Предпосылки и причины отмены крепостного права в России. Подготовка реформы

Предпосылки отмены крепостного права сложились еще в конце XVIII века. Все слои общества считали крепостной строй аморальным явлением, который позорил Россию. Для того чтобы встать в один ряд с европейскими странами, свободных от рабства, перед правительством России назрел вопрос об отмене крепостного права.

Основные причины отмены крепостного права:

    Крепостничество стало тормозом в развитии промышленности и торговли, что препятствовало росту капитала и ставило Россию в разряд второстепенных государств;

    Упадок помещичьего хозяйства из-за крайне неэффективного труда крепостных крестьян, что выражалось в заведомо плохом выполнении барщины;

    Нарастание крестьянских бунтов указывало на то, что крепостной строй – это «пороховая бочка» под государством;

    Поражение в Крымской войне (1853-1856 гг.) продемонстрировало отсталость политической системы в стране.

Первые шаги в решении вопроса об отмене крепостного права попытался сделать еще Александр I , но его комитет не додумался, как воплотить эту реформу в жизнь. Император Александр ограничился законом 1803 г. о вольных хлебопашцах.

Николай I в 1842 г. принял закон «Об обязанных крестьянах», по которому помещик имел право освобождать крестьян, давая им земельный надел, а крестьяне были обязаны нести повинность в пользу помещика за пользование землей. Однако этот закон не прижился, помещики не пожелали отпускать крестьян.

В 1857 г. началась официальная подготовка отмены крепостного права. Император Александр II велел учредить губернские комитеты, которые должны были разработать проекты по улучшению быта крепостных крестьян. На основании этих проектов редакционные комиссии составили законопроект, который был передан в Главный комитет на рассмотрение и учреждение.

19 февраля 1861 г. император Александр II подписал манифест об отмене крепостного права и утвердил «Положения о крестьянах, вышедших из крепостной зависимости». Александр остался в истории с именем «Освободитель».

Хотя освобождение от рабства давало крестьянам некоторые личные и гражданские свободы такие, как право вступать в брак, обращаться в суд, вести торговлю, поступать на гражданскую службу и т.п., но они были ограничены в свободе передвижения, а также в экономических правах. К тому же крестьяне оставались единственным сословием, которое несло рекрутскую повинность и могло подвергаться телесным наказаниям.

Земля оставалась в собственности помещиков, а крестьянам выделялись усадебная оседлость и полевой надел, за что они должны были отбывать повинности (деньгами или работой), которые почти не отличались от крепостных. По закону крестьяне имели право выкупить надел и усадьбу, тогда они получали полную самостоятельность и становились крестьянами-собственниками. А до тех пор они назывались «временнообязанными». Выкуп составлял годовую сумму оброка, умноженную на 17!

В помощь крестьянству правительство устроило особую «выкупную операцию». После установления земельного надела государство платило помещику 80% от стоимости надела, а 20% приписывался крестьянину в качестве казенного долга, который он должен был погасить в рассрочку в течение 49 лет.

Крестьяне соединялись в сельские общества, а те в свою очередь объединялись в волости. Пользование полевой землей было общинным, и для осуществления «выкупных платежей» крестьяне были связаны круговой порукой.

Дворовые люди, не пахавшие землю, были временнообязанными в течение двух лет, а потом могли прописаться к сельскому или городскому обществу.

Соглашение между помещиками и крестьянами излагалось в «уставной грамоте». А для разбора возникающих разногласий была учреждена должность мировых посредников. Общее руководство делом реформы было возложено на «губернские по крестьянским делам присутствия».

Крестьянская реформа создала условия для превращения рабочей силы в товар, стали развиваться рыночные отношения, что характерно для капиталистической страны. Последствием отмены крепостного права стало постепенное формирование новых социальных слоев населения – пролетариата и буржуазии.

Изменения в социальной, экономической и политической жизни России после отмены крепостного права вынудили правительство пойти и на другие важные реформы, что способствовало преобразованию нашей страны в буржуазную монархию.

23. Великие реформы Александра II.

Великие реформы (реформы Александра 2 ) – реформы, проведенные в 60-70 годах 19 века и затрагивающие практически все стороны жизни Российской Империи.

Главными причинами отмены крепостного права в России были следующие:

· во-первых, крепостничество сдерживало развитие промышленности, медленно шло накопление капитала. Россия могла перейти в разряд второстепенных государств;

· во-вторых, крестьянские хозяйства разорялись, так как помещики увеличивали барщину в Черноземье, а оброчные крестьяне уходили на заводы, подрывалась основа крепостнической экономики, базирующейся на принудительном, крайне неэффективном труде крепостных крестьян;

· в-третьих, кризис крепостничества явился одной из главных причин поражения страны в Крымской войне, которая показала военно-техническую отсталость России. Была подорвана финансовая система; крестьяне разорялись из-за рекрутских наборов, роста повинностей. Началось массовое бегство крестьян от помещиков;

· в-четвертых, рост числа крестьянских волнений (в 1860 г. произошло 126 выступлений крестьян) создавал реальную угрозу превращения разрозненных выступлений в новую «пугачевщину»;

· в-пятых, осознание правящими кругами, что крепостное право - «пороховой погреб» под государством. От либеральных помещиков, ученых, даже родственников царя, в частности младшего брата великого князя Константина, в адрес правительства стали поступать предложения, проекты реформирования земельных отношений. Александр II, выступая в 1856 году перед представителями московского дворянства, говорил: «Если мы не освободим крестьян сверху, то они освободят себя снизу»;

· в-шестых, крепостное право, как форма рабства, осуждалось всеми слоями русского общества.

Крепостное право таило в себе и другую угрозу. Оно диктовало стране крайне медленные темпы развития. Крымская война наглядно показала растущую отсталость России. Крепостное право, слишком похожее на рабство, было безнравственно.

Причины отмены крепостного права были настолько основательны, что промедление со стороны царя уже было опасно. Общество осознавало необходимость перемен. Крепостные крестьяне всех губерний Российской империи ждали заветного освобождения от личной зависимости и наделения землей. Насколько оправдались их надежды, стало ясно после 19 февраля 1861 года.

реформа 1861 г.

Важнейшей из так называемых «великих» реформ Александра II стала, несомненно, крестьянская реформа.

Подготовкой реформы занимались Секретный комитет (с 1857 г.) и Главный комитет по устройству сельского населения (с 1859 г.). Предложения губернского дворянства рассматривались в организованных при Главном комитете редакционных комиссиях. Самыми подходящими и реалистичными оказались проекты, в которых предлагалось наделение крестьян землей за выкуп (наиболее яркий из таких проектов был представлен от имени тверского дворянства Н. М. Унковским). Эта идея и была положена в основу нормативных актов, разработанных редакционными комиссиями: императорского Манифеста и Положений о крестьянах, вышедших из крепостной зависимости. Эти акты были опубликованы 19 февраля 1861 г. Они предусматривали изменение положения помещичьих крестьян, но несколько позже (в 1863 и 1866 гг.) реформа была распространена и на удельных и государственных крестьян.

С момента обнародования манифеста отменялось крепостное право, и крестьяне получили личную свободу. На освобожденных крестьян распространялось действие общих гражданских законов. Крестьяне наделялись полевой и усадебной землей за выкуп. До заключения выкупной сделки бывшие крепостные считались временнообязанными, т. е.продолжали выполнять феодальные повинности.

Выкуп усадебной и полевой земли осуществлялся по добровольному соглашению сторон. Поскольку у большинства крестьян не было необходимых денежных средств, правительство уплачивало помещику 80 % выкупной суммы, а крестьяне затем в течение 49 лет погашали свой долг государству. Право свободного распоряжения землей крестьянин получал лишь после выплаты всех выкупных платежей и погашения долговых обязательств перед государством.

Реформа предусматривала организацию крестьянского самоуправления на двух уровнях – общинном и волостном.

В целом в результате реформы 1861 г. Россия сделала значительный шаг вперед на пути к цивилизованному обществу. Крестьяне получили право вступать в любые гражданские правоотношения, поступать на службу и отдавать детей в учебные заведения на основании правил о податных сословиях. Крестьянам предоставлялось право собственности на выкупленную землю. Однако во многих регионах России сохранялась общинная собственность на землю, а круговая порука в рамках общины сдерживала развитие хозяйственной инициативы крестьян. Крестьянское малоземелье, связанное с сохранением крупного помещичьего землевладения, обремененность крестьянских хозяйств выкупными платежаминеизбежно должны были привести в будущем к новому обострению противоречий.

Понимание необходимости отмены крепостного права зародилось у передовой части русского общества ещё в XVIII веке. По мере развития капиталистического уклада в экономике зрело убеждение, что подневольный труд тормозит развитие хозяйства страны. Император Александр II 19 февраля 1855 года вступил на российский престол.

Причины отменяя крепостного права:

- Тормозило экономическое развитие страны

--- Крепостные крестьяне не были заинтересованы в результатах труда на земле своего помещика

--- Отсутствие свободных рук мешало развитию промышленности.

- Поражение России в крымской войне (громадные расходы в связи с войной. рекрутские наборы, изъятие скота, рост повинностей разоряли население. 2 апреля 1854г обнародован указ николая1 о создании народного ополчения. семьи записавшихся освобождали от крепостного права. массовое бегство крестьян)

- Россия – единственная страна Европы сохранившая крепостное право.(Герцен–«позорное пятно России»)

- Усиление крестьянского движения в деревнях.

Ход отмены:

3 января 1857 г. – создание секретного комитета «для обсуждения мер по устройству быта помещичьих крестьян». Члены – противники освобождения тормозили работу.

Март 1859 г. – учреждение «рабочим органом» редакционных комиссий(председат.Я.И.Ростовцев-генерал)

19 февраля 1861 г. манифест об отмене крепостного права (подписан Александром II ),

Цели:

-личное освобождение крестьян, наделение их землёй (за выкуп: оброк,кот получали ранее-6% сразу надо уплатить25%остальное государству в течении 49 лет, без выкупа крестьянин мог получить лишь ¼ земли, размер всего надела от 3 до 12 десятин).

-введение крестьянского самоуправления.

Следили за осуществление реформ мировые посредники.

Значение отмены крепостонго права:

Положит. черты: реформа создала условия для утверждения капиталистического уклада в экономике страны как господствующего. Крестьяне –свободные люди.

Отрицательные черты:

Сохранилось помещичье землевладение,

Крестьяне так и не получили землю в полную собственность.

Крестьяне не могли построить своё хозяйство.

29. "Великие" реформы 60 - 70-х годов XIX века в России: их сущность и значение.

Реформа местного самоуправления :

- Создание органов местного самоуправления – земств . К.Д. Кавелин – роль первого сословия империи в деле такой важности вышла жалкой и унизительной (роль дворянства в отмене крепостного Права).

Реальная причина реформы – желании возместить дворянам частично утрату прежней власти.

1 янв.1864-указ «положение о губернских уездных земских учреждениях» - создание земств.

-Выборы в земства:

Землевладельцы (не менее 200 десятин или имущества на 15 тыс.р.),

Городские избиратели (купцы, владельцы предприятий),

Крестьянская курия.

-Многостепенные выборы: сельские сходы, волостные сходы, выборщики, представители в уездные органы).

-Земские органы делились на :

--- распорядительные - земские собрания (избирались из всех сословий на 3 года). Земские собрания выбирали

--- исполнительные органы - земские управы, работающие 3 года. председатель – предводитель дворянства.

Земские учреждения решали: строительство путей сообщения, школ, больниц, развитие местной торговли и промышленности. материальная основа деятельности земств- налог.

Минус – выборы по сословному признаку.

Городская реформа – 1870 г. сословные городские думы заменены городскими думами и городскими управами.

Право выбора у мужчин с 25 лет, плативших налоги, 3 курии:

Крупные владельцы домов и торговых предприятий, платившие 1/3 всех налогов.

Мелкие налогоплательщики – 1/3 городских сборов.

Остальные налогоплательщики.

Городское самоуправление – решение хозяйственных вопросов, благоустройство города, развитие местной торговли и промышленности, здравоохранения, образования, содержание полиции, тюрем. Деятельность контролировалась государством . Городской голова утверждался губернатором или министром внутренних дел. губернское по городским делам присутствие. реформа способствовала приобщению широких слоёв населения к решению вопроса управления – это предпосылка для создания гражданского общества и правового государства.

Судебная реформа – 1864 г.

Принципы судопроизводства (судебные уставы ноябрь 1864):

1)бессословность- решение суда не зависело от сословной принадлежности.

2)гласность – на заседаниях присутствуют публика и пресса

3) состязательность – адвокат и прокурор

4) выборность мирового судьи и присяжных

5) независимость судей от администрации.

Созданы мировые и общие суды:

-Мировые – мелкие уголовные и гражданские дела, в городах и уездах, выбирались уездными собраниями и городскими думами.

-Общие суды – окружные суды (назначался императором –сложные уголовные дела и гражданские) и судебные палаты, куда подавались апелляции по поводу решений окружного суда. также рассмотрения дел о преступлениях чиновников.

Высшая судебная инстанция – сенат .

Военная реформа – 1874 г. Правление стремилось сократить расходы и преодолеть отставание в военной области.(провёл реформу министр военных дел Милютиннояб.1861). 1863-1864 реформирование военно-учебных заведений. Военные гимназии и училища-дети дворян. для остальных юнкерские училища. 1867-военно юридическая академия. 1877- морская академия. 1868- военные прогимназии.

Вместо рекрутских боров – всесословная воинская повинность. С 1 янв.1874г. – призыву лица всех сословий с 20 лет (позже с 21)в сухопутных -15 лет.(6-действительгной службы, 9-в запасе.) во флоте-10 лет (7/3) для лиц окончивших начальные училища -4г. С высшим образованием-6 месяцев. Освобождены от службы единственные сыновья, кормильцы семьи.

В армии отменены телесные наказания.

Перевооружение армии и флота. массовая армия современного типа .

Реформа в области просвещения три ступени: начальная, средняя, высшая.

Июнь 1864 г. – положение о начальных народных училищах – это привело к созданию государственных, земских, церковно-приходских, воскресных школ.

Основные типы учебных заведений гимназии :

Срок обучения 7 лет (с 1871-8лет).

Новый устав университетов ректор избирал профессоров и деканов, утверждал учебные планы, решал финансовые вопросы.

Развитие женского образования – женские гимназии.

30. Александр III. Внутренняя политика. Социально-экономические реформы С.Ю.Витте .

Александр Александрович (1845) был в императорской семье вторым сыном. Наследовать престол готовился его старший брат Николай , который и получил соответствующее воспитание. Стал наследником в 20 лет после смерти брата в 1865. армейское воспитание, склонность к военным наукам и русской истории (преподаватель- С.М.соловьёв).

Осень 1866 женился на Дагмаре – датской принцессе. (Мария Федоровна при замужестве). Любил жену, обожал детей, увлекался рыбной ловлей, охотой, огромного роста и телосложения. трудолюбивый, скромный, прямодушный. стальная воля, упорство, поклялся задушить революционное движение в России глядя на умирающего отца (Александр 2 умер от бомбы брошенной Греневицким)

Цели правления:

Подавление противников власти и очищение государства от «чуждых» западных влияний.

Возвращение к самодержавию, православию, народности. Надеется следовать заветам отца.

Внутренняя политика профессор словесности К.П. Победоносцев.

Манифест о «незыблемости» самодержавия был опубликован 29 апреля 1881 г. Манифест подготовили Победоносцев К. П. и Катков М. Н. Он отражал мнение нового императора Александра III: возвестил об отходе от прежнего либерального курса и дальнейших реформ, провозгласил «веру в силу и истину самодержавной власти», которую император будет «утверждать и охранять от всяких на неё поползновений».

"Распоряжение о мерах к сохранению государственного порядка и общественного спокойствия и проведение определенных местностей в состояние усиленной охраны" (14 августа 1881 г.) предоставлял право политической полиции в 10 губерниях Российской империи действовать согласно ситуации, не подчиняясь администрации и судам..

27 августа 1882 г.временные правила о печати, жесткий контроль за периодическими изданиями.

1882 г. – создание крестьянского банка – кредиты на покупку земли.

1885 г. – создание дворянского банка.

5 июня 1887 г. – закон о кухарных детях. Запрещение низшим слом поступать в гимназии.

1889 г. – положение о земских участковых, соединили в своих руках судебную и административную власть.

1890 г. – земская контрреформа – усиление правительственного надзора над земствами.

Городовое положение 1892 г. заменило прежнюю систему трехклассных выборов выборами по территориальным избирательным участкам.

1 июня 1882 г. – запрещение труда детей до 12 лет. Рабочий день детей от 12 до 15 лет - 8 часов

1885 г. – запрещение ночного труда женщин.

1882 г. – совещание 4 министров.- могли запрещать выход любого печатного издания.

1891 г. – указ о выселении всех незаконно проживающих евреев из Москвы.

Социально-экономические реформы С.Ю.Витте.

1892 г. министром финансов назначен Витте, который разработал экономическую программу:

1) Проведение жёсткой налоговой политики, увеличение косвенных налогов, введение государственной монополии на производство и продажу водки.

2) Дальнейшее увеличение таможенных пошлин, призванное огородить развивающуюся русскую промышленность от иностранных конкурентов.

3) Денежную реформу с целью укрепления рубля, введение его свободного обмена на золото.

4) Широкое привлечение в страну иностранного капитала.

По мнению Н.М. Дружинина, крепостническая система организации сельского хозяйства на рубеже XVIII-XIX вв. переживала период разложения и кризиса. Производительные силы в сельском хозяйстве к этому времени достигли относительно высокого развития, показателем чего было применение машин, определенные достижения в области агрономической науки, распространение посевов новых трудоемких технических культуру.

Во второй четверти XIX в. наряду с улучшенными сельскохозяйственными орудиями - плугами, конными сеялками - получают некоторое распространение, в целом небольшое, молотилки, веялки, сортировки, соломорезки, сеялки и т. д. К середине XIX в. значительно увеличивается количество предприятий, производивших эти машины. По данным академика Н. М. Дружинина, только один завод сельскохозяйственных машин в Москве (бр. Бутеноп) продал в 1853 г. различных машин и орудий почти на 140 тыс. руб.1. Важно отметить, что наибольшее применение сельскохозяйственных машин наблюдалось в так называемом Царстве Польском и прибалтийских губерниях, т. е. там, где уже не существовало крепостного права. Даже в пореформенный период, в середине 70-х годов, по использованию сельскохозяйственных машин Польша и Прибалтика стояли на первом месте.

Наряду с некоторым прогрессом в области распространения сельскохозяйственных машин наблюдается и стремление отдельных помещиков перейти от трехполья к многополью - к так называемой плодопеременной системе. Переход этот получает распространение как в Прибалтике, так и в нечерноземных и черноземных губерниях. В итоге все шире и шире распространяются посевы кормовых трав: клевера, люцерны и др.

Одним из показателей развития сельского хозяйства; являлось увеличение в помещичьих имениях посевов технических культур: свекловицы, подсолнечника, табака и др. К середине XIX в. посевы сахарной свеклы занимали большое место на Украине и в центрально-черноземных губерниях. В районах Причерноморья и на Кавказе значительно увеличиваются посевы табака, распространяется шелководство.

В крестьянском хозяйстве также имелись определенные сдвиги, хотя они и не получили здесь сколько-нибудь заметного развития. Переход к различного рода усовершенствованиям наблюдался преимущественно у государственных, а также иногда и у помещичьих крестьян, находившихся на оброке. Это находило свое выражение в некоторых улучшениях сельскохозяйственных орудий, выращивании породистого скота, посевах технических культур и т. д.

Эти новые производственные силы были несовместимы со старыми, феодальными производственными отношениями,) основанными на подневольном крепостном труде с присущей ему рутинной техникой, вследствие чего они и не могли получить сколько-нибудь значительного развития.



Центром всей экономической жизни в деревне являлось помещичье имение. Земля, принадлежавшая помещику, подразделялась на две части: собственно барскую запашку, которая обрабатывалась трудом крепостных, и крестьянскую, находившуюся в их пользовании.

Единого мнения об объективных политико-экономических предпосылках реформы 1861 года нет. Советские историки писали о кризисе феодально-крепостнической формации, большинство западных (вслед за П. Струве и А. Гершенкроном) пришли к заключению, что крепостная система хозяйствования накануне реформы 1861 г. была вполне жизнеспособна.

Среди предпосылок отмены крепостного права немаловажное значение имел и накопленный в первой половине XIX в. опыт обсуждения и решения крестьянского вопроса.

Усиление эксплуатации крепостного крестьянства на протяжении первой половины XIX в. вызвало обострение недовольства среди крестьян, что выразилось в росте крестьянского движения.

Большого размаха крестьянское движение достигло в 1847 г. в Витебской губернии . Среди крестьян распространились слухи о том, что проработавшие три года на строительстве Петербургско-Московской железной дороги получают вольную.

Во второй половине 50-х годов не было признаков всеобщего крестьянского восстания. Но недовольство крепостным строем зрело и усиливалось. Проявилось это по-разному: в участившихся случаях неповиновения, бегства, расправах с отдельными помещи­ками и управляющими. В период Крымской войны, когда создава­лись дополнительные воинские формирования (ополчения), в на­роде распространялись слухи, что участники военных действий будут освобождены от крепостной зависимости. Десятки тысяч крестьян двинулись в Крым, надеясь получить таким образом волю. Правительству пришлось прибегнуть к силе, чтобы остановить сти­хийное движение. Это было серьезным предостережением.



Нельзя недооценивать и морально-этический фактор. Еще в конце XVIII в. среди интеллигенции усиливались неприязненные настроения по отношению к крепостному строю, осуждение рабст­ва с позиций общечеловеческой морали.

Отмена рабства являлась одним из главных лозунгов движения декабристов. В 40-50-х годах XIX в. усилившиеся антикрепостни­ческие настроения получили отражение в произведениях литерату­ры, в зарубежных изданиях А.И. Герцена, в журнале «Современ­ник» и др.

В ускорении крестьянской реформы решающую роль сыграла Крымская война. Война выявила техническое и военное отстава­ние России от передовых европейских стран - Англии и Франции. Все мыслящие люди понимали, что главная причина поражений в отсталости ее социально-экономического строя. Неудачи в Крым­ской войне вызвали волну общественного недовольства. Общест­венное движение особенно усилилось после смерти Николая I в феврале 1855 г. Как и всегда, в России возлагали особые надежды на нового императора. Наступила эра так называемой гласности: «Теперь вопрос об освобождении крестьян во всех устах», - писал историк и философ К.Д. Кавелин С.М. Соловьеву в начале 1856 г.

Таковы были социально-экономические, политические и мо­рально-нравственные предпосылки реформ 60-70-х годов XIX в. Страна переживала кризис крепостнического хозяйства. Многие помещики разорились. Росла нужда и обнищание крестьян. Положение в еще большей мере обострилась в связи с тяжелой и неудачной для России Крымской войной. В это время усиливаются рекрутские наборы, увеличиваются налоги. Сама же война показала всю гнилость экономики России, наглядно продемонстрировала отсталость страны, что, в конечном счете, привело к возникновению в 1859-1861 годах революционной ситуации в стране. Стихийные массовые выступления и восстания крестьян становятся столь мощными и опасными для господствующего класса, что АлександрII и многие его приближенные стали понимать необходимость принять срочные меры для спасения самодержавия.

Александру нелегко далось решение о проведении реформы. Как пишет Л.Г. Захарова: «Александр II встал на путь освободительных реформ не в силу своих убеждений, а как военный человек, осознавший уроки Крымской войны, как император и самодержец, для которого превыше всего были престиж и величие державы. Большую роль сыграли и свойства его характера - доброта, сердечность, восприимчивость к идеям гуманизма…. Не будучи реформатором по призванию, по темпераменту, Александр II стал им в ответ на потребности времени как человек трезвого ума и доброй воли» .

Первым актом, знаменовавшим собой официальное заявление о необходимости отмены крепостного права, явилась речь Александра II, произнесенная им 30 марта 1856 г. перед представителями московского дворянства. Он говорил, что рано или поздно придется дать свободу крестьянам, и что лучше, чтобы это произошло свыше, нежели снизу. Трагическая судьба российского реформатора была определена объективными и субъективными факторами отечественной истории. В ней, как правило, реформы проводились сверху и вопреки взглядам и настроениям большинства населения, а сами реформаторы вызывали злобу и недовольство среди многих жителей.

Конечно, нельзя переоценивать значение предлагаемой реформы – до введения конституции в России было еще очень далеко, но все же она означала новый шаг на пути либеральной перестройки государства.

Инициатором преобразований выступала государственная власть и сам Александр II. Что толкнуло самодержавную монархию на отмену крепостного права, веками являвшегося ее фундаментом, – вопрос достаточно выясненный. Поражение в Восточной войне (1853–1856 гг.), прервавшее полуторавековое победоносное продвижение к Черному морю и понесенное на собственной территории, сдача Севастополя, условия Парижского мира 18 (30) марта 1856 г., который лишил Россию военного флота и военно-морских баз на Черном море, части Бессарабии и поставил под сомнение престиж России как великой державы, – все это обнажило отставание страны от развитых европейских стран. Устаревшее вооружение и несовременная система комплектования армии, отсутствие железных дорог и телеграфной связи с югом страны (донесения военачальников из Крыма доходили до Зимнего дворца с фельдъегерем за 7 с половиной суток, а телеграфные сообщения об осаде Севастополя – из Парижа, столицы воюющего с Россией государства) и множество других очевидных признаков отсталости страны не оставляли сомнения в неизбежности перемен. "Севастополь ударил по застоявшимся умам", – это крылатое выражение В.О. Ключевского относится ко всем слоям русского общества, не исключая и власть. "Прежняя система отжила свой век", – таков общий приговор одного из недавних апологетов этой системы историка М.П. Погодина. Александр II, воцарившись 19 февраля 1855 г., получил тяжелое наследие. Позже, после отмены крепостного права, министр финансов М.Х. Рейтерн писал в докладе императору: "Если бы правительство после Крымской войны и пожелало возвратиться к традициям последних времен, то оно встретило бы непреодолимые препятствия, если не в открытом, то, по крайней мере, в пассивном противодействии, которое со временем могло бы даже поколебать преданность народа – широкое основание, на котором зиждется в России монархическое начало".

Но еще ранее, в 1856 г., крупнейший деятель эпохи реформ Н.А. Милютин в своей записке признавал, что дальнейшее сохранение крепостного права в перспективе, лет через 15, может привести к восстанию крестьянства.

Александр II встал на путь освободительных реформ не в силу своих убеждений, а как военный человек, осознавший уроки Восточной войны, как император и самодержец, для которого превыше всего были престиж и величие державы. Большую роль сыграли и свойства его характера – доброта, сердечность, восприимчивость к идеям гуманизма, бережно привитые ему всей системой воспитания В.А. Жуковского. Вскоре после заключения мира, выступая в Москве перед предводителями дворянства, император сказал: "Слухи носятся, что я хочу объявить освобождение крестьян. Я не скажу вам, чтобы я был совершенно против этого. Мы живем в таком веке, что со временем это должно случиться. Я думаю, что вы одного мнения со мною, следовательно, гораздо лучше, чтобы это произошло свыше, чем снизу". Эта знаменитая, хотя и немногословная речь говорит нам о многом и важном в истории реформы 1861 г.: о том, что инициатива исходила от самого Александра II; что он ее навязывал дворянству; что он признавал необходимым опередить инициативу крестьянства, не дожидаясь давления "снизу", т.е. крестьянского движения; что он считался с общим направлением развития века. Дальнейшие события показали, что Александр II не отступил от этой первой заявки на отмену крепостного права. Каковы же были предпосылки реформ? Единого мнения об объективных социально-экономических предпосылках отмены крепостного права нет. Советские историки писали о кризисе феодально-крепостнической формации, большинство западных пришли к заключению, что крепостная система хозяйствования накануне реформы 1861 г. была вполне жизнеспособна. Проблема эта, видимо, требует дальнейшего исследования с использованием данных о макро- и микроуровнях социально-экономического развития предреформенных десятилетий. Более бесспорным является влияние на подготовку реформы банковского кризиса конца 1850-х гг. Важной предпосылкой Великих реформ являлось наличие кадров, людей, готовых взять на себя грандиозный труд по преобразованию России, труд, к которому пытались приступить, но который не могли осилить их предшественники в первой половине XIX в. Этот слой прогрессивно мыслящих, интеллигентных людей, объединенных общностью взглядов на задачи предстоящих преобразований и методы их исполнения, начал складываться в недрах бюрократического аппарата николаевского царствования в 1830-е и особенно в 1840-е гг. Он определяется фактически идентичными понятиями "либеральной" или "просвещенной" бюрократии. Очагами ее формирования были министерства (государственных имуществ, внутренних дел, юстиции, морское), разные ведомства, канцелярия Государственного совета. Либеральная бюрократия не была отгорожена от общественных сил страны, она формировалась в содружестве с либеральными общественными деятелями, учеными, литераторами.

Другой такой предпосылкой стали институциональные реформы, проведенные в царствование Александра I, в том числе создание министерств, в которых и выросли кадры будущих реформаторов. Важно отметить также значение наследия М.М. Сперанского, не только поставившего в повестку для крупномасштабные реформы государственного строя при Александре I, но осуществившего упорядочение законодательства при Николае I (создание Полного собрания законов и Свода законов Российской империи), внесшего свою лепту в воспитание и образование будущего царя-освободителя (Сперанский полтора года читал наследнику престола лекции "Беседы о законах"). Заслуживают внимания и реформы в сфере народного просвещения в первой половине XIX в., которые готовили почву для грядущих перемен. Многие деятели Великих реформ вышли из университетов, института правоведения, Царскосельского лицея и др. Сами по себе перечисленные сюжеты достаточно изучены, но в историографии Великих реформ они пока не нашли должного места. Среди предпосылок отмены крепостного права немаловажное значение имел и накопленный в первой половине XIX в. опыт обсуждения и решения крестьянского вопроса. Указы 1803 г. о вольных хлебопашцах и 1842 г. об обязанных крестьянах, необязательные для помещиков, а потому и малорезультативные, вместе с тем апробировали в законодательстве идеи отмены крепостного права с выкупом земли крестьянами в собственность и неразрывной связи крестьянина с землей. Локальные реформы: отмена крепостного права в прибалтийских губерниях (Лифляндия, Курляндия, Эстляндия) в 1816–1819 гг. и введение инвентарей в Юго-Западном крае (Киевская, Подольская, Волынская губернии) в 1847–1848 гг. были обязательны для помещиков и представляли две модели решения крестьянского вопроса, которые были учтены при подготовке отмены крепостного права. Реформа государственной деревни, проведенная П.Д. Киселевым в 1837 г., давала решение вопроса об организации и функционировании крестьянского самоуправления. Не остались без внимания и материалы Секретных комитетов (особенно 1835 г. и 1839 г.), которые в 1856 г. были переданы из II Отделения императорской Канцелярии в Министерство внутренних дел, где и началась подготовка отмены крепостного права.

Отмена крепостного права

Подготовка крестьянской реформы началась в 1857 году. Сначала с этой целью был создан Секретный комитет по крестьянскому делу, однако уже осенью того же года пришлось приоткрыть завесу секретности, и Секретный комитет был преобразован в Главный комитет по крестьянским делам. Одновременно были созданы Редакционные комиссии и губернские комитеты. Все эти учреждения состояли исключительно из дворян. В них не были допущены даже представители буржуазии, не говоря уже о крестьянах.

Концепция решения земельного вопроса для либерального большинства Редакционных комиссий состояла в обязательном сохранении за всеми помещичьими крестьянами надельной земли сначала в пользовании, а в конечном итоге – в собственности, в сосуществовании в будущем, новом аграрном строе России двух типов хозяйства: крупного помещичьего и мелкого крестьянского. Предполагалось достигнуть этой цели мирным путем, минуя революционные потрясения, характерные для стран Западной и Центральной Европы, в чем усматривалась одна из главных особенностей реформы в России.

Подъем крестьянского движения заставил правительство ускорить подготовку реформы и отвергнуть попытки реакционных крепостнических кругов отпустить крестьян "на волю" без земли, и хотя бы затормозить реформу. Однако ряд предложений, исходящих от этих кругов, был учтен правительством на заключительном этапе подготовки реформы. Выступая на заседании Государственного совета при обсуждении проекта реформы, император подчеркнул, что "все, что можно было сделать для защиты интересов дворянства, было сделано".

19 февраля 1861 г. манифест "Общее положение о крестьян вышедших из крепостной зависимости" и другие акты о крестьянской реформе (всего 17 актов) были подписаны царем.

– о личном освобождении крестьян;

– о земельных наделах и повинностях освобожденных крестьян;

– о выкупе крестьянами своих земельных наделов;

– об организации крестьянского управления.

Рассмотрим каждый из этих вопросов. С момента опубликования Манифеста об освобождении крестьян прекращалось право помещика распоряжаться личностью крестьянина: продавать, покупать, дарить как вещь, насильно женить и выдавать замуж, переселять с места на место, отдавать в услужение и в работы, произвольно по своему усмотрению наказывать. Крестьяне получили личные и имущественные права, в том числе на самостоятельное, без разрешения помещика, вступление в брак; заключение договоров и обязательств с частными лицами и казной; свободное занятие торговлей и промышленностью; ведение своих судебных дел; участие в работе органов общественного самоуправления; поступление на службу, на учебу; приобретение движимой и недвижимой собственности; наследование имущества и т.д.

Закон установил 2-летний срок для составления уставных грамот, в которых определялись взаимоотношения помещиков и крестьян.

Характерно, что уставные грамоты составлялись помещиками, а их соответствие закону удостоверяли мировые посредники. Мировые посредники по идее должны были улаживать конфликты между помещиками и крестьянами, но ведь они сами назначались Сенатом по представлению губернаторов из числа местных дворян-помещиков. Кстати, уставная грамота лишь зачитывалась крестьянам на сельском сходе, подписи крестьян под этой грамотой были необязательны.

В течение этих 2 лет крестьяне обязаны были отбывать прочие повинности (барщину, оброк) в пользу помещиков, за которыми сохранялось право вотчинной полиции и попечительства. Право продажи крестьян, отдачи их в услужение или в исправительные заведения, переселение крестьян, распоряжения их брачной судьбой отменялись немедленно. С составлением уставной грамоты крестьяне получали земельные наделы, но впредь до заключения выкупной сделки считались "временно обязанными". Это означало, что вся земля еще считалась собственностью помещика, за пользование ею крестьяне несли повинности (барщину и оброк). И лишь с заключением выкупной сделки и выплатой первого взноса за землю крестьяне приобретали статус крестьян-собственников и получали все права свободных сельских обывателей. Но и тогда сохранялись пережитки их феодальной неполноправности. Они оставались податным сословием, т.е. были обязаны нести рекрутскую повинность, платили подушную подать (налог), могли быть подвергнуты телесным наказаниям (от чего были освобождены привилегированные сословия-дворяне и духовенство, а также почетные граждане – буржуазия, интеллигенция).

Размеры выкупных платежей определялись не стоимостью земли, а размерами дореформенных крестьянских феодальных повинностей (оброка). Исчислялся капитал, который при ежегодном обороте приносил бы в виде 6% сумму прежнего годового оброка. Размер капитала и составлял выкупную сумму. Таким образом, размер выкупного платежа был гораздо выше стоимости земли, он включал фактически и стоимость личности крестьян. Характерно, что вся надельная земля по тогдашней рыночной цене стоила 544 млн. рублей, крестьяне же должны были за нее заплатить 867 млн. рублей. 20–25% выкупной суммы крестьяне выплачивали наличными деньгами, а 75–80% помещики получали от государства, которое в свою очередь взыскивало эти деньги с крестьян в рассрочку в течение 49 лет в форме выкупных платежей (выкупной платеж составлял 6% ссуды). Всего за 40 лет с лишним крестьяне вместе с процентами выплатили государству около 2 млрд. рублей, т.е.вчетверо больше того, что стоила переданная им земля. Таковы были условия освобождения от крепостного права помещичьих крестьян, которые составляли до 2/3 общей массы крестьянства. Однако были и другие категории крестьянства:

– удельные (т.е. принадлежавшие царской фамилии и управлявшиеся Департаментом уделов);

– государственные крестьяне;

– крепостные рабочие.

Удельные и государственные крестьяне получили практически всю землю, которой они пользовались до реформы, на более легких условиях, чем помещичьи крестьяне. Крепостные рабочие (главным образом на уральских заводах) получали усадьбы, но полевой надел лишь в том случае, если он у них был до реформы. Уничтожение сразу же по провозглашении реформы личной зависимости и утрата помещиками вотчинной власти над бывшими крепостными приобщали многомиллионное крестьянство к гражданской жизни, хотя оно и оставалось податным сословием. Вводилось крестьянское общественное самоуправление – волостное и сельское (в основном на основе общины) с выборными от крестьян должностными лицами, сходами, с крестьянским волостным судом. В этой части законодатели многое заимствовали из реформы государственной деревни Киселева. Поставленное под контроль местной администрации, выполнявшее фискальные функции сословное крестьянское самоуправление вместе с тем защищало интересы крестьян от помещиков, а также являлось основой для участия крестьян в новых всесословных институтах – земстве, суде присяжных.


Похожая информация.