Территория государственной границы в международном праве. Государственные границы

Лекция 10. Территория в международном праве

10.3. Государственные границы

Государственные границы - сухопутные и водные между государствами - устанавливаются по соглашению, воздушные и границы недр - являются производными от первых двух; границу территориальных вод, примыкающих к открытым водным пространствам, государство устанавливает самостоятельно. В качестве средства установления государственной границы используются:

1) делимитация - договорное определение направления и положения границы с описанием и нанесением ее на карту;

2) демаркация - установление госграницы на местности. Ее осуществляют смешанные комиссии приграничных государств путем сооружения пограничных знаков. О проделанной работе комиссия составляет обстоятельный протокол (обстоятельный - в смысле как подробностей, так и указания существенных обстоятельств, характерных для тех или иных участков границы).

Режим границы закрепляется в договоре. На реках, как правило, граница устанавливается по фарватеру, если река судоходна, или посередине, если она таковой не является.

Изменение границы или ее режима возможно только на основе специального соглашения. В приграничных районах государства на своей территории свободны устанавливать необходимый пограничный режим. Такая свобода, однако, ограничивается принципом ненанесения ущерба соседней стороне: скажем, нельзя допускать работы, которые могут изменить уровень или русло пограничных рек или привести к их загрязнению. Вопросы, относящиеся к плаванию по пограничным рекам (озерам) или иному их народнохозяйственному использованию, решаются по соглашению.

АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ МЕЖДУНАРОДНОГО ПРАВА

МЕЖДУНАРОДНО-ПРАВОВОЕ ОФОРМЛЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ГРАНИЦЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И СОПРЕДЕЛЬНЫХ ГОСУДАРСТВ

Н.В. Остроухов

Кафедра международного права Российский университет дружбы народов ул. Миклухо-Маклая, 6, Москва, Россия, 117198

Рассматривая вопросы международно-правового оформления границ, имеющие большое значение для каждого государства, автор анализирует соглашения о границе Российской Федерации с сопредельными государствами. Основное внимание уделяется спорным вопросам, которые, по мнению автора, должны разрешаться исходя из основополагающих принципов современного международного права - территориальной целостности государств и неприкосновенности государственных границ.

Ключевые слова: государственная граница, договор, линия, стабильность, суверенитет.

Вопрос о границах имеет большое значение для каждого государства. На границах сосредоточен спектр интересов государств, многие из которых являются жизненно важными и составляют основу национальной безопасности каждого из них. Установление справедливых и прочных государственных границ, их надлежащее оформление являются важным фактором обеспечения международной безопасности, развития дружественных отношений государств.

Особенно велико значение данного вопроса для России, имеющей границы с 16 государствами общей протяженностью 61 110 км (сухопутная - 14519 км (23,76%), речная - 7381,55 (12,08%), озерная - 470,4 (0,77%), морская - 38738,9 км (63,39%)).

Большая протяженность границ и значительное количество сопредельных государств делают для России очень важными вопросы их надлежащего оформления.

Четкость определения государственной границы в договоре сопредельных государств и установления ее на местности способствует реализации на практике таких основополагающих принципов современного международного права, как территориальная целостность государств и неприкосновенность государственных границ.

От соблюдения этих принципов, в свою очередь, во многом зависит сохранение и упрочение международного мира и безопасности, поскольку территориальные споры, притязания одного государства на территорию другого очень часто приводили к конфликтам, вооруженным столкновениям и к войнам между ними.

Если же для территориальных претензий действительно имеются основания, то любое изменение принадлежности государственной территории возможно только мирным путем, на основе соглашения заинтересованных государств. На основе такого соглашения могут быть установлены и юридически оформлены новые государственные границы .

Установление справедливой государственной границы имеет большое значение для нормализации отношений между сопредельными государствами, особенно в тех случаях, когда между ними в прошлом существовали разногласия по вопросам прохождения границы. О таком значении границ свидетельствует, например, Совместное заявление о российско-китайских пограничных вопросах, опубликованное в ноябре 1998 г. в связи с завершением полевых работ по демаркации Западной части российско-китайской государственной границы, осуществлявшихся в соответствии с Соглашением о российско-китайской государственной границе на ее Западной части (Российско-китайское соглашение о границе на Восточной части было заключено еще в 1991 г.) от 3 сентября 1994 г. В этом заявлении подчеркивалось, что «государственная граница России и Китая как на ее Восточной, так и на ее Западной частях впервые в истории отношений двух стран получила четкое обозначение на местности». В заявлении отмечалось также, что «Стороны едины в том, что успешное решение вопросов демаркации российско-китайской границы на основе равноправных консультаций, взаимопонимания и взаимной уступчивости благоприятствует сохранению мира и спокойствия в приграничных районах, способствует развитию добрососедских отношений и дружбы между Россией и Китаем и вносит важный вклад в дело укрепления безопасности и стабильности в регионе» .

Договоры по пограничным вопросам отличаются особой стабильностью. Другие договоры могут прекращать свое действие в связи с истечением срока, на который они были заключены, наступлением отменительного условия, возникновением войны, прекращением существования субъекта договора, денонсацией, отменой договора, его новацией и аннулированием. Действие же договоров о границе не может быть прекращено подобным образом. Договоры о границах не содержат положений о денонсации и, следовательно, не могут быть денонсированы, в них обычно не указывается срок действия. Даже возникновение войны между сопредельными государствами не прекращает действия договора о границе между ними. Договоры о границе не могут быть отменены в одностороннем порядке (аннулированы), любое действие по изменению положения границы (новация договора о границе) возможно только по взаимному согласию сторон. К договорам о границе не применяется оговорка «rebus sic stantibus» - о коренном изменении обстоятельств (п. 2 ст. 62 Венской конвенции о праве международных договоров 1969 г.), границы, установленные договором,

и их режим не затрагиваются правопреемством, и каждое государство-правопреемник обязано соблюдать эти договоры и т.д. .

Такая стабильность договоров о границе способствует реализации принципов нерушимости государственных границ и территориальной целостности государств, получивших всеобщее признание, закрепленных в ряде основополагающих международно-правовых документов (например, ст. 2 Устава ООН, Декларация о принципах международного права, касающихся дружественных отношений и сотрудничества между государствами в соответствии с Уставом Организации Объединенных Наций от 24 октября 1970 г., Заключительный акт Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе от 1 августа 1975 г.) .

Завершение договорного закрепления государственной границы на постсоветском пространстве на участках, не оформленных в международно-правовом отношении, является одной из основных задач пограничной политики Российской Федерации. Россия не имеет территориальных претензий ни к одному из сопредельных государств и ведет дело к последовательному и бесконфликтному завершению процесса международно-правового оформления границ на основе уважения суверенитета и территориальной целостности друг друга и нерушимости существующих границ. Россия участвует в переговорах с такими сопредельными государствами, как Финляндия, Эстония, Латвия, Литва, Норвегия, Украина, Грузия, Азербайджан, Казахстан.

Вступили в силу договоры о границе с Литвой (2003 г.), Украиной (2004 г.), Казахстаном (2006 г.), Латвией (2007 г.), Дополнительное соглашение о российско-китайской границе на ее Восточном участке (2005 г.), Соглашение о точке стыка границ России, Литвы и Польши (2006 г.), подписаны Договор между Российской Федерацией и Монголией о режиме российско-монгольской государственной границы (2006 г.), Соглашение о режиме российско-китайской границы, Соглашение между Российской Федерацией и Королевством Норвегия о разграничении морских пространств в районе Варангер-фьорда (2007 г.), проведена проверка границы с КНДР (2002 г.) и Монголией (2002 г.). Начаты подготовка к демаркации границы с Литвой, проверка границы с Финляндией и переговоры по порядку проведения проверки границы с Норвегией. С подписанием в июле 2008 г. Дополнительного Протокола-описания линии российско-китайской государственной границы на ее Восточной части закончена демаркация государственной границы с Китаем. Продолжаются переговоры по международно-правовому оформлению государственной границы России с Азербайджаном. Возможна делимитация границ России с Южной Осетией и Абхазией.

В итоге государственная граница Российской Федерации полностью оформлена с шестью государствами (Норвегией, Финляндией, Польшей, Монголией, КНР, КНДР). Не завершена работа по международно-правовому оформлению государственной границы России с Латвией, Литвой, Украиной, Казахстаном. Не оформлена граница России с Эстонией, Белоруссией, Абхазией, Грузией, Южной Осетией, Азербайджаном и Японией.

Остро стоит вопрос разграничения морских пространств Российской Федерации. Разграничение территориального моря в международно-правовом отношении оформлено только с Норвегией, Финляндией, Польшей и КНДР. С Эстонией, Украиной, Абхазией и Японией граница на море не оформлена в международно-правовом отношении.

Большинство государств не имеют никаких претензий по поводу прохождения границ с Россией. Ряд других имеют желание их пересмотреть. Если проанализировать отношения некоторых сопредельных государств с Россией, то складывается следующая картина.

Норвегия. Протяженность государственной границы Российской Федерации с Королевством Норвегия - 219,1 км (сухопутная - 43,0 км, речная - 152,8, морская граница - 42 км).

Прохождение линии советско-норвежской границы зафиксировано в Памятной записке к Договору между Правительством СССР и Королевским Норвежским Правительством о режиме советско-норвежской границы и порядке урегулирования пограничных конфликтов и инцидентов от 29 декабря 1949 г. По результатам демаркации границы в 1947 г. составлен Протокол-описание прохождения границы, который вступил в силу 23 мая 1949 г.

Морская граница между СССР и Норвегией была установлена Соглашением между Правительством СССР и Королевским норвежским Правительством о морской границе в Варангер-фьорде от 15 февраля 1957 г., с учетом четырехмильного территориального моря Норвегии. Однако в связи с расширением Норвегией пределов своего территориального моря с 3 до 12 миль были проведены переговоры по определению морской границы России и Норвегии в Ва-рангер-фьорде. Подписанное по данному вопросу в 2007 г. соглашение ратифицировано 29 марта 2008 г. и вступило в силу 9 июля 2008 г. (Федеральный закон № 33-ф3). В связи с принятием предложения норвежской стороны о проведении совместной проверки прохождения границы издано распоряжение Правительства Российской Федерации от 3 марта 2007 г. № 233-р по организации этой работы и начата работа по его реализации. Кроме того, прохождение границы регламентируется также рядом протоколов и соглашений.

Финляндия. Протяженность государственной границы Российской Федерации с Финляндской Республикой - 1325,8 км (сухопутная - 1091,7 км, речная

60,3 км, озерная - 119,8 км, морская - 54,0 км).

Международно-правовое оформление российско-финляндской границы, ее режим закреплены в Договоре между Правительством СССР и Правительством Финляндской Республики о режиме советско-финляндской государственной границы и о порядке урегулирования пограничных инцидентов от 23 июня 1960 г. Протоколом между Правительством Российской Федерации и Правительством Финляндской Республики от 12 мая 1997 г. в Договор внесены соответствующие изменения и дополнения.

В связи с принятием предложения финляндской стороны о проведении Совместной проверки границы издано распоряжение Правительства Российской Федера-

ции № 1551-р от 2 декабря 2004 г. по организации этой работы. В настоящее время проводятся мероприятия по совместной проверке прохождения российско-финляндской границы.

Хотя российско-финляндская граница определена в международно-правовом отношении, в Финляндии действуют силы, которые желали бы пересмотреть итоги Второй мировой войны, ранее заключенные соглашения. На неофициальном уровне в Финляндии действуют различные движения и организации, такие как «Карельский Союз Финляндии», «Великая Финляндия» («Суур Суоми»). Как известно, согласно Московскому Договору от 12 марта 1940 г., заключенному после вооруженного советско-финского конфликта 1939-1940 гг., в состав СССР были возвращены исторические карельские земли, издавна входившие в состав России. Это Карельский перешеек с городом Выборг, северное и западное побережье Ладожского озера, а также западная часть полуостровов Рыбачий и Средний.

Эстония. Протяженность государственной границы Российской Федерации с Эстонской Республикой - 466,8 км (сухопутная - 89,5 км, речная - 87,5 км, озерная - 147,8 км, морская - 142,0 км).

Сложными были отношения России с Эстонией по поводу принадлежности Печорского района Псковской области (имеющего площадь 1,5 тыс. кв. км) и Кингисепского района Ленинградской области (0,8 тыс. кв.), заселенных в основном русскими.

Конституция Эстонии 1992 г. в ст. 122 констатирует, что сухопутная граница Эстонии определена Тартуским мирным договором 1920 г. и другими межгосударственными договорами о границе. Данное положение содержит территориальные притязания к России и противоречит Договору от 12 января 1991 г., в котором признается существующая российско-эстонская граница в соответствии с административно-территориальным делением бывшего СССР на момент подписания данного Договора.

Эстонская Республика и Российская Федерация, руководствуясь общепризнанными принципами и нормами международного права, в том числе документами ООН и ОБСЕ, и подтверждая стремление развивать на их основе межгосударственные отношения, желая обеспечить благоприятные условия для развития и укрепления добрососедских отношений и взаимного доверия между двумя государствами, а также стремясь развивать правовую основу для урегулирования вопросов, связанных с эстонско-российской государственной границей, в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации № 1196 от 4 декабря 1995 г. создали Комиссию по делимитации границы и разграничению морских пространств между Российской Федерацией и Эстонской Республикой. В ходе российско-эстонских переговоров было согласовано прохождение границы на всем ее протяжении, которое в основном совпадает с границей, в одностороннем порядке обозначенной Российской Федерацией.

18 мая 2005 г. в Москве был заключен Договор между Эстонской Республикой и Российской Федерацией об эстонско-российской государственной гра-

нице и Договор между Эстонской Республикой и Российской Федерацией о разграничении морских пространств в Нарвском и Финском заливах. 20 июня 2005 г. договор был ратифицирован парламентом Эстонии. При этом эстонцами в текст закона о ратификации включены положения, увязывающие данный процесс с внутригосударственными документами, которые не соответствуют объективным реалиям, создают ложный контекст для толкования и реализации положений этого договора. В свете позиций, занятой парламентом Эстонии, Президент Российской Федерации издал в связи с этим распоряжение № 394-рп от 31 августа 2005 г. «О намерении Российской Федерации не стать участником Договора между Российской Федерацией и Эстонской Республикой о российско-эстонской государственной границе и Договора между Российской Федерацией и Эстонской Республикой о разграничении морских пространств в Нарвском и Финском заливах».

В настоящее время подготовлен проект Соглашения о точке стыка государственных границ России, Эстонии и Латвии.

Латвия. Протяженность государственной границы Российской Федерации с Латвийской Республикой - 270,5 км (сухопутная - 137,2 км, речная

127,5 км, озерная - 5,8 км).

Ранее Латвия выдвигала необоснованные территориальные претензии к России в отношении Пыталовского района Псковской области (площадь 1,6 тыс. кв. км, 30 тыс. жителей (латыши и эстонцы составляют менее 1 процента). Однако 27 марта 2007 г. в Москве был подписан Договор между Российской Федерацией и Латвийской Республикой о российско-латвийской государственной границе, в котором все разногласия были сняты. Договор вступил в силу 18 декабря 2007 г. Его положения предусматривают демаркацию совместной границы.

Переговоры о российско-латвийской границе проводились Комиссией по делимитации государственной границы между Российской Федерацией и Латвийской Республикой, образованной постановлением Правительства Российской Федерации от 4 декабря 1995 г. № 1197.

В настоящее время начата работа по согласованию проектов трехсторонних соглашений о точках стыка государственных границ России, Латвии и Эстонии, а также России, Латвии и Белоруссии.

Литва. Протяженность государственной границы Российской Федерации с Литовской Республикой - 285,9 км (сухопутная - 28,2 км, речная - 207,9 км, озерная - 8,7 км, морская - 41,1 км).

Договор между Российской Федерацией и Литовской Республикой о российско-литовской государственной границе (Москва, 24 октября 1997 г.) в настоящее время вступил в силу. Приложением к договорам является «Описание прохождения линии государственной границы между Российской Федерацией и Литовской Республикой», делимитационная карта с нанесенной линией государственной границы.

В соответствии с договором о российско-литовской границе подписано постановление Правительства Российской Федерации от 20 октября 2005 г. № 63 о создании российской делегации в Совместной российско-литовской демаркационной комиссии. В настоящее время ведутся работы по подготовке и демаркации государственной границы сопредельных стран.

Украина. Протяженность сухопутного участка государственной границы Российской Федерации с Украиной - 1974,04 км (сухопутная - 1504,19 км, речная - 465,68 км, озерная - 4,17 км).

Переговоры по делимитации сухопутного участка российско-украинской границы проводились Комиссией, образованной постановлением Правительства Российской Федерации от 26 февраля 1998 г. № 261-15.

В ходе совместных с украинской стороной работ был подготовлен Договор между Российской Федерацией и Украиной о российско-украинской государственной границе, который подписан 28 января 2003 г. Приложениями к Договору являются описание прохождения российско-украинской государственной границы, альбом карт с нанесенной линией границы. Данный Договор не предусматривает проведения демаркации российско-украинской границы.

В настоящее время большая часть сухопутной границы двух государств демаркирована. Однако не решен вопрос о прохождении государственной границы в Керченском проливе и Азовском море. 24 декабря 2003 г. подписан Договор между Российской Федерацией и Украиной о сотрудничестве в использовании Азовского моря и Керченского пролива. Сложными были отношения двух государств в связи с определением принадлежности косы Тузла.

Указанные договоры вступили в силу 23 апреля 2004 г. В настоящее время готовится проект трехстороннего Соглашения о точке стыка границ России, Украины и Белоруссии.

Грузия. Протяженность государственной границы Российской Федерации с Грузией с учетом протяженности границ новых государств Абхазии и Южной Осетии - 572,5 км (сухопутная - 566,4 км, речная - 5,9 км., озерная - 0,2 км).

Комиссия по делимитации границ между Российской Федерацией и Грузией образована постановлением Правительства Российской Федерации № 981-55 от 26 сентября 1993 г. В ходе переговоров, состоявшихся по данному вопросу, было согласовано ее прохождение почти на всем участке государственной границы.

Республика Абхазия. Протяженность границ Абхазии - 255,4 км (сухопутная - 183,0 км, речная - 50,0 км, морская - 22,4 км).

Республика Южная Осетия. Протяженность границ Ю. Осетии - 70,0 км. На всем протяжении граница с сопредельными государствами сухопутная.

Азербайджан. Протяженность государственной границы Российской Федерации с Азербайджанской Республикой - 350,0 км (сухопутная - 272,4 км, речная - 55,2 км, морская - 22,4 км). Комиссия по делимитации государственной границы между Российской Федерацией и Азербайджанской Республикой образована постановлением Правительства России от 22 апреля 1994 г. № 354-18. В ходе российско-азербайджанских переговоров согласовано прохождение границы на участке протяженностью 305,0 км (90%). В настоящее

дение границы на участке протяженностью 305,0 км (90%). В настоящее время продолжается работа по уточнению прохождения границы на 3-х несогласованных участках протяженностью 32,5 км (10%).

Китай. Протяженность государственной границы Российской Федерации с Китайской Народной Республикой - 4333,91 км (сухопутная - 648,31 км, речная - 3615,57 км, озерная - 70,03 км).

Положение российско-китайской границы с давних времен являлось предметом международно-правовых споров, и только во второй половине 80-х годов наметилась тенденция укрепления ее стабильности.

16 мая 1991 г. в Москве было подписано Соглашение между Союзом Советских Социалистических Республик и Китайской Народной Республикой о советско-китайской государственной границе на ее Восточной части. 14 октября 2004 г. в Пекине - Дополнительное соглашение между Российской Федерацией и Китайской Народной Республикой о российско-китайской государственной границе на ее Восточной части.

В сентябре 1994 г. в Москве было подписано Соглашение между Российской Федерацией и Китайской Народной Республикой о российско-китайской государственной границе на ее западной части.

9 декабря 1999 г. подписаны межправительственные Протоколы-описания линии российско-китайской государственной границы на ее восточной части и на ее западной части и Соглашение о совместном хозяйственном использовании отдельных островов и прилегающих к ним акваторий пограничных рек. Данные Протоколы-описания после обмена нотами МИДов России и Китая вступили в силу с 19 января 2000 г.

В ходе трехсторонних переговоров 20 июня 2002 г. подписан Протокол-описание точки стыка границ России, КНР и КНДР на реке Туманная.

Соглашением 1991 г. не было определено прохождение государственной границы на двух участках: - остров Большой на реке Аргунь (протяженность 28 км, пл. - 58 кв. км) и острова Большой Уссурийский и Тара-баров у г. Хабаровска (протяженность 30 км, пл. - 336 кв. км). 2 июня 2005 г. вступило в силу Дополнительное соглашение между Россией и КНР о российско-китайской государственной границе на ее Восточной части.

9 ноября 2006 г. подписано Соглашение о режиме российско-китайской границы, которое вступило в силу 9 апреля 2007 г.

21 июля 2008 г. подписан Дополнительный протокол-описание Восточной части российско-китайской государственной границы между Правительством Российской Федерации и Правительством Китайской Народной Республики, который вступил в силу с 14 октября 2008 г. после обмена нотами МИДов России и Китая.

С подписанием указанных документов завершено международноправовое оформление государственной границы с Китаем.

В заключение отметим, что государственная граница является пространственным пределом осуществления государством его суверенитета, его террито-

риального верховенства, то есть она определяет пределы государственной территории. Вопросы, относящиеся к установлению границ, ее режима и охраны, регламентируются как международным правом, в частности соглашениями сопредельных государств, так и национальным законодательством каждого из них. Решение этих вопросов должно осуществляться на основе соблюдения принципов нерушимости государственных границ, отказа от применения силы или угрозы силой в отношениях между государствами.

ЛИТЕРАТУРА

Действующее международное право. В 3-х т. - М., 1996. - Т. 1.

Дипломатический вестник. - 1998. - № 12.

Международное право. Изд. 2-е, доп. и перераб. / Отв. ред. Ю.М. Колосов и В.И. Кузнецов. - М.: Межд. отнош., 1998.

Ромашев Ю.С., Ганюшкин Б.В., Баскин Ю.Я., Корбут Л.В., Алешин В.В., Шумилов А.Ю. Правовые основы погранологии: Монография. - М.: Отделение погранологии МАИ, 2000.

INTERNATIONAL LEGAL ORGANIZATION OF RUSSIAN FEDERATION AND NEIGHBORING COUNTRIES NATIONAL BOUNDARIES

The Department of International Law Peoples’ Friendship University of Russia

6, Miklukho-Maklaya st., Moscow, Russia, 117198

The question of national boundaries is of great importance for each state. A whole range of state interests, the majority of which are of vital importance and form the base of any state national security are concentrated on the borders. The settlement of lawful and solid national boundaries and their legal organization is an important factor of providing international security and the development of states friendly relations.

Key word: national boundary, agreement, line, stability, sovereignty.

Границы имеют огромное значение для каждого государства, прежде всего, с точки зрения обеспечения безопасности и определения пределов его верховной власти.

В последние годы по многих приграничных районах России интенсифицируется хозяйственная деятельность. Нередко заключаются соглашения об условиях эксплуатации естественных ресурсов этих районов (нефть, уголь, вода и т.д.). Все это требует постоянного внимания не только к внешнеполитическим вопросам сотрудничества с приграничными государствами, но и к вопросам техники установления и обустройства границ России. В связи с этим заслуживает внимания то, что Россия стала участницей Европейской Рамочной конвенции о приграничном сотрудничестве территориальных сообществ и властей 1980 г., а в Государственной Думе РФ рассматривается проект федерального закона "О приграничном сотрудничестве в Российской Федерации".

В Законе РФ от 01.04.1993 № 4730-1 "О Государственной границе Российской Федерации" государственная граница определяется как "линия и проходящая по этой линии вертикальная поверхность, определяющие пределы государственной территории", т.е. пространственный предел действия государственного суверенитета России. Государственные границы делятся на сухопутные, речные, озерные, морские и воздушные.

Согласно п. "н" ст. 71 Конституции РФ к ведению Российской Федерации относится "определение статуса и защита государственной границы, территориального моря, воздушного пространства, исключительной экономической зоны и континентального шельфа Российской Федерации". Органы государственной власти и управления субъектов РФ, а также органы местного самоуправления обеспечивают условия для охраны государственной границы, предоставляют для этих целей земельные участки, контролируют выполнение на подведомственных территориях соблюдения пограничного законодательства, выполняют ряд других функций. Нормативные и распорядительные акты, которые могут издавать органы государственной власти и управления субъектов РФ по пограничным вопросам, не должны затрагивать компетенцию федеральных властей, определенную Конституцией, а могут касаться лишь вопросов применения федерального пограничного законодательства.

Россия имеет границы с 16 сопредельными государствами протяженностью 61 тыс. км. В своей пограничной политике Россия руководствуется интересами обеспечения собственной и международной безопасности, взаимовыгодного всестороннего сотрудничества с иностранными государствами, взаимного уважения суверенитета, территориальной целостности и нерушимости государственных границ, а также мирного разрешения пограничных вопросов (ст. 2 Закона РФ "О Государственной границе Российской Федерации").

На суше государственные границы представляют собой линию, отделяющую территорию одного государства от территории соседнего государства. Такие линии определяются сопредельными государствами, как правило, в договорном порядке и в соответствии с заключенными договорами устанавливаются на местности.

Границы, установленные с учетом имеющихся на местности естественных преград (горы, реки, озера, моря и др.), называются орографическими. Границы, установленные посредством проведения прямых линий между точками на местности (примером может служить карта Африки), называют геометрическими. Наконец, государственные границы, установленные по параллелям и меридианам, называются географическими.

Границы но рекам и озерам устанавливаются, как правило, также по договоренности между соседними государствами. По судоходным рекам границы чаще всего устанавливаются по середине главного фарватера или по тальвегу реки – линии наибольших глубин. На несудоходных реках (ручьях) границы обычно проводятся по середине реки или но середине ее главного рукава. В связи с тем, что речные границы бывают подвержены природным изменениям, в договорах нередко указывается порядок учета таких изменений или же, наоборот, подтверждается неизменность пограничной линии. На пограничных озерах и иных подобных водоемах сопредельные государства устанавливают границу посредством проведения прямых линий, соединяющих выходы государственной границы к берегам водоема.

В ст. 5 Закона РФ "О Государственной границе Российской Федерации" сказано, что "государственная граница, проходящая по реке, ручью, озеру или иному водному объекту, не перемещается как при изменении очертания их берегов или уровня воды, так и при отклонении русла реки, ручья в ту или иную сторону". Государственная граница проходит: на водохранилищах гидроузлов и иных искусственных водоемах – по той линии границы, которая проходила по этой местности до ее затопления, а на мостах, плотинах и иных гидротехнических сооружениях, проходящих по рекам, ручьям, озерам и иным водоемам, – по середине этих сооружений или по их технологической оси, независимо от прохождения линии границы на воде. Все перечисленные правила действуют, если иное не установлено международными договорами РФ.

Государственной границей на море является внешний предел территориального моря государства или линия разграничения территориального моря сопредельных или противолежащих государств. В зависимости от географического положения государства его морская граница устанавливается либо внутренним актом такого государства с учетом общепризнанных принципов и норм международного морского права, либо по соглашению с сопредельным или противолежащим государством.

В Российской Федерации в точном соответствии с Конвенцией ООН по морскому праву 1982 г. установлен 12-мильный предел ширины территориального моря. В случае, если морская государственная граница устанавливается по соглашению между сопредельными или противолежащими государствами, то в соответствии с международным правом ни одно из этих государств не может, если только они не договорятся об ином, распространять границы своего территориального моря за срединную линию, каждая точка которой является равноотстоящей от ближайших точек исходных линий, от которых принято отмерять ширину территориального моря .

Воздушной государственной границей считается воображаемая вертикальная плоскость, проходящая по линии сухопутной и водной границ. Никаких специальных соглашений по боковым воздушным границам государства не заключают.

В определении линии прохождения государственной границы выделяют две стадии: делимитацию и демаркацию. При делимитации договаривающиеся государства составляют подробное описание прохождения линии границы и наносят эту линию на карту. Как правило, карта и описание прохождения линии государственной границы становятся приложением к пограничному договору между государствами. После этого государства осуществляют демаркацию границы – на основе пограничного договора, приложенных к нему карты и подробного описания линии границы, с помощью специальных пограничных знаков проводят государственную границу на местности.

Для проведения работ по демаркации государства обычно создают совместные комиссии, которые осуществляют топографические работы и, как правило, аэрофотосъемку местности, на основании чего изготавливается подробная топографическая карта пограничной полосы с нанесенными на нее пограничными знаками. Обычно пограничные комиссии по итогам своей работы подписывают протокол, содержащий подробное описание линии прохождения демаркированной границы, карты с нанесенной линией границы, протоколы на каждый установленный пограничный знак, схемы, фотоснимки и т.п. Все эти документы, являясь приложением к пограничному договору, имеют важное международно-правовое значение: в наглядной форме они фиксируют соглашение сторон относительно линии прохождения границы, подписываются сторонами, скрепляются печатями и т.д.

В решении Международного Суда ООН от 13.12.1999 по делу о прохождении границы между Ботсваной и Намибией по реке Чобе и принадлежности острова Касикили (Седуду) Суд не принял во внимание предложенные сторонами карты в качестве доказательства принадлежности острова, так как, по мнению Суда, карты, не являющиеся приложением к международному договору, не могут быть правовым основанием для владения территорией.

Периодически, обычно в соответствии с правилами пограничного договора, стороны проводят работу по редемаркации государственной границы, которая заключается в совместной проверке, а при необходимости – замене разрушенных или установке новых пограничных знаков. В случае утраты, разрушения или повреждения пограничного знака его восстановление должно производиться немедленно. Особое внимание при этом обращается на то, чтобы положение пограничного знака на местности не изменялось. Эта работа также осуществляется смешанными комиссиями и сопровождается составлением новых документов на участки редемаркированной границы.

Документы по демаркации и редемаркации государственных границ нуждаются в утверждении в соответствии с внутренним законодательством заинтересованных сторон и обычно вступают в силу после обмена уведомлениями об их утверждении.

Режим государственной границы устанавливается в соответствии с внутренним законодательством каждого государства и его международными договорами. Закон РФ "О Государственной границе Российской Федерации" содержит положения о режиме государственной границы РФ, пограничном режиме и режиме в пунктах пропуска через границу. Так, к режиму государственной границы отнесены вопросы содержания границы; пересечения границы людьми и транспортными средствами; перемещение через границу товаров и животных; ведение на границе хозяйственной, промысловой и иной деятельности; разрешение инцидентов, связанных с нарушением режима государственной границы, и ряд других вопросов, которые получают отражение в пограничных договорах с сопредельными государствами.

Особое значение в режиме государственной границы имеют вопросы въезда и выезда. Порядок въезда на территорию РФ и выезда из нее регулируется Федеральным законом от 15.08.1996 № 114-ФЗ "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию" и заключенными по этим вопросам международными соглашениями.

Для характеристики пограничного режима важное значение имеют заключаемые соседними государствами в случае необходимости соглашения об упрощенном порядке пересечения линии границы жителями приграничных территорий. Специальные пропуска для такого пересечения выдаются жителям приграничных территорий в случаях постоянной или сезонной работы или учебы на сопредельной стороне, владения недвижимостью, свидания с родственниками, проведения совместных мероприятий вдоль линии границы местными органами власти, по так называемым гуманитарным основаниям (посещение мест захоронений, исполнение религиозных обрядов, болезни, несчастные случаи и т.п.), а также по другим уважительным причинам.

Пограничный режим устанавливается в полосе шириной до 5 км вдоль государственной границы в целях создания необходимых условий для ее охраны. Закон РФ "О Государственной границе Российской Федерации" относит к вопросам пограничного режима въезд (проход), временное пребывание, передвижение лиц и транспортных средств в пограничной полосе; хозяйственную, промысловую и иную деятельность, проведение массовых общественно-политических, культурных и лругих мероприятий в пограничной полосе; содержание и выпас скота у государственной границы; учет, содержание и использование российских маломерных судов и средств передвижения по льду; ведение промысловой, исследовательской, изыскательской и иной деятельности в территориальных и внутренних водах Российской Федерации, российской части вод пограничных рек, озер и иных водоемов. Любое ограничение прав граждан в пограничной полосе, кроме вышеперечисленных, возможно лишь на основании закона.

В законодательстве РФ и ряда других стран для разрешения вопросов соблюдения режима государственных границ, урегулирования пограничных инцидентов, поддержания сотрудничества по пограничным вопросам предусмотрено на договорной основе создание института пограничных представителей (комиссаров, уполномоченных).

Положение о пограничных представителях Российской Федерации утверждено постановлением Правительства РФ от 15.05.1995 № 462. Вопросы, не урегулированные по каким-либо причинам пограничными представителями, разрешаются, как правило, по дипломатическим каналам.

С точки зрения международно-правового статуса государственных границ наибольшее значение имеют принципы их неприкосновенности и нерушимости. Принцип неприкосновенности запрещает насильственный захват и присоединение чужих территорий, односторонние действия по пересмотру границ, а соответственно, посягательство на границы других государств. Принцип нерушимости европейских границ нашел свое подтверждение, в частности, в Договоре об окончательном урегулировании в отношении Германии 1990 г.

В международном праве утвердилась норма, согласно которой смена территориального суверена или иные случаи возникновения проблемы правопреемства не дают правовых оснований для пересмотра границ. Согласно ст. 11 Венской конвенции о правопреемстве государств в отношении договоров 1978 г. "правопреемство государств как таковое не затрагивает: а) границ, установленных договором; или b) обязательств и прав, установленных договором и относящихся к режиму границы". Это означает, что международные договоры, устанавливающие границу, не могут прекращаться по таким основаниям, как прекращение существования субъекта договора, его отмена, аннулирование и другим подобным обстоятельствам, предусмотренным в Венской конвенции о праве международных договоров 1969 г. Этим обеспечивается стабильность договоров о границах. Практика международных отношений показывает, что в случаях правопреемства государство-преемник сохраняет границы государства-предшественника.

Пограничные договоры, как правило, являются бессрочными. Это, однако, не означает, что государственные границы при необходимости не могут изменяться "в соответствии с международным правом, мирным путем и по договоренности".

Проблема международно-правового оформления границ стоит и перед государствами – участниками СНГ, поскольку бывшие административные границы СССР, ставшие для стран – участниц СНГ государственным и границами, требуют делимитации, демаркации и международно-правового оформления. Существует много спорных участков, что требует деликатного урегулирования.

Россия активно сотрудничает с государствами – участниками СНГ но вопросам охраны государственных границ. Так, государства – участники СНГ заключили соглашения об охране государственных границ и морских экономических зон 1992 г., Соглашение о сотрудничестве по обеспечению стабильного положения на внешних границах стран – участниц СНГ 1992 г. и Договор о сотрудничестве в охране границ государств – участников СНГ с государствами, не входящими в Содружество 1995 г.

От государственных границ следует отличать демаркационные линии, которые появляются в результате вооруженного конфликта и последовавшего за ним военного перемирия. В качестве примера можно привести демаркационные линии на Ближнем Востоке (1949 г.), в Корее (1953 г., по 38-й параллели, существует до сих пор) и во Вьетнаме (1954 г.).

В упомянутых трех случаях ни одна из сторон не рассматривала эти линии в качестве государственной границы, а признавала их лишь в качестве временной линии размежевания вооруженных сил сторон конфликта, вдоль которой устанавливаются демилитаризованные зоны, чтобы предотвратить возникновение инцидентов.

В Родосских соглашениях 1949 г., заключенных Египтом, Сирией, Ливаном и Иорданией с Израилем, говорится: "Демаркационная линия перемирия ни в коем случае не должна рассматриваться как политическая или территориальная граница и устанавливается безотносительно к правам, притязаниям и позициям обеих сторон в том, что касается окончательного урегулирования палестинского вопроса" (п. 2 ст. 5). Аналогично в параграфе 6 Заключительной декларации Женевского совещания по Индокитаю 1954 г. отмечается, что "военная демаркационная линия... не может быть истолкована как являющаяся в какой-либо мере политической или территориальной границей".

Другой характерной чертой демаркационных линий является их временный характер. Упомянутые соглашения о перемирии заключались в целях прекращения огня и создания условий для поисков мирных средств решения спорных вопросов. Обязанность воздерживаться от нарушения демаркационных линий не должна наносить ущерба позициям сторон, заинтересованных в отношении статуса и последствий установления таких линий согласно их особым режимам или как нарушающее их временный характер.

  • См., например: Пушкин С. М. Разграничение морских пространств: вопросы методологии в практике Международного Суда ООН // Международное право – International Law, 2010. № 3 (43). С. 21–32; № 4 (44). С. 11-17.

Государственная граница – это линия и проходящая по ней вертикальная поверхность, определяющие пределы государственной территории (суши, вод, недр и воздушного пространства). Для определения границ определенных территорий государства заключают международные договоры. Государственные границы на суше устанавливаются по линиям рельефа или явно видимым ориентирам. На реках государственные границы определяются по середине главного фарватера или по тальвегу (по линии наибольших глубин), если река судоходная, либо по середине русла, если река несудоходная. На озерах государственная граница представляет собой линию, соединяющую выходы сухопутной границы к берегам озера. Линия внешнего предела территориального моря является государственной границей на море.


Процесс установления границ включает в себя две стадии:


1) делимитацию – это определенное в договоре общее направление прохождения границы и нанесение ее на карту;


2) емаркацию – это обозначение линии границы на местности посредством установления специальных пограничных знаков. Эта деятельность осуществляется специально создаваемыми комиссиями из представителей определенных государств.


Режим государственной границы определяется как совокупность международно-правовых и внутригосударственных норм.


Режим государственной границы включает следующие вопросы:



Все государства обязаны содержать свои границы в таком состоянии, при котором прохождение через них является ясным и видимым, а пограничные знаки и просеки должны соответствовать требованиям демаркационных документов;


2) пересечение государственной границы лицами и транспортными средствами.


Переход государственной границы лицами и пересечение ее транспортными средствами могут осуществляться только в пунктах перехода границы, открытых для международного и двустороннего движения;


3) пропуск лиц, транспортных средств, товаров, грузов и животных через государственную границу предполагает осуществление пограничного контроля, а при необходимости – таможенного, иммиграционного, са-нитарно-карантинного, ветеринарного, фитосанитар-ного и других видов контроля;


4) ведение на государственной границе хозяйственной, промысловой и иной деятельности. Данная деятельность не должна причинять ущерб территории сопредельного государства;


5) разрешение с иностранными государствами инцидентов, связанных с нарушением правил.


Пограничный режим – это правовой статус прилегающих к государственной границе территорий государства.



  • Государственная граница – это линия и проходящая по ней вертикальная поверхность, определяющие пределы государственной территории (суши, вод...


  • Геометрическая граница государственной границы


  • Геометрическая граница – это прямая линия, которая объединяет две обусловленные на местности точки государственной границы и пересекает местность без учета рельефа.


  • Государственная граница – это линия и проходящая по ней вертикальная поверхность, определяющие.


  • Таможенная граница и государственная граница в ряде случаев могут как совпадать, так и не совпадать...


  • В КП есть понятие государственной территории и государственных границ , определяющих ее параметры.


  • ...неприкосновенность - нерушимость государственных границ страны в) обороноспособность - совокупность
    Государственная измена относится к особо тяжким преступлениям. Статья 276.

Тема 5: Территория в международном праве

  1. Понятие и виды территории в международном праве.
  2. Государственные границы.
  3. Состав и юридическая природа государственных территорий.
  4. Международные реки и каналы, и их правовой режим.
  5. Территория с особым международным режимом.
  6. Правовой режим Арктики и Антарктики.

Понятие и виды территорий в международном праве.

Институт территории является одним из древнейших в международном праве.

Территория – это просторы Земного шара с его сухопутной и водной поверхностью, недрами и воздушным пространством, а также космическое пространство и небесные тела, которые в нем находятся.

Классификация территорий по правовому режиму:

1. Государственная территория – пространство, в рамках которого конкретное государство осуществляет свой суверенитет (территориальное верховенство). Государство устанавливает соответствующий правопорядок, что дает возможность использовать в своих интересах, как территорию, так и ее материальные компоненты;

2. Международная территория (МТОП – Международная Территория Общего Пользования) - пространство за пределами государственной территории, которое не принадлежит ни одному из государств, а находиться в совместном пользовании мирового сообщества, а его правовой режим определяется исключительно нормами международного права. На международную территорию не распространяется суверенитет какого – либо государства (Антарктика, Открытое море, Район морского дна, космос);

3. Территория со смешанным режимом регулирования – это территория, на которой действует одновременно и номы международного права и нормы национального законодательства прибрежных государств. Делится на 2-е категории:

a. Прибрежная и исключительная экономические зоны, континентальный шельф;

b. Международные реки, проливы и каналы;

4. Территория с особым международным режимом – это демилитаризованные и нейтрализованные зоны и зоны мира (в случае их установления). В состав этих территорий могут входить: территории 1-й категории (государства) либо все 3 категории одновременно. Входит Архипелаг Шпицберген (Свальбард), Аланские острова, Додеканезские острова, острова Пантеллерия, Панамский и Суэцкий каналы, Луна.

Конвенция о континентальном шельфе 29.04.1958 г.

Женевская конвенция о территориальном море и прилежащей зоне 1958 г.

Конвенция ООН по морскому праву 1992 г.

Договор по Антарктике 1959 г.

Государственные границы.

Государственная граница – это фактическая или воображаемая линия на сухопутном, водном, воздушном пространствах и недрах, которые определяет пределы действия государственного суверенитета. Главная задача государственных границ – определение пространственных пределов территориального верховенства государства, а также обозначить принадлежащую ему территорию как материальную основу жизнедеятельности общества.


Границы бывают:

1. Сухопутные границы – линии, которые отделяют сухопутную территорию одного государства от сопредельной территории другого государства. Они проводятся с учетом географических особенностей местности;

2. Морские границы – Международная конвенция по морскому праву 1982 года определила предельную ширину территориальных вод, которая ровняется 12 морских милям, которые исчисляются от линии наибольшего отлива. Морской границей государства является внешний предел его территориальных вод.

3. Водные границы – делятся на речные, озерные и границы других водоемов. Речные границы устанавливаются по договоренности между прилежащими государствами, а чаще всего по тальвегу – линии наибольшей глубины судоходных рек, посредине главного фарватера или посередине несудоходной реки. На озерах или других водоемах линию границы проводят по воображаемой прямой, соединяющей выход сухопутной границы к берегам водоема.

4. Воздушные границы – воображаемая вертикальная плоскость, основанием которой является сухопутная или водная граница (высота 100 – 110 километров);

5. Границы недр – воображаемый конус к ядру.

Процесс определения линии прохождения государственной границы между 2-я сопредельными государствами проходит в 2 этапа:

1. Делимитация – это договорное определение линии прохождения государственной границы с использованием крупномасштабных карт, где в подробностях нанесены все особенности рельефа местности и населенные пункты. Подписывается договор, к которому прикладываются карты;

2. Демаркация – проведение государственной границы на местности с обозначением ее специальными знаками. Все вопросы решает специально созданная для этого смешанная комиссия сопредельных государств;

Редемаркация – реставрация государственной границы на местности, если она при определенных обстоятельствах была нарушена.

Правопреемство государств как таковое не затрагивает установленных договором границ и пограничного режима (ст. 11 Венской конвенции о правопреемстве государств в отношении международных договоров 1978 г.), т.е. государство – преемник обязано соблюдать договоры о границе государства – предшественника.

Сопредельные государства устанавливают определенный режим пропусков и передвижения через свою государственную границу.

Закон Украины «О государственной границе Украины» от 1991 года.

Пограничный режим – это специальный порядок, устанавливаемый государством в своих пограничных районах (правила проживания, временного пребывания, въезда, выезда, передвижения, производственных работ).

Основания для изменения границ:

1.Осуществление народами и нациями своего права на самоопределение:

· Создание новых независимых государств

· Объединение нескольких государств

· Разделение уже существующего государства

2. Обмен участками территории между сопредельными государствами с целью установить более удобное прохождение линии государственной границы на местности.

3. Небольшие изменения положения линии границы при ее редемаркации (проверка и восстановление линии государственной границы.)

Основания изменения государственной территории:

a. Вооруженная борьба

b. Решение парламента

c. Плебисцит

1944 г. – Отделение Исландии от Дании.

1945 г. – провозглашение независимости Монголии от Китая

1993 г. – выход Эритреи из состава Эфиопии

2001 г. – отделение Восточного Тимора от Индонезии

Цессия – это передача части территорий одного государства другому на основе соглашения между ними. Осуществляется на возмездных началах. Причины: Географические особенности (1867г.- Россия – Аляска – США – 1519 тыс. кв.км. за 7,2 млн. $). Для сравнения – площадь Украины – 603,7 тыс.кв.км.

Возможна двойная цессия или обмен территориями (1951 г.- СССР и Польша – Люблинское воеводство ПНР, а Львовская обл. СССР.)