Что такое объект в ук рф. Понятие и значение объекта преступления

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

План

1. Государственное регулирование корпоративной деятельности

1.1 Государственный контроль в экономике

1.2 Виды государственного воздействия на деятельность корпорации

1.3 Органы государственного регулирования корпораций

Вопросы для самоконтроля

1. Государственное регулирование корпоративной деятельности

1.1 Государственный контроль в экономике

Особенность российского общества состоит в том, что оно все еще находится в переходном состоянии. Все еще имеются сторонники того, что изменения системы общественных отношений могут осуществляться только в качестве осознанных, планомерных действий, что государство является ведущим началом экономических преобразований. Такой подход к управлению обществом, который не считается с объективными закономерностями, ведет к произвольному вмешательству публичных институтов в экономическую и иные сферы жизнедеятельности общества.

Экономика как система производственных отношений в основе своей - саморегулирующееся явление, имеющее своим основанием самостоятельную деятельность людей, их интересы и побуждения.

Предприниматели, специализируясь на производстве определенного продукта, естественным образом (т.е. под воздействием спроса и предложения) включаются в систему разделения труда.

Государство, организуя общество (включая экономику), само не превращается в предпринимателя, а остается организацией политической, организующей общественные процессы присущими ему способами: издание законов (функция законодательной власти), организация исполнения законов (функция исполнительной власти), разрешение общественных конфликтов (функция судебной власти).

В странах с рыночной экономикой также преследуется цель упорядочения рынка, но не путем замены его государственной экономикой, не путем отмены свободы предпринимательства, а посредством установления разумных пределов этой свободы, поиска и законодательного закрепления баланса общественных интересов. Государство здесь оказывает воздействие на экономическое развитие лишь косвенными методами, гарантируя неприкосновенность частной собственности и прибылей, соблюдение правил конкуренции и т.д.

Современная Россия интегрируется в мировое хозяйство и не может игнорировать те правила, по которым развивается мировая экономика. Многое для этого сделано, но российская экономика по-прежнему переживает кризисное состояние, определяемое переходом от директивного хозяйствования к рыночному. Поэтому еще некоторое время потребуется большее, чем в стабильной рыночной экономике, вмешательство государства в экономическую сферу. Однако в любом случае такое вмешательство должно регламентироваться законом, балансирующим различные общественные интересы.

Между этими крайними полюсами существует ряд моделей, различающихся по степени вмешательства государства в экономику. При этом следует также учитывать, что экономическая система любой страны состоит из нескольких секторов, среди которых можно выделить по меньшей мере два, так или иначе отличающихся друг от друга по форме собственности и принципам регулирования: 1) частное предпринимательство, которое в значительной степени регулируется рыночными механизмами и основано на частной инициативе; 2) государственный сектор экономики, базирующийся на государственной собственности и жестко контролируемый государством.

Государственное регулирование рыночной экономики должно проявляться в необходимых и достаточных требованиях, отражающих интересы общества в целом. Правовыми формами государственного регулирования выступают акты различных органов государственной власти: законодательной, исполнительной, судебной. Вся полнота власти в демократическом обществе, как известно, принадлежит самому этому обществу (народу). Общество делегирует власть различным созданным им же институтам власти (законодательной, исполнительной, судебной), которые составляют и государство, и вместе с тем различные сбалансированные ветви власти, исключающие узурпацию всей власти в одних руках.

Важной характеристикой экономической системы является объективное наличие и действие в ней соответствующей инфраструктуры, в том числе и в деятельности корпораций.

1.2 Виды государственного воздействия на деятельность корпорации

Государственное регулирование корпоративной деятельности значительно различается в зависимости от вида корпорации, области ее деятельности и других характерных особенностей. Меры административно-правового регулирования, применяемые в отношении корпораций, подразделяются в зависимости от того, на какой основе они созданы - на базе исключительно частного капитала либо с участием капитала государственного. Однако на все без исключения виды корпораций распространяются такие меры административно-правового регулирования, как: регистрационно-легализующий порядок образования и деятельности; целевое программирование формирования и развития корпораций в приоритетных для государства направлениях; антимонопольное регулирование.

Важным условием становления российского предпринимательства является существование таких факторов, как рынок капиталов, рынок инвестиционных товаров и рынок труда.

К основным, т.е. приоритетным, сферам государственного регулирования специалисты относят:

Антимонопольное законодательство с признанием ряда естественных монополий и монопольное регулирование с сохранением государственных монополий на отдельные виды деятельности;

Валютные ограничения в соответствии с Федеральным законом от 10 декабря 2003 г. N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле";

Регулирование тарифов и цен (в основном на продукцию и услуги естественных монополий);

Патентное законодательство;

Защиту прав потребителя;

Государственные контракты;

Экспорт товаров и технологий двойного назначения;

Государственное содействие частному предпринимательству.

Основные направления государственного регулирования предпринимательской деятельности - конкретные сферы, в которых государственное вмешательство в экономическую деятельность хозяйствующих субъектов является необходимым и правомерным для достижения баланса между интересами общества в целом и законными интересами хозяйствующих субъектов. Этой главной цели подчинен ряд первоочередных задач:

а) обеспечение государственных и общественных нужд, приоритетов в экономическом и социальном развитии;

б) формирование государственного бюджета;

в) защита окружающей среды и пользования природными ресурсами;

г) обеспечение занятости населения;

д) обеспечение безопасности и обороны страны;

е) реализация свободы предпринимательства и конкуренции, защиты от монополизма;

ж) соблюдение правопорядка во внешнеэкономической деятельности предпринимателей и иностранного инвестирования.

Субъекты предпринимательской деятельности нуждаются в создании для них дополнительных благоприятных условий и более широкой помощи государственных структур - формирование нормативно-правовой базы, финансово-кредитные, инновационные средства, информационное обеспечение и др. Тем самым создается государственный режим благоприятствования для всех фаз деятельности малого бизнеса.

В литературе выделяются группы методов регулирования экономики. В первую группу можно включить методы и способы общенормативного регулирования: а) введение общих правил; б) установление порядка создания, реорганизации и упразднения структур; в) определение порядка их деятельности.

Во вторую группу входят программно-установочные способы: а) целевые программы; б) тематические планы; в) концепции, функциональные правила (режимы); г) схемы управления; д) схемы градостроительного планирования развития территорий; е) генпланы городов; ж) земельный кадастр.

К третьей группе относятся легализующие средства: а) лицензирование; б) аккредитация; в) сертификация.

В четвертую группу включаются способы нормативно-количественного измерения: а) стандарты; б) квоты; в) цены; г) тарифы; д) нормативы; е) лимиты; ж) налоги (сборы); з) плата; и) ставки (таможенные пошлины и др.). правовой корпорация государственный конфликт

В пятую группу входят способы поддержания уровня деятельности и ее стимулирования: а) кредиты; б) льготы; в) отсрочки; г) дотации; д) субсидии; е) трансферты; ж) надбавки; з) поощрение; и) госзаказ; к) госзакупки.

В шестую группу включаются контрольно-учетные и "запретные" способы: а) учет; б) статистическая отчетность; в) проверки и иные формы контроля; г) запреты; д) ограничения; е) предписания; ж) санкции (штрафы и др.); з) лишение легальности (приостановление, признание недействительными сделок, действий, актов).

Большое значение на практике приобретают гарантии предпринимательской деятельности. Одна из них - запрещение вмешательства государства и его органов в деятельность предприятия, кроме как по определенным законодательством основаниям и в пределах установленных полномочий.

В условиях рыночных отношений органы управления вместо планирования "сверху", доведения заданий и жесткого контроля за их исполнением осуществляют воздействие на экономику через кредитование, систему налогов, политику цен, сертификацию товаров (работ, услуг), недопущение (ограничение) монопольного положения отдельных предпринимателей на рынке и недобросовестной конкуренции.

Предприниматели все больше ощущают необходимость четких и легитимных хозяйственных связей с ними. Однако установленный порядок взаимоотношений зачастую нарушается не только предпринимателями, но и органами государственного управления и местного самоуправления.

1.3 Органы государственного регулирования корпораций

Самостоятельная хозяйственная деятельность корпорации в рамках закона, собственное усмотрение - это право корпорации. Сущность предпринимательской деятельности состоит в свободе распоряжения средствами с целью получении прибыли. В хозяйственную деятельность предприятия не вправе вмешиваться не только государственные органы, а вообще никто, кроме случаев, установленных законом.

Определенными полномочиями в отношении корпоративных субъектов обладают различные государственные органы. Эти полномочия распространяются на хозяйствующие субъекты - корпорации в той мере, в какой это необходимо для защиты публичных интересов.

К числу органов, уполномоченных осуществлять регулирование деятельности корпорации, можно отнести Федеральную службу по финансовым рынкам, Федеральную антимонопольную службу, Федеральную налоговую службу, Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии, Федеральную инспекцию труда и иные.

Федеральная служба по финансовым рынкам (ФСФР России) осуществляет государственное регулирование рынка ценных бумаг корпораций путем установления обязательных требований к деятельности эмитентов, профессиональных участников рынка ценных бумаг, государственной регистрации выпуска эмиссионных ценных бумаг и проспектов ценных бумаг, лицензирования деятельности профессиональных участников рынка ценных бумаг, создания системы защиты прав владельцев и контроля за соблюдением их прав эмитентами и профессиональными участниками рынка ценных бумаг, запрещения и пресечения деятельности лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность на рынке ценных бумаг без соответствующей лицензии. ФСФР России принимает нормативные акты в пределах своей компетенции, осуществляет контроль и надзор в сфере финансовых рынков.

Федеральная антимонопольная служба (ФАС России) проводит государственную политику по содействию развитию товарных рынков и конкуренции, осуществлению государственного контроля за соблюдением антимонопольного законодательства, а также предупреждению и пресечению монополистической деятельности, недобросовестной конкуренции и иных ограничивающих конкуренцию действий.

В целях осуществления своих полномочий ФАС России вправе при наличии признаков нарушения антимонопольного законодательства возбуждать дела, по результатам которых принимать решения и выдавать предписания, привлекать корпорации и их руководителей к административной ответственности за нарушение антимонопольного законодательства, проводить поверку соблюдения антимонопольного законодательства хозяйствующими субъектами, обращаться в суд (арбитражный суд) с заявлениями о нарушении антимонопольного законодательства, участвовать в рассмотрении судом (арбитражным судом) дел, связанных с применением и нарушением антимонопольного законодательства, устанавливать наличие доминирующего положения на рынке, давать разъяснения по вопросам применения антимонопольного законодательства, формировать и вести реестр хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара в размере более 35%, давать в установленном порядке заключения о наличии или об отсутствии ограничения конкуренции на товарном рынке при введении, изменении и прекращении действия таможенных тарифов и введении нетарифных мер, проводить анализ состояния товарных рынков.

Федеральная налоговая служба (ФНС России) осуществляет систему контроля за соблюдением корпорациями законодательства о налогах и сборах, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет налогов и сборов.

Для осуществления контрольных функций налоговые органы вправе требовать от налогоплательщика (налогового агента) документального подтверждения правильности исчисления и своевременности уплаты налогов, проводить налоговые проверки, производить выемку документов при проведении налоговых проверок, свидетельствующих о совершении налоговых правонарушений, вызывать в налоговые органы налогоплательщика (налоговых агентов) для дачи пояснений, приостанавливать операции по счетам и налагать арест на имущество налогоплательщиков (налоговых агентов), осматривать (обследовать) любые используемые налогоплательщиком для извлечения дохода производственные, складские, торговые и иные помещения и территории, проводить инвентаризацию принадлежащего налогоплательщику имущества, требовать от налогоплательщиков (налоговых агентов) устранения нарушений законодательства о налогах и сборах, взыскивать недоимки и пени по налогам и сборам, заявлять ходатайства об аннулировании или о приостановлении действия выданных корпорациям лицензий на право осуществления определенных видов деятельности, предъявлять в суды общей юрисдикции (арбитражные суды) иски, связанные с нарушением налогового законодательства.

Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии (Ростехрегулирование) осуществляет государственный контроль и надзор за соблюдением требований технических регламентов. Технические регламенты принимаются с целью защиты жизни и здоровья граждан, имущества физических и юридических лиц, государственного или муниципального имущества, охраны окружающей среды, жизни или здоровья животных и растений и т.п. При этом корпорации могут самостоятельно разрабатывать и утверждать стандарты для совершенствования производства и обеспечения качества продукции, выполнения работ, оказания услуг.

Для обеспечения своих функции Ростехрегулирование вправе требовать от изготовителя (продавца и т.п.) предъявления декларации о соответствии сертификата соответствия требованиям технических регламентов, или их копий, если применение таких документов предусмотрено соответствующим техническим регламентом, осуществлять мероприятия по государственному контролю (надзору) за соблюдением требований технических регламентов, выдавать предписания об устранении нарушений требований технических регламентов в установленный срок, принимать мотивированные решения о запрете передачи продукции, полном или частичном приостановлении процессов производства, эксплуатации, хранении, перевозки, реализации и утилизации, если иными мерами невозможно устранить нарушение требований технических регламентов, приостановить или прекратить действие декларации о соответствии или сертификата соответствия, привлекать изготовителя (продавца и т.п.) к установленной ответственности.

Федеральная инспекция труда - единая централизованная система государственных органов, осуществляющих надзор и контроль за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных актов, содержащих нормы трудового права, на территории РФ.

В целях реализации своих контрольных полномочий должностные лица - государственные инспекторы труда вправе осуществлять проверки предприятий и организаций различных организационно-правовых форм на предмет соблюдения действующего трудового законодательства. В случае обнаружения нарушений государственный инспектор вправе применять меры, направленные на пресечение нарушений и восстановление нарушенных прав работников предприятий (организации).

Вопросы для самоконтроля

1. Определите роль и принципы экономической деятельности.

2. Определите основные сферы государственного регулирования корпораций.

3. Назовите методы регулирования экономики корпораций.

4. В чем проявляются и как реализуются ограничительная и разрешительная деятельность государства?

5. Назовите основные органы регулирования корпораций и их основные регулирующие функции.

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Понятие наркотических средств по российскому законодательству и масштабы их оборота. Государственное регулирование, система государственных органов по выявлению и предупреждению незаконного оборота наркотических средств, функции и полномочия органов.

    дипломная работа , добавлен 28.07.2010

    Понятие и порядок создания общественных объединений. Виды общественных объединений и их административно-правовой статус. Законодательство об отношении личного состава внутренних войск и органов внутренних дел к общественным объединениям.

    реферат , добавлен 10.01.2004

    Понятия, принципы предоставления государственных услуг. Управление их качеством. Административно-правовое регулирование деятельности государственных органов исполнительной власти и подведомственных им учреждений по предоставлению государственных услуг.

    дипломная работа , добавлен 17.07.2016

    Понятие и принципы государственного управления, заключающегося в исполнительно-распорядительной деятельности специальных государственных органов в целях руководства различными областями общественной жизни. Управление государственной безопасностью в РФ.

    контрольная работа , добавлен 03.02.2011

    Понятие естественной монополии как состояния товарного рынка, ее государственное регулирование в России. Органы регулирования естественных монополий. Правовые и государственные меры по противодействию монополизации, защита интересов потребителей.

    реферат , добавлен 17.09.2011

    Задачи и функции государственного регулирования, их реализация в действиях органов и должностных лиц. Правовые формы управленческой деятельности. Административно-правовые методы управления: убеждение и принуждение. Административно-пресекательные меры.

    реферат , добавлен 23.11.2010

    Формы управленческих действий. Осуществление организационно-штатных действий. Оформление правового акта управления. Использование методов и форм административно-правового регулирования. Полномочия государственных органов и органов местного самоуправления.

    контрольная работа , добавлен 10.01.2011

    Определение метода административно-правового регулирования. Метод административно-правового регулирования общественных отношений. Метод убеждения. Административно-правовой режим пребывания иностранных граждан и лиц без гражданства в Республике Беларусь.

    контрольная работа , добавлен 25.11.2008

    Актуальность исследования проблемы управления имуществом Российской Федерации. Понятие, административно-правовые принципы и законодательные основы государственного регулирования. Оптимизация методов руководства и системы органов исполнительной власти.

    Основные понятия, теоретические концепции, причины и принципы государственного регулирования внешнеэкономической деятельности. История развития регулирования внешнеэкономической деятельности в РФ, структура органов власти, осуществляющих эту деятельность.

Как известно, общество как система состоит из людей и связей между ними, которые именуются общественными отношениями. Наиболее значимые из них охраняются государством с помощью уголовного права от различного рода посягательств.

Объект преступления — это охраняемое уголовным правом общественное отношение, против которого прямо и непосредственно направлено одно или несколько преступлений.

Посягательство на общественные отношения возможно одним из трех способов:

  • путем причинения вреда субъекту общественного отношения (например, убийство);
  • путем воздействия на вещь, по поводу которой возникло общественное отношение (кража, грабеж и др.);
  • путем исключения себя из этого отношения (уклонение от подачи декларации о доходах и т. п.).

Круг объектов, охраняемых уголовным правом, постоянно меняется, что объясняется динамикой общественных отношений (на первый план по значимости выходят то одни, то другие отношения), а также изменениями моральной оценки тех или иных деяний. Например, лишь совсем недавно стали охраняться отношения по поводу использования и защиты компьютерной информации (ст. 272-274 УК РФ), в то время как спекуляция перестала быть преступлением.

Объект преступления нужно отличать от предмета преступления. — это элемент, часть объекта преступления, воздействуя на который преступник причиняет вред общественным отношениям. Например, в случае кражи объектом преступления являются отношения собственности, а предметом — похищенное имущество. Как видно из примера, зачастую при совершении преступления предмету не причиняется никакого вреда, наоборот, вор заинтересован в сохранности вещи, в то время как общественным отношениям (объекту) наносится значительный ущерб. Человек тоже элемент общественного отношения, однако он именуется потерпевшим.

Предмет и объект нужно отличать от орудий совершения преступлений. Орудиями преступления являются вещи, непосредственно используемые преступником в процессе посягательства для достижения результата.

Понятие объекта преступления в Российском уголовном праве

Объект преступления — это те поставленные под охрану общественные отношения, против которых направлено преступление. Объект преступления является обязательным в составе каждого преступления. Если лицо не нарушает или не ставит под угрозу нарушения взятые под охрану уголовного закона общественные отношения, то в его действиях (бездействии) не содержится состава преступления.

Изучение задач уголовного законодательства дает основание для вывода, что под охрану его берутся наиболее значимые для интересов граждан, общества и государства общественные отношения, складывающиеся между ними по поводу удовлетворения их интересов и защиты системы ценностей.

В целях уяснения сущности объекта преступления в уголовном праве целесообразно раскрыть понятие, содержание и структуру общественных отношений. Под общественными отношениями понимаются прежде всего фактические отношения между людьми, юридическими лицами и государством по поводу реализации ими своих прав и свобод, выполнения ими своих задач, полномочий и обязанностей. Общественная опасность преступления заключается в том, что оно дезорганизует либо ликвидирует сложившиеся общественные отношения, мешает успешному выполнению субъектами этих отношений своих задач и в конечном итоге наносит вред личности, юридическим лицам, обществу в целом либо государству. Содержание общественных отношений составляют деятельность его участников, реализация ими прав и свобод, удовлетворение значимых для них интересов.

В основе же любого общественного отношения лежат те или иные интересы и ценности, выступающие в качестве предпосылки их возникновения, существования и развития. Эти интересы и ценности выступают в виде прав и свобод человека, денег, вещей, социально полезной деятельности по реализации этих интересов. В литературе в качестве объекта преступления часто называются охраняемые законом интересы. Они как раз и выступают своеобразной формой бытия общественных отношений.

В целях упорядочения фактических общественных отношений они облекаются в форму правоотношений. Преступные деяния дезорганизуют (нарушают) как фактические, так и правовые отношения.

В структуре общественных отношений усматривают: а) их субъектов (участников), б) предмет, в) сами фактические отношения (связи) между субъектами по поводу соответствующих интересов и ценностей, г) правовую форму социальной деятельности людей, т.е. правоотношения. Дезорганизация (нарушение) происходит путем ограничения или лишения прав и свобод участников общественного отношения, воздействия на материальные предметы, вещи либо путем разрыва социальной связи между субъектами отношения.

По своему содержанию и направленности охраняемые уголовным законом общественные отношения весьма разнообразны: одни из них складываются по поводу реализации прав и свобод личности, другие связаны с владением и распоряжением собственностью, третьи возникают в сфере государственного и муниципального управления, а также обеспечения общественного порядка и общественной безопасности. Поэтому указание в статьях УК на охраняемые законом интересы личности, общества или государства не подрывает теоретическое положение о том, что таковыми являются наиболее важные общественные отношения.

Вывод о том, что преступление посягает на общественные отношения, был законодательно отражен уже в Руководящих началах по уголовному праву РСФСР 1919 г., где в п. 3 указывалось, что уголовное право имеет задачей охранять систему общественных отношений, соответствующую интересам трудящихся масс, а в п. 5 этого документа преступление характеризовалось как нарушение порядка общественных отношений, охраняемых уголовным законом.

Объекты преступлений рассматриваются в качестве основного показателя общественной опасности тех или иных преступных деяний. Так, государственная измена (ст. 275 УК) посягает на государственную независимость, территориальную неприкосновенность и целостность страны, ее военную мощь и относится к особо тяжким преступлениям, а кража чужого имущества без отягчающих обстоятельств (ч. 1 ст. 158 УК) признается преступлением небольшой тяжести.

УК в ч. 1 ст. 2 указывает как на родовые объекты преступлений: права и свободы человека и гражданина, собственность, общественный порядок и общественную безопасность, окружающую среду, конституционный строй РФ, мир и безопасность человечества.

По значимости охраняемого законом родового объекта (его ценности) преступления в Особенной части УК группируются по соответствующим разделам, а по видовому объекту — по главам в этих разделах. Так, в разделе VII Особенной части «Преступления против личности» гл. 16 «Преступления против жизни и здоровья» расположена на первом месте, затем в этом разделе помещены гл. 17 «Преступления против свободы, чести и достоинства личности» и т.д. По этому дискуссионному вопросу в литературе имеются и другие суждения.

Общий, родовой, видовой и непосредственный объекты преступления

В отечественной теории уголовного права многие годы давалась трехчленная классификация объекта преступления — на общий, родовой и непосредственный. В доктрине ее называют классификацией объектов по вертикали. Позднее в науке стали выделять видовой объект преступления.

Общим объектом всех преступлений является вся совокупность общественных отношений, взятых под охрану уголовного закона. Выделение общего объекта преступления, наряду с родовым, видовым и непосредственным, имеет определенное методологическое и практическое значение, так как познание отдельного и особенного облегчается путем уяснения общих свойств и признаков изучаемых явлений. Выделение общего объекта позволяет глубже познать те конкретные общественные отношения, которым причиняется вред преступным деянием. Общий объект преступления конкретизируется путем установления родового, видового и непосредственного объекта преступного посягательства.

Под родовым объектом понимается совокупность однородных общественных отношений, взятых под охрану уголовного закона. Родовые объекты преступлений, как уже говорилось, определены в наименованиях разделов VII-XII Особенной части УК.

Видовым объектом преступлений является относительно узкая группа общественных отношений, интересов и ценностей одного вида. По видовым объектам преступных посягательств сформированы главы, определены их наименования в рамках соответствующих разделов Особенной части УК.

Непосредственный объект — это то охраняемое уголовным законом конкретное общественное отношение, которое терпит ушерб в результате совершения определенного преступления. Непосредственные объекты посягательства определяют специфику отдельных преступлений, направленных против одного и того же родового и видового объекта. Такие преступления против жизни и здоровья, как убийство, умышленное причинение тяжкого вреда здоровью, причиняют вред в первом случае праву человека и гражданина па жизнь, а во втором — праву на здоровье.

Иногда преступление посягает не на один, а на два или более объекта. Поэтому в науке уголовного права объекты преступления подразделяются (классифицируются) также и по горизонтали — на основной, дополнительный и факультативный. При краже, совершенной с незаконным проникновением в жилище (ч. 3 ст. 158 УК), основным объектом посягательства является право на имущество конкретного его владельца, а дополнительным — право на неприкосновенность жилища. Поэтому в УК конструируются в подобных случаях составы преступлений с двумя и более объектами.

Под факультативным объектом понимают те общественные отношения и ценности, которые при совершении соответствующего преступления в одних случаях терпят ущерб (им причиняется вред), а в других — им вреда не причиняется. При хулиганстве (ч. 1 ст. 213 УК) основным объектом посягательства является общественный порядок, а факультативным может быть здоровье, честь и достоинство личности, чужое имущество, другие охраняемые законом интересы и ценности. При квалификации содеянного решающее значение принадлежит основному объекту посягательства.

Общество базируется на построении взаимоотношений между его членами. При этом государство должно создать условия, при которых права и интересы каждого гражданина будут максимально защищены и соблюдены. Если имеет место нарушение свобод человека, нарушителя будут ожидать определенные санкции, предусмотренные Уголовным кодексом и другими нормативными документами.

Ключевыми составляющими уголовного права выступают объект, предмет и субъекты уголовного права. Чтобы окончательный вердикт, вынесенный судом, соответствовал нормам справедливости и равенства, указанные критерии должны быть четко отображены в судебном процессе.

Введение в тему

Ни для кого ни секрет, что общество представляет собой упорядоченную систему, внутри которой происходит определенное взаимодействие между гражданами. Такое взаимодействие принято именовать общественными отношениями, и все они охраняются государством от любых посягательств и нарушений.

Наиболее значимые виды общественных взаимоотношений подчиняются действию Уголовного кодекса, и любые нарушения, выявленные в указанном направлении, ведут к установлению злоумышленника и определению наказания для него.

Исходя из обозначенных выше норм, можно сделать вывод, что объект преступлений в уголовном праве – это некое общественное отношение, являющееся предметом уголовного права. согласно действительным уголовным нормам будет осуществлено в тех ситуациях, если государственными структурами и уполномоченными должностными лицами было определено и установлено посягательство на общественные отношения.

Законодатель выделяет несколько способов посягательства на общественные взаимоотношения, влекущие к инициации уголовной процедуры:

  • причинение вреда человеку, выступающему в качестве субъекта общественного отношения (субъекты уголовного права – причинение средних и тяжких травм жизни и здоровью, убийство и т.д.);
  • воздействие на некую вещь, имеющую определенную материальную ценность, и в отношении которой возникает общественное отношение, сюда можно отнести различные типы краж, грабежа и прочих противозаконных деяний;
  • восприятие гражданином своей личности в качестве исключения из правил (уклонение от уплаты налогов, отсутствующая декларация о доходах и многое другое).

Уголовное право относят к динамичной категории системы правовых взаимоотношений. Это объясняется тем, что круг объектов, подлежащих охране Уголовным кодексом, постоянно меняется. В свою очередь, законодатель объясняет происходящие процессы тем, что меняется значимость тех или иных общественных отношений.

Одни из них приобретают более значительную функцию, из-за чего приходится задумываться об изменениях в действительных нормах.

Самым ярким примером будет защита использования компьютерной информации. Ранее норма была второстепенной, и уголовное преследование за нарушение данной категории не вводилось. Теперь же, ввиду распространения компьютерной грамоты населения возникла необходимость внедрения защитных механизмов (ст.272-274 УК РФ). В то же время заметно утратила свои позиции спекуляция, которая из основного вида общественных отношений перешла во второстепенные.

Нередко пользователи путают понятие объекта и предмета преступления. Нужно понимать, что они не тождественные, и отображают различные параметры и критерии оценки преступного деяния. Предметом преступления называют составляющую часть объекта преступления, при воздействии на которую осуществляется вред общественным отношениям.

Объект преступления как часть правовой системы России

Объект уголовного права – это конкретные общественные отношения, которым может быть причинен значительный ущерб в результате исполнения преступных намерений. Исходя из указанной формулировки, можно с уверенностью утверждать, что объектом преступления будут считаться важнейшие социальные ценности, блага и интересы, охраняемые государством от любых посягательств.

Конкретный перечень общественных ценностей, выступающих объектами правовой и уголовной охраны, обозначен в ст.2 УК РФ. Здесь указано, что законодатель обязан незамедлительно реагировать на любые посягательства, затрагивающие следующие сферы:

  • и свободы человека;
  • собственность в любых формах;
  • общественный порядок и безопасность;
  • основополагающие конституционные нормы России;
  • окружающая среда и экологическое положение;
  • мир и безопасность человечества в целом.

Весь этот перечень подается в Особенной части УК РФ, и обозначает конкретные права и свободы человека, подлежащие пристальной охране со стороны государства. Речь идет о жизни и здоровье, свободе, чести и достоинстве, половой неприкосновенности, конституционных правах и прочих смежных категориях. Все они определены законодателем как основополагающие факторы, играющие решающую роль при формировании уголовного преследования и создании условий для безопасного функционирования общества.

Само понятие объекта преступления тесно соприкасается с сущностью и понятием преступного деяния, выступая в роли одного из его ключевых элементов.

Однако, нужно отметить, что самым опасным объективным признаком здесь закон определяет общественную безопасность. При этом, деяние будет квалифицировано как преступное, если оно в состоянии причинить вред социально значимым благам, экономическим интересам, или непосредственно затрагивает безопасность .

Если же совершенное деяние не влечет за собой реальную угрозу причинения вреда, или же его уровень недостаточно высокий, то оно не будет считаться преступлением, которое подчиняется меркам уголовно-правовой системы.

Значение объекта

Если рассмотреть понятие объекта преступления в общих чертах, можно сделать акцент на нескольких основополагающих моментах:

  1. Объект уголовного права – непосредственный элемент любого преступного деяния. Это объясняется тем, что преступление является уголовно-наказуемым лишь тогда, когда какому-либо параметру (социальная значимость, ценность, интерес, благо) причиняется существенный вред. По своей сути, наличие вреда формирует признак общественной опасности, в результате чего в ход идут уголовные методы воздействия на преступников и злоумышленников.
  2. Объект преступления всегда характеризуется имеющимся и субъектом уголовной ответственности. Здесь важное значение уделяется объекту посягательства и наличию конкретного состава преступления в уголовном праве. Причем оба понятия взаимосвязаны, и не могут функционировать автономно.
  3. Объект преступного деяния в уголовном праве обладает принципиальным значением для кодификации уголовной законодательной базы. На основании родового типа объекта формируется Особенная часть УК РФ. В настоящий момент закон утверждает, что подобный подход является наиболее логичным и практическим, так как позволяет помочь в установлении конкретных правовых норм и систематизировать критерии квалификации преступлений.
  4. Для правильной квалификации дела и отграничения одного преступления от другого объект зачастую играет решающее значение. Именно на его основании судебные инстанции и прочие государственные структуры могут определить, под какие нормы уголовного характера попадает конкретное деяние, совершенное злоумышленником.
  5. Благодаря особенностям формирования, объект и субъект в уголовном праве помогает установить верный характер и степень общественной опасности. Следовательно, определив объект, судебные инстанции могут установить, какой уровень вреда был причинен общественным отношениям, какие конкретные функции и параметры общественного отношения были затронуты неправомерными противозаконными действиями злоумышленников.
  6. Правильно определенный объект помогает отграничить преступление от других правонарушений и действия аморального характера. В этом проявляется значение объекта преступления. Кроме того, благодаря объекту определяется конкретная степень реального или возможного вреда, причиненного общественному отношению. Если установлено, что степень ущерба незначительная, об инициировании уголовного преследования говорить невозможно, а само деяние попадает в категорию малозначительных деяний, установленную в ч.2 ст.14 УК РФ.

Видовые признаки объекта преступления

Бесплатная консультация юриста по телефону

Дорогие читатели! Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа или звоните по телефону

Долгое время отечественная уголовная система классифицировала объект преступления по трем основным видам – общий, родовой и непосредственный. Со временем ситуация сложилась так, что потребовался пересмотр существующей квалификации, и в оборот был введен четвертый объект уголовного права – видовой.

Каждый из видов характеризуется своими особенностями и тонкостями, которые обязательно нужно принимать к сведению в процессе работы. В противном случае общее расследование дела, выявление истины и установление признаков совершенного преступления будет невозможным, что может спровоцировать уклонение злоумышленника от ответственности.

Различают следующие виды объектов преступления:

  1. Общий объект

К нему относят все параметры и функции, указанные в ст.2 УК РФ. Следовательно, общий объект выступает в качестве объекта всех преступлений, связанных с социально значимыми ценностями, личностными свободами и правами, общественной безопасностью и порядком. По своей сути, общий объект выступает целостным параметром, характерным для любого преступного деяния, направленного на создание общественно опасных ситуаций.

Благодаря субъекту и объекту уголовного права определяется, какие именно блага, интересы и свободы могут стать потенциальными жертвами для злоумышленников. Определение общего вида позволяет установить, какая ответственность будет грозить за то или иное правонарушение, какая социальная значимость совершенного злодеяния и уровень причиненного ущерба.

  1. Родовой вид

Родовые объекты представлены совокупностью однородных общественных отношений. Это могут быть отдельные статьи действующего УК РФ, та или иная сфера социально значимых ценностей. Так как родовой объект является основой для определения в особенной части УК, все касающиеся данного параметра понятия и термины подаются в обозначенном нормативном документе.

Родовой объект получает основополагающее значение для квалификации преступлений, и позволяет с точностью установить, какой группе общественных интересов был причинен максимальный ущерб. Он определяет, на какую сферу интересов направлено посягательство, на которое непосредственно воздействует преступник и насколько большая социальная опасность возникает.

  1. Непосредственный объект

Выступает как обособленная часть родового вида объекта, помогает квалифицировать дело по отдельным конкретным преступлениям. Ключевая особенность заключается в определении обязательного признака преступления, и непосредственный объект является обязательной составной частью любого состава преступного действия.

По сути, это конкретное общественное отношение, охраняемое уголовным правом, против которого направлены действия злоумышленника. Здесь не потребуется определять сферу социально значимых благ и интересов, а будет понятно, какая конкретная цель поставлена злоумышленником, и какая социальная система будет затронута в результате противоправного деяния.

  1. Видовой объект

Это самая узконаправленная группа общественных отношений, присущая ряду определенных действий, затрагивающих преступное посягательство на ценности, свободы, блага конкретного члена общества. По своим квалификационным признакам имеет значительное сходство с родовым видом объекта, так как рассматривает однородные социальные ценности, характерные для общества, и влияющие на общественную систему взаимодействия в целом.

В уголовном праве под объектом преступления понимается социальная ценность (общественные отношения), на которую посягает преступное деяние. В сфере объекта преступления проявляются негативные для личности, общества и государства изменения, показывающие вред и общественную опасность совершенного преступного деяния. Имеется взаимосвязь объекта преступления с другими элементами состава преступления и, в первую очередь, с его объективной стороной. Отрицательные изменения объекта преступления проявляются во вредных последствиях, являющихся необходимым признаком объективной стороны состава преступления.

Общепризнанно, что под объектом преступления понимаются общественные отношения. В уголовном законодательстве нет определения объекта преступления. Однако объект преступления и характеризующие его признаки (предмет преступления, потерпевший) предусмотрены в ряде норм УК. Так, в ч. 1 ст. 2 УК дан перечень защищаемых от преступного воздействия общественных отношений, социальных ценностей: права и свободы человека и гражданина, собственность, общественный порядок и общественная безопасность, окружающая среда, конституционный строй Российской Федерации, мир и безопасность человечества. В данном законодательном положении определены социальные ценности, называемые в уголовном праве объектом уголовно-правовой охраны, а когда в отношении них совершается посягательство, - то объектом преступления.

Черты объекта преступления предусматриваются и в нормах Особенной части УК. Родовой и видовой объект опосредованно указываются в названиях разделов и глав. По их названию можно судить о направленности преступных посягательств определенного рода или вида на тот или иной объект уголовно-правовой охраны. Например, согласно предписаниям разд. VII «Преступления против личности» Особенной части УК единым объектом для всех предусмотренных в нем преступлений является личность.

В статьях Особенной части УК, закрепляющих юридически значимые свойства конкретных составов преступлений, упоминание об объекте преступления осуществляется посредством установления в диспозициях статей характеризующих его признаков - предмета преступления или потерпевшего. Например, указание в ст. 161 УК на предмет грабежа - чужое имущество - свидетельствует о том, что объектом данного преступления являются общественные отношения собственности. Однако не во всех преступлениях имеется предмет, поэтому в ряде диспозиций статей объект преступления опосредованно закрепляется путем указания на признаки других элементов состава преступления (объективной, субъективной сторон, субъекта преступления) в виде вредных последствий, обстановки, мотива совершения преступления и т.п.

В науке уголовного права считается традиционной трактовка объекта преступления с помощью категории «общественные отношения», под которыми понимаются сложившиеся в обществе связи между субъектами социального взаимодействия: государством, государственными и муниципальными органами, предприятиями, личностью и др. 1

Уголовно-правовая наука в свете доктрины «объект преступления - общественные отношения» раскрывает общественные отношения как системное социальное образование, структурно состоящее из следующих элементов: а) субъектов (сторон отношений); б) содержания отношений, выражающегося во взаимосвязи между его сторонами; в) объекта отношений, т.е. социального блага или интереса, по поводу которого возникают общественные отношения . В общественных отношениях собственности его субъектами могут быть государство, организации, физические лица, которые взаимодействуют между собой по поводу имущества, например яхты.

Дефиниция объекта преступления как охраняемых уголовным законом общественных отношений, которым преступлением причиняется ущерб или создается угроза его причинения, базируется на законе. Согласно положениям Особенной части УК в качестве объекта преступного посягательства могут выступать общественные отношения физической свободы личности (гл. 17), общественные отношения по обеспечению мира и безопасности человечества (гл. 34) и др. Объект преступления - это охраняемые уголовным законом общественные отношения, которым преступлением причиняется ущерб или создается угроза его причинения.

Значимость существующих общественных отношений неодинакова, вследствие чего не все они могут выступать в качестве объекта уголовно-правовой охраны (объекта преступления). Согласно действующему российскому уголовному законодательству охране от преступных посягательств подлежат наиболее значимые общественные отношения. Именно защита самых важных общественных отношений необходима средствами уголовного права как самой репрессивной отрасли права.

Менее социально значимые общественные отношения регулируются и охраняются другими отраслями права либо находятся в сфере регулирования морально-нравственных норм. Вместе с тем допустимо, что одни и те же общественные отношения могут охраняться и регулироваться нормами различных отраслей права. Например, общественные отношения по обеспечению правосудия охраняются и (или) регулируются нормами уголовного, административного, конституционного, международного уголовного и других отраслей права. Однако объектом преступления общественные отношения по обеспечению правосудия становятся в случае совершения наиболее опасного посягательства на него, к примеру, при вынесении заведомо неправосудных приговора, решения или иного судебного акта (ст. 305 УК).

Уголовное законодательство реализует принцип защиты от преступных посягательств наиболее важных общественных отношений по обеспечению прав и законных интересов личности, общества и государства (ч. 1 ст. 2 УК). То обстоятельство, что Особенная часть УК начинается с норм о защите личности, вовсе не означает, что интересы общества и государства защищены уголовным законом менее эффективно. Напротив, только при всесторонней и надлежащей уголовно-правовой защите личности, ее прав и законных интересов возможна действенная защита интересов общества и государства.

Объект преступления как охраняемые уголовным законом общественные отношения нередко не имеет внешне четких физических (материализованных) черт, способствующих их непосредственному восприятию, к примеру, общественные отношения по обеспечению внешней безопасности государства; общественные отношения по регулированию общественной нравственности и др. Поэтому установление объекта преступления основывается путем анализа всех фактических обстоятельств содеянного, констатации объективных и субъективных признаков состава преступления: предмета преступления, вредных последствий, способа совершения преступления, мотива и цели преступления и т.п.

Точное установление объекта преступления имеет важное уголовно-правовое значение.

Во-первых, объект преступления является одним из четырех элементов состава преступления. Если нет объекта уголовно-правовой охраны, то общественно опасное деяние (действие или бездействие) не признается преступлением. Именно поэтому объект преступления как один из необходимых элементов состава преступления наряду с другими его элементами образует основание уголовной ответственности. Положение, предусмотренное ст. 8 УК, что «основанием уголовной ответственности является совершение деяния, содержащего все признаки состава преступления, предусмотренного настоящим Кодексом» означает, что отсутствие в совершенном деянии объекта преступления говорит об отсутствии состава преступления и, следовательно, об отсутствии основания уголовной ответственности.

Во-вторых, объект преступления позволяет определить правовую природу общественно опасного деяния. По объекту можно установить сферу преступного и наказуемого поведения. Как отмечалось, под уголовно-правовой охраной находятся наиболее существенные общественные отношения, перечень которых содержится в ч. 1 ст. 2 УК. Причинение вреда этим существенным для каждого индивида и общества в целом благам свидетельствует о совершении преступления, его социальной природе и характере общественной опасности.

В-третьих, объект преступления непосредственно влияет на квалификацию преступления. Правильное установление вида непосредственного объекта преступления влияет на характер его общественной опасности, отнесение к определенной группе преступлений и в конечном итоге на объем и содержание уголовной ответственности. Например, основным непосредственным объектом нарушения правил охраны труда (ст. 143 УК) являются общественные отношения по осуществлению безопасных нормальных условий труда на производстве для работников данной организации. Поскольку объект преступления связан с условиями работы сотрудников, то и потерпевшими могут быть только работники организации, состоящие в трудовых отношениях с организацией. Напротив, в нарушении правил безопасности при ведении горных, строительных или иных работ (ст. 216 УК) основным непосредственным объектом данного преступления являются общественные отношения по безопасному осуществлению работ при строительстве, например, жилого дома. Главным является обеспечение безопасности любым лицам при возведении дома, вследствие чего потерпевшими могут быть как лица, занятые на строительных работах, так и не имеющие к строительству никакого отношения.

В науке уголовного права объект преступления обычно классифицируется на виды по вертикали и по горизонтали.

1. Основанием классификации объекта преступления по вертикали является степень его обобщения: «общее», «особенное» и «единичное». Согласно приведенному основанию в доктрине уголовного права и судебно-следственной практике сложилось следующее четырехзвенное деление объектов: общий, родовой, видовой и непосредственный объекты преступления.

Общий объект преступления охватывает всю совокупность охраняемых уголовным законом общественных отношений. Для всех преступлений этот объект один и тот же, поскольку при совершении любого преступления вред причиняется или угроза его причинения направлена не только на конкретно определенное общественное отношение, а в целом на систему общественных отношений, защищаемых уголовным правом. Общий объект преступления позволяет ограничить область действия уголовного закона, а также определить сферу преступного и непреступного поведения.

Родовой объект преступления означает группу однородных, близких по содержанию и взаимосвязанных общественных отношений, охраняемых уголовно-правовыми нормами, расположенными в соответствующем разделе Особенной части УК.

Как отмечалось, по родовому объекту построена система Особенной части УК, состоящая из шести разделов. Родовой объект опосредованно закреплен в наименовании раздела УК. Разделы образуют взаимосвязанную подсистему в единой системе Особенной части УК: разд. VII «Преступления против личности», разд. VIII «Преступления в сфере экономики»; разд. IX «Преступления против общественной безопасности и общественного порядка»; разд. X «Преступления против государственной власти»; разд. XI «Преступления против военной службы»; разд. XII «Преступления против мира и безопасности человечества».

Видовой объект преступления - это группа тесно взаимозависимых общественных отношений, охраняемых уголовно-правовыми нормами, расположенными в соответствующей главе Особенной части УК в пределах родового объекта. Родовой объект включает несколько видовых объектов, отличающихся близостью общественных отношений, охватываемых видовым объектом. Например, видовым объектом преступлений, предусмотренных гл. 21 УК, структурно входящей в разд. VHI, являются общественные отношения собственности; видовым объектом преступлений, предусмотренных гл. 31 УК, входящей в разд. X, являются общественные отношения по осуществлению правосудия. В двух случаях видовой объект преступления совпадает с родовым объектом: общественные отношения по осуществлению военной службы - в гл. 33 разд. XI УК и общественные отношения по обеспечению мира и безопасности человечества применительно к гл. 34 разд. XII УК.

Непосредственным объектом преступления называется конкретное общественное отношение или совокупность тесно взаимосвязанных общественных отношений, которым причиняется вред или создается угроза его причинения в результате совершения преступления. Обычно непосредственный объект состоит из одного общественного отношения, например, при убийстве это жизнь человека. Иногда непосредственный объект включает ряд общественных отношений, тесно переплетенных и неразрывно связанных, что делает затруднительным вычленить их из совокупности этих отношений и только в таком сочетании представляющих специфику для их охраны уголовно-правовыми средствами. Например, общественный порядок как непосредственный объект хулиганства состоит из ряда общественных отношений по обеспечению общественного спокойствия, соблюдению общепринятых правил поведения, обеспечению общепринятых морально-нравственных установок, обеспечению условий для отдыха, работы и т.п.

Непосредственный объект является частью видового объекта. Тесная взаимосвязь объекта преступления с объективной стороной состава проявляется в объекте: именно в сфере непосредственного объекта возникают отрицательные изменения, определяемые как общественно опасные последствия преступного посягательства.

2. По горизонтали в науке уголовного права принято подразделять непосредственный объект преступления на основной непосредственный объект, дополнительный непосредственный объект и факультативный непосредственный объект. Указанные виды непосредственного объекта преступления имеются в двуобъектных или многообъектных преступлениях.

Основной непосредственный объект преступления - это общественное отношение, против которого в первую очередь направлено общественно опасное посягательство и которое всегда состоит в плоскости и родового, и видового объектов, является основным (необходимым) и обязательным признаком состава и которое непосредственно влияет на квалификацию преступления. Например, основным непосредственным объектом вымогательства (ст. 163 УК) выступают общественные отношения собственности, однако это преступление одновременно причиняет вред и здоровью человека.

Дополнительный непосредственный объект - это общественное отношение, которому наряду с основным объектом причиняется вред, которое не обязательно находится в плоскости родового и видового объектов, является дополнительным и обязательным признаком состава и учитывается при квалификации преступления. На примере вымогательства видно, что его дополнительным непосредственным объектом является здоровье человека, которому при посягательстве на собственность был причинен вред или создана угроза его причинения.

Здоровье как второй объект в вымогательстве является дополнительным признаком, потому что не во всех составах преступлений имеются два и более объектов преступления. С другой стороны, указание на здоровье человека в ст. 163 УК, закрепляющей состав вымогательства, свидетельствует об обязательном его характере для данного преступления, поэтому здоровье личности здесь является обязательным признаком состава преступления. Здоровье человека в составе вымогательства как дополнительный непосредственный объект не находится в плоскости ни родового (общественные отношения в сфере экономики), ни видового (общественные отношения собственности) объектов.

И последнее, здоровье человека как дополнительный непосредственный объект в вымогательстве учитывается при квалификации преступления. Если лицо, высказав требование о передаче имущества или права на имущество, этим и ограничилось, не намереваясь применить психическое или физическое насилие, то содеянное не является преступным, в нем нет признаков какого-либо состава преступления. Напротив, если при высказывании вышеуказанного требования виновный намеревался сопроводить его психическим и физическим насилием, но по не зависящим от его воли обстоятельствам не успел применить его, то совершенное является покушением на вымогательство. Желание виновного посягнуть на здоровье человека, выступающего дополнительным непосредственным объектом вымогательства, отразилось в квалификации как неоконченное вымогательство.

Факультативным непосредственным объектом называется общественное отношение, которому причиняется вред не во всех случаях совершения преступления, которое не обязательно находится в плоскости родового и видового объектов и учитывается при квалификации преступления.

Факультативный объект в отличие от дополнительного объекта не является обязательным признаком состава, но в случае его нарушения оказывает влияние на квалификацию. Значение дополнительного и факультативного объектов состоит в том, что они свидетельствуют о совершении одного преступления, а не совокупности преступлений.

  • См.: Трайнин Л.Н. Состав преступления по советскому уголовному праву.М., 1951. С. 175.
  • См.: Курс советского уголовного права: в 6 т. Часть Общая. Т. 2. Преступление / под ред. А.А. Пионтковского, П.С. Ромашкина, В.М. Чхиквадзе.М., 1970. С. 116.

Тема 5. Объект преступления

  1. Понятие объекта преступления.
  2. Виды объектов преступления.
  3. Предмет преступления, орудие преступления. Потерпевший.

1. Понятие объекта преступления.

Объект преступления – это те общественные отношения, которым преступление наносит вред, интересы личности и общества в целом. Они могут быть как материальными, так и не материальными. Это охраняемые уголовным законом отношения по поводу собственности, чести, здоровья, жизни и других важных социальных ценностей. Причинение вреда тем же отношениям, но не включённым в перечень охраняемых уголовным правом объектов, не является преступлением.

2. Виды объектов преступления.

По ширине охвата правоотношения объекты преступления делятся на:

- общий объект , который включает в себя все общественные отношения, охраняемые уголовным правом. Ст. 2 УК, указывая на задачи уголовного закона, в целом перечисляет объекты, которые находятся под защитой Уголовного кодекса;

- родовой объект , т.е. совокупность сходных общественных отношений. Родовой объект преступления положен в основу построения системы Особенной части Уголовного Кодекса. Определение родовых объектов содержится в названиях разделов Особенной части. Все однородные преступления включаются в соответствующий раздел кодекса. Например, кража, грабеж, вымогательство, уничтожение имущества, угон автомобиля – это все преступления против собственности;

- видовой объект - это часть родового объекта, более узкий круг общественных отношений в рамках родового объекта. На основе выделения видового объекта строятся главы Уголовного кодекса.

- непосредственный объект, т.е. отношения, которые охраняются конкретной статьей Уголовного кодекса. Непосредственный объект может быть либо частью родового и видового объектов, либо совпадать с ними.

Иногда одно преступление причиняет вред нескольким объектам. Такие преступления называют многообъектными . Например, грабеж и разбой, то есть изъятие имущества с помощью насилия, посягает как на право собственности, так и на здоровье человека (ст. ст. 206, 207 УК). В таких случаях выделяют основной и дополнительный объекты. Основной объект – это общественное благо, против которого преступление направлено в первую очередь, а дополнительный объект – это сопутствующее правоотношение. Если статья Уголовного кодекса имеет несколько объектов, то она помещается в соответствующие раздел и главу Уголовного кодекса на основании определения основного объекта преступного посягательства.

Порой объект преступления называется в самой норме Особенной части. Например, в ст.356 УК (измена государству) объектом названа «внешняя безопасность Республики Беларусь, ее суверенитет, территориальная неприкосновенность, национальная безопасность и обороноспособность». Однако в большинстве случаев объект в диспозиции статьи не назван, он выделяется путем анализа текста соответствующей статьи Уголовного кодекса.

Точное определение объекта преступления способствует разграничению смежных преступлений и правильной квалификации деяния. Так, в зависимости от цели причинения вреда, т.е. от объекта посягательства, убийство милиционера может быть преступлением против личности (ч. 1 ст. 139 УК - убийство), против порядка управления (ст. 362 УК – убийство работника милиции) или против государства (ст. 359 УК – террористический акт).

3. Предмет преступления, орудие преступления. Потерпевший.

Вред объекту преступления причиняется путем воздействия на предметы материального мира, которые принято называть предметом преступления. Например, при краже предметом преступления будут деньги, вещи, иные ценности. Объектом же преступления при краже будут отношения собственности.

Орудия (средства) преступления – это те предметы материального мира, которые использует преступник для посягательства на объект преступления и облегчения совершения преступления. Ими могут быть оружие, инструменты, препараты, транспортные средства, поддельные документы и т.п. Одна и та же вещь может выступать как предмет преступления и как его орудие. Например, при хищении пистолета он будет предметом преступления, если же с помощью этого пистолета совершено убийство, то пистолет будет орудием преступления.

Потерпевшим является человек или юридическое лицо, чьи права и интересы были нарушены преступлением.

Есть составы преступлений, где может не быть предмета преступления (например, ст. 243 УК - уклонение от уплаты налогов путем не подачи декларации о доходах). Преступник может использовать для облегчения своих действий орудия преступления, но может и не пользоваться ими. Иногда использование орудий является квалифицирующим обстоятельством (ч. 3 ст. 339 УК – хулиганство с применением оружия или других предметов, используемых в качестве оружия). Не во всех составах преступления можно выделить конкретных потерпевших (например, ст. 274 УК – загрязнение атмосферы), хотя опасный вред общественным отношениям причиняется всегда.

Предметы преступления, как правило, возвращаются потерпевшему, если они не изъяты из гражданского оборота или потерпевший не требует возместить их денежную стоимость. Орудия преступления, принадлежащие преступнику, подлежат конфискации всегда в соответствии с ч. 6 ст. 61 УК (специальная конфискация).