприятными факторами и условиями.

Что же относиться к таким факторам:


IV. Чтение статьи учебника (стр.5 -8).
- Найдите и прочитайте в статье, какие ситуация называются чрезвычайными?
Чрезвычайные ситуации – это крупномасштабные опасные и экстремальные ситуации с вовлечением большого количества людей и грозящие тяжёлыми последствиями.
- Какие ситуации называют экстремальными?
Экстремальные ситуации – это наиболее сложные опасные ситуации. Которые требуют для защиты жизни и здоровья человека напряжение всех его физических и духовных сил.
- На сколько групп можно условно разделить опасные ситуации?

Все термины и схему дети записывают в тетрадь.

V. Закрепление новой темы.
А) Решение ситуационной задачи .
Существование вокруг нас многочисленных опасных ситуаций не означает, что несчастье непременно произойдет. Для этого нужны определённые условия, обстоятельства. Знание опасностей и причин их проявления позволяет их избегать.
Сейчас я предлагаю вам послушать рассказ «Жажда». Вы должны ответить на вопросы:
- В чём заключалась опасность для мальчика?
- Что могло бы произойти с мальчиком?
Затем вы должны помочь герою предупредить опасность и закончить предложение так, чтоб помочь мальчику избежать опасности.
Рассказ «Жажда»
Был жаркий, летний день. Женя играл с мальчиками во дворе в футбол. Когда игра закончилась. Ему очень захотелось пить. Он побежал домой и открыл холодильник. Там стояло много разных бутылок с газировкой, соком и пивом. Он схватил ближайшую бутылку, на которой было написано «Пиво»……..
Закончить рассказ можно было так: «Женя взглянул на этикетку, прочитал «Пиво», и поставил бутылку обратно в холодильник».
Давайте подумаем, как можно избежать опасной ситуации и сделаем плакат «Шаги принятия решений»

Шаги принятия решений:
1 шаг . Если ты хочешь что–то сделать, то сначала остановись;
2 шаг . Представь, как твой поступок отразиться на тебе, твоих родителях, твоих друзьях;
3 шаг . Выбери занятие, последствия которого безопасны. И не делай того, что может иметь плохие последствия;
4 шаг . Похвали себя за то, что тебе удалось принять ответственное решение и избежать опасности.

Б) Работа в парах по рисунку.
Рассмотрите рисунок. Отметьте на нём кружки красным цветом в местах, которые вы считаете опасными.

В) Работа в тетради (опасные и чрезвычайные ситуации)
- Соберите из слов на стр. 8 определение безопасности.
- Что у вас получилось?
Безопасность – это состояние защищённости человека, его имущества и окружающей среды от воздействия неблагоприятных факторов.

VI. Итог урока.
- Что такое опасная ситуация?
- Какие ситуации называют чрезвычайными?
- На сколь групп можно условно разделить все опасные ситуации?
VII. Домашнее задание.
Записать в тетрадь места повышенной опасности нашего города. Нарисовать рисунок по изученной теме.

Спасибо за урок. До свидания!