Как получить права на управление мопедом. Надо ли получать водительское удостоверение на мотоцикл

Езда на мотоцикле является очень популярной на сегодняшний день. Но перед тем как сесть на этот вид транспорта, следует узнать все правила получения необходимых водительских прав, необходимых для законного передвижения на мотоцикле.

Надо ли получать

Ранее было так заведено, что на определенный вид транспорта водительское удостоверение не требовалось. Но это было достаточно давно. Еще в ноябре 2013 года в закон вступили изменения касательно водительских прав и их разновидностей.

Именно тогда появились специальные категории и подкатегории для мопедов, мотоциклов и других видов мототранспорта. И конечно сейчас для управления таким транспортным средством нужно получить водительское удостоверение соответствующей категории.

К тому же следует заметить, что за отсутствие водительских документов законодательством РФ предусматривается штраф.

Какая категория на мотоцикл в 2017 году

В водительском удостоверении обязательно должна быть пометка в специальной таблице показывающая полученную категорию прав водителем. Для мотоциклов такой категорией является категория «А».

Она распространяется не только на этот вид транспорта, но и на мотороллеры и другие мото-средства передвижения. Выдается эта категория на мотоцикл 125 кубов и выше.

Кроме того, существует еще и ». Она открывается для мотоциклов с двигателями, объем которых не более 125 куб. сантиметров и максимальная мощность не превышает 11 кВт.

Причиной такого правила стало то, что транспорт категории «А» считается более сложным в управлении, нежели мотоциклы подкатегории «А1».

С коляской

Для управления мотоцикла с коляской нужно открывать категорию «А». Именно она позволяет, согласно действующему законодательству, управлять любым мотоциклом, и с коляской в том числе.

Но стоит отметить, что масса этого вида транспорта не должна превышать четыреста килограммов и в случае с коляской, которая считается боковым прицепом, масса такого мотоцикла суммируется с массой прицепа (коляски), и этот результат не должен быть более 400 кг.

На мопед

Для мопеда определена специальная . Данная категория также распространяется и на легкие квадроциклы.

Скорость такого вида транспорта не должна превышать 50 км/час и двигатель должен иметь объем не больше 50 куб. см, а также максимальная мощность должна быть не более 4 киловатт.

В обратном случае, если есть права и открыта хотя бы одна категория, которая выше «М», то водитель может управлять мопедами, скутерами и легкими квадроциклами, не открывая данную категорию.

Требования к водителю

Прежде всего, одним из самых главных условий управления любым транспортным средством является обязательное и сдача теоретических и практических экзаменов в отделении ГИБДД, после чего, собственно и выдаются водительские права.

К тому же, действующим законодательством прописаны возрастные ограничения касательно получения водительских прав.

Управлять транспортом категории «М», после обучения и сдачи экзамена в ГИБДД могут лица, достигшие шестнадцатилетнего возраста.

Кроме возраста, помешать получению водительского удостоверения и правомерному управлению мотоциклом, как и управлению других видов транспортных средств, может состояние здоровья водителя.

Для этого, предусмотрено прохождение медицинской комиссии, перед или во время обучения в мото- или автошколе.

Получение прав

Как было указано выше, получение прав для мототранспорта является обязательным. Получить водительское удостоверение можно после сдачи экзаменов в отделении ГИБДД.

Такое удостоверение выдается в отделении Госавтоинспекции на 10 лет, и после завершения срока действия требует замены. Если же необходимо открыть новую категорию, то производится замена прав.

Набор документов

Как для оформления любых других документов, так и для оформления водительского удостоверения требуются определённые документы.

В случае первого получения водительских прав, необходимо взять с собой в отдел Госавтоинспекции такие документы:

  1. Паспорт или любой другой документ, который подтверждает личность.
  2. Медицинская справка, удостоверяющая пригодность состояния здоровья для управления транспортным средством.
  3. Документ, свидетельствующий о прохождении обучения в автошколе.
  4. Заявление, с просьбой выдачи водительских прав.
  5. Документ, подтверждающий оплату за изготовление удостоверения.
  6. Согласие родителей или опекунов в письменной форме в том случае, если претендент на водительские права не достиг совершеннолетнего возраста.

В том случае, если водитель открывает новую категорию, следует добавить к вышеуказанным документам еще и действующие водительские права.

Кроме того, можно подать двумя способами. Можно воспользоваться сервисом Государственных услуг и заполнить, и отправить заявление через интернет. В таком случае, все документы, кроме заявления, все равно подаются лично.

Однако, также поможет сэкономить время и оплата госпошлины через данный сайт. Вторым вариантом является подача всех документов сразу в необходимое отделение.

Порядок оформления

В первую очередь, после сдачи экзамена следует обратиться в отделение Госавтоинспекции, где собственно и получают водительские права.

После подачи документов и оформляется водительское удостоверение, которое производится с использованием автоматизированных рабочих мест. Сфотографироваться на права предложат в процессе оформления документа.

Само удостоверение водительских прав должно оформляться таким образом:

  1. Нумерация разделов печатается сиреневым цветом, а вся информация – черным.
  2. Записи делаются на русском языке и транслитерируются в специальных полях латинскими буквами в некоторых разделах. В отведенном месте ставится подпись владельца чернилами черного цвета.
  3. Личная информация указывается на основе паспортных данных.
  4. В удостоверении также должна быть информация о месте выдачи водительских прав, серия и номер документа, место регистрации владельца и дата получения права на вождение, а также указываются ограничения на управление транспортом и стаж водителя.
  5. В специально отведенной таблице проставляются открытые категории.
  6. В отведенных местах должны быть размещены фотография владельца и штрих код удостоверения.

После оформления водительских прав, владельцу возвращают все документы, в том числе и документ о прохождении обучения.

В этом документе записывают дату, серию и номер выданного удостоверения, орган, выдавший права, а также разрешенные категории транспорта. Все записи заверяются подписью и печатью.

Надо ли проходить обучение

На данный момент, обучение в автошколе является обязательным этапом для получения водительского удостоверения на любой вид транспорта, предусмотренного законодательством.

Не исключением является и мотоцикл. Пройти обучение по управлению мотоциклом можно в любой автошколе России, как в государственной, так и в частной.

Главное, чтобы автошкола имела необходимую лицензию на обучение, а также отвечала принятым нормам, в соответствии с изменениями в законодательстве.

Однако далеко не все автошколы имеют лицензию на обучение категории «А». Часто автошколы сотрудничают с мотошколами, при этом, когда будущий мотоциклист выпускается он получает документ об окончании автошколы, который понадобится для сдачи экзаменов в ГИБДД.

В таких мотошколах кроме обычной программы обучения на категорию «А», рекомендованной законодательством, инструкторы могут предлагать более углубленные занятия, но разумеется за дополнительную плату.

Здесь предлагают и курсы для новичков и отдельно для девушек, а также есть курсы по внедорожному вождению.

Естественно это все очень интересно, но если цель будущего мотоциклиста просто получить категорию, то достаточно будет и стандартных занятий по программе обычных автошкол.

Что касается стандартной программы, то время обучения на категорию «А» от двух до трех с половиной месяцев, в зависимости от количества занятий в неделю.

Всего обучение на категорию «А» занимает в среднем 130 часов. Обучение на категорию «М» и подкатегорию «А1» займет меньшее количество часов.

К тому же есть программы переподготовки водителей на открытие новых категорий.

Например, с категории «М» можно перейти на «А» или «А1» за 20 часов обучения на механической коробке передач и за 18 часов – с автоматической. С подкатегории «А1» на категорию «А» нужно обучатся 18 часов на механики или 16 часов на автоматике.

Цена

Цена на водительское удостоверение для мотоцикла варьируется в зависимости от региона России. В стоимость водительских прав можно включить обучение в автошколе, прохождение медкомиссии, госпошлину при сдаче экзаменов в ГИБДД, фотографии и госпошлина на изготовление удостоверения.

Обучение в автошколах России зависит не только от региона страны, но и от самих школ.

Например, в государственной автошколе ДОСААФ обучение будет значительно дешевле. А вот частная автошкола в столице может обойтись будущему мотоциклисту достаточно дорого.

Следующим пунктом назначения для получения прав является прохождение медицинского освидетельствования. Если проходить медкомиссию в госучреждениях, например, в поликлинике по месту жительства, то придется заплатить только за посещение психиатра и нарколога.

А вот если кандидат на получение водительского удостоверения захочет ускорить процесс обследования, исключив при этом ожидание в очереди, ему придется заплатить в два раза больше в частной клинике.

После завершения водительских курсов, предстоит подтверждение своих знаний и навыков в отделении полиции, с помощью сдачи экзамена, за который необходимо заплатить средства государству.

Так как экзамен разделен на несколько этапов, то придется платить за теоретическую и за практическую часть экзамена отдельно. Кроме того, в случае неудачи, можно пересдавать экзамены, но пошлину требуется платить за каждую пересдачу.

Примерная стоимость:

Таким образом, водительское удостоверение является обязательным документом при управлении мототранспортом. При этом обучение в автошколе необходимо для сдачи экзаменов в ГИБДД.

К тому же стоит учитывать ограничения по возрасту и касательно состояния здоровья. Но самое главное то, что нужно помнить о безопасности на дорогах!

Видео: замена прав (водительского удостоверения на мотоцикл

Захотеть и получить, категорию А для управления мотоциклом и мототранспортом . Мой опыт получения А категории .

Грядет реформа, которая изменит наше представление о А категории для управления мотоциклом . Но пока все остается «по старому»: «Есть категория А можно ездить на мотоцикле ».
Принцип получения А категории с одной стороны прост, с другой, для человека не имеющего знакомых с мотоциклами – практически не возможно получить категорию А .

Я не стану писать про Москву и Санкт-Петербург, там хоть и не в большом количестве, но есть мотошколы и некоторые филиалы гаи имеют хоть и плохенькую мототехнику (мотоциклы разных классов даже иногда), все известно не понаслышке, а рассказано людьми, живущими в данных городах.

В «уездных», мелких, провинциальных городах все гораздо хуже, во Владивостоке собственно, где я и живу(жил), получить права категории А три года назад было практически не возможно, сейчас положение вещей улучшилось но в целом не на много.

И так путей получить категорию А либо вообще права для управления мотоциклом и автомобилем (легковым) есть несколько:

Путь первый. Тернистый и трудный, но законный, а это важно!
Перво-наперво нужно знать теорию , кстати сказать А и Б категория прав имеет одинаковый «теоретический курс », что является плюсом, можно получить сразу две категории А и Б .
Теорию учим добросовестно, главное не пропускать занятий. Если мотошколы нет идем в автошколу но при «оформлении» себя, как учащегося расспрашиваете все о А категории , чем вам может помочь автошкола в этом вопросе, если понадобиться идите к администратору или даже директору автошколы . Опишу позже свой случай.
Большинство автошкол не располагает мотоциклами для сдачи на категорию А , но они могут выучить вас «правилам» дорожного движения «ПДД ». К слову, люди посетившие ВСЕ занятия в автошколе и добросовестно проделывающие «домашние задания» в ДТП попадают гораздо реже, или они попадают в аварии по вине других.
И так если теорию А категории вы можете освоить, то вот «вождение » на А категорию сдать просто не на чем, ну нет мотоцикла ни у вас, ни у ваших знакомых и друзей.
Есть несколько вариантов:
– Вариант номер один. Вы приобретаете мотоэкипировку , приобретаете мотоцикл , ставьте мотоцикл на учет в гаи (гибдд) – (прав не требуется!) но возить мотоцикл придется на грузовике или в «багажнике» джипа или микроавтобуса, конечно, если «влезет».
Практикуйтесь в управлении мотоцикла перед сдачей на категорию А на закрытой площадке, в мотоэкипировке , минимально хотябы в мотоперчатках и мотошлеме , прочной куртке , ищите площадку пусть и маленькую, но такую, где никогда не бывает ментов, практикуетесь и в день сдачи привозите мотоцикл в кузове грузовика, предварительно обговорив все вопросы с инструкторами, администратором автошколы, чтобы ваш мотоцикл в кузовке не упал как снег на голову.

ОТМЕЧУ: что при сдаче теории, обязательно на каждом углу повторяйте, что вам нужна А и Б категории , велик шанс того, что А категорию могут «упустить» т.к. нет мототехники и спец. мотодрома , говорите, что у вас есть своя мототехника и вы будете сдавать на ней!

– Вариант два. Если вы пока не в состоянии приобрести мотоцикл или не начем его будет довезти до места сдачи на права категории А . Можно либо постараться через третьих знакомых разузнать, возможно, у кого-то есть знакомые с мотоциклом и, заплатив денег «знакомым» с мотоциклом упросить предоставить его, свой мотоцикл для сдачи. Учитывайте так же, что супер-новый мотоцикл никто не даст вам даже за деньги, и правильно кстати.

Желательно найти кросс-мотоцикл , его и уронить не жалко и управлять таким мотоциклом начинающему относительно легче. Если знакомых найти не удастся, дайте объявление в газету в раздел авто-мото услуг продажи техники. Содержания примерно следующего:
«Арендую ваш мотоцикл для сдачи в гаи на категорию А (права) » ну и ваш телефон конечно и т.д. текст уж можно составить.
По идее отзывы будут, я развешивал на местных электронных досках объявлений сообщение примерного содержания, отклики были, об этом ниже. Если вам позвонят, договаривайтесь с человеком на день сдачи, чтобы он пригнал мотоцикл в нужное время в нужное место, лучше конечно предварительно встретится и взять «пару» уроков, не стоит особо жалеть денег, выхода всеравно нет. Аренда мотоцикла кросса мне обошлась в две тысячи и одна предварительная поезда 500р. Тут все зависит от вашей дипломатии и жадности «нового знакомого». Учитывайте так же, что «арендуемый» мотоцикл должен хорошо заводиться и должен стоять на учете в местном ГАИ иначе сдавать на нем нельзя, а мотоцикл гаи может отобрать и вовсе! Так же у вас должен быть мотошлем , я лично, по человечески, вам для себя рекомендую купить всю мотоэкипировку , после первого падения вы сами себя будете благодарить за это!

Путь второй для получения А категории в «правах» :
– При сдаче категории Б в автошколе , дать на лапу инструктору автошколы , чтобы он договорился с ментами и вам проставили А категорию , раньше когда я сдавал на категорию А (2003 год) ценник был 1500р (50$) за дополнительную категорию , права с одной категорией стоят 300$. Цены на 2007 год мне не известны. Цена так же отличается от города. При сдаче в автошколе, не стоит прямиком идти к гайцам принимающим экзамен и предлагать деньги, они могу подумать, что это замануха. Через инструктора это сделать проще, помните – они одна команда, их цель заработать, как не обидно, их цель именно заработать, а не научить.

Вообще при сдаче «на права» старайтесь максимально выложиться, но не в финансовом плане, не торопитесь, сдавайте с первого раза. После провала первого, второго, третьего вы попадаете «под законную дойку» как молочная корова, со стороны инструкторов и инспекторов-экзаменаторов из гаи.
Во многих авто-мотоциклетных школах , распространена практика, не сдал – приобретаешь дополнительные занятия и это правильно! Если не умеешь ездить, нужно практиковаться. Но помните, реальный опыт в авто или мотоциклетной школе вам не развить, никогда, даже потратив год на обучение, езда с инструктором по городу или по авто мотодрому кругами даст развитие навыку лишь после 20-30 занятий и то лишь на 1-2%, что просто смешно.
Перед сдачей практикуйтесь на отцовской машине , на мотоцикле друзей если таковые имеются и они вам могут доверить свою мототехнику , мотоцикл , но особо не обольщайтесь, ни один здравомыслящий мотоциклист не доверит свой мотоцикл неопытному товарищу, не обижайтесь на него, он прав на все 100% и вы позже поймете почему.

Мой случай. Был 2003 год, пару лет назад я никогда бы и не подумал, что вообще буду ездить на какой либо технике, как водитель, хотя желание обладать мотоциклом было похоже в подсознании и что-то его пробудило именно тогда. Навык управления мотоциклами и автомобилями – НОЛЬ. Я конечно летом в далеком 1998-2000 году рассекал по деревне Украины, на мотороллере «муравей» и мотоцикле Днепр . Но и тот и другой были трех колесными и то деревня, а это город, мотоциклы японского производства и спортивного класса . Знакомых с мотоциклами нет, автомобиля нет ни у родителей ни у брата т.е. вообще ноль! В автошколах не было мотоциклов , вообще, есть во Владивостоке автошкола , бывший ДОСААФ там, был мотоцикл , русский 🙂 специально для сдачи на категорию А и держат его, но когда я начинал учиться , автодром той автомотошколы заливали бетоном и было не понятно, когда его сделают. В ГАИ нет мототехники вообще. Я пошел учиться в обычную автошколу на А и Б категорию , предварительно все разузнав насчет А категории , мне сказали, что могут помочь со сдачей но нужна своя техника, т.е. автошкола договорится с ГИБДД ‘шниками о том, что «один человек будет сдавать на категорию А на своем мотоцикле ». Отучившись, на теорию, и сдав ее с первого раза, попутно всем и вся, напоминая, что я сдаю на две категории А и Б , просто реально бывают случаи когда по запарке в автошколах проставляют только Б категории даже если вы учитесь якобы на А и Б , не допустите этого!
Дальше все просто, через третьих знакомых и через их дальних родственников нашли человека у которого был «кроссовый» мотоцикл , я с ним встретился, заплатил ему пару раз поездил на его мотоцикле , и в нужный день он пригнал мотоцикл на тот автодром где я сдавал вождение на автомобиле . В тот день я завалит вождение на машине , при сдаче на А категорию все инструктора ГИБДД «вывалили» чтобы посмотреть на этот тест-драйв. Мне пришлось лишь тронутся, проехать по прямой, развернуться (с постановкой ног) и вернувшись остановиться. На этом, мне было сказано «достаточно» и кто-то даже произнес, хватит одного даже желания и законного подхода.
В ГИБДД конечно засранцы по большей части работают, но когда не к чему придраться они ведут себя по человечески. На Б категорию я сдавал еще раз через две недели и потерял еще 400р на этом. Со мной учился парень который сдавал одиннадцатый раз, у его родителей были две машины , во первых они ему их не доверяли и не давали попрактиковаться, во вторых из него «доили» деньги, инструктора автошколы, хотя честно сказать ездил он на автомобиле в разы лучше и смелее меня на тот момент.

Навык более менее, нормального вождения автомобилем и мотоциклом развился после каждодневной езды и на авто и на мотоцикле лишь через год и при этом я два раза завалил мотоцикл (читайте об этом в разделе «разбор полетов » на моем сайте), хотя я всегда обучаюсь легко, и продолжаю учиться и по сей день, правда, пока технику (машину и мотоцикл Honda Vfr 800 Fi 1998 ) пришлось продать.

Желаю удачного обучения, честных экзаменаторов и максимального внимания.

ВНИМАНИЕ – перепечатка данной статье ВОСПРЕЩЕНА, размещение авторской статьи на других ресурсах будет пресекаться! Автор Кравченко Дмитрий

А, кажется, что это связано с огромными трудностями, но на самом деле все достаточно просто. Но всё-таки идти на сдачу экзаменов, не пройдя подготовку, тоже идея не лучшая. Вначале нужно хотя бы узнать обо всех нюансах и процедурах, которые придется пройти, чтобы получить права на мотоцикл.

Самостоятельное изучение теории

Первое, что понадобится в обучении - правила дорожного движения. Кажется, их продают в каждом журнальном ларьке и в любом книжном магазине. Можно взять книгу у знакомых, главное, чтобы книга была со всеми последними изменениями. Также необходимо купить экзаменационные билеты. Можно попробовать найти их в интернете, тем более что для нахождения актуальных придется потратить какое-то количество времени. Существует много сервисов, в которых можно пройти онлайн-тестирование по билетам, чтобы понять, хватает ли вашего уровня подготовки, чтобы сдать на права на мотоцикл. Один из подобных сервисов располагается на официальном сайте ГИБДД.

Отсутствие опыта не причина отказываться от прав

Если человек не имеет абсолютно никакого опыта вождения мотоцикла, ему не стоит расстраиваться, нужно просто записаться на курсы обучения. Эти курсы не похожи на те, которые проходят, чтобы открыть категорию B. Здесь будет больше практических занятий, на которых вам сразу дадут в управление мотоцикл, обучат тому, как он заводится, как тронуться с места. В теорию входит краткий рассказ о том, как работает двухтактный двигатель.

Целью курсов является именно подготовка человека в самый короткий срок таким образом, чтобы он мог получить права на мотоцикл без лишних хлопот. На подготовительной площадке будут изображения: "подковы", "зиг-зага" и "восьмерки". Как раз эти элементы и придется сдать на практическом экзамене. Цена курсов намного ниже, чем у желающих получить права для управления автомобилем, а длительность их составляет обычно 5 занятий. Время каждого - около двух часов.


Опыт вождения - несомненный плюс

Если опыт вождения мотоцикла есть (всё-таки многие начинают обучение, катаясь на стареньких "ИЖах" и "Восходах"), то можно не посещать все пять занятий. Достаточно будет прийти пару раз, чтобы отработать ключевые элементы, необходимые для сдачи. Так как получить права на мотоцикл можно, только сдав все экзамены, все же лучше посетить больше занятий, пока не будете уверены, что упражнения получится выполнить идеально. Для кого-то хватит одного занятия, а кому-то придется посетить все.

Какие нужны документы

Даже если опыт вождения мотоцикла насчитывает тысячи километров, а все билеты выучены, но кандидату на получение документа не исполнилось 16 лет, к сдаче экзаменов нельзя будет приступить, так как получить права на мотоцикл можно лишь по достижении этого возраста. И лучше повременить с увеличением опыта вождения, потому что без прав или инструктора это будет считаться нарушением закона.

Если же вам более 16 лет, в ГИБДД необходимо взять документы из следующего перечня:

  • Оплаченные квитанции.
  • Справка о прохождении медицинской комиссии.
  • Паспорт.
  • Если вы прошли курсы подготовки, то нужен документ, который это подтвердит.
  • Если есть права с другими открытыми категориями, придется взять еще и их.
  • С этих документов желательно сделать ксерокопии заранее.

Экзамены

Итак, билеты изучены, онлайн-проверка знаний пройдена на отлично, да еще и несколько раз, практические элементы отработаны и не вызовут сложности. Не спешите, получение прав на мотоцикл возможно только после сдачи экзамена, а сдать его можно не каждый день и не везде. Для начала требуется уточнить, в какой день можно прийти на экзаменовку.

Перед сдачей экзамена потребуется оплатить квитанции и только после этого прийти в отделение ГИБДД. Не забудьте взять с собой все необходимые документы. Их перечень будет написан ниже. Тут же необходимо купить экзаменационную карту, заполнить её и отдать в отдел, занимающийся теоретическим экзаменованием.

Экзамены состоят из трех частей. Сначала вы пройдете в комнату, где нужно будет проходить экзамен. Результат будет на мониторе: красный цвет - вернитесь на шаг назад и продолжайте учить билеты; зеленый - экзамен сдан, но это еще не всё. До того как получить права на мотоцикл, придется пройти последний тест - практический.

Вторая часть - практический экзамен

Для прохождения практического экзамена вам могут предоставить абсолютно любой мотоцикл. Чаще всего приходится ездить на стареньком "Минске" или "ИЖе". Техническое состояние железного коня, скорее всего, будет не самым лучшим. Он может и заглохнуть не вовремя, и для того чтобы завести его, придется потратить некоторое количество времени и сил.

Также мотоцикл может предоставить мотошкола, где проводились предэкзаменационные занятия. Вполне возможно, что у вас будет выбор между мощной "Ямахой" и 120-кубовым "Минском". Лучше выкинуть излишнюю самоуверенность и выбрать тот мотоцикл, который легче. На самом деле упражнения только кажутся простыми, а каждая ошибка может привести к необходимости пересдавать экзамен.

Если не терпится показать все свои навыки езды, лучше это сделать после экзамена, так как получить права на мотоцикл - ваша главная цель, а не испытать себя. На проверке умений нужно суметь сделать всё идеально. Люди бывают разные, кто-то не заметит вашу мелкую ошибку, а кто-то сразу скажет, что необходимо сходить еще на несколько занятий по вождению.

Завершающая часть

Больше сюрпризов на этом этапе не будет. Все те же три элемента, которые уже изучены на курсах. Не забывайте поднимать руки, обозначая повороты и торможения. Если всё сделано правильно, вас попросят пройти в центральное здание, где и будет проходить третья часть. Третья часть самая простая (а для кого-то самая сложная), она подразумевает долгое ожидание в очереди. Вам отдадут документы, а вместе с ними и водительские права.