Помощь ссср развивающимся странам и противостояние с западом. Отношения с государствами «третьего мира»
Основы внешней политики КПСС
Международную политику Советского Союза, ее цели, задачи и практические пути их реализации в середине 60-х-середине 80-х годов определяла КПСС, как «руководящая и направляющая» сила советского общества. В документах и материалах съездов и пленумов КПСС, в выступлениях Генерального секретаря ЦК КПСС Л.И.Брежнева, члена Политбюро, министра иностранных дел А.А.Громыко на основе классового анализа социально-экономических и политических процессов, происходящих в СССР и в мире, были определены три приоритетные задачи:
1) укрепление и расширение социалистического лагеря, единство и сплочение политического, военного и экономического сотрудничества;
2) поддержка национально-освободительного движения, коммунистических и рабочих партий, решительный отпор агрессивным силам;
3) мирное сосуществование государств с различным социальным строем, устранение угрозы мировой войны расширение взаимовыгодных деловых контактов.
Съезды КПСС конкретизировали тактические задачи на очередное пятилетие. Так, XXIV съезд (март-апрель 1971 г.) подтвердил преемственность и стабильность целей советской внешней политики и выработал новую внешнеполитическую доктрину, получившую название Программы мира. Она содержала конкретные предложения решения самых актуальных проблем по укреплению мира:
Ликвидация военных очагов в Юго-Восточной Азии и на Ближнем Востоке, достижение политического урегулирования в этих районах; оказание отпора любым актам агрессии и международного произвола; заключение международных соглашений о неприменении силы и угрозы ее применения для урегулирования спорных вопросов;
Окончательное признание территориальных изменений в Европе, происшедших в результате второй мировой войны, осуществление коренного поворота к разрядке и миру на этом континенте, созыв и успешное проведение общеевропейского совещания по безопасности и сотрудничеству, создание системы коллективной безопасности в Европе, ликвидация военных группировок в Европе или их военных организаций;
Запрещение ядерного, химического и бактериологического оружия, повсеместное прекращение испытаний ядерного оружия, создание безъядерных зон, созыв конференции по разоружению, ликвидация иностранных военных баз, сокращение вооруженных сил и вооружений в Центральной Европе, сокращение военных расходов;
Полная ликвидация оставшихся колониальных режимов, всеобщее осуждение и бойкот любых проявлений расизма и апартеида;
Развитие и углубление взаимовыгодного сотрудничества во всех областях с государствами, которые со своей стороны стремятся к этому.
Последующие съезды JS.1ICO конкретизировали и развивали основные положения Программы мира,
Основные принципы внешней политики Советского государства были закреплены в ст. 28, 29, 30 Конституции СССР, принятой в октябре 1977 г. В нее были внесены основные положения взаимоотношений между народами, принятые на международном Совещании глав 33 европейских государств, а также США и Канады в Хельсинки. Эти взаимоотношения строятся на основе принципов: суверенного равенства; взаимного отказа от применения силы или угрозы силой; нерушимости границ; территориальной целостности государств; мирного урегулирования споров; невмешательства во внутренние дела; уважения прав человека и основных свобод; равноправия и права народов распоряжаться своей судьбой; сотрудничества между государствами; добрососедского выполнения обязательств, вытекающих из общепризнанных принципов и норм международного права, из заключенных СССР международных договоров.
Социалистический интернационализм
Одним из основополагающих принципов советской внешней политики было «уважение суверенитета и независимости, равноправие и невмешательство во внутренние дела друг друга». И если этот принцип СССР строго соблюдал с сильными странами и их союзниками, то со странами «третьего мира», а тем более с соцстранами он дополнялся обязанностью единства действий, всеобщностью социалистических интересов, интернациональной солидарностью. Но на практике столь существенное дополнение могло перечеркнуть главные принципы внешнеполитической деятельности, даже теоретически обосновать или развить ленинские принципы, в зависимости от политической обстановки и конъюнктурных соображений советских руководителей. Так, на самостоятельность политического курса Албании был наложен глухой кодпак безмолвия. Начавшаяся в 1966 г. в Китае «культурная революция» позволила советским теоретикам марксизма исключить огромную страну из международной жизни социалистического содружества. В ответ на «Пражскую весну» (1968 г.). последовала вооруженная акция пяти государств - участников Варшавского Договора, прервавшая процесс демократических преобразований в Чехословакии. Таким образом социалистический интернационализм в действии утверждал «авторитет» марксистско-ленинской теории социалистического строительства. Так утверждался и командно-административный стиль руководства.
Процесс политического «единства» дополнялся военной и экономической интеграцией стран социалистического содружества. В 1970 г. государствами СЭВ был создан Международный Инвестиционный Банк, который предоставлял долгосрочные кредиты на осуществление мероприятий по кооперированию производства, строительство и расширение ведущих отраслей промышленности и производство вооружений. В 1971 г. была принята Комплексная программа дальнейшего углубления и совершенствования сотрудничества и развития социалистической экономической интеграции стран-членов СЭВ, рассчитанная на 15-20 лет. В середине 70-х годов СССР являлся крупнейшим рынком для товаров стран социалистического содружества, на их долю приходилось 58,5% объема всей внешней торговли Советского Союза, а доля СССР в общем объеме торговли СЭВ составляла 28,6%.
В тесной связи с внешнеполитическим и экономическим сотрудничеством укреплялась Организация Варшавского Договора. В 1969 г. был создан Комитет министров обороны и принято новое положение об Объединенных вооруженных силах и Объединенном командовании ОВД. Основу Объединенных вооруженных сил составляла Советская Армия с мощнейшим ракетно-ядерным оружием, во главе Объединенного командования ОВД неизменно стоял Маршал Советского Союза.
Кризисные явления социалистической системы хозяйствования в 70-80-е годы стали проявляться не только во внутренних процессах стран социалистического содружества, но и в их взаимоотношениях. Летом 1980 г. социально-экономический и общественно-политический кризис в Польше вылился в открытый конфликт между властью и народом. Советское руководство пыталось представить его как результат империалистического вмешательства, подрывных действий ЦРУ и антисоциалистических контрреволюционных сил. Приостановило социально-политический кризис введение военного положения в Польше по решению первого секретаря ЦК ПОРП и Председателя Совета Министров ПНР В.Ярузельского.
Осложнились отношения Советского Союза с Венгрией, которая, пытаясь уйти от надвигающегося социально-экономического кризиса, начала в конце 60-х годов экономическое реформирование. Румыния выражала недовольство в связи с поставками советской нефти и газа (по нефтепроводу «Дружба» с 1964 г. и газопроводу «Союз» с 1979 г.). Конфликт между СССР и Китаем не просто углублялся, нарастала его идеологизация и милитаризация. СССР был объявлен врагом № 1.
Таким образом во взаимоотношениях СССР с социалистическими странами проявлялся интернационализм: «...никто не вмешивается в конкретные меры по совершенствованию социалистического строя в различных странах социализма, - отмечал С.Ковалев в статье "Суверенитет и интернациональные обязанности социалистических стран". - Но дело коренным образом меняется, когда возникает опасность для самого социализма в той или иной стране» («Правда». 1968 г. 26 сент.). Иначе говоря, сам выбор социалистического пути развития обрекал страну на окончательный и бесповоротный путь, изменить который можно было лишь всем сразу и никому в отдельности. Главным же криминалом являлся отход от «единственно верного» учения марксизма-ленинизма и пренебрежение опытом и советами из Московского Кремля.
Помощь СССР развивающимся странам
К концу 60-х-середине 70-х годов резко усилилась борьба народов с колониализмом и неоколониализмом. «В целом, - констатировал Генеральный секретарь ЦК КПСС Л.И.Брежнев в докладе "Великий Октябрь и прогресс человечества", - колониальную систему империализма в ее классических формах можно считать уже ликвидированной». По мнению советского руководства, крах колониальной системы проходил на фоне углубляющегося кризиса капитализма и явился фактором его дальнейшего углубления. Таким образом, необходимо было активизировать наступление социализма в странах, еще не определившихся в своем дальнейшем пути развития.
Исходя из решений партийных форумов, выступлений Л.И.Брежнева, других руководителей Коммунистической партии и Советского правительства, политика СССР в отношении развивающихся стран включала: активную поддержку сил, ведущих борьбу против империализма, за ликвидацию остатков колониального господства, против неоколониализма, расизма, апартеида, сионизма, за политическую независимость и экономическую самостоятельность, подлинное равноправие в международном разделении труда, за право самим распоряжаться своими природными ресурсами; равноправие и взаимовыгодное сотрудничество со всеми странами; непризнание и решительное осуждение расистских режимов, антинародных диктатур, участие во всех видах бойкотов и санкций против них.
Учитывая то, что освободившиеся страны неоднородны по своей политической ориентации, исходя из классовых позиций, Советский Союз оказывал им не только моральную поддержку, но и военную помощь.
С 1967 г. СССР методически вел политическую и дипломатическую борьбу, осуществляя военную помощь арабским народам Ирака, Сирии, Палестины, НДРЙ. Такая политика, вытекавшая из ленинского учения о справедливых и несправедливых войнах, соответствовала международным соглашениям, нормам международного права, Уставу ООН. И все же вмешательство во внутренние дела другого государства, тем более военное, вело к гражданской войне, в которой каждая из противоборствующих сторон считала себя правой, к гибели невинных людей. Наглядный пример тому - события 70-х годов в Анголе, Эфиопии, Никарагуа, Кампучии, но самый кровавый после Вьетнама - введение «ограниченного контингента» советских войск в Афганистан в декабре 1979 г.
Важнейшей составной частью интернациональной помощи развивающимся странам стало экономическое сотрудничество, особенно интенсивное в конце 60-х-70-х годах. При техническом содействии Советского Союза в освободившихся государствах создавались крупнейшие государственные предприятия в ключевых отраслях экономики: металлургии, энергетики, машиностроении, геолого-разведочных работ, сельском хозяйстве.
СССР представлял развивающимся странам кредиты на более льготных условиях, чем развитые капиталистические государства.
Подготовка высококвалифицированных специалистов в советских ВУЗах не стоила ни копейки прибывшим на обучение из развивающихся стран.
Щедрая помощь Союза ССР обошлась ему «в копеечку». На октябрь 1992 г. страны «третьего мира» задолжали СССР 146 млрд. долл., львиную долю которых вернуть невозможно. При этом Советский Союз сам задолжал капиталистическим странам около 81 млрд. долл.
Таким образом, в основе отношений СССР с развивающимися странами лежали не экономический расчет и человеческое сострадание, а идеологическая догма марксизма-ленинизма, ради которой партийно-советское руководство посылало на смерть своих солдат и обирало своих подданных.
Взаимоотношения СССР с капиталистическими государствами
В середине 60-х-70-х годах «холодная война» между Востоком и Западом достигла опасных пределов, преступив которые можно было ввергнуть мир в термоядерную войну. К тому же поддержание военного паритета значительно отражалось на благосостоянии человечества.
Особое значение в стабилизации международной обстановки имели отношения СССР и США, которые возглавляли противостояние капиталистических и социалистических стран и обладали наибольшей военной мощью, способной уничтожить мир или предотвратить катастрофу.
Учитывая важность космического пространства, еще не поделенного человечеством, СССР и США в январе 1967 г. подписали Договор о принципах деятельности государств по исследованию и использованию космического пространства, в апреле 1968 г. - Соглашение о спасении космонавтов... Их результатом явился советско-американский космический эксперимент в июле 1975 г. В 1968 г. был подписан Договор о нераспространении ядерного оружия. «Наступает эра переговоров», - отметил президент США Р.Никсон в январе 1969 г.
Особо значительными и продуктивными в советско-американских отношениях являлись встречи на высшем уровне. В мае 1972 г. в Москве состоялась первая встреча президента США Р.Никсона и Генерального секретаря ЦК КПСС Л.Брежнева. Обе стороны отметили, что «в ядерный век не существует иной основы для поддержания отношений между ними, кроме мирного сосуществования». СССР и США подчеркнули, что на них лежит особая обязанность «делать все от них зависящее, чтобы не возникло конфликтов или ситуаций, способных усилить международную напряженность». Важнейшим элементом упрочения двусторонних отношений являлось расширение торгово-экономических связей. Была принята программа сотрудничества в научно-технической сфере и в области культуры. Стороны заявили, что они «не претендуют сами и не признают чьих бы то ни было притязаний на какие-либо особые права или преимущества в мировых делах». Встреча в верхах и принятый документ заложили основу для развития взаимовыгодного сотрудничества между СССР и США, что должно было стабилизировать международную обстановку. Контакты на высшем уровне стали традиционными.
В результате принятых решений на советско-американских переговорах в 1972-1974 гг. США заняли второе место среди западных торговых партнеров СССР. Однако дискриминационные торгово-кредитные санкции, высокие таможенные пошлины США, а также военное обострение на международной арене к концу 70-х годов свели товарооборот СССР и США почти к нулю.
Начало новому этапу отношений между странами Востока и Запада положил договор между СССР и ФРГ, подписанный в августе 1970 г. (вступил в действие в 1979 г.). Договор открывал перспективы для решения проблем безопасности в Европе и для нормализации общеевропейского сотрудничества. В октябре 1971 г. были подписаны «Принципы сотрудничества между СССР и Францией». Документ подтверждал нерушимость нынешних границ; невмешательство во внутренние дела; равенство; независимость; отказ от применения силы или угрозы ее применения. Обе стороны уделяли постоянное внимание совершенствованию отношений в области экономики, торговли, культуры. В июле 1973 г. была разработана советско-французская программа промышленного сотрудничества сроком на 10 лет. Темпы роста советско-французской торговли в 197.5- 1976 гг. составляли около 30% в год, а объем ее был равен размеру всего товарооборота за предыдущее пятилетие.
Основой укрепления взаимного доверия и устранения конфронтации, укрепления мира и безопасности стали встречи руководителей 33 государств Европы, США и Канады, начало которым положил форум в Хельсинки (1975 г.). Немалый вклад в улучшение добрососедских отношений внесли декларация «За новые рубежи в международной разрядке, за укрепление безопасности и развитие сотрудничества в Европе» (1976 г.) и Московская декларация (1978 г.), принятые Политическим Консультативным Комитетом государств-участников Варшавского Договора.
Однако катализатором двусторонних отношений, как и международной обстановки в целом, явился приемлемый политический компромисс противоборствующих идеологий, или обострение военного противостояния двух противоположных социально-экономических систем.
Идеологическое соревнование СССР и Запада
Одним из основных тормозов нормализации международных отношений продолжало оставаться идеологическое противоборство. В середине 70-х годов Советский Союз, по заявлению его руководителей, вступил в стадию «развитого социализма» при том, что в стране с середины 60-х годов шел спад экономики. Партийно-советское руководство упорно твердило о нарастании общего кризиса капитализма и наступлении социализма по всему фронту. Последнему содействовало всеми имеющимися средствами: политической поддержкой, материальной, партийной помощью, экономическим стимулированием, военным оснащением и др.
Организация Варшавского Договора в 60-70-х годах стала не только военным оборонительным союзом социалистических стран Восточной Европы и СССР, но также политическим и экономическим центром, координирующим международные отношения социалистического лагеря в целом. ЦК КПСС фактически руководил действиями всех прокоммунистических режимов стран Азии, Африки, Латинской Америки, Ближнего и Среднего Востока. В июне 1975 г. советский правозащитник академик А.Д.Сахаров в книге «О стране и мире» писал: «О советском обществе. Именно недостаточным пониманием того, что скрывается за его фасадом, непониманием потенциальных опасностей советского тоталитаризма объясняются многие иллюзии западной интеллигенции и в конечном счете удивительные просчеты и неудачи западной политики, без боя отдающей кусок за куском своему партнеру по разрядке». Главным фронтом идеологического противоборства явилось классовое толкование прав человека, вероломное нарушение не только деяний, но и элементарных желаний людей. «Абсолютная - для большинства - невозможность заграничных поездок, даже туристических, для учения или лечения». А.Д.Сахаров отстаивал естественные права человека, в том числе «Законодательное подтверждение права на отделение союзных республик, права на обсуждение вопроса об отделении». По твердому убеждению А.Сахарова «защита прав человека во всем мире с равными мерками для всех стран должна стать предметом заботы не только отдельных энтузиастов, но и правительств и международных организаций».
На Западе были созданы различные общественные организации по защите прав человека, издавалась периодическая печать, выходили специальные труды. Однако Советский Союз не признавал их, а правозащитную деятельность игнорировал. Те же работы, которые становились известны советским людям, подвергались резкому осуждению специально созданной армией научных работников по критике буржуазной историографии.
Идеология, применяемая к конкретным ситуациям с позиций марксизма-ленинизма, охватывала все стороны человеческого бытия, становилась руководством к действию. В международных отношениях идеологическое противоборство приводило к воинственности противостоящих сторон, что грозило перерасти в открытое вооруженное столкновение.
Военное противостояние СССР, Запада, Китая
Идеологическая непримиримость и жестокое противоборство двух систем, нестабильность международной обстановки создавали взрывоопасную напряженность между основными блоками - НАТО и ОВД. Советская политика «наступления социализма» и американская - «сдерживания коммунизма» не исключали открытого военного столкновения при ясном понимании, к чему может привести широкомасштабное применение ядерного оружия. Таким образом, важнейшей проблемой международных отношений оставалось устранение угрозы мировой войны. Хотя война уже шла в Юго-Восточной Азии, Латинской Америке, Африке, на Ближнем и Среднем Востоке и в ней прямо или опосредованно участвовали США и СССР, применяя тактику «гибкого реагирования».
В конце 60-х годов политическое противостояние СССР и Китая переросло в вооруженные столкновения. В марте 1969 г. на советско-китайской границе погибло более 1 тыс. человек. Сближение Китая с США вызывало международную миротворческую активность Советского Союза. В 1971 г. СССР, США, Великобритания и Франция заключили четырехстороннее соглашение по Западному Берлину, признав его независимым городом. Границы ГДР, ПНР и ЧССР были признаны нерушимыми.
Достигнутый Советским Союзом в конце 60-х годов паритет по межконтинентальным баллистическим ракетам привел к советско-американским переговорам по их ограничению. Временный Договор по ограничению стратегических вооружений (ОСВ-1), заключенный в мае 1972 г., на пять лет ограничил для обеих сторон число межконтинентальных и баллистических ракет (МБР) и ракет, запускаемых с подводных лодок (БРИЛ). Договор ОСВ-1 касался лишь ракет с разделяющимися боеголовками, а не числа ядерных зарядов. Исходя из этого СССР, оставлял за собой право, как и США, совершенствовать ракетное оружие. И все же ОСВ-1, хотя и не останавливал гонку вооружений, являлся первым шагом взаимного доверия.
В 1973 г. СССР и США подписали Соглашение о предотвращении ядерной войны. В том же году закончилась война, начатая США, во Вьетнаме. Возобновились переговоры ОВД и НАТО о сокращении вооружений в Европе, которые скоро вновь зашли в тупик. США отказались учитывать новый тип своих вооружений - крылатые ракеты. СССР был против включения в соглашение своего нового бомбардировщика, именуемого на Западе «Бэкфайр». Имелись и другие советско-американские разногласия: «о военном бюджете», о «доле расходов на вооружение»... В 1978 г. страны НАТО приняли решение о ежегодном увеличении военных расходов на 3% процента. И хотя ОСВ-2 в июне 1979 г. был подписан президентом США Д.Картером и Л.Брежневым, договор не был ратифицирован американским сенатом, который был возмущен вторжением советских войск в Афганистан, а сам договор ОСВ-2 считал уступкой Советскому Союзу.
В ответ на размещение советских ракет средней дальности СС-20 в Восточной Европе, НАТО в декабре 1979 г. приняло «двойное решение»: продолжать переговоры по ОС В, но в случае их провала установить в Западной Европе до конца 1983 г.
572 крылатые ракеты «Круиз» и «Першинг», способные поражать объекты на территории СССР за очень короткое подлетное время. 18 ноября 1981 г, президент США Рейган предложил «нулевой вариант»; отменить решение о размещении в Европе ракет «Першинг-2» и «Круиз» в обмен на вывод советских ракет СС-20, СС-4 и СС-5 из стран Восточной Европы.
В начале 80-х годов усилия Советского Союза были направлены на то, чтобы не допустить развертывания американских ракет в Западной Европе, поскольку считалось, что это нарушит стратегическое равновесие, закрепленное ОСВ-2, еще более подорвет экономический бюджет советского народа. Одряхлевшее партийно-советское руководство продолжало отстаивать «законы классовой борьбы», удерживать в идеологической узде свой народ, своих союзников и потенциальных противников. Оно не в состоянии было поступиться принципами марксизма-ленинизма даже перед опасностью самоуничтожения.
Источники и литература
Александров-Агентов A.M. От Коллонтай до Горбачева. М., 1994.
Арбатов Г.А. Затянувшееся выздоровление (1953-1985 гг.). М., 1991.
Ахромеев С. Ф., Корниенко Г.М. Глазами маршала и дипломата: Критический взгляд на внешнюю политику СССР до и после 1985 г. М., 1992.
Брежнев Л.И. О внешней политике КПСС и Советского государства: Речи и статьи. М, 1978.
Громов Б. Ограниченный контингент. М., 1994.
Громыко А.А. Во имя торжества ленинской внешней политики: Избранные речи и статьи. М., 1978.
Марчук Н.И. «Необъявленная» война в Афганистане: Официальные версии и уроки правды. М., 1993.
СССР противостоял экспансионистской политике США, расширяя собственную экспансию в страны «третьего мира». В 1960-х - нач. 1980-х гг. СССР участвовал в воору-жённых конфликтах и войнах в более чем 10 странах «третьего мира».
СССР оказывал просоветским режимам этих стран «интернациональную помощь» в форме :
Отправки советских военных специалистов и контингентов;
Обучения в СССР военных специалистов из этих стран;
Поставок вооруже-ний и военной техники на огромные суммы.
Наиболее крупные локальные войны и вооружённые конфликты имели место в Лаосе (1960-1970 г.), Египте (1962-1974 гг.), Вьетнаме (1965-1974 гг.), Сирии (1967-1973 гг.), Камбодже (1970 г.), Бангладеш (1972-1973 гг.), Анголе (1975-1979 гг.), Мозамбике (1967-1969 гг.), Эфиопии (1977-1979 гг.), Афганистане (апрель 1978-1991 гг.).
По западным дан-ным, СССР предоставил развивающимся странам вооружения и воен-ной техники на сумму: в 1966-1975 гг. - 9,2 млрд., в 1978-1982 гг. - 35,4 млрд. долларов. Росло количество стран - объектов этой помощи. В 1966-1975 гг. её получали 29 стран, в 1980-1984 гг. - 36. Поставки вооруже-ний производились в политических целях, с экономиче-ской точки зрения они были убы-точны для СССР. К нач. 1980-х гг. СССР занял 1-е место в мире по экспорту вооружений, опередив США.
Ближневосточный конфликт.
СССР и Латинская Америка.
В нач. 1970-х гг. СССР поддерживал президента Чили С. Аль-енде , рассчитывая на то, что Чили пойдёт по пути социа-лизма . Однако неудачная экономическая по-литика Альенде при-вела в 1973 г. к военному перевороту, гибели президента Альенде и установлению в Чили диктатуры гене-рала А. Пиночета .
В 1979 г. у Советского Союза появился новый союзник в Ла-тин-ской Америке - Никарагуа , где после свержения диктатора А. Сомосы к власти пришёл Сандинистский фронт национального освобождения (СФНО), выбравший социалистический путь развития. СССР оказал Никарагуа военную и экономическую помощь. На практике сандинистский режим вскоре выродился в диктатуру.
СССР и Африка.
В сер. 1970-х годов рухнула пос-ледняя колониальная империя: португальские колонии - Ангола, Мозамбик, Гвинея-Бисау обрели независимость. В 1979 г. в Эфиопии при советской поддержке была свергнута монархия и установлен режим генерала Менгисту Хайле Мариама . СССР поддерживал Судан, Сомали, Конго, Ан-голу, Мозамбик, Гвинею-Бисау, объявивших о выборе социалистического пути развития. Помощь СССР государст-вам Африки выросла с 241 млн. долларов в 1965 г. до 3,5 млрд. долларов в 1974 г. (Особенно Анголе, Мозамбику и Эфиопии).
Стремление СССР увеличить число союзников привело к неразборчивости в выборе по-литических партнёров, к дружбе с режимами дикта-торского типа (Ирак, Сирия, Ливия, Эфиопия). Такую же политику проводили и США, поддерживая различных диктаторов (исходя из принципа «Он мерзавец, но он наш мерзавец»). К началу 1980-х годов Советский Союз за счёт военной и экономической помощи расширил сферу своего влияния. В Афганистане, Анголе, Лаосе, Сомали, Эфио-пии и др. государствах утвердились просоветские режимы.
Афганская война 1979-1989 гг.
В Афганистане в апреле 1978 г. в результате переворота к власти пришла Народно-демократическая пар-тия Афганистана (НДПА) во главе с Н. Тараки? . Она получила советскую военную, экономическую и по-литическую поддержку. Осенью 1979 г. в Афганистане произошёл новый переворот. Проамериканский политик Х. Ами?н убил Н. Тараки. При поддержке ЦРУ США активизировались исламские фундаменталисты, на территории Па-кистана были созданы центры по их боевой подготовке.
В декабре 1979 г. советское руководство (инициаторы - Ю. В. Андропов , А. А. Громыко и Д. Ф. Устинов с одобрения Л. И. Брежнева ) приняло решение ввести в Афга-нистан «ограни-ченный контингент со-ветских войск» (около 200 тыс. человек). Советские десантники взяли штурмом президентский дворец, X. Амин был убит. К власти пришло просоветское правительство во главе с Б. Кармáлем . Фак-тически произошла оккупация Афганистана. На Ге-неральной Ассамблее ООН действия СССР в Афганистане осудили 104 государства.
СССР был втянут в кровопролитную войну, в которой по-гибло по официальным данным 15.051 советский военнослужащий и более 1 млн. афганцев. 35 тыс. советских военнослужащих было ранено, около 300 пропали без вести. Местное население поддерживало моджахедов (афганских партизан, борцов за веру. В СССР их называли душманами , т.е. бандитами). Война в Афганистане нанесла удар по разрядке напряжённости, привела к росту антисоветских и антироссийских настроений в исламском мире. Из-за советской интервенции в Афганистане США и ряд других стран бойкотировали Московские Олимпийские игры 1980 г. В ответ СССР и большинство стран социалистического лагеря (кроме КНР, Югославии и Румынии) бойкотировали Олимпийские игры 1984 г. в Лос-Анджелесе (США).
Новый виток гонки вооружений.
Военное вмешательство СССР в дела Афганистана осудило подавляющее большинство членов ООН. Резко обост-рились отношения с США. Президент США Д. Картер заявил о возможности «ограниченной ядерной войны », предусматривавшей нанесение первого удара по противнику.
В ночь на 1 сентября 1983 г. над секретными военными объектами Камчатки и Сахалина пролетел южнокорейский пассажирский самолёт Боинг-747. Он был сбит ракетами истребителя Су-15 (лётчик Г. Осипович ). Боинг-747 упал в море у берегов Японии, погибли 269 пассажиров и все члены экипажа. (Тела погибших не были обнаружены). Отношения между Запа-дом и СССР вновь резко обострились. Президент США Р. Рейган назвал СССР «импе-рией зла» и при-нял решение форсировать создание стратегической оборонной инициа-тивы (СОИ), т. е. развернуть «космический щит» над США (программа «звёздных войн»).
Таким образом , в нач. 1980-х гг. усилилось противостояние СССР и Запада, более очевидным стал кризис социалистической системы.
Отношения СССР со странами «третьего мира».
Локальные войны . СССР противостоял экспансионистской политике США, расширяя собственную экспансию в страны ʼʼтретьего мираʼʼ. В 1960-х – нач. 1980-х гᴦ. СССР участвовал в вооружённых конфликтах и войнах в более чем 10 странах ʼʼтретьего мираʼʼ. СССР оказывал просоветским режимам этих стран ʼʼинтернациональную помощьʼʼ в форме:
Отправки советских военных специалистов и контингентов;
Обучения в СССР военных специалистов из этих стран;
Поставок вооружений и военной техники на огромные суммы.
Наиболее крупные локальные войны и вооружённые конфликты имели место в Лаосе (1960–1970 ᴦ.), Египте (1962–1974 гᴦ.), Вьетнаме (1965–1974 гᴦ.), Сирии (1967–1973 гᴦ.), Камбодже (1970 ᴦ.), Бангладеш (1972–1973 гᴦ.), Анголе (1975–1979 гᴦ.), Мозамбике (1967–1969 гᴦ.), Эфиопии (1977–1979 гᴦ.), Афганистане (апрель 1978–1991 гᴦ.). По западным данным, СССР предоставил развивающимся странам вооружения и военной техники на сумму: в 1966–1975 гᴦ. – 9,2 млрд., в 1978–1982 гᴦ. – 35,4 млрд. долларов. Росло количество стран – объектов этой помощи. В 1966–1975 гᴦ. её получали 29 стран, в 1980–1984 гᴦ. – 36. Поставки вооружений производились в политических целях, с экономической точки зрения они были убыточны для СССР. К нач. 1980-х гᴦ. СССР занял 1-е место в мире по экспорту вооружений, опередив США.
Ближневосточный конфликт. В 1967 ᴦ. в результате ʼʼшестидневной войныʼʼ Израиль нанёс поражение армиям Египта͵ Сирии и Иордании, оснащённым советским оружием. СССР разорвал дипломатические отношения с Израилем. В 1969 ᴦ. в Египет было направлено 15 тыс. советских военнослужащих (ʼʼвоенных специалистовʼʼ). Крупную помощь оказал СССР арабским странам во время войны с Израилем в 1973 ᴦ. (войны ʼʼСудного дняʼʼ), когда Египет и Сирия пытались вернуть утраченные территории, но вновь потерпели поражение. С 1974 ᴦ. отношения СССР и Египта ухудшились. В 1976 ᴦ. египетский президент А. Садат разорвал договор с СССР и подписал в 1979 ᴦ. Кэмп-Дэвидский мирный договор с Израилем (при посредничестве США). Советско-египетские отношения возобновились после убийства А. Садата в 1981 ᴦ. и избрания президентом Египта X. Мубáрака . Советские специалисты вернулись в Египет. Опорой СССР на Ближнем Востоке являлась Организация Освобождения Палестины (ООП, глава – Ясир Арафат ).
СССР и Латинская Америка. В нач. 1970-х гᴦ. СССР поддерживал президента Чили С. Альенде , рассчитывая на то, что Чили пойдёт по пути социализма. При этом неудачная экономическая политика Альенде привела в 1973 ᴦ. к военному перевороту, гибели президента Альенде и установлению в Чили диктатуры генерала А. Пиночета .
В 1979 ᴦ. у Советского Союза появился новый союзник в Латинской Америке – Никарагуа , где после свержения диктатора А. Сомосы к власти пришёл Сандинистский фронт национального освобождения (СФНО), выбравший социалистический путь развития. СССР оказал Никарагуа военную и экономическую помощь. На практике сандинистский режим вскоре выродился в диктатуру.
СССР и Африка.
В сер.
Размещено на реф.рф
1970-х годов рухнула последняя колониальная империя: португальские колонии – Ангола, Мозамбик, Гвинея-Бисау обрели независимость. В 1979 ᴦ. в Эфиопии при советской поддержке была свергнута монархия и установлен режим генерала Менгисту Хайле Мариама
. СССР поддерживал Судан, Сомали, Конго, Анголу, Мозамбик, Гвинею-Бисау, объявивших о выборе социалистического пути развития. Помощь СССР государствам Африки выросла с 241 млн. долларов в 1965 ᴦ. до 3,5 млрд. долларов в 1974 ᴦ. (Особенно Анголе, Мозамбику и Эфиопии).
Стремление СССР увеличить число союзников привело к неразборчивости в выборе политических партнёров, к дружбе с режимами диктаторского типа (Ирак, Сирия, Ливия, Эфиопия). Такую же политику проводили и США, поддерживая различных диктаторов (исходя из принципа ʼʼОн мерзавец, но он наш мерзавецʼʼ). К началу 1980-х годов Советский Союз за счёт военной и экономической помощи расширил сферу своего влияния. В Афганистане, Анголе, Лаосе, Сомали, Эфиопии и др.
Размещено на реф.рф
государствах утвердились просоветские режимы.
Афганская война 1979–1989 гᴦ. В Афганистане в апреле 1978 ᴦ. в результате переворота к власти пришла Народно-демократическая партия Афганистана (НДПА) во главе с Н. Тараки́ . Она получила советскую военную, экономическую и политическую поддержку. Осенью 1979 ᴦ. в Афганистане произошёл новый переворот. Проамериканский политик Х. Ами́н убил Н. Тараки. При поддержке ЦРУ США активизировались исламские фундаменталисты, на территории Пакистана были созданы центры по их боевой подготовке.
В декабре 1979 ᴦ. советское руководство (инициаторы – Ю. В. Андропов , А. А. Громыко и Д. Ф. Устинов с одобрения Л. И. Брежнева ) приняло решение ввести в Афганистан ʼʼограниченный контингент советских войскʼʼ (около 200 тыс. человек). Советские десантники взяли штурмом президентский дворец, X. Амин был убит. К власти пришло просоветское правительство во главе с Б. Кармáлем . Фактически произошла оккупация Афганистана. На Генеральной Ассамблее ООН действия СССР в Афганистане осудили 104 государства. СССР был втянут в кровопролитную войну, в которой погибло по официальным данным 15.051 советский военнослужащий и более 1 млн. афганцев. 35 тыс. советских военнослужащих было ранено, около 300 пропали без вести. Местное население поддерживало моджахедов (афганских партизан, борцов за веру. В СССР их называли душманами , ᴛ.ᴇ. бандитами). Война в Афганистане нанесла удар по разрядке напряжённости, привела к росту антисоветских и антироссийских настроений в исламском мире. Из-за советской интервенции в Афганистане США и ряд других стран бойкотировали Московские Олимпийские игры 1980 ᴦ. В ответ СССР и большинство стран социалистического лагеря (кроме КНР, Югославии и Румынии) бойкотировали Олимпийские игры 1984 ᴦ. в Лос-Анджелесе (США).
Новый виток гонки вооружений. Военное вмешательство СССР в дела Афганистана осудило подавляющее большинство членов ООН. Резко обострились отношения с США. Президент США Д. Картер заявил о возможности ʼʼограниченной ядерной войныʼʼ, предусматривавшей нанесение первого удара по противнику.
В ночь на 1 сентября 1983 ᴦ. над секретными военными объектами Камчатки и Сахалина пролетел южнокорейский пассажирский самолёт Боинг-747. Он был сбит ракетами истребителя Су-15 (лётчик Г. Осипович ). Боинг-747 упал в море у берегов Японии, погибли 269 пассажиров и все члены экипажа. (Тела погибших не были обнаружены). Отношения между Западом и СССР вновь резко обострились. Президент США Р. Рейган назвал СССР ʼʼимперией злаʼʼ и принял решение форсировать создание стратегической оборонной инициативы (СОИ), т. е. развернуть ʼʼкосмический щитʼʼ над США (программа ʼʼзвёздных войнʼʼ).
Таким образом , в нач. 1980-х гᴦ. усилилось противостояние СССР и Запада, более очевидным стал кризис социалистической системы.
Отношения СССР со странами «третьего мира». - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Отношения СССР со странами «третьего мира»." 2017, 2018.
Помимо "западного" и "восточного" военно-политических блоков возник загадочный "третий мир". К странам "третьего мира" относятся государства, сравнительно недавно освободившиеся от колониальной зависимости, имеющие невысокий уровень экономического развития и неустойчивую политическую систему.
После Второй мировой войны колониальная система начала стремительно распадаться. Великобритания и Франция - основные колониальные державы - теряли свои владения в Африке, Азии, Индокитае, на Ближнем Востоке. К какому блоку примкнут правительства освобождённых стран? Нередко они и сами этого не знали, озабоченные тем, как удержать власть среди военно-революционного хаоса. И тогда Сталин принялся за наследство одряхлевшего "британского льва". Те из государств "третьего мира", которые пользовались активной военной и экономической поддержкой СССР, получили название "стран социалистической ориентации".
Преемники Сталина будут десятилетиями гнаться за миражом. Миллиарды рублей уйдут из советской экономики на поддержку "прогрессивных режимов" в Азии, Африке и Латинской Америке. Лидеры этих режимов станут с удовольствием брать у СССР рубли, а затем... с ещё большим удовольствием - доллары у США.
В разгар "холодной войны", 5 марта 1953 г., скончался Иосиф Виссарионович Сталин. Он ушёл из жизни, когда мир, в том числе и благодаря его политике, балансировал на грани третьей мировой войны. Когда по ту сторону "железного занавеса" стала известна фамилия нового советского лидера (Хрущёв) дипломаты и разведчики лишь пожали плечами, - никто толком не знал, кто он и что собой представляет.
МЕЖДУ "ХОЛОДНОЙ ВОЙНОЙ" И "ХОЛОДНЫМ МИРОМ".
Новый глава государства стремился сразу же отделить себя и свою политику от деяний предшественников. Сталин очень редко принимал иностранных корреспондентов, его интервью были сдержанны, немногословны, встречи Генералиссимуса с главами иностранных государств можно было пересчитать по пальцам. Ещё более сдержанно и сухо, словно щеголяя своим ледяным хладнокровием, вёл себя во время переговоров В.М. Молотов, воспитав в таком же духе целую плеяду советских дипломатов.
В этот мир сурово-замкнутых лиц, тщательно выверенных дипломатических нот Хрущёв ворвался как смерч. Он импровизировал во время своих выступлений, перескакивая с одного предмета на другой, пререкался с иностранными корреспондентами, ему ничего не стоило подружиться с американским фермером Гарстом. Трудно сказать, чего было больше в нестандартном поведении Хрущёва - рассчитанной игры или коренных свойств его натуры. Однако вольно или невольно глава СССР добился очень важного успеха: в глазах Запада он выглядел не как загадочный и жуткий "крёмлевский тиран", а как обыкновенный человек - интересный, немного взбалмошный, иногда смешной.
Поначалу Хрущёву и его сторонникам сопутствовала удача. Летом 1955 г. Хрущёв наносит визит в Белград и заявляет о снятии всех обвинений против Тито и Югославии. В мае того же года Хрущёв проводит переговоры в Женеве с президентом США Дуайтом Дейвидом Эйзенхауэром, британским и французским премьер-министрами Антони Иденом и Феликсом Фором, положив начало так называемой традиции "духа Женевы", т.е. стремления решать спорные вопросы путём дипломатических переговоров. Но в ноябре 1956 г. советские танки уже крошили асфальт на улицах Будапешта, когда венгры восстали против насаждавшихся в их стране социалистических порядков. Подавление венгерского восстания сохранило контроль СССР над его восточно-европейскими союзниками. В том же 1956 г. "рука Москвы" дотянулась и до стран "третьего мира".
В июле 1956 г. президент Египта Гамаль Абдель Насер объявил о национализации Суэцкого канала. Против Египта единым фронтом выступили Израиль, Великобритания и Франция. Вечером 31 октября 1956 г. англо-французская авиация нанесла бомбовые удары по Каиру, Александрии, Порт-Саиду и Суэцу.2 ноября чрезвычайная сессия Генеральной Ассамблеи ООН осудила агрессию против Египта, но военные действия продолжались. И тогда 5 ноября на весь мир прогремели слова дипломатической ноты, которую правительство СССР направило в Париж, Лондон и Тель-Авив. В ноте говорилось, что СССР готов "применением силы сокрушить агрессоров и восстановить мир на Востоке". На аэродромах уже прогревались авиационные двигатели, когда 7 ноября война закончилась.
Согласно воспоминаниям сына Хрущёва, Сергея Никитовича, тот "гордился своим успехом... События 1956 года перевернули арабский мир. Раньше эти страны традиционно ориентировались на Западную Европу и о Советском Союзе знали так же мало, как и мы о них. Провал карательной акции, направленной против Египта, сменил ориентацию большинства стран региона. СССР развивал достигнутый успех. В арабские страны пошло сначала чехословацкое, а затем советское оружие, расширялась экономическая помощь. Вся наша военная мощь демонстративно приводилась в движение при возникновении угрозы союзникам на Ближнем Востоке".
США, Великобритания и Франция, в 50-60-х гг. действовали в Африке, Азии и Латинской Америке по старинке, предпочитая применять грубую силу, раздражая этим местное население и политиков. При Н.С. Хрущёве были достигнуты максимально возможные успехи СССР по закреплению стратегических позиций в развивающихся странах. Когда вместо наёмников страны Запада начали отправлять туда свои капиталы, успехи Кремля постепенно сошли на нет.
Ученицы 11"Б" класса МБОУ лицея № 17,г. Костромы
Сорокина Анастасия Станиславовна
Бумажкина Яна Владиславовна
Термин «Холодная война»
Для начала разберёмся, откуда взялся термин «холодная война» и что он обозначает. «Холодная война» – Это «политика реакционных кругов империалистических государств, заключающаяся в нагнетании напряжённости, враждебности в отношениях с СССР и другими социалистическими странами». Так определяет этот термин русский языковед С.И. Ожегов. Более современное определение звучит так: «Этап в развитии отношений Восток-Запад (1945-1991 гг.), характеризующийся конфронтацией и повышенной враждебностью, недоверием друг к другу». Термин «холодная война» был введен в обращение Черчилем в ходе его выступления в Фултоне (США) 5 марта 1946 года, кстати, именно тогда его речь явилась символом начала «холодной войны». В своей речи он констатировал, что Европа оказалась разделенной и призвал западную цивилизацию объявить войну “коммунизму”.
Причины «Холодной войны»
После победоносного окончания войны СССР стал играть одну из главнейших ролей на мировой арене. Свидетельствует об этом и участие нашей страны в создании ООН, где СССР было определено место одного из постоянных членов Совета безопасности. Появляется и взаимное недоверие между Советским Союзом и США: CCCP обеспокоен ядерной монополией5 США, а американцы и англичане опасались советской армии – самой могущественной в мире. А также вышеуказанные страны запада были обеспокоены тем, что СССР начал терять облик врага. Рост симпатий к нашей стране значительно возрос после победы в Великой Отечественной войне. Увеличение экспансии6 породило у Сталина стремление к расширению границ страны.В общем, «холодные военные действия» начались со стороны Запада. Таким образом, выделяются две основные причины возникновения «холодной войны»: расширение сфер влияния СССР (доктрина сдерживания социализма) стремление к расширению границ Советского Союза (доктрина отбрасывания социализма).
Расширение сфер влияния СССР (доктрина сдерживания социализма)
В глазах мировой общественности СССР терял традиционный облик врага, ведь войска Красной Армии внесли решающий вклад в победу. В орбиту советского влияния вошли теперь Финляндия, Польша, Чехословакия, Румыния, Болгария, Венгрия, а также Балканы. Равномерно постепенно в Европе наступал коммунизм. В Греции шла гражданская война, а во Франции и Италии всё большее влияние на внутриполитическое положение оказывали местные коммунистические партии. В период с 1939 по 1946 года число коммунистов в Западной Европе выросло втрое. В Азии – в Китае, Индонезии, Бирме, на Филипинах, в Индонезии, в Индии развернулось мощное движение за независимость. В Китае шла гражданская война с перевесом в пользу коммунистов. Сохранили своё положение только Великобритания, хотя и с изрядно пошатнувшейся мощью, и США, которые вышли из войны небывало мощными. Штаты хотели помочь Европе уйти из хозяйственной послевоенной разрухи и тем самым предотвратить развитие коммунизма, в этой связи был разработан план Маршала. Американские лидеры объявили о своём намерении всячески сдерживать распространение коммунизма. «Советский Союз стремится к безграничному распространению своих сил и своих доктрин – это представляло большую опасность для великих принципов свободы и прав человека». В феврале 1947 года президент США Трумэн развернул конкретную программу мер по спасению Европы от советской экспансии («доктрина Трумэна»). В «доктрину Трумэна» входило создание Североатлантического союза (НАТО), который и образовался в 1949 году – это военно-политический блок, в который вошли США, Англия, Франция, Италия, Канада, Бельгия, Голландия, Португалия, Дания, Норвегия, Исландия, Люксембург. В 1952 году в НАТО вступили Греция и Турция, а в 1955 году ФРГ. Правительство США предложило Советскому Союзу и другим европейским странам принять участие в плане реконструкции и восстановлении Европы, однако СССР и под его нажимом другие восточноевропейские государства отказались от американского положения. Руководство СССР было озабочено не объединением усилий всех пострадавших от войны стран для скорейшего восстановления экономики мира, а созданием своей собственной, независимой от запада политико-экономической сферы, центром которой был бы Советский Союз, окружённый странами-сателлитами. Экономика этих стран в ближайшие послевоенные годы всё больше подчинялись советской экономике с тенденцией превращения в её придаток. Предусматривалось нанесение мощного военного удара США по СССР: намечалось сбросить 300 атомных бомб на 100 городов нашей страны. Как свидетельствуют рассекреченные документы, американские военные планы основывались на следующих положениях: война с СССР – реальность, если не удастся «отбросить» мировой социализм; СССР и его союзники не должны достигнуть уровня США в военном и экономическом отношении; США должны быть готовы первыми использовать ядерное оружие. В западной историографии начало «холодной войны» связывают с агрессивной послевоенной политикой Советского Союза. В последнее время сторонники этой версии появились и в нашей стране. Сказка об агрессии советского народа использовалась на Западе для определённого идеологического настроя населения. Выступая в Фултоне, Черчилль говорил, что русские уважают только военную силу и Запад должен перейти к созданию значительного перевеса военной мощи над СССР. Речь Черчилля успешно камуфлировала тот факт, что военная мощь Англии и США значительно превосходила советскую. В заключении Черчилль сказал: «Я не верю, что Советская Россия хочет войны. Она хочет плодов войны и безграничного распространения своей силы и своих доктрин». Гонка вооружений, раскол во мнениях почти по каждому серьёзному вопросу международных отношений, всё усиливающаяся антиамериканская кампания в СССР и соответствующая антикоммунистическая кампания в США коренным образом отравили атмосферу международных отношений, создали крайне напряжённую и опасную ситуацию, чреватую военными конфликтами.
Стремление к расширению границ Советского Союза (доктрина отбрасывания социализма).
На Потсдамской конференции (17 июля – 2 августа 1945 года) Сталину удалось добиться установление польско-германской границы по Одеру – Нейсе и больших репараций с Германии (включая и её западную зону). В то же время советские представители внесли предложения об изменение режима Черноморских проливов (включая создание там военно-морских баз), возвращение СССР Карского и Ардаганского округов, которые отошли к Турции в 1921 году. Советский Союз был заинтересован в изменении режима управления Сирией, Ливаном, бывшими итальянскими колониями в Африке. А в сентябре 1945 года Сталин потребовал подкрепить статус великой державы протекторатом СССР над Ливией, что вызвало большие волнения на Западе. Стремление утвердиться на Ближнем Востоке привело СССР к признанию государства Израиль. “Теперь ни один вопрос международной жизни не должен решаться без участия СССР,” – говорил Молотов. Лишь под жёстким давлением Запада советские войска покинули в 1946 году Иран. Политика СССР по превращению освободившихся от фашистской оккупации государств Восточной Европы в своих сателлитов была простой. Компартии этих стран, опираясь на советские девизии, контролировавшие территорию восточноевропейских государств, совершали государственные перевороты и брали власть в свои руки. Механизм захвата власти почти везде был одинаков. В течение трёх-четырёх лет сформировался блок коммунистических стран- сателлитов Восточной и Юго-Восточной Европы. Возникла мировая социалистическая система.
В чём выражалась «Холодная война»
Гонка вооружений.
Начало "холодной войны" было связано с атомным оружием. Как известно, в 1945 г. США оказались единственной ядерной державой в мире. В ходе войны с Японией они взорвали атомные бомбы над японскими городами Хиросимой и Нагасаки. Стратегическое превосходство привело к тому, что американские военные стали строить различные планы превентивного удара по СССР. Но американская монополия на ядерное оружие сохранялась только четыре года. В 1949 г. СССР провел испытания своей первой атомной бомбы. Это событие стало настоящим потрясением для западного мира и важной вехой "холодной войны". В ходе дальнейших форсированных разработок в СССР вскоре было создано ядерное, а затем и термоядерное оружие. Воевать стало очень опасно для всех, и чревато очень дурными последствиями. Накопленный за годы "холодной войны" ядерный потенциал был огромен, но гигантские запасы губительного оружия пользы не приносили, а затраты на их производство и хранение росли. Если раньше говорили "мы вас можем уничтожить, а вы нас - нет", то теперь формулировка изменилась. Стали говорить "вы нас 38 раз уничтожить можете, а мы вас - 64!" Споры бесплодные, особенно, учитывая, что, если бы началась война, и один из противников применил бы ядерное оружие, очень скоро ничего не осталось бы не только от него, но и от всей планеты. Гонка вооружений нарастала стремительными темпами. Стоило одной из сторон создать какое-либо принципиально новое оружие, как ее противница бросала все силы и ресурсы, чтобы добиться того же. Безумное соревнование затронуло все области военной промышленности. Соревновались везде: в создании новейших систем стрелкового оружия, в новых конструкциях танков, самолетов, кораблей и подводных лодок, но пожалуй самым драматическим было соревнование в создании ракетной техники. США обогнали СССР по количеству ядерных вооружений. СССР обогнал США в ракетостроении. СССР первым в мире запустил спутник, а в 1961 году первым отправил в космос человека. Выносить столь наглядное превосходство американцы не могли. В итоге - их высадка на Луну. В этот момент стороны достигли стратегического паритета. Однако это не остановило гонку вооружений. Наоборот, она распространилась на все отрасли, имеющие хоть какое-то отношение к вооружениям. Гонка вооружений коснулась даже образования. После полета Гагарина, США были вынуждены пересмотреть основы системы образования и ввести принципиально новые методы обучения. Гонка вооружений была впоследствии добровольно приостановлена обеими сторонами. Был заключен ряд договоров, ограничивающих накопление вооружений. Таких, как например, Договор о запрещении испытаний ядерного оружия в атмосфере, в космическом пространстве и подводой (5.08.1963г.), Договор о нераспространении ядерного оружия, создания безъядерных зон (1968г.), соглашения по ОСВ-1(ограничение и сокращение стратегических вооружений) (1972г.), Конвенции о запрещении разработки, производства и накопления запасов бактериологического и токсинного оружия и об их уничтожении (1972г.) и многих других.
Борьба за влияние в странах третьего мира.
С момента достижения стратегического паритета (начало шестидесятых годов) военная составляющая гонки вооружений постепенно отодвигается на второй план, на сцене же разыгрывается борьба за влияние в странах третьего мира. Сам этот термин был введен в обиход благодаря большему влиянию неприсоединившихся стран, открыто не примкнувших к одной из противоборствующих сторон. Если на первых порах, сам факт противостояния двух мощных систем на мировой карте привел к обвальной деколонизации (период освобождения Африки), то в более поздний период сформировался круг государств открыто и очень эффективно использующих выбор своей политической ориентации на ту или другую сверхдержаву. В известной степени сюда можно отнести страны так называемого арабского социализма, решавших за счет СССР свои конкретные узко-национальные задачи.
Гонка в области культуры, спорта, кинематографии.
"Холодная война" велась не только в политике, но и в области культуры, спорта. Так например, США и многие страны Западной Европы бойкотировали Олимпийские игры 1980 года в Москве. В ответ спортсмены стран Восточной Европы бойкотировали следующую Олимпиаду в Лос-Анджелесе в 1984 году. "Холодная война" была широко отражена в кинематографе, причем пропагандистские фильмы снимали обе стороны. У США это: "Красный рассвет", "Америка", "Рембо, первая кровь, часть два", "Железный орел", "Вторжение в США". В СССР же сняли: "Ночь без милосердия", "Нейтральные воды", " Случай в квадрате 36 80", "Одиночное плавание" и многие другие. Несмотря на то, что фильмы совсем разные, в них, с разной степенью талантливости, показывалось какие плохие "они" и какие хорошие парни служат в нашей армии. Своеобразно и очень точно, проявление "холодной войны" в искусстве отразилось в строке из популярной песни "и даже в области балета, мы впереди планеты всей."
Крупные конфликты «Холодной войны»
Для "холодной войны" было характерно частое появление "горячих" точек Каждый локальный конфликт выносился на мировую арену, благодаря тому, что противники по "холодной войне" поддерживали противоборствующие стороны.
Корейская война.
В 1945 г. советские и американские войска освободили Корею от японской армии. К югу от 38-й параллели расположились войска США, к северу - Красная армия. Таким образом Корейский полуостров оказался разделенным на две части. На Севере к власти пришли коммунисты, на Юге - военные, опиравшиеся на помощь США. На полуострове образовалось два государства - северная Корейская Народно-Демократическая Республика (КНДР) и южная Республика Корея. Руководство Северной Кореи мечтало объединить страну, хотя бы и силой оружия. В 1950 г. северокорейский руководитель Ким Ир Сен побывал в Москве и заручился поддержкой Советского Союза. Планы "военного освобождения" Южной Кореи были также одобрены китайским руководителем Мао Дзэ Дуном. На рассвете 25 июня 1950 г. северокорейская армия двинулась на юг страны. Ее наступление было столь мощным, что уже через три дня она заняла столицу Юга - Сеул. Затем продвижение северян замедлилось, но к середине сентября почти весь полуостров оказался в их руках. Казалось, от окончательной победы армию севера отделяет лишь одно решающее усилие. Однако еще 7 июля Совет Безопасности ООН проголосовал за то, чтобы направить международные войска на помощь Южной Корее. И вот в сентябре войска ООН (в основном американские) пришли на помощь южанам. Они развернули мощное наступление на Север с того пятачка, который все еще удерживала южнокорейская армия. Одновременно была произведена высадка войск на западное побережье, рассекавшая полуостров пополам. События стали развиваться с той же быстротой в обратную сторону. Война продолжалась еще три года. Во время американского наступления в 1950-м г. Советский Союз перебросил на помощь Северной Корее несколько авиационных дивизий. Американцы существенно превосходили китайцев в технике. Китай нес тяжелые потери. 27 июля 1953 г. война закончилась перемирием. В Северной Корее осталось у власти дружественное СССР и Китаю правительство Ким Ир Сена, принявшего почетное звание "великого вождя".
Возведение Берлинской стены.
В 1955 г. окончательно оформился раздел Европы между Востоком и Западом. Однако четкая граница противостояния разделила Европу еще не до конца. В ней оставалось одно незакрытое "окно" - Берлин. Город оказался разделенным пополам, причем Восточный Берлин являлся столицей ГДР, а Западный Берлин считала своей частью ФРГ. Два противоположных общественных строя уживались в пределах одного города, при этом каждый берлинец мог беспрепятственно попасть "из социализма в капитализм" и обратно, перейдя с одной улицы на другую. Ежедневно эту невидимую границу пересекали в обе стороны до 500 тысяч человек. Многие восточные немцы, пользуясь открытой границей, навсегда уезжали на Запад. Ежегодно так переселялись тысячи людей, что весьма беспокоило восточногерманские власти. Да и в целом открытое настежь окно в "железном занавесе" совершенно не соответствовало общему духу эпохи. В августе 1961 г. советские и восточногерманские власти приняли решение закрыть границу между двумя частями Берлина. Напряжение в городе росло. Западные страны выразили протест по поводу разделения города. Наконец в октябре противостояние достигло высшей точки. У Бранденбургских ворот и на Фридрихштрассе, возле главных пропускных пунктов, выстроились американские танки. Им навстречу вышли советские боевые машины. Более суток танки СССР и США простояли с нацеленными друг на друга орудиями. Периодически танкисты включали моторы, как бы готовясь к атаке. Напряжение несколько разрядилось лишь после того, как советские, а вслед за ними и американские танки отошли на другие улицы. Однако окончательно западные страны признали раздел города только спустя десять лет. Его оформило соглашение четырех держав (СССР, США, Англии и Франции), подписанное в 1971 г. Во всем мире возведение Берлинской стены восприняли как символическое завершение послевоенного раздела Европы
Кубинский Ракетный Кризис.
1 января 1959 г. на Кубе победила революция, во главе которой стоял 32-летний партизанский вождь Фидель Кастро. Новое правительство начало решительную борьбу с американским влиянием на острове. Нет нужды говорить, что Советский Союз полностью поддержал Кубинскую революцию. Однако власти Гаваны серьезно опасались военного вторжения США. В мае 1962 г. Никита Хрущев выдвинул неожиданную идею - разместить на острове советские ядерные ракеты. Такой шаг он шутливо объяснял тем, что империалистам "надо запустить ежа в штаны". После некоторых размышлений Куба ответила согласием на советское предложение, и летом 1962 г. на остров было отправлено 42 ракеты с ядерными боеголовками и бомбардировщики, способные нести ядерные бомбы. Переброска ракет производилась в строжайшей тайне, однако уже в сентябре руководство США заподозрило неладное. 4 сентября президент Джон Кеннеди заявил, что США ни в коем случае не потерпят советских ядерных ракет в 150 км от своего берега. В ответ Хрущев заверил Кеннеди, что никаких советских ракет или ядерных зарядов на Кубе нет и не будет. 14 октября американский самолет-разведчик сфотографировал с воздуха стартовые площадки для ракет. В обстановке строгой секретности руководство США начало обсуждать ответные меры. 22 октября президент Кеннеди обратился по радио и телевидению к американскому народу. Он сообщил, что на Кубе обнаружены советские ракеты, и потребовал от СССР немедленно удалить их. Кеннеди объявил, что США начинают военно-морскую блокаду Кубы. 24 октября по просьбе СССР срочно собрался Совет Безопасности ООН. Советский Союз продолжал упорно отрицать наличие на Кубе ядерных ракет. Обстановка в Карибском море все более накалялась. К Кубе двигалось два десятка советских кораблей. Американские суда получили приказ остановить их, если потребуется - огнем. Правда до морских сражений дело не дошло. Хрущев приказал нескольким советским кораблям остановиться на линии блокады. С 23 октября между Москвой и Вашингтоном начался обмен официальными письмами. В первых посланиях Н.Хрущев с негодованием называл действия США "чистейшим бандитизмом" и "безумием выродившегося империализма". Через несколько дней стало ясно, что США полны решимости любой ценой убрать ракеты. 26 октября Хрущев направил Кеннеди более примирительное послание. Он признавал, что на Кубе имеется мощное советское оружие. В то же время Никита Сергеевич убеждал президента, что СССР не собирается нападать на Америку. По его выражению, "Только сумасшедшие могут так поступать или самоубийцы, желающие и сами погибнуть, и весь мир перед тем уничтожить". Хрущев предлагал Джону Кеннеди дать обязательство не нападать на Кубу; тогда Советский Союз сможет вывезти с острова свое оружие. Президент Соединенных Штатов ответил, что США готовы принять на себя джентельменское обязательство не вторгаться на Кубу, если СССР заберет свое наступательное оружие. Таким образом первые шаги к миру были сделаны. Но 27 октября наступила "черная суббота" Кубинского кризиса, когда лишь чудом не вспыхнула новая мировая война. В те дни над Кубой с целью устрашения дважды в сутки проносились эскадрильи американских самолетов. И вот 27 октября советские войска на Кубе сбили зенитной ракетой один из самолетов-разведчиков США. Его пилот Андерсон погиб. Ситуация накалилась до предела, президент США принял решение через двое суток начать бомбардировку советских ракетных баз и военную атаку на остров. Однако в воскресенье,28 октября, советское руководство решило принять американские условия. Решение убрать с Кубы ракеты было принято без согласования с кубинским руководством. Возможно, так поступили намеренно, поскольку Фидель Кастро категорически возражал против удаления ракет. Международная напряженность стала быстро спадать после 28 октября. Советский Союз вывез с Кубы свои ракеты и бомбардировщики. 20 ноября США сняли морскую блокаду острова. Кубинский (или Карибский) кризис мирно завершился.
Вьетнамская война
Вьетнамская война началась с инцидента в Тонкинском заливе, во время которого суда береговой охраны ДРВ обстреляли американские эсминцы, оказывавших огневую поддержку правительственным войскам Южного Вьетнама в их борьбе с партизанами. После этого все тайное стало явным и конфликт развивался по уже привычному образцу. Одна из сверхдержав вступила в войну открыто, а вторая делала все от нее зависящее, чтобы воевать было "нескучно". Война которую в США представляли себе легкой прогулкой оказалась кошмаром Америки. Антивоенные демонстрации потрясли страну. Молодежь восстала против бессмысленной бойни. В 1975 году США сочли за благо объявить, что они "выполнили свою миссию" и приступить к эвакуации своего воинского контингента. Эта война сильно потрясла все Американское общество и привела к крупным реформам. Послевоенный кризис продолжался больше 10 лет. Трудно сказать чем бы он закончился не подвернись под руку Афганский кризис.
Афганская война.
В апреле 1978 г. в Афганистане произошел переворот, позднее названный Апрельской революцией. К власти пришли афганские коммунисты - Народно-демократическая партия Афганистана (НДПА). Правительство возглавил писатель Нур Мухаммед Тараки. Однако уже через несколько месяцев внутри правящей партии разгорелась острая борьба. В августе 1979 г. вспыхнуло противоборство между двумя вождями партии - Тараки и Амином. 16 сентября Тараки сместили с поста, исключили из партии и взяли под стражу. Вскоре он скончался - по официальному сообщению, "от треволнений". Эти события вызвали недовольство в Москве, хотя внешне все оставалось как прежде. Осуждение вызывали начавшиеся в Афганистане массовые "чистки" и расстрелы в партийной среде. И так как они напомнили советским руководителям китайскую "культурную революцию", возникали опасения, что Амин может порвать с СССР и сблизиться с Китаем. Амин неоднократно просил о вводе в Афганистан советских войск для укрепления революционной власти. Наконец, 12 декабря 1979 г. советское руководство приняло решение исполнить его просьбу, но при этом убрать самого Амина. Советские войска были введены в Афганистан, Амин был убит взрывом гранаты при штурме президентского дворца. Теперь советские газеты называли его "агентом ЦРУ", писали о "кровавой клике Амина и его приспешников". На Западе ввод советских войск в Афганистан вызвал бурные протесты. С новой силой вспыхнула "холодная война". 14 января 1980 г. Генеральная Ассамблея ООН потребовала вывода "иностранных войск" из Афганистана. За это решение голосовало 104 государства. Между тем в самом Афганистане стало усиливаться вооруженное сопротивление советским войскам. Против них сражались уже, конечно, не сторонники Амина, а противники революционной власти вообще. Советская печать первое время утверждала, что никаких боев в Афганистане нет, что там царят мир и спокойствие. Однако война не утихала, и когда это стало ясно, в СССР признали, что в республике "бесчинствуют бандиты". Их называли "душманами", то есть врагами. Тайно, через Пакистан, их поддерживали Соединенные Штаты, помогая оружием и деньгами. США хорошо знали, что такое война против вооруженного народа. Опыт Вьетнамской войны был использован на все 100%, с одной лишь маленькой разницей, роли поменялись. Теперь СССР воевал со слаборазвитой страной, а США помогали ему почувствовать какая это непростая вещь. Повстанцы контролировали значительную часть территории Афганистана. Всех их объединял лозунг джихада - священной исламской войны. Они называли себя "моджахедами" - борцами за веру. В остальном программы повстанческих групп сильно разнились. Война в Афганистане не прекращалась более девяти лет. В ходе военных действий погибло более миллиона афганцев. Советские войска, по официальным данным, потеряли убитыми 14453 человека. В июне 1987 г. были сделаны первые, пока символические шаги к установлению мира. Новое кабульское правительство предложило повстанцам "национальное примирение". В апреле 1988 г. Советский Союз подписал в Женеве соглашение о выводе войск из Афганистана. 15 мая войска начали уходить. Девять месяцев спустя, 15 февраля 1989 г., Афганистан покинул последний советский солдат. Для Советского Союза в этот день афганская война закончилась.
Влияние «Холодной войны» на мировое развитие
Итоги
Наверное, итоги “холодной войны” подведет история, ее истинные результаты будут видны через десятилетия. Сейчас мы не объективны. С одной стороны, есть немало людей, считающих, что “холодная война” не закончилась, а перешла в следующую фазу; с другой стороны, многие склонны рассматривать ее итоги как начало нового противостояния. Что плохого в “холодной войне”? Прежде всего, наверное, балансирование на грани войны. Стороны конечно не воевали, но так основательно к ней готовились, что казалось она может начаться в любой момент. Все события и явления в мире, в мире рассматривались как хорошие и плохие, то, что выгодно одной из сторон (в этом они мало отличались друг от друга) было хорошо, все остальное - плохо. Целые поколения людей вырастали с деформированной психикой, которая выражалась в неадекватном восприятие окружающего мира. Но эта война принесла с собой и много положительных результатов. Ну во-первых, потому, что она была не горячей, т.е. в достаточно длительный период не смотря на очень сильные противоречия стороны смогли выяснить отношения не прибегая к силе оружия; во-вторых, она впервые заставила противоположные стороны вести переговоры и вносить определенные правила игры в само противостояние (целая система договоров по ограничению гонки вооружений тому доказательство); гонка вооружений, как явление, имела безусловный знак минус. Она уносила огромные материальные ресурсы, но как и любое явление имела и оборотную сторону. В данном случае можно говорить о “золотом веке” естественных наук, без бурного развития которых ни о какой гонке вооружений нельзя было бы и думать. Ну и наконец она подчеркнула, что основная составляющая, которая определила победу одной из сторон - это общечеловеческие ценности, перевесить которые не смогло ни фантастическое развитие техники, ни изощренное идеологическое воздействие.
Ресурсы
Книги и монографии
1. История России XX-начало XXI Н.В. Загладин, С.Ю. Козленко, С.Т. Минаков, Ю.А. Петров. Редакция «Русское слово» 2. Александров-Агентов А.М.. От Коллонтай до Горбачева, Москва, 1994. 3. Батюк В., Евстафьев Д. Первые заморозки. Советско-американские отношения в 1945-1950 г., Москва, 1995.
4. Боффа Д. История Советского Союза. Т.2. От Отечественной войны до положения второй мировой державы. Сталин и Хрущёв. 1941-1964 гг. М.:: Дело, 1994.
5. Василенко И. Геополитика. Учеб. пособие. М.: Инфра-М, - 2001.
6. Верт Н. История советского государства 1900 1991. М.: Прогресс, 1992.
7. Волобуев О., Кулешов С. История и перестройка. Публицистические заметки. - М.: Русь, 1989.
8. Гаджиев К.С. Геополитика. - М.: Логос, - 2001.
9. Глобализация и моделирование социальной динамики. М.: Институт социальных наук, 2004.
10. История международных отношений и внешней политики СССР / Под ред. И.А. Кирилина. М.: Международные отношения, 1996. В 3 т.
11. История СССР. Под редакцией Островского В. П. М.: Логос, 1990.
12. Поздняков Э.А. Внешнеэкономическая деятельность и международные отношения. М.: Наука, 1986.
13. Россия и мир. Под редакцией Данилова А. А. М.: Международные отношения, 1994.
14. Советская внешняя политика в годы холодной войны (1945 1985) / Под ред. Г.Н. Нежинского. М.: Международные отношения, 1995.
15. Трофименко Г.А. Эволюция военно политической стратегии США. /Современная внешняя политика США. В двух томах. Том первый. М.: Наука, 1984.
16. Уткин А.И. Американская империя. М.: Изд-во Эксмо, 2003.
17. Уткин А.И. Россия и современный мировой порядок. Конспект лекций. - М., 2005.
18. Уткин А. Мировая холодная война. М.:Алгоритм, Эксмо; 2005 г. .