Помпеи: история гибели города и интересные факты. Город Помпеи

Город Помпеи возник в VI в. до н.э. по самой естественной и рациональной причине: там, где сходились дороги, соединявшие северную и южную части Апеннинского полуострова. А значит, это было идеальное место для доходной торговли. К тому же природа, климат создали здесь все для безмятежного времяпрепровождения, что в античности считалось лучшим условием достойной во всех отношениях жизни. Тогда поселения, которые стали предтечей города, располагались на берегу Неаполитанского залива (затем залив от этого места отступил). Жили здесь оски - одно из древних италийских племен. Впоследствии оски ассимилировались с латинянами-римлянами и исчезли с этнического ландшафта истории как племя. Считается, что оски были родственны самнитам, исходя из того, что имели похожие языки. Самая убедительная версия происхождения названия города связана с оскским словом pumpe - «пять»: столько было первых поселений на месте города. А основные дороги, которые сходились здесь, вели на Нолу, Кумы, Стабии. Другая версия происхождения названия города отталкивается от греческого pompe - «триумфальное шествие», согласно мифу об основании Гераклом городов Помпеи и Геркуланум. В пользу второй версии говорит то, что строился город по канонам греческой архитектуры. Что, впрочем, характерно для всех строений Древнего Рима наряду с этрусским влиянием. А Помпеями первыми завладели этруски, затем - греки из Кум и только потом - римляне.

Сначала структура Помпей была по-деревенски произвольной, но с IV в. до н. э. он преображается: были проложены прямые улицы, образовались кварталы двух-и трехэтажных жилых домов, в которых квартиры и комнаты сдавались внаем. Общественные здания этого небольшого, по сути, города, придавали ему едва ли не столичную респектабельность. «План помпейского дома поражает стремлением разделить как можно мельче пространство и как можно теснее связать между собой все деления. Нас удивляют маленькие размеры помпейских комнат, но не более ли удивительно, что в иных домах число комнат доходило до шестидесяти. Среди этих бесчисленных спален и столовых, различие между которыми мог понять только взор домолюбивого хозяина, тянулись внутренние дворы - полуоткрытый атриум и совсем открытый перистиль. С изумительной правильностью они повторяются во всех помпейских домах...» это цитата из краткого очерка о Помпеях выдающегося русского искусствоведа П. П. Муратова (1881-1950 гг.).

Многие дома здесь не имели кухонь. Хлеб покупали в пекарнях (их было 34), а готовые горячие блюда - в 89 термополиях, древнеримских тратториях. Сибаритский образ жизни утверждала римская аристократия, строившая в Помпеях, Геркулануме и вблизи них роскошные виллы. Так и жили помпеяне: ремесленники трудились, торговцы вели свою коммерцию на рынках и в порту близ устья реки Сарно, патриции отдыхали, и все посещали Форум, храмы, театры, амфитеатр - арену для гладиаторских боев, термы и лупанарии - дома свиданий. И даже военные конфликты этот порядок и безмятежный дух не особо нарушали. А главные события в истории Помпей были таковы: завоевание самнитами - 20-е гг. V в. до н. э., союз с Римом после Второй Самнитской войны - около 310 г. до н. э., Союзническая война - восстание италийских племен против Рима (91-88 гг. до н. э.) и завоевание императором Суллой в 89 г. до н. э.

Неизвестно было жителям Помпей о самом важном для них - что происходит в недрах стратовулкана , стоящего на стыке тектонических плит Европы и Африки. Время от времени помпеяне ощущали подземные толчки, но, поскольку масштабных разрушений не происходило, то и серьезного значения им никто не придавал. Обитателей Помпей не волновало даже то, что часть склонов была ощутимо теплой. Так продолжалось до 62 г.

Античные Помпеи, ныне археологический парк, находятся в итальянской области , в юго-западной части Апеннинского полуострова, на некотором расстоянии от побережья Неаполитанского - в древности Куманского - залива, примерно в 24 км на юго-восток от Неаполя. Город разделен на 9 районов (регионов), которые вполне можно назвать и более привычно - кварталами.

Землетрясение 5 февраля 62 г, нанесло Помпеям весьма ощутимый урон. Правящий тогда император Нерон даже подумывал о том, чтобы выселить всех жителей из города. Но им не верилось, что нечто подобное может повториться.

Ведь до этого Везувий представлялся им по характеру добродушным великаном: на его изумрудно-зеленых склонах паслись стада, на плодородных вулканических почвах обильно плодоносили оливковые рощи и виноградники. Во время землетрясения рушились стены домов, была повреждена система водоснабжения, падали и разбивались статуи.

За какие-то 10-15 лет все было восстановлено, и построены новые здания. Пострадал и соседний город подругую сторону Везувия, пострадал больше, но он был и гораздо меньше Помпей. Город Стабии был полностью разрушен еще в 89 г. до н. э. Суллой во время Союзнической войны, но на его месте было возведено довольно много вилл, в 62 г. также сильно пострадавших от землетрясения.

Предвестники новой грядущей беды начали проявляться с первых дней августа 79 г.: пересыхали ручьи, беспокойно вели себя животные, улетели птицы. Наблюдательные и образованные жители города, поразмыслив, сочли за лучшее поскорее покинуть его. Остались в Помпеях в основном рабы, охраняющие оставленное хозяевами имущество, да мелкие ремесленники со своими семьями и одинокие люди. Всего погибло не менее 2 тыс. человек. Есть предположение, что гораздо больше - до 16 тыс. (с учетом Геркуланума, Стабий и мелких селений), но, поскольку раскопки не завершены и по сей день, пока официальная цифра - 2000.

Роковое сокрушительное извержение началось во второй половине дня 24 августа и длилось почти сутки. Сначала произошли взрывные выбросы вулканического пепла, покрывшего все окрестности Везувия. Затем из жерла вулкана, как пробка из бутылки, вылетел толстый слой застывшей лавы, до поры до времени запечатывавший жерло вулкана. Еще в воздухе этот слой разлетелся на большие и мелкие куски, и потекла лава уже раскаленная. А также пирокластические потоки. Это была движимая напором вулканических газов и взлетающая время от времени в воздух смесь из расплавленных глубинных горных пород, раскаленных камней и пемзы - пористого застывшего вулканического стекла, теперь снова плавящегося. По произведенным современным вычислениям, скорость этого смертоносного потока могла достигать 700 км/ч (рывками), а температура - 800°С. Над кратером Везувия залповыми снопами взлетали лапилли - застывавшие на лету мелкие фрагменты магмы.

Затем частота залпов снизилась, и образовалось огромное дымное облако из пепла и вулканических газов, ветром его относило в сторону Помпей и Стабий. Высота облака достигала 33 км. А процесс внутри Везувия продолжался, западная часть вулкана взорвалась и рухнула в расширившийся кратер, оттуда вырвались новые потоки лавы. Люди в Помпеях были обречены. Кто-то пытался укрыться в собственном доме, кто-то, напротив, на открытых местах, чтобы видеть, куда бежать. Но все это оказалось бесполезно. Многие, прежде чем на них обрушились камни, погибли, задохнувшись ядовитыми сернистыми испарениями. Предположительно так же погиб в Стабиях писатель Плиний Старший, автор «Естественной истории» - крупнейшего энциклопедического сочинения античности. Он командовал тогда галерным флотом в Мизене на берегу Неаполитанского залива и, как только началось извержение, устремился в Помпеи, но на галеры уже падали камни, и Плиний повернул на Стабии, чтобы кому-то помочь и вообще понять, что происходит.

Когда извержение закончилось, Помпеи и Стабии покрывал пепел, камни, лахары - грязевые потоки. Толщина слоя достигала 8 м. Над Геркуланумом образовался покров толщиной около 20 м. Уцелевшие люди бежали куда глаза глядят, лишь бы подальше от места пережитого апокалипсиса.

Раскопки

Научные археологические раскопки на месте трагедии 79 г. в Помпеях начались только в XVIII в.

Первым наткнулся на следы погибшего города архитектор Д. Фонтана, руководивший прокладкой подземного канала от реки Сарно к вилле на холме Чивита. Этими следами были фрагменты зданий и, по-видимому, городской стены, но большого значения находкам придано не было. А между тем под этим холмом и находились Помпеи, хотя символическое название холма Чивита - «Город» (в переводе) - прямо на это указывало. В 1607 г. неаполитанский богослов и историк Дж. Капаччо, задумавшись над тем, что могла бы означать латинская надпись с этого холма - decurio pompeis, истолковал ее как «начальник декурии» (группы рабов) или городской советник Помпей (а консул Помпей Великий в истории Рима был) и сделал вывод, что здесь была вилла вельможи, возможно, того самого Помпея Великого. Мысль о древнем городе по-прежнему никому не приходила в голову, и заурядный городок того времени Чивита на холме никак на такие догадки не наталкивал. В 1631 г. произошло еще одно мощное извержение Везувия, покрывшее уже Чивиту слоем пепла, и жители города тоже покинули его.

Раскопки на холме начались в 1748 г. Глава экспедиции археологов Р. Дж. Алькубьерре, однако, был уверен, что найденный город - Стабии, и вскрыл только три незначительных участка, не связанных между собой. Гораздо больший интерес у него вызывали раскопки Геркуланума, над которым располагался новый город - Резина. Здесь случайно, при рытье колодца, были найдены предметы большой материальной ценности, и началась настоящая лихорадка охоты за ними. Алькубьерре тоже был нацелен только на самое ценное, но, разумеется, в отличие от самодеятельных копателей, ценное с точки зрения высокого искусства. Все прочие находки из найденного им в «Стабиях» и Геркулануме он, будучи по натуре снобом, бестрепетно уничтожал. Пока этим варварством не возмутились его ученые коллеги.

В 1760-1804 гг. под руководством Ф. ле Вега раскопки приобрели, наконец, иной, систематический характер. Поднятый грунт вывозился, на открытых памятниках сразу же начиналась первичная реставрация. И ценные артефакты, и обычные бытовые предметы тщательно классифицировались: век (приблизительно), стиль, происхождение.

В 1763 г. на постаменте одной из статуй была открыта надпись с указанием даты и места ее создания, и стало понятно, что раскапываемый город - не Стабии, а Помпеи. Самый значительный вклад в возвращение Помпей в мировую культуру внес археолог Дж. Фиорелли, руководивший раскопками в 1863-1875 гг. В 1870 г., глядя на скелеты погибших людей, засыпанные слоем пепла и похожие на статуи, он придумал заливать гипсом пустоты, образовавшиеся на месте несохранившихся тел людей и животных. Так были реконструированы их позы, рассказавшие о самых драматических эпизодах гибели Помпей. С 1980 г после очередного землетрясения в районе Везувия в Помпеях ведутся только реставрационные работы: форсирование раскопок может привести к обрушению зданий, что уже бывало. На сегодня примерно четверть территории города не вскрыта.

Среди античных городов Помпеи занимают особое место, с какой строны ни взглянуть. Например, с точки зрения урбаниститической культуры - в городе было все, что нужно человеку для благополучной на то время жизни. Улицы прямые, широкие, вообще все коммуникации - чрезвычайно хорошо продуманы. Высокого уровня был бытовой комфорт - водопровод в Помпеях технически не намного уступает средневековым системам водоснабжения. Монументальные здания Помпей: храмы, постройки для общественных собраний, развлечений, занятий спортом, виллы были настолько безупречны по своим пропорциям и общему облику в духе греческих традиций, что их можно было бы ставить если не вровень с шедеврами античной архитектуры, то сразу за ними, а отдельные - и вровень.

Фрески, скульптуры, мебель, декоративные изделия из металлов, мрамора и других материалов - все это особый, уникальный художественный мир. Высоким уровнем отличались и все технические приспособления, которыми пользовались ремесленники, а также врачебные инструменты. Свой хлеб Помпеи продавали даже в другие города - настолько он был хорош, благодаря применявшейся здесь тонкой технологии хлебопечения.

Общая информация

Античный римский город в Италии, уничтоженный извержением вулкана Везувий в I в. И вследствие этого же сохранившийся как археологический объект.
Месторасположение : западное побережье Аппенинского полуострова, юг Италии.
Административная принадлежность : регион Кампания, провинция Неаполь.
Официальный статус : музей под открытым небом, объект Всемирного наследия ЮНЕСКО с 1997 г.
Время основания : VII-VI вв. до н. э.
Начало археологических раскопок : 1748 г.
Официально принятая дата гибели : 24-25 августа 79 г.
Денежная единица Италии : евро.
Ближайший аэропорт : Каподичино в Неаполе (международный).

Цифры

Население города накануне извержения Везувия в 79 г. : около 20тыс. чел. (по современным умозрительным оценкам).
Площадь археологического заповедника Помпеи : 0,66 км 2 (внутри городских стен), виллы в предместьях и буферная зона - еще 0,44 км 2 .
Расстояние от кратера Везувия - 9,5 км, от подножия вулкана - 4,5 км, от Неаполя - около 24 км.
Вместимость самых грандиозных сооружений Помпей : амфитеатра - 20 тыс., Большого театра - 5 тыс., Малого театра - 1,5 тыс. чел.

Количество туристов в год : 2,5 млн чел.
Современная высота Везувия : 1281 м.
Площадь современного (нового) города Помпеи : 12,42 км 2 .
Население современного города Помпеи : 25 358 чел. (2016 г.).

Экономика

Туризм, торговля.

Климат и погода

Субтропический средиземноморский, сухое жаркое лето, дождливая осень, мягкая зима.
Средняя температура января : +8,8°С.
Средняя температура июля : +25,3°С.
Среднегодовое количество осадков : 980 мм.
Среднегодовая относительная влажность : 73%.

Достопримечательности

    Форум и на нем : храм Юпитера (150 г. до н. э.), храмы Ларалий (святилище помпейских Ларов - божеств - покровителей города, спешно построено после землетрясения 62 г.), Веспасиана (2-я пол. I в. н. э.), базилика, общественное здание (130-120 гг. до н. э.), Комиции (место проведения голосований, I в. до н. э.), Евмахия - здание, построенное в I в. до н.э. жрицей Евмахией, предположительно для коллегии красильщиков, ткачей и фуллонов (мужчин-прачек), Мацеллум (крытый рынок, I в. до н. э.).

    Виллы : Дом Фавна (180-170 гг. до н. э.), вилла Мистерий (II-I вв. до н. э.), вилла Оплонтис (I в. до н. э.), дом Большого фонтана, дом Малого фонтана и др.

    Самые известные дома : Трагического поэта, Хирурга, Моралиста, Менадра, Позолоченных амуров, Юлии Феликс.

    Поблизости : Археологический парк Геркуланума, собор Мадонны дель Росарио в Помпеях (1876-1901 гг.), Национальный парк Везувий, Неаполь.

    Национальный археологический музей Неаполя.

Любопытные факты

    Извержение Везувия 24 августа 79 г. началось на следующий день после Вулканалий - проходившего в Риме празднества в честь бога огня Вулкана в древнеримской мифологии.

    В 1944 г., когда произошло последнее по времени значительное извержение Везувия, на аэродроме вблизи современного города Помпеи стояло авиационное подразделение армии США. Во время этого стихийного катаклизма слой вулканического пепла достиг метра. 88 самолетов и разное оборудование получили сильные удары кусками обрушившейся с неба пемзы, и американцы оставили аэродром, бросив всю поврежденную технику.

    Амфитеатр для гладиаторских схваток в Помпеях - наиболее хорошо (хотя и не идеально) сохранившееся из подобных римских сооружений в мире. Размеры его - 104х135 м. Гладиаторские бои проходили там в самый канун извержения 79 г.

    На дне Неаполитанского залива, в 20 км от Помпей, покоятся руины еще одного роскошного античного города - Байи, также ставшего жертвой вулкана.

    Самым известным произведением на тему извержения Везувия в 79 г. стала картина «Последний день Помпеи» русского художника Карла Брюллова, написанная в 1830-1833 гг. Первыми, кто увидел это эпическое плотно, были римляне, оставившие о нем восторженные отзывы. Шедевр Брюллова выставлялся также в Лувре. Картина хранится в Русском музее в Санкт-Петербурге.

    Во время раскопок XVI в. архитектор Фонтана обнаружил фрески эротического содержания и взял на себя смелость снова закрыть их. При следующих раскопках выяснилось, что подобных изображений в городе необычайно много.

    Улицы в Помпеях были замощены каменными плитами, при этом были приподняты по отношению к мостовой на 20-25 см.

    Каждый год 8 мая и в первое воскресенье октября десятки тысяч католиков устремляются в городок Сантуарио, что означает Святилище, близ современного города Помпеи на праздник в честь Мадонны дель Росарио в Помпеях. Над изображением Мадонны и младенца, которое почитается как чудотворное, сияют звездные ореолы, украшенные драгоценными камнями, среди которых есть уникальные изумруды. Все это - дары богатых прихожан. Собор строился в 1876-1901 гг., и сразу по окончании строительства был возведен в ранг папской базилики. В нем хранятся часть тернового венца с головы Христа и фрагмент Святого креста. С 80-метровой колокольни собора, куда можно подняться на лифте, открывается самый захватывающий вид на Помпеи и другие окрестности Неаполя.

Всем известны Помпеи с самого детства — знаменитый древний город, который погиб от извержения Везувия и был погребен заживо под лавой и пеплом. Италия манила меня с самого детства, но мне почему-то никогда не приходило в голову, что я побываю и на развалинах знаменитых Помпей. И вот этот день настал. Мы прибыли из в Помпеи. Первое, что видишь — вход в город, который некогда был портом. Надо заметить, что сейчас море начинается наверное не расстоянии нескольких километров от этого места — вот как за 2000 лет поменялась береговая линия.

Извержение Везувия произошло в августе 79 г н.э. и длилось оно 2 дня.В первый день были стремительные выбросы ядовитого дыма из вулкана, которые очень быстро покрыли все близлежащие территории, в том числе настигли и Помпеи. Многие просто задохнулись от этого дыма в первый день. Говорят, было достаточно 1 раз вдохнуть чтобы сжечь себе легкие и умереть. Те, кому удалось сбежать и спастись, стали возвращаться в город после того, как дым рассеялся. И это была их роковая ошибка — в древности люди не знали наверное, что выбросы дыма — предвестник извержения вулкана. И вот на 2-ой день началось извержение вулкана, и тогда уже погибли все те, кто сумел выжить в первый день и вернулся в город. Такая вот печальная история.

Большинство домов выглядит как-то так — разрушенные стены, остатки печей, посуды, пола.

А это центральная площадь древних Помпей (древние, потому что сейчас рядом есть новые, современные Помпеи, ничем не примечательное провинциальное поселение) — Форум. Вернее то, что от него осталось — колонны, восстановленные стены, арки храмов.

Панде здесь очень понравилось 🙂

Путеводитель гласит о том, что когда город нашли, начались раскопки и сюда хлынули первые толпы туристов — все здесь выглядело менее разрушенным. Для посещения было открыто более 50 домов. Но туристы — они же такие, все любят потрогать, отломать камешек на память и т.д. — в результате чего половина домов, представлявших собой интерес, превратилась в такие же унылые руины, и тогда было принято решение разграничить посещение для туристов, установить ограды, а какие-то зоны вообще закрыть для туристов.

А это и есть Везувий. Визуально — находится довольно-таки далеко, но видимо убийственная волна идет на большие расстояния.

Сейчас у Везувия нет пика, вместо него образовался кратер. Но до извержения это была одна гора с верхушкой и он был выше, нежели сейчас. На данный момент Везувий считается почти потухшим вулканом и такого страшного извержения он уже больше никогда не совершит. Но тем не менее — периодически бывают небольшие подземные толчки. Специалисты установили датчики контроля действия вулкана, и если вдруг он что-то и задумает опять — люди об этом сразу узнают и смогут предотвратить такое количество жертв.

Городской кран с водой — уж не знаю новодел ли это или осталось с древних времен с небольшими современными доработками в виде крана. Но люди тут пьют воду и умываются. Я не рискнула.

Пустынные улицы Помпей.

А это соседняя улица — здесь полно туристов.
Благодаря лаве и пеплу, покрывшими город на 5-6 метров (а местами и на 8 метров), Помпеи являются чуть ли не единственным древним городом, который дошел до наших времен в первозданном виде и является уникальным памятником истории. Даже сейчас, глядя на руины, тяжело до конца представить как тут все выглядело 2000 лет назад.

В некоторых зажиточных домах сохранились бассейны, надписи, мозайка и рисунки на стенах. Сразу видно, что в таком доме жили не простые люди.

Мы набрели на Малый театр

По соседству с ним — форум. Здесь наверное тоже было место сосредоточия людей в античном городе.

Остатки античного театра. Неплохо сохранился!

Все места пронумерованы стальными табличками. Подозреваю, что здесь и по сей день устраивают небольшие камерные выступления.

О, а это современные обитатели античных Помпей — злые псы! Они бродят по развалинам, на них можно наткнуться где угодно. Трогать их и кормить крайне не рекомендуется, т.к. собаки дикие, могут и укусить.

Судя по рисунку на стене — еще один зажиточный дом. Правда кондиционер, стул и дверь — это конечно же новодел =)

А этот дом похож на красильную мастерскую или бани.

Еще один хорошо сохранившийся дом

Мозайка с собакой в дверном проходе — достаточно оригинально. Интересно, жила ли тут настоящая, живая собака?

А это для нас оставили архитекторы — чтобы можно было увидеть, насколько был погребен город и как его поэтапно раскапывают.

Фотографии откопанных скелетов. В том числе и пес! Может, тот самый, который жил в зажиточном доме?

А это общественные бани.

Воду наливали в сосуды, посетители бань черпали из них воду для банных процедур.

А это Grande Palestra — похоже на большой сад или полигон, или очережнйо форум.

Мы прошли город насквозь, и в самом конце расположен большой античный афмитеатр.

Кое-где сохранились надписи. Здесь наверное устраивали гладиаторские бои, соревнования и прочие зрелища, которые так любили посещать древние жители.

Идем дальше. Вообще, если верить путеводителю, то чуть ли не центральное место в городе занимает лупанарий — античный публичный дом. И чуть ли не на каждом шагу на стенах дома нарисованы фаллосы, которые указывают направление к нему. Но увы — мы прошли город насквозь, но так и не добрались до Лупанария, и не заметили еще ни одного фаллоса. Может куда-то не туда смотрели или шли? И вот мы решили возвращаться ко входу по другой части города. Вдруг нам тут повезет!

Ура! Мы нашли первый указатель на лупанарий. Правда он никуда не указывал, а просто нарисован мужской половой орган, смотрящий вверх дома. К слову — лупанарий находился полностью в противоположном направлении.

А вот еще один. Правда, больше мы их не встречали 🙂

Если вы смотрели хоть один научно-документальный фильм про Помпеи, то эта статуэтка должна быть вам знакома (я себе, к примеру, прикупила магнитик с ее изображением). Это самый известный дом в Помпеях (правда, наверное, после лупанария) — дом Фавна. Данная статуя Фавна — копия, и именно в честь нее и назван дом.

Зажиточный был дом, с собственным садом!

А это наверное картина о битве Александра Македонского (или ее копия).

По соседству с домом Фавна расположены термы Форума

Неплохо сохранились

Кафетерий, вживленный в античный дом

Во время раскопок, как только натыкались на останки людей, делали небольшое отверстие, заливали его гипсом и получался такой вот слепок человека, заживо погребенного под слоем лавы и пепла.

А эти ребята удостоились меньшей чести — их просто погрузили в ящики и поставили на улице за решеткой.

По соседству — кувшины

Мы снова на форумной площади города

О, а это тот самый лупанарий. Мы наконец нашли его! Оказалось очень маленькое здание, в котором было всего 4 крохотные комнаты. Кровати и подушки — каменные, не очень то удобно. размеры кроватей тоже маленькие — по ним можно судить о высоте людей, некогда живших тут.

Знаменитые порнографические рисунки на стенах лупанария

Ну вот и все, лупанарий был последним пунктом для посещения. Дальше мы решили отправиться в некрополис в музей откопанных останков людей. Наш путеводитель гласил, что он находился рядом со входом в Помпеи, но как мы позднее выяснили — он переехал, и ныне находится недалеко от Амфитеатра, т.е. в противоположной части города. Поскольку путь был далеким (сам город не такой уж и маленький, а бродить в 35-ти градусную жару по руинам не так то просто) — то нам пришлось смирится с тем, что мы уже увидели несколько скелетов и гипсовых слепков людей — и в общем нам этого хватило.

За обедом нам подали пиво в таком вот кувшине — мохито!

От железнодорожной платформы Pompei Scavi каждый час отправляются экскурсионные автобусы на Везувий — а что, удобно — посмотрел Помпеи и поехал на сам вулкан, чтобы посетить и его, виновника торжества. Нас везли вначале на автобусе порядка 30 минут, потом пересадили на вот такие бронированные специализированные машины, где надо было пристегиваться на каждом сидении, и уже на нем мы добирались почти до верхушки вулкана, насколько это возможно. Дальше — только пешком. Вот, мы уже в пути.

Надо заметить, что с точки зрения обуви мы были не подготовлены — не очень то удобно в шлепанцах взбираться на гору, пусть и по проложенным дорожкам. Вулканическая крошка постоянно забивается среди пальцев и доставляет массу неудобства при ходьбе.

Помпеи находятся где-то там, слева, где зеленый кусок на фотографии. Если учесть что там раньше была вода, то мысленно можно подвинуть береговую линию и представить как это выглядело раньше (подозреваю что до извержения вулкана)

Не помню почему нам так весело на этой фотографии. Но подниматься в гору мы уже устали к этому моменту.

А это путь, который себе проделывает спускающаяся вниз лава.

Мы все выше!

Ура, мы наконец поднялись до кратера! Вот так выглядит вулкан наверху.

Кратер Везувия.

Кое-где до сих пор выходит горячий воздух из вулкана. Он хоть и практически не опасен, но все еще действующий.

Можете представить что тут было 2000 лет назад?

Везувий был моей далеко не первой горой, но был первым вулканом, на который я взбиралась, пусть уже и не такой активный. Сама эта мысль очень сильно впечатляла и возбуждала.

Да, это вид на противоположную сторону берега. Где-то тут возле залива расположен Неаполь. Кстати, до Неаполя извержения Везувия не добралось в свое время — слишком далеко.

Что могу сказать — приятно гулять по вулкану. Это стоит своих денег — побывать в историческом месте, да еще и на вулкане!

Удивительное дело — некоторые предпочитают строить храмы, церкви, делать священные места на вулканах — уж не знаю почему, типа ближе к богу? Извержение вулкана — божественное вмешательство? А географию в школе эти люди, интересно, хорошо изучали?

Довольное у меня лицо, правда?

Идем обратно. Наше время истекает, надо успеть сесть в машину, иначе она может уехать без нас.

Помпеи — безусловно то место, которое стоит посетить. Я нисколько не жалею что приехали сюда, потратили на это целый день, устали, но остались очень довольны. Нам предстоял пусть обратно, в Неаполь — на электричке ехать порядка 50 минут. Пока-пока Везувий и Помпеи!

Помпеи – древнеримский город на юге Италии недалеко от Неаполя. Как известно Помпеи был погребен под многометровым слоем пепла во время извержения в 79 году. В наши дни город представляет собой огромнейший музей под открытым небом, с 1997 года внесенный в Список Всемирного наследия Юнеско.

Город был основан осками в VI веке. Название города происходит от оскского pumpe – пять, так как город был образован слиянием пятью меньших поселений. В римское время сохранилось деление на пять избирательных округов. Другая версия происхождения названия – греческая, от слова pompe – триумфальное шествие.

По этой легенде город основал Геракл, который после победы над Герионом торжественно шел по этим местам. В разное время городом владели греки, этруски и самниты. В 310 году до н.э. Помпеи стали союзником Римской республики на правах автономного самоуправляемого города.

В 90-88 году до н.э. город участвует в восстании против Рима.

В 89 году до н.э. консул Сула взял город, ограничил его автономию и сделал колонией Рима.Город занимал важное место на торговом пути между и Южной Италией. Многие знатные римляне имели виллы на территории Помпей. Громким событием стало побоище между жителями Помпей и Нуцерии в 59 году во время гладиаторских игр. Обычная драка между болельщиками превратилась в кровавую бойню. В результате этого в Помпеях 3 года игры были под запретом.

Билеты

Входной билет в археологический комплекс Помпеи стоит 15 евро. Для посетителей младше 18 лет – вход бесплатный, но нужно показать документ подтверждающий возраст.

  • Купить билет советуем заранее онлайн только в официальных билетных кассах ticketone.it
    Смотрите по регистрации на сайте.

Как добраться из Неаполя самостоятельно

Добраться в Помпеи самостоятельно из Неаполя можно , автобусе или арендованном авто. Мы рекомендуем варианты с общественным транспортом (на юге Италии ходит по настроению и не регулярно), только самым опытным путешественникам с запасом времени и большим желанием сэкономить. Рассмотрим подробно все способы:

На арендованном авто

Если вы путешествуете по маленьким городкам Италии самостоятельно, то в Помпеи можно приехать на личном транспорте – из самостоятельных вариантов, он самый удобный . Парковка возле археологической зоны обойдется приблизительно в 5 евро за час. Почитать про особенности аренды авто в Италии и подобрать выгодный вариант советуем на нашем сайте

  • Вам пригодится:

На поезде

В Неаполе станций Napoli Porta Nolana и Napoli P. Garibaldi ходят прямые электрички Circumvesuviana (дословно переводится «Вокруг Везувия») – из вариантов, общественным транспортом – это единственный, который мы можем рекомендовать. Вот ссылка на расписание . Выходить нужно на станции Pompei Scravi Villa dei Misteri – она расположена почти рядом с кассами. Ехать примерно 30 минут.

Билет можно купить заранее онлайн-кассах ots.eavsrl.it/web/public/ots/ticket/index

Выбирайте линию Napoli-Sorrento и билет до Villa Misteri, дату и число пассажиров. Нажимаем Avanti. Обратите внимание, что сайт доступен также на английском, переключатель справа британский флаг.

Электрички отправляются утром с 09:06 и 11:36.

Для посещения Помпеи нужно выделить минимум 2 часа. Также на этой линии можно доехать до . Из Помпеи обратно в Неаполь поезд идет в 17:18, билет туда-обратно стоит 11 евро, скидок детям нет.

Компании Trenitalia от центрального вокзала Неаполя (Napoli Centale) отправляются в сторону станции Помпеи (Pompei) примерно раз в 30 минут. Билет стоит 2,80 евро в один конец. Если поезд придет по расписанию и не будет остановок, то время в пути составит 38 минут. Будьте готовы к частым остановкам, соседству с цыганами и различными попрошайками.

Станция расположена от входа в археологический парк примерно в 3 километрах, поэтому рационально ждать автобус 004 (возможно N50) и проехать на нем 3 остановки.

Гугл советует расписание смотреть на сайте официального перевозчика http://www.fsbusitaliacampania.it , но, например, в расписании автобуса 4 я не вижу останувку Mazzini. Видимо проще спросить у местных по прибытию, должны помочь. Будем благодарны, если кто-то поделится своим опытом приключений в комментариях.

На автобусе

По информации от гугла, к археологическому комплексу относительно регулярно из Неаполя ходят прямые автобусы N5000 и N5020 компании SITAsud – не советую этот вариант, так как на сайте перевозчика нет толком ни расписания, ни цен. Для полноты картины рассмотрим и этот способ.

Остановка автобусов Via Ferraris Galileo в Неаполе расположена примерно в километре от станции Napoli Centrale.

Билеты на автобус должны стоить 10 евро, можно купить по адресам:

  • BAR ETTORE, PIAZZA GARIBALDI 95
  • Внутри станции Napoli Centrale ищите EDICOLA NUMBER ONE HUDSON NEWS
  • ARPANET, corso Arnaldo Lucci, 163
  • BIGLIETTERIA NAPOLI CAPOLINEA, PIAZZALE IMMACOLATELLA VECCHIA 1
  • BAR DEL PORTO, VIA C OLIVARES ANG. VIA CAMPO D’ISOLA 26
  • BAR TIRAMISU’, Napoli — Corso Lucci

Что посмотреть

Вот достопримечательности Помпеи, которые рекомендуется посетить во время экскурсии:

  1. Храм Аполлона — один из самых старых храмов древнего города посвящен греческому богу Аполлону. Первые упоминания о святыне датированы восьмым веком до нашей эры, что впрочем подтверждают и археологические раскопки. Сейчас мы можем только воображать и строить догадки но скорее всего на месте нынешних руин сперва находился алтарь, а уж спустя сто-двести лет (раньше строить не спешили) было построено главное здание. На сегодняшний день из величественной колоннады содержащей 28 колонн сохранились всего две. Также спустя два тысячелетия во внутренних нишах храма мы можем наблюдать фрески со сценами из троянской войны.
  2. Сад Беженцев
  3. Большая Палестра
  4. Храм Юпитера
  5. Амфитеатр
  6. Улица Изобилия
  7. Термы
  8. Дом Венеры в раковине
  9. Термополии
  10. Большой и Малый театр
  11. Казарма гладиаторов Треугольный форум
  12. Лупанарий
  13. Форум
  14. Здание Евмахии
  15. Храм Веспасиана
  16. Рынок
  17. Дом Фавна
  18. Дом Малого Фонтана
  19. Базилика

Посещение архитектурных памятников с хорошим гидом позволит на время погрузиться в античный мир и прикоснуться к его тайнам.

↘️🇮🇹 ПОЛЕЗНЫЕ СТАТЬИ И САЙТЫ 🇮🇹↙️ ПОДЕЛИСЬ С ДРУЗЬЯМИ

Древний город Помпеи был образован еще в 6 веке до н.э. Если бы не извержение вулкана Везувия, который сжег весь город дотла, покрыв его огромным слоем вулканического пепла, Помпеи бы до сих пор существовал неподалеку от Неаполя. Сейчас же это руины, которые ЮНЕСКО причислило в списки Всемирного наследия.

Название Помпеи возникло после объединения пяти самостоятельных городов (pumpe - пять). Это более правдоподобная версия. Существует легенда, по которой Геракл в жестком бою победил великана Гериона, и после этого торжественно прошелся по городу, празднуя победу. С древнегреческого языка pumpe – торжественное, триумфальное шествие.

В те времена люди верили в бога, и считали, что боги управляют земными катаклизмами. Не смотря на то, что 5 февраля 62 г. н. э. произошло сильнейшее землетрясение, которое, возможно, могло стать толчком к извержению вулкана, люди по-прежнему продолжали жить в городе, поклоняюсь богам, и, веря, что с ними не случится несчастье. Все же вулкан извергся. Это произошло 24 августа 79 г. н.э. Пострадал не только город Помпеи, но и близлежащие города – Геркуланум, Стабии. Извержение было настолько сильным, что пепел долетал даже до соседних государств – Египта и Сирии. В городе жило около 20 тыс. человек. Некоторые успели бежать еще до начала катастрофы, ну а многие погибли. Точное число жертв неизвестно, но останки тел находили далеко за пределами города.

Город оставался под слоем пепла многие века, пока в 1592 году Доминико Фонтана (известный архитектор того времени) не наткнулся на городскую стену, во время прокладывания канала от реки Сарно. Никто не предал этой стене большого значения, и лишь спустя около 100 лет в руинах Помпей нашли табличку, с высеченной на ней надписью – «Помпеи». Даже после этого случая никто и не мог предположить, что это старинный город, который исчез с лица земли. Сделали вывод, что это старая вилла Помпея Великого.

И вот в 1748 году началось извлечение древнего города. Раскопками руководил Алькубьерре , который был уверен, что это город Стабии. Непосредственно в самих же Помпеях было произведено всего три раскопки в разных местах. Алькубьерре был варваром, и все находки, которые, по его мнению, представляли интерес, он отправлял в Неапольский музей, а другие попросту уничтожал. Многие ученые запротестовали, и раскопки прекратилась.

В 1760 году начались новые раскопки, которыми руководил Ф. Вега . Они продолжались до 1804 года. Целых 44 года Вега и его подчиненные потратили на извлечение произведений искусства. Все находки реставрировались заново и извлекались очень аккуратно. В это время сюда уже начали съезжаться туристы, поэтому многие памятники не сразу передавали в музеи, а оставляли на обозрение посетителям города Помпеи, уже ставшего музеем.

В 1863 году раскопки продолжились. На этот раз ими руководил Джузеппе Фиорелли . Именно он открыл огромное количество пустот под слоями пепла. Это не что иное, как тела жителей города. Залив эти пустоты гипсом ученые полностью воспроизводили слепки человеческих тел, вплоть до мимики.

В I в. н. э. при одном из страшнейших извержений Везувия, был разрушен землетрясением небольшой город древней Италии, близ нынешнего Неаполя, — Помпеи. Дата катастрофы нам хорошо известна: август 79 г.



Помпеи исчезли с лица земли: над развалинами уничтоженного города образовались за время долгих столетий новые пласты земли. Но в XVIII в. на месте пропавшего города предприняты были сперва случайные, а затем и правильные научно организованные раскопки, и, постепенно ширясь и технически совершенствуясь, раскопки эти вернули из-под земли на свет многое из того, что в момент гибели Помпей было в них, так сказать, законсервировано благодаря павшему на них плотному, непроницаемому для воздуха слою горячего пепла, вырвавшегося в момент извержения из кратера вулкана и со всех сторон окружившего собой и людей, и предметы.



Остались с первого века письменные свидетельства очевидца Плиния : «Наши повозки, находившиеся на совершенно ровном месте, кидало из стороны в сторону; даже с помощью камней нельзя было удержать их на том же месте. Мы видели, как море отходит от берега; земля, сотрясаясь, как бы отталкивала его от себя. Оно отступало: на песке лежало много морских животных. С другой стороны [т. е. со стороны Везувия] в черной страшной туче там и сям вспыхивали и перебегали огненные зигзаги, и она раскалывалась длинными полосами пламени, похожими на молнии, но большими… Туча эта стала опускаться на землю, покрыла море, опоясала Капреи [остров Капри] и скрыла их; унесла из виду Мизенский мыс… Стал падать пепел, пока еще редкий; оглянувшись, я увидел, как на нас надвигается густой мрак — не такой, как в безлунную или облачную ночь, а такой, какой бывает в закрытом помещении, когда огни потушены. Слышны были женские вопли, детский писк и крики мужчин: одни звали родителей, другие детей, третьи жен или мужей, силясь узнать их по раздававшимся зовам; одни оплакивали свою гибель; другие — гибель своих: некоторые в ужасе перед смертью молили о смерти; многие воздевали руки к богам, но большинство утверждало, что богов больше нигде нет и что для мира настала последняя вечная ночь. Не было недостатка в людях, которые увеличивали подлинную опасность страшными выдумками. Рассказывали, что в Мизене одно рухнуло, другое горит: это была неправда, но им верили. Чуть-чуть посветлело; это был, однако, не дневной свет: к нам приближался огонь. Он остановился вдали, вновь настали потемки; пепел посыпался частым тяжелым дождем. Мы все время вставали и стряхивали его — иначе нас раздавило бы под его тяжестью… Наконец мрак стал рассеиваться, превращаясь как бы в дым или туман; скоро настал настоящий день и даже блеснуло солнце, но желтоватое и тусклое, как при затмении. Все представилось изменившимся глазам еще трепетавших людей: все было засыпано, как снегом, глубоким пеплом».



Помпеи не были залиты раскаленной лавой, как это иногда думают, и не были охвачены огнем. Случайные пожары, возникшие в некоторых местах от разожженного очага или забытой лампы, в счет не идут. Такие предметы, как дерево, хлеб, зерно сохранились в Помпеях обугленными, а не превратились в кучи золы, как это было бы неизбежно при общем пожаре. Свинец найден не расплавившимся, кости и мрамор не кальцинировались. В некоторых домах желтая охра, которой были окрашены стены, изменила свой цвет в красный: такое явление происходит действительно под влиянием жара, но опыты показали, что медленное воздействие воды приводит к такому же результату. Город был погребен под двойным слоем вулканических пород: сначала слоем в среднем до 7 метров выпали «камешки» (мелкие кусочки пемзы, величиной от горошины до грецкого ореха; камни диаметром в 30 см и больше попадаются очень редко), а затем их прикрыло пеплом на 1-2 м в высоту. В некоторых местах Помпей (например, в конце улицы Изобилия, на «Новых раскопках») эти два слоя очень легко различимы.


Население города не было застигнуто катастрофой врасплох; из письма Плиния это совершенно ясно. У людей было время бежать : вулкан пробудился от своей спячки поутру, но каменный дождь пошел только после полудня. Большинство действительно убежало . Исходя из числа найденных скелетов, полагают, что в городе погибло около 2 тысяч человек , между тем как все население Помпей исчислялось тысяч в 20-30. Погибли те, кто рассчитывал пересидеть опасность, забившись куда-нибудь в укромный уголок дома, например в глухой коридор или в погреб, или даже те, кто вышел слишком поздно — после того, как прошел каменный дождь. С трудом пробиваясь по грудам мелких камешков, в которых вязли ноги, они были застигнуты дождем пепла и, выбившись из сил, задохнулись под ним. Большинство трупов найдено именно в этом верхнем слое пепла.

Одновременно с пеплом или сейчас же после него хлынул горячий ливень ; вода, смешавшись с пеплом, образовала массу, которая плотно облепила тела погибших, проникнув во все складки одежды, во все углубления на теле, во все морщины. Масса эта засохла и окрепла, сохранив точный отпечаток лежащего в ней тела. После его разложения и распада в ней осталось пустое место, где лежал скелет погибшего. Один из руководителей раскопок, Фиорелли, придумал заливать эти пустоты раствором гипса: отвердевший гипс представлял собой точный слепок с погибшего и с абсолютной верностью передавал его позу и даже выражение лица в момент смерти. Эти вытянутые руки со сведенными пальцами, эти искаженные черты красноречивее всяких слов говорят о безнадежной борьбе и мучительной агонии. Вот мужчина огромного роста, — выбившись из сил, он упал на спину, судорожным движением приподняв кверху зажатый в руке край одежды; вот женщина, задохнувшаяся в страшных страданиях, о которых говорят запрокинутое лицо, сведенные ноги и конвульсивно сжатая в кулак рука. В коридоре одного дома нашли скелет собаки и растащенные человеческие кости: человек, не будучи в силах выбраться из засыпанного помещения, умер голодной смертью, а собака некоторое время питалась трупом своего хозяина. В доме богатого помпейца, Везония Прима, хозяева, убегая, забыли отвязать цепную собаку, и бедный пес карабкался по нарастающей груде пепла, пока позволяла длина цепи; выбившись из сил, он упал и погиб в жестоких мучениях, о которых свидетельствует сделанный слепок.


Страшная трагедия разыгралась в одном загородном доме — так называемой «вилле Диомеда». Человек с золотым кольцом на пальце, несомненно хозяин дома, в сопровождении раба, который нес фонарь и полотняный мешок с семейным серебром и деньгами, решил искать спасение в бегстве; с ключом в руке он направлялся к садовой калитке, выходившей в поле. Ни ему, ни его спутнику не удалось даже выйти за пределы усадьбы: вблизи от калитки найдено было два скелета. Вся семья — восемнадцать взрослых женщин и двое детей — укрылись в подвальном сводчатом помещении, служившем винным погребом. Все они погибли под пеплом, засыпавшим подвал сквозь маленькие окна-отдушины. Ждалось сделать слепок с верхней половины туловища одной жертвы; судя по слепку, это была совсем молодая девушка редкой красоты, одетая в тончайшие ткани. Возле нее находилась женщина с ребенком на руках и другим, постарше, который сидел рядом. Защищаясь от горячего пепла, они накинули себе на головы покрывала. В погребе вперемешку с костями нашли кольца, ожерелья и золотые вещи.


В карцере гладиаторской казармы лежало два скелета: наказанные не смогли убежать, хотя и были только заперты, а не закованы. В маленькой улочке, недалеко от форума, найдено было несколько скелетов (ее так и назвали «Переулок скелетов»): молоденькая девушка, в вышитых сандалиях, вместе с матерью; беременная женщина со связкой ключей, запасливо захваченных из дома, и двумя серебряными вазами; солдат — все они, решив сначала переждать катастрофу у себя дома, слишком поздно спохватились и, выбравшись через окна (узкая улочка была уже засыпана на несколько метров — дверей было не раскрыть), погибли, как и остальные, под дождем пепла.


Часть бежавшего населения направилась к гавани, лежавшей в некотором отдалении от города, рассчитывая спастись морем. В 1880-1881 гг. метрах в 500-600 от Стабиевых ворот найден был ряд строений и в них очень много скелетов, при которых оказалось большое количество золотых вещей. Предполагают — и предположение это очень вероятно, — что в то время гавань была именно здесь и сюда в момент катастрофы собралось много людей, тщетно искавших спасения; если в гавани и стояли суда, то они были засыпаны извержениями Везувия.


Когда Везувий затих, все успокоились и страх улегся, пострадавшие начали возвращаться на старые места. Ориентируясь по торчавшим крышам и верхушкам зданий, они искали свои дома, чтобы извлечь оттуда оставшиеся ценности и вообще всякую утварь, которая могла пригодиться и облегчить жизнь на новом месте. Были здесь и хозяева, были, конечно, и воры. Эти первые раскопки засыпанного города, которые велись самими помпейцами, по результатам своим были, надо думать, очень богатыми. Проникнуть в дом не представляло труда. Если крыша сохранилась, ее проламывали и попадали в комнаты; если она рухнула под тяжестью камней, то искатель оказывался стоящим на уже отвердевшем пепле. Пробить слой этого пепла было нетрудно, так же как и перебросать из помещения в другое место легкие кусочки пемзы. Археологи в Помпеях нашли сравнительно мало денег и мало домашней утвари: очевидно, удача сопровождала первых искателей. Забирали не только вещи и деньги, уносили строительные материалы: мраморные плиты, глыбы, иногда даже целые колонны. На форуме, например, от ряда мраморных сооружений на месте уцелели только жалкие остатки. Никаких реальных мер, чтобы помочь пострадавшим, со стороны правительства принято не было. Император Тит назначил комиссию из числа сенаторов «для восстановления Кампании»; «имущество погибших, если у них не имелось наследников, он назначил для восстановления пострадавших городов» . Ничего, однако, восстановлено не было; уцелевшее население нашло себе приют в других городах; с течением времени разведки и раскопки в Помпеях, естественно, прекратились: было взято и унесено все, что можно было взять и унести. Теперь единственной хозяйкой и распорядительницей разрушенного города осталась «равнодушная природа», вновь засиявшая «красою вечною» на опустелом и покинутом месте. Над бывшим городом раскинулся роскошный зеленый покров; вулканический пепел, докончивший разрушение Помпей, сообщил почве неиссякаемое плодородие; роскошные виноградники и фруктовые сады протянулись над старыми улицами и площадями. О Помпеях вовсе забыли, и только какое-то безотчетное воспоминание о том, что здесь стоял некогда город.



Запись первого века, пишет Плиний : «Поверят ли грядущие поколения, когда эта пустыня вновь зазеленеет, что под ней скрываются города и люди! »

Сегодня в Неаполе находится крупнейший Национальный Археологический Музей, в котором во многих залах собраны предметы инвентаря, мебели, посуды, драгоценности, статуи, мозаики... всё это найдено на месте Помпеи и сохранилось с первого века. Здание музея построено в 1615 году и первоначально служило Университетом, потом библеотекой, а в 1777 году сдесь появился музей, вначале частной королевской коллекции, а с 1860 года музей перешёл государству.


По отзывам туристов, этот огромный музей обойти за день сил не хватит. Главный хит музея — так называемый тайный кабинет, собрание эротического искусства, куда раньше пускали только по записи, а теперь может зайти каждый .



Представлены фрески и скульптуры весьма пикантного содержания богатых вельмож из Помпеев, сцен разврата, в том числе сношение с животными. А потому ранее доступ в этот зал считался не приличным и был закрыт от массового посещения. Такого собрания эротических и парнографических античных скульптур и фресок не имеет больше ни один музей мира.