Понятие усыновления. Понятие и значение усыновления (удочерения)

Усыновление

Усыновле́ние (удочере́ние) - принятие на воспитание детей, лишившихся попечения родителей, с установлением между усыновленным и усыновителем правовых (личных и имущественных) отношений, существующих между родителями и детьми .

По российскому праву усыновление допускается только в отношении несовершеннолетних детей . Усыновление производится судом по заявлению лиц, желающих усыновить ребёнка, в порядке особого производства по правилам гражданского процессуального законодательства .

Усыновление детей - граждан Российской Федерации иностранными гражданами закон ограничивает определёнными условиями .

Значение усыновления

Из двух форм семейного устройства детей, оставшихся без попечения родителей - усыновления и опеки - усыновление является наиболее оптимальной, поскольку при этом между усыновителями и усыновляемым не только складываются близкие родственные отношения, но и происходит юридическое закрепление этих отношений, когда усыновленный ребёнок в своих правах и обязанностях полностью приравнивается к кровному, а усыновители принимают на себя все родительские права и обязанности .

Усыновление позволяет ребёнку почувствовать себя полноценным членом семьи. Только при усыновлении ребёнок приобретает права наследования в отношениях с новыми родителями. Усыновитель может присвоить ребёнку свою фамилию, а также поменять имя и отчество ребёнка.

Разделение братьев и сестёр при усыновлении не допускается, за исключением тех случаев, когда подобное разделение действительно отвечает интересам детей (например, дети не осведомлены о своем родстве, не проживали и не воспитывались совместно, находятся в разных детских учреждениях, не могут жить и воспитываться вместе по состоянию здоровья) . Не каждый ребёнок, лишённый родительского попечения, может быть усыновлён, а только дети-сироты, дети, родители которых дали согласие на усыновление, и дети, у которых оба родителя уже были лишены родительских прав . При усыновлении ребёнка старше 10 лет требуется официальное согласие самого ребёнка.

Усыновление можно оформить на одного усыновителя или на супругов. Верхнего ограничения по возрасту для усыновителей не существует. Однако одинокий усыновитель должен быть старше усыновляемого ребёнка не менее чем на 16 лет. В отличие от установления опеки над ребёнком, где решение принимается органами опеки и попечительства, решение об усыновлении принимается судом и регистрируется в актах гражданского состояния . Проверка состояния воспитания и содержания ребёнка должна проводиться органами опеки один раз в год в течение трёх лет после усыновления и далее может быть снята.

Усыновление имеет приоритет над опекой. В том случае, если одного ребёнка хотели бы взять на воспитание несколько семей, предпочтение отдаётся той семье, которая готова усыновить ребёнка, перед семьей, согласной только на опеку. Для усыновления детей, находящихся под опекой (попечительством), необходимо согласие в письменной форме их опекунов. По закону о федеральном банке данных, дети устроенные под опеку или в приемную семью, снимаются с учета и на усыновление не предлагаются. Детей в возрасте до 1 года, как правило, не отдают под опеку, так как их шанс на усыновление довольно велик.

Во многих регионах России при усыновлении ребёнка выплачивается единовременное пособие из местных бюджетов, сумма которого может достигать 300 000 рублей . В некоторых регионах данное пособие планируется увеличить до 500 000 рублей . А в ряде регионов усыновителям выдают жилищные сертификаты .

Подобная материальная заинтересованность иногда вызывает озабоченность мотивами усыновителей и приёмных родителей . В США, как и в большинстве других стран мира, усыновители не получают каких-либо пособий от государства, наоборот, процедура усыновления обходится им в десятки тысяч долларов , что, тем не менее, не уменьшает количества американцев, готовых усыновить ребёнка, причём не только из своей, но и из других стран мира.

Порядок усыновления

Порядок усыновления детей (процедуры, перечни документов и сроки) был установлен Постановлением Правительства РФ № 275 от 29 марта 2000 года «Правила передачи детей на усыновление (удочерение) и осуществления контроля за условиями их жизни и воспитания в семьях усыновителей на территории Российской Федерации» .

Основными этапами процедуры усыновления для российских граждан являются:

  1. Обращение в органы опеки по месту жительства и знакомство с сотрудниками, отвечающими за работу с усыновителями.
  2. Прохождение медосмотров, сбор справок и подготовка необходимого пакета документов.
  3. Подача собранного пакета документов в органы опеки, рассмотрение документов специалистом опеки, обследование жилищных условий и оформление акта данного обследования.
  4. Получение заключения о возможности быть усыновителем.
  5. Поиск ребёнка. Получение направления на знакомство с ребёнком (детьми). Если по месту собственного проживания нет детских учреждений или не удалось подобрать ребёнка, то обращение в любой другой орган опеки или к региональному оператору банка данных о детях оставшихся без попечения родителей с имеющимся на руках заключением о возможности быть усыновителем.
  6. Знакомство с ребёнком, при желании, независимое медицинское обследование ребёнка, принятие окончательного решения о желании усыновить данного ребёнка.
  7. Подача заявления в суд, ожидание даты заседания суда. В это время орган опеки по месту проживания ребёнка готовит заключение о целесообразности усыновления конкретного ребёнка и документы на ребёнка для суда.
  8. Рассмотрение заявления судом. Получение копии решения суда на руки.
  9. Получение в ЗАГСе свидетельства об усыновлении, нового свидетельства о рождении ребёнка, внесение записи о ребёнке в паспорт.
  10. Регистрация ребёнка по месту проживания усыновителя.

Для российских граждан все процедуры усыновления, включая медицинские освидетельствования, и получение всех необходимых справок - полностью бесплатны . Госпошлина в суде не взимается .

Разнообразие форм устройства детей-сирот

Усыновление не является единственной формой семейного устройства детей, оставшихся без попечения родителей. Дети также могут быть переданы под опеку (попечительство), которая существует в безвозмездной и возмездной форме . К последней форме относится передача детей в приёмные семьи, патронатные семьи или под другие виды возмездной опеки .

В 2010 году в семьи было передано 75,8 тысяч детей, оставшихся без попечения родителей . Из них 64,1 % детей были переданы под безвозмездную опеку, 21,3 % были переданы под возмездную опеку (почти все из них- в приёмные семьи), и лишь 14,6 % детей было усыновлено (из которых 70 % были усыновлены российскими гражданами, а 30 % - иностранцами ).

Усыновление является единственной формой устройства детей-сирот в иностранные семьи.

Безвозмездная опека

Безвозмездная опека (попечительство) часто устанавливается близкими родственниками (бабушками, дедушками, тетями или дядями) над ребёнком, чьи родители были лишены родительских прав, оказались в местах лишения свободы или погибли. Опека может быть установлена над ребёнком в возрасте до 14 лет, а попечительство устанавливается над подростками в возрасте от 14 до 18 лет .

В случае когда дети добровольно переданы под опеку родителями по заявлению о назначении их ребёнку опекуна (попечителя) они остаются на содержании своих родителей. А в случаях, когда родители умерли, или находятся в местах лишения свободы, или когда дети оставлены в детских учреждениях, или их родители лишены прав, опекунам выплачивается пособие на содержание ребёнка.

По результатам исследования лаборатории социального сиротства НИИ детства РДФ, проводившегося в течение ряда лет в разных регионах России, опекунами в подавляющем большинстве становились бабушки ребёнка (88%), в меньшем (12%) - дедушки, а посторонних граждан среди опекунов было не более 2% . Таким образом опека сложилась как форма устройства ребёнка в семью родственников . Чаще всего опекунами становились пенсионеры . По данным исследователей, в 20% причиной установления опеки являлась смерть одинокой матери, при этом имелся отец, не лишенный родительских прав, но живший в другой семье, и будучи благополучным, он тем не менее не желал заботиться о ребёнке от первого брака .

Возмездная опека

Возмездная опека оформляется, как правило, в форме приёмной семьи. Одним из видов возмездной опеки считается патронатное воспитание, однако данная форма возмездной опеки сейчас является довольно редкой . В 2010 году 13 625 детей попали в приёмные семьи, а в патронатные- только 498 детей .

Приёмные семьи создаются на основании договора между приёмными родителями и органами опеки. В отличие от усыновления, где ребёнок принимается в семью на правах кровного, приёмные дети находятся на воспитании у приёмных родителей лишь до момента достижения совершеннолетия. Приёмный ребёнок не может претендовать на наследство приёмных родителей.

За воспитание приёмных детей приёмным родителям ежемесячно выплачивается заработная плата (вознаграждение), а также пособие на ребёнка. Согласно постановлению Правительства РФ от 2007 года, минимальный размер ежемесячного вознаграждения был установлен в 2500 рублей, а пособия- в 4000 рублей , но благодаря доплатам из региональных бюджетов общая сумма выплат сейчас достигает иногда почти 17 000 рублей на одного ребёнка без учета районных коэффициентов (9673 рубля- вознаграждение и 7210-пособие) . При этом, приёмные родители обязаны отчитываться о расходовании только пособия на содержание ребёнка, а вознаграждением они могут распоряжаться по собственному усмотрению. Опекуны или попечители также имеют право использовать и управлять движимым и недвижимым имуществом своего подопечного .

Количество детей в приемной семье, включая родных, как правило, не должно превышать восьми человек . Обычно в приемные семьи стараются устраивать детей, которых граждане не хотят усыновлять или брать под опеку из-за подросткового возраста ребёнка, проблем со здоровьем, юридическим статусом (например, детей заключенных), или наличия братьев и сестер.

Дети в приёмных семьях получают также и все льготы, предоставляемые детям переданным под безвозмездную опеку, например - на внеочередное устройство в дошкольные учреждения, получение образования, медобслуживания, отдых, а также проезд . По достижении 18 лет дети-сироты также получают право на бесплатное получение жилья.

Родная семья

Ещё одной формой семейного устройства детей является их возвращение в родную семью. Российское государство пока прикладывает крайне мало усилий, чтобы дать детям возможность расти в родных семьях .

С конца 1990-х годов один из негосударственных детских домов, «Приют Св. Николая» в Новосибирске, первым начал работать с биологическими семьями. Сотрудники этого детского дома начали посещать родителей своих воспитанников, пытаясь установить какая помощь может быть оказана, чтобы помочь родителям детей вернуться к социально-полноценной жизни: больным помогали достать лекарства, безработным- найти работу, алкоголикам- закодироваться и т. п. В результате 23 ребёнка из 50 в этом детском доме смогли в итоге вернуться в свои родные семьи.

Однако, данный пример до сих пор является слишком редким в нашей стране. Органы опеки по-прежнему более ориентированы на изъятие детей из неблагополучных семей, с целью их последующего устройства в более благополучные, но чужие для детей приёмные семьи, чем на помощь биологическим родителям детей .

Некоторые благотворительные организации работают над профилактикой абортов и отказов от детей . Первой подобной организацией в России стала «Материнская обитель св. Софии», основанная в Новосибирске Благотворительной католической организацией «Каритас » в 1996 году . Женщинам, которые хотели бы сделать аборт, или отказаться от своего ребёнка сразу после рождения, из-за трудных жизненных обстоятельств (например, несовершеннолетние мамы или мамы, жизнь и здоровье которых в семье находится под угрозой) предоставляется возможность родить и воспитывать своего ребёнка, проживая в комфортабельной «Материнской обители» . Все расходы на проживание и содержание матерей и детей берёт на себя благотворительная организация. В обители социальные педагоги и психологи помогают матерям развить материнское чувство, а также приобрести навыки ухода за ребёнком и жизни в обществе. Матери могут проживать с детьми в обители в течение нескольких лет, пока их дети не подрастут, а матери не получат профессиональную подготовку для самостоятельной жизни вне обители.

Международное усыновление

На европейском пространстве действует Европейская конвенция об усыновлении детей 1967 г. В 2008 г. Европейская конвенция 1967 г. была пересмотрена. В частности, в п. 1 (b) ст. 5 была закреплена норма, предусматривающая обязательное получение согласия ребенка на усыновление, если он находится в достаточно сознательном возрасте (минимальный возраст, с которого требуется получение согласия ребенка на усыновление, устанавливается государствами-участниками конвенции в рамках национального законодательства, но не может превышать 14 лет). Кроме того, ст. 7 конвенции признает право на усыновление за разнополыми парами, состоящими в зарегистрированных гражданских партнерствах, а также за одинокими лицами. Также конвенция оставляет на усмотрение государств право разрешать усыновление однополым парам, живущим вместе и имеющим устойчивые взаимоотношения. Согласно п. 1 ст. 9 возраст усыновителей устанавливается между 18 и 30 годами, а предпочтительная разница в возрасте должна быть не менее 16 лет. Конкретный минимальный возраст усыновителей государства-участники конвенции закрепляют в своем национальном законодательстве, учитывая вышеуказанное предписание.

В России российские граждане имеют приоритет над иностранными усыновителями. В соответствии с п.4 ст. 124 Семейного кодекса Российской Федерации усыновление детей в России иностранными гражданами допускается только в случаях, если не представляется возможным передать этих детей на воспитание в семьи граждан Российской Федерации, постоянно проживающих на территории РФ . В соответствии с этим же пунктом, дети могут быть переданы на международное усыновление только по истечении шести месяцев со дня поступления сведений о таких детях в федеральный банк данных о детях-сиротах и отсутствии российских усыновителей, опекунов или приёмных родителей, пожелавших взять данного ребёнка .

В России процедура усыновления детей, оставшихся без попечения родителей, различается для российских и иностранных усыновителей. Граждане России, постоянно проживающие за рубежом, обязаны следовать процедуре усыновления для иностранных граждан .

Стоимость

Для российских граждан процедура усыновления является полностью бесплатной . Более того, в различных регионах предусмотрена выплата единовременных денежных пособий российским гражданам, усыновившим детей: 225 780 рублей в Пензенской области , 300 000 рублей в Краснодарском крае и т. д.

Для иностранных граждан стоимость процедуры усыновления одного российского ребёнка составляет в среднем от 40 000 до 50 000 долларов США . При этом, никакие пособия иностранные усыновители, в отличие от российских, не получают.

Для того, чтобы рядовые американцы могли позволить себе процедуру международного усыновления, некоторые американские банки предоставляют специальные кредиты на эти цели на льготных условиях. Также американские граждане могут получить в США налоговый вычет в тот год, в который они усыновили ребёнка. Однако сумма данного вычета не превышает 13 360 долларов , что в несколько раз меньше общей суммы затрат на усыновление одного ребёнка из России .

Другие особенности

Продолжительность процедуры усыновления также различна. Для российских граждан она, как правило, составляет от одного до трёх месяцев , а для иностранных граждан занимает в среднем около 18 месяцев .

Иностранные усыновители обязаны пройти все медосмотры, предусмотренные для российских усыновителей, а также собрать полный пакет документов на усыновление . Но, в отличие от российских усыновителей, все предоставляемые ими документы также должны быть легализованы в установленном порядке, переведены на русский язык, при этом подпись переводчика должна быть удостоверена в дипломатическом представительстве Российской Федерации .

Большинство российских граждан предпочитает усыновлять младенцев в возрасте до 1 года - в 2010 году 60% усыновлённых россиянами детей (4674 из 7802) были младенцами до одного года . Иностранцам очень редко даётся разрешение на усыновление младенцев - лишь 5% усыновлённых ими в этом году детей (169 из 3355) были в возрасте до одного года .

Что касается усыновления детей-инвалидов, то в 2008 году 5,2% детей (213 из 4125), усыновлённых иностранцами, были инвалидами . Среди детей усыновлённых россиянами, только 0,3% детей (26 из 9048) оказались инвалидами . Это объясняется тем, что, усыновив ребёнка-инвалида, россиянам пришлось бы оплачивать расходы на лечение и содержание ребёнка из собственных средств, как, например, иностранным усыновителям. Поэтому россияне чаще берут детей-инвалидов в приёмные, патронатные семьи или под возмездную опеку, чтобы иметь возможность получать ресурсы на лечение и содержание ребёнка от государства. Так, в этом же 2008 году, из детей переданных российским гражданам под опеку инвалидами были 1,6% детей (1196 из 75933); из детей переданных в приёмные семьи инвалидами были 2,8% (609 из 21388), а в патронатные семьи 3,5% (113 из 3257) . Всего за этот год из детей устроенных в российские семьи 1,8% детей (1944 из 109626) были инвалидами . Причём 54% из детей-инвалидов (1043 из 1944) устроенных в российские семьи были переданы под родственную опеку .

Российские дети, усыновленные гражданами США, при въезде в США автоматически получают американское гражданство . Российское гражданство за детьми также сохраняется, но может быть прекращено на основании заявления усыновителей .

Проблемы

С 1993 года иностранными гражданами усыновлено более 80 тысяч российских детей, оставшихся без попечения родителей . При этом, согласно данным эксперта Уполномоченного по правам ребёнка в Москве Галины Семьи:

«С 1991 года из общего количества детей, усыновленных иностранными гражданами, погибли пятеро детей, и еще 16 стали жертвами несчастных случаев», в России за этот же период погибли 1220 детей, усыновленных российскими гражданами» .

Директор департамента Министерства образования и науки Алина Левитская отметила, что «к сожалению, в обществе на эту статистику нет такой реакции, которая бывает, когда случается какой-то печальный случай с нашим ребёнком за рубежом. С одним ребёнком что-то случается и посмотрите, что происходит в СМИ, как ведут себя известные политики. Здесь печальная статистика - тысячи и при этом сказать, что наши депутаты и политики, другие известные люди также бы себя вели и также обращали внимание, такого, к сожалению, нет» .

Поведение, описанное Алиной Левитской, особенно характерно для Уполномоченного при Президенте РФ по правам ребёнка Павла Астахова , резко реагирующего на случаи жестокого обращения с детьми со стороны иностранных усыновителей , но игнорирующего тысячи подобных случаев с детьми в российских приёмных семьях .

В апреле 2010 года гражданка США Торри Энн Хансен через полгода после усыновления вернула 8-летнего Артёма Савельева обратно в Россию. Павел Астахов привлёк внимание множества СМИ к этому инциденту, несмотря на то, что каждый год тысячи детей возвращаются в детские дома из российских приёмных семей .

В декабре 2011 года Павел Астахов заявил, что он - «абсолютный противник международного усыновления» и обратился к Владимиру Путину с предложением полностью запретить международное усыновление в России .

Вторичное сиротство

Вторичное сиротство - это социальный феномен в современной России, вызываемый отказом опекунов, приемных родителей, патронатных воспитателей или усыновителей от своих приемных детей . Вторичное сиротство глубоко травмирует детей и влечёт их нравственную и психическую деградацию . Будучи брошенными второй раз в жизни, дети теряют оставшееся доверие к взрослым и разочаровываются в институте семьи, у них углубляются проблемы с привязанностью к близким людям.

Количество случаев возврата детей обратно в детские дома стремительно растёт и достигло уже нескольких тысяч ежегодно. Так, согласно официальной статистике, в 2007 году было 6136 таких случаев , в 2008 году- 7834 случая , а в 2009 году- уже 8474 случая . Почти все случаи возврата относятся к российским семьям. Например, в 2009 году из российских семей в детские дома было возвращено 8473 ребёнка, а из иностранных- лишь один ребёнок . При этом, количество граждан, бравших на воспитание детей из детских домов снижалось с каждым годом : 129 561 в 2007 году , 113 751 в 2008 году , 90 639 в 2009 году .

Председатель комитета Госдумы по вопросам семьи, женщин и детей Елена Мизулина сообщила, что подобный "бум возврата" расценивается специалистами как гуманитарная катастрофа .

Большинство детей возвращаются в детские дома по инициативе людей, которым они были переданы на воспитание. Так, в 2008 году 64% детей (5057 из 7834) были возвращены обратно по инициативе их усыновителей, опекунов, попечителей или приёмных родителей . 78% возвращённых детей (6114 из 7834) проживали в семьях, получавших денежные средства за их воспитание (4946 детей под возмездной опекой, 931 ребёнок в приёмных семьях, 237 детей в патронатных семьях) .

Как отмечают эксперты, тема вторичного сиротства зачастую умалчивается, из-за развернутой «ударными темпами» государственной кампании по тотальной передаче детей-сирот на воспитание в приёмные семьи .

Уполномоченный при Президенте Российской Федерации по правам ребёнка Павел Астахов в феврале 2012 года заявил, что «большинство детских домов и интернатов в России в ближайшие 5-8 лет закроются, а их воспитанников переведут в приемные семьи» .

Причины вторичного сиротства

Согласно некоторым экспертам, основная причина вторичного сиротства заключается в том, что вместо создания полноценной системы подготовки и профессионального сопровождения замещающих семей, был сделан расчёт на материальную поддержку граждан в качестве главной меры государственной политики по решению проблемы сиротства в России . В результате сироты передаются на воспитание в неподготовленные приёмные семьи .

Коммерческий характер устройства детей в семью привёл к тому, что, как это описала председатель комитета Госдумы по вопросам семьи, женщин и детей Елена Мизулина:

«ради материальных выгод берут ребёнка в семью, а потом с легкостью отказываются от него, когда материальная выгода получена» .

В результате проблема сиротства не решается, а количество детей-сирот увеличивается .

Приёмные родители, как правило, стараются взять на воспитание дошкольников . По достижении приёмными детьми переходного возраста, начиная испытывать трудности в общении с подростками, приёмные родители нередко расторгают договор о воспитании детей и возвращают их обратно в детские дома . А шансы подростков найти новых родителей, в отличие от дошкольников, крайне малы .

Как указывают эксперты, существенные материальные стимулы, в виде выплат до 300 000 рублей при усыновлении ребёнка , выдачи жилищных сертификатов , или заработные платы родителям в размере до 17 000 рублей в месяц за каждого приёмного ребёнка , а также другие льготы, привели к тому, что граждане, желающие улучшить своё материального благосостояние, решают воспользоваться данной возможностью, не обладая при этом какой-либо педагогической подготовкой . Особенную популярность приёмные семьи приобрели в сельской местности России, где уровень зарплат гораздо ниже городских, а приусадебное хозяйство требует лишних рук.

Существующие правила разрешают брать до восьми детей в одну приёмную семью , что многократно увеличивает доход приёмных родителей, однако превращает подобные приёмные семьи в уменьшенные подобия детских домов. При этом, в детских домах работают профессиональные педагоги, хорошо знакомые со спецификой работы с детьми-сиротами. Детские учреждения укомплектованы психологами, методистами, медицинскими сотрудниками и т. д. А непрофессиональные приёмные родители, заинтересованные в первую очередь материальными стимулами, при наступлении у детей переходного возраста, оказываются не в состоянии справиться с их воспитанием и возвращают их обратно в детские дома .

В некоторых случаях, органы опеки сами вынуждены изымать детей из приёмных семей. Например, за 2008 год, 1261 ребёнок был изъят из семей в связи с ненадлежащим выполнением усыновителями, опекунами, попечителями или приёмными родителями обязанностей по воспитанию детей; а 48 детей были изъяты из таких семей по причине жестокого обращения с детьми . За 2009 год к уголовной ответственности за преступления в отношении детей, принятых на воспитание, были привлечены 105 граждан России, из них 24 человека- за совершение преступлений, повлекших гибель, либо причинение вреда здоровью приёмных детей .

По мнению экспертов, сокращение числа желающих взять на воспитание ребёнка из детского дома в 2009 году связано с ужесточением правил передачи детей в приёмные семьи и ужесточением уголовных наказаний за ненадлежащее содержание и воспитание детей, а также с волной скандалов вокруг жестокости российских приёмных родителей в начале 2009 года (убийство Данилы Бойко, избиение Глеба Агеева и др.) . Оксана Иванникова из Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, отметила, что в 2009 году 90% материалов в СМИ о приёмных семьях носило крайне негативный характер . По мнению главы думского комитета по законодательству Павла Крашенинникова «скандалы вокруг жестокого обращения сыграли двоякую роль: с одной стороны, детей защитили, с другой - потенциальных усыновителей напугали» .

Подростки и приёмные семьи

Согласно данным, опубликованным в 2008 году, количество детей-сирот в возрасте старше 7 лет, находящихся в детских домах, превосходило количество детей этого же возраста, отданных в семью в 1,3 раза . При этом 73,6% всех устроенных в семью детей старше 7 лет оформлялись под опеку родственниками самого ребёнка .

На сегодняшний день большинство воспитанников детских домов являются подростками , шансы которых на устройство в замещающие семьи крайне малы, а вероятность возвращения- велика . Это связано с тем, что подростки, поступающие в государственные учреждения из неблагополучных семей, уже имеют сформировавшийся характер, вредные привычки, педагогическую запущенность, а многие- и криминальный опыт . Неподготовленные приёмные родители не готовы справляться с девиантным поведением подобных детей в своей семье и отказываются от них .

Также, некоторые подростки нередко сами отказываются покидать детский дом, испытывая нежелание приспосабливаться к жизни в чужой приёмной семье на оставшиеся до их совершеннолетия годы .

В последние годы возросло и количество малообеспеченных родителей которые, будучи не в состоянии прокормить детей, решаются отдать их в детские дома, но при этом сохраняют тесную связь со своими детьми . Такие дети, проживая в детском доме и находясь на полном гособеспечении, проводят выходные вместе с родителями у себя дома . При этом дети не желают уходить из детского дома в приёмную семью, где возможность тесных контактов с родными родителями для них будет утрачена или серьёзно ограничена .

За рубежом, как сообщила директор департамента воспитания, дополнительного образования и социальной защиты детей Минобрнауки РФ Алина Левитская, ребёнку, в случае отказа от него усыновителей, как правило, сразу подбирают другую семью усыновителей, и переводят его из одной семьи непосредственно в другую, причём стараются подобрать семью из того же города, в котором ребёнок уже живёт и к которому он привык . Поэтому, даже в редких случаях отказа от детей, усыновлённых ранее в России, им сразу подбирали других американских усыновителей . Согласно интервью Левитской в 2008 году, ни один российский ребёнок за последние два года не был возвращен из американской семьи обратно в Россию .

Спустя несколько лет после появления проблемы вторичного сиротства в России, государство наконец осознало серьёзность данной проблемы и предприняло первые шаги по её решению . Так, с 1 сентября 2012 года большинство будущих опекунов и усыновителей будут обязаны проходить курсы для будущих опекунов и усыновителей . При этом данная подготовка не требуется от близких родственников ребёнка, или от усыновителей (опекунов), которые ранее уже брали на воспитание детей из детского дома и не были отстранены от исполнения возложенных на них обязанностей .

Несмотря на значительные выплаты приёмным родителям, содержание одного ребёнка в детском доме по-прежнему обходится государству дороже, чем выплаты на содержание ребёнка в приёмной семье. Поэтому для государства экономически выгоднее раздать детей из детских домов в приёмные семьи, что позволит сэкономить значительные бюджетные средства для более важных государственных проектов.

Тенденции

Начиная с 2007 года, количество граждан, берущих на воспитание детей, оставшихся без попечения родителей, с каждым годом неуклонно падало: 129 561 в 2007 году, 113 751 в 2008 году, 90 639 в 2009 году, 75 884 в 2010 году . При этом, число выявленных за год детей, оставшихся без попечения родителей снижалось гораздо медленее: 124 384 в 2007 году, 115 627 в 2008 году, 106 716 в 2009 году, 93 806 в 2010 году, 82 177 в 2011 году . Таким образом, с 2008 года количество вновь выявляемых детей, оставшихся за год без попечения родителей, стало превышать количество детей, устраиваемых за год в семьи: на 1876 детей в 2008 году, на 16 077 детей в 2009 году, на 17 922 ребёнка в 2010 году.

Несмотря на сокращение количества детей, которых российские граждане брали на воспитание, при этом росло количество детей возвращаемых из семей обратно в детские дома: 6136 детей в 2007 году , 7834 ребёнка в 2008 году , 8474 ребёнка в 2009 году .

Усыновление, являющееся приоритетной формой устройства детей в семью, а также единственной формой устройства детей в иностранные семьи, не пользуется популярностью среди российских семей. В 2010 году из всех детей переданных на воспитание в семьи, лишь 10,2% детей было усыновлено россиянами . Количество детей, усыновляемых российскими гражданами падает начиная с 2007 года: 9530 в 2007 году, 9048 в 2008 году, 8938 в 2009 году, 7802 в 2010 году .

Тайна усыновления

На данный момент, в соответствии со Семейного кодекса РФ , тайна усыновления ребёнка в России охраняется законом.

Тайна усыновления должна соблюдаться лишь по желанию самих усыновителей, и, касается, главным образом, случаев усыновления новорождённых или малолетних детей . Для обеспечения тайны усыновления, по просьбе усыновителей, допускается изменение места рождения, а также даты рождения ребёнка, но не более чем на 3 месяца .

Разглашение тайны усыновления, вопреки воле усыновителя, может повлечь за собой штраф в размере до восьмидесяти тысяч рублей, исправительные работы на срок до одного года или другие виды уголовного наказания, в соответствии со Уголовного кодекса РФ .

По данным МВД России, за 2008 год в России было зарегистрировано лишь 10 случаев разглашения тайны усыновления .

Отмена тайны усыновления

В последние годы, в обществе возникла дискуссия о необходимости дальнейшего существования тайны усыновления. Критики называют её «анахронизмом, дискредитирующим саму идею усыновления» и указывают на то, что «в Европе и Америке усыновители не только не скрывают этого факта, но даже помогают выросшим детям находить их биологических родителей» .

Председатель Комитета Госдумы по вопросам семьи, женщин и детей Елена Мизулина, назвала тайну усыновления «пережитком», от которого «надо отказаться» . Она сообщила, что большинство членов её комитета полагают, что уголовную ответственность за разглашение тайны усыновления следует убрать, и подобные предложения уже готовятся .

Статистика

По данным Министерства образования и науки Российской Федерации:

  • На семейные формы устройства в 2011 году в семьи российских граждан было передано 67,5 тыс. детей, из них 7,4 тыс. – на усыновление, 56,7 тыс. - под опеку (попечительство), в том числе 15,9 тыс. - на возмездную форму опеки (попечительства).

Усыновление в кинематографе

Кадр из фильма «Судьба человека»: Ванюшка, а ты знаешь, кто я такой?

Помимо данного списка существуют и более полные списки кинофильмов об усыновлении. Например в списке, составленном Алексеем Рудовым, насчитывается 38 советских фильмов, 15 зарубежных и 6 мультфильмов .

См. также

Примечания

  1. Усыновление - статья из Большого Энциклопедического словаря
  2. Усыновление // Юридический словарь. - 2000.
  3. Усыновление . Усыновление в России . . Архивировано
  4. Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 20 апреля 2006 г. N 8 г. Москва О применении судами законодательства при рассмотрении дел об усыновлении (удочерении) детей , Российская газета (3 мая 2006). Проверено 4 мая 2012.
  5. Приемные семьи Кубани получат по 300 тысяч рублей . Усыновление в России . Министерство образования и науки РФ . Архивировано
  6. 500 тысяч рублей предлагают платить псковским семьям, усыновившим ребёнка . Усыновление в России . Министерство образования и науки РФ . Архивировано
  7. Sample Adoption Budgets (англ.) . The Adoption Guide Архивировано из первоисточника 27 июня 2012. Проверено 1 марта 2012.
  8. Постановление Правительства РФ № 275 от 29 марта 2000 г. . Усыновление в России . Министерство образования и науки РФ . Архивировано из первоисточника 27 июня 2012. Проверено 1 марта 2012.
  9. Усыновление . Проект «К новой семье» . Архивировано из первоисточника 19 мая 2012. Проверено 1 марта 2012.
  10. Семейные формы устройства . Усыновление в России . Министерство образования и науки РФ . Архивировано
  11. Устройство детей, оставшихся без попечения родителей, в 2010 году . Усыновление в России . Министерство образования и науки РФ . Архивировано из первоисточника 5 июня 2012. Проверено 29 февраля 2012.
  12. Усыновление гражданами . Усыновление в России . Министерство образования и науки РФ . Архивировано из первоисточника 27 июня 2012. Проверено 29 февраля 2012.
  13. Опека (попечительство) . Усыновление в России . Министерство образования и науки РФ . Архивировано из первоисточника 27 июня 2012. Проверено 29 февраля 2012.
  14. Исследование функционирования опекунских семей . Усыновление в России . Министерство образования и науки РФ . Архивировано
  15. Динамика устройства детей в семьи . Министерство образования и науки РФ . Архивировано из первоисточника 5 июня 2012. Проверено 29 февраля 2012.
  16. Постановление Правительства РФ от 29 декабря 2007 г. N 944 . Усыновление в России . Министерство образования и науки РФ . Архивировано из первоисточника 27 июня 2012. Проверено 7 мая 2012.
  17. Постановление Правительства Российской Федерации от 18 мая 2009 г. N 423 "Об отдельных вопросах осуществления опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних граждан" , Российская газета (27 мая 2009). Проверено 12 мая 2012.
  18. Форма отчёта опекуна или попечителя о хранении, об использовании имущества несовершеннолетнего подопечного и об управлении таким имуществом , Российская газета . Проверено 12 мая 2012.
  19. Создание приемной семьи . Усыновление в России . Министерство образования и науки РФ . Архивировано из первоисточника 27 июня 2012. Проверено 3 марта 2012.
  20. Федеральный закон "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" . Усыновление в России . Министерство образования и науки РФ (4 декабря 1996). Архивировано из первоисточника 27 июня 2012. Проверено 12 мая 2012.
  21. Осипова И. И. Феномен вторичного сиротства в современной России // Детский дом : общественно-аналитический ежеквартальный журнал. - 2009. - № 1 (30). - С. 14-19.
  22. «Материнская обитель св. Софии» в Новосибирске . Каритас . Архивировано
  23. Материнские обители . Каритас Преображенской епархии в Новосибирске . Архивировано из первоисточника 27 июня 2012. Проверено 10 мая 2012.
  24. Конвенция о правах ребенка . Официальный сайт Организации Объединённых Наций (20 ноября 1989). Архивировано
  25. Кирдеева, И. С. Региональная унификация в области международного усыновления / И. С. Кирдеева // Международные отношения: история, теория, практика: сб. материалов II науч.-практ. конф. молодых ученых фак. междунар. отношений (с. 126-130), Минск, 2 апр. 2012 г.
  26. . КонсультантПлюс . Архивировано из первоисточника 27 июня 2012. Проверено 4 мая 2012.
  27. Информация для граждан Российской Федерации, постоянно проживающих за рубежом . Усыновление в России . Министерство образования и науки РФ . Архивировано из первоисточника 27 июня 2012. Проверено 29 февраля 2012.
  28. За усыновление родители получат 225 тысяч 780 рублей . Усыновление в России . Министерство образования и науки РФ . Архивировано из первоисточника 27 июня 2012. Проверено 29 февраля 2012.
  29. Adoption from Russia (англ.) . The Adoption Guide . Adoptive Families magazine. Архивировано из первоисточника 5 июня 2012. Проверено 1 марта 2012.
  30. Сколько времени занимает удочерение после выбора дочери . Усыновление в России . Министерство образования и науки РФ . Проверено 29 февраля 2012.
  31. Международное усыновление . Усыновление в России . Министерство образования и науки РФ . Архивировано из первоисточника 27 июня 2012. Проверено 7 марта 2012.
  32. Распределение усыновления по возрастам детей . Усыновление в России . Министерство образования и науки РФ . Архивировано из первоисточника 27 июня 2012. Проверено 29 февраля 2012.
  33. Сведения о выявлении и устройстве детей и подростков, оставшихся без попечения родителей за 2008 год (PDF). . Архивировано из первоисточника 27 мая 2012. Проверено 4 мая 2012.
  34. Child Citizenship Act of 2000 (англ.) . Государственный департамент США . Архивировано из первоисточника 27 июня 2012. Проверено 4 марта 2012.
  35. Федеральный Закон о Гражданстве Российской Федерации . Министерство образования и науки РФ . Архивировано из первоисточника 27 июня 2012. Проверено 29 февраля 2012.
  36. Вице-спикер Госдумы Светлана Журова выступила за принятие российско-американского соглашения по вопросам усыновления . Официальный сайт фракции Единая Россия в Госдуме РФ (29 июня 2009). Архивировано из первоисточника 27 июня 2012. Проверено 11 марта 2012.
  37. Эксперты: За 15 лет в России погибли 1220 приемных детей , Грани.ру (29 мая 2006). Проверено 29 февраля 2012.
  38. После случая в Петербурге Астахов требует запрета на усыновление детей американцами , Вчера.com (29 февраля 2012). Проверено 3 марта 2012.
  39. Богуславская, О . Супермен на посту омбудсмена , Московский комсомолец (18 января 2012). Проверено 3 марта 2012.
  40. Пояснительная записка к проекту Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам подготовки лиц, желающих взять на воспитание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (DOC). Автоматизированная система обеспечения законодательной деятельности . Государственная дума Федерального Собрания Российской Федерации. Архивировано из первоисточника 27 июня 2012. Проверено 4 мая 2012.
  41. Разговор с Владимиром Путиным. Продолжение . Всероссийская государственная телевизионная и радиовещательная компания (15 декабря 2011). Архивировано из первоисточника 5 июня 2012. Проверено 29 февраля 2012.
  42. В 2007 г. российские семьи вернули в сиротские учреждения 6.136 сирот , REGNUM (2 июля 2008). Проверено 3 мая 2012.
  43. Сведения о выявлении и устройстве детей и подростков, оставшихся без попечения родителей за 2009 год (PDF). Документы и материалы деятельности Федерального агентства по образованию за период 2004 – 2010 гг . Архивировано из первоисточника 27 мая 2012. Проверено 8 мая 2012.
  44. Устройство детей, оставшихся без попечения родителей, в 2008 году . Усыновление в России . Министерство образования и науки РФ . Архивировано из первоисточника 27 июня 2012. Проверено 29 февраля 2012.
  45. В России начался "бум возврата" приемных детей , РИА Новости (23 апреля 2010). Проверено 26 февраля 2012.
  46. Хребтов, В . Большинство российских детдомов в ближайшие годы закроются, заявил Астахов , ИТАР-ТАСС (28 февраля 2012). Проверено 3 марта 2012.

С юридической точки зрения процедура федерального усыновления ребенка в России может быть разбита на несколько основных шагов. Каких именно?

  1. Ваше появление в территориальном отделе опеки и попечительства с подачей заявления.
  2. Прохождение обучения в так называемой школе приемного родителя. Проводится оно центрами по подготовке, которые существуют при органах опеки. Данное обучение – бесплатное, является обязательным. В процессе его вы усвоите много важных нюансов, касающихся сути усыновления и подробностей этой процедуры.
  3. Сбор необходимых документов. Состав пакета их будет зависеть от той формы семейного устройства ребенка, которую вы выбрали. Полный список вы сможете получить в отделе опеки.
  4. Собственно, выбор ребенка из базы данных на усыновление и налаживание контакта с ним.
  5. Оформление (документальное подтверждение) вашего нового статуса по отношению к ребенку.

Теперь рассмотрим несколько подробнее, как происходит данная процедура на практике. С чего же начать тем, кто решился на усыновление/удочерение ребенка? Прежде всего требуется собрать всю необходимую информацию и уточнить нужные юридические нюансы. Именно для этого существуют специальные курсы для будущих приемных родителей. Там вам расскажут все о порядке процедуры, о том, как вести себя с ребенком, как получить доступ к базе детей на усыновление и т. п.

О школе приемного родителя

Обучение в такой школе является не только необходимым, но и очень полезным для будущих мам и пап. Значение его трудно переоценить, ведь усыновление – это шаг более чем серьезный. На занятиях будет раскрыто множество вопросов от юридических до медицинских, общих психологических и прочих, неизбежно возникающих перед приемными родителями.

Слушателям школы дается уникальная возможность взглянуть на свое будущее приемное родительство взглядом изнутри, причем достаточно подробно. Желающим усыновить малыша следует прежде всего четко определиться, какие критерии при выборе ребенка для них особенно важны. Одновременно требуется разобраться с неизбежно возникающими сомнениями: ведь многие боятся не справиться с будущим родительством, особенно если подобного опыта прежде не имели.

Такое обучение рекомендуется любому, кто обдумывает тему усыновления хотя бы чисто теоретически. Пройдя данный ни к чему не обязывающий вас курс, вы сможете окончательно определиться в стремлении стать приемными мамой и папой. Либо поймете, что к данному важному шагу пока не готовы, а такая определенность дорогого стоит! Ведь что может быть хуже подобного понимания в ситуации, когда данные на усыновление уже поданы и документы оформлены.

Случаи возврата малышей в детский дом больно бьют по сиротам, да и родители при этом чувствуют себя не лучшим образом. Все участники процесса испытывают колоссальную психологическую травму. До того, как была введена система подобных школ приемных родителей, в России усыновление детей сопровождалось огромным числом возвратов воспитанников из семей обратно в казенные учреждения. Цифра эта достигала 50%. В наши дни подобный показатель гораздо ниже главным образом оттого, что большинство будущих приемных родителей получили возможность заранее разобраться со своими планами и ожиданиями.

О разных формах семейного устройства

Есть разные формы, согласно которым ребенок может быть устроен в семью. Выбор одной из них зависит от ряда факторов: конкретно вашего желания, имеющихся возможностей и того статуса, которым обладает ребенок-сирота.

Давайте немного подробнее рассмотрим эти формы.

Усыновление ребенка-сироты

В данном случае при усыновлении/удочерении несовершеннолетний станет пользоваться всеми правами, присущими родному ребенку. Он получает фамилию семьи, может наследовать семейное имущество и т. п. Право усыновления возможно лишь по отношению к ребенку, имеющему официальный статус сироты.

Бывает это тогда, когда родители отсутствуют полностью либо лишены родительских прав. После завершения подобной процедуры никто из кровных родственников больше не имеет права с усыновленным общаться. Если вы берете детдомовского ребенка в семью на усыновление – это значит, он становится вам полностью родным.

Опека или попечительство

Статус опекунов – законные представители ребенка. Опекуны могут получать на содержание малыша ежемесячное пособие, сумма которого варьируется в зависимости от множества факторов: состояния детского здоровья, региона жительства и т. п.

Помимо круглых сирот, под опеку могут взять детей, у которых имеются родители, не лишенные родительских прав, но не имеющие возможности выполнения собственных обязанностей. В каких случаях это бывает? Чаще всего причиной может стать тяжелая болезнь. Под опеку ребенок передается с целью защиты его законных прав и интересов.

Обязанность опекуна – содержать и воспитывать несовершеннолетнего, дать ему образование. Все юридические нюансы опекунства по отношению к детдомовскому ребенку вы можете также уточнить на курсах приемных родителей.

В чем разница между опекой и попечительством? Первый вариант для детей, которым еще не исполнилось 14 лет. В случае когда воспитанник в возрасте от 14 до 18 лет, речь идет о попечительстве.

Ребенок, над которым оформили опекунство, имеет право сохранить собственные имя, отчество и фамилию. С кровных родителей не снимается обязанность по участию в его содержании. Условия, в которых живет и воспитывается ребенок в новой семье, обязательно контролируются представителями органов опеки.

Что такое приемная семья?

Фактически речь идет об оформлении на своеобразную работу в должности мамы или папы. Тот, кто изъявил согласие на усыновление в качестве приемного родителя, должен соответствовать определенным требованиям, контроль за соблюдением которых также ведется органами опеки. Данная форма устройства в семью аналогична усыновлению. Это значит, что применить ее можно лишь к ребенку со статусом сироты.

Наставничество либо гостевая семья

В такой семье ребенку предстоит проводить лишь часть свободного времени (например, его могут забирать по выходным). Данная форма чаще всего используется в виде переходной на период, который будущие родители выбрали для лучшего знакомства с малышом и привыкания к нему.

Благодаря данной форме, ребенок выходит за рамки воспитательного учреждения, получает представление о жизни в семье вместе с простейшими навыками ведения домашнего хозяйства, учится общаться как со взрослыми, так и с другими детьми в условиях семейной обстановки.

Наставник может помочь ребенку решить множество вопросов, касающихся лечения, выбора одежды, помочь в профессиональной ориентации или просто посоветовать, как быть в той или иной сложной жизненной ситуации.

О патронате

Патронат – форма взаимодействия с ребенком, которая может быть установлена над детьми, не имеющими конкретного статуса, либо когда статус ребенка не дает возможности передачи его под опеку или в усыновление. Это также возможно в переходный период ожидания для малыша подходящего статуса.

В ситуации передачи ребенка на патронатное воспитание формально он по-прежнему принадлежит к рядам воспитанников детского дома, но имеет возможность жить в семье и получать домашнее воспитание. Патронатная служба обучает установивших подобную форму правилам общения с малышом и новым навыкам, а также контролирует всю процедуру устройства.

Семейный детский дом

Что такое детский дом семейного типа? Данная форма устройства и воспитания детей несколько отличается от всех, перечисленных выше. Небольшой семейный детский дом имеет свою собственную организационно-правовую форму как воспитательное учреждение. В таких домах больше детей, чем в приемных семьях. Организаторы его обладают определенными льготами.

Решиться на устройство подобного заведения очень непросто. Это хлопотное и затратное дело, требующее полной отдачи, любви к детям, соответствующего образования и достаточно серьезных финансовых возможностей. Подробности желающие заняться подобной деятельностью могут узнать из тех же источников, а также в сети интернет.

Различия в формах семейного детского устройства

Чем же отличается усыновление детей от опекунства с попечительством и от приемной семьи? Каждая из этих форм семейного устройства ребенка требует определенного уровня ответственности от родителей.

Напомним еще раз – полное усыновление либо помещение в приемную семью возможно лишь для ребенка-сироты или когда родители его лишены родительских прав. Гостевая семья, как и патронат, возможны для ребенка любого статуса. Последние (более легкие формы отношений с воспитанником) подразумевают ограниченные права воспитателя по отношению к ребенку.

Наиболее гибким и многовариантным в степени прав взрослого является патронат. Договор патронатного воспитания может предусматривать разную степень ответственности в зависимости от того, что конкретно будущий родитель готов взять на себя.

Набор документов также различен в каждом случае. Самым сложным и объемным пакет нужных бумаг является в ситуации полного усыновления, а наиболее простым – для семьи гостевого типа.

Поговорим о психологической стороне вопроса

Конечно же, при усыновлении/удочерении и последующем воспитании ребенка возникает масса психологических нюансов и порой проблем. При решении их лучше всего пользоваться системным подходом. Основная часть психологов сходится в том, что основные свойства натуры человека задаются при его рождении и не зависят от наследственности. То есть с психологической точки зрения ребенок может категорически отличаться от собственных (биологических) родителей.

Если взглянуть на вопрос с данной позиции, между ними и усыновителями особенной разницы нет – ведь наследования психики не происходит. Такой подход в психологии назван системно-векторным, ориентированным на врожденный характер определенных черт и свойств человеческой психики.

Системный подход в приемном родительстве

Помимо юридических вопросов, прояснить которые необходимо, имеются не менее важные моменты психологического плана. Вокруг ситуации с усыновлением существует великое множество стереотипов и пугающих установок, мешающих людям принять взвешенное решение. Каковы же эти стереотипы и как с ними бороться? Давайте сейчас рассмотрим основные из них.

Ребенок с плохими генами

Данный стереотип необычайно силен в нашем обществе. Если поведение ребенка не устраивает взрослых, те очень часто склонны объяснять плохие поступки дурной наследственностью. Чем сильнее данная тенденция, тем меньше готовность приемных родителей к налаживанию с малышом прочной эмоциональной связи. Дескать, наследственность не поддается изменению.

Попросту говоря, очень большое число потенциальных приемных родителей опасается, что ребенок уродился таким же непутевым, как кровные родители, и рано или поздно это даст о себе знать.

На самом деле этот миф не имеет под собой научной почвы. Вероятность того, что ребенок начнет врать или воровать, зависит вовсе не от генов. Современный психологический подход к воспитанию подразумевает необходимость для ребенка в целях его правильного развития наличия крепкого чувства безопасности и защищенности, в норме получаемого от родной матери.

Чаще всего воспитанники детских домов такой привилегией обделены. Именно потому в их психологическом развитии возможны и даже весьма вероятны обширные пробелы.

Проявления подобной эмоциональной депривации могут быть самыми разными. Детдомовский ребенок может начать воровать, отказаться общаться со взрослыми (уйти в себя) или проявлять немотивированную агрессию. Но не забывайте, все это точно так же возможно и относительно выросшего в семье ребенка в случае неблагополучной родительской ситуации. Когда мама и папа кричат, бьют, оскорбляют, малыш точно так же теряет чувство защищенности и психологическую опору в жизни.

Каков же вывод? Окружение ребенка очень и очень важно. Попав в хорошую семью с нормальным психологическим климатом, приемный малыш под влиянием правильного воспитания и укрепившегося чувства защищенности может мало-помалу избавиться от неадекватных проявлений характера.

Страх отсутствия любви

Серьезные, ответственные и совестливые родители порой не решаются на усыновление по одной простой причине – боятся, что не смогут полюбить чужого малыша как родного. Такие люди, как правило, глубоко порядочные, придают данному вопросу огромное значение. Для них особенно важно, чтобы приемный малыш был им родным во всех смыслах.

Подобные страхи мешают этим людям решиться на важный шаг по удочерению или усыновлению малыша. Чтобы преодолеть данное препятствие, порой необходима консультация психолога, который поможет осознать причины собственных переживаний, разложить все по полочкам и принять взвешенное решение.

Боязнь не справиться

Данный стереотип чрезвычайно живуч. Многие потенциальные усыновители опасаются проблем с воспитанием ребенка, боятся, что данный процесс им окажется не под силу. Как следствие, они предполагают, что любовь к малышу может пройти – не выдержит испытаний. Подогревают подобные стереотипы истории тех несостоявшихся родителей, которые спустя полгода после процедуры усыновления вернули ребенка в казенное учреждение, объясняя это невыносимым их поведением.

Что происходит в ситуации на самом деле? Вы не разлюбили приемного малыша из-за его плохого поведения. Вы просто-напросто не успели полюбить его как следует, ведь после усыновления прошло совсем немного времени. А инстинктивная любовь, присущая биологическому родительству, здесь невозможна. Ребенку требуется время оттаять в условиях семьи, наладить с родителями эмоциональный контакт. Только потом следует ждать каких-либо серьезных чувств и отношений. Порой проявлений его лучших сторон приходится ждать годами.

Невыносимым малыш может стать из-за несоответствия нашей системе ценностей, в которой мы активно начинаем его воспитывать наперекор его собственным, заложенным с детства установкам. Здесь требуется много терпения от родителей и элементарные навыки психологической грамотности.

Например, приемный папа – прирожденный лидер, любит соревноваться, имеет активную жизненную позицию и не мыслит себе, что может быть по-другому. А малыш родился медлительным, серьезным, без потребностей лидировать. В случае жесткого воспитания родителей соответственно собственным ценностям от ребенка не следует ждать ничего, кроме упорного сопротивления. Ведь он принципиально не способен быть таким, каким желает видеть его папа, неважно, родной или приемный.

Примеров таких несоответствий пруд пруди. Это должен понимать всякий, кто интересуется вопросом усыновления чужого малыша. Родителям следует осознавать, что путем угнетения врожденных свойств ребенка они не привьют ему желаемых качеств, а лишь разочаруются, опустят руки.

Рецепт тут один – разглядеть истинную сущность детской личности, выделить его реальные достоинства и недостатки и вести воспитание, опираясь на сильные стороны.

Страх неоправданных ожиданий

Данная тема – очень и очень непростая. Навешивать собственные ожидания на совсем маленьких детей свойственно всем, как родным родителям, так и приемным. Второй случай усугубляется подсознательной установкой на ожидание от усыновленного малыша какой-то отдачи. Мечтают о его благодарности, послушании, успехах в учебе и придании смысла всей нашей жизни.

Очень сложно или даже совсем невозможно избавиться от подобных ожиданий. Даже если ребенок с серьезной инвалидностью, и вы трезво прикидываете, что шансы на полное излечение практически отсутствует, на подсознательном уровне вы так или иначе надеетесь, что за все ваши усилия он порадует вас улучшением здоровья, эмоциональным откликом и т. п.

А видимых изменений не происходит (на самом деле они есть, но, возможно, не совсем те, о которых родители мечтают). Например, здоровье ребенка улучшилось, а вот интеллект остался практически на том же уровне. В другой семье родители мечтали о любви и радостных эмоциях, а ребенок попался замкнутый, любитель книг и компьютера.

Заметить динамику развития ребенка в условиях семьи можно, лишь оторвавшись от собственной системы ценностей и посмотрев на ситуацию непредвзято. Безусловная любовь и принятие малыша со всеми недостатками – главные составляющие благополучной интеграции ребенка в семью.

Страх ответственности перед обществом

Чаще к приемным детям родители проявляют меньше терпения, чем к собственным. Скверные выходки им прощаются реже, так как естественная безусловная любовь присутствует не всегда. Плохие поступки приемных особенно раздражают. Родители чувствуют себя беспомощными и страдают от мысли о том, что достойного человека вырастить, пожалуй, не получится.

В данном случае важно отвлечься от эмоций и пропустить ситуацию через сознание. Поняв причины детского поведения, вы избавитесь от негативных переживаний. Ведь каждый маленький человечек представляет собой целый мир, без понимания которого не обойтись ни одному родителю – ни родному, ни приемному.

Как происходит выбор? Переход к базе данных усыновления детей

Если вы психологически подготовились к данному ответственному шагу и проделали все необходимые процедуры с документами, органом опеки вам будет выдана справка, что вы готовы к получению статуса приемного родителя. Обычно к данному моменту взрослые уже определились с основными данными усыновления детей – кого они в состоянии принять в собственную семью. Это относится к полу, возрасту малыша, а также состоянию его здоровья.

С такой справкой на руках вы можете отправляться в любой из отделов опеки или даже в несколько сразу. Написав заявление о намерении стать приемным родителем, вы получите доступ к базе данных на усыновление, содержащей анкеты детей из этого района.

Возможен и другой вариант. А именно – поиск с помощью федеральной базы детей на усыновление, к которой имеется свободный доступ через сеть интернет. Но данный вариант менее предпочтителен в связи с тем, что информация порой бывает устаревшей и далеко не всегда актуальной. В то же время такая база содержит множество фото детей на усыновление, что значительно расширяет возможности выбора.

Следующий шаг – выбор ребенка (или нескольких детей), которые вас заинтересовали и с кем вы желаете познакомиться лично. Для этого вам потребуется получить разрешение посетить конкретного ребенка в детском доме или Доме малютки. Получив такое разрешение, вы отправляетесь туда.

Для знакомства тоже существуют определенные правила, предусмотренные порядком усыновления детдомовского ребенка. В течение каждого визита вы имеете возможность общаться лишь с одним из выбранных детей. Всех сразу видеть нельзя. Делается это в целях психологической защиты малышей – ведь каждый из них испытывает всякий раз огромную надежду, что его заберут мама и папа.

В случае если вы сразу же определились в своем выборе, возможно немедленное оформление ребенка в семью. Но разумнее будет все же некоторое время пообщаться с ребенком в статусе гостя, приходя к нему в детский дом и проводя там некоторое время. Это даст вам шанс узнать будущего сына или дочку поближе.

Согласно п. 1 ст. 124 СК РФ усыновление является приоритетной формой устройства детей, оставшихся без попечения родителей.

Кроме этого, усыновление рассматривается в семейном праве как:

Юридический акт, порождающий возникновение прав и обязанностей между усыновителем и усыновленным;

Правоотношение между усыновителем и усыновленным;

Институт семейного права.

Субъекты отношений по усыновлению

Субъектами отношений по усыновлению выступают усыновители и усыновленные.

В Российской Федерации возможно усыновление только несовершеннолетних детей и только в их интересах. Усыновление родных братьев и сестер разными лицами возможно только в исключительных случаях, когда это отвечает интересам детей (п. 2, 3 ст. 124 СК РФ).

Усыновителями могут быть совершеннолетние лица обоих полов. Разница в возрасте между усыновителем, не состоящим в браке, и усыновляемым должна быть не менее 16 лет. При наличии уважительных причин суд вправе сократить разницу в возрасте в интересах ребенка. При усыновлении ребенка отчимом или мачехой разница в возрасте значения не имеет.

Усыновителями могут быть граждане РФ, иностранцы и лица без гражданства. При этом граждане РФ имеют приоритет, который не касается родственников детей.

Дети могут быть переданы на усыновление лицам, постоянно проживающим за пределами РФ, по истечении трех месяцев со дня поступления сведений о детях в государственный банк данных о детях, оставшихся без попечения родителей. Этот срок не распространяется на родственников детей.

Любая деятельность других лиц в целях подбора и передачи детей на усыновление от имени и в интересах лиц, желающих усыновить детей - посредническая деятельность по усыновлению - не допускается (ст. 126-1 СК РФ).

Не является посреднической деятельностью по усыновлению детей деятельность органов опеки и попечительства и органов исполнительной власти по выявлению и устройству детей, оставшихся без попечения родителей, а также деятельность специально уполномоченных иностранными государствами органов или организаций по усыновлению детей, осуществляемая на территории РФ в силу международного договора РФ или на основе принципа взаимности. При этом такая деятельность не может преследовать коммерческие цели.

Лица, желающие усыновить ребенка, имеют право привлекать представителей. Такие представители посредниками не являются. Их деятельность должна осуществляться в соответствии с гражданским и гражданско-процессуальным законодательством.

В ст. 127 СК РФ указан круг лиц, которые не могут быть усыновителями:

Лица, признанные судом недееспособными или ограниченно дееспособными;

Супруги, один из которых признан судом недееспособным или ограниченно дееспособным;

Лица, лишенные родительских прав или ограниченные в родительских правах;

Лица, отстраненные от обязанностей опекуна (попечителя) за ненадлежащее выполнение возложенных на них законом обязанностей;

Бывшие усыновители, если усыновление отменено судом по их вине;

Лица, которые по состоянию здоровья не могут осуществлять родительские права (см. перечень заболеваний, при наличии которых лицо не может усыновить ребенка, принять его под опеку (попечительство), взять в приемную семью, утв. Постановлением Правительства РФ от 1 мая 1996 г. № 542);.

Лица, которые на момент усыновления не имеют дохода, обеспечивающего усыновляемому прожиточный минимум, установленный в субъекте РФ, на территории которого проживают усыновители;

Лица, не имеющие постоянного места жительства, а также жилого помещения, отвечающего установленным санитарным и техническим требованиям;

Лица, имеющие на момент усыновления судимость за умышленное преступление против жизни или здоровья граждан;

Лица, не состоящие между собой в браке, не могут усыновить одного и того же ребенка.

Понятие и значение усыновления (удочерения)

Под усыновлением (удочерением) понимается юридический акт, в результате которого между усыновителем (усыновителями) и его родственниками, с одной стороны, и усыновленным - с другой, возникают права и обязанности, как между родителями и детьми, а также их родственниками по происхождению. Основной и главной целью усыновления является создание детям наиболее благоприятных условий для жизни и воспитания в условиях семьи.

Усыновление происходит и в интересах усыновителей тоже, так как оно предоставляет возможность лицам, не имеющим детей, удовлетворить свою потребность в отцовстве и материнстве. Но не смотря на все это, на первом месте должны находиться интересы ребенка. Под интересами следует понимать создание для детей благоприятных условий (материального и морального характера) для воспитания и всестороннего развития (в физическом, психическом, духовном и ином отношении), максимально приближенных, если это необходимо и возможно, к обстановке, привычной для ребенка обычной семье.

В настоящий момент, как государство, так и общество должны выступить гарантом социальной защищенности детей, взять на себя обязанность обеспечения им подходящих условий для нормальной жизни, учебы, профессиональной подготовки.

Социальная политика государства направлена на то, чтобы укреплять в сознании общественности идею о необходимости устройства ребенка-сироты не в государственное учреждение, как это было прежде, а в семьи тех людей, которые могли бы поддержать ребенка, заняться его воспитанием, помочь преодолеть жизненные трудности. Российской Федерации понадобилось около 10 лет для того, чтобы идея, заложенная в Конвенции о правах ребенка, стала проявляться в жизни.

В семейном праве России регламентированы институты, направленные на обеспечение охраны интересов несовершеннолетних детей. Одно из главных мест занимают институты призванные обеспечить защиту прав и интересов детей, оставшихся без попечения родителей, предусматривающие передачу таких детей на усыновление (удочерение), под опеку (попечительство) или в приемную семью.

Предусмотренные законом формы семейного устройства, наряду с единой целью обеспечения заботы о ребенке, преследуют и другие самостоятельные цели. К числу последних относятся: удовлетворение чувства материнства, отцовства, получение вознаграждения за труд в приемных семьях, осуществление функций представительства в отношении опекаемого ребенка. Нечаева А.М. Защита прав ребенка: законодательство и правоприменительная практика // Защита прав ребенка в современной России. Материалы научно-практической конференции. - М.: Изд-во ИГиП РАН, 2004. - С. 4.

Известно, что общение родителей и детей остается одной из самых глубоких и насущных потребностей человека. Ребенку нужна защищенность, которую он может обрести в кругу семьи. Таким образом, устройство в семью, по моему и не только мнению предпочтительнее, чем воспитание ребенка в детском учреждении.

Изучение семейно-правовой литературы позволяет сделать вывод о неоднозначном понятии усыновления. Кодекс о браке и семье РСФСР не содержал легального определения понятия усыновления.

Семейный кодекс действующий на данный момент также не дает единого определения усыновления. Законодатель ввел принципиально новые понятия, обозначенные терминами «формы воспитания» детей, оставшихся без попечения родителей, и «формы устройства» детей, оставшихся без попечения родителей. "Семейный кодекс Российской Федерации" от 29.12.1995 N 223-ФЗ (ред. от 30.11.2011) (с изм. и доп., вступившими в силу с 01.09.2012). Анализ законодательных актов субъектов РФ позволяет сделать вывод о том, что нет четких критериев между понятиями «форма устройства» и «форма воспитания» ребенка. Вопрос о соотношении понятий «формы воспитания» и «формы устройства» детей, оставшихся без попечения родителей, в семейно-правовой литературе не рассматривается. Настоящее законодательство восприняло только одно из понятий, а именно «форма устройства». Поэтому вопрос о наполнении понятия «форма воспитания», о соотношении его с понятием «форма устройства» не только нуждается в обсуждении, но и требует решения на законодательном уровне.

Очевидно, что усыновление, будучи приоритетной формой устройства детей, оставшихся без попечения родителей, естественно, является одной из форм воспитания. Об усыновления можно говорить в следующих смыслах:

  • 1) усыновление (удочерение) - это форма воспитания детей в семье усыновителя, при которой обеспечиваются условия жизни, которые равнозначны с условиями жизни родных детей.
  • 2) усыновление (удочерение) как форма устройства детей, оставшихся без попечения родителей - это способ определения юридической судьбы ребенка посредством деятельности государственных, муниципальных органов власти, а также суда, направленный на его устройство в семью усыновителей для воспитания;
  • 3) усыновление (удочерение) - юридический факт, устанавливаемый в судебном порядке и порождающий возникновение комплекса правоотношений, аналогичных по содержанию с родительскими;
  • 4) усыновление (удочерение) - сложная система правоотношений, различных по правовой природе, в которой усыновитель и усыновленный состоят в правоотношениях как между собой, так и с третьими лицами;
  • 5) усыновление (удочерение) - институт законодательства, содержащий нормы различных отраслей права, направленные на регулирование отношений по усыновлению, а также отношений между усыновителем, усыновленным и третьими лицами.

Следует сделать вывод, что единого понятия усыновления быть не может, поскольку невозможно отразить многоаспектную правовую природу этого явления. Вместе с тем действующее законодательство придает правовое значение усыновлению прежде всего как форме воспитания ребенка, оставшегося без попечения родителей.

Российское законодательство рассматривает усыновление в качестве приоритетной формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей. Усыновление и удочерение влекут одни и те же правовые последствия и подчиняются единым правилам, поэтому в законодательстве термин «усыновление» применяется к принятию в семью, как мальчиков, так и девочек.

Усыновление - это оптимальная форма устройства детей-сирот и брошенных детей, так как в результате усыновления ребенку обеспечиваются условия воспитания, близкие к условиям в родной семье, а подчас и значительно лучше.

Усыновление - это принятие в семью чужих детей в установленном законом порядке. В результате усыновления между лицом, усыновляющим ребенка (усыновителем), и его родственниками, с одной стороны, и усыновляемым ребенком, с другой, возникают такие же права и обязанности, как между родственниками по происхождению. Отсюда следует, что усыновление влечет за собой следующие правовые последствия:

а) установление правовой связи между усыновителями (усыновителем) и усыновленным ребенком, а так же между усыновленным ребенком и родственниками усыновителя;

б) прекращение правовой связи усыновленного ребенка с его родителями и другими родственниками по действительному кровному происхождению.

Таким образом, усыновление одновременно является как правообразующим, так и правопрекращающим юридическим фактом.

Усыновление является самой предпочтительной формой семейного воспитания детей, оставшихся без попечения родителей. При усыновлении (удочерении) между ребенком, а впоследствии и его потомками, и лицами (лицом), усыновившими ребенка, и его родственниками устанавливаются такие же правовые отношения, как и предусмотренные законом для родителей и детей (ст. 137 СК).

Усыновление может быть произведено только при соблюдении условий усыновления, установленных законом. К ним относятся:

1) требования, предъявляемые к усыновителям (ст. 127 СК);

согласие на усыновление родителей ребенка (в тех случаях, когда оно требуется) или лиц, их заменяющих (ст. 129---131 СК);

согласие на усыновление самого ребенка, если он достиг десятилетнего возраста (ст. 132 СК);

согласие на усыновление супруга усыновителя, если ребенок усыновляется одним из супругов (ст. 133 СК).

По закону усыновителями могут быть только совершеннолетние и дееспособные граждане обоего пола. Совместно усыновить ребенка могут только супруги.

Усыновителями не могут быть:

граждане, признанные судом недееспособными (вследствие психического расстройства) или ограниченно дееспособными (вследствие злоупотребления алкоголем или наркотиками);

граждане, лишенные по суду родительских прав или ограниченные в родительских правах;

бывшие опекуны (попечители), отстраненные от выполнения своих обязанностей вследствие ненадлежащего их осуществления;

бывшие усыновители при отмене судом усыновления по их вине;

граждане, страдающие заболеваниями, которые не позволяют им осуществлять воспитание ребенка, или опасными для самого ребенка. К ним отнесены такие тяжелые заболевания, как туберкулез, онкологические заболевания, заболевания внутренних органов, нервной системы, опорно-двигательного аппарата в стадии декомпенсации, наркомания, токсикомания, алкоголизм и др.

Для усыновления требуется также наличие определенной разницы в возрасте между усыновителем (не состоящим в браке) и усыновляемым, которая должна составлять не менее 16 лет (ст. 128 СК). Эта разница может быть сокращена судом при наличии уважительных причин (например, ребенок знает усыновителя, привязан к нему или считает усыновителя своим родным родителем).

Преимущественное право на усыновление ребенка имеют граждане Российской Федерации и родственники ребенка независимо от их места жительства (на территории России или на территории другого государства).

Согласия родителей на усыновление не требуется только в случаях, установленных непосредственно в законе (ст. 130 СК). Усыновление без согласия родителей производится, если они: а) неизвестны; б) признаны судом безвестно отсутствующими или недееспособными; в) лишены по суду родительских прав; г) не проживают с ребенком более шести месяцев и без уважительных причин (каковыми могут быть болезнь, длительная служебная командировка, препятствие со стороны другого родителя и т.п.), не принимают участия в воспитании и содержании ребенка. В других случаях согласие родителей на усыновление обязательно. Оно должно быть выражено в письменной форме, а подпись родителя должна быть удостоверена в установленном законом порядке (нотариусом или другим должностным лицом, имеющим право совершать нотариальные действия, либо органом опеки и попечительства). Согласие может быть выражено непосредственно в суде при производстве усыновления (ст. 129 СК).

Согласие родителей может быть дано на усыновление ребенка конкретным лицом или без указания конкретного лица -- это так называемое «бланкетное согласие на усыновление». Как правило, оно дается в отношении детей, помещенных на воспитание в детские государственные учреждения. Закон требует согласия обоих родителей независимо от того, проживают они совместно или нет, расторгнут их брак или признан недействительным (ст. 129 СК).

Усыновление ребенка в случае лишения родителей (одного из них) родительских прав допускается законом не ранее истечения шести месяцев со дня вынесения решения суда о лишении их родительских прав.

Закон допускает случаи, когда ребенок усыновляется только одним из супругов. В этих случаях в соответствии со ст. 133 СК обязательным условием усыновления является получение согласия супруга усыновителя. Получения согласия не требуется, если муж и жена фактически прекратили семейные отношения, не проживают совместно более года и место-I пребывание супруга, от которого требуется получить согласие, неизвестно.

В целях обеспечения интересов ребенка закон вообще не допускает усыновления одним из супругов, если другой супруг является душевнобольным и вследствие этого признан судом недееспособным (ст. 127 СК). В таких случаях брак может быть расторгнут по одностороннему заявлению здорового супруга в органах ЗАГС, и только после этого можно ставить вопрос об усыновлении ребенка.

Усыновление производится судом (ст. 125 СК) по правилам особого производства, установленным в ГПК. Граждане, желающие усыновить ребенка, должны обратиться с соответствующим заявлением в районный суд по месту жительства (нахождения) ребенка. Граждане Российской Федерации, постоянно проживающие за ее пределами, иностранные граждане или лица без гражданства, желающие усыновить российского ребенка, подают заявление соответственно в верховный суд республики, краевой (областной) суд, суд города федерального значения (Москвы и Санкт-Петербурга), суд автономной области или автономного округа по месту жительства (нахождения) усыновляемого ребенка. Заявление, подаваемое в суд, должно содержать сведения о самих усыновителях, о ребенке, которого они желают усыновить, известные им данные о его родителях, братьях и сестрах, сведения о соблюдении условий усыновления (с приложением необходимых документов), а также по желанию усыновителей -- просьбу об изменении фамилии ребенка, его отчества и имени, даты и места рождения, о записи усыновителей в качестве родителей ребенка.

Суд в порядке подготовки дела к рассмотрению обязывает орган опеки и попечительства по месту жительства (нахождения) ребенка представить в суд свое заключение об обоснованности данного усыновления и его соответствии интересам ребенка с приложением необходимых документов (свидетельства о рождении ребенка, медицинского заключения о его здоровье, физическом и умственном развитии и др.).

В целях обеспечения тайны усыновления дела об установлении усыновления рассматриваются в закрытом судебном заседании.

Если соблюдены все условия усыновления и суд придет к выводу, что оно отвечает интересам ребенка, он выносит решение об установлении усыновления. В решении также отражаются все изменения в лично-правовом статусе ребенка (изменение его фамилии, имени, отчества, даты и места рождения, запись усыновителей в качестве родителей ребенка).

Отказ суда в установлении усыновления, а также отказ в просьбе усыновителя произвести указанные выше изменения могут быть обжалованы гражданином в вышестоящий суд в течение десяти дней после вынесения решения. По истечении указанного срока решение вступает в законную силу.

Усыновление устанавливается со дня вступления решения суда в законную силу, т.е. возникают соответствующие права и обязанности усыновителей и усыновленного ребенка. Усыновление ребенка подлежит регистрации в органах ЗАГС.