Выживание человека в автономном существовании. Правила поведения в условиях вынужденного автономного существования урок Правила безопасности в условиях автономного существования

Современная цивилизация, техническая революция окружили человека определённым комфортом. Появление современных конструкций кораблей, самолётов, автомобилей, создание современных средств связи, телевидения, бытовой техники изменили его жизнь, отучили жить в условиях дикой природы. Но случается так, что человек оказывается вырванным из привычного образа жизни, в этом случае моментально возникает проблема автономного существования (выживания) в природных условиях.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Правила безопасного поведения

В условиях вынужденного автономного существования.

  1. Основные причины вынужденного автономного существования. Первоочередные действия потерпевшего бедствия.

Современная цивилизация, техническая революция окружили человека определённым комфортом. Появление современных конструкций кораблей, самолётов, автомобилей, создание современных средств связи, телевидения, бытовой техники изменили его жизнь, отучили жить в условиях дикой природы. Но случается так, что человек оказывается вырванным из привычного образа жизни, в этом случае моментально возникает проблема автономного существования (выживания) в природных условиях.

Причины вынужденного автономного существования в природной среде:

  1. ЧС природного существования: стихийные бедствия (землетрясения, наводнения, ураганы, бури, смерчи, лесные и торфяные пожары).
  2. Экстремальные ситуации: резкое изменение природных условий (сильное резкое похолодание, ливень, метель, пурга, сильный снегопад и др.); потеря ориентировки на местности (поход, экспедиция и др.); потеря группы на маршруте (поход, экспедиция);
  3. Аварийные ситуации: аварии на воздушном, водном, железнодорожном транспорте, аварии и поломка автотранспортных средств.

Выживание – активная деятельность, направленная на сохранение жизни, здоровья и работоспособности в экстремальных ситуациях.

Автономное существование – нахождение человека в определённых сложных природных или других условиях изолированности, когда ограничена или исключена вероятность помощи от людей и использование технических средств и других достижений.

Основное условие, определяющее успех выживания или гибель , - настрой человека на благоприятный выход из создавшейся ситуации, желание выжить, моральные обязательства перед близкими и др.

Схема

первоочередных действий в условиях АС:

  1. Перебраться в безопасное место, помочь пострадавшим покинуть опасную территорию.
  2. Покидая транспортное средство, взять с собой имущество, которое может пригодиться в условиях АС.
  3. Оказать пострадавшим ПМП.
  4. Сориентироваться на местности, уточнить местонахождение.
  5. Соорудить временное укрытие при неблагоприятных климатических условиях.
  6. Определить план дальнейших действий: остаться на месте или уйти с места аварии.

Решение оставаться на месте аварии принимают в следующих случаях:

  1. Передан сигнал бедствия (или сообщение) о месте и времени аварии.
  2. Не определено точно место происшествия, незнакомая или труднопроходимая местность (горы, лес, болота, снежные заносы и др.).
  3. Неизвестно направление и расстояние до ближайшего населённого пункта.
  4. Большая часть людей в группе по состоянию здоровья не может передвигаться самостоятельно.

Решение покинуть место аварии принимают в следующих случаях:

  1. Известно направление до ближайшего населённого пункта, расстояние невелико и состояние здоровья людей позволяет его преодолеть.
  2. Возникла непосредственная угроза жизни людей (пожар, наводнение, разлом ледяного поля и др.).
  3. Люди не могут быть обнаружены на месте катастрофы из-за густой растительности или особенностей рельефа.
  4. В течение трёх суток нет связи и помощи.

При уходе с места происшествия необходимо обозначить направление своего ухода: выложить стрелку, сделать зарубки на деревьях, связать пучки травы и т.д.

1.2. Автономное существование человека в условиях природной среды.

Вынужденное автономное существование,

основные проблемы.

Даже в наши дни нередки случаи, когда человек, в результате сложившихся обстоятельств, попадает в условия автономного существования, благоприятный исход которого во многом зависит от его психофизиологических качеств, прочных знаний основ выживания и других факторов.

При кратковременной внешней угрозе человек действует на чувственном уровне, подчиняясь инстинкту самосохранения: отскакивает от падающего дерева, цепляется при падении за недвижимые предметы, пытается держаться на поверхности воды при угрозе утопления. О какой-то воле к жизни в таких случаях говорить не приходится.

Другое дело – долговременное выживание. В условиях автономного существования рано или поздно наступает критический момент, когда непомерные физические и психические нагрузки, кажущаяся бессмысленность дальнейшего сопротивления подавляют волю. Человеком овладевают пассивность, безразличие. Его уже не пугают возможные трагические последствия непродуманных ночевок, рискованных переправ. Он не верит в возможность спасения и поэтому гибнет, не исчерпав до конца запасов сил, не использовав запасы продовольствия.

Выживание, основанное только на биологических законах самосохранения, кратковременно. Для него характерны быстро развивающиеся психические расстройства и истерические поведенческие реакции. Желание выжить должно быть осознанным и целенаправленным и должно диктоваться не инстинктом, а сознательной необходимостью.

Важное значение для жизнедеятельности человека имеет и природная среда, её физико-географические условия. Активно воздействуя на организм человека, она увеличивает или сокращает сроки автономного существования, способствует или препятствует успеху выживания. Каждая из природных зон обуславливает специфику жизнедеятельности человека: режим поведения, способы добывания пищи, строительство убежищ, характер заболеваний и меры их предупреждения и т.п.

Как вести себя человеку, оказавшемуся в экстремальных условиях природной среды? Если нет твёрдой уверенности в возможности быстро выйти из создавшейся ситуации, а обстановка не требует немедленного ухода с места происшествия, лучше остаться на месте, развести костёр, построить укрытие из подручных материалов. Это поможет хорошо защититься от непогоды и в течение длительного времени сохранять силы. Кроме того, в условиях стоянки значительно легче добывать пищу. В ряде случаев эта тактика облегчит действия поисково-спасательной службы, получившей информацию о происшествии в конкретном районе.

Приняв решение «остаться на месте», нужно составить план дальнейших действий, в котором предусмотреть следующие мероприятия:

  • определение своего местонахождения;
  • защита от неблагоприятного воздействия факторов окружающей природной среды;
  • разведение костра;
  • подача сигналов бедствия;
  • добывание пищи и воды;
  • оказание самопомощи;
  • профилактика заболеваний.

1. Приёмы и способы ориентирования на местности.

Ориентирование на местности – это определение своего положения относительно сторон горизонта и местных предметов. В зависимости от характера местности, наличия технических средств и видимости стороны горизонта можно определить по положению Солнца, Полярной звезды, по признакам местных предметов и др.

В северном полушарии направление на север можно определить, став в местный полдень спиной к Солнцу . Тень от гномона укажет направление на север, слева будет запад, справа – восток. Местный полдень определяют с помощью вертикального шеста (гномона) длиной 0,5 – 1,0 м по наименьшему значению длины тени от него на поверхности Земли. Момент, когда тень была самой короткой по отметкам на Земле, соответствует прохождению Солнца через данный меридиан.

Определение сторон света с помощью часов : часы необходимо положить горизонтально и поворачивать их так, чтобы часовая стрелка указала на Солнце. Через центр циферблата мысленно проводится биссектриса угла, образовавшегося между этой линией и часовой стрелкой, она показывает направление север-юг, причем юг до 12 часов находится справа от Солнца, а после 12 часов – слева.

В ночное время в северном полушарии направление на север можно определить с помощью Полярной Звезды , расположенной примерно над Северным полюсом. Для этого необходимо найти созвездие Большой Медведицы с характерным расположением звезд в виде ковша с ручкой. Через крайние две звезды ковша проводится воображаемая линия, и на ней откладывается расстояние между этими звездами 5 раз. На конце пятого отрезка будет находиться яркая звезда – Полярная. Направление на нее будет соответствовать направлению на север.

Можно сориентироваться по некоторым природным признакам . Так, например, с северной стороны деревья имеют более грубую кору, покрытую лишайником и мхом у подножия, кора березы и сосны на северной стороне темнее, чем на южной, а стволы деревьев, камни или выступы скал гуще покрыты мхом и лишайниками. При оттепелях снег дольше сохраняется на северных склонах возвышенностей. Муравейники обычно чем-нибудь защищены с севера, их северная сторона более крутая. Грибы обычно растут с северной стороны деревьев. На поверхности ствола хвойных деревьев, обращенной на юг, выделяется больше смоляных капель, чем на северной. Особенно отчетливо эти признаки видны на стоящих отдельно деревьях. На южных склонах трава растет весной быстрее, а многие цветущие кустарники имеют больше цветов.

2. Организация ночлега.

Организация ночёвки – дело трудоемкое. Сначала необходимо подыскать подходящий участок. В первую очередь место для ночлега должно быть сухим. Во-вторых, расположиться лучше всего поблизости от ручья, на открытом месте, чтобы всегда иметь под рукой запас воды.

Простейшее убежище от ветра и дождя изготовляют, связав отдельные элементы основы (рамы) тонкими корнями ели, ветвями ивы, тундровой березы. Естественные полости в обрывистом береге реки позволяют удобно расположиться на них так, чтобы место сна находилось между костром и вертикальной поверхностью (обрыв, скала), служащей отражателем тепла.

При подготовке места для сна вырывают две ямки – под бедро и под плечо. Можно заночевать на подстилке из елового лапника в глубокой яме, вырытой или оттаянной до земли большим костром. Здесь же, в яме, следует всю ночь поддерживать огонь в костре во избежания серьезной простуды.

В зимней тайге, где толщина снежного покрова значительна, легче устроить убежище в яме у дерева. В сильный мороз можно построить простейшую снежную хижину в рыхлом снегу. Для этого снег сгребают в кучу, поверхность его уплотняют, поливают водой и дают замерзнуть. Затем снег из кучи выгребают, а в оставшемся куполе проделывают маленькое отверстие для дымохода. Разведенный внутри костер оплавляет стены и делает прочной всю конструкцию. Такая хижина сохраняет тепло. Нельзя забираться под одежду с головой, так как от дыхания материал отсыревает и промерзает. Лучше закрыть лицо предметами одежды, которые в последствии легко высушить. От горящего костра возможно скопление угарного газа и нужно позаботиться о постоянном притоке свежего воздуха к очагу горения.

3. Способы добывания огня.

Костер в условиях автономного существования – это не только тепло, это сухая одежда и обувь, горячая вода и пища, защита от хищников, гнуса и отличный сигнал для поискового вертолета. И, главное, костер – аккумулятор бодрости, энергии и активной деятельности.

Для получения огня надо воспользоваться огнивом , куском кремня . Огнивом может служить любой стальной предмет, в крайнем случае, тот же железный колчедан. Огонь высекают скользящими ударами по кремню так, чтобы искры попадали на трут – сухой мох, измельченные сухие листья, газета, вата, и т.п.

Огонь можно добывать трением . Для этой цели изготавливают лук, сверло и опору: лук – из мертвого ствола молодой березы или орешника толщиной 2 – 3 см и куска веревки в качестве тетивы; сверло – из сосновой палочки длиной 25 – 30 см, толщиной в карандаш, заостренный с одного конца; опору очищают от коры и высверливают ножом лунку глубиной 1 – 1,5 см. Сверло, обернув один раз тетивой, вставляют острым концом в лунку, вокруг которой укладывают трут. Затем, прижимая сверло ладонью левой руки, правой быстро двигают лук перпендикулярно к сверлу. Чтобы не повредить ладонь, между нею и сверлом кладут прокладку из куска ткани, коры дерева или надевают перчатку. Как только трут затлеет, его надо раздуть и положить в растопку, заготовленную заранее.

Чтобы достигнуть успеха, следует помнить о трех правилах: трут должен быть сухим, действовать надо в строгой последовательности и главное, проявить терпение и упорство.

4.Обеспечение пищей и водой.

Человеку, оказавшемуся в условиях автономного существования, надо предпринимать самые энергичные меры для обеспечения себя питанием с помощью сбора съедобных дикорастущих растений, рыбалки, охоты, т.е. использовать все, что дает природа.

На территории нашей страны произрастает свыше 2000 растений, частично или полностью пригодных в пищу.

При сборе растительных даров надо соблюдать осторожность. Около 2% растений могут вызвать тяжелые, и даже смертельные отравления. Для предупреждения отравления необходимо различать такие ядовитые растения, как вороний глаз, волчье лыко, вех ядовитый (цикута), белена горькая и др. Пищевые отравления вызывают ядовитые вещества, содержащиеся в некоторых грибах: бледной поганке, мухоморе, ложном опенке, ложной лисичке и др.

От употребления незнакомых растений, ягод, грибов лучше воздержаться. При вынужденном использовании их в пищу рекомендуется съесть за один раз не более 1 – 2 г пищевой массы, при возможности запивая большим количеством воды (растительный яд, содержащийся в такой пропорции, не нанесет организму серьезного вреда). Подождать 1 –2 часа. Если нет признаков отравления (тошноты, рвоты, боли в животе, головокружения, расстройств кишечника), можно съесть дополнительно 10 – 15 г. Через сутки можно есть без ограничений.

Косвенным признаком съедобности растения могут служить: плоды, поклеванные птицами; множество косточек, обрывки кожуры у подножья плодовых деревьях; птичий помет на ветках, стволах; растения, обглоданные животными; плоды, обнаруженные в гнездах и норах. Незнакомые плоды, луковицы, клубни и т.п. желательно проварить, так как варка уничтожает многие органические яды.

В условиях автономного существования рыбалка , пожалуй, наиболее доступный способ обеспечить себя питанием. Рыба обладает большей энергетической ценностью, чем растительные плоды, и сама рыбалка менее трудоемка, чем охота.

Рыболовную снасть можно изготовить из подручных материалов: леску – из распущенных шнурков ботинок, нити, вытащенной из одежды, расплетенной веревки, крючки. Из булавок, сережек, заколок от значков, «невидимок», а блесны – из металлических и перламутровых пуговиц, монет и т.п.

Мясо рыбы допустимо есть сырым, но лучше нарезать его на узкие полоски, высушить их на солнце, так оно станет вкуснее и дольше сохранится. Во избежание отравления рыбой надо соблюдать определенные правила. Нельзя есть рыб, покрытых колючками, шипами, острыми наростами, кожными язвами, рыб, не покрытых чешуей, лишенных боковых плавников, имеющих необычный вид и яркую окраску, кровоизлияния и опухоли внутренних органов. Нельзя есть несвежую рыбу – с жабрами, покрытыми слизью, с провалившимися глазами, дряблой кожей, с неприятным запахом, с грязной и легко отделяющейся чешуей, с мясом, легко отстающим от костей и особенно от позвоночника. Незнакомую и сомнительную рыбу лучше не есть. Не следует также употреблять рыбью икру, молоки, печень, следует тщательно удалять внутреннюю чёрную плёнку, т.к. они часто бывают ядовитыми.

Охота – наиболее предпочтительный, а в зимнее время единственный способ обеспечить себя питанием. Но, в отличие от рыбалки, охота требует от человека достаточного умения, навыков, больших трудозатрат.

Мелких животных и птицу добывать сравнительно не трудно. Для этого можно использовать ловушки, силки, петли и другие приспособления.

Добытое мясо зверька, птицы поджаривают на примитивном вертеле. Мелких животных, птиц жарят на вертеле, не снимая шкурки и не ощипывая. После приготовления обуглившаяся шкурка удаляется, и тушка очищается от внутренности. Мясо более крупной дичи целесообразно после потрошения и очистки можно запекать в глине или обжечь на сильном огне, а затем дожаривать на углях.

Реки, озера, ручьи, болота, скопление воды на отдельных участках почвы обеспечивают людей необходимым количеством жидкости для питья и приготовления пищи.

Воду из ключей и родников, горных и лесных речек и ручьев можно пить сырой. Но прежде чем утолить жажду водой из стоячих или слабопроточных водоемов, её следует очистить от примесей и обеззаразить. Для очистки легко изготовить простейшие фильтры из нескольких слоев ткани или из пустой консервной банки, пробив в донышке 3 – 4 небольших отверстия, а затем заполнив песком. Можно выкопать неглубокую ямку в полуметре от края водоема, и она через некоторое время наполнится чистой, прозрачной водой.

Самый надежный способ обеззараживания воды – кипячение. В случае отсутствия посуды для кипячения подойдет примитивный короб из куска березовой коры при условии, что пламя будет касаться только той части, что наполнена водой. Можно вскипятить воду, опустив деревянными щипцами в берестяной короб нагретые камни.

5. Профилактика и лечение заболеваний.

В условиях автономного существования, когда возможны самые разнообразные ранения, ушибы, ожоги, отравления, заболевания и т.п., знания приемов самопомощи особенно необходимо, ибо приходится рассчитывать на свои силы.

Для защиты от комаров, мошки необходимо смазывать открытые участки тела тонким слоем глины. Для отпугивания насекомых широко используют дымокуренные костры. Чтобы выгнать перед сном насекомых из шалаша, на толстый кусок коры накладывают горящие угли, а сверху прикрывают влажным мхом. Дымокурницу вносят в укрытие, держат там, пока оно не заполнится дымом, а затем хорошо проветривают и плотно закрывают вход. На ночь дымокурницу оставляют у входа с подветренной стороны, чтобы дым, отпугивая насекомых, не проникал в убежище.

Во время переходов необходимо соблюдать осторожность, чтобы не наступить на змею. При неожиданной встрече со змеей необходимо остановиться, дать ей уползти и не преследовать ее. Если же змея проявляет агрессивность, немедленно нанести сильный удар по голове, а затем добить ее. При укусе ядовитой змеи необходимо тщательно отсосать яд (если во рту и на губах нет трещин) и выплюнуть его. Промыть рану и наложить повязку.

В лечении заболеваний следует широко использовать некоторые растения .

Кора ясеня оказывает противовоспалительное действие. Для этого следует снять кору с не очень молодой, но и не очень старой ветки и приложить сочной стороной к ранке. Хорошо помогают свежие толченые листья крапивы. Они способствуют свертыванию крови и стимулируют заживление ткани. Для этих же целей рану можно присыпать зеленовато-коричневой пыльцой зрелого гриба дождевика, туго зажимая порез вывернутой наизнанку бархатистой кожицей того же гриба.

Пух кипрея, камыш, льняную и конопляную паклю можно использовать как вату.

Жгучий красноватый сок медуницы может заменить йод. А белый мох сфагнум используется в качестве перевязочного средства с дезинфицирующим действием. Свежий сок подорожника и полыни останавливает кровотечение и обеззараживает раны, обладает болеутоляющим и заживляющим действием. Незаменимо это средство и при сильных ушибах, растяжении связок, а так же при укусах ос и шмелей. Листья подорожника и полыни измельчают и прикладывают к ране.

6. Подача сигналов бедствия.

Костер остается одним из самых эффективных средств аварийной сигнализации. Чтобы своевременно подать сигнал поисковому вертолету, костер заготавливают заранее. Сухие ветви, стволы, мох и пр. складывают на открытых местах – поляне, вершине холма, просеке, иначе деревья будут задерживать дым и сигнал останется незамеченным. Чтобы столб дыма был гуще и чернее, в разгоревшийся костер подбрасывают свежую траву, зеленую листву деревьев, сырой мох и т.п. Костер поджигают тогда, когда вертолет или самолет появились в зоне видимости и отчетливо слышен шум работающих двигателей.

Внимание экипажа воздушного поискового судна можно привлечь также различными сигналами, демаскирующими местность: например, вытоптать в снегу геометрические фигуры, вырубить (выломать) кустарники, а если имеется ткань яркой расцветки, растянуть ее на открытом месте.


Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Правила поведения в условиях вынужденной автономии в природных условиях

Автономное существование - это существование одного человека или группы людей, волей случая оказавшихся в экстремальной ситуации, один на один с природой. Оно может быть добровольное (если в данной ситуации оказываются люди, профессии которых предполагают работу в природных условиях, например, егери, геологи, нефтяники и т. п.) и вынужденное .

На человека в условиях автономного существования неблагоприятно воздействуют различные природные факторы, которые нередко оказываются экстремальными, т е. крайне сильными, вызывающими нарушение функциональной деятельности организма, ставя его на грань катастрофы. На воздействие различных раздражителей организм человека отвечает неспецифическими реакциями, направленными на сохранение гомеостаза: постоянства внутренней среды. Такие реакции называют стрессом . В условиях автономного существования эти изменения функциональной деятельности органов и систем постепенно усиливаются, но до определенного предела остаются обратимыми, т. е. возвращаются к норме после устранения воздействующих факторов. Этот период называется предельно допустимым сроком автономного существования .

Факторы выживания:

1) Антропологические : состояние здоровья, резервные возможности организма, обеспечивающие сопротивляемость его воздействию жары, холода, лишениям и т. д., постоянство внутренней среды - гомеостаз. К этой группе относятся психологическая подготовленность, мотивация, волевые качества, активно-преобразовательная деятельность, от которой будет зависеть преобладание положительных или отрицательных эмоций. Важные элементы этой группы - это обученность действиям в условиях автономного существования и воля к жизни.

2) Природно-средовые - факторы природной среды, оказывающие неблагоприятное влияние на организм человека: температура и влажность воздуха, солнечная радиация, ветер, пониженное барометрическое давление и др. К ней относятся физико-географические особенности района автономного существования: флора и фауна, водоисточники, фотопериодизм и прочее.

3) Материально-технические - факторы, которые обеспечивают защиту человека от воздействия окружающей среды: одежда, аварийное снаряжение, а также подручные средства, используемые для строительства убежища, добывания огня, подачи сигналов и т. д.

Психические реакции - Значительно осложняет автономное существование возникновение психических реакций, вызванных экстремальным воздействием, основу которых составляет страх.

Реакция тревоги проявляется либо в пассивной форме - прекращение активной деятельности, своеобразной оцепенелости, невосприимчивости к происходящему, своеобразному параличу воли, либо в активной - панике, стремлению убежать от происходящих событий.

У 12-25% наблюдаются истерические реакции. Они проявляются либо в резком двигательном возбуждении, слезах, порой в бессмысленных, неадекватных ситуации поступках, либо в глубоком стопоре - безразличии к происходящему, полной бездеятельности.

Поскольку ряд факторов - холод, жара, голод, боль, уныние, страх - ведут к развитию стресса, их стали называть стрессорами . Стрессоры возникают в результате взаимодействия человека с окружающей средой: тепловые и холодовые поражения, отравления, вызванные укусом ядовитых змей, паукообразных, насекомых, употреблением в пищу мяса некоторых рыб, моллюсков, ядовитых растений, контактами с ядовитыми растениями, заражением природно-очаговыми заболеваниями, горной болезнью и т. д.

Боль. Травмы, воспалительные процессы, воздействие высокой или низкой температуры, кислот, щелочей, и т. д. сопровождаются болью, которая представляет собой своеобразную защитную реакцию организма. Человек, лишенный болевой чувствительности, может получить тяжелые, порой смертельные повреждения, так как не сумеет своевременно устранить причину, угрожающую его здоровью. Но именно боль сможет помешать человеку бороться и адекватно действовать. Поэтому нужно оказать первую медицинскую помощь пострадавшим.

Холод. Жара. Снижая физическую активность и работоспособность человека, температурные агрессоры оказывают воздействие на психику человека. Цепенеют не только мышцы, но и мозг, воля, без которых любая борьба обречена на поражение. Следовательно, нужно укрыться от холода, жары и ветра, защитить организм от переохлаждения или перегрева, в зависимости от местности и погодных условий.

Голод. Человек может обходиться без пищи в течение продолжительного времени, сохраняя работоспособность, однако многодневное голодание ослабляет организм, снижает его устойчивость к воздействию холода, боли и т. д.

Жажда. Может нанести более серьезный вред организму человека, чем голод. Жажда, являясь нормальным сигналом о нехватке жидкости в организме, при невозможности удовлетворить ее из-за недостатка или отсутствия воды становится серьезной помехой для деятельности человека. Поэтому необходимо сразу установить дневную норму расхода воды и пищи, а неприкосновенный запас оставить на крайний случай. Организовать поиск пищи и воды. выживание криминогенный чрезвычайный техногенный

Переутомление. Это состояние организма, возникающее после длительного физического напряжения. Оно таит в себе потенциальную опасность, поскольку притупляется воля человека, делает его уступчивым к собственным слабостям. Избежать переутомления и быстро восстановить силы позволяет правильное распределение физических нагрузок, своевременный отдых, который всеми доступными средствами надо делать как можно полноценней.

Одиночество нередко оказывает сильнейшее воздействие на психику человека. С одиночеством борются по-разному - читают вслух стихи, стараются вспомнить наиболее приятные моменты в жизни, обсуждают вслух свои планы и т. д. Стараются отвлечься активной физической работой по благоустройству жилища и т. д.

Паника. Одна из наиболее сильных эмоциональных форм, порожденных страхом. Паника проявляется смятением и растерянностью. Человек в паническом состоянии всегда считает ситуацию смертельно опасной для жизни, утрачивает контроль над своими поступками. Остановить панику могут только решительные действия.

Шансы на выживание зависят от следующих факторов:

* Желание выжить.

* Умение применять имеющиеся знания и строго выполнять требования пребывания в той или иной местности.

* Уверенность

* Рассудительность и инициативность.

* Дисциплинированность

* Способность анализировать и учитывать свои ошибки.

Выжить - значит решить важнейшие задачи:

* Любым способом ликвидировать панику.

* Проанализировать ситуацию и наметить пути выхода из нее.

Обеспечить возможные условия выживания (суметь укрыться от холода, жары и ветра, защитить организм от переохлаждения или перегрева, установить дневную норму расхода воды, а неприкосновенный запас оставить на крайний случай, при необходимости принять решение на самостоятельный выход к населенным пунктам возникают задачи точного определения своего местонахождения, ориентирование на местности.) Главная задача автономного существования - выжить с наименьшими потерями.

Правила поведения в ситуациях криминогенного характера. Уголовная отв

ЧС криминогенного характера :

1. Мошенничество - открытое изъятие вашего имущества путём обмана или злоупотребления доверием;

2. Хулиганство - грубое нарушение общественного порядка, выражающее явное неуважение к обществу;

3. Грабёж - открытое изъятие имущества (без насилия или с насилием, не опасным для жизни и здоровья);

4. Кража - тайное хищение имущества;

5. Разбой - нападение с целью хищения имущества, соединенное с насилием или угрозой насилия, опасных для жизни и здоровья подвергшегося нападению;

6. Рэкет (шантаж) - вымогательство материальных средств, путём угроз и насилия;

7. Вымогательство - требование передачи имущества под угрозой насилия над лицом, под охранной которого находится это имущество, насилие над его близкими, оглашение позорящих сведений и т.д.

8. Вандализм - бессмысленное уничтожение материальных и культурных ценностей;

9. Похищение человека - завладение человеком, изъятие из места его нахождения, перемещение потерпевшего в другое место против его воли и его удержание;

10. Изнасилование - половое сношение с применением физического насилия, угроз или с использованием беспомощного состояния потерпевшей;

11. Покушение на убийство - умышленное действие непосредственно направленное на совершение убийства, но не доведенное до конца по независящим от виновного причинам;

12. Убийство - умышленное или неосторожное лишение жизни человека;

13. Работорговля - захват, покупка или продажа людей в рабство.

Правила поведения в ситуациях криминогенного характера:

· при нападении помнить, что не одна материальная ценность не стоит вашей жизни

· успокоится не паниковать, реально оценить обстановку;

· не ждать помощи от окружающих;

· не надо проявлять ненужного героизма;

· если нападающий несовершеннолетний, не спешите применять против него силу;

· постарайтесь избежать прямого контакта с нападающим, уйти от применения силы с обоих сторон;

· если у нападающего ни холодного, ни огнестрельного оружия, а также подручных средств для нападения (металлической трубы, рельса и т.д.), то и против него нельзя применять вышеперечисленное;

· постарайтесь запомнить приметы преступника: как он одет, возраст, цвет волос, их длину, каков цвет и разрез глаз, глубоко они сидят или навыкате, какого размера у него рот, нос и уши, татуировки, шрамы и т.д.

Уголовная отв етственность несовершеннолетних (Раздел V УК РФ):

Несовершеннолетними признаются лица, которым ко времени совершения преступления исполнилось 14, но не исполнилось 18 лет (часть1 ст. 87 УК РФ). К ним могут быть применены принудительные меры воспитательного воздействия.

Виды наказаний, назначаемых несовершеннолетним (ст. 88, ч.1):

а) Штраф - Статья 88 часть 2;

б) Лишение права заниматься определенной деятельностью ;

в) Обязательные работы (40-160 час, по 2-3 час) - Статья 88 часть 3;

г) Исправительные работы (сроком до 1 года) - Статья 88 часть 4;

д) Арест (после 16 лет сроком от 1 до 4 мес.) - Статья 88 часть 5;

е) Лишение свободы на определенный (срок до 10 лет с отбыванием в воспитательной колонии) - Статья 88 часть 6.

Правила поведения в условиях чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера

Чрезвычайная ситуация (ЧС) -- это обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, стихийного природного явления, катастро­фы, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей природной сре­де, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности (Федеральный закон «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенно­го характера»).

Природные чрезвычайные ситуации возникают в результате землетрясений, извержений вулканов, обвалов, лавин, оползней, ураганов, наводнений, крупных природных пожаров и др.

Техногенные чрезвычайные ситуации возникают в результате аварий на промышленных объектах и магистральных трубопроводах, химических аварий, аварий с выбросом радиоактивных веществ, аварий в зданиях жилого и социально-бытового назначения

Выживание в зоне стихийного бедствия обеспечивается четырьмя основными факторами:

1) знанием особенностей природных явлений;

2) умением распознать приближение стихийного бедствия и: подготовиться к нему. Практически ни одно стихийное бедствие не возникает неожиданно. Каждое

каким­-то образом предупреждает о своем приближении;

3) знанием приемов спасения при конкретном стихийном бедствии;

4) психологической подготовкой к действиям в ocoбо сложных условиях.

Для каждого региона России характерны те или иные стихийные бедствия, в результате которых может возникнуть чрезвычайная ситуация. Разница лишь в том, что одни из них более вероятны, а другие менее. В нашей стране возможны: сильные грозы и бури , ypaгaны ­ ветры со скоростью, превышающей 100 км/ч, резкие понижения температуры воздуха, cнeгoпады и метели, бураны и гpaд, лесные пожары, наводнения, сели, оползни, сходы лавин, землетрясения .

Землетрясение. С момента первых слабых колебаний земной коры до разрушительных толчков обычно проходит 15-20 секунд. Поэтому, если вы ощутили первые слабые толчки и вы находитесь в здании на первом или втором этаже, быстро покидайте здание и отходите на открытое место. Находясь выше втopoгo этажа, уйдите из угловых комнат, займите наиболее безопасное место (на удалении от окон, в проемах внутренних капитальных стен, в yглах между стенами, лучше под кроватью, столом, дрyгим прочным И устойчивым предметом).

Самое ненадежное место в доме лифтовые проемы и лестничные клетки.

За первым толчком, как правило, следуют повторные. Используйте затишье для выхода из дома. Берегитесь обрушения на вас кусков штукатурки, стекла, кирпичей, арматуры и т.п.

Если землетрясение застало вас в автомобиле, остановитесь (лучше на открытом месте), откройте двери, но не покидайте салона.

Людям, проживающим в сейсмоопасных районах, следует быть внимательными к сообщениям местных opгaнoв ГО и ЧС, строю выполнять их указания и peкомендации.

Иметь запас продуктов питания, воды и средств оказания первой медицинской помощи.

Наводнение. Получив предупреждение об угрозе наводнения (затопления), сообщите об этом вашим близким, соседям. Предупреждение об ожидаемом нaводнении обычно содержит информацию о времени и границах затопления, а также рекомендации жителям о целесообразном поведении или о порядке эвакуации.

Продолжая слушать местное радио (если речь идет не о внезапном катастрофическом затоплении), готовьтесь к эвакуации, перенесите на верхние этажи ценные вещи, окна и двери первых этажей забейте дocками или фанерой.

При внезапном наводнении необходимо как можно быстрее занять ближайшее возвышенное место и быть гoтoвым к организованной эвакуации по воде. Необходимо принять меры, позволяющие спасателям своевременно обнаружить людей, отрезанных водой и нуждающихся в помощи: в светлое время суток вывесить на высоком месте полотнище, а в темное подавать световые сигналы.

Смерч, ypaгaн (тайфун). Если приближается смерч, необходимо по возможности убрать хозяйственное имущество со двора и балконов в дом (подвал), yкрыться в капитальных строениях (дальше от окон), выключить газ, перекрыть воду, отключить электричество

и погасить oгoнь в печах. Будучи застигнутыми на открытом месте, нужно попытаться уклониться от смepча, быстро двигаясь перпендикулярно eгo движению, или при жаться к земле на дне любого углубления (ложбины, oвpaгa).

Аналогично поступают и при прохождении ypaгaнa.

Время до подхода ypaгaнa используйте для возможного дополнительного укрепления конструкций зданий (особенно крыш), приготовления аварийных светильников, нагревательных приборов, запасов продуктов, воды, медикаментов.

Опасно укрываться от смерча и ypaгaна у мостов, различных опор, столбов и в легких строительных сооружениях! Услышав штормовое предупреждение, откажитесь от выхода из дома и поездок на транспорте.

Сель, снежная лавина. При угрозе селя или лавины, если времени для эвакуации нет, плотно закройте двери, окна, вентиляционные и другие отверстия. Отключите электричество, воду, газ. Легковоспламеняющиеся и ядовитые вещества удалите из дома и при возможности захороните в ямах или погребах.

В случае экстренной эвакуации самостоятельно выходите в безопасные возвышенные места. Имейте запас продуктов питания, воды, одежды и медикаментов.

При сходе лавины постарайтесь укрыться за скалой, деревом, лечь на землю, защитив руками голову, дышите через одежду. При сносе лавиной делайте плавательные движения, чтобы удержаться на поверхности. При погружении в cнeг подтяните колени к животу, прикройте рот руками и подождите прекращения движения лавины. Определить, где верх, а где низ, можно по слюне во рту. Экономя силы, пробирайтесь вверх, перемещая cнeг под ноги и утаптывая eгo.

Защита от чрезвычайных ситуаций техногенного характера.

В районе проживания людей мoгут находиться крупные промышленные предприятия, которые при определенных условиях могyт стать источником различных техногенных аварий и катастроф. Да и жилище может быть источником опасности, например

при пожаре.

Наиболее крупными по прогнозируемым масштабам и последствиям и самыми вероятными ЧС техногенного характера являются: аварии с выбросом aвaрийно- химически опасных веществ (АХОВ), радиационные аварии и пожары.

Порядок действий при попадании в зону химического или радиационного заражении:

Прежде всею, внимательно выслушать предупреждающую информацию opганов ГО и ЧС, передаваемую по системе оповещения населения. Если известие об аварии застало вас дома, необходимо за герметизировать свое жилище, подготовить соответствующие cpeдства индивидуальной защиты и приготовиться к эвакуации. Если же вы узнали об аварии на улице, то необходимо, защитив органы дыхания увлажненной тканью, быстро покинуть зону возможного заражения, выходя перпендикулярно направлению ветра, или добраться до ближайшего убежища. Находясь в общественном месте (стадионе, клубе), нужно выполнять рекомендации администрации о порядке проведения эвакуации.

Защита от химической опасности (авария с выбросом аварийно химически опасных веществ).

При оповещении населения местными органами по делам ГОиЧС о химической аварии указываются: тип АХОВ, вероятное направление распространения зараженного воздуха, возможные районы химического заражения и безопасные направления выхода из них; даются рекомендации по использованию индивидуальных и коллективных средств защиты, закрытию окон и дверей, дополнительной их герметизации, использованию подручных средств для непосредственной защиты людей.

При yгpозе отравления АХОВ необходимо как можно быстрее выйти из района заражения, укрыться в убежище.

Защита от радиационной опасности. В первую очередь следует защитить органы дыхания средствами индивидуальной защиты противогазом, респиратором, а при их отсутствии ватномарлевой повязкой, шарфом, платком, полотенцем, смоченными водой; за герметизировать помещение, отключить вентиляцию, занять место вдали от окон, веранд, балконов, включить радио, телевизор и ждать указаний о дальнейших действиях.

Продукты питания следует поместить в полиэтиленовые мешки. Сделать запас воды в емкостях с плотно прилегающими крышками. Продукты и воду поместить в холодильники, шкафы, кладовки.

Приготовиться к возможной эвакуации, но жилых помещений не покидать до особого указания местного oргана гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций. По команде ГО ЧС прибыть на сборные эвакуационные пункты, гдe будет осуществляться регистрация и последующая отправка в места эвакуации.

Йодистый калий следует принимать только по рекомендации органа ГО и ЧС в случае аварии на радиационно-опасном объекте! Данная информация сообщается после сигнала «Внимание всем!..

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Определение чрезвычайной ситуации и ее классификация. Действия территориальных управлений ЧС в случае предвиденной катастрофы. Виды природных стихийных бедствий, проявляемых на территории России. Факторы выживания и правила поведения в зоне бедствия.

    презентация , добавлен 19.11.2011

    Виды чрезвычайных ситуаций природного характера: землетрясения, цунами, наводнения, лесные и торфяные пожары, ураганы, бури, смерчи, сели (водогрязевые потоки) и оползни, снежные лавины, заносы, грозы. Оказание первой медицинской помощи пострадавшему.

    презентация , добавлен 11.04.2013

    Воспитание у учащихся навыков правил безопасного поведения при чрезвычайных ситуациях. Действия при наводнении, землетрясении, урагане, сильной грозе, оползне в горах, лесном пожаре. Поведение при эвакуации, оказание медицинской помощи пострадавшим.

    методичка , добавлен 11.11.2009

    Характеристика условий и особенности существования человека в искусственно созданном им мире (город, село). Сущность автономного существования человека в природе. Рекомендации по выживанию в условиях автономного существования, голода, холода, жары, жажды.

    курсовая работа , добавлен 28.11.2010

    Основные причины и виды социальных опасностей. Характеристика чрезвычайных ситуаций социального характера. Главные правила поведения и способы защиты при массовых беспорядках. Порядок обеспечения безопасности человека в информационном пространстве.

    курсовая работа , добавлен 07.08.2015

    Определение и характеристики экстремальной ситуации. Классификация факторов риска и выживания. Рассмотрение особенностей радиационных аварии и их источников. Описание мер, предпринимаемых при нападении и грабеже. Основные правила поведения при захвате.

    контрольная работа , добавлен 17.06.2015

    Источники чрезвычайных ситуаций, потери и ущерб как их следствие. Классификация чрезвычайных ситуаций. Система защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Зонирование территорий по видам опасности.

    реферат , добавлен 19.09.2012

    Меры предосторожности при обнаружении взрывного устройства. Правила безопасного поведения в толпе. Действия при панике из-за террористического акта. Профилактика и защита от нападения хулиганов. Основные виды мошенничества, правила защиты от мошенников.

    реферат , добавлен 24.10.2009

    Классификация землетрясений по их происхождению. Правила безопасного поведения. Экономические, технические и организационные мероприятия, направленные на уменьшение тяжести и масштабов возможных последствий землетрясений. Меры безопасности при цунами.

    презентация , добавлен 13.04.2015

    Значение создания функциональных подсистем. Основа сил и средств российских сил чрезвычайных ситуаций, их классификация. Сущность сил и средств при ликвидации чрезвычайных ситуаций природного характера. Этапы разработки плана действий (инструкции).

Выживание в дикой природе предполагает определенную базу знаний, умений и навыков. Чем больше эта база, тем легче справиться в самых сложных ситуациях. Но даже в условиях автономного существования необходимо иметь элементарные представления, как выжить. В прочем, в таком случае человек себя готовит заранее, знаком с местностью, имеет определенный запас пищи (или умеет ее добывать самостоятельно) и необходимых вещей.

Экстремальное и автономное выживание

Экстремальные условия без подготовки могут привести к самому плачевному исходу, поэтому любые советы о добычи пищи, огня и пресной воды, сооружении укрытия и первой медпомощи будут не просто важными, а жизненно необходимыми.

Автономные условия же если не включают налаженный быт, то, по крайней мере, предполагают заранее выбранную местность, маршрут и умения ориентироваться.

Самыми важными проблемами , которые практически всегда соприкасаются с выживанием в экстремальных условиях, являются:

  • отсутствие питьевой воды;
  • место для ночлега;
  • добыча огня;
  • поиск пищи.

О таких трудностях надо знать и по возможности максимально подготовиться к ним. При первой же неудаче – продолжать и постараться сохранять спокойствие и психическое равновесие, которые так же важны в экстремальном выживании.

Преодоление страха, уверенность в своих силах и другие психологические моменты очень важны для человека, когда он остался один на один с природой. Даже если с собой рюкзак с полным набором жизненно необходимых вещей – это не залог безопасности и спокойствия. Автономное существование может длиться довольно большое количество времени. Запасы быстро закончатся, и придется добывать все самому.

Выживание – не важно, экстремальное или автономное, требует преодоления многих задач, препятствий, собственных страхов. И также приобретения еще множества новых практических умений, о которых в условиях цивилизации, возможно, человек даже и не подозревал.

Главные навыки выживания

Каждый, кто желает освоить эту науку, должен иметь представление об основах автономного существования. Это касается как теоретических знаний, так и практических умений. Чтобы заранее подготовиться к суровой действительности, с которой придется столкнуться в условиях дикой природы, необходимо освоить некоторые основы.

Подкованность в создании крова и нахождении пищи пригодятся каждому – и взрослым и детям. Чтобы знать, что нужно тренировать, стоит определить основные моменты.

Добыча огня и обустройство костра

Для выживания в экстремальной ситуации это умение поможет согреться, пережить любой мороз. Существует множество простых и действенных способов получения огня с помощью обычных предметов. При обучении ребенка, стоит показать ему, как пользоваться огнивом и спичками.

– один из базовых навыков выживания. Добывание веток, умение разжечь и сохранить пламя поможет даже в самых суровых условиях. Основной принцип открытого огня – либо он будет гореть долго, либо жарко.

Умение добыть воду

При экстремальном выживании организм быстрее теряет влагу. Именно поэтому необходимо знать, как ее искать и обрабатывать. Не стоит пить любую пресную воду, которая встретится на пути – она может содержать множество вредных бактерий. Также стоит научиться такому способу добычи, как конденсация. крайне важна в любой ситуации. Если у путешественника есть несколько целлофановых пакетов, он может обмотать веточки деревьев и кустов, а через несколько часов собрать их – они будут содержать небольшое количество жидкости.

Ориентирование

Базовым навыком выживания является умение . Для начала стоит научиться пользоваться компасом и картой, соотносить полученные данные с реальной местностью. Это достаточно просто. Помимо основных топографических знаков и масштабов, нужно знать, как определяются стороны горизонта по природным признакам. Выживание в экстремальных условиях без таких умений станет гораздо сложнее.

Знание диких животных

Частой причиной недееспособности людей, оказавшихся в лесу, становится ранение диким животным. Нередко это оказывается змея. Здесь главный совет по выживанию – быть внимательным при прохождении лесной местности. Также важно обучиться правилам поведения в подобных ситуациях. К примеру, в змей не стоит кидаться палками, нападая на них. Этот специфический навык выживания представляет собой знания о поведении различных видов диких животных.

Оказание первой помощи

Наиболее частой причиной, по которой стоит научиться правилам оказания первой помощи – риск оказаться в ситуации, когда она потребуется. Это может быть травма, потеря сознания, внезапный приступ. Основная сложность при обучении медика – выработать умение не паниковать. Если сохранять спокойствие, это может спасти жизнь не одному человеку. Изучая основы врачебного искусства на практике, можно быстро запомнить каждое движение и уверенно действовать в случае опасности.

Создание укрытия

Если костер разведен, зверей вокруг нет, а первая помощь пострадавшим оказана, стоит задуматься о создании крова. На случай дождя сооружается шалаш из лапника и ветвей деревьев. Также нужно знать, в каком месте можно ставить сооружение, а в каком – нецелесообразно или даже опасно. Нужно четко представлять, какие функции должно выполнять убежище, знать основные и методы обустройства с минимальными усилиями.

Психологическая подготовка

Любой человек может знать тонкости нахождения пищи и разведения костра, уметь соорудить шалаш и оказать первую помощь, но в стрессовой ситуации окажется недееспособен из-за страха, отчаяния или уныния. Все действия должны выполняться на автоматизме, какими бы экстремальными ни оказались условия вокруг. Этого поможет добиться только практика в сочетании с личным примером.

Физическая подготовка

Одно из самых важных правил и навыков выживания – уметь всегда быть в форме. Нужно заранее научиться справляться с физическими нагрузками. Для этого не нужно изнурять себя каждодневными тренировками – достаточно бегать по 30-40 минут в день легким темпом, делать по 3-5 подходов на турнике и брусьях. Чтобы обучать ребенка здоровому образу жизни, нужно стать для него примером для подражания.

Автономные и экстремальные условия

Что касается различий в экстремальных и автономных условиях, то они весьма существенны.

Первые еще можно обозначить как пребывание в дикой природе, где нет привычных или знакомых мест и сооружений. Также экстремальное выживание иногда включает и характер внезапности (крушение самолета, авария, стихийное бедствие, природная катастрофа). Поэтому в таком случае обостряется психологический фактор поведения.

Разделы: ОБЖ

Учебные вопросы.

  • Основные причины вынужденного автономного существования.
  • Первоочередные действия потерпевших бедствие.
  • повторить причины вынужденного автономного существования и первоочередные действия потерпевших бедствие;
  • отработать навыки безопасного поведения в случае попадания в условия вынужденного автономного существовании.

Тип урока: повторительно-обобщающий.

Ход урока

№ п/п Часть урока Вопросы, задания Время
1. Вводная часть. Объявить тему и цель урока. 2 минуты
2. Основная часть. Групповой опрос:

Что такое автономия?

Виды автономии

Причины попадания в условия вынужденной автономии.

Работа по группам:

Разбор ситуаций

Индивидуальная работа:

Многоуровневые творческие задания

Повторить основные моменты, задав вопросы учащимся по материалу урока:

Назовите основные принципы выживания в природных условиях при вынужденном автономном существовании.

Какие качества помогают выжить людям, попавшим в беду?

Какие первоочередные действия необходимо предпринять потерпевшим бедствие в безлюдной местности?

В каких случаях принимают решение оставаться на месте аварии?

В каких случаях принимают решение об уходе с места аварии?

5 минут
3. Заключительная часть. Подвести итоги занятия. Объявить оценки. Дать задание на дом. 3 минуты

Домашнее задание. Найти примеры попадания человека в вынужденную автономию в природных условиях из художественных или публицистических источников.

Ситуационные задачи.

Мальчик двенадцати лет, отдыхая в деревне у бабушки, пошел в лес за ягодами и заблудился. Погода пасмурная, солнца не видно. Впереди виднеется старая тропа. Подумайте и ответьте, что должен предпринять мальчик.

Группа туристов из пяти человек летом попала в экстремальную ситуацию. У одного из туристов подвернулась нога, у другого поднялась температура. Оба пострадавших самостоятельно двигаться не могут. Помощь может прибыть не ранее, чем через два-три дня. До ближайшего населенного пункта около двухсот километров. Палатки нет. Подумайте, что бы вы посоветовали предпринять старшему по группе.

Летом во время полета над тайгой отказал двигатель вертолета. Экипажу удалось посадить машину на поляне. Неисправность на месте устранить невозможно. Продукты питания и посуда отсутствуют. Поиски экипажа могут продлиться несколько дней. Подумайте и ответьте, что должны предпринять члены экипажа.

Группа туристов попала в экстремальную ситуацию и ожидают прибытие спасателей. Подумайте и ответьте, как и с помощью чего они могут помочь спасателям обнаружить их местонахождение и понять ситуацию.

Группа ребят во время похода устроили игру в прятки. В результате двое ребят заблудились. Подумайте, что должны предпринять остальные ребята.

Во время похода один из туристов отстал от группы. Его отсутствие заметили через 1,5 часа. Подумайте, что должны предпринять вся группа и отставший турист.

Многоуровневые творческие задания.

Творческое задание:

Используя пластилин, постройте макет костра "колодец", учитывая все требования пожарной безопасности.

Разгадайте кроссворд и выпишите ключевое слово:

1/6
2
3
4
5
  1. Снаряжение туриста для ночлега.
  2. Способ обогрева и освещения.
  3. Явление природы.
  4. Вид костра или место добычи воды.
  5. Вид костра, дающий возможность отдохнуть в течение 1 - 2 часов.
  6. Ключевое слово (по вертикали)

Ключ к заданию:

  1. Палатка
  2. Костер
  3. Холод
  4. Колодец
  5. Нодья
  6. Поход

Игра "Крестики - нолики". Если вы согласны с высказыванием, то ставите "крестик", если не согласны - "нолик"

1 2 3 4
5 6 7 8
9 10 11 12
13 14 15 16
  1. Мох на деревьях и пнях растет с северной стороны.
  2. Сломанная ветка - это признак хоженой тропы.
  3. Кеды - это удобная обувь в походе.
  4. Граница леса - это линейный ориентир.
  5. Резкое изменение природных условий - это экстремальная ситуация.
  6. Потеря части продуктов питания - это причина вынужденного автономного существования в природных условиях.
  7. Годовые кольца ближе друг к другу с южной стороны.
  8. Одежда туриста должна быть яркой, демаскирующей.
  9. Ночью костер виден на расстояние до 8 км.
  10. При устройстве навеса крышу надо накрывать сверху - вниз.
  11. В солнечный полдень тень указывает направление на юг.
  12. Для определения стороны света необходимо сопоставить несколько признаков.
  13. Стороны света на местности можно определить по собственной тени.
  14. На костре "таежный" можно быстро вскипятить воду.
  15. Испытывая сильный голод, можно съесть гусеницу, предварительно ее пожарив.
  16. Лучшим временем для рыбной ловли является утро (на рассвете) и вечер (перед закатом).

Ключ к игре "Крестики - нолики".

Х Х Х Х
Х О О Х
Х О О Х
Х О О Х

Карточки для письменного опроса.

Карточка 1.

  • По каким местным предметам можно определить направление "север - юг"?
  • Назовите виды костров. Для чего они предназначены?
  • Как изготовить переносное хранилище огня - факел?

Карточка 2.

  • Назовите виды временных укрытий.
  • Какие меры пожарной безопасности необходимо соблюдать при разведении костра?
  • Как можно добыть огонь, если у вас нет спичек и зажигалки?

Карточка 3.

  • Какие предметы можно использовать для подачи сигналов бедствия?
  • Каким образом можно очистить воду в природных условиях?
  • Как определить направление на север в полдень солнечного дня?

Карточка 4.

  • Как можно добыть воду летом при отсутствии водных источников (рек, озер, ручьев:)?
  • Как определить направление на север, если у вас нет часов?
  • Что может быть использовано в пищу из резервов природы?
Стефко Мария Станиславовна

Конец XVIII – первая четверть XIX века – время качественного перехода русской дворянской культуры от заимствований к самостоятельному культурному творчеству в поле европейских культурных традиций. В отечественной и зарубежной историографии хорошо изучены вопросы взаимодействия русской и европейской культур в отдельных областях литература, архитектура, музыка, изобразительные искусства, театр, написаны обобщающие труды о путях их развития. Однако, вопрос о том как воспринималась европейская культура на уровне отдельного человека или социальной группы, вовлеченной в этот процесс, изучен недостаточно.

Одной из форм межкультурного диалога можно считать путешествия. В это время путешествия в европейские страны совершаются не только с сугубо учебными или служебными целями дипломатия, торговля, военные походы, но в соответствии с собственными интересами и представлениями о ценности культурного и иного опыта западных соседей. Их инициаторами выступали частные лица, сами путешественники или их родители, а не только какое-либо учреждение или государственная структура. Таким образом, происходило персональное, частное освоение европейского культурного пространства.

Данная тема относится к традиционному и по-прежнему актуальному направлению исследований «Россия и Европа»....