Виды земель на территории муниципального образования. Порядок установления и изменения границ муниципального образования

  • ЗАХВАТ ЗАЛОЖНИКА
  • ПОХИЩЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА
  • КВАЛИФИКАЦИЯ ПРЕСТУПЛЕНИЙ
  • СМЕЖНЫЕ СОСТАВЫ ПРЕСТУПЛЕНИЙ

Статья посвящена анализу проблем квалификации похищения человека и отграничению данного состава от захвата заложника. Исследуются конструктивные признаки данных составов, проблемы законодательной регламентации. Приводятся критерии разграничения похищения человека от смежных составов.

Захват заложника много лет относится к числу конвенционных преступлений, в связи с чем, совершение этого преступления может наносить вред не только общественной безопасности граждан Российской Федерации, но и отношениям нашей страны с другими государствами. Это и послужило причиной для присвоения деяниям, квалифицируемым в соответствии со ст. 206 УК статуса тяжкого преступления; при квалифицирующих обстоятельствах преступления признаются особо тяжкими.

На сегодняшний день на практике могут возникать вопросы отграничения двух смежных составов преступления, поэтому необходимо разграничивать составы преступлений, предусмотренные ст. 206 и 126 УК РФ, что является весьма непростым делом.

Ответственность за похищение человека устанавливается ст. 126 УК РФ. При этом четкое определение такого похищения в Уголовном кодексе отсутствует. Данное преступление очень похоже на захват заложников. На практике же, в свою очередь, также возникают вопросы отграничения этих двух составов. Для того, чтобы определить моменты этих отграничений, необходимо изучить и сравнить данные составы преступлений.

Родовым объектом захвата заложника, является общественная безопасность. Похищение же человека имеет своим родовым объектом личность, видовым в данном случае выступает свобода, честь и достоинство личности. Дополнительным объектом при похищении человека может быть безопасность жизни, здоровья потерпевшего, а также жизни и здоровья родственников, или отношения собственности.

Таким образом, захват заложника - это преступление, которое наносит ущерб важнейшим интересам всего общества, а не отдельным его гражданам. Вообще захват заложника является двух объектным преступлением, то есть, в первую очередь преступник посягает на общественную безопасность, а уже потом - на физическую свободу человека.

Чего нельзя сказать про похищение человека. Так, автор П.К. Петров определяет, что непосредственным объектом преступления, предусмотренного ст. 126 УК РФ, выступает выбор человеком места пребывания по своему усмотрению, то есть его личная свобода.

Захватом заложника является неправомерное ограничение свободы человека, условием освобождения которого является выполнение требований преступника третьими лицами. Объективную же сторону похищения человека составляет завладение им и перемещение с последующим его удержанием в каком-либо месте помимо его воли.

Таким образом, для совершения преступления, предусмотренного ст. 206 УК, достаточно захватить человека и ограничить свободу его передвижения, например, просто не выпускать его из какого-то здания, в которое он вошел самостоятельно по своей воле.

В это же время как для квалификации содеянного в соответствии со ст. 126 УК, необходимо, чтобы виновный, помимо захвата потерпевшего, завладения им, осуществил его перемещение в какое-либо место, где и предполагается его дальнейшее содержание.

Для захвата заложника характерно формулирование и изложение каких-либо требований, обращенных к государству, какой-то организации, или к отдельным гражданам, выполнение которых является обязательным условием освобождения лица, являющегося заложником. Цель же похищения человека вообще не входит в объективную сторону преступления, она остается за ее пределами. То есть, после совершения такого похищения виновный вполне может потребовать, например, выкуп, но это для квалификации данного преступления не имеет ровным счетом никакого значения. Важен тот факт, что человек был захвачен и перемещен в другое место против его воли.

Оба из рассматриваемых преступлений являются длящимися преступлениями с формальным составом. Для признания оконченным захвата заложника необходимо фактическое лишение свободы потерпевшего, при этом обязательно должно быть предъявлено требование к третьим лицам совершить какие-либо действия либо воздержаться от каких-то действий, установленное в качестве условия освобождения заложника. При совершении же похищения человека оконченным преступление будет признано в случае, если человек фактически захвачен и перемещен в место дальнейшего его удержания.

Также нужно отметить, что захват заложника может быть осуществлен открыто, то похищение человека, как правило, тщательно скрывается, а о нахождении у них похищенного виновные очень аккуратно и осторожно сообщают родителям, родственникам или другим лицам.

К тому же, при захвате заложника место содержания потерпевшего обычно широко афишируется, зачастую даже через средства массовой информации, что и является расчетом на выполнение требований преступника. При похищении же человека, наоборот, место его нахождения тщательно от всех скрывается.

Личность захваченного при совершении преступления, предусмотренного ст. 206 УК, для преступника, как правило, никакого интереса не представляет, по сути это может вообще быть человек или люди, которые случайно оказались в определенном месте в определенное время. При похищении человека, напротив, эта личность преступнику интересна, похитителя интересует именно конкретный человек, и никакой другой, например, для предъявления требования выкупа при наличии обеспеченных родственников. Вообще похищение человека, как правило, готовится заранее, и личность будущего потерпевшего также внимательно изучается.

При похищении человека требования, служащие условием для освобождения, направляются какому-то конкретному адресату, при захвате же заложника преступнику совершенно все равно, кто его требования будет выполнять, они не адресовываются конкретному лицу, это может быть целое государство.

Субъект рассматриваемых преступлений полностью совпадает. Это должны быть физическое вменяемое лицо, достигшее к моменту совершения такого преступления 14-летнего возраста.

Субъективная сторона также одинакова. И захват заложников и похищение человека всегда осуществляются с прямым умыслом.

Квалифицирующие признаки этих преступлений также идентичны с той лишь разницей, что в п. «з» ч. 2 ст. 126 УК отсутствует такой признак как похищение человека по найму; а также отсутствует ч. 4, которая говорит об умышленном убийстве похищенного.

Проанализировав уголовное законодательство и разграничив данные преступления, нужно согласится с автором Р.Р. Карданов, что преступление «захват заложника», относится к категории наиболее опасных преступлений против общественной безопасности.

Таким образом, при изучении составов преступления, предусмотренных ст. 206 и ст. 126 УК РФ, действительно достаточно схожи между собой по всем признакам. Разницу составляют несколько моментов. Наиболее важными из них являются следующие:

  1. Захват заложника отличается от похищения человека своим объектом: при захвате заложника в первую очередь преступник посягает на общественную безопасность, а уже после - на физическую свободу человека; при похищении человека непосредственным объектом является выбор человеком места пребывания по своему усмотрению, своему пожеланию;
  2. При похищении человека обязательно его перемещение в место, где предполагается его дальнейшее содержание; при захвате заложника достаточно ограничить свободу его перемещения;
  3. Если цель захвата заложника входит в состав объективной стороны, то для похищения человека конечная цель преступника совершенно не важна;
  4. При захвате заложника пострадавшим может стать любое лицо, при похищении человека - только конкретный человек, определенный преступником заранее.

Рассмотрев данные составы преступлений, становится ясно, что помимо большого количества сходств между ними, существует также огромное количество различий, которые при детальном рассмотрении каждого отдельного уголовного дела помогут следственным и судебным органам отграничить одно от другого. Именно на эти моменты должны обращать внимание сотрудники следственных и судебных органов при возникновении сложностей с определением квалификации того или иного преступления.

Список литературы

  1. Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 года (с последними изменениями от 21.07.2014 №11-ФКЗ) [Электронный ресурс] // Справочная правовая система «Консультант плюс» (дата обращения: 03.12.2017).
  2. Конвенция по борьбе с захватом заложников (г.Нью-Йорк) от 17.12.1979 г. // Сборник международных договоров СССР. – М, 1989. – вып. XLIII, с. 99.
  3. Уголовный кодекс Российской Федерации: принят Государственной Думой 24 мая 1996 года [Электронный ресурс] // СПС «Консультант Плюс» (дата обращения: 03.12.2017).
  4. Балеев С.А., Кругликов Л.Л. Уголовное право России. Особенная часть: учебник - Москва: Статут, 2012. - 198 с.
  5. Карданов Р.Р. Похищение человека и захват заложника – соотношение составов, особенности квалификации // Журнал Алтайский юридический вестник Барнаул, - Серия:Юридические науки. - 2016. - № 14 – С. 98-101.
  6. Петров П.К. Похищение человека и захват заложника – вопросы квалификации. // Вестник Южно-Уральского государственного университета, серия (Право) Челябинск. - 2012. - № 18 - (118). - С. 50-55.
  7. Черных С.А. Похищение человека и захват заложника: проблемы уголовно-правовой квалификации. // Журнал Пробелы в российском законодательстве Москва. - 2009. - № 1. - С. 218-221.

По объекту – в ст.206 объект сложный (общественная безопасность – главный объект, физическая свобода – дополнительный), а в ст.126 – только физическая свобода.

Субъективная сторона в ст.206 – цель должна быть – оказать воздействие на органы власти, международные организации или гражданина с целью побудить совершить их действия. В ст.126 цели нет.

Объективная сторона. При ст.126 три действия на трех этапах. При ст.206 перемещение (второй этап) как правило, отсутствует. Совершается всегда публично ст.206, а в ст.126 может быть и тайным. В ст.206 деяние афишируется, потому что захватчики выдвигают требования, в то время как при похищении человека корыстные побуждения реализуются не в форме выдвижения требования.

Заложники, как правило, не изымаются из места обитания, их удерживают там, где они были. А при ст.126 они находятся в месте, незнакомом для них.

НЕЗАКОННОЕ ЛИШЕНИЕ СВОБОДЫ – ст.127.

Объект – тот же.

При незаконном лишении свободы человек лишается возможности определить место своего пребывания, находясь в том месте, которое для него естественно. При похищении лицо помещается в неестественную среду.

Общее в ст.126 и ст.127 – согласие потерпевшего исключает ответственность. Но есть одна особенность. Человека могут лишить свободы тогда, когда он спит. В какой момент нужно признавать незаконное лишение оконченным: тогда, когда спящий проснулся или тогда, когда его фактически лишили свободы.

Физическая свобода – это нематериальное благо, в отличие от права собственности. Посягательство на свободу окончено тогда, когда потерпевший осознает, что произошло посягательство на его свободу. Если действия по закрыванию спящего сменяются на отпирание спящего до того, как он проснулся – это покушение, а не освобождение от ответственности, потому что в примечании к ст.127 такого основания нет, в отличие от ст.216.

ТОРГОВЛЯ ЛЮДЬМИ – СТ.127.1

Объект – ограничение права на занятие/незанятие общественно-полезной деятельностью. Если сначала похитили, а потом продали – то по совокупности (ст.126 и ст.127.1). Поэтому сама по себе свобода – не объект ст.127.1



Объективная сторона альтернативно в 3-х действиях:

1. купля-продажа человека.

2. совершение других сделок в отношении человека (мена, аренда, дарение).

3. совершение в целях эксплуатации (!!!) действий по вербовке, перевозке, передаче, получению или укрывательству. Вербовка – привлечение лица к определенной деятельности за вознаграждение. Перевозка – перемещение лица из одного места в другое с использованием транспортного средства. Передача и получение – переход права собственности на человека иным способом, нежели путем сделки. Укрывательство – сокрытие потерпевшего от полиции, от родственников.

Окончено преступление с момента совершения действий. Если купля-продажа, то с момента передачи продавцом покупателю человека.

Согласие потерпевшего не освобождает от уголовной ответственности. Если будет отсутствовать согласие, то будет влияние на квалификацию: если его похитили, то совокупность (ст.127.1 и ст.127 или ст.126).

Цель эксплуатации – это что? Примечание к ст.127.1 раскрывает цель эксплуатации. Форма реализации цели носит исчерпывающий характер. Цель эксплуатации: заниматься проституцией, иные формы сексуальной эксплуатации, рабский труд (это такой труд, который осуществляет гражданин без получения эквивалента за работу), подневольное состояние (долговая кабала, крепостное состояние, брачная кабала – насильственная выдача замуж, переход вдовы другому родственнику покойного мужа без ее согласия).

Преступление в виде действий. Когда идет вербовка, перевозка, укрывательство в целях эксплуатации, то реализация цели эксплуатации лежит за рамками состава. Достаточно просто установить цель. Не нужно, чтобы она реализовалась. Если она реализуется, то будет совокупность.

Еще есть квалифицирующий признак, относящийся к субъективной стороне – п.ж ч.2 ст.127.1 – в целях изъятия органов или тканей. Если помимо цели произошло само изъятие, и человек умер, то еще вменяем убийство по ч.2 ст.105.

П.г ч.2 ст.127.1 – когда перемещается через границу РФ или с незаконным удержанием за границей. Тогда еще совокупность будет – незаконное пересечение госграницы.

При этом, если сам завербованный дает согласие на совершение действий, то и он будет субъектом ответственности за незаконное пересечение госграницы.

П.е ч.2 ст.127.1 – не требуется доп. квалификации при причинении вреда, кроме случая, когда причиняется тяжкий вред здоровью (п.е – применение насилия или угроза его применения).

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ РАБСКОГО ТРУДА – ст.127.2.

Рабство – состояние человека, когда отношение к нему основано на праве собственности, которое включает в себя правомочие по владению, пользованию и распоряжению по отношению к нему.

Это международно-правовое преступление.

Использование тут может быть только трудовая функция. Поэтому долговая кабала, брачная кабала не образует признаки этого преступления.

Согласие потерпевшего исключает уголовную ответственность, ибо труд перестает быть рабским.

Деяние – в виде использование рабского труда. Окончено деяние с момента начала трудовой деятельности без оплаты.

«ПОЧИСТИ БОТИНКИ» - это не использование рабского труда. Это ст.14 – малозначительное.

Цель – безвозмездное присвоение результатов труда.

НЕЗАКОННОЕ ПОМЕЩЕНИЕ В ПСИХИАТРИЧЕСКИЙ СТАЦИОНАР – ст.128

Деяние – незаконное помещение или удержание в псих. стационаре. Нужно установить признаки незаконности (см. ФЗ об оказании психиатрической помощи).

В ч.2 ст.128 есть квалифицирующий признак – последствия. Если по неосторожности такое помещение повлекло смерть или иные тяжкие последствия.

ПРЕСТУПЛЕНИЯ ПРОТИВ ПОЛОВОЙ НЕПРИКОСНОВЕННОСТИ И ПОЛОВОЙ СВОБОДЫ.

Видовой и непосредственный объекты этой группы преступлений между собой почти совпадают. Но есть определенные нюансы.

Половая неприкосновенность и половая свобода – это две ценности, которые не разделимы и связаны между собой, но их нужно различать.

Половая свобода – право человека, достигшего 16 лет, решать вопрос выбора сексуального партнера и способа удовлетворять свою сексуальную потребность.

Половая неприкосновенность – установленный законом запрет вступать в сексуальную связь. Есть абсолютный запрет и есть ограниченный запрет. Можно прийти к выводу, что для лиц, не достигших 16 лет, запрет является полным. То есть до 16 лет согласие потерпевшего юридического значения иметь не будет. Половая неприкосновенность лиц младше 16 лет – это гарантия и элемент их половой свободы, которая является потенциальной, способная быть реализованной по достижении 16 лет.

Все преступления против половой неприкосновенности и половой свободы можно разделить на две группы:

1. преступления против половой неприкосновенности и половой свободы (изнасилование, насильственные действия сексуального характера, понуждение к действиям сексуального характера – ст.131-133).

2. преступления против половой неприкосновенности (ст.134 и ст.135 – сношение с лицом младше 16 лет и развратные действия соответственно).

Там еще может появиться дополнительный объект в квалифицированном составе: жизнь или здоровье потерпевшего, в ст.134 и 135 есть объект – нормальное нравственно-психологическое развитие несовершеннолетнего.

Деяния чаще всего совершаются путем активных действий. Деяния включают в себя совершение полового сношения, иных действий сексуального характера, применение или угроза применения насилия. Только когда речь идет о понуждении к действиям сексуального характера, то здесь деяние может быть выражено либо в бездействии, либо в смешанной форме.

С точки зрения конструкции состава, то по ч.1 этих статей – это формальные составы. К последствиям не относится результат этих преступлений (половое сношение). Последствия появляются тогда, когда деяние сопряжено с применением насилия: вред здоровью различной степени тяжести. В ст.131 и ст.132 есть даже причинение смерти по неосторожности и иные тяжкие последствия.

Субъективная сторона во всех составах включает один признак – вина в форме прямого умысла. Мотивы, как правило, представляют собой осознание сексуальной потребности и желание удовлетворить ее незаконным путем, но могут быть и хулиганские мотивы.

Там, где что-то причиняется по неосторожности, там есть двойная форма вины.

Субъект преступления различается в зависимости от вида преступления. По ст.131 и ст.132 – ответственность с 14 лет. А по ст.133 – с 16 лет (в доктрине говорят, что из-за того, что преступление совершается с использованием материальной зависимости, субъект приобретает признаки специального субъекта, но это лишь доктрина). В ст.134 и ст.135 – с 18 лет.

В ст.133 – субъект преступления и мужчина, и женщина. Потерпевший тоже и мужчина, и женщина. В ст.132 в зависимости от вида насильственных сексуальных действий – мужчина (мужеложство), женщина (лесбиянство), иные действия сексуального характера (и мужчина, и женщина). Потерпевшие так же определяются. В ст.131 – потерпевший всегда женщина (из диспозиции следует). В доктрине некоторые говорят, отсюда, что субъект по ст.131 – лицо любого пола. Но есть Пленум по делам ст.131 и ст.132 2004 года. Там Пленум сказал, что в ст.131 субъект – лицо мужского пола.

Спорный вопрос: групповое изнасилование. Может ли быть исполнителем группового изнасилования быть женщина? Женщина, которая соучаствует в совершении изнасилования, исполнителем быть не может – это Бурлаков так думает!!!

ИЗНАСИЛОВАНИЕ – ст.131 УК РФ.

Изнасилование – это половое сношение с применением насилия или угрозой применения насилия к потерпевшей или к иным лицам либо с использованием беспомощного состояния потерпевшей.

Тут три способа совершения преступления: с применением насилия, с угрозой его применения или с использованием беспомощного состояния потерпевшей.

Половое сношение – это половой акт между мужчиной и женщиной. Так Пленум 2004 года сказал.

Коитус – совокупление, которое обычно заканчивается беременностью.

Изнасилование характеризуется двумя конститутивными признаками: деяние представляет собой насильственное естественное половое сношение в физиологическом смысле; субъект – мужчина, потерпевший – женщина.

Объективная сторона: действие, которое само по себе не запрещено уголовным законом, объединено с действием запрещенным – насилие или угроза применения насилия либо беспомощное состояние потерпевшей.

Юридический момент окончания преступления определяется выполнением противозаконного действия: совершение способа, который является успешным для совершения второго действия – полового сношения.

Момент окончания переносится на начало вступления в половое сношения. Кончать не обязательно, чтобы оконченное вменили.

Покушение на изнасилование, когда не начался половой акт. Обвиняемый угрожал или применил насилие, но не начал сношаться.

Применение насилия к потерпевшим или к близким (родственники или иные лица, оказание воздействия путем насилия или угрозы которых оказывает воздействие на потерпевшую с точки зрения вынужденности принятия решения вступления в половой акт). Насилие применяется ради того, чтобы сопротивления не было. Сопротивление и является признаком нежелания вступать в половой акт.

Насилие выражается в нанесении ударов, связывании, сдавливанию ее горла и другие действия, которые причиняют ей страдание или чувство боли, а также если в результате таких действий наступает вред здоровью от легкого до среднего, то это ч.1 ст.131. Не нужно дополнительной квалификации по ст.112 или ст.115.

Угроза применения насилия – угроза нанесения побоев, причинения физической боли, причинением вреда здоровья (за исключение тяжкого вреда здоровья или угроза убийством). Угроза убийством – квалифицирующий признак изнасилования (ч.2 ст.132). Нужно установить, что данная угроза обладает признаком реальности, и она обращена на данный отрезок времени, а не относится к будущему. То есть реальность и немедленность исполнения в случае отсутствия согласия.

Беспомощное состояние потерпевшей (!) – болезнь, бессознательное состояние, состояние сильного опьянения, либо в силу собственной беспомощности, которая вытекает из малолетства или престарелого возраста.

Если причиняется тяжкий вред здоровья, то совокупность – ст.111 и ч.1 ст.131 (если нет квалифицирующих признаков). А если легкий или средний степени тяжести вред, то ч.1 ст.131 поглощает ст.112 и ст.115.

Если смерть по неосторожности наступила вследствие умышленного насилия, повлекшего тяжкий вред здоровью (!), то в этом случае вменяется ч.1 ст.131 и ч.4 ст.111.

П.а ч.4 ст.131 вменяется тогда, когда смерть наступила не из-за умышленного насилия.

Если угроза применения насилия высказывается после окончания изнасилования с целью оказания воздействия на потерпевшую, чтобы она молчала, то это требует дополнительной квалификации: то есть помимо ст.131 еще и ст.119.

Возможен добровольный отказ от изнасилования. Тут общие условия о добровольном отказе.

Если одно и то же лицо совершает непрерывно не один, а два половых акта, или совершает дважды такое действие с небольшим отрезком времени, и обстоятельства свидетельствуют о едином умысле, то содеянное – это единое преступление. Но потерпевшая тогда должна быть одна.

Если последовательное совершение сначала изнасилования, а потом насильственные действия сексуального характера с одной и той же женщиной, то будет совокупность по ст.131 и ст.132.

Иногда оно подстраивалось как бы к городскому, образуя его нижний, второй «уровень». Иногда сословно-профессиональное самоуправление первенствовало в городах, а общегородские...

4. Местное самоуправление . Поскольку с образованием единого государства и принятием Конституции и Билля о правах, сформулировавшего принцип остаточной компетенции штатов...

Должностное лицо местного самоуправления – выборное либо работающее по контракту лицо...

В Федеральном законе «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской … - отсутствие целостной системы государственного территориального управления

Рождение городского самоуправления исторически было связано с сословным и … Внутреннее городское управление в странах Западной Европы, связанных с...

Впоследствии общинно-вотчинное управление закономерно стало перерастать в общее...

Государство и самоуправление . Государственная организация эпохи феодализма не исчерпывала полностью потребности обществ в административном и даже политическом...

3.3. Функции местного самоуправления . Конституцией РФ населению предоставлено право на местное самоуправление , самостоятельное решение вопросов местного значения.

5) установления порядка управления и распоряжения муниципальной собственностью

Анализ ст. 3, 12, а также гл. 8 Конституции РФ показывает, что местное самоуправление , его органы не входят в систему государственной власти.

Конкретные формы осуществления местного самоуправления , структура органов местного … 2) организационное обособление местного самоуправления в системе управления обществом и...

§ 1. Сущность, системы и компетенция местного самоуправления и управления . … Местное самоуправление - это один из устоев современной демократической системы управления ...

В Англии уже в средние века земское (территориальное) самоуправление получило наибольшее распространение.

Согласно Конституции Российской Федерации (ст. 130), местное самоуправление осуществляется гражданами путем референдума, выборов, других форм прямого волеизъявления, через выборные...

Советская «социалистическая» система управления на местах в корне отличается от других прежде всего тем, что она, в сущности, отрицает местное самоуправление , а управление ...

Еще одна форма осуществления народовластия–органы местного самоуправления . … Местное самоуправление самостоятельно в пределах своих полномочий; оно обеспечивает решение...

Местное самоуправление как выражение власти народа составляет одну из основ конституционного строя Российской Федерации.

  • 9.Развитие теоретических взглядов на понятие местного самоуправления.
  • 10.Исторические этапы развития местного самоуправления в России (этапы: 1864 – 1917 г.Г., 1917 – 1991г.Г.)
  • 11.Реформа местного самоуправления в Российской Федерации: характеристика основных направлений и этапов реформы (1991 – 2009гг.)
  • 12.Местное самоуправление: понятие, юридическое закрепление в законодательстве Российской Федерации.
  • 13.Муниципальная власть: понятие, соотношение с государственной властью.
  • 14.Принципы местного самоуправления. Классификация принципов.
  • 15.Функции местного самоуправления, и их содержание.
  • 16.Система местного самоуправления в Российской Федерации.
  • 17.Понятие правовых основ местного самоуправления. Принципы правового регулирования местного самоуправления.
  • 18.Нормы международного права, действующие в сфере местного самоуправления.
  • 19.Характеристика основных положений Европейской Хартии местного самоуправления.
  • 20.Конституционное регулирование местного самоуправления.
  • 22.Федеральный закон Российской Федерации «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 6 октября 2003г. № 131-фз: краткая характеристика основных положений.
  • 24.Система муниципальных правовых актов в муниципальном образовании: понятие, классификация и краткая характеристика.
  • 25.Устав муниципального образования понятие, место устава в системе муниципальных правовых актов, содержание устава.
  • 26.Порядок принятия, регистрация устава муниципального образования, вступление его в юридическую силу.
  • 27.Договоры, соглашения, обычаи, действующие в сфере местного самоуправления.
  • 28.Понятие территориальных основ местного самоуправления.
  • 29.Понятие и признаки муниципального образования.
  • 30.Виды муниципальных образований. Характеристика муниципальных образований общего типа.
  • 31.Характеристика муниципальных образований специального типа.
  • 32.Административно- территориальное устройство и муниципально-территориальное устройство: понятие и соотношение.
  • 33.Виды земель, составляющих территорию муниципального образования.
  • 34.Порядок установления и изменения границ муниципального образования.
  • 35.Преобразование муниципальных образований: понятие, виды и порядок преобразования.
  • 36.Федеральный реестр муниципальных образований. Реестры муниципальных образований субъектов Российской Федерации.
  • 37.Органы местного самоуправления: понятие, структура.
  • 38.Формирование органов местного самоуправления. Модели организации муниципальной власти.
  • 39.Компетенция органов местного самоуправления: общая характеристика.
  • 40.Межмуниципальное сотрудничество.
  • 41.Представительный орган местного самоуправления: понятие, формирование, наименование, срок полномочий.
  • 42.Полномочия представительного органа местного самоуправления: собственные и исключительные.
  • 43.Структура представительного органа местного самоуправления.
  • 44.Председатель представительного органа местного самоуправления и его заместитель: их правовой статус.
  • 45.Депутатские объединения в представительном органе: порядок формирования и деятельности.
  • 47.Акты представительного органа местного самоуправления: порядок подготовки, принятия, опубликования, вступления в силу.
  • 48.Правовое положение депутата представительного органа местного самоуправления.
  • 49.Глава муниципального образования: понятие, место в системе органов местного самоуправления.
  • 50.Наименование главы муниципального образования, порядок вступления в должность, прекращение полномочий главы муниципального образования.
  • 51.Полномочия главы муниципального образования: представительские, хозяйственные, организационно-распорядительные.
  • 52.Правовой статус исполнительно-распорядительного органа местного самоуправления - местной администрации.
  • 53.Структура местной администрации.
  • 54.Правовые акты должностных лиц местной администрации.
  • 55.Глава местной администрации: порядок вступления в должность, полномочия, прекращение полномочий главы местной администрации.
  • 56.Правовой статус контрольного органа местного самоуправления: цели, задачи, порядок формирования и полномочия.
  • 57.Правовой статус избирательной комиссии муниципального образования.
  • 58.Муниципальная служба: понятие, правовые основы, принципы.
  • 59.Муниципальные должности: понятие, категории, группы, реестры.
  • 60.Взаимосвязь муниципальной службы и государственной гражданской службы.
  • 61.Правовой статус муниципального служащего.
  • 62.Порядок поступления на муниципальную службу. Прекращение муниципальной службы.
  • 63.Порядок прохождения муниципальной службы.
  • 64.Местный референдум: понятие, правовая основа проведения, круг вопросов, по которым проводится местный референдум.
  • 65.Порядок проведения местного референдума, юридическая сила решений, принятых на референдуме. Обстоятельства, исключающие проведение референдума.
  • 66.Муниципальные выборы: понятие, правовая основа, назначение выборов, образование избирательных округов и участков, выдвижение и регистрация кандидатов, агитация.
  • 67.Проведение муниципальных выборов: голосование, определение итогов выборов, обжалование их результатов.
  • 68.Голосование по вопросам изменения границ муниципального образования, преобразования муниципального образования.
  • 69.Отзыв депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления.
  • 70.Правотворческая инициатива граждан на местном уровне.
  • 71.Собрания, сходы, конференции граждан. Правовая основа, порядок проведения, юридическая сила принятых решений.
  • 72.Обращения граждан в органы местного самоуправления: понятие, виды, правовая основа, порядок рассмотрения.
  • 73.Публичные слушания: понятие, виды (обязательные и необязательные), организация и проведение.
  • 74.Территориальное общественное самоуправление: понятие и характеристика.
  • 75.Местные общественные объединения: понятие, виды и правовой статус.
  • 76.Собрания, митинги, шествия, демонстрации, пикетирования: понятие и правовой режим.
  • 77.Понятие и состав экономической основы местного самоуправления.
  • 78.Муниципальная собственность: понятие, состав, реестры имущества, субъекты права муниципальной собственности.
  • 79.Особенности участия муниципального образования в гражданско - правовых отношениях.
  • 80.Способы и порядок защиты муниципальной собственности.
  • 81.Формирование муниципальной собственности: законодательная основа, порядок, регистрация права собственности. Управление и распоряжение муниципальным имуществом.
  • 82.Местные финансы: понятие, состав, принципы формирования и использования.
  • 83.Понятие и содержание местного бюджета: структура, доходная и расходная части, дотации, субвенции, субсидии.
  • 84.Муниципальные заимствования. Участие органов местного самоуправления в кредитных отношениях.
  • 85.Понятие бюджетного процесса. Стадии бюджетного процесса. Рассмотрение и утверждение бюджета.
  • 86.Финансовый контроль в бюджетном процессе.
  • Глава 26.Основы государственного и муниципального финансового контроля.
  • 87.Полномочия органов местного самоуправления в бюджетно-финансовой сфере.
  • 88.Полномочия органов местного самоуправления в сфере образования.
  • 89.Полномочия органов местного самоуправления в области культуры, физической культуры и спорта.
  • 90.Полномочия органов местного самоуправления в сфере охраны здоровья.
  • 91.Полномочия органов местного самоуправления в сфере социальной защиты.
  • 92.Полномочия органов местного самоуправления в жилищно - коммунальной сфере.
  • 93.Наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями.
  • 95.Ответственность органов и должностных лиц местного самоуправления перед населением, перед физическими и юридическими лицами и перед государством.
  • 96.Прокурорский надзор за соблюдением законности в деятельности органов местного самоуправления и их должностных лиц.
  • 97.Гарантии местного самоуправления: понятие, виды. Наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиям.
  • 98.Гарантии организационной самостоятельности местного самоуправления.
  • Бережному отношению к земле как к природному объекту, охраняемому в качестве важнейшей составной части природы, природном ресурсе, используемом в качестве средства производства в сельском хозяйстве и лесном хозяйстве и основы осуществления хозяйственной и иной деятельности на территории Российской Федерации;

    Рациональному использованию земли с соблюдением требований градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов;

    Недопущению загрязнения, захламления, деградации и ухудшения плодородия почв на землях соответствующих категорий;

    Осуществлению деятельности в данной области с учетом интересов всего общества при обеспечении гарантий каждого гражданина;

    Использованию земельных участков в соответствии с их целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту1;

    Осуществлению мероприятий по охране земель, соблюдению порядка пользования лесами, водными и другими природными объектами;

    Своевременному освоению земельных участков в сроки, предусмотренные договорами;

    Своевременному внесению платежей за землю.

    В соответствии с требованиями пункта 3 ст. 11 Федерального закона 2003 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» территорию муниципального образования составляют следующие виды земель:

    Исторически сложившиеся земли населенных пунктов;

    Прилегающие к ним земли общего пользования;

    Территории традиционного природопользования населения соответствующего поселения;

    Рекреационные земли;

    Земли для развития поселения.

    Виды и статус земель, составляющих территорию муниципального образования, регламентируются Земельным кодексом Российской Федерации от 25 октября 2001 г. N° 136-Ф3.

    34.Порядок установления и изменения границ муниципального образования.

    Установление территории и границ - необходимый этап процесса образования и преобразования муниципальных образований. Территорию муниципального образования составляют земли городских, сельских населенных пунктов, поселений, прилегающие к ним земли общего пользования, рекреационные зоны, земли, необходимые для развития поселений, и другие земли в границах муниципального образования независимо от форм собственности и целевого назначения. Территория муниципального образования должна быть единой и не может состоять из территориально не связанных друг с другом частей. При определении территории муниципального образования желательно сохранять целостность земельного участка, принадлежащего одному землепользователю. Установление и изменение территории муниципального образования производятся с учетом исторических и иных местных традиций.

    Надо иметь в виду, что законодательство разводит понятия "муниципальная территория" и "муниципальные земли", определяя их разный правовой режим. Понятие "муниципальная территория" служит для обозначения пространственных рамок осуществления всего множества полномочий местного самоуправления конкретных сообществ жителей. Муниципальная территория - это всегда и избирательная территория, и территория проведения местных референдумов, собраний, сходов. Не все земли, входящие в территорию муниципального образования, являются его муниципальными землями. В состав территории муниципального образования помимо его собственных земель могут входить земли государственные, частные, земли других муниципальных образований. В то же время земли муниципального образования могут находиться и за пределами его территории. Муниципальная территория - объект публичного (конституционного, уставного) права, а муниципальные земли - объект гражданского и земельного права.

    Закрепление границ муниципальных образований удобнее проводить с опорой на три основных правила: 1)в случае, если муниципальное образование наделяется территорией, совпадающей с территорией административно-территориальной единицы (населенного пункта), его граница определяется по границам соответствующей административно-территориальной единицы (населенного пункта); 2)в случае, если муниципальное образование наделяется территорией, совпадающей с территорией нескольких административно-территориальных единиц (населенных пунктов), его граница определяется по несовпадающим границам соответствующих административно-территориальных единиц (населенных пунктов); 3)в случае, если муниципальное образование наделяется территорией, частично или полностью не совпадающей с территорией административно-территориальных единиц (населенных пунктов), его граница определяется по границам административно-территориальных единиц (населенных пунктов) в части их совпадения, а также по границам земельных участков, оформленных в установленном законом порядке, и естественным границам (линиям рельефа, ясно видимым ориентирам, иным характерным точкам: дороги, просеки, опушки леса, мосты, линии электропередачи, трубопроводы, здания, сооружения, капитальные ограждения и т.п.) в части, в которой границы муниципального образования не совпадают с границами административно-территориальных единиц (населенных пунктов).

    Границы территорий муниципальных образований устанавливаются и изменяются законами субъектов Федерации в соответствии с требованиями федерального законодательства.

    Изменение границ муниципального образования осуществляется по инициативе населения, органов местного самоуправления, органов государственной власти субъекта Федерации, федеральных органов государственной власти. Инициатива населения об изменении границ муниципального образования реализуется в порядке, установленном для выдвижения инициативы проведения местного референдума. Инициатива органов местного самоуправления, органов государственной власти об изменении границ муниципального образования оформляется решениями соответствующих органов местного самоуправления, органов государственной власти.

    Изменение границ муниципальных районов, влекущее отнесение территорий отдельных входящих в их состав поселений и (или) населенных пунктов к территориям других муниципальных районов, или изменение границ поселений, влекущее отнесение территорий отдельных входящих в их состав населенных пунктов к территориям других поселений, осуществляется с согласия населения данных поселений и (или) населенных пунктов. Согласие населения выявляется путем голосования, предусмотренного ст. 24 Закона от 6 октября 2003 г., либо на сходах граждан с учетом мнения представительных органов соответствующих муниципальных образований.

    Изменение границ муниципальных районов и поселений, не влекущее отнесения территорий отдельных входящих в их состав поселений и (или) населенных пунктов соответственно к территориям других муниципальных районов или поселений, осуществляется с учетом мнения населения, выраженного представительными органами соответствующих муниципальных районов и поселений.

    "