Правовая культура как условие правового государства. Правовая культура и правовое государство

Правовая культура - это особое социальное явление, качественно характеризующее правовое состояние как отдельной личности, так и общества в целом, вид духовной культуры, охватывающий своим содержанием все ценности, созданные деятельностью людей в области права.

Под правовой культурой понимается также обусловленное всем социальным, духовным, политическим и экономическим строем качественное состояние правовой жизни общества, выражающееся в достигнутом уровне развития правовой деятельности, юридических актов, правосознания и в целом в уровне правового развития субъекта (человека, различных групп, всего населения), а также степени гарантированности государством и гражданским обществом свобод и прав человека.

Понятно, что правовая культура - это один из элементов общечеловеческой культуры и, подобно тому как национальная духовная культура придает целостность и интегрированность обществу в целом, правовая культура определяет принципы правового поведения личности, систему правовых ценностей, идеалы, правовые нормы, обеспечивающие единство и взаимопонимание правовых институтов и организаций.

Правовая культура - емкое общественно-политическое и правовое явление, характеризующее всю структуру политической системы государства и его жизнь с точки зрения роли права в общественно-политических процессах. Цементирующим и основополагающим началом правовой культуры выступает принцип юридической справедливости. Подлинная правовая культура и юридическая справедливость гармонически взаимосвязаны.

Различают три уровня правовой культуры: правовая культура личности, правовая культура социальных групп и правовая культура общества в целом.

Правовая культура личности - это уровень и степень правовой образованности, правового воспитания отдельного человека, его умение пользоваться нормативно-правовым материалом, его поведение в соответствии с требованиями норм права.

Правовая культура социальных групп - это уровень и степень правовой образованности, правового воспитания той или иной социальной группы, общественного слоя, особых социальных групп. В частности, высокого уровня правовой культуры требует юридическая профессия, связанная с нормативно-правовым регулированием общественных отношений, обеспечением правопорядка, правовой оценкой поведения членов общества.

Правовая культура общества - это уровень и степень правовой образованности, правового воспитания общества в целом, компетентно-профессиональное творение норм права, их благодатная социальная эффективность.

Становление и развитие правового государства самым тесным образом связано с правовой культурой, которая способствует утверждению основополагающих правовых принципов общественного бытия, необходимого правопорядка, правомерного поведения граждан, чувства правовой ответственности членов общества, повышению их нравственного потенциала.

Какую роль играет правовая культура в жизни общества?

Во-первых, правовая культура - своеобразная форма гармоничного развития человека, через которую достигается общесоциальный прогресс. Этот прогресс связан как с созданием собственно правовых ценностей (способы и средства разрешения социальных конфликтов, институты обеспечения прав человека и т.д.), обогащающих личность, так и предоставлением обществу необходимых юридических условий для спокойного и упорядоченного развития. Право, юридические инструменты организуют благоприятную среду, исключающую насилие, произвол, разрушение материальных и духовных благ, накопленных за тысячелетия обществом. Правовая культура выступает именно той сдерживающей формой, в которой купируется, ограничивается и вытесняется антиобщественное и потому антиправовое поведение.

Во-вторых, правовая культура является средоточием, "мемориалом" накопленных человечеством юридических ценностей. Она - их хранитель, селекционер, генератор и ретранслятор на иные сферы общественных отношений. Правовая культура - живой организм, все элементы которого - нормы, юридические акты, институты, процессы, режимы, статусы - обладают качествами продуктов человеческого духа, кропотливого труда, исторического отбора, жизненной апробации. Поэтому бережное отношение к правовой культуре есть условие социального прогресса, гарантия эффективности усилий по совершенствованию человеческой личности. Продукты правовой культуры - юридические нормы, памятники права, способы разрешения конфликтов, опыт юридической деятельности, народный правовой фольклор - нуждаются в охране и защите не менее, чем традиционные культурные ценности. Разрушение культурного слоя права чревато невосполнимыми потерями в государственно-политическом самосознании нации, способно породить хаос и произвол в общественных отношениях.

В-третьих, правовая культура - практически единственная глобальная форма, через которую воспроизводятся ценность и своеобразие национальных правовых феноменов - государственности, правопорядка, правовой системы. Культура несет в себе "генетический код" отечественных юридических явлений, служит как средством их обогащения в процессе всемирного право-культурного обмена, так и особым бастионом от чуждого инокультурного влияния, разрушающего исходные предпосылки национальной правовой идентичности. Интернациональный и одновременно национальный характер правовой культуры позволяет сочетать и саморегулировать отечественные и иностранные источники правового прогресса. Названные черты правовой культуры объясняют сложность этого явления для познания, его неоднозначный гносеологический статус, который в теории становится темой многочисленных взглядов, точек зрения, доктрин правовой культуры. Эти концепции, представления, позиции, расходясь в конкретных интерпретациях понятия, содержания, структуры правовой культуры, как правило, едины в понимании основных функций, которые сводятся прежде всего к сохранению духовных ценностей в юридической области, передаче правового опыта последующим поколениям, поддержанию механизмов воспроизводства правового сознания народа и его влияния на жизненно важные сферы взаимоотношений (государство, политика, экономика, международные отношения и т.д.).

Высокий уровень правовой культуры - важнейший признак правового государства. От уровня правовой культуры зависят степень общественной активности граждан, их непосредственного участия в деятельности государства, контроль за его деятельностью, высокая гражданская ответственность за происходящее в государстве, формирование институтов гражданского общества.

Правовая культура оптимизирует систему правовой охраны и защиты прав личности, упреждает недоверие между различными слоями населения, нациями и народами. Чем выше уровень правовой культуры, тем качественнее и эффективнее правотворческая и правоприменительная деятельность, тем совершеннее институциональное обустройство государства, деятельность его органов.

Правовая культура характеризует аксиологический аспект права, его ценность: степень развития законодательства, прогрессивность юридической практики, культуру правового общения власти и населения, уровень законности, состояние гарантированности прав и свобод граждан, престиж юридической профессии, роль юридической науки и т.д. Правовая культура охватывает своим содержанием правосознание, но лишь в позитивных (развитых) формах его выражения. Правовая культура, таким образом, охватывает все ценности, которые созданы деятельностью людей в области права; она пронизывает право, правосознание, правовые отношения, режим законности, складывающийся правопорядок, правовой менталитет нации и отдельных групп населения.

Явление правовой культуры так же объективно, как объективна правовая жизнь общества. Она зафиксирована в памятниках права и в действующем законодательстве, проявляется в деятельности и в образе мышления участников правового общения. Правовая культура выступает следствием и показателем зрелости правовой системы.

Правовая культура зависит от нравственности, от уровня экономического развития общества, от материального благосостояния народа. По это - особая ценность общества. Если в обществе есть определенный уровень правовой культуры, то можно говорить о формировании правового государства. Если нет этой правовой культуры, то формирование правового государства крайне затруднено и связано лишь с ростом правовой культуры. Правовое государство и правовая культура органически связаны между собой, а наличие демократического гражданского общества является необходимым условием формирования правовой культуры и правового государства.

Понятие правовой культуры значительно шире, чем понятие правосознания, хотя часто правовую культуру понимают как правовое сознание. Правосознание является только одним из необходимых элементов правовой культуры. Правосознание - определенная разновидность общественного и индивидуального сознания людей. Высокий уровень правосознания включает в себя и знание права, и понимание значения права в жизни общества.

Помимо высокого уровня правосознания, правовая культура включает в себя и все реальные достижения в области правовой жизни общества (законодательство, его уровень, его технику, степень цивилизованности его содержания). У нас не было цивилизованного законодательства. Качество законов и способы их реализации по-прежнему остаются на низком уровне.

Можно задумать хороший закон, но если с точки зрения юридической техники он будет неудовлетворительным, реализовать его невозможно.

Правовая культура - это еще и высокий уровень культуры правосудия. Уровень правовой культуры зависит от многих факторов. Имеет значение и состояние помещений для судебных заседаний, и облик судей, и само проведение судебного процесса. В реальной жизни культура правосудия не находится еще на достаточно высоком уровне. А это в свою очередь влияет на общий уровень правовой культуры населения. Правовая культура - это высокий уровень культуры законодательства и правосудия, их реальное состояние.

Следующий элемент правовой культуры - фактическое состояние законности и правопорядка в стране. Состояние преступности - это определенная характеристика правопорядка, но главным, тем не менее, является состояние правонарушаемости. Когда совершено преступление и преступник понес наказание, законность торжествует и правопорядок восстанавливается. Но если кто-нибудь наказан несправедливо - законности уже нет. Необходимо, чтобы виновный был наказан и не был наказан невиновный. Необходима система, которая бы это обеспечивала.

Существуют различные модели правовой культуры (например, западная модель правовой культуры, конфуцианская правовая культура, мусульманская правовая культура и т.д.).

Западная модель правовой культуры характеризуется тем, что главной ценностью здесь признаются основные права и свободы человека и гражданина. Она начала формироваться еще с античных времен. Специфической чертой этой модели является, во-первых, осознание социальной ценности права как меры свободы и равенства и приоритет права во всех сферах общественной жизни. Во-вторых, осознание ценности индивидуальных прав личности. В сокровищницу мировой правовой культуры входят теория естественных прав и свобод человека, теория разделения властей Т. Гоббса, Дж. Локка, Г. Гроция, а также законодательные акты, закрепляющие права и свободы личности.

Правовая культура является непременным элементом правового государства, без последней любая форма правления может переродиться в антидемократическую, что чревато пагубными последствиями для общества и государства, в том числе и для всего правопорядка. Произвол и бесправие приводят к массовым нарушениям прав и свобод личности, к отрицанию самой необходимости и ценности права. Правовая культура общества в современном интегрированном мире часто уже не определяется территориальными границами одного государства. Идет процесс интернационализации и взаимообогащения различных культурных ценностей. В таком взаимном сближении национальных культур состоит процесс формирования единой культуры с позиций общечеловеческих ценностей. Кроме того, мировое сообщество уже осознало необходимость выработки общечеловеческих начал и принципов деятельности в межгосударственных отношениях, которые закрепляются в важнейших нормативных правовых актах международного характера.

Правосознание и его роль в жизни общества несомненно огромны. Правосознание является органичной составной частью правотворческой и правореализующей деятельности, выполняет роль их механизма и инструмента. Ведь чем выше уровень правосознания, тем крепче законность и правопорядок.

Сознание представляет собой форму отражения (познания) человеком окружающего его мира, а также его отношения к этому миру в форме разного рода оценок и предложений по усовершенствованию, изменению конкретных социальных и природных явлений, процессов, созданию новых материальных или духовных благ. Правосознание является частью, видом сознания. Правовое сознание - это совокупность идей, взглядов, чувств, традиций, переживаний, которые выражают отношение людей к правовым явлениям общественной жизни. Это представления о законодательстве, законности, правосудии, о правомерном или неправомерном поведении.

Сознание возникает в процессе и результате деятельности и проявляется в ней. Поэтому функции или назначение правового сознания могут быть поняты по результатам деятельности его субъектов.

В содержание правосознания входят четыре вида оценочных отношений: к праву (его принципам, нормам, институтам); к правовому поведению окружающих и к объектам деятельности (преступности, преступлениям, преступникам или правонарушителям); к правоохранительным органам и их деятельности (прокуратуре, адвокатуре, суду, юстиции, органам внутренних дел); к своему правовому поведению -самооценка.

В результате практической реализации ценностного отношения с участием воли, выполняющей роль энергетического двигателя, возникает новое образование - интеллектуально-эмоционально-волевое, или правовая установка. В своей совокупности установки организуются в систему ценностных ориентаций, основанных на системе убеждений. Доминирующие установки определяют направленность личности, ее жизненную позицию и характеризуют содержательную сторону ценностных ориентаций. Соответственно, правовая ориентация - это совокупность правовых установок индивида или общности (группы, коллектива), непосредственно формирующих внутренний план, программу деятельности в юридически значимых ситуациях.



Под установкой понимается тенденция или предрасположенность личности определенным образом воспринимать и оценивать информацию, процессы, явления и т.п. и готовность действовать в соответствии с этой оценкой. Регулятивная функция правосознания осуществляется посредством правовых установок и ценностно-правовых ориентаций, синтезирующих в себе все иные источники правовой активности. Результат этой регуляции - поведенческая реакция в виде правомерного или противоправного поведения. Это позволяет определить в целом роль правосознания как внутреннего, личностного механизма регулирования поведения (деятельности) людей в юридически значимых ситуациях.

Правовую культуру может определить как качественное состояние правовой организации общества, реального функционирования его правовой системы, отражающие достигнутый уровень развития с сфере правового регулирования социальных отношений.

Правовая культура шире правосознания. Она включает в себя не только психологические его элементы, но и юридически значимое поведение, все ценности, накопленные обществом в области права. К последним следует отнести: уровень правосознания, отношение общества, государства, личности к праву; совершенство и демократизм правотворческого процесса; качество законодательства, степень отражения в нем социальных интересов; уровень работы правоохранительной системы; состояние правовой науки и юридического образования; обеспечение прав и свобод личности, состояние законности и правопорядка.

Совокупность всех этих показателей присуще всему гражданскому обществу и государству в целом. Указанные выше признаки некоторые авторы включают в понятие «правовая культура в широком смысле». «Правовую культуру в узком смысле» они характеризуют как культуру отдельной личности, которая означает правовую образованность человека, включая правосознание, умение и навыки пользоваться правом, подчинение своего поведения требованиям юридических норм. И это не случайно. Дело в том, что правовую культуру, как и правосознание, можно подразделить на три вида: по субъектам - на индивидуальную, групповую и общественную; по уровню - на обыденную, профессиональную и доктринальную.

Правосознание играет важную роль в совершенствовании и развитии правовой жизни общества.

Во-первых, правосознание является необходимым фактором при создании норм права. Ведь правовые нормы формируются в процессе сознательной волевой деятельности правотворческих органов. Прежде чем получить выражение в юридических нормах, определенные интересы и потребности людей проходят через волю и сознание индивидов, создающих правовые нормы. Поэтому качество правовых норм, их соответствие потребностям общественного развития неразрывно связано с правовыми представлениями, уровнем правосознания тех, кто создает правовые нормы.
Во-вторых, правосознание является важным и необходимым условием точной и полной реализации правовых норм. Требования норм права обращены непосредственно к людям. Эти требования тоже выполняются посредством их сознательной волевой деятельности. И чем выше уровень правосознания граждан государства, тем точнее исполняются предписания правовых норм. Развитое правосознание обеспечивает добровольное, глубоко осознанное осуществление правовых требований, понимание их правильности и разумности. Оно вызывает у людей чувство нетерпимости к нарушениям правопорядка.

Таким образом, правосознание есть важный фактор развития законодательства, стабильности правопорядка, реальности прав и свобод граждан. Современное правосознание свидетельствует также о высокой общей и правовой культуре личности, делает ее полноценным участником разнообразных правоотношений.

Все исследователи единодушны в том, что чем выше уровень правосознания, тем в большей мере оно проявляет свою регулирующую роль приведения поведения в соответствие с целями и волей, выраженными в праве, тем крепче законность и правопорядок (при условии его положительной направленности). Тот факт, что исполнение правовых норм значительной частью людей осуществляется сознательно, в силу внутреннего убеждения, как раз и свидетельствует о регулирующей роли правосознания. Регулирование означает, с одной стороны, побуждение к действию, приказ или стимуляцию соответствующего поступка, поведения, с другой - установление границ поведения, запрещение выхода за их рамки, дозволение действовать в их пределах. Указанная роль правосознания вытекает прежде всего из основного социального назначения права -управлять деятельностью людей в различных видах общественных отношений в соответствии с государственной воле народа и (или) элиты, выраженной в законе и обеспечивающей сочетание интересов личности, общества, государства. Одна из особенностей правосознания состоит в том, что оно является нормативно-предписывающим, обязывает к определенным действиям на основе и по результатам возможных вариантов поведения с правовыми принципами и нормами, общий, абстрактный характер правовых норм порождает трудности, так как закон имеет всеобщий характер, а ситуация - конкретна. Единичное подводится под всеобщее с помощью суждения. Суждение же чаще и проблематично, и вероятно. Это требует предвиденья в рамках самой нормы, а, следовательно, участия правосознания и его высшего проявления - мышления.

Правосознание играет регулирующую роль и в процессе правореализации, в том числе при разрешении юридических дел, принятии правоприменительных актов, всех видов конкретных юридических решений. Здесь действует профессионально-юридическое правосознание как разновидность правосознания.

Естественно, что органически присущую роль инструмента оценки действий и их результата при осуществлении правоохранительной функции законодатель закрепил за правосознанием в уголовно-процессуальном праве. Законодательство требует, чтобы государственные органы, ведущие судопроизводство при разрешении уголовных дел и оценке доказательств руководствовались правосознанием. В сложном процессе правоприменения в правосознании правоохранителей вырабатываются образцы поведения в типовых ситуациях, которые объективируются в принимаемых ими индивидуально-правовых актах. Так осуществляется перевод явлений сознания в собственно право и обязанности конкретных субъектов права. Это свидетельство того, что правосознание существует и действует параллельно с правом, иногда заменяет и всегда отражает его «всю правовую действительность».

Оценка результатов деятельности и каждого решения в правовой сфере также производится с помощью такого инструмента (механизма) как правовое сознание. Результатом оценки является признание поведения (деятельности) правомерным или противоправным, а если противоправное поведение совершается специальным субъектом - должностным лицом, работником правоохранительных органов на службе или в связи со службой - нарушением законности.

Таким образом, правосознание является органичной составной частью правотворческой и правореализующей деятельности, выполняет роль их механизма и инструмента.

Экспериментальные исследования правосознания различных групп и слоев населения показали, что центральным компонентом правосознания, наиболее чувствительным к всяким подвижкам, играющим определяющую роль в выборе варианта поведения, соответствующего правовому предписанию или правонарушающего являются ценностные отношения к праву в целом, к отдельным его нормам и институтам, к практике их применения, соблюдения и нарушения, к собственному правовому поведению.

Вывод об определяющей роли ценностных отношений к правовой действительности в настоящее время, по существу, является общепризнанным. Для юристов-профессионалов, для государственных и муниципальных служащих одинаково значимыми являются правовые знания или правовая подготовка, устойчиво положительное отношение к праву и практике его реализации, т. е. ценностное отношение и умение применять право.

Устойчиво положительное отношение к праву и практике его реализации в наибольшей мере чем правовые знания, подвержено деформации (нежелательным изменениям). Ценностно-нормативная сфера личности выступает в качестве интегративной характеристики субъективного (духовного) мира личности.

Деформация (перерождение) правосознания, ее виды: 1. Правосознание испытывает влияние правовой сферы. 2. Нет эталонного правосознания, по которому пристало судить об искажении существующего правосознания. 3. В твердом теле деформация проявляется в изменении расположения отдельных его точек, в юриспруденции деформацию правосознания можно контролировать по изменению социальной ценности права.

Правовая культура выполняет три основные функции: познавательную, регулятивную и оценочную.

Познавательная функция заключается в освоении правового наследия прошлых веков и достижений отечественного и зарубежного права. Эта функция тесно связана с формированием правового государства и развитием гражданского общества.

Регулятивная функция направлена на обеспечение эффективного функционирования всех элементов правовой системы и создания устойчивого правопорядка.

Оценочна функция состоит в оценке индивидуального поведения, законности, правопорядка и действующего законодательства путем сопоставления с моделями поведения, ориентирами которого являются нормы позитивного права и нормативные установки естественного права.

Правовая культура во многом обусловлена правовым воспитанием личности.

Правовое воспитание - систематическая и целенаправленная деятельность государства, негосударственных объединений, направленная на формирование у граждан правовых знаний, навыков правомерного поведения, уважительного отношения к праву, на развитие и поддержание у них позитивной активности в сфере права.

Основными задачами правового воспитания являются: формирование знаний о системе основных правовых предписаний, правильном понимании их значения; формирование уважительного отношения к законам и правилам общежития; воспитание чувства глубокой убежденности в социальной справедливости законов; воспитание потребности в самостоятельном усвоении содержания правовых норм, закрепленных в нормативно-правовых актах; сознательное превращение соблюдения норм права в привычку строгого соблюдения законов и нетерпимости к правонарушителям; выработка активной осознанной потребности бороться за фактическое воплощение в жизнь принципов социальной справедливости.

ГЛАВА 2.:АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПРАВОСОЗНАНИЯ

СОКОЛОВ Николай Яковлевич , профессор кафедры теории государства и права Московского государственного юридического университета им. О.Е. Кутафина (МГЮА), доктор юридических наук, профессор

Правовое государство - одна из основных целей современного развития России. В Конституции Российской Федерации 1993 года наше государство провозглашено в качестве правового. Таким образом, Россия присоединилась к целому ряду других стран, конституции которых характеризуют их политическую систему и государство в качестве правовых. Однако сопоставление конституционных положений с реальным положением дел в странах, причисляющих себя к правовым, убеждает в том, что это далеко не всегда соответствует действительности. Конституционные записи, как правило, являются не констатацией достигнутого уровня развития государств, не нормативными правовыми установлениями, а скорее декларациями, лозунгами, программными положениями, рассчитанными на будущее. Отсюда задача юридической науки - выработать необходимые и достаточно четкие критерии правового государства, его сущности и содержания, а также соответствующие признаки. Применительно к нашим дням теория правового государства должна служить своего рода ориентиром развития современного общества и государства.

К настоящему времени сложились достаточно весомые историография и опыт практического изучения правового государства, которые позволяют, опираясь на достижения предшествующих поколений ученых, высказать предложения, направленные на то, чтобы правовое государство из программного заявления, закрепленного в Конституции Российской Федерации, превратилось в реальность. На основе анализа разработанных правовой наукой характеристик правового государства и системы его признаков можно сделать вывод, что правовое государство - это государство, обслуживающее потребности правового общества, т.е. обеспечивающее режим господства права и создающее надежные гарантии от административного вмешательства в саморегулирующиеся процессы жизнедеятельности общества, защищающие интересы производителей и потребителей социальных благ в рамках общедоступной надлежащей правовой процедуры разрешения споров . Создание правового государства требует определенных условий и предпосылок. Это прежде всего наличие развитого гражданского общества, предполагающего высокую правовую культуру, утверждение общечеловеческих ценностей, соблюдение и развитие демократических традиций народа. В свою очередь это предполагает эффективную систему рыночной экономики. В современных условиях предполагается также соответствие национального законодательства нормам международного права, высокая роль суда как независимого органа защиты права и его охраны от нарушений.

Сущность и содержание правового государства наиболее отчетливо проявляются в его признаках. Как это ни покажется парадоксальным, в юридической литературе весьма редко к числу признаков правового государства относят правовую культуру . Между тем трудно и даже невозможно представить себе правовое государство, граждане которого, а тем более должностные лица не обладали бы соответствующим уровнем правосознания, не соблюдали бы требования, закрепленные в действующем законодательстве. Более того, правовую культуру можно рассматривать в качестве одного из основных признаков правового государства, органично взаимосвязанного с другими. Необходимость правовой культуры обусловливается главным образом объективными причинами существования права в обществе. Правовая система тесно взаимодействует с культурой общества, которая понимается обычно как совокупность созданных людьми материальных и духовных ценностей, признаваемых в определенной общности и передаваемых другим общностям и индивидам, а также поколениям . От уровня культуры общества зависит постижение сущности правовых явлений, понимание закономерностей и тенденций их дальнейшего развития. Уровень общей культуры общества, адекватность отражения в ней потребностей общественного развития - необходимое условие
правильной постановки цели в праве, успеха в правовом регулировании, направленном на ее достижение.

С другой стороны, само право, правовая культура выступают в качестве необходимой составной части культуры общества. Многие правовые идеи и принципы являются результатом многовекового развития общества, исторического опыта человечества. Среди них такие, как господство права, верховенство закона, презумпция невиновности, ответственность за вину, неразрывное единство прав и обязанностей, толкование сомнений в пользу обвиняемого и многие другие.

Что же понимается под правовой культурой? В юридической литературе имеются самые различные определения и толкования. Мы предлагаем рассматривать в качестве сущности правовой культуры меру освоения правовых ценностей, накопленных обществом и их использования различными субъектами в правовой сфере. На наш взгляд, такое понимание правовой культуры позволяет, с одной стороны, органически совместить позитивные моменты, имеющиеся в подходах других ученых-юристов к исследованию этого феномена, а с другой, - отразить общую природу различных проявлений культуры.

Переходя к раскрытию содержания правовой культуры, необходимо сразу же отметить, что, однако, было бы неправильным понимать термин «мера» лишь как определенный показатель. «Мера» как философская категория выражает глубинное диалектическое единство качественных и количественных характеристик того или иного явления . В рамках данной меры количественные характеристики объекта могут меняться за счет степени развития, не изменяя при этом его качество. Мера - это своего рода сфера, зона, область, в пределах которой данное качество может модифицироваться, сохраняя при этом сущностные характеристики. В рамках меры объект сохраняет свое качество, в то время как выход за ее пределы влечет за собой наступление нового состояния, в том числе принципиально отличного от прежнего и даже противоположного ему. Важная роль в демократическом обществе отводится правовым ценностям, к которым прежде всего принадлежит само право как важнейшее средство регулирования общественных отношений. Невозможно, например, говорить о правовом государстве, если в нем имеет место недооценка роли и значения права, не обеспечивается независимость суда, неэффективна работа правоохранительных органов, ущемляются или хотя бы недостаточно гарантируются права человека. Вместе с тем правовые ценности - это и система правовых знаний, взглядов, правовые установки и ценностные ориентации.

В правовых ценностях сконцентрирован опыт предшествующих поколений, который позволяет человечеству выбрать оптимальные пути своего дальнейшего правового развития. На уровне конкретной личности, независимо от того, идет ли речь о рядовом гражданине или же профессиональном юристе, освоение правовых ценностей позволяет принимать правильные решения, действовать, соизмеряя свои права и обязанности с законными интересами
общества, государства, а также других граждан. Таким образом обеспечивается формирование правовой культуры, о чем писали многие ученые .

Понимание сущности правовой культуры как меры освоения и использования правовых ценностей органически связывает ее с определенным уровнем развития правового сознания и поведения. Правовая культура является обобщающей, интегрирующей характеристикой структурного единства понятий позитивного правосознания и поведения в сфере права. В этом заключается один из принципиальных моментов, позволяющих качественно отграничить правовую культуру как относительно самостоятельное явление от сходных и достаточно близких ему других правовых явлений, предполагающих вместе с тем наличие между ними органической связи. По существу, правовая культура имеет место тогда, когда обеспечивается систематическое воспроизведение единства правовых знаний, убеждений, ценностей и практической деятельности по их реализации в норме поведения, ставшей общим правилом. Следовательно, отклонение в деятельности и поведении от требований правовых норм не может быть содержанием правовой культуры.

Противоположностью правовой культуры выступает правовой нигилизм. Он характеризуется неуважительным отношением к действующей правовой системе, законодательству, практике его применения независимо от того, в какой сфере, идеологической или социально-психологической, они проявляются. Правовой нигилизм может быть рассмотрен прежде всего как одно из состояний правосознания. Под состояниями общественного сознания принято понимать определенную его настроенность и направленность под влиянием доминирующих в нем идей и взглядов, представлений и чувств .

К сожалению, сегодня мы вынуждены констатировать, что в российском обществе нигилистические настроения получили весьма широкое распространение. Это проявляется в девальвации правовых ценностей, умышленном игнорировании требований законности, их подмене целесообразностью, конфронтации законодательной и исполнительной, федеральной и региональных властей, нарушении прав и свобод человека .

Поэтому для успешного решения задач, связанных с повышением эффективности правового регулирования, чрезвычайно важно не допускать такого состояния общества, когда в нем преобладали бы нигилистические тенденции. И наоборот, состояние общества, в котором среди доминирующих взглядов важное место принадлежит идее исключительной ценности права, необходимости всестороннего укрепления законности и правопорядка, усиления правового воспитания граждан, несомненно, положительно сказалось бы на развитии российской правовой системы.

С учетом сказанного правовую культуру можно определить как обусловленную экономическим, политическим, социальным и духовным уровнем развития общества разновидность общей культуры, представляющую собой меру освоения и использования накопленных человечеством правовых ценностей, передаваемых от поколения к поколению. Приведенное достаточно общее определение можно конкретизировать указанием на уровень правового сознания общества, социальных групп и личности, способ деятельности, предполагающий социально активное поведение, качественное состояние правовой жизни, правовое воспитание и юридическое образование, а также положение дел в юридической науке .

Особо важное значение для понимания сущности правового государства имеет такой его признак как господство права. В правовом государстве власть рассматривается как сила, стоящая на службе у права, главной функцией которой является выполнение законов и соответственно выраженных в них общественных интересов. Господство права неразрывно связано с естественными правами человека как необходимого условия нормальной жизни человека. Эти права, появляющиеся у человека с момента его рождения, не могут быть ущемлены государством. В Конституции Российской Федерации зафиксировано: «Основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения» (часть 2 статьи 17); «не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина» (часть 2 статьи 55). Вполне понятно, что без правовой культуры ни о каком господстве права и речи быть не может. Господство права является признанием высочайшей ценности права.

С признаком господства права неразрывно связан и в значительной степени обусловлен им еще один исключительно важный признак правового государства - верховенство закона. В соответствии с ним все государственные органы, должностные лица, коммерческие структуры, граждане обязаны подчиняться закону. При этом закон понимается не в широком смысле, когда он отождествляется с правом, с совокупностью всех нормативных актов, а только в строго юридическом смысле. Это значит, что закон - акт, обладающий высшей юридической силой, принятый высшим органом государственной власти в строгом соответствии с установленной процедурой.

Следует учитывать два существенных момента, связанных с верховенством закона. Прежде всего это выражается в том, что все государственные органы, участвующие в той или иной степени или форме в правотворческой деятельности, должны строго руководствоваться законом и ни в коем случае не «подправлять» его. К сожалению, сегодня законы «тонут» в массе подзаконных и ведомственных актов, а также в нормативных актах, принимаемых субъектами Российской Федерации, которые нередко даже противоречат федеральным законам.

Правовая культура предполагает передачу правовых ценностей другим поколениям, общностям и индивидам. В этой связи становятся понятными роль и значение правового воспитания как процесса воздействия на сознание лич-
ности, социальных групп и общества в целом в целях превращения правовых идей и требований в личные убеждения граждан, в норму их поведения, формирование их правовой культуры и социально-правовой активности.

Отсюда необходимость вооружения членов общества знаниями о праве, его принципах, конкретных нормах, способах реализации своих прав и обязанностей в объеме, определяющем правовое положение личности. Практика работы юридических органов и учреждений показывает, что граждане обычно знакомы с правовыми принципами, хорошо усваивают общие требования права, вошедшие в культуру, в привычку повседневного поведения. Вместе с тем уровень знания гражданами конкретных правовых норм недостаточно высок. Значительная часть граждан обнаруживает слабое знание демократических основ функционирования государственных органов, важных институтов трудового, гражданского, семейного и других отраслей законодательства.

Это требует дальнейшего усиления правового информирования населения, хотя в этом направлении сделано в последние годы немало. Вместе с тем сегодня обострилась проблема доступности правовой информации в связи с удорожанием юридической литературы: кодексов, комментариев, учебной и научно-популярной юридической литературы. Практика же участия юристов в разъяснении действующего законодательства все больше строится на коммерческой основе.

В дальнейшем развитии нуждается в процессе правового воспитания и эмоционально-образный блок правового сознания граждан, связанный с оценками права и практикой его применения, а также с оценками противоправного или правомерного поведения как окружающих, так и своего собственного. Как правило, большинство граждан соблюдают требования закона в силу понимания необходимости такого поведения. Вместе с тем в процессе правового воспитания важно преодолевать бытующие в общественном, групповом и индивидуальном правосознании неверные представления и оценки функционирующей правовой системы.

Так, в обыденном правосознании довольно распространено представление о законе как о «карающем мече», о том, что право связано главным образом с принуждением и наказанием. Имеют место и повышенные карательные притязания (ригоризм) значительной части населения, стремление решить проблемы укрепления общественного порядка прежде всего путем ужесточения наказания. Большое число граждан высказывается за усиление принуждения в целях соблюдения закона. Показательно в этом смысле, что многие граждане не согласны с введением моратория на смертную казнь. Между тем эта гуманная мера осуществлена в связи с присоединением Российской Федерации к Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод от 4 ноября 1950 года. Следует отметить также, что ригоризму подвержены прежде всего сами юристы, а также учителя, играющие активную роль в правовом воспитании граждан, в том числе молодых.

Особое значение в правовом воспитании имеет, разумеется, формирование соответствующих установок, ориентаций и позиций личности, проявляющихся в правовой культуре, социально-правовой активности, т.е. деятельности, связанной с поиском наиболее эффективных путей реализации своих правомочий и гражданских обязанностей.

Сегодня особенно важно позаботиться о всемерном повышении социальноправовой активности граждан, совершенствовании форм ее проявления с учетом того, что правовые установки и ориентации значительной части граждане совпадают с требованиями законов, а возникающие в этой связи противоречия далеко не всегда находят желательную социально активную форму разрешения.

В работе по повышению уровня правовой культуры членов общества существует немало проблем, связанных с ее организацией, методическим руководством. Следует отметить, что в Советском Союзе в период с 1970 по 1990 гг. проводилась довольно активная работа по правовому воспитанию граждан. В результате успешного осуществления целого ряда крупных мер по повышению правовой культуры граждан в стране удалось сформировать определенную систему правового воспитания, которую пытались развить до уровня правового всеобуча.

Вместе с тем работа по повышению уровня правового сознания граждан осуществлялась во многом в отрыве от жизни, других направлений воспитательной деятельности. В застойные годы мероприятия по пропаганде правовых знаний приобретали формальный, а подчас и демагогический характер, находясь часто в явном противоречии с реальной действительностью. Следует отметить также недостаточно высокую эффективность проводившихся мероприятий по повышению уровня правовой культуры населения, который продолжал оставаться низким.

И тем не менее определенный опыт правового воспитания, накопленный в те годы, может быть использован и в современных условиях, когда уровень правовой культуры населения не может не вызывать озабоченности. Особенно если учесть, что Российская Федерация в Конституции Российской Федерации 1993 года объявлена правовым и демократическим государством, а высшими официальными лицами подчеркивается необходимость установления «диктатуры закона».

В этой связи были бы оправданными разработка и последовательное проведение в жизнь единой комплексной общегосударственной программы по повышению правовой культуры населения. Именно на эти цели направлено утверждение Президентом Российской Федерации «Основ государственной политики Российской Федерации в сфере развития правовой грамотности и правосознания граждан» . К сожалению, в этом документе не совсем полно прописаны организационные меры, что затрудняет контроль за его реализацией. Между тем чрезвычайно важно, чтобы правовоспитательные мероприятия проводились с учетом возрастных, профессиональных и других социальных особенностей различных категорий населения. В современных условиях большое значение приобретают правовая подготовка должностных лиц и других государственных служащих, правовое просвещение учащейся молодежи, правильная постановка правовоспитательной работы в коллективах. Только успешное решение этих проблем позволит создать в стране систему правового воспитания, которая бы соответствовала принципам и требованиям, предъявляемым к правовому государству.

Подробнее об этом см.: Мамут Л.С. Народ в правовом государстве. - М., 1992; ЕршовВ.В. Статус суда в правовом государстве. - М., 1992; Козлихин И.Ю. Идея правового государства. История и современность. - СПб., 1993; Соколов А.Н. Правовое государство: идея, теория, практика. - Курск, 1994; Актуальные проблемы становления правового государства. Под редакцией П.П. Глущенко. - СПб., 2003.

См.: ДмитрукВ.Н. Теория государства и права / Учеб. пособие. - Мн., 1999. С. 88; Дмитриев Ю.А. и Головистикова А.Н. Теория государства и права / Конспект лекций. - М., 2008. С. 169.

См.: См.: Уледов А.К. Структура общественного сознания. М., 1968. С. 300; Лукашева Е.А. Социалистическое правосознание и законность. - М., 1973. С. 62-63.

См.: Матузов Н.И. Правовой нигилизм и правовой идеализм как две стороны одной «медали». // Правоведение. 1994. № 2; Теория государства и права. Курс лекций / Под ред. Н.И. Матузова и А.В. Малько. - М., 2000. С. 683-721; Туманов В.А. О правовом нигилизме // Советское государство. 1989. № 10. С. 20-27; его же. Правовой нигилизм в историкоидеологическом ракурсе // Государство и право. 1993. № 8. С. 52-59.

См.: Соколов Н.Я. О понятии правовой культуры. // «LexRussica» (Научные труды МГЮА), 2004. № 2. С. 381-394.

Данная диссертационная работа должна поступить в библиотеки в ближайшее время

480 руб. | 150 грн. | 7,5 долл. ", MOUSEOFF, FGCOLOR, "#FFFFCC",BGCOLOR, "#393939");" onMouseOut="return nd();"> Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Бурмистров, Виктор Александрович. Роль правовой культуры в формировании социалистического правового государства: автореферат дис. ... кандидата юридических наук: 12.00.01 / Харьков. юрид. ин-т.- Харьков, 1991.- 25 с.: ил. РГБ ОД, 9 91-3/85-0

Введение к работе

Актуальность темы исследования . В период глубоких структурных преобразований в экономике, политическом и национально-государственном устройстве советского общества, формирования социалистического правового государства в тэорэтичзоком и практическом отношении огромное значение приобретают вопросы существенного повышения роли права, реализации его норм, незыблемости законности, укрепления гарантий прав и свобод личности, всех иных субзекгов правоотношений. Перестройка вскрыла неспособность административно-командной оиотемн к восприятию новых прогрессивных форм развития, подлинно демократических и гуманных начал организации жизни общества. Отдавая приоритет общечеловеческим интересам и ценностям, обновляющие советское общество радикальные реформы открывают совершенно новыэ исторические перспективы общественного и национально-государственного устройства народов СССР, в котором человеку отводится определяющая меото как высшей ценности цивилизации.

В системе разрабатываемых мэр по правовому обеспечению намеченных реформ в советском общества кроме подготовки новых законодательных актов, важное значение принадлежит и рэшэнию актуальных проблем по формированию высокого уровня социалистической правовой культуры, охватывающей вое важнейшие сферы общественной и государственной жизнедеятельности - ооциально-эконош-ческую, законодатзльную, исполнительно-распорядительную, правозащитную, реализацию норм права, ~ а также общество в целом, его ассоциации, отдельных гравдан.

2 Горбачев М.С. Перестройка и новое мышление для нашей страны и для коего мира. И., 1987. С.25.

Актуальность исследования указанной темы обуславливается также и тем, что ранзо научная разработка теоретических вопросов правовой культуры осуществлялась главным образом под углом обеспечения функционирования адмшжотративно-комаадной системы управления, технократических подходов к решению задач экономического и социального развития общеотва, что, как известно, привело к тотальному отчуждению чзловэка от собственности, государственной власти и управления, законодательства, нравственно-духовных ценностей, национальной и мировой культуры. Много новых задач в советской правовой культурологии в настоящее время выдвигается процессами перехода общества к рыночной экономике, практическим созданием социалистического правового государства. В их числе проблемы формирования новой правовой культуры граждан и доляшоотных лиц, деятельности государственных органов и организаций, объединений гравдан и т.д. Несмотря на возрастание количзотва публикаций по вопросам правовой культуры, тем нв менее в советской юридической науке еще не преобладают идеи и принципы нового политико-правового мышления, пока оущэотвует немало положений, продолжающих, как и ранее, служить сохранению господства админиотративно-командной системы. В то же время, появившиеся первые исследования правовой культуры поовящены наиболее общим теорзтико-методологичеокнм аопектам ее развития в оветэ нового мышления и складывающихся в советском обществе новых социально-экономических и политических реалий 1 . Что же ка-

I См.: Сальников В.П. Социалистическая правовая культура. -Саратов: Изд-во Саратовского унив-та. 1969; Семитко А.П. Правовая культура социалистического общества: сущнооть, противоречия, прогреоо. - Свердловск: Изд-во Уральского унив-та,

оается изучают роли правовой культуры в становлении Советского правового государства, то данная проблема пока что освещается е научно-публицистических работах юристов, философов, социологов и яурналиотов. Мввду тэм практика формирования законодательных, исполнительных и судебных органов Советского государства вез большз трзбует основательных исследований роли правовой культуры в указанном процессе, И как справедливо отмечается в одной из пооледних работ по данной тема, "... важнейшей гарантией построения правового государства является надлежащая правовая культура /разрядка моя - В.Б./ общества. Б9э нээ нет почвы, на которой бы проросли семена. А значит, и дерзво на вырастет. Трагедия нашей страны - в отсутствии настоящей правовой культуры" 1 .

Кроме того, актуальность изучения данной темы в значительной степени вызвана весьма интенсивной политизацией общества, растущим интересом граждан к самым различным вопрооам советского права, законодательства, что само по себе требует радикального изменения прежних подходов к правовому обучению и правовоспитательной работе. В этой связи выявлены оущэотвенннз про-бзлы в правовой культуре граядан и должностных лиц, явно недостает еэ в организации и деятельности практически во всех государственных органах и общзотвенно-политичеоких ассоциациях трудящихся. Следствием этих и многих других упущений в социальном статуса правовой культуры стало широкое распространение в советском обществе правового нигилизма, проявление неуважительного отношения к законам государства, заметный рост прэступнооти. В обществе, среди граждан пока еще отсутотвузт и то понимание

I Социалистическое правовое государство: концепция и пути реализации /Отпэтст.рэд. В.С.Нерсесянц.-М.: Юрид.лит.,19В9, о.ИЗ.

ценности права и законности в жизни, которое характеризует про- грэсо человеческой цивилизации,

Цвль диссертационного исследования состоит в изучении многофакторной и особой роли правовой культуры в формировании социалистического правового государства, разработке обоснованных предложений по практическому осуществлении основательной правовой реформы в советском обцротвв, по созданию эффективной системы правового всеобуча и правового воспитания граждан и должностных лиц, преодолению правового нигилизма и устранению непосредственных причин правонарушений и т.д. Важной задачей исследования является также теоретике-прикладная разработка вопросов нерасторжимой сеязи и взаимообусловленности всех ценностей правовой культуры с нравственно-духовными нормами, идеалами и воззрениями социалистического общества, наций и народностей, отдельной личности; рассмотрение правовой культури как системного, комплексного образования, в том числе ее структуры, понятия и функционирования в политико-правовой системе и нравственно-духовной жизни советского общэства.

Вместе с тем, поскольку на процесс формирования правового государства одновременно воздействуют не только позитивные объективные и субъективные факторы общественного развития, но и определенные сдерживающие механизмы и явно нзгативішз явления, в задачу исследования включен анализ вопросов, традиционно относящихся к другим проблемам общетеоретического правоведения. В частности, речь идет об антиподах правовой культу- " ры, или, как считает автор, предметом изучения выступает антикультура как нечто целостное, системное в общественном устройстве, имеющего сбои специфические причины, источники и формы проявления в государственной и общественной ятзне-деятелБности и оказывающего весьма большое влияние на такие от-

рицатзльные качества, какими являются правовой ниги-

лизм, правовое бззкультурье, преступность, безнравственность и т.п.

Методологическую основу исолздования составили идзи а принципи диалектике-материалистического мировоззрения, конкрзтизи-рующие их положения философской мысли, политологии, юридичеокой науки. Анализ поставлзнньа в диссертации вопросов осуществлялся в свете нового политико-правового мышления, ориентацией на гуманитарную миссии обществоведения и приоритет общечеловеческих ценностей. В исследовании применяются различные общенаучные и иные методы социального познания - системным подход, социологический, структурно-функциональный, исторический и логический, сравнительный.

Теоретической основой диссертации являются теоретические исследования и разработки советских ученых-юристов Е.В. Аграновской, С.С. Алзксзана, В.К. Бабаева, В.М. Баранова, Н.А. Бура, A.M. Васильева, Н.В. Витрука, А.Ф. Гранина, В.Ы. Горшензва, В.Е. Гуляева, В.Д. Зорькина, В.А. Зорьченко, Н.М. Кзйззрова, Д.А. Каримова, Н.И. Козюбры, В.В. Копейчикова, В.Н. Кудрявцева, Е.А. Лукашевой, Г.В. Мальцева, Н.И. Матузова, А.В. Мицкевича, B.C. Нерсесянца, А.В. Оболонского, В.В. Оксамитного, М.Ф. Орзи-ха, А.С. Пиголкина, Н.А. Придаорова, П.М. Рабиновича, Ф.М. Ру-динского, Р.К. Руоинова, Б.П. Сальникова, А.П. Свмитко," Э.Ю.Соловьева, Л.К. Суворова, В.А. Туманова, М.В. Цвика, В.А. Чефра-нова, В.Д. Шишкина, Л.С. Явича и др. Кроме того, в диссертации широко использована публицистическая и художественная литература, имеющая непосредственное отношение к проблема советской правовой культуры.

Информационной базой диссертации послуетіла. действующая система советского законодательства и практика его применения. Кроме того, при рассмотрении отдельных аспектов правовой куль-

туры и ее роли в формировании правового государства в диссертации использованы такке и проекты законов СССР, принятые Верховным Советом Союза ССР в первом чтении; Указы Президента СССР, другие политические и правовые акты советских государственных органов, международно-правовые документы. Б качестве информационной и эмпирической базы в диссертации попользованы данные социологических исследований общественного мнения граждан, проживающих на территории Крымокой облаоти.

Научная новизна исследования состоит в том, что в диссертации впервые в юридичеокой наука предпринимается попытка комплексного рассмотрения правовой культуры в контексте ев роли в формировании социалистического правового государства.

По-новому, с учетом перестроечных процессов в советском правоведении ооващаптоя вопросы понимания правовой культуры как специфического способа общения и сотрудничества субьвктов политической и правовой жизни общвст ва, выраженного в различных формах правомерного поведения /поступков, деяте лености/ и мышления /сознания/, основанного на свободном выборе гарантированных законами правовых средств достижения намеченных целей.

Сформулированы новые положения о структуре правовой культуры, включающей вое правовые ценности общества, созданные им в течение длительной эволюции, сохраняющихся и развивающихся л современный исторический период и выступающих важным условием становления социалистического правового государства.

Новым в диссертации является исследование противостоящих правовой культуре факторов, в совокупности образующих а н т и -г. ультуру в общественном и государственном устройства и оказывающих разрушающее воздейстлие на правопорядок, реот.і законности, дисциплину.

В светз нового политико-правового мшшэнкя в диссертации впервые рассматриваются вопрооц органичэской овязц и взаимодай-отвия правовой культуры и законотворчества, с качоством законов СССР; высокого профессионализма лиц, деятзльность которых связана с реализацией права, а также непосредственно составляет содержание работы по обеспечению законности, прав и свобод лич-нооти, тінх субъектов общественных огяошэний. В диссертации по-новому изложены и нэкоторыз другиз аапекты рассматриваемой темы -гарантии осуществления в правовом государстве правового статуса личности, прав человека и т.д.

На защиту выносятся следующие, тлеющие теоретическое и прикладное значение для раскрытия действительной роли правовой культуры в формировании социалистического правового государства, положения, выводы и практические рекомендации:

обоснование возможности рзапьного формирования социалистического правового государства лишь в условиях существования надлежащей, высокого уровня правовой культуры граждан, должностных лиц, деятельности государственных органов, общественно-политических организаций, предприятий, учреждений;

необходимость коренной реорганизации системы юридического всеобуча и правовоспитательной работы, существенного обновления их методологии и методики, содержания, методов и форм, материальной и технической оснащенности с целью создания благоприятных условий для формирования в советском обществе правовой культуры, которая адекватно выражала бы ценности праиа, его социальное предназначение, споообствовала бы глубокому и правильному осознании субъектами правовой действительности;

рассмотрение роли правовой культуры в формировании социалистического правового государства в контексте настоятельной потребности качественного улучшения профессионализма должност-

ных лиц и иных работников советских правоохранительных органов, несущих главное бремя и прямые обязанности по обеспечению конституционного режима законности, безопасности личности и государства;

понятие и анализ антикультуры как социально-правового антипода нравственности, духовности и правовой культуры общества; за основных компонентов и свойственных им признаков, истоков и условий воспроизводства, в особенности их функционирование в период кризисных ситуаций в жизни общества, его пврэхода к новым социально-экономическим и национально-государственным структурам;

принципиальные по значению положения о системе гарантий осуществления правового статуса личности, о соотношении прав и обязанностей, свободы и ответственности, фундаментальной роли в правовом статусе прав человека; новых конституционных и иных гарантиях, обеопечивающих социально-правовую защищенность граждан в процессе перехода к рыночной экономике и радикального обновления национально-государственного устройства СССР.

Практическая значимость исследования состоит в том, что содержащиеся в диссертации теоретические положения и выводы могут быть использованы на различных стадиях законотворчэского и праворзализующэго процесса в государстве; для подготовки рекомендаций по укреплению законности и правопорядка в обществе; в развитии болзе эффективных методов и форм организации юридического всеобуча в стране, существенного улучшения правовоспитательной работы и повышения уровня правовой культуры советских граждан и должностных лиц; в преподавании курсов "Теории государства и права" и "Истории политических и правовых учений".

Апробация результатов исследования . Диссертация обсуждалась на заседании кафедры теории государства и права Харьков-

ского юридического института им. Ф.З. Дзержинского. Основные теоретические положения и выводы опубликованы в семи работах; докладывались на научно-практической конференции "Диалектика развития межнациональных отношений в СССР в современных условиях" /Сімферополь, 1990 г./; отражены в аналитических документах ло проблемам гармонизации межнациональных отношений в Крыму /Симферополь, 1990 г./, в методических материалах по организации правового возобуча в Крымской области /Симферополь, 1990 г./. Результаты диссертационного исследования использовались при освещении различных вопросов права, законности и правопорядка в периодической печати /Известия Советов народных депутатов СССР, 1990 г., 20 июля; в областных газетах "Крымская правда", "Советский Крым" /с 1986 г. по 1990 г./ и др./; в процессе подготовки политических и правовых документов, связанных о восстановлением исторической справедливости и прав депортированных народов Крыма, а также повышением государственно-правового статуса Крыма в период обновления национально-государственного устройства Союза ССР.

Структура работы . Диссертация состоит из введения, трэх глав, включающих семь параграфов, заключзния и списка использованной литературы.