Банковское право как комплексная отрасль законодательства. Банковское право, как отрасль российского права: магистерские диссертации, дипломные и курсовые работы по Банковскому праву Понятие банковской системы, ее элементы и свойства

Банковское право в РФ

Понятие банковского права

– во-первых, отрасль права;



Система банковского права

в) нормы банковского права.

Пример подотрасли

Институт банковского права

– правило поведения;

2. .Источники банковского права.

2) ФКЗ и ФЗ.

а) указание Банка России;

б) положение Банка России;

в) инструкция Банка России.

указаний,

Нормативные акты Банка России принимаются в форме положений

Тема: БАНКОВСКИЙ НАДЗОР

Банковское право в РФ

Тема: Банковское право как отрасль права.

Понятие банковского права

Вопрос о том, является ли банковское право самостоятельной отраслью права может быть решен с помощью теории права. В соответствии с ней любая самостоятельная отрасль права имеет сой предмет и метод правого регулирования.

Банковское право является отраслью права, которая регулирует деятельность банков и иных кредитных организаций.

Под «банковским правом» понимается:

– во-первых, отрасль права;

– во-вторых, наука, которая изучает закономерности построения и функционирования банковской системы, правовых норм, регулирующих банковские отношения и практику их применения;

– в-третьих, учебная дисциплина, которая преподается в высших учебных заведениях.

В советской науке банковское право рассматривалось как часть финансового права, считаясь его особой подотраслью. Традиция рассматривать банковское право как подотрасль финансового права сохранилась и в настоящее время.

Банковская тематика рассматривается в учебниках по финансовому праву, начиная с темы «Правовое положение банков» и заканчивая темами «Расчетные правоотношения», «Ценные бумаги.

С другой стороны, банковское право является частью гражданского права. Многие вопросы урегулированы именно нормами гражданского права.

Можно сказать о том, что у банковского права существует свой собственный предмет правового регулирования – общественные отношения, возникающие в сфере взаимодействия банковских и иных кредитных организаций.

Банковское право регулирует, во-первых, банковскую систему, возглавляемую Банком России, и, во-вторых, банковскую деятельность. Соответственно, предметом правового регулирования для банковского права являются банковская система, банковская деятельность и банковские отношения.

Под методом правового регулирования в теории права обычно понимается совокупность способов и средств правового регулирования, которые обусловлены закономерностями предмета правового регулирования и применяются в определенной отрасли права. Здесь существенными являются три элемента, из которых складывается метод правового регулирования:

а) основания возникновения прав и обязанностей и характер их взаимосвязи;

б) способ формирования содержания прав и обязанностей;

в) характер санкций, а также способы и процедуры их применения; О санкциях банковского права можно сказать, что они создают наиболее характерное отличие банковского права от всех других отраслей права.

Банковское право использует такие методы как императивный и диспозитивный.

Императивным или административно-правовым методом регулируются отношения власти и подчинения. Этот метод предполагает наличие у одной из сторон правоотношения права давать в отношении другой стороны обязательные для исполнения властные предписания. Такой метод используется, например, в отношениях между Центральным банком и иными элементами банковской системы.

Диспозитивным или гражданско-правовым методом, который предполагает для участников правоотношений равенство и возможность выбирать вариант поведения по собственному усмотрению в зависимости от конкретных обстоятельств. Таким методом регулируются, в основном, отношения между коммерческими банками и их клиентами.

Банковское право относится к так называемым комплексным отраслям права, которые сочетают элементы нескольких других отраслей.

Система банковского права

Вопрос о системе банковского права имеет теоретическое и практическое значение. Теоретическое значение этого вопроса состоит в том, что изучение системы банковского права позволяет лучше понять смысл регулирования тех или иных банковских операций и сделок, истолковать значение норм, а также разграничить банковское право и другие отрасли права, которые регулируют банковскую деятельность.

Общие понятия системы права, подотрасли, правового института, нормы права, разработанные в теории права и государства, вполне применимы в банковском праве.

Система банковского права включает три уровня:

а) подотрасли банковского права;

б) правовые институты (отраслевые и межотраслевые);

в) нормы банковского права.

Пример подотрасли – валютное право в той части, в которой оно регулируется соответствующими банковскими законами и нормативными актами Банка России.

Институт банковского права – это совокупность правовых норм, которые регулируют взаимосвязанные банковские отношения определенного вида. Банковское право состоит из таких институтов, как например, банковская система, правовой статус кредитной организации, правовой статус Банка России, пруденциальное регулирование, пруденциальный надзор, правовое регулирование бухгалтерского учета в кредитной организации, открытие и ведение банковского счета, расчеты, кассовые операции, валютные операции, валютный контроль, операции по банковским вкладам, операции по кредитам, операции с драгоценными металлами и некоторые другие.

Нормы банковского права являются разновидностью правовых норм . Им присущи все те признаки, которые характерны для любой юридической нормы. Право состоит из юридических норм, поэтому все признаки права одновременно являются и признаками правовой нормы.

Признаки, которые присущи норме права как единичному правовому явлению:

а) норма права – абстрактное правило поведения;

б) требования правовой нормы обращены к персонально не определенным лицам (к любому банкиру, к любому кредитору, к любому вкладчику и т. п.);

в) норма права рассчитана на многократное применение;

г) норма права имеет предоставительно-обязывающий характер (предусматривает права и обязанности субъектов правоотношения).

Если с учетом сказанного проанализировать специфику норм банковского права, то можно отметить следующее.

Банковские отношения регулируются нормами не только собственно банковского права, но и нормами, которые системно связаны с банковским правом, – конституционного, гражданского, административного, финансового и налогового права.

Например, нормы конституционного права, которые регулируют порядок назначения Председателя Банка России и Совета директоров, являются одновременно нормами и конституционного, и банковского права. Другой пример ст. 140 Гражданского кодекса Российской Федерации. В ней закрепляется основа денежной системы – денежная единица как законное средство платежа. Эта норма, будучи нормой гражданского права, одновременно является и нормой банковского права.

Итак, можно сделать вывод о том, что норма банковского права имеет следующие основные признаки:

– формально-определенный характер банковского правила (содержится в нормативном акте);

– предусматривает права и обязанности субъектов банковских отношений;

– обеспечена возможностью применения санкций;

– закрепляет правовое положение субъектов банковских отношений и предусматривает определенные варианты их поведения;

– правило поведения;

– закрепляет типичные банковские отношения;

– адресована персонально-неопределенному кругу субъектов банковских правоотношений;

– рассчитана на возможность неоднократного применения.

2. .Источники банковского права.

Право имеет внешнюю форму своего выражения. Внешней формой проявления права являются его источники.

Источниками банковского права являются федеральные законы и основанные на них подзаконные нормативные правовые акты.

1) Основным источником любой отрасли прав является Конституция Российской Федерации, принятая 12 декабря 1993 года всенародным голосованием. Конституция Российской Федерации устанавливает для банковского права основополагающие нормы.

В ней закрепляются независимость осуществления Банком России эмиссионной функции, порядок назначения Председателя Банка России и Совета директоров, а также ряд других вопросов, составляющих сущность денежно-кредитной системы в российском обществе.

В ст. 4 Конституции Российской Федерации говорится, что Конституция Российской Федерации и федеральные законы имеют верховенство на всей территории Российской Федерации. Поэтому все остальные законы, в том числе и те, которые принимаются субъектами Российской Федерации, не могут противоречить Конституции Российской Федерации и федеральным законам.

При этом надо иметь в виду, что согласно Конституции Российской Федерации финансовая и кредитная деятельность регулируется только федеральными законами. Субъектам Российской Федерации такое право не предоставлено. Это означает, что регулировать деятельность кредитных организаций в смысле установления правовых норм могут только федеральные органы государственной власти.

В нормах данного акта содержатся положения, напрямую касающиеся банковской деятельности, например, в соответствии с п. ж ст. 71 в ведении Российской Федерации находятся установление правовых основ единого рынка; финансовое, валютное, кредитное, таможенное регулирование, денежная эмиссия, основы ценовой политики; федеральные экономические службы, включая федеральные банки.

В соответствии со ст. 75 денежной единицей в Российской Федерации является рубль. Денежная эмиссия осуществляется исключительно Центральным банком Российской Федерации. Введение и эмиссия других денег в Российской Федерации не допускаются.

Защита и обеспечение устойчивости рубля, в соответствии с той же статьей, является основной функцией Центрального банка Российской Федерации, которую он осуществляет независимо от других органов государственной власти.

В Российской Федерации (ст. 8 Конституции Российской Федерации) гарантируются единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности.

Кроме того, каждый имеет право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности. Не допускается экономическая деятельность, направленная на монополизацию и недобросовестную конкуренцию (ст. 34 Конституции Российской Федерации).

2) ФКЗ и ФЗ.

Федеральный закон от 10.07.2002 N 86-ФЗ "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)";

Правовое положение и функции коммерческих банков и других кредитных организаций предусмотрены Федеральным законом от 02.12.1990 N 395-1 "О банках и банковской деятельности";

3) Нормативные Указы Президента РФ;

4) Постановления Правительства РФ;

5) НПА федеральных органов исполнительной власти, и в первую очередь НПА ЦБ РФ.

В настоящее время четко установлены формы издания нормативных актов Банка России:

а) указание Банка России;

б) положение Банка России;

в) инструкция Банка России.

Нормативные акты Банка России принимаются в форме указаний, если по своему содержанию они устанавливают отдельные правила по вопросам компетенции Банка России, в виде указаний об изменении и дополнении действующего нормативного акта Банка России, если содержат положения об изменении отдельных положений действующего нормативного акта Банка России и (или) о дополнении нормативного акта Банка России; в виде указаний об отмене действующего нормативного акта Банка России, если ими отменяется действующий нормативный акт Банка России в целом.

Нормативные акты Банка России принимаются в форме положений , если их основным содержанием является установление системно связанных между собой правил по вопросам, отнесенным к компетенции Банка России.

Нормативные акты Банка России принимаются в виде инструкций, если их основным содержанием является определение порядка применения положений федеральных законов, иных нормативных правовых актов по вопросам компетенции Банка России (в том числе указаний и положений Банка России).

Банковское право регулирует отношения, складывающиеся в сфере банковской деятельности (ст. 2 Закона о банках), к которым относятся:

  • отношения по осуществлению банковских операций;
  • отношения между кредитными организациями и государственными органами ;
  • порядок регистрации кредитных организаций и их лицензирование ;
  • межбанковские отношения;
  • ответственность за правонарушения в банковской сфере;
  • другие отношения, касающиеся деятельности кредитных организаций в РФ.

Банковское право регулирует банковскую деятельность, являющуюся одним из видов экономической деятельности. Характерными чертами банковской деятельности являются:

  • предпринимательский характер, т.е. направленность на извлечение прибыли ;
  • возможность осуществления только специальными субъектами;
  • совершение систематических банковских операций: привлечение денежных средств физических и юридических лиц, размещение привлеченных средств на рынке , открытие и ведение банковских счетов , осуществление расчетов между участниками экономической деятельности и т.д.

Общественные отношения, которые регулируются банковским правом, составляют его предмет. Круг общественных отношений, который регулируется банковским правом, имеет сложный, смешанный и комплексный характер. В юридической литературе нет единого мнения по вопросу комплексности правового регулирования . Одни авторы признают комплексный характер регулирования, другие являются противниками такого подхода. При решении этого вопроса следует исходить из того, что правовое регулирование отраслей российского права постоянно находится в развитии, поэтому новые виды правоотношений получают самостоятельную правовую регламентацию, особый правовой режим. Банковское право, по сути, носит комплексный характер, поскольку зачастую возникающие правоотношения имеют разную правовую природу. Так, комплексные банковские отношения могут включать в себя:

  • финансовые правоотношения;
  • трудовые правоотношения.

Все эти правоотношения имеют либо частноправовое содержание, либо публично-правовое содержание, что выражается в комплексном правовом регулировании.

Таким образом, предмет банковского права составляют общественные отношения, складывающиеся в процессе осуществления ЦБ РФ и иными банковскими и кредитными учреждениями банковской деятельности, а также в ходе регулирования функционирования банковской системы соответствующими государственными органами.

Составляющими предмета науки банковского права являются:

  • правовые категории банковского права;
  • нормы банковского права;
  • метод банковского права;
  • обобщение, анализ и систематизация судебно-арбитражной и правоприменительной практики по спорам, возникающим между участниками банковских правоотношений;
  • история становления и развития банковского дела и банковского законодательства в России и за рубежом;
  • научно-теоретические доктрины, описывающие юридические конструкции, используемые в банковском праве, а также содержащие в себе предложения по совершенствованию банковского законодательства.

Метод и принципы банковского права

  1. принцип неприкосновенности частной собственности ;
  2. принцип свободы банковской деятельности;
  3. принцип поощрения и запрещения монополизации;
  4. принцип осуществления банковской деятельности на едином экономическом пространстве;
  5. принцип паритета интересов всех субъектов банковского права ;
  6. принцип двухуровнего построения банковской системы РФ;
  7. принцип экономического районирования при организационном построении ЦБ РФ;
  8. принцип независимости ЦБ РФ от других органов государственной власти РФ;
  9. принцип ответственности ЦБ РФ за осуществление законодательно закрепленных за ним функций;
  10. принцип монопольного осуществления ЦБ РФ эмиссии наличных денег и организации их обращения;
  11. принцип сочетания государственного управления банковской системой и ее самоуправления;
  12. принцип недопустимости вмешательства органов государственной власти и местного самоуправления в оперативную деятельность кредитных организаций ;
  13. принцип исключительной правоспособности кредитных организаций;
  14. принцип сохранения банковской тайны .

Источники банковского права

Кроме того, следует назвать общие федеральные законы об акционерных обществах , о рынке ценных бумаг , о валютном регулировании.

К числу специальных законов, регулирующих банковскую деятельность, следует отнести федеральные законы о банках, о ЦБ РФ, о несостоятельности (банкротстве) и др.

Следует подчеркнуть, что ни общие, ни специальные законы не могут противоречить Конституции . В случае обнаружения такого противоречия заинтересованные лица могут обжаловать его в Конституционный Суд РФ .

Следует отметить, что нормы международных договоров, к которым присоединилась Российская Федерация, могут действовать на территории РФ непосредственно. Они имеют приоритет перед национальным законодательством в случае возникновения между ними коллизии.

Банковские отношения носят комплексный характер. Это означает, что они одновременно являются публично-правовыми и частноправовыми.

В связи с этим специфика банковских отношений проявляется в том, что они могут устанавливаться как гражданскоправовым договором, так и каким-либо нормативно-правовым актом. Однако в банковском праве в отличие от гражданского права автономия воли его участников ограничена со стороны ЦБ РФ установлением определенных «правил игры».

Банковские правоотношения возникают преимущественно по поводу денежных средств . Однако в отличие от финансовых правоотношений, которые, как правило, принято считать «всегда возникающими по поводу денег», банковские правоотношения включают более широкий круг объектов.

Система коммерческих банков является необходимым структурным элементом рыночной экономики. Все почему? Во-первых, рыночное хозяйствование возможно при наличии разных форм собственности, в т.ч. частной.

Функционирование на рынке заключается в осознании потребностей рынка, в попытках их удовлетворения. В свою очередь, для этого нужно представлять все необходимое (кадры, технологии), а на это нужен свободный капитал

В обществе, в котором существует реальная конкуренция и множество хозяйственных субъектов, существует группа предпринимателей, которым нужны деньги здесь и сейчас.

Функции коммерческого банка в рыночной экономике:

    Аккумуляция денежных средств, полученных от предпринимателей и населения

    Возврат денежных средств в гражданский оборот в виде кредитов

    Осуществление расчетно-платежных операций

Специализация и кооперация – становой хребет рыночной экономики.

Банковское право – комплексная отрасль российского права (юридический словарь указывает, что это не комплексная отрасль, а межотраслевой комплекс правовых норм).

Аспекты изучения:

    БП как комплексная отрасль права

    БП как учебная дисциплина

    БП как наука

Банковское право как отрасль права

Банковское право как отрасль права – совокупность норм, регулирующих отношения, возникающие в процессе:

Создания, функционирования, развития, ликвидации кредитных организаций

Построения, функционирования и развития банковской системы

Регулирования банковской деятельности со стороны Банка России, других государственных органов, союзов и ассоциаций коммерческих банков.

БП как наука – знание о содержании отрасли права, истории, состояния и перспективы развития этой отрасли, знания о правоприменительной и правотворческой практике, о зарубежном опыте.

БП как учебная дисциплина – предмет преподавания, знание об отрасли права, методических приемах преподавания, правотворческой, правоприменительной деятельности в отрасли права.

Банковское законодательство – комплексная отрасль законодательства, которая представляет собой специфическое структурное образование в системе российского законодательства, которое используется для комплексного правового регулирования всех сторон деятельности кредитных организаций и системы коммерческих банков, используя нормы различных отраслей права.

Источники банковского права:

    ФЗ «О банках и банковской деятельности»

    ФЗ «О Центральном Банке РФ»

    ФЗ «О кредитных историях»

    ФЗ «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций»

    ФЗ «О страховании вкладов физических лиц в банках России»

Также деятельность регулируется рядом подзаконных актов ЦБ РФ, Министерства финансов, органов финансового и банковского контроля.

Две группы в законодательстве:

Специальное банковское законодательство – это законодательство, главной целью которого является регулирование общественных отношений, возникающих в связи с деятельностью кредитных организаций

Общее банковское законодательство – те нормы права, которые регулируют не только деятельность банков, они сформулированы не столько для банков, но регулируют и их деятельность

Комплексная отрасль – это юридически целостное образование, а не механическое объединение норм.

По Тосуняну:

основная отрасль имеет предметное единство, однородные нормы, единый метод правового регулирования и определенное место в системе права.

комплексная отрасль не имеет предметного единства, но имеет предметное ядро, в качестве которого выступает совокупность банковских правоотношений, которые не могут быть четко обособлены. Комплексная отрасль складывается от отраслевых норм, которые складываются из отраслевых норм, взятых из различных отраслей права плюс нормы, специфические для данной отрасли. Комплексная отрасль использует разные методы правового регулирования плюс специфический комплексный метод. В процессе правового регулирования занимает определенную нишу.

Признак объединения норм комплексной отрасли тематический, целевой.

В условиях происходящего в нашем государстве реформиро­вания социально-экономических отношений формируются новые отрасли и институты в системе национального права. Это касает­ся, в частности, и такого феномена, как банковское право.

В истории российского государства правовое регулирование банковской деятельности в отдельные периоды осуществлялось различными методами, причем не только в соответствии с эко­номической политикой, но и исходя из степени проникновения банковских операций на товарно-денежный рынок.

Сведения о первых банковских операциях в России относят­ся к эпохе Русской правды и связаны с регулированием кредитных операций. Они осуществлялись в основном в тех городах, которые были центрами торговли и, как правило, имели выход к водным торговым путям. В период господства натурального хозяйства, ко­гда товарно-денежные отношения отсутствовали как таковые, ус­ловий для совершения любых видов банковских операций, без­условно, не было. Вообще, истории российского кредита известны факты, в соответствии с которыми купцы считали дурным тоном вести свои дела в долг, а первые банки распадались в связи с не­возвратом выданных ссуд.

В современных условиях зарождение банковского права как отрасли права связано с принятием в 1990 г. двух «банковских» за­конов - о статусе центрального банка и о банках и банковской деятельности, которые официально закрепили за банковской сис­темой ее двухуровневый характер. Однако правовое регулирова­ние банковской деятельности как атрибута рыночной экономики началось несколько ранее, в связи с принятием Закона о ко­операции, когда стали создаваться акционерные и кооператив­ные банки. В 1995-1996 гг. «банковские» законы были изложены в новых редакциях, что соответствовало не только потребностям экономики, но и правовой культуре отечественного банковского законодательства.

Одновременно с образованием отрасли банковского права стала формироваться отечественная наука банковского права, а в 1995 г. на страницах периодического издания «Государство и право» была опубликована программа учебного курса «Основы банковского права».

Триаду характеристик феномена «банковское право» - в ка­честве отрасли права, учебной дисциплины и науки - на сего­дняшний день целесообразно представить следующим образом.

Как самостоятельный элемент системы российского права бан­ковское право является комплексным правовым образованием, вбирающее в себя нормы конституционного, гражданского, фи­нансового, международного и даже уголовного права, которые ре­гулируют деятельность Центрального банка РФ и кредитных ор­ганизаций как основных элементов банковской системы, а также участие иностранного капитала в банковской системе России и других субъектов банковского сообщества, к которым можно отнести Агентство по страхованию вкладов, банковские холдин­ги и ассоциации, союзы кредитных организаций. Иными сло­вами, предметом банковского права являются любые общест­венные отношения, связанные с деятельностью организаций, выполняющих банковские операции или оказывающих влияние на их совершение.

Мнения ученых по данному вопросу разделились. Одни рас­сматривают банковское право как комплексную отрасль россий­ского права (Г.А. Тосунян, А.Ю. Викулин), складывающуюся из норм иных отраслей права лишь по преимуществу и содержащую в

своем составе ряд норм, присущих исключительно данной от­расли комплексного права, например нормы-дефиниции и нормы-принципы. Важно то, что указанные авторы в комплексном ха­рактере указанной отрасли отмечают качественно новое, юриди­чески целостное правовое образование, а не механическое объе­динение норм основных отраслей права.

О.М. Олейник, исследуя понятие «банковское право», полага­ет «совершенно правильным подходом» объяснять традиционное употребление анализируемого термина необходимостью выделения и обозначения круга норм, так или иначе связанных с дея­тельностью банков. При этом он проводит аналогию с семейным, экологическим, наследственным, авторским и «каким угодно пра­вом» «в целях удобства для практического использования». В ре­зультате, автор делает вывод о том, что, по господствующему мне­нию юристов, банковское право представляет собой совокупность норм права, содержащих предписания, относящиеся к банковской деятельности, и регулирующих публичные отношения банков, же частно-правовые отношения банков с клиентами, т.е. норм, в той или иной степени соотносимых с банковской деятельностью. А. Г. Братко рассматривает банковское право как самостоя­тельную отрасль российского права, состоящую из правовых норм, регулирующих организацию банковской системы, денежное обра­щение, правовой статус и банковские операции кредитных организаций.

Как представляется, следует согласиться с позицией Й.В. Рукавишниковой, которая полагает преждевременным и теоретически недостаточно обоснованным выделение банковского права в качестве отрасли российского права, а обособление законодательного и научно-практического материала, посвященного дея­тельности кредитных организаций и Банка России, целесообраз­ным только с точки зрения формирования учебной дисциплины.

Отсутствие теоретического обоснования и общенаучного при­знания банковского права в качестве самостоятельной отрасли права означает продолжение существующей ныне порочной прак­тики, при которой различные аспекты правового регулирования банковской деятельности освещаются отдельно друг от друга, что делает невозможным формирование целостного представления о таком сложном и в ряде отношений противоречивом предме­те, каким является банковское право России.

При изучении проблем правового регулирования деятельно­сти кредитных, организаций лишь в рамках различных отраслей юридической науки (конституционное право, гражданское пра­во, административное право, финансовое право, уголовное пра­во и т.д., каждое из которых имеет свой особый взгляд на вещи, что совершенно обоснованно) постигаются, как правило, лишь частные вопросы, не охватывающие правовые проблемы банков­ской деятельности во всей их полноте.

Необходимо отметить и тот факт, что возникновение систем­ного финансово-банковского кризиса 1998 г. в Российской Фе­дерации и его столь тяжелые последствия были напрямую взаимосвязаны с отсутствием профессионализма в банковском управлении, недостаточным уровнем правовой подготовки не только многих руководителей и работников кредитных организаций, но и авторов ряда нормативных актов Банка России.

Словом, сегодня невозможно успешно решать проблемы управления банковской системой и процессом ее развития, ограничиваясь изучением вопросов правовой регламентации создания и деятельности кредитных организаций и других элементов банковской деятельности лишь в рамках курсов конституционного, гражданского, финансового, административного, уголовного права, в которых правоотношения с участием кредитных организаций рассматриваются в аспекте, обусловленном спецификой предмета соответствующей отрасли права, что вполне естественно.

По нашему мнению, систематизированное, целостное изло­жение научного материала банковского права (как самостоятельной комплексной отрасли права) является необходимым условием не только его глубокого усвоения, но и качественного управления банковским сектором страны.

Разрешение данного вопроса во многом зависит от того, ка­кова степень самостоятельности самой банковской системы, ко­торую регулируют нормы банковского права. Является ли она самостоятельным экономическим явлением или частью финан­совой системы. Кроме того, при этом нельзя забывать и о таком институте, как денежная система, о ее месте и роли в экономи­ческом пространстве государства.

В рамках финансовой системы функционирует множество финансовых звеньев (институтов), в том числе банковская сис­тема. Она является нишей, в которую стекается колоссальное количество временно свободных денежных средств, как в наличной, так и в безналичной форме.

Банковская система является не только кредитным институ­том, но и системой, через которую движется денежная масса как средство платежа. Кроме того, благодаря проводимой Банком Рос­сии деятельности, связанной с разработкой денежно-кредитной политики (совместно с Правительством РФ) и ее реализацией поддерживается устойчивость национальной валюты. Вместе с тем банковская система является одним из механизмов, внутри ко­торого осуществляются валютные операции и контроль над их со­вершением со стороны других субъектов.

Иными словами, финансовая, банковская и денежная систе­мы - это совокупность перечисленных экономико-правовых яв­лений, находящихся в неразрывном единстве и взаимообусловливающих друг друга.

Нижний уровень банковской системы представлен субъекта­ми частного права (по форме собственности и частично по сво­боде волеизъявления при совершении проводимых ими опера­ций), но одновременно он является и представителем публично-правовых отношений. В связи с общезначимым характером вы­полняемых функций деятельность кредитных организаций явля­ется объектом особой заботы государства во благо поддержания их платежеспособности (для реальной защиты прав вкладчиков и кредиторов), а соответственно и стабильности всей банковской системы. В свою очередь, здоровая банковская система - залог экономической безопасности и отдельно взятого человека, и всей национальной экономики, и государства в целом.

Поскольку самостоятельность любой отрасли права предопре­деляется прежде всего предметом правового регулирования, мож­но предположить, что нормы, регулирующие банковскую дея­тельность, составляют самостоятельный институт финансового права, так как банковская деятельность осуществляется в рамках финансовой деятельности государства. Из сферы частно-правового регулирования банковское право черпает лишь методы правово­го регулирования, к числу которых редко относится метод равен­ства сторон в чистом виде, чаще всего это методы согласования, дозволения, рекомендаций и т.п.

Банковское право как отрасль российского права представляет собой совокупность норм, регулирующих отношения, возникаю­щие в процессе организации, функционирования и развития бан­ковской системы Российской Федерации, в том числе в процес­се регулирования банковской системы со стороны Банка России и других государственных органов, а также союзов и ассоциаций кредитных организаций.

Банковское право как относительно самостоятельная отрасль права выделяется в системе российского права в силу следующих обстоятельств :

1. Наличие общественной потребности и государственного инте­реса в самостоятельном правовом регулировании банковского сектора, обусловленное особой значимостью банковской системы для нормаль­ного функционирования рыночной экономики.

Особая значимость банковской системы, наличие общественной потребности и госу­дарственного интереса в самостоятельном правовом регулирова­нии банковской деятельности обусловлены тем, что деятельность коммерческих банков и Банка России непосредственно влияет на реализацию государственной экономической политики и обес­печение экономической безопасности страны. Данный тезис полу­чил нормативное закрепление в Указе Президента РФ «О госу­дарственной стратегии экономической безопасности Российской Федерации (Основных положениях)» от 29 апреля 1996 г. № 608, где сказано, что нормализация финансовых потоков и расчетных отношений, устойчивость банковской системы и национальной валюты, степень защищенности интересов вкладчиков являются важнейшими критериями, определяющими состояние экономи­ческой безопасности государства.

2. Наличие самостоятельного предмета правового регулирования, обусловленное четким выделением специфики регулируемых банков­ским правом общественных отношений.

О банковском праве как об относительно самостоятельной отрасли права можно говорить в связи с тем, что наряду с другими видами человеческой дея­тельности законодатель особо выделил такой вид как банковская деятельность.

Однако отношениями, возникающими по поводу осуществле­ния кредитными организациями и Банком России банковской деятельности, предмет банковского права не исчерпывается. Предмет банковского права составляют также правоотношения, возникаю­щие в процессе регулирования банковской системы РФ со стороны Банка России и других органов государственной власти в целях обеспечения интересов граждан, организаций и государства.

Таким образом, в самом общем виде можно сказать, что пред­мет банковского права составляют общественные отношения, воз­никающие в процессе функционирования банковской системы РФ.

3. Потребность в особом методе правового регулирования.

Спе­цифика методов банковского права обусловлена специфическими чертами общественных отношений, составляющих предмет банковского права, - это банковские, гражданские, административные, финансовые и т.д. правоотношения. Следовательно, банковское право использует первичные (гражданско-правовой и админист­ративно-правовой) методы правового регулирования, а также ком­плексный метод, представляющий собой своеобразное сочетание первичных методов.

Комплексный метод банковского права регулирует смешанные правоотношения, возникающие в процессе функционирования банковской системы РФ, и характеризуется сочетанием импера­тивных и диспозитивных приемов юридического воздействия, которые в концентрированном виде выражаются в правовом поло­жении (статусе) кредитных организаций.

В банковском праве первичные методы в зависимости от ха­рактера регулируемых отношений и других факторов выступают в различных вариациях. На своеобразие этих вариаций влияют конкретные способы регулирования - дозволение, запрет, пози­тивное связывание.

4. Наличие либо потребность в особых (специальных) источни­ках права.

Наличие особых источников банковского права при­знано на законодательном уровне путем введения в официальный оборот понятия «банковское законодательство», которое было осуществлено путем употребления указанного термина в тексте ст. 56 Федерального закона «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)». В пре­дыдущем законе (ст. 30 Закона РСФСР «О Центральном Банке РСФСР (Банке России)») употреблялся термин «законодательство РСФСР о банках». Думается, что о банковском законодательстве правомерно говорить как о самостоятельной отрасли российского законодательства с момента принятия в 1990 г. первых двух спе­циальных банковских законов: «О банках и банковской деятельно­сти в РСФСР» и «О Центральном банке РСФСР (Банке России)».

Специальное банковское законодательство является комплекс­ной отраслью законодательства и в этом качестве представляет собой специфическое структурное образование в системе россий­ского законодательства, которое использует для комплексного пра­вового регулирования всех сторон деятельности банковской сис­темы нормы различных отраслей права.

5. Конституционное и (или) законодательное закрепление прин­ципов данной отрасли права.

6. Наличие специфической (присущей только данной отрасли права) системы понятий и категорий.

1. Предмет банковского права

Банковская система в условиях рыночных отношений обеспечивает:

Аккумуляцию свободных денежных средств физических и юридических лиц;

Их межрегиональное и межотраслевое перераспределение;

Внутринациональные и международные расчетные отношения между различными хозяйствующими субъектами.

В России отношения, складывающиеся, в процессе функционирования финансовой системы государства, – финансовой деятельности государства и муниципальных образований, регулируются соответствующей отраслью российского права – финансовым правом.

Банковское право – это самостоятельная комплексная отрасль российского права, представляющая собой совокупность правовых норм, регулирующих общественные отношения, возникающие в процессе осуществления Центральным банком Российской Федерации и кредитными организациями, а также регулирования банковской системы Российской Федерации.

Предмет банковского права составляют общественные отношения в сфере банковской деятельности (банковские правоотношения).

Во многих случаях, такие отношения могут быть отнесены к:

Конституционно-правовым;

Административно-правовым;

Гражданско-правовым;

Финансово-правовым;

Уголовно-правовым и др.

Предмет банковского права – это совокупность следующих общественных отношений, складывающихся в сфере банковской деятельности:

Властных отношений, возникающих в процессе регулирования банковской системы соответствующими органами государства (в первую очередь ЦБ РФ);

Правовых отношений, возникающих в процессе построения, развития и функционирования банковской системы Российской Федерации;

Правовых отношений, возникающих в процессе осуществления кредитными организациями банковской деятельности;

Правовых отношений, возникающих в процессе банковского контроля и контроля за соблюдением банковского законодательства;

Правовых отношений, возникающих в процессе защиты прав и законных интересов участников банковских правоотношений;

Правовых отношений, возникающих в процессе привлечения к ответственности за совершение правонарушений в сфере банковской деятельности.

2. История возникновения и развития банковского дела

Банковское дело возникло и развивалось на базе капитала, приносящего проценты. А ростовщический капитал использовался еще при разложении первобытнообщинного строя. В древности существовали учреждения, выполнявшие функции банков. Они функционировали в Вавилоне, Древней Греции, Египте, Риме. Банки выполняли разнообразные операции – от комиссионных операций по покупке, продаже и платежей за счет клиентов до выдачи кредитов и выступления в качестве поручителя и доверенного лица при совершении различных актов и сделок. Уже тогда государство пыталось юридически регулировать личные кредитные отношения и защищать интересы ростовщиков. В связи с интенсивным развитием торговли увеличилась потребность в кредите, а это побудило развитие банковских операций.

Исходные позиции развития банковского дела были определены в деятельности менял в средние века в Италии. Слово «банк» по одной из версий произошло от итальянского «banko» (денежный стол).

Одним из первых банков в современном понимании этого термина был созданный в 1407 г. Банк Генуи. Учреждения, имеющие черты банков, появлялись в торговых центрах – Нидерландах, Германии.

В Западной Европе переход к кредитным банковским домам и коммерческим банкам произошел во второй половине XVII в. В Англии в 1664 г. был создан Банк Англии, который активно осуществлял кредитование торгово-промышленного оборота.

История банковского дела в США начинается со второй половины XVIII в. Частные колониальные ссудные конторы занимались выдачей ссуд под залог земли и выпуска в обращение бумажных денег. Первым коммерческим банком США, получившим документ на право ведения банковских операций, был Банк Северной Америки.

Российские банки появились в эпоху Великого Новгорода (XII–XV вв.). Уже тогда осуществлялись банковские операции, принимались денежные вклады, выдавались кредиты под залог. Более серьезное развитие банковское дело в России получило в первой половине XVIII в., когда императорская власть начала всячески покровительствовать финансовому делу и развитию банков.

3. Становление современной российской банковской системы

Банковская система, сложившаяся в СССР в доперестроечный период, характеризовалась наличием следующих централизованных государственных структур.

Госбанк СССР с сетью своих учреждений, которые осуществляли расчетное, кассовое и кредитное обслуживание предприятий и организаций. Он был единым эмиссионно-кассовым, кредитным и расчетным центром страны.

Стройбанк СССР осуществлял через свои учреждения расчетное обслуживание и долгосрочное кредитование предприятий капитального строительства.

Внешторгбанк СССР обслуживал юридических лиц, участвующих во внешней торговле, и физических лиц, имевших право на хранение валютных средств.

В июле 1987 года была создана новая система банков:

Госбанк СССР и пять специализированных банков:

Внешэкономбанк СССР;

Промстройбанк СССР;

Агропромбанк СССР;

Жилсоцбанк СССР;

Сберегательный банк СССР.

Госбанк СССР по-прежнему оставался главным банком. Он выполнял следующие функции: управление денежно-кредитной системой страны, координация всей банковской деятельности, организация расчетов между банками и пр.

В задачу Внешэкономбанка СССР входили: организация и проведение расчетов по экспортно-импортным и неторговым операциям.

Задачами Промстройбанка СССР являлись: кредитование основной деятельности, финансирование и кредитование капитальных вложений, расчеты в промышленности, строительстве, на транспорте и в отраслях связи.

Агропромбанк СССР осуществлял кредитование основной деятельности, финансирование и кредитование капитальных затрат, расчеты объединений, предприятий и организаций агропромышленного комплекса и потребительской кооперации.

Жилсоцбанк СССР был призван организовать кредитование основной деятельности, финансирование и кредитование капитальных затрат.

Задача Сбербанка СССР состояла в том, чтобы осуществлять расчеты и кассовое обслуживание населения, обеспечивать распространение и погашение облигаций государственных займов, кредитование потребительских нужд граждан.

4. Дальнейшее развитие банковской системы

Структура банковской системы складывалась под влиянием общей структуры управления народным хозяйством. Каждый тип народнохозяйственного комплекса получил поддержку в виде специального банка, осуществлявшего его кредитно-расчетное обслуживание.

Помимо банков государственного происхождения в стране начала формироваться сеть акционерных и кооперативных коммерческих банков.

Идея децентрализации банковской системы на первом этапе реформы получила свою реализацию на практике, однако значение проведенной децентрализации было достаточно относительным. Специализированные банки напоминали те же банковские министерства, только меньшего размера, а количество вновь созданных акционерных и кооперативных банков было невелико.

Второй этап банковской реформы начался с принятием в декабре 1990 года Закона «О Государственном банке СССР» и Закона «О банках и банковской деятельности». Одновременно принимаются Закон РСФСР«О Центральном банке РСФСР» и Закон «О банках и банковской деятельности в РСФСР». Таким образом, впервые за многие годы деятельность банков получила законодательную основу.

Банки были объявлены самостоятельными юридическими лицами, экономически самостоятельными учреждениями, не несущими ответственности по обязательствам государства.

Второй этап банковской реформы дал необходимый импульс для развития второго звена банковской системы – коммерческих банков. Согласно Закону «О банках и банковской деятельности в РСФСР» все банки трансформировались в акционерные коммерческие банки, а их уставный капитал мог формироваться из средств не менее трех участников банка.

В течение 1992–1995 гг. в России происходил этап бурного экстенсивного роста банковской системы, а в 1996 г. началась и осуществляется по настоящее время стадия ее качественной эволюции.

За годы коренного реформирования социально-экономического строя страны (до 1998 г.) в России начала складываться банковская система, которая строилась на тех же принципах, что и в странах с развитой рыночной экономикой.

5. Понятие банковской системы, ее элементы и свойства

О наличии в стране банковской системы говорят в том случае, если в стране в достаточном количестве функционируют банки, кредитные учреждения.

В стране есть экономические организации, которые выполняют отдельные банковские операции.

Любая система должна отвечать следующим требованиям:

В ней должны отсутствовать лишние, ненужные элементы;

Между элементами системы должно осуществляться эффективное взаимодействие, в результате чего реализуются все необходимые функции системы, которая богаче, чем сумма функций ее отдельных элементов;

Элементы системы определяют, ограничивают и дополняют друг друга;

Как правило, система входит в другую, более широкую систему, где также взаимодействует с другими элементами и выполняет свою особую функцию.

Относительно банковской деятельности эти общие принципы означают следующее:

1. В стране в достаточном количестве имеются действующие банки и иные кредитные учреждения.

2. В стране нет:

Не приступивших к операциям банков;

Не предусмотренных законодательством организаций, осуществляющих банковскую деятельность;

Кредитных организаций, осуществляющих банковские операции без государственной лицензии.

3. Действует механизм, выполняющий только ему присущие функциональные обязанности, установленные Центральным банком страны.

4. В стране действуют самые различные экономически целесообразные виды коммерческих банков и иных кредитных учреждений.

5. Банки и иные кредитные учреждения в различных формах взаимодействуют:

С клиентурой;

С центральным банком страны и другими органами государственной власти и управления;

Друг с другом и вспомогательными организациями. Банковская система в качестве составной части входит в большую систему – кредитную систему страны. А кредитная система – в экономическую систему страны. Это означает, что деятельность и развитие банков следует рассматривать в тесной связи с производством, обращением и потреблением материальных и нематериальных благ.

6. Современная банковская система России

Современная банковская система России имеет двухуровневую структуру. Она включает в себя Банк России, который представляет собой верхний уровень банковской системы, и кредитные организации, филиалы и представительства иностранных банков – второй уровень.

К кредитным организациям относятся юридические лица, которые для извлечения прибыли как основной цели своей деятельности на основании разрешения (лицензии) ЦБ РФ имеют право осуществлять банковские операции, предусмотренные Законом «О банках и банковской деятельности» в редакции от 3 февраля 1996 г.

В РФ выделяют два типа кредитных организаций: банки и небанковские кредитные организации.

Банк – кредитная организация, которая имеет исключительное право осуществлять в совокупности следующие банковские операции:

Привлечение во вклады денежных средств физических и юридических лиц;

Размещение этих средств от своего имени и за свой счет на условиях возвратности, платности и срочности;

Открытие и ведение банковских счетов физических и юридических лиц.

Небанковская кредитная организация – это кредитная организация, имеющая право осуществлять отдельные банковские операции, предусмотренные законом.

Допустимые сочетания банковских операций для небанковских кредитных организаций устанавливаются Банком России.

В состав банковской системы России включаются также филиалы и представительства иностранных банков. Иностранным банком считается банк, признанный таковым по законодательству иностранного государства, на территории которого он зарегистрирован.

Запрет на открытие и операции иностранных банков в РФ был снят с 1 января 1996 года. На деятельность филиалов и представительств иностранных банков распространяется правовое регулирование банковской деятельности в России.

Кредитные организации могут создавать союзы и ассоциации, которым запрещено осуществлять банковские операции.

Цель их деятельности – не получение прибыли, а защита интересов организаций-членов и координация их усилий по различным направлениям. В РФ крупнейшей является Ассоциация российских банков (АРБ).