Состав и классификация органов местного самоуправления. Классификация и система органов местного самоуправления

  • 1. Система органов местного самоуправления. Общая характеристика и структура.
  • 2. Представительные и иные органы местного самоуправления.
  • 3. Исполнительные органы местного самоуправления.
  • 4. Муниципальная служба: понятие и содержание. Муниципальные служащие: порядок прохождения службы, защита прав, гарантии.
  • 5. Правовые акты органов и должностных лиц местного самоуправления.

Система органов местного самоуправления. Общая характеристика и структура

Функции местного самоуправления осуществляются как гражданами непосредственно, так и через органы местного самоуправления. Органы местного самоуправления, будучи разделенными, действуют не хаотично, а системно, т. е. в порядке, обусловленном процедурами их образования, взаиморасположением и взаимоотношениями, которые обеспечивают достижение общих целей.

В соответствии с ч. 1 ст. 130 Конституции РФ структура органов местного самоуправления определяется населением самостоятельно. Прежде всего это касается видов органов местного самоуправления. Согласно ч. 2 ст. 130 Конституции РФ и соответствующим статьям федеральных законов и законов субъектов Федерации органы местного самоуправления могут быть выборными и невыборными, т. е. формируемыми путем назначения, делегирования и т. п.

Создание невыборных органов местного самоуправления относится к ведению самих муниципальных образований. Независимо от того, являются ли муниципальные органы выборными или назначаемыми, статус их служащих устанавливается федеральными органами государственной власти и органов государственной власти субъектов Федерации и учитывается в уставе муниципального образования.

Основой разграничения органов местного самоуправления на выборные и невыборные (назначаемые) является порядок их образования. Однако такое разграничение не дает представления о функциональном назначении органов местного самоуправления в их системе. Содержательная классификация данных органов сводится к их делению на представительные и исполнительные. Представительные органы, по определению являющиеся выборными, осуществляют «проектную» функцию, которая заключается в выявлении и формировании интересов населения муниципального образования, т. е. в выработке на основе сопоставления, обсуждения, консенсуса общей воли многих депутатов, выражающих, в свою очередь, интересы различных групп населения, и в конечном счете в разработке решений, определяющих пути развития муниципального образования. Эти решения требуют, в свою очередь, действий, направленных на претворение намеченного в жизнь. Этим занимаются исполнительные органы, которые могут быть выборными и невыборными .

Данные органы могут быть коллегиальными и единоличными, а представительные - только коллегиальными.

По своему назначению органы местного самоуправления подразделяются на органы общей и специальной компетенции, т. е. на органы, решающие широкий круг задач, не ограниченный одной какой-либо сферой, и органы, предназначенные руководить отраслью, специфическим кругом дел.

Органы местного самоуправления наделяются собственной компетенцией в решении вопросов местного значения в соответствии с уставом данного муниципального образования. Собственная компетенция - это относительно постоянные, устойчивые полномочия, отраженные в базовом документе местного самоуправления. Ее изменение возможно на основе изменения устава.

Согласно Конституции РФ (ст. 12) местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно. Однако это не означает, что органы местного самоуправления могут действовать независимо от имеющихся в стране законов и других актов органов государственной власти. Эти акты для них обязательны.

Будучи относительно самостоятельными, органы местного самоуправления тесно связаны с государственными органами. Они в соответствии с Конституцией РФ (ст. 132) могут наделяться законом отдельными государственными полномочиями с передачей необходимых материальных и финансовых средств. И в этом качестве органы местного самоуправления выступают как государственно-властные органы, деятельность которых по реализации переданных им полномочий подконтрольна государству.

Наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Российской Федерации осуществляется федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, отдельными государственными полномочиями субъектов Российской Федерации - законами субъектов Российской Федерации. Наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями иными нормативными правовыми актами не допускается.

Наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации законами субъектов Российской Федерации допускается, если это не противоречит федеральным законам.

Финансовое обеспечение отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, осуществляется только за счет предоставляемых местным бюджетам субвенций из соответствующих бюджетов.

Органы местного самоуправления имеют право дополнительно использовать собственные материальные ресурсы и финансовые средства для осуществления переданных им отдельных государственных полномочий в случаях и порядке, предусмотренных уставом муниципального образования (ст. 19 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»).

Выборные и иные органы местного самоуправления являются юридическими лицами в соответствии с уставом муниципального образования.

Лица, осуществляющие службу на должностях в органах местного самоуправления, являются муниципальными служащими. Правовая регламентация муниципальной службы, включающая требования к должностям, статус муниципального служащего, условия и порядок прохождения муниципальной службы, управление службой, определяется уставом муниципального образования в соответствии с федеральными законами и законами субъектов Федерации.

Органы местного самоуправления и должностные лица местного самоуправления по вопросам своего ведения принимают (издают) правовые акты. Наименование и виды правовых актов органов местного самоуправления, выборных и других должностных лиц местного самоуправления, полномочия по изданию указанных актов, порядок их принятия и вступления в силу определяются уставом муниципального образования в соответствии с законами субъектов Федерации.

Нормативные правовые акты органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, вступают в силу после их официального опубликования (обнародования).

Органы местного самоуправления - избираемые непосредственно населением и (или) образуемые представительным органом муниципального образования органы, наделенные собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.

Структуру органов местного самоуправления составляют представительный орган муниципального образования, глава муниципального образования, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования), контрольный орган муниципального образования, иные органы местного самоуправления, предусмотренные уставом муниципального образования и обладающие собственными полномочиями по решению вопросов местного значения. Наличие в структуре органов местного самоуправления представительного органа муниципального образования, главы муниципального образования, местной администрации (исполнительно-распорядительного органа муниципального образования) является обязательным, за исключением случаев, предусмотренных вышеуказанным Законом.

Порядок формирования, полномочия, срок полномочий, подотчетность, подконтрольность органов местного самоуправления, а также иные вопросы организации и деятельности указанных органов определяются уставом муниципального образования.

Наименования представительного органа муниципального образования, главы муниципального образования, местной администрации (исполнительно-распорядительного органа муниципального образования) устанавливаются законом субъекта Федерации с учетом исторических и иных местных традиций.

Структура органов местного самоуправления в случае образования на межселенных территориях вновь образованного муниципального образования или в случае преобразования существующего муниципального образования определяется населением на местном референдуме (в муниципальном образовании с численностью населения менее 100 человек - на сходе граждан) или представительным органом муниципального образования и закрепляется в уставе муниципального образования. Назначение и обеспечение проведения местного референдума или схода граждан по вопросу определения структуры органов местного самоуправления вновь образованного муниципального образования осуществляются органами государственной власти субъекта Федерации при наличии соответствующей инициативы жителей вновь образованного муниципального образования.

Органы государственной власти субъекта Федерации проводят местный референдум или сход граждан по вопросу определения структуры органов местного самоуправления вновь образованного муниципального образования в случае, если в течение одного месяца со дня вступления в силу закона субъекта Федерации об установлении границ соответствующего муниципального образования с инициативой о проведении местного референдума (схода граждан) выступила группа избирателей муниципального образования численностью не менее 3 % от общей численности избирателей муниципального образования, организовавшая сбор подписей граждан и представление подписных листов в избирательную комиссию субъекта Федерации в порядке, предусмотренном Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» 2003 г., другими федеральными законами. Избирательная комиссия субъекта Федерации проверяет подлинность собранных подписей граждан, назначает дату проведения местного референдума (схода граждан), осуществляет иные предусмотренные указанным Законом, другими федеральными законами полномочия избирательной комиссии муниципального образования по проведению местного референдума (схода граждан). Полномочия местной администрации по организационному и материально-техническому обеспечению проведения местного референдума (схода граждан) осуществляет исполнительный орган государственной власти соответствующего субъекта Федерации. При отсутствии предусмотренной Законом инициативы граждан о проведении местного референдума (схода граждан) структура органов местного самоуправления определяется представительным органом вновь образованного муниципального образования после его избрания.

В решении о структуре органов местного самоуправления муниципального образования, принимаемом на местном референдуме (сходе граждан), устанавливаются:

  • 1) структура (перечень) и наименования органов местного самоуправления;
  • 2) порядок избрания и полномочия главы муниципального образования (в соответствии с ч. 2 ст. 36 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» 2003 г.).

Изменение структуры органов местного самоуправления осуществляется путем внесения изменений в устав муниципального образования.

Решение представительного органа муниципального образования об изменении структуры органов местного самоуправления вступает в силу не ранее чем по истечении срока полномочий представительного органа муниципального образования, принявшего указанное решение.

Финансирование расходов на содержание органов местного самоуправления осуществляется исключительно за счет собственных доходов бюджетов соответствующих муниципальных образований.

  • См.: Васильев В.И. Указ. соч. С. 171.

С целью классификации органов местного самоуправления, дальнейшей типологии и выделения моделей муниципальных образований, исследователи выделяют следующие признаки (рис 3):

Способ образования;

Степень специализации;

Предмет ведения;

Способ принятия решений;

Тип функций, которые исполняются.

Органы власти и местного самоуправления при обобщающем подходе могут быть разделены на выборные и те, которые организовываются не выборным путем. К последней группе могут принадлежать те, которые сформированы на добровольных началах с последующим утверждением, или созданные на основании назначения (городская администрация), а также на основании кооптации по установленным нормам (комиссии при городской администрации: административная, жилищная и т.д.)

Подобная классификация может быть результатом действия других обстоятельств – способа делегирования полномочий.

По назначениям местные органы власти можно классифицировать как органы общего и специального назначения, (т.е. органы с широкой и узкой специализацией), понимая при этом под органами общего назначения те, деятельность которых распространяется на все сферы местного самоуправления или большую их часть, а под органами специального назначения – «отраслевые» органы, т.е. те которые занимаются узким направлением деятельности муниципального самоуправления, одной из его сфер.

Рис 3.

Разделение по предметам ведения связано с особенностью местного самоуправления решать не только вопросы местного значения, отнесенные к их компетенции, а и исполнять отдельные государственные полномочия, возложенные на них органами государственной власти.

В зависимости от характера решений они могут приниматься коллегиально или единолично. Способ принятия решений обусловлен как природой органа, так и характером принятого решения. Если рада основным назначением, которой является абсорбция и дальнейшая презентация интегрированных интересов населения, свои решения принимает коллегиально.

Коллегиальное принятие решений присуще не только выборному представительскому органу. Коллегиальность является прямым следствием природы органа управления. Но не менее важным является и характер принятия решений. Представительский орган местной громады принимает коллегиально наиболее значительные для административно-территориальных единиц решения. Некоторые решения, которые также имеют принципиальное для административно-территориальных единиц значение, могут приниматься коллегиально другими, наделенными соответствующими полномочиями органом. Например, решения по вопросам управления важными объектами коммунальной собственности: приобретение, отчуждение, сдача в аренду, могут приниматься специально созданными коллегиальными органами. В то же время вопросы оперативного управления муниципальным хозяйством более эффективно и целесообразно решать на основе персонального принятия решений, когда конкретными сферами деятельности руководят профессионалы, и они являются персонально ответственными за результаты этой деятельности.

Анализируя роль органов муниципального самоуправления как организационной структуры, которая выступает от имени субъекта муниципального самоуправления – городской громады, - следует отметить, что эти органы в своей деятельности осуществляют два типа функций: представление и реализация интересов громады. С представлением связано выявление, агрегирование, артикулирование и в результате, разработка проекта развития города и принятия необходимых решений в форме нормативно-распорядительных актов, которые создают правовую базу для реализации проекта. Реализация интересов обеспечивается путем разработки и исполнения программы деятельности органов муниципального самоуправления, направленное на осуществление проекта.

Этим двум типам функций соответствуют два типа органов –представительские и исполнительные. В данном случае речь идет не о принципе разделения власти, а о классификации органов муниципального самоуправления по типу функций, которые ими исполняются, связанных с управлением муниципальным хозяйством.

Орган представительской власти наделяется исключительной компетенцией благодаря его месту в системе местного самоуправления. Только представительский орган утверждает городской бюджет, устанавливает общеобязательные на подконтрольной территории правила, решает принципиальные вопросы, связанные с распоряжением коммунальной собственностью, контролирует от имени населения деятельность других органов местного самоуправления.

Представительский орган в функциональном измерении не является монолитным и неделимым образованием. Определенные решения принимаются представительским органом в целом, но разнообразность вопросов, которые необходимо рассматривать, требуют выделять в его составе более мелкие структурные единицы с определением роли и места в представительском органе каждой из них. Среди структурных единиц представительского органа, которые получили наибольшее распространение можно назвать комиссии по направлениям деятельности, территориальные группы депутатов, партийные фракции. Комиссии занимаются вопросами, которые образуют сферу деятельности муниципального образования; территориальные группы представляют и пытаются реализовывать интересы населения отдельных внутренних муниципальных территориальных единиц; фракции занимаются лоббированием интересов различных политических сил. Считается, что структурные подразделения представительского органа осуществляют подготовку решений, принятых окончательно представительским органом в полном составе.

В некоторых мировых государствах существуют организационные модели местного самоуправления, когда создается не один представительский орган, а избирается несколько органов с своевременно определенными полномочиями: бюджетные органы, контрольные органы, органы которые распоряжаются коммунальной собственностью. В таких случаях можно говорить о системе представительских органов местного самоуправления.

Исполнительный орган может иметь более сложную организацию. Каждая его оставляющая имеет свое определенное место. Это может быть самостоятельный в границах определенной компетенции орган, структурное подразделение органа, наконец, единоличное должностное лицо. Деление на орган и структурное подразделение при этом осуществляется в зависимости от наличия права принятия самостоятельных юридически значимых решений и вопросов, которые относятся к компетенции органов местного самоуправлении.

Муниципальная администрация также является неоднородной по своему качественному составу. Структура муниципальной администрации содержит как аппаратные подразделения, так и собственно органы с правом принятия решений в закрепленном (очерченном) круге вопросов. В некоторых случаях эти органы наделяются правами финансового распорядителя.

В условиях более-менее четкого распределения органов местного самоуправления на представительские и исполнительные практически невозможно «в чистом виде» выделить органы, которые ведают только вопросами местного значения или исполняют только отдельные государственные полномочия, органы целиком самостоятельны в принятии каких-либо решений, или те которые только обеспечивают деятельность других органов и должностных лиц.

В связи с необходимостью организации эффективного управления территория, какого либо государства делится на административно-территориальные единицы, управление которыми осуществляют или государственные администрации, или органы местного самоуправления, их исполнительные органы, которые избираются населением соответствующих административно-территоиальных единиц. Возможны также варианты комбинированного управления, когда на одном территориальном уровне одновременно функционируют как государственные администрации, так и органы местного самоуправления.

На выбор системы управления на местном уровне влияют такие признаки, как: государственный режим, форма государственного строя, разнообразность подходов к пониманию сущности и природы государственной власти, деление административно-территориальных единиц на «естественные» и «искусственные», национальные и исторические особенности, а так же социально-культурные традиции. В основу этих систем вкладываются различные принципы взаимодействия и взаимоотношений местных органов власти между собой и центральными органами власти.

Нас-е реализ-т свое право на МСУ непосредств-о или через, созданные нас-м органы МСУ. Непоспред-но нас-е может реализ МСУ путем схода гр-н или местн референдума. Сход гр-н характ-н для небольших сельск поселений, где нет необход-ти избирать представит орган.

Местн реф-ум обьявл по наиболее существ-м вопросам мест знач-я (принятие устава МО, планов или прогр-мы развития МО и др). По всем остальным вопр-м и в крупных МО необх-мо созданиесист-мы орг-в МСУ. Они должны вести регион повседневн деят-ть по осущ-ю МСУ, прежде всего по управлению мун-ым хоз-вом, для этого они надел-ся собствен компет-ей. Таким обр, органы МСУ выполн как минимум две важные функц: властную (полит-ю) и хоз-ую.

Классификация органов МСУ:

Единой унифицированной классификации органов МСУ не существует. Она зависит от целей и задач конкретного исследования.

Если рассматривать органы МСУ как субъекты управления муниципальным хозяйством, то их классификация будет выглядеть следующим образом.

1. По способу образования органы мсу делятся на:

- выборные и

- другие.

При этом другие органы делятся, в свою очередь на:

Формируемые на добровольной основе с последующим утверждением (например, комиссии представительного органа);

- на основе назначения (местная администрация);

На основе кооптации по установленным нормам (комиссии при местной администрации: административная, жилищная и пр.).

Кооптация - пополнение органа власти, включение в его состав нового лица собственным решением, без проведения выборов.

На те же группы будут поделены органы МСУ, если их классифицировать по способу делегирования полномочий.По данному признаку органы местной власти делятся на:

- выборные (те, которые получили свои полномочия от народа, посредством выборов) и

Другие (те, которые получили свои полномочия опосредованно - либо от выборных органов и должностных лиц, либо в соответствии с правовым актом).

2. По назначению органы мсу делятся на:

- органы общего и

- органы специального назначения.

Это органы с широкой и узкой специализацией соответственно.

Органы общего назначения - это те органы, деятельность которых распространяется на все сферы МСУ (финансовые и бюджетные органы).

Органы специального назначения - это "отраслевые" органы, т.е. органы, занимающиеся узким направлением деятельности МСУ, одной или несколькими его сферами (органы управления образованием, здравоохранением и т.д.).

3. По предметам ведения органы мсу делятся на:

- те, которые призваны реализовывать вопросы местного значения и

Те, которые реализуют отдельные государственные полномочия. Это ЗАГСы, военно-учетные столы и т.д. Такие органы создаются на местах, подподконтрольны государству и финансируются из государственного бюджета.

4. По способу принятия решений бывают:

- коллегиальные и

- единоличные.

5. По типу выполняемых функций.

В этом случае двум типам функций (проектной, представительской и программной, исполнительской) соответствуют 2 типа органов:

- представительные и

- исполнительной.

Для деятельности представительных органов власти характерны наиболее значимые коллегиальные решения. Исполнительный орган реализует данные решения и принимает свои единоличные и коллегиальные.

С точки зрения данной классификации можно охарактеризовать любой местный орган власти. Так, муниципальный комитет по социальной политике является:

- по способу образования - формируемым на основе назначения;

- по назначению - специального назначения;

- по полномочиям - исполняющим и собственные и делегированные полномочия;

- по способу принятия решений - коллегиальным;

- типу исполняемых функций - исполнительным.

Классифицировать органы МСУ можно и по другим признакам. Важно, чтобы любая классификация способствовала решению более общей задачи - определению по возможности оптимальной структуры органов МСУ.

Представительные органы по характеру своей деятельности являются органами, осуществляющими учредительные и нормотворческие функции, которые заключаются в выявлении и формировании интересов населения му-ниципального образования, т.е. в выработке на основе обсуждения и согласия большин-ства депутатов решений, определяющих пути развития муниципального образования.

Эти стратегические решения требуют, в свою очередь, решений и действий, направлен-ных на претворение намеченного в жизнь. Этим занимаются исполнительные органы, которые могут бытьвыборными и невыборными (назначаемыми) .

Поскольку органы местного самоуправления являются органами народовластия, а народ осуществляет свою власть непосредственно (путем выборов и референдума) или через представителей, формиро-вание невыборных органов местного самоуправления должно быть, хотя бы косвенно, связано с волеизъявлением граждан. В связи с этим невыборными ор-ганами местного самоуправления могут считаться не любые структуры муниципальной власти, участвующие в решении вопросов местного значения, а лишь те из них, которые сформированы органами (должностными лицами), получившими свои полномочия в хо-де непосредственного волеизъявления граждан (представительный орган, глава муници-пального образования).

Следует иметь в виду, что выборность и невыборность органов местного само-управления является лишь признаком их разграничения по порядку образования и не дает полного представления о функциональном их назначении.

По назначению или компетенции органы местного самоуправления подразделяются на орга-ны общей и специальной компетенции. Общей компетенцией обладают представительные орга-ны, глав муниципальных образований, местные администрации. Специальной компе-тенцией обладают контрольные органы, избирательные комиссии, отделы, управления, комитеты, службы местной администрации.

Компетенция — это круг постоянных и устойчивых полномочий, отраженных в нормативных правовых актах местного самоуправления.

По способу принятия решений : коллегиальные иединоличные .

Представительный орган интегрирует интересы различных групп населения, представленных депутатами. Ни один из депутатов не может претендовать на выражение мнения всего населения. Поэто-му свои решения от имени всего населения представительный орган принимает в коллегиальном порядке. В муниципальном образовании могут формироваться наряду с представительным органом иные коллегиальные органы для выполнения отдельных функций местного са-моуправления. Однако по закону они не могут выполнять те функции, которыми наде-лены представительные органы.

Вопросы в сфере исполнительно-распорядительной деятельности, оперативного управления муниципальным хозяйством более эффективно и целесообразно решать на основе единоначалия, когда конкретными участниками деятельности руководят профес-сионалы, и они же несут персональную ответственность за результаты своей деятельно-сти.

Органы местного самоуправления - это органы местных самоуправляющихся территориальных сообществ, которыми они формируются и перед которыми они несут ответственность за надлежащее осуществление своих полномочий.

Органы местного самоуправления

Лекция 2

  1. Понятие органов местного самоуправления
  2. Место и роль органов местного самоуправления в управлении муниципальным хозяйством
  3. Классификация органов местного самоуправления
  1. Понятие органов местного самоуправления

Согласно Конституции Российской Федерации (ст. 130) местное самоуправление в Российской федерации осуществляется гражданами как путем различных форм прямого волеизъявления, так и через органы местного самоуправления.

Согласно Конституции Российской Федерации (ст. 3) народ осуществляет свою власть как непосредственно, так и через органы государственной власти и органы местного самоуправления. Это означает, что и государственные органы и органы местного самоуправления - это органы власти народа, органы, через которые народ осуществляет свою власть.

Вместе с тем органы государственной власти и органы местного самоуправления - это разные формы осуществления власти народа. Органы, осуществляющие государственную власть, являются структурными единицами государственного аппарата, государственными органами. Поэтому осуществляемая ими власть народа имеет форму государственной власти.

Органы местного самоуправления не являются составной частью государственного механизма управления. Они, согласно Конституции Российской Федерации (ст. 12), не входят в систему органов государственной власти, поэтому представляют собой самостоятельную форму реализации народом своей власти.

В соответствии с федеральным законом “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации” (ст. 14) к органам местного самоуправления относятся:

представительные органы местного самоуправления;

иные органы местного самоуправления, образуемые в соответствии с уставами муниципальных образований.

Согласно Закону (ст. 14) наличие выборных органов местного самоуправления муниципальных образований является обязательным. Органы местного самоуправления наделяются в соответствии с уставами муниципальных образований собственной компетенцией в решении вопросов местного значения. Они управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, осуществляют охрану общественного порядка, а также решают иные вопросы местного значения.

Представительными органами местного самоуправления являются думы, муниципальные собрания, муниципальные комитеты и т.п. Они состоят из депутатов, избираемых на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании в соответствии с федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.



Полномочия представительных органов местного самоуправления определяются уставами муниципальных образований.

Представительный орган местного самоуправления принимает решения в коллегиальном порядке.

Иные органы местного самоуправления и должностные лица местного самоуправления

Уставом муниципального образования может быть предусмотрена должность главы муниципального образования - выборного должностного лица, возглавляющего деятельность по осуществлению местного самоуправления на территории муниципального образования.

Глава муниципального образования избирается гражданами, проживающими на территории муниципального образования, на Основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании либо представительным органом местного Самоуправления из своего состава в порядке, установленном федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

Глава муниципального образования наделяется собственной компетенцией по решению вопросов местного значения в соответствии с уставом муниципального образования.

Согласно уставу муниципального образования избранный населением глава муниципального образования может быть наделен правом входить в состав представительного органа местного самоуправления, председательствовать на его заседаниях.

  1. Место и роль органов местного самоуправления в управлении муниципальным хозяйством

Местное самоуправление, а, следовательно, и управление муниципальным хозяйством осуществляется населением. Более точно, поскольку мы имеем в виду управление в границах муниципального образования, речь должна идти не о населении вообще, а о жителях конкретной локальной территории.

Под муниципальным образованием понимается населенная территория, в пределах которой осуществляется местное самоуправление, имеется муниципальная собственность, местный бюджет и выборные органы местного самоуправления.

Реализация населением права на местное самоуправление, в том числе и на управление муниципальным хозяйством, возможна, либо непосредственно, либо через создаваемые местным сообществом органы местного самоуправления и должностных лиц.

Оставляя за непосредственными формами прямого волеизъявления населения (местный референдум, сход) право на принятие решений по принципиальным, наиболее существенным вопросам местного значения (приобретение, создание, отчуждение и перепрофилирование, наиболее, значимых объектов муниципальной собственности, принятие планов и программ развития муниципального образования),регулярная, повседневная деятельность по осуществления местного самоуправления, и, в частности, по управления муниципальным хозяйством, практически невозможна вне системы органов местного самоуправления наделенных собственной компетенцией необходимой для исполнения возложенных на них функций.

Текущее, оперативное управление муниципальным хозяйством должно осуществляться специально создаваемыми этого структурами, сформированными из профессионально подготовленных кадров. Функции таких структур управления в муниципальных образованиях выполняют органы местного самоуправления. Они создаются в более широких целях и для решения как минимум двух задач; политического и хозяйственного управления,- причем не всегда можно четко разделить эти задачи.

  1. Классификация органов местного самоуправления

Органы местного самоуправления классифицируются на следующих основаниях;

- по способу образования;

- по назначению (степени специализации);

- по предметам ведения;

- по способу принятия решений;

- по типу исполняемых функций.

По способу образования органы местного самоуправления в самом общем случае могут быть разделены на выборные и другие.

По назначению органы местного самоуправления можно классифицировать как органы общего и специального назначения (органы с широкой и узкой специализацией), понимая при этом под органами общего назначения те, деятельность которых распространяется на все сферы местного самоуправления (или их большую часть), а под органами специального назначения «отраслевые» органы, то есть занимающиеся узким направлением деятельности местного самоуправления, одной из его сфер (возможно несколькими).

Деление по предметам ведения связано с тем, что органы местного самоуправления решают не только вопросы местного значения, отнесенных к ведению местного самоуправления, но и исполняет отдельные государственные полномочия, возложенные на них органами государственной власти.

Классификация по способу принятия решений вводится в силу того, что в зависимости от характера решений они могут приниматься в коллегиальном порядке или единолично.

По типу исполняемых функций соответствует два типа органов – представительные и исполнительные.

Представительный орган в целом наделяется в связи с его ролью в системе местного самоуправления исключительной компетенцией, которая не может передаваться другим органам. Только представительный орган утверждает местный бюджет, устанавливает общеобязательные на территории муниципального образования правила, решает принципиальные вопросы, связанные с распоряжением муниципальной собственностью, контролирует от имени населения деятельность других органов местного самоуправления.

Исполнительный орган может иметь еще более сложную организацию, в которой требуется установить место каждой его составляющей, которая, в свою очередь, может быть самостоятельным в пределах определенной компетенции органом, структурным подразделением органа, единоличным должностным лицом. Орган и структурное подразделение различается в зависимости от наличия права принятия самостоятельных юридически значимых решений по вопросам, относящихся к компетенции местного самоуправления.

  1. Структура и типы структур органов местного самоуправления

Возможные сочетание трех традиционно устойчивых элементов систем муниципального управления – представительного органа, местной администрации и высшего должностного лица местного самоуправления основывается на следующих основных вариантах распределения полномочий местного сообщества:

Вариант 1:

Непосредственно делегируемые населением полномочия реализуются в различных пропорциях в компетенции представительного органа и выборного высшего должностного лица.

Вариант 2.

Все непосредственно делегируемые населением полномочия реализуются в компетенции представительного органа.

Вариант 3:

Все непосредственно делегируемые населением полномочия реализуются в компетенции выборного высшего должностного лица (при этом контрольные полномочия население оставляет за собой и реализует их посредством сходов и референдумов).

Применение того или иного варианта делегирования полномочий зависит от численности населения муниципального образования и размеров его территории, от объема и сложности решаемых вопросов, социально-политической ситуации и множества других факторов.

Этим вариантам соответствует следующие модели организационных структур (при их описании в отношение структурных единиц используется: мэр, совет, администрация).

Модель «сильный мэр-совет»

Мэр и совет избираются всем населением. «Сильный» мэр называется в силу ряда присущих в этой модели полномочий: мэр обладает правом отлагательного вето на решения совета; самостоятельно формирует администрацию, назначает на должность и освобождает от должности должностных лиц администрации; единолично руководит деятельностью администрации; организует работу совета, председательствует на его заседания, подписывает акты, принимаемые советом. Для соблюдения баланса совет наделяется правом преодоления вето квалифицированным большинством голосов депутатов. Механизм досрочного прекращения полномочий мэра в случае утраты доверия со стороны избирателей является местный референдум.

Модель «слабый мэр – совет»

В этой модели мэр избирается из числа депутатов совета. «Слабость» его заключается в полной подконтрольности и подотчетности совету: мэр не имеет права вето; формирование администрации, назначение на должность и освобождение от должности должностных лиц администрации производится им с согласия совета; пределы его права руководства администрацией ограничены решениями советами. Досрочное прекращение полномочий мэра осуществляется советом по собственной инициативе или инициативе населения.

Модель «Совет-управляющий»

В модели «совет-управляющий» должность мэра не предусматривается. Организация деятельности совета осуществляется избираемым из числа депутатов совета председателем, который не имеет полномочий по руководству местной администрацией. Все административные функции сосредоточены у нанимаемого на контрактной основе управляющего, который единолично формирует администрацию, руководит ее деятельностью, назначает и увольняет должностных лиц администрации. Отношения управляющего с советом определяются условиями контракта.

Модель «городская комиссия»

Эта модель основана на выборности целого ряда должностных лиц местного самоуправления и сочетание представительных и исполнительных функций. При этом избираются не депутаты представительного органа, а руководители органов и структурных подразделений местной администрации. Полномочия представительного органа исполняет комиссия, в состав которой входят все избранные должностные лица.

Модель «мэр-собрание»

Модель «мэр-собрание» может быть рекомендована только для малых поселений, где функции представительного органа может осуществлять непосредственно население. Иначе данную модель называют «староста-сельский сход». Единственным выборным лицом здесь является мэр (староста), который и осуществляет полномочия всех органов местного самоуправления, за исключением утверждением местного бюджета, отчета о его исполнении и контрольных полномочий. При этом в случае необходимости может формироваться и небольшой аппарат управления, например назначаться или выбираться казначей.

Тема. Риск-менеджмент как раздел финансового менеджмента.

4. Методы избежания, методы удержания.

5. Страхование – основной прием риск-менеджмента.

Риск – это вероятность возникновения убытков или недополучения доходов по сравнению с прогнозируемым вариантом.

Под риском понимается возможная опасность потерь, вытекающая из специфики тех или иных явлений природы и видов деятельности человеческого общества. Риск – это историческая и финансовая категория. Как историческая категория, риск представляет собой осознанную человеком возможную опасность. Она свидетельствует о том, что риск исторически связан со всем ходом общественного развития.

Как финансовая категория риск предсталяет собой событие, которое может произойти или не произойти. В случае совершения такого события возможны три экономических результата: отрицательный (проигрыш, ущерб, убыток), нулевой, положительный (выигрыш, выгода, прибыль).

Рискология – наука о законах и закономерностях действия целеполагающих и целеосуществляющих систем по определению возможных опасностей, которые могут встретится в их будущей деятельности.

Одной из важнейших проблем является выделение предмета исследования рискологии. Рискология изучает, какие возможные риски, а также их величины (построение поля рисков) могут возникнуть в процессе определенной деятельности системы, которую называют основной. Прочее построения поля рисков напрямую не связан с основным видом деятельности, это особый вид деятельности (рисколгическая деятельность). Рискологическая деятельность, как сложное явление, может быть классифицирована самым различным образом.

Всю рискологическую деятельность в зависимости от учета временного фактора разделяют следующим образом:

Ретроспективная рискологическая деятельность связана с анализом проявившихся рисков и пострением на их базе моделей. Эти модели, могут, во-первых, объяснить почему из всего массива возможных рисков реализовались только эти, а во-вторых, либо построить новые, либо усоврешенствовать существующие модели, позволяющие проводить анализ и давать оценку рискам сегодняшнего момента или прогнозируемым. Проблема ретроспективной рискологической деятельности заключается в том, что многие ситуации, имеющие место, трудно оценить однозначно – отсюда нередко спорным является то, какие риски проявились, а какие нет. Другая проблема – так называемые неявные риски. Такие риски неощутимы на поверхности, но зачастую именно они играют роль роковой силы;

Текущая рискологическая деятельность связана с анализом и оценкой рисков, которые могут проявиться в настоящий момент. Текущая рискологическая деятельность имеет свои особенности, например, очень часто приходится сталкиваться с проблемой страхов и «определения ситуации»;

Перспективная рискологическая деятельность связана с прогностическими представлениями о рисках. Необходимо различать прогностическую деятельность как таковую, которая определяет варианты будущего, от перспективной рискологической деятельности, которая предназначена для определения, какие поля рисков несет в себе каждый из вариантов и чем это грозит в будущем;

Третий уровень или уровень конкретных наук. На данном уровне располагают области знания, являющиеся конкретно научными, т.е. здесь действуют так называемые специфические науки, имеющие свой предмет, свои методы и свои цели. Риск всегда связан с целеполаганием и целеосуществлением, и следовательно, любую науку всегда сопровождает рискологическая деятельность.

2. Виды предпринимательского риска.

Классификация предпринимательских рисков была предметом исследования многих ученых.

Кейнс в своей классификации использовал монетаристкий подход и рассматривал риск через призму отношений заемщик-кредитор. Он полагал, что в экономинческой жизни целесообразно выделить три основных риска.

Во-первых, это риск предпринимателя или заемщика , который возникает из-за сомнения, удастся ли действительно получить ту перспективную выгоду, на которую он рассчитывает. Этот вид риска возникает тогда, когда человек пускает в ход только свои деньги.

Во-вторых, это риск кредитора . Он возникает там, где практикуются кредитные операции, под которыми Кейнс понимал предоставление ссуд под реальное или личное обеспечение. Этот риск может быть связан с сомнением насчет обоснованности оказанного доверия, то есть с опасностью намеренного банкротства или других попыток должника уклониться от выполнения обязательств (в том числе и легальными способами), а также с возможной недостаточностью размеров обеспечения, то есть с опасностью невольного банкротства из-за того, что расчеты заемщика на получение дохода не оправдались.

В третьих, риск связан с возможным уменьшением ценности денежной единицы в связи с инфляцией. Исходя из этого, Кейнс считал, что денежный заем в известной мере менее надежен, чем реальное имущество. Это вид риска, как и первые два, также требует предварительной оценки.

Предпринимательский риск (ПР)

К основным видам ПР относят:

1. Производственный – связан с производством продукции.

Производственный риск связан – с материалами, трудом и технологиями, используемые фирмой. Управленцы сталкиваются с вопросами адекватного использования сырья, сокращения себестоимости продукции, эффективности подготовки кадров, сокращения потерь рабочего времени, установления эффективных форм оплаты труда, использования новых методов производства машин, механизмов, технологий, материалов и др. Не всегда представляется возможным оценить, будут ваши решения хороши для ближайшего времени и отдаленного будущего, возвратятся ли производственные затраты, в том числе затраты на исследования и проекты.

2. Коммерческий (маркетинговый) – отвечает за реализацию продукции

Коммерческий риск (маркетинговый) связан с неопределенностью того, где продать продукцию по цене, достаточной для дальнейших инвестиций. Другой важный элемент маркетингового риска временной разрыв между производством и реализацией продукции. Маркетинговый риск включает факторы, которые влияют на денежный и реальный спрос на товары и услуги. При этом содержание его составляют не рыночные изменения сами по себе, а невозможность точного определения размеров и времени этих измнений.

3. Финансовый – возникает в сфере отношения предприятий с обеспечивающей подсистемой финансовой системы.

Финансовый риск – связан с проблемой увеличенияи адекватного управления фондами фирмы: правильностью финансовых нужд фирмы в будущем. Неадекватный капитал (его структура и распределение) часто являются причиной неудач в бизнесе.

Среди предпринимательских рисков, принято выделять:

- систематический (общий, постоянно повторяющийся) риск, который обусловлен действием многообразных, общих для всех хозяйствующих субъектов факторов (с позиции рискологии они являются объектами). Это – снижениеповышение деловой активености в национальной экономике, регионе, отрасли деятельности. Это инфляция, сопровождающаяся неуклонным ростом цен и снижением покупательной способности денег. Это – изменение банковских процентов, налоговых и таможенных ставок, введение квот и ограничений на хозяйственные операции.

- несистематический (конкретный, специфический, отличительный) риск обусловлен действием факторов, полностью зависящих от деятельности самого хозяйствующего субъекта. Это –потеря рынков сбыта товаров, продукции, работ, услуг вследствие ухудшения их качества, неэффективной ценовой политики, низкого уровня маркетингового анализа; снижения доходности продаж и рентабельности капитала, ведущее к потере источников финансирования, к неплатежеспособности; снижение ликвидности активов баланса; рост дебиторской задолженности; иммобилизация оборотных средств.

Уровень систематических рисков относительно тождественен для различных хозяйствующих субъектов, тогда как уровень несистемтического риска сильно колеблется даже для организаций, сопоставимых по масштабу и сфере деятельности и другим общим признакам.

Все виды рисков взаимосвязаны между собой. В крупных компаниях работают специалисты по риску (риск-менеджера).

3. Оценка риска. Приемы управления риском.

В системе принципов оценки рисков четко выделяют три уровня:

Первый уровень – методологические принципы, т.е. принципы, определяющие концептуальные положения, являющиеся наиболее общими, а главное – не зависящие от специфики рассматриваемого вида риска (даже вариантные относительно характера и конкретного содержания целевых и ценностных установок);

Второй уровень – методические принципы, т.е. принципы, непосредственно связанные с видом деятельности, его спецификой, ценностными представлениями, конкретно-историческими ситуациями и т.д.;

Третий уровень – операционные принципы, т.е. принципы, связанные с наличием, достоверностью, однозначностью информации и возможностями ее обработки.

Оценка риска зависит от нескольких факторов:

Индивидуальное восприятие руководителем успеха (оптимист) и неудачи (консервативный тип). Специалисты считают, что приемлемый уровень риска обратно пропорционален количеству исполнителей;

Величина капитала, кот. располагает предприниматель, ибо существует большая разница, рискует ли предприятие, приняв то или иное решение 1% своего капитала или 90% своего капитала.

Условия, в кот. принимаются финансовые решения:

1. в условиях определенности, когда точно, с единичной вероятностью известны результаты каждого из альтернативных вариантов решений (например: инвестирование в депозитные сертификаты или государственные облигации)

2. в условиях риска, когда известна лишь вероятность получения каждого из результатов; вероятность определяется как степень возможности совершения данного события и измеряется от 0 до 1; сумма вероятностей всех альтернатив должна быть равна 1.

3. в условиях неопределенности, когда невозможно оценить вероятность потенциальных результатов.

Методы определения степени риска:

1. Статистический

2. Экспертный

3. Комбинированный