Написание и ы после ц примеры. Справочник по русскому языку

Правописание гласных -И (-Ы) после Ц.

Цыпленок в цирке выступал,
Играл он на цимбалах,
На мотоцикле разъезжал,
И цифр он знал немало.
Он из цилиндра доставал
Морковь и огурцы
И только одного не знал
Где пишут ЦИ, где ЦЫ?

После ц пишется буква и или ы .

Буква ы пишется в следующих случаях.

1. В корнях слов - исключений:

цыган, цыплёнок, цыпка, цыпки, на цыпочки, на цыпочках, цып-цып, цыц, цыкать, цыркать (и в производных словах, напр.: цыганка, цыганский, выцыганить, цыплёночек, цыпонька, зацыкать, цыкнуть, цыркнуть ).

2. В окончаниях существительных и прилагательных ,

огурцы, стрельцы, столицы, Клинцы, Люберцы; куцый, бледнолицых, узколицыми.

3. В суффиксе прилагательных -ын ,

сестрицын, Лисицын, царицын, Троицын день .

Так же пишутся географические названия на -цын, -цыно ,

Царицын, Голицыно .

Примечание. В русских фамилиях после ц пишется буква и или ы в соответствии с традицией и с регистрацией в официальных документах, напр.: Ципко, но Цыбин; Куницын, Курицын, Синицын, Скобельцын, Солженицын, но Вицин, Ельцин, Цицин.

Во всех остальных случаях после ц пишется буква и , а именно:

а) в корнях слов, в том числе иноязычных собственных имен:

цирк, цикл, цилиндр, цигейка, цинга, циновка, цифра, панцирь, цивилизация, специфика, циклон, цирюльник, вакцина, революция, иуцик; Цицерон, Цирцея, Циммервальд, Цинциннати;

б) в суффиксах иноязычного происхождения:

организация, электрифицировать, медицина, кальцит, публицист, скептицизм;

в) после первых частей сложных и сложносокращенных слов и в звуковых аббревиатурах:

блицинтервью, специнтернат, ЦИК.

ИТОГ:

Пишите И:

  • в корне слова:ци рк , ци фра ;
  • исключения : цы ган , цы ц , на цы почках , цы плёнок .
  • в словах на -ЦИЯ:секци я , станци я , станци онный .

Пишите Ы:

  • в суффиксах:Сестрицы н , Птицы н , Царицы но .
  • в окончаниях:улицы , станицы , сестрицы .

Примечание:

В фамилиях сохраняется традиционное написание: Птицы н , Ци ци н .

Задания:

1. Исправь ошибки:

Я отправился в экспедицыю. Погода неблагоприятна: цыклон. Удалось собрать коллекцыю насекомых, попались даже цыкады. Птици мешают в работе.

2. Вставить пропущенные буквы. Орфограмму графически обозначьте.

Ц…ган, милиц…я, акац…я, нарц…сс, панц…рь, на ц…почках,

ц…нга, лисиц…н, ц…плята, с улиц…, секц…я.

3.Вставить пропущенные буквы. Орфограмму графически обозначьте

Ц_трусовый, ц_ганка, ц_ферблат, с улиц_, сестриц_н, для куниц_,

ножниц…, ц…гейка, акац_я, ц_корий, из-за дверц_.

4.Вставить пропущенные буквы. Орфограмму графически обозначьте .

Рац_я, Цариц_но, афганц_, ц_гейка, мультипликац_я, взять под узц_.

5.Вставить пропущенные буквы. Орфограмму графически обозначьте .

Ц…ган на лекц…и листал страниц…, а Синиц…н читал ц…таты.

6.Вставьте нужную букву, графически обозначьте изучаемую орфограмму.

1.В свои висячие дворц.. летят хозяева скворц.. .
2. Любовалась ц..плятами курица: что ни ц..пленок, то - умница!
3. В ц..рке были дрессированные собаки и кошки.
4. Из-за недостатка витаминов моряки болели ц..нгой.
5. Отец привез детям гостинц.. .
6. Из Древней Грец..и пришли к нам многие виды спорта.

После ц под ударением, если произносится звук о , пишется буква о ; без ударения пишется е , например: цó коль, цó кольный; пальтецó , огурцó м (но плáтьице , гóрце м ); льстецó в (но привéрженце в); танцó р, облицó вка, образцó вый (но гля́нце вый), облицó вывать (но облице вáть).

Примечание.

В безударном положении о пишется после ц только в слове цо котýха (от цó кот ) и в некоторых иноязычных словах, например: палáццо (дворец), скéрцо (музыкальная пьеса в оживленном, быстром темпе). Буква ё после ц не пишется.

Е после шипящих под ударением

В корнях слов после шипящих под ударением, если произносится звук о , он обычно обозначается буквой е (ё) . При образовании родственных слов или изменении слова, в этих случаях бывает чередовании е с ё , например: шё пот - ше пчет, чё рточка - че ртит, жё рдочка - же рдь, кошё лка - коше ль, щё лка - ще ль .

Только в небольшом количестве слов в корне после шипящих в соответствии с произношением пишется о , например: мажó рный, обжó ра, прожó рливый, чó каться, чó порный, шó в, шó мпол, шó рты, шó рох и т. п. В этих случаях не бывает чередования о с е , например: чó порный - чó порность, прожó рливый - прожó рливость, шó рох - шó рохи .

Примечания:

1. Следует запомнить написание слов с затемненным составом или непродуктивными суффиксами, где о или е пишется по традиции, например: 1) крыжó вник, трущó ба, чащó ба, трещó тка ; 2) учё ба (ср. учé ние ), решё тка (ср. решé тчатый ), бечё вка (ср. бече вá ), дешё вый (ср. бече вá ), дешё вый (ср. дешé вле ).

2. Для различения на письме смысла слов буква о пишется в наречии вечó р - «вчера вечером» (в отличие от вé чер ; вечё рка - «вечерняя газета»); в существительных поджó г, ожó г - в отличие от глаголов поджё г (солому) , ожё г (руку): изжó га .

3. В некоторых иноязычных словах буква о после шипящих пишется и в безударном положении, например: жо кéй, жо нглёр, шо колáд, шо ссé, шо фёр, шо вини́зм .

О после шипящих под ударением

После шипящих под ударением в соответствии с произношением пишется о :

  1. в окончаниях
    • существительных: свечó й, плащó м, вожжó й, душó й ;
    • прилагательных: большó го, большó му ;
  2. в суффиксах
    • существительных: -ок- , -онк- , -онок- и -он- (с беглым о ): скачó к, петушó к, ручó нка, медвежó нок, княжó н (княжны);
    • прилагательных: -ов- и -он- (с беглым о ): холщó вый, парчó вый, смешó н;
    • наречий: горячó , общó (но: ещё ).

В остальных случаях под ударением после шипящих пишется е (ё) . Сюда относятся:

  • окончания глаголов: печё шь, печё т, печё м ;
  • суффиксы страдательных причастий -ённ- , -ён- (а также суффикс -ён- в прилагательных, образованных от глаголов): вооружё нный, вооружё н; печё ный;
  • суффиксы глаголов (и существительных, образованных от этих глаголов): размежё вывать (размежё вка ), а также суффикс -ёр (стажё р ).

(2 оценок, среднее: 5,00 из 5 )
Для того чтобы оценить запись, вы должны быть зарегистрированным пользователем сайта.

Тема урока. Буквы И– Ы после Ц.

Цель урока.:

Познакомить с новым опознавательным признаком – наличием звука Ц перед гласным,

С правописанием Ы –И после Ц;

Развивать внимание, память, умение сравнивать, обобщать,

Воспитывать интерес к урокам русского языка.

Оборудование: карточки, компьютер, мультимедийный проектор.

Ход урока.

    Организационный момент.

Здравствуйте, ребята! Я рада видеть вас и наших гостей в этот осенний солнечный день. Я надеюсь на сотрудничество, взаимопонимание. Вы у меня все умнички, и мы продолжаем с вами наше путешествие через тернии русского языка к звездам. В конце урока те,кто будет особенно старательным и активным получат по звездочке. Так давайте отправляться в путь.

Итак, начнем урок с фонетической зарядки.

    Работа над темой урока.

    Фонетическая зарядка . (Слайд 1)

Отгадайте звук по «паспорту»: [?]- согласный глухой непарный, твердый непарный. [ц]

Этот звук особый, он будет сегодня гостем нашего урока.

Проблемная ситуация. Слайд 2

Давайте потренируем наше произношение и произнесем скороговорку.

Бегают две курицЫ прямо по улице,где цветет акацИя.

ЦЫпленок цапли цепко цепляется за цепь.

Посмотрите, какие буквы пишутся в наших словах. Спишите.

Почему же так? Наша задача –разобраться, когда после ц нужно писать Ы, а когда-И.

Помогите мне сформулировать тему нашего урока? Слайд 3

Слайд 4. Правописание ы-и после ц

3.Работа с учебником .

Чтобы узнать, когда после Ц пишется Ы, а когда – И, отправимся на урок. Заглянем в учебник

    Проверим, как вы усвоили материал учебника (Сценка)

    Учитель. - По правилам грамматики в именах существительных после Ц пишется И… Кроме тех случаев, когда пишется Ы. Первое: в окончаниях слов. Например: синицы, птицы, молодцы.

Ученик. - И огурцы!

Учитель. - Верно, везде Ы, потому что это окончания слов. Второй случай, когда пишется Ы – в суффиксе ЫН. Например: сестрицын, курицын.

Ученик. - Значит, и цыпленок через Ы?

Учитель. -Почему?

Ученик. -Потому что цыпленок – курицын сын.

Учитель. - Цыпленок действительно пишется через Ы, но совсем не потому. Просто цыпленок одно из пяти слов, которые надо запомнить. Посмотрите на слова – исключения.

(Слайд 5)

    Я. Во всех этих словах пишется: Ы после Ц. Запомнили?

А чтобы вы не забыли, прослушайте песенку из радионяни, в которую входят все эти слова. песня из радионяни

( На слайде 6 появляются слова)

Цыган цыплёнка увидал,

Заиграл на скрипочке,

А цыплёнок услыхал-

Станцевал на цыпочках.

Цыц, ребята, не шуметь,

А то цыган собьётся,

Перестанет скрипка петь,

Наш урок сорвётся.

Или запомнить фразу, которую вы видите на слайде

Цыган на цыпочках цыкнул цыпленку: «Цыц»!

Ну что, цыплята, вам всё понятно?(Да)

    Итак, диктант в стихах. Приготовьтесь писать и будьте внимательны: в диктанте много слов с буквой ц, и вы должны определить, что писать цы или ци. Готовы?

Цыплёнок в цирке выступал,

Играл он на цимбалах,

На мотоцикле разъезжал,

И цифр он знал немало.

Он из цилиндра доставал

Морковь и огурцы

И только одного не знал,

Где пишут ЦИ, где ЦЫ.

А теперь проверим, правильно ли вы записали слова из диктанта, при этом немного отдохнем. Встаньте.

Звучит музыка.

Я читаю еще раз стихотворение, а вы, если слышите слово с Ы после Ц – делаете хлопок над головой, если слышите слово с И после Ц – приседаете.

Цыплёнок в цирке выступал,

Играл он на цимбалах,

На мотоцикле разъезжал,

И цифр он знал немало.

Он из цилиндра доставал

Морковь и огурцы

И только одного не знал,

Где пишут ЦИ, где ЦЫ.

    Закрепление.

    Осложнённое списывание .

    Слайд 7

Отгадайте загадки Вставьте пропущенные буквы, знаки препинания, обозначьте морфему, в которой пропущена орфограмма. Один у доски .

Сели птиц.. на страниц..

знают быль и небылиц... (буквы)

Поселились мудрец…

в застеклённые дворц... (глаза)

Какой вывод мы можем сделать?

(В окончаниях существительных множественного числа после Ц пишется буква Ы).

Загадки у нас относятся к устному народному творчеству. А не могли бы вы вспомнить, вид еще относится к устному народному творчеству, в названии которого есть буква Ц?(Пословицы).

Молодец среди овец. а против молодца и сам. как овца.

Конец – делу венец.

Цыплят по осени считают.

2. Творческий диктант.

Узнайте слово по лексическому значению.

Ребята, прочитай те значение слова и запиши слово с И-Ы после Ц. Ребята, вы записываете только одно слово.

    Точная выдержка из произведения (цитата) .

Встать на кончики пальцев (на цыпочки).

    Род перчаток с отделением только для большого пальца (рукавицы).

    Систематизированное собрание каких-либо предметов (коллекция).

    Переносная станция (рация).

3.Игра «Передай мелок другому»

(Слайд 9) Спишите, вставляя пропущенные буквы. Графически покажите, в какой части слова пропущена буква. Затем передайте мел и вызовите к доске своего друга.

Н-р, цыган

Ц…рк, медиц…на, порц…я, ц…ган, молодц.., рукавиц…, ц…фра, модниц…, ц…почки, операц…я, лисиц…н хвост, ц…пленок.

    1Контроль по теме. (Для слабоуспевающих – самоконтроль.Работа с тестом на ноутбуках)

Давайте послушаем с вами текст, в котором описываются впечатления вашего ровесника Вовы Синицына о посещение цирка.

В ц…рк.

Сегодня мы идем в ц…рк. Мы - это папа, мама, моя сестренка и я, Вова Синиц…н. Папа сказал, что сегодня будут выступать борц…, гимнасты, акробаты, наездниц…, мотоц…клисты, веселый зверинец.

Весь день я смотрел на часы. Наконец, маленькая стрелка остановилась на ц…фре "три". Отец скомандовал нам, что пора собираться, но мы давно уже были готовы.

По дороге в ц…рк, на углу одной улиц…, папа купил букет душистой белой акац…и для артистов, а нам вкусные леденц…. Сестрёнка приподнялась на ц…почки и понюхала цветы. Ах, как они пахнут! А нес их я.

Вот и цирк. Круглолиц…й контролер с улыбкой пригласил нас в зал.

Подпишите листочки и заполните пробелы на месте пропусков. На выполнение задания вам 5 минут.

    Рефлексия Слайд 11

С какой орфограммой познакомились на уроке?

Что нужно знать, чтобы правильно писать Ы или И после Ц?

Оценки за урок.

За высокий темп работы –

За глубину знаний –

За аккуратность и чистоту исполнения –

За умение сосредоточиться –

За активность –

(Слайд 12) Домашнее задание: параграф 43, составить алгоритм,

упр. 431

(Слайд 13) Прозвучал для вас, ребята,

Наш урок про ЦЫ и ЦИ.

Кто не понял, те цыплята,

Кто запомнил, молодцы!

Тема: Буквы Ы –И после Ц

Цель: 1) закрепить навыки правописания Ы-И после Ц;

2) развивать внимание, логическое мышление, речевой слух у обучающихся, навык графического обозначения данной орфограммы;

3) воспитать любовь к русскому языку, воспитать сознательную дисциплину, формировать навыки контроля и самоконтроля, познавательной деятельности в коллективе.

Планируемые реультаты

  1. Предметные УУД

Познакомить обучающихся с орфограммой «Буквы ы-и после ц»

Формировать умение применять орфограмму в зависимости от морфемы

Развивать орфографическую зоркость

Формировать умение находить информацию в тексте

Учить анализировать, сравнивать и обобщать на основе фактов

Учить представлять информацию в сжатом и развернутом виде

3. Личностные УУД

Строить отношения с людьми

Тип урока: изучение нового материала

Формы работы учащихся: фронтальные, групповые, индивидуальные

Необходимое техническое оборудование: мультимедийный проектор,

Структура и ход урока

Добрый день, ребята! Начинаем наш урок. Пожелайте себе успехов и скажите: «Я буду внимательным. У меня всё получится! Я справлюсь со всеми заданиями на уроке»

  1. Повторение изученного материала- проверка домашнего задания.

Орфографическая пятиминутка с последующей самопроверкой (Слайд № 1 )

  1. Вставить пропущенные буквы и графически обозначить условия выбора орфограммы.

Работа с карточками Слайд№1

Образуйте новые слова, добавляя нужные суффиксыОбразуйте новые слова, добавляя нужные суффиксы

Машина, учить, барабан,

Заяц, водить, палец,

снег, кот, гвоздь, дом

Самопроверка Слайд №2

Машинист, учитель, барабанщик, зайчонок,

водитель, пальчик, снежок, котенок, гвоздик, домик

  1. Изучение нового материала

Цели: учащиеся должны

Знать условия выбора написания букв И-Ы после Ц;

Уметь владеть способом действия при выборе букв и-ы после ц в однокоренных словах.

1.Подготовительный этап (А сейчас я прочитаю стихотворение, а вы внимательно слушайте)

Учитель читает стихотворение: слайд №4

Цыпленок в цирке выступал,
Играл он на цимбалах,
На мотоцикле разъезжал,
И цифр он знал немало.
Он из цилиндра доставал
Морковь и огурцы
И только одного не знал
Где пишут ЦИ, где ЦЫ?

Цыпленок не знал. А вы знаете?

Словарная работа Слайд №3

(Цимбал-музыкальный инструмент в виде плоского ящика с металлическими струннами, по которым играя, ударяют молоточками)

Цилиндр- геометрическое тело образованное вращением прямоугольника вокруг одной из его сторон.

Открывается запись на доске:

Учитель произносит слова еще раз.

Какие звуки слышатся во всех словах? (цы)

А посмотрите, как написаны слова, обратите внимание на морфемы? (Цы и ци.)

Почему?

Наша задача – разобраться, когда после ц нужно писать ы, а когда – и.

Какова же тема урока? Сформулируйте ее.

- «Правописание ы-и после ц»

/Учитель пишет на доске, а дети в тетрадях/.

- Сформулируйте цель урока, опираясь на его тему ./ Познакомиться с правилом написания букв И-Ы после Ц/

2. Работа с опорным конспектом слайд№ 5

В словах после Ц пишется

И Ы

1.͡ 1.^

2.на –ция 2.□

- Посмотрите на опорный конспект и расскажите об условиях написания буквы И-Ы после Ц.

Давайте посмотрим, верно ли мы сформулировали правило.

Работа с электронным учебником(чтение правила с электронного учебника)

Что нового узнали? / Есть слова-исключения: цыган, цыплёнок, цыпочки, цыц, цыкнуть /

Запомните предложение! Цыган встал на цыпочки и цыкнул на цыплёнка: «Цыц!» / Слайд № 6 /

Ф и з м и н у т к а «Чудесное дерево»: сорвать чудесный плод, прочитать вслух слово, объяснить, какую орфограмму нужно вставить и почему. (каждый ученик встаёт и выходит к доске, на котором « чудесное» дерево).\(С,с)очи, (Р,р)оссия, ол(и, е)мпиада, (а,о)гонь,г(о,а)ра,феврал(ь),з(а,о)лотая медаль

Учитель: Ребята, какими событиями связаны эти слова?(зимняя олимпиада в Сочи).Правильно. Ребята в России не только проводится зимняя олимпиада, она богата своими культурными ценностями. К сожалению, эти ценности годами теряются, но мы должны эти культурные ценности сохранять. Недаром 2014 год объявлен годом культуры. Слайд № 7

VI. Закрепление учебного материала .

Цели: закрепить изученное правило; запомнить способ определения написания букв И-Ы после Ц.

1.Объяснительное письмо . / Слайд №8 /

Спишите, объясняя написание в данных словах орфограммы и-ы после ц

Ц..фра, ц..ркуль, ц..рк, ц..ган, ц..трусовый, авиац..я, традиц..я, сестриц..н, птиц.., пальц.., круглолиц..й, куниц..н.

2. Буквенный диктант . /Слайды №9,10/

И или Ы

1) птиц…н, дворц…, лекц…я

2) ц…плёнок, ц…линдр, овц….

3) ц…клон, ц…клоп, ц….ферблат

4)секц…я, полиц…я, ц…кнуть

3.Тестовый контроль по теме «Буквы И-Ы после Ц» / Слайд №11/

1) В каком слове на месте пропуска пишется Ы?

А) ц..нк

Б) куц…й хвост

в) черепаший панц..рь

г) акац..я

2) В каком слове на месте пропуска пишется И?

А) светлолиц..й юноша

Б) громко ц..кнуть

в) солёные огурц..

г) нефтяная ц..стерна

3) В каком слове на месте пропуска пишется Ы?

а) ц..ферблат

Б) новый ц..линдр

в) ц..рковое представление

г) пушистый ц..плёнок

4) В каком слове на месте пропуска пишется И?

а) вакц..на против гриппа

Б) птиц..но перо

в) мелкие крупиц..

г) встать на ц..почки

5) В каком слове на месте пропуска не пишется Ы?

а) строительство гостиниц..

Б) ц..гейковая шуба

в) красавиц..

г) щипц..

«Минута редактора»(карточки)

Письмо Незнайки профессору Спицину.

Я отправился в экспедицыю. Погода неблагоприятная: цыклон. Удалось собрать коллекцыю насекомых, попались даже цыкады. Птици мешают в работе.

Работа с учебником (Выполнение упражнения №355-учебник под ред. Шакровой)

V . Подведение итогов.

  • Какое правило, мы сегодня изучили?
  • Вспомните способ определения написания букв и-ы после ц.
  • Какие слова-исключения из этого правила вы должны запомнить?

VI. Задание на дом .

  1. Выучить изученную на уроке орфограмму «И-Ы после Ц»
  2. Выполнить упражнение № 354, зад. к упр.

Рефлексия.

Цимбал-музыкальный инструмент в виде плоского ящика с металлическими струнами, по которым играя, ударяют молоточками. Цилиндр-геометрическое тело, образованное вращением прямоугольника вокруг одной из его сторон.

Цыпленок в цирке выступал, Играл он на цимбалах, На мотоцикле разъезжал, И цифр он знал немало. Он из цилиндра доставал Морковь и огурцы И только одного не знал Где пишут ЦИ, где ЦЫ?

В словах после Ц пишется И Ы 1.͡ 1.^ 2. на – ция 2. □

Запомните предложение! Цыган встал на цыпочки и цыкнул на цыплёнка: « Цыц»

Владимир Путин подписал Указ «О проведении в Российской Федерации Года культуры». Культура Татарстана, воплощая богатые традиции и духовную самобытность народов, проживающих на территории республики, одновременно олицетворяет общечеловеческие ценности и является частью мирового культурного наследия. Уникальность объектов культурного наследия Татарстана подтверждена включением в 2000 году историко-культурного комплекса Казанского Кремля в Список Всемирного культурного и природного наследия ЮНЕСКО. В этот же Список номинированы Болгарский государственный историко-архитектурный музей-заповедник и Свияжский историко-архитектурный и природно-ландшафтный комплекс

Объяснительное письмо. Спешите, объясняя написание в данных словах орфограммы ы-и после ц Ц..фра, ц.. ркуль, ц.. рк, ц.. ган, ц.. трусовый, авиац..я, традиц..я, сестриц..н, птиц.., пальц.., круглолиц..й, куниц..н.

Буквенный диктант И или Ы 1) птиц…н, дворц …, лекц …я 2) ц…плёнок, ц… линдр, овц …. 3) ц…клон, ц…клоп, ц…. ферблат 4) секц …я, полиц …я, ц… кнуть

Ответы 1. Ы Ы И 2. Ы И Ы 3. И И И 4. И И Ы

Тестовый контроль по теме «Буквы И-Ы после Ц» В каком слове на месте пропуска пишется Ы? а) ц.. нк б) куц…й хвост в) черепаший панц.. г) акац..я 2) В каком слове на месте пропуска пишется И? а) светлолиц..й юноша б) громко ц.. кнуть в) солёные огурц.. г) нефтяная ц.. стерна 3) В каком слове на месте пропуска пишется Ы? а) ц.. ферблат б) новый ц.. линдр в) ц.. рковое представление г) пушистый ц..плёнок 4) В каком слове на месте пропуска пишется И? а) вакц..на против гриппа б) птиц..но перо в) мелкие крупиц.. г) встать на ц..почки 5) В каком слове на месте пропуска не пишется Ы? а) строительство гостиниц.. б) ц.. гейковая шуба в) красавиц.. г) щипц..

Словарно-смысловой диктант 1)Встать на кончики пальцев 2)Род перчаток с отделением для большого пальца 3)Систематизированное собрание каких-либо предметов

Спасибо за внимание!


Тема: Правописание ы-и после ц.

Цель: познакомить с правописанием ы-и после ц.

Задачи:

Образовательные:

учить обосновывать выбор гласных ы-и после ц в корнях,

суффиксах и окончаниях;

3) повторить правописание о-ё после шипящих в корне слова,

безударных гласных корня, пунктуацию в сложном предложении;

4) пропедевтически познакомить с правописанием –онн- в прилага-

тельных;

5) расширить лексический запас учащихся.

Развивающие:развивать внимание, память, логичес-

кое мышление, умение сравнивать, классифицировать, обобщать.

Воспитательные:вызвать интерес к урокам

русского языка.

Ход урока.

I . Организационный момент.

II . Объяснение нового материала.

Мы начинаем изучать новую орфографическую тему, познакомимся с новым для вас правилом. Обратимся к материалу для наблюдений и определим тему урока. (Материал для наблюдений на доске пока закрыт).

Станция улицы

Цирк синицын

цыплёнок

Какие звуки слышатся во всех этих словах? Дайте характеристику согласному звуку. (ц) Этот звук сегодня будет гостем нашего урока. А вот и слово, в котором живёт этот звук. (Открываю материал для наблюдений)

Посмотрите, как написано на доске. (Цы и ци).

Почему же так? Наша задача –разобраться, когда после ц нужно писать Ы, а когда-И. Какова же тема нашего урок? Помогите мне сформулировать ее.

«Правописание ы-и после ц».

Чтобы узнать, когда после ц пишется ы, а когда – и, продолжим наши наблюдения. Прочитайте выразительно стихотворение.

Цыплёнок в цирке выступал,

Играл он на цимбалах,

На мотоцикле разъезжал,

И цифр он знал немало.

Он из цилиндра доставал

Морковь и огурцы

И только одного не знал,

Где пишут ЦИ, где ЦЫ.

(И.Козловский)

К какому стилю относится этот текст?

Что такое цимбалы?

Назовите слова с ы и И после ц (цыпленок, цирк, цимбалы, мотоцикл, цифр, огурцы).

Цыпленок не знал, где пишутся ЦЫ, где ЦИ. А вы знаете? Сейчас мы и обратимся к правилу на стр 17 5нашего учебника. Прочитайте правило. (Дети читают правило вслух).

––Когда же после Ц пишется Ы, а когда –И?

Запишем в тетради примеры слов, когда пишется Ы:

1) В окончаниях слов: птицы, огурцы, синицы.

2) Второй случай, когда пишется Ы – в суффиксе ЫН: сестрицын, лисицын, волчицын.

3) В корнях слов-исключений пишется Ы: цыган, цыплёнок, цыкнуть, на цыпочках, цыц, цып-цып). Эти слова нужно запомнить.

А чтобы вы не забыли, я прочитаю вам ещё одно стихотворение, в которое входят все эти слова. Запишите эти слова из стихотворения в тетрадь.

Цыган цыплёнка увидал,

Заиграл на скрипочке,

А цыплёнок услыхал-

Станцевал на цыпочках.

Цыц, ребята, не шуметь,

А то цыган собьётся,

Перестанет скрипка петь,

Наш урок сорвётся.

Ну что, цыплята, вам всё понятно?(Да)

Прозвучал для вас, ребята,

Нашь урок про ЦИ и ЦЫ.

Кто не понял, те цыплята,

Кто запомнил, молодцы!

Прочитайте слова, которые выписали. (Цыган, цыплёнок, на цыпочках, цыц, цыкнуть (прикрикнуть).

Цыган на цыпочках цыплёнку цыкнул «цыц»- формула общеизвестная.

А когда же пишем после ц И?

В корнях слов: цирк, цифра и др.

В словах на –ция: лекция, секция, коллекция и др. Эти слова оканчиваются на – ция, а окончание Я, а –ЦИ –входит в состав корня.

Правило, которое мы сегодня изучаем, сложное, правило-инструкция, поэтому нам необходимо составить алгоритм, схему рассуждения (плакат перед учащимися).

Правописание Ы-И после Ц.

1. Слова на –ция?

да нет

станция 2. В какой части слова буква?

В окончании, в корне

В суффиксе \

/ 3. Слово-исключение?

Ы / \

улицы да нет

куцый / \

Синицын Ы И

Цыган цирк

На цыпочках цифры

Цыплёнок

Цыц

Цыкнуть

III . Закрепление изученного.

1. Устный орфографический разбор (уч-ся объясняют устно правописание слов, написанных на доске, пользуясь алгоритмом).

Делегация, цилиндр, Птицын, синицы, смуглолицый.

2. Словарный диктант.

Панцирь, царицыно зеркальце, чёрная цигейка, цыганский, весёлая репетиция, певчие птицы, циклон, громко цыкать, жёлтый цыплёнок, зацвела акация, цыц всем.

3. Предупредительный распределительный смысловой диктант. (Узнать слово по лексическому значению и записать в два столбика.)

1) Детёныш курицы (цыплёнок).

2) Знак для обозначения числа на письме (цифра).

3) Одноглазое мифологическое существо (циклоп).

4) Инструмент для вычерчивания окружности (циркуль).

5) Человек, наблюдающий за порядком на улице (милиционер).

6) Встать на кончики пальцев (на цыпочки).

7) Род перчаток с отделением только для большого пальца (рукавицы).

Прочитайте слова,когда после Ц написали И, а когда – Ы.

Итак, с чем познакомились сегодня на уроке?

IV . Задание на дом: п. 86, упражнение №446.

V . Итог урока.

I вариант.

Морские границ…, сестриц…н платок, редакц…я газеты, ц…ган, ц…рк,

ц…плёнок, большая ц...стерна, новый ц…ркуль, певчие птиц… .

2.Выпишите из данной группы слова только на изученную орфограмму (буквы Ы-И после Ц).

Ра…писание, бе…шумный, лекц…я, ш…пот, ц…плёнок, под…езд, ц…фры,

под…рить, на ц…почках, лисиц…н хвост.

II вариант.

1. Вставьте пропущенные буквы Ы или И после Ц. Обозначьте условия выбора букв Ы или И после Ц.

Прослушать лекц..ю, написать ц…фры, узкие улиц…, мотоц…кл, вырастить

ц…плят, на ц…почках, спортивная секц…я, лисиц…н хвост, ц…рковой артист.

2.Выпишите из данной группы слова только на изученную орфограмму.

Ра…порядок, ц…ркуль, р…сток, св…вают, ц…ган, ш…пот, синиц…н,

сл…жение, станц…я, панц…рь.

3. Составьте 2 сложных предложения, используя слова и словосочетания из первого задания, подчеркните грамматические основы.

Домашнее задание:п.16,упр.245.Составить лингвистическую сказку о простом предложении.