Помощь ссср развивающимся странам и противостояние с западом. Отношения с государствами «третьего мира»

Основы внешней политики КПСС

Международную политику Советского Союза, ее цели, задачи и практические пути их реализации в середине 60-х-середине 80-х годов определяла КПСС, как «руководящая и направляю­щая» сила советского общества. В документах и материалах съез­дов и пленумов КПСС, в выступлениях Генерального секретаря ЦК КПСС Л.И.Брежнева, члена Политбюро, министра иностран­ных дел А.А.Громыко на основе классового анализа социально-экономических и политических процессов, происходящих в СССР и в мире, были определены три приоритетные задачи:

1) укрепление и расширение социалистического лагеря, един­ство и сплочение политического, военного и экономического сотрудничества;

2) поддержка национально-освободительного движения, ком­мунистических и рабочих партий, решительный отпор агрес­сивным силам;

3) мирное сосуществование государств с различным социальным строем, устранение угрозы мировой войны расширение взаимовыгодных деловых контактов.

Съезды КПСС конкретизировали тактические задачи на оче­редное пятилетие. Так, XXIV съезд (март-апрель 1971 г.) подтвердил преемственность и стабильность целей советской внешней политики и выработал новую внешнеполитическую док­трину, получившую название Программы мира. Она содержала конкретные предложения решения самых актуальных проблем по укреплению мира:

Ликвидация военных очагов в Юго-Восточной Азии и на Ближнем Востоке, достижение политического урегулирования в этих районах; оказание отпора любым актам агрессии и меж­дународного произвола; заключение международных соглаше­ний о неприменении силы и угрозы ее применения для урегу­лирования спорных вопросов;

Окончательное признание территориальных изменений в Европе, происшедших в результате второй мировой войны, осу­ществление коренного поворота к разрядке и миру на этом кон­тиненте, созыв и успешное проведение общеевропейского со­вещания по безопасности и сотрудничеству, создание системы коллективной безопасности в Европе, ликвидация военных груп­пировок в Европе или их военных организаций;

Запрещение ядерного, химического и бактериологическо­го оружия, повсеместное прекращение испытаний ядерного ору­жия, создание безъядерных зон, созыв конференции по разору­жению, ликвидация иностранных военных баз, сокращение во­оруженных сил и вооружений в Центральной Европе, сокраще­ние военных расходов;

Полная ликвидация оставшихся колониальных режимов, всеобщее осуждение и бойкот любых проявлений расизма и апар­теида;

Развитие и углубление взаимовыгодного сотрудничества во всех областях с государствами, которые со своей стороны стремятся к этому.

Последующие съезды JS.1ICO конкретизировали и развивали основные положения Программы мира,

Основные принципы внешней политики Советского госу­дарства были закреплены в ст. 28, 29, 30 Конституции СССР, принятой в октябре 1977 г. В нее были внесены основные поло­жения взаимоотношений между народами, принятые на международном Совещании глав 33 европейских государств, а так­же США и Канады в Хельсинки. Эти взаимоотношения стро­ятся на основе принципов: суверенного равенства; взаимного отказа от применения силы или угрозы силой; нерушимости границ; территориальной целостности государств; мирного уре­гулирования споров; невмешательства во внутренние дела; ува­жения прав человека и основных свобод; равноправия и права народов распоряжаться своей судьбой; сотрудничества между государствами; добрососедского выполнения обязательств, вы­текающих из общепризнанных принципов и норм международ­ного права, из заключенных СССР международных договоров.

Социалистический интернационализм

Одним из основополагающих принципов советской внеш­ней политики было «уважение суверенитета и независимости, равноправие и невмешательство во внутренние дела друг дру­га». И если этот принцип СССР строго соблюдал с сильными странами и их союзниками, то со странами «третьего мира», а тем более с соцстранами он дополнялся обязанностью единства действий, всеобщностью социалистических интересов, интер­национальной солидарностью. Но на практике столь сущест­венное дополнение могло перечеркнуть главные принципы внешнеполитической деятельности, даже теоретически обосно­вать или развить ленинские принципы, в зависимости от поли­тической обстановки и конъюнктурных соображений советских руководителей. Так, на самостоятельность политического курса Албании был наложен глухой кодпак безмолвия. Начавшаяся в 1966 г. в Китае «культурная революция» позволила советским теоретикам марксизма исключить огромную страну из между­народной жизни социалистического содружества. В ответ на «Пражскую весну» (1968 г.). последовала вооруженная акция пя­ти государств - участников Варшавского Договора, прервав­шая процесс демократических преобразований в Чехословакии. Таким образом социалистический интернационализм в дей­ствии утверждал «авторитет» марксистско-ленинской теории со­циалистического строительства. Так утверждался и командно-административный стиль руководства.

Процесс политического «единства» дополнялся военной и экономической интеграцией стран социалистического содруже­ства. В 1970 г. государствами СЭВ был создан Международный Инвестиционный Банк, который предоставлял долгосрочные кредиты на осуществление мероприятий по кооперированию производства, строительство и расширение ведущих отраслей промышленности и производство вооружений. В 1971 г. была принята Комплексная программа дальнейшего углубления и со­вершенствования сотрудничества и развития социалистической экономической интеграции стран-членов СЭВ, рассчитанная на 15-20 лет. В середине 70-х годов СССР являлся крупней­шим рынком для товаров стран социалистического содружест­ва, на их долю приходилось 58,5% объема всей внешней торговли Советского Союза, а доля СССР в общем объеме торговли СЭВ составляла 28,6%.

В тесной связи с внешнеполитическим и экономическим со­трудничеством укреплялась Организация Варшавского Догово­ра. В 1969 г. был создан Комитет министров обороны и приня­то новое положение об Объединенных вооруженных силах и Объединенном командовании ОВД. Основу Объединенных во­оруженных сил составляла Советская Армия с мощнейшим ра­кетно-ядерным оружием, во главе Объединенного командова­ния ОВД неизменно стоял Маршал Советского Союза.

Кризисные явления социалистической системы хозяйст­вования в 70-80-е годы стали проявляться не только во внут­ренних процессах стран социалистического содружества, но и в их взаимоотношениях. Летом 1980 г. социально-эконо­мический и общественно-политический кризис в Польше вы­лился в открытый конфликт между властью и народом. Со­ветское руководство пыталось представить его как результат империалистического вмешательства, подрывных действий ЦРУ и антисоциалистических контрреволюционных сил. При­остановило социально-политический кризис введение воен­ного положения в Польше по решению первого секретаря ЦК ПОРП и Председателя Совета Министров ПНР В.Ярузельского.

Осложнились отношения Советского Союза с Венгрией, ко­торая, пытаясь уйти от надвигающегося социально-экономиче­ского кризиса, начала в конце 60-х годов экономическое ре­формирование. Румыния выражала недовольство в связи с поставками со­ветской нефти и газа (по нефтепроводу «Дружба» с 1964 г. и газопроводу «Союз» с 1979 г.). Конфликт между СССР и Китаем не просто углублялся, на­растала его идеологизация и милитаризация. СССР был объяв­лен врагом № 1.

Таким образом во взаимоотношениях СССР с социалисти­ческими странами проявлялся интернационализм: «...никто не вмешивается в конкретные меры по совершенствованию соци­алистического строя в различных странах социализма, - отме­чал С.Ковалев в статье "Суверенитет и интернациональные обя­занности социалистических стран". - Но дело коренным обра­зом меняется, когда возникает опасность для самого социализ­ма в той или иной стране» («Правда». 1968 г. 26 сент.). Иначе говоря, сам выбор социалистического пути развития обрекал страну на окончательный и бесповоротный путь, изменить ко­торый можно было лишь всем сразу и никому в отдельности. Главным же криминалом являлся отход от «единственно верно­го» учения марксизма-ленинизма и пренебрежение опытом и советами из Московского Кремля.

Помощь СССР развивающимся странам

К концу 60-х-середине 70-х годов резко усилилась борьба народов с колониализмом и неоколониализмом. «В целом, - констатировал Генеральный секретарь ЦК КПСС Л.И.Брежнев в докладе "Великий Октябрь и прогресс человечества", - коло­ниальную систему империализма в ее классических формах можно считать уже ликвидированной». По мнению советского ру­ководства, крах колониальной системы проходил на фоне углубляющегося кризиса капитализма и явился фактором его дальнейшего углубления. Таким образом, необходимо было ак­тивизировать наступление социализма в странах, еще не опре­делившихся в своем дальнейшем пути развития.

Исходя из решений партийных форумов, выступлений Л.И.Брежнева, других руководителей Коммунистической пар­тии и Советского правительства, политика СССР в отноше­нии развивающихся стран включала: активную поддержку сил, ведущих борьбу против империализма, за ликвидацию остат­ков колониального господства, против неоколониализма, ра­сизма, апартеида, сионизма, за политическую независимость и экономическую самостоятельность, подлинное равнопра­вие в международном разделении труда, за право самим рас­поряжаться своими природными ресурсами; равноправие и взаимовыгодное сотрудничество со всеми странами; неприз­нание и решительное осуждение расистских режимов, анти­народных диктатур, участие во всех видах бойкотов и санк­ций против них.

Учитывая то, что освободившиеся страны неоднородны по своей политической ориентации, исходя из классовых позиций, Советский Союз оказывал им не только моральную поддержку, но и военную помощь.

С 1967 г. СССР методически вел политическую и диплома­тическую борьбу, осуществляя военную помощь арабским на­родам Ирака, Сирии, Палестины, НДРЙ. Такая политика, выте­кавшая из ленинского учения о справедливых и несправедливых войнах, соответствовала международным соглашениям, нормам международного права, Уставу ООН. И все же вмешательство во внутренние дела другого государства, тем более военное, ве­ло к гражданской войне, в которой каждая из противоборству­ющих сторон считала себя правой, к гибели невинных людей. Наглядный пример тому - события 70-х годов в Анголе, Эфиопии, Никарагуа, Кампучии, но самый кровавый после Вьетнама - введение «ограниченного контингента» советских войск в Афганистан в декабре 1979 г.

Важнейшей составной частью интернациональной помощи раз­вивающимся странам стало экономическое сотрудничество, осо­бенно интенсивное в конце 60-х-70-х годах. При техническом содействии Советского Союза в освободившихся государствах со­здавались крупнейшие государственные предприятия в ключевых отраслях экономики: металлургии, энергетики, машиностроении, геолого-разведочных работ, сельском хозяйстве.

СССР представлял развивающимся странам кредиты на более льготных условиях, чем развитые капиталистические государства.

Подготовка высококвалифицированных специалистов в со­ветских ВУЗах не стоила ни копейки прибывшим на обучение из развивающихся стран.

Щедрая помощь Союза ССР обошлась ему «в копеечку». На октябрь 1992 г. страны «третьего мира» задолжали СССР 146 млрд. долл., львиную долю которых вернуть невозможно. При этом Со­ветский Союз сам задолжал капиталистическим странам около 81 млрд. долл.

Таким образом, в основе отношений СССР с развивающи­мися странами лежали не экономический расчет и человече­ское сострадание, а идеологическая догма марксизма-лениниз­ма, ради которой партийно-советское руководство посылало на смерть своих солдат и обирало своих подданных.

Взаимоотношения СССР с капиталистическими государствами

В середине 60-х-70-х годах «холодная война» между Восто­ком и Западом достигла опасных пределов, преступив которые можно было ввергнуть мир в термоядерную войну. К тому же поддержание военного паритета значительно отражалось на бла­госостоянии человечества.

Особое значение в стабилизации международной обстанов­ки имели отношения СССР и США, которые возглавляли про­тивостояние капиталистических и социалистических стран и об­ладали наибольшей военной мощью, способной уничтожить мир или предотвратить катастрофу.

Учитывая важность космического пространства, еще не по­деленного человечеством, СССР и США в январе 1967 г. под­писали Договор о принципах деятельности государств по иссле­дованию и использованию космического пространства, в апре­ле 1968 г. - Соглашение о спасении космонавтов... Их резуль­татом явился советско-американский космический эксперимент в июле 1975 г. В 1968 г. был подписан Договор о нераспростра­нении ядерного оружия. «Наступает эра переговоров», - отме­тил президент США Р.Никсон в январе 1969 г.

Особо значительными и продуктивными в советско-амери­канских отношениях являлись встречи на высшем уровне. В мае 1972 г. в Москве состоялась первая встреча президента США Р.Никсона и Генерального секретаря ЦК КПСС Л.Бреж­нева. Обе стороны отметили, что «в ядерный век не существует иной основы для поддержания отношений между ними, кроме мирного сосуществования». СССР и США подчеркнули, что на них лежит особая обязанность «делать все от них зависящее, чтобы не возникло конфликтов или ситуаций, способных уси­лить международную напряженность». Важнейшим элементом упрочения двусторонних отношений являлось расширение торго­во-экономических связей. Была принята программа сотрудни­чества в научно-технической сфере и в области культуры. Сто­роны заявили, что они «не претендуют сами и не признают чьих бы то ни было притязаний на какие-либо особые права или преимущества в мировых делах». Встреча в верхах и приня­тый документ заложили основу для развития взаимовыгодного сотрудничества между СССР и США, что должно было стаби­лизировать международную обстановку. Контакты на высшем уровне стали традиционными.

В результате принятых решений на советско-американских переговорах в 1972-1974 гг. США заняли второе место среди западных торговых партнеров СССР. Однако дискриминаци­онные торгово-кредитные санкции, высокие таможенные по­шлины США, а также военное обострение на международной арене к концу 70-х годов свели товарооборот СССР и США почти к нулю.

Начало новому этапу отношений между странами Востока и Запада положил договор между СССР и ФРГ, подписанный в августе 1970 г. (вступил в действие в 1979 г.). Договор открывал перспективы для решения проблем безопасности в Европе и для нормализации общеевропейского сотрудничества. В октяб­ре 1971 г. были подписаны «Принципы сотрудничества между СССР и Францией». Документ подтверждал нерушимость ны­нешних границ; невмешательство во внутренние дела; равенст­во; независимость; отказ от применения силы или угрозы ее применения. Обе стороны уделяли постоянное внимание со­вершенствованию отношений в области экономики, торговли, культуры. В июле 1973 г. была разработана советско-француз­ская программа промышленного сотрудничества сроком на 10 лет. Темпы роста советско-французской торговли в 197.5- 1976 гг. составляли около 30% в год, а объем ее был равен раз­меру всего товарооборота за предыдущее пятилетие.

Основой укрепления взаимного доверия и устранения конф­ронтации, укрепления мира и безопасности стали встречи ру­ководителей 33 государств Европы, США и Канады, начало ко­торым положил форум в Хельсинки (1975 г.). Немалый вклад в улучшение добрососедских отношений внесли декларация «За новые рубежи в международной разрядке, за укрепление без­опасности и развитие сотрудничества в Европе» (1976 г.) и Мос­ковская декларация (1978 г.), принятые Политическим Консуль­тативным Комитетом государств-участников Варшавского До­говора.

Однако катализатором двусторонних отношений, как и меж­дународной обстановки в целом, явился приемлемый полити­ческий компромисс противоборствующих идеологий, или обо­стрение военного противостояния двух противоположных со­циально-экономических систем.

Идеологическое соревнование СССР и Запада

Одним из основных тормозов нормализации международ­ных отношений продолжало оставаться идеологическое противо­борство. В середине 70-х годов Советский Союз, по заявлению его руководителей, вступил в стадию «развитого социализма» при том, что в стране с середины 60-х годов шел спад экономи­ки. Партийно-советское руководство упорно твердило о нара­стании общего кризиса капитализма и наступлении социализма по всему фронту. Последнему содействовало всеми имеющи­мися средствами: политической поддержкой, материальной, пар­тийной помощью, экономическим стимулированием, военным оснащением и др.

Организация Варшавского Договора в 60-70-х годах стала не только военным оборонительным союзом социалистических стран Восточной Европы и СССР, но также политическим и экономическим центром, координирующим международные от­ношения социалистического лагеря в целом. ЦК КПСС факти­чески руководил действиями всех прокоммунистических режимов стран Азии, Африки, Латинской Америки, Ближнего и Средне­го Востока. В июне 1975 г. советский правозащитник академик А.Д.Сахаров в книге «О стране и мире» писал: «О советском обществе. Именно недостаточным пониманием того, что скры­вается за его фасадом, непониманием потенциальных опасно­стей советского тоталитаризма объясняются многие иллюзии западной интеллигенции и в конечном счете удивительные просчеты и неудачи западной политики, без боя отдающей ку­сок за куском своему партнеру по разрядке». Главным фронтом идеологического противоборства явилось классовое толкование прав человека, вероломное нарушение не только деяний, но и элементарных желаний людей. «Абсолютная - для большинст­ва - невозможность заграничных поездок, даже туристических, для учения или лечения». А.Д.Сахаров отстаивал естественные права человека, в том числе «Законодательное подтвержде­ние права на отделение союзных республик, права на обсуж­дение вопроса об отделении». По твердому убеждению А.Саха­рова «защита прав человека во всем мире с равными мерками для всех стран должна стать предметом заботы не только отдель­ных энтузиастов, но и правительств и международных органи­заций».

На Западе были созданы различные общественные органи­зации по защите прав человека, издавалась периодическая пе­чать, выходили специальные труды. Однако Советский Союз не признавал их, а правозащитную деятельность игнорировал. Те же работы, которые становились известны советским людям, подвергались резкому осуждению специально созданной армией научных работников по критике буржуазной историо­графии.

Идеология, применяемая к конкретным ситуациям с пози­ций марксизма-ленинизма, охватывала все стороны человече­ского бытия, становилась руководством к действию. В между­народных отношениях идеологическое противоборство приво­дило к воинственности противостоящих сторон, что грозило перерасти в открытое вооруженное столкновение.

Военное противостояние СССР, Запада, Китая

Идеологическая непримиримость и жестокое противоборст­во двух систем, нестабильность международной обстановки со­здавали взрывоопасную напряженность между основными бло­ками - НАТО и ОВД. Советская политика «наступления соци­ализма» и американская - «сдерживания коммунизма» не иск­лючали открытого военного столкновения при ясном понима­нии, к чему может привести широкомасштабное применение ядерного оружия. Таким образом, важнейшей проблемой меж­дународных отношений оставалось устранение угрозы мировой войны. Хотя война уже шла в Юго-Восточной Азии, Латинской Америке, Африке, на Ближнем и Среднем Востоке и в ней пря­мо или опосредованно участвовали США и СССР, применяя тактику «гибкого реагирования».

В конце 60-х годов политическое противостояние СССР и Китая переросло в вооруженные столкновения. В марте 1969 г. на советско-китайской границе погибло более 1 тыс. человек. Сближение Китая с США вызывало международную миротвор­ческую активность Советского Союза. В 1971 г. СССР, США, Великобритания и Франция заключили четырехстороннее соглашение по Западному Берлину, признав его независимым городом. Границы ГДР, ПНР и ЧССР были признаны неруши­мыми.

Достигнутый Советским Союзом в конце 60-х годов паритет по межконтинентальным баллистическим ракетам привел к со­ветско-американским переговорам по их ограничению. Временный Договор по ограничению стратегических вооружений (ОСВ-1), заключенный в мае 1972 г., на пять лет ограничил для обеих сто­рон число межконтинентальных и баллистических ракет (МБР) и ракет, запускаемых с подводных лодок (БРИЛ). Договор ОСВ-1 касался лишь ракет с разделяющимися боеголовками, а не числа ядерных зарядов. Исходя из этого СССР, оставлял за собой пра­во, как и США, совершенствовать ракетное оружие. И все же ОСВ-1, хотя и не останавливал гонку вооружений, являлся пер­вым шагом взаимного доверия.

В 1973 г. СССР и США подписали Соглашение о предотвра­щении ядерной войны. В том же году закончилась война, нача­тая США, во Вьетнаме. Возобновились переговоры ОВД и НАТО о сокращении вооружений в Европе, которые скоро вновь за­шли в тупик. США отказались учитывать новый тип своих воо­ружений - крылатые ракеты. СССР был против включения в соглашение своего нового бомбардировщика, именуемого на За­паде «Бэкфайр». Имелись и другие советско-американские раз­ногласия: «о военном бюджете», о «доле расходов на вооруже­ние»... В 1978 г. страны НАТО приняли решение о ежегодном увеличении военных расходов на 3% процента. И хотя ОСВ-2 в июне 1979 г. был подписан президентом США Д.Картером и Л.Брежневым, договор не был ратифицирован американским сенатом, который был возмущен вторжением советских войск в Афганистан, а сам договор ОСВ-2 считал уступкой Советскому Союзу.

В ответ на размещение советских ракет средней дальности СС-20 в Восточной Европе, НАТО в декабре 1979 г. приняло «двойное решение»: продолжать переговоры по ОС В, но в слу­чае их провала установить в Западной Европе до конца 1983 г.

572 крылатые ракеты «Круиз» и «Першинг», способные пора­жать объекты на территории СССР за очень короткое подлет­ное время. 18 ноября 1981 г, президент США Рейган предложил «нулевой вариант»; отменить решение о размещении в Европе ракет «Першинг-2» и «Круиз» в обмен на вывод советских ра­кет СС-20, СС-4 и СС-5 из стран Восточной Европы.

В начале 80-х годов усилия Советского Союза были направ­лены на то, чтобы не допустить развертывания американских ракет в Западной Европе, поскольку считалось, что это нару­шит стратегическое равновесие, закрепленное ОСВ-2, еще более подорвет экономический бюджет советского народа. Одряхлев­шее партийно-советское руководство продолжало отстаивать «за­коны классовой борьбы», удерживать в идеологической узде свой народ, своих союзников и потенциальных противников. Оно не в состоянии было поступиться принципами марксизма-лени­низма даже перед опасностью самоуничтожения.

Источники и литература

Александров-Агентов A.M. От Коллонтай до Горбачева. М., 1994.

Арбатов Г.А. Затянувшееся выздоровление (1953-1985 гг.). М., 1991.

Ахромеев С. Ф., Корниенко Г.М. Глазами маршала и диплома­та: Критический взгляд на внешнюю политику СССР до и после 1985 г. М., 1992.

Брежнев Л.И. О внешней политике КПСС и Советского го­сударства: Речи и статьи. М, 1978.

Громов Б. Ограниченный контингент. М., 1994.

Громыко А.А. Во имя торжества ленинской внешней полити­ки: Избранные речи и статьи. М., 1978.

Марчук Н.И. «Необъявленная» война в Афганистане: Офи­циальные версии и уроки правды. М., 1993.

СССР противостоял экспансионистской политике США, расширяя собственную экспансию в страны «третьего мира». В 1960-х - нач. 1980-х гг. СССР участвовал в воору-жённых конфликтах и войнах в более чем 10 странах «третьего мира».

СССР оказывал просоветским режимам этих стран «интернациональную помощь» в форме :

Отправки советских военных специалистов и контингентов;

Обучения в СССР военных специалистов из этих стран;

Поставок вооруже-ний и военной техники на огромные суммы.

Наиболее крупные локальные войны и вооружённые конфликты имели место в Лаосе (1960-1970 г.), Египте (1962-1974 гг.), Вьетнаме (1965-1974 гг.), Сирии (1967-1973 гг.), Камбодже (1970 г.), Бангладеш (1972-1973 гг.), Анголе (1975-1979 гг.), Мозамбике (1967-1969 гг.), Эфиопии (1977-1979 гг.), Афганистане (апрель 1978-1991 гг.).

По западным дан-ным, СССР предоставил развивающимся странам вооружения и воен-ной техники на сумму: в 1966-1975 гг. - 9,2 млрд., в 1978-1982 гг. - 35,4 млрд. долларов. Росло количество стран - объектов этой помощи. В 1966-1975 гг. её получали 29 стран, в 1980-1984 гг. - 36. Поставки вооруже-ний производились в политических целях, с экономиче-ской точки зрения они были убы-точны для СССР. К нач. 1980-х гг. СССР занял 1-е место в мире по экспорту вооружений, опередив США.

Ближневосточный конфликт.

СССР и Латинская Америка.

В нач. 1970-х гг. СССР поддерживал президента Чили С. Аль-енде , рассчитывая на то, что Чили пойдёт по пути социа-лизма . Однако неудачная экономическая по-литика Альенде при-вела в 1973 г. к военному перевороту, гибели президента Альенде и установлению в Чили диктатуры гене-рала А. Пиночета .


В 1979 г. у Советского Союза появился новый союзник в Ла-тин-ской Америке - Никарагуа , где после свержения диктатора А. Сомосы к власти пришёл Сандинистский фронт национального освобождения (СФНО), выбравший социалистический путь развития. СССР оказал Никарагуа военную и экономическую помощь. На практике сандинистский режим вскоре выродился в диктатуру.

СССР и Африка.

В сер. 1970-х годов рухнула пос-ледняя колониальная империя: португальские колонии - Ангола, Мозамбик, Гвинея-Бисау обрели независимость. В 1979 г. в Эфиопии при советской поддержке была свергнута монархия и установлен режим генерала Менгисту Хайле Мариама . СССР поддерживал Судан, Сомали, Конго, Ан-голу, Мозамбик, Гвинею-Бисау, объявивших о выборе социалистического пути развития. Помощь СССР государст-вам Африки выросла с 241 млн. долларов в 1965 г. до 3,5 млрд. долларов в 1974 г. (Особенно Анголе, Мозамбику и Эфиопии).

Стремление СССР увеличить число союзников привело к неразборчивости в выборе по-литических партнёров, к дружбе с режимами дикта-торского типа (Ирак, Сирия, Ливия, Эфиопия). Такую же политику проводили и США, поддерживая различных диктаторов (исходя из принципа «Он мерзавец, но он наш мерзавец»). К началу 1980-х годов Советский Союз за счёт военной и экономической помощи расширил сферу своего влияния. В Афганистане, Анголе, Лаосе, Сомали, Эфио-пии и др. государствах утвердились просоветские режимы.

Афганская война 1979-1989 гг.

В Афганистане в апреле 1978 г. в результате переворота к власти пришла Народно-демократическая пар-тия Афганистана (НДПА) во главе с Н. Тараки? . Она получила советскую военную, экономическую и по-литическую поддержку. Осенью 1979 г. в Афганистане произошёл новый переворот. Проамериканский политик Х. Ами?н убил Н. Тараки. При поддержке ЦРУ США активизировались исламские фундаменталисты, на территории Па-кистана были созданы центры по их боевой подготовке.

В декабре 1979 г. советское руководство (инициаторы - Ю. В. Андропов , А. А. Громыко и Д. Ф. Устинов с одобрения Л. И. Брежнева ) приняло решение ввести в Афга-нистан «ограни-ченный контингент со-ветских войск» (около 200 тыс. человек). Советские десантники взяли штурмом президентский дворец, X. Амин был убит. К власти пришло просоветское правительство во главе с Б. Кармáлем . Фак-тически произошла оккупация Афганистана. На Ге-неральной Ассамблее ООН действия СССР в Афганистане осудили 104 государства.

СССР был втянут в кровопролитную войну, в которой по-гибло по официальным данным 15.051 советский военнослужащий и более 1 млн. афганцев. 35 тыс. советских военнослужащих было ранено, около 300 пропали без вести. Местное население поддерживало моджахедов (афганских партизан, борцов за веру. В СССР их называли душманами , т.е. бандитами). Война в Афганистане нанесла удар по разрядке напряжённости, привела к росту антисоветских и антироссийских настроений в исламском мире. Из-за советской интервенции в Афганистане США и ряд других стран бойкотировали Московские Олимпийские игры 1980 г. В ответ СССР и большинство стран социалистического лагеря (кроме КНР, Югославии и Румынии) бойкотировали Олимпийские игры 1984 г. в Лос-Анджелесе (США).

Новый виток гонки вооружений.

Военное вмешательство СССР в дела Афганистана осудило подавляющее большинство членов ООН. Резко обост-рились отношения с США. Президент США Д. Картер заявил о возможности «ограниченной ядерной войны », предусматривавшей нанесение первого удара по противнику.

В ночь на 1 сентября 1983 г. над секретными военными объектами Камчатки и Сахалина пролетел южнокорейский пассажирский самолёт Боинг-747. Он был сбит ракетами истребителя Су-15 (лётчик Г. Осипович ). Боинг-747 упал в море у берегов Японии, погибли 269 пассажиров и все члены экипажа. (Тела погибших не были обнаружены). Отношения между Запа-дом и СССР вновь резко обострились. Президент США Р. Рейган назвал СССР «импе-рией зла» и при-нял решение форсировать создание стратегической оборонной инициа-тивы (СОИ), т. е. развернуть «космический щит» над США (программа «звёздных войн»).

Таким образом , в нач. 1980-х гг. усилилось противостояние СССР и Запада, более очевидным стал кризис социалистической системы.

Отношения СССР со странами «третьего мира».

Локальные войны . СССР противостоял экспансионистской политике США, расширяя собственную экспансию в страны ʼʼтретьего мираʼʼ. В 1960-х – нач. 1980-х гᴦ. СССР участвовал в воору­жённых конфликтах и войнах в более чем 10 странах ʼʼтретьего мираʼʼ. СССР оказывал просоветским режимам этих стран ʼʼинтернациональную помощьʼʼ в форме:

Отправки советских военных специалистов и контингентов;

Обучения в СССР военных специалистов из этих стран;

Поставок вооруже­ний и военной техники на огромные суммы.

Наиболее крупные локальные войны и вооружённые конфликты имели место в Лаосœе (1960–1970 ᴦ.), Египте (1962–1974 гᴦ.), Вьетнаме (1965–1974 гᴦ.), Сирии (1967–1973 гᴦ.), Камбодже (1970 ᴦ.), Бангладеш (1972–1973 гᴦ.), Анголе (1975–1979 гᴦ.), Мозамбике (1967–1969 гᴦ.), Эфиопии (1977–1979 гᴦ.), Афганистане (апрель 1978–1991 гᴦ.). По западным дан­ным, СССР предоставил развивающимся странам вооружения и воен­ной техники на сумму: в 1966–1975 гᴦ. – 9,2 млрд., в 1978–1982 гᴦ. – 35,4 млрд. долларов. Росло количество стран – объектов этой помощи. В 1966–1975 гᴦ. её получали 29 стран, в 1980–1984 гᴦ. – 36. Поставки вооруже­ний производились в политических целях, с экономиче­ской точки зрения они были убы­точны для СССР. К нач. 1980-х гᴦ. СССР занял 1-е место в мире по экспорту вооружений, опередив США.

Ближневосточный конфликт. В 1967 ᴦ. в результате ʼʼшестидневной войныʼʼ Из­раиль нанёс поражение арми­ям Египта͵ Сирии и Иордании, оснащённым советским оружием. СССР разорвал дипломати­ческие от­ношения с Израилем. В 1969 ᴦ. в Египет было направлено 15 тыс. советских военнослужащих (ʼʼвоенных специалистовʼʼ). Крупную помощь оказал СССР арабским странам во время войны с Израилем в 1973 ᴦ. (войны ʼʼСудного дняʼʼ), когда Египет и Си­рия пытались вернуть утраченные территории, но вновь потерпели поражение. С 1974 ᴦ. отношения СССР и Египта ухудшились. В 1976 ᴦ. египетский пре­зидент А. Садат разорвал договор с СССР и подписал в 1979 ᴦ. Кэмп-Дэвидский мир­ный договор с Израилем (при посредничестве США). Советско-египетские отношения возобновились после убийства А. Садата в 1981 ᴦ. и избрания президентом Египта X. Мубáрака . Со­ветские специалисты вернулись в Египет. Опорой СССР на Ближнем Востоке являлась Организация Освобождения Пале­стины (ООП, глава – Ясир Арафат ).

СССР и Латинская Америка. В нач. 1970-х гᴦ. СССР поддерживал президента Чили С. Аль­енде , рассчитывая на то, что Чили пойдёт по пути социа­лизма. При этом неудачная экономическая по­литика Альенде при­вела в 1973 ᴦ. к военному перевороту, гибели президента Альенде и установлению в Чили диктатуры гене­рала А. Пиночета .

В 1979 ᴦ. у Советского Союза появился новый союзник в Ла­тин­ской Америке – Никарагуа , где после свержения диктатора А. Сомосы к власти пришёл Сандинистский фронт национального освобождения (СФНО), выбравший социалистический путь развития. СССР оказал Никарагуа военную и экономическую помощь. На практике сандинистский режим вскоре выродился в диктатуру.

СССР и Африка. В сер.
Размещено на реф.рф
1970-х годов рухнула пос­ледняя колониальная империя: португальские колонии – Ангола, Мозамбик, Гвинœея-Бисау обрели независимость. В 1979 ᴦ. в Эфиопии при советской поддержке была свергнута монархия и установлен режим генерала Менгисту Хайле Мариама . СССР поддерживал Судан, Сомали, Конго, Ан­голу, Мозамбик, Гвинœею-Бисау, объявивших о выборе социалистического пути развития. Помощь СССР государст­вам Африки выросла с 241 млн. долларов в 1965 ᴦ. до 3,5 млрд. долларов в 1974 ᴦ. (Особенно Анголе, Мозамбику и Эфиопии).

Стремление СССР увеличить число союзников привело к неразборчивости в выборе по­литических партнёров, к дружбе с режимами дикта­торского типа (Ирак, Сирия, Ливия, Эфиопия). Такую же политику проводили и США, поддерживая различных диктаторов (исходя из принципа ʼʼОн мерзавец, но он наш мерзавецʼʼ). К началу 1980-х годов Советский Союз за счёт военной и экономической помощи расширил сферу своего влияния. В Афганистане, Анголе, Лаосœе, Сомали, Эфио­пии и др.
Размещено на реф.рф
государствах утвердились просоветские режимы.

Афганская война 1979–1989 гᴦ. В Афганистане в апрелœе 1978 ᴦ. в результате переворота к власти пришла Народно-демократическая пар­тия Афганистана (НДПА) во главе с Н. Тараки́ . Она получила советскую военную, экономическую и по­литическую поддержку. Осенью 1979 ᴦ. в Афганистане произошёл новый переворот. Проамериканский политик Х. Ами́н убил Н. Тараки. При поддержке ЦРУ США активизировались исламские фундаменталисты, на территории Па­кистана были созданы центры по их боевой подготовке.

В декабре 1979 ᴦ. советское руководство (инициаторы – Ю. В. Андропов , А. А. Громыко и Д. Ф. Устинов с одобрения Л. И. Брежнева ) приняло решение ввести в Афга­нистан ʼʼограни­ченный контингент со­ветских войскʼʼ (около 200 тыс. человек). Советские десантники взяли штурмом президентский дворец, X. Амин был убит. К власти пришло просоветское правительство во главе с Б. Кармáлем . Фак­тически произошла оккупация Афганистана. На Ге­неральной Ассамблее ООН действия СССР в Афганистане осудили 104 государства. СССР был втянут в кровопролитную войну, в которой по­гибло по официальным данным 15.051 советский военнослужащий и более 1 млн. афганцев. 35 тыс. советских военнослужащих было ранено, около 300 пропали без вести. Местное населœение поддерживало моджахедов (афганских партизан, борцов за веру. В СССР их называли душманами , ᴛ.ᴇ. бандитами). Война в Афганистане нанесла удар по разрядке напряжённости, привела к росту антисоветских и антироссийских настроений в исламском мире. Из-за советской интервенции в Афганистане США и ряд других стран бойкотировали Московские Олимпийские игры 1980 ᴦ. В ответ СССР и большинство стран социалистического лагеря (кроме КНР, Югославии и Румынии) бойкотировали Олимпийские игры 1984 ᴦ. в Лос-Анджелœесе (США).

Новый виток гонки вооружений. Военное вмешательство СССР в дела Афганистана осудило подавляющее большинство членов ООН. Резко обост­рились отношения с США. Президент США Д. Картер заявил о возможности ʼʼограниченной ядерной войныʼʼ, предусматривавшей нанесение первого удара по противнику.

В ночь на 1 сентября 1983 ᴦ. над секретными военными объектами Камчатки и Сахалина пролетел южнокорейский пассажирский самолёт Боинг-747. Он был сбит ракетами истребителя Су-15 (лётчик Г. Осипович ). Боинг-747 упал в море у берегов Японии, погибли 269 пассажиров и всœе члены экипажа. (Тела погибших не были обнаружены). Отношения между Запа­дом и СССР вновь резко обострились. Президент США Р. Рейган назвал СССР ʼʼимпе­рией злаʼʼ и при­нял решение форсировать создание стратегической оборонной инициа­тивы (СОИ), т. е. развернуть ʼʼкосмический щитʼʼ над США (программа ʼʼзвёздных войнʼʼ).

Таким образом , в нач. 1980-х гᴦ. усилилось противостояние СССР и Запада, более очевидным стал кризис социалистической системы.

Отношения СССР со странами «третьего мира». - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Отношения СССР со странами «третьего мира»." 2017, 2018.

Помимо "западного" и "восточного" военно-политических блоков возник загадочный "третий мир". К странам "третьего мира" относятся государства, сравнительно недавно освободившиеся от колониальной зависимости, имеющие невысокий уровень экономического развития и неустойчивую политическую систему.

После Второй мировой войны колониальная система начала стремительно распадаться. Великобритания и Франция - основные колониальные державы - теряли свои владения в Африке, Азии, Индокитае, на Ближнем Востоке. К какому блоку примкнут правительства освобождённых стран? Нередко они и сами этого не знали, озабоченные тем, как удержать власть среди военно-революционного хаоса. И тогда Сталин принялся за наследство одряхлевшего "британского льва". Те из государств "третьего мира", которые пользовались активной военной и экономической поддержкой СССР, получили название "стран социалистической ориентации".

Преемники Сталина будут десятилетиями гнаться за миражом. Миллиарды рублей уйдут из советской экономики на поддержку "прогрессивных режимов" в Азии, Африке и Латинской Америке. Лидеры этих режимов станут с удовольствием брать у СССР рубли, а затем... с ещё большим удовольствием - доллары у США.

В разгар "холодной войны", 5 марта 1953 г., скончался Иосиф Виссарионович Сталин. Он ушёл из жизни, когда мир, в том числе и благодаря его политике, балансировал на грани третьей мировой войны. Когда по ту сторону "железного занавеса" стала известна фамилия нового советского лидера (Хрущёв) дипломаты и разведчики лишь пожали плечами, - никто толком не знал, кто он и что собой представляет.

МЕЖДУ "ХОЛОДНОЙ ВОЙНОЙ" И "ХОЛОДНЫМ МИРОМ".

Новый глава государства стремился сразу же отделить себя и свою политику от деяний предшественников. Сталин очень редко принимал иностранных корреспондентов, его интервью были сдержанны, немногословны, встречи Генералиссимуса с главами иностранных государств можно было пересчитать по пальцам. Ещё более сдержанно и сухо, словно щеголяя своим ледяным хладнокровием, вёл себя во время переговоров В.М. Молотов, воспитав в таком же духе целую плеяду советских дипломатов.

В этот мир сурово-замкнутых лиц, тщательно выверенных дипломатических нот Хрущёв ворвался как смерч. Он импровизировал во время своих выступлений, перескакивая с одного предмета на другой, пререкался с иностранными корреспондентами, ему ничего не стоило подружиться с американским фермером Гарстом. Трудно сказать, чего было больше в нестандартном поведении Хрущёва - рассчитанной игры или коренных свойств его натуры. Однако вольно или невольно глава СССР добился очень важного успеха: в глазах Запада он выглядел не как загадочный и жуткий "крёмлевский тиран", а как обыкновенный человек - интересный, немного взбалмошный, иногда смешной.

Поначалу Хрущёву и его сторонникам сопутствовала удача. Летом 1955 г. Хрущёв наносит визит в Белград и заявляет о снятии всех обвинений против Тито и Югославии. В мае того же года Хрущёв проводит переговоры в Женеве с президентом США Дуайтом Дейвидом Эйзенхауэром, британским и французским премьер-министрами Антони Иденом и Феликсом Фором, положив начало так называемой традиции "духа Женевы", т.е. стремления решать спорные вопросы путём дипломатических переговоров. Но в ноябре 1956 г. советские танки уже крошили асфальт на улицах Будапешта, когда венгры восстали против насаждавшихся в их стране социалистических порядков. Подавление венгерского восстания сохранило контроль СССР над его восточно-европейскими союзниками. В том же 1956 г. "рука Москвы" дотянулась и до стран "третьего мира".

В июле 1956 г. президент Египта Гамаль Абдель Насер объявил о национализации Суэцкого канала. Против Египта единым фронтом выступили Израиль, Великобритания и Франция. Вечером 31 октября 1956 г. англо-французская авиация нанесла бомбовые удары по Каиру, Александрии, Порт-Саиду и Суэцу.2 ноября чрезвычайная сессия Генеральной Ассамблеи ООН осудила агрессию против Египта, но военные действия продолжались. И тогда 5 ноября на весь мир прогремели слова дипломатической ноты, которую правительство СССР направило в Париж, Лондон и Тель-Авив. В ноте говорилось, что СССР готов "применением силы сокрушить агрессоров и восстановить мир на Востоке". На аэродромах уже прогревались авиационные двигатели, когда 7 ноября война закончилась.

Согласно воспоминаниям сына Хрущёва, Сергея Никитовича, тот "гордился своим успехом... События 1956 года перевернули арабский мир. Раньше эти страны традиционно ориентировались на Западную Европу и о Советском Союзе знали так же мало, как и мы о них. Провал карательной акции, направленной против Египта, сменил ориентацию большинства стран региона. СССР развивал достигнутый успех. В арабские страны пошло сначала чехословацкое, а затем советское оружие, расширялась экономическая помощь. Вся наша военная мощь демонстративно приводилась в движение при возникновении угрозы союзникам на Ближнем Востоке".

США, Великобритания и Франция, в 50-60-х гг. действовали в Африке, Азии и Латинской Америке по старинке, предпочитая применять грубую силу, раздражая этим местное население и политиков. При Н.С. Хрущёве были достигнуты максимально возможные успехи СССР по закреплению стратегических позиций в развивающихся странах. Когда вместо наёмников страны Запада начали отправлять туда свои капиталы, успехи Кремля постепенно сошли на нет.

Ученицы 11"Б" класса МБОУ лицея № 17,г. Костромы

Сорокина Анастасия Станиславовна

Бумажкина Яна Владиславовна

Термин «Холодная война»

Для начала разберёмся, откуда взялся термин «холодная война» и что он обозначает. «Холодная война» – Это «политика реакционных кругов империалистических государств, заключающаяся в нагнетании напряжённости, враждебности в отношениях с СССР и другими социалистическими странами». Так определяет этот термин русский языковед С.И. Ожегов. Более современное определение звучит так: «Этап в развитии отношений Восток-Запад (1945-1991 гг.), характеризующийся конфронтацией и повышенной враждебностью, недоверием друг к другу». Термин «холодная война» был введен в обращение Черчилем в ходе его выступления в Фултоне (США) 5 марта 1946 года, кстати, именно тогда его речь явилась символом начала «холодной войны». В своей речи он констатировал, что Европа оказалась разделенной и призвал западную цивилизацию объявить войну “коммунизму”.

Причины «Холодной войны»

После победоносного окончания войны СССР стал играть одну из главнейших ролей на мировой арене. Свидетельствует об этом и участие нашей страны в создании ООН, где СССР было определено место одного из постоянных членов Совета безопасности. Появляется и взаимное недоверие между Советским Союзом и США: CCCP обеспокоен ядерной монополией5 США, а американцы и англичане опасались советской армии – самой могущественной в мире. А также вышеуказанные страны запада были обеспокоены тем, что СССР начал терять облик врага. Рост симпатий к нашей стране значительно возрос после победы в Великой Отечественной войне. Увеличение экспансии6 породило у Сталина стремление к расширению границ страны.В общем, «холодные военные действия» начались со стороны Запада. Таким образом, выделяются две основные причины возникновения «холодной войны»: расширение сфер влияния СССР (доктрина сдерживания социализма) стремление к расширению границ Советского Союза (доктрина отбрасывания социализма).

Расширение сфер влияния СССР (доктрина сдерживания социализма)

В глазах мировой общественности СССР терял традиционный облик врага, ведь войска Красной Армии внесли решающий вклад в победу. В орбиту советского влияния вошли теперь Финляндия, Польша, Чехословакия, Румыния, Болгария, Венгрия, а также Балканы. Равномерно постепенно в Европе наступал коммунизм. В Греции шла гражданская война, а во Франции и Италии всё большее влияние на внутриполитическое положение оказывали местные коммунистические партии. В период с 1939 по 1946 года число коммунистов в Западной Европе выросло втрое. В Азии – в Китае, Индонезии, Бирме, на Филипинах, в Индонезии, в Индии развернулось мощное движение за независимость. В Китае шла гражданская война с перевесом в пользу коммунистов. Сохранили своё положение только Великобритания, хотя и с изрядно пошатнувшейся мощью, и США, которые вышли из войны небывало мощными. Штаты хотели помочь Европе уйти из хозяйственной послевоенной разрухи и тем самым предотвратить развитие коммунизма, в этой связи был разработан план Маршала. Американские лидеры объявили о своём намерении всячески сдерживать распространение коммунизма. «Советский Союз стремится к безграничному распространению своих сил и своих доктрин – это представляло большую опасность для великих принципов свободы и прав человека». В феврале 1947 года президент США Трумэн развернул конкретную программу мер по спасению Европы от советской экспансии («доктрина Трумэна»). В «доктрину Трумэна» входило создание Североатлантического союза (НАТО), который и образовался в 1949 году – это военно-политический блок, в который вошли США, Англия, Франция, Италия, Канада, Бельгия, Голландия, Португалия, Дания, Норвегия, Исландия, Люксембург. В 1952 году в НАТО вступили Греция и Турция, а в 1955 году ФРГ. Правительство США предложило Советскому Союзу и другим европейским странам принять участие в плане реконструкции и восстановлении Европы, однако СССР и под его нажимом другие восточноевропейские государства отказались от американского положения. Руководство СССР было озабочено не объединением усилий всех пострадавших от войны стран для скорейшего восстановления экономики мира, а созданием своей собственной, независимой от запада политико-экономической сферы, центром которой был бы Советский Союз, окружённый странами-сателлитами. Экономика этих стран в ближайшие послевоенные годы всё больше подчинялись советской экономике с тенденцией превращения в её придаток. Предусматривалось нанесение мощного военного удара США по СССР: намечалось сбросить 300 атомных бомб на 100 городов нашей страны. Как свидетельствуют рассекреченные документы, американские военные планы основывались на следующих положениях: война с СССР – реальность, если не удастся «отбросить» мировой социализм; СССР и его союзники не должны достигнуть уровня США в военном и экономическом отношении; США должны быть готовы первыми использовать ядерное оружие. В западной историографии начало «холодной войны» связывают с агрессивной послевоенной политикой Советского Союза. В последнее время сторонники этой версии появились и в нашей стране. Сказка об агрессии советского народа использовалась на Западе для определённого идеологического настроя населения. Выступая в Фултоне, Черчилль говорил, что русские уважают только военную силу и Запад должен перейти к созданию значительного перевеса военной мощи над СССР. Речь Черчилля успешно камуфлировала тот факт, что военная мощь Англии и США значительно превосходила советскую. В заключении Черчилль сказал: «Я не верю, что Советская Россия хочет войны. Она хочет плодов войны и безграничного распространения своей силы и своих доктрин». Гонка вооружений, раскол во мнениях почти по каждому серьёзному вопросу международных отношений, всё усиливающаяся антиамериканская кампания в СССР и соответствующая антикоммунистическая кампания в США коренным образом отравили атмосферу международных отношений, создали крайне напряжённую и опасную ситуацию, чреватую военными конфликтами.

Стремление к расширению границ Советского Союза (доктрина отбрасывания социализма).

На Потсдамской конференции (17 июля – 2 августа 1945 года) Сталину удалось добиться установление польско-германской границы по Одеру – Нейсе и больших репараций с Германии (включая и её западную зону). В то же время советские представители внесли предложения об изменение режима Черноморских проливов (включая создание там военно-морских баз), возвращение СССР Карского и Ардаганского округов, которые отошли к Турции в 1921 году. Советский Союз был заинтересован в изменении режима управления Сирией, Ливаном, бывшими итальянскими колониями в Африке. А в сентябре 1945 года Сталин потребовал подкрепить статус великой державы протекторатом СССР над Ливией, что вызвало большие волнения на Западе. Стремление утвердиться на Ближнем Востоке привело СССР к признанию государства Израиль. “Теперь ни один вопрос международной жизни не должен решаться без участия СССР,” – говорил Молотов. Лишь под жёстким давлением Запада советские войска покинули в 1946 году Иран. Политика СССР по превращению освободившихся от фашистской оккупации государств Восточной Европы в своих сателлитов была простой. Компартии этих стран, опираясь на советские девизии, контролировавшие территорию восточноевропейских государств, совершали государственные перевороты и брали власть в свои руки. Механизм захвата власти почти везде был одинаков. В течение трёх-четырёх лет сформировался блок коммунистических стран- сателлитов Восточной и Юго-Восточной Европы. Возникла мировая социалистическая система.

В чём выражалась «Холодная война»

Гонка вооружений.

Начало "холодной войны" было связано с атомным оружием. Как известно, в 1945 г. США оказались единственной ядерной державой в мире. В ходе войны с Японией они взорвали атомные бомбы над японскими городами Хиросимой и Нагасаки. Стратегическое превосходство привело к тому, что американские военные стали строить различные планы превентивного удара по СССР. Но американская монополия на ядерное оружие сохранялась только четыре года. В 1949 г. СССР провел испытания своей первой атомной бомбы. Это событие стало настоящим потрясением для западного мира и важной вехой "холодной войны". В ходе дальнейших форсированных разработок в СССР вскоре было создано ядерное, а затем и термоядерное оружие. Воевать стало очень опасно для всех, и чревато очень дурными последствиями. Накопленный за годы "холодной войны" ядерный потенциал был огромен, но гигантские запасы губительного оружия пользы не приносили, а затраты на их производство и хранение росли. Если раньше говорили "мы вас можем уничтожить, а вы нас - нет", то теперь формулировка изменилась. Стали говорить "вы нас 38 раз уничтожить можете, а мы вас - 64!" Споры бесплодные, особенно, учитывая, что, если бы началась война, и один из противников применил бы ядерное оружие, очень скоро ничего не осталось бы не только от него, но и от всей планеты. Гонка вооружений нарастала стремительными темпами. Стоило одной из сторон создать какое-либо принципиально новое оружие, как ее противница бросала все силы и ресурсы, чтобы добиться того же. Безумное соревнование затронуло все области военной промышленности. Соревновались везде: в создании новейших систем стрелкового оружия, в новых конструкциях танков, самолетов, кораблей и подводных лодок, но пожалуй самым драматическим было соревнование в создании ракетной техники. США обогнали СССР по количеству ядерных вооружений. СССР обогнал США в ракетостроении. СССР первым в мире запустил спутник, а в 1961 году первым отправил в космос человека. Выносить столь наглядное превосходство американцы не могли. В итоге - их высадка на Луну. В этот момент стороны достигли стратегического паритета. Однако это не остановило гонку вооружений. Наоборот, она распространилась на все отрасли, имеющие хоть какое-то отношение к вооружениям. Гонка вооружений коснулась даже образования. После полета Гагарина, США были вынуждены пересмотреть основы системы образования и ввести принципиально новые методы обучения. Гонка вооружений была впоследствии добровольно приостановлена обеими сторонами. Был заключен ряд договоров, ограничивающих накопление вооружений. Таких, как например, Договор о запрещении испытаний ядерного оружия в атмосфере, в космическом пространстве и подводой (5.08.1963г.), Договор о нераспространении ядерного оружия, создания безъядерных зон (1968г.), соглашения по ОСВ-1(ограничение и сокращение стратегических вооружений) (1972г.), Конвенции о запрещении разработки, производства и накопления запасов бактериологического и токсинного оружия и об их уничтожении (1972г.) и многих других.

Борьба за влияние в странах третьего мира.

С момента достижения стратегического паритета (начало шестидесятых годов) военная составляющая гонки вооружений постепенно отодвигается на второй план, на сцене же разыгрывается борьба за влияние в странах третьего мира. Сам этот термин был введен в обиход благодаря большему влиянию неприсоединившихся стран, открыто не примкнувших к одной из противоборствующих сторон. Если на первых порах, сам факт противостояния двух мощных систем на мировой карте привел к обвальной деколонизации (период освобождения Африки), то в более поздний период сформировался круг государств открыто и очень эффективно использующих выбор своей политической ориентации на ту или другую сверхдержаву. В известной степени сюда можно отнести страны так называемого арабского социализма, решавших за счет СССР свои конкретные узко-национальные задачи.

Гонка в области культуры, спорта, кинематографии.

"Холодная война" велась не только в политике, но и в области культуры, спорта. Так например, США и многие страны Западной Европы бойкотировали Олимпийские игры 1980 года в Москве. В ответ спортсмены стран Восточной Европы бойкотировали следующую Олимпиаду в Лос-Анджелесе в 1984 году. "Холодная война" была широко отражена в кинематографе, причем пропагандистские фильмы снимали обе стороны. У США это: "Красный рассвет", "Америка", "Рембо, первая кровь, часть два", "Железный орел", "Вторжение в США". В СССР же сняли: "Ночь без милосердия", "Нейтральные воды", " Случай в квадрате 36 80", "Одиночное плавание" и многие другие. Несмотря на то, что фильмы совсем разные, в них, с разной степенью талантливости, показывалось какие плохие "они" и какие хорошие парни служат в нашей армии. Своеобразно и очень точно, проявление "холодной войны" в искусстве отразилось в строке из популярной песни "и даже в области балета, мы впереди планеты всей."

Крупные конфликты «Холодной войны»

Для "холодной войны" было характерно частое появление "горячих" точек Каждый локальный конфликт выносился на мировую арену, благодаря тому, что противники по "холодной войне" поддерживали противоборствующие стороны.

Корейская война.

В 1945 г. советские и американские войска освободили Корею от японской армии. К югу от 38-й параллели расположились войска США, к северу - Красная армия. Таким образом Корейский полуостров оказался разделенным на две части. На Севере к власти пришли коммунисты, на Юге - военные, опиравшиеся на помощь США. На полуострове образовалось два государства - северная Корейская Народно-Демократическая Республика (КНДР) и южная Республика Корея. Руководство Северной Кореи мечтало объединить страну, хотя бы и силой оружия. В 1950 г. северокорейский руководитель Ким Ир Сен побывал в Москве и заручился поддержкой Советского Союза. Планы "военного освобождения" Южной Кореи были также одобрены китайским руководителем Мао Дзэ Дуном. На рассвете 25 июня 1950 г. северокорейская армия двинулась на юг страны. Ее наступление было столь мощным, что уже через три дня она заняла столицу Юга - Сеул. Затем продвижение северян замедлилось, но к середине сентября почти весь полуостров оказался в их руках. Казалось, от окончательной победы армию севера отделяет лишь одно решающее усилие. Однако еще 7 июля Совет Безопасности ООН проголосовал за то, чтобы направить международные войска на помощь Южной Корее. И вот в сентябре войска ООН (в основном американские) пришли на помощь южанам. Они развернули мощное наступление на Север с того пятачка, который все еще удерживала южнокорейская армия. Одновременно была произведена высадка войск на западное побережье, рассекавшая полуостров пополам. События стали развиваться с той же быстротой в обратную сторону. Война продолжалась еще три года. Во время американского наступления в 1950-м г. Советский Союз перебросил на помощь Северной Корее несколько авиационных дивизий. Американцы существенно превосходили китайцев в технике. Китай нес тяжелые потери. 27 июля 1953 г. война закончилась перемирием. В Северной Корее осталось у власти дружественное СССР и Китаю правительство Ким Ир Сена, принявшего почетное звание "великого вождя".

Возведение Берлинской стены.

В 1955 г. окончательно оформился раздел Европы между Востоком и Западом. Однако четкая граница противостояния разделила Европу еще не до конца. В ней оставалось одно незакрытое "окно" - Берлин. Город оказался разделенным пополам, причем Восточный Берлин являлся столицей ГДР, а Западный Берлин считала своей частью ФРГ. Два противоположных общественных строя уживались в пределах одного города, при этом каждый берлинец мог беспрепятственно попасть "из социализма в капитализм" и обратно, перейдя с одной улицы на другую. Ежедневно эту невидимую границу пересекали в обе стороны до 500 тысяч человек. Многие восточные немцы, пользуясь открытой границей, навсегда уезжали на Запад. Ежегодно так переселялись тысячи людей, что весьма беспокоило восточногерманские власти. Да и в целом открытое настежь окно в "железном занавесе" совершенно не соответствовало общему духу эпохи. В августе 1961 г. советские и восточногерманские власти приняли решение закрыть границу между двумя частями Берлина. Напряжение в городе росло. Западные страны выразили протест по поводу разделения города. Наконец в октябре противостояние достигло высшей точки. У Бранденбургских ворот и на Фридрихштрассе, возле главных пропускных пунктов, выстроились американские танки. Им навстречу вышли советские боевые машины. Более суток танки СССР и США простояли с нацеленными друг на друга орудиями. Периодически танкисты включали моторы, как бы готовясь к атаке. Напряжение несколько разрядилось лишь после того, как советские, а вслед за ними и американские танки отошли на другие улицы. Однако окончательно западные страны признали раздел города только спустя десять лет. Его оформило соглашение четырех держав (СССР, США, Англии и Франции), подписанное в 1971 г. Во всем мире возведение Берлинской стены восприняли как символическое завершение послевоенного раздела Европы

Кубинский Ракетный Кризис.

1 января 1959 г. на Кубе победила революция, во главе которой стоял 32-летний партизанский вождь Фидель Кастро. Новое правительство начало решительную борьбу с американским влиянием на острове. Нет нужды говорить, что Советский Союз полностью поддержал Кубинскую революцию. Однако власти Гаваны серьезно опасались военного вторжения США. В мае 1962 г. Никита Хрущев выдвинул неожиданную идею - разместить на острове советские ядерные ракеты. Такой шаг он шутливо объяснял тем, что империалистам "надо запустить ежа в штаны". После некоторых размышлений Куба ответила согласием на советское предложение, и летом 1962 г. на остров было отправлено 42 ракеты с ядерными боеголовками и бомбардировщики, способные нести ядерные бомбы. Переброска ракет производилась в строжайшей тайне, однако уже в сентябре руководство США заподозрило неладное. 4 сентября президент Джон Кеннеди заявил, что США ни в коем случае не потерпят советских ядерных ракет в 150 км от своего берега. В ответ Хрущев заверил Кеннеди, что никаких советских ракет или ядерных зарядов на Кубе нет и не будет. 14 октября американский самолет-разведчик сфотографировал с воздуха стартовые площадки для ракет. В обстановке строгой секретности руководство США начало обсуждать ответные меры. 22 октября президент Кеннеди обратился по радио и телевидению к американскому народу. Он сообщил, что на Кубе обнаружены советские ракеты, и потребовал от СССР немедленно удалить их. Кеннеди объявил, что США начинают военно-морскую блокаду Кубы. 24 октября по просьбе СССР срочно собрался Совет Безопасности ООН. Советский Союз продолжал упорно отрицать наличие на Кубе ядерных ракет. Обстановка в Карибском море все более накалялась. К Кубе двигалось два десятка советских кораблей. Американские суда получили приказ остановить их, если потребуется - огнем. Правда до морских сражений дело не дошло. Хрущев приказал нескольким советским кораблям остановиться на линии блокады. С 23 октября между Москвой и Вашингтоном начался обмен официальными письмами. В первых посланиях Н.Хрущев с негодованием называл действия США "чистейшим бандитизмом" и "безумием выродившегося империализма". Через несколько дней стало ясно, что США полны решимости любой ценой убрать ракеты. 26 октября Хрущев направил Кеннеди более примирительное послание. Он признавал, что на Кубе имеется мощное советское оружие. В то же время Никита Сергеевич убеждал президента, что СССР не собирается нападать на Америку. По его выражению, "Только сумасшедшие могут так поступать или самоубийцы, желающие и сами погибнуть, и весь мир перед тем уничтожить". Хрущев предлагал Джону Кеннеди дать обязательство не нападать на Кубу; тогда Советский Союз сможет вывезти с острова свое оружие. Президент Соединенных Штатов ответил, что США готовы принять на себя джентельменское обязательство не вторгаться на Кубу, если СССР заберет свое наступательное оружие. Таким образом первые шаги к миру были сделаны. Но 27 октября наступила "черная суббота" Кубинского кризиса, когда лишь чудом не вспыхнула новая мировая война. В те дни над Кубой с целью устрашения дважды в сутки проносились эскадрильи американских самолетов. И вот 27 октября советские войска на Кубе сбили зенитной ракетой один из самолетов-разведчиков США. Его пилот Андерсон погиб. Ситуация накалилась до предела, президент США принял решение через двое суток начать бомбардировку советских ракетных баз и военную атаку на остров. Однако в воскресенье,28 октября, советское руководство решило принять американские условия. Решение убрать с Кубы ракеты было принято без согласования с кубинским руководством. Возможно, так поступили намеренно, поскольку Фидель Кастро категорически возражал против удаления ракет. Международная напряженность стала быстро спадать после 28 октября. Советский Союз вывез с Кубы свои ракеты и бомбардировщики. 20 ноября США сняли морскую блокаду острова. Кубинский (или Карибский) кризис мирно завершился.

Вьетнамская война

Вьетнамская война началась с инцидента в Тонкинском заливе, во время которого суда береговой охраны ДРВ обстреляли американские эсминцы, оказывавших огневую поддержку правительственным войскам Южного Вьетнама в их борьбе с партизанами. После этого все тайное стало явным и конфликт развивался по уже привычному образцу. Одна из сверхдержав вступила в войну открыто, а вторая делала все от нее зависящее, чтобы воевать было "нескучно". Война которую в США представляли себе легкой прогулкой оказалась кошмаром Америки. Антивоенные демонстрации потрясли страну. Молодежь восстала против бессмысленной бойни. В 1975 году США сочли за благо объявить, что они "выполнили свою миссию" и приступить к эвакуации своего воинского контингента. Эта война сильно потрясла все Американское общество и привела к крупным реформам. Послевоенный кризис продолжался больше 10 лет. Трудно сказать чем бы он закончился не подвернись под руку Афганский кризис.

Афганская война.

В апреле 1978 г. в Афганистане произошел переворот, позднее названный Апрельской революцией. К власти пришли афганские коммунисты - Народно-демократическая партия Афганистана (НДПА). Правительство возглавил писатель Нур Мухаммед Тараки. Однако уже через несколько месяцев внутри правящей партии разгорелась острая борьба. В августе 1979 г. вспыхнуло противоборство между двумя вождями партии - Тараки и Амином. 16 сентября Тараки сместили с поста, исключили из партии и взяли под стражу. Вскоре он скончался - по официальному сообщению, "от треволнений". Эти события вызвали недовольство в Москве, хотя внешне все оставалось как прежде. Осуждение вызывали начавшиеся в Афганистане массовые "чистки" и расстрелы в партийной среде. И так как они напомнили советским руководителям китайскую "культурную революцию", возникали опасения, что Амин может порвать с СССР и сблизиться с Китаем. Амин неоднократно просил о вводе в Афганистан советских войск для укрепления революционной власти. Наконец, 12 декабря 1979 г. советское руководство приняло решение исполнить его просьбу, но при этом убрать самого Амина. Советские войска были введены в Афганистан, Амин был убит взрывом гранаты при штурме президентского дворца. Теперь советские газеты называли его "агентом ЦРУ", писали о "кровавой клике Амина и его приспешников". На Западе ввод советских войск в Афганистан вызвал бурные протесты. С новой силой вспыхнула "холодная война". 14 января 1980 г. Генеральная Ассамблея ООН потребовала вывода "иностранных войск" из Афганистана. За это решение голосовало 104 государства. Между тем в самом Афганистане стало усиливаться вооруженное сопротивление советским войскам. Против них сражались уже, конечно, не сторонники Амина, а противники революционной власти вообще. Советская печать первое время утверждала, что никаких боев в Афганистане нет, что там царят мир и спокойствие. Однако война не утихала, и когда это стало ясно, в СССР признали, что в республике "бесчинствуют бандиты". Их называли "душманами", то есть врагами. Тайно, через Пакистан, их поддерживали Соединенные Штаты, помогая оружием и деньгами. США хорошо знали, что такое война против вооруженного народа. Опыт Вьетнамской войны был использован на все 100%, с одной лишь маленькой разницей, роли поменялись. Теперь СССР воевал со слаборазвитой страной, а США помогали ему почувствовать какая это непростая вещь. Повстанцы контролировали значительную часть территории Афганистана. Всех их объединял лозунг джихада - священной исламской войны. Они называли себя "моджахедами" - борцами за веру. В остальном программы повстанческих групп сильно разнились. Война в Афганистане не прекращалась более девяти лет. В ходе военных действий погибло более миллиона афганцев. Советские войска, по официальным данным, потеряли убитыми 14453 человека. В июне 1987 г. были сделаны первые, пока символические шаги к установлению мира. Новое кабульское правительство предложило повстанцам "национальное примирение". В апреле 1988 г. Советский Союз подписал в Женеве соглашение о выводе войск из Афганистана. 15 мая войска начали уходить. Девять месяцев спустя, 15 февраля 1989 г., Афганистан покинул последний советский солдат. Для Советского Союза в этот день афганская война закончилась.

Влияние «Холодной войны» на мировое развитие

Итоги

Наверное, итоги “холодной войны” подведет история, ее истинные результаты будут видны через десятилетия. Сейчас мы не объективны. С одной стороны, есть немало людей, считающих, что “холодная война” не закончилась, а перешла в следующую фазу; с другой стороны, многие склонны рассматривать ее итоги как начало нового противостояния. Что плохого в “холодной войне”? Прежде всего, наверное, балансирование на грани войны. Стороны конечно не воевали, но так основательно к ней готовились, что казалось она может начаться в любой момент. Все события и явления в мире, в мире рассматривались как хорошие и плохие, то, что выгодно одной из сторон (в этом они мало отличались друг от друга) было хорошо, все остальное - плохо. Целые поколения людей вырастали с деформированной психикой, которая выражалась в неадекватном восприятие окружающего мира. Но эта война принесла с собой и много положительных результатов. Ну во-первых, потому, что она была не горячей, т.е. в достаточно длительный период не смотря на очень сильные противоречия стороны смогли выяснить отношения не прибегая к силе оружия; во-вторых, она впервые заставила противоположные стороны вести переговоры и вносить определенные правила игры в само противостояние (целая система договоров по ограничению гонки вооружений тому доказательство); гонка вооружений, как явление, имела безусловный знак минус. Она уносила огромные материальные ресурсы, но как и любое явление имела и оборотную сторону. В данном случае можно говорить о “золотом веке” естественных наук, без бурного развития которых ни о какой гонке вооружений нельзя было бы и думать. Ну и наконец она подчеркнула, что основная составляющая, которая определила победу одной из сторон - это общечеловеческие ценности, перевесить которые не смогло ни фантастическое развитие техники, ни изощренное идеологическое воздействие.

Ресурсы

Книги и монографии

1. История России XX-начало XXI Н.В. Загладин, С.Ю. Козленко, С.Т. Минаков, Ю.А. Петров. Редакция «Русское слово» 2. Александров-Агентов А.М.. От Коллонтай до Горбачева, Москва, 1994. 3. Батюк В., Евстафьев Д. Первые заморозки. Советско-американские отношения в 1945-1950 г., Москва, 1995.

4. Боффа Д. История Советского Союза. Т.2. От Отечественной войны до положения второй мировой державы. Сталин и Хрущёв. 1941-1964 гг. М.:: Дело, 1994.

5. Василенко И. Геополитика. Учеб. пособие. М.: Инфра-М, - 2001.

6. Верт Н. История советского государства 1900 1991. М.: Прогресс, 1992.

7. Волобуев О., Кулешов С. История и перестройка. Публицистические заметки. - М.: Русь, 1989.

8. Гаджиев К.С. Геополитика. - М.: Логос, - 2001.

9. Глобализация и моделирование социальной динамики. М.: Институт социальных наук, 2004.

10. История международных отношений и внешней политики СССР / Под ред. И.А. Кирилина. М.: Международные отношения, 1996. В 3 т.

11. История СССР. Под редакцией Островского В. П. М.: Логос, 1990.

12. Поздняков Э.А. Внешнеэкономическая деятельность и международные отношения. М.: Наука, 1986.

13. Россия и мир. Под редакцией Данилова А. А. М.: Международные отношения, 1994.

14. Советская внешняя политика в годы холодной войны (1945 1985) / Под ред. Г.Н. Нежинского. М.: Международные отношения, 1995.

15. Трофименко Г.А. Эволюция военно политической стратегии США. /Современная внешняя политика США. В двух томах. Том первый. М.: Наука, 1984.

16. Уткин А.И. Американская империя. М.: Изд-во Эксмо, 2003.

17. Уткин А.И. Россия и современный мировой порядок. Конспект лекций. - М., 2005.

18. Уткин А. Мировая холодная война. М.:Алгоритм, Эксмо; 2005 г. .