Методы прогнозирования возникновения чрезвычайных ситуаций. Прогнозирование чрезвычайных ситуаций Прогнозирование и предупреждение чс природного характера

Под мониторингом понимается система постоянного наблюдения за явлениями, процессами, происходящими в природе и техносфере, для предвидения нарастающих угроз для человека и среды его обитания.

Общей целью мониторинга опасных явлений и процессов в природе и техносфере является повышение точности и достоверности прогноза чрезвычайных ситуаций на основе объединения интеллектуальных, информационных и технологических возможностей различных ведомств и организаций, занимающихся вопросами мониторинга отдельных видов опасностей.

Данные мониторинга служат основой для прогнозирования. В общем случае прогнозирование - это творческий исследовательский процесс, в результате которого получают гипотетические данные о будущем состоянии какого-либо объекта, явления, процесса.

Прогнозирование чрезвычайных ситуаций - это опережающее отражение вероятности возникновения и развития чрезвычайной ситуации на основе анализа причин ее возникновения, ее источника в прошлом и настоящем.

Прогнозирование включает в себя ряд элементов. Один из них — информация об объекте прогнозирования, раскрывающая его поведение в прошлом и настоящем, а также закономерности этого поведения.

В основе всех методов, способов и методик прогнозирования лежит эвристический или математический подход.

Суть эвристического подхода состоит в использовании мнений специалистов-экспертов. Он находит применение для прогнозирования процессов, формализовать которые нельзя.

Математический подход заключается в использовании имеющихся данных о некоторых характеристиках прогнозируемого объекта, их обработке математическими методами, получении зависимости, связывающей указанные характеристики со временем, и вычислении с помощью найденной зависимости характеристик объекта в заданный момент времени.

Этот подход предполагает применение моделирования или экстраполяции.

Прогнозирование в большинстве случаев является основой предупреждения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

В режиме повседневной деятельности прогнозируется возможность возникновения чрезвычайных ситуаций - факт возникновения чрезвычайного события, его место, время и интенсивность, возможные масштабы и другие характеристики предстоящего происшествия.

При возникновении чрезвычайной ситуации прогнозируется ход развития обстановки, эффективность тех или иных намеченных мер по ликвидации чрезвычайной ситуации, требуемый состав сил и средств. Наиболее важным из всех этих прогнозов является прогноз вероятности возникновения чрезвычайных ситуаций. Его результаты могут быть наиболее эффективно использованы для предотвращения чрезвычайных ситуаций (особенно в техногенной сфере, а также для некоторых природных бедствий), для заблаговременного снижения возможных потерь и ущерба, обеспечения готовности к ним, определения оптимальных превентивных мер.

Государственный стандарт РФ ГОСТ Р 22.0.02–94 «Безопасность в ЧС (БЧС)» устанавливает термины и определения основных понятий в области предупреждения чрезвычайных ситуаций. Согласно ему предупреждение ЧС – это совокупность мероприятий, проводимых органами исполнительной власти РФ и ее субъектов, органами местного самоуправления и организационными структурами РСЧС, направленных на предотвращение ЧС и уменьшение их масштабов в случае возникновения. В связи с этим можно выделить два основных этапа: осуществление заблаговременной защиты от ЧС и непосредственной защиты от ЧС. Заблаговременная защита от ЧС осуществляется с целью обеспечения максимально возможной живучести объектов защиты и привлекаемых сил и средств в условиях возникновения и развития ЧС, которые могут возникнуть на прикрываемой территории в мирное и военное время, а также своевременного прогноза опасности возникновения ЧС. Под живучестью понимается защитное свойство прикрываемой территории, характеризующее способность снизить потери населения, сил РСГЗ и материальный ущерб при возникновении ЧС различного характера. Живучесть достигается по двум направлениям: обеспечением устойчивости и восстановлением функционирования объектов. Под устойчивостью объектов защиты понимается их свойство выдерживать воздействия поражающих факторов возможных ЧС и сохранять способность выполнять свои функции без восстановления. Под восстановлением понимается процесс ликвидации повреждений производственных, коммунальных, транспортных и других объектов и сетей в короткие сроки с целью обеспечения их нормального функционирования по предназначению. Под прогнозированием опасности возникновения ЧС различного характера в конкретном регионе, субъекте или на объекте в широком плане понимается научно обоснованное предвидение развития какого-либо природного, техногенного, экологического, биолого-социального явления или последствий возможных вооруженных конфликтов в целях предотвращения бедствий, своевременного принятия мер защиты. Второй этап – непосредственная защита – осуществляется с целью снижения, смягчения ущерба объектам прикрываемой территории и предотвращения или снижения потерь населения при возникновении ЧС. Цель непосредственной защиты достигается защитными действиями после получения информации о реальной возможности возникновения определенного вида ЧС на прикрываемой территории. Проведенные анализы временного развития ЧС позволяют сделать вывод о том, что защищаемые объекты, привлекаемые войска и формирования ГО в определенных условиях могут располагать некоторым временем для проведения мероприятий защиты от момента возникновения угрозы до воздействия поражающих факторов. Затем наступит самый длительный период защитных действий в зонах, очагах поражения. Таким образом, этап непосредственной защиты можно разбить на три периода:1)проведение защитных действий по непосредственному предупреждению снижению ущерба от конкретной ЧС; 2)проведение защитных действий с момента возникновения и развития ЧС; 3)ликвидация ЧС. Рассмотрим краткую характеристику защитных действий при решении задач заблаговременной и непосредственной защиты от ЧС.Сущность и назначение прогнозирования и мониторинга в ЧС заключается в наблюдении, контроле и предотвращении опасных процессов и явлений природы, техносферы, внешних дестабилизирующих факторов (вооруженных конфликтов, террористических актов и т.п.), являющихся источниками ЧС, а также динамики развития ЧС, определения их масштабов в целях решения задач предупреждения и организации ликвидации последствий. Прогнозирование ЧС - это метод ориентировочного выявления и оценки обстановки, складывающейся в результате ЧС. Прогнозирование ЧС – процесс получения информации о состоянии потенциально опасных объектов или источников на определенной территории, развитии природных явлений, экологических и биолого-социальных бедствий, приводящих к ЧС, и оценка возможных последствий при возникновении ЧС различного характера. Целью прогнозирования ЧС является обеспечение своевременного и эффективного принятия мер заблаговременной и непосредственной защиты. Прогнозирование техногенных ЧС включает выявление и аттестацию потенциально опасных объектов, оценку возможных последствий аварий и катастроф на потенциально опасных объектах, предупреждение органов управления о возможных ЧС. Сроки прогнозирования других видов ЧС носят более неопределенный характер, так как события их возникновения существенно случайны. Различают долгосрочные и краткосрочные прогнозы . Долгосрочные прогнозы направлены на изучение и определение сейсмических районов, территорий, где возможны селевые потоки или оползни, границ зон вероятного затопления при авариях плотин или природных наводнениях, а также границ очагов и зон поражения при техногенных авариях и применения ОМП. Краткосрочные прогнозы используются для ориентировочного определения времени возникновения ЧС. Для составления прогнозов используются различные статистические данные, а также сведения о некоторых физических и химических характеристиках окружающих природных сред. Так, для прогнозирования землетрясений в сейсмоопасных районах изучают изменение химического состава природных вод, проводят наблюдение за изменением уровня воды в колодцах, определяют механические и физические (электрические и магнитные) свойства грунта. Значительную информацию для прогноза землетрясений может дать наблюдение за поведением некоторых животных. Разработаны методы прогнозирования пожаров - лесных, торфяных и др. Для прогнозирования влияния скрытых очагов пожара (подземных или торфяных) на возможность возникновения лесных пожаров используется фотосъемка в инфракрасной части спектра, осуществляемая с самолетов или космических аппаратов. Для прогнозирования обстановки, возникающей при развитии различных ЧС, применяют математические методы (математическое моделирование). При прогнозировании ЧС планируют постоянно проводимые, фоновые и защитные мероприятия. К постоянно проводимым мероприятиям относятся постоянный контроль за качеством строительно-монтажных работ при возведении зданий и сооружений, создание надежной системы связи и оповещения о возникновении ЧС, строительство защитных укрытий и убежищ, снабжение населения средствами индивидуальной защиты (СИЗ), обязательное обучение населения правилам поведения в ЧС, разработка планов ликвидации последствий ЧС, их финансовое и материальное обеспечение и др.



При предсказании момента ЧС (фоновые и защитные мероприятия) проверяются и приводятся в готовность система оповещения населения, а также аварийно-спасательные службы, развертывается система наблюдения и разведки, нейтрализуются особо опасные производства и объекты (химические предприятия, атомные электростанции и др.), проводится частичная или полная эвакуация населения. Решение задач прогнозирования техногенных ЧС в РФ возглавляет Государственный комитет по техническому контролю. Непосредственными исполнителями по прогнозированию ТХН ЧС являются ведомственные органы контроля. В Министерстве ГОЧС с этой целью в Департаменте предупреждения и ликвидации ЧС создается система наблюдения за предвестниками катастроф, а также диагностических комплексов по оценке устойчивости зданий, сооружений, потенциально опасных объектов. Органы такой системы функционируют во всех РЦ и субъектах РФ. Прогнозирование природных ЧС является наиболее сложной проблемой в силу их больших масштабов и значительной неопределенности в возникновении и развитии процессов. Прогнозирование природных ЧС осуществляется в масштабе страны, а в некоторых случаях и во взаимодействии с международными организациями. Руководство всей системой наблюдений, прогноза метеорологических и гидрологических ЧС, а также массовых лесных пожаров в стране возложено на Государственный комитет РФ по гидрометеорологии и контролю природной среды (Госкомгидромет РФ). Для прогноза землетрясений на территории страны развернута Единая система сейсмических наблюдений (ЕССН), включающая региональные центры. Региональные центры имеют сети сейсмических станций и вычислительные центры. Прогноз возникновения и развития природных ЧС проводится в Гидрометцентре страны и его региональных центрах и доводится до территориальных и ведомственных ОУ ГОЧС по системе предупреждения в различные сроки. Наиболее часто используется форма представления в виде карт заблаговременного прогноза на определенный период (год, сезон) или срочной информации по средствам связи. Прогнозирование ЧС для военного времени осуществляется на основе оценки военно-политической обстановки в стране и регионах, проводимых периодически в Генеральном штабе и штабах военных округов. На основе этой информации в департаментах предупреждения и ликвидации ЧС, гражданской обороны, а также в региональных центрах осуществляется прогноз наиболее опасных ЧС в данном вооруженном конфликте или войне. По существующим методикам оцениваются масштабы очагов поражения, возможные потери населения и материальный ущерб. Данные прогнозирования используются для проведения заблаговременных мероприятий защиты по обеспечению устойчивости объектов территорий, войск ГЗ, формирований РСГЗ, а также подготовки населения, войск и формирований к действиям с началом вооруженного конфликта, войны. Основу прогнозирования биолого-социальных ЧС составляет ретроспективный эпидемиологический анализ, т.е. анализ инфекционных заболеваний в текущее время с учетом информации за определенный прошедший период. Прогноз осуществляет Главное эпидемиологическое управление Минздрава РФ и региональные медицинские службы. Процесс прогнозирования включает проведение эпидемиологического анализа и своевременное оповещение местных органов власти, здравоохранения и медицинских служб органов управления территориальных систем ГЗ о возможности возникновения биолого-социальной ЧС. Прогноз возникновения экологических ЧС в определенном районе или на объекте осуществляется на основе непрерывного наблюдения и контроля за характеристиками экологической обстановки и соответствия её критериям безопасности. Организацию прогноза ЭЧС осуществляет Государственный комитет по охране окружающей среды и его региональные и местные экологические службы. В последние годы в МЧС России, учитывая важность прогнозирования для снижения рисков катастроф, создается общегосударственная система мониторинга ЧС природного и техногенного характера. Эта система включает ведомственные и региональные подсистемы мониторинга ЧС. Под мониторингом понимают систему наблюдений и анализа изменений состояния окружающей среды, вызванных антропогенными и природными причинами, которая позволяет прогнозировать развитие этих изменений, в том числе и приводящих к ЧС. Термин «мониторинг» (от лат. monitor) означает «впередсмотрящий» и переводится как «наблюдающий» или «предостерегающий». Мониторинг включает наземные, воздушные и космические средства наблюдения. Мониторинг может организовываться на глобальном, государственном, региональном, территориальном и местном уровне. Создание системы мониторинга МЧС явилось одной из основных задач Федеральных целевых программ РФ, возложенных на МЧС. Учитывая важность этой задачи, в 1997 г. решением Межведомственной комиссии по предупреждению и прогнозированию ЧС создано Агентство по мониторингу и прогнозированию чрезвычайных ситуаций МЧС России. В состав этого агентства вошли 25 различных научных учреждений и организаций. Таким образом, прогнозирование является базовым процессом, обеспечивающим предупреждение ЧС на этапе проведения мероприятий заблаговременной защиты

Назначение мониторинга и прогнозирования - наблюде­ние, контроль и предвидение опасных явлений природы, про­цессов техносферы, внешних дестабилизирующих факторов (вооруженных конфликтов, террористических актов и т.п.).

Мониторинг и прогнозирование позволяют выявить источ­ники чрезвычайных ситуаций, проследить динамику их раз­вития, определить масштабы, а также решить задачу преду­преждения и организовать ликвидацию последствий стихий­ных бедствий.

Важную роль в деле мониторинга и прогнозирования чрез­вычайных ситуаций выполняет Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации, которое осущест­вляет общее руководство государственной системой экологи­ческого мониторинга и занимается координацией деятельности в области наблюдений за состоянием окружающей при­родной среды.

Министерство природных ресурсов и экологии осуществляет мониторинг источников антропогенного воздействия на природную среду; наземной флоры и фауны, в том числе чесов; водной среды в местах водозабора и сброса сточных вод.

Мониторинг опасных геологических процессов включает в себя три подсистемы контроля: контроль экзогенных (т.е. про­исходящих на поверхности Земли или в верхней части зем­ной коры) геологических процессов; контроль эндогенных (т.е. протекающих в недрах Земли) геологических процессов и контроль подземных вод.

Мuнucmepcmвoздравоохранения и социального развития Российской Федерации через территориальные органы санитарно-эпидемиологического надзора организует и осу­ществляет социально-гигиенический мониторинг и прогно­зирует обстановку в этой области.

Надзор за состоянием техногенных объектов и прогнози­рование аварийности осуществляют Федеральная служба по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор) и Либеральная служба по экономическому, технологическо­му и атомному надзору (Ростехнадзор). Надзорные органы имеются в составе федеральных органов исполнительной власти и в составе органов исполнительной власти субъек­тов Российской Федерации. На крупных предприятиях и в организациях функционируют по промышленной безопас­ности.



Основными задачами прогнозирования чрезвычайных си­туаций являются:

Выявление вероятности возникновения чрезвычайных ситуаций (опасных природных явлений, техногенных аварий, экологических бедствий, эпидемий и т.п.);

Выявление возможных масштабов чрезвычайных ситу­аций и определение размеров зон бедствия;

Выявление краткосрочных и длительных последствий при возникновении чрезвычайных ситуаций, определе­ние временных интервалов;

Оценка требующихся сил и средств для ликвидации про­гнозируемых чрезвычайных ситуаций.

Вопросы, связанные с содержанием информации, поряд­ком ее получения, а также вопросы оплаты на федеральном и территориальном уровнях определяются соответствующи­ми нормативными правовыми актами в рамках РСЧС и ее территориальных подсистем.

Под выявлением обстановки понимается сбор и обработка исходных данных о чрезвычайных ситуациях, определение размеров зон бедствия и нанесение их на карту (план).

Прогнозная оценка обстановки включает в себя определение влияния поражающих факторов источников чрезвы­чайных ситуаций на работу объектов экономики и жизнедеятельность населения. Однако она не носит исключительно описательный характер. В прогноз всегда закладываются ва­рианты действия сил быстрого реагирования и сил по ликви­дации последствий чрезвычайных ситуаций. Выполнение на­меченных задач обеспечивает впоследствии минимальные по­тери или вообще исключает потери.

Выявление чрезвычайных ситуаций и оценка обстановки осуществляется в три этапа:

1) заблаговременное выявление по прогнозу и оценка об­становки по возможным параметрам ЧС с учетом преоблада­ющих среднегодовых метеоусловий;

2) выявление и оценка обстановки после ЧС;

3) выявление и оценка фактической обстановки по данным разведки.

Полученные данные необходимы для уточнения ранее при­нятых решений по защите населения и проведение работ по ликвидации чрезвычайных ситуаций.

Вопросы для самоконтроля

1. Каково назначение мониторинга и прогнозирования чрезвычай­ных ситуаций?

2. Укажите роль Министерства природных ресурсов России при проведении мониторинга и прогнозирования чрезвычайных си­туаций.

3. Какие органы осуществляют социально-гигиенический мони­торинг и прогнозирование обстановки в этой области?

4. Какими органами осуществляется мониторинг состояния тех­ногенных объектов и прогноз их аварийности?

5. Назовите основные задачи прогнозирования чрезвычайных си­туаций.

6. Назовите этапы выявления и оценки обстановки при чрезвы­чайных ситуациях.

3.6. Оповещение и информирование населения об опасностях, возникающих в чрезвычайных ситуациях мирного и военного времени

Оповещение - это предупреждение о возможном на­падении противника или чрезвычайной ситуации.

В результате чрезмерной концентрации промышленности и отдельных регионах, усложнения технологических процес­сов, использования значительного числа опасных веществ различного происхождения, износа оборудования и прочих факторов наблюдается рост количества аварий и катастроф, и влекущих за собой большое число человеческих жертв, воз­растает материальный ущерб от чрезвычайных ситуаций. Все это вынуждает повысить оперативность и надежность управ­ления процессами предупреждения и ликвидации послед­ствий ЧС.

Для оперативного оповещения населения о чрезвычайных ситуациях как мирного, так и военного времени структуры гражданской обороны и МЧС должны быть обеспечены самы­ми современными средствами связи. Это позволяет заранее предупреждать население, органы власти, предприятия, ор­ганизации, учреждения и учебные заведения о возникнове­нии чрезвычайных ситуаций и, следовательно, адекватно реа­гировать на них. Нельзя забывать, что главная задача в лю­бой чрезвычайной ситуации - в максимальной степени со­кратить потери в людях и материальных ценностях.

Оповестить население - значит предупредить его о надви­гающемся наводнении, землетрясении или о другом стихий­ном бедствии. В условиях военного времени населению сообщается о возможных поражающих факторах при применении оружия массового уничтожения.

Для оповещения используются все средства проводной, радио- и телевизионной связи. Время здесь - главный фак­тор. В экстремальных ситуациях терять его никак нельзя. Часто именно время решает судьбу людей.

В России широко распространена радиотрансляционная сеть. Подавляющее большинство предприятий, объектов сель­ского хозяйства, учебных заведений имеют свои радиоузлы. Это дополняется не менее мощной системой федеральных, республиканских, краевых и областных телевизионных цен­тров и ретрансляторов. К этой же системе относится развитая сеть электрических сирен, расположенных на крышах зданий в городах и в цехах на производстве. Совокупность средств связи создает благоприятные условия для оповещения насе­ления о возникновении чрезвычайных ситуаций и дает воз­можность быстро проинформировать людей о случившемся, объяснить правила поведения в конкретно сложившихся условиях экстремального характера.

По фильмам военных лет вам известно, что завывания си­рен и прерывистые гудки предприятий означали воздушную тревогу. В наши дни это сигнал «Внимание всем!». Услышав вой сирен, надо немедленно включить телевизор или радио­приемник и по местным каналам слушать сообщение органов власти или штаба по делам гражданской обороны и чрезвы­чайным ситуациям.

На весь период ликвидации последствий стихийных бед­ствий (аварий) радиоприемники (лучше всего на батарейках, так как электрические (кабельные) сети могут быть повреж­дены) необходимо держать постоянно включенными. Мест­ные радиотрансляционные узлы переводятся на круглосуточ­ную работу.

На каждый случай чрезвычайных ситуаций местные ор­ганы власти совместно со штабами по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям заранее заготавливают варианты текстовых сообщений, учитывающие специфиче­ские условия бедствия. (Напомним вам, что вероятные сти­хийные бедствия, аварии и катастрофы прогнозируются.)

К примеру, произошла авария на промышленном объекте. Воз­можен такой вариант текста: «Внимание! Говорит штаб по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям города (области). Граждане! Произошла авария на хлопчатобумажном комбинате с выбросом хлора - сильнодействующего ядовитого вещества. Обла­ко зараженного воздуха распространяется в юго-западном направ­лении. В зону химического заражения попадают... улицы. Населе­нию, проживающему на этих улицах, из помещений не выходить. Следует закрыть окна и двери, произвести герметизацию квартир. В подвалах и нижних этажах укрываться категорически запреща­ется, так как хлор тяжелее воздуха в 2,5 раза и заходит во все ни­зинные места. Населению, проживающему на улицах... следует не­медленно покинуть жилые дома, предприятия и учреждения и вы­водить в районы.... Прежде чем выйти на улицу, наденьте ватно- марлевые повязки, предварительно смочив их водой или 2%-ным раствором питьевой соды. Сообщите об этой информации соседям. В дальнейшем действуйте в соответствии с нашими указаниями». Тикая информация с учетом того, что она будет повторена несколь­ко раз, рассчитана примерно на пять минут.

Отсутствие информации или ее недостаток способствует возникновению слухов, а слухи - это среда для возникновения панических настроений. Доказано, что паника может принести значительно больше негативных последствий, чем само стихийное бедствие или авария. Очень важно, чтобы ин­формация, данная населению, была правильно понята и из нее сделаны разумные выводы.

При возникновении воздушной, химической или радиаци­онной опасности сначала звучат сирены (сигнал «Внимание всем!»), а затем следует информация.

Например: «Внимание! Говорит штаб по делам гражданской обо­роны и чрезвычайным ситуациям. Граждане! Воздушная тревога!» Далее очень коротко диктор напоминает, что надо сделать дома, что мзять с собой, где укрыться.

Принятая и действующая ныне система оповещения име­ет существенные преимущества. Во-первых, вой сирен дает возможность привлечь внимание всего населения города или района. Во-вторых, благодаря средствам связи (теле- и ради­отрансляционная сеть) каждый может получить точную ин­формацию о происшедшем событии, услышать напоминание о правилах поведения в конкретных условиях. И наконец, в-третьих, современную систему оповещения можно приме­нять как в мирное время - при стихийных бедствиях и ава­риях, так и в военное время.

Чтобы оперативно оповещать население об авариях на атомных электростанциях, химических предприятиях, ги­дроузлах и других объектах, где особенно велика опасность катастроф, в настоящее время создаются так называемые локальные системы оповещения. С их помощью можно свое­временно оповещать не только рабочих и служащих этих объ­ектов, но и руководителей предприятий, учреждений, орга­низаций, учебных заведений, находящихся вблизи, а также население, попадающее в зоны возможного заражения, раз­рушения, катастрофического затопления. Границы таких зон, естественно, определяются заранее. В самостоятельную си­стему оповещения объединяются все предприятия, учрежде­ния и населенные пункты. Вместе с тем локальные системы, хотя и самостоятельны, являются частью территориальной (республиканской, краевой, областной) системы централизо­ванного оповещения.

Главное преимущество локальных систем - их оператив­ность, которая так необходима в условиях аварий и катастроф. В критической ситуации дежурный диспетчер сам принимает решение и немедленно подает сигнал. Первоначально он вклю­чает сирены промышленного объекта и близлежащего жилого массива, звук которых означает «Внимание всем!». Затем сле­дует речевая информация, поясняющая порядок действий на­селения в создавшейся обстановке. Локальная система должна включаться очень быстро, чтобы информация об угрозе дошла до граждан раньше, чем, скажем, дойдет зараженный воздух, и чтобы осталось время для выполнения мер защиты.

Кроме технической стороны дела здесь есть и другая - че­ловеческая. От компетентности и ответственности дежурного персонала потенциально опасных объектов зависит очень мно­гое. Быстро, почти мгновенно оценить обстановку и немед­ленно включить систему оповещения - вот главное требова­ние к тем, кто несет дежурство на диспетчерском пункте.

Ответственность за организацию оповещения несут началь­ники штабов по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям всех рангов, а непосредственное обеспечение и поддержание связи в исправном состоянии осуществляют на­чальники областных, городских и районных узлов связи. Они отвечают за техническое состояние аппаратуры, кабельных и воздушных линий, организуют аварийно-восстановительные и ремонтные работы на сооружениях и коммуникациях. Для выполнения этих задач в их распоряжении находятся спе­циализированные формирования.

Вопросы для самоконтроля

1. Что означает термин «оповещение»?

2. Для каких целей организуется оповещение населения?

3. Какие технические средства используются для оповещения на­селения?

4. Каков порядок оповещения населения о чрезвычайных ситуа­циях?

5. Что необходимо сделать, услышав завывание сирен и прерыви­стые гудки предприятий?

6. Что должна содержать речевая информация о чрезвычайных ситуациях?

7. Где создаются локальные системы оповещения и в чем их пре­имущества?

8.На кого возложена ответственность за организацию оповеще­ния и информирование населения об опасностях, возникающих в чрезвычайных ситуациях мирного и военного времени?

Прогнозирование чрезвычайных ситуаций

Введение

Прогнозирование ЧС обычно имеет цель установить возможный факт ее появления и возможные последствия. Для прогнозирования ЧС используют закономерности территориального распределения, и проявления во времени различных процессов и явлений, происходящих в живой и неживой природе.

Методика прогнозирования заключается в определении вероятности аварий и катастроф путем выявления источников опасности; определения части оборудования, которое может вызвать опасные состояния; исключения из анализа маловероятных случаев. Обычно источником опасности являются источники энергии, процесс производства и условия его осуществления. Окончательно опасность можно оценить только после оценки ЧС.

Прогнозирование природных процессов и явлений возложено прежде всего на Главгидромет, но в прогнозировании ряда процессов и явлений участвуют научно-исследовательские учреждения других министерств и ведомств.

Прогнозирование бурь, ураганов, смерчей осуществляется на основе изучения перемещения воздушных масс, обнаружения и определения маршрута движения циклона. Признаком, указывающим на приближение циклона является нарушение нормального суточного хода атмосферного давления и его падения Признаками возможного шквала или смерча являются мощные кучево-дождевые облака. Смерч прогнозируют также путем обнаружения атмосферных радиопомех, так как обычно вокруг смерчей образуется электромагнитное поле строго определенного диапазона частот. Смерчи прекращают свое существование над лесами, возвышенностями, в городах. Это используется для прогнозирования смерчей.

Прогнозирование ливней, затяжных дождей, заморозков и сильных снегопадов основывается на оценке облачного покрова, атмосферного давления, влажности, температуры воздуха, направления и силы ветра. Обычно такие прогнозы отличаются значительной точностью, и население оповещается о них по средствам массовой информации. Прогнозирование грозы, молнии, града возможно на основе анализа и оценки кучево-дождевых облаков, температуры воздуха на высотах 7-15 км. Если на этих высотах температура достигает -15-200С, то ожидается гроза, а при переохлаждении воды - и град.

Прогнозирование засухи делают на основе анализа и оценки результатов прогнозирования выпадения дождей, степени увлажнения почвы за счет таяния снега весной, учитывается особенность почвы, ландшафт и др.

Прогнозирование наводнений основывается на анализе и оценке количества таящего снега весной, скорости его таяния, глубины промерзания грунта на полях, наличие заторов и зажоров на реках и т.д. Наводнения могут возникнуть и за счет затяжных или ливневых дождей, а также за счет аварий и катастроф на гидротехнических сооружениях.

Прогнозирование лесных и торфяных пожаров основывается на оценке состояния погоды, прогнозирования засухи, степени посещаемости леса людьми и т.д. Так, при жаркой погоде, если дождей не бывает 15-18 дней, то лес становится настолько сухим, что любое неосторожное обращение с огнем вызывает пожар.

Прогнозирование землетрясений. Республика Беларусь находится вне пояса сильных землетрясений. Магнитуда сейсмических волн от землетрясений, эпицентры которых находятся на расстоянии многих сотен и тысяч километров, на территории РБ не превышает 4 баллов по шкале Рихтера. РБ получает информацию прогнозирования землетрясений от других стран.

1. Прогнозирование возможной радиационной обстановки

Радиационная обстановка - это масштабы и степень радиоактивного заражения местности, оказывающие влияние на деятельность человека.

Масштабы и степень радиоактивного заражения местности зависят в основном от количества, мощности и вида ядерных взрывов, времени, прошедшего после ядерного удара, и метеорологических условий. Большое влияние на масштабы, степень заражения и на положение радиоактивного следа оказывает направление и скорость ветра.

Выявление радиационной обстановки может производиться по данным непосредственного измерения уровней радиации или методом прогнозирования масштабов возможного радиоактивного заражения.

Прогнозирование - это определение вероятностных количественных и качественных характеристик радиационной обстановки на основе установленных зависимостей с использованием исходных данных о параметрах ядерных взрывов и информации о среднем ветре.

Выявление радиационной обстановки методом прогнозирования включает сбор и обработку данных о ядерных взрывах (координаты, мощность, вид взрыва, время) и о параметрах среднего ветра (направление и скорость), а также нанесение района возможного заражения на карту, схему.

В результате прогнозирования определяются местоположение и размеры возможного радиоактивного заражения.

Для определения параметров могут использоваться светотехнический, электромагнитный, сейсмический, акустический, радиолокационный и другие методы обнаружения и регистрации ядерных взрывов.

Координаты ядерного взрыва могут быть определены путем засечки центра взрыва (эпицентра) с пунктов сопряженного наблюдения с помощью оптических приборов. Использование радиопеленгационной аппаратуры для регистрации электромагнитного импульса ядерного взрыва позволяет определить его координаты с высокой точностью и на значительных расстояниях.

Мощность ядерного взрыва можно определить методом регистрации длительности свечения огненного шара, максимальной высоты подъема верхней кромки облака взрыва и его размеров. Вид ядерного взрыва можно установить путем определения высоты взрыва с помощью приборов засечки и последующего расчета приведенной высоты взрыва.

Местоположение и размеры района возможного радиоактивного заражения местности и воздушного пространства определяются направлением, скоростью среднего ветра и временем, прошедшим после взрыва.

Средний ветер рассчитывается графическим способом по данным зондирования атмосферы с помощью радиозондов, шар-пилотов, оптическими, акустическими, радиолокационными средствами. Данные о среднем ветре регулярно, с определенной периодичностью, сообщаются метеостанциями. Прогноз позволяет указать возможный район (зону) формирования радиоактивного следа на местности и определить границы района, в пределах которого с заданной вероятностью будет находиться реальный след облака ядерного взрыва.

Достоверные данные о радиоактивном заражении, полученные органами разведки с помощью дозиметрических приборов, позволяют объективно оценить (уточнить) радиационную обстановку.

Посты радиационного и химического наблюдения, звенья и группы радиационной и химической разведки устанавливают начало радиоактивного заражения и сообщают уровни заражения в штаб ГО объекта, где они заносятся в специальный журнал и наносятся на карту. По нанесенным на карту уровням радиации проводятся границы заражения.

Для прогнозирования возможной радиационной обстановки исходными данными являются:

координаты местоположения АЭС или эпицентра ядерного взрыва;

тип реактора, его энергетическая емкость или вид ядерного взрыва;

время начала выброса радиоактивных веществ в атмосферу, или время ядерного взрыва;

направление и скорость ветра;

степень вертикальной устойчивости приземной атмосферы.

При аварии на АЭС определяют показатели обстановки:

размеры (длина, ширина, площадь) зон радиоактивного заражения и их расположение на местности;

мощность гамма-излучения в любой точке следа радиоактивного выброса в любой момент времени;

дозу внешнего облучения людей в любой точке следа выброса;

время начала радиоактивного загрязнения местности;

количество людей, оказавшихся в зонах радиоактивного загрязнения.

При оценке практической радиоактивной обстановки при ядерном взрыве уровни радиации приводят к одному времени после ядерного взрыва и определяют показатели:

возможные дозы облучения;

допустимую продолжительность пребывания людей на радиоактивно загрязненной местности;

время начала преодоления участка заражения, начала работ и назначение количества смен при выполнении аварийно-спасательных и других неотложных работ;

возможные радиационные потери работников, населения, личного состава формирований и др.

Главная цель прогнозирования радиационной обстановки - выявление и оценка трудоспособности работников, военнослужащих, остального населения.

2. Оценка и прогнозирование химической обстановки

Под оценкой химической обстановки понимают определение масштаба и характера заражения отравляющими и опасными химическими веществами, анализ их влияния на деятельность объектов, сил ГО и населения.

Исходными данными для оценки химической обстановки являются: тип ОВ (или ОХВ), район и время применения химического оружия (количество вылившегося вещества), метеоусловия и топографические условия местности, степень защищенности людей, укрытия техники и имущества.

Метеорологические данные в штаб ГО регулярно поступают с метеостанций, а также постов радиационного и химического наблюдения.

При выявлении химической обстановки, возникшей в результате применения противником ОВ, определяют: средства поражения, границы очагов химического поражения, площадь заражения и тип ОВ. На основе оценки данных определяют: глубину распространения зараженного воздуха, стойкость ОВ, время пребывания людей в средствах защиты кожи, возможные поражения людей, заражения сооружений, техники и имущества.

Определение границ применения противником ОВ производится силами разведки или по данным информации вышестоящего штаба ГО.

Глубина распространения зараженного воздуха определяется расстоянием от наветренной границы района применения химического оружия до границы распространения облака зараженного воздуха с поражающими концентрациями.

Масштабы химического заражения определяются площадью облака химического поражения и зоны химического заражения, которая включает район (участок) местности, зараженный ОВ, а также зону распространения облака ОВ.

Длительность химического заражения зависит от масштаба применения химического оружия, типа ОВ, характера и степени заражения, метеорологических условий и местности.

Опасность химического заражения оценивается возможными потерями людей на площади очага химического поражения и зоны химического заражения.

В зависимости от времени года, метеоусловий, типа применяемого ОВ, результаты применения ОВ будут различными.

Неблагоприятная химическая обстановка может сложиться на определенной территории при авариях на технологических емкостях и хранилищах, при транспортировке СДЯВ (ОВ) железнодорожным, трубопроводным и другими видами транспорта, а также в случае разрушения химически опасных объектов при стихийных бедствиях.

Выброс СДЯВ в атмосферу может произойти в газообразном, парообразном или аэрозольном состоянии. Опасность поражения людей СДЯВ или ОВ требует быстрого выявления и оценки химической обстановки для организации аварийно-спасательных и других неотложных работ и учета ее влияния на производственные процессы и жизнедеятельность людей.

Исходными данными для оценки химической обстановки при применении ОВ являются: тип ОВ, район и время применения химического оружия, метеоусловия, характер местности, степень защищенности людей.

Для этого необходимо определить:

границы очага химического поражения, площадь зоны заражения и тип ОВ;

глубину распространения зараженного воздуха;

стойкость ОВ на местности;

время пребывания людей в средствах защиты;

возможные потери в очаге химического поражения.

Масштабы заражения СДЯВ в зависимости от их физических свойств и агрегатного состояния рассчитывают по первичному и вторичному облаку:

для сжиженных газов - отдельно по первичному и вторичному облаку;

для сжатых газов - только по первичному облаку;

для ядовитых жидкостей, кипящих при температуре выше температуры окружающей среды, - только по вторичному облаку.

3. Прогнозирование техногенных чрезвычайных ситуаций

Прогнозирование техногенных ЧС - опережающее отражение вероятности появления и развития техногенных ЧС и их последствий на основе оценки риска возникновения пожаров, взрывов, аварий, катастроф.

Прогнозирование техногенных ЧС основано на оценке технического состояния оборудования, техники, оценке человеческого фактора и факторов окружающей среды.

Известно, что технологическое оборудование имеет свой «жизненный цикл». Он обычно начинается с установки, наладки, иногда доработки технологического оборудования на предприятии. Люди, которые его будут обслуживать, как правило, нуждаются в обучении. С началом эксплуатации этого оборудования вероятность аварий значительна как по вине обслуживающего персонала, не имеющего опыта эксплуатации, так и из-за несовершенства самого оборудования. На этом этапе обычно на оборудовании устраняются недостатки, а обслуживающий персонал приобретает опыт его эксплуатации. Очевидно, что в средине «жизненного цикла» величина риска аварий и катастроф минимальна. В дальнейшем, по мере износа оборудования, величина риска в конце «жизненного цикла» растет.

Для более точного прогнозирования величины риска и возможных причин ЧС используют методику прогнозирования, суть которой рассмотрим на примере того же технологического оборудования на предприятии. Она заключается в следующем. Прежде всего, выявляются источники опасности, оборудование, которое может вызвать опасные состояния, и исключают из анализа маловероятные случаи. Обычно источниками опасности являются источники энергии, процессы и условия эксплуатации оборудования.

Источники энергии, представляющие опасность: топливо, взрывчатые вещества, заряженные конденсаторы, емкости под давлением, пружинные механизмы, подвесные устройства, газогенераторы, аккумуляторные батареи, приводные устройства, катапультированные предметы, нагревательные приборы, вращающиеся механизмы, электрические генераторы, статические электрические заряды, насосы, вентиляторы, воздуходувки и др.

Процессы и условия, представляющие опасность: разгон, коррозия, нагрев, охлаждение, давление, влажность, радиация, загрязнения, химическая диссоциация, химическое замещение, механические удары, окисление, утечки, электрический пробой, пожары, взрывы и др.

4. Прогнозирование ЧС экологического характера

Прогнозирование ЧС экологического характера обычно проводят учреждения Министерства здравоохранения, Министерство сельского хозяйства и продовольствия и др.

Экологическое прогнозирование - это научное предвидение возможного состояния природных экологических систем, определяемого естественными и антропогенными экологическими факторами.

Чрезвычайные ситуации экологического характера выявляются и прогнозируются при проведении мониторинга окружающей среды государственными структурами. Для получения исходной информации, необходимой для оценки состояния природной среды, используют различные методики исследований.

С помощью приборов обычно измеряют физические и химические параметры среды: величины и спектр шумов, температуру, характеристики электромагнитных полей, характеристики радиоактивного загрязнения среды, характеристики геофизических явлений, концентрации химических загрязнений воздуха, воды, почвы и др. Для прогнозирования ЧС экологического характера измерения отдельных параметров приборами недостаточно. Поэтому для прогнозирования, уточнения прогнозов широко используются и биоиндикаторы.

В Республике Беларусь законодательно установлены допустимые нормы большинства экологических загрязнений, в частности, для химических загрязнений установлены предельно допустимые концентрации (ПДК) и предельно допустимые выбросы (ПДВ) вредных веществ отдельными хозяйственными объектами.

5. Прогнозирование биолого-социальных чрезвычайных ситуаций

Для прогнозирования биолого-социальных ЧС обычно проводится биологический мониторинг государственными научно-исследовательскими учреждениями. Он включает: прогнозирование эпидемий, эпизоотий и эпифитотий.

Прогнозирование эпидемий - определение вероятности возникновения, масштабов развития эпидемий и их последствий с целью разработки и обоснования мероприятий по предупреждению распространения инфекционных болезней среди населения, снижению общей инфекционной заболеваемости людей и ликвидации социально-экономических последствий, вызванных эпидемиями.

Прогнозирование эпизоотий - определение вероятности возникновения, масштабов развития эпизоотий и их последствий с целью разработки и обоснования мероприятий по предупреждению распространения инфекционных болезней сельскохозяйственных животных, снижению их общей инфекционной заболеваемости и ликвидации социально-экономических последствий, вызванных эпизоотиями.

Прогнозирование эпифитотий - определение вероятности возникновения, масштабов развития эпифитотий и их последствий, а также появления и размножения вредителей сельскохозяйственных структур с целью разработки и обоснования мероприятий по предупреждению распространения инфекционных болезней и вредителей сельскохозяйственных растений и ликвидации социально-экономических последствий, вызванных эпифитотиями.

Заключение

Общая модель системы мониторинга отражает возможность развития следующих ЧС: природных, биолого-социальных, техногенных, экологических, ЧС в результате применения ядерного, бактериологического, химического и других специальных средств поражения.

Непосредственное ведение наблюдений и сбор мониторинговой информации осуществляют отдельные министерства, ведомства и центральные органы управления. Организацию проведения мониторинга чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в Республике Беларусь осуществляют 11 органов государственного управления: Министерство по чрезвычайным ситуациям, Министерство транспорта и коммуникаций, Министерство энергетики, Белорусский государственный концерн по нефти и химии, Министерство промышленности, Министерство жилищно-коммунального хозяйства, Министерство сельского хозяйства и продовольствия, Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды, Министерство здравоохранения, Национальная академия наук Беларуси, Министерство лесного хозяйства. Ведущей структурой является Комитет по гидрометеорологии.

Комитет по гидрометеорологии контролирует: качество атмосферного воздуха, особенно в экологически опасных районах; качество поверхностных и подземных вод; степень загрязнения почв пестицидами и токсинами промышленного происхождения; радиационную обстановку в отдельных районах Республики Беларусь.

Санитарно-эпидемиологическая служба Министерства здравоохранения контролирует: качество воздуха в пределах санитарно-защитных зон крупных предприятий, качество питьевой воды в местах водозабора и после очистки, выполнение санитарных мероприятий на различных объектах.

Состояние погоды и большинство стихийных бедствий прогнозирует Гидрометеослужба Комитета по гидрометеорологии. Необходимую информацию служба получает от своих средств наблюдения, от Всемирной службы погоды, от аналогичных служб соседних государств.

Международное сотрудничество координируется Международной Метеорологической организацией, входящей в структуру ООН.

Таким образом, система мониторингов, необходимая для учета, анализа, оценки и прогноза изменения состояния природной среды на различных уровнях, позволяет принимать меры по достижению и сохранению стабильно равновесного состояния жизненной среды.

Список литературы

1. Алексеев, Н.А. Стихийные явления в природе. /Н.А. Алексеев М.:Мысль, 1988.

2. Александров, В.Н., Емельянов В.И. Отравляющие вещества. /В.Н. Александров, В.И. Емельянов М.: Воениздат, 1990.

3. Морозкина, Т.С. Экология человека и животных: пострадиационная защита /Т.С. Морозкина, Ж.А. Рудковская // Медицина. - 208. - №4 - с. 87-94.

4. Дорожко С.В. и др. Защита населения и хозяйственных объектов в чрезвычайных ситуациях. Радиационная безопасность: учеб. пособие в 3-х частях/ Минск: 2002.

прогнозирование заражение химический чрезвычайный

Основы прогнозирования чрезвычайных ситуаций

Прогнозирование - это получение качественных и количе­ственных характеристик о будущем состоянии процесса или яв­ления.

Наиболее важный элемент при прогнозировании - информа­ция об объекте прогнозирования, раскрывающая его поведение в прошлом и настоящем, а также закономерности этого поведения. Она и позволяет с использованием тех или иных методов опреде­лить состояние объекта в будущем.

Методы прогнозирования подразделяются на три группы: эв­ристические, статистические, математическое моделирование.

Эвристические методы строятся на использовании мнений спе­циалистов-экспертов и используются для прогнозирования процес­сов, формализовать которые (представить в виде формул, уравне­ний) практически невозможно. Главное для работы экспертов - получение объективной начальной информации о прогнозируемом процессе.

Эвристическое прогнозирование широко применяется для оп­ределения тенденций развития социальных и исторических про­цессов, развития науки и техники (качественный прогноз, осно­ванный, например, на оценках ученых, социологов, политиков, писателей-футурологов и т. п.).

Статистические методы прогнозирования строятся на основе обработки статистического материала об интересующих явлениях и процессах и получении математических зависимостей, связыва­ющих полученные характеристики со временем.

Математическое моделирование выполняется на основе стати­стического материала (результатов наблюдений), являющегося ис­ходным.

Все изложенное можно отнести и к прогнозированию ЧС.

Прогнозирование чрезвычайных ситуаций - получение количе­ственных характеристик о процессе возникновения и развития ЧС в будущем на основе анализа причин и источников их возникно­вения в прошлом и настоящем.

Процесс прогнозирования ЧС по назначению логично разде­лить на два этапа:

1) прогнозирование возникновения ЧС;

2) прогнозирование сценариев развития и последствий Ч С.

Разные цели, объемы исходной информации, ее содержание и способы получения, с одной стороны, позволяют рассматривать эти этапы вполне самостоятельно; с другой стороны, оба этапа неразрывно связаны, являясь стадиями единого процесса - про­гнозирования возникновения и развития ЧС.

Прогнозирование возникновения чрезвычайных ситуаций

Методы прогнозирования возникновения наиболее развиты применительно к Ч С природного характера, точнее к вызывающим их ИЧС. Для своевременного прогнозирования возникновения ЧС прежде всего необходима хорошо отлаженная система государ­ственного мониторинга за предвестниками стихийных бедствий и техногенных происшествий - изменениями в магнитном, элект­рическом, гравитационном полях Земли, в природной среде или технологических процессах на ПОО, которые появляются за не­которое время до наступления опасного события, но обусловле­ны этим событием.

Задача прогнозирования техногенной ЧС в отличие от природ­ной решается проще, так как в подавляющем большинстве случа­ев для техногенного ИЧС заблаговременно известны его коорди­наты и максимальная мощность (потенциал опасности).

В районах с риском природных опасных явлений могут возни­кать вторичные опасности, как правило, техногенного характера. Мониторинг и контроль за расположенными здесь объектами, а также прогнозирование возникновения на них ЧС, должны осу­ществляться с учетом возможного поражающего действия нега­тивных природных процессов.

По времени упреждения возникновения ЧС выделяют долго­срочный, средне- и краткосрочный прогноз. Для управления без­опасностью населения и территорий прежде всего необходимо долгосрочное прогнозирование (до нескольких лет), проводимое в целях формирования государственной политики в области за­щиты населения, принятия стратегических решений (превентив­ных мер защиты). Краткосрочный прогноз (часы, дни) крайне необходим для принятия экстренных тактических мер по защите населения (например, эвакуация при землетрясении).

Как показали трагические события 26 декабря 2004 г. (цунами в Индийском океане), приведшие к гибели более 280 тыс. человек, чрезвычайно важным элементом обеспечения безопасности лю­дей является не только прогнозирование возможной опасности, но, что не менее важно, своевременное оповещение населения об этой опасности.

Прогнозирование последствий чрезвычайных ситуаций

Методы прогнозирования последствий хорошо развиты приме­нительно как к природным ЧС, так и к техногенным. Основная цель этого прогнозирования заключается в определении возможного ущер­ба от ЧС и выработке мер по защите населения и территорий.

Обычно прогнозирование последствий проводят в два этапа. Первый этап - заблаговременное прогнозирование, второй -

оперативное. Общими для этих этапов являются метод и содержа­ние прогнозирования: определение расчетным путем основных характеристик ЧС. Разнятся этапы целями, объемом и способами получения исходной информации, использованием результатов прогнозирования.

Заблаговременное прогнозирование проводится с помощью авто­матизированных систем, программных комплексов, по специаль­ным таблицам и справочникам на пунктах управления РСЧС. Ущерб определяется по общему числу объектов, доле населения, попа­дающих в зону действия тех или иных ПФ. Для площадных и ли­нейных объектов (дороги, магистрали) ущерб рассчитывается как относительная доля площади (длины) объекта, попавшая в зону ЧС. В итоге при заблаговременном прогнозировании получают обоб­щенные характеристики последствий для данного региона, кото­рые, однако, не дают информации об обстановке на конкретном объекте.

Оперативное прогнозирование выполняется сразу же после воз­никновения ЧС на основе фактических данных о характеристиках источника опасности, о реально сложившейся обстановке и дей­ствующих факторах в зоне ЧС.