Значение законодательных актов их виды. Мемуары и их значение и особенности

Документы советских организаций освещают всесторон­нюю деятельность органов Советской власти как органов госу­дарственного управления и как массовых организаций трудя­щихся.

Сфера деятельности Советского государства значительно шире буржуазного, так как деятельность последнего направлена главным образом на охрану интересов эксплуататорских клас­сов, а Советское государство осуществляет великие цели комму­нистического строительства и охрану завоеваний трудящихся.

Советское государство сосредоточивает в своих руках не только административное управление, внешнюю политику и оборону страны. Оно также осуществляет управление всем хо­зяйственным и социально-культурным строительством: промыш­ленностью, транспортом и связью, банками, финансами к кредитом, эксплуатацией национализированной земли и разра­боткой земных недр. Советское государство осуществляет в масштабе всей страны производство, учет и распределение продуктов производства всей промышленности и значительной части сельского хозяйства. Оно руководит всей системой народ­ного образования, подготовкой кадров, здравоохранением, дея­тельностью всех научных учреждений, социально-бытовым строи­тельством, культурными и зрелищными предприятиями, обеспе­чивает развитие всех областей культуры и искусства.

В то же время Советы в своей деятельности опираются на чрезвычайно широкие демократические основы как при их фор­мировании, так и в осуществлении функций управления госу­дарством. Советы вовлекают в свою работу наиболее активные слои населения через различного рода секции, депутатские груп­пы, комиссии и т. п.

Документы органов Советской власти можно разделить на две основные группы: первая - законодательные акты и поста­новления Советского правительства и вторая - документы выс­ших, республиканских и местных советских организаций, отра­жающие повседневную работу Советов.

Особое значение среди документов органов Советской вла­сти имеют законодательные акты и постановления исполнитель­ных органов, поскольку они составляют правовую основу советского общества, регулируют и направляют всю повседнев­ную работу советских и общественных организаций. Поэтому эти источники нормативного характера, представленные в зна­чительном количестве, требуют специального изучения.



Законодательные акты являются общеобязательными пра­вилами (нормами), издаваемыми высшими органами государ­ственной власти. Высшие органы государственного управления издают свои постановления и распоряжения на основе и во ис­полнение законов и осуществляют проверку их исполнения.

В. И. Ленин указывал, что закон есть «выражение воли клас­сов, которые одержали победу и держат в своих руках государ­ственную власть» . «Закон, - писал В. И. Ленин, - есть мера политическая, есть политика» .

Являясь частью надстройки, законодательные акты, как и всякая надстройка, играют активную роль, помогая базису дан­ной социально-экономической формации утверждаться, укреп­ляться и развиваться. Правильное понимание происхождения законодательных источников, их классовой сущности является исходным моментом в работе над данным видом исторических источников.

Законодательные источники Советского государства корен­ным образом отличны от законодательных источников капитали­стических, феодальных и других государств. Основная цель за­конодательных источников советской эпохи - решать великие задачи строительства коммунизма. В них находят свое отраже­ние выдающаяся роль Коммунистической партии как руководя­щей и направляющей силы советского общества, ленинская национальная политика дружбы и братства народов.

Особенностью советских законодательных источников яв­ляется то, что они основаны на изучении объективных законов развития советского общества, действие которых Советская власть учитывает и использует в своей повседневной практиче­ской работе. Законодательные источники покоятся на строго научных основах. Большое познавательное значение законода­тельных актов и постановлений Советского правительства, их всеобъемлющий характер делают эти источники важнейшими по истории советского общества. Изучение законодательных источ­ников требует применения определенных приемов и методов их. анализа, позволяющих наиболее полно и глубоко раскрыть их содержание.

Изучение законодательных актов и постановлений Совет­ского правительства складывается из следующих основных эле­ментов: 1) законодательной инициативы (в том числе из ини­циативного документа, который положил начало прохождению- данного источника), 2) процесса разработки законопроекта, 3) обсуждения законопроекта и 4) разработки окончательного проекта, его обсуждения высшими органами государственной власти, утверждения и опубликования.

Советские законодательные источники являются классической документацией в отношении порядка их разработки, прохожде­ния и утверждения. Специфическая черта советских законода­тельных актов - широкая, подлинно демократическая основа разработки и обсуждения законопроектов и важнейших прави­тельственных документов, особенно тех, которые затрагивают жизненные интересы как государства в целом, так и всего совет­ского народа. Поэтому изучение законодательных источников без привлечения материалов, освещающих их происхождение, не­полноценно и не может обеспечить их подлинно научный анализ.

В то же время важнейшие законодательные акты являются объектом специального исследования историков. Так, в течение многих лет изучаются такие законодательные акты, как основ­ные законы республики - конституции. Типичным для имею­щихся исследований о конституциях является широкое привле­чение и тщательное исследование прежде всего материалов, ка­сающихся происхождения конституций .

В фондах государственных архивов хранятся многочислен­ные документы, касающиеся разработки и прохождения законо­дательных актов и постановлений Советского правительства. Историк обязан произвести необходимые поиски их в архивных фондах для того, чтобы суметь раскрыть причины, которые по­влекли соответствующие изменения в окончательном тексте за­конодательного источника.

Вся предыдущая работа необходима для того, чтобы глубоко и всесторонне изучить содержание самого законодательного акта. В конечном счете вся деятельность Советского государства проходила на основании их опубликованных текстов. Поэтому результатом всякой работы является тщательное изучение зако­нодательного акта. Неправомерно было бы изучить законода­тельный акт только по архивному экземпляру, т. е. по подлин­нику, хотя изучение его представляет большой интерес. Историк обязан привлекать к исследованию текст действовавшего за­кона, на основе которого происходила государственная работа. Таким текстом является публикация законодательного акта и постановления правительства в официальных государственных изданиях Официальные публикации законодательных актов и постановлений правительства принято считать подлинниками, и поэтому всю работу по их изучению можно проводить по этим публикациям. Более того, все ссылки должны производиться на их официальные публикации. Архивные подлинники законо­дательных актов и постановлений правительства могут привле­каться в случаях, когда обнаружены разночтения между архив­ным экземпляром и публикацией.

При изучении содержания законодательного акта необхо­димо установить его связь с предшествовавшим законодатель­ством и с другими связанными с ним законодательными актами. Таким путем можно установить, что нового по сравнению с пре­дыдущими законодательными актами он вносит, его отличие в вопросе об установлении новых порядков и норм и место дан­ного закона в общей системе правовых установлений Советского государства.

Законодательные акты, как правило, имеют следующие ос­новные части: наадание, в котором указан вид законодательного акта, кем он издан и краткую, предельно обобщенную форму­лировку основного содержания его; преамбулу, или введение, в котором указаны причины его издания; "Тгазта^жтТГ"даТшого за­конодательного акта. После мотивировочной части следует фор­мулировка новых правовых норм, положений или обязательств, затем приводятся статьи, устанавливающие порядок проведения этих правовых норм, и перечисляются государственные органы и учреждения, на которые возлагается их осуществление. В за­ключение в законодательном акте указываются законы и поста­новления, которые отменяются или признаются устаревшими, и, наконец, указывается порядок вступления в силу закона, а так­же дата принятия законодательного акта.

В постановлениях Советского правительства названия обыч­но содержат те же элементы, что и в законодательном акте. В начале постановления следует констатирующая часть, в кото­рой даются обстановка и причины издания постановления, в ряде случаев указываются законодательные акты, в исполнение которых принято данное постановление. Если постановление но­сит характер распоряжения, то констатирующей части может и не быть. После этого следуют статьи постановления, в котором указываются распоряжения"правительства, устанавливаются но­вые порядки в осуществлении правовых норм, а также ответ­ственные исполнители и порядок проверки исполнения. Обычно в постановлениях даются указания на те постановления и рас­поряжения правительства, которые отменяются, признаются устаревшими или поглощаются данным постановлением, а так­же на порядок вступления в силу постановления.

Все составные части законодательных источников тесно свя­заны друг с другом и должны изучаться в совокупности.

Следует отметить одну специфическую особенность советских законодательных источников, которая отличает их от законода­тельства буржуазных государств. В феодальных, буржуазных государствах законодатель стремится истинную классовую сущ­ность законодательства прикрыть видимостью надклассовое™ государства и его законов. Чтобы вскрыть классовый характер такого рода законодательных источников, необходимо произве­сти тщательный источниковедческий критический анализ зако­нодательных мероприятий, показать их смысл и значение как за­конов, принятых в интересах господствующих эксплуататорских классов.

Советские законодательные источники имеют ярко выражен­ный классовый характер. В них прямо указывается, что они направлены на защиту интересов трудящихся масс, против, эксплуататорских элементов. Законодательные источники на­правлены на обеспечение построения в стране социализма и после полной победы социализма - на дальнейшее развертыва­ние коммунистического строительства. Эта специфика совет­ского законодательства должна быть полностью раскрыта исто­риком.

В различные исторические периоды советским законодатель­ным актам и постановлениям правительства свойственны свои особенности и свои специфические задачи. Поэтому необходимо рассматривать конкретные проблемы их источниковедческого анализа в связи с изучением законодательных источников опре­деленных периодов. С этой целью можно выделить следующие- два основных периода: первый - период строительства социа­лизма до принятия Конституции СССР 1936 г., когда изме­нился и характер, и порядок принятия законодательных источ­ников, произошли существенные изменения и в самих законода-

тельных источниках; второй - период победившего социализма от принятия Конституции СССР 1936 г., включая период пере­хода СССР к строительству коммунистического общества.

По юридической силе все нормативно-правовые акты подразделяются на две большие группы: законы и подзаконные акты.

Подзаконные акты могут быть подразделены на виды по юридической силе.

Обычно выделяют следующие виды подзаконных актов:

– указы и распоряжения Президента;

– постановления и распоряжения Правительства – акты исполнительного органа государства по вопросам, отнесенным к его компетенции;

– акты отдельных ведомств, министерств, комитетов, под которыми понимаются приказы, инструкции, положения, принимаемые в пределах компетенции данных исполнительных органов;

– акты местных органов власти и управления в форме решений, распоряжений, постановлений;

– локальные нормативные акты – это нормативные предписания в форме приказов, распоряжений, положений, правил, принятые на уровне конкретного предприятия, учреждения или организации.

Конституция Российской Федерации и федеральные законы имеют верховенство на всей территории Российской Федерации.

Помимо этого, иерархический структурный ряд состоит из четырех элементов:

Федеральные законы;

Указы Президента РФ;

Нормативные правовые акты федеральных министерств, иных федеральных органов исполнительной власти.

По вопросам совместного ведения РФ и ее субъектов образуется иерархический структурный ряд, состоящий из восьми элементов:

Федеральные законы;

Указы Президента РФ;

Постановления Правительства РФ;

Законы субъектов РФ;

Нормативные правовые акты федеральных министерств, иных федеральных органов исполнительной власти;

Нормативные акты органов исполнительной власти субъектов РФ;

Нормативные акты органов местного самоуправления;

2. Постановления министерств РФ, Постановления министерств СССР, Постановления Главного врача РФ, Приказы Министерств РФ, Письма Министерств РФ

3. Акты муниципалитета

Указы Президиума ВС СССР по юридической силе находятся вне иерархии, так как нормативные постановления ВС РФ и ВАС РФ содержат нормы по толкованию других действующих норм.

По юридической силе все нормативные акты подразделяются на две большие группы: законы и подзаконные акты.

Виды законов:

1) Конституция (закон законов) - основополагающий учредительный политико-правовой акт, закрепляющий конституционный строй, права и свободы человека и гражданина, определяющий форму правления и государственного устройства, учреждающий федеральные органы государственной власти;

2) федеральные конституционные законы - принимаются по вопросам, предусмотренным и органически связанным с Конституцией РФ (например, федеральные конституционные законы об арбитражных судах, о военных судах, о Конституционном Суде РФ, о судебной системе, о референдуме, о Правительстве России и т.п.);

3) федеральные законы - это акты текущего законодательства, посвященные различным сторонам социально-экономической, политической и духовной жизни общества (например, Гражданский кодекс РФ, Уголовный кодекс РФ, Семейный кодекс РФ и пр.);

4) законы субъектов Федерации - издаются их представительными органами и действие их распространяется только на соответствующую территорию (например, закон Саратовской области о муниципальной службе в Саратовской области, о социальных гарантиях и т.п.).

Виды подзаконных актов:

1) указы Президента РФ - высшие по юридической силе подзаконные нормативные акты;

2) постановления Правительства РФ - акты исполнительного органа государства, наделенного широкой компетенцией по управлению общественными процессами;

3) приказы, инструкции, положения министерств, ведомств, государственных комитетов регулируют, как правило, общественные отношения, находящиеся в пределах компетенции данной исполнительной структуры;

4) решения и постановления местных органов государственной власти;

5) решения, распоряжения, постановления местных органов государственного управления;

6) нормативные акты муниципальных органов;

7) локальные нормативные акты - это нормативные предписания, принятые на уровне конкретного предприятия, учреждения и организации (например, правила внутреннего трудового распорядка).

В зависимости от особенностей правового положения субъекта правотворчества все нормативные акты подразделяются на:

Нормативные акты государственных органов;

Нормативные акты иных социальных структур (муниципальных органов, профсоюзов, акционерных обществ, товариществ и т.п.);

Нормативные акты совместного характера (государственных органов и иных социальных структур);

Нормативные акты, принятые на референдуме.

Добрый день!

Нормативные правовые акты весьма многочисленны и многообразны, в связи чем их можно классифицировать по различным основаниям.

По юридической силе нормативные акты подразделяются на:

законы (федеральные конституционные законы, федеральные законы и законы субъектов РФ);

подзаконные акты (указы Президента РФ, имеющие нормативный характер, постановления Правительства РФ, межведомственные нормативные акты Министерства труда и социального развития, других министерств и ведомств, нормативные акты исполнительных органов власти субъектов России).

В то же время по органам, их издающим, выделяют две группы нормативных правовых актов:

акты органов представительной власти (законы и постановления);

акты органов исполнительной власти (указы, постановления, распоряжения, положения, правила, указания, приказы и т.д.).

Нормативно-правовые акты, не утратившие силу, на территории Российской Федерации до принятия соответствующих законодательных актов применяются нормы бывшего Союза ССР в части, НЕ противоречащей Конституции и законодательству РФ, а также международным соглашениям (договорам) с участием Российской Федерации.

Если представить подзаконные правовые акты в виде иерархической лестницы, то приказы находятся на нижней ступени, после указов Президента, постановлений и распоряжений Правительства. Самой высшей инстанцией судебной власти является Конституционный Суд РФ.

Если говорить о приказах Министерств, то несмотря на «подчиненность» приказов актам, имеющим более высокую юридическую силу, значение приказов различных министерств и ведомств в процессе правового регулирования общественных правоотношений очень велико, поскольку они регламентируют как тот или иной закон, постановление и должны исполняться на практике.

Постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации, зарегистрированные Министерством юстиции РФ также обязательны для исполнения, как и приказы министерств.

Что касается Указов Президиума ВС СССР, то Государственная власть в России осуществляется на основе разделения на законодательную, ис­полнительную и судебную (ст. 10 Конституции РФ). Соответственно выделяются органы государст­венной власти - законодательные, исполнительные, судебные, которые самостоятельны в своей по­вседневной деятельности.

Система Российского Законодательства:

Законодательство РФ представляет собой иерархическую систему законодательных актов, действующих на территории России.

Формально Российское Законодательство возглавляет Конституция РФ - основной закон, имеющий наивысшую юридическую силу, соответствовать которому должны все принимаемые нормативно-правовые акты.

Нормативно-правовые акты имеют различную юридическую силу, которая определяется их положением в иерархической системе законодательства, и делятся на:

законы и подзаконные акты (по горизонтальным связям иерархии),

федеральные и принимаемые субъектами РФ (по вертикальным связям иерархии).

Иерархия законов определяется Конституцией и выглядит следующим образом (по убыванию юридической силы):

федеральные конституционные законы,

федеральные законы (включая кодексы),

законы субъектов РФ.

Например, в случае противоречия между каким-либо региональным правовым актом и федеральным законом будет действовать федеральный закон, как имеющий большую юридическую силу (за исключением случая, указанного в ч.6 ст. 76 Конституции РФ).

Кодексы РФ также относятся к Федеральным Законам. Они содержат правовые нормы, регулирующие целые отрасли права. По сути кодекс позволяет свести множество правовых актов в один.

На основе законов в целях их исполнения и конкретизации органами государственной власти издаются подзаконные акты, которые также имеют иерархическую структуру.

К ним относятся акты:

Президента РФ (указы, распоряжения),

правительства (постановления, распоряжения),

федеральных органов исполнительной власти (приказы, инструкции),

субъектов Российской Федерации.

Федеральный конституционный закон, федеральный закон, постановление Правительства РФ, Указы ВС СССР, постановления министерств РФ, постановления министерств СССР, письма и постановления министерств.

Текущее законодательство РФ принимается на основе Конституции РФ и включает в себя (виды нормативно-правовых актов расположены в порядке убывания юридической силы):

основы законодательства,

Например, Основы жилищного законодательства.

Объединяют и систематизируют нормы отдельной отрасли права.

Например, Гражданский кодекс, Жилищный кодекс, Семейный кодекс.

В кодексе нормы расположены в строго определенном порядке - вначале (Общая часть кодекса) расположены общие положения, лежащие в основе правовых отношений, затем (Особенная часть кодекса) раскрываются содержание этих отношений и их правовые последствия.

Устанавливают, изменяют или отменяют нормы права, т.е. общеобязательные правила поведения.

Например, Закон РФ "Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан".

указы и распоряжения Президента РФ,

Указ - уступает по юридической силе закону, но обладает верховенством по отношению к другим актам исполнительной власти. Указы Президента РФ не должны противоречить законам РФ.

Указ может быть нормативным, т.е. содержать общеобязательные правила поведения, и ненормативным (например, о награждении какого-либо лица).

Например, Указ Президента РФ "О президентской программе "Дети России" на 1998 - 2000 годы" - нормативный указ.

постановления и распоряжения Правительства РФ,

Постановления Правительства РФ - так называемые подзаконные нормативные акты, уступают по юридической силе актам Президента РФ, обязательны для исполнения всеми органами исполнительной власти.

Распоряжения Правительства РФ - не имеют нормативного характера, принимаются по оперативным вопросам.

акты министерств и ведомств,

Иначе называемые - ведомственные акты - подзаконные акты: постановления, инструктивные письма, инструкции, приказы, указания, разъяснения, распоряжения - могут быть нормативными и ненормативными (например, о составе какого-либо комитета). Издаются на основе законов, указов Президента и актов Правительства. Применяются в определенной отрасли или сфере деятельности.

Например, "Положение о медицинском освидетельствовании гражданина(ки), желающего стать усыновителем, опекуном (попечителем) или приемным родителем", утверждено приказом Министерства здравоохранения РФ от 10.09.96 N 332.

акты субъектов Российской Федерации,

Акты представительных (законодательных) органов государственной власти субъектов Федерации образуют региональное законодательство. Принимаются эти акты по широкому кругу вопросов - например, приватизации, бюджете, инвестициях, малом предпринимательстве, занятости населения и т.д. и др.

Например, Закон Московской области "О порядке и условиях вступления в брак на территории Московской области лиц, не достигших возраста шестнадцати лет".

акты органов местного самоуправления.

Акты органов местного самоуправления отражают местную специфику и обязательны для исполнения в данной местности.

Законодательные акты и подзаконные акты

По юридической значимости нормативно-правовые акты распределяются: Постановления Правительства РФ, Постановления министерств РФ, Постановления министерств СССР, Постановления Главного врача РФ, Приказы Министерств РФ, Письма Министерств РФ, Акты муниципалитета

В современном российском праве существует строгая иерархия правовых актов по их юридической силе. При этом существует как вертикальное направление, так и горизонтальное.

Вертикальное - распространение правовых норм от Конституции РФ до актов отдельных ведомств. При этом в вертикальной иерархии законодательство делится на федеральное, то есть применяемое на всей территории России, и региональное, то есть действующее в пределах субъектов РФ.

Горизонтальное - это акты равной юридической силы, но имеющие силу в определённых обстоятельствах. Например, законодательные акты субъектов РФ имеют равную юридическую силу, но действуют исключительно в пределах своего региона; другая ситуация - когда из двух нормативных правовых актов, обладающих равной юридической силой (например, федеральные законы) один признаётся преобладающим в отдельной сфере государственного регулирования или по отдельным вопросам, при рассмотрении судебных споров, основанных на противоречии правовых норм общего и отраслевого законодательства.

Конституция Республики Беларусь, настоящий Кодекс и законы Республики Беларусь, декреты и указы Президента Республики Беларусь (Ст. 1 Гражданского процессуального кодекса Республики Беларусь)


Смотреть значение Законодательные Акты в других словарях

Акты Мн. — 1. Ученые труды, записки, журналы, издававшиеся научными учреждениями (в Российском государстве до 1917 г.).
Толковый словарь Ефремовой

Акты Гражданского Состояния — - 1) основные события в жизни человека, подлежащие обязательной регистрации в государственных органах записи А. г. с., с которыми
закон связывает возникновение,
........
Экономический словарь

Акты О Труде Нориативные Локальные — нормативные правовые акты, принимаемые руководителем компании, фирмы с участием работников или их представителей. Локальные нормативные акты о труде регулируют трудовые........
Экономический словарь

Законодательные Декреты — - в Италии, Испании и некоторых других государствах - название актов правительства (
президента), имеющих силу
закона, издаваемых
правительством (президентом)........
Экономический словарь

Законодательные Ограничения — правительственные решения, направленные на
ограничение конкуренции,
наряду с экономическими. Образуют барьеры для конкуренции, например
патенты,
ограничения........
Экономический словарь

Законодательные Органы — высшие органы государственной власти, обладающие правом и уполномоченные принимать законы.
Экономический словарь

Законодательные Положения О Разделении Города На Зоны — Постановления
муниципалитета о разделении города на административные зоны (
округа) и установлении границ этих зон. Такое
разделение вводится для облегчения........
Экономический словарь

Локальные Нормативные Акты О Труде — См. Акты о труде нормативные локальные
Экономический словарь

Незаконные Акты Против Безопасности Гражданской Авиации — -
действия, угрожающие безопасности воздушных судов. Согласно
Конвенции о борьбе с незаконными актами, направленными против безопасности гражданской авиации........
Экономический словарь

Нормативные Акты, Регулирующие Трудовые Отношения В Российской Федерации — - принципиальные вопросы трудовых отношений определены Конституцией РФ 1993 г. В соответствии со ст. 37 Конституции РФ
труд свободен. Каждый имеет
право свободно........
Экономический словарь

Органы Законодательные — органы государства, имеющие право разрабатывать, рассматривать и принимать законы.
Экономический словарь

Акты Гражданского Состояния — факты юридические (рождение, смерть,заключение и расторжение брака, перемена имени, отчества и фамилии),которые подлежат регистрации в установленных законом органах (в мэрии,загсах и т. п.).
Большой энциклопедический словарь

Акты Исторические — документы правового характера (договорные, договорно-законодательные, договорно-распорядительные и др.), один из видов исторических источников. Классифицируются специалистами........
Исторический словарь

Акты Мучеников — (лат. acta martyrum) или акты святых (acta sanctorum), наименование сборников древнейших известий о мучениках. Различаются два типа подобных актов. Первый тип представлен официальными........
Исторический словарь

Акты Святых — см. акты мучеников.
Исторический словарь

"акты Южной И Западной России — "Акты, относящиеся к истории Юж. и Зап. России, собранные и изданные Археографич. комис- сиею" (АЮЗР), - собрание документов по истории Украины, Белоруссии и России 14-17 вв.........

Акты — исторические - документы, в к-рых в форме определенных юридич. норм зафиксированы экономич. или политич. сделки, договоры между частными лицами; частным (юридич. или физич.)........
Советская историческая энциклопедия

акты Археографической Экспедиции — "Акты, собранные в библиотеках и архивах Рос- сийской империи Археографич. экспедициею имп. Академии наук" (ААЭ), - серия док-тов по истории России, изд. Археографической........
Советская историческая энциклопедия

Акты Виленской Археографической Комиссии — (АВАК) - серия док-тов по социально-экономич. и политич. истории Белоруссии и Литвы 14-19 вв. (т. 1-39, Вильна, 1865-1915). Документы подобраны и классифицированы по формальному признаку.........
Советская историческая энциклопедия

акты Гражданской Расправы — "Акты, относящиеся до граждан- ской расправы Древней России" (АГР), - собрание рус. юридич. актов 15-17 вв., подготовленное к печати А. Федотовым-Чеховским (т. 1-2, К., 1860-63). Под........
Советская историческая энциклопедия

акты Западной России — "Акты, относящиеся к истории Зап. России, собранные и изданные Археографич. комиссией" (АЗР), - публикация док-тов, охватывающая периоде 1340 по 1699 (5 тт., СПБ, 1846-53). Том 1-й охватывает........
Советская историческая энциклопедия

акты Исторические — ", собранные и издан- ные Археографич. комиссией" (АИ), - серия док-тов по истории России, изданная Археографической комиссией (т. 1-5, СПБ, 1841-43): т. 1-й охватывает 1334-1598, 2-й -........
Советская историческая энциклопедия

акты Кавказской Археографической Комиссии — "Акты, собранные Кавказской Архео- графич. комиссией" (АКАК), - серия документов по истории Кавказа с 10 в. по 1862, издававшаяся по инициативе русских властей. Состоит из........
Советская историческая энциклопедия

акты Калачова — см. "Акты юридического быта".
Советская историческая энциклопедия

акты Московского Государства — (АМГ) - публикация документов по политич. и воен. истории России, изданная АН под ред. Н. А. Попова и Д. Я. Самоквасова (т. 1-3, СПБ, 1890-1901). Т. 1-й охватывает 1571-1634, т. 2-й - 1635-59, т.........
Советская историческая энциклопедия

акты Социально-экономической Истории Северо-восточной Руси Конца Xiv - Начала Xvi Вв. — (АСЭИ) - изданы Ин-том истории АН СССР (т. 1-2, М., 1952-58). Их выпуск завершит публикацию всех выявленных и ранее опубликованных актов с конца 14 в. по 1505. Часть актов, не вошедших........
Советская историческая энциклопедия

акты Тургенева — "Акты исторические, относящиеся к России, извлеченные из иност- ранных архивов и библиотек... А. И. Тургеневым" ("Historica Russiae Monumenta ex antiquis exterarum gentium archivis et bibliothecis deprompta ab A. I.........
Советская историческая энциклопедия

акты Феодального Землевладения И Хозяйства — (АФЗИХ) - изданы Ин-том истории АН СССР (ч. 1-3, М., 1951-61). В 1-й ч. полностью опубликована первая (основная) часть древнейшей копийной книги моск. митрополичьей кафедры, содержащая........
Советская историческая энциклопедия

акты Хозяйства Боярина Б. И. Морозова — издание АН СССР сохранившейся части вотчинного архива крупного феодала-землевладельца 17 в. Б. И. Морозова; важный источник по социально-экономич. истории СССР (ч. 1-2,........
Советская историческая энциклопедия

акты Юридические — ", или собрание форм старинного делопроизводства" (АЮ), - сборник рус. частных актов 15 - нач. 18 вв. (СПБ, 1838). В АЮ опубликованы купчие, меновные, данные, вкладные, духовные........
Советская историческая энциклопедия

Нормативный акт — это официальный документ правотворческого органа, в котором содержатся правовые нормы.

Нормативные акты создаются в основном государственными органами, имеющими право принимать нормативные решения по тем вопросам, которые переданы им для разрешения. При этом они выражают волю государства. Отсюда проистекает их властность, официальность, авторитарность, обязательность.

Нормативные акты характеризуются следующими признаками.

Во-первых, они имеют правотворческий характер: в них нормы права либо устанавливаются , либо изменяются , либо отменяются. Нормативные акты — это носители, хранилища, жилища правовых норм, из них мы черпаем знания о правовых нормах.

Во-вторых, нормативные акты должны издаваться только в пределах компетенции правотворческого органа, иначе по одному и тому же вопросу в государстве будет существовать несколько нормативных решений, между которыми возможны противоречия.

В-третьих, нормативные акты всегда облекаются в документальную форму и должны иметь следующие реквизиты: вид нормативного акта, его наименование, орган, его принявший, дату, место принятия акта, номер. Письменная форма способствует достижению единообразного понимания требований юридических норм, что очень важно, поскольку за их неисполнение возможно применение санкций.

В-четвертых, каждый нормативный акт должен соответствовать Конституции РФ и не противоречить тем нормативным актам, которые имеют по сравнению с ним большую юридическую силу.

В-пятых, все нормативные акты обязательно подлежат доведению до сведения граждан и организаций , т. е. опубликованию, и лишь только после этого государство имеет право требовать их неукоснительного исполнения исходя из презумпции знания закона и налагать санкции.

Требования, предъявляемые к нормативным актам

1. Чтобы иметь большую регулирующую силу, нормативные акты должны быть качественными. Этого можно достигнуть, если они будут не представлять собой плод фантазии или желаемого правотворческих субъектов, а отражать объективную реальность. В принципе данное требование носит более общий характер и относится к правовым нормам в целом, но именно при принятии правовых актов возможность принятия волюнтаристских решений становится наиболее очевидной.

Однако свобода законодателя в принятии тех или иных решений не безгранична. Выше уже говорилось об объективной обусловленности права общественными отношениями. В том случае, если принятые нормативные правовые акты будут противоречить объективной действительности, содержащиеся в них нормы как минимум станут «мертвыми», не применяющимися на практике. В случае же острого противоречия принятие такого акта чревато социальными потрясениями. Любые, даже очень хорошие идеи не могут быть претворены в жизнь с помощью нормативных актов, если общество до них не «дозрело», если нет необходимых условий. В качестве примера можно привести Федеральный закон 2005 г. «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации», которым введена пропорциональная избирательная система, т. е. представительства в парламенте партий, при отсутствии развитой и сбалансированной партийной системы в России.

2. Нормативные акты должны иметь структуру , а не представлять хаотичный набор нормативных положений. Как правило, нормативный акт имеет вводную часть, называемую преамбулой. В ней излагаются цели и задачи нормативного акта, характеризуется общественно-политическая обстановка, существующая в момент его принятия. Первые статьи нормативного акта могут быть посвящены определению терминологии, используемой в дальнейшем. Затем построение нормативного акта может укладываться в следующую схему: субъекты правоотношений (например, налогоплательщики и финансовые органы), объекты (получаемый доход), права и обязанности (обязанность уплатить налоги, право проверить точность их уплаты и др.), льготы, меры поощрения (например, освобождение от единого социального налога образовательных учреждений) и санкции (за уклонение от уплаты налогов штраф в размере 20% неуплаченной суммы). Такой порядок компоновки нормативного материала используется в некодифицированных актах, наличие которых присуще «молодым», недавно появившимся отраслям права. «Старые» отрасли права, как правило, кодифицированы. Кодексы же имеют более сложное строение.

3. Нормативные акты должны быть доступными для понимания гражданами. Причем здесь законодатель должен ориентироваться не на интеллектуалов, а на людей среднего или даже ниже среднего интеллектуального уровня. Нормативные акты должны излагаться простым, ясным языком, отличаться строгостью стиля, соответствовать законам формальной логики, а также не носить слишком абстрактного характера, но одновременно и не увязать в деталях. В них не должно быть сложных юридических терминов.

Нормативные акты при разумном и умелом их составлении — могучее орудие преобразования общества. Однако очень многое зависит от их разработчиков, которые должны максимально учитывать объективные реалии и напрочь отбрасывать свои личные пристрастия. Если печать субъективизма будет неумеренно яркой, то нормативные акты могут стать орудием причинения вреда народу. Например, издание в 1991 г. Указа Президента РФ, разрешающего свободу торговли, преследовало благородную цель: раскрепостить граждан в сфере обмена. Но непродуманность в организации его исполнения повлекла нежелательные последствия: антисанитарию на территориях городов, всплеск инфекционных заболеваний и др. Поэтому крайне важной является разработка руководства но подготовке нормативных актов (закона о подготовке нормативных актов).

Виды нормативных актов

Нормативные акты в зависимости от их юридической силы можно разделить на несколько уровней. Однако выделяются две большие группы: и . Очень часто используется термин «законодательство». В это понятие входят все нормативные акты, изданные федеральными и региональными органами государства. Такое терминологическое наименование оправданно потому, что основу целостной системы нормативных актов образуют именно законы.

Перечислим и кратко охарактеризуем основные виды нормативных актов (рис. 1).

Законы — это нормативные акты, принятые в особом порядке органами законодательной власти, регулирующие важнейшие общественные отношения и обладающие высшей юридической силой.

Законы — это наиболее значительный вид нормативных актов.

Во-первых, законы могут приниматься только одним органом — парламентом, которому принадлежит законодательная власть в стране. Так, в США федеральные законы принимаются Конгрессом США, в России — Государственной Думой РФ.

Во-вторых, законы принимаются в особом порядке, который называется законодательной процедурой.

В-третьих, законы регулируют наиболее важные отношения в обществе. В одних странах установлен строгий перечень вопросов, которые подлежат урегулированию именно с помощью закона. В других государствах, например в России, такого перечня нет, поэтому Федеральное Собрание формально может принять закон по любому вопросу. Однако вряд ли парламент сочтет необходимым принимать закон по вопросу, не имеющему первостепенного значения.

В-четвертых, законы обладают высшей юридической силой по сравнению с другими видами нормативных актов.

Рис. 1. Виды нормативных актов в Российской Федерации

По своей значимости федеральные законы делятся на группы:

1. конституционные законы, регулирующие вопросы общественной жизни, отнесенные к предмету Конституции РФ (Федеральный конституционный закон «О судебной системе Российской Федерации» и др.). Такие вопросы в общих чертах урегулированы в Конституции, однако в конституционных законах они получают дальнейшее развитие и детализацию. Понятно, что конституционные законы не должны противоречить Конституции РФ;

2. текущие (обычные) законы , принимаемые для урегулирования всех остальных важных вопросов жизни общества (например, Федеральный закон «Об акционерных обществах», ГК РФ, УК РФ, Закон РФ «Об образовании» и др.). Текущие законы также не должны противоречить Конституции РФ и федеральным конституционным законам.

Разновидность текущих законов — кодексы , которые представляют собой сложные систематизированные акты. Как правило, в кодексе в определенном порядке располагаются все или самые главные нормы какой-нибудь отрасли права. Так, в УК РФ собраны все нормы о преступлении и наказании, в ГК РФ — самые важные нормы, регулирующие имущественные отношения. Кодексы относятся к наиболее высокому уровню законодательства. Каждый кодекс — это как бы развитое «юридическое хозяйство», в котором должно быть все, что необходимо для регулирования той или иной группы общественных отношений. Причем весь этот материал приведен в единую систему, распределен по разделам и главам, согласован. Как правило, кодекс состоит из двух частей: общей и особенной. В общей части собраны нормы, имеющие значение для применения любой нормы особенной части, т. е. для любого отношения, регулируемого кодексом. Так, в Общей части УК РФ содержатся нормы о возрасте, с которого наступает уголовная ответственность, понятие преступления, перечень наказаний, основные правила их применения. В Особенной части УК РФ предусмотрены конкретные деяния и наказания за них.

Указы издает Президент РФ по вопросам, относящимся к его компетенции, которая у него достаточно широка, поскольку он одновременно является главой государства и фактически главой исполнительной власти. В случае если указ противоречит Конституции и законам России, он может быть признан Конституционным Судом РФ недействительным. Нормативными по своему характеру являются указы Президента, в которых он выступает в качестве гаранта Конституции РФ или регулирует порядок осуществления предоставленных ему Конституцией полномочий, в частности, по вопросам структуры исполнительной власти, обороны, охраны общественного порядка, гражданства, награждения. Публикуются указы в «Собрании законодательства Российской Федерации», а также в «Российской газете».

Постановления издаются Правительством РФ. В компетенцию Правительства входит в основном решение вопросов социально-экономического характера (руководство промышленностью, сельским хозяйством, строительством, транспортом и связью, социальная зашита населения, внешние экономические связи, организация работы министерств и др.). Большое количество актов Правительства связано с выработкой механизма, порядка исполнения законов, принятых парламентом. «Запуск» их в жизнь — очень важный вид правотворческой деятельности, осуществляемой Правительством, поскольку, если не будет разработан механизм исполнения законов, они потеряют свой смысл. Постановления — зеркало деятельности Правительства. Их анализ дает ответ на вопрос, эффективно, грамотно, оперативно ли действовало Правительство. Публикуются они в тех же источниках юридической печати, что и законы.

Нормативными актами министерств являются инструкции, приказы, положения, наставления, правила, уставы и т. д. Но ведущую роль играют именно инструкции. Они регулируют основные виды (формы) служебной деятельности, функциональные обязанности работников определенной категории. Но есть инструкции, которые носят межотраслевой характер и распространяются не только на работников, но и на другие организации, на всех граждан (инструкции Министерства финансов РФ, Министерства транспорта РФ, Министерства здравоохранения и социального развития РФ и др.). Такие акты подлежат регистрации в Министерстве юстиции РФ, где проверяется их законность. Публикуются акты министерств в «Бюллетене нормативных актов федеральных органов исполнительной власти».

Нормативные акты законодательных (представительных) органов субъектов Федерации - законы , это наиболее распространенное их наименование. Далеко не все субъекты Федерации активно занимаются законотворчеством. В этом плане себя проявляют города федерального значения Москва и Санкт-Пе- тсрбург, а также Свердловская и Саратовская области. Бюджет, налоги, приватизация — вот наиболее серьезные вопросы регионального нормотворчества. Причем принятие акта такого рода требует заключения администрации субъекта Федерации.

Нормативные акты губернаторов краев, областей (президентов республик) называются указами.

Нормативные акты администрации краев, областей (правительств республик) принято именовать постановлениями. Они могут регулировать различные вопросы: порядок предоставления в аренду помещений, земельных участков, взимание платы за проезд в общественном транспорте, за обучение в детских музыкальных школах и т. п.

Акты как законодательных (представительных), так и исполнительных органов субъектов Федерации публикуются в местных газетах.

Акты органов местного самоуправления называются, как правило, решениями. Они издаются по вопросам местного значения, касающимся жителей городов, районов, сел, поселков, деревень (озеленение, благоустройство, торговля, коммунальное хозяйство, бытовое обслуживание и т. д.).

Корпоративные (внутриорганизапионные, внутрифирменные) нормативные акты — это такие акты, которые издаются различными организациями для регламентации своих внутренних вопросов и распространяются на членов этих организаций. Корпоративные акты регулируют самые разнообразные отношения, возникающие в конкретной деятельности предприятий (вопросы использования их финансовых средств, управленческие, кадровые, социальные вопросы и др.). В процессе уменьшения вмешательства государства в дела предприятий и расширения их самостоятельности корпоративные акты берут на себя все большую нагрузку.

Понятие нормативно-правовых актов

Нормативно-правовой акт - это правовой акт, принятый полномочным на то органом и содержащий правовые нормы, т. е. предписания общего характера и постоянного действия, рассчитанные на многократное применение.

Он широко используется во всех современных правовых системах (особенно в странах романо-германской правовой семьи).

Преимущества нормативно-правового акта в сравнении с иными формами права связаны, прежде всего, с повышением роли государства как координатора социальной жизни, выявляющего общий интерес и обеспечивающего его централизованное осуществление, со способностью адекватно и оперативно реагировать на изменения общественных потребностей, с документальной письменной формой, позволяющей доступно и быстро довести необходимую информацию до адресата и т. д.

Как следует уже из самого наименования, это — акт, обладающий двойственной природой, т. е. одновременно и нормативной и правовой. Его следует отличать и от нормативных, но не правовых актов (уставов политических партий, инструкций по пользованию бытовой техникой и др.) и от правовых, но не нормативных актов (приговоров и решений судебных органов, приказов о перемещении по службе и т. п.). Для нормативно- правового акта характерны следующие признаки.

Это — властно-волевой, исходящий от государства (или признанный им) акт , общеобязательные свойства которого производны от властных полномочий органа, его принявшего, и потому он занимает определенное место в иерархии нормативных актов. С его помощью правотворческий орган реализует свои полномочия в определенной сфере управления общественными делами.

Это — акт правотворчества , устанавливающий, изменяющий или отменяющий правовые нормы. Нормы, составляющие основное содержание нормативно-правового акта, направлены на регулирование поведения адресатов с помощью взаимно корреспондирующих типичных прав и обязанностей.

Это — официальный акт-документ, имеющий четкую структуру и реквизиты. Для оптимального хранения и передачи юридической информации он выполняется особым стилем с использованием специфических юридических терминов, понятий и способов построения текста.

Подготовка, принятие, реализация и отмена нормативно- правового акта проходят в порядке последовательных юридических процедур , призванных оптимизировать как содержание и форму самого акта, так и порядок его создания и реализации.

Достижение целей нормативно-правового акта обеспечивается экономической, политической, организационной, информационной и карательной мощью государства. Его нарушение влечет юридическую ответственность.

Следует иметь в виду, что нормативно-правовые акты, действующие в границах определенного государства, объединяются в замкнутую иерархическую систему. Каждый из элементов этой системы должен соответствовать не только компетенции органа, но и иерархическим связям системы в целом. Тот нормативный акт, который вступает в противоречие с конституцией или иным актом более высокой юридической силы, выпадает из данной системы и по существу становится формой проявления правонарушения. Так что не любой акт правотворчества, содержащий нормы права, является нормативно-правовым актом.

Виды нормативно-правовых актов

По юридической силе все нормативные акты подразделяются на две большие группы: законы и подзаконные акты.

Виды подзаконных актов :

  • указы и распоряжения президента (вторые, в отличие от первых, принимаются больше по процедурным, текущим вопросам);
  • постановления и распоряжения правительства — акты исполнительного органа государства, наделенного широкой компетенцией по управлению общественными процессами;
  • приказы, инструкции, положения министерств и ведомств — акты, регулирующие, как правило, общественные отношения, которые находятся в пределах компетенции данной исполнительной структуры;
  • решения и постановления местных органов государственной власти;
  • решения, распоряжения, постановления местных органов государственного управления;
  • нормативные акты муниципальных органов;
  • локальные нормативные акты — нормативные предписания, принятые на уровне конкретного предприятия, учреждения и организации (например, правила внутреннего трудового распорядка).

В зависимости от особенностей правового положения субъекта правотворчества все нормативные акты подразделяются на акты:

  • государственных органов;
  • иных социальных структур (муниципальных органов, профсоюзов, акционерных обществ, товариществ и т. п.);
  • совместного характера (государственных органов и иных социальных структур);
  • принятые на референдуме.

Виды нормативно-правовых актов в зависимости от сферы действия:

  • общефедеральные;
  • субъектов федерации;
  • органов местного самоуправления;
  • локальные.

Виды нормативно-правовых актов в зависимости от срока действия

  • неопределенно-длительного действия;
  • временные.

Выделяют еще и такие нормативно-правовые акты, как директивы и постановления, которые принимаются международными организациями. Директивы, как правило, дают возможность государству конкретизировать формы и методы исполнения своих международных обязательств. Постановления содержат требования, подлежащие прямому исполнению.

Нормативные акты могут иметь общефедеральное, республиканское, краевое, областное и т. п. значение, то есть издаваться исполнительными органами всех субъектов Федерации и действовать в соответствующих границах. Вместе с тем нормативные акты могут издаваться исполнительными органами различного уровня, наделенными отраслевой (ведомственной) или межотраслевой компетенцией. В специально предусмотренных административно-правовыми нормами случаях нормативные акты отраслевого характера могут быть юридически-обязательными и за пределами данной отраслевой системы. Например, Правительством РФ установлено, что Министерство труда и социального развития по вопросам своей компетенции вправе принимать постановления, обязательные для исполнения всеми министерствами, другими органами исполнительной власти, предприятиями и учреждениями независимо от их ведомственной подчиненности. Аналогичную юридическую силу имеют нормативные акты некоторых других исполнительных органов с межотраслевой и отраслевой компетенцией.

Индивидуальные акты в отличие от нормативных носят ярко выраженный правоисполнительный (правоприменительный) характер. По своему юридическому содержанию это -- распорядительные правовые акты. В них всегда получают свое прямое выражение конкретные юридически-властные волеизъявления соответствующих субъектов исполнительной власти. Конкретность таких волеизъявлений (предписаний) проявляется в том, что, во-первых, с их помощью решаются индивидуальные административные дела или вопросы, возникающие в сфере государственного управления; во-вторых, они персонифицированы, то есть их адресатом является определенное лицо (лица); в-третьих, они являются юридическими фактами, вызывающими возникновение конкретных административно-правовых отношений. В качестве наиболее показательного примера индивидуального административно-правового акта может служить приказ о назначении того или иного лица на ту или иную должность в аппарате управления, постановление полномочного органа (должностного лица) о наложении на виновного в совершении административного правонарушения административного наказания.

Индивидуальные акты наиболее распространены в практике государственно-управленческой деятельности, так как они в наибольшей степени отвечают ее исполнительному назначению и являются важнейшим средством оперативного решения текущих вопросов управления. Кроме того, именно индивидуальные акты обеспечивают реализацию юрисдикционной (правоохранительной) функции административного права и исполнительной власти.

Индивидуальные акты всегда являются актами применения административно-правовых норм. Но этим их служебная роль не исчерпывается. Они используются также и для реализации норм ряда других отраслей российского права (например, финансового, земельного, трудового и т. п.). Тем не менее, главным требованием, предъявляемым к их изданию, является их соответствие нормативным административно-правовым актам. В противном случае они не могут быть признаны действительными. Например, индивидуальные акты, издаваемые по конкретным вопросам государственно-служебных отношений, должны основываться на нормах, содержащихся в Федеральном законе "Об основах государственной службы РФ".

Иногда по юридическим последствиям издание индивидуальных правовых актов связывают с установлением обязанностей, запретов, разрешений и дозволений. Тем самым создается впечатление, что юридическое содержание нормативных актов свободно от них, что не соответствует действительности. В нормативных актах прежде всего формулируются административно-правовые дозволения, предписания и запреты, а также условия их использования, в то время как в индивидуальных актах они непосредственно применяются к конкретным лицам. Правовые акты управления могут классифицироваться и по другим основаниям (критериям). Об их масштабности, то есть территориальной распространенности, уже говорилось. Иногда в одном административно-правовом акте могут сочетаться черты нормативности и индивидуальности, т,о есть нормы "переплетаются" с предписаниями индивидуального характера. Например, принимается решение о преобразовании действующего исполнительного органа или об образовании нового, причем одновременно в этом решении (акте) фиксируется в нормативном порядке его организационно-правовой статус, а также конкретное лицо назначается его руководителем. Такого рода акты называются смешанными, причем иногда их выделяют в самостоятельный вид правовых актов наряду с нормативными и индивидуальными. Для этого, однако, достаточных оснований не имеется. Поскольку индивидуальные предписания в подобных случаях "сопровождают" нормативные, постольку для определения юридической природы акта необходимо ориентироваться на его преобладающее качество, а именно -- на нормативность.

Помимо нормативных и индивидуальных, иногда упоминаются общие акты, содержащие общие кратковременные предписания (например, о переносе выходного дня) либо общие требования (например, экономить ресурсы). Однако перенос выходного дня -- типичный пример индивидуального управленческого решения, а призыв к экономии ресурсов -- вообще не имеет юридического значения.