Руководитель государственной санитарно эпидемиологической службы рф. Государственная санитарно-эпидемиологическая служба российской федерации

Постановление Правительства РФ от 24 июля 2000 г. N 554
"Об утверждении Положения о государственной санитарно-эпидемиологической службе Российской Федерации и Положения о государственном санитарно-эпидемиологическом нормировании"

Правительство Российской Федерации постановляет:

2. Министерству здравоохранения Российской Федерации, Министерству путей сообщения Российской Федерации, Министерству обороны Российской Федерации, Министерству внутренних дел Российской Федерации, Министерству юстиции Российской Федерации, Главному управлению специальных программ Президента Российской Федерации, Медицинскому центру Управления делами Президента Российской Федерации, Федеральной пограничной службе Российской Федерации, Федеральной службе налоговой полиции Российской Федерации, Федеральной службе безопасности Российской Федерации, Федеральному агентству правительственной связи и информации при Президенте Российской Федерации, Федеральной службе охраны Российской Федерации и Федеральному управлению медико-биологических и экстремальных проблем при Министерстве здравоохранения Российской Федерации привести свои нормативные правовые акты в соответствие с настоящим постановлением.

3. Признать утратившими силу:

Положение
о государственном санитарно-эпидемиологическом нормировании
(утв. постановлением Правительства РФ от 24 июля 2000 г. N 554)

С изменениями и дополнениями от:

1. Основной задачей государственного санитарно-эпидемиологического нормирования является установление санитарно-эпидемиологических требований, обеспечивающих безопасность для здоровья человека среды его обитания.

2. Нормативными правовыми актами, устанавливающими санитарно-эпидемиологические требования, являются государственные санитарно-эпидемиологические правила (санитарные правила, санитарные правила и нормы, санитарные нормы, гигиенические нормативы), содержащие:

гигиенические и противоэпидемические требования по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения, профилактики заболеваний человека, благоприятных условий его проживания, труда, быта, отдыха, обучения и питания, а также сохранению и укреплению его здоровья;

оптимальные и предельно допустимые уровни влияния на организм человека факторов среды его обитания;

максимально или минимально допустимое количественное и (или) качественное значение показателя, характеризующего с позиций безопасности и (или) безвредности для здоровья человека тот или иной фактор среды его обитания.

3. Государственные санитарно-эпидемиологические правила (далее именуются - санитарные правила) устанавливают единые санитарно-эпидемиологические требования к:

планировке и застройке городских и сельских поселений;

продукции производственно-технического назначения, товарам для личных и бытовых нужд и технологиям их производства;

потенциально опасным для человека химическим, биологическим веществам и отдельным видам продукции;

пищевым продуктам, пищевым добавкам, продовольственному сырью, а также контактирующим с ними материалам и изделиям и технологиям их производства;

продукции, ввозимой на территорию Российской Федерации;

организации питания населения;

сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению отходов производства и потребления;

эксплуатации производственных, общественных помещений, зданий, сооружений, оборудования и транспорта;

условиям воспитания и обучения;

организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий;

порядку осуществления ограничительных мероприятий (карантина);

порядку осуществления производственного контроля; мерам, направленным на предупреждение возникновения и распространения инфекционных заболеваний, массовых неинфекционных заболеваний (отравлений), в том числе применяемых в отношении больных инфекционными заболеваниями;

организации и проведению гигиенического воспитания и обучения.

4. На территории Российской Федерации действуют федеральные санитарные правила. При необходимости учета особенностей складывающейся гигиенической, эпидемиологической, экологической обстановки и состояния здоровья населения на территории субъекта Российской Федерации могут действовать федеральные санитарные правила, установленные для этой территории.

5. Государственное санитарно-эпидемиологическое нормирование осуществляется федеральными органами исполнительной власти и федеральными государственными учреждениями государственного санитарно-эпидемиологического надзора в Российской Федерации и включает в себя:

разработку единых требований к проведению научно-исследовательских работ по обоснованию санитарных правил;

контроль за проведением научно-исследовательских работ по государственному санитарно-эпидемиологическому нормированию;

разработку (пересмотр), экспертизу, утверждение, введение в действие и опубликование санитарных правил;

контроль за внедрением санитарных правил, изучение и обобщение практики их применения;

регистрацию и систематизацию санитарных правил, формирование и ведение единой федеральной базы данных в области государственного санитарно-эпидемиологического нормирования.

6. Разработка единых требований к проведению научно-исследовательских работ по обоснованию санитарных правил, разработка (пересмотр), экспертиза, введение в действие санитарных правил, их систематизация, формирование и ведение единой федеральный базы данных в области государственного санитарно-эпидемиологического нормирования осуществляются в порядке, определяемом Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации.

7. Проекты санитарных правил подлежат комплексной экспертизе в Комиссии по государственному санитарно-эпидемиологическому нормированию, возглавляемой главным государственным санитарным врачом Российской Федерации.

8. Санитарные правила, утвержденные Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, подлежат государственной регистрации.

9. Государственная регистрация и официальное опубликование санитарных правил осуществляются в порядке , установленном законодательством Российской Федерации.

10. Срок действия санитарных правил устанавливается при их утверждении, но не более чем на 10 лет, с возможностью его продления не более чем на 5 лет.

Пересмотр санитарных правил, внесение в них изменений и дополнений осуществляются в порядке, установленном для разработки санитарных правил.

11. Нормативные правовые акты, касающиеся вопросов обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, принимаемые федеральными органами исполнительной власти, государственные стандарты, строительные нормы и правила, правила охраны труда, ветеринарные и фитосанитарные правила не должны противоречить санитарным правилам.

12. Юридические лица и индивидуальные предприниматели обязаны иметь официально изданные санитарные правила и методики контроля факторов среды обитания в соответствии с осуществляемой ими деятельностью.

ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

Об утверждении Положения о государственной
санитарно-эпидемиологической службе Российской Федерации и
Положения о государственном санитарно-эпидемиологическом нормировании

Документ с изменениями, внесенными:
постановлением Правительства Российской Федерации от 6 февраля 2004 года N 51 ;
постановлением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2004 года N 648 ;
(Российская газета, N 213, 23.09.2005).
____________________________________________________________________

Правительство Российской Федерации

постановляет:

1. Утвердить прилагаемые:

Абзац утратил силу с 1 октября 2005 года - ..

Положение о государственном санитарно-эпидемиологическом нормировании.

2. Министерству здравоохранения Российской Федерации, Министерству путей сообщения Российской Федерации, Министерству обороны Российской Федерации, Министерству внутренних дел Российской Федерации, Министерству юстиции Российской Федерации, Главному управлению специальных программ Президента Российской Федерации, Медицинскому центру Управления делами Президента Российской Федерации, Федеральной пограничной службе Российской Федерации, Федеральной службе налоговой полиции Российской Федерации, Федеральной службе безопасности Российской Федерации, Федеральному агентству правительственной связи и информации при Президенте Российской Федерации, Федеральной службе охраны Российской Федерации и Федеральному управлению медико-биологических и экстремальных проблем при Министерстве здравоохранения Российской Федерации привести свои нормативные правовые акты в соответствие с настоящим постановлением. *2)

3. Признать утратившими силу:

постановление Правительства Российской Федерации от 5 июня 1994 года N 625 "Об утверждении Положения о Государственной санитарно-эпидемиологической службе Российской Федерации и Положения о государственном санитарно-эпидемиологическом нормировании" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1994, N 8, ст. 860);

постановление Правительства Российской Федерации от 30 июня 1998 года N 680 "Об утверждении Положения о государственной санитарно-эпидемиологической службе Российской Федерации и внесении изменений и дополнений в Положение о государственном санитарно-эпидемиологическом нормировании" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 27, ст. 3197).

Председатель Правительства
Российской Федерации
М.Касьянов

Положение о государственной санитарно-эпидемиологической службе Российской Федерации (утратило силу с 1 октября 2005 года)

УТВЕРЖДЕНО
постановлением Правительства
Российской Федерации
от 24 июля 2000 года N 554

(с изменениями на 17 ноября 2004 года)
____________________________________________________________________
Утратило силу с 1 октября 2005 года на основании

постановления Правительства Российской Федерации
от 15 сентября 2005 года N 569 ..
____________________________________________________________________

Положение о государственном санитарно-эпидемиологическом нормировании

УТВЕРЖДЕНО
постановлением Правительства
Российской Федерации
от 24 июля 2000 года N 554

1. Основной задачей государственного санитарно-эпидемиологического нормирования является установление санитарно-эпидемиологических требований, обеспечивающих безопасность для здоровья человека среды его обитания.

2. Нормативными правовыми актами, устанавливающими санитарно-эпидемиологические требования, являются государственные санитарно-эпидемиологические правила (санитарные правила, санитарные правила и нормы, санитарные нормы, гигиенические нормативы), содержащие:

гигиенические и противоэпидемические требования по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения, профилактики заболеваний человека, благоприятных условий его проживания, труда, быта, отдыха, обучения и питания, а также сохранению и укреплению его здоровья;

оптимальные и предельно допустимые уровни влияния на организм человека факторов среды его обитания;

максимально или минимально допустимое количественное и (или) качественное значение показателя, характеризующего с позиций безопасности и (или) безвредности для здоровья человека тот или иной фактор среды его обитания.

3. Государственные санитарно-эпидемиологические правила (далее именуются - санитарные правила) устанавливают единые санитарно-эпидемиологические требования к:

планировке и застройке городских и сельских поселений;

продукции производственно-технического назначения, товарам для личных и бытовых нужд и технологиям их производства;

потенциально опасным для человека химическим, биологическим веществам и отдельным видам продукции; *3.1.4)

пищевым продуктам, пищевым добавкам, продовольственному сырью, а также контактирующим с ними материалам и изделиям и технологиям их производства;

продукции, ввозимой на территорию Российской Федерации;

организации питания населения;

водным объектам;*3.1.8)

питьевой воде и питьевому водоснабжению населения; *3.1.9)

атмосферному воздуху в городских и сельских поселениях, на территориях промышленных организаций, воздуху в рабочих зонах производственных помещений, жилых и других помещениях; *3.1.10)

сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению отходов производства и потребления;

жилым помещениям; *3.1.12)

эксплуатации производственных, общественных помещений, зданий, сооружений, оборудования и транспорта; *3.1.13)

условиям труда; *3.1.14)

условиям работы с биологическими веществами, биологическими и микробиологическими организмами и их токсинами;

условиям работы с источниками физических факторов воздействия на человека; *3.1.16)

условиям воспитания и обучения; *3.1.17)

организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий;

санитарной охране территории Российской Федерации; *3.1.19)

порядку осуществления ограничительных мероприятий (карантина);

порядку осуществления производственного контроля;

мерам, направленным на предупреждение возникновения и распространения инфекционных заболеваний, массовых неинфекционных заболеваний (отравлений), в том числе применяемых в отношении больных инфекционными заболеваниями; *3.1.22)

организации и проведению гигиенического воспитания и обучения.

4. На территории Российской Федерации действуют федеральные санитарные правила. При необходимости учета особенностей складывающейся гигиенической, эпидемиологической, экологической обстановки и состояния здоровья населения на территории субъекта Российской Федерации могут действовать федеральные санитарные правила, установленные для этой территории. *4)

5. Государственное санитарно-эпидемиологическое нормирование осуществляется федеральными органами исполнительной власти и федеральными государственными учреждениями государственного санитарно-эпидемиологического надзора в Российской Федерации и включает в себя (абзац в редакции, введенной в действие с 1 октября 2005 года постановлением Правительства Российской Федерации от 15 сентября 2005 года N 569 :

разработку единых требований к проведению научно-исследовательских работ по обоснованию санитарных правил;

контроль за проведением научно-исследовательских работ по государственному санитарно-эпидемиологическому нормированию;

разработку (пересмотр), экспертизу, утверждение, введение в действие и опубликование санитарных правил;

контроль за внедрением санитарных правил, изучение и обобщение практики их применения;

регистрацию и систематизацию санитарных правил, формирование и ведение единой федеральной базы данных в области государственного санитарно-эпидемиологического нормирования.

6. Разработка единых требований к проведению научно-исследовательских работ по обоснованию санитарных правил, разработка (пересмотр), экспертиза, введение в действие санитарных правил, их систематизация, формирование и ведение единой федеральный базы данных в области государственного санитарно-эпидемиологического нормирования осуществляются в порядке, определяемом Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации (пункт в редакции, введенной в действие с 1 октября 2005 года постановлением Правительства Российской Федерации от 15 сентября 2005 года N 569 .

7. Проекты санитарных правил подлежат комплексной экспертизе в Комиссии по государственному санитарно-эпидемиологическому нормированию, возглавляемой главным государственным санитарным врачом Российской Федерации (пункт в редакции, введенной в действие с 1 октября 2005 года постановлением Правительства Российской Федерации от 15 сентября 2005 года N 569 .

8. Санитарные правила, утвержденные Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, подлежат государственной регистрации (пункт в редакции, введенной в действие с 1 октября 2005 года постановлением Правительства Российской Федерации от 15 сентября 2005 года N 569 .

9. Государственная регистрация и официальное опубликование санитарных правил осуществляются в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

10. Срок действия санитарных правил устанавливается при их утверждении, но не более чем на 10 лет, с возможностью его продления не более чем на 5 лет.

Пересмотр санитарных правил, внесение в них изменений и дополнений осуществляются в порядке, установленном для разработки санитарных правил.

11. Нормативные правовые акты, касающиеся вопросов обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, принимаемые федеральными органами исполнительной власти, государственные стандарты, строительные нормы и правила, правила охраны труда, ветеринарные и фитосанитарные правила не должны противоречить санитарным правилам.

12. Юридические лица и индивидуальные предприниматели обязаны иметь официально изданные санитарные правила и методики контроля факторов среды обитания в соответствии с осуществляемой ими деятельностью.

13. Пункт утратил силу с 1 октября 2005 года - постановление Правительства Российской Федерации от 15 сентября 2005 года N 569 ..


Редакция документа с учетом
изменений и дополнений
подготовлена юридическим
бюро "КОДЕКС"

Это система органов, предприятий и учреждений, действующих в целях обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения и профилактики заболеваний человека.

Главной задачей Государственной санитарно-эпидемиологической службы Российской Федерации являются обеспечение санитарно- эпидемиологического благополучия населения, предупреждение, выявление и ликвидация опасного и вредного влияния среды обита­ния человека на его здоровье (рис. 27).

Органы, предприятия и учреждения Государственной санитарно- эпидемиологической службы Российской Федерации (далее имену­ются организации Службы) в своей деятельности руководствуются Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации.

Государственная санитарно-эпидемиологическая служба Россий­ской Федерации выполняет следующие основные функции:
подготавливает предложения по вопросам обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения для принятия решений органами государственной власти Россий­ской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления; разрабатывает целевые программы обеспечения санитарно- эпидемиологического благополучия населения, а также предло­жения к проектам федеральных и региональных научно- технических программ: по вопросам охраны здоровья населе­ния, профилактики заболеваний и оздоровления среды обита­ния человека;

При размещении объектов промышленности, выборе земель­ных участков под строительство; планировке и застройке на­селенных пунктов; проектировании, строительстве, рекон­струкции, модернизации предприятий, зданий, сооружений, инженерных сетей и транспортных средств, а также вводе их в эксплуатацию;

Разработке, запуске в производство, промышленном выпу­ске, применении и использовании продукции, в том числе за­купаемой за рубежом;

Выборе водоисточников, используемых для централизован­ного и децентрализованного водоснабжения, купания, заня­тий спортом и отдыха населения, а также в лечебных целях; установлении зон санитарной охраны источников водополь­зования населения и осуществлении мероприятий по охране водоемов от загрязнения; обеспечении населения водой для питьевых, хозяйственных и производственных целей;

Осуществлении мероприятий по охране от загрязнения ат­мосферного воздуха, воздуха рабочей зоны производствен­ных и других помещений в местах постоянного и временного пребывания людей; установлении санитарно-защитных зон промышленных предприятий;

Сборе, переработке, обезвреживании, захоронении и утили­зации производственных и бытовых отходов;

Эксплуатации предприятий, учреждений и организаций, зда­ний, помещений, сооружений, оборудования и транспортных средств;

Выполнении работ с радиоактивными веществами, источни­ками ионизирующих и неионизирующих излучений;

Проведении государственной регистрации потенциально опасных химических и биологических веществ, государ­ственной регистрации и сертификации новых медицинских иммунобиологических препаратов и дезинфекционных средств, а также осуществлении государственного контроля за их качеством;

Проведении мероприятий по предупреждению и ликвидации инфекционных и массовых неинфекционных заболеваний и отравлений людей, связанных с неблагоприятным влиянием среды обитания человека на его здоровье;

Осуществлении мероприятий по санитарной охране террито­рии и лечебных местностей;

■ предоставляет органам государственной власти Российской Фе­дерации и органам государственной власти субъектов Россий­ской Федерации, органам местного самоуправления, обществен­ным объединениям, предприятиям, учреждениям, организаци­ям и гражданам информацию о состоянии здоровья населения в связи со средой обитания человека, действующих нормативных актах санитарного законодательства Российской Федерации;

■ координирует деятельность предприятий, организаций, учреж­дений в организации и проведении производственного и обще­ственного контроля за соблюдением санитарных правил, норм и гигиенических нормативов, выполнением гигиенических и про-

тивоэпидемических мероприятий и осуществляет методическое руководство по этим вопросам; " осуществляет методическое руководство работой по гигиениче­скому воспитанию и образованию граждан, участвует в пропа­ганде знаний по гигиене;

■ проводит научные исследования в области изучения состояния здоровья населения, профилактики заболеваний человека и сре­ды его обитания.

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ

1. Каковы функции противопожарной службы Российской Феде­рации?

2. Какие задачи решает полиция Российской Федерации?

3. Охарактеризуйте деятельность службы скорой медицинской по­мощи.

4. Назовите принципы, лежащие в основе гидрометеорологиче­ской службы России.

5. Каковы функции государственной санитарно-эпидемиологиче­ской службы Российской Федерации?

| МОНИТОРИНГ И ПРОГНОЗИРОВАНИЕ ЧС

Назначением мониторинга и прогнозирования являются наблю­дение, контроль и предвидение опасных процессов и явлений при­роды, техносферы, внешних дестабилизирующих факторов (воору­женных конфликтов, террористических актов и т. п.), являющихся источниками ЧС, а также динамики развития ЧС, определения их масштабов в целях решения задач предупреждения и организации ликвидации бедствий.

Важную роль в деле мониторинга и прогнозирования ЧС выпол­няет Министерство природных ресурсов РФ, которое осуществляет общее руководство государственной системой экологического мо­ниторинга, а также координацию деятельности в области наблюде­ний за состоянием окружающей природной среды. Министерство природных ресурсов организует:

■ мониторинг источников антропогенного воздействия на при­родную среду;

■ мониторинг животного и растительного мира, наземной флоры и фауны, включая леса;

■ мониторинг водной среды водохозяйственных систем в местах водозабора и сброса сточных вод;

■ мониторинг и прогнозирование опасных геологических процес­сов, включающие три подсистемы контроля: 1) экзогенных, 2} эндогенных геологических процессов и 3) подземных вод.

Министерство здравоохранения РФ через территориальные органы санитарно-эпидемиологического надзора организует и осу­ществляет социально-гигиенический мониторинг и прогнозирование обстановки в этой области.

Мониторинг состояния техногенных объектов и прогноз аварий­ности организуют и осуществляют Федеральная служба по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор) и Федеральная служ­ба по экономическому, технологическому и атомному надзору (Рос- технадзор), а также надзорные органы в составе федеральных ор­ганов исполнительной власти. Следует отметить, что надзорные органы имеются и в составе органов исполнительной власти субъ­ектов Российской Федерации, а на предприятиях и в организациях - подразделения по промышленной безопасности предприятий и организаций.

Прогнозированием обстановки при ЧС принято называть выяв­ление и оценку обстановки по прогнозу. Основными задачами про­гнозирования ЧС являются:

■ выявление вероятности возникновения каждого из источников ЧС (опасных природных явлений, техногенных аварий, эколо­гических бедствий, эпидемий, эпизоотий и т.п.), масштабов ЧС и размеров их зон;

■ выявление возможных длительных последствий при возникно­вении чрезвычайных ситуаций определенных типов и их временных интервалов;

■ оценка потребности сил и средств для ликвидации прогнозируе­мых ЧС.

Вопросы, связанные с содержанием информации, порядком ее получения и оплаты на федеральном и территориальном уровнях, определяются соответствующими нормативными правовыми ак­тами в рамках РСЧС и ее территориальных подсистем.

Под выявлением обстановки понимают сбор и обработку исход­ных данных о ЧС, определение размеров зон ЧС и нанесение их на карту (план).


Под прогнозной оценкой обстановки понимается определение влияния поражающих факторов источников ЧС на работу объектов экономики, жизнедеятельность населения и действия сил ликвида­ции ЧС.

Оценка обстановки включает в себя: выбор оптимальных дей­ствий сил ликвидации ЧС, работы объектов экономики и жизнедея­тельности населения; анализ полученных результатов и выбор наи­более целесообразных вариантов действий, которые обеспечивают минимальные потери или исключают их.

Выявление и оценка обстановки осуществляются в три этапа: первый этап - заблаговременные выявление и оценка обста­новки по прогнозу, оценочным параметрам ЧС с учетом преоб­ладающих среднегодовых метеоусловий. Основанием для этого являются сведения, полученные от соответствующих мини­стерств, ведомств и органов метеослужб. Полученные результа­ты необходимы для планирования мероприятий по защите на­селения и территорий; 4 второй этап - выявление и оценка обстановки по прогнозу после ЧС. Основанием для прогнозирования являются данные, поступившие от вышестоящих, подчиненных и взаимодейству­ющих органов управления РСЧС, объектов экономики и подчи­ненных сил разведки, наблюдения и контроля, с учетом реаль­ных метеорологических данных. Полученные результаты необ­ходимы для принятия председателями КЧС (комиссий по ЧС) решений разных уровней по защите населения и территорий, а также для уточнения задач органами разведки и проведения не­отложных защитных мероприятий; 1 третий этап - выявление и оценка фактической обстановки (по данным разведки). Основанием для этого являются данные, полученные от органов разведки, наблюдения и контроля, кото­рые необходимы для уточнения ранее принятых решений по за­щите населения и проведению работ по ликвидации ЧС.

15 сентября 2017 года у государственной санитарно-эпидемиологической службы юбилей. Ей исполняется 95 лет.

В 1922 году был издан декрет совета народных комиссаров «О санитарных органах республики». С этого времени началась история санитарно-эпидемиологического надзора, как системы мер, направленных на предупреждение инфекционных заболеваний и улучшения санитарного состояния страны.

В течении почти сорока лет все основные задачи и функции службы были связаны с обеспечением экономического развития страны. В последующие годы её деятельность регламентировалась правительственным документом «Положение о государственном санитарно надзоре в СССР».

Новая и знаменательная страница в истории службы была открыта в апреле 1991 года. Впервые за 70 лет её существования был принят закон Российской Федерации «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения». Это был качественно новый этап развития санитарно-эпидемиологической службы. Впервые в истории страны было введено правовое регулирование в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия населения.

В 1999 году был принят новый федеральный закон «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», который не только уточнил основные положения предшествующего закона, но и включил ряд принципиальных положений, которые до этого регулировались подзаконными актами. Сан-эпиднадзор стал основным средством решения насущных проблем охраны здоровья населения.

В 2005 году произошло коренное реформирование госсанэпидслужбы с целью освобождения надзорных органов и несвойственных им функций, устранения дублирования и как следствие повышение эффективности деятельности. В соответствии с указом президента в рамках административной реформы была создана новая структура органов и учреждений: Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека и её территориальные органы - Центры гигиены и эпидемиологии.

В этом году исполняется 70 лет с момента официального образования санитарно-эпидемиологической службы в Сахалинской области. Но, если быть абсолютно точным, то история службы берет начало с апреля 1941 года после издания Сахалинским областным отделом здравоохранения приказа о создании двух межрайонных санитарно-эпидемиологических станций в Александровске-Сахалинском и Охе, и следовательно нам уже 75 лет.

Александровск-Сахалинская СЭС обслуживала Александровск-Сахалинский, Кировский, Восточно-Сахалинский и Широкопадский районы. Охинская СЭС обеспечивала Охинский и Рыбновский районы.

С 1947 года после образования Сахалинской области произошли значительные изменения структуры санитарно-эпидемиологической службы.

Значительно укрепилась материально-техническая база санитарно-эпидемиологической службы области. Во всех районах были построены новые здания, организованы санитарно-гигиенические и бактериологические лаборатории, обеспечивающие исследования по всем разделам гигиены и эпидемиологии.

Достигнуты значительные успехи в борьбе с инфекционными заболеваниями. Сегодня уровень заболеваемости в области по многим инфекциям снизился в разы. Накоплен большой опыт в профилактике управляемых инфекций, таких как коклюш, корь, дифтерия, полиомиелит и другие. Охват прививками против этих заболеваний на протяжении десяти лет составляет 97-98%, и как следствие наблюдается стабильно благополучная обстановка по большинству нозологических форм.

Большая работа ведется по защите прав потребителей. Специалисты ведут приемы посетителей, дают консультации, оказывают помощь в досудебной защите нарушенных прав. В управлении создана общественная приемная, где ежедневно работает горячая линия.

На сегодняшний день служба представлена Управлением Роспотребнадзора по Сахалинской области с его территориальными отделами, ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Сахалинской области.

Во все периоды становления санитарно-эпидемиологической службы на Сахалине особое внимание уделялось кадровому вопросу. Многие из врачей с первых лет образования службы посвятили себя делу охраны здоровья населения на Сахалине и трудились до выхода на пенсию. Большой вклад, свои знания и умения в становлении, развитии и совершенствования санэпидслужбы области внесли А.И. Громов, Ю.А. Щербин, Ю.А. Стиплин, Е.В. Папиренко, И.А. Подолянко, Г.В. Молдавский, Б.А. Горбунов, С.Д. Рябкова, Ю.А. Закис и многие другие.

Санитарно-эпидемиологическая служба осуществляет государственный санитарно-эпидемиологический надзор за выполнением санитарных норм и правил различными звеньями народного хозяйства страны и организует проведение мероприятий по оздоровлению среды обитания населения.

С 1933 г., санитарно-эпидемическая деятельность в стране возглавлялась Государственной санитарной инспекцией (с 1935 г. Всесоюзная государственная санитарная инспекция), функции которой в 1951 г. были переданы санитарно-эпидемической службе.

Правовые основы деятельности санитарно-эпидемической службы регламентируются Основами законодательства о здравоохранении и Санитарным законодательством.

Государственный характер организации санитарно-эпидемической службы предусматривает обязательную предварительную гигиеническую апробацию всех мероприятий, предпринимаемых в стране и затрагивающих интересы здоровья населения (планировка населенных мест, строительство жилищ, предприятий, освоение новой техники, внедрение новых технологий и веществ в производстве, химизация сельского хозяйства, производство изделий для нужд населения и т.д.).

Государственные контрольные функции санитарно-эпидемической службы включают ответственность руководителей всех учреждений и организаций, а также отдельных граждан за выполнение санитарно-гигиенических мероприятий, планирование санитарно-профилактических и противоэпидемических мероприятий на основе научных исследований влияния различных факторов окружающей среды на здоровье населения, единство организации и управления, обеспечивающее решение общегосударственных санитарно-гигиенических и эпидемиологических задач; участие учреждений здравоохранения, хозяйственных и всех других организаций в санитарно-профилактической и противоэпидемической работе, при организующей роли санитарно-эпидемической службы; участие населения в санитарно-оздоровительной работе.

Система обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия предусматривает исследование влияния различных факторов среды на здоровье населения, осуществляемое научными гигиеническими и эпидемиологическими учреждениями; гигиеническое нормирование факторов среды обитания человека, предупреждающее неблагоприятное воздействие их на здоровье населения; обязательное выполнение гигиенических норм и правил всеми должностными лицами и гражданами; руководящие органы санитарно-эпидемической службы государственного надзора за выполнением санитарно-противоэпидемических мероприятий, санитарных норм и правил, надзор за объектами народного хозяйства. Санитарно-эпидемиологическая служба осуществляет гигиенический надзор за проведением оздоровительных мероприятий по охране окружающей среды в интересах здоровья населения (см. Охрана окружающей среды); проводит государственный Санитарный надзор за условиями труда на промышленных предприятиях и с.-х. производстве, организует проведение мероприятий, направленных на снижение общей и профилактику профессиональной заболеваемости рабочих и служащих; организует и контролирует проведение гигиенических мероприятий по созданию наиболее благоприятных условий для нормального развития, сохранения и укрепления здоровья детей и подростков в организованных коллективах; осуществляет санитарный надзор за производством и реализацией пищевых продуктов, организацией рационального питания организованных групп населения, а также гигиенический надзор за работой с радиоактивными изотопами с целью обеспечения радиационной защиты населения (см. Радиационная безопасность), организует и проводит противоэпидемические мероприятия, направленные на предупреждение, ликвидацию и снижение инфекционной заболеваемости.

Структура санитарно-эпидемической службы соответствует структуре управления здравоохранением и строится по административно-территориальному принципу.

В России санитарно-эпидемическую службу возглавляет Государственный комитет санитарно-эпидемиологического надзора при Президенте Российской Федерации. Председатель Комитета является Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации.

В структуре министерств здравоохранения некоторых государств, входящих в Содружество независимых государств, имеются санитарно-профилактическое или санитарно-эпидемиологическое управления, которые осуществляют руководство деятельностью службы; начальники этих управлений являются заместителями Главного государственного санитарного врача, который и возглавляет санитарно-эпидемическую службу.

Для обеспечения санитарно-эпидемической деятельности руководящие органы санитарно-эпидемической службы государств разрабатывают и утверждают санитарные нормы, санитарно-гигиенические и санитарно-противоэпидемические правила, обязательные для выполнения всеми министерствами, ведомствами, предприятиями, организациями, учреждениями и гражданами; осуществляют контроль за соблюдением в типовых проектах строительства гигиенических норм и дают соответствующие заключения; разрешают применение новых химических веществ; осуществляют контроль за качеством бактерийных, риккетсиозных диагностических препаратов, вакцин, сывороток; руководят работой региональных органов и учреждений санитарно-эпидемической службы, а также врачебно-санитарных служб других ведомств по проведению ими санитарно-эпидемического надзора и соответствующих мероприятий и осуществляют контроль за их работой. В компетенцию санитарно-эпидемической службы входит проведение мер по санитарной охране территории (Санитарная охрана территории) страны от заноса и распространения карантинных и других инфекций, а также организация общественных мероприятий по обеспечению санитарно-эпидемического благополучия и безопасности.

В состав Государственной санитарно-эпидемической службы Российской Федерации входят: республиканские (в составе России), краевые, областные, окружные, городские, районные центры Государственного санитарно-эпидемического надзора; бассейновые и линейные центры Государственного санитарно-эпидемического надзора на водном транспорте, центры Государственного санитарно-эпидемического надзора на воздушном транспорте; Российский информационно-аналитический центр; научно-исследовательские учреждения гигиенического и эпидемиологического профиля; предприятия по производству медицинских иммунобиологических препаратов; дезинфекционные объединения и станции.

На уровне независимых государств Содружества функционируют санитарно-эпидемиологические станции (Санитарно-эпидемиологическая станция) (центры гигиены и эпидемиологии), которые осуществляют организационно-методическое руководство работой учреждений санитарно-эпидемической службы того или иного государства и обеспечивают квалифицированный и специализированный санитарный надзор и противоэпидемическую деятельность. При отсутствии в МЗ независимого государства санитарно-эпидемического управления его функции выполняет санитарно-эпидемическая станция высшего уровня.

На административных территориях, входящих в состав независимых государств, функционируют СЭС (центры), осуществляющие организационно-методическое руководство санитарно-противоэпидемической деятельностью на соответствующей территории и обеспечивающие санитарно-эпидемиологический надзор.

Принцип построения санитарно-эпидемической службы обеспечивает совместную с органами и учреждениями здравоохранения деятельность и позволяет решать наиболее сложные гигиенические и эпидемиологические проблемы с помощью местных органов власти.

Финансирование санитарно-эпидемической службы осуществляется за счет бюджета. Внедрение нового хозяйственного механизма предусматривает дополнительное финансирование ее деятельности за счет проведения работ на договорных условиях. Учет работы специалистов ведется на основе учетно-оперативных документов.