Защита лесов. Охрана лесов от пожаров Охрана лесов от пожаров патрулирование

Защита лесов от пожаров является важным направлением деятельности федеральной и региональной власти, других структур, имеющих отношение к лесному хозяйству. Федеральный закон «О пожарной безопасности», который является базовым в сфере пожарной безопасности, довольно в малой степени регламентирует вопросы защиты лесов от пожаров.

Все сводится к тому, что в ст. 6 отмечено, что «государственный пожарный надзор в лесном фонде Российской Федерации и в лесах, не входящих в лесной фонд Российской Федерации, осуществляется должностными лицами федерального органа исполнительной власти в области лесного хозяйства».

Указ Президента Российской Федерации от 9 марта 2004 г. «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» установил, что в систему федеральных органов исполнительной власти входят федеральные министерства, федеральные службы и федеральные агентства. Применительно к лесному хозяйству:

– Министерство природных ресурсов РФ;

– Федеральное агентство лесного хозяйства;

– Федеральная служба по надзору в сфере природопользования.

Как отмечалось выше, базовый закон в области пожарной безопасности содержит упоминание только о Федеральной службе по надзору в сфере природопользования.

О роли месте и значении Министерства природных ресурсов РФ, Федерального агентства лесного хозяйства закон умалчивает. Нет в нем и упоминания о других структурах, имеющих отношение к лесному фонду, в том числе в отношении лесов, расположенных на землях обороны и безопасности, находящихся в федеральной собственности. Такую ситуацию с законодательной регламентацией деятельности в сфере пожарной безопасности лесного фонда, а также лесов не входящих в лесной фонд, вряд ли можно назвать достаточной и полной. К этому необходимо добавить, что законодатель четко не определил границы и сегмент деятельности МЧС России, а также других структур, имеющих отношение к лесному фонду, по их участию в обеспечении противопожарной защиты лесного хозяйства.

Сегодня сложно сказать, как недостаточное законодательное регулирование сказывается на ситуации с лесными пожарами, но можно предположить, что оно не способствовало качественному решению проблем, имеющихся в этой сфере.

В стране много лет подряд шел большой разговор о необходимости принятия нового Лесного кодекса РФ. С 1 января текущего года мы живем по новому Лесному кодексу РФ. Часть первая ст. 51 указанного кодекса предусматривает, что «леса подлежат охране от пожаров», а далее в ст. 52 делается уточнение о том, что охрана лесов от пожаров осуществляется в соответствии с уже упоминавшимся выше Федеральным законом «О пожарной безопасности» и Лесным кодексом РФ. При этом в ст. 51 Лесного кодекса РФ отмечается, что охрана лесов осуществляется органами государственной власти и органами местного самоуправления в пределах их полномочий. В число полномочий органов государственной власти РФ в области лесных отношений в соответствии со ст. 81 Лесного кодекса РФ применительно к вопросам пожарной безопасности относится:

– установление правил пожарной безопасности;

– осуществление государственного пожарного надзора.

У органов государственной власти субъектов РФ каких-либо полномочий в области лесных отношений (ст. 82) применительно к вопросам пожарной безопасности вообще нет.

Аналогичная ситуация в области лесных отношений сложилась и по отношению к полномочиям органов местного самоуправления. Статья 84 Лесного кодекса РФ не предусмотрела для органов местного самоуправления каких-либо асности.

Новый Лесной кодекс РФ предусмотрел возможность передачи отдельных полномочий РФ в области лесных отношений органам государственной власти субъектов РФ. Если субъект принял делегированные ему полномочия, то тогда на него возлагается «организация использования лесов, их охраны (в том числе тушение лесных пожаров)». Для этих целей ему из федерального бюджета выделяются субвенции.

Статья 53 Лесного кодекса РФ устанавливает требования пожарной безопасности в лесах. Она предусматривает, что в целях обеспечения пожарной безопасности в лесах осуществляются:

1) противопожарное обустройство лесов, в том числе строительство, реконструкция и содержание дорог противопожарного назначения, посадочных площадок для самолетов, вертолетов, используемых в целях проведения авиационных работ по охране и защите лесов, прокладка просек, противопожарных разрывов;

2) создание систем, средств предупреждения и тушения лесных пожаров (пожарные техника и оборудование, пожарное снаряжение и другие), содержание этих систем, средств, а также формирование запасов горюче-смазочных материалов на период высокой пожарной опасности;

3) мониторинг пожарной опасности в лесах;

4) разработка планов тушения лесных пожаров;

5) тушение лесных пожаров;

6) иные меры пожарной безопасности в лесах.

В этой связи возникает вопрос «Кто конкретно будет осуществлять приведенный выше комплекс мероприятий противопожарной защиты в лесном фонде и в лесах, не входящих в лесной фонд?». Ответ на этот вопрос, опираясь на букву закона, дать четко довольно сложно.

Выше отмечалось, что одной из самых больших угроз для лесного фонда являются пожары. В этой связи возникает вопрос «Кто и как должен их ликвидировать?». Пункт 2 ст. 53 нового Лесного кодекса РФ предусматривает, что «привлечение граждан, юридических лиц для тушения пожаров осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 21 декабря 1993 г. № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера». Данная норма закона, по мнению автора, позволяет говорить о привлечении граждан и юридических лиц для ликвидации лесного пожара только после того, как он стал чрезвычайной ситуацией (ЧС). В то же время четкие критерии отнесения лесного пожара к ЧС ни в Лесном кодексе РФ, ни в Федеральном законе «О защите населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера», ни в постановлении Правительства РФ от 21 мая 2007 г. № 307, изданном после вступления в силу Лесного кодекса РФ, отсутствуют. Нет ясности по порядку привлечения для тушения лесных пожаров авиации, и в первую очередь самолетов и вертолетов, подведомственных МЧС России.

В Лесном кодексе РФ отсутствует какое-либо упоминание о пожарных подразделениях, специально предназначенных для ликвидации лесных пожаров в виде пожарно-химических станций и добровольных пожарных дружинах.

Статья 97 Лесного кодекса РФ, имеющая название «Государственный пожарный надзор в лесу», является отсылочной и предусматривает, что он осуществляется уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в порядке, предусмотренном Федеральным законом «О пожарной безопасности» и Лесным кодексом РФ. Но, к сожалению, ни тот, ни другой законодательный акт не устанавливают сам порядок осуществления государственного пожарного надзора в лесу.

Более того, ст. 6 Федерального закона «О пожарной безопасности» не относит должностных лиц Федеральной службы по надзору в сфере природопользования к числу должностных лиц государственного пожарного надзора.

Примечательно и другое. Постановлением Правительства РФ от 22 июля 2004 г. № 370 утверждено Положение о Министерстве природных ресурсов РФ. Позже, в том числе и после принятия Лесного кодекса РФ, в него были внесены изменения и дополнения. Оно предусматривает, что МПР России является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-техническому регулированию в области лесных отношений. МПР России также осуществляет координацию и контроль деятельности находящихся в его ведении Федеральной службы по надзору в сфере природопользования и Федерального агентства лесного хозяйства, которые имеют непосредственное отношение к решению вопросов пожарной безопасности в лесах. При этом в самом Положении о МПР России отсутствует какое-либо упоминание, связанное со словом «пожар». Прямо обозначенная функция по выработке государственной политики и нормативно-техническому регулированию пожарной безопасности в лесном фонде и в лесах, не входящих в лесной фонд, у МПР России отсутствует.

Все, что связано с лесными пожарами, их профилактикой и тушением практически, отдано на откуп субъектам РФ, которые сами определяют и политику, и нормативное регулирование в этой сфере деятельности. В результате доля лесных пожаров, ликвидированных в день обнаружения, снизилась с 74% в 2006 г. до 40% в 2007 г. Средняя площадь одного пожара увеличилась в 2,1 раза.

Субъекты РФ, которым поручено осуществлять тушение лесных пожаров, не справляются с этой задачей и зачастую скрывают истинные масштабы лесных пожаров.

Такое положение в определенной степени является результатом недостатков правового регулирования и нечеткости функций и полномочий Министерства природных ресурсов РФ, ответственного за государственную политику в области лесных отношений.

Что делать?

Нужно еще раз проанализировать законодательство и четко определить, кто из федеральных органов исполнительной власти страны – МПР России или МЧС России – несет ответственность за обеспечение пожарной безопасности в лесном фонде страны и в лесах, не входящих в него.

Ситуация, когда одно федеральное ведомство в лице МЧС России, отвечающее за пожарную безопасность, не ведет учет лесных пожаров и имеет к ним косвенное отношение, а другое в лице МПР России имеет отношение к лесам, но не имеет отношение к пожарам в них, нелогично.

В нашей стране лесами покрыта четвертая часть территории. Они являются одним из важнейших национальных богатств государства, но в то же время вопросы их противопожарной защиты, ответственности за положение дел на федеральном уровне не конкретизированы. А причастность к этому вопросу значительного количества федеральных структур (МПР России, МЧС России, Федеральное агентство лесного хозяйства, Федеральная служба по надзору в сфере природопользования, МО России по лесам обороны и т. д.) приводит к тому, что «у семи нянек дитя без глазу».

Правила пожарной безопасности в лесах утверждены Постановлением Правительства РФ от 30 июня 2007 года N 417. Функция пожарного надзора первоначально была закреплена за Федеральным агентством лесного хозяйства Постановлением Правительства РФ от 16 июня 2004 г.

N 283 "Об утверждении Положения о Федеральном агентстве лесного хозяйства".

Данная функция была исключена из текста Положения Постановлением Правительства РФ от 24 мая 2007 г. N 314 "О полномочиях Федерального агентства лесного хозяйства в области лесных отношений". Одновременно полномочиями по государственному пожарному надзору в лесах наделили Федеральную службу по надзору в сфере природопользования.

См.: Постановление Правительства РФ от 24 мая 2007 г. N 315 "О полномочиях Федеральной службы по надзору в сфере природопользования в области лесных отношений".

Правила пожарной безопасности в лесах устанавливают единые требования к обеспечению пожарной безопасности в лесах при использовании, охране, защите, воспроизводстве лесов, осуществлении иной деятельности в лесах, а также при пребывании граждан в лесах. Они являются обязательными для исполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами и гражданами. Правила пожарной безопасности в лесах для каждого лесного района устанавливаются МПР России. В целях обеспечения пожарной безопасности в лесах осуществляются:

противопожарное обустройство лесов, в том числе строительство, реконструкция и содержание дорог противопожарного назначения, посадочных площадок для самолетов, вертолетов, используемых в целях проведения авиационных работ по охране и защите лесов, прокладка просек, противопожарных разрывов;

создание систем и средств предупреждения и тушения лесных пожаров, содержание этих систем и средств, а также формирование запасов горюче-смазочных материалов на период высокой пожарной опасности;

мониторинг пожарной опасности в лесах; разработка планов тушения лесных пожаров; тушение лесных пожаров; иные меры пожарной безопасности в лесах.

Арендаторами лесных участков (на основании проекта освоения лесов) реализуются следующие меры пожарной безопасности:

противопожарное обустройство лесов, в том числе строительство, реконструкция и содержание дорог противопожарного назначения, посадочных площадок для самолетов, вертолетов, используемых в целях проведения авиационных работ по охране и защите лесов;

прокладка просек, противопожарных разрывов;

создание систем, средств предупреждения и тушения лесных пожаров; содержание этих систем и средств;

формирование запасов горюче-смазочных материалов на период высокой пожарной опасности.

Меры пожарной безопасности в лесах осуществляются в зависимости от целевого назначения лесов, показателей природной пожарной опасности лесов и показателей пожарной опасности в лесах по условиям погоды.

Классификация природной пожарной опасности лесов и классификация пожарной опасности в лесах по условиям погоды, а также требования к мерам пожарной безопасности в лесах в зависимости от целевого назначения лесов, показателей пожарной опасности лесов (природной и по условиям погоды) устанавливаются МПР России.

Правила выделяют:

общие требования пожарной безопасности в лесах;

требования пожарной безопасности в лесах при проведении рубок лесных насаждений;

требования пожарной безопасности в лесах при проведении переработки лесных ресурсов, заготовке живицы;

требования пожарной безопасности в лесах при осуществлении рекреационной деятельности;

требования пожарной безопасности в лесах при размещении и эксплуатации железных и автомобильных дорог;

требования пожарной безопасности в лесах при добыче торфа;

требования пожарной безопасности в лесах при выполнении работ по геологическому изучению недр и разработке месторождений полезных ископаемых;

требования пожарной безопасности в лесах при строительстве, реконструкции и эксплуатации линий электропередачи, связи, трубопроводов; требования к пребыванию граждан в лесах.

Рассмотрим наиболее важные общие требования. В период со дня схода снежного покрова до установления устойчивой дождливой осенней погоды или образования снежного покрова в лесах запрещается:

а) разводить костры в хвойных молодняках, на гарях, участках поврежденного леса, торфяниках, в местах рубок (на лесосеках), не очищенных от порубочных остатков и заготовленной древесины, местах с подсохшей травой, а также под кронами деревьев. В других местах разведение костров допускается на площадках, окаймленных минерализованной (то есть очищенной до минерального слоя почвы) полосой шириной не менее 0,5 м. После завершения сжигания порубочных остатков или использования с иной целью костер должен быть тщательно засыпан землей или залит водой до полного прекращения тления;

б) бросать горящие спички, окурки и горячую золу из курительных трубок, стекло (стеклянные бутылки, банки и др.);

в) употреблять при охоте пыжи из горючих или тлеющих материалов;

г) оставлять промасленные или пропитанные бензином, керосином или иными горючими веществами материалы (бумагу, ткань, паклю, вату и др.) в не предусмотренных специально для этого местах;

д) заправлять горючим топливные баки двигателей внутреннего сгорания при работе двигателя, использовать машины с неисправной системой питания двигателя, а также курить или пользоваться открытым огнем вблизи машин, заправляемых горючим.

Запрещается засорение леса бытовыми, строительными, промышленными и иными отходами и мусором. Сжигание мусора, вывозимого из населенных пунктов, может производиться вблизи леса только на специально отведенных местах при условии, что:

а) места для сжигания мусора (котлованы или площадки) располагаются на расстоянии не менее:

100 м от хвойного леса или отдельно растущих хвойных деревьев и молодняка;

50 м от лиственного леса или отдельно растущих лиственных деревьев;

б) территория вокруг мест для сжигания мусора (котлованов или площадок) должна быть очищена в радиусе 25 - 30 м от сухостойных деревьев, валежника, порубочных остатков, других горючих материалов и окаймлена двумя минерализованными полосами шириной не менее 1,4 м каждая, а вблизи хвойного леса на сухих почвах - двумя минерализованными полосами шириной не менее 2,6 м каждая, с расстоянием между ними 5 м.

В период пожароопасного сезона сжигание мусора разрешается производить только при отсутствии пожарной опасности в лесу по условиям погоды и под контролем ответственных лиц. Запрещается выжигание травы на земельных участках, непосредственно примыкающих к лесам, защитным и озеленительным лесным насаждениям, без постоянного наблюдения.

Юридические лица и граждане, осуществляющие использование лесов, обязаны:

а) хранить горюче-смазочные материалы в закрытой таре, производить в период пожароопасного сезона очистку мест их хранения от растительного покрова, древесного мусора, других горючих материалов и окаймление минерализованной полосой шириной не менее 1,4 м;

б) при корчевке пней с помощью взрывчатых веществ уведомлять о месте и времени проведения этих работ органы государственной власти или органы местного самоуправления не менее чем за 10 дней до их начала, прекращать корчевку пней с помощью этих веществ при высокой пожарной опасности в лесу;

в) соблюдать нормы наличия средств пожаротушения в местах использования лесов, утвержденные МПР России, в период пожароопасного сезона содержать средства пожаротушения в готовности, обеспечивающей возможность их немедленного использования;

г) тушить лесные пожары, возникшие по их вине;

д) немедленно принимать меры к ликвидации лесных пожаров, возникших в местах использования лесов, а также оповещать о пожаре органы государственной власти или органы местного самоуправления;

е) направлять работников (для юридических лиц), пожарную технику, транспортные и другие средства на тушение лесных пожаров в порядке, установленном законодательством РФ.

Перед началом пожароопасного сезона юридические лица, осуществляющие использование лесов, обязаны провести инструктаж своих работников, а также участников массовых мероприятий, проводимых ими в лесах, о соблюдении требований пожарной безопасности в лесах, а также о способах тушения лесных пожаров. Организации, осуществляющие авиационные работы по охране и защите лесов, обязаны информировать обо всех обнаруженных нарушениях правил пожарной безопасности в лесах органы государственной власти или органы местного самоуправления. 3.

Лес - стойкий защитник окружающей среды - нуждается в защите сам и прежде всего от такого стихийного бедствия, каким являются лесные пожары.

Около 75% площади государственного лесного фонда занято наиболее ценными хвойными породами, сосной, елью, кедром, лиственницей и пихтой. Но эта особенность наших лесов порождает другую - высокую восприимчивость их к огню.

Лесные пожары оказывают большое влияние на санитарное состояние, возобновление и формирование наших лесов. Однако не все хвойные леса одинаково опасны в пожарном отношении. На горимость лесов, с одной стороны, сильно влияют физико-географические условия района, обусловливающие распространение огня по территории, а также породный состав, тип леса, состояние насаждений и их возраст, характер лесовосстановительных процессов, рельеф местности и т. д.

С другой стороны, частота пожаров и размер площади лесов, пройденной огнем, зависит от социально-экономических условий, главным образом от плотности населения, степени хозяйственного освоения лесов и уровня охраны.

В соответствии со шкалой природной пожарной опасности насаждений вся лесная площадь дифференцирована на пять классов. Шкала указывает степень опасности возникновения пожаров на лесных участках, обусловленную самой природой насаждений, поэтому часто ее называют шкалой природной пожарной опасности.

Примером площадей с очень высокой степенью природной пожарной опасности могут служить хвойные молодняки, сплошные вырубки, сосняки лишайниковые и верещатники. Здесь пожары возможны в течение всего пожароопасного сезона.

Типы леса кисличники и черничники характеризуются умеренной степенью пожарной опасности (III класс), а сфагновые, приручейные и долгомошники низкой и наиболее низкой (IV-V класс).

Отнесение площади гослесфонда к тому или иному классу показало, что участки с высокой и очень высокой степенью пожарной опасности (I-II классы) составляют 28,2%, со средней степенью (III класс) - 35,3% и низкой и очень низкой (IV-V классы) - 36,5% общей лесной площади. Таким образом, средний класс пожарной опасности наших лесов равен III. Однако было бы ошибочным считать в основном все леса умеренно опасными.

Формирование лесов и их пространственное распределение по поверхности Земли происходило с учетом физико-географических условий, главным образом характера почв, гидрологии, рельефа местности и особенно климата. Это обстоятельство объясняет приуроченность крупных массивов определенных типов леса к определенным географическим районам. Например, большие площади чистых сосновых лесов находятся на севере европейской части СССР, в Алтайском крае (ленточные боры), в Приангарье, Бурятии и редко встречаются на Дальнем Востоке. Такое расположение лесов позволяет относить тот или иной район к различным классам природной пожарной опасности и планировать соответствующие этому классу противопожарные мероприятия.

Значение шкалы природной пожарной опасности трудно переоценить; она явилась теоретической основой при разработке мероприятий профилактического характера, направленных главным образом на предупреждение возникновения лесных пожаров и распространения их по площади. Шкала не может быть универсальной для всей лесной зоны СССР, поэтому в дальнейшем ее необходимо уточнять в соответствии с лесорастительными и климатическими особенностями каждого лесного района страны.

Возможность возникновения и развития пожаров в лесу определяется в первую очередь условиями погоды: ветром, температурой, влажностью воздуха и количеством осадков.

Изучение динамики горимости лесных горючих материалов в зависимости от их влажности, на которую воздействует весь комплекс элементов погоды, имеет огромное значение для практики.

В целях оценки степени пожарной опасности в лесу по условиям погоды разрабатывались и разрабатываются в настоящее время различные показатели горимости лесных горючих материалов. Разработан метод определения загораемости напочвенного покрова (класса активных горючих материалов) в зависимости от комплексного влияния на его влажность температуры и дефицита влажности воздуха за весь предшествующий бездождный период. Достоинством этого метода является прежде всего то, что лесхозы и лесничества могут получать исходные данные для расчета показателя горимости от местных метеорологических станций или сами определять его с помощью несложных приборов.

Большое многообразие климатических и лесорастительных условий не позволяет разработать единую шкалу пожарной опасности по условиям погоды для всей территории гослесфонда СССР, поэтому наукой и практикой доказано, что для резко выраженных лесорастительных районов необходима разработка местных шкал пожарной опасности по условиям погоды.

Местные шкалы должны быть дифференцированы по лесорастительным зонам и периодам пожароопасного сезона.

Вред, причиняемый пожарами лесу, в первую очередь зависит от вида этого пожара, что очень важно при оценке ущерба, а также планировании мероприятий по ликвидации его последствий. Кроме того, каждый вид пожара требует своей техники и тактики подавления.

По классификации, принятой практикой, все лесные пожары разделяются на три основных вида, генетически связанных между собой: низовой, верховой и подземный (торфяной). Кроме того, первые два вида лесных пожаров подразделяются на беглые и устойчивые. Дальнейшие попытки дифференцировать эту классификацию с учетом вида горючего материала и характера распространения огня по лесной территории натолкнулись на трудности выделения этих видов и форм пожара на практике. Даже различное сочетание трех основных видов пожаров часто ставит в затруднительное положение людей, описывающих их в натуре.

За последние 15 лет из общего числа пожаров, причины возникновения которых были установлены, 56% возникло в результате неосторожного обращения с огнем людей в лесу, 12% - по вине лесозаготовителей, 9,4% - от сельскохозяйственных палов, 7,5% - от искр паровозов, около 6% - от молний, 4,6% - по вине экспедиций и 1,3% - от прочих причин. Знание причин возникновения пожаров позволяет направить усилия по противопожарной пропаганде и проведению других предупредительных мероприятий на устранение этих причин.

Средняя площадь одного пожара в 1957-1961 гг. резко снизилась. Объясняется это качественным и количественным ростом всей государственной лесной охраны и особенно авиационной. Внедрение новых, более эффективных технических средств и способов борьбы с лесными пожарами предъявляло новые требования к уровню квалификации работников государственной лесной охраны. Отсутствие у лесников и особенно у объездчиков необходимой технической подготовки явилось тормозом технического роста не только охраны лесов, но и всего лесохозяйственного производства. В связи с этим в 1957 г. Должность объездчика была упразднена и вместо нее введена должность участкового техника-лесовода. Все это способствовало повышению эффективности охраны лесов и в конечном итоге снижению горимости лесов.

В годы деятельности Главлесоохраны был принят ряд законодательных актов и проведены крупные мероприятия по развитию форм наземной и авиационной охраны лесов. Так, новой организационной формой борьбы с лесными пожарами явилось создание пожарно-химических станций, а противопожарное устройство лесов стало проводиться на основе соответствующих планов.

В послевоенный восстановительный период не раз рассматривались вопросы борьбы с лесными пожарами. Был принят ряд постановлений по вопросам охраны, а в 1949 г. разработаны «Правила пожарной безопасности в лесах СССР», впервые определившие четкие требования пожарной безопасности ко всем гражданам, находящимся в лесу, а также к лесозаготовительным и другим предприятиям, работающим на лесной территории. Эти правила сыграли большую роль в укреплении противопожарной дисциплины и предупреждении лесных пожаров.

В настоящее время вся территория гослесфонда разделена на районы активной наземной и авиационной охраны лесов за исключением защитных полос притундровых лесов, наиболее удаленных лесных районов Сибири и Дальнего Востока и труднодоступных горных лесов. Основой разделения территории служили хозяйственная освоенность районов (главным образом густота дорожной сети) и технические возможности наземной и авиационной охраны лесов.

Наземная охрана может быть эффективна при условии, если доставка сил и средств к местам лесных пожаров будет обеспечена не позже чем через 2 ч после его обнаружения. Это условие можно выполнить, если протяженность дорожной сети на охраняемой территории будет не менее 1 км на 1000 га.

В настоящее время наземная охрана лесов осуществляется на площади 270 млн. га, и по мере вовлечения новых лесных районов в интенсивное лесное хозяйство она непрерывно увеличивается.

Предприятиями лесного хозяйства и фондодержателями ежегодно выполняются мероприятия по ограничению распространения возможных пожаров на охраняемой территории: устройство противопожарных разрывов и барьеров, прокладка минерализованных полос и уход за ними, уборка валежа и хлама и т. д. Достаточно отметить, что только создание минерализованных полос и канав, а также их подновление в 1976 г. достигло почти 1 млн. км.

Если раньше эту операцию выполняли в основном тракторными плутами, то в настоящее время все шире применяют принципиально новое орудие - фрезерный полосопрокладыватель ПФ-1. При тех же энергетических затратах полоса, созданная с помощью этого полосопрокладывателя, получается в 2-3 раза шире, чем проложенная плутом, а травмирование корневой системы снижается в несколько раз.

Значительные объемы предупредительных мероприятий связаны с большими затратами труда и средств, поэтому их необходимо научно и экономически обосновывать. Некоторые из действующих в настоящее время нормативов, например ширина противопожарных разрывов, густота сети противопожарных минерализованных полос, протяженность дорог противопожарного назначения и др., установлены исходя из практики 30-х годов, когда эффективные средства тушения пожаров почти отсутствовали. Накопленные наукой и практикой знания о природе лесных пожаров позволяют не только уточнить эти нормативы, но и судить об эффективности как отдельного противопожарного мероприятия, так и всей системы в целом.

Одним из основных критериев успешного функционирования охраны лесов является своевременное обнаружение лесных пожаров, т. е. начальной стадии их возникновения и развития.

Обнаружение лесных пожаров в зоне наземной охраны лесов в основном осуществляется при патрулировании лесной охраны по дорогам, тропам, особенно в местах, наиболее посещаемых людьми. В качестве технических средств при патрулировании используются мотоциклы, мопеды, автомобили, а при патрулировании вдоль береговой линии рек и озер - моторные лодки и катера.

В малоосвоенных районах, где сеть дорог в лесу еще недостаточна, в помощь наземному обнаружению ведется авпапатрулирование.

Несмотря на ограниченный обзор при наземном патрулировании и его периодичность, эффективность этого мероприятия очень высока, так как около 70% пожаров в зоне наземной охраны лесов возникает в полосе вдоль дорог, а совмещение функций обнаружения и ликвидации пожаров патрулем позволяет ликвидировать загорания на предельно малых площадях. Возникающие в стороне от дорог, внутри лесного массива, пожары могут остаться незамеченными.

Принято считать, что наиболее эффективной системой обнаружения пожаров является та, при которой функции обнаружения выполняет дозорно-сторожевая служба, использующая сеть пожарно-наблюдательных вышек, пожарно-наблюдательных мачт или специальных наблюдательных пунктов, оснащенных средствами связи. В данном случае обеспечивается непрерывность наблюдения за лесом и, следовательно, своевременность обнаружения всех пожаров.

Несмотря на кажущуюся эффективность, этот способ обнаружения не нашел широкого распространения по двум причинам. Первая - это необходимая приуроченность строительства наблюдательных пунктов вблизи населенных пунктов, часто вне пределов лесных массивов; вторая - трудности с подбором сезонных наблюдателей, не страдающих высотобоязнью. Кроме того, несмотря на кажущуюся простоту, труд наблюдателя весьма утомителен из-за своего однообразия и отсутствия элементарного комфорта на рабочем месте (вышке или мачте).

Попытки решить эту проблему привели к созданию специальных телевизионных установок с радиусом уверенного обнаружения 12-15 км. Приемно-передающая камера монтируется на верхней площадке вышки или мачты, а телеэкран, по которому ведется наблюдение за лесом, устанавливается в конторе лесничества или лесхоза. Управление поворотом камеры и смена светофильтров для увеличения оптического контраста между дымом лесного пожара и фоном (небом или пологом леса) осуществляется дистанционно с пульта оператора. Дальнейшее совершенствование телевизионного метода обнаружения пожаров заключается в создании системы из нескольких автономных телекамер, устанавливаемых на всей площади лесхоза или крупного лесничества и управляемых дистанционно по радиоканалу из одного диспетчерского пункта.

Эффективность охраны леса зависит от уровня ее организации и технического оснащения. Основной организационной формой борьбы с лесными пожарами в зоне наземной охраны лесов является сеть пожарно-химических станций (ПХС) I и II типа, различающихся номенклатурой технических средств пожаротушения и численности команд.

Техническая обеспеченность ПХС инвентарем и оборудованием в основном соответствует нормам типового оснащения, однако обеспеченность их средствами транспорта и особенно специальными пожарными машинами и агрегатами еще недостаточна.

В последний период научными учреждениями и конструкторскими бюро системы Гослесхоза СССР совместно с другими учреждениями и ведомствами разработан ряд противопожарных машин: автоцистерн, вездеходов, пожарных агрегатов, тракторных грунтометов и т. п.

За основу тактико-технических требований при создании этой техники взяли время доставки пожарной команды и оборудования к местам лесных пожаров. Так, для районов с густой сетью автомобильных дорог в 60-х годах была создана и выпущена большой серией ЦОС (цистерна и оборудование съемные). Эта цистерна пригодна для агрегатирования с любой бортовой автомашиной.

Новая, более совершенная автоцистерна АЦЛ-157, созданная в последние годы на базе автомашины высокой проходимости ГАЗ-66, рекомендуется для применения в районах со слаборазвитой сетью лесных грунтовых дорог. Для лесного бездорожья создан на базе транспортера высокой проходимости пожарный вездеход на гусеничном ходу ВПЛ-149. Он не только развивает большую скорость, но может преодолевать болота, топи и даже небольшие водные преграды.

В районе лесозаготовок борьба с лесными пожарами осуществляется с помощью универсального тракторного пожарного агрегата ТЛП-55. Этот агрегат, как и все пожарные машины, оснащен ручным противопожарным инвентарем, ранцевыми опрыскивателями, мотопомпами с комплектом пожарных рукавов и емкостью для огнегасящей жидкости. Для создания опорных или заградительных полос пожарные вездеходы и агрегаты снабжения лесными плугами или бульдозерными отвалами, а для пуска встречного огня - зажигательными аппаратами.

Комплект противопожарного оборудования позволяет применять самую разнообразную тактику подавления пожаров как начинающихся, так и крупных, требующих для их тушения больших затрат сил и средств.

Задача ближайшего будущего заключается в выпуске указанных машин и аппаратов в объемах, удовлетворяющих потребности существующих и проектируемых ПХС, и разработке тактики их применения с учетом пожарно-технологической характеристики охраняемой территории.

Установлено, что эффективность применения этой техники зависит от доступности каждого пожарного выдела, т. е. от достаточно развитой сети лесохозяйственных дорог противопожарного назначения с учетом проходимости этой техники.

В настоящее время в зоне наземной охраны лесов протяженность таких дорог составляет свыше 90 тыс. км, и строительство их продолжается. Эти дороги могут служить не только транспортными путями, но и опорными рубежами при борьбе с крупными лесными пожарами. Планами противопожарного устройства предусматривается строительство вдоль этих дорог пожарных водоемов с запасом воды не менее 100 м 3 .

Для тушения пожаров водой отечественная промышленность выпускает несколько типов легких лесных мотопомп. Небольшой расход воды при работе этих мотопомп позволяет более экономно расходовать воду из ограниченных по объему искусственных пожарных водоемов, небольших лесных водоисточников или доставленную к месту пожара в цистернах пожарных машин. В то же время линейный характер горения кромки лесного пожара не требует большого расхода воды на единицу ее длины и позволяет использовать напорные рукава малого диаметра, существенно облегчающие труд пожарных.

Мотопомпы имеющихся конструкций развивают сравнительно низкое давление. Такое давление не позволяет прямо подавать воду к возвышенным местам пожара (водоразделы). В этих случаях воду подают в промежуточные емкости, расставленные вверх по склону горы. При такой технологии теряется драгоценное время, которое решает исход мероприятия. Поэтому необходимо создать легкие мотопомпы высокого давления с соответствующей комплектацией их рукавами большой прочности. Мощной струей можно не только эффективно тушить кромку пожара, но и прокладывать узкие минерализованные полосы, локализуя пожары по периметру.

Тушение лесных пожаров огнегасящими веществами является сложным физико-химическим процессом, который до конца еще не изучен. Прекращение горения при лесных пожарах может быть достигнуто охлаждением зоны горения до температуры, при которой горение не может продолжаться, изоляцией горючего от кислорода воздуха слоем газов, не поддерживающих процесс горения, или образованием на нем твердой или жидкой пленки, ингибированием (прерыванием) реакции горения в пламенной фазе и т. д.

Обычно при тушении огнегасящими химикатами действует не один фактор, а сразу несколько, и оценить эффект каждого в отдельности трудно. Поэтому в лесопожарной практике принято оценивать огнегасящие свойства того или иного вещества в сравнении с водой, огнегасящая эффективность которой условно принята за эталон. В последние годы синтезирован целый ряд огнегасящих смесей и эмульсий, а также разработаны технические средства для подачи их на кромку пожара.

Наиболее эффективным огнетушащим составом является фреоновая эмульсия. Ее расход при тушении единицы длины кромки меньше по сравнению с водой в 5 раз.

При тушении торфяных и подстилочно-гумусовых пожаров широко применяют растворы поверхностно-активных веществ (смачивателей). Комплект специальной аппаратуры позволяет вести эффективную борьбу с огнем в слоях торфа на глубине до 2 м.

Наиболее трудной задачей, сдерживающей внедрение огнегасящих химикатов в практику наземной и авиационной охраны лесов, является механизация процесса подачи этих химикатов на кромку пожара из ранцевой аппаратуры. При поисках путей тушения были изготовлены образцы моторизованных огнетушителей на базе легких двигателей внутреннего сгорания, огнетушителей-опрыскивателей с предварительной зарядкой сжатым воздухом от компрессора или ручного насоса, создающих в баллоне избыточное давление и т. д.

Но наиболее прогрессивным решением оказалось применение для этой цели специальных баллончиков с фреоном, создающим рабочее давление в огнетушителях-опрыскивателях. Автономность способа, т. е. независимость его от компрессоров и насосов, удобство и безопасность в обращении способствуют широкому его внедрению там, где применение ранцевой аппаратуры тактически оправдано.

Применение грунта для активного тушения кромки пожара бесспорно перспективно, так как в наиболее горимых сосновых типах леса, произрастающих на сухих возвышенных местах, песчаный грунт имеется в неограниченном количестве и в непосредственной близости от огня. Было много попыток механизировать процесс подачи грунта в зону горения, но лишь в последние годы удалось найти наиболее удачную конструкцию грунтомета, выполняющего операции резания и метания.

Конструктивно грунтометы изготавливаются в двух вариантах - ручном и тракторном. Последний вариант в агрегате с трактором Т-150 может метать грунт на расстояние до 40 м и не только активно тушить пожары, но и создавать перед движущимся фронтом огня широкие заградительные полосы.

Если в зоне наземной охраны лесов, объединяющей районы интенсивного ведения лесного хозяйства, доставка сил и средств пожаротушения осуществляется только наземными техническими средствами, то в многолесных районах Севера, Сибири и Дальнего Востока транспортные и патрульные функции выполняет только авиация.

Общая площадь зоны авиационной охраны лесов достигла в 1976 г. 750 млн. га. Кроме того, авиацией охраняется 30 млн. га оленьих пастбищ (ягельников) в Якутской АССР, Хабаровском крае, Магаданской и Камчатской областях.

Авиалесоохрана, обнаружив пожар, обязана тушить его в своей зоне, оказывать помощь наземной охране лесов и осуществлять контроль за соблюдением правил пожарной безопасности в лесах.

В настоящее время авиалесоохрана арендует несколько типов летательных аппаратов: самолеты Ан-2, Ил-14, Ан-24 и др. и вертолеты: Ми-1, Ми-2, Ка-26, Ми-4, Ми-8 и Ми-6. Основной ударной силой авиалесоохраны являются парашютисты-пожарные и рабочие авиадесантных команд.

Известно, что начинающиеся пожары могут быть потушены самыми простыми средствами и способами (засыпкой землей, захлестыванием ветвями и т. и.). Потушить крупные пожары площадью в сотни и тысячи гектаров можно тяжелой техникой, способом отжига и способом искусственного вызывания осадков. Практикой установлено, что наиболее эффективным искусственным опорным рубежом для применения отжига является минерализованная полоса шириной 40-60 см.

В настоящее время наиболее перспективным для создания опорных полос оказалось применение шнуровой (шланговой) взрывчатки. Несмотря на трудоемкость операции по подноске и раскладке тяжелых бухт взрывчатки вдоль будущей трассы опорной полосы и сравнительно низкую производительность этого способа, он обладает большой «проходимостью» в условиях тайги, не доступной пока никаким другим техническим средствам.

В последние годы разработан способ создания опорной полосы из высокократной пены с помощью модернизированных ранцевых опрыскивателей. Производительность этого способа по сравнению с существующим взрывом в 8-10 раз выше при той же «проходимости». Однако огнезадерживающие свойства получаемой опорной полосы в этом случае несколько ниже, чем при взрывном способе, особенно в тех условиях, где покров и подстилка хорошо выражены. Тем не менее высокократная пена благодаря целому ряду имеющихся у нее преимуществ все шире применяется в практике наземной и особенно авиационной охраны лесов. Способ, основанный на ее применении, помимо высокой производительности, безопасен и не требует высокой квалификации оператора.

Применение вертолетов на лесоохранных работах началось в нашей стране еще в 50-е годы. За этот период было изготовлено и испытано водосливное оборудование к вертолетам Ми-4 и Ми-6 и др.

С помощью этого оборудования можно доставлять к местам лесных пожаров противопожарный инвентарь, воду и растворы огнегасящих химикатов, тушить небольшие очаги залповыми сливами и прокладывать перед кромкой пожара заградительные полосы.

Это оборудование совершенствуется путем унификации для использования его не на одном, а на нескольких типах вертолетов. Эта задача может быть решена конструированием складных резервуаров (например, брезентовых или из стекловолокна) переменной емкости с устройством для дозированной подачи расчетного количества концентрата поверхностно-активных или других химических веществ, повышающих огнегасящие свойства воды.

Способ тушения лесных пожаров с воздуха не решает проблемы борьбы с пожарами, особенно с крупными, однако существенно облегчает труд наземных команд, оставляя за ними функции дотушивания и окарауливания. При большом многообразии лесорастительных и гидрологических условий нашей страны этот способ может найти самое широкое применение.

С 1971 г. в практике авиационной охраны лесов все шире применяется принципиально новый метод тушения лесных пожаров - искусственно вызываемыми осадками из облаков. Основной упор при разработке этого метода был сделан на тушение крупных пожаров, которые другими средствами или способами не могли быть потушены.

В подавляющем большинстве случаев искусственно вызванные осадки позволяют частично или полностью локализовать пожар и высвободить значительную часть людских и материальных ресурсов, оставив необходимое количество на его дотушивание.

До сих пор совершенствование метода шло главным образом по пути создания новых видов применения существующих средств доставки реагентов в облака. В качестве технического средства доставки реагента в облака перспективно использование патрульного самолета Ан-2, являющегося базовым самолетом авиалесоохраны.

Для оперативного планирования работ по борьбе с лесными пожарами в масштабе краев, областей и республик территориальные базы авиационной охраны лесов должны располагать необходимой информацией о метеорологической и лесопожарной ситуации на всей охраняемой территории. Такую информацию стали получать с появлением искусственных спутников Земли, осуществляющих систематический обзор земной поверхности и передачу этой информации в любой пункт приема в момент прохода спутника в зоне радиовидимости.

Анализируя изображения черно-белых обзорных мелкомасштабных снимков, можно судить о динамике развития и распространения крупных лесных пожаров и более обоснованно принимать решения для их ликвидации.

Обнаружение на космическом снимке ресурсной облачности в районе пожара позволяет более эффективно использовать метод тушения искусственно вызываемыми осадками из облаков и свести до минимума холостые вылеты самолетов-зондировщиков.

Особенно ценной является информация из космоса об очагах внутримассовых и фронтальных гроз, которые в определенные периоды пожароопасного сезона являются основной причиной вспышки массовых лесных пожаров. Дополненная сообщениями наземных метеостанций, эта информация позволит планировать целевые патрульные полеты самолетов с инфракрасными приборами и обнаруживать скрытые очаги загораний от гроз в начальной стадии их развития.

Пожары от молний при сухих грозах могут быть обнаружены в тот же день, а при грозах, сопровождающихся осадками, имеют скрытый инкубационный период развития и обнаруживаются на 2-, 3-й и даже 4-й день.

Определение на космических снимках границ грозовых очагов и тщательное патрулирование этого района с применением специальной техники позволит принимать необходимые меры для предупреждения вспышки массовых лесных пожаров.

В охране лесов началом пожароопасного периода считается Дата устойчивого схода снежного покрова, соответствующая календарному сроку полного освобождения открытых участков от снега. Очевидно, что такие данные, получаемые от местных метеостанций, не отражают истинной картины снеготаяния на всей лесопокрытой территории.

В то же время на космических телевизионных снимках с достаточной для практики достоверностью можно устанавливать границу схода снежного покрова и более обоснованно планировать начало авиалесоохранных работ.

Приведенным перечнем не исчерпывается круг задач, которые решаются с помощью информации, получаемой из космоса. Одной из важнейших на ближайший период следует считать разработку более совершенного метода прогноза пожарной опасности на всей охраняемой территории, используя для этой цели изображение облачного покрова на телевизионных и инфракрасных снимках и данные о радиационной температуре подстилающей поверхности Земли, дополненные наземными измерениями основных метеорологических элементов, обусловливающих пожарную опасность в лесу.

Точный прогноз высокой пожарной опасности позволяет заблаговременно сосредоточить в угрожаемом районе необходимые силы и средства пожаротушения и тем самым предотвратить развитие крупных лесных пожаров, определяющих уровень горимости наших лесов.

Периодическое фотографирование зоны тайги из космоса на цветную и особенно спектрозональную фотопленку позволит с достаточной степенью достоверности определить размер площади лесного фонда, пройденной верховыми пожарами, которые наносят наибольший ущерб. С увеличением масштаба космических фотоснимков появится возможность следить за ходом возобновления на свежих и старых гарях и концентрированных вырубках, определять степень усыхания насаждений, пройденных пожарами или поврежденных энтомо — и фитовредителями, и следить за динамикой изменения лесного фонда в целом.

Важное значение в деле охраны лесов принадлежит деятельности по охране лесов от пожаров. Это связано с тем, что при пожаре уничтожается очень много деревьев на больших площадях. Чтобы восстановить лес, нужно затратить большое количество ресурсов и должно пройти очень много времени.

В связи с обширными лесными пожарами летом 2010 г. в ЛК РФ Федеральным законом от 29 декабря 2010 г. № 442-ФЗ "О внесении изменений в Лесной кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" были внесены значительные изменения, в первую очередь, касающиеся охраны лесов от пожаров: появилось много новых статей (например, ст. 53.1-53.8). Теперь ЛК РФ стал более детально регулировать охрану лесов от пожаров. Вся хозяйственная деятельность в лесах основывается на планировании (ст. 85 Л К РФ). Планирование распространяется и на тушение лесов от пожаров: в ЛК РФ появилась ст. 53.3 "Планы тушения лесных пожаров".

Охрана лесов, произрастающих на землях лесного фонда, землях обороны и безопасности, землях особо охраняемых природных территорий, от пожаров осуществляется в соответствии с нормами ЛК РФ, федеральных законов от 21 декабря 1994 г. № 69-ФЗ "О пожарной безопасности", от 21 декабря 1994 г. № 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" и постановлением Правительства РФ от 30 июня 2007 г. № 417 "Об утверждении Правил пожарной безопасности в лесах".

Тушение пожаров в лесах, расположенных на иных землях, осуществляется согласно двум указанным выше федеральным законам. Действие ЛК РФ на данные земли не распространяется. Скорее всего это является его недостатком.

Органы государственной власти, органы местного самоуправления в соответствии со ст. 81-84 ЛК РФ могут, если этого требует обстоятельства, ограничить пребывание граждан в лесах и въезд в них транспортных средств, проведение в лесах определенных видов работ в целях обеспечения пожарной безопасности или санитарной безопасности в лесах в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

Охрана лесов от пожаров состоит из двух основных крупных направлений: выполнения мер пожарной безопасности в лесах и тушения пожаров в лесах (ч. 1 ст. 52 ЛК РФ).

Меры пожарной безопасности в лесах осуществляются в соответствии с лесным планом субъекта РФ, лесохозяйственным регламентом лесничества, лесопарка и проектом освоения лесов.

Меры пожарной безопасности в лесах согласно ст. 53 ЛК РФ включают в себя:

  • 1) предупреждение лесных пожаров;
  • 2) мониторинг пожарной опасности в лесах и лесных пожаров;
  • 3) разработку и утверждение планов тушения лесных пожаров;
  • 4) иные меры пожарной безопасности в лесах.

Предупреждение лесных пожаров включает в себя противопожарное обустройство лесов1 и обеспечение средствами предупреждения и тушения лесных пожаров (ч. 1 ст. 53.1 ЛК РФ).

Меры противопожарного обустройства лесов включают в себя:

  • 1) строительство, реконструкцию и эксплуатацию лесных дорог, предназначенных для охраны лесов от пожаров;
  • 2) строительство, реконструкцию и эксплуатацию посадочных площадок для самолетов, вертолетов, используемых в целях проведения авиационных работ по охране и защите лесов;
  • 3) прокладку просек, противопожарных разрывов, устройство противопожарных минерализованных полос;
  • 4) строительство, реконструкцию и эксплуатацию пожарных наблюдательных пунктов (вышек, мачт, павильонов и других наблюдательных пунктов), пунктов сосредоточения противопожарного инвентаря;
  • 5) устройство пожарных водоемов и подъездов к источникам противопожарного водоснабжения;
  • 6) проведение работ по гидромелиорации;
  • 7) снижение природной пожарной опасности лесов путем регулирования породного состава лесных насаждений и проведения санитарно-оздоровительных мероприятий;
  • 8) проведение профилактического контролируемого противопожарного выжигания хвороста, лесной подстилки, сухой травы и других лесных горючих материалов;
  • 9) иные определенные Правительством РФ меры (например, эксплуатация пожарных водоемов, прочистка просек, прочистка противопожарных минерализованных полос и их обновление, установка шлагбаумов).

Если земельный участок передан в аренду либо постоянное бессрочное пользование, то эти меры осуществляются лицами, использующими леса на основании проекта освоения лесов. Противопожарные расстояния, в пределах которых осуществляются вырубка деревьев, кустарников, лиан, очистка от захламления, устанавливаются в соответствии с Федеральным законом от 22 июля 2008 г. № 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" и ЛК РФ.

Часть мер, относящихся к предупреждению лесных пожаров (например, устройство пожарных водоемов, строительство пожарных наблюдательных вышек), является фактически подготовкой к их тушению, выполнение которых позволит в будущем уменьшить их площадь (ч. 2 ст. 53.1 ЛК РФ).

Мониторинг пожарной опасности в лесах и лесных пожаров включает в себя:

  • 1) наблюдение и контроль за пожарной опасностью в лесах и лесными пожарами;
  • 2) организацию системы обнаружения и учета лесных пожаров, системы наблюдения за их развитием с использованием наземных, авиационных или космических средств;
  • 3) организацию патрулирования лесов;
  • 4) прием и учет сообщений о лесных пожарах, а также оповещение населения и противопожарных служб о пожарной опасности в лесах и лесных пожарах специализированными диспетчерскими службами (ч. 1 ст. 53.2 ЛК РФ). Информацию предоставляют в уполномоченный федеральный орган исполнительной власти уполномоченные органы исполнительной власти субъектов РФ, осуществляющие переданные им полномочия в области лесных отношений.

По результатам мониторинга пожарной опасности в лесах и лесных пожаров уполномоченный федеральный орган исполнительной власти принимает решение о маневрировании лесопожарных формирований, пожарной техники и оборудования в соответствии с межрегиональным планом маневрирования лесопожарных формирований, пожарной техники и оборудования.

Порядок осуществления мониторинга пожарной опасности в лесах и лесных пожаров, состав и форма представления данных о пожарной опасности в лесах и лесных пожарах будут в будущем установлены уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

Органы государственной власти согласно полномочиям, закрепленным в ст. 81-83 ЛК РФ, разрабатывают планы тушения лесных пожаров, устанавливающие перечень и состав лесопожарных формирований, пожарной техники и оборудования; перечень сил и средств подразделений пожарной охраны и аварийно-спасательных формирований, которые могут быть привлечены в установленном порядке к тушению лесных пожаров, и порядок привлечения этих сил; мероприятия по координации работ, связанных с тушением лесных пожаров; меры по созданию резерва пожарной техники и оборудования, противопожарного снаряжения и инвентаря, транспортных средств и горюче-смазочных материалов и иные мероприятия (ст. 53.3 ЛК РФ).

Порядок разработки и утверждения плана тушения лесных пожаров и его форма, порядок разработки сводного плана тушения лесных пожаров на территории субъекта РФ установлены постановлением Правительства РФ от 18 мая 2011 г. № 378 "Об утверждении Правил разработки сводного плана тушения лесных пожаров на территории субъекта Российской Федерации".

Единые требования к обеспечению пожарной безопасности в лесах при использовании, охране, защите, воспроизводстве лесов, осуществлении иной деятельности в лесах, а также при пребывании граждан в лесах установлены постановлением Правительства РФ от 30 июня 2007 г. № 417 "Об утверждении Правил пожарной безопасности в лесах".

В период со дня схода снежного покрова до установления устойчивой дождливой осенней погоды или образования снежного покрова в лесах запрещается (п. 8 данного Постановления):

  • а) разводить костры в хвойных молодняках, на гарях, на участках поврежденного леса, торфяниках, в местах рубок (на лесосеках), не очищенных от порубочных остатков и заготовленной древесины, в местах с подсохшей травой, а также под кронами деревьев. В других местах разведение костров допускается на площадках, отделенных противопожарной минерализованной (т.е. очищенной до минерального слоя почвы) полосой шириной не менее 0,5 м. После завершения сжигания порубочных остатков или использования с иной целью костер должен быть тщательно засыпан землей или залит водой до полного прекращения тления;
  • б) бросать горящие спички, окурки и горячую золу из курительных трубок, стекло (стеклянные бутылки, банки и др.);
  • в) употреблять при охоте пыжи из горючих или тлеющих материалов;
  • г) оставлять промасленные или пропитанные бензином, керосином или иными горючими веществами материалы (бумагу, ткань, паклю, вату и др.) в не предусмотренных специально для этого местах;
  • д) заправлять горючим топливные баки двигателей внутреннего сгорания при работе двигателя, использовать машины с неисправной системой питания двигателя, а также курить или пользоваться открытым огнем вблизи машин, заправляемых горючим;
  • е) выполнять работы с открытым огнем на торфяниках. Запрещается засорение леса бытовыми, строительными, промышленными и иными отходами и мусором.

Запрещается выжигание хвороста, лесной подстилки, сухой травы и других лесных горючих материалов на земельных участках, непосредственно примыкающих к лесам, защитным и лесным насаждениям и не отделенных противопожарной минерализованной полосой шириной не менее 0,5 м.

Требования к мерам пожарной безопасности в лесах прямо зависят от целевого назначения лесов, показателей природной пожарной опасности лесов и показателей пожарной опасности в лесах по условиям погоды. Эти показатели установлены приказом Минсельхоза России от 16 декабря 2008 г. № 532 "Об утверждении классификации природной пожарной опасности лесов и классификации пожарной опасности в лесах по условиям погоды, а также требований к мерам пожарной безопасности в лесах в зависимости от целевого назначения лесов, показателей природной пожарной опасности лесов и показателей пожарной опасности в лесах по условиям погоды". Пожарная опасность как природная, так и по условиям погоды может быть 1-го класса (очень высокая), так и 4-го класса (очень низкая), при 5-м классе пожарная опасность отсутствует. Классификация пожарной опасности в лесах по условиям погоды рассчитывается по специальной формуле в зависимости от различных факторов (температура окружающего воздуха, количества дней, когда не было дождя и др.).

Тушение лесного пожара включает в себя обследование лесного пожара, доставку людей и средств тушения лесных пожаров к месту тушения лесного пожара и обратно, локализацию лесного пожара, ликвидацию лесного пожара, наблюдение за локализованным лесным пожаром и его дотушивание, а также предотвращение возобновления лесного пожара (ч. 1ст.53.4ЛК РФ).

Лица, использующие леса, в случае обнаружения лесного пожара на соответствующем лесном участке немедленно обязаны сообщить об этом в специализированную диспетчерскую службу и принять все возможные меры по недопущению распространения лесного пожара (ч. 2 ст. 53.4 ЛК РФ). Правила тушения лесных пожаров должны быть установлены Рослесхозом.

При больших площадях лесных пожаров необходимо вводить режим чрезвычайной ситуации в лесах.

Новеллой Федерального закона от 29 декабря 2010 г. № 442-ФЗ является то, что он в ЛК РФ установил необходимость в проведении мероприятий по ликвидации чрезвычайной ситуации, возникшей вследствие лесных пожаров (ст. 53.6 ЛК РФ). Ими являются аварийно-спасательные и другие неотложные работы, проводимые при возникновении такой чрезвычайной ситуации.

Правительство РФ постановлением от 17 мая 2011 г. № 376 "О чрезвычайных ситуациях в лесах, возникших вследствие лесных пожаров" установило правила введения чрезвычайных ситуаций в лесах, возникших вследствие лесных пожаров, и порядок взаимодействия органов государственной власти, органов местного самоуправления в условиях таких чрезвычайных ситуаций.

Чрезвычайные ситуации в лесах подразделяются:

  • а) на чрезвычайную ситуацию в лесах муниципального характера, в результате которой зона чрезвычайной ситуации в лесах не выходит за пределы одного муниципального образования, при этом в лесах на указанной территории не локализованы крупные лесные пожары (площадью более 25 га в зоне наземной охраны лесов и более 200 га в зоне авиационной охраны лесов) или лесной пожар действует более двух суток;
  • б) чрезвычайную ситуацию в лесах регионального характера, в результате которой зона чрезвычайной ситуации в лесах не выходит за пределы территории одного субъекта РФ, при этом значения двух и более из следующих показателей, определяемых на конкретную календарную дату в течение периода пожарной опасности, для данного субъекта РФ на 50% или более превышают их средние значения за предыдущие пять лет на эту же календарную дату для данного субъекта РФ:
    • o количество лесных пожаров в расчете на 1 млн га площади земель лесного фонда;
    • o доля крупных лесных пожаров в общем количестве возникших лесных пожаров;
    • o средняя площадь одного пожара;
    • o доля площади, пройденной лесным пожаром, в общей площади земель лесного фонда;
  • в) чрезвычайную ситуацию в лесах межрегионального характера, в результате которой зона чрезвычайной ситуации в лесах затрагивает территории двух и более субъектов РФ, при этом на территории каждого из субъектов РФ введен режим чрезвычайной ситуации в лесах регионального характера;
  • г) чрезвычайную ситуацию в лесах федерального характера, в результате которой зона чрезвычайной ситуации в лесах затрагивает территории двух и более федеральных округов, при этом на территории каждого из федеральных округов введен режим чрезвычайной ситуации в лесах межрегионального характера.

Например, режим чрезвычайной ситуации в лесах муниципального характера вводится в следующем порядке:

  • а) при возникновении чрезвычайной ситуации в лесах муниципального характера, Минприроды России (в отношении лесов, расположенных на землях особо охраняемых природных территорий федерального значения), Минобороны России и ФСБ России (в отношении лесов, расположенных на землях обороны и безопасности) Рослесхоз (в пределах полномочий, установленных ч. 2 ст. 83 ЛК РФ), органы исполнительной власти субъектов РФ (в пределах полномочий, установленных ст. 82 и 83 ЛК РФ), а также органы местного самоуправления (в пределах полномочий, установленных ст. 84 ЛК РФ) направляют соответствующую информацию в комиссию по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности органа местного самоуправления муниципального образования, на территории которого предполагается ввести режим чрезвычайной ситуации в лесах муниципального характера, созданную в соответствии с Положением о единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, утвержденным постановлением Правительства РФ от 30 декабря 2003 г. № 794;
  • б) на основании решения вышеуказанной комиссии руководитель органа местного самоуправления муниципального образования, на территории которого предполагается ввести режим чрезвычайной ситуации в лесах муниципального характера, принимает решение о введении указанного режима.

Режим чрезвычайной ситуации в лесах регионального характера вводится в следующем порядке:

  • а) в случае возникновения чрезвычайной ситуации в лесах регионального характера уполномоченные органы направляют соответствующую информацию на рассмотрение в комиссию по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности органа исполнительной власти субъекта РФ, на территории которого предполагается ввести режим чрезвычайной ситуации в лесах регионального характера, созданную в соответствии с Положением о единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций;
  • б) на основании решения комиссии руководитель органа исполнительной власти субъекта РФ, на территории которого предполагается ввести режим чрезвычайной ситуации в лесах регионального характера, принимает решение о введении указанного режима.

Часть 3 ст. 53.6 ЛК РФ закрепляет возможность проведения сплошных и выборочных рубок (в том числе в целях создании противопожарных разрывов) без предоставления лесных участков при ликвидации чрезвычайной ситуации, возникшей вследствие лесных пожаров. Решение об осуществлении таких рубок принимают органы государственной власти или органы местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии со ст. 81-84 ЛК РФ.

Привлечение граждан, юридических лиц к осуществлению мероприятий по ликвидации чрезвычайной ситуации в лесах, возникшей вследствие лесных пожаров, осуществляется в соответствии с Федеральным законом "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера". Согласно ст. 19 данного Федерального закона граждане при необходимости должны оказывать содействие в проведении аварийно-спасательных и других неотложных работ.

Мероприятия по ликвидации последствий чрезвычайной ситуации в лесах, возникшей вследствие лесных пожаров, осуществляются в первую очередь на лесных участках, имеющих общую границу с населенными пунктами или земельными участками, на которых расположены объекты инфраструктуры (ч. 2 ст. 53.7 ЛК РФ). Граждане вправе осуществлять в первоочередном порядке заготовку древесины для собственных нужд, заготовку и сбор недревесных лесных ресурсов для собственных нужд на лесных участках, на которых осуществляется ликвидация последствий чрезвычайной ситуации в лесах, возникшей вследствие лесных пожаров, в порядке, установленном ст. 30 и 33 ЛК РФ. При размещении заказа на выполнение работ по ликвидации последствий чрезвычайной ситуации в лесах, возникшей вследствие лесных пожаров, осуществляется продажа лесных насаждений для заготовки древесины в порядке, установленном ч. 3 ст. 19 ЛК РФ. Важно, что в случае, если осуществление мероприятий по ликвидации чрезвычайной ситуации, возникшей вследствие лесных пожаров, или последствий этой чрезвычайной ситуации повлекло за собой существенное изменение обстоятельств, из которых стороны договора аренды лесного участка исходили при заключении такого договора, он может быть изменен или расторгнут в соответствии со ст. 9 ЛК РФ.

Организация охраны лесов от пожаров возложена на аппарат государственной лесной охраны, структура которого показана на рисунке 3.1. В него входят лесники, мастера леса, лесничие и их помощники, начальники ПХС, главные лесничие, директора лесхозов, ряд работников производственных лесохозяйственных объединений, Министерства лесного хозяйства Республики Беларусь, МЧС, РУП Беллесавиа. Общую координацию мероприятий по охране леса от пожаров осуществляет Министерство лесного хозяйства и областные советы народных депутатов через специальные пожарные комиссии.

Основными функциями охраны лесов от пожаров являются: 1) снижение пожарной опасности и предупреждение возникновения лесных пожаров; 2) обнаружение лесных пожаров; 3) борьба с лесными пожарами; 4) ликвидация их последствий.

3.1. Структура управления охраной лесов от пожаров

Снижение пожарной опасности лесов заключается в регулировании структуры и состава насаждений, очистке от захламленности, проведении санитарных рубок и регулировании водного режима. Предупреждение возникновения лесных пожаров направлено на уменьшение количества источников огня и предотвращение загорания от них. Основными мероприятиями в данном случае являются: проведение противопожарной пропаганды, регулирование посещаемости лесов и контроль за соблюдением ППБ.

Ограничение распространения пожара по площади достигается созданием противопожарных барьеров, разделяющих лесные площади на изолированные блоки.

Обнаружение лесных пожаров заключается в установлении факта и места их возникновения путем наблюдения за территорией лесного фонда с фиксированных пунктов, наземного или воздушного патрулирования.

Тушение лесных пожаров направлено на прекращение горения, ликвидацию очагов загорания на охраняемой площади и окарауливания потушенного пожара с целью предупреждения повторного его возникновения от скрытых очагов.

Обслуживание лесных пожаров заключается в распределении сил и средств пожаротушения, окарауливании и доставке сил и средств к местам пожаров и обратно.

Ликвидация последствий лесных пожаров заключается в обследовании горельников и оценке потерь от пожаров, использовании древесных и не древесных ресурсов, предотвращении эрозионных процессов, улучшении санитарного состояния горельников.

В условиях чрезвычайной пожарной опасности и горимости лесов, когда пожары принимают характер стихийного бедствия, на помощь лесной охране привлекаются персонал и техника местных предприятий, формирования гражданской обороны, Министерства по чрезвычайным ситуациям, воинские части, местное население. Для централизованного руководства работой всех подразделений при пожарных комиссиях создаются оперативные штабы из работников исполнительных комитетов, органов лесной охраны и МЧС. Они осуществляют мобилизацию необходимого количества ресурсов для ликвидации лесных пожаров, организуют их доставку к местам непосредственного выполнения работ по борьбе с огнем, разрабатывают планы тушения крупных лесных пожаров и обеспечивают их выполнение. Организационная структура системы охраны лесов от пожаров на рис. 3.2. В нее входят регулярные и внештатные формирования и ресурсы. В условиях чрезвычайной горимости лесов количество внештатных ресурсов, привлекаемых к тушению может превышать количество регулярных.

Рис. 3.2. Организационная структура системы охраны лесов от пожаров

Основными мероприятиями, направленными на предупреждение возникновения лесных пожаров являются: проведение лесопожарной пропаганды среди населения, регулирование посещаемости лесов, контроль за выполнением требований пожарной безопасности. Снижение пожарной опасности лесов достигается регулированием состава древостоев, очисткой леса от захламленности, проведением санитарных рубок, регулированием водного режима и другими лесохозяйственными мероприятиями.

Предупреждение распространения лесных пожаров обеспечивается проведением противопожарного устройства и своевременным уходом за противопожарными барьерами, в качестве которых могут использоваться естественные и искусственные преграды реки, озера, дороги, линии электропередач и др.

Обнаружение лесных пожаров, осуществляется при наземном, воздушном и аэрокосмическом патрулировании, посетителями леса – местным населением, туристами.

Комплекс мероприятий по охране лесов от пожаров направлен на предупреждение возникновения и распространения их по территории лесного фонда, снижение пожарной опасности и повышение пожароустойчивости, своевременное обнаружение и ликвидацию возникших пожаров и их последствий.

К основным мероприятиям, направленным на предупреждение возникновения лесных пожаров относятся: проведение лесопожарной пропаганды среди населения, регулирование посещаемости лесов и контроль за выполнением требований правил пожарной безопасности. Снижение пожарной опасности лесов достигается регулированием состава древостоев, очисткой леса от захламленности, проведением санитарных рубок, регулированием водного режима и другими лесохозяйственными мероприятиями.