Самолеты и вертолеты используемые в мчс. Авиация мчс россии в крутом пике

Лекция № 6. Авиация МЧС России. Задачи и работы, выполняемые авиацией МЧС России 1. Формирования и авиационный парк МЧС России

Февраль 1992 г. — из Министерства обороны России (войска ГО) в МЧС переданы четыре отдельных вертолетных группы, дислоцированных по задачам МЧС в Центральном, Уральском, Сибирском и Дальневосточном регионах России. Март 1992 г. создаётся Центральный аэромобильный отряд, оснащаемый самолетами и вертолетами Ил-76, Ан-74, и Ми-8. 10. 05. 1995 г. образована Авиация МЧС России в соответствии с постановлением Правительства РФ № 457 «О создании Государственного унитарного авиационного предприятия МЧС России» . (с 2002 г. — Федеральное ГУАП).

Задачи авиации МЧС России: обеспечение экстренного реагирования Си. С на ЧС (доставка спасателей, медиков, спец. снаряжения, техники и оборудования); участие в ПСР и АСР (воздушная, инженерная разведка местности — химическая, радиационная, биологическая и др. , доставка и наведение поисково-спасательных групп на объекты, десантирование спасателей, спец. грузов, аэромобильного госпиталя, эвакуация пострадавших); специальные авиационные работы по: тушению природных и техногенных пожаров; проведению спас. операций на водных акваториях (оказание помощи экипажам и пассажирам терпящих бедствие судов); реагированию на ДТП на федеральных трассах; управлению с воздуха Си. С спец. групп, проводящих АСР; выполнение задач по международной деятельности (участие в гуманитарных акциях).

Выполняемые авиацией работы: 1. Авиационно-спасательные работы: поиск и обнаружение потерпевших бедствие; наведения поисково-спасательных сил на объекты поиска; десантирование парашютным, беспарашютным и посадочным способами спасательных групп и грузов; эвакуация пострадавших из районов бедствия на суше (в равнинной, горной местности и городах) и с водной поверхности. 2. Специальные авиационные работы: тушение пожаров; воздушная, инженерная, радиационная, химическая, пожарная разведка и мониторинг местности, обработка заданных объектов химическими и биохимическими препаратами; монтажные и демонтажные работы при расчистке завалов и разрушений.

3. Обеспечение управления и связи: управление Си. С с воздушных командных пунктов; ретрансляция и связь между поисково-спасательными группами и пунктами управления. 4. Воздушные перевозки: доставка в зоны ЧС Си. С, необходимых для проведения поисковых, АСР, медицинской помощи и опергрупп министерств и ведомств, грузов гуманитарной помощи и материально-технических ресурсов; эвакуация пострадавшего населения из районов ЧС; вывоз уникального оборудования и ценностей; эвакуация российских граждан из-за рубежа.

Авиация применяются из положения «дежурство на аэродроме» . Экипажи несут круглосуточное дежурство в установленных степенях готовности (от 30 мин) в зависимости от выполняемых задач, максимальная готовность к вылету – 3, 5 часа для вертолётов, 6 часов для самолётов – после возникновения ЧС.

9В Центральный аппарат МЧС России входит Управление авиации и авиационно-спасательных технологий которое организует: планирование и руководство применением авиации, управление авиационными формированиями; оперативное использование авиации при ЧС, доставку спасателей и грузов, воздушные перевозки в системе МЧС; подготовку авиационных формирований МЧС России, и др. В составе авиации МЧС – 4 авиационно-спасательных центра (АСЦ), входящих в состав спасательных воинских формирований МЧС России.

Центральный АСЦ ФГУАП: аэродром (аэ) Раменское (г. Жуковский) – самолётный авиаотряд: Ил-62М (2), Як-42Д (2), Ил-76ТД (6), Бе-200ЧС (4). вертолётный авиаотряд вертолётная авиаэскадрилья: Ми-8МТВ (4+1: Калининград); + три вертолётных авиазвена (Ка-32 — 8, БО-105 — 3, БК-117 — 1) — аэ Касимово (г. С-Пб), Ростов-на-Дону (2 Ми-8, 2 самолёта Ан-3Т), Сочи (2 Ка-32).

АСЦ аэ Добрынское, п. Сокол (г. Владимир) Действует в интересах ЦРЦ, ПРЦ, УРЦ, СЗРЦ и ЮРЦ. Вертолёты Ми-26Т (2), Ми-8МТ (8). Сибирский АСЦ аэ Черемшанка, Емельяново (г. Красноярск) Обеспечение СРЦ, усиление ДВРЦ. Самолеты Ан-74П (1), Бе-200ЧС (2), вертолёты Ми-26Т (2), Ми-8МТ, МТВ – 1, 2 (7), Во-105 (1). Дальневосточный АСЦ аэ Хабаровск-Центральный (г. Хабаровск) Обеспечение ДВРЦ. Самолеты Ан-74П (1), Бе-200ЧС (1), вертолёты Ми-26Т (2), Ми-8МТВ (6).

12Начальники РЦ МЧС на территориях федеральных округов организуют аэродромно-техническое обслуживание, заправку авиационным топливом и ГСМ, обеспечение транспортом и связью, охрану воздушных судов, размещение и жизнеобеспечение авиационного персонала: в Дальневосточном РЦ – на 3-х аэ; в Сибирском РЦ – на 4-х аэ; в Уральском РЦ – на 1 аэ; в Приволжском РЦ – на 2-х аэ; в Южном РЦ – на 3-х аэ и 1 вп; в Северо-Кавказском РЦ – на 2-х аэ; в Северо-Западном РЦ – на 5-ти аэ (в т. ч. Храброво) и 1-й вп; в Центральном РЦ – на 3-х вп.

Характеристики самолётов МЧС России Тип ЛА Марка ЛА Год выпуска Макс. дальность полёта (км) Крейс. скорость полёта (км/ч) Практ. высота полёта (км) Макс. кол-во пассажиров (чел.) Макс. масса груза (т) Размер грузовой кабины (д х ш х в, м)сам олёты Ил-62м 1968 11000 850 12, 2 114-138 23, 0 8, 35 х 2, 00 х 1, 38 Ил-76тд 1977 3500 750 12, 0 30-225 (114-лёжа) 48, 0 24, 50 х 3, 45 х 3, 40 Ан-74п 1985 4800 600 10, 7 14 (58-лёжа) 7, 5 10, 48 х 2, 15 х 2, 20 Як-42д 1988 3200 810 9, 6 49-120 14, 5 — Бе-200чс 2003 4000 610 8, 0 72 (40-лёжа) 7, 5 (12-воды) — Ан-3т? ? ? —

ИЛ-76ТД – тяжелый транспортный самолет — для: перевозки опергрупп до 250 чел. , грузов — до 48 т; перевозки спас. подразделений, в т. ч. легких вертолетов; десантирования Си. С, в т. ч. при авариях на акваториях; пожаротушения; доставки грузов (до 48 т) гуманитарной помощи и материально-технических ресурсов на расстояние до 3500 км; эвакуации пострадавших из районов ЧС.

Вариант загрузки: аварийно-спасательный автомобиль «Розенбауэр» — 1 ед. , «Камаз» -1 ед. , «Лендровер — Дефендер» – 1 ед. ; Отряд «Центроспас» — 37 чел. , ОГ МЧС — 7 чел. , ЦЭПП-5чел. G = 22 т Аварийно-спасательный автомобиль « Камаз-43118 » Машина оперативного управления «Лендровер-Дефендер» ЗАГРУЗКА САМОЛЕТА ИЛ-76 б/н 363 СИЛАМИ И СРЕДСТВАМИ ЭКСТРЕННОГО РЕАГИРОВАНИЯ ПРИ ОКАЗАНИИ ПОМОЩИ ПО ЛИКВИДАЦИИ ПОСЛЕДСТВИЙ ЗЕМЛЕТРЯСЕНИЯ В ЯПОНИИ (по состоянию на 13. 03. 2011 г.) вариант № 1 (1 борт) Аварийно-спасательный автомобиль «Розенбауэр-1222»

Вариант загрузки: аварийно-спасательный автомобиль «Камаз» — 2 ед. , АСМ – 1 ед. ; 294 СЦ — 35 чел. , 179 СЦ – 14 чел. G = 22 т Аварийно-спасательный автомобиль « Камаз-53215 » ЗАГРУЗКА САМОЛЕТА ИЛ-76 б/н 362 СИЛАМИ И СРЕДСТВАМИ ЭКСТРЕННОГО РЕАГИРОВАНИЯ ПРИ ОКАЗАНИИ ПОМОЩИ ПО ЛИКВИДАЦИИ ПОСЛЕДСТВИЙ ЗЕМЛЕТРЯСЕНИЯ В ЯПОНИИ (по состоянию на 13. 03. 2011 г.) вариант № 1 (2 борт) «АСМ — 270572»

Вариант загрузки: аварийно-спасательный автомобиль «Камаз» — 2 ед. , Прицеп – 1 ед. ; G = 25 т Автомобиль « Камаз-43114 » ЗАГРУЗКА САМОЛЕТА ИЛ-76 СИЛАМИ И СРЕДСТВАМИ 294 ЦСООР ДЛЯ РАБОТЫ В ЗОНЕ РАДОАКТИВНОГО ЗАГРЯЗНЕНИЯ (по состоянию на 13. 03. 2011 г.) вариант1 Прицеп Автомобиль « Камаз-53228 »

Вариант загрузки: Пост радиационного контроля-1 ед. , АСМ-1 ед. , Автомобиль доставки робототехнических комплексов-1 ед. , G = 26, 5 т АСМ « АСМ-4803 » Машина доставки робототехнических комплексов « Mersedes » Пост радиоконтроля «ГАЗ 2705» ЗАГРУЗКА САМОЛЕТА ИЛ-76 СИЛАМИ И СРЕДСТВАМИ 294 ЦСООР ДЛЯ РАБОТЫ В ЗОНЕ РАДОАКТИВНОГО ЗАГРЯЗНЕНИЯ (по состоянию на 13. 03. 2011 г.) вариант

23Воз можна установка (20 мин) 5-ти медицинских модулей (на 4 чел) , в которых единовременно можно перевозить 20 пострадавших. Может десантировать, используя: большие грузовые платформы П-7 (П-17) – грузы до 40 т, с высот 11500-2000 м;

малые грузовые платформы ПГС-500 (ПГС-1000) — груз до 30 т серией в 26 единиц, с высот 200-300 м на площадки приземления малых размеров 200x 500 м (важно для горной местности).

25Оснащается выливным авиационным прибором ВАП-2 на 42 т воды или огнегасящей смеси (ОГС) — специальной смеси, пары которой не поддерживают горение.

26Выливные авиационные приборы ВАП-

28Сброс воды: с высоты 50 м на скорости 300 км/час за 7 сек накрывает площадь 6 га (100x 600 м).

29Правительство РФ в 2010 г. предписало оснастить выливными авиационными приборами ВАП-2 самолеты ИЛ-76 военно-транспортной авиации, авиации МВД РФ и МЧС. На конец 2012 г. имеются ВАП-2: в ВТА МО – 12, в МЧС – 6; В МВД – 2. Была деревня

Ил-62М воздушный пункт управления МЧС России — для: перевозки оперативных групп (до 114 чел.); управления Си. С, привлекаемыми к ликвидации ЧС; эвакуации российских граждан из-за рубежа и зон ЧС, доставки правительственных делегаций; выполнения специальных полетов на расстояние до 7500 км.

Як-42Д специальный самолет, ВПУ перевозка оперативных групп до 48 чел. ; управление Си. С, привлекаемыми к ликвидации ЧС; наведение поисково-спасательных сил на объекты поиска; ретрансляция команд между наземными ПУ; доставка правительственных делегаций; выполнение специальных полетов на расстояние до 3200 км.

Салон для оперативных совещаний

Ан-74П средний транспортный самолет с укороченными взлётом-посадкой перевозка оперативных групп до 58 чел. до 3500 км; перевозка поисково-спасательных групп, ручного инструмента и наземной техники; перевозка грузов гуманитарной помощи; доставка медицинского персонала и эвакуация пострадавших. 35 Александр Беляков. Георгий Байдуков

36Бе-200ЧС авиационный спасательный комплекс транспортные и пассажирские перевозки (72 пассажира и 750 кг груза); поисково-спасательные работы на суше и водных акваториях; ведение воздушной и инженерной разведки; контроль прибрежных вод и экономических зон; мониторинг экологической обстановки; тушение пожаров Бортовое тепловизионное устройство обеспечивает: поиск очагов пожара и живых людей, автоматическое ЦУ и наведение на объект с помощью спутникового оборудования, ТВ изображение пролетаемой местности, видеоконтроль за эффективностью слива воды (ОГС).

39Тушение пожаров: сброс воды на очаг пожара с высот 20-40 м на скорости 250-270 км/ч за 1-2 сек.

Водоемы для выполнения авиационных работ по пожаротушению на территориях региональных центров: Центральный: Рыбинское и Дубнинское водохранилища; Приволжский: Верхнеуральское, Ириклинское, Камское, Боткинское, Нижнекамское, Саратовское водохранилища; Уральский: Северо-западный: Ладожское озеро, Онежское озеро, Ильмень-озеро, Чудское озеро; Южный: Азовское море, прибрежные акватории Черного моря, Цимлянское водохранилище; Сибирский: озеро Байкал, Братское, Красноярское, Новосибирское водохранилища, озеро Чаны; Дальневосточный: прибрежные акватории Охотского, Японского морей, Татарского пролива, Зейское и Вилюйское водохранилища.

41Ан-3Т транспортный самолёт. Предназначен для перевозки 1800 кг груза и 4 пассажиров. Вариант самолёта Ан-2 с турбовинтовым двигателем ТВД-20.

Транспортно-десантный вертолет Ми-8МТ (МТВ) для: доставки спас. команд до 24 чел. и АСИ к местам ЧС; проведения монтажных и демонтажных работ на внешней подвеске до 3 тонн; доставки наземной техники и грузов до 4 тонн; пожаротушения (ВСУ-5); наведения поисково-спасательных сил на объекты поиска; выполнения десантирования спасателей и грузов; ведения инженерной, радиационной, химической разведок, аэрофотосъемки и мониторинга местности доставки медицинского персонала для оказания помощи; перевозки носилочных раненых до 12 человек. Может использовать дистанционную систему уничтожения ледяных заторов ДВС-УЛЗ-ФРЗ. С необходимым интервалом времени, с вертолета выбрасываются заряды аммонита (тротила) в мешках с многоцелевым взрывателем замедленного действия.

Ка-32А 1 аварийно-спасательный вертолет для: поиска и эвакуации пострадавших из районов ЧС, в т. ч. в горной местности, с водной поверхности, морских и речных судов; доставка 10-12 спасателей, аварийно-спасательных средств, вспомогательного оборудования к месту ЧС; десантирование спасателей и грузов; монтажные и демонтажные работы на внешней подвеске до 5 тонн; выполнение работ по пожаротушению.

Ми-26Т тяжелый транспортно-десантный вертолет доставка спасательных команд до 82 чел. и аварийно-спасательного имущества к местам ЧС; проведение монтажных и демонтажных работ на внешней подвеске до 20 т; доставка крупногабаритной техники и грузов гуманитарной помощи до 20 т; выполнение десантирования спасателей и грузов; пожаротушение с использованием ВСУ-15; перевозка раненых и больных.

49Погрузка ВСУ-

Легкие вертолеты БО-105 и БК-117 проведение АСР на ограниченных площадках — в условиях больших городов и горной местности; наведение поисково-спасательных сил на объекты поиска; оказание первой медицинской помощи и эвакуация пострадавших в медицинские учреждения; эвакуация людей с высотных зданий; эвакуация раненных, поражённых, больных; патрулирование, разведка и аэрофотосъемка.

Аэромобильные спасательные комплексы Первый (основной) вариант АСК – система «Глобальный радиус» . вертолеты БО-105 (БК-117) транспортируются Ил-76ТД, после выгрузки — готовы к применению через 20 минут; автомобильная аварийно-спасательная техника повышенной проходимости после выгрузки доставляет спасателей, медиков и специалистов в зону ЧС и обеспечивает их работу; разворачиваются средства жизнеобеспечения (пневмокаркасные модули с освещением, отоплением, местами отдыха); вертолет осуществляет поиск, мониторинг района ЧС, при необходимости — инженерную разведку, спасение и координацию действий спасательных групп.

Второй вариант АСК. Первый, (+) аэромобильный госпиталь со средствами жизнеобеспечения, разворачиваемый после выгрузки из самолета. Применяется при ЧС с большим количеством пострадавших (наводнения, землетрясения). Третий вариант АСК. Состав — аналогичен второму. Все комплектующие десантируются с самолета: техника и грузы на платформах П-7 (П-17) — с высоты 600-800 м, спасатели и медики — с высоты 800-1200 м. Наземный состав специальных групп подбирает десантируемую технику и госпиталь, доставляет их в базовую точку для развертывания.

Четвертый вариант АСК. Применяется на водных акваториях морей и океанов. Спасательные плавсредства десантируются с высоты 150-200 м серией на 26 платформ, на каждой — 4 плота ПСН-10, соединенные в «гирлянду» (всего — 104 плота, обеспечивают спасение до 1500 чел.) В заключительном заходе десантируются спасатели для обеспечения подъема пострадавших (раненых) на плоты. Пятый вариант АСК. Для доставки грузов гуманитарной помощи, средств спасения и жизнеобеспечения в условиях высокогорья или в зонах чрезвычайных конфликтов. Десантирование грузов — с больших высот (3000-7000 м), серийно, на 26 платформах.

Патрулирование вертолётами автомобильных трасс. Осуществлено на трассе «Москва – Санкт-Петербург» . Принцип организации — понятие «золотой час» , в течение которого человек должен быть доставлен в лечебное учреждение и получить необходимую помощь. На трассе круглосуточно дежурят пять вертолетов Ка-32, готовность к вылету — 10 минут, радиус досягаемости лечебных учреждений — до 20 минут. Ка-32 оборудованы медицинским модулем и аппаратами искусственной вентиляции легких. Планируется введение патрулирование на трассах «Москва – Казань» и «Дон М 4» .

Авиация МЧС России

воздушно-транспортные средства МЧС России, предназначенные для: оперативной доставки спасателей, специалистов и экспертов в зоны чрезвычайных ситуаций, перевозки гуманитарной помощи, эвакуации пострадавших и беженцев, а также российских граждан из зарубежных стран, поисковой и мониторинговой работы, проведения аварийных и специальных работ (пожаротушение, десантирование, парашютный сброс грузов, транспортировка вертолетов, автомобильной техники и других технических средств, доставка аэромобильного госпиталя Министерства и полевого госпиталя ВЦМК "Защита", экстренная перевозка вертолетами тяжелобольных в госпитали) и др. задач. Авиация МЧС России состоит из Федерального государственного унитарного авиационного предприятия (ФГУАП), трех отдельных смешанных эскадрилий и базы аэродромного и материально-технического обеспечения (БАТМО). В составе авиации МЧС России имеются специальные транспортно-десантные и пожарные самолеты Ил-76ТД, универсальные транспортные самолеты короткого взлета и посадки Ан-74П, воздушные командные пункты управления Як-42Д и Ил-62М, оснащенные специальной связью, и предназначенные для перевозки людей и выполнения специальных полетов. Самолеты Ил-76ТД, оснащенные двумя выливными авиационными приборами (ВАП-2), которые вмещают 42000 л воды или огнегасящую жидкость. Авиация МЧС России использует также водосливные устройства ВСУ-5 и ВСУ-15 емкостью 5 и 15 м3 на вертолетах Ми-8 и Ми-26, позволяющие наносить точечные водяные удары по очагам огненной стихии. Оборудованный в варианте командного пункта Ил-62М, способен управлять силами и средствами, привлекаемыми для ликвидации чрезвычайных ситуаций; осуществлять эвакуацию российских граждан из-за рубежа и зон чрезвычайных ситуаций; выполнять перевозки оперативных групп МЧС России, экспертов других министерств и ведомств (до 114 человек). Кроме того, в трёх отдельных смешанных авиационных эскадрильях имеются вертолеты Ми-26Т, Ми-8МТ, Ка-32Т и Ми-2, которые могут обслуживать самые труднодоступные территории. Они осуществляют перевозку пассажиров, доставку в города и поселки севера страны всего необходимого для нормальной жизнедеятельности людей в условиях полярной и приполярной зимы, выполняют поисково-спасательные задачи, ведут инженерную, радиационную, химическую и биологическую разведку, патрулирование лесных массивов и торфяников, борьбу с крупными лесными пожарами, участвуют в гуманитарных и эвакуационных операциях, осуществляют трансляцию и ретрансляцию информации в чрезвычайных ситуациях и т.д. В вертолетной эскадрилье ФГУАП имеются вертолеты Бо-105 и Бк-117, которые с помощью самолета Ил-76ТД перевозятся на большие расстояния в места производства аварийно-поисковых работ. С 1998 санитарные вертолеты Бо-105 и Бк-117 используются в Москве для перевозки тяжелобольных и пострадавших, нуждающихся в экстренной медицинской помощи. В перспективе Бо-105 войдут в состав аэромобильного авиационно-спасательного комплекса по поиску и спасанию воздушных судов. Дальнейшее совершенствование авиационной техники МЧС России связано с разработкой аварийно-спасательного вертолета легкого класса Ка-226А для доставки пострадавших в клиники, патрулирования крупнейших автомагистралей и экологического мониторинга окружающей среды. Авиапарк МЧС Россиипополняется многоцелевыми самолетами-амфибиями Бе-200 ЧС, способными забирать 12 тонн воды в режиме глиссирования, что существенно повысит эффективность пожаротушения.


EdwART. Словарь терминов МЧС , 2010

Смотреть что такое "Авиация МЧС России" в других словарях:

    Проверить нейтральность. На странице обсуждения должны быть подробности. У этого термина существуют и другие значения, см. МЧС … Википедия

    - (фр. aviation, от лат. avis птица) теория и практика полёта в атмосфере, а также совокупное наименование связанных с ними видов деятельности. Для обеспечения полётов создаётся Авиационная инфраструктура. Содержание 1 История … Википедия

    Министр МЧС Сергей Шойгу Нарукавный шеврон МЧС России Спасатели с боевым знаменем … Википедия

    Министр МЧС Сергей Шойгу Нарукавный шеврон МЧС России Спасатели с боевым знаменем … Википедия

    История создания и заслуги МЧС - 27 декабря МЧС России отмечает 17 ю годовщину создания. Российский корпус спасателей (предшественник МЧС) был образован постановлением Совета министров СССР 27 декабря 1990 года. С апреля 1991 года ведомство бессменно возглавляет Сергей Шойгу.… … Энциклопедия ньюсмейкеров

    Данные МЧС по природным пожарам в России на 30 июля 2010 г - По данным МЧС на 30 июля, ситуация выглядит следующим образом: 9.00 мск 30.07.10 Нижегородская область Приостановлено распространение огня в пригороде города Выкса. Сохраняется угроза пожара поселку Шиморское, селу Сноведь, деревне Норковка,… … Энциклопедия ньюсмейкеров

    Данные МЧС по природным пожарам в России на 29 июля 2010 г - На сайте МЧС публикуются оперативные данные по числу возгораний и природных пожаров в России, в часности в Нижегородской и Воронежской областях. 23.40 мск 29.07.10 Воронежская область При тушении пожара в поселке Каменная Верховка Воронежской… … Энциклопедия ньюсмейкеров

    Ве … Википедия

    День спасателя России - 27 декабря в России отмечается профессиональный праздник День спасателя, установленный указом президента Российской Федерации от 26 ноября 1995 года. Именно в этот день в 1990 году было принято постановление Совета Министров РСФСР Об образовании… … Энциклопедия ньюсмейкеров

– это группировка воздушно-транспортных средств МЧС России, предназначенная для: оперативной доставки спасателей, специалистов и экспертов в зоны чрезвычайных ситуаций, перевозки гуманитарной помощи, эвакуации пострадавших и беженцев, а также российских граждан из зарубежных стран, мониторинговой работы, проведения поисковых, аварийно-спасательных и специальных работ (пожаротушение, десантирование, парашютный и беспарашютный сброс грузов, транспортировка вертолетов, автомобильной техники и других технических средств, доставка аэромобильного госпиталя МЧС России и полевого госпиталя ВЦМК «Защита» Минздравсоцразвития России, экстренная перевозка вертолетами тяжелобольных в госпитали) и решения других задач. А. МЧС России состоит из Управления авиации и авиационноспасательных технологий, Федерального государственного унитарного авиационного предприятия МЧС России (ФГУАП), трех отдельных смешанных эскадрилий, базируемых на аэродромах: Добрынское (пос. Сокол Владимирской обл.), Черемшанка (Красноярск) и Хабаровск-Центральный и базы аэродромного и материально-технического обеспечения (БАТМО).

В составе А. МЧС России имеются специальные транспортно-десантные и пожарные самолеты Ил-76ТД, многоцелевые самолеты-амфибии Бе-200ЧС, универсальные транспортные самолеты короткого взлета и посадки Ан-74П, многоцелевые региональные самолеты Ан-3, воздушные командные пункты управления Як-42Д и Ил-62М, оснащенные специальной связью и предназначенные для перевозки людей и выполнения специальных полетов. Самолеты Ил-76ТД оснащаются при необходимости двумя выливными авиационными приборами (ВАП-2), вмещающими 42 тыс. л воды или огнегасящей жидкости. Используются также водосливные устройства ВСУ-5 и ВСУ-15 емкостью 5 и 15 м 3 соответственно на вертолетах Ми-8 и Ми-26, позволяющие наносить точечные водяные удары по очагам огненной стихии. Оборудованный в варианте командного пункта Ил-62М способен: управлять силами и средствами, привлекаемыми для ликвидации чрезвычайных ситуаций; осуществлять эвакуацию российских граждан из-за рубежа и зон чрезвычайных ситуаций; выполнять перевозки оперативных групп МЧС России, экспертов др. министерств и ведомств (до 114 чел.). Кроме того, в трех отдельных смешанных авиационных эскадрильях имеются самолеты-амфибии Бе-200ЧС, региональные Ан-3 и вертолеты Ми-26Т, Ми-8МТ, Ка-32Т, которые могут обслуживать самые труднодоступные территории. Они осуществляют перевозку пассажиров, доставку в города и поселки севера страны всего необходимого для нормальной жизнедеятельности людей в условиях полярной и приполярной зимы, выполняют поисково-спасательные задачи, ведут инженерную, радиационную, химическую и биологическую разведку, патрулирование водных акваторий и прибрежных экономических зон, лесных массивов и торфяников, борьбу с крупными лесными пожарами, ледяными заторами, участвуют в гуманитарных и эвакуационных операциях, осуществляют трансляцию и ретрансляцию информации в чрезвычайных ситуациях и т.д.

В вертолетной эскадрилье ФГУАП имеются вертолеты Бо-105 и Бк-117, которые с помощью самолета Ил-76ТД перевозятся на большие расстояния в места производства поисковых и аварийно-спасательных работ. С мая 1997 санитарные вертолеты Бо-105 и Бк-117 используются в Москве для перевозки тяжелобольных и пострадавших, нуждающихся в экстренной медицинской помощи. В перспективе Бо-105 войдут в состав аэромобильного авиационно-спасательного комплекса по поиску и спасанию воздушных судов. Дальнейшее совершенствование авиационной техники МЧС России связано с оснащением эскадрилий аварийно-спасательными вертолетами легкого класса Ка-226А для доставки пострадавших в клиники, патрулирования крупнейших автомагистралей и экологического мониторинга окружающей среды; глубокой модернизацией двигателей ТРДД Д-30КП самолетов Ил-76 по шумам и эмиссии, установкой современного навигационного оборудования, оснащением системой предупреждения столкновения с землей; модернизацией авионики вертолетного парка и расширением их возможности применения в темное время суток и в сложных погодных условиях.

Авиапарк МЧС России в последние годы пополнился тремя многоцелевыми самолетами-амфибиями Бе-200ЧС, способными вести поисково-спасательные работы на водных акваториях, забирать 12 т воды в режиме глиссирования, что существенно повышает эффективность их использования при пожаротушении. Поступившие в эксплуатацию турбовинтовые бипланы Ан-3 предназначены для решения региональных транспортных задач, подготовки парашютистов-спасателей, мониторинга, разведки, а также борьбы с лесными пожарами.

Ни одна крупная операция по ликвидации чрезвычайных ситуаций не выполняется без применения авиационных средств. За три неполных года существования авиации МЧС России ее самолетами выполнено свыше 500 рейсов, перевезено более 7 тыс. тонн грузов гуманитарной помощи и средств ликвидации чрезвычайных ситуаций, эвакуировано из «горячих точек» более 2 тыс. человек. Самолеты с надписью «МЧС России» побывали с гуманной миссией в 23 странах мира.
Особому испытанию спасательная авиация министерства подверглась в наиболее острый период вооруженного конфликта на территории Чеченской Республики. Был налажен воздушный гуманитарный мост Москва - Грозный, по которому в Чечню практически ежедневно доставлялись медикаменты, продовольствие, инженерная техника, а обратно вывозились больные и раненые. Российские автомобильные отряды, доставлявшие гуманитарные грузы населению, пострадавшему от этнических конфликтов в Руанде, Танзании и Заире также были переброшены в Африку спасательной авиацией . Самолеты Ил-76 тушили пожары на складах боеприпасов в Армении и Приморье, боролись с огнем в лесных массивах Подмосковья, Сибири, на Северном Кавказе, Дальнем Востоке, заливали горящие отходы нефтепродуктов в отстойнике Волгограда.
Воздушные суда МЧС России , как правило, многофункциональны. Так, например, самолет Ил-76 имеет несколько вариантов использования. Для осуществления пожаротушения в него устанавливается выливной авиационный прибор, вмещающий 42 тонны огнегасящей жидкости. В целях доставки в труднодоступные районы экспедиционного госпиталя в салон загружаются на парашютных платформах медицинское оборудование , госпитальные пневмокаркасные модули и автомашина «скорой помощи». В интересах поддержки операций при наводнениях самолет перевозит поисковую плавающую машину и машину инженерно-технического обеспечения.
В Ил-76 могут быть погружены два малогабаритных спасательных вертолета БО-105 вместе с машиной управления. Таким образом они доставляются на ближайший к месту чрезвычайной ситуации аэродром в любом районе планеты, где в течение 20 мин приводятся в готовность к вылету и могут приступать к работе. Эта уникальная авиационно-спасательная технология, реализующая выполнение поисковых авиационных работ в так называемом «глобальном радиусе», создана по инициативе МЧС России благодаря сотрудничеству российских и немецких авиаконструкторов.
Она уже не раз применялась при проведении поисковых работ , в том числе при авиакатастрофах в Хабаровском крае и во Вьетнаме. Тогда из Москвы самолетом Ил-76 вертолет БО-105 был доставлен на Дальний Восток, где при температуре -30 °С участвовал в поисках упавшего пассажирского авиалайнера. После этого он был переброшен во Вьетнам - там в условиях тропической непогоды со средней температурой +28 °С экипаж вертолета со спасателями Центроспаса вел поиски разбившихся российских истребителей. Сложнейшая для людей и техники задача была выполнена мастерски: место катастрофы найдено, тела погибших и специальные приборы извлечены из ущелья и эвакуированы в Россию.
Вертолет БО-105 получил «прописку» в Москве, стал воздушной «скорой помощью» для пострадавших в дорожных авариях. Время их доставки в НИИ СП им. Склифосовского после вызова вертолета из любой точки Москвы составляет менее 20 мин. Во время перелета пострадавшие получают медицинскую помощь. Их шансы выжить теперь значительно возросли.
Самолеты Ан-74 доставляли спасателей и их мобильный лагерь на ледовое поле вблизи Северного полюса. Специальная группа спасателей-десантников прыгнула на полюс с парашютами, пробуя свои возможности в проведении спасательных операций в сложных условиях Арктики.
Каждая авиационно-спасательная операция сложна по исполнению и требует высокой подготовки пилотов, штурманов, других членов экипажей, наземных служб, спасателей.
Несмотря на эффективность проведения поисково-спасательных работ с использованием вертолета, существует немало ограничений. Вертолет не может совершать посадку на высоте более 6000 метров, в узких ущельях, на крутых склонах, вершинах, при отсутствии площадок для посадки, внезапном ухудшении погоды, резком усилении ветра и изменении его направления, при тумане, облачности, грозе, снегопаде. Поэтому одновременно с планированием участия вертолета в ПСР необходимо намечать наземные варианты поиска и спасения пострадавших.

Основные характеристики самолетов и вертолетов

самолета, вертолета

Число пассажирских мест

Практическая дальность полета, км

Техническая скорость, км/час

Необходимая длина взлетно-посадочной полосы, м

ИЛ-62М

Ту-154Б

Ил-18В,Е

Ту-134А

Ту- 134

АН-24РВ

Л-410М

Л-410УВП

воздушно-транспортные средства МЧС России, предназначенные для: оперативной доставки спасателей, специалистов и экспертов в зоны чрезвычайных ситуаций, перевозки гуманитарной помощи, эвакуации пострадавших и беженцев, а также российских граждан из зарубежных стран, поисковой и мониторинговой работы, проведения аварийных и специальных работ (пожаротушение, десантирование, парашютный сброс грузов, транспортировка вертолетов, автомобильной техники и других технических средств, доставка аэромобильного госпиталя Министерства и полевого госпиталя ВЦМК «Защита», экстренная перевозка вертолетами тяжелобольных в госпитали) и др. задач. Авиация МЧС России состоит из Федерального государственного унитарного авиационного предприятия МЧС России (ФГУАП), трех отдельных смешанных эскадрилий и базы аэродромного и материально-технического обеспечения (БАТМО). В составе авиации МЧС России имеются специальные транспортно-десантные и пожарные самолеты Ил-76ТД, универсальные транспортные самолеты короткого взлета и посадки Ан-74П, воздушные командные пункты управления Як-42Д и Ил-62М, оснащенные специальной связью и предназначенные для перевозки людей и выполнения специальных полетов. Самолеты Ил-76ТД оснащаются при необходимости двумя выливными авиационными приборами (ВАП-2), которые вмещают 42 000 л воды или огнегасящей жидкости. Авиация МЧС России использует также водосливные устройства ВСУ-5 и ВСУ-15 емкостью 5 и 15 м3 на вертолетах Ми-8 и Ми-26, позволяющие наносить точечные водяные удары по очагам огненной стихии. Оборудованный в варианте командного пункта Ил-62М способен: управлять силами и средствами, привлекаемыми для ликвидации чрезвычайных ситуаций; осуществлять эвакуацию российских граждан из-за рубежа и зон чрезвычайных ситуаций; выполнять перевозки оперативных групп МЧС России, экспертов других министерств и ведомств (до 114 человек). Кроме того, в трех отдельных смешанных авиационных эскадрильях имеются вертолеты Ми-26Т, Ми-8МТ, Ка-32Т и Ми-2, которые могут обслуживать самые труднодоступные территории. Они осуществляют перевозку пассажиров, доставку в города и поселки севера страны всего необходимого для нормальной жизнедеятельности людей в условиях полярной и приполярной зимы, выполняют поисково-спасательные задачи, ведут инженерную, радиационную, химическую и биологическую разведку, патрулирование лесных массивов и торфяников, борьбу с крупными лесными пожарами, участвуют в гуманитарных и эвакуационных операциях, осуществляют трансляцию и ретрансляцию информации в чрезвычайных ситуациях и т.д. В вертолетной эскадрилье ФГУАП имеются вертолеты Бо-105 и Бк-117, которые с помощью самолета Ил-76ТД перевозятся на большие расстояния в места производства аварийно-поисковых работ. С 1998 санитарные вертолеты Бо-105 и Бк-117 используются в Москве для перевозки тяжелобольных и пострадавших, нуждающихся в экстренной медицинской помощи. В перспективе Бо-105 войдут всостав аэромобильного авиационно-спасательного комплекса по поиску и спасанию воздушных судов. Дальнейшее совершенствование авиационной техники МЧС России связано с разработкой аварийно-спасательного вертолета легкого класса Ка-226А для доставки пострадавших в клиники, патрулирования крупнейших автомагистралей и экологического мониторинга окружающей среды. Авиапарк МЧС России пополняется многоцелевыми самолетами-амфибиями Бе-200 ЧС, способными забирать 12 т воды в режиме глиссирования, что существенно повысит эффективность пожаротушения (см. илл. 1 - 3).