Анализ стихотворения Вечер по плану (Бунин И. А.)

Цели:

  • закрепить знания о средствах художественной изобразительности;
  • развивать навыки анализа поэтического текста;
  • развивать умение высказывать свои мысли и отстаивать свою точку зрения;
  • воспитывать внимательное и бережное отношение к слову.

Задача: раскрыть особенности творческой индивидуальности И.А.Бунина.

Сверхзадача: воспитывать умение быть талантливым читателем, потребность в анализе художественного текста.

Тип урока: комплексное применение знаний, умений, навыков.

Форма урока: анализ поэтического текста.

Методы: эвристическая беседа, поисково-исследовательский.

Приёмы: творческое чтение, выразительное чтение.

Дидактические принципы: научность, наглядность, доступность.

Оборудование к уроку: компьютер, проектор, экран.

Приложение 2 . На экране картинка – книга, на ней лежит роза, звучит классическая музыка. Чайковский «Времена года. Июнь».

ХОД УРОКА

– Здравствуйте. Садитесь.
Сегодня я хочу поговорить с вами о поэзии. Это понятие для вас не новое. С самого раннего детства поэтическое творчество является неотъемлемой частью вашей жизни. Мама пела вам колыбельную, читала стихотворения А.Барто. Когда вы пришли в школу, ваши учителя стали учить вас быть внимательным к каждому поэтическому слову,

  • Слайд «Текст под лупой»

анализировать стихотворение. Я тоже со своими учениками читаю и анализирую стихи. Вот недавно один из них на уроке литературы спросил: «Зачем мы так подробно разбираем стихотворение? Неужели поэт размышляет над выбором каждого слова?»
Как вы считаете, нужно ли нам анализировать поэтический текст, разрушая, возможно, тем самым первое целостное впечатление? Ответы учащихся.
Мне кажется, что нужно анализировать, потому что это помогает нам стать квалифицированными талантливыми читателями, ведь именно на них, по мнению С.Я.Маршака, на этих талантливых, чутких, обладающих творческим воображением читателей, и рассчитывает автор, когда напрягает все свои душевные силы в поисках верного образа, верного поворота действия, верного слова.

  • Слайд со словами Маршака, фото.

И сегодня на уроке мы с вами попробуем, вчитываясь в каждое слово, раскрыть творческий мир Ивана Алексеевича Бунина. Тема нашего урока «Мастерство Бунина-поэта».

  • на экране портрет Бунина, годы жизни поэта 1870 – 1953 8 ноября, название урока

Иван Алексеевич Бунин – признанный классик русской литературы, её первый нобелевский лауреат – известен более как прозаик, хотя всю свою жизнь он сам считал себя прежде всего поэтом, сердился, что стихи его не нашли должного признания у современников. Может быть, так произошло потому, что он начал писать стихи на рубеже прихода новой поэзии, буквально перед нею. Он внутренне не принял новых, а они его. Но он и сам был новым. Нет, не символистом, не акмеистом. Но новым. В чём же было его мастерство и его новизна? Попробуем это понять. Предлагаю вам сегодня стать учёными-исследователями. Я буду вашим научным руководителем. Предметом нашего исследования будет стихотворение И.А. Бунина «Вечер». Текст стихотворения напечатан на листках, с которыми вы будете работать – делать различные пометы, записывать выводы, это ваш рабочий материал, который вы используете при выполнении письменного домашнего задания. Обратите внимание – на доске записаны аспекты анализа лирического произведения, опираясь на которые, вам будет понятна последовательность нашей совместной работы. (Доска. Аспекты анализа лирического произведения: ведущая тема, жанр, композиция, лирический герой, особенности поэтической лексики, изобразительные средства иносказания (эпитет, метафора, сравнение, олицетворение и др.), поэтический синтаксис, звукопись, идея, стихотворный размер, ритм и рифма, способы рифмовки.) Существует множество алгоритмов, схем анализа поэтического текста, но не один из них не может быть универсальным, потому что каждый выбирает свой путь постижения поэзии. Я выписала только те аспекты, которые сегодня помогут нам постичь мастерство Бунина-поэта.
Итак, послушайте стихотворение и определите его тему.

  • Чтение стихотворения сопровождается иллюстрациями картин известных художников и тихим звучанием музыки. Чайковский «Времена года. Октябрь».

Какова же тема стихотворения? Счастье
Тема не новая. Как называют такие темы в литературе? Вечные
Почему же, размышляя о счастье, Бунин называет своё стихотворение «Вечер»?
Чтобы разобраться в этой загадке, проанализируем стихотворение. Начнём анализ с жанра. К какому жанру относится данное произведение? Подсказка в количестве строк стихотворения. Сонет – 14 строчек.
Бунин обращается к традиционному в мировой литературе жанру, который был популярен ещё в эпоху Возрождения. Почему же именно сонет? Вот ещё одна загадка. А разгадывать её мы начнём с определения этого жанра. Прочитайте его. На экране – определение сонета.
Тезис – антитезис – синтез определяют композицию сонета.
Какой тип речи будет преобладающим в сонете? Текст-рассуждение.
– В чём особенность лирического героя сонета? Это не просто герой, передающий свои чувства, это человек мыслящий, ищущий ответа н
– Очём же размышляет лирический герой? (О счастье)
– Посмотрим, каким образом строит свои размышления лирический герой. Прочитайте первую строфу и укажите в ней тезис (законченное утверждение) .

  • Первая строфа

О счастье мы всегда лишь вспоминаем.
– Что указывает на то, что это тезис? Точка в конце предложения. Наречие «всегда», ограничительная частица «лишь».
– По законам жанра за тезисом должен идти антитезис. Найдите его. А счастье всюду. Какие языковые средства позволяют понять, что это антитезис? Предложение начинается с противительного союза «а», лексический повтор слова «счастье».
Какую стилистическую фигуру использует поэт? Какова её роль? Антитеза. С помощью антитезы создаётся эффект резкого контраста.
Какое значение играет местоимение «мы» в первом предложении? Местоимение «мы» указывает на то, что первый тезис принадлежит большинству.
А кому принадлежит антитезис? Лирическому герою.
Какое значение имеет вводная конструкция в начале следующего предложения?
Лирический герой ищет доказательства тому, что счастье ВСЮДУ.
Назовите существительные в последнем предложении, которые поясняют наречие «всюду».

  • Сад, сарай, воздух.

Какое слово не вписывается в этот ряд? Почему? Сарай – непоэтическая деталь
Зачем же поэт использует такое непоэтическое слово? Это всё наша жизнь. Высокое и низкое. Поэзия и проза = 1-й вывод (записать)
В предложении есть доказательства тому, что слово сарай прозаическое. Не наделено эпитетом.
Какие из этих существительных поэт наделяет эпитетами? Сад осенний, воздух чистый.

  • экран

Давайте попробуем выяснить, случаен ли выбор прилагательных в этом предложении? «Осенний» – слово нейтральное, употреблено в прямом значении.

  • Картина Левитана «Осень».

Какие ассоциации рождает это прилагательное? Грусть и поэзия в обыкновенном ничем не приукрашенном слове.
Осень часто ассоциируется с определённым периодом жизни человека. Каким? Зрелость.
Почему именно осенью лирический герой размышляет о счастье?
И в жизни Бунина осень стала судьбоносным временем года: родился осенью, известие о присуждении Нобелевской премии получил осенью и умер осенью.
– Теперь обратимся к следующему эпитету – «чистый».

  • Вернуться к слайду с существительными.

Почему воздух чистый? Подберите синонимы: свежий, приятный, прохладный. Когда можно почувствовать чистый воздух? Когда открыто окно.
– Это предположение подтверждает метафора «воздух, льющийся в окно».

  • Экран

– Это не случайно, ведь слово окно образовано от слова око – глаз.

  • Окно – общеслав. Образовано с помощью суфф. -ъно от око (глаз).

– Открытое окно становится способом познания мира. Вместе с лирическим героем мы видим предметы, на которые смотрит он. А можем ли мы услышать то, что происходит за окном? Давайте попробуем.
– Послушайте ещё раз строфу. Какие звуки чаще всего повторяются и с чем они ассоциируются у вас?

  • Вернуться к слайду с первой строфой

(Звукопись. Аллитерация: /сч/, /с/, /ш/, /ч/, /ст/. Повторяются свистящие и шипящие звуки. Слышим дуновение ветра, шелест листвы…)
С помощью аллитерации – приёма звукописи – мы не только видим предметы, ощущаем движение воздуха. Какие чувства, как вы считаете, испытывает лирический герой? Невольная радость… Спокойствие… Лёгкость от ветра и чистого воздуха… Продолжим наблюдать за мыслями и действиями лирического героя. Прочитайте второй катрен и проследите за направлением взгляда лирического героя.

  • На экране – второе четверостишие.

Лирический герой обращает свой взор к небу.
– Давайте тоже посмотрим на небо. Что видим?
Что видит лирический герой?
Посмотрите, какими он видит небо и облако. Найдите средства выразительности, которыми поэт характеризует небо и облако. Экран
Бездонное небо. Лёгкое белое облако. Такие словосочетания можно встретить в произведениях многих поэтов. Бунин не боится штампов. Почему? Показывает обыденные предметы.
Чем необычно построение этого предложения? Обратите внимание на порядок слов в предложении. Встаёт, сияет в сильной позиции.
– Какие глаголы традиционно используются для описания движения облаков? Плывут, бегут, летят…
– Почему же Иван Алексеевич в своём стихотворении выбирает именно глаголы «встаёт» и «сияет»? Попробуем разобраться в этом с помощью словаря С.И. Ожегова. Экран
О каком сиянии может идти речь? Что может сиять (солнце, звёзды, лица)? Где встречались с сиянием? Сияют лики святых. Сияние исходит с неба. Божественное сияние.

  • А.Рублёв «Троица».

– У Бунина в другом стихотворении есть такие строчки: «Я заглянул в лицо небес». В привычном, обыденном увидел необычное. Успел поймать миг.
– Почему успел поймать этот миг? Давно слежу за ним…

  • Второе четверостишие.

Наречие времени стоит в начале предложения – опять инверсия. Слово дважды вынесено в сильную позицию: начало предложения и перенос предложения на следующую строчку. Такой приём называется анжанбеман. Экран (новый термин)
Почему такое внимание к наречию времени? Лирический герой следил за облаком невольно, не акцентировал внимания (Рыленков: «Здесь мало увидеть, здесь надо всмотреться»).
(Фигура умолчания – намеренный обрыв высказывания, передающий эмоциональность, взволнованность речи и предполагающий, что читатель догадается, что именно осталось невысказанным) Лирический герой поражён красотой творения Бога. Восторг. Открытие истинного счастья, смысла жизни…


мы. Почему? Лирический герой уже не отделяет себя от других людей. Он тоже мало видит, знает. Может быть, он пришёл к этому выводу только что. «Мы» – я в том числе.
– Заканчивается предложение многоточием. Какова роль этого знака препинания? (Фигура умолчания). Лирический герой поражён красотой творения Бога. Восторг. Открытие истинного счастья, смысла жизни…
От чувств, эмоций лирический герой идёт к осознанию того, что называется счастье.
И как вывод после этого открытия звучит следующее предложение: Мы мало видим, знаем, / А счастье только знающим дано.
– Опять появляется местоимение мы. Почему?
Кому, по мнению лирического героя, дано счастье?
Какой частью речи является данное слово?
Подберите синонимы. Мудрец, философ…
С людьми какого возраста ассоциируются эти существительные?
Обратите внимание на год написания стихотворения – 1909. Посчитайте, сколько лет было тогда Ивану Алексеевичу (39 лет).
Можно сказать, что он вступил в пору зрелости, стал умудрённым жизненным опытом человек. В этом году Бунину была присуждена вторая Пушкинская премия и он был избран почётным академиком Российской академии наук.
Мы уже говорили о том, что пора зрелости традиционно связывается с таким временем года как осень. А с каким временем суток можно её соотнести?
И осень и вечер – это периоды жизни человека, когда он, возможно, начинает задумываться о своей жизни, о счастье, постигать смысл бытия. Но так ли это, узнаем, обратившись к терцетам. Ведь именно в них по законам жанра находится соединение противоречий и вывод.
Прочитайте самостоятельно 1-й терцет. Найдите в тексте, подчеркните и прокомментируйте 1 вариант – лексические средства выразительности, 2 вариант – синтаксические средства выразительности.

  • На экране:

Окно открыто. Пискнула и села
На подоконник птичка. И от книг
Усталый взгляд я отвожу на миг.

1 вариант: пискнула и села (непоэтическая лексика; глаголы в прошедшем времени – сиюминутное проявление жизни);»пискнула» – появляется звук, о котором мы не просто догадываемся – поэт называет его (начинает слышать); птичка (внимание к обыденному, привычному, маленькому «птичка», а не птица); книга – источник знаний; эпитет «усталый» – лирический герой сидит за книгами, приобретает знания и мудрость веков; миг – «есть только миг между прошлым и будущим, именно он называется жизнь».

2 вариант: предложения простые, повествовательные, невосклицательные, не осложнены. Лирический герой продолжает обращать внимание на обыденные предметы.
От книг (инверсия + анжанбеман).
Книга – это мир фантазии, вымысла. Нужно уметь соединять в себе мир реальный и мир художественный. Это тоже счастье.

Давайте обратимся ко 2-му терцету и подумаем, на какие части его можно разделить.

День вечереет, небо опустело.
Гул молотилки слышен на гумне…
Я вижу, слышу, счастлив. Всё во мне.

1 ч. – состояние мира; то, что за окном.

Какие предложения в основе 1 части. Многоточие уже не будет фигурой умолчания.
Какое слово непонятно?

  • На фоне Картины «Гумно». Гумно – 1. Помещение, сарай для сжатого хлеба. 2. Площадка для молотьбы. (Словарь С.И. Ожегова.)

В лирике И.А.Бунина 1903-1909 годов заметное место занимает стихотворение "Вечер"(1909 г.) - образец пейзажной лирики, отмеченной четкостью рисунка, пластичностью в сочетании эпического и лирического начал, глубокой философичностью. Стихотворение, написанное в форме сонета (два катрена, два терцена), предполагает наличие глубокой философской направленности. По Бунину, "...у писателя форма неразрывно связана с содержанием и рождается сама собой из содержания". "Вечер" - это не просто пейзажная зарисовка, а сплетение нравственно-эстетических и философских воззрений поэта. Ненасытное жизнелюбие, чувство органической причастности к миру природы, что составляет бунинскую философию единства бытия, желание поэта "вместить в созвучия и звуки" свое осмысление счастья с наибольшей полнотой отразились в данном стихотворении. Певец молодости и счастья, Бунин смог передать в нем многочисленные образно-чувственные переживания, ощущения эмоционального и духовного плана. Поэтому название стихотворения - "Вечер" - нельзя рассматривать как желание поэта зафиксировать временные моменты, задача в другом - показать состояние лирического героя, богатство его внутреннего мира, открытость его души ("окно открыто") для восприятия полноты счастья.

Что выделяет взгляд поэта в открывшейся перед ним картине? Осенний сад за сараем, бездонное небо, сияющие облака. Привычный, ничем особым не выделяющийся пейзаж, но четко обозначенный этими несколькими скупыми мазками. Два катрена раскрывают перед нами мир природы, данный в двух параллелях: мир Земли ("сад осенний за сараем") и мир Неба, чистого, "бездонного", с сияющим облаком. Третья строфа вводит в пейзажную зарисовку открытое окно и севшую на него птичку, а последняя открывает далекую перспективу: вверху - опустевшее небо, внизу - молотилку на гумне. Так создается в нескольких штрихах, сдержанных и неброских, целостный Мир - мир вещный, связанный с человеком (молотилка, гумно), мир природный (сад, небо, облако, птичка), построенный на параллели "небо-земля", и мир внутренний - мир лирического героя, вначале стороннего наблюдателя за окружающим миром, затем осознавшего себя неотъемлемой его частью. Поэтому и не случайным оказывается параллелизм внутри каждой строфы (мир внешний, конкретно-предметный - "я" лирического героя). Бунин не только хорошо видит и знает внешнюю оболочку бытия, но и отображает духовную глубину, которая скрывается за ней. Его влечет некая тайна, которую он желает постигнуть, исследуя зримый мир.

Интересными кажутся и временные рамки стихотворения. Время года- осень, на это указывают и относительное прилагательное "осенний", и "гул молотилки" "на гумне". По общепринятым представлениям, осень - пора зрелости человека, обретения им смысла существования, особого мироощущения, которое дается только богатством внутренней жизни. Время суток - вечер, что обозначено уже в названии стихотворения. Вечер - время постижения мудрости и истины, время, когда человек остается наедине с собой и с Богом и перед ним открываются врата в Царство Божие. Весь лексический строй стихотворения убеждает нас в этом: воздух - "чистый", небо - "бездонное", облако встает "легким белым краем". Чистый, бездонный, легкий, белый... По семантической наполняемости эти слова можно приблизить к одному значению: прозрачный, открытый для постижения и восприятия. Однако картина наступления вечера дается поэтом только во втором терцене: "День вечереет". Так в стихотворении совмещаются разные временные планы (прошлого, настоящего, сиюминутного), которые создают ощущение полноты бытия, полноты счастья. И вся жизнь - ожидание этого момента.

На наш взгляд, композиционно стихотворение можно разделить на три части. Логика композиционного членения такова: философское размышление - образы конкретно-предметного мира. Каждая часть открывается размышлениями лирического героя о постижении счастья, поэтому не случайно слово "счастье" и его однокоренной аналог "счастлив" проходят рефреном через все стихотворение. Своеобразной границей между частями является многоточие, которое грамматически выражает прием умолчания, указывающий на размышления героя. Первая часть содержит сетования о невозможности человека увидеть счастье, которое находится "всюду". Движение в художественном пространстве первой части идет как бы снизу вверх, от осеннего сада к бездонному небу.

О счастье мы всегда лишь вспоминаем.
А счастье всюду. Может быть, оно
Вот этот сад осенний за сараем
И чистый воздух, льющийся в окно.
В бездонном небе легким белым краем
Встает, сияет облако. Давно
Слежу за ним...

Во второй части к сетованиям прибавляется сознание того, что "счастье только знающим дано". Движение стремится еще выше: "небо опустело", раздвигая необъятную ширь для поэтического восприятия и познания мира. К образам природного мира добавляются предметы вещного мира человека: книга, молотилка, гумно. Так во второй части создается пантеистически-объемный образ мира, намечается слияние двух сфер: природной и человеческой, в полной мере осуществленное в последней строке стихотворения.

Мы мало видим, знаем,

Окно открыто. Пискнула и села



Третья часть, состоящая из одной последней строки, несет на себе основную идейную нагрузку. Мгновение остановилось. Чувство обретения счастья, возникшее при созерцании вселенской глуби, пронзило душу лирического героя, охваченного восторгом ("Все во мне"), обнажая еще один важный мотив в творчестве Бунина - мотив памяти. "Все во мне" - это и прошлое, и настоящее, сиюминутное, и будущее. Человек растворяется в природе, а природа с ее тайнами вмещается в большее человеческое сердце.

Ритмическая и звуковая организация стихотворения обусловлена сверхзадачей поэта - "найти звук". "Как скоро я его нашел, все остальное дается само собой",- писал Бунин. Поэтому звукопись "Вечера" наполняется полифоничными переливами: здесь и льющееся "л" ("Гул молотилки слышен на гумне"), и милое "м" ("Мы мало видим, знаем..."), и плавное "п" ("Пискнула и села На подоконник птичка"). Но все эти аллитерационные переливы оттеняют звуки ключевого слова "счастье", например, звук "с": "...сад осенний за сараем", "Я вижу, слышу, счастлив. Все во мне ". В этом не только оригинальность звукописи, но и отличительное свойство стихотворения - "мотив", "напевность", "лиричность". В немалой степени созданию этого музыкального фона способствует и ритмика сонета. О.Н.Михайлов отмечал: "Бунин вскрывает неизведанные возможности, заложенные в "традиционном" стихе, не в ритмике, нет - чаще всего это пяти- или шестистопный ямб..." Стихотворный размер - ямб, перекрестная рифма, разностопность

пропуски ударений (наличие пиррихия) придают интонации легкость, непосредственность, простоту. Раскованному течению стиха во многом способствуют и переносы, к которым Бунин прибегает в каждой строфе. Они придают поэтической речи необходимую для данного момента внутреннюю взволнованность, а главное - частично разрушая метрическое членение стихотворной речи, приближают ее к эпическому повествованию. Это вполне оправдано: за предметным изображением скрыта работа мысли лирического героя, процесс постижения Божественного в себе.

Может быть, оно
Вот этот сад осенний за сараем...
Давно
Слежу за ним...
И от книг
Усталый взгляд я отвожу на миг.

Плавность нарушается только во втором терцене, когда в первые стопы врывается хорей: лирический герой постигает тайну счастья. А последняя строка звучит опять ровно и плавно, звучит заключительным аккордом радости бытия, сливаясь в возглас: "Все во мне". Короткие слова последней строки ("Я вижу, слышу, счастлив. Все во мне") не только оттеняют глубокую задумчивость героя, но и создают звуковой образ счастья как прочного чувства, наполнившего душу героя небывалым восторгом и вселенской гармонией. Бунин нашел звук, олицетворением которого может служить "молотилка", издающая, как известно, не монотонные звуки, а гул, включающий в себя все разнообразие существующих тонов: от высоких до низких, от глухих до звонких.. Это разноцветье звуков мира услышал и лирический герой стихотворения (а слух у него особый: точный, острый), вот почему он бесконечно счастлив.

Особое место в смысловой и ритмической организации стихотворения занимает синтаксический уровень поэтической речи, который несет в себе не только ритмико-интонационную, но и идейно-содержательную нагрузку. Простые предложения, составляющие основу синтаксического строя стихотворения, приближают поэтическую речь к разговорной, к эпическому повествованию, это обусловлено задачей Бунина - показать, что за простотой скрывается глубокая философская сущность бытия. Эту же смысловую нагрузку несут и неполные предложения: "А счастье всюду", "Все во мне". Прямой порядок слов не вызывает волнения у читателя так же, как и спокойная перечислительная интонация в ряде предложений с однородными членами ("Мы мало видим, знаем...", "Я вижу, слышу, счастлив"). Второй катрен рисует образ бездонного неба, этот образ воспринимается лирическим героем на зрительном уровне. Именно здесь лирическое "я" обрело, хотя еще робко и несмело, явное грамматическое выражение в форме глагола 1 лица (в определенно-личном предложении "Давно Слежу за ним"). В дальнейшем лирическое "я", оторвавшись от безликого "мы", зазвучит отчетливо и ясно: "Я вижу, слышу, счастлив".

Обращает на себя внимание и словесное наполнение сонета. Бытие в его сиюминутном и беспредельном течении, человеческое стремление овладеть этим феноменом - вот какими духовными запросами наделено и стихотворение, и каждое его слово.

Первая часть рисует картину, открывшуюся из окна взору лирического героя, а взгляд его останавливается на предметах, находящихся вблизи: сад, сарай. Льющийся из окна воздух заставляет расширить пространственные рамки и увидеть "бездонное небо" и белое, сияющее облако. В двух строках - основные образы поэзии Бунина. Один из них - небо, "бездонное", открывающее двери во Вселенную, связывающее Космос и душевный мир лирического героя. Второй - сияющее облако. Сияние, блеск - эти слова можно назвать ключевыми в творчестве поэта. Вся поэзия Бунина освещена сиянием, сверканием, блеском ("Повсюду блеск, повсюду яркий свет...") А что же скрывается за сияющим облаком в стихотворении "Вечер"? Солнечный блеск? Яркие сполохи? А может быть, нимб? Пока ответа на этот вопрос во втором катрене не дано, но лирический герой следит за облаком "давно". Слово "давно" заставляет задуматься. Какой временной промежуток скрывает оно в себе? Вечер, день, сутки, месяцы, годы? Наверное, жизнь. Не случайно используется прием умолчания в середине третьей строки, выраженный многоточием. Канонически прием умолчания используется для указания на размышления и раздумья лирического героя. "Давно" рождает воспоминание об облаке, сопровождающем всю жизнь и таящем в себе загадку, открывающуюся не сразу, а только "вечером" - в период зрелости и постижения мудрости, когда все бездонно и прозрачно. Прозрачны у Бунина и поэтические тропы. Эпитеты настолько просты, что кажутся лишь обычными определениями: "осенний" сад, "чистый" воздух, "бездонное" небо, "легким белым" краем. Может создаться обманчивое чувство, что все это известно, знакомо, все это легко увидеть.Но именно за этой простотой скрывается глубинная сущность миропонимания Бунина: чистота, просветленность, способность "видеть, слышать" нечто таинственное, недоступное обычному взору. Единственное сравнение - "легким белым краем" встает облако - не только усиливает атмосферу таинственности (какой "край"? чей "край"?), но и стирает границы между небом и землей. Так от конкретики природного мира лирический герой переходит к философским размышлениям. Почему взор человека охватывает огромное пространство, но в то же время это оказывается недостаточным для "знания"? В этом своеобразная антитеза между "видением", "слухом" и "знанием", "пониманием" счастья. Примечательно во второй строфе повторение однокоренных слов в непосредственной близости друг от друга, что характерно больше для устной речи: "Мы мало видим, знаем , а счастье только знающим дано". Значимость этих строк в стихотворении велика. Они являются итогом размышлений о счастье, возникших у лирического героя после созерцания незатейливой картины бездонного неба со встающим на нем облаком, и одновременно началом постижения таинственной связи природы и человека.

Мы мало видим, знаем,
А счастье только знающим дано.

Окно открыто. Пискнула и села
На подоконник птичка. И от книг
Усталый взгляд я отвожу на миг.
День вечереет, небо опустело.
Гул молотилки слышен на гумне...

Третья строфа предельно проста и ясна по своей лексической наполняемости. Казалось бы, что может быть проще: "Окно открыто. Пискнула и села на подоконник птичка"? Но именно в этих строках заключается бунинский идеал словесного обрамления: "Существительное, глагол, точка, ну, - может быть! - самое необходимое придаточное предложение, по-детски ясное". И сразу понятно, что именно так, по-детски ясно и просто, человеку открывается Божественное. Конкретно - предметный мир наполняется глубоким философским содержанием, в стихотворении возникает мотив поиска, неостановимого движения к тайнам бытия. Открытое окно - это не просто предмет вещного мира; оно становится окном в Космос, путем слияния макрокосма (Вечности) и микрокосма (внутреннего мира человека). Образ окна встречается и в первой части стихотворения, через него в комнату льется (именно "льется", а не "врывается", что говорит о гармоничности, умиротворении в душе лирического героя) "чистый воздух". В этом - чувство органической причастности к миру природы, понимаемом в широком, вселенском смысле. Бунин был убежден, что "каждое малейшее движение воздуха есть движение нашей собственной жизни", тем самым подчеркивая философию единства бытия, которую он воплощал в конкретных образах. Во второй части стихотворения появляется еще один своеобразный символ - "птичка". Примечательно, что Бунин обычно редко пользовался родовыми понятиями - птица, дерево, цветок. В его произведениях поют, летают, порхают соколы, орлы, синицы и т.д. Везде определенность, конкретность. Но в стихотворении "Вечер" "птичка" превращается в обобщенное понятие, поднимая размышления лирического героя на философскую высоту. Птица - тварь Божья, посланник Бога, именно она несет в себе слово Божие, нужно только услышать его. Поэтому не случайно использование уменьшительно-ласкательного суффикса -к- в слове "птичка", а также глагола "пискнула". Как порой незаметны в нашей жизни проявления Божественного начала! Нужно только увидеть маленькую птичку, услышать ее слабый писк, но..."мы мало видим, знаем", "слышим". Здесь необходимо остановиться и проследить, как употребляются личные местоимения в тексте. В первой части лирическое "я" героя сливается с "мы": "О счастье мы всегда лишь вспоминаем", "Мы мало видим, знаем". В этих строках Бунин воплощает ту роковую неспособность человека разобраться в себе и окружающем мире, которая с особенной силой проявится в его прозе ("Сны Чанга", "Петлистые уши"): "... все мы говорим "не знаю, не понимаю" только в печали, в радости всякое живое существо уверено, что оно все знает, все понимает". "Все мы" - это круг обреченных на непонимание. Поэтому не случайно Бунин завидовал герою средневековых легенд Агасферу, обреченному на вечные скитания, и утверждал, что счастливее человека, чем этот вечный странник, нет: он все видел, все знает, будет знать. Отсюда желание поэта выделить лирическое "я" из многоголосого "мы". В своем незнании мира лирический герой вначале отождествляет себя с безликой толпой, неспособной понять и воспринять таинственное проявление Божественного в природе и человеке. Но постепенно уставший от книг лирический герой (может быть, в них он пытался постичь сокровенное?) приходит к осознанию своего "я", уловив тот самый миг, когда окно в Космос открыто и "душа с душою говорит". Так Бунин утверждает неповторимую ценность всякой минуты, прожитой человеком наедине с природой. В конце стихотворения лирическое "я" звучит мощно и свободно, повторяясь неоднократно: "Я вижу, слышу, счастлив. Все во мне ". В этом своеобразная антитеза: лирическое "я" и безликое "мы".

Что же открывается усталому, но просветленному взгляду?

День вечереет, небо опустело.

Гул молотилки слышен на гумне...

Темнота ("день вечереет")? Пустота ("небо опустело")? Нет, картина безмерного вселенского пространства, в которой выражено стремление поэта заглянуть за черту видимого, понять вечное, неуловимую поступь высших сил. Поэтому связь с конкретным миром заметно ослабевает. Даже предметы вещного мира ("молотилка", "гумно") только называются, но они не видны поэтическому взору, до лирического героя доносится лишь отдаленный "гул". Так появляется в стихотворении философски насыщенный мотив души, полной света, жизни и как бы возвращающейся на свою родину - в "бездонное небо". Лирический герой стремится прикоснуться к тайному, остановить миг, оторвавшись от книжной схоластики. Эти две строки передают ощущение сиюминутности, когда временные и пространственные границы раздвигаются и герой, отделяясь от вещного мира, постигает счастье "видеть, слышать". В этом органическая связь стихотворения Бунина с известными строками Пушкина: "Восстань, пророк, и виждь, и внемли".

Бунин мечтал об освоении вечных тайн человеком, повсюду искал восхождения к идеалу, но не находил его в многолюдном мире ("Мы мало видим, знаем"). Свои трепетные переживания: ожидание счастья, пробуждение души - он ярко и полно выразил в стихотворении "Вечер", в котором громко и впечатляюще (как итог просветления души) звучит последняя строка: "Я вижу, слышу, счастлив. Все во мне ". В этой строке, которую можно воспринимать как отдельную композиционную часть стихотворения, заключены нравственно-эстетические ценности человеческого счастья, нашедшие затем отражение в рассказе "Братья" (1914 г.), в конкретно-авторском постижении сладостного пробуждения и расцвета души юного рикши. Молодой юноша чувствовал великую жажду "вместить в свое сердце весь зримый и незримый мир и вновь отдать его кому-то". В стихотворении "Вечер" эта мысль звучит мощно и глубоко. Лирический герой уловил миг приобретения счастья - полного слияния с природой, а счастье доступно лишь тем, кто проник в ее тайны, "только знающим". Себя поэт относил к числу счастливых, к числу тех, кто, отбросив все наносное, трепетно и терпеливо ожидал минуты полной гармонии души и космоса. Не случайно использование Буниным наряду с глаголами "вижу, слышу" формы краткого прилагательного "счастлив", которое, как известно, заключает в себе одномоментность чувства, непостоянный признак. Счастливым можно ощущать себя "всегда", лишь вспоминая о счастье ("О счастье мы всегда лишь вспоминаем"), а истинный момент его обретения дается в жизни только раз. Обращает на себя внимание использование видовременной категории глаголов: облако "встает, сияет", "слежу за ним", "видим, знаем", "отвожу", "вечереет", "вижу, слышу". Глаголы несовершенного вида настоящего времени указывают на незаконченный процесс познания тайн бытия, сопровождающий человека всю его жизнь. И только тот миг, в который лирический герой познал счастье, передается с помощью глаголов совершенного вида прошедшего времени: птичка "пискнула и села", небо "опустело". Смысловая нагрузка данных глаголов - показать быстротечность минуты слияния души и неба, невозможность уловить ее обычным взглядом. Лирический герой богатством внутренней жизни, способностью воспринимать тончайшие проявления Божественного в себе и в мире смог обрести счастье: "Я вижу, слышу, счастлив. Все во мне". Этот заключительный аккорд стихотворения созвучен библейской мудрости: "Царство Божие внутри вас". Глубина последней строки раскрывает нам смысл высокой духовной гармонии, которую несет бунинское стихотворение. А способность Бунина писать, по его определению, "из самого себя" во многом проясняет идейное своеобразие "Вечера" и сближает автора и лирического героя в желании приобретения и ощущения счастья. Видеть, слышать, чувствовать природу - величайшая радость для человека. Счастье.

Иван Алексеевич Бунин - известный русский поэт и прозаик. Если в его прозе проскальзывают трагические предчувствия, то в стихах, наоборот, царит умиротворение и красота. Писатель очень сильно любил природу, чувствовал единство с ней, поэтому все его стихотворения живописны, реалистичны, пропитаны слуховыми и красочными впечатлениями. Поэтов, досконально знающих природу, единицы, и Бунин относится именно к ним.

Среди наиболее удачных работ стоит выделить стихотворение «Вечер». Оно полностью раскрывает чувства поэта, позволяет прочувствовать его настроение. Анализ стихотворения Бунина может натолкнуть на мысль, что «Вечер» относится к пейзажной лирике, ведь здесь так красочно описана природа за окном, осенний вечер, голубое небо, но это не совсем так.

Окружающий пейзаж является лишь поводом для лирических размышлений поэта. Угасающие лучики солнца, дарующие земле последнее тепло, чистый воздух, белые облака, проплывающие по небу, - все это наталкивает на мысль о том, Анализ стихотворения Бунина «Вечер» показывает, насколько герой близок самому автору. После прочтения стиха сразу же возникает образ сидящего в поместье в своем кабинете и загруженного повседневными делами человека. Он не замечает ничего вокруг, как тут его взор перемещается на окно, и он замечает совершенно другой мир, который приносит ему спокойствие и умиротворение.

Анализ показывает, что автор хотел подчеркнуть важность того момента, что все мы говорим о счастье лишь в Мы вспоминаем о безвозвратно прошедших днях, наполненных счастьем и весельем, грустим по этому поводу, но в то же время не ценим мгновений, дарующих нам Обо всем этом и написал в своем произведении Бунин. «Вечер», анализ которого позволяет разобраться в человеческих чувствах, очень точно передает все лирические размышления героя.

В своей работе автор пытается доказать, что счастье есть всюду. Для того чтобы его найти, необязательно ехать в заморские страны, оно может находиться рядом, прямо за распахнутым окном. Анализ стихотворения Бунина ярко показывает, что человек был погружен в собственные мысли, занимался какой-то рутинной работой, и тут, на миг лишь направив свой взор в окно, герой растворяется в природе, ее красках и звуках.

В самом конце стиха автор дает ответ на вопрос о том, кого можно считать счастливым, в своих строках «Я вижу, слышу, счастлив. Все во мне». Это значит, что испытать настоящее счастье может лишь человек с богатым внутренним миром. Каждый из нас уникален и многогранен, и находятся в нас самих. Анализ стихотворения Бунина доказывает, что человек является творцом своей судьбы. Если он заглянет в себя, познает свой мир, то он будет счастливым. Все, что есть вокруг, - это выдумки, прах и суета, нужно просто остановиться и понять свое предназначение.

Стихотворение написано в виде сонета, в нем используются метафоры, эпитеты, сравнения, поэтому оно очень удобно для восприятия и запоминания. Бунинский «Вечер» является шедевром философской лирики. Автор очень точно выразился о таком сложном чувстве, как человеческое счастье, в простой и яркой форме. Нужно лишь научиться наслаждаться каждым мигом, а если имеешь способность чувствовать, то это и есть настоящее счастье.

Стихотворение Бунина «Вечер» было написано в 1909 году и относится, на первый взгляд, к пейзажной лирике. Здесь автор описывает прекрасный осенний вечер, наполненный последним солнечным теплом: бездонное небо, белые облака, чистый воздух… Но не это главное в произведении – вечер лишь повод для внутренних размышлений лирического героя.
В стихотворении есть элементы сюжета – мы понимаем, что герой (очень близкий самому автору) находится у себя в поместье. Он работает в своем кабинете, видимо, погружен, в свои мысли, проблемы и тут…взор его обращается в окно. И поток мыслей героя принимает другое направление.
Стихотворение начинается с антитезы: «О счастье мы всегда лишь вспоминаем. А счастье всюду». Далее весь строй произведения призван развить и доказать эту мысль лирического героя. И прекрасный осенний пейзаж помогает в этом герою, направляет и подталкивает его мысль, вдохновляет как нечто, что выше человека, как Божественное начало.
Композиционно стихотворение можно разделить, на мой взгляд, следующим образом: антитезис, тезис, три части и заключительный вывод. Герой пытается доказать, что «счастье всюду». Это значит, мне кажется, что оно рядом. Не нужно его искать где-то в «заморских странах» - подними глаза к небу, и ты увидишь счастье, говорит Бунин:
Может быть, оно -
Вот этот сад осенний за сараем
И чистый воздух, льющийся в окно.
Лирический герой переводит глаза на небо, наблюдает за легким белым облаком. Это наблюдение наводит его другую мысль:
Мы мало видим, знаем,
А счастье только знающим дано.
Как это понять – счастлив только тот, кто знает? Знает что? Мне кажется, что ответ на этот вопрос будет дан в конце стихотворения.
Далее внимание героя отвлекает птичка, севшая на подоконник кабинета. Герой замечает: «И от книг Усталый взгляд я отвожу на миг». Он отходит от грустных размышлений и суетных занятий и растворяется в природе:
День вечереет, небо опустело.
Гул молотилки слышен на гумне...
Все это наполняет лирического героя истинным умиротворением и покоем. Он приходит к выводу, главному во всем стихотворении, – «Я вижу, слышу, счастлив. Все во мне».
Итак, по мысли героя, счастье дается лишь знающим, тем, кто знает секрет – «все во мне», все внутри самого человека. Его внутренний мир настолько богат и многогранен, что содержит в себе все источники счастья. Человек может видеть, слышать, он сам часть Божественной силы и существует рядом с ней. Что еще нужно? А все остальное – прах, суета, пустые выдумки слабого человека, не желающего просто остановиться, заглянуть внутрь себя и увидеть Истину.
Мне кажется, именно эта мысль – основной вывод лирического размышления, к которому пришел герой и вместе с ним автор.
Помочь выразить эту мысль помогают средства художественной выразительности в стихотворении. Стихотворение написано простым лаконичным языком, в нем содержится достаточно небольшое количество тропов. Передать прелесть осеннего вечера и состояние героя помогают эпитеты («чистый воздух», «бездонное небо», «усталый взгляд»), метафоры («воздух, льющийся в окно», «встает, сияет облако»), сравнения («легким белым краем встает»).
Автор чередует инверсию («Пискнула и села На подоконник птичка», «легким белым краем Встает, сияет облако») с прямым порядком слов, что создает интересный ритм, передающий неровное течение мысли главного героя: то плавное, то сбивающееся на учащение. Этому же способствует чередование длинных и коротких строк в стихотворении.
Произведение написано пятистопным ямбом с пиррихиями, что также придает ему плавность. Здесь Бунин использовал традиционную перекрестную рифмовку (Абаб) и чередование женских и мужских рифм (вспоминаем – оно – сараем - окно).
«Вечер» Бунина, на мой взгляд, шедевр философской лирики, сокровище в миниатюре. Поэт сумел так просто и ясно сказать об очень сложных вещах – о человеческом счастье. Мне очень близка формула поэта, хотя, мне кажется, во всей глубине я осознаю ее гораздо позже: «Счастье всюду. Все во мне».
Человек живет, он имеет возможность видеть, слышать, чувствовать. И это - огромное счастье. Ведь именно это и составляет смысл человеческой жизни. Каждый миг дан тебе свыше, как подарок. Пользуйся им, наслаждайся и будь благодарен за все. Ты имеешь душу, способную чувствовать, и это самое большое чудо на земле!
Именно таким настроением я проникнулась, именно к таким выводам пришла, именно это осознала, прочитав и проанализировав стихотворение «Вечер».


И.А. Бунин "Вечер"

2. Дата создания.

4. Идея произведения, основная мысль.

Поэт поднимает в стихотворении проблему счастья.

Мы замечаем счастье, только когда оно исчезает, а на самом же деле, оно кроется в простых вещах, в том, что мы способны видеть и слышать, замечать красоту природы и прелесть мимолетных мгновений. Иногда для счастья нужно всего лишь поднять глаза, отвлечься от дел и наслаждаться тем, что нас окружает.

5. Средства художественной выразительности.

Цветопись: "легким белым краем".

Эпитеты: "чистый воздух, льющийся в окно", "в бездонном небе", "усталый взгляд"

Звукопись: "пискнула и села на подоконник птичка", "Гул молотилки слышен на гумне..."

Метафоры: "легким белым краем встает, сияет облако"

Анафора: "сад осенний за сараем", "В бездонном небе легким белым краем", "Мы мало видим, знаем"

Повторы: "О счастье мы всегда лишь вспоминаем, а счастье всюду"

6. Это не конец, продолжение ниже.

Полезный материал по теме

Особенности жанра композиции.

Написано в форме сонета, имеет эпическое и лирическое начало, относится к философской лирике Бунина.

7. Образ лирического героя.