Контрольно-надзорные органы государственной власти. Контрольно надзорные органы Федеральные надзорные органы государственной власти

Общая система контролирующих органов и организаций включает:

1. Государственные органы федерального значения:

Государственного управления - Главное контрольное управление Президента РФ, Счетная палата РФ, Федераль-ная налоговая служба , Департамент финансового конт-роля и аудита Минфина России;

- здравоохранения и обеспечения безопасных условий жизни - Государственная служба санитарно-эпидемио-логического надзора РФ, Служба ветеринарного надзора РФ, Департамент по охране и рациональному использованию охотничьих ресурсов, Министерство по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и лик-видации последствий стихийных бедствий РФ и др.;

Труда и социального обеспечения - Государственная трудовая инспекция, Государственная жилищная инспек-ция. Пенсионный фонд, Фонд социального страхования и другие;

Финансово-кредитных отношений и страхования - Счетная палата РФ, Центральный банк РФ, Федеральное казначейство России, Министерство финансов РФ, Депар-тамент финансового контроля и аудита Минфина России;

- экономики, промышленности, сельского хозяйства и тор-говли - Министерство экономического развития и тор-говли РФ, Государственный комитет РФ по земельной по-литике, Государственная торговая инспекция и др.;

- образования и культуры - Министерство образования РФ, Министерство культуры РФ, Министерство по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуни-каций РФ;

- связи и информации - Министерство по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций РФ, Федеральное агентство правительственной связи и информации при Президенте РФ, Федеральная служба го-сударственного надзора за связью.

Градация контролирующих органов по указанным сферам об-щественных отношений позволяет, с одной стороны, обозначить группу однородных и близких по своей направленности государ-ственных органов, с другой - глубже понять суть и направлен-ность каждого отдельного государственного контролирующего органа. Правда, некоторые из них по определенным основаниям, могут быть отнесены к двум, а то и трем из перечисленных сфер общественных отношений.

Так как каждого из нас должен интересовать воп-рос, куда расходуются те деньги, кото-рые удерживаются с нас в виде государ-ственных пошлин (например, за выдачу нового паспорта) и налогов: налога на доходы физичес-ких лиц, налога на имущество и т.д. Все суммы этих пошлин и налогов аккумулируются на сче-тах Федерального казначейства и поступают в федеральный бюджет. Затем из федерального бюджета эти средства распределяются по бюджетным учреждениям (организациям, функцио-нирующим за счет федерального бюджета). При-чем выделяются они по принципу адресности и целевого назначения. То есть при выделении средств обозначаются цели, на которые они могут быть израсходованы. Эти цели обозначают-ся кодами бюджетной классификации.


К ним относятся в первую очередь Федеральная служба финансово-бюджетного надзора (ФСФБН).

Основной задачей созданных в 2004 г, территориальных управлений ФСФБН федерального уровня явля-ется проверка целевого и эффективного исполь-зования государственных (федеральных) бюд-жетных средств, в соответствии с Федеральным законом «О федеральном бюджете» на соответ-ствующий год.

Ранее (до 2004 г.) порядок использования средств федерального бюджета проверялся территориальными управлениями в субъектах федерации (КРУ МФ РФ в субъектах федерации).

Структура федеральных органов исполнительной власти изменена Указом Президента РФ от 09.03.2004 № 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти (далее - УП № 314).

В соответствии с п. 13 УП № 314 функции Минфина России по контролю и надзору в бюджетно-финансовой сфере переданы Федеральной службе финансово-бюджного надзора (ФСФБН).

Вновь созданная ФСФБН будет осуществ-лять функции осуществления действий по кон-тролю и надзору за исполнением органами го-сударственной власти, органами местного са-моуправления, их должностными лицами, юри-дическими лицами и гражданами установлен-ных Конституцией Российской Федерации, фе-деральными конституционными законами, фе-деральными законами и другими нормативны-ми правовыми актами общеобязательных пра-вил поведения.

Эта служба является федераль-ным органом исполнительной власти и осуще-ствляет надзор по контролю в бюджетно-финан-совой сфере и последующий государственный финансовый контроль за использованием средств федерального бюджета, средств госу-дарственных внебюджетных фондов, а также материальных ценностей, находящихся в феде-ральной собственности, на территории РФ и за рубежом.

Порядок взаимоотношений федеральных ми-нистерств и находящихся в их ведении федераль-ных служб и федеральных агентств, полномочия федеральных органов исполнительной власти, а также порядок осуществления ими своих функ-ций устанавливаются Положением о Федераль-ной службе финансово-бюджетного надзора.

2. Главное контрольное управление Президента РФ. Оно дей-ствует на основе Указа Президента РФ от 16 марта 1996 г. №.383, функциями которого являются контроль за деятельностью орга-нов контроля и надзора при федеральных органах исполнитель-ной власти.

Основные задачи этого органа: организация контроля и проверки деятельности федеральных и региональных органов исполнительной власти и их руководителей; взаимодействие с указанными государственными органами при осуществлении контроля и проверки исполнения федеральных законов; коор-динация деятельности федеральных контрольных и надзорных органов при осуществлении таких проверок; подготовка пред-ложений по результатам проверок о совершенствовании дея-тельности федеральных органов исполнительной власти; осу-ществление методического руководства аппаратом полномоч-ного представителя Президента РФ в федеральном округе по вышеуказанным вопросам.

3. Счетная палата РФ является по существу высшим орга-ном государственного финансового контроля. В соответствии со ст. 101 Конституции РФ Счетная палата образуется Советом Федерации и Государственной Думой Федерального Собрания страны для осуществления контроля за исполнением федераль-ного бюджета.

В задачи этого органа входит: организация и осуществление контроля за своевременным исполнением доходных и расходных статей федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюд-жетных фондов; определение эффективности или целесообраз-ности расходов государственных средств и использования феде-ральной собственности; оценка обоснованности проектов феде-рального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фон-дов; финансовая экспертиза проектов федеральных законов, а также нормативных правовых актов федеральных органов госу-дарственной власти, затрагивающих интересы федерального бюджета; анализ выявленных отклонений от установленных по-казателей в ходе исполнения федерального бюджета и подготовка предложений по их устранению; контроль за законностью и своевременностью движения средств федерального бюджета и бюджета федеральных внебюджетных фондов в Центральном банке РФ и иных уполномоченных финансово-кредитных учреж-дениях.

Основу всех контрольных мероприятий Счетной палаты РФ составляют ревизии и проверки, проводимые по месту располо-жения проверяемых объектов.

4. Министерство экономического развития и торговли РФ - федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий раз-работку и реализацию государственной социально-экономичес-кой политики. Оно наделено контрольными полномочиями в об-ласти регулирования экономических процессов лицензирования отдельных видов деятельности, развития государственного сек-тора экономики, применения государственных цен, внешнеэко-номического сотрудничества и иных направлений этой полити-ки. С возложением на указанное министерство государственного регулирования внутренней торговли оно призвано осуществлять мониторинг внутренних цен, государственный контроль за со-блюдением норм и правил торговли и общественного питания, качеством и безопасностью товаров народного потребления, а также непосредственно проводить ревизии и проверки органи-заций, находящихся в его ведении.

В соответствии с Указом Президента РФ от 09.03.04 г. № 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» в ведение этого министерства переданы функции, ранее осуществляемые упраздненным Министерством имущественных отношений РФ. В связи с этим в его контрольные полномочия входит: разработка нормативных актов по вопросам учета, уп-равления, распоряжения, приватизации и контроля за использо-ванием государственного имущества; ведение учета и реестра федерального имущества, учета уставов федеральных государ-ственных унитарных предприятий и трудовых договоров, заклю-ченных с их руководителями; проведение инвентаризации объек-тов федеральной собственности и проверка их целевого исполь-зования; осуществление контроля за управлением, распоряже-нием, использованием по назначению и сохранностью земель-ных участков и иного федерального имущества и др.

5. Министерство финансов РФ является федеральным орга-ном исполнительной власти, обеспечивающим проведение еди-ной финансовой, налоговой и валютной политики страны и коор-динирующим деятельность в этой сфере иных органов исполни-тельной власти.

Министерство, финансов РФ выполняет следующие конт-рольные функции: осуществляет контроль за целевым использова-нием средств федерального бюджета и государственных внебюд-жетных фондов, координирует политику федеральных органов ис-полнительной власти; участвует в разработке порядка и проведе-ния контроля за поступлением доходов от имущества, находящего-ся в федеральной собственности; осуществляет контроль за обес-печением платежеспособности страховых организаций и надзор за их деятельностью; организует и проводит пробный надзор и государственный контроль за операциями с драгоценными метал-лами и драгоценными камнями; участвует в разработке единой политики в области аудита и организует контроль за качеством проведения аудиторских проверок; проводит ревизии.

Оно занимает особое место в системе общегосударственного финансового контроля и включает следующие подразделения: департамент государственного регулирования финансового кон-троля, аудита и бухгалтерского учета, а также федеральные служ-бы финансово-бюджетного надзора, страхового надзора по фи-нансовому мониторингу. Федеральное казначейство РФ.

6. Федеральная налоговая служба представляет собой еди-ную централизованную и независимую систему инспекционных органов, входящую в систему центральных органов государ-ственного управления. Задачи: контроль за соблюдением нало-гового законодательства; проверка правильности исчисления, полноты и своевременности внесения в соответствующий бюджет налогов и других платежей, установленных законодатель-ством РФ.

7. Федеральная таможенная служба обеспечивает непосред-ственную реализацию задач в области таможенного дела и еди-нообразное применение таможенного законодательства на тер-ритории всей страны.

На таможенные органы возложены следующие основные функции: таможенное оформление и таможенный контроль в це-лях ускорения товарооборота через таможенную границу РФ; взимание таможенных пошлин, налогов, таможенных сборов, проверка правильности исчисления и своевременности уплаты указанных пошлин, налогов и сборов, принятие мер по их прину-дительному взиманию; обеспечение соблюдения порядка пере-мещения товаров через границу; борьба с контрабандой и иными преступлениями и административными правонарушениями в сфере таможенного дела; ведение таможенной статистики внеш-ней торговли, а также осуществление международного сотрудни-чества в этой сфере.

8. Центральный банк РФ осуществляет свои функции и полно-мочия независимо от других государственных органов в соответ-ствии со ст. 75 Конституции РФ и Федеральным законом «О Цент-ральном банке Российской Федерации» от 10.07.02 г. № 86-ФЗ. Основная задача Центрального банка РФ заключается в защите и обеспечении устойчивости рубля как денежной единицы в стране, в связи с чем денежная эмиссия является исключительной прерогативой ЦБ РФ.

Центральный банк РФ выполняет следующие контрольные функции: лицензирование, государственная регистрация и бан-ковский надзор за деятельностью кредитных организаций; ва-лютное регулирование и валютный контроль; проведение ревизий и проверокподведомственных организаций.

9. Судебные и правоохранительные органы (Верховный Суд РФ,Прокуратура РФ, Министерство юстиции РФ, Министерство внутренних дел РФ, Высший Арбитражный суд РФ) призваны обеспечить систематический контроль за соблюдением всеми звеньями экономики и отдельными лицами действующего зако-нодательства.

10. Органы специализированного государственного контроля осуществляют проверку соблюдения всеми организациями, учреж-дениями и отдельными лицами действующего законодательства и установленного порядка организации и ведения тех или иных хозяйственных операций, входящих в их компетенцию (госавтоинспекция, Государственная санитарная инспекция и др.).

Они осуществляют проверки состояния исполнения законов, выявляют факты их нарушения, виновных лиц и сумму матери-ального ущерба, принимают меры по привлечению виновных лиц к установленной законом ответственности и возмещению причи-ненного материального ущерба.

2. Государственные органы регионального значения (субъектов Российской Федерации и местного самоуправления) - относятся такие органы, которые не являются структурными под-разделениями федеральных органов, а формируются и функциони-руют на уровне субъектов федерации и местного самоуправления.

3. Негосударственные контролирующие организации:

- союзы потребителей;

Профессиональные союзы;

- аудиторские организации;

- негосударственные организации по экспертизе и серти-фикации качества товаров и услуг;

- общественные объединения.

4. Международные контролирующие организации - это исполнительные структуры Организации Объединенных Наций и Европейского союза (МАК - Международный авиационный коми-тет, МСО - Международная организация по стандартам, МСЭ - Международный союз электросвязи).

Полномочия контролирующих органов: осуществлять лицензирование, иметь доступ к объектам контроля и обследовать их, запрашивать и получать необходимые для контроля документы, материалы и сведения, вызывать должностных лиц и иных граждан, получать от них объяснения, использовать помощь специалистов, давать предписания о устранении нарушений, приостанавливать действие лицензии, запрещать реализацию товаров либо оказание услуг, принимать меры для привлечения виновных в правонарушениях лиц к установленной законом ответственности, в том числе передавать соответствующие материалы в правоохранительные органы.

Полномочия контролирующих органов являются составной частью правого механизма осуществления контроля.

Механизм контроля включает в себя систему мер, позволяющих контроли-рующим органам:

- получать необходимые сведения о лицах и организациях, занимающихся подконтрольной деятельностью, о самой деятельности и ее результатах;

- выявлять отклонения от установленных правил и требо-ваний относительно субъектов, порядка осуществления и результатов деятельности;

- принимать - меры по пресечению нарушений указанных правил и требований, восстановлению нарушенных прав и удовлетворению законных интересов лиц, организаций, государства, когда им причинен вред неправомерными действиями;

Принимать меры для привлечения к ответственности лиц и организации, виновных в нарушениях установленных правил и требований.

Каждый контролирующий орган выполняет определенные функции и для этого наделен правами и обязанностями, исчерпывающий перечень которых обычно содержится в нормативном акте, регулирующем его деятельность.

Необходимо отметить, что в отличие от аудита и бухгалтер-ского учета в области контроля еще не сложилась система норма-тивного регулирования. Несмотря на это, можно наблюдать оп-ределенную систематизацию нормативного регулирования, ха-рактерную прежде всего для отдельных видов контроля.

Важное место среди законодательных актов занимают кодек-сы: Гражданский кодекс РФ; Бюджетный кодекс РФ; Налоговый кодекс РФ; Таможенный кодекс РФ; Кодекс РФ об административ-ных правонарушениях; Трудовой кодекс РФ; Земельный кодекс РФ.

Контрольно-надзорные органы осуществляют постоянный повседневный надзор и контроль за правильной реализацией и применением норм права органами исполнительной власти, различными организациями, учреждениями, предприятиями, должностными лицами и гражданами. К контрольно-надзорным органам государственной власти относятся: Прокуратура Российской Федерации, Счетная палата Российской Федерации и другие органы государственной власти, осуществляющие контрольно-надзорные функции. Контрольно-надзорные органы государственной власти выявляют различные нарушения законности и правопорядка, применяют к правонарушителям соответствующие санкции или ставят перед компетентными органами вопрос об устранении допущенных нарушений законности и привлечении виновных лиц к юридической ответственности.

В соответствии с Федеральным законом от 17 ноября 1995 г. № 168-ФЗ «О Прокуратуре Российской Федерации» Прокуратура Российской Федерации - единая федеральная централизованная система органов, осуществляющих от имени Российской Федерации надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации.

В целях обеспечения верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства Прокуратура Российской Федерации осуществляет:

надзор за исполнением законов федеральными министерствами, государственными комитетами, службами и иными федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций, а также за соответствием законам издаваемых ими правовых актов;

надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина федеральными министерствами, государственными комитетами, службами и иными федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций;

надзор за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно- розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие;

надзор за исполнением законов судебными приставами;

надзор за исполнением законов администрациями органов и учреждений, исполняющих наказание и применяющих назначаемые судом меры принудительного характера, администрациями мест содержания задержанных и заключенных под стражу;

уголовное преследование в соответствии с полномочиями, установленными уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации;

координацию деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью.

Органы прокуратуры:

осуществляют полномочия независимо от федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, общественных объединений и в строгом соответствии с действующими на территории Российской Федерации законами;

действуют гласно в той мере, в какой это не противоречит требованиям законодательства Российской Федерации об охране прав и свобод граждан, а также законодательства Российской Федерации о государственной и иной специально охраняемой законом тайне;

информируют федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, а также население о состоянии законности.

Счетная палата Российской Федерации является постоянно действующим органом государственного финансового контроля. В своей деятельности Счетная палата руководствуется Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом «О Счетной палате Российской Федерации» от 11 января 1995 г. и другими законами Российской Федерации.

Счетная палата осуществляет контроль за исполнением федерального бюджета на основе принципов законности, объективности, независимости и гласности.


Заключение

В данной работе автор описал понятие и признаки государственного аппарата, виды органов государственной власти. Подробнее рассмотрели органы законодательной, исполнительной и судебной властей. А также рассмотрел контрольно-надзорные органы государственной власти как четвёртую ветвь государственной власти.

В своей работе автор попытался отобразить наиболее существенные классификации органов государства, которые рассматривались разными авторами. Существует столько мнений по поводу разновидностей государственных органов сколько существует авторов, и каждый автор дает свою оценку этому многообразию. Автор данной работы, рассмотрев точки зрения таких авторов как Морозова Л.А., Корельский В.М., Зорькин В.Д. и др., попытался объединить существующие точки зрения.

Многообразие органов государства зачастую порождает огромную проблему разрастания сложного, громоздкого и разветвленного чиновничье-бюрократического аппарата, который и образует основу механизма государства.

Автору понравилась мысль, заложенная в учебнике «Теория государства и права» под редакцией Корельского В.Н. и проф. Перевалова В.Д.: «Бюрократия и бюрократизм стары, так же как старо государство, они неотрывны от него, во многом характеризуют его механизм (аппарат).

В понятие "бюрократия" часто вкладывается различный смысл. Для М. Вебера бюрократия - рациональная организация государственного управления, деятельности государственного аппарата на основе господства общеобязательных регламентированных процедур, исполнение которых не зависит от того, кто именно и по отношению к кому их выполняет. Все равны перед единым порядком. Унификация становится гарантией против недостатком государственных чиновников и возможности злоупотреблений. К. Маркс относился к бюрократии резко отрицательно, оценивал ее как абсолютное зло.

В отличие от бюрократического способа управления бюрократизм - болезнь, причем застарелая и общемировая. В буквальном смысле слова бюрократизм означает власть "бюро", т.е. письменного стола, конторы, "конторовластие", а по, сути дела - власть оторванного от народа аппарата. Главный ресурс бюрократов - именно власть и возможность ею злоупотреблять, извлекать выгоду из должности, из службы. В руках бюрократа этот ресурс конвертируется в другие виды капитала, материальных благ.

Основная причина живучести бюрократизма кроется в многообразии и противоречивости интересов, в возможности манипулировать ими в корыстных целях. Так, государственный интерес бюрократы могут превратить в ведомственный или местнический, ведомственный или местный - в групповой или личный, т.е. государственные задачи превращаются в канцелярские, а канцелярские задачи - в государственные. Одной из характерных черт бюрократизма является стремление к тайне, засекречиванию деятельности.

Пожалуй, самый важный закон бюрократического аппарата - сохранение и увеличение власти, ее самовозрастание. Отсюда разбухание государственного аппарата - верный признак его бюрократического загнивания.

Антиподом и самым действенным способом борьбы с бюрократизмом служит демократия. Постоянный демократический контроль за всеми звеньями государственного механизма, отчетность и сменяемость работников государственных органов, гласность и критика - надежное лекарство против этой болезни.»

Автор данной работы имел опыт обращения в органы государственной власти. И убедился в бездеятельности чиновничьего аппарата, проявляющейся в волоките и не компетенции государственных служащих в защите его прав. По мнению автора, это вызвано и таким положением дел в обществе, когда обыватель, в своём большинстве юридически безграмотен: он не только не знает, но и не хочет знать свои права. Необходимо не только совершенствовать аппарат государственных органов, но и повышать юридическую грамотность населения.


Список литературы

1. Конституция Российской Федерации. М. 2000 г.

Конституционном Суде Российской Федерации" с изменениями от 8 февраля, 15 декабря 2001 г., 7 июня 2004 г., 5 апреля 2005 г., 5 февраля 2007 г., 2 июня 2009 г.

3. Гомеров И.Н. Государство и государственная власть: предпосылки, особенности, структура. - М., 2002. - 830 с.

4. Дыльнов Г.В. Законодательная власть в правовом государстве. - М., 1995. 7,4 п.л.

5. Теория государства и права: Учебник для вузов. 2-е изд., изм. доп. /Под ред. Корельского В.Н. и проф. Перевалова В.Д. - М.: 2000. – 616 с.

– М.: 2000. – 616 с.

6. Морозова Л.А. Теория государства и права: Учебник. – М. 2002. - 414 с.

7. Петров К.М. Теория государства и права. Ростов-на-Дону 2004 г.

8. Романенкова Е.Н. Теория государства и права. - М.: 2005 г.

9. Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, № 50, ст. 4869).

10. Собрание законодательства Российской Федерации, 2000, № 32, ст. 3336).

11. Собрание законодательства Российской Федерации. 2003. №31. Ст. 2990.

12.Собрание законодательства Российской Федерации. 2003. № 1. Ст. I.

13. Собрание законодательства Российской Федерации. 2003. № 47. Ст. 4472.

14. Зорькин В.Д. д-р юр.наук, проф. Кризис доверия и государство.//"Российская газета" - Федеральный выпуск № 4887 от 10 апреля 2009 г.

15. Зорькин В.Д. д-р юр.наук,пр-сор Белые одежды для черной мантии. Рейтинг доверия//"Российская газета" - Федеральный выпуск №3652 от 10 декабря 2004 г.

М. Р. Юсупов

Перечень контрольно-надзорных органов


ОСНОВНЫЕ ФЕДЕРАЛЬНЫЕ ОРГАНЫ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, КОТОРЫЕ УПОЛНОМОЧЕНЫ ОСУЩЕСТВЛЯТЬ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОНТРОЛЬ, НАДЗОР НАД СУБЪЕКТАМИ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ:
  1. Федеральная налоговая служба РФ
  2. Министерство внутренних дел РФ
  3. Федеральная таможенная служба РФ
  4. Государственная противопожарная служба МЧС России
  5. Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека РФ
  6. Пенсионный фонд РФ
  7. Федеральная служба по труду и занятости РФ
  8. Федеральная служба по финансовому мониторингу РФ
  9. Федеральное агентство по управлению федеральным имуществом (Росимущество) РФ
  10. Федеральная служба по финансовым рынкам (ФСФР) РФ
  11. Федеральная антимонопольная служба РФ
  12. Федеральная служба финансово-бюджетного надзора или Росфиннадзор РФ
  13. Лицензирующие структуры, выдавшие лицензию на определенный вид деятельности; наделены правом проверки в соответствии со статьей 12 Федерального закона от 08.08.2001 года № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности».
ПЕРЕЧЕНЬ ОРГАНОВ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ ГОРОДА МОСКВЫ И ПОДВЕДОМСТВЕННЫХ ИМ ОРГАНИЗАЦИЙ, УПОЛНОМОЧЕННЫХ НА ПРОВЕДЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО КОНТРОЛЯ (НАДЗОРА):
  1. Департамент потребительского рынка и услуг города Москвы.
  2. Департамент имущества города Москвы.
  3. Департамент природопользования и охраны окружающей среды города Москвы.
  4. Департамент продовольственных ресурсов города Москвы.
  5. Департамент жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства города Москвы.
  6. Департамент образования города Москвы.
  7. Департамент здравоохранения города Москвы.
  8. Департамент земельных ресурсов города Москвы.
  9. Департамент физической культуры и спорта города Москвы.
  10. Департамент транспорта и связи города Москвы.
  11. Комитет рекламы, информации и оформления города Москвы
  12. Государственная инспекция города Москвы по качеству сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия.
  13. Главное управление государственного финансового контроля города Москвы.
  14. Государственная жилищная инспекция города Москвы.
  15. Комитет по архитектуре и градостроительству города Москвы.
  16. Государственная инспекция по контролю за использованием объектов недвижимости города Москвы.
  17. Комитет ветеринарии города Москвы.
  18. Объединение административно-технических инспекций города Москвы.
  19. Объединенный эколого-технологический и научно-исследовательский центр по обезвреживанию радиоактивных отходов и охраны окружающей среды ГУП МосНПО «Радон».
  20. Префектуры административных округов города Москвы.
  21. Комитет государственного строительного надзора города Москвы.
  22. Управы районов города Москвы.
  23. Главное управление МЧС России по г.Москве.

В коллективном исследовании «Состояние системы государственного контроля в Российской Федерации» Состояние системы государственного контроля в Российской Федерации / Коллектив авторов; Гос. ун-т - Высшая школа экономики. - М.: Изд.дом Гос. ун-та - Высшей школы экономики, 2010. - С. 19. контрольно-надзорные функции в Российской Федерации государственных органов исполнительной власти распределяют в соответствии с их следующей системой: 1) Правительство РФ; 2) иные федеральные органы исполнительной власти (федеральные министерства, федеральные службы и федеральные агентства) совместно с их территориальными органами; 3) главы (высшие должностные лица) субъектов РФ (губернаторы, главы администраций); 4) правительства субъектов РФ; 5) иные органы исполнительной власти субъектов РФ.

1. Правительство РФ, являясь органом общей компетенции, осуществляет систематический контроль за исполнением Конституции РФ, федеральных конституционных и федеральных законов, указов Президента РФ, международных договоров государственными органами исполнительной власти, руководит работой федеральных министерств и иных федеральных органов исполнительной власти и контролирует их деятельность, контролирует составление и исполнение федерального бюджета, проведение единой финансовой, кредитной и денежной политики, осуществляет валютный контроль (Ст. 15 ФКЗ «О Правительстве РФ»).

2. В соответствии с Указом Президента РФ «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» от 09.03.2004 г. № 314 установлена трехзвенная система федеральных органов исполнительной власти (федеральное министерство - федеральная служба - федеральное агентство), которая подразумевает соответствующее распределение между ними нормотворческих, контрольно-надзорных и организационно-хозяйственных функций.

Федеральное министерство и федеральное агентство не вправе осуществлять функции по контролю и надзору. Федеральное министерство, помимо функций по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию, осуществляет координацию и контроль деятельности находящихся в его ведении федеральных служб и федеральных агентств. Федеральное агентство осуществляет функции по предоставлению государственных услуг, по управлению государственным имуществом и правоприменительные функции.

Федеральные службы осуществляют функции по контролю и надзору в установленной сфере деятельности, а также специальные функции в области государственной обороны, государственной безопасности, защиты и охраны Государственной границы РФ, проведения борьбы с преступностью и обеспечения общественной безопасности.

В настоящее время действуют следующие федеральные органы исполнительной власти, осуществляющие контрольно-надзорную функцию.

2.1. Федеральные министерства и федеральные службы, руководство деятельностью которых осуществляет Президент РФ, федеральные службы, подведомственные этим федеральным министерствам (МВД, ГИБДД или Госавтоинспекция), МЧС России, Федеральная служба по военно-техническому сотрудничеству, Федеральная служба по техническому и экспортному контролю, Министерство юстиции РФ, Федеральная служба исполнения наказаний, Федеральная служба судебных приставов, Федеральная служба РФ по контролю за оборотом наркотиков, Федеральная служба по финансовому мониторингу).

2.2. Федеральные службы, руководство которыми осуществляет Правительство РФ (Федеральная миграционная служба, Государственная противопожарная служба МЧС России, Федеральная служба по оборонному заказу, Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, Федеральная служба по надзору в сфере здравоохранения и социального развития, Федеральное казначейство, Федеральная служба страхового надзора, Федеральная служба финасово-бюджетного надзора, Федеральная налоговая служба, Федеральная таможенная служба, Федеральная служба по труду и занятости; Федеральная служба по надзору в сфере транспорта (Ространснадзор); Федеральная служба государственной статистики (Росстат); Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии; Федеральная антимонопольная служба и ряд других. 3. Отдельные элементы правового статуса глав субъектов РФ (губернаторов и др.) сходны с элементами правового статуса Президента РФ, хотя и осуществляются на разных уровнях. Однако они в отличие от Президента РФ не выполняют ряда особых функций, кроме того, во многих конституциях (уставах) субъектов РФ главы субъектов в отличие от Президента РФ названы главами исполнительной власти. 4. Правительства субъектов РФ (администрации субъектов РФ) решают общие вопросы управления, если они не относятся к компетенции федеральных органов исполнительной власти. К контрольным полномочиям высших исполнительных органов субъектов РФ можно отнести следующие: обеспечение исполнения бюджета субъекта РФ (в том числе разрабатывают проект бюджета и программ социально-экономического развития субъекта РФ, отчет об их исполнении); формирование иных органов исполнительной власти субъекта РФ, в частности контрольных (по предметам совместного ведения РФ и субъектов (ст.72 Конституции РФ), а также по предметам ведения субъектов РФ (ст. 73 Конституции РФ). Необходимо отметить, что количество федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих контрольно-надзорную функцию в соответствии с Указом Президента РФ № 314 от 09.03.2004 г., возросло по сравнению с общим количеством упраздненных органов, что, по мнению О.В. Павлова «затрудняет деятельность подконтрольных объектов (физических и юридических лиц)» Павлов О.В. Конституционно-правовой статус контрольно-надзорных органов Российской Федерации: Автореф. дисс. ... канд. юр. наук. - М., 2007. - С.16.. В связи с этим актуальным представляется максимальное сокращение количества органов, осуществляющих контрольно-надзорную функцию в отношении одного объекта, а также повышение гарантий прав физических и юридических лиц при проведении контрольно-надзорной деятельности.

В 2012 г. основные количественные показатели, характеризующие контрольно-надзорную деятельность остались приблизительно на том же уровне, что и в 2011 г. (табл. 1).

Таблица 1. Отдельные количественные показатели контрольно-надзорной деятельности в Российской Федерации в 2011-2012 гг. Доклад «Об осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля в соответствующих сферах деятельности и об эффективности такого контроля (надзора). - М.: Минэкономразвития России, 2013. - С. 48.

* В 2012 г. в системе статистического учета контрольно-надзорной деятельности произошли следующие существенные изменения: отказ от учета в общем числе контрольно-надзорных мероприятий административных расследований; создание отдельной системы учета лицензионного контроля; изменение перечня показателей, в том числе введение показателей, характеризующих ущерб от деятельности поднадзорных субъектов.

На основании анализа оценки масштабов контрольно-надзорной деятельности федеральных органов исполнительной власти можно сделать выводы об изменении структуры контрольно-надзорных органов и перераспределении полномочий между ними, а также между различными уровнями власти; о наличии тенденции к снижению административной нагрузки на объекты контроля путем уменьшения количества проверок.

Среди значительных изменений в выбранной группе отдельных показателей следует отметить:

Сокращение количества проверок на муниципальном уровне на 30%;

Сокращение финансирования контрольных полномочий на региональном уровне на 43%,

Снижение охвата подконтрольных субъектов, в отношении которых проведены проверки на 32%.

Если первые два изменения связаны с региональной и муниципальной статистикой, к качеству которой следует относиться с определенными допущениями, то снижение доли подконтрольных субъектов объясняется исключением из статистики лицензионного контроля.

Можно предположить, что при дополнении анализа данными о лицензионном контроле ситуация в 2012 г. еще в большей степени приблизится к 2011 г. Иными словами, основные выводы о деятельности контрольно-надзорных органов остаются неизменными: общее количество проверок составляет примерно 2,8 млн.ед.; подавляющее большинство проверок сосредоточено на уровне федеральных контрольно-надзорных органов; плановые проверки охватывают примерно половину проверочной работы контрольно-надзорных органов; в случае проведения проверки примерно в 60% случаев выявляются нарушения; если у проверяемого субъекта выявляются нарушения, то их выявляется в среднем 5 ед.

Значимая новация статистического учета 2012 г. состоит в начале сбора значений показателей, характеризующих нанесение ущерба поднадзорными субъектами. Всего контрольно-надзорными органами всех уровней зарегистрировано лишь 159,2 тыс. случаев причинения поднадзорными субъектами вреда (табл. 2), при этом 9 % случаев выявлено федеральными контрольно-надзорными органами; 88% случаев связано с причинением вреда жизни и здоровью граждан.

Таблица 2. Количество случаев причинения вреда поднадзорными субъектами по уровням власти Доклад «Об осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля в соответствующих сферах деятельности и об эффективности такого контроля (надзора). - М.: Минэкономразвития России, 2013. - С. 50.

Следует отметить, что нарушения обязательных требований, представляющие непосредственную угрозу причинения вреда и в связи с причинением вреда выявлены (при проверках федеральными органами исполнительной власти) всего у 163,4 тыс. и 20,7 тыс. проверенных подконтрольных субъектов, что составляет только 16% и 2% соответственно от общего количества проверенных подконтрольных субъектов, у которых выявлены нарушения. На основании полученных данных можно сделать вывод о том, что система контрольно-надзорной деятельности ориентирована не на выявление угрозы причинения вреда, а на проверку соблюдения иных требований, которым присвоен статус «обязательных».

Среди федеральных органов исполнительной власти максимальное количество 121 тыс. или 77% от всех выявленных случаев причинения вреда, зарегистрировано МЧС России, 12,7 тыс. или около 8% МВД России и 11,6 тыс. или около 7% - Роструд.

Подавляющая часть проверок (80%) проводится федеральными органами исполнительной власти. Среди федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих контрольно-надзорные полномочия в 2012 г., как и в 2010-2011 гг., наиболее активно контрольно-надзорную деятельность осуществляли МЧС России, Роспотребнадзор, ФНС России, Ростехнадзор и Роструд (рис. 2 и рис. 3).

Рис. 2. Федеральные органы исполнительной власти - лидеры по количеству проведенных проверок (тыс.) Доклад «Об осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля в соответствующих сферах деятельности и об эффективности такого контроля (надзора). - М.: Минэкономразвития России, 2013. - С. 54.


Рис. 3. Федеральные органы власти - лидеры по доле проверок Доклад «Об осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля в соответствующих сферах деятельности и об эффективности такого контроля (надзора). - М.: Минэкономразвития России, 2013. - С. 54.

В среднем выявлением нарушений оканчивалось 55% проверок федеральных органов исполнительной власти. В рамках проверки одного подконтрольного субъекта в среднем выявляется 4,2 нарушения, однако для некоторых органов власти этот показатель существенно превышает средний (например, Роспатент - 14,2%, Ростехнадзор - 14%).

В среднем один сотрудник контрольного органа проводит в год 18 проверок, однако в отдельных органах количество проведенных проверок существенно отклоняется от среднего (например, на сотрудника Росаккредитации припадает 78 проверок, Роструда - 49, МЧС - 39, а Росприроднадзор - 0,2, Минфин - 0,6, Роспатент - 1,6 проверок).

Наиболее популярным видом административного наказания является административный штраф (88%) и предупреждение (9%) (табл. 3).

Таблица 3. Виды накладываемых административных наказаний Доклад «Об осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля в соответствующих сферах деятельности и об эффективности такого контроля (надзора). - М.: Минэкономразвития России, 2013. - С. 63.

Основным показателем результативности любого контрольно-надзорного мероприятия является подтверждение оснований его проведения. Так как внеплановые проверки носят исключительный характер, их уровень результативности должен быть в большей степени выше, нежели других контрольно-надзорных мероприятий.

На практике только у четверти федеральных контрольно-надзорных органов в 2012 году более 50% правонарушений, выявленных по итогам проведения контрольно-надзорных мероприятий, обнаружены в результате проведения внеплановых проверок: Росаккредитация - 100% внеплановых проверок, ФМС России - 98%, ФТС России - 77%, Минкультуры России - 72% и ФАС России - 72%, Росфиннадзор - 53%. При этом высокая результативность большей части указанных органов связана с долей внеплановых проверок в их контрольно-надзорной деятельности, которая колеблется от 75% до 100% Там же. - С. 75..

И, наконец, в среднем более 60% проверок, по итогам которых были выявлены правонарушения, заканчиваются возбуждением дел об административном правонарушении.

Государство есть не что иное, как целостная система, функционирующая на основе человеческой деятельности. Другими словами, каждую в отдельности державу необходимо рассматривать комплексно, чтобы понять её функционал и, что самое важное, цель существования. При этом все без исключения люди являются маленькими элементами этой громоздкой структуры. Их деятельность регулируется правом, что в современном мире есть нормой. Однако наличие одних лишь официальных правил поведения не всегда удачно сказывается на человеческой работе. Суть в том, что право было изобретено для координации общества с целью выполнения им определенных функций. Сегодня эта догма известна практически всем и каждому, однако данный факт не мешает некоторым индивидам нарушать установленный порядок вещей. Поэтому государство, если рассматривать его как целостный механизм, осуществляет контроль в тех или иных отраслях современной жизнедеятельности общества. Хорошо это или плохо - ответить довольно сложно. Но в любом случае отношение к такому положению вещей не исключит существования специальных контрольных органов. В Российской Федерации подобные ведомства сегодня эффективно функционируют и выполняют все ставящиеся перед ними задачи. Но тут возникает вопрос: "Какие вообще государственные контролирующие и надзорные органы в нашей стране существуют?"

Что такое надзор?

Система власти разделена на три ветви. Элементами подобной структуры есть ведомства законодательного, судебного и исполнительного типа управления. Органы последнего вида являются реализаторами государственной политики и, что самое важное, функций державы. Иными словами, через исполнительную власть Россия выдвигает и обеспечивает свои интересы. Наряду с этим, данные органы осуществляют надзор во вверенных секторах. Надзор в данном случае представляет собой вид официальной деятельности, которая направлена на обеспечение режима законности в определенных сферах. Довольно часто представленный вид работы отождествляют с контролем, хотя эти понятия характеризуют абсолютно разные типы деятельности. И все же контролирующие органы РФ, список которых будет представлен далее, часто путают с надзорными, что является теоретической проблемой.

Понятие контроля

Наличие контрольно-надзорных органов в современной России не дает возможности полностью уравнять термины «надзор» и «контроль». В обоих случаях осуществляется разная по своей сути деятельность, направленная на достижение определенных целей. Контроль, в свою очередь, есть частью системы управления в целом. Его осуществляют путем наблюдения для оптимизации деятельности конкретного объекта. В противовес не есть формой обеспечения законности. Он существует для повышения эффективности определенных структур.

Как оба типа деятельности соотносятся между собой?

Контрольно-надзорные органы РФ, список которых будет представлен далее, в процессе своей деятельности реализуют разные задачи. С одной стороны, их работа направлена на обеспечение законности деятельности определенных субъектов, с другой - они контролируют данных субъектов для повышения эффективности их существования и выполнения ими определённых функций. Но тут необходимо провести важную черту. Надзор является деятельностью по отношению к иным, не входящим в структуру определенного органа субъектам. В свою очередь, контролироваться могут лишь внутренние подразделения определенных ведомств. Этот факт есть ключевым моментом, которые характеризует взаимосвязь двух представленных типов деятельности.

Контрольно-надзорные органы государственной власти

На сегодняшний день в России существует целая система органов представленного в статье типа. Их деятельность осуществляется в строгих законодательных рамках, которые устанавливаются Конституцией и другими нормативными актами нашего государства. Ключевыми принципами, на которых основана деятельность контрольно-надзорных органов, являются:

  • законность;
  • гласность и профессионализм;
  • справедливость;
  • самостоятельность и независимость.

Довольно значимым есть также принцип социальной ориентированности. Его наличие говорит о том, что надзорные органы РФ, список которых представлен в статье, осуществляют свою деятельность для общества и с учетом его непосредственных интересов. Эффективность выполнения задач представленными ведомствами обусловлена наличием специального законодательства. То есть работа надзорных органов осуществляется как на основе общеправовых, так и специальных юридических норм. Это также говорит о наличии уникальных полномочий у представленных в статье ведомств.

Надзорные органы РФ: права, полномочия

Деятельность упомянутых в статье ведомств строится на «трех китах», а именно: своевременности реагирования, приоритета корректирующего вмешательства и беспрепятственности выполнения задач. Эти моменты вполне можно охарактеризовать как специальные принципы деятельности контрольно-надзорных органов. Но реализация данных положений возможна лишь в особых условиях, которые обеспечивают специальные полномочия. Правовой статус контрольно-надзорных органов закреплен в актах отраслевого законодательства, то есть положениях и законах, непосредственно регулирующих деятельность той или иной структуры. К числу общих полномочий можно причислить:

  • разработку и реализацию политики в определенной сфере;
  • осуществление контроля и надзора в пределах компетенции;
  • принятие соответствующих административных мер влияния по отношению к субъектам, нарушающим установленный законодательством режим;
  • предоставление отчетности о проведённой работе вышестоящим органам.

Безусловно, представленные полномочия не являются исчерпывающими. Они лишь показывают широту деятельности контрольно-надзорных органов России. Иные особенности правового статуса каждого в отдельности ведомства закрепляются в отраслевом законодательстве.

Перечень контрольно-надзорных органов

Жизнедеятельность государства зависит от эффективности работы в той или иной отрасли. Поэтому список контролирующих органов довольно велик, потому что страна осуществляет координацию большинства известных на сегодняшний день сфер работы. Главными отраслями, в которых реализуется государственный контроль, являются:

  • здравоохранение, культура, образование;
  • государственное управление;
  • социальная защита, промышленность, экономика и торговля;
  • связь, информация.

При этом большинство органов на сегодняшний день расширяют свою компетенцию и структуру, что обусловлено появлением новых, ранее не существовавших общественных отношений в тех или иных сферах человеческой деятельности. Таким образом, в статье мы рассмотрим наиболее важные контрольно-надзорные органы РФ. Список данных ведомств включает следующие структуры:

  • Министерство энергетики РФ.
  • Министерство связи и массовых коммуникаций.
  • Федеральная РФ.
  • и Министерство экономического развития Российской Федерации.
  • Правоохранительные органы государства.

Как уже указывалось ранее, представленный список контрольно-надзорных органов не есть исчерпывающим. Упомянутые выше ведомства осуществляют координацию в наиболее приоритетных отраслях деятельности государства и населения России.

Энергетика и связь

Контрольно-надзорные органы РФ, список которых представлен в статье, содержат в своей структуре специальные ведомства, которые реализуют координацию деятельности в сфере энергетики и связи. В первом случае мы говорим о Министерстве энергетики России. Данный орган осуществляет обследование эффективного использования ресурсов в РФ. То есть производит контроль ведомств и их годового уровня потребления энергоресурсов.

В свою очередь, на Минсвязь возлагаются полномочия по надзору за соблюдением требований и нормативных правил, соответствующих государственному стандарту. Данная работа осуществляется путем координирования оборота сертифицированных работ, услуг и т. п.

Финансы и экономика

В финансовой сфере нашего государства основная деятельность ведется Министерством финансов, экономического развития, ФНС, а также Счетной палатой. Каждый представленный орган реализует пакет собственных полномочий по определенной линии работы.

К примеру, ФНС следит за соблюдением налогового законодательства, а также процессом своевременности отчислений в бюджет государства. Министерство финансов и Министерство экономического развития осуществляют контрольно-надзорную деятельность в секторе валютных операций, использования бюджетных средств, аудиторской деятельности, ценообразования, деятельности всего хозяйственного сектора и т. д. Схожие с ФСН функции имеет Счетная палата.

Деятельность правоохранительных ведомств

В сфере обеспечения правопорядка и безопасности государства и его населения также действуют специальные контрольно-надзорные органы РФ. Полный список подобных ведомств невелик и включает в себя Министерство внутренних дел, Федеральную службу безопасности и Прокуратуру.

Функционал этих органов является наиболее широким. Весь массив их полномочий распространен на всех граждан РФ, а также предприятия и организации вне зависимости от формы собственности или структуры. К тому же надзор представленных ведомств в некоторых случаях принимает форму расследований, приводящихся по факту наиболее грубых нарушений действующего законодательства.

Вывод

Итак, контрольно-надзорные органы РФ, список которых представлен в данной статье, выполняют важные функции, осуществление которых производится во благо нашего государства и его населения.