Построение ментальных карт. Основные правила составления интеллект-карт

  • GTD ,
  • Управление проектами ,
  • Фриланс
  • «Ментальная карта… Опять эзотерика?» - подумала я, впервые прочитав это название больше полугода назад. Потом вникла, попробовала нарисовать в таком формате свои планы на неделю. Получилось на удивление легко и интересно.
    Здесь бы я могла написать, что с тех пор я стала пользоваться картами постоянно, но это не так. Я про них забыла. И вспомнила лишь в августе, когда планировала поездку в отпуск. Вот что из этого получилось.

    Что такое интеллект-карты
    После первой встречи с картами прошло несколько месяцев. Я планировала свое время: звенел таймер Pomodoro, работала матрица Эйзенхауэра, календарь пополнялся делами и раскрашивался в разные цвета. Но было ощущение, что есть еще какой-то классный метод, только вспомнить его не могу.

    И вдруг, случайно наткнувшись на обзор сервисов для майнд-карт, я поняла, какого инструмента мне не хватает. Пазл сложился и понеслось – карта для похода в магазин, для планирования жизненных целей, для работы. Карты, карты, карты…Они были синими и разноцветными, в mindmaps и на альбомных листах. Сейчас эйфория схлынула, и я более трезво пользуюсь ими. Расскажу, как и когда.

    Интеллект-карты и я
    Эти штуковины эффективны там, где требуется набросать общее видение ситуации и поэтапно детализировать ее. С помощью карт мои коллеги составляют семантические ядра, проектируют карту сайта, проводят маркетинговые исследования, генерируют идеи, готовятся к презентациям, организовывают мероприятия, планируют бюджет и просто составляют список дел на неделю.

    Где можно пользоваться картами

    1. Работа с информацией (презентации, выступления)

    Что делаю я
    С помощью карт собираю информацию, сортирую ее. Что мне известно о предмете: свойства, недостатки, особенности, использование – все это легко укладывается в схему интеллект-карты.

    Что делать вам
    Замените нудную лекцию простой презентацией, и вы привлечете внимание аудитории. Замените интересной презентацией –завоюете еще и уважение слушателей.

    2. Обучение и запоминание

    Что делаю я
    То же самое, что и в предыдущем пункте: выделяю основной вопрос, раскладываю его по полочкам. Огромный плюс карт – можно дорисовывать ветки, если вдруг в голову пришла новая мысль. Поэтому рисую всегда с запасом. С сервисами у меня не очень пока складывается дружба, я предпочитаю белоснежный лист и цветные фломастеры.

    Что делать вам
    Создавайте конспекты лекций или книг, пишите различные тексты (курсовые, диссертации, статьи), анализируйте текст. Можно использовать детальные карты (1 карта-1 вопрос), можно записывать основные схемы.
    Кстати, большинство из вас видело подобие интеллект-карт в учебниках – это блок-схемы основных вопросов курса.

    3. Мозговой штурм.

    Что делаю я
    Придумываю идеи (что подарить на праздник), решаю проблемы (где найти время на занятия) – так карты помогают при мозговом штурме. Могу рисовать карты одна или с коллегами, в любом случае это эффективно.

    Что делать вам
    Карты для брейнсторминга рисуются как обычно. В центре – проблема, крупные ветки – решения, мелкие – особенности или последствия. Если нужно генерировать идеи, то в центре будет тема, а сами идеи – это крупные ветки.

    4. Принятие решений.

    Что делаю я
    Я логик до мозга костей. Интуитивные решения – не мой конек. И тут у меня возникают расхождения с Тони Бьюзеном, основоположником метода интеллект-карт. Считается, что рисование, использование символов стимулируют творческое мышление, а значит, мозг настраивается на поиск эффективного и нестандартного выхода из ситуации (с тим не спорю). А еще в такие моменты включается интуиция и мы на ее основании принимаем решение (вот тут закавыка).
    Поэтому я просто в центре листа пишу проблему, ветками 2 уровня обозначаю все возможные решения, а ветками 3 уровня – последствия этих решений.

    Что делать вам
    Записываете проблему и крутите ее со всех сторон, параллельно записывая все, что в голову придет. Упорядочили мысли – увидели решение. Кому легче оперировать фактами и цифрами, тот пишет их на ветках. А кто полагается на интуицию, тот сделает ставку на ассоциативность карт.

    5. Планирование.

    Планируйте рабочие и личные проекты, бюджет или время.

    Что делаю я
    Сначала на карте я записала все книги, которые хочу прочитать. Потом от книги выделила форму, в которой буду усваивать материал (конспект, саммари). И создала аналогичную цель на SmartProgress .
    И тут вылез жирный такой недостаток карт - их трудно привязывать к срокам. На диаграмме Ганта, например, четко видно, какое событие и когда должно идти, видна временнАя взаимосвязь событий. А на майнд-карте можно только подписать срок, до которого нужно выполнить задачу. В SmartProgress можно ставить промежуточные сроки, там есть напоминания о дедлайнах. Так что в связке эти два инструмента работают хорошо.

    Что делать вам
    В центре листа обозначьте цель, например, «провести юбилей свадьбы». А дальше записывайте ассоциации. Выбор места проведения, список гостей, меню, бюджет, программа – вот ключевые линии вашей интеллект карты. От каждого крупного луча отходят еще несколько маленьких лучиков, конкретизирующих, кого и каким способом вы пригласите, какие элементы программы будут, и кто за них отвечает.

    Почему выигрышна именно такая форма
    Любая входящая информация должна сначала сформироваться в образ. Тогда она запомнится гораздо легче и на более долгий срок. Роль карт – упорядочивание, систематизация, наглядное представление информации. Неважно, планируете ли вы юбилей или организовываете командную работу над проектом, все основные данные можно уместить на одном большом листе.

    Чем больший объем коры головного мозга подключается к восприятию информации, тем она лучше запоминается. Мозг мыслит не линейно, а ассоциативно, поэтому для большинства людей интеллект-карты – подходящий инструмент планирования или работы с большим объемом данных.

    Плюсы и минусы интеллект-карт
    О недостатках я уже писала – нет взаимосвязанности со сроками.

    А теперь о достоинствах.

    Мозг сначала фокусируется на ключевых направлениях проекта. Это помогает расставить приоритеты.
    Наглядно видны все основные и вспомогательные этапы проекта. Заметны и противоречия, помехи, накладки.
    Удобно помечать уже пройденные пути.
    Легко дополнять проект, дорисовывая новые ветви.
    На картах можно размещать неоднородные элементы: мегабайты дружелюбно соседствуют с количеством людей.

    Что, если использовать майндмэппинг для планирования целей? В сочетании со SmartProgress получается вполне результативно. На карте определяются основные направления, а дисциплинирование происходит с помощью сервиса.

    Как строить карты
    Принципы рисования карт

    В центре листа или чуть выше нарисуйте центральный образ (идею, цель, проблему). Отведите от него ветки первого уровня (под-идеи), с ассоциациями или ключевыми понятиями, немного раскрывающими центральный образ. От веток 1 уровня отведите ветки 2 уровня. Если необходимо, добавьте ветки 3 уровня.

    12 советов по рисованию карт

    1. Включайте образное, творческое мышление и ассоциативность. Это помогает мозгу с разных сторон подходить к проблеме и искать необычное, но эффективное решение.
    2. Используйте разные цвета веток, чтобы разделять направления работы. Если это карта с заданиями для сотрудников, помечайте ветки конкретным цветом для каждого участника проекта. Цветов должно быть не больше 8, чтобы не растеряться. Самая высокая скорость восприятия у красного, желтого и оранжевого цветов. Самая низкая – у коричневого, голубого и зеленого.
    3. Количество веток 2 и последующих уровней не должно быть больше 5-7.
    4. Карта отражает стиль мышления, поэтому не стремитесь ее стандартизировать.
    5. Утрированные примеры лучше запоминаются. Поэтому смело рисуйте необычные картинки.
    6. Рисование от руки стимулирует мышление. Несмотря на разные удобные сервисы, не пренебрегайте белой бумагой и фломастерами.
    7. Делайте образы яркими и запоминающимися, чтобы они вызывали эмоции. Это поможет мозгу работать в правильном направлении.
    8. Выстраивайте структуру согласно иерархичности: важные понятия ближе к центру, детали – дальше. Можно пронумеровать ветки при необходимости.
    9. Меньше слов, больше рисунков. Если несколько слов, то записывайте их в одну линию, чтобы глаз не совершал лишних движений.
    10. Придумывайте свои символы. Молния – быстрый, глаз – контроль, лампочка – важное.
    11. Линии первого уровня рисуйте толще, чтобы видеть важность действий. Длина линии равна длине слова. Изменяйте размер букв, чтобы подчеркнуть важность ветки.
    12. Разграничивайте ветви, обводя их в блоки, соединяйте стрелками, чтобы показать взаимосвязь.

    Сервисы для интеллект-карт
    Если вы не любите рисовать от руки (и очень зря!), то выбирайте платные или бесплатные программы для рисования карт на компьютере. Они отличаются дизайном, способами экспорта изображений, возможностью подключать To-do List, совместимостью с платформами.
    Я пользуюсь онлайн-сервисом MindMeister. Он совмещается с Meistertask (планировщиком). Плюс можно подключать платные PRO-пакеты. Данные хранятся на облаке, поэтому я могу с любого ноута подгружать карты. Яркий, много возможностей для творчества, интуитивно понятный в управлении. Шаблоноы есть, не знаю, кому как, мне пока хватает.

    Психологи считают, что лучше всего рисовать от руки, максимально активизируя творческое мышление, тогда вы будете думать и решать проблемы гораздо эффективнее. А современный ритм жизни предлагает использовать любой понравившийся сервис. Что ж, решать вам. Но интеллект-карты - это инструмент действительно классный, рекомендую.

    Наше время требует от человека умения обрабатывать невероятно большие объемы информации, думать стратегически и придумывать новые решения. К сожалению, человек для достижения этих целей чаще всего пользуется старыми методами и моделями мышления. О том, как работать с информацией более эффективно, узнавал журналист сайт

    Порядок освобождает мысль.
    Р. Декарт

    25 июня в студии «Smart Time» прошел тренинг «Ментальные карты: технологии креативности», где участники приобрели опыт использования более продуктивного подхода к запоминанию и обработки информации.

    Умение эффективно управлять информацией — уже не желательное, а необходимое для современного человека задача. Ведь каждый из нас ежедневно сталкивается с огромными потоками информации: интернет, телевидение, пресса, реклама. Нам приходится реагировать на эту информацию и поступать соответственно с нашими целями: часть просто игнорировать, часть откладывать «на потом», часть необходимо немедленно обрабатывать (например, директиву от руководства).

    Не смотря на значительное количество поступающей информации, в настоящем мы продолжаем использовать те же самые способы ее представления, которые использовали и наши предки, когда объем и интенсивность информационного потока были в десятки раз меньше.

    Проверенные временем формы представления информации имеют ряд недостатков

    Текст, список, таблица, диаграмма — проверенные временем формы, к которым мы привыкли, но у которых есть ряд недостатков:

    1. При достаточно больших объемах традиционный способ записи довольно сложно запомнить и воспроизвести;
    2. Трудно выявить ключевые идеи;
    3. Неэффективное использование времени при обработке информации;
    4. Тяжело использовать творческий подход и нахождение новых решений при описании проблемы.

    Автор методики ментальных карт Тони Бьюзен обнаружил, что проблема кроется в механизме работы человеческого мозга. Известно, что левое полушарие мозга отвечает логические аспекты: речь, операции с последовательностями, линейным представлением информации, операции с перечнями, списками, числами. Правое же решает абстрактные задачи: пространственную ориентацию, целостность восприятия, воображение, восприятие цвета и чувство ритма.

    Альтернативой линейного метода (например, текста) являются ментальные карты — запись информации, основанной на визуальном мышлении и совместной работе правого и левого полушарий мозга.

    Преимущества

    Метод имеет ряд преимуществ, которые для демонстрации мы представим в этой статье в виде текста и в виде ментальной карты.

    Итак, преимущества ментальных карт перед обычными методами представления информации:

    1. Информацию записывать легче, быстрее и меньше по объему.

    2. При чтении карты видно взаимосвязи в информационном блоке, структуру и логику.

    3. При использовании ментальных карт человек развивает мышление (творческое и логическое), память и воображение.

    4. При использовании ментальных карт мы задействуем творческие процессы и используем весь потенциал, так как используем оба полушария мозга.

    5. Мы запоминаем информацию сразу, более качественно и в больших объемах

    6. Методу ментальных карт легко научиться.

    Теперь эта же информация, представленная в виде карты

    Как известно, основными функциями мозга являются восприятие, хранение, анализ, воспроизведение и управление информацией.

    Человек легче запоминает информацию, поданную в виде ментальной карты, так как она соответствует некоторым свойствам нашего восприятия:

    1. Целостность, законченность образа.
    2. Эмоциональная выразительность образа
    3. Ассоциативность

    Интересным свойством карт является тот факт, что ее в равной степени легко использовать людям с разным подходом к работе. «Креативщикам», бурлящих идеями, карты не ставят ограничений, но в то же время организовывают их творческий пыл в понятную и четкую структуру, которую можно воплотить в жизнь. Сторонники же порядка и четкости смогут видеть в стройной структуре карты новые, свежие решения.

    Применение ментальных карт

    Креатив. Ментальные карты широко используются для развития творческого мышления и проведения мозговых штурмов. Метод позволяет генерировать идеи и организовывать их в понятную четкую структуру, удобную при обработке сгенерированных идей. Кроме того, подобная организация помогает принять взвешенное и обдуманное решение при сложных ситуациях, когда присутствует много различных факторов.

    Информационный менеджмент. Ментальные карты также используются при организации большого количества информации — древовидная структура позволяет быстро и эффективно оценивать поступающую информацию и определять ее место в иерархии. Кроме того сокращается время на поиск информации.

    Человек легче запоминает информацию, поданную в виде ментальной карты, так как она соответствует некоторым свойствам нашего восприятия

    Планирование. Благодаря методу улучшается работа с проектами, так как видна связь между ресурсами, задачами, сроками, объемами и способами реализации отдельных задач проекта. Часто карты используют в качестве инструмента тайм-мененджмента — вы сможете увидеть полную картину дел, вывести приоритеты выполнения и привязать выполнение задач к времени.

    Презентация. Цельность карты дает возможность также четко доносить какую-либо идею людям, избегая ненужных отступлений, укладываясь в сроки презентации. Кроме того, последовательность и логичность презентации с помощью ментальной карты позволит понять слушателям именно то, что вы хотели сказать.

    Визуализация. С помощью карт вы сможете наглядно представить исчерпывающую информацию о связях, соотношении, иерархии какого-либо понятия или проекта.

    Обучение. При обучении на человека обрушивается огромное количество информации, требующее четкой организации, так как эту информацию необходимо будет зафиксировать (записать), отфильтровать важное и неважное, запомнить, связать с практическим выполнением и предыдущим опытом. Ментальные карты позволяют решить эти задачи благодаря тому, что наглядно выделяется главное и второстепенное, видна взаимосвязь между понятиями и, благодаря структуре и использованию ассоциаций, информацию намного легче запомнить.

    Наталия Павлова привела очень интересный пример опыта использования ментальных карт преподавателем цитологии (наука о клетках) в одном из киевских университетов. Она предложила студентам провести эксперимент и разделила студентов на три равные группы. Первой группе лекции читались с помощью ментальных карт, которые преподаватель сама рисовала для студентов. Вторая группа рисовала карты лекций самостоятельно. Третья группа была контрольная — преподавание велось классическим методом лекций и конспектирования. Кроме того, вводилось дополнительное условие — экзамен по предмету принимал другой преподаватель. В итоге — первая группа имела 100% сдачи предмета со средними и низкими показателями, вторая группа — 100% сдача с высокими показателями, контрольная группа — показатели успешности не изменились — часть группы не сдала предмет или сдала с невысокими показателями.

    Кроме организации информации, существенно увеличивается скорость и качество конспектирования. Конспект в виде ментальной карты более целостен, понятен и емок — найти что-либо (дату, определение) намного проще и быстрее.

    Метод также может быть использован при составлении расписаний, инструкций, для проверки знаний в какой-либо сфере.

    Техника составления ментальных карт

    Применение ментальных карт — довольно непростой, имеющий массу нюансов, но все же крайне полезный навык, требующий определенной подготовки и времени. Наталия Павлова отметила, что для того, чтобы метод ментальных карт стал хорошим навыком, необходимо нарисовать их не менее ста штук.

    В период «оживления» карт приходят нестандартные решения и новые способы достижения целей

    Начало работы с картами — режим свободных ассоциаций или «мозговой штурм». Возьмите лист бумаги, начните обдумывать свою идею или проект. Записывайте абсолютно все мысли, связанные с проектом — не критикуйте и не огранивайте себя.

    Второй этап — непосредственно составление карты:

    1. Возьмите лист бумаги и нарисуйте в центре главную тему вашей карты. Лучше всего использовать яркий, запоминающийся образ вашей темы.

    2. От главной темы проведите несколько ветвей. На каждой из них напишите одну идею (мысль, образ, понятие), связанных с главной темой из тех, что вы сгенерировали во время мозгового штурма.

    3. К основным идеям также подведите несколько ветвей, который связаны с ними.

    Третий этап. Отложите вашу карту на период от 2 часов до двух дней. Таким образом карта «устоится» в вашем сознании.

    Четвертый этап. «Оживление» карты. Используйте как можно больше ассоциативных изображений и форм для предания карте эмоциональной выразительсноти. Используйте цвета: например, что-то важное или опасное (то, на что обратить особое внимание) выделите красным цветом; яркую идею, радостное событие — желтым цветом. Строгих рекомендаций к использованию цветов и изображений нет, так как ассоциативные связи у каждого человека разняться. Главное условие — ваш собственный язык образов должен четко передавать вам информацию с карты. Яркие образы карты дадут вам возможность ее хорошо запомнить и натолкнут на творческие мысли. Очень часто в период «оживления» карт приходят нестандартные решения и новые способы достижения целей, вспоминаются упущенные фрагменты.

    Пятый этап. Отложите вашу карту на период от двух часов до двух дней. Этот повторный «закрепительный» этап даст возможность что-либо дополнить или изменить в карте. После этого этапа ваша карта готова и вы можете ее применять. С течением времени, возможно, вы будете совершенствовать ее, усложнять или упрощать, дополнять каким-либо новыми идеями. При дополнении пользуйтесь теми же правилами составления ментальных карт.

    Например, если к теме «Использование ментальных карт» приложить вышеуказанный метод, получится следующая схема:

    СОВЕТЫ АВТОРА МЕТОДИКИ ТОНИ БЮЗЕНА

    1. Важно помещать слова на ветках. Ветки должны быть «живыми», гибкими. Рисование ментальной карты в стиле традиционной схемы полностью противоречит идее ментальных карт. Это сильно затруднит движение взгляда по ветвям и создаст много лишних, одинаковых, монотонных объектов.

    2. Пишите на каждой линии только одно ключевое слово. Каждое слово содержит тысячи возможных ассоциаций, поэтому «склеивание» слов уменьшает свободу мышления. Раздельное написание слов может привести к новым идеям.

    3. Длина линии равняется длине слова. Это экономнее и «чище».

    4. Пишите печатными буквами как можно яснее и четче.

    5. Варьируйте размер букв и толщину линий в зависимости от степени важности ключевого слова.

    6. Обязательно используйте рисунки и символы (для центральной темы рисунок обязателен). В принципе, ментальная карта может вообще целиком состоять из рисунков.

    7. Старайтесь организовывать пространство, не оставляя пустого места и не размещать ветви слишком плотно. Для небольшой карты используйте лист А4, для большой темы — А3.

    8. Разросшиеся ветви можно заключать в контуры, чтобы они не смешивались с соседними ветвями.

    9. Располагайте лист и слова горизонтально («альбомная ориентация»). Такую карту удобнее читать и нет необходимости крутить.

    ОТЗЫВ УЧАСТНИКА ТРЕНИНГА

    Ирина Запотоцкая,
    преподаватель

    После тренинга я стала чаще использовать ментальные карты. Метод мне очень поможет в моей профессиональной деятельности: я собираюсь перевести свои лекции, тренинги и проекты в формат карт. Это поможет моим студентам лучше понимать предмет и запоминать информацию.
    Я заметила, что теперь при подготовке проектов, конспектировании мне самой хочется использовать карты, так как они интуитивны, просты и эмоциональны.

    Кроме того — интересное наблюдение — карты помогают придумывать очень новые, неожиданные решения задач и стимулируют появление новых идей.

    Сейчас практически каждому известно выражение «бизнес-тренинг». Их применяют повсеместно в крупных компаниях и небольших фирмах. Как правило, с их помощью пытаются как можно эффективнее организовать работу всего персонала. Придумали их не так давно, но именно с помощью метода визуализации тренинги стали намного результативнее. Ментальная карта - это наилучший способ обозначить цель и средства. Она значительно облегчает детализирование и организацию всех элементов.

    История создания

    Систему популярных сегодня ментальных карт придумал известный психолог и писатель Тони Бьюзен. Он опубликовал уже несколько сотен статей и книг об интеллектуальном развитии, психологии и проблемах человеческого мышления. Конечно же, он не стал первопроходцем в визуализации поставленных целей и приемов их достижения. С помощью специальных диаграмм и графических рисунков Япония в 70-е годы смогла практически осуществить революцию в экономике. Но именно Бьюзен представил всему ученому миру в 1974 году собственную усовершенствованную теорию радиантного мышления. Ментальная карта стала хитом на смене тысячелетий.

    Тони смог эффективно объединить психологию, нейролингвистику, мнемонику и способность к скорочтению, а также множество научных теорий и методов для развития и усовершенствования творческого мышления. Например, при конспектировании он ввел всего два цвета в графику, и запоминать их стало намного легче, а также интереснее. Совместно с братом Бьюзен смог собрать по кусочкам и выстроить в стройную теорию все научные наработки. Так и появились современные интеллект-карты.

    Сферы использования разработанной программы

    Метод ментальных карт нашел свое практическое применение в самых разнообразных сферах человеческой деятельности. Майндмэппинг будет полезен руководителю, сотрудникам любой компании, преподавателям, журналистам и т. д. Кроме того, его можно использовать и в повседневной жизни для решения различных бытовых и организационных проблем.

    Наиболее подходящей эта методика будет для развития собственных творческих способностей и самоанализа. Это позволит обнаружить и побороть все недостатки, а также выделить направления для дальнейшего развития и совершенствования.

    Ментальные карты будут особенно удобны в таких областях:

    • запоминание (подготовка ко всевозможным экзаменам, заучивание списков, таблиц и т.д.);
    • обучение (оптимизация конспектов, написание творческих заданий и лучшее усвоение учебников);
    • мозговой штурм (коллективная работа, новые идеи);
    • презентация (выделение главного и эффективная передача общей цели и мысли);
    • планирование (разработка собственных проектов и стратегии поведения, а также умение качественно планировать собственное время);
    • принятие решений (глубокий анализ, взвешенные и обоснованные выводы).

    Эффективность интеллект-карт

    Использование этой методики позволяет увидеть многие скрытые ранее вещи и нюансы. При этом открываются новые творческие возможности, задействуется Все это помогает решать неразрешимые проблемы и находить изящный выход из самых запутанных ситуаций.

    Готовые ментальные карты позволяют хранить и постоянно возвращаться к важной информации и целям, структурировать и совершенствовать собственное "Я". При этом информация, изложенная радиантным способом, легко воспринимается и быстро запоминается. Основная работа происходит в процессе создания интеллект-карт. Впоследствии хватает одного взгляда, чтобы вспомнить все необходимые подробности. Это может пригодиться и в выполнении глобальных задач, и в повседневных заботах, когда трудно сосредоточиться на поставленной цели.

    Особый интерес вызывает и то, что у любого человека ментальная карта совершенно особенная. Это как отражение индивидуального мышления, отпечаток работы конкретного мозга.

    Основные правила создания ментальных карт

    У каждого метода есть свои принципы функционирования и порядок работы. Вот и составление ментальных карт имеет собственные правила, которые определил сам Тони Бьюзен:

    1. Начинать следует с красочной цветной картинки в центре.
    2. Все слова должны быть написаны большими буквами.
    3. Конструктивно все предложения должны быть визуально связаны между собой.
    4. Не нужно слишком часто использовать ключевые слова. Оптимально использовать один ключ на одну строчку.
    5. Картинки и знакомые символы только придадут наглядности карте.
    6. Лучше использовать несколько ярких цветов в проекте.
    7. Не нужно пытаться ограничить собственное мышление. Требуется фиксировать абсолютно все, что приходит в голову по заданной теме.

    Некоторые особенности построения эффективных ментальных карт

    Также в процессе создания и использования интеллектуальной карты есть еще несколько особенностей, требующих озвучивания и выделения:

    • Для визуализации целей и задач понадобится лист стандартного формата А4. Тогда ментальная карта будет хорошо восприниматься и вместит всю интересующую информацию.
    • Ключи должны располагаться прямо над линиями. Это способствует наглядности.
    • Использовать нужно печатные буквы.
    • Длина нарисованной ветки должна соответствовать ключу.

    Ментальная карта: как составить

    Создать mind card достаточно просто. Ведь это своего рода древовидная диаграмма, где центральная ветка представляет основную идею.

    Для начала должна быть определена основная мысль. Затем потребуется чистый лист бумаги формата А4. На нем легко поместится вся ментальная карта. Как составить древо, подскажет подсознание. В середине должна быть основная идея, а от нее идут логически взаимосвязанные ответвления. Чтобы правильно нарисовать карту, достаточно следовать простым правилам, изложенным самим Тони Бьюзеном. Кроме того, ментальная карта может быть дополнена многочисленными заметками, чтобы не упустить ничего важного.

    Как известно, большую часть жизни мы чему-либо учимся: в школе, в профильном институте, на работе и даже дома. Но запоминать и, главное, практически применять полученные знания могут не все. Слишком большие объемы информации и ограниченность времени не позволяют учиться и запоминать информацию полноценно. Одним из решений подобных проблем можно назвать ментальные карты в образовании. Этот способ применялся еще на заре разработки теории Тони Бьюзена и показал ошеломляющие результаты.

    Прежде всего метод пригодится в создании простых и запоминающихся конспектов, визуализации лекций, написании курсовых и рефератов и т. д. Одним из ярчайших примеров применения интеллект-карт в международном образовании признан Cisco CCNA Exploration. Суть этой программы заключается в том, что академия поделила всю работу на несколько частей, глав и подглав. При этом каждый элемент обучения подается в виде ментальной карты, выделенной определенным цветом. Это значительно упростило подачу и запоминание информации, а также вдвое сократило время на преподавание теории. Легкие и понятные курсы пользуются особой популярностью у студентов и преподавателей.

    Программы для создания различных ментальных карт

    Мы все-таки живем в век высоких и продвинутых технологий. Сейчас можно использовать не только собственную креативность и творчество, но и специальные шаблоны и компьютерные утилиты. Существуют также специальные программы для создания ментальных карт. Их можно легко найти в Интернете, при этом программки бывают платными и бесплатными, сложными и простыми. Это дает право самостоятельно выбрать помощника. Популярнейшие из них:


    Ошибки при построении mind card

    Когда впервые что-то делаешь самостоятельно, не исключены небольшие помарки и просчеты. Это же утверждение относится и к построению Чтобы их избежать, нужно изучить самые распространенные ошибки, возникающие при работе:

    • Слишком сложная и многоуровневая ментальная карта (лучше всего пользоваться своеобразными заметками, а карты оставлять максимально упрощенными и понятными).
    • Одинаковые рисунки, цвета и шрифты для различных уровней и ветвей (каждый уровень и ключ должен быть соответствующе выделен, чтобы визуально отличаться).
    • Отсутствие рисунков и иконок (именно эти элементы обеспечивают функциональность карты. Но выбирать их нужно заранее).
    • Двусмысленность и беспорядок (все элементы должны быть логически связаны между собой. Иначе это всего лишь список).

    Количество информации в современном мире постоянно растет, но способы обращения с ней остаются прежними и уже малоэффективными. То, что было адекватным для использования нашими предками, современным людям не поможет справиться с имеющимися объемами и интенсивностью информационных потоков.

    Применение диаграмм, списков, таблиц и текстов отличается некоторыми недостатками, хотя и проверено временем. Во-первых, если объем информации большой, то записать, запомнить, а потом и воспроизвести его становится довольно сложно. Во-вторых, трудным является процесс выделения ключевых идей. В-третьих, время используется в таком случае нерационально. Ну, и, в-четвертых, представленные способы ограничивают применение креативного подхода и генерацию новых идей при решении задачи. Поэтому современный научный мир говорит о таком способе, как Примеры и этапы ее построения будут рассмотрены ниже.

    Новый метод усвоения информации

    Инновационным методом обработки и усвоения информации считается метод ментальных карт, придуманный Тонни Бьюзеном. Ученый заявляет, что проблемная ситуация - это процессы, происходящие в мозгу человека. речь, цифры, линейное представление фактов обрабатывает А вот за ориентацию в пространстве, восприятие, различные абстрактные операции отвечает правое полушарие.

    Тони Бьюзен утверждает, что эффективная замена традиционных методов - это ментальная карта. Примеры этого способа показывают, что происходит запись информации, благодаря общей деятельности двух полушарий мозга и

    В чем преимущества нового способа

    Ответ на этот вопрос простой и сейчас будет продемонстрирован. Первым преимуществом этого метода является то, что запись информации быстрая, легкая и не такая объемная. Второе преимущество - читая карту, вы будете иметь пред глазами структурированные и логические взаимосвязи. Третье преимущество - полезность такого способа, как ментальные карты. Программы развивают когнитивные процессы, а именно - память, мышление и воображение. Четвертое преимущество заключается в том, что при создании рисунка человек использует свой творческий потенциал и ресурсы обоих полушарий мозга. Пятое преимущество - информация запоминается практически моментально и с высоким уровнем качества. Шестое преимущество заключается в том, что легко научиться такому методу, как ментальная карта. Как составить ее? Вам поможет несложная инструкция.

    Ситуации применения метода Тони Бьюзена

    Есть ряд областей, где проявляется эффективность использования такого способа, как ментальная карта. Примеры мы опишем ниже.


    Следующий блок представленной информации поведает читателям о том, как использовать этот метод.

    Ментальная карта: как составить?

    Нельзя сказать, что применение этого нового метода такое уж простое, ведь оно потребует от человека усилий, но полезность этого навыка окупит затрату ресурсов. Есть ряд этапов и нюансов, которые следует соблюдать, чтобы создать подобный рисунок.

    Первые три этапа - фиксация ментальной карты

    Первый этап - начальный. Его называют еще режимом свободных ассоциаций или брейн-стормингом. Например, у вас есть проект. Взяв лист бумаги, запишите все мысли и идеи, приходящие в голову, даже самые нелепые. В этом процессе нет места критике и ограничениям.

    Второй этап - собственно создание ментальной карты. Можете взять цветные карандаши и в центре напишите основную тему, от которой сделайте ветви и запишите идеи, связанные с основной целью и сгенерированные во время брейн-сторминга. Основные идеи также могут разветвляться на несколько идей низшего порядка.

    Третий этап - фиксация сделанного рисунка. Вам следует отложить карту как минимум на 2 часа, а лучше всего - на 2 дня - и тогда вернуться к ней. Таким образом произойдет фиксация идей в сознании.

    Завершающие этапы построения ментальной карты

    Четвертый этап - возвращение к ментальной карте. На этом этапе с использованием цветов эмоционально раскрасьте свое творение: обозначьте важное или опасное для вас, радостное и веселое. Каких-то строгих требований по оттенкам нет, поэтому используйте то, что вам по душе. Создавайте яркие образы, ведь они помогут оживить рисунок и будут способствовать запоминанию.

    Пятый этап - повторная фиксация карты. Снова отложите лист на срок от 2 часов до 2 дней. Вернувшись опять к полотну, вы сможете внести еще какие-то осмысленные изменения. Теперь ментальная карта готова!

    Представленный метод достаточно молодой, но очень эффективный, и множество людей уже оценили его преимущества. Сделайте это и вы!