Отчет экспедитора о фактически понесенных расходах. Отчет экспедитора, предоставленный вместо акта выполненных услуг

Мы покупаем услуги по доставке груза за 100000 руб. у фирмы «А», которая их организовывает. Соответственно мы за них платим все 100000 руб на эту фирму. Исполнителем услуг является ИП, который предоставляет их фирме «А», т.е. фирма «А» провела работу по организации перевозки груза на сумму 98000. Эти деньги она должна заплатить ИП. 2000 руб. выставила за экспедиторские услуги от своего имени, т.е. это ее выгода. Предоставлены следующие документы:1) акт выполненных услуг между Фирмой «А» и ИП на сумму 98 000,2) Отчет экспедитора от фирмы «А» на нашу фирму на сумму 98 0003) Акт на вознаграждение экспедитора от фирмы «А» на нашу фирму на сумму 2 000В одном из пунктов договора говорится, что доказательством выполнения услуг является товарно-транспортный документ, отчет экспедитора и акт выполненных работ. Нас смущает именно Отчет Экспедитора, предоставленный вместо акта выполненных услуг.

Ответ

Экспедиторы оформляют акт выполненных услуг в части услуг, оказанных собственными силами. Отчет экспедитора - в части посреднических услуг. Поскольку в данной ситуации экспедитор организовывал перевозку, а исполнителем был ИП, составляется отчет.

Как экспедитору отразить в бухучете и при налогообложении доходы и расходы, связанные с оказанием услуг по договору транспортной экспедиции. Экспедитор применяет общую систему налогообложения (Данная рекомендация доступна только в версии для коммерческих организаций)

Ответ на этот вопрос зависит от условий исполнения договора транспортной экспедиции.

Договор транспортной экспедиции является самостоятельным видом договора (). Порядок ведения транспортно-экспедиционной деятельности регулируется и , утвержденными .

Договор транспортной экспедиции может предусматривать два вида обязательств экспедитора:
- экспедитор обязуется оказать услуги, предусмотренные договором, только своими силами;
- экспедитор обязуется обеспечить организацию процесса перевозки груза (в т. ч. с привлечением для исполнения договора сторонних организаций).

В любом случае клиент должен возместить экспедитору понесенные им расходы и выплатить ему вознаграждение. При этом договор транспортной экспедиции признается посредническим только в той части, в которой экспедитор обязуется за вознаграждение и за счет клиента организовать выполнение работ, предусмотренных договором экспедиции. Такой порядок предусмотрен статьи 801, статьи 805 Гражданского кодекса РФ и статьи 5 Закона от 30 июня 2003 г. № 87-ФЗ.

Если по условиям договора экспедитор самостоятельно выполняет все обязательства перед клиентом (перевозит груз, выполняет погрузочно-разгрузочные работы, оформляет таможенные документы и т. п.), то цена договора определяется как единая стоимость услуг экспедитора. В этом случае выручкой от реализации признается вся сумма доходов, полученных экспедитором, а факт оказания услуг подтверждается актом на всю сумму договора.

В бухучете доходы и расходы отразите на дату составления этого акта ( и ПБУ 9/99, ).

Для организаций, которые вправе вести бухучет в упрощенном виде, предусмотрен особый (ч. , ст. 6 Закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ).

При расчете налога на прибыль методом начисления в состав доходов включите выручку от реализации на дату подписания акта (). При кассовом методе - в момент получения оплаты от клиента (или грузополучателя) (). Уменьшите выручку на сумму расходов, связанных с оказанием услуг по договору ().

Реализация работ (услуг) признается объектом обложения НДС (). Поэтому экспедитор должен выставить счет-фактуру (на всю сумму договора или на сумму полученного аванса (частичной оплаты)) ().

Аналогичный порядок бухучета и налогообложения доходов и расходов применяйте, если экспедитор привлекает сторонние организации, но в договоре отражена общая стоимость его услуг. В такой ситуации вся сумма, полученная от заказчика, признается выручкой экспедитора, а все понесенные им затраты (включая оплату услуг сторонних организаций) формируют себестоимость его услуг на общих основаниях (так же как расходы на ГСМ, оплату труда и т. д.). Такие разъяснения содержатся в .

Подробнее об учете доходов и расходов по договору, который предусматривает самостоятельное выполнение работ (оказание услуг) экспедитором, см. .

Пример отражения в бухучете и при налогообложении расчетов по договору транспортной экспедиции. Условиями договора предусмотрено, что экспедитор самостоятельно выполняет все работы и услуги, связанные с перевозкой груза


- перевозка товара;

- хранение товара.

Все услуги «Альфа» оказывает своими силами (перевозит груз собственным транспортом, товар хранит у себя на складе и т. д.).

Стоимость услуг по договору - 47 200 руб. (в т. ч. НДС - 7200 руб.). Себестоимость услуг - 32 000 руб. «Мастер» оплачивает услуги после подписания акта об оказании услуг.

В бухучете «Альфы» расчеты по договору транспортной экспедиции отражены следующим образом.

На дату подписания акта об оказании услуг:

Дебет 62 Кредит 90-1
- 47 200 руб. - отражена выручка от оказания услуг по договору транспортной экспедиции;

Дебет 90-2 Кредит 20
- 32 000 руб. - учтена в составе расходов себестоимость реализованных услуг;


- 7200 руб. - начислен НДС с реализации услуг.

На дату поступления оплаты от «Мастера»:

Дебет 51 Кредит 62
- 47 200 руб. - поступила оплата услуг от «Мастера».

«Альфа» рассчитывает налог на прибыль ежемесячно методом начисления. В доходы бухгалтер включил выручку от реализации в сумме 40 000 руб., в расходы - себестоимость услуг в размере 32 000 руб.

Если по условиям договора экспедитор обязуется организовать процесс перевозки силами сторонних организаций (без своего участия), то фактически он является посредником между клиентом и грузополучателем. Клиент компенсирует ему расходы, связанные с привлечением сторонних организаций, и выплачивает ему вознаграждение. Это следует из статьи 801 Гражданского кодекса РФ.

Если затраты, возмещаемые клиентом, экспедитор не учитывал в расходах в соответствии с условиями договора, то и сумму компенсации этих затрат в доходы включать не нужно ( , НК РФ). В этом случае выручкой от реализации для экспедитора будет только вознаграждение, выплачиваемое клиентом ( , ). Аналогичный вывод содержится в .

Напомним, прежде финансовое ведомство высказывало более жесткую позицию по данному вопросу. Согласно ей расходы на услуги стороннего перевозчика, привлеченного в рамках исполнения договора транспортной экспедиции, вовсе нельзя учитывать при расчете налога на прибыль, если эти затраты компенсируются клиентом ().

В указанном случае организациям целесообразно руководствоваться последними разъяснениями Минфина России ().

На сумму вознаграждения посредник ( , НК РФ, письма Минфина России , п. 1 ст. 9 Закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ). Если договор транспортной экспедиции предусматривает привлечение экспедитором сторонних организаций (т. е. посредническую деятельность), в целях бухучета и налогообложения целесообразно оформить отчет экспедитора.

Пример отражения в бухучете и при налогообложении расчетов по договору транспортной экспедиции. Условиями договора предусмотрено, что экспедитор привлекает сторонние организации для исполнения своих обязательств

ООО «Альфа» занимается транспортно-экспедиционной деятельностью. «Альфа» заключила договор транспортной экспедиции с ООО «Производственная фирма "Мастер"».

Договором предусмотрено оказание следующих услуг:
- перевозка товара;
- погрузочно-разгрузочные работы;
- хранение товара.

Для исполнения своих обязательств по договору «Альфа» привлекла сторонние организации.

Сумма затрат, понесенных «Альфой» на организацию выполнения услуг, связанных с перевозкой груза, составляет 32 000 руб. После подписания отчета об исполнении договора «Мастер» компенсирует «Альфе» все понесенные ею расходы и выплачивает вознаграждение.

Сумма вознаграждения составляет 23 600 руб. (в т. ч. НДС - 3600 руб.). На эту сумму «Альфа» выставила счет-фактуру «Мастеру».

Расчеты по договору транспортной экспедиции бухгалтер «Альфы» отражает на счете 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» по субсчетам:
- «Расчеты по договору транспортной экспедиции»;
- «Расчеты со сторонними организациями».

В учете «Альфы» сделаны следующие записи:

На дату оплаты услуг по перевозке товаров клиента:

Дебет 76 субсчет «Расчеты со сторонними организациями» Кредит 51
- 32 000 руб. - оплачены услуги сторонних организаций;

Дебет 76 субсчет «Расчеты по договору транспортной экспедиции» Кредит 76 субсчет «Расчеты со сторонними организациями»
- 32 000 руб. - отнесена на расчеты с клиентом стоимость перевозки.

На дату подписания отчета об исполнении договора:

Дебет 62 субсчет «Расчеты по договору транспортной экспедиции» Кредит 90-1
- 23 600 руб. - отражено вознаграждение в составе доходов;

Дебет 90-3 Кредит 68 субсчет «Расчеты по НДС»
- 3600 руб. - начислен НДС с суммы вознаграждения.

На дату поступления денежных средств от клиента:

Дебет 51 Кредит 76 субсчет «Расчеты по договору транспортной экспедиции»
- 32 000 руб. - отражено поступление компенсации расходов по договору транспортной экспедиции;

Дебет 51 Кредит 62 субсчет «Расчеты по договору транспортной экспедиции»
- 23 600 руб. - отражено поступление вознаграждения по договору транспортной экспедиции.

«Альфа» рассчитывает налог на прибыль ежемесячно методом начисления. В доходы бухгалтер включил сумму вознаграждения в размере 20 000 руб.

Главбух советует: если в своей деятельности организация оказывает транспортно-экспедиционные услуги по различным договорам - как собственными силами (в т. ч. с привлечением сторонних организаций), так и в качестве посредника, целесообразно вести раздельный учет доходов и расходов от этих операций.

В такой ситуации целесообразно вести раздельный учет доходов и расходов по самостоятельному выполнению работ (оказанию услуг) и привлечению сторонних организаций. Для этого экспедитор может оформлять акт (в части услуг, оказанных собственными силами) и отчет (в части посреднических услуг). Это позволит разграничить суммы, поступающие в качестве вознаграждения экспедитора и возмещения его расходов на привлечение сторонних организаций, от выручки от реализации собственных работ (услуг).

Отчет экспедитора – первичный документ складской логистики, имеющий код по ОКУД 0335022. Отчет нужен для того, чтобы документально подтвердить факт доставки экспедитором какого-либо груза.

ФАЙЛЫ

Бумага предоставляется водителем-экспедитором (который заполняет большинство граф отчета) бухгалтеру. Последний заносит его в соответствующий регистр, а также на основании этого документа формирует последующие отчеты и бумаги.

Кому будет полезна

Отчет будет нужен в том случае, если компания осуществляет доставку клиенту своих (произведенных, купленных) товаров. В последнее время удобство взаимодействия, а также слияния логистических и торговых организаций стало очевидным.

Дополнительная услуга требует документального подтверждения. Однако стоит отметить, что представленная форма МХ-21 – всего лишь рекомендованный для использования бланк. Каждая отдельно взятая фирма вправе сама редактировать, дополнять или убирать отдельные поля и графы. Главное, чтобы эти манипуляции получили достойное подтверждение в учетной политике. Более того, использование именно этой формы не обязательно.

Такое обращение с первичной документацией стало возможным благодаря вышедшему в 2013 году Постановлению Минфина России N ПЗ-10/2012. Он упразднил обязательное поголовное применение форм, оговоренных в альбомах унифицированных форм первичной учетной документации.

Однако в этом виде документа отражены все основные моменты, требующие освещения при осуществлении грузоперевозок.

Составные части отчета

Отчет полностью помещается на одной стороне листа. Однако предусмотрена его печать на двух. При этом на обратной стороне располагаются только подписи проверяющих лиц и печать организации.

Таким образом, водитель, который заполняет бумагу, работает с одной стороны, а все остальные лица – с другой.

Это удобно при проведении проверок, использовании данных и пр.

Шапка отчета экспедитора содержит:

  • Наименование формы. Согласно одному из постановлений Госкомстата, этой бумаге присвоен номер МХ-21. Именно так ее упоминают в официальных нормативах и прописываемых рекомендациях.
  • Справа в отдельной таблице – коды по ОКУД (приведен в начале, сразу внесен в бланк), ОКПО, вид деятельности по ОКДП, вид совершаемой операции.
  • Полное наименование организации, в которой работает отчитывающийся экспедитор, и ее структурного подразделения (если оно есть).
  • Номер бумаги.
  • Дата ее составления.
  • Отчетный период, с какого по какое число осуществлялась доставка перечисленных материальных ценностей.
  • Название «Отчет экспедитора» посередине строки.
  • Фамилия, имя и отчество лица, заполняющего документ (водителя, который осуществлял перевозки и таким образом отчитывается перед бухгалтерией).

Помимо вводной ступени, в бумаге содержится еще и основная. Для удобства данные в ней сгруппированы в виде таблицы. Графы таблицы пронумерованы. В них должна быть внесена важная информация относительно:

  • порядкового номера осуществляемой записи;
  • номера и даты товарного документа (они были приложены к перевозимым товарно-материальным ценностям);
  • названия ценностей, подлежащих перевозке;
  • единиц измерения последних;
  • сколько всего было товара;
  • сколько его отгрузили заказчику;
  • какие наименования были возвращены обратно;
  • какие отклонения в весе были выявлены, возможные излишки и недостачи;
  • потери в пределах норм естественной убыли (показатели, которые вписываются в нормативные характеристики);
  • окончательного результата доставки (сколько всего излишек или недостачи получилось в итоге).

Завершает с 6 по 18 столбцы строчка таблицы «Итого». В нее вносятся данные по всем товарам, перечисленным в основной части.

Если того требуют обстоятельства, количество строк таблицы может быть значительно увеличено. Допустима печать бланка на нескольких страницах. Главное, чтобы все наименования товарно-материальных ценностей были точно перечислены.


После табличного элемента в отчете предусмотрено место для:

  • подписи водителя-экспедитора;
  • подписи того, кто принял отчет (с указанием должности и расшифровкой);
  • подпись того, кто проверил отчет.

Причем последние две позиции требуют указания даты постановки.

Сколько понадобится экземпляров

Особых указаний относительно того, в какой комплектности и сколько экземпляров должно быть, нет. Каждая отдельно взятая организации сама вправе решать этот вопрос.

Обычно отчет распечатывают в единственном экземпляре во избежание путаницы, так как отчеты перед бухгалтерией при поставленном на поток процессе экспедиторы будут предоставлять достаточно часто.

Подавляющее большинство организаций работает по схеме: один рейс — один отчет. Такое взаимодействие является наиболее оптимальным вариантом для оптимизации действий бухгалтерии и службы доставки каких-либо товарно-материальных ценностей.

Частые ошибки при заполнении

Водители по разным причинам могут пропускать отдельные графы, неверно их заполнять. Особенно это касается пунктов со сроками транспортировки (они указываются в начале) и подписью.

Отчет экспедитора – это не документ строгой отчетности, не кассовый ордер. Поэтому к нему в отношении корректировки ошибочных данных применимы самые мягкие меры.

Если произошла ошибка в числе (весе) перевозимого товара, единицах измерения или других графах, то допустимо горизонтальное зачеркивание, верная надпись и словосочетание «Исправленному верить» (рядом с исправлением) с подписью составителя и проверяющего.

Печатный или электронный вид

Допустимо заполнение бумаги в печатном виде. Но удобством формирования ее в компьютерных программах нельзя пренебрегать. Документ по умолчанию доступен для заполнения в 1С Бухгалтерии и 1С Управлении торговлей. В электронном виде автоматически задаются такие параметры, при которых не приходится каждый раз при формировании нового отчета прописывать наименования, коды, реквизиты.

Сколько хранится

Для документов этого типа предусмотрен срок хранения в 5 лет.

При доставке, осуществляемой грузополучателям через транспортную экспедицию компании-производителя, экспедитор по каждому рейсу составляет отчет формы МХ-21. При оказании услуги в рамках договора транспортной экспедиции исполнитель предоставляет клиенту отчет экспедитора о фактически понесенных расходах. Рассмотрим основные аспекты работы с этими документами – в какой форме составляются, назначение и особенности заполнения.

Отчет экспедитора МХ-21

Доставка ТМЦ в адрес заказчика подразумевает ответственность экспедитора за сохранность их в момент перемещения и предоставление отчетности за доставку груза. Такое требование не только правомерно и не противоречит действующему законодательству, но и косвенно подтверждено Госкомстатом, разработавшим и утвердившим Постановлением № 66 от 09.08.1999 г. отчетную форму МХ-21 «Отчет экспедитора».

В то же время, несмотря на наличие стандартизированной формы документа, с 2013 года субъектам предпринимательства не запрещено пользоваться образцом «Отчета экспедитора» в самостоятельно разработанной форме.

Важно! При самостоятельной разработке формы отчета экспедитора, она должна быть утверждена внутренним распорядительным актом, а в формируемом локальном стандарте необходимо предусмотреть:

    все обязательные реквизиты, предусмотренные для документов аналогичного характера;

    максимум информационной составляющей, которая позволит конечному пользователю осуществлять полноценный и достоверный учет ТМЦ на основании указанных сведений.

Данная форма отчетности применяется для формирования эффективного и достоверного учета ТМЦ, доставка которых получателю была осуществлена через экспедицию, организованную производителем. Отчет составляется в необходимом в каждом конкретном случае количестве экземпляров, по факту и на основании результатов доставки ТМЦ грузополучателю.

Отчетом формы МХ-21 экспедитор отчитывается за доставку груза (в данном случае – ТМЦ) получателю перед бухгалтерией своего предприятия. По каждой доставке (рейсу транспортного средства) предусмотрено предоставление отдельного отчета.

Форма МХ-21 относится к категории первичных учетных документов, и чтобы исполнитель мог в соответствии с требованиями правильно сформировать «Отчет экспедитора», образец заполнения документа необходимо утвердить в локальном акте.

Формирование отчета формы МХ-21 проводит непосредственно экспедитор, осуществивший доставку. Документ заверяется подписью материально ответственного лица (в качестве которого выступает экспедитор) и лицом, ответственным за его принятие, проверку и последующую обработку (как правило – бухгалтером по учету ТМЦ).

В заполненном виде «Отчет экспедитора» должен содержать:

    в идентифицирующей части (шапке) документа сведения о наименовании организации и структурного подразделения, информацию по кодам ОКПО и ОКДП, номер и дату формирования документа, указание на отчетный период, данные о материально-ответственном лице – экспедиторе, отвечающем за доставку груза конечному пользователю;

    в информативной (табличной) части документа указывается:

    • его порядковый номер,

      сведения о документе, являющемся основанием для перемещения ТМЦ (его номер и дата),

      перечень ТМЦ, подлежащих передаче получателю (таковым может являться покупатель или иное лицо, обозначенное в условиях договора),

      единица измерения (указывается для каждой позиции, указывается в свободной форме. В отличие от других стандартизированных первичных форм, МХ-21 не требует указания кода единицы измерения, обусловленного классификатором ОКЕИ),

      количество полученных и отгруженных, а также возвращенных ТМЦ;

      учетные отклонения (указываются обнаруженные во время приема-передачи излишки или недостачи ТМЦ),

      потери во время транспортировки в суммовом и количественном выражения (указываются в соответствии с нормами естественной убыли),

      итоговые сведения.

Отчет экспедитора по договору транспортной экспедиции: образец и особенности заполнения

Если во время выполнения рейса экспедитор понес не предусмотренные договором транспортной экспедиции, но понесенные в интересах клиента расходы, заказчик услуг, согласно п. 2 ст. 5 Федерального закона № 87-ФЗ от 30.06.2003 "О транспортно-экспедиционной деятельности" обязан возместить исполнителю понесенные затраты. В таких случаях наряду с общим пакетом документов, предоставляемых по факту выполнения конкретного объема работ, исполнитель представляет заказчику дополнительно «Отчет экспедитора о фактически понесенных расходах», образец которого можно увидеть ниже. С данным видом отчета экспедитор обязан предоставить финансовые документы, подтверждающие расходы, понесенные для выполнения обязательств по договору, на всю сумму, указанную в отчете.

Перечень обязательных документов, предоставляемых по договору оказания экспедиторских услуг, установлен в п. 5 Правил транспортно-экспедиционной деятельности, которые утверждены Постановлением Правительства РФ № 554 от 08.09.06 г. Отчет экспедитора о его расходах в данный перечень документов не входит, однако, в зависимости от характера оказываемых исполнителем транспортно-экспедиционных услуг, в числе условий договора стороны могут предусмотреть обязанность его предоставления в качестве дополнительного отчетного документа.

Отчет о расходах должен включать сведения об экспедиторе, реквизиты договора транспортной экспедиции. Основная часть отчета - таблица, включающая следующие графы:

    название оказанной услуги,

    реквизиты подтверждающих расходы документов,

    единица измерения, применимая к расходу, количество (объем),

    цена за единицу,

    общая сумма расхода (с учетом НДС).

Сумма расходов указывается также прописью, отдельно выделяется НДС. Копии подтверждающих расходы документов прилагаются к отчету и перечисляются в отчете в качестве приложений.

Экспедитор ставит свою подпись и печать. Один экземпляр передается заказчику услуг, а второй остается у исполнителя. Отдельной строкой указывается, что отчет принят без возражений, либо с возражениями клиента (в этом случае клиент должен их перечислить). Клиент ставит свою подпись и печать, указывает дату принятия отчета.

Хотелось бы получить разъяснение по следующему вопросу:Наша организация заключила договор на транспортно-экспедиционные услуги с компанией "А", услуги данные были оказаны. Как оказалось данная компания является комиссионером.Далее мы получаем следующий пакет документов от данной компании "А":1. Счет-фактура выставленная компанией А в наш адрес, в которой как Продавец указана компания "Б" и дано уточнение что данная счет-фактура составлена комиссионером (агентом) компанией "А";2. Счет-фактура выставленная компанией Б в адрес компании А на ту же сумму что и первая счет-фактура;3. Отчет экспедитора (компании А) о фактически понесенных расходах4. Копия акта об оказании услуг, составленный компанией Б для компании А.Вопрос: 1. Какие документы должны попасть в нашу книгу покупок, т.е. кто указывается в качестве Продавца комиссионер или комитент?2. И достаточно ли только отчета экспедитора о фактически понесенных расходах или все таки нужен акт о выполненных услугах, т.к. нам прислали только копию акта выставленного компанией Б в адрес компании А.

1.Вы отражаете счет – фактуру, полученную от экспедитора. При этом в книге покупок Вы отражаете данные поставщика (организация Б).

2. Да, достаточно. Акт о выполненных услугах В такой ситуации не оформляется.



– экспедитор обязуется обеспечить организацию процесса перевозки груза (в т. ч. с привлечением для исполнения договора сторонних организаций).

Если по условиям договора экспедитор самостоятельно выполняет все обязательства перед клиентом (перевозит груз, выполняет погрузочно-разгрузочные работы, оформляет таможенные документы и т. п.), то цена договора определяется как единая стоимость услуг экспедитора. В этом случае выручкой от реализации признается вся сумма доходов, полученных экспедитором, а факт оказания услуг подтверждается актом на всю сумму договора.

пункта 1 статьи 801 Гражданского кодекса РФ.

Как оформить счета-фактуры, журналы учета счетов-фактур, книгу продаж и книгу покупок при посреднических операциях

Услуги по договору транспортной экспедиции*

Экспедиторы, оказывающие услуги по договору транспортной экспедиции, отдельно выставляют клиентам-грузоотправителям счета-фактуры на суммы своего вознаграждения и на стоимость услуг, оказанных третьими лицами (с приложением копий счетов-фактур, выставленных третьими лицами). При этом экспедиторы могут также оформлять сводные счета-фактуры. В сводном счете-фактуре в строках «Продавец», «Адрес», «ИНН/КПП» продавца можно указать собственные данные. То есть данные экспедитора, а не третьих лиц, оказывающих услуги экспедитору.

Счета-фактуры, в том числе сводные, выставляйте заказчику в срок не позднее пяти календарных дней со дня оказания услуги заказчику.

К сводному счету-фактуре приложите копии счетов-фактур от организаций, оказывающих услуги экспедитору (от третьих лиц).

Счета-фактуры на сумму вознаграждения экспедиторы регистрируют в книге продаж. Счета-фактуры, полученные от третьих лиц, зарегистрируйте в части 2 журнала учета счетов-фактур. В книге покупок эти счета-фактуры не регистрируйте. Счета-фактуры, которые выставляете заказчику на стоимость услуг третьих лиц, регистрируйте только в части 1 журнала учета счетов-фактур (без регистрации в книге продаж).

Из ситуации Олега Хорошего, начальника отдела налогообложения прибыли организаций департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России

как экспедитору отразить в бухучете и при налогообложении доходы и расходы, связанные с оказанием услуг по договору транспортной экспедиции. Экспедитор применяет общую систему налогообложения

Ответ на этот вопрос зависит от условий исполнения договора транспортной экспедиции.

Договор транспортной экспедиции является самостоятельным видом договора (гл. 41 ГК РФ). Порядок ведения транспортно-экспедиционной деятельности регулируется Законом от 30 июня 2003 г. № 87-ФЗ и Правилами , утвержденными постановлением Правительства РФ от 8 сентября 2006 г. № 554 .

Договор транспортной экспедиции может предусматривать два вида обязательств экспедитора:
– экспедитор обязуется оказать услуги, предусмотренные договором, только своими силами;
– экспедитор обязуется обеспечить организацию процесса перевозки груза (в т. ч. с привлечением для исполнения договора сторонних организаций).

В любом случае клиент должен возместить экспедитору понесенные им расходы и выплатить ему вознаграждение. При этом договор транспортной экспедиции признается посредническим только в той части, в которой экспедитор обязуется за вознаграждение и за счет клиента организовать выполнение работ, предусмотренных договором экспедиции. Такой порядок предусмотрен пунктом 1 статьи 801, абзацем 1 статьи 805 Гражданского кодекса РФ и статьи 5 Закона от 30 июня 2003 г. № 87-ФЗ.

Если по условиям договора экспедитор самостоятельно выполняет все обязательства перед клиентом (перевозит груз, выполняет погрузочно-разгрузочные работы, оформляет таможенные документы и т. п.), то цена договора определяется как единая стоимость услуг экспедитора. В этом случае выручкой от реализации признается вся сумма доходов, полученных экспедитором, а факт оказания услуг подтверждается актом на всю сумму договора.*

В бухучете доходы и расходы отразите на дату составления этого акта (подп. «г» п. 12 и п. 13 ПБУ 9/99, п. 18 ПБУ 10/99).

Для организаций, которые вправе вести бухучет в упрощенном виде, предусмотрен особый порядок учета доходов и расходов (ч. , ст. 6 Закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ).

При расчете налога на прибыль методом начисления в состав доходов включите выручку от реализации на дату подписания акта (п. 1 ст. 249 НК РФ). При кассовом методе – в момент получения оплаты от клиента (или грузополучателя) (). Уменьшите выручку на сумму расходов, связанных с оказанием услуг по договору ().

Реализация работ (услуг) признается объектом обложения НДС (подп. 1 п. 1 ст. 146 НК РФ). Поэтому экспедитор должен выставить счет-фактуру (на всю сумму договора или на сумму полученного аванса (частичной оплаты)) (п. 3 ст. 169 НК РФ).

Аналогичный порядок бухучета и налогообложения доходов и расходов применяйте, если экспедитор привлекает сторонние организации, но в договоре отражена общая стоимость его услуг. В такой ситуации вся сумма, полученная от заказчика, признается выручкой экспедитора, а все понесенные им затраты (включая оплату услуг сторонних организаций) формируют себестоимость его услуг на общих основаниях (так же как расходы на ГСМ, оплату труда и т. д.). Такие разъяснения содержатся в письме Минфина России от 16 февраля 2009 г. № 03-03-06/1/65 .

Подробнее об учете доходов и расходов по договору, который предусматривает самостоятельное выполнение работ (оказание услуг) экспедитором, см. Как отразить в бухучете и при налогообложении реализацию работ (услуг) .

Если по условиям договора экспедитор обязуется организовать процесс перевозки силами сторонних организаций (без своего участия), то фактически он является посредником между клиентом и грузополучателем. Клиент компенсирует ему расходы, связанные с привлечением сторонних организаций, и выплачивает ему вознаграждение. Это следует из пункта 1 статьи 801 Гражданского кодекса РФ.*

Если затраты, возмещаемые клиентом, экспедитор не учитывал в расходах в соответствии с условиями договора, то и сумму компенсации этих затрат в доходы включать не нужно ( ,