Советский военный мемориал и памятник воину-освободителю в трептов-парке. Чтобы помнили

8 мая 1949 года, 60 лет назад, на территории Трептов-парка в Берлине был открыт "Памятник воинам Советской Армии, павшим в боях с фашизмом".

Всемирно известный советский мемориальный комплекс в Трептов-парке, где похоронены около пяти тысяч советских воинов, - это фигура советского солдата, в одной руке которого - меч, разрубающий фашистскую свастику, на другой - спасенная из развалин поверженного Берлина маленькая немецкая девочка. В основании памятника расположен мавзолей.

С учетом высоты холма и цоколя основания общая высота монумента равняется примерно 30 метрам.

Мемориал возводился в течение трех лет и был официально открыт 8 мая 1949 года. Авторский коллектив возглавляли архитектор Яков Белопольский и скульптор Евгений Вучетич.

Считается, что прототипом для скульптора послужил советский солдат, уроженец села Вознесенка Тисульского района Кемеровской области Николай Масалов, спасший немецкую девочку во время штурма Берлина в апреле 1945 года. По свидетельству историков, 30 апреля 1945 года участник Сталинградской битвы и сражения на Курской дуге сержант Масалов во время боя в нескольких километрах от рейхстага на улице, примыкавшей к "Ландверканалу", услышал детский крик. Двинувшись ему навстречу, солдат обнаружил в полуразрушенном здании трехлетнюю девочку и, прикрывая ее своим телом, под пулями вынес малышку в безопасное место. Первым о подвиге Масалова рассказал маршал Чуйков, позже исследователям удалось подтвердить это документально.

После войны Евгений Вучетич встретился с Николаем Масаловым, подвиг которого и подсказал ему ключевую идею монумента в Трептов-парке : спасая девочку, солдат защищает мир и жизнь.

В качестве прототипа бронзового солдата наиболее часто упоминаются имена двух советских бойцов - Ивана Одарченко и Виктора Гуназа. С обоими Вучетич встречался, оба ему позировали.

Сначала Вучетич слепил гипсовую модель "Воина-освободителя" высотой в 2,5 метра, а потом уже с нее в Ленинграде отлили 13-метровый памятник из бронзы весом в 72 тонны. В Берлин его переправляли частями морским путем.

По воспоминаниям Ивана Одарченко, сначала у него на руках действительно сидела немецкая девочка, а потом русская - 3-летняя Света - дочка коменданта Берлина генерала Котикова.

Многие считали, что в статуе "Воин-освободитель" меч неуместен , и советовали скульптору поменять его на какое-нибудь современное оружие, к примеру, на автомат. Но Вучетич настаивал именно на мече. К тому же он делал не меч вообще, а точно скопировал меч псковского князя Гавриила, который вместе с Александром Невским сражался за Русь против "псов-рыцарей".

По государственному договору между СССР и ФРГ от 1990 года, Федеративная Республика взяла на себя обязательства по уходу и необходимой реставрации памятников и других захоронений советских воинов на территории Германии. В данном случае финансирование поступает от правительства ФРГ, а ответственным за организацию работ является сенат Берлина.

Осенью 1 октября 2003 года скульптура воина была разобрана и отправлена на реставрацию. Весной 2004 года памятник воинам Советской Армии , павшим в боях с фашизмом в Берлине был возвращен на прежнее место.

Автором памятника является Евгений Викторович Вучетич - выдающийся советский скульптор-монуменалист. Онавтор грандиозного мемориала на Мамаевом кургане в Волгограде. Среди других его произведений - памятник Дзержинскому на Лубянской площади в Москве (1958, сегодня находится в Парке Искусств "Музеон" рядом со зданием Центрального дома художника на Крымском валу) и фигура "Перекуем мечи на орала" (1957), одна из отливок которой была преподнесена советским правительством в дар ООН.

Был создан в мае 1949 года по заказу Советской военной администрации, чтобы увековечить память о солдатах Красной Армии, погибших во время Второй мировой войны. Здесь похоронены около 7 000 советских солдат, павших при Битве за Берлин. Памятник Воину-освободителю, также относящийся к мемориальному комплексу, вместе с холмом и пьедесталом имеет высоту в общей сложности 30 метров.

После окончания Второй мировой войны Красная Армия построила в Берлине четыре советских мемориальных комплекса. Они не только служат напоминанием о 80 000 советских солдатах, павших во время Битвы за Берлин, но и являются местом советских военных захоронений. Центральным мемориалом является сооружение в . Остальные три мемориальных комплекса в Берлине - Советский военный мемориал в парке Шёнхольцер Хайде в Панкове, военный мемориал в дворцовом парке Бух.

Для оформления мемориального комплекса в Трептов-парке советская комендатура организовала конкурс, в результате которого было получено 33 проекта. С июня 1946 года был утвержден проект, представленный советским коллективом, а именно, скульптором Е. В. Вучетич, архитектором Я. Б. Белопольским, художником А. В. Горпенко, инженером С. С. Валериус.

Комплекс был сооружен на месте бывшей спортивно-игровой площадки в и открыт в мае 1949 года.

Доминирующим элементом мемориального комплекса является памятник Воину-освободителю, созданный скульптором Евгением Вучетичем. Фигура представляет солдата, который в правой руке держит меч, а в левой - спасенную немецкую девочку. Под сапогами воина разрушена свастика. Сама скульптура имеет высоту 12 метров и весит 70 тонн.

Статуя возвышается над павильоном, построенном на холме. К павильону ведет лесенка. Стены павильона оформлены мозаикой с русскими надписями и немецким переводом. Холм с павильоном является воспроизведением Кургана, средневековой славянской могилы.

Адрес: Трептов-парк, Puschkinallee, 12435, Берлин, Германия.

Карта расположения:

JavaScript must be enabled in order for you to use Google Maps.
However, it seems JavaScript is either disabled or not supported by your browser.
To view Google Maps, enable JavaScript by changing your browser options, and then try again.

May 9th, 2015

Берлин как ни один немецкий город связан с историей Второй Мировой войны и особенно с той ее частью, которая в России называется Великой Отечественной. Взятие Берлина стало заключительной победой советских войск и союзников. Легендарный снимок - хоть и постановочный - водружения красного знамени на рейхстаге стал символом победы в самом кровопролитном столкновении XX века. Тысячи советских солдат, участвовавших в сражениях, погибли при штурме города, и после окончания войны в поделенном на сектора Берлине победители построили памятные захоронения в честь павшим солдатам своих армий. И хотя мемориалы союзников не менее интересны (и о них мы обязательно еще расскажем), именно советские памятники являются наиболее выдающимися как в историческом, так и в архитектурном плане. К 70-летию Победы мы подготовили обзор советских мемориальных комплексов и памятников.

Все они, кроме мемориала в Тиргартене, были построены в советском секторе, ставшем потом Восточным Берлином. По соглашению об охране памятников воинской славы, подписанному Германией и Россией в 1992 году, немецкое государство обязуется следить и ухаживать за комплексами и памятниками, расположенными на его территории. Поэтому все памятные места находятся в превосходном состоянии, многие были отреставрированы. Каждый год 8 мая, в день окончания войны, проходит возложение цветов к памятникам советским воинам, куда приходят ветераны, представители властей и просто жители города.

Мемориальный комплекс в Тиргартене (Sowjetisches Ehrenmal Tiergarten)


Созданный скульпторами Л. Кербелем и В. Цигалем мемориал был торжественно открыт 11 ноября 1945 года в Тиргартене, на Шарлоттенбургском шоссе (теперь улица 17 июня), при участии парада союзнических войск. Вплоть до вывода советских войск из Германии в 1994 году территория памятника была советским анклавом в британском секторе, где несли почетный караул советские солдаты.

Комплекс перекрывает собой одну из аллей парка, на месте которой по планам главного архитектора Рейха Альберта Шпеера должна была проходить Ось Север-Юг, главная улица будущей столицы мира. Памятник представляет собой вогнутую колоннаду, шесть родов войск символизируют шесть колонн, материалом для которых послужили разрушенные гранитные опоры Рейхсканцелярии. На центральной, более высокой колонне, стоит восьмиметровая статуя солдата с винтовкой на плече. По обеим сторонам колоннады размещены два танка Т-34 и две гаубицы МЛ-20, участвовавшие в битве за Берлин.

За спиной солдата расположен сад со сторожевыми помещениями и могилами около 2500 павших солдат.

Мемориальный комплекс в Трептовер-парке (Sowjetisches Ehrenmal im Treptower Park)


Центральный мемориал павшим советским воинам располагается в Трептовер-парке и представляет собой грандиозный архитектурно-скульптурный ансамбль. Мемориал был построен по победившему в конкурсе проекту скульпторов Е.Вучетича и Я.Белопольского и открыт 8 мая 1949 года в центральной части парка.

На обоих входах на территорию комплекса на Пушкиналлее и на улице Am Treptower Park установлены гранитные арки с надписью "Вечная слава...". Отходящие от них аллеи ведут к площади с трехметровой скульптурой скорбящей Матери-Родины из светло-серого камня на гранитном пьедестале. Усаженная березами и тополями дорога идет к гранитным террасам, по обеим сторонам которых возвышаются громадные приспущенные знамена. У их подножия преклонили колена два бронзовых воина.

В центральной части комплекса ступенями поднимаются пять квадратных террас - символических братских могил. По обеим сторонам на равном расстоянии установлены ряды саркофагов с барельефами, изображающими сцены из мирной и военной жизни - 16 по числу на тот момент союзных республик. Шестнадцатой республикой СССР была с 1940 по 1956 годы Карело-Финская ССР. На саркофагах выбиты цитаты Сталина на русском и немецком языке. Несмотря на критическое отношение к фигуре Сталина, позже было решено оставить надписи как свидетельство истории.

В конечной точке ансамбля возвышается центральный объект - монумент "Воин-освободитель". 13-метровая бронзовая скульптура, отлитая в Ленинграде, стоит на постаменте-мавзолее, расположенном на насыпном кургане. В левой руке советский воин держит спасенную им немецкую девочку, в правой - опущенный меч, которым он разбивает лежащую у ног нацистскую свастику. В основу сюжета положено реальное событие - 30 апреля 1945 года сержант Николай Иванович Масалов во время штурма возле Тиргартена под пулеметным огнем спас и вынес немецкую девочку. Все элементы символичны - воин олицетворяет Советскую армию, девочка - освобожденную новую Германию. Меч, являющийся копией средневекового меча псковского князя Всеволода, по задумке Вучетича - тот самый меч, который передает рабочий в Магнитогорске (скульптура "Тыл - фронту"), поднимает над собой Родина-Мать в Волгограде ("Родина-мать"), и теперь, разбив символ фашизма, опускает воин, знаменуя окончание войны.

Мавзолей, служащий основанием для фигуры воина, представляет собой круглый купольный зал. Стены украшены мозаикой, которая изображает народ, приносящий дань памяти павшим солдатам.

Во времена ГДР здесь проходили торжества в годовщину окончания войны, а в 1994 году здесь состоялась прощальная церемония перед выводом советских войск из Германии, в которой принимали участие российские и немецкие солдаты, а также канцлер Коль и президент Ельцин. В 2003 году скульптуру было решено реставрировать. Ее разобрали на части и перевезли на барже на остров Рюген в мастерскую по реставрации, а в 2004 году вернули на место. Теперь каждый год люди возлагают цветы в память о погибших в войне, а неподалеку от входа в комплекс проходит ежегодный .

Puschkinallee, Treptower Park

Мемориальный комплекс в Панков-Шёнхольце (Sowjetisches Ehrenmal Schönholzer Heide)


Кладбище-памятник воинам Советской армии в берлинском районе Панков-Шёнхольц - самое крупное захоронение павших советских солдат в Германии, здесь покоятся более 13 000 из общего числа 80 000 погибших при штурме Берлина. Однако в отличие от двух других мемориалов в Тиргартене и Трептове комплекс в Панкове не так известен.

Мемориал был возведен в 1947 - 49 годах по планам архитекторов К. А. Соловьёва, М. Белавенцева, В. Д. Королёва и скульптора И. Г. Першудчева. У входа в мемориал стоят гранитные колонны с бронзовыми венками и чашами, изображающими вечный огонь.

Воротами на территорию комплекса служат два здания с башнями, внутри которых в помещении наподобие древнеегипетских гробниц стоят полутораметровые бронзовые урны. Потолок состоит из витража с изображением герба СССР, а на стенах выложены изречения Сталина на русском и немецком языках.

В центре ансамбля, как и в Трептове, установлены 16 саркофагов. Они ведут к 33-метровому обелиску, перед которым возвышается скульптура скорбящей Родины-Матери, перед которой лежит покрытый знаменм павший воин. На пьедестале выбиты имена погибших офицеров.

На всем протяжении стены вокруг комплекса нанесены таблички с именами опознанных павших солдат. Удалось установить имена лишь около 3000 воинов, более 10 000 остаются безымянными. Между табличками находятся бронзовые светильники с пламенем из рубинового стекла.

Вплоть до недавнего времени мемориал находился в не самом лучшем состоянии, но в 2013 году был полностью отреставрирован.

Germanenstraße 43, Schönholz

Памятник в Хоэншёнхаузене (Sowjetisches Ehrenmal Küstriner Straße)


Открытый в 1975 году памятник на Кюстринер Штрассе в районе Хоэншёнхаузен был создан скульптором И.Г.Першудчевым, автором скульптур мемориала в Панкове. Между жилыми домами разбита лужайка, посреди которой плитами выложена площадка. Белая бетонная стелла с бронзовым барельефом, изображающая воинов и сцены сражений, находится на заднем плане ансамбля, а перед ней в центре площади расположена красная звезда.

Küstriner Straße 11, M5 Werneuchener Str.

Мемориальное кладбище в Марцане (Sowjetischer Ehrenhain Parkfriedhof Marzahn)


Место захоронения около 500 солдат и 50 офицеров на территории паркового кладбища в Марцане было открыто в 1958 году по инициативе ГДР и с согласия военного руководства советских войск. Архитектор Й. Миленц и скульптор Э. Кобберт создали квадратный сквер, у входа в который стоят два каменных склоненных знамени, а в центре возвышается обелиск из красного гранита, увенчанный звездой.

На другом конце комплекса небольшая вымощенная площадка, на которой стоит символическая урна. По бокам ее два камня с высеченными надписями; такие же камни установлены у входа в мемориал.

По обе стороны от дороги трава покрывает таблички с именами погибших солдат.

Обелиск в Каульсдорфе (Sowjetisches Ehrenmal Kaulsdorf)

Памятник был построен в 1946 году в месте захоронения павших солдат. Позже их останки были перенесены на вновь построенный мемориал в Трептове.

Brodauer Straße 12, Kaulsdorf

Обелиск в Руммельсбурге (Sowjetisches Ehrenmal Rummelsburg)


Простой обелиск из желтого кирпича со звездой и латунной табличкой на немецком языке расположен возле церкви Erlöserkirche в Руммельсбурге.

Nöldner Straße 44, Rummelsburg

Обелиск в Рансдорфе (Sowjetisches Ehrenmal Rahnsdorf)


На границе города на юго-востоке, около Мюггельзее установлен обелиск с пятиконечной звездой наверху. На нем выбиты имена и дата смерти советских солдат, погибших при штурме на этом направлении.

Geschwister-Scholl-Straße 76, Rahnsdorf

Обелиск в Бухе (Sowjetisches Ehrenmal Buch)


Памятник в форме пирамиды, стоящей на постаменте с колоннами, расположен прямо рядом со станцией в Бухе, в бывшем дворцовом парке (сам дворец, к сожалению, не сохранился).

Wiltbergstraße 13, Buch

Обелиск в честь 8 мая 1945 года на Herzbergstraße

В первые месяцы после окончания войны в парке городской больницы в Херцберге был воздвигнут обелиск в память о погибших в войне. У входа к памятнику установлены ворота и разбиты клумбы. На бетонном обелиске только рельеф в форме ордена Красной Звезды - главного боевого ордена советской армии - и белая табличка с надписью "8. Mai 1945".

на территории больницы KEH, Herzbergstr. 79, M8 Evangelisches Krankenhaus KEH

Памятный камень на Остзееплатц


Камень расположен между жилыми домами на Остзееплатц в Пренцлауер Берге.

Ostseestraße 92, M4 Greifswalder Str./Ostseestr.

Памятная доска у станции Шёнхаузер Аллее


Рядом с выходом со станции метро Шёнхаузер Аллее на стене моста через железнодорожные пути можно обнаружить несколько бронзовых табличек с рельефами. Это произведение скульптора Гюнтера Шютца, созданное в 1985-86 годах. Четыре барельефа изображают период борьбы с национал-социализмом и время войны, а последняя символизирует освобождение Берлина советскими воинами.

угол Schönhauser Allee и Dänenstraße, + Schönhauser Allee

Стелла в Адлерсхофе

Две бетонные стеллы расположены на площади перед станцией Адлерсхоф, на одной из них надпись в честь Дня освобождения - 8 мая 1945 года.

Platz der Befreiung, Adlershof

Первый освобожденный дом в Марцане


Красный каменный дом под номером 563 по Ландсбергер аллее считается первым домом Берлина, освобожденным во время наступления советских войск.

21 апреля 1945 года бойцы 5-й ударной армии под командованием генерал-полковника Н.Е.Берзарина достигли границы Берлина и подняли красное знамя на крыше этого дома. Берзарин стал первым комендантом Берлина, однако через два месяца, 16 июня 1945 погиб в автокатастрофе. Именем Н.Э.Берзарина названа площадь во Фридрихсхайне (Bersarinplatz), а сам он внесен в список почетных граждан Берлина. На месте его гибели, на перекрестке Шлоссштрассе и Вильгельмштрассе (ныне Ам-Тирпарк и Альфред-Ковальке-Штрассе) в районе Фридрихсфельде, установлен памятный камень.

Сейчас в доме-памятнике расположены учреждения, однако надпись на стене и табличка напоминают, что именно отсюда началось освобождение Берлина.

Landsberger Allee 563, M6 Brodowiner Ring

Германо-российский музей «Берлин-Карлсхорст»


Танк Т-34 с надписью "За Родину" установлен на гранитном постаменте возле Германо-Российского музея в Карлсхорсте. Музей располагается в историческом здании, в котором 8 мая 1945 года был подписан акт о безоговорочной капитуляции нацистской Германии, и посвящен истории Второй Мировой войны, а также истории советско-германских отношений за период 1917 - 1990 годов. Музей также может похвастаться экспозицией военной техники, включая легендарную "Катюшу" и танк ИС-2.

Zwieseler Straße 4, Karlshorst

13.05.2015 0 15069


8 мая 1949 года в Берлине, в Трептов-парке , состоялось торжественное открытие памятника воинам Советской армии, погибших смертью храбрых при штурме столицы фашистской Германии. Монумент этот стал символом жертв, принесенных народами уже не существующего сегодня государства - Советского Союза - во имя освобождения Европы.

МОНУМЕНТ ИЗ ТРОФЕЙНОГО ГРАНИТА

Еще в 1946 году Военный совет группы советских оккупационных войск в Германии объявил конкурс на проектирование монумента воинам Красной армии, который предполагалось установить в бывшей столице Третьего рейха.

Творческий коллектив, создававший памятник-ансамбль в центре Европы, умело использовал возможности многоплановой объемно-пространственной композиции и удачно применил синтез трех искусств - скульптуры, архитектуры и живописи, чтобы увековечить бессмертный подвиг советских солдат. Величие идеи, вдохновившей художников, и мастерство скульптора Евгения Вучетича , архитектора Анатолия Горленко обеспечили им триумф: за идейно-художественное совершенство произведения им была присуждена Сталинская премия 1 -й степени.

Почему местом сооружения памятника стал Трептов-парк? Там были похоронены погибшие при штурме Берлина советские солдаты и офицеры, а после войны этот живописнейший район был излюбленным местом отдыха жителей города.

Сооружение ансамбля, занимающего территорию около 200 тысяч квадратных метров, началось в июне 1947 года. Строители под руководством главного инженера Михаила Чернина и производителя работ Николая Копорцева с огромным энтузиазмом трудились на столь знаковом объекте.

Для сооружения памятника потребовалось около 40 тысяч квадратных метров гранита, и здесь пригодились плиты, доставленные фашистами из оккупированной Голландии. Гитлер предполагал использовать их для монумента в честь победы над Россией.

На территории ансамбля были высажены десятки тысяч кустов и деревьев, уложено около 10 километров бордюрного камня.

Площадь каменной орнаментальной мозаики составила три тысячи квадратных метров, площадь рельефов на саркофагах - 384 квадратных метра. Из бронзы была отлита 13-метровая скульптура воина-освободителя, а из гранитного монолитного блока выполнена скульптура «Мать Родина». Также из бронзы отлили скульптуры коленопреклоненных воинов. Для оформления стен мавзолея потребовалось около 50 квадратных метров художественной смальтовой мозаики.

Немалые трудности представляло выполнение в больших масштабах и в чрезвычайно сжатые сроки скульптур и орнаментов из камня.

Особо скажем о создании монументальной 13-метровой статуи воина-освободителя. После выполнения Вучетичем модели статуи в масштабе 1/5 натуральной величины было произведено увеличение ее до размеров натуры. Затем со скульптуры сняли гипсовые формы и уже по ним на ленинградском заводе «Монумент-скульптура» отлили статую в бронзе. Любопытно, что лучшие немецкие фирмы, даже при кооперировании усилий нескольких заводов, брались отлить такую статую за срок не менее чем 6 месяцев. Ленинградцы выполнили эту работу за семь недель.

Вторая по значимости скульптура комплекса - «Мать Родина» (1967 год) в образе скорбящей женщины. В этой фигуре много невысказанной боли о погибших и вместе с тем гордости за героические делавоинов-освободителей. Монумент выполнен из цельного блока светлосерого гранита.

Третья часть (по структуре первая) комплекса стоит в Магнитогорске и называется «Тыл - фронту!» (1979 год). Меч — аллегорический символ победы над врагом — был выкован на Урале, поднят на Волге и победно опущен в Германии. Такова идея композиции.

Большое впечатление производит и главный вход ансамбля в Трептов - парке. На трех террасах, выложенных из светло-серого гранита, возвышаются обращенные друг к другу два монументальных приспущенных знамени, выполненных из красного полированного гранита. У подножия каждого знамени расположены бронзовые скульптуры коленопреклоненных воинов - боевых товарищей тех, кто покоится в братских могилах. Они как бы отдают последние воинские почести своим друзьям-одно-полчанам.

Эти знамена вместе с террасами представляют единый монументальный комплекс главного входа. На полированных поверхностях красного гранита знамен ясно читаются вырубленные на главном фасаде надписи на русском и немецком языках: «Вечная слава воинам Советской армии, отдавшим свою жизнь в борьбе за освобождение человечества от фашистского рабства».

Скульптурные воины крепко сжимают в руках оружие. Кажется, они только сейчас вышли из боя и дают клятву высоко держать славу русского оружия, славу знамен, пронесенных ими от стен Москвы, Ленинграда, Сталинграда до Берлина.

НА ПОСТУ У БРОНЗОВОГО ДВОЙНИКА

За время службы в группе Советских войск в Германии автору не раз приходилось бывать в берлинском Трептов-парке. И часто приходилось слышать: памятник поставлен гвардии старшему сержанту Николаю Ивановичу Масолову, бывшему знаменщику 220-го Запорожского гвардейского полка - многие сослуживцы видели, как он спас во время уличного боя в Берлине ребенка.

Конечно, памятник советскому солдату со спасенной немецкой девочкой на руках отражает не какой-то конкретный эпизод - в нем скульптор Вучетич воплотил обобще обобщенный образ советского солдата, который дошел до логова фашистов и спас Европу от гитлеровской чумы. А вот человек, который помог ваятелю воплотить задуманное, реален. Это рядовой Одарченко.

Первое знакомство Вучетича с солдатом произошло летом 1948 года. Иван Одарченк о был участником спортивных соревнований от комендатуры берлинского района Вайсензее. На стадионе этого города он и приглянулся скульптору своим ростом, добрым лицом и мягкой улыбкой.

Вскоре рядового Ивана Одарченко откомандировали в распоряжение особого подразделения - группы создателей монумента в Трептов-парке. Это они победили в международном конкурсе на лучший проект архитектурно-скульптурного ансамбля.

В последствии Иван Степанович вспоминал: «Почти полгода ходил я в ателье скульптора Вучетича. Вместе со мной позировали: сначала Марлена - дочка немецкого ваятеля Феликса Краузе, помощника Евгения Викторовича, потом Светлана - трехлетняя дочь советского коменданта Берлина генерал-майора Александра Георгиевича Котикова».

Когда лепка статуи (воина-освободителя) из глины в натуральную величину (11,6 метра) была завершена, Вучетич подарил на прощание рядовому Одарченко деталь рабочей модели: слепок головы воина-освободителя. В коллекции Ивана Степановича эта работа знаменитого ваятеля с авторским росчерком хранилась многие годы.

В последующем ветеран передал ее для постоянного экспонирования в Тамбовский областной краеведческий музей. 8 мая 1949 года Иван Степанович был в числе приглашенных на открытие мемориала в Трептов-парке.

После торжественных мероприятий творческая группа создателей монумента покинула Германию, но не закончилась служба рядового Одарченко. Его перевели в подразделение, которое охраняло Трептов-парк, и несколько раз он - живой солдат - стоял на посту у подножия своего бронзового двойника.

В 1960-1970-х годах Иван Степанович несколько раз посещал Трептов-парк вместе со старшим сыном, матерью - Дарьей Дементьевной. И его близкие своими глазами видели, как приезжают к монументу люди со всего света, чтобы почтить память русских солдат.

СУДЬБА ПРОТОТИПА

Сам Иван Одарченко родом из далекого казахстанского селения Ново-Александровка. Отец, мать, братья - все хлебопашцы. Старший Одарченко - Степан и сын его Петр ушли на фронт добровольцами еще в 1941 году. Иван заменил их на хлебном поле. Пятнадцатилетний подросток трудился от зари до зари - скидок на возраст в ту пору не полагалось.

Осень 1942 года принесла две похоронки. Первая тяжкая весть: «Погиб под Сталинградом рядовой Степан Одарченко», а затем под Смоленском сложил голову Петр.

Иван встал в строй защитников Отечества в январе 1944 года. Сперва был бронебойщиком 309-го запасного полка, затем - десантником 23-й воздушно-десантной бригады. Воевал на 1-м и 2-м Украинских фронтах, участвовал в освобождении Венгрии, Австрии и Чехословакии.

Вспоминая те годы, Иван Степанович подчеркнул: «Мы били остатки гитлеровской армии уже после того, как отметили Победу, 10, 11 мая... А потом - Берлин, Трептов-парк». Сменил Одарченко военную форму на гражданскую одежду лишь в 1950 году. Приехал к сестре в Тамбов погостить да так и остался в этом городе, женился. Вырастили с Верой Федоровной двоих сыновей. Сам фронтовик трудился на заводе, был токарем-фрезеровщиком. Хорошо работал. Внесен в «Книгу Славы города Тамбова».

На открытии памятника комендант города Берлина генерал-майор Александр Котиков сказал: «У дорогих нам могил мы чтим память славных сынов великого советского народа, память во-инов-героев, павших в борьбе за свободу и независимость нашей Родины, за жизнь и счастье трудящихся всего мира. Пройдут века, но не изгладятся в памяти народов великие битвы Советской армии... Этот памятник в центре Европы, в Берлине, будет постоянно напоминать народам мира, когда, кем и какой ценой была завоевана Победа...»

Материал подготовлен при содействии Военной исторической библиотеки Генштаба ВС РФ.

Петр ЛАВРУК, журналист (Санкт-Петербург), газета "Совершенно секретно"

1) О Трептов-парке (Treptower park) я знал ещё лет с 10, когда мой родственник, ветеран ВОВ, дал мне тогда почитать большую книгу об истории 2 мировой войны, в которой уже в главах о завершающем периоде Великой Отечественной войны шла речь о Берлинской операции.

2) Сам парк находится в районе одноимённой станции S-Bahn линии, откуда пройти пешком по Puschinalle (ул. Пушкина) около 1 км. В этом районе очень часто попадались русскоязычные граждане, местные или туристы, не могу сказать. Видимо, сказывается местонахождения неподалёку белорусского посольства, чему сами белорусы несколько не рады, сравнивая с российским посольством, расположенном почти в самом центре Берлина в 200 метрах от Бранденбургских ворот.
Сами белорусские граждане сразу обвиняли в этом Александра Лукашенко из-за того, что посольство Беларуси на окраине города, а российское в центре.

3) К монументу советскому воину-освободителю, видимо, часто привозят русскоязычных туристов. Интересно, что район Трептов-Парка расположен в 3 км от бывшей границы между Западным и Восточным Берлином, которая проходила по каналу Ландверканаль (Landwehrkanal). Стоило перейти один мост через этот канал, так моментально этническая картина переменялась. Интересный момент. До бывшей границы ГДР и Западным Берлином- русскоязычные, после выходцы из африканских стран и Турции. Прекрасный опыт кросскультурного перехода.

4) А теперь к самому монументу. После прекращения существования ГДР комплекс Трептов-Парка находился в запустении. Звучали предложения и вовсе снести все плиты с высказываниями И. Сталина, называя сам монумент последним памятником в мире Иосифу Виссарионовичу.

5) На территории мемориала, воздвигнутого в ознаменование разгрома национал-социализма, погребено более 7000 советских солдат. Во время проведения Берлинской операции и в боях за Берлин с 16 апреля до 2 мая погибло более 75,000 советских солдат. В 1946 году Советская военная администрация приняла решение о переоборудовании советских воинских захоронений в Берлине. Место было выбрано советским командованием и закреплено в приказе номер 134. Наряду с уже созданным в 1945 году мемориалом в Тиргартене, где находилось место погребения более 2000 советских солдат, были намечены дополнительные братские могилы для погибших военнослужащих Красной армии.

6) 8 мая 1949 года в Трептове был торжественно открыт самый крупный советский воинский мемориал за пределами Советского Союза. Значение мемориала выходит далеко за пределы Берлина и Германии. В центральной части парка на большом лугу находится фигура советского солдата, рассекающего мечом свастику, и со спасённым ребёнком на руке, которая является всемирно известным символом вклада Советского Союза в разгром национал-социализма (авторы: архитектор Яков Белопольский и скульптор Евгений Вучетич).

7)Для строительства использовали гранит из рейхсканцелярии Гитлера. Памятник является не абстрактным монументом, это памятник сержанту Николаю Масалову, реально спасшему немецкую девочку.

8) Необходимо добавить, что скульптор Евгений Вучетич является одним из создателей одной из самых высоких статуй в мире скульптурной композиции "Родина- мать" на Мамаевом Кургане в Волгограде.

9) Монумент «Воин-освободитель» - Скульптор Е. В. Вучетич, архитектор Я. Б. Белопольский, художник А. В. Горпенко, инженер С. С. Валериус. Открыт 8 мая 1949 года. Высота - 12 метров. Вес - 70 тонн.
Внутри постамента находится круглый памятный зал. Стены зала украшены мозаичным панно (художник А. А. Горпенко). На панно изображены представители разных народов, включая народы Кавказа и Средней Азии, возлагающие венки на могилу советских воинов. Над их головами на русском и немецком языках написано: «Ныне все признают, что советский народ своей самоотверженной борьбой спас цивилизацию Европы от фашистских погромщиков. В этом великая заслуга советского народа перед историей человечества» (цитата из доклада И. В. Сталина к 27 годовщине Октябрьской революции.

10) Существует три версии того, кто именно позировал скульптору Е. В. Вучетичу для памятника солдата. Тем не менее, они не противоречат друг другу, так как не исключено, что в разное время скульптору могли позировать разные люди.
- Согласно воспоминаниям полковника в отставке Виктора Михайловича Гуназы, он в 1945 году в австрийском городе Мариацелль, где были расквартированы советские части, позировал молодому Вучетичу.Изначально, по воспоминаниям В. М. Гуназы, Вучетич планировал изваять солдата, который держит в руках мальчика, и именно Гуназа посоветовал ему заменить мальчика на девочку.
- По другим данным, полтора года в Берлине скульптору позировал сержант советской армии Иван Степанович Одарченко. Также Одарченко позировал и художнику А. А. Горпенко, который создавал мозаичное панно внутри постамента памятника. На этом панно Одарченко изображён дважды - в качестве солдата со знаком Героя Советского Союза и каской в руках, а также в виде рабочего в синем комбинезоне со склоненной головой, держащего венок. После демобилизации Иван Одарченко поселился в Тамбове, работал на заводе. Умер в июле 2013 года в возрасте 86 лет.
- Согласно интервью отца Рафаила - зятя коменданта Берлина А. Г. Котикова, который ссылается на неизданные воспоминания своего тестя, в качестве солдата позировал повар советской комендатуры в Берлине. Позже, по возвращении в Москву, этот повар стал шеф-поваром ресторана «Прага».