Какие бывают соц нормы. Социальные нормы и их значение

Слово "норма" имеет латинские корни. В переводе оно означает "стандарт", "правило", "образец". Нормы могут касаться самых разнообразных процессов и явлений: социальных, природных, технических. Правила указывают на пределы, в рамках которых какой-либо объект сохраняет способность к функционированию, свои качества и не утрачивает сущность. Далее рассмотрим понятие социальной нормы.

Сферы распространения

Социальные нормы представляют собой правила, посредством которых регулируются действия людей. Они имеют ряд особенностей. В частности, социальные нормы поведения касаются непосредственно людей, отношений между ними.

Объективность

Являясь сложной структурой, сфера отношений между людьми нуждается в постоянном регулировании. В соответствии с этим складываются и социальные нормы. Общество само формирует их. Они образуются закономерно и исторически. Система социальных норм создается под давлением действительности. Они выступают в качестве обобщения, фиксации повторяющихся устойчивых связей и актов взаимодействия. Потребность в воспроизведении и закреплении необходимых отношений порождает, в свою очередь, структуру социально-нормативного регулирования. Вместе с этим следует учесть влияние субъективного фактора. Социальные нормы не могут возникать и существовать отдельно от сознания людей. Необходимость в тех или иных правилах должна быть осознана.

Абстрактность

Понятие социальной нормы носит общий характер. Правила определяются абстрактно, не относясь конкретно к индивиду. Они выступают как типовые механизмы регулирования. Адресаты определяются посредством указания их признаков: вменяемости, возраста, статуса и так далее. Абстрактность выражается также и в неоднократном повторении. Так, правило начинает действовать каждый раз, когда возникает типовой случай, предусмотренный в качестве условия действия нормы, вступления ее в процесс регулирования. В данном случае следует отметить, что норма всегда имеет определенное содержание. Но оно выражено типовым образом, выступает в качестве общей поведенческой модели.

Прочие признаки

Социальные нормы отражают степень свободы индивида. Они устанавливают пределы его дееспособности, активности, путей удовлетворения своих потребностей и интересов. Одним из наиболее важных признаков норм выступает обязательность. При той или иной ситуации они обладают предписывающим характером. Социальное регулирование отличается процедурностью. Это значит, что присутствуют определенные формы, детально регламентированные порядки реализации и действия правил. Социальные нормы характеризуются также санкционированностью. Для каждого регулятора есть свои механизмы, обеспечивающие его действие. Отличительной чертой норм является их системность. Она может распространяться как на комплекс правил, так и на отдельные предписания.

Классификация

Социальные нормы человека действуют в разных взаимоотношениях. Наиболее явно они проявляются в политической, религиозной, корпоративной, культурной сферах. Особое место занимает право в системе социальных норм. При этом все виды правил и предписаний достаточно тесно взаимодействуют, реализуясь в пределах взаимоотношений. Сравнительная оценка их регулятивных особенностей выполняется с учетом их источников, предмета управления, степени (характера) внутренней организации, формы существования, методов воздействия, средств обеспечения, целей и прочего. Мораль и право в системе социальных норм выступают в качестве основных регулятивных механизмов.

Политические предписания

В широком смысле к ним относят и социальные нормы права. Однако существует мнение, что в качестве политического инструмента выступает закон. При этом право обладает естественной основой и отражает степень свободы индивида. В связи с этим правовые социальные нормы нельзя назвать инструментом политики. В данной сфере предписания они классифицируются в первую очередь по своему содержанию и области действия, а также по предмету регулирования. В связи с этим такие нормы могут обнаруживаться не только в политических документах (манифестах, декларациях и так далее), но и в актах общественных объединений, нормативно-правовых предписаниях. Они также могут выступать в качестве правил этики.

При закреплении политической нормы в юридическом документе она приобретает определенный правовой статус. Формирование таких правил осуществляется на основе представлений, оценок, принципов и ценностных ориентаций. В данном случае они выступают как социальные нормы государства, являясь результатом осознания людьми политики особенных интересов. Прежде всего, к ним относят экономические потребности. Политическими нормами регулируются деятельность и отношения отдельных политиков, классов, наций, народов, государства и граждан.

Обычаи

Эти социальные нормы складываются исторически, в пределах конкретных отношений и в результате неоднократного повторения. Обычаи входят в привычку. Эти нормы обладают следующими чертами:

  • Находятся в общественном сознании, а конкретно – в социальной психологии.
  • Они в наименьшей степени с точки зрения регулятивных способностей обладают предписывающим характером.
  • Обычаи проникают в сферу сознания индивида порой глубже, чем моральные устои.
  • Их формирование происходит спонтанно, вследствие неоднократного повторения одинаковых поведенческих актов.
  • У каждого обычая есть социальное основание – причина возникновения. Впоследствии этот признак может быть утрачен. При этом сам обычай будет продолжать действие.
  • Обычаи имеют локальную сферу распространения.
  • Средствами обеспечения этих норм являются общественное мнение и сила привычки.
  • Обычаи не формируют целостного образования. Это связано со стихийностью и спонтанностью их появления, а также продолжительностью данных процессов.

Специфика обычаев

Прежде всего, следует отметить особенности образования и действия обычаев. В связи с этим зачастую они выступают в качестве формы других социальных норм. К ним, например, относят моральные устои, правила гигиены и так далее. Они также могут иметь правовую форму. Например, это может быть обычай делового или юридического оборота. Вместе с тем любая норма при ее трансформации утрачивает свой особый механизм воздействия и регулятивную специфику. Становясь обычаем, она начинает опираться на силу привычки.

Виды обычаев

Нормы, имеющие моральные основы, именуют нравами. Деловые обычаи (обыкновения) вырабатываются в процессе функционирования государственных институтов, в ходе коммерческой, хозяйственной деятельности. Они действуют совместно с правовыми нормами. В качестве разновидности выступают также правила, регламентирующие обряды. Последние являются довольно сложными процедурами, которые проводятся в религиозной, семейной, бытовой сферах. Обычаи такого типа называют ритуалами. Нормы, регулирующие официальные, торжественные обряды, именуют церемониалами.

Традиции

В качестве разновидности обычая выступает традиция. Ее возникновение связано с действием субъективных факторов. В обществе люди могут сознательно создавать те или другие традиции, а также способствовать их развитию. Поэтому возникновение этих норм не всегда обусловлено продолжительным историческим процессом. Традиция в большей степени опирается на общественное мнение. В ней выражается желание людей сохранить те или другие полезные модели поведения, ценности, идеи.

Правовые нормы

Они вытесняют неугодные, вредные обычаи (кровную месть, например). Социально необходимые, полезные нормы могут быть наделены правовой санкцией. В этом случае они приобретают статус юридического обычая. Вместе с тем обычаи значат меньше, чем мораль, для реализации и формирования юридических возможностей.

Корпоративные правила

Они имеют определенное сходство с правовыми нормами. В частности, к общим признакам следует отнести:

  • Закрепление в документах – положениях, уставах, инструкциях и так далее.
  • Системность.
  • Наличие фиксированного набора средств обеспечения.
  • Четко выраженный обязывающий характер.
  • Необходимость в обеспечении внешнего контроля реализации.

Отличительными чертами корпоративных правил следует считать:

  • Выражение в них интересов и воли членов определенной организации и распространение действия именно на них.
  • Регулирование отношений внутри предприятия.
  • Санкционированность специфическими мерами воздействия, конкретными для каждой организации.

Особенности взаимодействия предписаний

Правовые нормы формируют основу для образования и функционирования различных объединений. В Конституции данному вопросу посвящено несколько статей. Право не допускает создания вредных для государства и общества организаций. Запрещен также выход объединений в своей деятельности за рамки задач и целей, установленных в уставе. Корпоративные и правовые нормы взаимодействуют при определении правосубъектности организаций – сферы отношений, в которые допускается вступать предприятию.

Технико-юридические правила

В вопросе рассмотрения их статуса существует две позиции. По мнению одних авторов, эти правила нельзя относить к категории социальных норм, по мнению других, наоборот, можно. В этих нормах в качестве регулятивного предписания выступает техническое правило, а в качестве санкции – юридическое. Их содержание определено законами техники и природы. В качестве предмета регулирования выступают не человеческие взаимодействия, а отношение людей к объекту. С этой позиции их признают как несоциальные нормы. Мерами их обеспечения являются неблагоприятные последствия нарушений технических предписаний, природных законов. Тем не менее ряд авторов считает эти правила разновидностью социальных норм, поскольку:

  • В качестве основного объекта регулирования выступают действия людей.
  • Правила имеют социальную направленность, значение которой с развитием технической стороны жизни возрастает стремительными темпами.

Сегодня одной из наиболее актуальных технических норм считается та, которая регулирует отношения людей и окружающей среды.

Социальная норма - установленное в обществе правило поведения, регулирующее отношения между людьми, общественную жизнь.

Социальные нормы определяют границы допустимого поведения людей применительно к конкретным условиям их жизнедеятельности.

Социальные нормы обладают следующими общими признаками: не имеют конкретного адресата и действуют непрерывно во времени; возникают в связи с волевой, сознательной деятельностью людей; направлены на регулирование общественных отношений; возникают в процессе исторического развития; их содержание соответствует типу культуры и характеру социальной организации общества.

Основные характеристики различных социальных норм:

1) Обычаи - одобренные обществом образцы массовых действий, которые рекомендуется выполнять. Например, празднование Нового года в ночь на 1 января и др.

2) Традиции - ценности, нормы, образцы поведения, идеи, общественные установки и т. д., унаследованные от предшественников. Традиции относятся к культурному наследию; они, как правило, почитаются большинством членов общества. Например, регулярные встречи выпускников учебного заведения и др.

3) Нормы морали - правила поведения, в которых выражаются представления людей о хорошем или плохом, о добре и зле и т. д. Соблюдение моральных правил обеспечивается авторитетом коллективного сознания, их нарушение встречает осуждение в обществе. Например, «Поступай по отношению к другим так, как ты хотел бы, чтобы они поступали по отношению к тебе» («Золотое правило» нравственности) и др.

4) Правовые нормы - формально определенные правила поведения, установленные либо санкционированные государством и поддерживаемые его принудительной силой; правовые нормы обязательно выражены в официальной форме: в законах или других нормативных правовых актах; это всегда записанные нормы; в каждом конкретном обществе/существует только одна правовая система. Например, «Запрещается пропаганда социального, расового, национального, религиозного или языкового превосходства» (Конституция РФ, ст. 29, п. 2) и др.

5) Религиозные нормы - правила поведения, сформулированные в текстах священных книг либо установленные религиозными организациями. По содержанию многие из них, выступая как нормы морали, совпадают с нормами права, закрепляют традиции и обычаи. Соблюдение религиозных норм поддерживается моральным сознанием верующих и религиозной верой в неизбежность кары за грехи - отступление от этих норм. Например, «Никому не воздавайте злом за зло, заботьтесь о добром между всеми людьми... Не мстите за себя, возлюбленные, а дайте место Гневу Божию» (Новый Завет. Послание к римлянам, гл. XII) и др.

6) Политические нормы - правила поведения, которые регулируют политическую деятельность, отношения между гражданином и государством, между социальными группами. Они находят отражение в законах, международных договорах, политических принципах, моральных нормах. Например: «Народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления » (Конституция РФ, ст. 3, п. 2) и др.

7) Эстетические нормы - закрепляют представления о прекрасном и безобразном не только в художественном творчестве, но и в поведении людей на производстве и в быту. Носят, как правило, конкретно-исторический характер. Например, разработанная древнегреческим скульптором Поликлетом система идеальных пропорций человеческого тела,ставшая нормой в эпоху Античности и др.

Кроме того, существуют нормы общечеловеческие, национальные, классовые, групповые, межличностные.

Нормы отличаются друг от друга степенью обязательности исполнения:
- побуждающие;
- запрещающие;
- императивные (лат. imperativus - повелительный); рекомендательные.

Социальные нормы выполняют в обществе следующие функции: регулируют общий ход социализации; интегрируют личность в социальное окружение; служат образцами, эталонами соответствующего поведения; контролируют отклоняющееся поведение. Регулирование поведения людей социальными нормами осуществляется тремя способами:
- дозволение - указание на варианты поведения, которые желательны, но не обязательны;
- предписание - указание на требуемое действие;
- запрет - указание на действия, которые не следует совершать.

В развитых обществах социальные нормы становятся все более абстрактными, не регламентируют деятельность индивидов, оставляя им определенную меру свободы для саморегулирования своего поведения. Но тем самым на индивида возлагается ответственность за выполнение или невыполнение социальных норм. Они становятся критерием и инструментом оценки человека и его деятельности. Путем ориентации на социальные нормы индивид воспитывает в себе определенные личностные качества.

Инструкция

Социальная норма – это заданный в культуре желательный способ поведения. В его основе лежат представления о хороших и плохих поступках, о добре, зле и их последствиях, – эти представления закреплены в моральных и этических норма х. Нормы морали, этики (и отчасти эстетические нормы) входят в комплекс так называемых «идеологических норм». Способ поведения только тогда будет норма тивным, когда будет исполняться «автоматически». Социальные автоматизмы, лежащие в основе норма тивного поведения, на языке социологии называется социальными ритуалами – жестко закрепленными последовательностями обязательных действий. К таким ритуалам относятся, к примеру, знакомство или ритуал обращения ученика к учителю. Вся совокупность социальных автоматизмов называется норма ми обычаев; среди них выделяют специфические этнические нормы.

Среди социальных норм выделяют особую группу – явно и однозначно определенных. Таковы религиозные нормы, заданные в текстах священных книг либо иначе санкционированных церковью. Таковы корпоративные нормы (нормы организаций), действующие внутри их. И наконец, таковы правовые нормы. Нормы права – общеобязательные, явным образом установленные государством в законодательстве и имеющие принудительную силу, т.е. предусматривается наказание именем государства за их нарушение.

Любая социальная норма поддерживается через поощрение поведения, соответствующего норма м (конформного) и через недопущение и наказание не соответствующего (отклоняющегося, девиантного). Проблема девиантного и конформного поведения – важная проблема, которую исследуют психологи, культурологи, социологи и криминалисты. Важна она потому, прежде всего, что изменение в соотношении конформности и девиантности свидетельствует об изменении представлений в социуме о приемлемом и неприемлемом поведении, и следовательно, об изменении социальных норм.

Совет 2: Что такое социальная норма на электричество и чем она опасна для нас?

Социальная норма на электричество наделала много шума, хотя закон пока даже не принят. Наши граждане интуитивно понимают, что несмотря на все попытки завуалировать эту меру под "экономию электроэнергии", платить нас хотят заставить больше. А вот насколько больше и чем еще нам это опасно?

Что такое социальная норма

Социальная норма - привет из времен СССР. Тогда на все виды коммунальных услуг были установлены такие нормы. Использовались они для расчета льгот, например. Чтобы пенсионерка, которая проживает в четырехкомнатной квартире, получала льготу только на определенное количество квадратных метров, а не на всю квартиру.

Что такое социальная норма потребления электроэнергии

Социальная норма - количество киловатт, приходящееся на одного человека, прописанного . Проверить, укладываетесь ли вы в норму, просто. Умножьте число прописанных на установленную в вашем регионе социальную норму. Вышло больше, чем вы обычно оплачиваете в месяц - вас этот не коснется. Меньше - разницу вы будете платить по повышенной ставке.

К примеру, в ходе эксперимента, проводимого в отдельных регионах страны, платить стали больше многодетные семьи. Они чаще стирают и обогревают комнаты электрическими обогревателями.

Норма будет установлена в каждом регионе отдельно. Для примера можете при расчетах ориентироваться на 100 КВт, это самая вероятная цифра.

Что делать, чтобы снизить потребление электроэнергии

- Поменяйте лампы в доме на энергосберегающие. Это в среднем даст вам экономию в районе 100 КВт в месяц с квартиры.

Улучшайте теплоизоляцию квартиры. Это позволит реже использовать электрические обогреватели.

Готовьте по возможности на газовой плите. Я, например, отказался от электрического чайника. И нисколько не жалею.

Социальные нормы, подобно другим ценностям, выпол­няют функции оценки и ориентации личности, общности. Вместе с тем они не ограничиваются этими функциями. Нор­мы осуществляют регулирование поведения и социальный контроль за поведением. Они носят ярко выраженный воле­вой характер. Это не только выражение мысли, но и выра­жение воли. При этом, в отличие от индивидуального воле­изъявления, норма выражает типичные социальные связи, дает типовой масштаб поведения. Норма не только оцени­вает и ориентирует, подобно идеям, идеалам, но и предпи­сывает. Ее характерной чертой является императивность. Это единство оценки и предписания.

Социальные нормы – это правила, выражающие тре­бования общества, социальной группы к поведению лично­сти, группы в их взаимоотношениях друг с другом, соци­альными институтами, обществом в целом.

Регулирующее воздействие норм состоит в том, что они устанавливают границы, условия, формы поведения, харак­тер отношений, цели и способы их достижения.

Вследствие того, что нормы предусматривают и общие принципы поведения, и конкретные его параметры, они мо­гут давать более полные модели, эталоны должного, неже­ли другие ценности.

Нарушение норм вызывает более конкретную и четкую негативную реакцию со стороны социальной группы, общества, его институциональных форм, направленную на пре­одоление отклоняющегося от нормы поведения. Поэтому нормы являются более действенным средством борьбы с девиацией, средством обеспечения порядка, устойчивости общества.

Нормы возникают вследствие потребности в определен­ном поведении. Так, например, одной из самых древних норм была норма честного отношения к своей доле в обществен­ном труде. На заре человечества можно было выжить, толь­ко придерживаясь данной нормы. Она появилась в резуль­тате закрепления повторяющихся необходимых совместных действий. Интересно, что эта норма не потеряла своего зна­чения и в настоящее время, хотя ее питают иные потребно­сти, актуализируют другие факторы.

Многообразие социальной реальности, социальных по­требностей порождает и многообразие норм. Классифици­ровать нормы можно по разным основаниям.

Для социоло­га имеет значение выделение норм по субъектам, носителям норм. По этому основанию выделяют общечеловеческие нор­мы, нормы общества, групповые, коллективные. В современ­ном обществе наблюдается сложная коллизия, взаимопро­никновение этих норм.

По объекту или сфере деятельности разграничиваются нормы, действующие в области определенных видов отно­шений: политические, экономические, эстетические, религи­озные и т.д.

По масштабу: Первый тип – это нормы, которые возникают и сущест­вуют только в малых группах (молодежных тусовках, ком­пании друзей, семье, рабочих бригадах, спортивных коман­дах). Они называются «групповыми привычками».

Второй тип – это нормы, которые возникают и сущест­вуют в больших группах или в обществе в целом. Они назы­ваются «общими правилами». Это обычаи, традиции, нравы, зако­ны, этикет, манеры поведения. Любой социальной группе присущи свои манеры, обычаи и этикет. Есть светский эти­кет, есть манеры поведения молодежи. Есть общенациональ­ные традиции и нравы.

По месту в нормативно-ценностной иерархии: основопо­лагающие и второстепенные, общие и конкретные.

По фор­ме образования и фиксации: жестко фиксированные и гиб­кие.

По масштабам применения: общие и локальные.

По способу обеспечения: опирающиеся на внутреннее убеждение, общественное мнение или на принуждение, на силу государственного аппарата.

По функциям: нормы оценки, ориентирующие, контролирующие, регламентирующие, карающие, поощряющие.

По степени устойчивости: нормы, опирающиеся на соци­альною привычку, на обычай, традиции и не имеющие та­кого основания и др.

Все социальные нормы можно классифицировать в зави­симости от того, насколько строго соблюдается их исполне­ние.

За нарушение одних норм следует мягкое наказание – неодобрение, ухмылка, недоброжелательный взгляд.

За нарушение других норм жесткие санкции – тюрем­ное заключение, даже смертная казнь.

Определенная степень неподчинения нормам существует в любом обществе и в любой группе. Нарушение дворцового этикета, ритуала дипломатической беседы или бракосочета­ния вызывает неловкость, ставит человека в затруднитель­ное положение. Но оно не влечет за собой жесткое наказа­ние.

В других ситуациях санкции более ощутимы. Пользование шпаргалкой на экзамене грозит снижением оценки, а поте­ря библиотечной книги – пятикратным штрафом. В некото­рых обществах малейшие отступления от традиций, не гово­ря уже о серьезных проступках, сурово карались. Все нахо­дилось под контролем: длина волос, форма одежды, манеры поведения. Так поступали правители древней Спарты в V веке до н.э. и советские партийные органы в XX веке.

Если расположить все нормы в нарастающем порядке, в зависимости от меры наказания, то их последовательность примет такой вид:

Нормы

Санкции

Привычки

Традиции

++++++++++++++++++

Санкции помечены крестиками, следовательно, чем их больше, тем строже наказание за нарушение нормы. Соблюдение норм регулируется обществом с различной степенью строгости.

Строже всего караются нарушения табу и юридических законов (например, убийство человека, оскорбление божес­тва, раскрытие государственной тайны), мягче всего – при­вычек. Будь то индивидуальные (забыл почистить зубы или убрать за собой кровать) или групповые, в частности, се­мейные (например, отказ выключить свет или закрывать входную дверь).

Таким образом, социальные нормы предписания, требования, пожелания и ожидания соответствующего (общественно одобряемого) поведения. Нормы суть некие идеальные образцы (шабло­ны), предписывающие то, что люди должны говорить, ду­мать, чувствовать и делать в конкретных ситуациях.

Социальные нормы выполняют в обществе очень важные функции. Они:

Регулируют общий ход социализации,

Интегрируют индивидов в группы, а группы – в об­щество,

Контролируют отклоняющееся поведение,

Служат образцами, эталонами поведения.

Каким образом удается достичь этого при помощи норм?

Во-первых, нормы – это также и обязанности одного лица по отношению к другому или другим лицам. Запрещая но­вичкам общаться с начальством чаще, чем со своими то­варищами, малая группа накладывает на своих членов оп­ределенные обязательства и ставит их в определенные от­ношения с начальством и товарищами. Стало быть, нормы формируют сеть социальных отношений в группе, общес­тве.

Во-вторых, нормы это еще и ожидания: от соблюдающе­го данную норму человека окружающие ждут вполне одноз­начного поведения. Когда одни пешеходы движутся по пра­вой стороне улицы, а идущие навстречу – по левой, возни­кает упорядоченное, организованное взаимодействие. При нарушении правила возникают столкновение и беспорядок. Еще более наглядно действие норм проявляется в бизнесе. Он в принципе невозможен, если партнеры не соблюдают писаные и неписаные нормы, правила, законы. Стало быть, нормы формируют систему социального взаимодействия, которая включает мотивы, цели, направленность субъек­тов действия, само действие, ожидание, оценку и средст­ва.

Нормы выполняют свои функции в зависимости от того, в каком качестве они себя проявляют:

Как стандарты поведения (обязанности, правила) или

Как ожидания поведения (реакция других людей).

Защита чести и достоинства членов семьи представляет собой обязанность каждого мужчины. Здесь речь идет о нор­ме как стандарте должного поведения. Этому стандарту соот­ветствует вполне конкретное ожидание членов семьи, над­ежда на то, что их честь и достоинство будут защищены. У кавказских народов подобная норма ценится очень высоко, а отступление от этой нормы карается очень строго. То же самое можно сказать о южно-европейских народах. Итальян­ская мафия возникла как неформальная норма защиты чес­ти семьи, и лишь позже ее функции изменились. Отступни­ков от принятого стандарта поведения карало все сообщест­во.

Почему люди стремятся соблюдать нормы, а сообщество строго следит за этим?

Нормы – стражники ценностей. Честь и достоинство се­мьи – одна из важнейших ценностей человеческого сообщес­тва с древнейших времен. А обществом ценится то, что спо­собствует его стабильности и процветанию. Семья – основная ячейка общества и забота о ней – его первейшая обязанность. Проявляя заботу о семье, мужчина тем самым демонстриру­ет свою силу, храбрость, добродетельность и все то, что высоко оценивается окружающими. Его социальный статус повышается. Напротив, неспособный защитить домочадцев подвергается презрению, его статус резко снижается. Пос­кольку защита семьи – основа ее выживания, то выполне­ние этой важнейшей функции в традиционном обществе де­лает мужчину автоматически главой семьи. Не возникает спо­ров о том, кто первый – муж или жена. В результате укреп­ляется социально-психологическое единство семьи. В современной семье, где мужчина не имеет возможности проде­монстрировать свои лидирующие функции, гораздо выше нестабильность, чем в традиционной.

Как видим, социальные нормы действительно стражни­ки порядка и хранители ценностей. Даже простейшие нормы поведения олицетворяют собой то, что ценится группой или обществом.

Различие между нормой и ценностью выражается так: нормы – правила поведения, ценности – абстрактные понятия о том, что есть добро и зло, правильное и неправильное, должное и недол­жное.

норма право юридический лицо

В юридической науке вся действующие в обществе нормы подразделяются, прежде всего, на две большие группы - социальные и технические. Под техническими нормами в данном случае понимаются все несоциальные нормы, куда помимо сугубо технических входят, например, такие, как санитарно-гигиенические, экологические, биологические, физиологические и др. Но для краткости все их принято именовать техническими в контексте соотношения с социальными. Это наиболее общее деление, имеющее как бы первичное, исходное значение. Далее обе группы норм классифицируются по различным основаниям на многочисленные виды и разновидности. Юристы не занимаются техническими нормами - это не их задача. Они соприкасаются с ними лишь постольку, поскольку это необходимо в своей области знаний. Но им важно четко отграничить технические нормы от социальных, установить здесь объективные критерии, отличительные черты, особенности.

Граница между ними проходит главным образом по предмету регулирования. Если социальные нормы регулируют отношения между людьми и их объединениями, иными словами, социальную жизнь, то технические нормы - отношения между людьми и внешним миром, природой, техникой. Это отношения типа «человек и машина», «человек и орудие труда», «человек и производство». Социально-технические нормы указывают, как человек должен обращаться с орудиями труда, машинами, как нужно реагировать на воздействие сил природы. Следует отметить, что пренебрежение техническими нормами может привести к тяжелым последствиям и именно с необходимостью их соблюдения в немалой степени связано повышение ответственности человека перед обществом и природой о чем нам постоянно напоминает чернобыльская трагедия. Социально-технические нормы непосредственно связаны с уровнем развития производительных сил и регулируют целесообразное поведение человека в таких несоциальных образованиях, как природа, техника, математика и т. д. Социальные нормы обусловлены уровнем развития социально экономического строя и регулируют поведение людей в обществе Определяя должное либо возможное поведение человека они создаются коллективами людей. Возникновение социальных норм и их развитие выражают тенденцию общества к самоподдержанию общественного порядка в процессе обмена материальными и духовными благами. Объекты обмена выступают в качестве тех ценностей, которые человек стремится получить, освоить, и поэтому обменные отношения приобретают нормативно-ценностный характер, а повторяющиеся, устойчивые связи возникающие в процессе обмена деятельностью, становятся привычными эталонами социального поведения.

Объективный характер социальных норм определяется следующими обстоятельствами: социальные нормы возникают из объективной потребности социальных систем в саморегуляции, в поддержании стабильности и порядка; норма возникает в процессе деятельности людей, субъективно обусловленной способом производства; норма неотделима от отношении обмена, характер которых также определяется способом производства и распределения.

Социальные нормы - это общие правила поведения людей в обществе, обусловленные его социально-экономическим строем и являющиеся результатом их сознательно-волевой деятельности. Они «страхуют», предохраняют общественную жизнь от хаоса и самотека, направляют ее течение в нужное русло. Следовательно, несмотря на большое различие социальных норм, их общие черты следующие: это правила поведения людей в обществе, нормы носят общий характер (обращены ко всем и каждому), создаются в результате сознательно-волевой деятельности людей, их коллективов, организаций и обусловлены экономическим базисом общества.

В юридической литературе социальные нормы преимущественно рассматриваются как регуляторы общественных отношений. Но в более общем плане их роль не ограничивается данной функцией. Исходя из изложенного, можно назвать по меньшей мере три функции социальных норм.

Регулятивная. Эти нормы устанавливают правила поведения в обществе, регламентируют социальное взаимодействие. Регулируя жизнь общества, они обеспечивают стабильность его функционирования, поддержание социальных процессов в необходимом состоянии, упорядоченность общественных отношений. Словом, социальные нормы поддерживают определенную системность общества, условия его существования как единого организма. Оценочная. Социальные нормы выступают в общественной практике критериями отношения к тем или иным действиям, основанием оценки социально значимого поведения конкретных субъектов (моральное - аморальное, правомерное - неправомерное).

Трансляционная. Можно сказать, что в социальных нормах сконцентрированы достижения человечества в организации общественной жизни, созданная поколениями культура отношений, опыт (в том числе негативный) общественного устройства. В виде социальных норм этот опыт, культура не только сохраняются, но и «транслируются» в будущее, передаются следующим поколениям (через образование, воспитание, просвещение и т. д.). Анализируемые нормы имеют различное содержание, зависящее от характера отношений, которые они регулируют. Кроме того, разные социальные нормы могут возникать различными способами и на разной основе. Некоторые нормы, будучи первоначально непосредственно включены в деятельность, не выделяются из поведения и являются его элементом. Устоявшиеся в практике образцы такого поведения, получая общественное осознание, оценку, могут трансформироваться в сформулированные правила, а могут сохраняться в виде привычек и стереотипов. Другие нормы формируются на основе доминирующих в общественном сознании идей об основаниях и принципах социальной организации. Третьи формируются как наиболее целесообразные, оптимальные для данного общества правила (например, процедурные нормы). В этой связи как для теории, так и для практики немаловажна классификация социальных норм.

Классифицировать социальные нормы можно по различным критериям, однако наиболее распространенной является их систематизация по основаниям механизма (регулятивным особенностям) и сферы действия. По способам установления и обеспечения нормы классифицируются на нормы права, нормы морали (нравственности), обычаи, корпоративные нормы (нормы общественных организаций). Такое деление в юридической литературе считается общепризнанным. Однако отдельные авторы предлагают в качестве самостоятельных выделить следующие виды социальных норм:

Эстетические (А. М. Айзенберг, М. Н. Кулажников);

Культуры (С. И. Вильнянский, И. Е. Фарбер);

Политические (А. М. Айзенберг, В. И. Подкучейко);

Организационные (А. М. Айзенберг, П. Е. Недбайло);

Нормы религиозных организаций (М. Н. Кулажников);

Нормы трудовых коллективов (А. М. Айзенберг);

Правила общежития (Ю. С. Ращупкин);

Нормы традиций и ритуалов (В. Н. Хропанюк).

Второе основание деления, которое во многом позволит решить проблемные вопросы классификации социальных норм, - по содержанию сферы регулируемых общественных отношений: политические, организационные, этические, эстетические нормы и т. п.

Есть и иные критерии классификации социальных норм:

по способам образования (складываются стихийно или создаются сознательно); по способам закрепления или выражения (устная или письменная форма).

Таким образом, особое место в формировании общественных отношений принадлежит всей системе нормативного регулирования. ибо отдельные нормы выступают важнейшими социальными регуляторами, включенными в систему

общественных отношений, целенаправленно воздействуют не только на ихразвитие, но и преобразование.

Социальная норма - не просто абстрактное правило желаемого поведения. Она означает также и само реальное действие, которое фактически утвердилось в жизни, на практике. В этом случае действительные поступки и становятся правилом. Иными словами, социальная норма выражает не только «должное», но и «сущее».