Как проходят выборы по пропорциональной системе. Пропорциональная и мажоритарная избирательные системы

Для пропорциональной избирательной системы характерны следующие черты. Ее применение ограничено выборами депутатов законодательных (представительных) органов; она не применяется на выборах должностных лиц. Правом выдвижения кандидатов обладают исключительно политические партии (избирательные объединения). Избиратели при такой системе голосуют не персонально за кандидатов, а за выдвинутые избирательными объединениями списки кандидатов (партийные списки), а к распределению депутатских мандатов допускаются списки кандидатов, преодолевшие заградительный барьер, т. е. набравшие установленное в законе минимально необходимое число голосов, которое не может превышать 1% от числа избирателей, принявших участие в голосовании. Образовавшиеся вакансии замешаются следующими в порядке очередности кандидатами из списков кандидатов (партийных списков), допущенных к распределению мандатов, вследствие чего проведение дополнительных выборов не предусматривается.

Российскому законодательству известны две разновидности пропорциональной избирательной системы, обусловленные использованием закрытых (жестких) или открытых (мягких) списков кандидатов. При голосовании по закрытым спискам избиратель вправе отдать свой голос только за тот или иной список кандидатов в целом. Открытые списки позволяют избирателю проголосовать не только за определенный список кандидатов, но и за одного или нескольких кандидатов внутри этого списка. В нашей стране явное предпочтение отдается закрытым спискам. Голосование пооткрытым спискам предусмотрено только в нескольких субъектах Федерации (Республика Калмыкия, Тверская область, Ямало-Ненецкий автономный округ).

Пропорциональная избирательная система применяется на выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания РФ. В субъектах Федерации в чистом виде она встречается редко (Дагестан, Ингушетия, Амурская область, Свердловская область, г. Санкт- Петербург). Что касается муниципальных выборов, то для них пропорциональная избирательная система в целом нехарактерна. Редкое исключение в этом отношении представляет г. С пасс к-Дальний Приморского края, уставом которого предусмотрено избрание всех депутатов городского округа по партийным спискам.

Смешанная избирательная система

Смешанная (мажоритарно-пропорциональная) избирательная система является комбинацией мажоритарной и пропорциональной систем с законодательно установленным числом депутатских мандатов, распределяемых по каждой из них. Ее применение позволяет соединить достоинства и сгладить недостатки мажоритарной и пропорциональной систем. При этом политические партии (избирательные объединения) получают возможность выдвигать в качестве кандидатов одних и тех же лиц как в составе партийного списка, гак и по одномандатным (многомандатным) избирательным округам. Закон лишь требует, чтобы в случае одновременного выдвижения по одномандатному (многомандатному) избирательному округу и в составе списка кандидатов информация об этом обязательно указывалась в бюллетене, изготавливаемом для голосования по соответствующему одномандатному (многомандатному) округу

Смешанная система используется в настоящее время на выборах законодательных (представительных) органов государственной власти практически всех субъектов Федерации. Обусловлено это тем, что Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (ст. 35) требует, чтобы не менее половины депутатских мандатов в законодательном (представительном) органе государственной власти субъекта Федерации либо в одной из его палат подлежало распределению между списками кандидатов, выдвинутыми избирательными объединениями, пропорционально числу голосов избирателей, полученных каждым из списков кандидатов.

При проведении выборов депутатов представительных органов муниципальных образований смешанная мажоритарно-пропорциональная система применяется гораздо реже. По всей вероятности, это связано с тем, что федеральное законодательство не требует обязательного использования элементов пропорциональной системы применительно к муниципальному уровню формирования представительных органов власти.

Избирательные комиссии - это коллегиальные органы, осуществляющие подготовку и проведение выборов. Все избирательные комиссии делятся на две большие группы:

1) постоянно действующие избирательные комиссии, которые являются государственными органами - ЦИК РФ (ЦИК РФ), избирательная комиссия субъекта РФ, а также муниципальными органами - избирательная комиссия муниципального образования;

2) избирательные комиссии, которые создаются в конкретном избирательном процессе - окружные, территориальные, участковые избирательные комиссии. Формирование таких избирательных комиссий является отдельным этапом избирательного процесса.

Избирательные комиссии в различных выборах могут быть:

1.Окружная избирательная комиссия - верхнее звено системы избирательных комиссий в любом избирательном процессе. Она распространяет свою деятельность на всю территорию, от которой избирается выборное лицо (выборные лица). Так, при выборах Президента РФ, депутатов ГД по пропорциональной избирательной системе вся территория РФ составляет один избирательный округ. В качестве окружной избирательной комиссии в данном случае выступает ЦИК РФ. При выборах депутатов ГД по одномандатным округам в рамках мажоритарной избирательной системы окружные избирательные комиссии создаются в соответствии со схемой одномандатных избирательных округов и выступают в качестве высшего звена избирательных комиссий по выборам депутата ГД в соответствующем округе.

2.Территориальная избирательная комиссия всегда распространяет свою деятельность на определенную территорию в соответствии с федеративным устройством РФ, а также административно-территориальным делением субъектов РФ. Территориальными комиссиями являются ЦИК РФ (территория деятельности - вся РФ), избирательные комиссии субъектов РФ, избирательные комиссии муниципальных образований. Также постоянно действующие муниципальные (городские, районные) избирательные комиссии выполняют роль территориальных комиссий на выборах в федеральные и региональные органы государственной власти.

3.Участковая избирательная комиссия - формируется вышестоящей территориальной комиссией.

ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ» от 12.06.2002 (в редакции ФЗ от 24.12.2004)

Статья 20 ФЗ об основных гарантиях:

В РФ действуют избирательные комиссии, комиссии референдума:

Центральная избирательная комиссия РФ (ЦИК РФ);

избирательные комиссии субъектов РФ;

избирательные комиссии муниципальных образований;

окружные избирательные комиссии;

территориальные (районные, городские и другие) комиссии;

участковые комиссии.

ЦИК РФ - является федеральным государственным органом, организующим подготовку и проведение выборов, референдумов в РФ в соответствии с компетенцией, установленной настоящим ФЗ, иными ФЗ; действует на постоянной основе и является юридическим лицом; состоит из 15 членов и формируется тремя субъектами - ГД, Советом Федерации и Президентом РФ. Пять членов ЦИК РФ назначаются ГД из числа кандидатур, предлагаемых депутатами и депутатскими объединениями. Пять членов назначаются Советом Федераций из числа кандидатур, предлагаемых законодательными (представительными) органами государственной власти субъектов РФ. Пять членов назначаются Президентом РФ.

Для иных комиссий установлен единый порядок формирования, обеспечивающий демократизм этой процедуры, паритетное участие в ней государственных органов законодательной и исполнительной власти, активное участие общественных объединений, органов МСУ, собраний избирателей.

Так, избирательные комиссии субъектов РФ и окружные избирательные комиссии по выборам в федеральные органы государственной власти создаются законодательным (представительным) и исполнительным органами государственной власти субъектов Федерации на паритетных началах: половину состава комиссии назначает законодательный орган, а половину - исполнительный. Назначение осуществляется на основе предложений избирательных объединений, избирательных блоков, общественных объединений, выборных органов местного самоуправления, избирательных комиссий предыдущего состава. Гарантированная квота - не менее одной трети состава комиссии - предоставлена представителям избирательных объединений (блоков), имеющих фракции в ГД, а также в законодательных (представительных) органах власти субъекта РФ. При этом в избирательную комиссию может быть назначено не более одного представителя от каждого избирательного объединения (блока).

Формирование территориальных избирательных комиссий, а также окружных избирательных комиссий по выборам в органы государственной власти субъектов РФ и органы МСУ, участковых избирательных комиссий осуществляется представительными органами МСУ в том же порядке на основе предложений тех же субъектов, что и в предыдущем случае, а также предложений собраний избирателей по месту жительства, работы, учебы, службы.

Как дополнительную гарантию независимости избирательных комиссий ФЗ устанавливает, что в их составе государственные (муниципальные) служащие не могут составлять более одной трети состава. ФЗ об основных гарантиях впервые устанавливает возможность расформирования избирательных комиссий субъектов РФ, окружных, территориальных, участковых комиссий в случае такого нарушения ими избирательных прав граждан, которое повлекло признание недействительными итогов голосования на соответствующей территории либо результатов выборов в целом. Решение о расформировании избирательной комиссии может быть принято только судом по заявлению депутатов законодательного (представительного) органа соответствующего уровня, а также ЦИК (в отношении комиссии субъекта РФ).

Избирательный процесс

Термин «избирательный процесс» не является синонимом для обозначения становления или формирования новой самостоятельной отрасли права или подотрасли процессуального законодательства. Процессуальная (через систему судов общей юрисдикции) и процедурная (через систему избирательных комиссий) формы реализации и защиты избирательных прав граждан выражают различные (правоприменительный и правоохранительный) аспекты избирательного процесса в целом. Через процедурную форму осуществляется деятельность избирательных комиссий и выполняется основной объем избирательных действий, составляющих содержание избирательной кампании, тогда как через процессуальную форму в собственном значении этого понятия осуществляется деятельность судов по защите избирательных прав граждан и, шире, - основ конституционного строя.

Избирательный процесс в Российской Федерации включает в себя установленную законом совокупность стадий, состоящих из конкретных избирательных процедур и избирательных действий.

Стадии избирательного процесса - это этапы организации и проведения выборов, в рамках которых совершаются предусмотренные законами избирательные действия, а также избирательные процедуры, обеспечивающие реализацию избирательных прав граждан Российской Федерации и иных участников выборов, целостность, завершенность и легитимность избирательного процесса при формировании представительного органа, избра­нии выборного должностного лица.

Основными стадиями избирательного процесса являются:

1) назначение выборов (принятие уполномоченным на то государственным органом, органом местного самоуправления, должностным лицом решения о назначении даты выборов, в том числе в порядке ротации части депутатского корпуса);

2) образование избирательных округов, избирательных участков, составление списков избирателей;

3) выдвижение кандидатов (списков кандидатов) и их регистрация;

4) предвыборная агитация;

5) голосование и определение итогов голосования, результатов выборов и их опубликование. При этом факультативными стадиями являются: проведение в предусмотренных законом случаях повторного голосования, повторных выборов, выборов депутатов вместо выбывших, новых выборов.

Избирательный процесс и избирательные правоотношения - взаимозависимые категории, которые выступают как две стороны единого по своему содержанию и смыслу механизма воспроизводства власти через политическое волеизъявление граждан, выраженное путем голосования на свободных и демократических выборах.

Реальное осуществление народовластия в ходе подготовки и проведения выборов обеспечивается целеустремленной и правомерной деятельностью участников, или субъектов, избирательного процесса, круг которых определяется действующим законодательством. Действующее в Российской Федерации и ее субъектах законодательство о выборах, регулирующее выборные правоотношения, предусматривает следующий основной типовой состав участников (субъектов) избирательного процесса: 1. Нормоучредительные участники избирательного процесса - органы государственной власти федерального и регионального уровня, избирательные комиссии, наделенные правом издавать законы и иные нормативные акты и определяющие порядок подготовки и проведения выборов: например, Федеральное Собрание России, которое принимает законы о выборах в федеральные органы государственной власти, или Законодательное Собрание субъекта РФ, принимающее Избирательный кодекс. 2. Инициаторы избирательного процесса - органы и должностные лица государственной и местной власти, правомочные принимать юридические акты о назначении выборов, в которых нередко определяются даты и территория проведения голосования. Издание инициирующего избирательный процесс правового акта обязательно, поскольку при отсутствии такого акта нормы материального и процессуального избирательного права не могут быть приведены в действие, хотя в новейшем избирательном законодательстве предусматриваются процедуры, позволяющие выйти из положения, когда управомоченный орган не в состоянии принять инициирующий акт. Дело в том, что конкретными субъектами инициирования избирательного процесса по каждому виду выборов обычно определяются органы власти соответствующего уровня (хотя в некоторых случаях право назначения выборов и определения даты проведения голосования закрепляется за вышестоящими органами, в чем проявляются особенности регионального законотворчества), однако последние иногда просто отсутствуют либо своевременно не принимают нужное решение. Поэтому новейшее законодательство предусматривает на этот случай специальные правила. Так, в отдельных поселениях, где представительные органы, обязанные назначать выборы, отсутствуют, выборы должны быть назначены соответствующими территориальными избирательными комиссиями. Если управомоченный орган государственной или местной власти не назначает выборы в установленный законом срок, то они могут быть проведены по решению соответствующей руководящей территориальной избирательной комиссии, что должно быть оговорено в законе. 3. Организаторы избирательного процесса - избирательные комиссии, общественные объединения и группы граждан, органы и должностные лица государственной и местной власти, создающие надлежащие условия и обеспечивающие необходимые средства для реализации законодательства о выборах. Особое место среди организаторов избирательного процесса занимают избирательные комиссии (органы руководства выборами), на которые ложится вся тяжесть подготовки и проведения избирательных мероприятий, поскольку именно они выполняют наибольший объем организационно-управленческой и организационно-технической работы по реализации требований избирательного законодательства и отвечают за документальное оформление юридических действий, совершаемых участниками выборов. Серьезные обязанности возлагает закон и на других организаторов избирательного процесса. Так, глава местной исполнительной власти принимает решение об образовании избирательных участков, а федеральные и региональные органы государственной власти выделяют денежные средства на финансирование избирательной кампании. 4. Голосующие на выборах граждане Российской Федерации - активные избиратели, реализующие право нормотворческого голоса при принятии юридически обязательных решений на собраниях (сходах) граждан и на референдумах либо право властеучредительного голоса на выборах органов государственной и местной власти, а также при отзыве выборных представителей. 5. Баллотирующиеся на выборах граждане Российской Федерации - кандидаты в депутаты представительных органов государственной и местной власти или кандидаты в народные представители других выборных органов (пассивные носители избирательного права). 6. Наблюдатели, в том числе иностранные и международные, - лица, которые в соответствии с действующим законодательством осуществляют контроль за соблюдением требований выборного законодательства на всех стадиях избирательного процесса. Российская Федерация является одной из немногих стран в мире, где иностранным (международным) наблюдателям законодательно разрешено присутствовать на выборах и референдумах, в том числе и на региональном уровне. 7. Суды, рассматривающие жалобы и споры в связи с нарушением избирательного законодательства при проведении выборов и голосования, в том числе Судебная палата по информационным спорам при Президенте Российской Федерации. 8. Органы прокуратуры, осуществляющие надзор за соблюдением законодательства о выборах в соответствии с правилами, определяющими компетенцию и порядок работы этих органов. 9. Другие участники избирательного процесса (например, политические партии, общественные объединения, группы избирателей), обладающие правом выдвижения и поддержки кандидатов; организации и учреждения, частные лица, участвующие в формировании избирательных фондов; досрочно отзываемые депутаты и другие выборные должностные лица. Состав участников (субъектов) избирательного процесса не является постоянным, он может изменяться в связи с изменением выборного законодательства, во многом зависеть от того или иного типа избирательной системы, уровня ее демократического содержания. Правовой статус участников избирательного процесса определяется обширным массивом законодательных актов. Совокупность нормативно-правовых актов, определяющих статус субъектов избирательного процесса, образует составную часть самостоятельного института избирательных прав - выборное право. Среди них важнейшее значение имеют следующие законодательные акты: 1) Конституция Российской Федерации (ст. 3, 32, 81); 2) конституции республик, входящих в состав Российской Федерации, уставы других субъектов Российской Федерации (главы об избирательной системе); 3) федеральные законы о выборах; 4) региональные законы о выборах; 5) указы Президента Российской Федерации, президентов республик, входящих в состав Федерации, и глав других субъектов Федерации; 6) решения избирательных комиссий; 7) решения органов местного самоуправления по вопросам организации выборов. Исследование основных проблем подготовки и проведения выборов, углубленный анализ избирательного процесса позволяют по-новому оценить возможности конструирования структуры законодательных актов о выборах. Уже сейчас целесообразно признать полезным выделение в структуре избирательных законов, и прежде всего избирательных кодексов, ряда самостоятельных институтов, таких как очередные выборы, повторные выборы, дополнительные выборы, с закреплением их конкретного юридического содержания. Очередные выборы - это общие или основные выборы, проводимые для избрания органов государственной власти и органов местного самоуправления в сроки, установленные действующим законодательством для легислатуры данного вида органов власти. Период времени между предыдущими и предстоящими очередными выборами составляет легислатуру данного выборного представительного органа власти. Повторные выборы - это новые выборы, проводимые на территории, где предыдущие выборы признаны несостоявшимися или недействительными либо где при выборах должностного лица баллотировалось не более двух кандидатов и ни один из них не был избран. Дополнительные выборы - это внеочередные выборы, проводимые в случае досрочного прекращения полномочий депутата, избранного по одномандатному (многомандатному) избирательному округу в коллегиальный представительный орган власти, либо досрочного прекращения полномочий выборного должностного лица в системе государственной или местной власти. Системная разработка актуальных вопросов о понятии и структуре избирательного процесса приводит к новым выводам о содержании института избирательных прав. Для ранее действовавшего законодательства о выборах было характерно выделение и закрепление в отдельных актах, разделах или статьях избирательных прав граждан в статусе избирателей, кандидатов в депутаты и избирательных комиссий, между тем в новейших законах о выборах появились и другие участники избирательного процесса, наделенные законодательным объемом избирательных прав. Это, в частности, общественные объединения, в том числе политические партии, наблюдатели, органы власти, более широкий слой доверенных лиц, частные и юридические лица, спонсирующие выборы в рамках закона. В числе избирательных прав этих новых субъектов выборного процесса можно назвать следующие: 1) право осуществлять законные полномочия по участию в выборах; 2) право на информацию о ходе проведения избирательных мероприятий на протяжении всей избирательной кампании; 3) право присутствовать при подсчете голосов избирателей; 4) право знакомиться с документами, в которых содержатся сведения о результатах выборов; 5) право представлять собственные интересы или интересы “материнских” организаций в органах руководства выборами; 6) право обращаться в суд в случае нарушения статуса участников выборов. По нашему мнению, было бы полезно при разработке Избирательного кодекса Российской Федерации и избирательных законов субъектов РФ закрепить избирательные права каждого субъекта выборного процесса в самостоятельной главе или статье. Очевидно, что в условиях становления в Российской Федерации правового демократического государства комплексное исследование проблем избирательного процесса открывает новые перспективы совершенствования механизма выборов, демократизации избирательной системы, более активного участия граждан в общественно-политической жизни страны.

Регистрация или составление списков избирателей осуществляютсяместными избирательными комиссиями. Законодатель ряда стран предусматривает, что избиратели сами должны заботиться о включении их в списки для голосования (США, Великобритания, страны Латинской Америки). Во многих европейских странах включение избирателей в списки является обязанностью органов местного самоуправления. И в том и другом случае избирательный список может носить временный характер (составляемый перед каждыми выборами заново) или постоянный (перед очередными выборами лишь частично обновляемый).

Регистрация избирателей и составление списков, как правило, заканчиваются в соответствии с определенным сроком до даты выборов (в некоторых странах - за несколько месяцев). Это означает, что лица, официально не зарегистрированные в избирательных списках, не могут участвовать в голосовании, поскольку положения избирательных законов запрещают вносить новых избирателей в списки после окончания официальной регистрации. На практике это означает еще одно ограничение принципа всеобщности избирательного права граждан.

Главные задачи участковой избирательной комиссии - составление полного списка избирателей, проведение голосования, подсчет голосов.

Списки избирателей. По общему правилу голосовать могут только лица, включенные в список избирателей. Лица, имеющие временные удостоверения на право голосования (например, в связи с командиров­кой), заносятся в дополнительный список избирателей и только после этого получают бюллетень. Лишь в отдельных странах, например в Сирии, нет списка избирателей, достаточно предъявить удостоверение личности, в котором делается отметка, что избиратель проголосовал.

В большинстве стран ведение списков избирателей относится к ком­петенции муниципальных властей (Нидерланды, Польша), в латиноаме­риканских странах для этого существует особая служба - националь­ный или гражданский регистр, в Израиле списками ведает министерство внутренних дел, в Швеции - налоговое управление. В список избирате­лей могут быть включены лишь лица, удовлетворяющие избирательным цензам (квалификациям). В Великобритании списки избирателей со­ставляют чиновники-регистраторы, в отдельных странах Латинской Америки - специально назначенные комиссии (там, где нет службы гражданского регистра). Эти списки передаются затем органам, которые проводят голосование, в большинстве стран - участковой комиссии. Она проводит проверку списков, для чего необходимо предъявить соот­ветствующие документы (во многих англосаксонских странах, где нет паспортов для внутреннего употребления, а есть только международные паспорта, используются самые разные документы).

При составлении списков, их проверке и уточнении участковыми избирательными комиссиями, чиновниками-регистраторами и другими органами используются два способа: обязательная регистрация и необя­зательная. Обязанность или отсутствие обязанности регистрации отно­сится не к избирателю, а к комиссии или чиновнику-регистратору. При системе необязательной регистрации чиновник не включает автомати­чески избирателя в список, он делает это только по инициативе послед­него. Избиратель сам должен обратиться с соответствующим заявлени­ем, если он хочет быть включенным в список избирателей (Испания, Мексика, США). При системе обязательной регистрации (Великобритания, Индия, Италия) избиратель автоматически включается в список, регистратор (комиссия) обязан разыскать всех лиц, имеющих избира­тельные права, и включить их в этот список. Лицам, включенным в спи­сок, выдается специальная карточка избирателя (часто - с отпечатками пальцев и фотографией, иногда с учетом возможности электронного го­лосования). Списки избирателей бывают либо постоянными, и тогда от пересматриваются через 10-12 лет, либо периодическими, заново составляемыми к каждым выборам.

ОСНОВАНИЯ ОТКАЗА В РЕГИСТРАЦИИ КАНДИДАТА (СПИСКА КАНДИДАТОВ) - исчерпывающе перечисленные в федеральном законе обстоятельства, наличие которых исключает возможность регистрации кандидата (списка кандидатов). К основаниям отказа избирательное законодательство относит: а) существенное нарушение установленного законом порядка сбора подписей; б) недостаточное количество представленных достоверных подписей избирателей в поддержку кандидата (списка кандидатов), а равно превышение установленной законом предельной доли недостоверных подписей среди подписей, подвергшихся проверке, при условии, что кандидатом, избирательным объединением не был внесен избирательный залог; в) недостоверность сведений (биографического характера, о занимаемой должности, судимостях, наличии гражданства иностранного государства и др.), если недостоверность этих сведений носит существенный характер; г) существенное нарушение порядка создания избирательного фонда и расходования его средств; д) иные основания, предусмотренные федеральным законом.

В том случае, если недостоверность сведений биографического характера, данных о судимости, гражданстве и др., перечисленных в п. 2 ст. 28 Федерального закона от 19 сентября 1997 г. "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (с изм. и доп.), установлена после регистрации кандидата (списка кандидатов) и носит существенный характер, избирательная комиссия не позднее чем за 16 дней до дня голосования вправе принять решение об отмене регистрации; если же осталось менее 16 дней до дня голосования, она вправе обратиться в суд с представлением об отмене регистрации этого кандидата (исключении из списка кандидатов). Наряду с отказом в регистрации действующее избирательное законодательство вводит понятие "отмена регистрации", означающее аннулирование ранее принятого избирательной комиссией решения о регистрации кандидата. Законом предусмотрено, что в случае отказа зарегистрировать кандидата (список кандидатов) соответствующая избирательная комиссия обязана в течение суток с момента принятия решения об отказе выдать кандидату либо уполномоченному представителю избирательного объединения, избирательного блока, группы избирателей, избирателю, выдвинувшим кандидата, копию решения избирательной комиссии с изложением оснований отказа.

1.2 Пропорциональная избирательная система

При пропорциональной избирательной системе каждая участвующая в выборах партия выдвигает так называемый «партийный список», состоящий из кандидатов от этой партии. Предполагается, что избиратель голосует не за отдельную личность, лидера партии или понравившихся ему кандидатов, а за программу партии (избирательного блока, объединения) - в этом смысл этой системы. На практике это выглядит так: избиратель голосует за так называемый «партийный список». Мандаты между партиями распределяются пропорционально числу голосов, полученных партиями на выборах: чем больше голосов избирателей получит партия, тем больше будет у нее депутатских мест в парламенте. Полученные каждой партией депутатские мандаты распределяются между ее кандидатами в соответствии с очередностью в партийном списке.

В России депутаты Госдумы РФ избирается по пропорциональной системе. Вся страна считается единым федеральным избирательным округом. Право выдвижения списков кандидатов предоставляется зарегистрированным избирательным объединениям и блокам при условии сбора каждым из них 200 тыс. подписей избирателей в поддержку списка. Списки жесткие, т.е. избиратели голосуют за них в целом, никакие предпочтения не допускаются. Кандидаты списка разбиваются на федеральную группу и региональные группы по субъектам федерации. Из распределения депутатских мандатов исключаются избирательные объединения и блоки, списки кандидатов которых получили менее 5% голосов избирателей, принявших участие в голосовании.

Главное, что необходимо сделать при подсчете голосов, - это определить так называемую избирательную квоту, то есть число голосов, необходимое для избрания хотя бы одного депутата от того или иного списка кандидатов, выдвинутых партией. Есть самые разные способы определения квоты. Наиболее простой способ - поделить общее количество поданных голосов на число депутатских мест. Например, в округе, где проголосовал 1 млн. избирателей, избираются 50 депутатов. Для получения хотя бы одного мандата необходимо завоевать 20 тыс. голосов избирателей (1000000: 50 = 20000). Итак, квота равна 20 тыс. голосов. Каждая партия получит столько депутатских мест, сколько раз число 20 тыс. укладывается в собранное ею число голосов: так, если партия получила 20 тыс. голосов, то она будет иметь одно место, если 40 тыс. - два и т.д. Допустим, что 3 политические партии участвуют в выборах - консерваторы, либералы и коммунисты. Представим, что голоса избирателей распределились так: консерваторы - 400 тыс., либералы - 360 тыс., коммунисты - 240 тыс. голосов. Мандаты между ними распределятся следующим образом: консерваторы получат 20 мест (количество поданных голосов делим на квоту 400000: 20000 = 20 мест), либералы - 18 мест (360000: 20000 = 18), а коммунисты - 12 мест (240000: 20000 = 12). Таким образом, все места распределены (20 + 18 + 12 = 50). Если в стране используется система так называемых «жестких» списков, то из списка консерваторов (в котором 50 фамилий - по числу мест в парламенте) депутатами станут первые 20 человек (лидер партии - на первом месте, далее следуют партийные активисты), из списка либералов - первые 18, а из списка коммунистов - только 12. Если принято преференциальное голосование (преференция - предпочтение), то избирателю предоставляется право не только выбирать список, который он поддерживает, но и выбирать внутри списка, отмечая тех, кто ему больше понравился галочкой или цифрами (1, 2, 3 и т.д. - в порядке предпочтений).

Сторонники пропорциональной системы к числу ее достоинств относят следующие. Во-первых, эта система более точно отражает расстановку политических сил в обществе, дает больше возможностей представить в парламенте весь спектр основных политических сил страны. Если, например, партия получает 20% голосов по стране, то она будет иметь 20% мест в парламенте. Искажений, которые дают мажоритарные системы и, в особенности, мажоритарная система относительно большинства, здесь нет. Голоса избирателей не теряются. Однако, это достоинство не абсолютно: в тех странах (а к их числу принадлежит и Россия), где установлен высокий 4 или 5-процентный «заградительный барьер» также происходит потеря голосов избирателей. Так, на выборах в Госдуму РФ в 1995 году из-за 5% барьера было потеряно половина голосов избирателей, поданных за партии, которые в итоге не прошли в парламент.

Во-вторых, считают защитники пропорциональной системы, она позволяет организовываться новым партиям, быстро выходить на политическую сцену и завоевывать голоса избирателей. Другими словами, эта система способствует становлению развитых конкурентных партий, укрепляет многопартийность и развивает политический плюрализм. А, как известно, наличие таких партий - важный признак демократии.

Однако критики пропорциональной избирательной системы приводят ряд своих контраргументов. Так к недостаткам пропорциональной избирательной системы они относят: во-первых, пропорциональная система дает слишком пеструю картину политических сил, представленных в парламенте. Многочисленные парламентские партии не могут договориться друг с другом, что приводит к нестабильности и частой смене правительства.

Во-вторых, противники пропорциональной системы отмечают, что, голосуя за партийный список, избиратели знают лишь его лидеров и не знают остальных членов. В результате в парламент попадают сомнительные и случайные люди, которые никогда не были бы избраны, если бы баллотировались в округах. Хотя партийные списки и публикуются, избиратели их не читают, а главное - ничего не знают о кандидатах. Зачастую избиратели судят о партии, ее программе по лидеру. Такая ситуация сложилась на выборах в Государственную Думу РФ в 1999 году. За избирательное объединение «Единство» российские избиратели проголосовали потому, что это объединение открыто, поддержал занимавший тогда пост премьер-министра В.В. Путин - политик с высоким рейтингом доверия. Ни программа, ни идеология, ни даже первые три фамилии в списке не сыграли решающей роли в мотивации избирателей. Значимым был один фактор - поддержка со стороны популярного лидера.

К недостаткам российской системы пропорционального представительства относится непропорционально большое влияние московских групп и организаций. Дело в том, что составление федеральной части списка осуществляется руководством объединения, базирующимся обычно в столице и, к тому же, влияние московского партийного штаба бывает значительным при составлении региональных списков.

В молодых демократиях, где не сформированы сильные и значимые партии, пропорциональная система может дать весьма странные результаты. Личная популярность лидера партии может определенным образом повлиять на расстановку сил в парламенте. Примером этого является победа ЛДПР по партийным спискам на выборах в Госдуму РФ в 1993 году. Эта партия получила первое место на выборах по партийным спискам: за нее проголосовало 22,8% избирателей. Триумф этой партии был связан с личностью Владимира Жириновского - неординарного, яркого и необычного политика. Голосование за партию Жириновского - это своеобразный протест против парламента, не способного, по мнению избирателя, решать насущные проблемы. Как видим, избирателям предлагалось выбирать между партиями и их программами, а они сделали выбор между лидерами. В таком выборе «виноваты» не только сами избиратели, не привыкшее к голосованию за партийные списки, но и сами партии - по сути представлявшие псевдопартийные организации.


Пропорциональная избирательная система - одна из разновидностей избирательной системы, применяемой во многих странах, в том числе и в Российской Федерации.

Территория государства или представительного органа объявляется единым избирательным округом. Политические партии и/или политические движения выдвигают списки своих кандидатов. Избиратель голосует за один из этих списков. Мандаты распределяются пропорционально набранным голосам каждой партией.

Во многих странах есть проходной порог, выраженный в процентном соотношении относительно всех голосов. Например, в России проходной процент на выборах в Государственную думу на последних выборах составлял 7%, а на выборах в 2016 году будет составлять 5%. Пятипроцентный барьер существует почти во всех странах, но в некоторых странах процент ниже.

Пропорциональная система может применяться как при выборах всего парламента (например, в Дании, Люксембурге, Латвии, Португалии), так и только нижней палаты (например, в Австралии, Австрии, Бельгии, Бразилии, Польше) или половины нижней палаты (например, в ФРГ до 2007 года и с 2016 года в Российской Федерации).

Виды пропорциональной избирательной системы

Существуют два главных вида пропорциональной избирательной системы - по закрытым партийным спискам и по открытым партийным спискам.

Закрытый партийный список - когда избиратель голосует только за партию, а не за отдельного кандидата. Партия получает количество мест пропорционально полученным голосам. Выигранные в выборах мандаты распределяются внутри партийного списка по членам партии, согласно их очередности в списке. Если список разбит на центральную часть и региональные группы, первыми проходят кандидаты из центральной части. Кандидаты из региональных групп получают мандаты пропорционально голосам избирателей, поданным за партийный список в соответствующем регионе.

Такой тип пропорциональной избирательной системы используется в Российской Федерации, в Израиле, в странах Южной Африки, при выборах в Европейский парламент, а также во всех странах Европейского союза.

Открытый партийный список - когда избиратель голосует не только за партию, но и за конкретного члена партии из списка. В зависимости от метода избиратель может проголосовать или за конкретного члена партии, или за двоих, или указать порядок предпочтения кандидатов в списке.

Такой тип пропорциональной избирательной системы используется в Финляндии, Нидерландах, Бразилии и Демократической Республике Конго.

Достоинства пропорциональной избирательной системы

Достоинством пропорциональной избирательной системы, в отличие от мажоритарной избирательной системы, считается то, что голоса избирателей не пропадают. Кроме, конечно, тех голосов, которые были отданы за партии, не прошедшие процентный барьер. Поэтому самым справедливым применением пропорциональной системы считаются выборы в Израиле.

Пропорциональная избирательная система позволяет создать представительство политических партий в соответствии с их популярностью у избирателей. При этом такая возможность не теряется у меньшинства. Избиратели голосуют не за конкретного кандидата, который имеет больше шансов, а за направление, которое они разделяют.

В тех странах, где применяются открытые списки, уменьшается влияние партий на персональный состав своих представителей в парламенте.Меньше вероятность попадания в парламент представителей, обладающих финансовыми рычагами давления на избирателей.

Недостатки пропорциональной избирательной системы

Главным недостатком пропорциональной избирательной системы считается частичная потеря принципа народовластия, утрата связи депутатов с избирателями и/или конкретными регионами.

В тех странах, где применяется закрытый партийный список, избиратель голосует за абстрактного кандидата. Чаще всего избиратель знает только лидера партии и нескольких ее ярких представителей.

При закрытых партийных списках также используется «технология паровоза» - когда в начале списка присутствуют популярные в народе личности (например, теле- и кинозвезды), которые потом отказываются от мандатов в пользу неизвестных членов партии.

Закрытые партийные списки дают возможность лидеру партии определять очередность кандидатов, что может привести как к диктатуре внутри партии, так и ко внутреннему расколу из-за недобросовестной конкуренции между членами партии.

Недостатком является высокий процентный барьер, не позволяющий пройти новой и/или небольшой партии.

При парламентской республике правительство формирует партия, обладающая большинством мандатов. Но при пропорциональной системе велика вероятность отсутствия большинства у одной из партий, что приводит к необходимости созданию коалиции из идеологических противников. Такое правительство может оказаться не в состоянии проводить реформы из-за внутренних разногласий.

Простой избиратель не всегда понимает систему распределения мандатов, а значит, может не доверять выборам и отказаться в них участвовать. Во многих странах уровень явки на выборы колеблется в пределах 40-60% от всего числа граждан с правом участвовать в выборах. А значит, такие выборы не отражают действительной картины предпочтений и/или необходимости реформ.

Пропорциональная избирательная система в РФ

В России пропорциональная избирательная система применяется на выборах в Государственную думу и на выборах в депутаты законодательных (представительных) органов субъектов Российской Федерации.

С 2016 года половина депутатов (225) Государственной думы РФ будет избираться по одномандатным мажоритарным округам, а вторая половина - по единому избирательному округу по пропорциональной системе с процентным барьером в 5%. С 2007 по 2011 год все 450 депутатов избирались по единому избирательному округу по пропорциональной системе с процентным барьером в 7%.

Пропорциональная избирательная система действует в полиноминальных (многомандатных) избирательных округах, и голосование ведется по партийным спискам. Каждая партия, участвующая в выборах, получает количество депутатских мест, пропорциональное числу полученных ею голосов избирателей.

Пропорциональное распределение мест может осуществляться различными способами, и прежде всего на основе избирательной квоты , которая вычисляется путем деления общего числа голо­сов избирателей, поданных в округе, на число мандатов, подле­жащих распределению.

Иными словами, определяется минимальное число голосов избирателей, которое необходимо набрать партии, чтобы получить один мандат (т. е. удельный вес мандата).

Предположим, в многомандатном округе за 6 депутатских мест вели борьбу 5 партий, и голоса избирателей между ними распре­делились следующим образом:

А-20.000; Б-16.000; В-34.000; Г-43.000; Д-37.000.

В соответствии с полученной квотой распределяем мандаты между партиями. Для этого число голосов избирателей, получен­ных каждой партией, делим на избирательную квоту:

А 20.000: 25.000 = 0 (20.000 в остатке)

Б 16.000: 25.000 = 0 (16.000 в остатке)

В 34.000: 25.000 = 1 (9.000 в остатке)

Г 43.000: 25.000 = 1 (18.000 в остатке)

Д 37.000: 25.000 = 1 (12.000 в остатке)

Из 6 мандатов сразу распределить удалось лишь 3. Распреде­ление оставшихся мандатов может быть проведено одним из двух способов: по правилу наибольшего остатка или наибольшей сред­ней.

По методу наибольшего остатка нераспределенные мандаты отдаются партиям, имеющим наибольшие остатки голосов изби­рателей. В рассматриваемом примере по 1 мандату получат пар­тии А, Г и Б. Окончательные результаты будут следующие:

А-1; Б-1; В-1; Г-2; Д-1.

Несколько сложнее идет распределение мандатов по методу наибольшей средней , когда оставшиеся мандаты распределяются между партиями, имеющими наибольшую среднюю. Чтобы вы­числить среднюю каждого списка, необходимо число голосов из­бирателей, поданных за партию, разделить на число полученных ею мандатов плюс 1. В нашем примере это будет выглядеть так:

А 20.000: 1 (0 мандатов + 1) = 20.000

Б 16.000: 1 (0 мандатов + 1) = 16.000

В 34.000: 2 (1 мандат + 1) = 17.000

Г 43.000: 2 (1 мандат + 1) = 21.500

Д 37.000: 2 (1 мандат + 1) = 18.500

По одному мандату получат партии Г, А и Д, имеющие наи­большую среднюю. Окончательные результаты будут иными, чем при использовании правила наибольшего остатка:

А-1; Б-0; В-1; Г-2; Д-2.

Следовательно, при одном и том же распределении голосов избирателей между политическими партиями окончательная кар­тина выборов будет различной в зависимости от применяемого способа распределения мандатов, выбор которого обусловлен, в частности, тем, на какие партии - крупные или небольшие - ори­ентирована избирательная система в данной стране.

Пропорциональная система имеет и другие способы определе­ния пропорциональности депутатских мест числу полученных го­лосов. Так, довольно широкое распространение (Бельгия, Австрия, Португалия, Франция-выборы в Национальное собрание 1986 г., и др.) получил метод д"0ндта. Суть его заключается в том, что число полученных каждой партией голосов делится последова­тельно на ряд натуральных чисел (1,2,3,4...). Частные от деления располагаются в убывающем порядке: 43.000; 37.000; 34.000; 21.500; 20.000; 18.500; 17.000; 16.000... Избирательной квотой (избирательным частным) будет число, по­рядковый номер которого соответствует числу мандатов, распре­деляемых в округе (в нашем примере-6 мандатов). В данном случае таким избирательным частным будет 18.500. Разделив го­лоса, полученные партиями, на избирательное частное, получим такое распределение мандатов:

А-1; Б-0; В-1; Г-2; Д-2.

Сразу распределить все мандаты, не прибегая к другим спо­собам, позволяет также метод Генри Друпа. Суть его состоит в том, что при определении квоты по формуле:Q = X: Y (где Х – общее число голосов избирателей, а Y - число мандатов) знаменатель последовательно увеличивается на 1, 2, и 3 и т. д. до тех пор, пока не получится частное, позволяющее распределить все мандаты.

Все вышесказанное касается общих принципиальных подходов при выявлении существа пропорциональной системы, а именно способов определения окружной избирательной квоты и распре­деления мандатов. Полная пропорциональная система предполагает, что вся страна должна представлять собою единый многомандатный округ, или, по крайней мере, образуются большие многомандатные округа, в которых проводится первичное распреде­ление мандатов, а оставшиеся мандаты распределяются без учёта границ округов в соответствии с общенациональной избиратель­ной квотой.

Так, например, в Индонезии распределение мандатов между организациями, участвующими в выборах, проводится в три этапа. На первом этапе вычисляется окружная избирательная квота и на ее основе проводится распределение мандатов между органи­зациями в каждом округе (количество полученных организацией мандатов не должно превышать числа, кандидатов в Представ­ленном списке). Если организация получила голосов меньше, чем избирательная квота, она остается без мандатов.

Наиболее удачным примером полной пропорциональной сис­темы может служить порядок выборов в Палату депутатов парламента Италии. Распределение мандатов происходит в два эта­па: по избирательному округу и по Единому общенациональному округу. После подсчета голосов, полученных каждым партийным списком, и общего числа голосов по округу выводится окружная избирательная квота по формуле: Q = X: (Y + 2) - (возможные остатки при делении не учитываются). Каждому списку предоставляется столь­ко мандатов, сколько раз избирательная квота уложится в изби­рательной цифре данного списка. Мандаты, оставшиеся незамещенными, не перераспределяются в округе, а передаются в Еди­ный общенациональный округ и распределяются уже по общена­циональной квоте.

Но не все партийные (списки будут допущены до второго эта­па, а только те, которые провели хотя бы одного депутата по от­дельному округу (т. е. набрали число голосов, равное не менее одной квоты) или набрали в целом по стране не менее 300 тысяч голосов. Суммируются оставшиеся неиспользованными по всем округам голоса, полученные допущенными ко вторичному распре­делению мандатов списками, и делятся на число нераспределен­ных, мандатов - полученный результат составляет общенацио­нальную избирательную квоту. Сумма оставшихся неиспользован­ными по каждому списку голосов делится на эту квоту, тем самым определяется число мандатов, выделяемых каждому списку.

Но встает вопрос: в какие округа пойдут полученные мандаты? Ведь партия, получившая по Единому общенациональному окру­гу дополнительно 2-3 мандата, может иметь «излишки» голосов в 5-6 округах. Для этого в каждом избирательном округе составляется таблица оставшихся неиспользованными в нем голо­сов, которые выражены в процентном отношении к окружной кво­те и располагаются в убывающем порядке. Отведенные списку мандаты распределяются в округах в соответствии с таблицей. Если в избирательном округе все кандидаты списка, получившего дополнительные мандаты, уже избраны, эти мандаты в соответ­ствии с таблицей передаются в другой округ.

Приведенный пример избирательной практики Италии демон­стрирует наиболее четкий механизм функционирования полной пропорциональной системы, но одновременно показывает и действие одного из наиболее распространенных способов искажения пропорциональных систем - «заградительного барьера» («загра­дительной оговорки»). В странах, где действует «заградительный барьер», к распределению мандатов не допускаются партии, чьи списки получили в общегосударственном масштабе или в округе меньше голосов, чем предусмотрено законом. Требование мини­мального числа голосов может быть выражено как в процентном, так и в количественном отношении. Применяться ограничение мо­жет как на первой стадии, так и на стадии вторичного распреде­ления мандатов. Так, в ФРГ действует 5%-й барьер, в Египте - 8%-й, в Турции -10%. В Швеции, чтобы участвовать в распреде­лении мандатов, партия должна получить не менее 4% голосов по стране или 12% в избирательном округе; во вторичном же рас­пределении участвуют лишь списки, которые преодолели 12%-й барьер. В Италии к распределению остаточных мандатов не до­пускаются партии, набравшие менее 300.000 голосов по стране, в Австрии - не получившие ни одного прямого мандата на первой стадии.

В России на выборах депутатов в Государственную Думу по единому федеральному округу действие заградительного барьера начинается с первичного распределения мандатов - еще с момента вычисления избирательной квоты (избирательного частного). При определении избирательного частного, с помощью которого будут распределяться мандаты между списками кандидатов, Центральная избирательная комиссия подсчитывает сумму голосов избирателей, поданных по федеральному избирательному округу только за те списки кандидатов избирательных объединений, избирательных блоков, которые получили не менее 5% голосов избирателей, принявших участие в голосовании, и делит полученную сумму голосов избирателей на 225 (число депутатских мест, распределяемых по данному федеральному округу). Затем число голосов, полученных каждым списком, делится на полученное избирательное частное, а нераспределенные таким образом мандаты (если таковые окажутся) передаются по одному тем спискам кандидатов, у которых оказывается наибольший остаток (т.е. по методу наибольшего остатка).

Способом искажения чистоты пропорциональности можно считать допускаемое в некоторых странах блокирование , или соединение списков. На любом этапе выборов партии могут объединить свои списки, тогда голоса, поданные за каждый из этих списков, суммируются и считаются поданными за один список. Объединенный список участвует в распределении мандатов, а полученные мандаты перераспределяются внутри блока по правилу наибольшей средней. Такая система широко практиковалась на парламентских выборах во Франции в 50-е го­ды.

Поскольку пропорциональная избирательная система дейст­вует в многомандатных округах, и партии и иные организации выдвигают не отдельных кандидатов, а целые списки (как пра­вило, включающие столько кандидатов, сколько мандатов выде­лено на округ), то немаловажным является вопрос о распределении мандатов внутри списков.

Здесь возможны различные вари­анты.

При системе «жестких» списков проблемы с распределением мандатов, как правило, не возникают. Кандидаты в списке распо­лагаются не в алфавитном порядке и не произвольно, а в зависи­мости от «веса» кандидата, его положения в партии. Голосуя за список в целом, избиратели не высказывают отношение к отдель­ным кандидатам. Выигранные списком мандаты отдаются канди­датам в соответствии с очередностью их расположения в списке.

Иной порядок распределения мандатов при системе «гибких» списков: голосуя за список в целом, избиратель указывает кан­дидата, которому отдает предпочтение. Соответственно, ман­дат получит кандидат, имеющий наибольшее число знаков пред­почтения.

Более сложной является система преференцированного голосования: избиратель голосует не просто за список, а проставляет кандидатам в бюллетене преференции 1, 2, 3..., указывая, тем самым, в какой последовательности избрание кандидатов для не­го наиболее желательно. Такая система применяется, в частности, в Италии на выборах в Палату депутатов: избиратель может вы­разить преференции только кандидатам того списка, за который он голосует; число преференций равно трем, если избирается до 15 депутатов, и четырем, если избирается 16 и более депутатов. На основе выраженных преференций определяется индивидуаль­ная цифра каждого кандидата, и в соответствии с индивидуаль­ными цифрами составляется таблица кандидатов каждого списка. При равенстве индивидуальных цифр учитывается очередность кандидата в избирательном списке.

По каждому списку, получившему мандат, избранным счита­ется кандидат, имеющий наибольшую индивидуальную цифру.

Очень сложной с точки зрения механизма распределения ман­датов внутри списков является система передаваемых голосов (действует в Ирландии, Австралии, Мальте). Учитываются не только первые, но и вторые, и третьи преференции. Кроме того, при данной системе применяются, как правило, панашированные бюллетени, т. е. по одному списку проходят кандидаты от раз­личных партий. Таким образом, избирателю предоставляется воз­можность одновременно голосовать и за партию, и за конкретного кандидата. 8

Думается, все вышеизложенное дает общее представление о сущности пропорциональной избирательной системы и различных вариантах ее применения.

Несомненно, в условиях многопартийности пропорциональная система более демократична по сравнению с мажоритарными, a потому более целесообразна, исходя, по крайней мере, из двух моментов:

Во-первых, пропорциональная система не дает такого числа неучтенных голосов избирателей, максимально уравнивает удель­ный вес мандатов;

Во-вторых, она дает более адекватную картину политической ситуации в стране на момент выборов, реальной расстановки сил политических партий и иных организаций. Пропорциональная сис­тема дает возможность всем политическим организациям, поль­зующимся поддержкой избирателей, провести своих депутатов в представительные учреждения, обеспечивая тем самым учет мне­ний различных слоев населения при принятии решений.

Однако следует учитывать, что демократизм, заложенный в пропорциональной системе, может быть существенно снижен. Так, установление большой избирательной квоты в округе может зара­нее обеспечивать победу более крупным партиям, лишая, факти­чески, небольшие партии шансов на получение мандатов. В дан­ном случае большая избирательная квота выполняет роль «за­градительного барьера».

Против небольших партий может быть направлена и практика образования небольших полиноминальных округов, от которых избирается малое число депутатов. Тем самым число партий, ре­ально ведущих борьбу за мандаты, ограничивается небольшим числом этих мандатов. И опять в выигрышном положении оказы­ваются крупные партии.

Поэтому максимальное использование демократического по­тенциала пропорциональной системы возможно лишь при макси­мальном укрупнении избирательных округов и выборе оптималь­ной системы определения пропорциональности при распределении мандатов.

Признавая преимущества пропорциональных систем перед мажоритарными, нельзя, вместе с тем, не обратить внимание на еще один важный момент. Наиболее демократично пропорциональная система действует в условиях сложившейся, оформившейся мно­гопартийной системы. Вся процедура выборов ориентирована на многопартийность, в частности, партии владеют монополией на выдвижение кандидатов. Поэтому в странах, где идет лишь фор­мирование многопартийности, более целесообразным может стать использование смешанных избирательных систем.

ПРОПОРЦИОНАЛЬНАЯ ИЗБИРАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА - один из видов избирательных систем, в соответствии с которой места в представительном органе делятся в пропорциях к числу признанных действительными голосов избирателей, поданных за разные партийные списки кандидатов.

Может быть применена только в многомандатных и общегосударственных избирательных округах (в одномандатном округе или при выборах президента республики её применить нельзя, один мандат в пропорции не делится). Пропорциональная избирательная система используется во многих странах (Австрии, Бельгии, Венгрии, Норвегии, России, Финляндии, Швейцарии и других странах) как единственная или как составная часть смешанной избирательной системы (наряду с другой частью - мажоритарной избирательной системой).

Пропорциональную избирательную систему характеризуют два главных признака: в бюллетене содержатся, как правило, не фамилии кандидатов, а названия партий, и избиратель голосует не за конкретного кандидата, а за партию, блок партий (их список кандидатов); места между партиями распределяются в соответствии с избирательной квотой (эти вычисления делает избирательная комиссия округа или центральная избирательная комиссия в общегосударственном округе).

Избирательная квота может быть вычислена по-разному в зависимости от способа, предусматриваемого избирательной законом данной страны. Самый простой способ вычисления квоты - определение так называемой естественной квоты, или вычисление квоты по методу Т. Хэра (применяется в Нидерландах, России, Румынии, Эстонии и других странах). При использовании этого метода общее количество поданных по много-мандатному округу голосов делится на количество депутатских мест по данному округу (делят количество голосов, полученных партиями, прошедшими заградительный барьер). В некоторых странах (Греции, Люксембурге) применяется способ вычисления искусственной квоты: к делителю (количеству мандатов) прибавляют единицу или две, в результате чего квота получается меньше, а возможность распределить сразу больше мест увеличивается (метод Э. Хагенбах-Бишоффа).

Наряду с вычислением квоты для распределения мандатов, используют и другие способы, в частности метод делителей (метод наибольшей средней). Среди этих методов наиболее распространён метод В. д’Ондта (Болгария, Испания, Польша и другие) - при вычислении квоты голоса, полученные каждой партией (списком), делятся на ряд последовательных целых чисел (делителей) начиная с единицы (обычно бывает достаточно деления на 1, 2, 3, 4 - для округа).

При использовании пропорциональной избирательной системы избиратель, как предполагается, голосует не за отдельную личность, а за программу партии (избирательного блока, объединения). При этом юридически он в равной мере голосует за весь список партии, за всех её кандидатов, а сколько человек и кто будет избран от данной партии, зависит от того, на сколько депутатских мест хватит у партии собранных голосов. Поэтому при голосовании за партию все кандидаты её списка получают равное количество голосов избирателей, но на всех мандатов не хватает. Вопрос о распределении мандатов среди кандидатов от одной партии решается в избирательном законодательстве по-разному. В одних странах существует принцип очерёдности - мандаты получают кандидаты, стоящие в партийном списке впереди, в некоторых странах разрешается преференциальный вотумер.

Идеальных избирательных систем нет, использование пропорциональной избирательной системы тоже несовершенно (расчёт квоты недостаточно точен). Кроме того, возможны искажения системы из-за правил, установленных законом. Например, если при подсчёте голосов разрешается соединять голоса разных партий, заявивших о своём союзе (соединение списков); если используется панашаж (французский panachage - пестрота) - голосование за кандидатов из разных списков; если законом устанавливается заградительный барьер (пункт), при котором партии, не получившие определённого количества голосов избирателей (2% в Дании, 3 - в Испании, 4 - в Болгарии, 5 - в Германии и России, 10% - в Турции), не допускаются к распределению мандатов, хотя бы они были им положены в соответствии с квотой, и эти места переходят к более крупным партиям.