Нарушение требований пожарной безопасности. Кто и как отвечает за нарушения требований пожарной безопасности Классификация нарушений обязательных требований пожарной безопасности

Пожарная безопасность в нашей стране регулируется рядом законов и правил, но с их исполнением, мягко скажем, дело обстоит неважно.

Весной 2018 года прокатилась волна пожаров в торговых центрах России. Внимание общественности было привлечено максимальное. Налицо повсеместное катастрофическое нарушение требований пожарной безопасности (ТПБ).

Очевидно, что нужно проводить работу по повышению противопожарной грамотности и сознательности не только среди ответственных лиц на каждом объекте, но и всех граждан. Внесем и мы свою лепту в это дело.

Согласно статье 38 Федерального закона «О пожарной безопасности» №69-ФЗ от 21 декабря 1994 года (на момент написания статьи изучалась последняя редакция от 29 июля 2018 года) за несоблюдение правил пожарной безопасности ответственность несут:

  • собственники, владельцы (пользователи, распорядители, арендаторы) имущества;
  • руководство федеральных служб и агентств;
  • руководство органов местного самоуправления;
  • лица, назначенные ответственными за сохранение пожарной безопасности (в установленном порядке);
  • должностные лица в пределах своих компетенций.

За нарушение ТПБ в домах (квартирах, комнатах), находящихся в государственной, муниципальной, ведомственной собственности ответственность несут ответственные квартиросъемщики (арендаторы), если иное не прописано в договоре.

Все выше обозначенные лица за выявленные нарушения привлекаются к разным видам ответственности.

Виды ответственности

За правонарушения в области пожарной безопасности, в том числе несоблюдение ТПБ, предусмотрено три вида ответственности:

  • уголовное наказание,
  • административное наказание,
  • дисциплинарное взыскание.

В Уголовном кодексе РФ предусмотрены наказания за нарушение ТПБ в статье 219.

В пункте 1 рассматривается нарушение ТПБ ответственным лицом по неосторожности, которое повлекло тяжкий вред здоровью пострадавших.

Для виновных предусмотрено:

  1. Штраф от 80 000 руб., либо заработная плата (иной доход) осужденного за полгода.
  2. Ограничение свободы до трех лет.
  3. Лишение свободы до трех лет плюс лишение права заниматься определенной деятельностью или занимать определенные должности (или без таковых).

В пункте 2 статьи 219 УК РФ рассматривается то же деяние, но уже если оно повлекло смерть по неосторожности.

Виновные наказываются на срок до пяти лет лишением свободы. Их также могут лишить права заниматься определенными видами деятельности либо занимать определенные должности на срок до трех лет.

В пункте 3 предусмотрено наказание за деяние, описанное в пункте 1, но имевшее отягчающее последствие, а именно наступила смерть двух или более человек. В таком случае виновный будет наказан лишением свободы на срок до семи лет.

Вдобавок виновному могут также запретить заниматься определенными видами деятельности либо занимать определенные должности на срок до трех лет.

В Кодексе РФ об административных правонарушениях (статья 20.4 КоАП РФ) предусмотрены наказания как для физических, так и для юридических лиц.

По обыкновению административное наказание реализуется при помощи предупреждений и денежных взысканий.

Штрафы за нарушение пожарной безопасности определены по степени отклонения от ТПБ, по уровню сложности ситуации, по степени значимости в обществе виновных лиц.

В части первой (20.4 статьи) обозначены нарушения ТПБ в обычных жизненных условиях (исключаются случаи, описанные в статьях 8.32 и 11.16 КоАП и в частях 6, 6.1 и 7 данной статьи):

  • Для граждан предусмотрено предупреждение или штраф от 2 до 3 тысяч рублей.
  • Для должностных лиц штрафы от 6 до 15 тысяч рублей.
  • Для предпринимателей — от 20 до 30 тысяч рублей.
  • Для юридических лиц — от 150 до 200 тысяч рублей.

Во второй части (ст. 20.4 КоАП) рассматриваются те же действия, но уже в других условиях. А именно, когда властями (федеральными или местными) объявлен особый противопожарный режим (статья 30 ФЗ «О пожарной безопасности» от 21.12.1994, № 69-ФЗ):

  • Для граждан предусмотрен штраф от 2 до 4 тысяч рублей.
  • Для должностных лиц штрафы от 15 до 30 тысяч рублей.
  • Для предпринимателей — от 30 до 40 тысяч рублей.
  • Для юридических лиц — от 200 до 400 тысяч рублей.

В шестой части рассматриваются нарушения ТПБ, которые повлекли возникновение пожара. Если причинен легкий или средний вред здоровью людей, если повредилось или уничтожилось имущество чужое, то штрафная градация следующая:

  • Для граждан от 4 до 5 тысяч рублей.
  • Для должностных лиц от 40 до 50 тысяч рублей.
  • Для юридических лиц — от 350 до 400 тысяч рублей.

В части 6.1 статьи 20.4 обозначены нарушения ТПБ, повлекшие тяжкий вред здоровью или смерть людей на пожаре.

За эти деяния (бездействия) предусмотрены административные штрафы для юридических лиц от 600 тысяч до 1 млн рублей.

В части 7 рассматриваемой статьи предусмотрена ответственность производителей (поставщиков) продукции, в техдокументации к которой должна содержаться информация о пожарной опасности.

Если производитель или поставщик реализует опасные вещества, материалы, изделия, но не информирует потребителей о степени их опасности и мерах предосторожности обращения с ними (в случае наличия обязанности), то его нарушение наказывается штрафом:

  • Для должностных лиц штрафы от 15 до 20 тысяч рублей.
  • Для юридических лиц — от 90 до 100 тысяч рублей.

Девятая часть данной статьи КоАП предусматривает ответственность эксперта, который оценивает пожарный риск и нарушает при этом заведенный порядок.

Как оценивать соответствие продукции или объектов противопожарной защиты требованиям пожарной безопасности прописано в разделе VII «Технического регламента о ТПБ» (№ 123-ФЗ от 22 июля 2008 года).

Если эксперт, проводя независимую оценку (аудит пожарной безопасности), делает ложное заключение, то его деяние влечет наложение штрафа или дисквалификацию.

Для должностных лиц предусмотрены административные штрафы от 15 до 20 тысяч рублей. Дисквалификация налагается на срок от 1 года до 3 лет.

Дисциплинарная ответственность за нарушение правил пожарной безопасности

Дисциплинарная ответственность реализуется в рамках отдельно взятой организации (предприятия) согласно Трудовому кодексу РФ.

Если на предприятии работник обязан выполнять соответствующие требования пожарной безопасности, которые возложены на него работодателем, а он их не соблюдает, то его ждет замечание, выговор или увольнение (в зависимости от степени тяжести нарушений).

Материальная ответственность также может возлагаться на виновного в пределах его среднего заработка или в полном размере.

Человеку свойственно, пока «петух жареный не клюнет» или «гром не грянет», не задумываться о пожарной безопасности.

Практика показывает, что большинство из нас думают, что за него кто-то где-то уже позаботился, все предусмотрел для защиты его от пожара . А беспощадная огненная стихия приходит нежданно.

Об этом надо помнить и в пределах своей компетенции (дома, на рабочем месте, в общественных местах) всегда оценивать возможный риск пожара и прилагать максимальные усилия по его предотвращению.

Чтобы не плакать потом перед экраном телевизора, в лучшем случае, от осознания своего бессилия перед огнем.

Таким образом, чтобы в полной мере применять меры по противопожарной защите, каждый здравомыслящий человек должен изучить основные нормы и правила пожарной безопасности.

Следует знать, что на законодательном уровне пожарная безопасность рассматривается в нескольких аспектах:

  • ТПБ к зданиям и сооружениям;
  • ТПБ к транспорту;
  • ТПБ к хозяйственной деятельности и промышленности;
  • ТПБ к образовательным и культурным учреждениям;
  • ТПБ в лесах.
  • ТПБ к иным объектам.

В каждой отрасли, на каждом объекте есть свои специфические пожароопасные моменты.

Сложно сказать, что не является нарушением, просто нужно четко представлять себе, что нарушением правил пожарной безопасности является.

Иными словами, нарушением не является соблюдение всех правил предосторожности.

Взрослому человеку нужно самому изучить самые элементарные общие требования. Специфические вопросы можно оставить профессионалам и непосредственно ответственным лицам.

В быту опасность может подстерегать при обращении с электроприборами, с газовой плитой, с открытым огнем, в том числе при курении.

Распространенная установка дополнительных дверей в подъездах может помешать при случае пожара спасателям. Неисправные электропроводка, розетки, выключатели также потенциальные пожарообразователи.

На производстве или в общественных местах всегда есть ответственные за пожарную безопасность. Их задача выполнять свои обязанности.

Неравнодушный и грамотный человек не пройдет мимо замеченных опасностей.

Любое заинтересованное лицо может обратиться с жалобой в МЧС . Адрес и телефон территориального органа можно узнать на сайте данной службы.

Жалоба подается только в то отделение, которое соответствует местонахождению нарушения. Территориальное управление будет пересылать в территориальный орган, а это — потеря времени.

Жалоба в МЧС оформляется в установленном порядке. Ниже на рисунке 1 представлен образец жалобы одного юридического лица на другое юридическое лицо.

Рисунок 1 — Жалоба о нарушении ТПБ (образец).

Обычные граждане могут поступить проще. На рисунке 2 показан образец обращения физического лица с жалобой на индивидуального предпринимателя.

Рисунок 2 — Жалоба физлица на нарушение правил пожарной безопасности.

Обратите внимание:

  1. Следует указать полные реквизиты подателя жалобы. Анонимки не принимаются.
  2. Сухо и по существу нужно описать суть проблемы, приводя доказательства (фото, ссылки на законы и нормативы).
  3. Обязательно нужно обозначить просьбу или требование к МЧС (например, привлечь виновных к ответственности, обязать устранить нарушение, провести проверку).
  4. Заявление заканчивается датой, подписью и описью приложений.

Способы подачи жалобы в МЧС:

  • лично в рабочее время;
  • по почте заказным письмом, прилагая все доказательства;
  • в электронном виде через интернет-портал МЧС;
  • посредством телефонной связи.

На рассмотрение жалобы ведомство имеет 30 дней . За этот период проводится внеплановая проверка обозначенного объекта и в письменном или в устном виде сообщается заявителю результат проведенной работы.

Таким образом, если Вы изучили требования пожарной безопасности, то не составит труда выявить их нарушение, а затем привлечь пожарные органы к приведению ситуации в норму.

И да помогут вам федеральные законы:

  1. «О пожарной безопасности» (№69-ФЗ от 21.121994);
  2. «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» (№123-ФЗ от 22.07.2008);
  3. «О добровольной пожарной охране» (№100-ФЗ от 06.05.2011).

Правила пожарной безопасности были разработаны с целью предотвращения, пожалуй, самого страшного вида чрезвычайных ситуаций. Огонь беспощаден в равной степени и к людям, и к материальным ценностям. Нарушение требований пожарной безопасности, повлекшее возникновение пожара, может привести к катастрофическим последствиям, включая загубленные человеческие жизни. Поэтому ответственность за нарушение правил ПБ может быть как административной, так и уголовной.

Лица, ответственные за нарушение требований ПБ

Любое государственное или частное предприятие в обязательном порядке должно назначать лиц, ответственных за соблюдение . Ими могут быть:

  • Собственники имущества предприятия.
  • Представители руководящих органов государственной власти Российской Федерации, на которых возложены исполнительные функции управления.
  • Представители руководящих органов местного самоуправления.
  • Собственники, пользователи или распорядители, имеющие полномочные права на имущество, в том числе и руководство госучреждений.
  • Лица, назначенные руководителем предприятия ответственными за пожарную безопасность.
  • Служащие на любой должности лица, но только в рамках своей компетенции.

Что касается жилых домов, то в них ответственность за ПБ несут владельцы квартир либо их арендаторы и съемщики. Хотелось бы отметить, что ответственность руководителя предприятия за соблюдение требований ПБ должна всегда быть на самом высоком уровне.

Как наказывается нарушение требований ПБ

Наказание за халатное отношение к правилам пожарной безопасности зависит от масштаба последствий возникшей чрезвычайной ситуации. Ответственные лица могут отделаться дисциплинарным взысканием, а могут отправиться в места не столь отдаленные на несколько лет. Рассмотрим данный вопрос подробнее.

Сотрудник предприятия, на которого руководитель возложил бремя ответственности за соблюдение правил ПБ, допустивший нарушение этих правил, может получить несколько видов дисциплинарного взыскания. А именно: замечание, выговор (в т.ч. строгий), и, наконец, его могут просто-напросто уволить, если найдут достаточные основания для этого крайнего шага. Степень дисциплинарного взыскания определяется положениями трудового договора с работником, а также ст. 192 ТК РФ.

Помимо дисциплинарного взыскания работник, ответственный за нарушение правил ПБ, может быть подвергнут административной ответственности, которая включает в себя следующие типы наказаний:

  • Устное или письменное предупреждение.
  • Денежный штраф.
  • Полная конфискация орудия правонарушения или его временное изъятие.
  • Административный арест, срок которого зависит от тяжести последствий нарушения.
  • Депортация сотрудника за пределы страны (применима к лицам без гражданства РФ).

За особо тяжкие последствия нарушения требований ПБ нерадивый работник может понести уголовную ответственность следующих видов:

  • Крупный штраф.
  • Полное или временное лишение сотрудника права работать на определенной должности.
  • Принудительные исправительные работы до нескольких месяцев.
  • Арест на срок до трех месяцев.
  • Полное лишение свободы на срок до пяти лет

Степень уголовного наказания определяет соответствующее постановление суда. Размер штрафа за нарушение правил ПБ определяет , по результатам которой оформляется предписание об устранении нарушений (образец ) и соответствующие акты. Самой же проверяемой организацией разрабатывается план устранения и меры пресечения выявленных нарушений. Сроки устранения нарушений ПБ устанавливаются инспектором и могут составлять от нескольких дней до полугода.

Размер штрафа за нарушение правил ПБ определяет пожарная проверка.

В 2017 году сумма штрафа для физических лиц составит от одной до пятидесяти тысяч рублей, в зависимости от должности и степени ответственности наказуемого; юридические же лица могут быть оштрафованы на сумму от 90 до 500 тысяч рублей (ст. 20.4 КоАП РФ).

Классификация нарушений требований ПБ

Рассмотрим, какие виды нарушений могут быть в области пожарной безопасности:

  • Легкие нарушения правил ПБ.
  • Рецидивные нарушения правил ПБ.
  • Нарушения правил во время действия особого режима противопожарной безопасности.
  • Нарушения, связанные с повреждением противопожарного водопровода, а также электрических установок, огнетушителей и пожарных щитов.
  • Нарушения, связанные с недостаточной доступностью пожарных выходов, а также загромождением подъездных путей и проездов к зданию.
  • Целенаправленный поджог или любое хулиганское действие, результатом которого стало возгорание.
  • Нарушение правил ПБ, приведшее к тяжкому вреду для здоровья или летальным последствиям для человека.
  • Неосторожное обращение с огнем, следствием которого стало возгорание и уничтожение лесных насаждений.

Вышеперечисленные типы нарушений требований пожарной безопасности влекут за собой последствия различной степени тяжести. Соответственно, применение мер наказания прямо пропорционально этим последствиям. Кстати говоря, любой добропорядочный сотрудник, заметивший очевидные нарушения правил ПБ в своей организации, может написать заявление в орган пожарного надзора своего города с указанием в нем выявленных недочетов.

Огонь – стихия страшная и неконтролируемая. Последствия от его распространения – плачевны. И хорошо, если пожар затронул только материальные ценности. Но, как показывает статистика, людей гибнет на пожарах от года в год все больше и больше. Причины возгораний огромное количество. Это и стихийные природные силы, катаклизмы, и воздействия бытового или производственного характера. Но все чаще в статистике появляется одна оговорка – нарушение правил пожарной безопасности.

Почему так происходит, ведь всем понятно, что именно соблюдение правил ПБ дает возможность минимизировать потери. Тем более они узаконены государственными актами, нарушать которые – значит, понести ответственность. Это касается всех людей, но особенно тех, кто наделен ответственностью воплощать эти правила в жизнь.

Требования правил противопожарной безопасности распространяются на все без исключения объекты. Но особое отношение к тем производственным предприятия, где используются в качестве сырья или полуфабрикатов горючие материалы. То есть те материалы, которые могут гореть, самовозгораться, поддерживать горение и распространять огонь.

Но не стоит занижать степень воздействия пожаров в офисах и жилых помещениях, где получение увечий не меньше, чем при пожаре на производстве. Кстати, получение ожогов расценивается, как получения тяжких телесных повреждений. А за это виновный должен быть наказан. Правда, все это не так просто доказать.

Понятно, когда пожар произошел по причине поджога. Как говорят юристы, инициировалось умышленное возгорание. То есть вот он поджигатель (нарушитель), он же преступник, виновник очевиден, остается его только осудить. Сложнее, когда пожар произошел по причине внешних или внутренних неблагоприятных факторов. Доказать здесь чью-то вину практически невозможно.


Понятия о правовой характеристике

Начнем с того, что ответственность за нарушение требований пожарной безопасности объекта всегда несет в первую очередь собственник или руководитель. И, неважно, что приказом назначается ответственное за ПБ лицо. Последний хоть и несет ответственность, но является всего лишь исполнителем.

Теперь, что считается нарушением. Это несоблюдение:

  • законодательных актов по пожарной безопасности;
  • нормативных документов;
  • предписаний, которые выдаются представителями Госпожнадзора;
  • неудовлетворительное состояние объекта в плане пожарной безопасности;
  • неукомплектованность предприятия, фирмы или организации средствами пожаротушения.

Как показала практика, убеждать сотрудников и работников, что соблюдать правила ПБ надо обязательно, бесполезно. Все знают, но мало кто делает. Поэтому фактор страха присутствовать должен обязательно. Дисциплинарные взыскания, как минимальное наказание, присутствовать должны. И их суровость будет определяться грубостью нарушения, его периодичностью или повторяемостью. Сюда можно добавить тяжесть последствий. К примеру, пострадали люди или сгорело только имущество. Разница существенная, отсюда и суровость наказания будет разной.

Добавим, что надзор за выполнением правил противопожарной безопасности – обязательная составляющая. Без нее нельзя гарантировать, что даже ответственные сотрудники будут качественно выполнять свои обязанности. И хотя в правилах нет сложных обязанностей, большинство относится к ним с прохладцей. К тому же нельзя говорить о качестве любых действий, если сотрудники не знают правил. Поэтому очень важно осведомлять персонал объекта, а тем более, ответственных за ПБ лиц, о нововведениях, о появлении новых средств пожаротушения и так далее. То есть получается так, что установление новых аспектов и требований пожарной безопасности – это изменение законодательной базы. Незнание новшеств приводит к нарушению закона.


Классификация состава преступлений

Что определяет нарушения требований пожарной безопасности. Здесь две позиции – полное бездействие, то есть невыполнение правил ПБ, и поступки, которые могли привести к пожару. По второму пункту можно сказать так – действия могли спровоцировать возгорание, не обеспечить его устранение или локализацию (полную или частичную).

Кому же можно предъявлять претензии в случае нарушения правил ПБ. Сразу оговоримся, что под это попадают только люди возрастом старше 16 лет. А в остальном это могут быть:

  • владельцы недвижимости;
  • руководитель объекта, у которого есть полномочия владения или распоряжения имуществом и недвижимостью;
  • руководитель структур самоуправления на местах;
  • руководитель федеральных органов исполнительной власти;
  • сотрудник, отвечающий за пожарную безопасность предприятия или организации, назначенный приказом руководителя;
  • любое должностное лицо, в обязанности которого вменен контроль и ответственность за противопожарным режимом на объекте.

Отметить, что ответственность за нарушения ППБ характеризуется разным составом преступления. К примеру, если надзорный орган установил факт несоблюдения правил пожарной безопасности, то применяется административное взыскание. Если надзор требует выявления причинной связи, то действие характеризуется как уголовно-наказуемый проступок.

Разновидности нарушений

Нарушение пожарной безопасности квалифицируют по разным параметрам. Перечислим их.

По требованиям

Какие требования могут быть нарушены:

  1. Осведомленность персонала объекта о правилах ПБ, соответственно не обеспечение обучения.
  2. Несоблюдение соответствия правилам помещений и территории. В основном здесь учитываются организационно-эксплуатационные характеристики.
  3. Требование к комплектности средств пожаротушения и сигнализации. Сюда входят как первичные средства, так и технические.
  4. Безопасное проведение операций, связанных с открытым огнем или нагревом материалов.
  5. Исполнение предписаний, исходящих от надзорных органов.

По тяжести последствий

Нарушения в зависимости от тяжести последствий подразделяются на:

  1. Административные. Это когда факт нарушения присутствует, но нет реализации последствий. Или когда причиненный ущерб меньше, чем вред, нанесенный здоровью человека.
  2. Уголовные. Здесь все налицо: установлены факты гибели людей или причинен значительный вред их здоровью.

Регулирование ответственности по нормативным актам

К ответственности за нарушение правил пожарной безопасности привлекаются ответственные лица по следующим статьям:

  • №69-ФЗ «О пожарной безопасности». Здесь обозначено декларирование ответственных за ПБ работников, а также нормы ПБ.
  • КоАП РФ статья 20.4, где расписана административная ответственность.
  • КоАП РФ статья 19.5, где обозначена ответственность за невыполнение предписаний сотрудников Государственного .
  • УК РФ статья 219 – обозначена уголовная .

Наказания за нарушение правил

При обнаружении нарушений правил представители проверяющего органа не сразу накладывают взыскания. Инспектор надзорного органа выдает предписание, в котором четко определены нарушения, а также способы их исправления. Дается определенный срок, чтобы исправить данные нарушения, но не больше 1 года.

Если повторная инспекция выявляет хотя бы одно нарушение из предписания, то есть происходит игнорирование законных требований, то на неисполнителя накладывается штраф. Сегодня нередко выходят в суд для приостановления деятельности объекта. И, как показывает практика, это самая действенная мера, которая дает толчок (пинок) руководителям объекта, чтобы исправить все нарушения и недочеты.

Отметим, что игнорирование требований ППБ – это возможность вменить сразу два вида ответственности: уголовную и административную. Первую вменяют лицам, ответственным за ПБ объекта, вторую для юридических лиц, в помещениях или на территории которых произошел пожар. В последнем случае акцентируют внимание на то, что последствия были с учетом тяжелого ущерба здоровью людей.


Административная ответственность

Здесь действует два вида наказания: предупреждение или штраф. В последнем случае размер штрафных санкций таков:

  • 1000-5000 руб. для граждан;
  • 6000-50000 руб. для индивидуальных предпринимателей и ответственных за ПБ лиц;
  • 15000-1000000 руб. для юридического лица.

Если произошло неисполнение условий предписания, выданного инспектором Госпожнадзора:

  • 1500-5000 руб. для граждан;
  • 3000-20000 руб. для индивидуальных предпринимателей и ответственных за ПБ;
  • 70000-200000 руб. для предприятий.

Еще один момент, касающийся административной ответственности. Его относят к руководителям объектов. Существует практика, когда директора предприятий снимали с занимаемой должности сроком до 3 лет. Это происходит в судебном порядке. При этом не учитывается, были нарушения сделаны законодательной базы или предписания инспектора.

Уголовная

В статье 219 Уголовного Кодекса четко расписаны взыскания в зависимости от степени нанесенного ущерба здоровью человека. К примеру, при тяжком вреде:

  • штраф не более 80000 рублей или частичного дохода за полгода;
  • заключение под стражу до 3-х лет;
  • принудительные работы до 3-х лет и невозможностью занимания на этот период руководящих должностей.

Если при пожаре погибли люди, то меры пресечения ужесточаются. Штраф в таких ситуациях судом не назначается. Только: или принудительные работы до 5 лет (со смягчением до 3 лет) или лишение свободы до 7 лет. Если во время пожара погибло более двух человек, то на смягчения приговора рассчитывать нельзя.


Как избежать ответственности

Здесь просто – соблюдать требования правил пожарной безопасности. Поэтому на объектах в первую очередь назначается ответственный на выполнение ППБ работник. Он проходит обучение, знакомиться с законодательной базой, создает план противопожарных мероприятий и требует от руководства строгого его исполнения.

При этом контролирует выполнение пунктов разработанного плана, ведет учет и контроль технического состояния сигнализации, первичных средств пожаротушения, эвакуационных маршрутов и технического состояния объекта в целом. Это на все сто процентов технически грамотный сотрудник, ответственный и коммуникабельный.

Главная его задача – научить персонал объекта правилам ПБ. А затем требовать от работников строгого выполнения этих правил. Именно так, и никак по-другому, гарантируется обеспечение пожарной обстановки на предприятии.


нарушений требований пожарной безопасности.
Ответственность за нарушение требований пожарной безопасности. Меры пресечения нарушений требований пожарной безопасности и нормативные правовые основы их применения. Административная ответственность юридических и физических лиц за нарушения требований пожарной безопасности. Виды административных правонарушений и административных наказаний за нарушения требований пожарной безопасности. Права и полномочия государственных инспекторов по пожарному надзору по применению мер пресечения нарушений требований пожарной безопасности.

Порядок производства по делам об административных правонарушениях в Исполнение постановлений по делам об административных правонарушениях. Ведение делопроизводства по делам об административных правонарушениях. Контроль за производством по делам об административных правонарушениях в области пожарной безопасности. Приостановление полной или частичной работы предприятий (отдельных производств), производственных участков, агрегатов, эксплуатации зданий, сооружений, помещений, проведения отдельных видов работ. Виды, порядок и правила оформления документов. Порядок приведения предписания о приостановлении эксплуатации объекта контроля (надзора) в исполнение. Контроль за устранением нарушений требований пожарной безопасности. Порядок разрешения дальнейшей эксплуатации объекта контроля (надзора). Порядок снятия с производства, прекращения выпуска и приостановления реализации товаров (работ, услуг) не соответствующих требованиям пожарной безопасности.
Тема 3.3.5. Лицензирование деятельности в области пожарной безопасности.

Нормативное правовое регулирование лицензирования деятельности в области пожарной безопасности. Виды деятельности в области пожарной безопасности, подлежащие лицензированию и их состав. Основные лицензионные требования и условия, которым должен соответствовать соискатель лицензии. Специализированные требования к соискателю лицензии по составам видов деятельности в области пожарной безопасности.

Участники лицензирования в области пожарной безопасности. Функции федерального лицензирующего органа и независимых экспертных организаций по лицензированию в области пожарной безопасности. Центры обеспечения лицензионной деятельности в области пожарной безопасности: цель, функции, порядок создания и аккредитации.

Порядок организации работы по оценке возможности соискателей лицензий выполнять заявленные виды деятельности в области пожарной безопасности. Перечень необходимых документов, представляемых соискателем лицензии и их регистрация. Обязанности экспертной организации при приеме и рассмотрении документов, поступивших от соискателя лицензии. Проведение оценки возможности соискателей лицензий выполнять заявленные виды деятельности в области пожарной безопасности.

Порядок подготовки проектов решений лицензирующего органа о предоставлении (об отказе в предоставлении) лицензий и доведение решений до сведения соискателей лицензий. Основания для отказа в предоставлении лицензии. Предоставление документов, подтверждающих наличие лицензии. Переоформление документов, подтверждающих наличие лицензий. Порядок уплаты лицензионного сбора за рассмотрение документов, предоставление лицензий и переоформление документов, подтверждающих наличие лицензий. Организация ведения реестра лицензий.

Организация контроля за соблюдением лицензиатами лицензионных требований и условий. Порядок подготовки, проведения и оформления результатов проверок лицензиатов. Решения, принимаемые по результатам проверки лицензиата. Порядок вынесения предупреждения лицензиату, приостановления или возобновления действия лицензии, направления заявления об аннулировании лицензии в суд. Разрешение споров между лицензирующим органом и лицензиатом о лицензиате лицензирующего органов с налоговыми органами по вопросам лицензирования деятельности в области по­жарной безопасности.
Тема 3.3.6. Подтверждение соответствия продукции и услуг в области пожарной безопасности.

Основные понятия, цели и принципы подтверждения соответствия. Формы подтверждения соответствия продукции и услуг в области пожарной безопасности на территории Российской Федерации. Добровольное и обязательное подтверждение соответствия, принятие декларации о соответствии. Знаки соответствия. Знак обращения на рынке.

Оценка соответствия объектов защиты (продукции) требованиям пожарной безопасности. Формы оценки соответствия объектов. Схемы подтверждения соответствия продукции требованиям пожарной безопасности. Порядок проведения сертификации. (положения «Технического регламента о требованиях пожарной безопасности» ФЗ-123 от 22.07.2008г.)

Права и обязанности заявителя в области обязательного подтверждения соответствия. Условия ввоза на территорию Российской Федерации продукции, подлежащей обязательному подтверждению соответствия. Признание результатов подтверждения соответствия.

Государственный контроль и надзор за соблюдением требований технических регламентов. Объекты государственного контроля (надзора). Полномочия, права и обязанности органов государственного контроля (надзора) и ответственность их должностных лиц. Информация о нарушении требований технических регламентов и отзыв продукции.

Тема 3.3.7. Государственный статистический учет и отчетность по пожарам и их последствиям.

Организация единой государственной системы статистического учета пожаров и их последствий. Официальный и ведомственный учет пожаров и их последствий. Порядок учета пожаров. Порядок учета и определения материального ущерба от пожаров. Порядок учета пострадавших от пожаров людей. Документы, составляемые по учету пожаров и их последствиям, требования к их оформлению. Контроль за учетом пожаров и их последствиями.

Порядок ведения государственной статистической отчетности по пожарам и их последствиям. Анализ пожаров и их последствий. Разработка мероприятий по устранению причин и условий, способствующих возникновению пожаров.
Итоговый контроль по дисциплине (вопросы к зачету).


  1. Организация и функционирование Единой государственной системы
предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.

  1. Система обеспечения пожарной безопасности: понятие, основные
элементы и основные функции.

  1. Виды надзорной деятельности в сфере компетенции МЧС России и
основные направления их осуществления.

  1. Государственный пожарный надзор: понятие, цель, основные задачи
и направления деятельности.

  1. Система органов ГПН и их функции.

  2. Категории государственных инспекторов по пожарному надзору, их
полномочия, права, обязанности и ответственность.

  1. Организация деятельности государственных инспекторов по
пожарному надзору в органах ГПН.

  1. Учет и анализ деятельности по осуществлению ГПН.

  2. Планирование работы государственных инспекторов.

  3. Порядок распределения обязанностей среди государственных
инспекторов по пожарному надзору.

  1. Контроль за организацией и осуществлением ГПН.

  2. Полномочия органов государственной власти и органов местного
самоуправления в области пожарной безопасности.

  1. Права и обязанности граждан в области пожарной безопасности.

  2. Основные направления взаимодействия органов ГПН с органами
государственной власти и органами местного самоуправления в области пожарной безопасности.

  1. Права и обязанности организаций в области пожарной безопасности.

  2. Организационно-технические мероприятия по обеспечению
пожарной безопасности в населенных пунктах и объектах.

  1. Ответственность в области пожарной безопасности.

  2. Деятельность администрации объекта по обеспечению пожарной
безопасности.

  1. Организация работы пожарно-технических комиссий.

  2. Организация и формы проведения мероприятий по контролю.

  3. Проверки: виды, периодичность, планирование, порядок подготовки
и проведения.

  1. Порядок оформления результатов проверок.

  2. Контроль за выполнением мероприятий, предложенных
предписаниями ГПН.

  1. Правонарушения в области пожарной безопасности и виды
административных наказаний.

  1. Права и полномочия государственных инспекторов по пожарному
надзору при назначении административных наказаний.

  1. Порядок назначения административного наказания за нарушение
требований пожарной безопасности.

  1. Правила и порядок оформления документов административного дела

  2. Порядок вручения постановления об административном
правонарушении в области пожарной безопасности.

  1. Порядок обжалования административного наказания.

  2. Административное приостановление деятельности в области
пожарной безопасности.

  1. Временный запрет деятельности.

  2. Порядок учета пожаров.

  3. Документы по учету пожаров: требования и порядок их составления.

  4. Порядок учета и определения материального ущерба от пожаров.

  5. Порядок учета пострадавших при пожарах.

  6. Контроль за учетом пожаров и их последствиями.

  7. Порядок ведения государственной статистической отчетности по
пожарам и их последствиям.

  1. Цели и назначение противопожарной пропаганды и обучения в
области пожарной безопасности.

  1. Виды, средства, формы и методы проведения противопожарной
пропаганды.

  1. Организация и формы обучения в области пожарной безопасности.

  2. Место и роль добровольной пожарной охраны в обеспечении
пожарной безопасности населенных пунктов и предприятий.

  1. Взаимодействие органов ГПН с добровольными пожарными
организациями в области пожарной безопасности.

  1. Анализ пожаров и последствий от них.

  2. Порядок создания и организации деятельности фондов пожарной
безопасности.

  1. Виды деятельности в области пожарной безопасности, подлежащие
лицензированию.

  1. Участники лицензирования деятельности в области пожарной
безопасности, их права и обязанности.

  1. Лицензионные требования и условия.

  2. Порядок проведения оценки возможности соискателя выполнять
заявленные виды деятельности в области пожарной безопасности.

  1. Порядок предоставления лицензии на деятельность в области
пожарной безопасности.

  1. Контроль за выполнением лицензионных требований и условий.

  2. Ответственность лицензиата за нарушение лицензионных
требований и условий.

  1. Основные понятия, цели, принципы и формы подтверждения
соответствия продукции на территории Российской Федерации.

  1. Взаимодействие органов ГПН со службами органов внутренних дел
и органами государственного контроля (надзора) при осуществлении ГПН.

  1. Оформить предписание по результатам проверки объекта контроля
(надзора).

  1. Составить протокол о временном запрещении деятельности.

  2. Оформить протокол об административном правонарушении в
области пожарной безопасности.

  1. Составить постановление о назначении административного
наказания за нарушение требований пожарной безопасности.

  1. Составить план-график осуществления ГПН на месяц.

  2. Заполнить карточку учета пожара.

  3. Составить отчет о пожарах и их последствиям по установленной
форме.

по дисциплине №3 «Организация деятельности ГПС МЧС России»


  1. Уголовно-процессуальный кодекс РФ. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2004 г. – 592 с.

  2. Уголовный кодекс РФ. – М., «Издательство ЭЛИТ», 2004 г. – 160 с.

  3. Закон Российской Федерации от 25 декабря 1990 г. «О предприятиях и предпринимательской деятельности».

  4. Федеральный закон от 21 декабря 1994 г. № 69-ФЗ «О пожарной безопасности».

  5. Федеральный закон от 8 августа 2001 г. № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности».

  6. Федеральный закон от 12 февраля 1998 г. № 28-ФЗ «О гражданской обороне».

  7. Федеральный закон от 19 мая 1995 г. № 82-ФЗ «Об общественных объединениях».

  8. Федеральный закон от 21 декабря 1994 г. № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера».

  9. Федеральный закон от 22 августа 2004 г № 122 «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

  10. Федеральный закон от 27 декабря 2002 г. № 184-ФЗ «О техническом регулировании».

  11. Федеральный закон от 30 декабря 2001 г. № 195–ФЗ «Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (в редакции Федерального закона от 9 мая 2005 г. № 45-ФЗ).

  12. Федеральный закон от 8 августа 2001 г. № 134-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)».

  13. Федеральный закон от 22.07.2008г. №123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной бехзопасности»

  14. Закон Российской Федерации от 7 февраля 1992 г. № 2300-1 «О защите прав потребителей».

  15. Постановление Правительства Российской Федерации от 25.10.2006 г. № 625 «О лицензировании деятельности в области пожарной безопасности».

  16. Постановление Госкомстата России от 7 июня 2002 года № 134 «Об утверждении статистического инструментария для организации МЧС России статистического наблюдения за пожарами и последствиями от них».

  17. Постановление Правительства Российской Федерации от 21 декабря 2004 г. № 820 «О государственном пожарном надзоре» (утверждено Положение о государственном пожарном надзоре).

  18. Постановление Правительства Российской Федерации от 11февраля 2002 г. № 135 «О лицензировании отдельных видов деятельности».

  19. Постановление Правительства Российской Федерации от 14 августа 2002 г. № 595 «О лицензировании деятельности по эксплуатации пожароопасных производственных объектов».

  20. Приказ МЧС России от 1 октября 2004 г. № 458 «Об утверждении Положения о территориальном органе Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий – региональном центре по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий».

  21. Приказ МЧС России от 10 июля 2001 г. № 309 «Об утверждении Положения о Государственной экспертизе проектов МЧС России».

  22. Указ Президента Российской Федерации от 11 июля 2004 г. № 868 «Вопросы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий» (утверждено Положение о Министерстве Российской Федерации по делам гражданской обороны, чре звычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий).

  23. Россинская Е.Р. Судебная экспертиза в уголовном, гражданском, арбитражном процессе.-М., Право и закон, 2004.

Дисциплина 4. ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ГПС МЧС РОССИИ
Пояснительная записка
Нормальное функционирование любой социальной системы невозможно без регулирования правовых вопросов ее деятельности. Основы законодательного регулирования деятельности ГПС МЧС России изучаются слушателями на дисциплине «Правовое регулирование деятельности ГПС МЧС России».

Теоретические знания закрепляются при проведении семинарских и практических занятий, которые проводятся параллельно с изучением теории.

Цель:

– получение слушателями знаний и навыков правового характера, необходимых для осуществления профессиональной деятельности, получение ими знаний по ос­новам Российского права, организационно-правовым аспектам деятельности ГПС МЧС России.

ЗАДАЧИ:

Изучение основ Российской правовой системы и законодательства;

Получение основ законодательства в области пожарной безопасности;

Формирование основ организации и функционирования судебных и иных правопри­менительных и правоохранительных органов;

Обучение основам организации и функционирования МЧС Росси и правовым нормам в сфере про­фессиональной деятельности.


  • воспитание уважительного отношения к закону.
ЗНАТЬ:

  • основы Российской правовой системы и законодательства;

  • основы законодательства в сфере пожарной безопасности;

  • основы организации и функционирования судебных и иных правопри­менительных и правоохранительных органов;

  • правовые нормы в сфере про­фессиональной деятельности;

  • основы административно-процессуальной деятельности ГПС МЧС России;

  • основы уголовно-процессуальной деятельности ГПС МЧС России;
УМЕТЬ:

  • применять правовые нормы при осуществлении административно-правовой и уголовно-процессуальной деятельности;

  • составлять процессуальные документы, необходимые при административном расследовании пожаров;

  • использовать полученные знания в правоприменительной деятельности.
ИМЕТЬ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ:

Об организации и основных направлениях деятельности других органов государственного контроля (надзора) в Российской Федерации;

Об организации и функционировании Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций;

О государственной экспертизе, контроле (надзоре) в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечения безопасности людей на водных объектах.

Программа рассчитана на 24 часа, из которых лекции составляют 12 часов. Для закрепления и контроля теоретических знаний и получения практических навыков предусматривается проведение практических и семинарских занятий в количестве 8 часов.

Изучение курса завершается зачетом.
содержание ДИСЦИПЛИНЫ.
Тема 4.1.Система законодательства в области пожарной безопасности.

Понятие законодательства в области пожарной безопасности. Основные положения Закона «О пожарной безопасности». Организационная структура ГПС МЧС России. Виды пожарной охраны. Права и обязанности граждан в области пожарной безопасности. Права и обязанности предприятий в области пожарной безопасности. Правовые и социальные гарантии сотрудников ГПС МЧС России. Виды юридической ответственности за нарушение норм и требований пожарной безопасности.

Основная

Ответственность за нарушение требований пожарной безопас­ности на предприятиях несут персонально их руководители, по от­раслям - руководители республиканских органов государственного управления, а по городам и другим населенным пунктам - местные исполнительные и распорядительные органы.

В жилых помещениях государственного, общественного фонда, фонда жилищно-строительных кооперативов ответственность за наруше­ние требований пожарной безопасности возлагается на квартиросъемщи­ков, а в жилых квартирах, домах, дачах и иных строениях, принадлежа­щих гражданам на правах частной собственности, - на их собственников.

Лица, нарушающие или не выполняющие Закон РБ «О пожарной безопасности», стандарты, нормы и правила пожарной безопасности, а также лица, виновные в возникновении пожаров, несут дисципли­нарную, материальную, административную и уголовную ответствен­ность в соответствии с законодательством РБ.

Дисциплинарная ответственность заключается в наложении взыскания в виде замечания, выговора, строгого выговора и даже увольнения (ст. 198-204 ТК).

Для работников транспорта, таможенной службы и других ка­тегорий с особыми условиями труда дисциплинарная ответственность устанавливается Правительством РБ (ст. 204 ТК).

Работник может быть привлечен к материальной ответствен­ности, если по его вине предприятие понесло материальный ущерб (ст. 400 ТК, Положение по осуществлению Госпожнадзора и постанов­ление МЧС от 25.06.03 г. №26).

Административная ответственность проявляется мерами административного принуждения и пресечения (ст. 170 Кодекса РБ об административных правонарушениях (КоАП)).

К мерам административного принуждения относятся: преду­преждение или наложение штрафа на должностных лиц, работников и граждан за нарушение правил пожарной безопасности или невы­полнение предписаний и постановлений.

К мерам административного пресечения относятся: приоста­новка работы предприятия, ремонта объектов; запрет эксплуатации зданий, машин, приборов и других устройств, функционирующих с нарушениями требований пожарной безопасности; запрет на выпуск, реализацию и использование продукции, не соответствующей проти­вопожарным требованиям.

Право применения данных мер предоставлено работникам ор­ганов Государственного пожарного надзора (ст. 204 КоАП). Сумма штрафных санкций, а также компетенция по применению мер адми­нистративного пресечения зависят от статуса работника органов Го­сударственного пожарного надзора .

Административные взыскания от имени органов Государствен­ного пожарного надзора могут налагать:

    Главный государственный инспектор РБ по пожарному надзоруи его заместители. Применяемые санкции: для граждан - предупре-­ждение или штраф в размере до 7 базовых величин и для должностныхлиц - предупреждение или штраф в размере до 30 базовых величин;

    старшие государственные инспекторы РБ по пожарному над-­зору, главные государственные инспекторы областей и г. Минска попожарному надзору и их заместители. Применяемые санкции: дляграждан - предупреждение или штраф в размере до 5 базовых вели­чин и на должностных лиц- предупреждение или штраф в размередо 20 базовых величин;

    старшие государственные инспекторы областей и г. Минска попожарному надзору. Применяемые санкции: для граждан - предупре-­ждение или штраф в размере до 3 базовых величин и на должностныхлиц - предупреждение или штраф в размере до 15 базовых величин;

    главные государственные инспекторы городов и районов попожарному надзору. Применяемые санкции для граждан - преду-­преждение или штраф в размере до 2 базовых величин и на должно­стных лиц - предупреждение или штраф б размере до 10 базовыхвеличин;

    государственные инспекторы городов (районов) по пожарно­-му надзору. Применяемые санкции: для граждан - предупреждениеили штраф в размере до 1 базовой величины и на должностных лиц -предупреждение или штраф в размере до 5 базовых величин.

Кроме административных мер воздействия, предусмотрена так­же и уголовная ответственность, определенная в соответствующих статьях УК РБ .

Ст. 304 УК регламентирует следующее:

1. Нарушение правил пожарной безопасности лицом, ответст­-венным за их выполнение, повлекшее возникновение пожара, совер-­шенное в течение года после наложения административного взыска­ния за нарушение правил пожарной безопасности,

- наказывается штрафом, или исправительными работами на срок до одного года, или арестом на срок до трех месяцев с лише­- нием права занимать определенные должности или заниматься оп­ ределенной деятельностью или без лишения.

2. Нарушение правил пожарной безопасности лицом, ответст­-венным за их выполнение, повлекшее по неосторожности возникно-­вение пожара, причинившего тяжкое или менее тяжкое телесное по­вреждение либо ущерб в крупном размере,

- наказывается исправительными работами на срок до двух боды на срок до трех лет, или лишением свободы на тот же срок с лишением права занимать определенные должности или занимать­ ся определенной деятельностью или без лишения.

3. Деяние, предусмотренное частью второй настоящей статьи,повлекшее по неосторожности смерть человека либо причинениетяжкого телесного повреждения двум или более лицам,

- наказывается лишением свободы на срок до семи лет с ли­- шением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью или без лишения.

Умышленное уничтожение либо повреждение имущества, со­вершенные общеопасным способом, коим является поджог, либо по­влекшие причинение ущерба в крупном размере (сумма в двести пятьдесят и более раз превышает базовую величину, установленную на день совершения преступления),

- наказываются ограничением свободы на срок до пяти лет или лишением свободы на срок от трех до десяти лет (ст. 218 УК).

Уничтожение либо повреждение имущества по неосторожности, повлекшие причинение ущерба в особо крупном размере (сумма в ты­сячу и более раз превышает базовую величину, установленную на день совершения преступления),

- наказываются исправительными работами на срок до двух лет, или арестом на срок до шести месяцев, или ограничением сво­- боды на срок до двухлет (ст. 219 УК).

Уничтожение либо повреждение леса в результате неосторожного обращения с огнем, несоблюдения правил производства взрывных ра­бот, нарушения правил эксплуатации других источников повышен­ной опасности, нарушения порядка заготовки и вывозки древесины, повлекшие причинение ущерба в особо крупном размере (в данном случае ущерб, в двести пятьдесят и более раз превышающий базовую

величину, установленную на день совершения преступления),

- наказываются штрафом, или исправительными работами на срок до двух лет, или ограничением свободы на срок до двух лет, или лишением свободы на тот же срок с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельно­стью или без лишения (ст. 276 УК).

81. Огнегасящие средства

Основными огнегасящими веществами являются вода, химиче­ская и воздушно-механическая пены, водные растворы солей, инерт­ные и негорючие газы, водяной пар, галоидоуглеводородные огнега­сящие составы и сухие огнетушащие порошки.

Вода - наиболее распространенное средство тушения пожаров. Попадая в зону горения, вода нагревается и испаряется, поглощая большое количество теплоты. При испарении воды образуется пар, который затрудняет доступ воздуха к очагу горения. Кроме того, сильная струя воды может сбить пламя, что облегчает тушение пожа­ра, но в ряде случаев воду для тушения пожара не применяют.

Например, водой нельзя тушить горение таких веществ и мате­риалов, как щелочные металлы (калий, натрий), карбид кальция, алюминиевая пудра и др., при взаимодействии которых с водой вы­деляются большое количество теплоты, горючие газы и т.п.

Вода является хорошим проводником электрического тока, по­этому применение ее для тушения пожаров в электроустановках, на­ходящихся под напряжением, может привести к поражению электро­током. Воду в виде компактных струй нельзя применять для тушения пожаров легковоспламеняющихся жидкостей.

Тушение большинства твердых горючих веществ и материалов, тяжелых нефтепродуктов, создание водяных завес и охлаждение объектов, находящихся вблизи очага пожара осуществляют водой в виде компактных и распыленных струй из лафетных стволов и руч­ных пожарных стволов.

Тонко распыленной водой эффективно тушатся твердые веще­ства и материалы, горючие и даже легковоспламеняющиеся жидко­сти. При таком тушении снижается расход воды, минимально увлаж­няются и портятся материалы, снижается температура в горящем помещении и осаждается дым.

Для тушения веществ, плохо смачивающихся водой (например, хлопка, торфа), в воду для понижения ее поверхностного натяжения вводят специальные смачиватели.

Для тушения легковоспламеняющихся жидкостей широко при­меняют огнегасящую пену. Пена представляет собой массу пузырьков газа, заключенных в тонкие оболочки жидкости. Растекаясь по поверх­ности горящей жидкости, пена изолирует очаг горения. На практике применяют два вида пены: химическую и воздушно-механическую.

Химическая пена получается при взаимодействии щелочного и кислотного растворов в присутствии пенообразователей. При этом об­разуется газ (диоксид углерода). Пузырьки газа обволакиваются во­дой с пенообразователем, в результате создается устойчивая пена, ко­торая может долго оставаться на поверхности жидкости. Вещества, которые необходимы для получения диоксида углерода, применяются или в виде водных растворов, или сухих пенопорошков. Применение химической пены в практике пожаротушения сокращается, ее все больше вытесняет воздушно-механическая пена.

Воздушно-механическая пена представляет собой смесь воздуха - 90%, воды - 9,7 и пенообразователя - 0,3%. Характеристикой пены является кратность - отношение объема полученной пены к объему исходных веществ. Пену обычной кратности (до 20) получают с помо­щью воздушно-пенных стволов. Принцип действия их основан на том, что вода под давлением 0,3...0,бМПа, предварительно смешанная с пенообразователем, поступает в специальное устройство, обеспечиваю щее подсос воздуха. За последнее время в практике тушения пожаров находит применение высокократная (кратность свыше 200) пена, зна­чительно более объемная и дольше сохраняющаяся. Она получается в специальных генераторах, где воздух не подсасывается, а нагнетается под некоторым давлением.

Водяной пар применяют для тушения пожаров в помещениях объемом до 500 м 3 и небольших пожаров на открытых площадках и установках. Пар увлажняет горящие предметы и снижает концентра­цию кислорода. Огнегасящая концентрация водяного пара в воздухе составляет примерно 35% по объему.

Инертные и негорючие газы, главным образом диоксид углерода и азот, понижают концентрацию кислорода в очаге горения и тормозят интенсивность горения. Поскольку диоксид углерода восстанавлива­ется щелочными и щелочноземельными металлами, его нельзя при­менять для их тушения. Инертные газы обычно применяют в сравни­тельно небольших по объему помещениях. Огнегасящая концентрация инертных газов при тушении в закрытом помещении составляет 31...36% к объему помещения.

Для быстрого тушения загоревшихся электродвигателей и других электротехнических установок диоксид углерода является незамени­мым средством благодаря своей не электропроводности. Он хранится в стальных баллонах в сжиженном состоянии под давлением.

При выпуске диоксида углерода из баллона в результате его расширения происходит сильное охлаждение и образуются белые хло­пья твердого диоксида углерода. В очаге горения твердый диоксид углерода испаряется, понижая температуру горящего вещества и уменьшая концентрацию кислорода.

Водные растворы солей относятся к числу жидких огнегасящих средств. Применяются растворы бикарбоната натрия, хлоридов каль­ция и аммония, глауберовой соли, аммиачно-фосфорных солей и др. Соли, выпадая из водного раствора, образуют на поверхности горяще­го вещества изолирующие пленки, отнимающие теплоту. При разло­жении солей выделяются негорючие газы.

Огнегасящее действие галоидоуглеводородных огнегасящих со­ставов основано на химическом торможении реакции горения (инти-бировании). Они являются предельными углеводородами, у которых один или несколько атомов водорода замещены атомами галоидов (фтора, хлора, брома). Широкое применение для пожаротушения нашли: тетрафтордибромэтан (хладон 114В2), бромистый метилен, трифтор-бромметан (хладон 13В1). Применяются также составы на основе бро­мистого этила.

Галоидоуглеводородные составы имеют большую плотность, что повышает эффективность пожаротушения, а низкие температуры замерзания позволяют использовать их при низких температурах воздуха.

Огне тушащие порошки - мелкоизмельченные минеральные соли с различными добавками, препятствующими их слеживанию и комкованию. Они обладают хорошей огнетушащей способностью, в несколько раз превышающей способность таких сильных ингибиторов горения, как галоидоуглеводороды, а также универсальностью при­менения, так как подавляют горение материалов, которые нельзя по­тушить водой и другими средствами (например, металлов и некото­рых металлосодержащих соединений).

Различают порошки общего и специального назначения. Основ­ным компонентом состава ПСБ-3 является бикарбонат натрия; ПФ - диаммоннй фосфат; П-1А - аммофос; СИ-2 - силикагель, насыщен­ный хладоном (114В2) и др.

82. Противопожарное водоснабжение предприятий

На каждом предприятии должны быть предусмотрены инженерно-технические сооружения, используемые при тушении пожара (для за­бора, транспортирования, хранения воды).

Организащш противопожарного водоснабжения выполняется в соответствии со СНиП 2.04.02--£4 «Водоснабжение. Наружные сети и сооружения» и СНиП 2.04.01-85 «Внутренний водопровод и канали­зация зданий».

Предприятия машиностроения должны быть обеспечены:

    источниками водоснабжения (пруды, реки, наливные водо-­хранилища, очищенные сточные воды);

    водозаборными сооружениями;

    установками водоподготовки (фильтры, отстойники);

    насосными станциями;

    водопроводными сетями (сети должны быть кольцевыми водну, две и более линий);

Емкостями для хранения воды;

    оборудованием;

    арматурой;

    насосно-рукавным оборудованием для тушения.

Пожарные гидранты на водопроводной сети наружного пожаро­тушения следует прокладывать вдоль автодорог на территории пред­приятия, расположенной не более 2,5 м от края проезжей части, но не ближе 5 м от стен зданий. Нормы расхода воды, используемой на внут­реннее пожаротушение, приведены в СНиП 2.04.01-85

83. Средства пожаротушения