Законы и другие нормативно - правовые акты рф по обеспечению безопасности. Презентация по обж "законы и другие нормативные акты рф по обеспечению безопасности" Нормативно правовые акты по безопасности

Введение

Обеспечение безопасности, как, собственно, все функции любого государства, подвергается нормативно-правовому регулированию. В объективном смысле понятие безопасность можно определить как состояние защищённости жизненно-важных интересов государства, общества и личности. В силу обширности данного понятия нормативно-правовое и правоприменительное регулирование осуществляется по различным направлениям. К числу этих направлений можно отнести обеспечение безопасности государства в целом, безопасность трудовой деятельности личности, обеспечение социальной безопасности, противопожарной безопасности, экологической безопасности и так далее.

В Конституции Российской Федерации, являющейся Основным Законом, содержащим общие отправные положения, закреплено право граждан на жизнь, здоровье и имущество, а также благоприятную окружающую среду, обеспечение защиты которых, в том числе снижение риска для жизни, здоровья и имущества граждан, является целью государственной политики в области безопасности.

Конституция разграничивает сферы компетенции и полномочия федеральных органов и органов субъектов Российской Федерации в области экологических и природно-техногенных рисков, содержит отправные положения для органов, осуществляющих реализацию управленческих решений в том числе и в области безопасности. (ст. 71 и 72).

Помимо Конституции, к нормативно-правовым актам относятся и Федеральные законы, Указы Президента, Постановления Правительства, о которых в данном реферате будет упомянуто более подробно.

Целью данного реферата является характеристика деятельности государственных органов в области обеспечения безопасности и характеристика нормативно-правовых актов в этой области. В реферате будут рассмотрены некоторые направления деятельности государственных органов по принятию управленческих решений в области безопасности, правовые основы их деятельности, а также основные тенденции развития законодательства в указанной области.

Правовое регулирование в области безопасности

Нормативно-правовые акты по обеспечению безопасности: подходы к классификации

Нормативные акты, регулирующие деятельность по обеспечению безопасности и снижению риска ЧС, могут быть подразделены по юридической силе на Конституцию РФ, Федеральные законы и законы Российской Федерации, подзаконные акты - Указы Президента РФ, Постановления Правительства РФ и т.д., а также нормативно-правовые акты субъектов РФ.

Помимо этой юридической классификации нормативные акты, регулирующие деятельность по обеспечению безопасности и снижению риска ЧС, могут быть условно подразделены на две группы: общие (общесистемные) и частные акты. В общесистемных правовых актах формулируется базовый понятийный аппарат, принципы, цели, задачи, основные направления государственной политики в данной сфере. В России к таким актам относится Конституция Российской Федерации, в которой содержатся основополагающие положения и принципы защиты прав человека и гражданина. Помимо Конституции, к общесистемным нормативно-правовым актам, регулирующим основы деятельности по снижению риска, относится еще ряд федеральных законов. Из наиболее важных правовых актов, действующих в рассматриваемой области, следует назвать, закон Российской Федерации "О безопасности". В нем сформулированы основные понятия, характеризующие цель правовых основ (а именно: "безопасность", "система безопасности"), принципы, основные элементы и функции системы обеспечения безопасности при трансформации отдельных видов опасностей в ЧС. Так же данный закон закрепляет правовые основы обеспечения безопасности личности, общества и государства, определяет систему безопасности и её функции, устанавливает порядок организации и финансирования органов обеспечения безопасности, а также контроля и надзора за законностью их деятельности.

К этой же группе актов относится закон Российской Федерации "О страховании" (действующий в некоторых положениях до сих пор), устанавливающий цели, задачи и механизм защиты интересов, связанных жизнью, здоровьем, имуществом застрахованных физических и юридических лиц при различных видах риска. Условия страхования требуют от страхователя соблюдения норм и правил безопасности, ориентируют на минимизацию интегрального риска и связанного с ним ущерба. При соблюдении этих норм и правил закон предусматривает страховое возмещение или обеспечение страхователю, компенсируя прямо или косвенно понесенный им ущерб.

Специального упоминания заслуживает Федеральный закон Российской Федерации "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" (далее Закон о чрезвычайных ситуациях). Его дополняют и конкретизируют постановления Правительства России, в частности принятые в 1995 г. постановления № 738 "О порядке подготовки населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций" и № 1113 "О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций". Не менее важны и постановления Правительства России от 1996 г. № 924 "О силах и средствах единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций" и № 1094 "О классификации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера".

Указанные нормативные акты, прежде всего федеральный закон, в определенной мере выполняют роль одного из ключевых элементов в правовой системе, обеспечивающей безопасность и снижение риска ЧС. Эти правовые документы определяют основные понятия в упомянутой сфере правового регулирования, а также основные принципы защиты населения и территорий при природно-антропогенных бедствиях и катастрофах.

Вместе с тем следует отметить, что ни один из упомянутых нормативных актов не содержит определения ключевого понятия "риск чрезвычайных ситуаций". Действующее законодательство пока еще далеко от использования в своей основе концепции приемлемого риска ЧС, подразумевающей снижение ущерба от природных и техногенных опасностей до экономически и социально приемлемого уровня. Конечно, для изменения положения необходимо, чтобы такой приемлемый уровень, точнее уровни (ибо для каждого региона России они будут различны), были определены, что является задачей экономистов, а не юристов. Тем не менее, переход законодательной базы на новую концептуальную основу управления риском необходимо и возможно осуществлять уже сейчас.

Среди частных нормативных актов можно условно выделить две основные подгруппы. Одна из них объединяет законы и подзаконные акты, относящиеся к конкретным видам опасностей. Например, проблемы радиационного риска и радиационной безопасности регулируются федеральным законом "Об атомной энергии", "О радиационной безопасности населения"; риска и безопасности при эпидемиях и эпизоотиях - законом Российской Федерации "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения"; экологического риска и безопасности - законом "Об охране окружающей среды". Другая из упомянутых двух подгрупп частных правовых актов объединяет законы и подзаконные акты "функционального" характера, регламентирующие конкретные функции или деятельность конкретных органов. К этой подгруппе, в частности, принадлежат федеральные законы "О пожарной безопасности", "Об аварийно-спасательной службе и статусе спасателей", "О милиции", а также целый ряд постановлений Правительства и Указов Президента. Приведенная группировка нормативных актов, представляя определенное удобство для их дальнейшей систематизации, носит, конечно же, условный характер. На самом деле многие действующие законы и подзаконные акты соединяют в себе отраслевые (предметные) и функциональные признаки и конкретные функции и действия конкретных органов по их предупреждению и ликвидации, но в значительно меньшей мере, чем общесистемные нормативные акты. Например, федеральный закон "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" регулирует деятельность по управлению риском эпидемий как разновидности биолого-социальной чрезвычайной ситуации и в то же время регламентирует выполнение функции санитарного и медицинского контроля при любых типах таких ситуаций.

Стоит отметить наличие практически во всех перечисленных группах частных нормативных актов, как и в общесистемном законодательстве страны многочисленных статей и положений, регулирующих деятельность по предупреждению ЧС. Суть этих статей и положений заключается в стремлении нормативным путем стимулировать меры по раннему выявлению и минимизации риска здоровью и жизни граждан, социальному и экономическому благополучию общества и окружающей его среде.

Это достигается в рамках законодательных требований об экспертизе решений, отсекающей те из них, которые признаются в установленном порядке неприемлемыми по критерию допустимого интегрального риска (безопасности). К профилактическим мерам следует также отнести положения законодательства, связанные с повседневной деятельностью контролирующих, надзорных и инспекционных органов министерств, ведомств, общественных организаций. Отсутствие в нормативных актах требований о снижении риска, как показывают примеры федеральных законов "Об ипотеке (залоге недвижимости)" и "О лицензировании отдельных видов деятельности", повышают незастрахованный риск ЧС.

Цель урока: Обсудить с учащимися ключевые положения ФЗ РФ, определяющих основы содержания образовательных программ в области безопасности жизнедеятельности.

Время: 45 минут

Тип урока: комбинированный

Учебно-наглядный комплекс: учебник ОБЖ 10 класс

ХОД УРОКА

I. Вступительная часть

* Организационный момент

* Контроль знаний учащихся:

— Что такое наркомания? — Какую угрозу для национальной безопасности России представ­ляет наркобизнес?

— Что такое наркотизм?

— Почему, на ваш взгляд, прием наркотических веществ подрост­ками может уничтожить будущеецелых семей? Обоснуйте свой ответ с помощью примеров из средств массовой информации.

— Какие субстанции и препараты считаются наркотиками согласно законодательству РФ?

II. Основная часть

— объявление темы и цели занятия

— объяснение нового материала: § 16, стр. 78-81.

1. Положения Конституции РФ, гаранти­рующие права и свободы человека и гражданина.

Конституция является основой всего текущего законодательства в государстве. В Российской Федерации действует Конституция, при­нятая всенародным голосованием 1 2 декабря 1993 г.

В Конституции Российской Федерации изложены права и свободы человека и гражданина (глава 2).

Статья 2 Конституции Российской Федерации гласит: «Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюде­ние и защита прав и свобод человека и гражданина — обязанности государства».

Каждый гражданин Российской Федерации обладает на ее терри­тории всеми правами и свободами и несет равные обязанности, пре­дусмотренные Конституцией Российской Федерации (ст. б, п. 2).

Права и свободы человека и гражданина определены в главе 2 Конституции Российской Федерации. Все положения главы составля­ют основы правового статуса личности в стране и не могут быть из­менены иначе как в порядке, установленном Конституцией. Рассмот­рим некоторые статьи этой главы (см. «Дополнительные материалы»).

Полное содержание урока посмотрите по ссылке ниже:

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

Тема: Законы и другие нормативные акты РФ по обеспечению безопасности Положения Конституции РФ, гарантирующие права и свободы человека и гражданина Ст. 2 гласит: «Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина – обязанности государства. Каждый гражданин РФ обладает на ее территории всеми правами и свободами и несет равные обязанности, предусмотренные Конституцией РФ. ФЗ «О защите населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера» (принят в 1994 г.). Определяет общие для РФ правовые нормы в области защиты граждан РФ, иностранных граждан и лиц без гражданства, на территории РФ от ЧС природного и техногенного характера.

2 слайд

Описание слайда:

Граждане имеют право: а) на защиту жизни, здоровья и личного имущества; б) использовать средства коллективной и индивидуальной защиты и другое имущество органов исполнительной власти и организаций; в) быть информированными о риске, которому они могут подвергнуться в определенных местах пребывания на территории республики, и о мерах необходимой безопасности; г) обращаться лично, а также направлять в органы государственной власти, органы местного самоуправления индивидуальные и коллективные обращения по вопросам защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций; д) участвовать в мероприятиях по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций; е) на возмещение ущерба, причиненного здоровью и имуществу вследствие чрезвычайных ситуаций; ж) на медицинское обслуживание, компенсации и льготы за проживание и работу в зонах чрезвычайных ситуаций; з) на бесплатное государственное социальное страхование, получение компенсаций и льгот за ущерб, причиненный их здоровью при выполнении обязанностей в ходе ликвидации чрезвычайных ситуаций; и) на пенсионное обеспечение в случае потери трудоспособности в связи с увечьем или заболеванием, полученным при выполнении обязанностей по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;

3 слайд

Описание слайда:

к) на пенсионное обеспечение по случаю потери кормильца, погибшего или умершего от увечья или заболевания, полученного при выполнении обязанностей по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций. Граждане обязаны: а) соблюдать законы и иные нормативные правовые акты в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций; б) соблюдать меры безопасности в быту и повседневной трудовой деятельности, не допускать нарушений производственной и технологической дисциплины, требований экологической безопасности, которые могут привести к возникновению чрезвычайной ситуации; в) изучать основные способы защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, приемы оказания первой медицинской помощи пострадавшим, правила пользования коллективными и индивидуальными средствами защиты, постоянно совершенствовать свои знания и практические навыки в указанной области; г) выполнять установленные правила поведения при угрозе и возникновении чрезвычайных ситуаций; д) при необходимости оказывать содействие в проведении аварийно-спасательных и других неотложных работ.

4 слайд

Описание слайда:

Закон РФ «О безопасности» (принят в 1992 г.) В законе закреплена правовая основа безопасности личности, общества и государства. Разграничены полномочия органов власти в системе безопасности, силы и средства обеспечения безопасности. Определен статус Совета Безопасности РФ, его состав, задачи. Порядок контроля и надзора по обеспечению безопасности.

5 слайд

Описание слайда:

ФЗ «Об обороне» (принят в 1994 г.) Определяет основы и организацию обороны РФ, полномочия органов государственной власти субъектов РФ, организаций и их должностных лиц, права и обязанности граждан РФ в области обороны. Определено предназначение ВС РФ, их состав, порядок комплектования, руководства ими. Определены состояние войны, режима военного положения, вопросы мобилизации ГО и территориальной обороны

6 слайд

Описание слайда:

ФЗ «О гражданской обороне» (принят в 1998 г.) Он определил задачи в области гражданской обороны и правовые основы их осуществления, полномочия органов государственной власти Российской Федерации, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, организаций, не­зависимо от их организационно-правовой формы и форм собственности, а также силы и средства гражданской обороны. Согласно этого закона изучение средств и способов защиты от стихийных бедствий, аварий и катастроф, негативных экологических факторов, отработка правил поведения в ЧС - дело не личное, а общегосударственное - обязанность каждого гражданина России.

7 слайд

Описание слайда:

ФЗ «О пожарной безопасности» (принят в 1994 г.) Федеральный закон определяет: Общие правовые, экономические и социальные основы обеспечения пожарной безопасности в Российской Федерации; Виды и задачи пожарной охраны; Гарантии правовой и социальной защиты личного состава государственной противопожарной службы; Финансовое и материально-техническое обеспечение служб пожарной безопасности; Полномочия органов государственной власти и органов местного самоуправления в области пожарной безопасности; Права, обязанности и ответственность в области пожарной безопасности: - права и обязанности граждан в области пожарной безопасности; - права и обязанности организаций в области пожарной безопасности; - ответственность в области пожарной безопасности; - административная ответственность руководителей организаций. Законом предусмотрено обязательное обучение детей обучающихся в ОУ мерам пожарной безопасности

8 слайд

Описание слайда:

В нашем государстве правовую основу борьбы с терроризмом определяют: Конституция Российской Федерации; Уголовный кодекс Российской Федерации; Указ президента РФ от 15.02.2006 г. № 116 «О мерах по противодействию терроризму»; Федеральным законом «О противодействии терроризму» № 35 от 6 марта 2006 года определены: Основные принципы противодействия терроризму 1) обеспечение и защита основных прав и свобод человека и гражданина; 2) законность; 3) приоритет защиты прав и законных интересов лиц, подвергающихся террористической опасности; 4) неотвратимость наказания за осуществление террористической деятельности; 5) системность и комплексное использование политических, информационно-пропагандистских, социально-экономических, правовых, специальных и иных мер противодействия терроризму;

9 слайд

Описание слайда:

6) сотрудничество государства с общественными и религиозными объединениями, международными и иными организациями, гражданами в противодействии терроризму; 7) приоритет мер предупреждения терроризма; 8) единоначалие в руководстве привлекаемыми силами и средствами при проведении контртеррористических операций; 9) сочетание гласных и негласных методов противодействия терроризму; 10) конфиденциальность сведений о специальных средствах, технических приемах, тактике осуществления мероприятий по борьбе с терроризмом, а также о составе их участников; 11) недопустимость политических уступок террористам; 12) минимизация и (или) ликвидация последствий проявлений терроризма; 13) соразмерность мер противодействия терроризму степени террористической опасности.

Нормативно-правовая база обеспечения безопасности жизнедеятельности регламентирует обязанности и права государственных органов, общественных организаций, должностных лиц и всех граждан, закрепляет и регулирует структуру и назначение специальных органов управления в области защиты от ЧС, определяет ответственность всех уровней власти и граждан. Она направлена на то, чтобы каждый гражданин страны знал основные положения законодательства и был защищен им, чтобы его жизненная позиция, повседневное поведение строго соответствовали правовым нормам.

Правовой основой законодательства в области обеспечения безопасности жизнедеятельности является Конституция – Основной закон государства. Законы и иные правовые акты, принимаемые в РФ, не должны ей противоречить. Гарантом Конституции РФ является Президент.

Другими источниками права в области обеспечения безопасности жизнедеятельности являются:

ü Федеральные законы.

ü Указы Президента РФ.

ü Постановления Правительства РФ.

ü Приказы, директивы, инструкции, наставления и другие нормативные акты министерств и ведомств.

ü Правовые акты субъектов РФ и муниципальных образований (указы, постановления).

ü Приказы (распоряжения) руководителей организаций (учреждений, объектов).

Правовой основой обеспечения государственной безопасности является целый ряд законов. Основными из них являются ФЗ:

ü «О безопасности».

ü «О защите населения территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера».

ü «Об обороне».

ü «О гражданской обороне».

ü «О борьбе с терроризмом».

Важное значение имеет концепция национальной безопасности РФ, которая представляет собой систему взглядов на обеспечение в РФ безопасности личности, общества и государства от внешних и внутренних угроз во всех сферах деятельности. В концепции сформулированы важнейшие направления государственной политики РФ, рассматриваются взаимоотношения России с мировым сообществом. Здесь акцентируется внимание на формировании международных отношений и перспектив их развития. Важное значение придается национальным интересам России, представляющих совокупность сбалансированных интересов личности, общества и государства в экономической, внутриполитической, социальной, международной, информационной, военной, пограничной, экологической и др. сферах.



В концепции четко выделены основные направления защиты конституционного строя России, представлены все силы и органы, участвующие в формировании и реализации политики национальной безопасности.

Комплекс вопросов, связанных с обеспечением благоприятных и безопасных условий жизнедеятельности граждан Российской Федерации, регулируется рядом законов и кодексов, в числе которых:

ü закон РФ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»;

ü закон РФ «Об охране окружающей природной среды»;

ü закон РФ «О радиационной безопасности населения»;

ü закон РФ «О пожарной безопасности»;

ü закон РФ «О безопасности дорожного движения»;

ü закон РФ «Об основах охраны труда в Российской Федерации»;

ü закон РФ «О защите прав потребителя»;

ü Уголовный кодекс Российской Федерации;

ü кодекс РФ «Об административных правонарушениях» и др.

Для реализации требований законов необходимо принятие подзаконных актов, определяющих порядок их исполнения. Подзаконными актами исполнения могут быть постановления Правительства РФ и правительств субъектов РФ, а также постановления специально уполномоченных органов в области управления безопасностью жизнедеятельности, в частности, об утверждении разного рода Положений и Правил.

Для осуществления практической деятельности в области обеспечения безопасности жизнедеятельности необходимы нормативы и правила ведения соответствующих работ, позволяющие их обеспечить. Это, прежде всего, нормативы качества среды обитания человека, нормативы допустимых нагрузок на природные среды, оборудование, здания и сооружения. Такого рода документация разрабатывается Министерством здравоохранения и социального развития России, Министерством природных ресурсов России, Федеральным агентством по регулированию и метрологии, Федеральным агентством по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству, Федеральным горным и промышленным надзором России и специально уполномоченными органами управления по отдельным направлениям обеспечения БЖД.

Документация Министерства здравоохранения и социального развития включает в себя гигиенические нормативы (ГН), санитарные нормы (СН), санитарные правила (СП), Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека - санитарные правила и нормы (СаНПиНы), Федерального агентства по регулированию и метрологии - Государственные стандарты (ГОСТ), Федерального агентства по строительству и жилищно-коммунального хозяйства - строительные нормы и правила (СНиП). На уровне отраслей - это ОСТы, Правила и т.д.

Законы и подзаконные акты вместе взятые объединяются понятием нормативных правовых актов, структура которых представлена на рис. 104.

Вопросы и задания

1. Что понимается под управлением безопасностью жизнедеятельности? Что является основой этого управления?

2. Чем определяется обеспечение безопасности жизнедеятельности?

3. Что регламентирует и на что направлена нормативно-правовая база обеспечения безопасности жизнедеятельности?

4. Что является правовой основой законодательства в области обеспечения безопасности жизнедеятельности?

5. Перечислите основные источники права в области обеспечения безопасности жизнедеятельности.

6. Какие федеральные законы являются правовой основой обеспечения государственной безопасности?

7. В каком документе представлена система взглядов на обеспечение в РФ безопасности личности, общества и государства от внешних и внутренних угроз во всех сферах деятельности?

8. Какими законами и кодексами регулируется комплекс вопросов, связанных с обеспечением благоприятных и безопасных условий жизнедеятельности граждан Российской Федерации?

9. Какими министерствами и ведомствами Российской Федерации разрабатываются нормативы качества среды обитания человека, нормативы допустимых нагрузок на природные среды, оборудование, здания и сооружения?

10. Какие документы по вопросам безопасности жизнедеятельности разрабатываются Министерством здравоохранения и социального развития РФ (Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, Федеральным агентством по регулированию и метрологии, Федеральным агентством по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству)?

Законы и другие нормативно-правовые акты РФ по обеспечению безопасности

?Закон РФ «О безопасности» (1992 г.)

?ФЗ «О защите населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера» (1994 г.)

?ФЗ «О пожарной безопасности» (1994 г.)

?ФЗ «Об обороне» (1996 г.)

?ФЗ «О гражданской обороне» (1998 г.)

Законы и другие нормативно-правовые акты РФ по обеспечению безопасности

Конституция РФ – основной закон государства. Она представляет право человеку на обеспечение своей личной безопасности, безопасности семьи и имущества. Государство обязано принимать все необходимые меры для обеспечения этого права.

Однако, с гарантией безопасности Конституция возлагает на граждан РФ и определенные обязанности по обеспечению безопасности самого государства и его граждан. К ним относится и долг по защите Отечества и несению военной службы.

Законы и другие нормативно-правовые акты РФ по обеспечению безопасности

Закон РФ «О безопасности» закрепляет правовую основу обеспечения безопасности личности, общества и государства. В нем определены система безопасности и ее функции, разграничение полномочий органов власти в системе безопасности, силы и средства обеспечения безопасности, определены статус Совета Безопасности РФ, его состав и задачи, установлен порядок организации и финансирования органов обеспечения безопасности, порядок надзора и контроля за законностью их деятельности.

Законы и другие нормативно-правовые акты РФ по обеспечению безопасности

ФЗ «О защите населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера» определяет нормы в области защиты граждан РФ, иностранных граждан и лиц без гражданства от ЧС, и нормы социальной защиты пострадавших от ЧС.

Законы и другие нормативно-правовые акты РФ по обеспечению безопасности

ФЗ «О пожарной безопасности» определяет общие правовые, экономические и социальные основы обеспечения пожарной безопасности в РФ.

Законом предусмотрено обязательное обучение населения, в том числе и школьников, мерам пожарной безопасности.

www.sliderpoint.org

Законы нормативно-правовые акты рф по обеспечению безопасности

В настоящее время на этой странице нет текста. Вы можете найти упоминание данного названия в других статьях, или найти соответствующие записи журналов.

При использовании материалов ресурса
ссылка на edufuture.biz обязательна (для интернет ресурсов — гиперссылка).
edufuture.biz 2008-2018© Все права защищены.
Сайт edufuture.biz является порталом, в котором не предусмотрены темы политики, наркомании, алкоголизма, курения и других «взрослых» тем.

Ждем Ваши замечания и предложения на email:
По вопросам рекламы и спонсорства пишите на email:

Законы и другие нормативно-правовые акты Российской Федерации по обеспечению безопасности

1. Положения Конституции Российской Федерации, гаранти­рующие права и свободы человека и гражданина.

Конституция является основой всего текущего законодательства в государстве. В Российской Федерации действует Конституция, при­нятая всенародным голосованием 1 2 декабря 1993 г.

В Конституции Российской Федерации изложены права и свободы человека и гражданина (глава 2).

Статья 2 Конституции Российской Федерации гласит: «Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюде­ние и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанности государства».

Каждый гражданин Российской Федерации обладает на ее территории всеми правами и свободами и несет равные обязанности, предусмотренные Конституцией Российской Федерации (ст. 6, п. 2).

Права и свободы человека и гражданина определены в главе 2 Конституции Российской Федерации. Все положения главы составля­ют основы правового статуса личности в стране и не могут быть из­менены иначе как в порядке, установленном Конституцией. Рассмот­рим некоторые статьи этой главы (см. «Дополнительные материалы»).

2. Федеральный закон «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» (принят в 1994 г. Полная версия приложение 1).

Федеральный закон определяет общие для Российской Федерации организационно-правовые нормы в области защиты граждан Россий­ской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства, нахо­дящихся на территории Российской Федерации, всего земельного, водного, воздушного пространства в пределах Российской Федерации или его части, объектов производственного и социального назначения, а также окружающей природной среды от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

В главе IV Закона определены права и обязанности граждан Рос­сийской Федерации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и социальная защита пострадавших.

Права и обязанности граждан Российской федерации по защите от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. (Извлечения) .

Граждане Российской Федерации имеют право:

— на защиту жизни, здоровья и личного имущества в случае возникновения чрезвычайных ситуаций;

— в соответствии с планом ликвидации чрезвычайных ситуаций использовать средства коллективной и индивидуальной защиты и другое имущество органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций, пред­назначенные для защиты населения от чрезвычайных ситуаций;

— быть информированными о риске, которому они могут подвергнуться в определенных местах пребывания на территории страны, и о ме­рах необходимой безопасности;

— на возмещение ущерба, причиненного их здоровью и имуществу вследствие чрезвычайных ситуаций;

— на ряд других компенсаций и льгот.

Граждане Российской Федерации обязаны:

— соблюдать законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;

— соблюдать меры безопасности в быту и повседневной трудовой деятельности, не допускать нарушений производственной и техноло­гической дисциплины, которые могут привести к возникновению чрез­вычайных ситуаций, следовать правилам экологической безопасности; ш изучать основные способы защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, приемы оказания первой медицинской помо­щи пострадавшим, правила пользования коллективными и индивиду­альными средствами защиты, постоянно совершенствовать свои зна­ния и практические навыки в области безопасности;

выполнять установленные правила поведения при угрозе и возник­новении чрезвычайных ситуаций;

при необходимости оказывать содействие в проведении аварийно-спасательных и других неотложных работ.

В главе V определен порядок подготовки населения в области за­щиты от чрезвычайных ситуаций.

3. Закон Российской Федерации «О безопасности» (принят в 1992 г.).

В Законе закреплена правовая основа обеспечения безопасности личности, общества и государства. Определена система безопасности и ее функции, установлен порядок организации и финансирования органов обеспечения безопасности, а также порядок контроля и надзора за законностью их деятельности.

4. Федеральный закон «О пожарной безопасности» (принят в 1994 г.).

В законе определены общие правовые, экономические и социаль­ные основы обеспечения пожарной безопасности в Российской Феде­рации. Определен порядок установления отношений в области пожар ной безопасности между органами государственной власти, органами местного самоуправления, предприятиями, учреждениями, организа­циями, крестьянскими (фермерскими) хозяйствами, а также между общественными объединениями, должностными лицами и граждана­ми Российской Федерации, иностранными гражданами, лицами без гражданства.

Законом предусмотрено обязательное обучение детей в дошколь­ных образовательных учреждениях и лиц, обучающихся в образова­тельных учреждениях, мерам пожарной безопасности.

5. Федеральный закон «Об обороне» (принят в 1996 г.).

Закон определяет основы и организацию обороны Российской Фе­дерации, полномочия органов государственной власти субъектов Рос­сийской Федерации, организаций и их должностных лиц, права и обя­занности граждан Российской Федерации в области обороны, силы и средства, привлекаемые для обороны, ответственность за наруше­ние законодательства Российской Федерации в области обороны, а также другие нормы, касающиеся обороны.

Законом определены права и обязанности граждан Российской Фе­дерации в области обороны (ст. 9).

6. Федеральный закон «О гражданской обороне» (принят в 1998 г.).

В законе определены задачи, правовые основы их осуществления и полномочия органов государственной власти Российской Федера­ции, органов исполнительной власти субъектов Российской Федера­ции, органов местного самоуправления и организаций в области гражданской обороны.

Определены права и обязанности граждан в области гражданской обороны (ст. 10).

7. Федеральный закон «О противодействии терроризму» (при­нят в 2006 г.).

В законе установлены основные принципы противодействия терро­ризму, правовые и организационные основы профилактики террориз­ма и борьбы с ним, минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма, а также правовые и организационные осно­вы применения Вооруженных Сил Российской Федерации в борьбе с терроризмом.

Также указано, что федеральные органы исполнительной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления осуществляют противодействие терроризму в пределах своих полномочий.

ЗАКОНЫ И ДРУГИЕ НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫЕ АКТЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ БЕЗОПАСНОСТИ. — презентация

Презентация на тему: » ЗАКОНЫ И ДРУГИЕ НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫЕ АКТЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ БЕЗОПАСНОСТИ.» - Транскрипт:

1 ЗАКОНЫ И ДРУГИЕ НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫЕ АКТЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ БЕЗОПАСНОСТИ

2 Конституция Российской Федерации «Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина обязанность государства» (ст. 2). Это положение Конституции относится и к праву человека на обеспечение своей личной безопасности, своей личной безопасности, безопасности своей семьи и имущества. безопасности своей семьи и имущества. Государство обязано в этой связи Государство обязано в этой связи принимать все необходимые меры для обеспечения этого права принимать все необходимые меры для обеспечения этого права

3 Одновременно с гарантией безопасности каждому человеку Конституция РФ каждому человеку Конституция РФ возлагает на граждан России и возлагает на граждан России и определенные обязанности по обеспечению безопасности самого государства и его граждан безопасности самого государства и его граждан КАКИЕ? защита Отечества и несение военной службы в соответствии с Федеральным законом в соответствии с Федеральным законом «О воинской обязанности и военной службе» (ст. 59). «О воинской обязанности и военной службе» (ст. 59). гражданин Российской Федерации может самостоятельно осуществлять в полном объеме свои права и обязанности с 18 лет, свои права и обязанности с 18 лет, в том числе и права, касающиеся обеспечения в том числе и права, касающиеся обеспечения личной безопасности жизни, здоровья и имущества.

4 Закон Российской Федерации «О безопасности» закрепляет правовую основу обеспечения безопасности личности, общества и государства В нем определены система безопасности и ее функции, установлен порядок организации и ее функции, установлен порядок организации и финансирования органов обеспечения и финансирования органов обеспечения безопасности, а также порядок контроля безопасности, а также порядок контроля и надзора за законностью их деятельности В Законе указаны основные элементы системы безопасности, ее функции, разграничение полномочий органов власти в системе безопасности, силы и средства обеспечения безопасности, определены статус Совета Безопасности РФ, его состав, основные задачи

5 «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» Закон определяет общие для Российской Федерации организационно-правовые нормы в области защиты граждан РФ, иностранных граждан и лиц без гражданства, находящихся на территории РФ, без гражданства, находящихся на территории РФ, от от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера Глава IV Закона посвящена правам и обязанностям граждан РФ в области защиты населения граждан РФ в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и территорий от чрезвычайных ситуаций и социальной защите пострадавших, глава V порядку подготовки населения глава V порядку подготовки населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций. в области защиты от чрезвычайных ситуаций.

6 «О пожарной безопасности» определены общие правовые, экономические и социальные основы обеспечения пожарной безопасности в РФ. безопасности в РФ. Рассмотрен порядок установления отношений в области пожарной безопасности между органами в области пожарной безопасности между органами государственной власти, органами местного самоуправления, государственной власти, органами местного самоуправления, предприятиями, учреждениями, организациями, предприятиями, учреждениями, организациями, крестьянскими (фермерскими) хозяйствами, а также крестьянскими (фермерскими) хозяйствами, а также между общественными объединениями, должностными лицами между общественными объединениями, должностными лицами и гражданами РФ, иностранными гражданами, лицами без гражданства и гражданами РФ, иностранными гражданами, лицами без гражданства Законом предусмотрено обязательное обучение детей в дошкольных образовательных учреждениях детей в дошкольных образовательных учреждениях и лиц, обучающихся в образовательных учреждениях, и лиц, обучающихся в образовательных учреждениях, мерам пожарной безопасности

7 «Об обороне» Он определяет основы и организацию обороны РФ, полномочия органов государственной власти полномочия органов государственной власти субъектов РФ, организаций и их должностных лиц, субъектов РФ, организаций и их должностных лиц, права и обязанности граждан РФ в области обороны, права и обязанности граждан РФ в области обороны, силы и средства, привлекаемые для обороны, силы и средства, привлекаемые для обороны, ответственность за нарушение законодательства РФ ответственность за нарушение законодательства РФ в области обороны, а также другие нормы, касающиеся обороны в области обороны, а также другие нормы, касающиеся обороны Законом закреплены права и обязанности граждан РФ в области обороны.

8 КАКИЕ? создавать организации и общественные объединения, создавать организации и общественные объединения, содействующие укреплению обороны предоставлять в военное время для нужд обороны по требованию федеральных органов по требованию федеральных органов исполнительной власти здания, сооружения, исполнительной власти здания, сооружения, транспортные средства и другое имущество, транспортные средства и другое имущество, находящееся в их собственности, с последующей компенсацией понесенных расходов с последующей компенсацией понесенных расходов в порядке, установленном Правительством РФ. в порядке, установленном Правительством РФ. принимать участие в мероприятиях по гражданской и территориальной обороне исполнять воинскую обязанность в соответствии с федеральным законом с федеральным законом

9 «О гражданской обороне» определяет задачи в области гражданской обороны определяет задачи в области гражданской обороны и правовые основы их осуществления, и правовые основы их осуществления, полномочия органов власти, организаций, а также силы и средства гражданской обороны а также силы и средства гражданской обороны В нем установлены права и обязанности граждан Российской Федерации в области граждан Российской Федерации в области гражданской обороны гражданской обороны граждане РФ проходят обучение способам защиты от опасностей, возникающих при ведении от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий; военных действий или вследствие этих действий; принимают участие в проведении других мероприятий по гражданской обороне; оказывают содействие органам государственной власти и организациям в решении задач в области гражданской обороны.

10 УГОЛОВНЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Задачами Уголовного кодекса являются охрана прав и свобод человека и гражданина, собственности, общественного порядка и общественной безопасности, окружающей среды, конституционного строя РФ от преступных посягательств, обеспечение мира и безопасности человечества, а также предупреждение преступлений.

11 Согласно российскому уголовному праву, лицо подлежит уголовной ответственности только за те преступления, в отношении которых доказана его вина Вина в форме умысла или неосторожности необходимое условие уголовной ответственности необходимое условие уголовной ответственности «состав преступления» означает совокупность признаков, означает совокупность признаков, указанных в уголовном законе, который характеризует конкретное общественно который характеризует конкретное общественно опасное деяние в качестве преступления опасное деяние в качестве преступления

12 преступление виновно совершенное общественно виновно совершенное общественно опасное деяние, запрещенное Уголовным опасное деяние, запрещенное Уголовным кодексом под угрозой наказания Под преступным поведением понимают сознательное поведение человека, сознательное поведение человека, отдающего себе отчет в своих поступках и способного руководить ими Бездействие -пассивная форма преступного поведения, которая в отличие от действия — малейшего движения – заключается в воздержании от всякого движения, заключается в воздержании от всякого движения, то есть в невыполнении лицом того действия, которое оно должно и могло бы выполнить.

13 В зависимости от характера степени общественной опасности преступные деяния делятся на преступления небольшой тяжести умышленные и неосторожные деяния, за совершение которых максимальное наказание не превышает двух лет лишения свободы преступления средней тяжести умышленные и неосторожные деяния, за совершение которых максимальное наказание не превышает пяти лет лишения свободы тяжкие преступления умышленные и неосторожные деяния, за совершение которых макси­мальное наказание не превышает десяти лет лишения свободы особо тяжкие преступления умышленные деяния, за совершение которых максимальное наказание свыше десяти лет лишения свободы или более строгое наказание

14 Российское уголовное право признает субъектом преступления только физическое лицо, достигшее ко времени совершения преступления шестнадцатилетнего возраста Однако к уголовной ответственности могут быть привлечены лица, достигшие к моменту совершения преступления четырнадцати лет убийство (ст. 105), умышленное причинение тяжкого вреда здоро­вью (ст. 111), умышленное причинение тяжкого вреда здоро­вью (ст. 111), умышленное причинение средней тяжести вреда здоровью (ст. 112), умышленное причинение средней тяжести вреда здоровью (ст. 112), похищение человека (ст. 126), похищение человека (ст. 126), изнасилование (ст. 131), изнасилование (ст. 131), насильственные действия сексу­ального характера (ст. 132), насильственные действия сексу­ального характера (ст. 132), кражу (ст. 158), грабеж (ст. 161), разбой (ст. 162), вымогательство (ст. 163), неправомерное завладение автомобилем или иным неправомерное завладение автомобилем или иным транспортным средством без цели хищения (ст. 166), транспортным средством без цели хищения (ст. 166),

15 терроризм (ст. 205), захват заложника (ст. 206), заведомо ложное сообщение об акте терроризма (ст. 207), заведомо ложное сообщение об акте терроризма (ст. 207), вандализм (ст. 214), хищение либо вымогательство оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств (ст. 226), хищение либо вымогательство наркотических средств хищение либо вымогательство наркотических средств или психотропных веществ (ст. 229), приведение в негодность транспортных средств или путей сообщения (ст. 267). ПОМНИТЕ! Состояние алкогольного опьянения не освобождает от уголовной ответственности и не является смягчающим от уголовной ответственности и не является смягчающим вину обстоятельством

16 ПОМНИТЕ! ПОМНИТЕ! Лица, совершившие преступление, равны перед законом и подлежат уголовной ответственности независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, от пола, расы, национальности, языка, происхождения, отношения к религии, убеждений, а также других обстоятельств. Все лица, совершившие преступления, подлежат уголовной ответственности независимо от должностного или социального положения или иных каких-либо личных качеств. или иных каких-либо личных качеств.

17 ВИДЫ НАКАЗАНИЙ, НАЗНАЧАЕМЫЕ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИМ К ним относятся все лица, которым ко времени совершения преступления все лица, которым ко времени совершения преступления исполнилось 14, но не исполнилось 18 лет. исполнилось 14, но не исполнилось 18 лет. К несовершеннолетним применяются следующие виды наказаний (ст. 88) штраф; лишение права заниматься определенной деятельностью; обязательные работы; исправительные работы; арест; лишение свободы на определенный срок.

18 Штраф устанавливается в размере от десяти до пятисот минимальных размеров оплаты труда или в размере заработной платы либо иного дохода несовершеннолетнего осужденного за период от двух недель до шести месяцев. от двух недель до шести месяцев. Для трудных подростков, совершивших преступления небольшой или средней тяжести, применяются наказания в виде ареста (краткосрочного лишения свободы в в виде ареста (краткосрочного лишения свободы в условиях строгой изоляции и обязательных работ). Обязательные работы назначаются на срок от 40 до 160 часов, заключаются в выполнении работ, посильных для несовершеннолетнего, и исполняются им в свободное от учебы или основной работы время. Продолжительность исполнения данного вида наказания Продолжительность исполнения данного вида наказания лицами в возрасте до 15 лет не может превышать лицами в возрасте до 15 лет не может превышать двух часов в день, а лицами в возрасте двух часов в день, а лицами в возрасте от 15 до 16 лет трех часов в день. от 15 до 16 лет трех часов в день.

19 Исправительные работы назначаются несовершеннолетним осужденным на срок до одного года Арест назначается несовершеннолетним осужденным, достигшим к моменту вынесения судом приговора 16 лет, достигшим к моменту вынесения судом приговора 16 лет, на срок от одного до четырех месяцев. на срок от одного до четырех месяцев. Лишение свободы назначается несовершеннолетним осужденным на срок не свыше 10 лет и отбывается осужденным на срок не свыше 10 лет и отбывается 1.несовершеннолетними мужского пола, осужденными впервые к лишению свободы, а также несовершеннолетними женского пола в воспитательных колониях общего режима; 2.несовершеннолетними мужского пола, ранее отбывавшими лишение свободы, ранее отбывавшими лишение свободы, в воспитательных колониях усиленного режима. в воспитательных колониях усиленного режима. Лишение свободы самое строгое наказание, которое может самое строгое наказание, которое может назначаться несовершеннолетнему

20 принудительные меры воспитательного воздействия 1.предупреждение; 2.передача под надзор родителей или лиц, их заме­няющих, либо специализированного государст­венного органа; 3.возложение обязанности загладить причинен­ный вред; ограничение досуга и установление особых требований к поведению несовершеннолетнего, например запрет посещения определенных мест, ограничение пребывания вне дома после определен­ного времени суток. Перечисленные принудительные меры воспитательного воздействия являются особой мерой государственного принуждения и отличаются от наказания тем, что не влекут за собой судимости. Назначаются они прежде всего в целях исправления несовершеннолетних, а если этого не происходит, то материалы направляют в суд.

Нормативно-правовые акты Российской Федерации (стр. 1 из 2)

В Российском государстве, в сущности, единственным источником права является нормативно-правовой акт. Судебного прецедента нет (но роль юридической практики велика), обычая тоже нет, хотя исключения имеются. В самом общем виде иерархическую систему нормативно-правовых актов России можно представить следующим образом: 1) Конституция (Основной закон); 2) федеральные законы; 3) указы Президента; 4) постановления Правительства; 5) нормативные акты министерств и ведомств.

Особую группу образуют: а) международные договоры России; б) нормативные акты органов государственной власти субъектов Федерации.

Рассмотрим эти виды нормативно-правовых актов подробнее.

Конституция (Основной закон) Российской Федерации является основой всего законодательства России. Верховенство ее в системе нормативных актов Российского государства определяется следующим: 1) Конституция принята на референдуме в результате свободного волеизъявления всего народа; 2) Конституция устанавливает основные начала, принципы, нормы общественного и государственного строя; 3) Конституция содержит перечень основных прав человека и фиксирует структуру и компетенцию высших органов государственной власти и управления; 4) Конституция принимается, изменяется в результате соблюдения усложненной процедуры правотворчества.

Текст Конституции РФ состоит из 137 статей, содержит нормы, относящиеся к различным отраслям права. Для настоящего раздела имеют значение нормы Основного закона, определяющие компетенцию высших органов государства по изданию нормативно-правовых актов определенного вида (ст. 90,105,106 и др.), порядок принятия и вступления в действие федеральных законов (ст. 104-108), и некоторые другие.

Федеральные законы принимаются в Российской Федерации Государственной Думой, после чего передаются на рассмотрение Совета Федерации для одобрения. Закон считается одобренным, если за него проголосовало более половины от общего числа членов этой палаты либо если в течение четырнадцати дней он не был рассмотрен Советом Федерации. Роль Президента РФ в деле принятия законов (наряду с правом законодательной инициативы) заключается в его подписании в течение четырнадцати дней и обнародовании.

Особая группа федеральных законов - конституционные законы, которые принимаются по вопросам, предусмотренным Конституцией РФ и отличаются особым порядком принятия - требуется 3/4 голосов от общего числа членов Совета Федерации и 2/3 голосов от общего числа членов Думы. В отличие от этого, например, такой важный закон, как Гражданский кодекс РФ, принимался простым большинством голосов.

Закон от 14 июня 1994 г. признает датой принятия федерального закона день, когда он был утвержден Государственной Думой в окончательной редакции, а федерального конституционного закона - день его одобрения палатами Федерального Собрания в порядке, установленном Конституцией РФ. Федеральные конституционные законы и федеральные законы подлежат официальному опубликованию в течение семи дней после их подписания Президентом РФ.

Для всех видов законов официальной является публикация полного их текста в «Российской газете» или в «Собрании законодательства Российской Федерации». Федеральные конституционные законы и федеральные законы вступают в силу одновременно на всей территории Российской Федерации по истечении десяти дней после их официального опубликования, если в самом законе не установлен иной порядок его вступления в силу.

В соответствии с Конституцией РФ субъекты Федерации (республики, края, области, автономная область, автономные округа и города федерального значения) по вопросам своего ведения осуществляют собственное правовое регулирование, включая принятие законов. Такие законы не могут противоречить федеральным законам. В этом проявляется принцип единства правовой регламентации и правового режима на территории всего государства.

Правовое регулирование в Российской Федерации только законами не исчерпывается. Соответствующие отношения регулируются актами Президента, Правительства, а также министерств и иных федеральных органов власти, т. е. подзаконными актами.

Нормативно-правовые акты Президента Российской федерации. Президент - глава государства, и в соответствии с этим издаваемые им нормативно-правовые акты (указы) занимают следующее после законов место и обязательны и для исполнения на всей территории Российской федерации. В качестве предмета регулирования указов выступают основные направления внутренней и внешней политики. В случае противоречия указа Президента Конституции и законам России на основании заключения Конституционного Суда Российской Федерации указ утрачивает силу. По сравнению с законами указы относительно быстро принимаются и вступают в силу. Кроме того, перечень субъектов подготовки проектов указов законодательно не установлен, и по обыкновению они подготавливаются заинтересованными ведомствами или Правительством.

Нормативно-правовые акты Правительства. Правительство Российской Федерации осуществляет исполнительную власть в стране и, реализуя эту задачу, принимает постановления и издает распоряжения. Решения, имеющие нормативный характер или наиболее важное значение, издаются в форме постановлений. Решения по текущим и оперативным вопросам издаются в форме распоряжений. Особенностью актов Правительства является то, что они могут быть приняты лишь на основании и во исполнение законов РФ, а также указов Президента РФ.

Нормативно-правовые акты министерств и иных федеральных органов исполнительной власти (ведомств). Особенность их состоит в том, что министерства и ведомства могут издавать приказы и инструкции, содержащие нормы права, в случаях и пределах, предусмотренных законами РФ, указами Президента, постановлениями Правительства. Поэтому издание любого ведомственного акта должно быть основано на специальном указании вышестоящих органов, хотя на практике часто бывает по-иному.

Акты этой группы очень многочисленны и многообразны. К ним относятся приказы и инструкции, постановления, положения, письма, уставы и т.д. Все они издаются для реализации функций государственного управления в разных сферах общественной жизни (промышленность, наука, культура, здравоохранение, безопасность и т.д.) и обязательны для исполнения для всех подведомственных министерствам и ведомствам организаций, учреждений, должностных лиц.

Нормативные акты министерств и иных федеральных органов исполнительной власти, затрагивающие права, свободы и иные законные интересы граждан, а также любые межведомственные акты подлежат государственной регистрации в Министерстве юстиции РФ и публикуются не позднее десяти дней после регистрации. В соответствии с указом Президента РФ от 23 мая 1996 г. «О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти» акты, не прошедшие государственную регистрацию, а также зарегистрированные, но не опубликованные в установленном порядке, не влекут за собой правовых последствий, поскольку вступившими в силу не считаются.

Регистрация в Минюсте РФ необходима для проверки законности нормотворческого решения министерства или ведомства: проверяется, не ущемляет ли данный акт права и свободы граждан, не возлагаются ли им дополнительные, не предусмотренные законодательством РФ обязанности. На указанные акты нельзя ссылаться судам при разрешении споров. Такое правило является результатом борьбы юристов многих поколений за демократизм принятия и применения ведомственных правовых актов, субъектами исполнения которых являются прежде всего граждане. Более того, согласно Правилам подготовки ведомственных нормативных актов, утвержденным Правительством РФ 23 июля 1993г, на центральные органы федеральной исполнительной власти возложена обязанность доводить принятые ими ведомственные нормативные акты до сведения соответствующих органов государственного управления РФ, предприятий, организаций, учреждений.

Данные акты вступают в силу по истечении 10 дней после дня их официального опубликования в газете «Российские вести» либо в «Бюллютене нормативных актов федеральных органов исполнительной власти».

Нормативные акты органов государственной власти субъектов Федерации. Локальные нормативные акты. Органы власти и управления субъектов Федерации, решая задачи, которые встают перед ними, и согласно своей компетенции принимают решения, облекая их в правовую форму. Издаваемые ими нормативные правовые акты распространяются лишь на территории соответствующих регионов. Решения областного уровня (законы, распоряжения) доводятся до исполнителей в течение семи дней со дня их принятия, но не позднее даты вступления в силу.

В теории права локальными нормативными актами называются также юридические документы, содержащие нормы права, принимаемые субъектами управления на предприятии, в организации и т.д. Краевая, областная администрация субъектов Федерации (в некоторых регионах - правительство) вправе принимать постановления, распоряжения, приказы. Глава администрации по вопросам, отнесенным к его компетенции, может издавать постановления и распоряжения.

Общим для всех видов подзаконных актов Российской Федерации является то обстоятельство, что они, наряду с законами, служат источником законности, т. е. граждане и юридические лица, выполняя нормы права, содержащиеся в подзаконных актах, укрепляют режим законности и правопорядка государства. На принимаемые правовые решения ориентируются граждане, должностные лица и организации. Среди подзаконных актов существует своя иерархия, производная от иерархии административной. Так, постановление федерального Правительства имеет большую юридическую силу, чем аналогичное постановление министерства, правительства области, главы администрации города.

  • Размер пенсии ветеранам боевых действий в Чечне в 2018 году После того как в ФЗ о ветеранах были внесены изменения, касающиеся военных, служивших в районах боевых действий в Чечне в 1994 -1996 г.г., им был присвоен статус ветеранов. На основании законодательства появилась возможность исчисления льгот и доплат бывшим […]
  • Воронин Михаил Ильич Старший партнер, адвокат Михаил Ильич Воронин практикующий юрист, адвокат более чем с 20-летним стажем. С 1994 по 1997 годы он работал экспертом по налоговому законодательству в отделе налоговых экспертиз в Агентстве экономико-правовых консультаций и деловой информации «Экономика и жизнь» (АКДИ […]
  • Председатель Верховного Суда РК Асанов Жакип Кажманович родился 17 августа 1963 года в г.Кызылорде. Окончил Казахский государственный университет им. С.М.Кирова по специальности «Правоведение». После окончания вуза принят стажером в Кызылординскую областную коллегию адвокатов. В период с 1986 по 1993 годы работал в […]
  • Приказ 391 от 1996 МИНИСТР ОБОРОНЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ от 7 августа 1996 г. N 280 ОБ УПОРЯДОЧЕНИИ РЕШЕНИЯ ВОПРОСОВ, СВЯЗАННЫХ С НАГРАЖДЕНИЕМ ЛИЧНОГО СОСТАВА ВООРУЖЕННЫХ СИЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННЫМИ НАГРАДАМИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И НАГРАДНЫМИ ЗНАКАМИ МИНИСТЕРСТВА ОБОРОНЫ (в ред. Приказа Министра обороны […]
  • Закон об информации список Правовые основы защиты информации 1. Федеральный закон «Об информации, информатизации и защите информации» от 20 февраля 1995 года N 24-ФЗ; 2. Закон «О правовой охране топологий интегральных микросхем» от 23.09.92 г. N 3526-I 3. Закон «Об участии в международном информационном обмене» от […]
  • Приказ Минфина России от 29.07.1998 N 34н (ред. от 11.04.2018) "Об утверждении Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации" (Зарегистрировано в Минюсте России 27.08.1998 N 1598) МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ от 29 июля 1998 г. N 34н ОБ УТВЕРЖДЕНИИ […]
  • Постановление Правительства РФ от 05.02.1998 N 162 (ред. от 27.12.2017) "Об утверждении Правил поставки газа в Российской Федерации" ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ от 5 февраля 1998 г. N 162 ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПРАВИЛ ПОСТАВКИ ГАЗА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В целях повышения надежности газоснабжения в Российской […]
  • Прокурор области Полуэктов Иван Васильевич Прокурор области Родился в 1959 г. в Пичаевском районе Тамбовской области. В 1983 г. окончил Саратовский юридический институт им. Д.И. Курского. В том же году начал службу в органах прокуратуры. В разное время работал помощником прокурора Бондарского района, прокурором […]