Техники и приемы регуляции эмоций. Катарсис – эмоциональная разрядка, бурное отреагирование длительно сдерживаемых (или запрещаемых) эмоций

Бывает так, что начинает раздражать буквально все - погода, работа, люди, транспорт. Нервы становятся похожими на оголенные провода - реагируют на мельчайшие уколы, тело превращается в сжатый комок, то и дело обдаваемый волнами жара. Бывает, что начинают выводить из себя детали, на которые раньше вы просто не обращали внимание: коллега напротив с шумом втягивает горячий чай из кружки и громко глотает.
Но самое ужасное, когда на нервы действуют близкие люди - родители, муж, ребенок. Вы же их любите! И вам стыдно, что сегодня доводит до бешенства замечание мамы, манера сидеть в кресле супруга, разбросанные игрушки дочки.
Работа на износ
В отличие от обычного гнева, вызванного какой-то конкретной причиной, на раздражение мы часто не можем даже отреагировать. Не будете же вы кричать на погоду, отнимать у коллеги чай или истерично ругать ребенка. Между тем “неотреагированные” переживания накапливаются, и это приводит к хроническому напряжению и эмоциональному дискомфорту.
Что происходит с организмом, когда внутри у вас все клокочет? Гнев настраивает его на драку. Поэтому:
вырабатывается дополнительное количество адреналина
нарастает сердечный ритм
поднимается кровяное давление
кровь отводится от кожи, печени, желудка и кишечника к сердцу и мышцам
подавляются процессы пищеварения.
Но разрядки не происходит, и организм продолжает находиться в стрессе.
Самая опасная эмоция
По данным последних научных и клинических исследований, подавленный гнев:
вызывает и усиливает болезни пищеварительного тракта - гастриты, язвы
вызывает гипертонию
повышает уровень холестерола
повреждает артерии
усугубляет сердечные заболевания
снижает иммунитет
вызывает головные боли.
Психологи, работающие с онкологическими пациентами, отмечают, что большинство из них перед тем, как заболеть, испытывали затяжной подавленный гнев на какую-то жизненную ситуацию или человека. Из всех отрицательных эмоций именно длительное неотреагированное раздражение оказалось наиболее опасным для здоровья.
Бунт организма
Среди множества физических факторов, вызывающих гнев, самым распространенным является, пожалуй, астеническое состояние. Оно может возникнуть у человека после любой болезни, в том числе и гриппа, ОРВИ; из-за авитаминоза; вследствие строгих диет. Если вы хронически переутомляетесь, не высыпаетесь, все время нервничаете - вас тоже может настигнуть астения. В этом состоянии больной постоянно на взводе: он не может долго ждать автобуса или стоять в очереди, его раздражают громкие звуки, резкий свет.
Острые или хронические боли - желудочные, головные, зубные - тоже приводят человека в тихое бешенство, когда кажется, что весь мир сговорился травить его.
Гормональные изменения - предменструальный синдром, менопауза - способствуют тому, что женщина бывает готова вот-вот взорваться.
Наконец любое абстинентное состояние - вы бросили курить, накануне перебрали спиртного, запретили себе пить кофе, к которому привыкли, - тоже способствует появлению частого раздражения.
Словом, организм ваш требует покоя, заботы и расслабления, а вы его напрягаете новыми задачами.
Прежде всего необходимо осознать, что является причиной вашего гнева на климат, движение транспорта или нерасторопную кассиршу в супермаркете. Если это физическое состояние, то отнеситесь к себе как к тяжелобольному, а именно: постарайтесь оградить себя от всяких волнений. От того, что вы будете нервничать, ни погода не изменится, ни пробка на дороге не рассосется, ни кассирша не будет работать быстрее.
Поэтому, как только вы заметили первые накаты волн гнева, скажите себе: “Главное, чтобы я была спокойна”. Или: “Здоровье дороже”. Прием очень простой, но срабатывает - можете в этом убедиться.
С позиции ученого
Гораздо труднее вычислить психологические факторы, приводящие нас в состояние подавленного гнева. Срабатывает внутреннее сопротивление: “Со мной-то все в порядке, это они - плохие и должны измениться, а потому моя злость вполне справедлива”. Даже если это и так, раздражение принесет вред только вам, а “они” его либо не заметят, либо решат, что это у вас - проблемы. Поэтому и с таким видом гнева надо учиться справляться.
Чаще всего в других нас раздражают те черты, которые мы не принимаем в себе самом. Например, вас бесит ленивый сотрудник, стремящийся при первой же возможности улизнуть от своих обязанностей. Вы бы тоже могли вести себя так: кому охота выполнять нудную работу. Но вы перебарываете себя. И от этого зло берет на него. Что делать?
Если вы начальник такого нерадивого сотрудника, то можете высказать замечание, заставить выполнять работу, лишить премии - но делайте это с холодным сердцем, не переживая, что он не такой трудолюбивый, как вы. Скажите себе: “Зато я в жизни добился больше, чем он”. А может быть, стоит поучиться у него этому легкому отношению к жизни? Посмотрите на него как ученый на объект исследования - и ваше раздражение пройдет.
Штирлиц в истерику не впадает
Гнев, как правило, вторичная реакция. А запускают его более глубинные чувства, например, обида, тревога, страх. Допустим, начальник сделал вам выговор. Вы возвращаетесь от него в свой кабинет, а там ваша коллега красит ногти, заполняя запахом лака все пространство. “Неужели нельзя было это сделать дома!” - клокочет у вас все внутри. Целый день вы на взводе и к концу уже просто ненавидите модницу. На самом деле произошло вот что: вам легче было перенести свои чувства на нее, чем переживать нагоняй начальника.
Если вы чувствуете, что “закипаете” по пустякам, остановитесь и подумайте, что произошло до этого?
А еще раньше? Так вы доберетесь до истинной причины своего взвинченного состояния и начнете конструктивно решать проблему, думать по существу. Пустяки перестанут вас раздражать - у вас есть дела и поважнее. В ситуации, когда вы готовы сорваться из-за мелочей, хорошо помогает и такая техника. Представьте, что вы - мужественный, выдержанный герой популярного сериала, например, Штирлиц. Он только что вышел из кабинета Бормана. Станет ли он переживать из-за секретарши, которая красит ногти?

Эти механизмы действуют взаимозависимо: они могут производить общие эффекты или же эффекты одних модифицируются другими. Полного согласия по вопросу об их соотносительной важности не до­стигнуто.

Можно выделить основные фазы развития группы :

1. Фаза образования - характеризуется высоким уровнем тревожности участников, их зажатостью; участники демонстрируют «правильное» поведение, ищут одобрения у ведущего группы.

2. Фаза псевдосплоченности (псевдоискренности) - участники демонстрируют большое желание быть включенными в группу, дают друг другу большое количество советов относительно их проблем; происходит распределение групповых ролей, возникает рост эмоциональной напряженности, появляется скептицизм к происходящему в группе.

3. Фаза конфликта (кризис группового развития) - нарастание скептицизма и недовольства, поиск «козла отпущения», возможно эмоциональное сплочение и агрессия на ведущего как первое проявление эмоциональной открытости, перераспределение групповых ролей и уточнение норм, демонстрация участниками различных сторон личности, окончательное утверждение норм и ролей, начало рефлексивных процессов.

Кризис группового развития вызывается, с од­ной стороны, недостаточно осознаваемым внутренним протес­том против необходимости увидеть свой новый психологический портрет, пересмотреть свое самоотношение и свои поведенчес­кие паттерны, т.е. противоречием между Я-действующим и Я-отраженным, а с другой стороны - вполне понятным страхом открыться перед другими участниками группы и ведущими (особенно отчетливо это проявляется тогда, когда приходится работать с членами одного коллектива, знающими друг друга давно, но с одной, привычной стороны).

4. Фаза рабочего альянса – стадия интенсивной терапевтической работы аутентичности и эмпатии, когда участники «притерлись» друг к другу и ведущему. Критичность и скептицизм уступают место глубочайшему интересу, любопытству, стремле­нию понять слова ведущих и процессы, происходящие в группе и внутри самих участников. Рефлексия становится более глубо­кой и содержательной, часто звучат шутки, смех, отношения становятся по-настоящему теплыми и сердечными. При выпол­нении упражнений возникает желание помочь друг другу, эмо­ционально поддержать. Активно применяются (на игровых моделях) новые способы взаимодейст­вия, поведения, решения проблем. На этой стадии с особенным вниманием изучаются и апробируются участниками способы са­мопознания, самоанализа, самоконтроля и саморегуляции.

5. Фаза регресса – характеризуется определенной усталостью участников, снижением эмоционального и интеллектуального напряжения.

6. Фаза распада группы – выход из ситуации «здесь и теперь», завершение групповой работы.

§ 5. Личность ведущего тренинговой группы

Роль поведения и личности ведущего тренинга, применяемых им методов, предлагаемых группе упражнений и психотехник очень велика. Именно он отвечает за результаты процессов, происходящих в тренинге, и именно он получает деньги за выполнение своих профессиональных обязанностей.

Разное понимание психологического смысла тренинга находит свое отражение и в разнообразии названий специалиста, про­водящего тренинг: ведущий, руководитель, директор груп­пы, тренер, эксперт, фасилитатор и др. Разумеется, далеко не каждый проводимый тренинг можно уверенно отнести к ка­кому-либо одному из выделенных видов, поскольку обычно перед тренингом ставится не одна, а несколько частных задач, ре­шение которых может осуществляться сквозными методами разных направлений.

По мнению большинства специалистов, именно личность психолога (а не уровень его профессиональной подготовки или подход, им проповедуе­мый) является важнейшим фактором, определяющим успешность или неуспешность тренинга.

Как отмечал И.Ялом (1970, 1975), психотерапевт может выступать в двух основных ролях: технического эксперта (эта роль подразумевает комментарии ведущим, процессов, происходящих в группе, поведенческих актов отдельных участников, а также рассуждения и информирование, помогающие группе дви­гаться в нужном направлении); и эталонного участника (считается, что в этом случае групповой психотерапевт добивается двух основных целей: демонстрации желательного и целесообразного образ­ца поведения и усиления динамики социального научения через достижение группой независимости и сплоченности).

С.Кратохвил выделяет пять основных ролей ведущего группы: активный руководитель (инструктор, режиссер, инициатор и опекун); аналитик (характеризующийся дистанцированием от участников группы и личностной нейтральностью); комментатор; посредник (эксперт, не берущий на себя ответственность за происходящее в группе, но периодически вмешивающийся в групповой процесс и направляющий его); член группы (аутентичное лицо со своими индивидуальными особенностями и жизненными проблемами) (И.Вачков, 2001, с. 78).

Вопрос о стилях руководства, осуществляемых ведущим в груп­пе, с одной стороны - тесно связан с ролями, в которых он выступает, а с другой - с его личностными особенностями. Руководство тренинговой группой можно рассматривать с точки зрения доминирования ведущего и жесткого или мягкого структурирования процесса. Большинство психотерапевтов придерживаются мнения, что наиболее предпочтителен демократический стиль руководства; отношение к директивности, характеризующей авторитарный стиль, как правило, достаточно негативно. Однако исследования показывают, что в ряде случаев бывает необходима именно авторитарность:

1) когда задача группы жестко структурирована;

2) когда члены группы испытывают сильный стресс;

3) когда ди­намика группы настолько неясна для участников, что они не мо­гут точно и полно осознать, что происходит (К.Рудестам, 1993).

Многие группы, особенно на начальном этапе, тяготеют к тому, чтобы их четко структурировали и чтобы ими жестко управляли. Это действительно бывает необходимо для преодоления начальной скованности и тревожности и ускорения запуска группового процесса. Вместе с тем опытный руководитель находит возможности постепенного «ослабления вожжей» и передачи функций управления самой группе.

Наименее продуктивный стиль руководства, как принято считать, - попустительский. Но это не означает, что он абсолютно неприемлем: в группах клиент-центрированной терапии роджерианского направления руководители могут демонстрировать полную внешнюю пассивность, психоаналитики также часто длительное время не вмешиваются в групповой процесс, ожидая спонтанно­го развития отношений в группе.

Нельзя проводить прямых параллелей между стилями управления группой и конкрет­ными тренинговыми школами. Гораздо теснее связь стиля руководства и личностных особенностей ведущего. Изучение опыта квалифицированных ведущих обнаруживает их умение гибко варьировать стиль руководства в зависимости от конкретных ситуаций развития группы.

Гуманистическая позиция состоит в том, что развивающий и оздоравливающий эффект воз­никает в тренинговой группе в результате создания атмосферы эмпатии, искренности, самораскрытия и особых теплых взаимоотношений между членами группы и ведущим. Невозможно насильно привести к счастью, невозможно осуществлять личностное развитие извне по отношению к личности. Следовательно, необходимо, чтобы ведущий обладал такими личностными характеристиками, которые позволили бы ему заботиться о создании максимально благоприятных условийразвития самосознания участников группы, что и обеспечивает эффективность тренинговой работы.

Обобщая многочисленные исследования профессионально важ­ных личностных черт ведущих (С.Кратохвил, К.Роджерс, И.Ялом и др.), можно выделить следующие личностные черты, желательные для ведущего тренинговой группы:

    концентрация на клиенте, желание и способность ему по­мочь;

    открытость к отличным от собственных взглядам и суж­дениям, гибкость и терпимость;

    эмпатийность, восприимчивость, способность создавать атмосферу эмоционального комфорта;

    аутентичность поведения, т.е. способность предъявлять группе подлинные эмоции и переживания;

    энтузиазм и оптимизм, вера в способности участников группы к изменению и развитию;

    уравновешенность, терпимость к фрустрации и неопреде­ленности, высокий уровень саморегуляции;

    уверенность в себе, позитивное самоотношение, адекват­ная самооценка, осознание собственных конфликтных об­ластей, потребностей, мотивов;

    богатое воображение, интуиция;

    высокий уровень интеллекта.

По поводу высокого уровня профессионализма ведущего тренинговой группы нам представляется необходимым привести слова И.В. Вачкова: «ведущий должен владеть значительным количеством разнообразных алгоритмов (методов, приемов) и уметь комбинировать эти алгоритмы в самых разнообразных вариантах в зависимости от обстоятельств его деятельности (запроса заказчика, состава группы, особенностей отдельных участников, стадии группового процесса, последних политических новостей, направления ветра …). Но этого мало. Если мы согласимся с тем, что деятельность практического психолога сродни искусству, то получается, что творчество – это просто-напросто его профессиональная обязанность. Следовательно, психолог должен быть готов в любой момент забыть привычный алгоритм и импровизировать, жонглируя приемами, по ходу дела модифицируя упражнения и изобретая новые» (И.Вачков, 2001, с. 101).

Такой уровень профессионализма достигается только при условии, что ведущий очень хорошо понимает смысл используемых методик, прочувствовал и пережил каждую из них. Проживая упражнение вместе с группой ведущий каждый раз приобретает новый опыт. Можно много раз использовать одно и то же упражнение в различных группах, и каждый раз обнаруживать в нем новые смыслы. Происходит некий инсайт и ведущий понимает, что используемый им прием дает не планируемый, а еще более значительный эффект.

Но необходимым условиям для этого является осознание и отработка данных приемов на практике, возможность увидеть, как они действуют именно в ваших руках; и еще – руководство основным принципом: НЕ НАВРЕДИ!

Отреагирование чувств, эмоциональное отреагирование - действия и процедуры, снижающие эмоциональное напряжение, дающие внутреннее облегчение за счет освобождения от всей или части негативной энергии.

Понятие "эмоциональное отреагирование" популярно в рамках гештальт-терапии, в других направлениях практической психологии говорится более конкретно о работе с негативными переживаниями, работе с обидой, гневом, расстроенностью и страхами.

Эмоциональное отреагирование может происходить в разных формах: в форме выплеска эмоций, вентиляции эмоций и собственно эмоционального отреагирования.

Выплеск эмоций - это сброс избытка эмоциональной энергии в речи, экспрессии и действиях без проживания и без глубинной проработки проблемы.

Проорать свою злость, выплеснуть вал рыданий, ударить или пнуть обидчика, от души ругнуться матом - много ума не требуется, на душе легчает, и в жизни весьма распространено.

Психологическая травма или психическая травма - вред, нанесённый психическому здоровью человека в результате интенсивного воздействия неблагоприятных факторов среды или остроэмоциональных, стрессовых воздействий на его психику. Часто бывает связана с физической травмой, угрожающей жизни, либо нарушающей ощущение безопасности.

Психологические травмы нарушают нормативную организацию психики и могут её вводить в пограничные или клинические состояния. На пограничном уровне могут появляться как временные ощущения дискомфорта, так и устойчивые состояния с наличием измененных образований, которые ослабляют иммунитет, работоспособность и адаптивные способности мышления. Длящиеся травмирования, массированные (катастрофические) травмы, внезапные и острые могут приводить к клиническим состояниям, при которых появившиеся измененные состояния (посттравматический эффект с обоснованием) могут приносить вред здоровью, уход от соблюдения норм социальной жизни человека (социальный престиж, возможность самоутверждения, уважения окружающих и близких людей и т. п.); по интимно-личностным последствиям на биологически и личностно разрушительные, приводящие к психосоматическим заболеваниям, неврозам, реактивным состояниям. Разрушительная сила психической травмы зависит от индивидуальной значимости травмирующего события для человека, степени его психологической защищённости (силы духа) и устойчивости к тем или иным факторам, и жизненных ситуаций.

В позитивистких теориях (нормативная психология, нормативный психоанализ и нормативный менеджмент) на основе тождества законов мышления и деятельности в типичности организации интеллекта, выделяются виды психологического травмирования.

Наибольшее распространение понятие «психологическая травма» получило в рамках теории посттравматического расстройства и возникшей в конце 80-х годов кризисной психологии. Психологическая травма - переживание особого взаимодействия человека и окружающего мира. Психологическая травма - переживание, потрясение. Наиболее яркими примерами психотравм являются унижение и угроза жизни и здоровью.

Психологическая защита – это специальная система стабилизации личности, направленная на ограждение сознания от неприятных, травмирующих переживаний, сопряженных с внутренними и внешними конфликтами, состояниями тревоги и дискомфорта. Функциональное назначение и цель психологической защиты заключается в ослаблении внутриличностного конфликта (напряжения, беспокойства) между инстинктивными импульсами бессознательного и усвоенными требованиями внешней среды, возникающими в результате социального взаимодействия. Ослабляя этот конфликт, защита регулирует поведение человека, повышая его приспособляемость и уравновешивая психику. При этом конфликт между потребностью и страхом человек может выражать разными способами:

· посредством психических перестроек;

· посредством телесных нарушений (дисфункций), проявляющихся в виде хронических психосоматических симптомов;

· в форме изменения способов поведения.

Впервые термин «психологическая защита» был введен в психологию известным австрийским психологом Зигмундом Фрейдом.

Начиная с З. Фрейда и в последующих работах специалистов, изучавших механизмы психологической защиты, неоднократно отмечается, что привычная для личности в обычных условиях защита, в экстремальных, критических, напряженных жизненных условиях обладает способностью закрепляться, приобретая форму фиксированных психологических защит.

Один из концептуальных подходов к психологическим защитам, представлен Ф.В. Бассиным. Здесь психологическая защита рассматривается как важнейшая форма реагирования сознания индивида на психическую травму. Другой подход содержится в работах Б.Д. Карвасарского. Он рассматривает психологическую защиту как систему адаптивных реакций личности, направленную на защитное изменение значимости дезадаптивных компонентов отношений – когнитивных, эмоциональных, поведенческих – с целью ослабления их психотравмирующего воздействия на Я – концепцию. По их мнению, этот процесс происходит, как правило, в рамках неосознаваемой деятельности психики с помощью целого ряда механизмов психологических защит, одни из которых действуют на уровне восприятия (например, вытеснение), другие – на уровне трансформации (искажения) информации (например, рационализация).

Все защитные механизмы обладают двумя общими характеристиками:

· они действуют на неосознаваемом уровне и поэтому являются средствами самообмана;

· они искажают, отрицают, трансформируют или фальсифицируют восприятие реальности, чтобы сделать тревогу менее угрожающей для индивидуума.

Следует также заметить, что люди редко используют какой-либо единственный механизм защиты – обычно они применяют различные защитные механизмы для разрешения конфликта или ослабление тревоги.

Функции психологических защит, с одной стороны, можно рассматривать как позитивные, поскольку они предохраняют личность от негативных переживаний, восприятия психотравмирующей информации, устраняют тревогу и помогают сохранить в ситуации конфликта самоуважение. С другой стороны, они могут оцениваться и как негативные. Действие защит обычно непродолжительно и длится до тех пор, пока нужна «передышка» для новой активности. Однако, если состояние эмоционального благополучия фиксируется на длительный период и по сути заменяет активность, то психологический комфорт достигается ценой искажения восприятия реальности, или самообманом.

Механизмы психологической защиты:

1. Вытеснение. Это процесс непроизвольного устранения в бессознательное неприемлемых мыслей, побуждений или чувств. Freud подробно описал защитный механизм мотивированного забывания. Он играет существенную роль в формировании симптомов. Когда действие этого механизма для уменьшения тревожности оказывается недостаточным, подключаются другие защитные механизмы, позволяющие вытесненному материалу осознаваться в искаженном виде. Наиболее широко известны две комбинации защитных механизмов: а) вытеснение + смещение и б) вытеснение + конверсия (соматическая символизация). Первая комбинация способствует возникновению фобических реакций, вторая - образует основу истерических реакций.

2. Регрессия. Посредством этого механизма осуществляется неосознанное нисхождение на более ранний уровень приспособления, позволяющий удовлетворять желания. Регрессия может быть частичной, полной или символической. Большинство эмоциональных проблем имеют регрессивные черты. В норме регрессия проявляется в играх, в реакциях на неприятные события (например, при рождении второго ребенка малыш первенец перестает пользоваться туалетом, начинает просить соску и т.п.), в ситуациях повышенной ответственности, при заболеваниях (больной требует повышенного внимания и опеки).

3. Проекция. Это механизм отнесения к другому лицу или объекту мыслей, чувств, мотивов и желаний, которые на сознательном уровне индивид у себя отвергает. Нечеткие формы проекции проявляются в повседневной жизни. Многие из нас совершенно некритичны к своим недостаткам и с легкостью замечают их только у других. Мы склонны винить окружающих в собственных бедах. Проекция бывает и вредоносной, потому что приводит к ошибочной интерпретации реальности. Этот механизм часто срабатывает у незрелых и ранимых личностей.

4. Интроекция. Это символическая интернализация (включение в себя) человека или объекта. Действие механизма противоположно проекции. Интроекция выполняет очень важную роль в раннем развитии личности, поскольку на ее основе усваиваются родительские ценности и идеалы. Механизм актуализируется во время траура, при потере близкого человека. С помощью интроекции устраняются различия между объектами любви и собственной личностью. Порой вместо озлобленности или агрессии по отношению к другим людям уничижительные побуждения превращаются в самокритику, самообесценивание, потому что произошла интроекция обвиняемого.

5. Рационализация. Это защитный механизм, оправдывающий мысли, чувства, поведение, которые на самом деле неприемлемы. Рационализация – самый распространенный механизм психологической защиты, потому что наше поведение определяется множеством факторов, и когда мы объясняем его наиболее приемлемыми для себя мотивами, то рационализируем. Бессознательный механизм рационализации не следует смешивать с преднамеренными ложью, обманом или притворством. Рационализация помогает сохранять самоуважение, избежать ответственности и вины. В любой рационализации имеется хотя бы минимальное количество правды, однако в ней больше самообмана, поэтому она и опасна.

6. Интеллектуализация. Этот защитный механизм предполагает преувеличенное использование интеллектуальных ресурсов в целях устранения эмоциональных переживаний и чувств. Интеллектуализация тесно связана с рационализацией и подменяет переживание чувств размышлениями о них (например, вместо реальной любви – разговоры о любви).

7. Компенсация. Это бессознательная попытка преодоления реальных и воображаемых недостатков. Компенсаторное поведение универсально, поскольку достижение статуса является важной потребностью почти всех людей. Компенсация может быть социально приемлемой (слепой становится знаменитым музыкантом) и неприемлемой (компенсация низкого роста – стремлением к власти и агрессивностью; компенсация инвалидности – грубостью и конфликтностью). Еще выделяют прямую компенсацию (стремление к успеху в заведомо проигрышной области) и косвенную компенсацию (стремление утвердить себя в другой сфере).

8. Реактивное формирование. Этот защитный механизм подменяет неприемлемые для осознания побуждения гипертрофированными, противоположными тенденциями. Защита носит двухступенчатый характер. Сначала вытесняется неприемлемое желание, а затем усиливается его антитеза. Например, преувеличенная опека может маскировать чувство отвержения, преувеличенное слащавое и вежливое поведение может скрывать враждебность и т.п.

9. Отрицание. Это механизм отвержения мыслей, чувств, желаний, потребностей или реальности, которые неприемлемы на сознательном уровне. Поведение таково, словно проблемы не существует. Примитивный механизм отрицания в большей мере характерен для детей (если спрятать голову под одеялом, то реальность перестанет существовать). Взрослые часто используют отрицание в случаях кризисных ситуаций (неизлечимая болезнь, приближение смерти, потеря близкого человека и т.п.).

10. Смещение. Это механизм направления эмоций от одного объекта к более приемлемой замене. Например, смещение агрессивных чувств от работодателя на членов семьи или другие объекты. Смещение проявляется при фобических реакциях, когда тревожность от скрытого в бессознательном конфликта переносится на внешний объект.


Похожая информация.


Все люди, так или иначе,стараются контролировать свои эмоции и хотят управлять ими.
Это вполне справедливое желание, ведь абсолютная спонтанность характеризует скорее ребенка, нежели взрослого человека. С другой стороны, абсолютная произвольность - характеристика скорее андроида или киборга, нежели человеческого существа. :)

И поэтому я решила поподробнее остановиться на способах эмоциональной регуляции или управления эмоциями, чтобы прояснить, какие плюсы и минусы есть у того или иного способа. Это знание дает возможность выбора в конкретной ситуации и для конкретного человека. :)

Начну, пожалуй, с наиболее любимого психологами и психотерапевтами способа, который называется эмоциональным отреагированием .
Почему мы так его любим. Этот способ считается наиболее оптимальным для психического здоровья человека, поскольку приводит к полной разрядке энергетического потенциала, вызванного эмоцией. Иными словами, эмоция разряжается физически и вербально. Это происходит в деятельности, направленной на решение проблемы, или в косвенных видах активности (общении и др.), после которых человек может перейти к решению проблемы. Под проблемой в данном случае понимается неудовлетворенная потребность, о которой и сигнализирует появление негативной эмоции.

Эмоциональное отреагирование - это не просто экспрессия эмоций (их проявление и выражение окружающим), силу которой мы можем контролировать. Здесь речь идет именно о п р о ж и в а н и и эмоции, своих чувств, своего состояния. Это проживание и прочувствование во всей его полноте, оно протекает спонтанно, бесконтрольно. В этот момент и происходит эмоциональная разрядка, человеку становится легче, поскольку его чувства не застревают у него внутри. Если бы мы имели возможность прибегать к такому способу регуляции эмоций постоянно, психологи явно остались бы без работы. :-)

Таким образом, отреагирование может выглядеть как непосредственная бурная эмоциональная реакция на какое либо событие, проявляющаяся в виде плача, крика, смеха, либо каких-либо активных действий, по решению проблемы на месте. Самый простой пример: на человека напали, он разозлился и ударил обидчика в ответ. Или же, наоборот: на него напали, он испугался и убежал. Проблема -> эмоция -> действие по решению проблемы. Таким образом, прямая разрядка эмоционального переживания происходит во время каких-либо действий, направленных на решение проблемы. После этого человек чувствует явное облегчение и улучшение своего эмоционального состояния.

Либо же, наоборот, человек вначале освобождается от эмоционального напряжения, а затем уже в спокойном состоянии ищет способы решения проблемы. В данном случае эмоциональное отреагирование осуществляется косвенными способами. Например, что-то или кто-то вызвал у человека гнев. Чтобы выплеснуть его, человек может пойти и отдубасить подушку или боксерскую грушу, пойти покричать там, где его никто не услышит. Делать это нужно от души, не контролируя себя, поскольку сдерживание препятствует непосредственному проживанию эмоций во всей их полноте.

Итак, если ситуация позволяет, отреагировать свои эмоции можно непосредсвенно здесь и сейчас, то есть в действии. И бывают ситуации, когда этот способ наиболее оптимален. Здесь можно вспомнить не только негативные эмоции, но и примеры достаточно приятных переживаний. Допустим, близкий человек подарил вам замечательный подарок, и вы испытываете по этому поводу бурю позитивных эмоций: радость, восторг, ликование. Вы вполне можете себе позволить выразить свои чувства в полной мере: наброситься на него с объятиями, расцеловать и наговорить кучу приятных слов. Я думаю, такое искреннее и непосредсвенное выражение чувств будет очень кстати и очень приятно тому, кто подумал о вас и захотел доставить вам удовольствие.

Понятно, что человек не всегда может непосредственно проявлять свои эмоциональные реакции на те или иные события, хотя бы потому, что это не всегда безопасно для него, либо для окружающих. Но отреагировать эмоции все равно необходимо. Вот тогда можно прибегнуть к косвенным способам. Помимо боксерских груш, подушек и др. существует еще один способ, хорошо известный еще со времен античности: это искусство и различные виды творчества. У эмоционального отреагирования и у любого вида творчества есть одна общая характеристика, без которой ни то, ни другое невозможно: это спонтанность.
Именно поэтому людей творческих отличает тонкая эмоциональная чувствительность и непостоянство. Без соприкосновения с миром чувств невозможно творить, а творя, невозможно не чувствовать. :)

Отсюда появились такие психотерапевтические направления, как арттерапия, танцевально-дивигательная терапия и прочие.

Для эмоционального отреагирования подойдет эстетическое восприятие произведений искусства, посещение художественных галерей, прослушивание музыки, соответствующей вашему настроению, просмотр спектаклей и фильмов, созвучных вашим переживаниям.

Например, бросьте беглый взгляд на картину. Постарайтесь понять, какую эмоцию, хотя бы неясную, она вызывает? Если изображена буря, ощущаете ли вы в себе соответствующие вихри и волнение? Не пугает ли вас вот это лицо? Не раздражает ли этот яркий подбор красок?
Каким бы ни было ваше мимолетное впечатление, не пытайтесь изменить его добросовестным разглядыванием, перейдите к следующей картине. Обратите внимание, какое тонкое эмоциональное чувство вызывает этот рисунок, и переходите к другому. Если ваши реакции кажутся вам очень смутными и мимолетными, или вы вообще неспособны их определить, не думайте, что это всегда будет так, повторяйте эксперимент при каждом удобном случае. Если трудно попасть в галерею, можете проделать то же с репродукциями.

Также будет просто прекрасно, если вы найдете для себя свой собственный способ самовыражения - выплеснете свои эмоции в виде каких-либо образов: зрительных (рисунок, скульптура), двигательных (танец), аудиальных (музицирование, пение) или каких-либо других. Здесь подойдет любой вид спонтанного и творческого самовыражения.