Чудотворная икона божией матери влахернская. Влахернская икона – святыня рода Головиных

На свете осталось не так много чудесных и редких икон Богородицы, часть из них была утеряна, часть уничтожена, а какие-то экземпляры похитили для частных коллекций. Часть сохраненных драгоценных икон хранятся в Третьяковской галерее, как и знаменитая Влахернская икона.

История написания святого лика

Икона Божией Матери Влахернская считается древнейшей в мире - дата ее написания датируется 302 годом.

Авторство приписывается ученику Христа - Луке, но точных данных, подтверждающих этот факт нет. По преданию, Лука написал ее в Антиохии, где она и хранилась. Впервые о ней стало известно, когда императрица Евдокия перевезла образ в столицу Византии в 439 году. Евдокия передала ее в дар сестре императора, а та, в свою очередь, передала икону на хранение во Влахерны, в храм Богородицы. Именно поэтому с того времени образ стал именоваться Влахернским.

Образ считался покровителем Константинополя, поскольку во время нападения аваров патриарх Сергий совершил с ней крестный ход вокруг стен города и молился иконе об освобождении, которое не замедлило произойти. Это произошло в субботу пятой недели перед Пасхой, поэтому с тех пор этот день считается праздником Влахернской иконы, который сначала отмечался только в Константинополе, а через несколько лет и по всему миру Православной Церковью.

В 1654 году Влахернская икона уехала к императору Алексею Михайловичу, но вот повод точно неизвестен:

  1. Первая версия гласит, что монахи спасали образ от турок, которые захватили столицу Византии.
  2. Вторая - что икона хранилась в женском монастыре, а когда на его месте воздвигли мечеть, то оставшиеся там христиане отправили ее в Россию.

В течение двух веков реликвия хранилась в Кремлевском Успенском храме, а позже, после закрытия собора для прихожан - перенесена в Крестовоздвиженскую церковь на Вознесенке. Вернулась икона обратно в Кремль (в Государственный Музей) в 1931 году, когда храм на Вознесенке был разрушен коммунистами.

В течение 17-18 веков с нее было сделано несколько списков, самые известные из них:

  • Влахернский образ, хранящийся в Третьяковской галерее;
  • образ, хранящийся в храме в Кузьминках.
Внимание! Оригинальный образ хранится сегодня в Государственном музее Кремля, как часть собрания реликвий.

Описание иконы

Богородица на Влахернской иконе относится к типу Одигитрия, т.е. указывающая путь. Главная особенность доски в том, что она сделана в технике воскомастики - иконописец смешивал воск с мощами мучеников и наносил смесь на плоское дерево, на котором был вырезан рельеф будущего образа. Сверху мастики нанесена краска.

Древний список Влахернской иконы Божией

Важно! Ввиду особенности создания образа, с него сделано всего лишь несколько списков - менее пяти штук.

Размеры доски 6 × 37,5 × 4 см, а из-за особой техники написания создается впечатление объемного изображения, как бы выступающего за пределы доски. Богородица изображена по пояс, с Христом на руках. Фигура Матери массивна, нимбы фигур также сильно увеличены так, что перекрывают полосу полей. Облачены персонажи в платья пурпурного цвета, что указывает на высокое их царское положение.

В чем помогает Влахернская икона

Ввиду сложности копирования образа, списков с нее немного и, соответственно, построенных храмов в ее честь тоже. Но молиться иконе можно в дни почитания - это 2 и 7 июля и суббота пятой седмицы Великого поста.

Влахернская икона Божией Матери

О чем молятся данному образу? Православные христиане просят его о:

  • спасении от врагов и неприятелей;
  • помощи во время военных действий;
  • борьбе с врагами;
  • защите семьи.
Царице моя преблагая, надеждо моя Богородице, приятелище сирых и странных предстательнице, скорбящих радосте, обидимых покровительнице! Зриши мою беду, зриши мою скорбь, помози ми яко немощну, окорми мя яко странна. Обиду мою веси, разреши ту, яко волиши: яко не имам иныя помощи разве Тебе, ни иныя предстательницы, ни благия утешительницы, токмо Тебе, о Богомати, яко да сохраниши мя и покрыеши во веки веков. Аминь.

История Влахернской иконы Божьей Матери

- невероятно древняя, она была одной из самых почитаемых в Москве греческих икон. Сейчас она хранится в Третьяковской галерее.

Влахернский образ Богородицы привезли в Первопрестольную в 1653 году в дар . А прежде эта икона находилась в Антиохии.

Известно, что византийская императрица Евдокия (она жила в V веке нашей эры) перенесла Влахернскую икону Божией Матери в Иерусалим. Оттуда образ попал в Константинополь, где ее поместили во Влахернскую церковь (в пригороде). Позже, когда турки завоевали Царьград, Влахернскую икону прятали в патриархии, а потом приняли решение отправить на Афон.

Когда образ прибыл в нашу страну, его встречал лично патриарх Никон. Известно, что царь Алексей Михайлович сомневался в чудотворности иконы, пока не получил от иерусалимского правителя грамоту, извещавшую, что

«поднесенная чрез грека Димитрия Костинари чудотворная икона Богородицы Влахернской есть та самая, которая была некогда покровительницею Константинополя и греческих императоров, которую имел царь Ираклий при себе в походе против персов и о чудесах которой обстоятельно повествуется в истории».

Надо отметить, что Влахернская икона сделана из воскомастики. Эта техника, благодаря которой изображение получается рельефным. В воск добавили мощи христианских мучеников, сожженных в свое время в Никодимии во время празднования Рождества Христова. Таким образом, икона превратилась в мощевик.

Влахернскую Богородицу поместили в Успенский собор, Ее образ стали называть многочудесным. Царь нередко брал икону с собой в походы.

Со временем с нее сделали несколько слепков. Один из них, с надписью на греческом «богохранимая», был преподнесен Григорию Строганову за большие заслуги; он-то и находился в . Правда, бытует и другая версия; «В летописи Влахернского храма, составленной в 1869 году, говорится, что в Москву были присланы две иконы. Одна из них попала в Успенский собор, а другой был благословлен Строганов. Эта икона и стала со временем храмовым образом Влахернской церкви в Кузьминах», — такие сведения можно найти в книге «Три века усадьбы Кузьминки», выпущенной к трехсотлетию усадьбы. Так это на самом деле, или Строгановы сами приукрасили историю — неизвестно.

В любом случае, факт остается фактом: святыню даровали Григорию Дмитриевичу за ревностную службу на благо Отечества. Он был сподвижником Петра I еще со времен . Владелец солеварен, литейных и железоделательных заводов развивал промышленность, строил храмы, собирал коллекцию рукописных книг. Его финансовое участие способствовало развитию «строгановской» иконописной школы и «строгановского» барокко в архитектуре.

Чудесам почитание

В России эта икона издавна считалась главной избавительницей от различных эпидемий. Она не раз спасала жителей городов и сел от чумы и холеры.

В Кузьминках традиционно широко отмечают день Влахернской иконы Божией Матери. В июле к престольному празднику приурочивают большое количество мероприятий — исторические интерактивные представления и квесты, концерты и мастер-классы, игры и развлечения для детей, презентации различных общественных организаций, проводят благотворительную ярмарку, раздают всевозможные угощения.

Акафисты иконам Богородицы

Икона Влахернской Божией Матери из Спасо-Влахернского женского монастыря в Деденево.

По одной версии, после падения Константинополя святой образ попал на Афон и именно афонские монахи передали его в Москву. По другой – после взятия Константинополя турками икону перенесли в женский монастырь во имя Христа Пантократора. Когда же завоеватели превратили монастырский храм в мечеть, святой образ вместе с церковной утварью христиане замуровали в глухом окне. Более ста лет находилась святыня в замурованной нише, пока не была обнаружена в 1616 году. Икону каким-то образом передали христианам, а уже после они отправили её в дар московскому царю.

Икона представляет собою рельефное погрудное изображение Богородицы. На Её левой руке высоко сидящий Младенец, одной рукой двуперстно благословляющий, в другой держащий свёрнутый свиток.

«Она не нарисована красками, но как будто телесная или изображенная мастикой, ибо части Её тела сильно выступают с поверхности доски, к большому удивлению смотрящего, внушая благоговейный страх», – писал Павел Алеппский, описывая приезд в Москву в начале 1655 года антиохийского патриарха Макария.

Преподнесённая в дар древняя византийская святыня два с лишним столетия находилась в Успенском соборе Кремля. В 1918 году икону из закрытого для моления собора удалось перенести в Крестовоздвиженскую церковь на Воздвиженке. После разрушения этого храма в 1931 году чудотворный образ был изъят в Кремль для включения в собрание Государственных музеев Московского Кремля. В составе этого собрания православная святыня состоит до сих пор.

Известно, что одновременно с этой святыней в Москву была привезена ещё одна Влахернская икона Пресвятой Богородицы. В настоящее время она находится в Третьяковской галерее.

Еще о Влахернской иконе Божией Матери

Влахернская икона Божией Матери (Одигитрия) , одна из особо чтимых в Москве в 17 веке греческих икон. Привезена в 1653 из Константинополя в дар царю Алексею Михайловичу. Вместе с иконой была прислана грамота, в которой ее происхождение связывалось с Влахернским монастырем Константинополя, а история ее почитания - с ранней историей константинопольской Одигитрии. Икона хранилась в Успенском соборе Московского Кремля; царь брал ее с собой в военные походы. Празднование иконы совершалось в пятую неделю Великого поста (суббота Акафиста). Влахернская икона - рельефная, исполнена воскомастикой и темперой; по иконографическому типу - список Одигитрии, близкий к Смоленской иконе Божией Матери ; создана во второй половине 15 - начале 16 (?) веков, возможно, как повторение древней иконы на старой доске. На иконе имеется греческая надпись «Богохранимая». В настоящее время икона хранится в церкви Ризположения Московского Кремля. Чтимые рельефные списки второй половины 17 - начала 18 веков: в родовом имении Строгановых-Голицыных в с. Влахернском (Кузьминки) под Москвой (ныне в Третьяковской галерее), в Высокопетровском монастыре в Москве (ныне в церкви Рождества Богоматери в Симоновом монастыре), в Спасо-Влахернском монастыре под г. Дмитровым (ныне в Центральном музее древнерусского искусства имени Андрея Рублева в Москве).


Влахернская икона Божией Матери.

К Тебе, о Матерь Пресвятая,
Дерзаю вознести свой глас,
Лице слезами омывая:
Услышь меня в сей скорбный час.

Прими мои теплейшие моленья,
Мой дух от зол и бед избавь,
Пролей мне в сердце умиленье,
На путь спасения наставь.

Да буду чужд своей я воли,
Готов для Бога все терпеть;
Будь мне покровом в горькой доле,
Не дай в печали умереть.

Ты всех прибежище несчастных,
За всех молитвенница нас!
О, защити, когда ужасный
Услышим судный Божий глас.

Когда заменит вечность время,
Глас трубный мертвых воскресит,
И книга совести все бремя
Грехов моих изобличит.

Стена ты верным и ограда:
К тебе молюся всей душой.
Спаси меня, моя Отрада,
Умилосердись надо мной.

Н. В. Гоголь

О многом говорит православному сердцу само имя местности в западной части Константинополя - Влахерны. Здесь, на месте убийства скифского вождя Влаха, в V веке при императоре Льве Великом была построена церковь во имя Пречистой. Именно в ней произошло знаменитое видение Богородицы Андрею Юродивому, которое мы чествуем как один из самых любимых на Руси праздников - Покров. В 474 положены были в эту же церковь и честные ризы Богородицы, принесенные из Палестины; память этого события отмечается церковью 2 июля - в престольный праздник Ризположенских церквей. Храм этот сгорел в 1434 году. Но был во Влахернах и другой богородичный храм, где находилась икона Присно Девы, сопровождавшая многих византийских императоров в их военных походах. Они всегда брали эту святыню с собою как главную свою защитницу, дабы "православное воинство ощутило себя под покровительством Божией Матери". Икона эта, получившая название Влахернской, промыслом Божиим перешла из Второго Рима в Третий и сохранилась невредимою до наших дней.

Причиною же относительно малой распространенности на Руси храмов, посвященных Влахернской иконе, и списков с нее (таковых известно менее пяти) послужила сама уникальная техника, в которой исполнен этот чудотворный образ - воскомастика. Как писал Павел Алеппский, посетивший Москву в начале 1655 года, сопровождая своего владыку, антиохийского патриарха Макария, икона сия "не нарисована красками, но как будто телесная или изображенная мастикой, ибо части ее тела сильно выступают с поверхности доски, к большому удивлению смотрящего, внушая благоговейный страх... Она как будто воплощенная". В основе композиции иконы - вырезанный в дереве плоский рельеф. Тонкая моделировка красками сделана уже по слою воска, покрывающему фигуры Младенца и Пречистой. Более того, сама восковая мастика сделана "смешением от святых мощей и от иного многого благоуханного состава", тем самым Влахернская икона являет собой еще и своеобразный мощевик. Потому и сделать с такой рельефной иконы точный живописный список было весьма затруднительно.

Предание приписывает эту икону кисти св. Луки апостола, евангелиста, врача и изографа. Изначально прославившийся многими чудотворениями, образ пребывал в Антиохии, затем в Иерусалиме. Супруга византийского императора Феодосия II (408 - 450) Евдокия, путешествовавшая в Иерусалим для поклонения святым местам в 436 -437 годах, приобрела икону и отослала ее в Константинополь в дар сестре императора, св. Пульхерии. Икона была поставлена Пульхерией в храме, находившемся в Влахернах, и с тех пор святыня носит имя Влахернской. Тогда же в честь ее установлено было совершать еженедельное моление по средам. Многовековое пребывание Влахернской в Царьграде сопровождалось многими чудесами. Явившись однажды двум слепцам, Богородица привела их к Своему образу во Влахернах и вернула им зрение. Многие другие слепцы, омывая свои глаза водою из источника, находившегося здесь же при храме, также получали исцеление.

С этим образом вселенский патриарх Сергий (610 - 631) обошел в 626 году стены Константинополя во время осады города персами, и с того времени установился благочестивый обычай ежегодно в Великий пост переносить эту икону из Влахерн в императорский дворец, где святыня и оставалась гостить вплоть до понедельника Светлой седмицы.

В VIII столетии Второй Рим поразила иконоборческая ересь и по приказам еретических императоров начались гонения на православных и массовое истребление святых икон. Тогда благочестивые христиане тайно взяли ночью из Влахернской церкви икону, отнесли в близлежащую обитель Пантократора (Вседержителя) и, затеплив пред нею лампаду, спрятали в нишу церковной стены, наглухо замуровав тайник. Там святыня пребывала около ста лет, вплоть до восстановления иконопочитания: тогда научением Божиим ревнители православия отыскали чудотворную в стене обители Пантократора (причем лампада продолжала гореть) и с великим торжеством перенесли на прежнее место во Влахернской церкви.

В эпоху латинского нашествия, когда Константинополь захватили крестоносцы, венецианцы перенесли икону обратно в обитель Пантократора. Но на этот раз святыня задержалась там недолго: когда крестоносцы были изгнаны из Константинополя, она вновь была возвращена во Влахерны. Там эту икону видели посетившие в XIV веке Царьград русские паломники Стефан Новгородец, дьяк Александр, дьякон Игнатий и Зосима. Еще век спустя, с окончательным падением Византии и пленением православной империи турками (в 1453 году), Влахернская икона покинула Царьград и для большей безопасности была перенесена на Святую Гору Афон, разорять которую магометане не решились.

Именно после двухвекового пребывания на Афоне Влахернская и попала в Россию. Как сообщают записи ХVII века о царских выходах, 16 октября 7162 (1653) года царь Алексей Михайлович принял "образ пречистыя Богородицы Одигитрия, что принесен из Грек, из Лахернской церкви". Икона была привезена "торговым греком" Дмитрием сыном Евстафьевым (Остафьевым), по фамилии Костинари, прислал же этот дар Гавриил, протосингел иерусалимского патриарха ("старший из сингелов" (буквально - "живущих в одной келье (с епископом)", современным же языком - личный секретарь, а часто и будущий преемник архипастыря).

На следующий день в Успенском соборе Кремля состоялась торжественная служба в честь обретенной Третьим Римом новой святыни; Петропавловский придел главного храма Московского государства и стал теперь новым местопребыванием Влахернской иконы.

10 декабря 1654 года тот же протосингел Гавриил, принося благодарность царю за присланную с Руси милостыню, особою грамотою удостоверил, что "поднесенная государю через грека Дмитрия Костинари чудотворная икона Богоматери Влахернской есть та самая, которая была некогда покровительницею Константинополя". Как пишет побывавший в Москве спустя год Павел Алеппский, царь Алексей Михайлович с благоговением принял святыню и "всю обделал серебром, золотом и драгоценными камнями, взял ее с собою на войну и теперь, при возвращении, вез перед собою... Кроме лика и рук Владычицы и Господа ничего из нее не видно, все остальное покрыто золотом. Царь взамен ее послал тому игумену 800 динаров, кроме того, что дал человеку, который ее доставил".

Былая "покровительница Константинополя" вошла в литургический обиход Третьего Рима. Ежегодно в пятую субботу Великого поста, когда читается написанный Акафист (иных акафистов, помимо главного, обращенного к Богородице, дораскольная русская церковь вовсе не знала), в Успенском соборе ставили в центре храма на аналое, "меж амвона и царских дверей", образ Влахернской и читали Акафист именно перед ним. Этот обычай свято соблюдался еще во второй половине ХVIII века. Важное место отводилось этой чудотворной и в ежегодном праздновании церковного (иного до Петра опять же не знали) новолетия: согласно "Чиновнику" Успенского собора, в первый день "нового лета" (1 сентября) образ Влахернской ставился на одно из почетнейших мест, на аналое "против Владимирской Богородицы". А ведь сколько еще пребывало в Успенском соборе других, не менее чтимых святынь! Однако к началу XIX века почитание Влахернской видимо ослабло, так как в 1812 году, во время нашествия Наполеона, ее не стали вывозить из Москвы и оставили в Успенском соборе; французы украли ризу и повредили сам образ, так что потом пришлось для прочности врезать икону в новую кипарисную доску и сделать для нее новую, серебряную ризу.

В 1918 году, когда Кремль на долгие десятилетия был закрыт для моления православных, Влахернскую удалось перенести в Крестовоздвиженскую церковь на Воздвиженке (в нескольких сотнях метров от Кремля), где святыне продолжали воздавать должное поклонение. Однако когда в 1931 году эта церковь была закрыта и снесена, чудотворная была взята обратно в Кремль и с тех пор входит в собрание Государственных музеев Московского Кремля.

Довольно небольшая (46 х 37,5 х 4 см), Влахернская икона представляет собою рельефное погрудное изображение Богоматери, относящееся к типу Одигитрии. Древнейший сохранившийся красочный слой относится ко второй половине ХУ - началу XVI веков. На левой руке Пречистой написан высоко сидящий Младенец, в левой руке держащий свернутый свиток, правою же двуперстно благословляющий.

При поновлении иконы в 1813 году на ней были сделаны новые греческие надписи: "Госпожа обители Влахернской" и "Многоценное сокровище", которые сохранялись вплоть до последней реставрации, проведенной во Всероссийском реставрационном центре имени академика И. Э. Грабаря (ВХНРЦ) Д.А.Дунаевым. Подлинная же греческая надпись на иконе, раскрытая в результате этой реставрации, промыслительно лапидарна: "Богохранимая". Именно таковой стала судьба этой древней святыни.

Одновременно с самой чудотворной на Русь доставили и список (с более высоким рельефом и выполненный полностью в технике литья из воскомастики). Список этот пребывал во Влахернской церкви села Кузьминки (ныне в черте Москвы, до 1757 года принадлежало Строгановым, затем перешло к Голицыным; только здесь празднование чудотворной совершалось 2 июля, а не 7 июля, как во всех прочих храмах). Сейчас сам этот список хранится в Третьяковской галерее, в действующем же храме в любимых москвичами Кузьминках находится живописная копия хорошего, в древних традициях, письма. Еще одна известная живописная копия с Влахернской хранится в алтаре московской церкви Успения в Вешняках.

Второй из старинных списков с Влахернской пребывал в храме Сергия Радонежского московского Высоко-Петровского монастыря. Он сделан во второй половине ХVII века. После закрытия монастыря большевиками эта "резная икона" хранилась в фондах Государственного Исторического музея; когда же богослужение в бывшей обители было возобновлено (ее здания занимает ныне не монастырь, а Отдел катехизации Московской Патриархии), икона туда не возвратилась - теперь ей поклоняются в московском в храме Рождества Богородицы в Старом Симонове (где покоятся мощи иноков-воинов Пересвета и Осляьи).

Третий, самый знаменитый из списков с Влахернской сделан в 1705 году, как гласит надпись на его окладе. Изначально это была фамильная святыня дворянского рода Головиных, пребывавшая в их усадебном храме в селе Деденево (оно же Новоспасское) близ подмосковного города Дмитрова. Также исполненный в технике воскомастики, список этот попал в род Головиных через тетку царя Алексея Михайловича Марию Троекурову, бывшую замужем за Алексеем Головиным. Среди украшений родовой иконы были драгоценные серьги сестры Алексея Михайловича - царевны Татьяны Михайловны; один только венчик на ней оценивался в пять тысяч рублей золотом. В середине XIX века овдовевшая Анна Головина с согласия своих детей решила устроить при усадебном храме женское общежительство с тем, чтобы затем превратить его в монастырь. В 1854 году Спасо-Влахернское общежительство открылось, Головины пожертвовали ему 200 десятин земли, здания усадьбы, двухэтажный дом в Москве и 40 тысяч рублей капитала. В 1861 году община стала женским монастырем. К 1917 году Спасо-Влахернская обитель была одной из самых благоустроенных во всей Центральной России - с величественным собором, вмещающим едва ли не все окрестное население, с исполинской колокольней, с тремястами инокинь и послушниц. Насельницы жили здесь в относительном покое еще почти два десятилетия: хотя монастырь был формально закрыт, в нем, как и прежде, продолжались церковные службы. Но вот к середине 1930-х годов под каменными стенами монастыря тысячи заключенных начинают копать русло будущего канала Москва-Волга, а в самих зданиях обители разместилось Управление Центрального района Дмитлага, ведавшего этой гигантской гулаговской стройкой. Затем чекистских начальников сменяют обитатели Дома престарелых, вслед за ними - несчастные психически больные дети, которых спешно эвакуировали отсюда с началом войны, когда гитлеровские войска вышли на трассу канала. Во время боев был сильно разрушен главный монастырский собор и обезглавлена колокольня обители. Следующие постояльцы Влахернского монастыря - собаки, которых отлавливали по всей округе, свозили в стены обители и дрессировали для отправки на фронт - собаки кидались под танки с бутылками с зажигательной смесью. Зимой 1942 года на кладбище обители похоронили в общей могиле восьмерых последних влахернских монахинь - уже неспособные по старости вести хозяйство, чтобы прокормить себя, они замерзли в одну ночь и так и остались лежать на своих кроватях. А после войны и на многие годы обитель вновь занял Дом инвалидов Великой Отечественной войны. В годы хрущевских гонений "неудобное" название ближайшей к Деденеву станции - "Влахернская", любимое многим поколениям подмосковных дачников, сменили на "Турист" (а дом инвалидов официально именовался столь же "жизнерадостно": "Санаторий N 1 для инвалидов Отечественной войны "Турист" Комитета социальной защиты населения Москвы"). И только в апреле 2001 года митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий вручил игуменский жезл настоятельнице возобновленного (уже двадцатого в подмосковной епархии) монастыря - инокине Софии (Колосовой), которой было тогда всего 27 лет. Без малого двадцать сестер продолжают здесь молитвенный подвиг своих предшественниц, над каналом имени Москвы вновь воссияли купола возрожденной обители, а нелепую тригонометрическую вышку на вершине колокольни сменил видимый за многие километры шпиль.

В самый день возобновления обители настоятель храма Вознесения отец Анатолий (Пахмутов) вернул монастырю чудотворный список с Влахернской иконы, некогда принадлежавший Головиным. Рельефные иконы из Спасо-Влахернского и Высоко-Петровского монастырей, подобно своему первообразу "исполненные множеством частиц святых мощей разных угодников Божиих", полностью повторяют размеры и иконографию оригинала. Каждый из этих двух списков представляет собой ковчег, в котором высоким рельефом вырезано изображение Богородицы с Младенцем. Нимб вокруг лика Пречистой, также устроенный наподобие ковчега, как и сильно углубленный фон вокруг фигур и пять круглых углублений на нимбе Спасителя, предназначались для размещения многочисленных частиц мощей, залитых воском (на иконе из Спасо-Влахернского монастыря мощи полностью утрачены). Сами рельефные изображения на обоих списках - выполнены в дереве, покрыты левкасом и расписаны темперой.

Наконец, упомянем икону Одигитрии из Вознесенского девичья монастыря Московского Кремля, написанную "по размерам" Одигитрии Влахернской великим иконописцем Дионисием на доске, сохранившейся от другой, еще более древней чудотворной иконы Одигитрии, обгоревшей во время большого пожара в Москве в 1482 году. Она находилась в иконостасе Вознесенского храма в числе местных икон, а после разрушения этой обители попала в Третьяковскую галерею.

Из книги "О Тебе радуется!"

http://www.pravoslavie.ru/put/050719145743

Тропарь Божией Матери перед Ея иконой Влахернской, глас 4 :

К Богородице прилежно ныне притецем, / грешнии и смиреннии, и припадeм, / в покаянии зовуще из глубины души: / Владычице, помози, на ны милосердовавши, / потщися, погибаем от множества прегрешений, / не отврати Твоя рабы тщи, // Тя бо и едину надежду имамы .

Молитва Божией Матери перед Ея иконой Влахернской :

Ц арице моя преблагая, надеждо моя Богородице, приятелище сирых и странных предстательнице, скорбящих радосте, обидимых покровительнице! Зриши мою беду, зриши мою скорбь, помози ми яко немощну, окорми мя яко странна. Обиду мою веси, разреши ту, яко волиши: яко не имам иныя помощи разве Тебе, ни иныя предстательницы, ни благия утешительницы, токмо Тебе, о Богомати, яко да сохраниши мя и покрыеши во веки веков. Аминь .

Икона Богоматери Влахернская .
Вторая половина XV - начало XVI вв.
Константинополь (?).
46 х 37,5.
ГММК. Инв. СК 34.

Влахернская икона (греч. Θεοτόκος των Βλαχερνών) или Влахернетисса (греч. Βλαχερνίτισσα) является редким образцом византийских рельефных икон. В источниках XVII в. и в литературе XVIII-XIX вв. она называется мастично-восковой. Ее основа - вырезанный в дереве плоский рельеф, покрытый слоем воско-мастики и расписанный красками. Техника живописи отличается большим мастерством. О резных деревянных иконах с воско-мастикой известно очень мало. В подобной технике была исполнена почитаемая Бахчисарайская (Мариупольская) икона Божией Матери. В греческом монастыре Мега Спилео (Великой пещеры) на Пелопоннесе хранится чудотворный образ Богоматери Спилеотиссы, выполненный из воска и др. веществ. По свидетельству В. Г. Григоровича-Барского, чудотворные иконы Божией Матери из воско-мастики были на Кипре и на Афоне. Все упомянутые иконы без исключения почитались как чудотворные, и в преданиях о них особенно подчеркивается древность происхождения.

Этот чудотворный образ был прислан в Москву из Константинополя в дар Царю Алексею Михайловичу от протосинкелла (настоятеля) Иерусалимского подворья в Константинополе Гавриила с торговым греком Дмитрием Евстафьевым (Остафьевым), по другим сведениям - Дмитрием Костинари. Согласно сведениям XVII в., торжественная встреча иконы в Москве состоялась 16 октября 1653 (7162) г.: «Октября в 16 день встречал Государь образ пречистыя Богородицы Одигитрия, что принесен из Грек, из Лахернской церкви » (Выходы государей царей и вел. князей Михаила Феодоровича, Алексея Михайловича, Феодора Алексеевича, всея Руси самодержцев (с 1632 по 1682) / Сост. П. Строев. М., 1844. С. 299-300).

Еще во время пребывания Влахернской иконы в Константинополе Константинопольским патриархом Паисием была составлена Свидетельствованная грамота, датированная 10 декабря 1654 г., которая впоследствии вместе с посланием протосинкелла Гавриила была прислана в Россию, видимо, в ответ на запрос Царя. В этих документах, греческие подлинники которых обнаружены в РГАДА Б.Л. Фонкичем (РГАДА. Ф. 52. Оп. 2. № 488, 531), икона отождествляется с одной из древних святынь Влахернского храма (см. ст. «2/15 июля - положение честной ризы Пресвятой Богородицы во Влахерне (Our Lady"s Holy Robe)» : http://rublev-museum.livejournal.com/420295.html).

В Свидетельствованной грамоте Патриарха Паисия отмечена важнейшая особенность Влахернской иконы: она сделана «смешением от святых мощей и от иного многого благоуханного состава », т. е. является мощевиком-реликварием. В литературе XIX в. имеется упоминание о составе мощей - это пепел святых мучеников Никомидийских (Виктора, Викторина, Клавдиана, Вассы), Синайских и Раифских.

История иконы, изложенная в грамоте, представляет вариацию сказаний об иконе Божией Матери «Одигитрия», но в данном случае чудесное спасение образа связывается не с захватом Константинополя крестоносцами, а с турецким завоеванием 1453 г. Согласно грамоте, Императрица Евдокия привезла её в 439 г. в Константинополь из Иерусалима вместе с другими христианскими святынями. Переданная в дар Пульхерии, сестре Императора Феодосия II, икона была помещена в церкви Богородицы в Влахернах. От имени храма икона получила своё настоящее название.

Во времена Императора Ираклия Влахернская икона спасла Константинополь от нашествия персов и аваров (626), а также происходило много чудес в обители Богоматери во Влахернах. После захвата Константинополя турками Влахернская икона была перенесена в монастырь Христа. Перед тем как храм монастыря был обращен в мечеть, благочестивые люди спрятали Влахернскую икону в оконной нише и замуровали ее. Позднее икона была чудесно обретена, и служка мечети, сняв драгоценный оклад, продал икону некой вдове, которая и принесла ее в дар протосинкеллу Гавриилу.

Важнейшим эпизодом сказания об иконе является рассказ о ее чудесной помощи при спасении Константинополя от вражеской осады. В воспоминание об этом событии при Патриархе Никоне в Успенском соборе вошло в обычай ежегодно в 5-ю субботу Великого поста, во время чтения Акафиста Пресв. Богородице, 1-й кондак которого прославляет это чудо, ставить в центре храма на аналое Влахернскую икону. В праздник новолетия (1 сентября) этот чудотворный образ также занимал одно из центральных мест - на аналое, напротив Владимирской иконы Божией Матери,- как символ покровительства, которое святыня Византийской империи должна была теперь оказывать Царю московскому и всему Русскому государству. В этом качестве Влахернская икона сопровождала царя в смоленских походах (1654-1655), по свидетельству Павла Алеппского, оставившего первое описание памятника, привезенного в Россию:

«Когда мы там были [в Константинополе], явилась в подворье Воскресения одна вдова и подарила настоятелю икону Владычицы, известную под именем Влахернской. Это та самая икона, которую некогда патриарх обносил кругом стен города, при чём она обратила в позорное бегство напавших на него врагов. Женщина рассказала, что нашла её в стене своего дома с горящей перед нею лампадой… не нарисована красками, но как будто телесная или изображённая мастикой, ибо части её тела сильно выступают с поверхности доски, к большому удивлению смотрящего, внушая благоговейный страх… Она как будто воплощённая Наш владыка патриарх употреблял все старания, предлагая много червонцев, чтобы получить её от упомянутого настоятеля, но напрасно. Впоследствии игумен послал её с одним купцом царю московскому, который принял её наилучшим образом… Царь взамен её послал тому игумену 800 динаров, кроме того, что дал человеку, который её доставил «»» (Путешествие антиохийского патриарха Макария в Россию в половине XVII века, описанное его сыном, архидьяконом Павлом Алеппским / Перевод с арабского Г. Муркоса (по рукописи Московского главного архива Министерства иностранных дел). М., 1898. Вып. 3. Кн. 7. С. 11; Кн. 9. С. 111, 146).

Отношение к Влахернской иконе как к покровительнице Константинополя и византийских василевсов сразу же поставило ее в ряд важнейших святынь Русского государства. Она была украшена драгоценным окладом, помещена в жертвенник кремлевского Успенского собора и заняла свое место в церковных церемониях и обиходе царского двора, о чем свидетельствуют соборные Чиновники и исторические источники.

В середине - второй половине ХVII в. в сознании греков жила надежда на освобождение православного Востока из-под турецкого ига с помощью России. В своей работе о греческо-русских связях Б.Л. Фонкич приводит, для подтверждения этой мысли, ряд греческих документов, таких, как послание 1653 г. архимандрита Критского монастыря Богородицы Неофита, адресованное Царю Алексею Михайловичу и содержащее призыв освободить Крит и всю Грецию от турецкого господства; отправленное ему же из Венеции «Побудительное слово...», содержащее такой же призыв; письмо, написанное из Бухареста в 1676 г., извещающее о смерти Царя Алексея Михайловича - единственной надежды на освобождение христиан Балканского полуострова; эпиграммы в честь Царя Алексея Михайловича, принадлежащие перу иеромонаха Дионисия, образованнейшего человека своего времени, называющие Царя «надеждой и спасителем греков » (Фонкич Б.Я. Греческо-русские культурные связи в ХV-ХVII веках. М., “Наука”, 1977. С. 198).

В 1812 г., во время нашествия Наполеона, чудотворный образ оставался в Успенском соборе. После изгнания неприятеля икона была найдена поврежденной. В 1918 г. в связи с закрытием Успенского собора советскими властями часть его святынь, в т. ч. Влахернская икона, была передана в Крестовоздвиженский храм, находившийся неподалеку от Кремля. В 1931 г., когда этот храм был разрушен, святыни вернулись в Кремль, став частью музейного собрания ГММК. В настоящее время Влахернская икона находится в Успенском соборе Московского Кремля.

Известно о 2 серьезных реставрациях иконы в XVII-XIX вв. С 6 октября 1674 г. по указу Царя Алексея Михайловича иконописцы Оружейной палаты Симон Ушаков вместе с Никитой Павловцем поновляли Влахенскую икону, в частности, укрепили ее новой кипарисовой доской. См. ст. «Иконы царского изографа Симона Ушакова »: http://rublev-museum.livejournal.com/352807.html

В 1813 г. (возможно, в 1806) икона поновлялась после наполеоновского нашествия: ее дублировали на новую кипарисовую доску и украсили серебряной ризой. В этот период на ней были сделаны новые надписи по-гречески: «Госпожа обители Влахернской» и «Многоценное Сокровище», а на нижнем поле - надпись по-русски о поновлении с датой 1 авг. 1813 г. Эти надписи сохранялись до 1983 г., когда была раскрыта подлинная греческая надпись на иконе,- Η ΘΕΟΣΚΕΠΑ[Σ]ΤΟΣ («Богохранимая» или «Богом Хранимая»), этот редкий эпитет известен лишь по 2 примерам: свинцовой печати Трапезундского монастыря XIII в. (ГЭ), на которой он сопровождает изображение в рост Богоматери Оранты, и названию чтимой иконы XIV в. типа Киккотиссы (Византийский музей. Никосия), отражающему ее происхождение из церкви Феоскепасту (не сохр.) близ Калопанайотиса на Кипре (надпись на самой иконе отсутствует).

Наименование иконы «Влахернская» восходит к тексту грамоты Патриарха Паисия и на иконе появилось в результате позднейших поновлений. Этот эпитет принято относить к изображению в рост Богоматери Оранты, поскольку такая мозаика, по мнению Н.П. Кондакова, могла украшать апсиду Влахернского храма. Будучи связан с топонимом, он мог прилагаться к разным типам икон, почитаемых во Влахернах, указывая на местонахождение их древних оригиналов. Известны примеры употребления этого эпитета в связи с иконографическими типами Богоматери Агиосоритиссы,Умиления и Оранты (с Младенцем Христом у груди):


Икона Богоматери Влахернская .
1705 г.
ЦМиАР.
Из Спасо-Влахернского монастыря под г. Дмитровом (одна из святынь рода Головиных). Спасо-Влахернский общежительный монастырь. М., 1894. С. 27.

СКАЗАНИЕ о Влахернской иконе Богородицы из Успенского собора Московского Кремля

От редакции . «Сказание», ранее не публиковавшееся, было составлено прихожанином московской Крестовоздвиженской церкви на Воздвиженке, куда икона была перемещена в 1918 г. (в 1931 г. Влахернская икона вошла в собрание Музеев Московского Кремля). Собранное из разных источников, «Сказание» написано по горячим следам изъятия иконы из действующего храма и передачи ее в музей, а также под впечатлением царившей вокруг обстановки гонений на Церковь, напоминавших гонения первых веков христианства. Рассказывая историю иконы вплоть до 20-х годов ХХ в. как свидетельство постоянной помощи Божией Матери верным, автор также излагает свои мысли о действии промысла Божия в истории и о развитии христианской культуры подвигами святых. Как следует из текста «Сказания», икона была силой отнята у верующих в 1920-х гг., причем изъятие сопровождалось арестами священников и верующих

«Только в начале XVII века «повелением Божиим объявилось сие многоценное сокровище». В 1616 году один из учителей мечети велел для света пробить в стене окно. Слуга, делавший окно, нашел икону и, сняв с нее оклад, рассказал о находке своему приятелю, греку-портному, у которого много шил платья, и предложил ему купить у него икону. Портной, слышавший о чудотворной Влахернской иконе Богоматери, узнал ее по надписи и купил у мусульманина. 30 лет пробыла икона в доме портного. За это время ему и его жене несколько раз являлась Пресвятая Богородица и указывала, чтобы они не держали у себя в доме Ее чудотворную икону, «а отпустили бы во благочестие, где царствует христианский благочестивый царь». Портной рассказал о явлении и об иконе протосингелу Иерусалимского патриарха Гавриилу, крестившему у него детей, и тот в 1646 году купил у него ту чудотворную икону. Приобретя св. икону, «сей преподобный священноинок, духовный господин Гавриил» обратился к константинопольскому патриарху Паисию и просил у него «свидетельную грамоту, чтобы понуждати благочестивых христиан к великому благоговению». В полученной им грамоте, подписанной греческими митрополитами, вельможами и клириками, кратко сообщались обстоятельства находки и писалось о самой св. иконе: «(Мы) обрели и познали, что она есть сделана от святых мощей и от иного многого благоуханного состава, понеже оная прехвальная икона, какоже есть от древнего писания, что есть писан лик, яже творила многие чудеса в монастыре пречестном благоговейном в дому Влахерна во времена при царстве греческих царей и творила чудеса многослышанные во писании: егда царствовал царь Ираклий и патриарх Сергий, и тогда обступили град бесчисленные войска варварские люди по суху и по морю и Божиею милостью, и благодатью, и силою, и заступлением все разорилися и сокрушилися, и избавился град от великая погибели... и посылаем ее (т. е. грамоту) ко всем благочестивым и свидетельствуем о ней (т. е. иконе), что есть та Богородицына честная икона чудотворная Лахерньская, паче злата и сребра и драгоценного камения, и понуждаем всех благочестивых с благоговением почитать и облобызать для освящения душам и телом в славу и честь Бога». За семь лет пребывания св. иконы у протосингела Гавриила «от нее было многое исцеление». Патриархи Цареградский и Антиохийский просили продать ее им, но протосингел не мог с ней расстаться и не соглашался ее продать. Наконец, боясь, что цареградский патриарх «впредь, если захочет, то и силою велит у него отнять», согласился на уговоры своего духовного сына, цареградского торгового грека Дмитрия Евстафиева, что «лучше ему послать ту икону в христианское государство, а ему, протосингелу, будет за то государева милость и жалование», и отправил ее с ним в Россию. 2 октября 1653 года св. икона прибыла в Москву1. Только через год кончились все переговоры и протосингел получил за нее двести рублей. 17 октября 1654 года произошла торжественная встреча св. Влахернской иконы Богоматери вместе с честной главой св. Григория Богослова, прибывшей в Москву еще в сентябре 1652 года. В этот день «Государь царь и великий князь Алексей Михайлович всея Руссии и святейший Никон патриарх Московский и всея Руссии встречал чудотворную икону Пресвятыя Богородицы и главу Григория Богослова на Лобном месте со кресты». На другой день, 18 октября, по случаю прихода в Москву чудотворного образа во дворце было большое торжество. «Праздновал Государь принесение чудотворной иконы Пресвятыя Богородицы. И того дни ел у Государя царя и великого князя Алексея Михайловича всея Руси святейший Никон патриарх Московский и всея Руссии, а стол был по передней палате, а у стола велел Государь быть боярам и окольничим всем без мест»2. Протосингел Гавриил, благодаря царя Алексея Михайловича за присланные ему 200 рублей, писал 10 декабря 1654 года о св. иконе: «Святая икона Влахернская, которая поставлена тебе, Государь, есть покровительница Константинополя. Она будет теперь защитницею России и священной особы твоего величества, как она была некогда покровом Константинополя и его благочестивых царей и со времени патриарха Сергия. Сию-то самую икону царь Ираклий имел при себе в походе против персов, как защитницу против врагов своих. О чудесных ее действиях свидетельствует история»3. Св. икона была помещена в Успенском соборе и с тех пор снова приобрела подобающую ей честь и поклонение. Каждый год, в субботу акафиста, т. е. в субботу 5-й недели Великого поста, она выносилась на средину храма и перед нею совершалось особое богослужение в память совершенных ею великих чудес. «В два часа ночи раздавался благовест и начинали читать полунощницу, так, как это совершается в четверг Великого канона. По окончании Шестопсалмия протодиакон читал ектенью на обычном месте, а очередной священник делал возглас. Протодиакон возглашал «Бог Господь и явися нам», певчие пели на клиросах «повеленное тайно прием» и прочее трижды, и читалась 16-я кафизма, после которой протодиакон читал ектенью, а священник делал положенный возглас. По возгласе отверзались Царские врата, выходили протоиерей с братиею и становились посреди церкви пред аналоем, на котором поставлена была св. икона Влахернская. Протоиерей раздавал братии свечи, и певчие пели «Взбранной воеводе победительная» трижды протяжно. Потом протоиерей, взяв от протодиакона кадильницу, кадил св. икону Богородицы, алтарь, братию и всю церковь. По каждении он начинал читать акафист: «Ангел предстатель с небес послан бысть рещи Богородице: радуйся» и читал четыре икоса. По прочтении певчие пели «Взбранной воеводе победительная». Потом священник читал поучение, а протоиерей и братия слушали его стоя. По окончании поучения старший ключарь читал акафист, а певчие пели «Взбранной воеводе». Затем следовали семнадцатая кафизма и канон. По третьей песни священник опять читал поучение, а после него младший ключарь продолжал читать акафист, по нем певчие пели «Взбранной воеводе». Потом диакон читал синаксарий, а протоиерей и братия в это время прикладывались к св. иконе и входили в алтарь, после чего очередной священник с протодиаконом кончали утреню»4.
После пожара 1812 года св. икона Влахернская была найдена без доски, в которую была вделана, 1 августа 1813 года она была поновлена и вделана в новую кипарисовую доску.
В Большом Успенском (первопрестольном в России) храме св. чудотворная икона пребыла всего 266 лет - с 1653 по 1919 год. Благочестивые москвичи неоднократно принимали св. икону, которую возили в особой карете, в своих домах. 1 октября 1919 года причт отправился в дом одного благочестивого московского жителя для совершения моления пред чудотворною иконою и должен был вернуться в 7 часов вечера, чтобы поставить икону на свое место в Успенском соборе. Они опоздали на полчаса, и вернувшись в 7.30, нашли ворота Кремля закрытыми. Храм Успенский и прочие храмы в Кремле были закрыты — литургия в день Покрова Божией Матери в 1919 году оказалась в Успенском соборе последней. Таким образом, Сама Пресвятая Владычица не благоволила возвратиться на прежнее местопребывание, избрала новое, а именно храм Воздвижения Честного Животворящего Креста Господня, куда и была привезена от закрытых кремлевских ворот св. икона вместе с другими святынями из того же Успенского собора: 1) Честным гвоздем, одним из четырех, коими было пригвождено Пречистое Тело Спасителя на Кресте на Голгофе (хранящимся в особом вертикальном футляре); 2) Крестом Господним (осмиконечным с частицей Животворящего Креста, на котором был распят Спаситель мира Христос Господь); 3) частицей Ризы Господней (св. хитон, по преданию, истканный Самой Пречистой Богородицей) и 4) Поясом Богоматери. Все эти святыни хранились в особом серебряном ковчеге, по изъятии которого (1922 год)5 были помещены в кипарисный ковчег, привезенный одной благочестивой православной 20 лет тому назад из Иерусалима и явившейся по рисунку и размерам точной копией бывшего серебряного. Два раза в неделю, по воскресеньям и четвергам, перед святынями совершалась торжественная служба: по воскресеньям литургия, а по четвергам всенощная с чтением акафиста Страстям Господним. Последняя литургия была совершена в воскресенье, 15 декабря, в каковой день остававшиеся на свободе иереи, вместе со своими избранными духовными чадами, были присоединены ко многим исповедникам веры, в течение трех лет переходившим из храма Воздвижения и немногих других оставшихся православных храмов в тюрьмы, изгонявшимся и умиравшим за Имя Христа. Пречистая Дева не благоволила пребывать Своею чудотворною иконою в руках оставшихся. Икона покинула храм месяца через два после последней службы в нем: ее изъяли без ведома верующих и поместили на ее прежнее место, в Успенский собор, ставший музеем, недоступным для народа. Месяца через три за ней последовали и остальные святыни » .

Москва, 1929 г .

Примечания
1 Каптерев Н.Ф. Характер отношений России к православному востоку в XVI и XVII столетиях. Сергиев Посад, 1914. С. 85-89.
2 Т. е. при выборе места за столом не считаться знатностью и старшинством своего происхождения, что вызывало часто ссоры и судебные тяжбы. “Повседневных дворцовых времени государей и великих князей Михаила Федоровича и Алексея Михайловича записок часть вторая”. М., 1769. С. 196.
3 Слава Богоматери. Ч. 3, отд. 2. М., 1853. С. 48-49.
4 Левшин А.Г. Историческое описание первопрестольного в России храма, Московского большого Успенского собора. М., 1783. С. 144-145.
5 Дата у автора неразборчива. - прим. ред.