Кто опровергает антигуманную теорию раскольникова. Теория Раскольникова, ее антигуманистический смысл (За романом Ф

В своем социальном, психологическом и философском романе “Преступление и наказание”, написанном в 1866 году, Федор Михайлович Достоевский воспроизвел жизнь России в 60-е годы XIX столетия, когда страна переживала мощные социальные сдвиги и перемены.

Резкой критике Достоевский подвергает буржуазную цивилизацию, которая порождает не только видимое зло, но и то худшее, бесчеловечное, что таится в глубине человеческого сознания.

Главным героем романа является Родион Раскольников, бывший студент, который живет в глубокой нищете без всякой надежды на какое-то улучшение своего положения. Но, несмотря на то что Раскольников является всего лишь “маленьким человеком”, он - яркая индивидуальность. Он умен, наделен выдающимися способностями, склонен к самоанализу, любит ближних.

Но нищета, из которой уже не способен подняться человек, комната, похожая на гроб, постоянные крики и стоны людей - все это повлекло за собой рождение теории Раскольникова.

Он понимал: для того, чтобы изменить свою жизнь, судьбу матери и сестры, надо изменить весь существующий порядок вещей. В нем рождается чувство протеста, и он восстает против всего мира в одиночку, по своей, им самим выработанной программе.

Анализируя причины существующего в мире несправедливого порядка вещей, Раскольников приходит к выводу, что на свете существует два разряда людей: “материал”, годный лишь для воспроизводства себе подобных, и гении, такие как Магомет и Наполеон, которые имеют право жертвовать ради своих интересов жизнями других людей, не останавливаясь при необходимости и перед преступлениями.

Для того чтобы избавить мир от несправедливости и доказать себе, что он не “тварь дрожащая”, Раскольников идет на убийство старухи-процентщицы. Он одержим идеей всеобщего блага. Желая сделать мир лучше, он становится убийцей и несет наказание за содеянное преступление. Жизнь преподносит ему урок, заключающийся в нравственных муках, которые он испытывает после совершения убийства. Достоевский исследует сознание и подсознание героя. Подсознание подсказывает герою, что он убил не старуху, а себя, свою душу. Для этого писатель вводит в текст романа сны и видения героя.

Содеянное зло никому не принесло пользы. После совершения преступления герой постоянно подвержен и болезни физической: он часто впадает в беспамятство, его лихорадит. Он ослаблен, порой не может даже подняться с кровати. Он уже и сам осознает, что напрасно уверил себя в высшей целесообразности и оправданности своего “эксперимента”. В этот момент он решается открыть свою тайну Сонечке Мармеладовой, которая также является преступницей, нарушившей нравственный закон, погубившей свою душу. Именно Соня, ее жертвенность, милосердие, смирение, покорность судьбе сыграли ведущую роль в развенчании теории Раскольникова. Он осознает, что его эксперимент ни к чему не привел: он не реализовал себя как сверхчеловек.

Предпринятая им проба доказала, что Наполеон и Мессия в одном лице несовместимы, что тиран и благодетель рода человеческого несоединимы в одном лице. Его попытка привести мир к справедливости и доказать себе свое высокое назначение в мире людей терпит крах. При этом терпит крах и теория Раскольникова. Осознав неправильность своих суждений, он сознается в убийстве и получит справедливое наказание, которое явится для него освобождением от нравственных мук.

Родион Раскольников, осознав гибельность своей теории, ее античеловеческую, антигуманную сущность, возрождается к новой жизни - “впрочем, - говорит Достоевский, - это уже совсем другая история”.

Таким образом, писатель в своем романе проводит мысль, что преступление, какую бы благородную цель оно ни преследовало, недопустимо в человеческом обществе, что теория, направленная на уничтожение даже одного человека, не имеет право на существование.

Цели урока: Раскрыть суть теории Раскольникова, разобраться в ведущих мотивах преступления Показать какую власть над человеком может иметь «теория», как ответственен человек за идею, которой руководствуется он в своей жизни Развивать навыки литературного анализа произведения


Вопросы для обсуждения: В чем суть теории Раскольникова? К чему привела теория Раскольникова? Как для себя определяет цели преступления? Чем оправдывает свое намерение? Почему мучается? Как теория Лужина связана с теорией Раскольникова? Имел ли Свидригайлов основания сказать Раскольникову «мы одного поля ягоды»? Кто опровергает антигуманную теорию Раскольникова? Что и кто помог Раскольникову возродиться?




Мотивы (социальные, психологические, нравственные), побудившие Раскольникова к убийству: Идеи, витающие в воздухе, обс тоятельства жизни Душевное состояние Раскольникова: Внешние: Взгляды революционных демократов Идеи бонапартизма Тяжелая, душная атмосфера города Судьбы обездоленных людей (Мармеладовы, Дуня, девочка на бульваре, женщина-утопленница) Внутренние: Состояние Раскольникова («задавлен бедностью», страдает за других, стремление действовать) Характер Раскольникова (замкнут, одинок, самолюбив) «Безобразная мечта»


«…идея – сила, формирующая человека его характер… определяющая его поведение не меньше, чем психология и чем среда» Раскольников –человек идеи. Идея обхватывает его и владеет им, но имея то свойство, что владычествует в нем не столько в голове его, сколько воплощаясь в него, переходя в натуру, всегда с страданием и беспокойством, и уже раз поселившись в натуре, требует незамедлительного приложения к делу. Для такого человека измениться в убеждениях значит… тотчас и во всей своей жизни. Достоевский Ф.М.


Статья Раскольникова в газете «Периодическая мысль»: «О преступлении» СУТЬ ТЕОРИИ: Исторический прогресс совершается за счет чьих-то страданий Все человечество можно разделить на два разряда: «тварей дрожащих» и «право имеющих» имеющих» «Вошь ли я или право имею?» Мечта о роли властелина мира (Наполеона) и спасителя человечества(Христа)








1 100 > 1 РАСКОЛЬНИКОВРАСКОЛЬНИКОВ РАСКОЛОТРАСКОЛОТ и топором «Я для себя убил» 1>100" title="Идея Раскольникова: «убить одну, а потом сотню людей спасти» Между крестом ПомочьПомочь близким близким и далеким и далеким людям людям 100 > 1 100 > 1 РАСКОЛЬНИКОВРАСКОЛЬНИКОВ РАСКОЛОТРАСКОЛОТ и топором «Я для себя убил» 1>100" class="link_thumb"> 11 Идея Раскольникова: «убить одну, а потом сотню людей спасти» Между крестом ПомочьПомочь близким близким и далеким и далеким людям людям 100 > > 1 РАСКОЛЬНИКОВРАСКОЛЬНИКОВ РАСКОЛОТРАСКОЛОТ и топором «Я для себя убил» 1>100 1 100 > 1 РАСКОЛЬНИКОВРАСКОЛЬНИКОВ РАСКОЛОТРАСКОЛОТ и топором «Я для себя убил» 1>100"> 1 100 > 1 РАСКОЛЬНИКОВРАСКОЛЬНИКОВ РАСКОЛОТРАСКОЛОТ и топором «Я для себя убил» 1>100"> 1 100 > 1 РАСКОЛЬНИКОВРАСКОЛЬНИКОВ РАСКОЛОТРАСКОЛОТ и топором «Я для себя убил» 1>100" title="Идея Раскольникова: «убить одну, а потом сотню людей спасти» Между крестом ПомочьПомочь близким близким и далеким и далеким людям людям 100 > 1 100 > 1 РАСКОЛЬНИКОВРАСКОЛЬНИКОВ РАСКОЛОТРАСКОЛОТ и топором «Я для себя убил» 1>100"> title="Идея Раскольникова: «убить одну, а потом сотню людей спасти» Между крестом ПомочьПомочь близким близким и далеким и далеким людям людям 100 > 1 100 > 1 РАСКОЛЬНИКОВРАСКОЛЬНИКОВ РАСКОЛОТРАСКОЛОТ и топором «Я для себя убил» 1>100">


Цели преступления: Проверить на деле свою теорию, «сделать пробу» - узнать, к какому разряду людей можно себя отнести Обеспечив свое будущее, сделать много добрых дел, помочь бедным людям, стать «благодетелем человечества» На украденные деньги обеспечит себе учебу в университете и первые шаги после университета


Крестный путь Родиона Раскольникова Во власти «безобразной» мечты Статья «О преступлении» 1 убить, чтобы спасти 100 «Да неужели ж я в самом деле возьму топор?» «Вошел к себе, как приговоренный к смерти» «Господи! Покажи мне мой путь и я отрекаюсь от проклятой мечты моей" «Не уйти ли?» «Он вынул топор, взмахнул» «Неужели это казнь наступает?» В конторе: «войду, встану на колени и все скажу» «Все кончено. Нет улик» «будто ножницами отрезал себя от всех» Непреодолимый страх


«По вашей же теории вышло» - Лужину «мысль терзала его, он не хочет так жить» «Ноги сами привели к тому дому» «Да, замочился… я весь в крови…» «не умерла еще моя жизнь со старухой» (гордость и самоуверенность) «А я жертвы не принимаю» «Уж не Наполеон ли нашу Алену Ивановну укокошил?» Мещанин: «убивец» «Я не человека, я принцип убил» «Мать, Дуня, как я любил их! Почему теперь ненавижу?» Полупризнание Разумихину Чтение Библии П.П. «я не дам вам себя мучить» Признание Соне: «я хотел осмелиться и убил» Свидригайлов: «мы одного поля ягода» «вы ведь в теорию свою больше не верите» «Помолитесь за меня» «Это я убил» «Их воскресила любовь, сердце одного заключало бесконечные источники жизни для сердца другого»


Двойники Раскольникова Лужин Свидригайлов Соня Мармеладова Делец, деньги – единственный его Бог. Готов «переступить все препятствия». Живет по принципу «все дозволено» Человек, лишенный нравственных устоев, запретов. Доведенный до цинизма вариант цинизма варианттеорииРаскольникова Наделена даром бесконечного сострадания людям. Идет на страдания и унижения ради близких. «Себя убила» Бесчеловечность индивидуализма, эгоистическое самоутверждение за счет других Христианская любовь и смирение спасают




Двойственность души человеческой Добро Красота Любовь Высокое Зло Безобразное Ненависть Низкое борьба Мы – источник веселья и скорби рудник, Мы – вместилище скверны и чистый родник. Человек, как в зеркале мир многолик, Он ничтожен и он же безмерно велик. О. Хайям


Неоспоримо и несомненно: Достоевский – гений, но злой гений наш. Он изумительно глубоко почувствовал, понял и с наслаждением изобразил… болезни, воспитанные в русском человеке его уродливой историей, тяжкой и обидной жизнью… существа забитого, запуганного, способного наслаждаться своим страданием. Не без злорадства однако, рисуясь перед всеми и перед самим собою. Это душа…. одновременно трусливая и дерзкая, а прежде всего – болезненно злая…, очень искаженная душа… Деятельность Достоевского – художника является гениальным обобщением отрицательных признаков и свойств национального русского характера. Горький А.М.


Достоевский … в некоторые минуты ближе нам, чем те, с кем мы живем и кого мы любим, - ближе, чем родные и друзья. Он знает самые сокровенные наши мысли, самые преступные желания нашего сердца. Нередко, когда читаешь его, чувствуешь страх от его всезнания, от этого глубокого проникновения в чужую совесть. У него встречаются тайные мысли, которых не решился бы высказать не только другу, но и самому себе… Книг Достоевского нельзя читать: их надо пережить, выстрадать, чтобы понять. И потом они уже не забываются… в обыкновенных мелочах жизни открываются такие глубины, такие тайны, которых мы никогда не подозревали. Мережковский Д.


И русские народники, и эсеры, и большевики эпохи красного террора, и баскские сепаратисты, и ольстерские ультра, и террористы палестинские террористы чеченские всегда выступали и выступают под знаменами высоких и святых идей – за национальную независимость, за свободу народа, за его счастье, за справедливость… и вместе с тем очень много среди них и тех, для кого кровавое дело – способ раскрыть и утвердить собственное «я». Айзерман Л.С.


Выводы: Изображая своего героя, Достоевский утверждает неразрывность человечности с истинной совестливостью. Роман и его герой убеждают, что осуществление своих целей за счет ущемления интересов других людей безнравственно и бесчеловечно. Преступления ведут к разрушению личности самого «переступившего».


Наказание в нем самом «да неужели ж, я в самом деле возьму самом деле возьму топор, стану бить по голове… Господи, неужели?» «чувство разомкнутости и разъединенности с людьми замучило его» «…словно бы ножницами отрезал ножницами отрезал себя от них» «я не старушонку, я себя убил…»





Роман Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» - одно из самых сложных произведений в истории мировой литературы. Даже исходя из того, как роман воспринимается читателем, чуть ли не единственное произведение такого плана. Лично на меня произведение сначала произвело впечатление полностью понятного: никаких намеков, никаких загадок, никаких таинственных событий. На самом же деле, преступление Раскольникова плотно связано с его теорией, а его теория - преступна.

Уже из первых страниц роману «Преступление и наказание» главный герой подавлен собственной философией, которая позволяет «кровь по совести». Наблюдая за жизнью своей страны, задумываясь над мировой историей, Раскольников пришел к мнению, что не только исторический прогресс, но и любое другое развитие осуществляется за счет чьих-то страданий, жертв и крови. Герой распределил человечество на две категории: есть люди, которые смиренно воспринимают свою судьбу, а есть такие, которые нарушают моральные нормы и общественный порядок. Выдающиеся личности - Ликург, Магомет, Наполеон - не останавливаются перед жертвами, насилием, кровью ради своих идей. Мир устроен так, что развитие общества происходит в процессе уничтожения «животных, которые вздрагивают» «сильными мира сего.

Дело в том, что жизненные ситуации, в которые попадает Раскольников, не только не отводят его от идеи убийства, а вроде бы наталкивают на нее.

Но мне кажется, что идея Раскольникова неразрывно связана с жизненными условиями бедного студента. Удушающая атмосфера его жилья перекликается с удушающей атмосферой улиц.

Хотя преступление Раскольникова - это вызов нечеловеческим законам мира, однако оправдать его невозможно. Ведь, совершив убийство, Раскольников зачел себя к разряду сверхлюдей, к которому не принадлежат даже близкие ему люди: сестра, Соня, Разумихин. Он отсек себя от этих людей: «Мать, сестра, как любил я их! Отчего теперь я их ненавижу? Да, я их ненавижу, физически ненавижу, подле себя не могу выносить.»

Вспоминая преступление, Родион вспоминает и случайно убитую им Лизавету: «Бедная Лизавета! Зачем она здесь подвернулась!.. Странно, однако же, почему я о ней почти и не думаю, точно и не убивал?.. Лизавета! Соня! Бедные, кроткие, с глазами кроткими. Милые!.. Почему они не плачут? Почему они не стонут?.. Они все отдают, глядят кротко и тихо.».

Этот монолог показывают весь ужас сделанного, ведь человеческая натура столкнулась с нечеловеческой теорией. Еще одно доказательство ужасной теории - третий сон Раскольникова, где он опять убивает процентщицу, а она над ним смеется. И здесь герой подсознательно начинает понимать коварство своей теории, которую можно считать не толчком к преступлению, а преступлением.

Сама преступная идея толкнула его на самопроверку собственной значимости: «Я просто убил; для себя убил, для себя одного; а там стал бы ли я чьим-нибудь благодетелем или всю жизнь, как паук, ловил бы всех в паутину и из всех живые соки высасывал, мне, в ту минуту, все равно должно было быть!»

Значит, пораженный идеей «сверхчеловека», он мог бы убить и друга, и сестру, и мать, и Соню.

Кажется, что Раскольников может реагировать лишь на те впечатления, которые подтверждают правоту его теории. Он воспринимает мир деспотически, выхватывая из окружения лишь те впечатления, которые подтверждают его фанатичную теорию.

Следовательно, теория Раскольникова о возможности стоять над людьми, с презрением относиться к их законам не нашла своего подкрепления в его собственной судьбе. Полностью убить в себе совесть и подняться в гордом одиночестве над «человеческим муравейником» не может даже самый искуснейший вор, не только человек с раздвоенной личностью. Возможно, потому автор и обрек Раскольникова на одиночество. Достоевский всей образной системой романа убедительно доказал, что нельзя оправдать теорию насилия, убийства, какой бы благородной целью ее не аргументировали.

«Достоевский Преступление и наказание» - Достоевский Федор Михайлович 1821 – 1881. „Одно преступление влечёт за собой другое” Ф.М.Достоевский. Не загладится ли одно крошечное преступление тысячами добрых дел?”. Петербург Достоевского. Философские истоки теории Раскольникова. Третьего Раскольников не учёл – неспособности доброго человека пролить кровь.

«Герой Раскольников» - Мистерия ли? Роман “Преступление и наказание” строится как детектив. Минералова Ирина Георгиевна. Исправить грамматические, пунктуационные и стилистические ошибки. Автор весь роман “сжимает” в имени и фамилии героя. Максимилиан Волошин. Удивительно, как из сострадательного ребенка вырастает циничный убийца?

«Теория Раскольникова» - А чем лучше судьба Раскольниковой Дуни? Ю.В.Лебедев Русская литература XIX века II Часть. Суть теории. Москва «Просвещение» 1997 Ф.М.Достоевский «Преступление и наказание»роман. Соня Мармеладова. Москва «Просвещение» 2002 Ю.И.Лыссый Русская литература XIX века 10 класс. Исповедуясь перед Раскольниковым, Мармеладов говорит: «Некуда идти человеку».

«Преступление и наказание» - (из Записных книжек Достоевского). Приёмы раскрытия образа Сони Мармеладовой: Кадр из фильма «Преступление и наказание». «Правда» Сони Мармеладовой. Урок-размышление. Цель: Задачи: Формы работы: Имя портрет поступок. «Нет счастья в комфорте, покупается счастье страданием.

«Роман Преступление и наказание» - Выполните задания теста Обсудите вопросы теста Заполните опорный конспект. Как не допустить катастрофы собственного духа? О собственной душе. Законы совести. Бесправных, обездоленных. Подумайте и ответьте. Зачем Ф.М.Достоевский использовал прием повтора? Законы совести, заповеди. Какие слова Родиона Раскольников исключил режиссер из сценария фильма?

«Значение снов» - Цели урока: Автор: учитель лит-ры Долгих Т.В. Возвращение к людям. Значение снов в романе «Преступление и наказание». Всеобщее разрушение и разложение. Жизнь. Идиллическое, светлое церковь милосердие добро, любовь. Сон о лошади. Средство психологического анализа. Путь к самопознанию возможный перелом озлобленный ум душевная борьба.

Всего в теме 18 презентаций