Значит несовершенный вид. Виды глаголов

Одной из русского языка является Глагол. Глагол обозначает действие, состояние предмета. Его основные вопросы: что делать? что сделать? Эта часть речи имеет много от чего зависят ее место в речи и синтаксическая роль в предложении. Тема данной статьи «Глаголы совершенного вида», поэтому, прежде чем говорить о них, надо узнать значение их категории: вид. Категория вида - это грамматическая она присуща всем его формам и показывает действие во времени. Глагол «решил» и «решал» похожи по значению, но грамматически различаются. Решил - глагол соверш. вида, он указывает на завершенное действие, на то, что оно закончено и ограничено. Решал - глагол несоверш. вида и не содержит в себе пределов или законченности действия. В русском языке есть два вида глаголов: совершенный и несовершенный.

Уже по одному названию - глагол совершенного вида - можно понять, что речь идет о действии, которое началось, совершено, Есть предел, граница, результат действия. Поэтому и вопросы у совершенного вида глагола такие: что сделать? что сделал (а)? что сделали? что сделаешь?

Так, например: в прошедшем времени

«Я прочитал книгу» означает: прочитал всю до конца;

«Я написал письмо» означает: письмо готово;

«Я изучил язык» означает: я знаю язык;

«Мы спели песню» означает: до конца.

Тогда как предложения: «Я писал письмо», «Я читал книгу», «Я пел песню», «Я изучал язык», означают, что действие происходило, но доведено ли оно до конца - неизвестно.

Глагольные виды различаются в основном по значению и временным формам. Глаголы совершенного вида имеют прошедшее и будущее простое время: вершил (вершу), написал (напишу), поиграл (поиграю), прочитал (прочитаю), изучал (изучу). Окончания в будущем простом те же, что и в настоящем времени у глаголов несоверш. вида: я читаю, играю.

Глаголы несоверш. вида имеют формы настоящ., прошед. и будущ. сложного времени. Предложения «Мы будем строить», «Мы будем изучать» говорят только о том, что действия будут совершены, но не о том, будут ли они закончены. Тогда как предложения «Мы построим», «Мы изучим» говорят, что что-то будет построено до конца, будет изучено и мы будем знать. Эта с различным образованием временных форм приводит к ошибкам употребления в речи настоящего времени вместо будущего, будущего вместо настоящего.

Так, вместо правильного образования будущего времени: я скажу, я пойду, я возьму, я начну, - люди, плохо владеющие языком, ошибочно говорят: я буду сказать, я буду пойти, я буду начать.

Образование и видовые пары

Исходной формой образования глаголов совершенного вида в основном являются глаголы несоверш. вида с добавлением приставок, суффиксов, противопоставлением суффиксов, чередованием в корне, перемещением ударений, выражением видов разными корнями, словами. Образуются видовые пары.

1. Глаголы совершенного вида образуются при помощи добавления суффикса -ну- к глаголам несовершенного вида: прыгать-прыгнуть, качать-качнуть. Эти глаголы придают значение краткости и мгновенности.

У некоторых глаголов с суффиксом -ну- перед суффиксом выпадают последние согласные: кидать-кинуть, утопать-утонуть, шептать-шепнуть. Суффикс -ну- в глаголах совершенного вида указывает на результат, предел, законченность действия (исчезнуть, достигнуть), на однократность действия (толкнуть, крикнуть, махнуть), на интенсивное начало действия (хлынуть, грянуть)

2. Приставки придают глаголу значение законченности, не изменяя основного лексического значения слова: писать-написать, списать; слепнуть-ослепнуть; седеть-поседеть; строить-построить; делать-сделать; крепнуть-окрепнуть.

Но нередко приставки придают новое лексическое значение глаголу соверш. вида: читать - перечитать, прочитать, дочитать

Приставки наряду со значением законченности могут привносить в глаголы другие оттенки, указывать на отношение действия ко времени. Так, приставка по- некоторым глаголам привносит значение ограниченности действия во времени, например: сегодня я почитал, поработал, погулял (некоторое время читал и перестал, некоторое время работал и прекратил работу, недолго гулял.)

Приставки за-, по- при соединении с некоторыми глаголами привносят в слово значение начала действия: петь-запеть (начали петь); шуметь-зашуметь (начали шуметь); лететь-полететь (начал лететь)

Например:

Лес зазвенел, застонал, затрещал, Заяц послушал и вон побежал. (Н. Некрасов )

Орлята засвистали и запищали еще жалобнее. Тогда орел вдруг сам громко закричал, расправил крылья и тяжело полетел к морю… (Л. Толстой )

3. Иногда видовые пары глаголов образуются от разных корней, слов: класть-положить. Запомните слова и сочетания, с которыми употребляются глаголы совершенного вида: вдруг, неожиданно, внезапно, как-то раз, как, сразу, как вдруг, однажды.

Поупражняйтесь!

Перед вами иллюстрированный текст. Найдите в тексте глаголы совершенного вида. Объясните разницу в значении глаголов соверш. и несоверш. вида.

Охота

Красавец-орел медленно делает круг над морем. Полет его такой спокойный и грациозный. Вот он на мгновение остановился в воздухе, как будто кто-то держит его за нить. Что-то произошло. Это хищник увидел в прозрачной воде добычу. Неожиданно и стремительно орел стал камнем падать вниз.

И уже у самой воды, на лету, он схватил клювом свою жертву и резко поднялся вверх. Рыбка мотает хвостом, пытается освободиться из клюва, но орел мертвой хваткой держит свою добычу, не прерывая полет.

Глаголы несовершенного вида обозначают длительные или повторяющиеся действия, без указания на их завершенность . В неопределенной форме они отвечают на вопрос что делать? . Например: думать, читать, говорить, писать, красить, улучшать. У этих глаголов есть все три формы времени : прошедшее, настоящее и будущее сложное. Глаголы совершенного вида указывают на завершенность действия , его результат, конец действия или его начало. В неопределенной форме они отвечают на вопрос что сделать? . Например: задумать, прочитать, переговорить, написать, покрасить, улучшить. Эти глаголы имеют только две формы времени : прошедшее и будущее простое.

Вид - постоянный грамматический признак глагола. Глаголы бывают двух видов в зависимости от того, как действие, определённое глаголом, протекает во времени. Чтобы установить вид глагола, бывает достаточно задать вопрос к инфинитиву: что делать? - несовершенный вид, что сделать? - совершенный.

Глаголы несовершенного вида

Обозначают действие незавершенное, длительное, регулярное или повторяемое во времени, то есть действие в процессе, например, говорить, думать, мечтать, переносить, перечитывать. Для проверки можно использовать наречия, которые облегчат определение вида глагола (что делают? когда? как часто?): каждое утро (день или вечер), редко, иногда, обычно, часто, регулярно. У глаголов несовершенного вида есть три формы времени:

  1. настоящее - говорит, мечтает, переносит;
  2. будущее сложное - будет говорить, будет мечтать, будет переносить;
  3. прошедшее - говорил, мечтал, переносил.

Глаголы совершенного вида

Обозначают действие завершенное, ограниченное пределом или единовременное, они указывают на результат, конец или начало действия, поэтому не могут употребляться с глаголами продолжать, начинать и подобными. Например, отправить, прыгнуть, стукнуть, прибежать, поймать, запеть, заговорить. С помощью некоторых наречий можно убедиться в правильности определения вида глагола (что сделали? когда?): вчера, сегодня, утром, один раз, уже, еще не, три дня назад. В силу своего значения эти глаголы образуют только две временные формы:

  1. будущее простое - отправит, прыгнет, запоёт;
  2. прошедшее - отправил, прыгнул, запел.

Если глаголу одного вида соответствует глагол другого вида с тем же лексическим значением, получаются видовые пары: выписать (сов.) – выписывать (несов.); обидеть (сов.) – обижать (несов.); утроить (сов.) – утраивать (несов.). Большинство таких глаголов имеют одинаковый корень, но есть исключения: взять (сов.) – брать (несов.); найти (сов.) – искать (несов.); положить (сов.) – класть (несов.). Кроме того, есть двувидовые глаголы, которые совмещают одновременно в себе признаки двух видов, установить их вид можно лишь в контексте: казнить, ранить, женить, велеть, обещать, организовать, обследовать, арестовать, атаковать, использовать, автоматизировать, воздействовать . Существуют одновидовые глаголы, которые не имеют видовой пары: что сделать? ударить, очутиться; что делать? хотеть, обладать, летать.


Глаголы бывают совершенного или несовершенного вида.
Глаголы несовершенного вида обозначают действие незаконченное, они не содержат указания на предел или границу действия. Например: набирать, писать, решать. Эти глаголы отвечают на вопрос что делать?
Глаголы совершенного вида обозначают действие законченное, ограниченное каким-то пределом. Например: набрать, написать, решить. Эти глаголы отвечают на вопрос что сделать?
Глаголы несовершенного вида имеют три времени: прошедшее, настоящее и будущее (сложное). Например: набирать - набирал, набираю, буду набирать.
Глаголы совершенного вида имеют два времени: прошедшее и будущее (простое). Например: набрать - набрал, наберу.
Среди глаголов несовершенного вида, обозначающих действие незаконченное, повторяющееся, выделяются многократные глаголы. Например: подергивать, покачивать, покрикивать.
Среди глаголов совершенного вида, обозначающих действие законченное, выделяются однократные глаголы. Например: толкнуть, вскрикнуть, выдернуть.
Как правило, глаголы образуют видовые пары, имеющие одно и то же лексическое значение. Ср.: решать - решить, писать - написать, вести - привести.
Некоторые глаголы не имеют парных видовых форм. Например: заискивать, преобладать, присутствовать и другие глаголы несовершенного вида не имеют парных форм совершенного вида. Глаголы совершенного вида молвить, хлынуть, понадобиться и другие не имеют парных форм несовершенного вида.
Некоторые глаголы в зависимости от употребления имеют или значение несовершенного вида, или значение совершенного вида (двувидовые глаголы). Ср.: Каждый день наша часть атакует противника (наст, вр.- несовершенный вид) - Батальон двинется на рассвете и атакует противника (буд* вр.- совершенный вид).
К двувидовым глаголам относятся, например: атаковать, арестовать, воздействовать, гарантировать, даровать, использовать, исследовать, казнить, конфисковать, миновать, молвить, наследовать, образовать, обследовать, обещать, организовать, ранить, расследовать, телеграфировать, экспортировать и др.

Еще по теме § 76. Виды глагола:

  1. 16. Глагол как часть речи; особенности морфемной структуры и словоизменения глагола. Система лексико-грамматических разрядов и морфологических категорий глагола
  2. 11. Глагол как часть речи: семантика и грамматические категории. Синтаксические функции глагола. Переносное употребление форм наклонения и времени глагола.

Общие сведения

Глагол обозначает действие, отвечает на вопросы что делать? что сделать?

В русском языке глаголы делятся на совершенный вид или несовершенный:

Совершенный вид глагола. Отвечают на вопрос что сделать? что сделал? что сделают? что сделаю? и обозначают действие, ограниченное в своей длительности или имеющее внутренний предел, законченность.

Сходил я в субботу на собеседование.

Родилась и выросла в Саяногорске.

Несовершенный вид глагола. Отвечают на вопрос что делать? что делал? что делают? что делаю? и обозначают действие без ограничения во времени, длительное или повторяющееся.

Я находился дома, в Бишкеке.

И. Бернштейн сам считал свою концепцию синтетической.

Сложные случаи.

Cуществуют глаголы, которые совмещают в одной форме значение совершенного и несовершенного вида. Их вид устанавливается из контекста.

Например, слова: женить, казнить, ранить, велеть, а также глаголы с суффиксами -ова(тъ), -ирова(ть): воздействовать, использовать, автоматизировать,телеграфировать и т. п.

Пушки с пристани палят, кораблю пристать велят - велят (что делают?)-> несовершенный вид глагола

Не прикажете ли, я велю подать коврик? - велю (что сделаю?)-> совершенный вид глагола

Во всех случаях сомнения выбирайте ответ Другое а в комментарии пишите: не хватает контекста .

Глагол самостоятельная часть речи, которая обозначает процесс, отношение, движение, состояние предмета или его действие. В предложении чаще всего является сказуемым, но может быть любым членом предложения.

Глаголы несовершенного вида

Несовершенного вида указывают на незавершенное, повторяющееся, протяженное действие. В начальной форме (инфинитиве) отвечают на вопрос «Что делать?»

Они могут:

  1. Обозначать длительность: Петя долго рисовал натюрморт.
  2. Указывать на повторение: Каждый день она гуляет со своей собакой.
  3. Характеризовать постоянство: Деревня находится на холме.

В таких случаях зачастую в сочетании употребляются наречия.

Глаголы совершенного вида

Глаголы совершенного вида передают законченное действие, ограниченное временем. Отвечают на вопрос « Что сделать?» и, как правило, имеют в составе приставку.

Примеры: смастерить, списать, сесть, скрыть, выпить.

Они выражают:

  1. Достижение какого-либо результата: Папа починил кран.
  2. Начало действия: Весной в саду зацвела сирень.
  3. Однократное действие при условии, что слово образовано при помощи суффикса -ну-: Он оттолкнул меня в сторону.

Как определить

  1. Самый простой способ определения — задать вопрос. Если глагол отвечает на вопрос «Что делать?» — он несовершенный. Если на «Что сделать?» — совершенный.
  2. Второй способ — применить слово «буду» . Оно употребляется только в НВ. Примеры: буду танцевать — несовершенные. Буду станцевать — так сказать нельзя, это совершенный вид.
  3. Еще один указатель — приставка «с». Она применяется только в СВ. Примеры: мастерить — смастерить, писать — списать, жечь — сжечь.
  4. Кроме того, вид определяют с помощью суффиксов:
  • Суффикс «ну» указывает на законченность или однократность действия: трогать — тронуть.
    • С помощью суффикса «и» , которому в НВ соответствует суффикс а/я: бросать — бросить.
  • «ыва» / «ива», «ва» употребляются для НВ: записать — записывать.

Внимание! Слово-исключение — покупать . В совершенном виде оно употребляется без приставки: купить.

Другие формы

НВ имеет три временных формы: прошедшую, настоящую и сложную будущую. Во всех трех формах результат действия остается не известным:

  • Искала, ищет, будет искать
  • Ловил, ловит, будет ловить
  • Писали, пишут, будут писать

СВ используется в двух временах: прошедшем и будущем.

Примеры: закрыл — закроет, обыграл — обыграет, сходил — сходит.

В прошедшем времени глаголы изменяются по числам при помощи суффикса «л» и родовых окончаний.

Пример: крутить-крутил-крутили (НСВ); закрутить-закрутил-закрутила-закрутили (СВ).

Одновидовые

Одновидовые — значит имеют форму только одного из видов . В эту категорию относят глаголы несовершенного вида, выражающие:

  1. Эмоции: любить, ненавидеть.
  2. Состояние человека: мечтать, грустить.
  3. Движение: прыгать, бежать.
  4. Действие, со значением «слегка»: напевать, покручивать.
  5. Значение профессиональной деятельности: учительствовать.
  6. Обоюдный характер: переглядываться.
  7. Моментальное действие: хлынул.
  8. Избыточное значение: наелся.

Справка! Сюда же относятся глаголы с несколькими префиксами: противостоять, унаследовать, переписать.

Двувидовые

Обозначают законченное или длящееся в момент речи действие. Значение зависит от контекста.

  1. Слова с многолетней историей: крестить, ранить, казнить, женить
  2. Некоторые глаголы, оканчивающиеся на «овать»: содействовать, исследовать, расследовать .
  3. Слова иноязычного происхождения, в составе которых есть «ова», «ирова»: складировать, кодифицировать, телеграфировать.

СВ и НВ, в особых случаях, может выражаться одним словом без изменений: жениться (что делать?) – жениться (что сделать?).

В большинстве случаев, глаголы образуются от одной формы, но бывают исключения. Например, ловить-поймать.

Полезное видео

Формы глаголов в русском языке.